Гонки на оленьих упряжках
Фото В. Кузнецова
СААМСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ,
определены на первом саамском собрании, открывшемся 06.02.1917 в Тронхейме: Саамский национальный день — 6 февраля (кольские саамы участвуют в праздновании С. н. д. с 1992), День принятия саамского флага и рождения автора текста национального гимна саамов Исака Сабы — 15 августа, День учреждения Союза саамов — 18 августа. Кроме того, на Кольском Севере существую следующие С. н. п.:
Медвежьи игрища. В старину у лопарей (саамов) существовал культ медведя, и особый, медвежий праздник, который затем забылся, оставшись в преданиях. Возрожден в декабре 1996 Национальным культурным центром с. Ловозеро.
Районный Праздник Севера. В 1928 впервые в с. Ловозеро были утроены оленьи бега. Участвовало 14 упряжек. 10.03.1929 состоялись первые соревнования оленьих упряжек в Мурманске. В 1934 ловозерцы подхватили инициативу мурманчан и стали проводить районный Праздник Севера. Главное место отводится гонкам на оленьих упряжках, в которых участвуют и мужчины, и женщины. Дистанции 1600 и 3200 м.
День саамского слова. Проводится с 1989 в рамках Дней славянской письменности и культуры.
Фестиваль саамской музыки — проводится ежегодно с 1996 в г. Оленегорск.
Летние саамские игры (с 1996) — народное гулянье на оз. Поповское близ с. Ловозеро. Проходят выступления саамских этнографических коллективов, проводятся соревнования по стрельбе из арбалета, прыжкам через нарты, гребле на лодках, саамский футбол с участием как мужских, так и женских команд.
Лит.: 425 лет — хроника событий // Ловозерская правда. 1999. 11 июня; Антонова А. Саамские игры // Ловозерская правда. 1986. 19 июля.
|
Танцы. Ловозеро |
В с. Ловозеро ежегодно проводятся национальные праздники саами, пользующиеся большой популярностью, и собирающие гостей, как из России, так и из ближнего и дальнего зарубежья. Традиционно в программу мероприятий входят концертные программы национальных коллективов района и области, соревнования по национальным видам спорта (гонки на оленьих и собачьих упряжках, лыжные гонки, стрельба из арбалета и лука, метание аркана и копья, прыжки через нарты, саамский футбол, бег, гребля на весельной лодке), работают мастер-классы по декоративно-прикладным ремеслам.
Медвежьи игрища.
В старину у лопарей (саамов) существовал культ медведя, и особый, медвежий праздник, который затем забылся, оставшись в преданиях. Возрожден в декабре 1996 года Национальным культурным центром с. Ловозеро.
Традиционный районный Праздник Севера и День оленевода.
В 1928 году впервые в с. Ловозеро были устроены оленьи бега. Участвовало 14 упряжек. 10.03.1929 состоялись первые соревнования оленьих упряжек в Мурманске. В 1934 году ловозерцы подхватили инициативу мурманчан и стали проводить районный Праздник Севера. Главное место отводится гонкам на оленьих упряжках, в которых участвуют и мужчины, и женщины. Дистанции 1600 и 3200 м.
Летние саамские игры
Народное гулянье на оз.Поповское близ с.Ловозеро. Проходят выступления саамских этнографических коллективов, проводятся соревнования по стрельбе из арбалета, прыжкам через нарты, гребле на лодках, саамский футбол с участием как мужских, так и женских команд. Проводится с 1996 года.
В 1985 году инициатором возрождения Саамских национальных игр стала советская и российская саамская писательница и исследователь саамского фольклора Александра Андреевна Антонова. Программа форума была составлена Антоновой с учётом особенностей традиционных саамских промыслов — оленеводства, рыболовства и охоты.
Каждый год 6 февраля отмечается День саамского народа (Saamelaisten kansallispäivä) или Международный день саамов. Этот праздник посвящен культуре и традициям саамов и отмечается в таких странах, как Норвегия, Швеция, Финляндия и Российская Федерация.
Саамы (самоназвание), саами, лопари — народ в Норвегии, насчитывающий примерно 40 тысяч человек, в Швеции — 18 тысяч человек, в Финляндии — 4 тысячи человек, в Российской Федерации (на Кольском полуострове) — 2 тысячи человек.
Дата празднования Дня саамского народа выбрана в связи с тем, что 6 февраля 1917 года в Тронхейме (Норвегия) состоялось первое собрание саамов, на котором рассматривались вопросы объединения саамов северных стран (Швеция, Норвегия, Великое княжество Финляндское) и их сотрудничества через границы. В последующие годы взаимодействие между саамами разных стран укреплялось. В 1956 году был создан Союз Саамов, который представлял интересы саамов северных стран. Ежегодно проводилась Саамская конференция с участие членов Союза.
В 1986 году на ней были утверждены официальные символы народа: национальные саамские флаг и гимн. В 1992 году на XV-й Саамской конференции, прошедшей в Хельсинки, было принято решение объявить дату первого съезда саамов 1917 года национальным днем саамов.
У саамов сохраняется вера в духов — хозяев озер и рек. Существует почитание священных камней (утесов, крупных валунов), связанное с покровительством промыслам и почитанием предков. До начала 20 века в каждой семье хранились божки — завернутые в материю камешки.
Саамы также поклонялись сейдам. Это очень интересное понятие. Сейдом может быть пень, каменная конструкция (в том числе созданная человеком), и даже просто растущий на скале мох. Самый известный саамский сейд — как раз и является ничем иным как мхом. Некоторые из сейдов имеют собственные названия.
Если углубляться в сам термин, то сейд — это дух, живущий в каком-то определенном месте. То есть это не сама коряга, камень, или скала, заросшая мхом, а непосредственно дух, живущий в этой самой коряге, камне или скале. Им приносились жертвоприношения.
У саамов имелись служители культа (нойда, нойд, кебун), выполнявшие функции шамана, жреца и колдуна. При камлании они использовали бубен (каннус, кобдас) или специальный пояс (почень).
Саамская мифология близка к финской. К древнейшим пластам саамской мифологии относят цикл мифов о небесном сватовстве: солнце Пейве (мужской персонаж) сватает своему сыну Пейвельке дочь луны, но получает отказ. Тогда начинается борьба стихий: на стороне солнца выступают земля и горы, домашние животные, олени, птицы, на стороне луны — вода, тень, загробный мир, сполохи (северное сияние), дикие звери. Космическую борьбу прекращает полуночный старик в облике моржа (возможно, инкарнация высшего божества), спускающий на землю ночь. Луна, наконец, вступает в брак. С оленеводством связан цикл мифов о Мяндаше, тотемическом первопредке.
Состав пантеона различался у разных групп саамов, особенно у восточных и западных. Образ бога Юбмела (Ииммела, Ибмела) в некоторых мифах заменен представлением о боге-отце Радьен-атче и боге-сыне Радь-ен кьедде. Отец в одном из мифов поручает творение мира сыну, а тот перепоручает его богине земли Маддер акке (Мадератье), которая выступает иногда супругой небесного бога Мадератча. Эти боги участвуют в космическом цикле рождения человека.
Фольклор саамов включает сказки (майнс) для детей: о Тале — глупом людоеде, о равках — вурдалаках, о чаклях — карликах. Распространены сказки-легенды о явлениях и объектах природы, мифы (ловта), например, об олене-человеке Мяндаше. Исторические предания сакки повествуют о войнах, примечательных горах, водных объектах.
Празднование Дня саамов в каждой стране проходит по разному. Но, как правило, официальные праздничные мероприятия в этот день включают поднятие саамского флага над мэрий или ратушей, исполнение саамского гимна«Sámi soga lávllaat», проведение для детей и школьников уроков и выставок на тему саамской культуры и истории. Еще в этот день традиционно устраиваются праздничные застолья.
From Wikipedia, the free encyclopedia
Day of the Sámi People | |
---|---|
Sámi flag |
|
Also called | Sámi National Day, Sixth of February |
Observed by | Sámi |
Type | Ethnic |
Significance | Celebrating the first international Sámi conference in Trondheim, Norway, February 6, 1917. |
Celebrations | Wearing national garment, attending concerts and culture events, eating national food, displaying flags |
Date | February 6 |
Frequency | annual |
Related to | Sápmi |
Sámi musical event in Oslo, Sámi National Day 2012
The Sámi National Day[a] is an ethnic national day for the Sámi (Saami) people that falls on February 6, the date when the first Sámi congress was held in 1917 in Trondheim, Norway.[1] The congress was the first time that Norwegian and Swedish Sámi came together across national borders to work on finding solutions to common problems.
In 1992,[1] at the 15th Sámi Conference in Helsinki, Finland, a resolution was passed that Sámi National Day should be celebrated on February 6 to commemorate the first Sámi congress in 1917. Sami National Day is for all Sámi, regardless of where they live and on that day the Sámi flag should be flown and the Sámi anthem is sung in the local Sámi language. The first time Sami National Day was celebrated was in 1993,[1] when the International Year of Indigenous People was proclaimed open in Jokkmokk, Sweden by the United Nations.
Since then, celebrating the day has become increasingly popular. In Norway it is compulsory for municipal administrative buildings to fly the Norwegian flag, and optionally also the Sami flag, on February 6. Particularly notable is the celebration in Norway’s capital Oslo, where the bells in the highest tower of Oslo City Hall play the Sami national anthem as the flags go up.[2] Some larger places have taken to arranging festivities also in the week around the Sami National Day. The National Day has been included in the almanacs published by the University of Helsinki since 2004.[3] The Norwegian, Swedish and Finnish authorities recommend general flagging on the day.[3]
By coincidence, February 6[4] was also the date representatives of the Sámi of the Kola Peninsula gathered annually to meet with Russian bureaucrats to debate and decide on issues of relevance to them. This assembly, called the Kola Sobbar, has been dubbed the «first Sámi Parliament» by the researcher Johan Albert Kalstad. However, the founding of the Kola Sobbar did not influence the choice of the date for Sámi People’s Day, as the assembly existed only during the late 1800s and was largely forgotten until the early 2000s.[5]
See also[edit]
- Sámi anthem
- Sámi culture
- Waitangi Day
Notes[edit]
- ^ Northern Sami: Sámi álbmotbeaivi, Inari Sami: Säämi aalmugpeivi, Skolt Sami: Saaʹmi meersažpeiʹvv, Southern Sami: Saemiej åålmegebiejjie, Norwegian: Samenes nasjonaldag, Swedish: Samernas nationaldag, Finnish: Saamelaisten kansallispäivä
References[edit]
- ^ a b c «The Sami People’s Day celebrated Friday». The Norway Post. February 6, 2009. Archived from the original on March 3, 2013. Retrieved February 7, 2009.
- ^ Aslaksen, Eilif (February 4, 2009). «Dette skjer på nasjonaldagen» [This Happens on National Day]. NRK (in Norwegian). Archived from the original on February 22, 2013.
- ^ a b «Saamelaisten kansallispäivä 6.2». Sámediggi (in Finnish). October 24, 2013. Archived from the original on March 4, 2016. Retrieved February 6, 2022.
- ^ The first Kola Sobbar meeting was on January 25, 1868 O.S., which correlates to February 6 N.S.
- ^ Kalstad, Johan Albert. Дорогой надежд: политика Российского государства и положение саамского народа в России (1864–2003) [Costly expectations: The policy of the Russian state and the situation of the Sámi people in Russia (1864–2003)] (in Russian). Murmask, Russia: Мурманское книж. изд-во. ISBN 978-5-85510-328-1.
External links[edit]
Media related to Sami National Day at Wikimedia Commons
From Wikipedia, the free encyclopedia
Day of the Sámi People | |
---|---|
Sámi flag |
|
Also called | Sámi National Day, Sixth of February |
Observed by | Sámi |
Type | Ethnic |
Significance | Celebrating the first international Sámi conference in Trondheim, Norway, February 6, 1917. |
Celebrations | Wearing national garment, attending concerts and culture events, eating national food, displaying flags |
Date | February 6 |
Frequency | annual |
Related to | Sápmi |
Sámi musical event in Oslo, Sámi National Day 2012
The Sámi National Day[a] is an ethnic national day for the Sámi (Saami) people that falls on February 6, the date when the first Sámi congress was held in 1917 in Trondheim, Norway.[1] The congress was the first time that Norwegian and Swedish Sámi came together across national borders to work on finding solutions to common problems.
In 1992,[1] at the 15th Sámi Conference in Helsinki, Finland, a resolution was passed that Sámi National Day should be celebrated on February 6 to commemorate the first Sámi congress in 1917. Sami National Day is for all Sámi, regardless of where they live and on that day the Sámi flag should be flown and the Sámi anthem is sung in the local Sámi language. The first time Sami National Day was celebrated was in 1993,[1] when the International Year of Indigenous People was proclaimed open in Jokkmokk, Sweden by the United Nations.
Since then, celebrating the day has become increasingly popular. In Norway it is compulsory for municipal administrative buildings to fly the Norwegian flag, and optionally also the Sami flag, on February 6. Particularly notable is the celebration in Norway’s capital Oslo, where the bells in the highest tower of Oslo City Hall play the Sami national anthem as the flags go up.[2] Some larger places have taken to arranging festivities also in the week around the Sami National Day. The National Day has been included in the almanacs published by the University of Helsinki since 2004.[3] The Norwegian, Swedish and Finnish authorities recommend general flagging on the day.[3]
By coincidence, February 6[4] was also the date representatives of the Sámi of the Kola Peninsula gathered annually to meet with Russian bureaucrats to debate and decide on issues of relevance to them. This assembly, called the Kola Sobbar, has been dubbed the «first Sámi Parliament» by the researcher Johan Albert Kalstad. However, the founding of the Kola Sobbar did not influence the choice of the date for Sámi People’s Day, as the assembly existed only during the late 1800s and was largely forgotten until the early 2000s.[5]
See also[edit]
- Sámi anthem
- Sámi culture
- Waitangi Day
Notes[edit]
- ^ Northern Sami: Sámi álbmotbeaivi, Inari Sami: Säämi aalmugpeivi, Skolt Sami: Saaʹmi meersažpeiʹvv, Southern Sami: Saemiej åålmegebiejjie, Norwegian: Samenes nasjonaldag, Swedish: Samernas nationaldag, Finnish: Saamelaisten kansallispäivä
References[edit]
- ^ a b c «The Sami People’s Day celebrated Friday». The Norway Post. February 6, 2009. Archived from the original on March 3, 2013. Retrieved February 7, 2009.
- ^ Aslaksen, Eilif (February 4, 2009). «Dette skjer på nasjonaldagen» [This Happens on National Day]. NRK (in Norwegian). Archived from the original on February 22, 2013.
- ^ a b «Saamelaisten kansallispäivä 6.2». Sámediggi (in Finnish). October 24, 2013. Archived from the original on March 4, 2016. Retrieved February 6, 2022.
- ^ The first Kola Sobbar meeting was on January 25, 1868 O.S., which correlates to February 6 N.S.
- ^ Kalstad, Johan Albert. Дорогой надежд: политика Российского государства и положение саамского народа в России (1864–2003) [Costly expectations: The policy of the Russian state and the situation of the Sámi people in Russia (1864–2003)] (in Russian). Murmask, Russia: Мурманское книж. изд-во. ISBN 978-5-85510-328-1.
External links[edit]
Media related to Sami National Day at Wikimedia Commons
Традиции саамов и культура лапландцев складывались тысячелетиями, и в целом они основаны на мифах, легендах и сказаниях, так как лапландцы – люди, свято чтущие традиции предков. Веками они жили в гармонии и согласии с природой, и это не могло не отложить на их жизнь и на их быт свой неповторимый отпечаток.
Содержание:
- 1 Занятия лапландцев
- 2 Национальная кухня
- 3 Верования и религия саамов
- 3.1 Религиозные пережитки
- 4 Культура: обычаи и обряды лапландцев
- 5 Саамские языки
- 5.1 Распространение саамских языков
- 6 Возрождение нации: саамы в наши дни
- 6.1 Известные саамы
- 7 Саамская литература
- 7.1 Саамы в художественной литературе
- 7.2 Фильмы о саамах
- 8 Лапландский Дед Мороз
- 9 Правовое положение саамов
- 10 Саамы в России
- 10.1 Расселение и численность российских саамов
- 11 Социальная организация лапландцев
- 12 Спорт у лапландцев
- 13 Несколько слов о загадочной Лапландии (lapland)
- 14 Города и горнолыжные курорты Лапландии
- 14.1 Наибольшей популярностью пользуются зимние лапландские курорты
- 15 Достопримечательности Лапландии
- 16 Если вы решили посетить Лапландию:
- 16.1 Природа и климат в этих местах
- 17 Где живет лапландский Дед Мороз?
- 17.1 Как к нему добраться
- 17.2 Отели и проживание рядом с лапландским Санта Клаусом
- 17.3 Что привезти на память из страны Лапландии
- 18 Отзывы о Лапландии самостоятельных путешественников
Занятия лапландцев
Испокон веков лапландские мужчины были непревзойденными оленеводами, а женщины – искусными мастерицами плетения. Их изделия, выполненные на небольшом ткацком станке, отличаются красотой и высоким качеством. Второе древнее увлечение лапландцев – изготовление оловянных изделий для украшения оленьих уздечек и бубнов шаманов. Они приноровились делать очень тонкую оловянную проволоку, из которой потом получались филигранные украшения.
Резьба по кости, рогу и древесине – еще один вид занятий, в которых саамы стали подлинными мастерами. Из сосны и березы они вырезали сани, лыжи, ковши, чаши и множество других предметов, крайне необходимых в быту.
Национальная кухня
Основу национальной кухни лапландцев составляла оленина, приготовленная различными способами. В летние месяцы рацион пополнялся блюдами из свежей рыбы, которую варили, жарили, вялили, солили и запекали в тесте. Фирменным рыбным деликатесом была отварная размятая рыбу с морошкой и рыбьим жиром, поджаренная кусочками на палочках на костре.
Кстати: несмотря на то, что рыба, как мы знаем, использовалась в пищу и поймать ее — был определенный труд, пойманную крупную «Царь-рыбу» рыбаки должны были отпустить на волю, иначе они могли быть наказаны: так считалось в народе.
Растительная пища у лапландцев была не столь популярна. Кроме картофеля и лука, они использовали еще и ржаную муку, сосновую кору и крупы. Популярны были только ягоды, которые летом собирались впрок.
Верования и религия саамов
Исконная религия лапландцев – шаманизм. Они издревле почитали духов, которые были олицетворением различных промыслов или природных явлений. Особо развит был промысловый культ, определяющий основные виды их хозяйства. Духи оленеводства, рыболовства и охоты были преобладающими у лапландцев. А в древние времена у лопарей, как и у многих других народов Севера, существовал культ медведя. Существовал даже праздник под названием «медвежьи игрища»: некий ритуал охоты на медведя и поедания затем его мяса. Но в последствии, когда основным занятием стало оленеводство, лапландцы об этом празднике забыли.
А вот оленьи бега сохранились и дошли до наших дней. В наши дни проводятся в формате районного Праздника Севера. Бега проводятся на 1600 и 3200 метров, участие в них могут принимать как мужчины, так и женщины.
Также у этого народа был сильно развит и культ предков, чем саамы отличались от других североазиатских народов, у которых такой культ отсутствовал.
Религиозные пережитки
Современные лапландцы в большинстве своем являются христианами, западные — преимущественно, лютеране, а российские – православные. Но несмотря на принудительную «христианизацию», саамы в душе остались верны шаманизму и вере в духов. Осталось также почитание сейдов – священных мест, представляющих собой каменные сооружения, где приносились жертвы для помощи на промысле.
Культура: обычаи и обряды лапландцев
Интересен свадебный обычай у лапландцев. Невесту для своего сына выбирали родители во время ежегодного праздничного собрания сийтов (погостов), после чего играли свадьбу. Молодые должны были сразу съехать от родителей и жить самостоятельно. Исключением могло служить только то, — если у родителей был всего один сын, или же оставался один из сыновей, еще не создавший собственную семью. В этом случае, юноша обязательно должен был оставаться с родителями до конца их дней.
Саамские языки
Язык саамов входит в финно-угорскую ветвь уральской языковой группы, но находится там на особом положении. Лингвисты утверждают, что треть лексики саамского языка не соответствует этой группе. Существует две основные группы диалектов: западные и восточные, а всего в мире насчитывается 55 саамских диалектов.
Саамский алфавит в России основан на кириллице, а в других странах — на латинице. В СССР изначально тоже хотели составить для лопарей алфавит на латинской основе, чтобы он был унифицирован с алфавитами других лапландцев, и в 1931 году он был разработан и утвержден. Но затем от этой идеи отказались, и в 1937 году был принят новый саамский алфавит на основе алфавита русского языка. Это было обусловлено необходимостью обеспечить в процессе обучения связь саамского языка с русским. Но этот проект до конца реализован не был. С использованием нового алфавита была издана всего одна книга – букварь, после чего развитие саамского языка в СССР было приостановлено. Вернулись к этому вопросу лишь в 1982 году, когда был составлен и принят новый алфавит, которым сейчас и пользуются.
Распространение саамских языков
Саамский язык-основа перестал существовать уже много веков назад. Он распался на множество диалектов, разделенных на две основные группы: западную (языки на территории Норвегии, Швеции и части Финляндии) и восточную (часть языков Финляндии и языки на территории России).
Но между ними за сотни лет возникли настолько принципиальные различия, что общение между представителями этих групп стало проблематичным ввиду практически полного непонимания ими друг друга. Поэтому большинство западных языковедов считают, что эти бывшие диалекты стали практически отдельными самостоятельными языками. И таких языков (диалектов) на сегодняшний день десять.
В Норвегии и Швеции саамскому языку был присвоен статус второго государственного, в России такого статуса нет. Язык саамские дети изучают в школах, и то лишь в начальных классах и только в местах их проживания.
Возрождение нации: саамы в наши дни
Началом возрождения саамской нации можно считать 6 февраля 1917 года, когда в норвежском городе Тотенхем состоялась первое собрание представителей саамов северных стран. Этот же день считается Международным днем саамов, их ежегодно отмечаемым национальным праздником, официально утвержденным в 1992 году на XV Саамской конференции.
Известные саамы
Среди тех лапландцев, которые выбрали городскую жизнь вместо кочевой, есть много известных людей. Одной из самых известных представительниц саамов является знаменитая актриса Рене Зельвегер – лауреат премии «Оскар» и обладательница многих других наград. Ее мама имеет саамские корни, давшие девушке необычную внешность, принесшей ей мировую известность.
Первый председатель комиссии ООН по вопросам коренных народов Уле Хенрих Магга – саам. Одна из бывших министров рыбного хозяйства Норвегии Хельга Педерсен – саам. Норвежская певица Мари Бойне Персен – тоже саам, сочетающая в своем творчестве народную саамскую музыку, джаз и рок. Есть представители этого народа и в науке, так, знаменитый шведский ботаник Ларс Леви Лестадиус – тоже выходец из саамов.
Саамская литература
Это произведения, написанные на саамских языках. В основу литературы положен самобытный саамский фольклор, собранный и обработанный в начале XX века известным финским филологом и фольклористом Антти Аматусом Аарне. Он систематизировал саамские сказания о колдунах и волшебниках, а также тексты йойков – традиционных лапландских песнопений, тоже основанных на сценах из саамских сказок и древних легенд.
Что касается современной саамской литературы, то кроме произведений, написанных на саамских языках, специалисты выделяют еще и произведения писателей саамского происхождения, вне зависимости от языка, на котором они были написаны. Но и те, и другие направлены на достижение одной цели: знакомства читателей с жизнью, историей и культурой саамского народа.
Саамы в художественной литературе
- Лапландцы нередко и сами становились героями художественных произведений. Так, к примеру, в «Снежной королеве» Г.Х. Андерсена, Герда, отправившись спасать Кея, едет в Лапландию на северном олене и гостит у лапландки.
- В Советском Союзе был выпущен мультфильм «Сампо из Лапландии», снятый по сказке «Сампо-лопарёнок» финского писателя Закариаса Топелиуса.
- Русский писатель С.Н. Дурылин в своей книге «За полуночным солнцем. По Лапландии пешком и на лодке» рассказывает о жизни лопарей, которую он лично наблюдал во время путешествия по Лапландии.
Андрей Буторин, современный российский писатель-фантаст, создал целую трилогию о саамском племени, выжившем после ядерной войны.
Фильмы о саамах
Кинематограф тоже не обошел лапландцев стороной. На экраны вышло несколько картин, так или иначе связанных с саамами:
- «Проводник» — картина норвежского режиссера Нильса Гаупа, основанная на древней саамской легенде. Главные роли в нем исполнили актеры, говорящие на саамском языке. Фильм был номинирован на «Оскара».
- «Восстание в Каутокейно» — еще одна норвежская картина, снятая по реальным событиям 1850 годов, о борьбе саамских оленеводов с алкогольной мафией. Одну из главных ролей исполнила финская актриса саамского происхождения – Анни-Кристина Юусо.
- Эта же актриса снялась в главной роли и в российском фильме «Кукушка»: так называли финских снайперов и так же переводилось с саамского имя и самой главной героини картины.
Лапландский Дед Мороз
Но самым известным в мире лапландским персонажем является, конечно, Йолопукки: так финские саамы называют своего Деда Мороза. Он, конечно, не только их, а и всех финнов, но поскольку живет он на горе Корватунтури в Лапландии, но саамы считают его исключительно своим.
При этом настоящего саамского Деда Мороза зовут Мунь Каллсы. В угоду католикам он надел красный колпак и кафтан, но, по сути, — остался лесным духом, всегда выручающим заблудившихся в зимних чаще саамов.
Правовое положение саамов
Начиная с XIX века и до Второй Мировой войны, права саамов в местах их проживания были серьезно ущемлены. Основой национальной политики, особенно в скандинавских странах, была идеология ассимиляции саамов и лишение их своей первобытности и идентичности. В результате народность лопари была поставлена на грань исчезновения.
Изменение политики в отношении коренных народов произошло только в 1948 году, когда ООН приняла Конвенцию по правам человека, предписывающую принцип универсального права каждой личности. Было признано право этнических групп на национальную идентификацию.
Впоследствии во всех странах проживания саамов были приняты законы и решения, прописывающие правовое положение саамов. Так, параграф 14 Конституции Финляндии признает саамов коренной народностью, которая имеет право использовать свой родной язык при общении с властями.
В Швеции утвердили закон, регулирующий деятельность саамского парламента и признающий, что он является государственным органом и должен восприниматься как административный орган государства.
Король Норвегии Харальд V сказал, что: «Государство Норвегия образовано на территориях двух народов – норвежцев и саамов», а парламент закрепил права саамов в конституции и ряде законов. К тому же, саамский язык признан в Норвегии официальным языком.
В российской правовой системе есть ряд законов, защищающих духовные и материальные интересы саамов, но, к сожалению, многие из них не имеют механизмов должного обеспечения защиты их культуры. Статус саамов как коренного народа закреплён лишь в Уставе Мурманской области, то есть на территории их проживания.
Саамы в России
Российские саамы представляют собой совершенно самостоятельную этнографическую группу, которую называют Кольскими саамами. Они относятся к так называемому четвертому типу хозяйства – комплексно-промысловому, сочетающему кочевой, полукочевой и оседлый образ жизни, оленеводство, охоту и рыбную ловлю.
Попав еще в XII веке под влияние Великого Новгорода, а в дальнейшем — Московского государства, кольские саамы стали православными. Но, несмотря на это, — на Руси все считали саамов шаманами и предсказателями.
Расселение и численность российских саамов
Российские саамы проживают в Мурманской области, преимущественно на Кольском полуострове. Их численность за последние сто лет практически не изменилась: – 1800 человек в 1897 году и 1770 человек в 2010 году.
Столицей российских лопарей считается село Ловозеро, ведущее свою историю с древнейших времен. Расположено оно в центре Кольского полуострова. Сейчас там проживает 860 представителей этой народности. Вторым населенным пунктом по количеству проживающих в нем лопарей считается село Ревда – 144 человека, третьим город Мурманск – 137 человек.
Социальная организация лапландцев
Несмотря на то, что у саамов как таковых нет государства, у них есть свой флаг и гимн. Национальный флаг в цветах традиционной верхней одежды Гакти (красном, синем, зелёном и жёлтом) и кругом в центре, символизирующем солнце и луну, был утверждён в 1986 году на Конференции северных саамов. Тогда же приняли и их Национальный гимн.
Спорт у лапландцев
Самым известным и популярным видом спорта у лапландцев считается саамский футбол, который является неотъемлемой частью их самобытной культуры. И это неудивительно, потому что с обычным футболом у лапландского не очень много общего. Смысл саамской игры такой же: кто больше закатит мячей в ворота противника, тот и победил. Именно закатит, потому что влетевший в ворота мяч не засчитывается. Играют две команды по пять человек, все игроки – исключительно представительницы прекрасного пола, одетые вместо спортивной формы в длинные национальные сарафаны.
Вместо привычного футбольного поля с ровной зеленой травой – обычное поле с кочками и ямами или большая лесная поляна, совершенно не приспособленная для футбольных баталий. Вместо ворот – две воткнутые в землю палки. Да и мяч, который катают девушки, сильно отличается от привычного футбольного.
Саамский футбольный мяч сшит из оленьей шкуры, набит волосами и вес его равен примерно 5 кг. А чтобы усложнить девушкам задачу, перед игрой его еще и смачивают водой.
Впрочем, есть у лапландцев и своя обычная футбольная команда – саамская сборная, в которую входят игроки со всех четырех стран, которые занимает Лапландия. Но эта сборная не является членом ФИФА, поэтому не принимает участия в официальных соревнованиях. При этом, на чемпионате мира среди непризнанных сборных в 2006 году сборная саамов стала победителем.
Несколько слов о загадочной Лапландии (lapland)
Лапландия – самая загадочная и необычная страна в мире. Здесь находится самый северный город Швеции — Кируна (Kiruna), самая высокая гора — Кебнекайсе (Kebnekaise) и самое глубокое озеро — Хурнаван (Hornavan).
В шведской части Лапландии есть отель, который каждый год выстраивается заново. Дело в том, что этот отель изо льда, поэтому каждую весну он тает и стекает в протекающую по близости речку Турне, а перед следующим зимним сезоном его снова строят.
В финской Лапландии есть единственный в мире музей мытья золота, где каждый желающий может попробовать себя в роли золотоискателя, потому что этот музей интерактивный. Хотя в этой части Финляндии есть и настоящие профессиональные золотоискатели.
Лапландия – страна оленей, количество этих животных примерно равно количеству и самих лапландцев. А если с высоты птичьего полета смотреть на столицу Лапландии город Рованиеми (Rovaniemi), то можно увидеть оленьи рога, образованные необычным расположением улиц города.
А еще в Лапландии очень длинная зима, она длится с октября по май, поэтому деревья там растут очень медленно, но живут очень долго. Здесь нередко встречаются сосны, которым по 200-300 лет, и даже есть одна долгожительница, растущая в Инаре, которой почти 530 лет.
Города и горнолыжные курорты Лапландии
Ни длинная зима, ни крепкие морозы не пугают многочисленных туристов. В прошлом году их количество составило около 3 млн человек, и это только те, кто регистрировался в отелях. Местное поверье гласит, что
всякий человек, приезжающий на эту землю с чистым сердцем и благими намерениями, получит от Лапландии много больше – прекрасное здоровье, отличное настроение и неизгладимые впечатления, которые останутся в памяти на долгие годы.
Лапландцы привлекают гостей и путешественников в свои края разносторонними возможностями зимнего отдыха, хорошим сервисом и национальной экзотикой. Туристам предлагаются всевозможные сафари, множество экскурсий и другие интересные программы, включая игру в зимний гольф. А еще здесь находится около 75 горнолыжных курортов, не уступающих по уровню даже Альпийским.
Наибольшей популярностью пользуются зимние лапландские курорты
Юлляс, Луосто, Рука, Леви, Пюхя, Саариселька, Оунасваара и Паллас. Стараясь ни в чем не уступать своим известным мировым конкурентам, лапландцы постарались организовать высочайший уровень сервиса. Все склоны круглосуточно поддерживаются в рабочем состоянии и подсвечиваются в вечернее время, подъемники работают четко, как часы, не допуская ни единого сбоя и обеспечивая бесперебойный подъем туристов. В Лапландии не нужно долго стоять у подъемников, ожидая, когда подойдет твоя очередь.
Туристы, приезжающие в Лапландию, очень любят посещать ее столицу – Рованиеми, где, кроме осмотра достопримечательностей, можно заняться и активным отдыхом. В городе Кеми есть огромный снежный дворец, не имеющий аналогов в Европе. И его можно не только посмотреть, но и пожить в нем некоторое время, зимой, разумеется.
Любители активного отдыха любят приезжать в город Торнио, часть которого находится в Финляндии, а часть — в Швеции. Здесь гостям предлагают гонки на собачьих упряжках, забеги на коньках и лыжах, а также подводную ловлю лосося.
Заядлые рыбаки часто посещают Кемиярви – маленький городок на востоке Лапландии, окруженный реками и озерами, кишащими таким количеством рыбы, что собирать ее можно чуть ли не голыми руками. Северный судак, щука, окунь, ну и конечно же форель становятся наградой приезжающих сюда любителей тихой охоты.
Достопримечательности Лапландии
Но самой главной достопримечательностью Лапландии является, конечно, девственная красота ее земли, поражающая своим величием. И чтобы туристы смогли в полной мере оценить эту красоту и ощутить единение с матушкой-природой, лапландцы обустроили множество национальных парков, крупнейший и известнейший из которых – Национальный парк Урхо Кекконена. На его огромнейшей территории проложено более 200 километров пешеходных троп среди суровых и прекрасных арктических пейзажей, а также организованы палаточные стоянки и сеть гостевых домов.
Кроме всего, о чем мы уже рассказали, здесь есть и множество других, не менее интересных достопримечательностей. Так, в городке Инари, к примеру, работает саамский культурный центр, в котором на постоянной основе выставлено множество экспозиций, представляющих древние промысловые кустарные изделия саамского народа.
Вблизи города Рануа находится зоопарк, являющийся одним из самых северных зоопарков в мире. Причем, зоопарком его сложно назвать в обычном понимании этого слова, поскольку это, по сути, — кусок дикой природы в окружении болот, озер и непроходимых хвойных лесов. Его без преувеличения можно назвать одной из визитных карточек Лапландии. Здесь в естественных условиях свободно живут более 200 арктических животных.
Есть тут также и несколько оленьих ферм, где туристы могут познакомиться с северными оленями в их естественных условиях обитания, а также узнать подробности жизни и быта лапландцев.
Ну, а самой известной достопримечательностью Лапландии считается находящаяся в нескольких километрах от столицы деревня Йоулупукки: резиденция финского Санта-Клауса, а также расположенный неподалеку Санта-Парк, ледяную пещеру которого ежегодно посещают сотни тысяч туристов.
Если вы решили посетить Лапландию:
Лапландия занимает достаточно большую территорию, и ее площадь составляет почти 95 тысяч кв. километров. При этом населенные пункты зачастую находятся далеко друг от друга. Самый распространенный здесь транспорт – это автобус.
Железнодорожное сообщение тоже есть, но на электричке можно добраться только до столицы и еще нескольких крупных городов, таких как Кемиярви, Колари или Кеми. А вот автобусом можно доехать практически в любой, даже самый небольшой, населенный пункт. Но есть и минус такого вида передвижения: стоимость проезда на автобусе может доходить до 100 евро: зачастую до места назначения приходится ехать через всю Лапландию.
Природа и климат в этих местах
Несмотря на близость к Арктике, лапландский климат гораздо мягче, чем многие думают. Благотворное влияние на него оказывает омывающее Скандинавию теплое течение Гольфстрим. Тем не менее, он, в основном, континентальный, и теплое лето сменяется морозной снежной зимой. В летнее время температура в среднем составляет +18…+28 °С., а зимой опускается до −20 °С, хотя бывали зимы и до −50 °С
А вообще в природе Лапландии царит полная гармония: летом два месяца (июнь-июль) наступает пора белых ночей, когда незаходящее солнце заставляет играть тундру огромным количеством красок и оттенков. В августе начинается потрясающе красивая золотая осень, а в декабре приходит полярная ночь, погружающая эту волшебную землю на два месяца в темноту. И в это время здесь можно увидеть самое красивое северное сияние. И его надо именно увидеть своими глазами, потому что никакие фильмы и фотографии не смогут передать неповторимую красоту этого зрелища.
Где живет лапландский Дед Мороз?
Если вы действительно хотите об этом узнать — приезжайте в Лапландию, в деревню Йоулупукки. По легенде, настоящий дом лапландского Санта-Клауса и его тайная мастерская, где он разбирает приходящие к нему от детей письма и подготавливает для них рождественские подарки, расположились на горе Корватунтури. Но, поскольку люди начали искать его тайное жилище, то Санта решил сам к ним выйти. А чтобы расположение его дома сохранилось в секрете, он выбрал для себя это местечко неподалеку от Рованиеми.
Как к нему добраться
Попасть в гости к лапландскому Деду Морозу удобнее и быстрее на самолете. До лапландской столицы можно долететь российским «Аэрофлотом» и финской «Финнэйр» (Finnair). Они осуществляют перелеты из Москвы, Казани, Краснодара, Мурманска, Новосибирска и еще ряда российских городов. Любители путешествовать по земле могут отправиться в Лапландию на автобусе, который отправляется из Мурманска. Также можно воспользоваться и фирменным поездом Москва-Хельсинки.
Далее из центра Рованиеми в деревню Йоулупукки регулярно ходит автобус «Santa’s Express» (маршрут №8), поездка на котором занимает примерно 20-30 минут.
Отели и проживание рядом с лапландским Санта Клаусом
С проживанием здесь тоже проблем не возникает. Гостям предлагается очень широкий выбор: от хостелов и лоджей до апартаментов и шале. Но стоимость их может доходить до 650 евро в день, поэтому многие туристы предпочитают останавливаться в недорогих кемпингах, где за домики на 2-4 человек надо заплатить всего 40-60 евро.
Что привезти на память из страны Лапландии
Несмотря на наличие больших торговых центров с известными мировыми брендами, почти все приезжающие в Лапландию не спешат покупать здесь одежду или обувь. Саамские сувениры – вот что интересует всех туристов и что обязательно привозят с собой из Лапландии. Огромным спросом пользуется различная бижутерия и местные игрушки, костюмы в национальном стиле, меховые шапки и обувь, всевозможные кухонные принадлежности. Но есть и желающие приобрести и более дорогие, эксклюзивные вещи ручной работы, сделанные из арктической березы, из шкур и рогов оленей.
Гурманам пришлось по вкусу оленье мясо, как вяленое, так и сырое. Его покупают в больших количествах, чтобы угостить дома родных и друзей необычным блюдом из сказочной страны. А впридачу к мясу берут еще и лапландскую водку «Коскенкорва».
Отзывы о Лапландии самостоятельных путешественников
«Рядом с главным лапландским городом Рованиеми находится поистине волшебное место – деревня Санты-Клауса. Там можно посетить музей, почту, где можно написать и отправить письмо друзьям на фирменном бланке, с печатью Санты, найти пекарню Миссис Санты. А затем можно прокатиться на санях с оленях или на собачьих упряжках. Много разных программ для детей и не только. Очень много сувенирных магазинов. Мы посмотрели почти все. Мне очень понравился магазин ножей. Огромное количество ресторанов и кафе. И главное – свободный вход, а не то что в Великом Устюге, где каждый шаг платный». — Иван Парфентьев.
«Все было просто СУПЕР! Мы катались в огромных санях, на улице было холодно, но мы не замерзли, нас укутали в оленьи шкуры, на шкурах же мы и сидели, было очень тепло! Сани катили большие и очень красивые олени, было такое ощущение, что мы попали в сказку, и олени нас увозят в какую-то волшебную даль). Потом мы грелись у костра и пили горячий чай, а детям разрешили покормить оленей. Мы были просто в восторге!!!» — Галина Меркулова.
«Счастливые эмоции здесь гарантированы. Заходишь — как в сказку, представляешь себя сказочным персонажем. Быть простым и счастливым — это возможно здесь, в этой необычной атмосфере детских иллюзий». — Евгений Быстров.
Начало рассказа о жителях северной страны читайте ЗДЕСЬ
Задать вопрос
«В далеком 1917 году, 6 февраля, в городе Тронхейме собрались представители народа саамы, проживавшие в странах Скандинавии, и приняли решение объединить усилия для отстаивания собственных национальных интересов. Так родился Международный Союз саамов. Впервые за всю свою многолетнюю историю наш северный народ всерьез вступил в борьбу за свои права на землю, на которой испокон веков жили и работали его предки, на леса и реки, в которых сотни поколений саамских охотников и рыболовов добывали пропитание, на оленей, без которых немыслим быт саама, в какую бы эпоху он ни жил…»
Так начала свое выступление в краеведческом музее Оленегорска президент мурманской областной Ассоциации кольских саамов Н. Афанасьева — почетная гостья торжественного вечера, посвященного главному саамскому празднику. Тогда, в 1917-м году, российские лопари не участвовали в конференции своих сородичей из зарубежных стран (события, происходившие в ту пору в нашем государстве, поставили на дыбы не только народы, его населявшие, но и весь мир, да и потом, когда революционное лихолетье осталось позади, никаких попыток со стороны коренного народа Кольского полуострова вступить в интернациональное саамское сообщество не предпринималось. Не потому что не хотели, а потому что никто бы не позволил. Считалось, что советская власть и так обеспечивает процветание проживающим на территории СССР малочисленным народностям — к чему им объединяться в какие-то союзы с соплеменниками-капиталистами?
Целых семьдесят пять лет после этого отечественные саамы жили в отрыве от решения национальных вопросов, которыми уже всерьез занимались в Швеции, Норвегии и Финляндии. И только в 1992 году состоялось вступление России в между народную саамскую организацию. С той поры минул шестнадцать лет, ныне наши земляки — потомки людей населявших Кольский край задолго до прихода славян — являются полноправными членами МСС, участвуют в проводимых Союзом мероприятиях, осуществляют совместные социальные культурные и образовательные проекты. И памятны даты, установленные для всех саамов земного шара отмечаются теперь и у нас. В их числе — Международный день саамов, празднуемый ежегодно 6 февраля, честь уже упомянутого знаменательного съезда в Тронхейме. Оленегорск не отстает. Вот уже много лет подряд весной, наш город проводил дни саамской музыки и культуры, окрашенные ярким северным колоритом — с песнями-ловвьтами, танцами, дошедшими до нас из глубины веков, выставками прикладного творчества, дегустацией блюд саамской кухни и т. д. В эти дни на оленегорских улицах не редкость многочисленные группы мужчин и женщин разных возрастов в красивых, собственноручно пошитых национальных костюмах, чьи детали кропотливо восстанавливались по рассказам стариков и сохранившимся описаниям. Все эти разноцветные хороводы вкупе со звуками музыки сливаются в один сплошной пестрый и весьма живописный калейдоскоп, с которым мало что сравнимо.
Девятого февраля в городском музее обстановка была чуть поскромнее, хотя без песен, образцов творчества и колоритных нарядов тоже не обошлось. Уже на входе посетители могли увидеть выставку рукоделия и воочию удостовериться, что и для нынешних саамов фраза «Олень — это наше все» остается актуальной и справедливой. Подтверждением тому стали представленные в экспозиции многочисленные изделия из оленьих кости, кожи и меха, изготовленные с большим искусством.
Народу в тот день в относительно небольшом музейном зальчике набралось немало — пришлось потесниться, чтобы уместились все желающие и осталось место для выступавших. Вечер открыла член общественной организации «Саамы Мурманской области» О. Перепелица. Ее выступление было по большей части лирическим: звучали воспоминания о недавних временах, когда романтики в жизни саамов было куда больше, нежели сейчас, в эпоху, казалось бы, открывшую границы и давшую каждому возможность реализовывать свои способности и стремления. Да, как ни парадоксально, нынешний период построения демократии воспринимается саамами (только ли ими?) отнюдь неоднозначно. Ведь именно сейчас, а не в годы существования Страны Советов, захирели мощные оленеводческие хозяйства, исчезли с лица земли целые поселки (в том числе малая родина Н. Афанасьевой, куда она до сих пор старается приезжать, но на месте некогда крупного села видит теперь уже одни руины).
У лопарской писательницы Надежды Большаковой в рассказе «Старики уходят с островов» есть показательный диалог:
«- Скажи, крестная, почему раньше саамы летом целыми семьями на островах жили? Почему сейчас этого нет? — спросила я.
— Раньше в селе жили только зимой. Летом каждый род свой удел имел. Люди жили открыто, не то что теперь. Нынче запреты на все. А что делать на острове, коль рыбу ловить нельзя? Чем питаться станешь? Вот власти и отбили у людей охоту на островах жить… На своей земле по-воровски живем, по-воровски сети ставим, рыбу ловим, все по-воровски… Оттого и люди злее, завистливее».
Увы, как-то так все устроено в нашей стране, что едва она избавляется от одной напасти, как тут же получает взамен другую. Права российских саамов признаны на международном уровне, они могут без проблем общаться со своими единоплеменниками, где бы те ни жили, но их повседневная жизнь внутри родного края далека от идеальной. Потому не как идиллическая иллюстрация, а скорее как горькая издевка прозвучали слова песни, спетой на вечере оленегорскими школьниками — о том, как богаты северные озера рыбой, которую можно черпать сколько душе угодно. Нужно быть очень наивным или совершенно несведущим, чтобы принять эти паточные слова за чистую монету. Во-первых, и рыбы в местных водоемах значительно поубавилось, а во-вторых, чиновники, отвечающие за приумножение природных богатств, подняли стоимость лицензий для рыболовов до астрономических высот. Считается, что таким образом идет борьба за сохранение промысловых ресурсов. На деле же выходит наоборот — браконьеры ловят рыбу и бьют в лесах зверя безо всяких лицензий, а люди, для которых рыбалка и охота являются основными способами добычи пропитания (многие саамы как раз из таких), поставлены в весьма непростые условия…
В бывших колхозах и совхозах дела обстоят не лучше: от хозяйств, имевших миллионные прибыли, остались одни воспоминания, сейчас они с трудом сводят концы с концами, поголовья оленей, кормившие и одевавшие саамов, значительно уменьшились. В связи с этим понятна тоска, звучащая в стихах О. Перепелицы: Алели во тьме очаги безмятежные,
И веяло дымом, и веяло
вечностью…
Но рухнула разом вся
жизнь наша прежняя
С покоем ее и невинной
беспечностью.
Можно, конечно, сказать, что время не стоит на месте — саамы за последние десятилетия из тундровых отшельников превратились в людей, которые с таким же успехом пользуются достижениями цивилизации, как и все остальные. Они стали членами современного общества и не собираются от него изолироваться. Нужны ли им все эти атрибуты прошлого: оленьи упряжки, чумы, натуральное хозяйство в рамках затерянных в лесу стойбищ? Оказывается, нужны. Для них, для саамов, родовые обычаи — часть их истории, более того — часть национального самосознания. И надевают они свои каньги, шамшуры и малицы не потому, что хотят, простите за выражение, выпендриться, а ради сбережения традиций, ради памяти, ради того, чтобы подрастающее саамское поколение видело — их предки были вовсе не дикарями, у них имелась своя культура, своя философия, достойная прожить еще многие века.
О мудрости саамского народа свидетельствуют придуманные им бессчетные пословицы и поговорки. Их вспоминали на вечере в музее и, сопоставляя с русскими, удивлялись, насколько сходными могут быть взгляды на мир у двух вроде бы разных народов. Сравните саамскую пословицу «Сухой сетью рыбу не поймаешь» с ее русским аналогом — «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Или: «Оленя видно по олененку» (саамский вариант) и «Яблоко от яблони недалеко падает» (русская версия). Не правда ли, похоже? Может, действительно между двумя нашими народами существует некая кровная связь и этим-то и объясняется то, что уже почти тысячу лет мы мирно живем с саамами бок о бок на одной территории?
Не забыть бы только, что на Кольском полуострове они появились — и, следовательно, обжили его — раньше. Об этом историческом факте напомнил собравшимся оленегорский поэт, член литобъединения «Жемчуга» Евгений Алексеев, прочитавший стихотворение «На чьей земле живете, господа?», которое произвело на слушателей сильное впечатление. В самом деле, помнить об этом нужно. Хотя бы из соображений элементарной вежливости (в среде саамов нет и не было сепаратистских настроений, они всегда славились своей толерантностью, то есть, говоря проще, терпимостью).
Словом, вечер, посвященный Международному дню саамов, не вышел кисельно-пафосным — нашлось место и для разговоров о проблемах, мыслей о будущем, ностальгии по прошлому. И, наверное, то был правильный подход. Поздравительные речи, как правило, пусты, а вот беседы о насущном в кругу единомышленников всегда полезны. Что касается воспоминаний, то время, как пишет все та же Надежда Большакова, меняет многое, но память изменить невозможно. Она всегда будет с человеком, а в глубине ее — то, чего забывать никак нельзя. То, без чего жизнь рухнет, как старая саамская вежа, чьи шесты подгнили и превратились в труху…