Праздник саамской культуры

Каждый год 6 февраля отмечается День саамского народа (Saamelaisten kansallispäivä) или Международный день саамов. Этот праздник посвящен культуре и традициям саамов и отмечается в таких странах, как Норвегия, Швеция, Финляндия и Российская Федерация...

Каждый год 6 февраля отмечается День саамского народа (Saamelaisten kansallispäivä) или Международный день саамов. Этот праздник посвящен культуре и традициям саамов и отмечается в таких странах, как Норвегия, Швеция, Финляндия и Российская Федерация.

Саамы (самоназвание), саами, лопари — народ в Норвегии, насчитывающий примерно 40 тысяч человек, в Швеции — 18 тысяч человек, в Финляндии — 4 тысячи человек, в Российской Федерации (на Кольском полуострове) — 2 тысячи человек.

Дата празднования Дня саамского народа выбрана в связи с тем, что 6 февраля 1917 года в Тронхейме (Норвегия) состоялось первое собрание саамов, на котором рассматривались вопросы объединения саамов северных стран (Швеция, Норвегия, Великое княжество Финляндское) и их сотрудничества через границы. В последующие годы взаимодействие между саамами разных стран укреплялось. В 1956 году был создан Союз Саамов, который представлял интересы саамов северных стран. Ежегодно проводилась Саамская конференция с участие членов Союза.

В 1986 году на ней были утверждены официальные символы народа: национальные саамские флаг и гимн. В 1992 году на XV-й Саамской конференции, прошедшей в Хельсинки, было принято решение объявить дату первого съезда саамов 1917 года национальным днем саамов.

У саамов сохраняется вера в духов — хозяев озер и рек. Существует почитание священных камней (утесов, крупных валунов), связанное с покровительством промыслам и почитанием предков. До начала 20 века в каждой семье хранились божки — завернутые в материю камешки.

Саамы также поклонялись сейдам. Это очень интересное понятие. Сейдом может быть пень, каменная конструкция (в том числе созданная человеком), и даже просто растущий на скале мох. Самый известный саамский сейд — как раз и является ничем иным как мхом. Некоторые из сейдов имеют собственные названия.

Если углубляться в сам термин, то сейд — это дух, живущий в каком-то определенном месте. То есть это не сама коряга, камень, или скала, заросшая мхом, а непосредственно дух, живущий в этой самой коряге, камне или скале. Им приносились жертвоприношения.

У саамов имелись служители культа (нойда, нойд, кебун), выполнявшие функции шамана, жреца и колдуна. При камлании они использовали бубен (каннус, кобдас) или специальный пояс (почень).

Саамская мифология близка к финской. К древнейшим пластам саамской мифологии относят цикл мифов о небесном сватовстве: солнце Пейве (мужской персонаж) сватает своему сыну Пейвельке дочь луны, но получает отказ. Тогда начинается борьба стихий: на стороне солнца выступают земля и горы, домашние животные, олени, птицы, на стороне луны — вода, тень, загробный мир, сполохи (северное сияние), дикие звери. Космическую борьбу прекращает полуночный старик в облике моржа (возможно, инкарнация высшего божества), спускающий на землю ночь. Луна, наконец, вступает в брак. С оленеводством связан цикл мифов о Мяндаше, тотемическом первопредке.

Состав пантеона различался у разных групп саамов, особенно у восточных и западных. Образ бога Юбмела (Ииммела, Ибмела) в некоторых мифах заменен представлением о боге-отце Радьен-атче и боге-сыне Радь-ен кьедде. Отец в одном из мифов поручает творение мира сыну, а тот перепоручает его богине земли Маддер акке (Мадератье), которая выступает иногда супругой небесного бога Мадератча. Эти боги участвуют в космическом цикле рождения человека.

Фольклор саамов включает сказки (майнс) для детей: о Тале — глупом людоеде, о равках — вурдалаках, о чаклях — карликах. Распространены сказки-легенды о явлениях и объектах природы, мифы (ловта), например, об олене-человеке Мяндаше. Исторические предания сакки повествуют о войнах, примечательных горах, водных объектах.

Празднование Дня саамов в каждой стране проходит по разному. Но, как правило, официальные праздничные мероприятия в этот день включают поднятие саамского флага над мэрий или ратушей, исполнение саамского гимна«Sámi soga lávllaat», проведение для детей и школьников уроков и выставок на тему саамской культуры и истории. Еще в этот день традиционно устраиваются праздничные застолья.

Международный день саамов в 2023 году:

6 февраля, понедельник

Другие названия: День саамов; День саамского народа

Международный день саамов

Российская Федерация — это многонациональное государство на территории которого проживает более 190 разных народов. Большинство малых народов России живёт в северных широтах страны. Одним из них являются саамы (лопари). «День саамского народа» ежегодно отмечается 6 февраля.

Историческая справка

Сегодня саамы не имеют своей государственности и одновременно проживают в 3-х странах: Норвегии (около 40000 человек), Финляндия (менее 20000) и на российском Кольском полуострове (примерно 2000 человек). Несмотря на относительную малочисленность, лопари являются древним этносом, история которого восходит к 6-8 веку н.э: времени Великого переселения народов.

Согласно археологическим раскопкам, изначально саамы проживали на территории современной восточной Польши и Прибалтики. Откуда в 7 в. были вытеснены на Скандинавский полуостров пришедшими с востока литовскими племенами. Начиная с 14-го в. лопари начинают активно расселяться по пустующему побережью норвежских фьордов, через Лапландию (Северная Финляндия) к Кольскому полуострову. Примерно так же они расселены и сегодня.

Саамская мифология близка скандинавской. Как и викинги, они верили в многобожие и существование разнообразных загробных миров. Особое почитание у саамов вызывали сейды: духи конкретного места. Саамский фольклор включает различные сказки для детей и притчи для взрослых, общий смысл которых сводится к щедрости, взаимовыручке и чувству коллективизма.

В многовековой истории саамского народа были неоднократные попытки получения широкой автономии и даже основании собственного государства (княжества). Но ввиду малочисленности и отсутствия армейских институтов, они заведомо были обречены на провал. Наконец в 1917 году под патронажем зарождающейся Советской республики, сначала в норвежском Тронхейме, а затем и в Мурманске прошли учредительный и первый Единый съезды Всесаамской конференции.

На них обсуждались перспективы возможного объединения народа, прорабатывались вопросы консолидированной позиции саамов по отношению к правительствам стран, на территории которых они проживают: была выдвинута универсальная форма петиции с просьбой выделения северному этносу территорий для автономного компактного расселения.

СССР ответил на петицию согласием и предоставил для расселения саамов всю северную часть Кольского полуострова. Норвегия и Финляндия ответили на неё отказом. По этому поводу в 20-х годах XX века в СССР началось массовое переселение лопарей из сопредельных скандинавских государств. Оно продлилось до 1937 года и начала сталинских репрессий. Тогда в целях безопасности советская граница на севере была наглухо закрыта. Саамы, до этого свободно перемещающийся по всей Скандинавии, одномоментно стали не выездными (и не въездными). В первые послевоенные годы с наступлением недолгой оттепели между СССР и западными странами, большинство советских саамов (многие из которых уже успели побывать в сибирских лагерях) спешно переселилось обратно в Финляндию и Норвегию.

Сегодня хотя саамы в основном и продолжают проживать в сельской местности, ведут вполне современный образ жизни: владеют фермерскими предприятиями, трудятся в добытной или обрабатывающей промышленности (лесопилках, заводах по переработке рыбы и пр.).

Занимательные факты:

  • В РФ «День саамского народа» является важным региональным праздником в Мурманской области, где и проживает более 90% всех российских саамов;
  • Сегодня саамы имеют свой официальный флаг и гимн, принятые на 15-той международной Саамской конференции 1992 года в Хельсинки.

Какого числа Международный день саамов в 2024, 2025, 2026 году

С

Гонки на оленьих упряжках
Фото В. Кузнецова

СААМСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ,
определены на первом саамском собрании, открывшемся 06.02.1917 в Тронхейме: Саамский национальный день — 6 февраля (кольские саамы участвуют в праздновании С. н. д. с 1992), День принятия саамского флага и рождения автора текста национального гимна саамов Исака Сабы — 15 августа, День учреждения Союза саамов — 18 августа. Кроме того, на Кольском Севере существую следующие С. н. п.:
Медвежьи игрища. В старину у лопарей (саамов) существовал культ медведя, и особый, медвежий праздник, который затем забылся, оставшись в преданиях. Возрожден в декабре 1996 Национальным культурным центром с. Ловозеро.
Районный Праздник Севера. В 1928 впервые в с. Ловозеро были утроены оленьи бега. Участвовало 14 упряжек. 10.03.1929 состоялись первые соревнования оленьих упряжек в Мурманске. В 1934 ловозерцы подхватили инициативу мурманчан и стали проводить районный Праздник Севера. Главное место отводится гонкам на оленьих упряжках, в которых участвуют и мужчины, и женщины. Дистанции 1600 и 3200 м.
День саамского слова. Проводится с 1989 в рамках Дней славянской письменности и культуры.
Фестиваль саамской музыки — проводится ежегодно с 1996 в г. Оленегорск.
Летние саамские игры (с 1996) — народное гулянье на оз. Поповское близ с. Ловозеро. Проходят выступления саамских этнографических коллективов, проводятся соревнования по стрельбе из арбалета, прыжкам через нарты, гребле на лодках, саамский футбол с участием как мужских, так и женских команд.


Лит.: 425 лет — хроника событий // Ловозерская правда. 1999. 11 июня; Антонова А. Саамские игры // Ловозерская правда. 1986. 19 июля.


Танцы. Ловозеро Фото В. Кузнецова

Танцы. Ловозеро
Фото В. Кузнецова
 


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник рядом шары ялта
  • Праздник рябины название
  • Праздник рябины на руси
  • Праздник рябины когда празднуется
  • Праздник рябинник на руси

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии