В старину сабантуй включал в себя череду обрядов. Дату праздника называли старики-аксакалы, и к нему было принято готовиться заранее. Например, в татарских поселениях девушки на протяжении нескольких месяцев расшивали узорами платки, полотенца, рубашки — призы для участников состязаний. Позже эти подарки собирали, проходя по деревне, молодые люди.
Также незадолго до праздника по домам отправлялись дети: собирали крупу, масло и яйца, из которых под присмотром взрослых варили кашу в большом котле. Затем наступала очередь ребят постарше: они собирали яйца, заранее окрашенные в отваре луковой кожуры. В дом следовало заходить с пожеланием хорошего урожая, предваряя его фразой «Пусть легкой будет моя нога»: примета гласила, что это сулит благополучный год. Собранные яйца сдавали торговцу, а на вырученные деньги устраивали угощение прямо в поле.
Вторая часть праздника включала в себя скачки и другие состязания: бег, борьбу на кушаках. Соревновались не только в серьезных, но и в шуточных дисциплинах: в беге с яйцом на ложке, которую надо было удержать зубами, в гонках с полными ведрами на коромыслах, в скачках в мешке, а также в парной эстафете, связывая вместе ноги участников. Молодые люди сражались мешками с сеном на бревне, а также с завязанными глазами старались разбить палкой горшок.
Самым популярным видом состязаний была национальная борьба куреш: двое участников пытались повалить друг друга на землю с помощью полотенца или широкого кушака. По традиции ее начинали два мальчика, затем юноши и мужчины соревновались по старшинству. Кульминацией становился поединок двух батыров — самых сильных соперников. Победитель получал ценный приз, например живого барана.
Проводили во время сабантуя и состязания на силу и ловкость: поднимали гири и штанги, перетягивали канат и палки. Также участники балансировали на подвешенном в воздухе бревне и взбирались на высокий гладкий столб, на вершине которого устанавливали приз, например клетку с петухом.
На сабантуе можно было показать не только физическую силу. Там выступали певцы, чтецы и танцоры — а принимали участие в творческой части праздника все желающие. В завершающий вечер проводили игрища для молодежи. Нарядно одетые юноши и девушки пели песни, водили хороводы, танцевали. Согласно старинной примете, первая встреча на сабантуе сулила паре долгую и счастливую семейную жизнь.
До XX века сабантуй в разных районах отмечали по-разному, но в начале столетия он постепенно стал национальным праздником с едиными сроками проведения и традициями. В наши дни в России его отмечают с тем же размахом и по тем же правилам, что и в старину, в период с конца мая по июль.
В современных условиях праздник Сабантуй является общенациональным праздником татар, проживающих во всех регионах Российской Федерации, странах Европы, Средней Азии, Америки и Австралии. Благодаря этому празднику татары всего мира постигают многовековое духовное наследие своего народа, что, несомненно, способствует развитию единой народной культуры, передаваемой из поколения в поколение, способствует сохранению культурной идентичности.
Вопрос раскрытия генетических корней Сабантуя представляется весьма сложным, существует несколько гипотез о происхождении данного праздника. Некоторые ученые считают, что Сабантуй был привнесен в быт татар из Китая или Монголии (О. Ковалевский, Н. Катанов, Н. Семенов,) [40, с. 82], также превалирует мнение о его зарождении на территории Волжской Булгарии (Н. Загоскин, Г. Ахмеров, Ф. Валеев, А. Халиков, Я. Ханбиков, Я. Абдуллин) [40, с. 82], и существует гипотеза, что праздник Сабантуй связан с тенгрианскими верованиями, которые отражаются в ярких отголосках кочевнико-скотоводческого образа жизни наших предков (Д. Шарифуллин, Г. Давлетшин, М. Бакиров) [40, с. 82, Давлетшин, с. 4-5, Бакиров, с. 56-57]. Наряду с этими общеизвестными версиями о происхождении Сабантуя в некоторых источниках высказывается мысль о том, что проведение данного праздника берет начало от пророка Авраама (Ибраһим пәйгамбәр) [Яхин, с. 160, 164]. Согласно данной гипотезе, традиционные игры, как борьба, конные скачки, стрельба из лука, проводимые в рамках современного Сабантуя, составляли также основу мероприятий «Сабыйан туе» и «сач туйлары» организовываемых предками татар в честь рождения мальчика или же первой стрижки волос новорожденного. [https://www.youtube.com/watch?v=O99LFn4iTZ0].
Краткий обзор научных трудов отечественных ученых, а также выявление аналогичных обрядов и обычаев у многих тюркских народов позволяет считать третью версию наиболее достоверной и отнести Сабантуй к разряду древнетенгрианских праздников [Шарафутдинов, с. 95].
Сабантуй – праздник весенне-летнего цикла. Праздники, связанные с приходом весны, культом плодородия и земледелия были присущи многим народам Европы и Азии на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Они связаны с тенгрианской идеологией – обрядами жертвоприношения в честь верховного божества, небесного духа-хозяина Тенгре («Неба и солнца»).
Эти праздники являются символическим отражением традиционного народного мировоззрения, порожденного многовековым культом воспроизводства жизни человека и общества посредством сельскохозяйственной деятельности, которая неотделима от природы – единственного источника жизни.
Календарные праздники приурочены к пограничным периодам, сменам времен года, когда по народному мировоззрению природа, олицетворявшаяся тюрками-солнцепоклонниками именем бога неба и солнца – Тенгре, может особенно щедро поделиться своим плодородным потенциалом с людьми.
Сабантуй у татар является синтезом кочевой и оседлой культур, прошедшим сложный и длительный путь развития. Он генетически связан с земледельческими праздниками тюркских и финно-угорских народов. Здесь уместно отметить, что практически у всех народов Поволжья, проживающих по соседству с татарами, существуют аналогичные Сабантую праздники: «Гырон быдтон» у удмуртов, «Акатуй» у чуваш, «Агавайрем» у марийцев. Все эти праздники являются древними земледельческими праздниками, посвящёнными божествам плодородия, земли и силам природы [Владыкина, 150; Чувашская мифология, с. 85; http://mariez.ru/tradicii-i-obryady/agavayrem].
Ранних письменных источников, по которым можно было бы судить о времени возникновения праздника, практически не сохранилось. Некоторые сведения о можно встретить в древнекитайских и древнетюркских источниках. Так, например в древнекитайской летописи VI веке «Вэйшу» сообщается о том, что тюркские народы (древние хунну), исповедовавшие тенгрианство, при исполнении обряда весеннего жертвоприношения включали в культовые действия борьбу, битвы на мечах, конные скачки, игры и пляски. В литературном памятнике XI в. «Кутадгу билиг» («Наука быть счастливым») поэта Юсуфа Баласагуни повествуется об одном из основных элементах праздника, как борьба на поясах.
Одним из первых письменных упоминаний праздника у булгар – предков современных татар – является эпиграфический памятник, найденный в с. Иске Салман Алькеевского района Республики Татарстан, датируемый июнем 1292 годом [Хакимзянов, с. 38-39]. В XIII в. булгарский ученый Лачин Хисами написал трактат «Подарок бойцам, соревнующимся на майдане» [http://tatar-congress.org/ru/yanalyklar/iz-dalnih-stranstviy-vozvratyas-vstrechi-sootechestvennikov-tatar-v-kazani/].
Развернутое описание праздника, прошедшего летом 1505 г. в окрестностях Казани и совпадающего в своих основных чертах с Сабантуем, приводится в известном литературно-публицистическом произведении XVI в. «История о Казанском царстве, или Казанский летописец», написанном русским автором, долгое время жившем в Казанском ханстве [История о Казанском царстве (Казанский летописец) ПСРЛ, Т. XIX/ 546 с.].
После присоединения Казанского ханства к Российскому государству Сабантуй сохранил свои традиции и продолжал развиваться как истинно татарский народный праздник.
В XIX веке по мере усиления урбанизации и смешения в городах представителей разных этнических групп татар Сабантуй принимает характер общенационального праздника и отмечается не только на селе крестьянами-земледельцами, но и в татарских слободах городских центров, где проживали татары – предприниматели, мещане, рабочие и служащие. Именно в этот период оформляются основные элементы праздника, характерные для всех этнических групп татар – обряды, связанные с подготовкой к празднику, конные и другие состязания, а также игры и развлечения.
Советский период истории характеризуется активным воздействием государства на весь комплекс праздничной культуры татар, в том числе и на Сабантуй, попытками подчинения его определенным идеологическим установкам. Организация праздничных мероприятий, разработка их программы начинают жестко регламентироваться. Их проведение становится обязанностью партийных органов и органов государственной власти.
Несмотря на стремление к унификации, превращению Сабантуя в спортивное и идеолого-пропагандистское событие, праздник сохранил неповторимый народный дух, являясь одним из сильных факторов этносоциальной консолидации татар и выражением их идентичности.
Вместе с тем праздник Сабантуй претерпел сильные изменения: трансформировался исконный смысл праздника, были утрачены многие обряды, являвшиеся составной частью празднования, вытеснены традиционные образцы музыкального, танцевального творчества, а также утеряны традиции народных промыслов и элементов декоративно-прикладного мастерства.
В годы демократических преобразований в России (начало 90-х гг. ХХ в.) татарская общественность подняла вопрос о необходимости возрождения праздника Сабантуй в его первоначальном исконном виде. Поскольку именно Сабантуй дает возможность в условиях унификации и глобализации приобщиться к живой народной традиции.
На сегодняшний день праздник «Сабантуй» представляет собой сплав древнетюркской, татарской и современной общероссийской культуры, в котором объединились элементы языческих обрядов и монотеистической веры, кочевнической и оседлой традиции тюркских и ряда других этнических общностей, выработанных в ходе длительного исторического развития.
В праздновании Сабантуя участвует все население того или иного татарского поселения независимо от возраста, социальной и конфессиональной принадлежности. Это торжество содержит в себе различные формы обрядов, бережно хранимых на протяжении столетий в устной традиции и исторической памяти, в особенностях народного фольклора – поговорках и пословицах, музыке и песнях, символике праздника. К сожалению, многие традиционные выражения народного творчества, специфические особенности проведения Сабантуя у отдельных этнических групп, сейчас оказались утраченными или унифицированными.
Сабантуй не имеет не только точной календарной даты, но и определенного (установленного) дня недели. Все зависит от погодных условий, интенсивности таяния снега и, соответственно, от степени готовности почвы к севу яровых культур [34, с.42]. Века отшлифовали форму проведения праздника. Сабантуй как народный праздник состоит из трех частей: длительной подготовительной части, кульминации праздника, проходящей в течение одного дня, и менее продолжительной заключительной части.
На чтение 15 мин Просмотров 14.1к.
Праздник непосредственно связан с древним аграрным культом. Его название происходит от соединения двух слов: сабан означает «яровые», или же – «плуг», а туй – «свадьба», «торжество». Таким образом, смысл слова «Сабантуй» – торжество в честь сева яровых.
С древних времён «Сабантуй» празднуется ежегодно, с перерывами на войну и другие бедствия. Но по возвращении мирной жизни празднование «Сабантуя» всегда возобновлялось. Поэтому праздник практически без изменений дошел до наших дней.
Содержание:
- Как появился Сабантуй
- Этапы подготовки Сабантуя
- Решение о проведении праздника
- Подготовка майдана
- Ритуал сбора подарков
- Майдан (место состязаний)
- Этапы праздничных мероприятий Сабантуя
- «Ат чабышы» (конные скачки)
- «Йөгерү» (соревнование бегунов)
- Торжественное открытие праздника
- «Көрәш» (национальная борьба)
- Развлекательная часть
- Шуточные состязания для всех гостей
- Майдан длится с 10 – 11 утра до 2 – 3 часов пополудни
- «Кичке Сабантуй» (вечерний Сабантуй)
- Сев
- День сегодняшний
- Сабантуй за пределами России
Как появился Сабантуй
Первоначальная цель этого праздника, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.
Однако «Сабантуй» получил статус официального национального праздника лишь при существовании Казанского ханства. В разные эпохи на празднование Сабантуя влияли различные течения: мусульманские, христианские и советские. Несмотря на это передача традиций, обрядов, игр и состязаний оставалась неизменной.
Этот праздник отмечается не только в большинстве татарских деревень, но и в больших татарских общинах по всему миру. В его проведении существуют локальные различия, которые вызваны наличием или отсутствием отдельных обрядов.
Этот праздник отличался гостеприимством: односельчане приглашали друзей, соседей и знакомых любой национальности. Именно благодаря этому общению в «Сабантуй» было внесено много дополнений, которые пришли от представителей других народов. Воистину «средь полей ходить – землю познать, средь людей ходить – народ узнать».
Татарский «Сабантуй» во многом напоминает башкирский «Хабантуй», чувашский «Акатуй» и удмуртский «Гербер». Содержание «Сабантуя» часто дополнялось аналогичными ему праздниками у других народов Поволжья (башкирского, чувашского, удмуртского, марийского, мордовского и русского этносов).
Исследования последних лет показывают, что «Сабантуй» состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной – с первого таяния снега до начала сева.
В давние времена люди не понимали, почему наступает весна. Появление черной земли из-под снега ассоциировалось в их сознании с прилетом черных грачей. Люди думали, что именно эти птицы приносят весну из дальних стран (обычно в конце марта – начале апреля). В честь их прилета устраивались такие праздники как:
- татарский «Карга боткасы» (грачиная каша)
- башкирский «Каргатуй» (грачиная свадьба)
При появлении проталинок, освобождении от снега пригорков и холмов вокруг деревни почтенные старцы аулов – аксакалы – говорили детям, что наступило время кашу варить. Это первый календарный праздник татар – «Карга боткасы».
До принятия ислама праздник был посвящён культу птицы. Это было также связано с представлениями о способности душ умерших превращаться в птиц и животных. Элементы этого культа остались в празднике до настоящего времени.
Однако главное предназначение этого праздника — обеспечить в будущем году богатый урожай. С этого времени начиналась подготовка к празднику – Сабантую.
Современный «Сабантуй» почти повсеместно проходит по единой схеме.
В городах это однодневный праздник, сосредоточенный на майдане. А в сельской местности праздник делится на две части – сбор подарков и майдан. Тон задает Татарстан.
Именно там объявляется единая дата проведения Сабантуя для деревень и райцентров. Затем – дата для крупных городов. И в конце дата завершающего «Сабантуя» в столице Республики – Казани.
Кроме того, в сельской местности – это и время приема гостей, встречи родственников и близких друзей. Поэтому готовятся к празднику заранее – убирают и белят в доме, готовят угощения для гостей. Как правило, в редкой деревенской семье не бывает приезжих в дни «Сабантуя».
Характерно, что на этом празднике никогда не случается хаоса и беспорядка. Несмотря на большое стечение народа и ажиотаж соревнований – образцовый порядок сохраняется и оберегается самими гуляющими.
На празднике допускается много пунктов, которые были запрещены Кораном в обычные дни:
- Так, по мусульманским заветам, женщине нельзя появляться в людных местах с мужчинами, а на «Сабантуй» – можно
- Шариат требовал, чтобы невесту, и, особенно, жениха выбирали родители. А во время праздника у молодежи появлялась возможность приглядеть себе жениха или невесту. Молодые люди сами знакомились, водили хороводы и влюблялись. Именно на «Сабантуе» завязывались знакомства и намечались будущие семейные пары
- Девушки были зрительницами, которые вдохновляли парней участвовать в различных состязаниях. Как говорит народная мудрость: «Конь узнается лишь в упряжке санной, а богатырь – в схватке бранной» – поэтому ни один джигит не упускал случай покрасоваться перед девушками
- Мужчина, которого выбрали джигитом аула, ездил и в другие деревни для состязаний. Для этого его освобождали от тяжелого труда и берегли для победы
- В самой организации «Сабантуя» был заключен принцип: «Не обидеть, не оскорбить, не унизить ни одного человека. Никто не должен уйти с тяжелым сердцем, с обидой»
Этапы подготовки Сабантуя
Решение о проведении праздника
Как только сходил снег, старики-аксакалы собирают сход и договариваются о сроках проведения праздника «Сабантуй».
Подготовка майдана
Место проведения праздника тоже определяется заранее. Выбранная территория очищается от камней и разравнивается. Иногда оборудуется трибуна. В некоторых селах есть постоянное, специально отведенное для майдана место – наподобие небольшого стадиона.
Оно оборудовано необходимыми для состязаний приспособлениями и сиденьями для участников праздника. В день праздника на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей. Начинают работать торговые палатки и буфеты.
Ритуал сбора подарков
Обряд дарений в Сабантуе пришел на смену языческим жертвоприношениям богу Солнца и неба Тенгре. Но в его основе продолжает лежать стремление к продолжению рода, обеспечению плодовитости скота и плодородия земли.
Жителей деревни о таком дне оповещают заранее, чтобы хозяйки успели подготовиться.
Обычно «одаривание» проводят накануне праздника, в субботу. Но если село большое, то иногда сбор подарков начинают в пятницу, во второй половине дня.
Сбор подарков (әйбер җыю, яулык җыю), как и прежде, впечатляющее зрелище. Группа односельчан выезжает на повозках и останавливается у каждого дома. Таким образом, сборщики подарков разъезжают из одного конца деревни в другой, собирают полотенца, платки, отрезы материи, и т. д.
Жители деревни охотно отдают приготовленные заранее вещи. Главным подарком является баран, который предназначается в качестве приза батыру (богатырю) «Сабантуя». Обычно хозяин, а чаще хозяйка сами выносят подарки и ждут сборщиков у ворот своего дома. Сборщики благодарят одаривающих песнями, шутками, прибаутками.
Самым ценным (не дорогим, а именно почетным) подарком считалось вышитое полотенце – тастымал. Его обязательно должны были подготовить молодухи (яшь килен), вышедшие замуж в период между двумя последними сабантуями. Полотенца прикрепляли к уздечкам коней и подвешивали к шесту, который сборщики подарков несли на плече. Чем красивее полотенце, тем выше его привязывали на шесте.
Призы, которые дарились победителям состязаний, готовились всю зиму. Молодухи (яшь килен) тоже по-своему состязались в рукоделии. Они вышивали бисером и нитками тюбетейки, кошельки, кисеты, шили рукавицы, камзолы.
Раньше каждая молодуха (яшь килен) готовила свое полотенце, зная; что оно принародно будет передано одному из победителей состязаний. По красоте узора полотенца судили об умении, трудолюбии и мастерстве молодой хозяйки. Самое лучшее полотенце получал батыр «Сабантуя». Это было большой честью не только для него, но и для изготовительницы этого подарка.
В последние годы ввиду исчезновения домашнего производства вышитых полотенец для «Сабантуя» начали дарить рубашки. С сожалением приходится констатировать, что при этом теряется моральная значимость подарка.
Традиционным является и сбор яиц. Их дают, как и вместо подарка, так и вместе с подарком. Яйца собирают в ведро. Часть их продают. Вырученные средства идут на приобретение необходимых для «Сабантуя» вещей. Остальная часть яиц используется на майдане во время различных шуточных состязаний. Например, их пьют борцы.
Лучшие призы предназначаются победителю скачек, а также батыру, которым становился тот, кто побеждает во всех схватках по национальной борьбе.
Когда сборщики завершают сбор подарков, то еще раз проезжают по селу с песнями, музыкой и показывают всем, сколько вещей собралось.
Майдан (место состязаний)
В назначенный день проводятся состязания: как правило, майдан находится в районе парового поля. К назначенному часу туда со всех сторон стекается народ: пешком, семьями на лошадях – жители не только этой деревни, но и всей округи.
Чтобы иметь возможность побывать на майдане в соседних деревнях, соблюдается очередность в его проведении. Дуги и гривы лошадей украшают узорными полотенцами, пестрыми отрезами ситца. Все присутствующие в этот день достают из сундуков самые лучшие наряды и украшения.
Гостей праздника традиционно принято встречать национальным татарским блюдом «чак-чак».
Этапы праздничных мероприятий Сабантуя
*Призы победителям вручаются только на майдане.
Самые древние и основные состязания на Сабантуе связаны с кочевым и полукочевым бытом предков татар. Ранее эти соревнования имели сакральное значение. Ими являются:
«Ат чабышы» (конные скачки)
Праздничные соревнования начинались со скачек. Ни в одной татарской деревне «Сабантуй» не обходился без них. Лошадей, которые участвовали в состязании, отводили на определенное расстояние, километров за 5 – 10 от деревни. Финиш устраивался поблизости от майдана.
Интересно, что было обязательным награждение бегуна, который повредил ногу и коня, который пересек финишную черту последним. Шеи таких скакунов украшали вышитыми полотенцами, платками.
«Йөгерү» (соревнование бегунов)
Пока лошади были далеко, на майдане шли состязания в беге (йөгерү). Их начинали мальчики или старики: участники состязаний всегда группировались по возрасту. Впереди скакал всадник, чтобы показывать путь бегунам. Принцип организации состязаний был тот же, что и на скачках: старт устраивали в отдалении, а финиш – на майдане.
Торжественное открытие праздника
«Көрәш» (национальная борьба)
Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на «Сабантуях» по прежнему остается национальная борьба – көрэш. Борцы перекидывают друг другу через спину (за талию), кушак (бильбау), концы которого держат в руках, обматывают вокруг кисти и пытаются положить соперника на лопатки.
Начинают её два мальчика дошкольного возраста (иногда два старика). Затем поочередно выходят на ковер мальчики-школьники, юноши и мужчины среднего возраста.
Кульминационным моментом не только в этом виде состязаний, но и в целом «Сабантуя», является борьба батыров, то есть тех, кто вышел победителем в предварительных схватках. Когда на ковре остаются два непобежденных борца, страсти накаляются до предела.
Следует отметить, что поединки на майдане демонстрируют не только силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, но и их спортивное благородство, уважительное отношение к сопернику. Победитель в борьбе получает самый ценный подарок «Сабантуя». По традиции – живого барана.
В настоящее время призы бывают довольно крупными, особенно в городах: автомобили, дорогая бытовая электроника, ковры, стиральные машины и т.д.
Необходимо отметить, что майдан стал спортивным началом для многих известных борцов. А татарская борьба – көрэш, из праздничного развлечения переросла в вид спорта, по которому проводятся личные и командные первенства не только Татарстана, но и России.
Одновременно с борьбой на другой стороне майдана соревнуются в подъеме тяжести:
- гири (пудовой, двухпудовой – побеждает тот, кто поднимет большее количество раз):
- прыжки в высоту:
- стрельба из лука (у башкир):
Во время көрэша (национальная борьба) выступают певцы, танцоры и прочие участники художественной самодеятельности. Певцы и музыканты ждут этого праздника, чтобы продемонстрировать свой талант и мастерство, услышать одобрение народа.
Во время «Сабантуя» люди узнавали новые песни, запоминали незнакомые до сих пор мелодии, чтобы петь их потом – в поле во время жатвы или дома в долгие зимние вечера.
Развлекательная часть
Одновременно с көрэш (национальная борьба) идут выступления певцов, танцоров – участников художественной самодеятельности. Певцы и музыканты ждали этого праздника, чтобы продемонстрировать свой талант и мастерство, услышать одобрение народа.
Во время «Сабантуя» люди узнавали новые песни, запоминали незнакомые до сих пор мелодии, чтобы петь их потом – в поле во время жатвы или дома в долгие зимние вечера.
Шуточные состязания для всех гостей
Существуют и другие состязания для зрителей. По динамику объявляется время и место проведения отдельных видов, так как из-за большого стечения народа, большого числа желающих принять участие в состязаниях и обширной программы праздника невозможно провести все виды состязаний на майдане.
Характерной чертой всех состязаний на сабантуе является то, что они просты по своей структуре и доступны любому присутствующему.
Например:
- Бег с ведрами на коромысле, наполненными водой
- Бег с ложкой во рту с положенным на нее яйцом
- Битье горшков с завязанными глазами
- Перетягивание каната или палки»
- Бег в мешках
- Бой с мешками набитыми сеном, травой
- Лазанье на высокий гладкий столб (наверху которого подвешен приз – иногда живой петух в клетке или сапоги) и т. д.
- Добывание ртом монет из наполненных АЙРАНОМ котлов
- Хождение на ходунках
- Армрестлинг
- Перенос груза на тачке
- Подьем мешка с зерном
- «Остабикә»
Майдан длится с 10 – 11 утра до 2 – 3 часов пополудни
Поэтому даже на сельский «Сабантуй» выезжают магазины, столовые и буфеты со своим товаром.
Идет бойкая распродажа сладостей, печеных изделий, соков, воды, чая. Многочисленных гостей угощают такими блюдами, как чак-чак, вак-бәлеш, перемеяч, өчпочмак.
Если «Сабантуй» проводится на расстоянии от села, то нередко здесь, на лужайке, устраиваются семейные чаепития за самоваром, который берут с собой.
*Кроме того, в сельской местности это считается и временем приема гостей, встречи родственников и близких друзей, так как сейчас празднуют «Сабантуй» летом, после завершения весенних полевых работ. Поэтому после окончания соревнований на майдане народ расходится по домам.
«Кичке Сабантуй» (вечерний Сабантуй)
Под вечер снова все собирается на вечерние игрища – кичке уен. Их проводят на краю села, на лугах, иногда на месте дневного майдана. В последнее время, нередко, – в клубе.
Вечерние игрища характерны для сельской местности. Именно вечером здесь проводят состязания певцов, танцоров, чтецов, особенно если насыщенной была дневная программа.
Сев
Сразу же после завершения «Сабантуя», если позволяли погодные условия, начинался сев. Таким образом, в традиционном быту «Сабантуй» являлся праздником, дающим заряд бодрости перед ответственным этапом в сельскохозяйственном труде. И только в некоторых местах скачки, борьба и т.д. устраивались после сева, в качестве завершения этого этапа работы.
День сегодняшний
С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды потеряли смысл, но многие из них продолжают бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с «Сабантуем».
В XIX веке «Сабантуй» был просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных и трудоемких сельскохозяйственных работ.
В настоящее же время «Сабантуй» приобрел в Татарстане статус государственного праздника. Сегодня едиными стали сроки его проведения. Раньше сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля).
Теперь же – в честь их окончания (в июне, перед началом косовицы, когда для жителей села наступает небольшая передышка в напряженном летнем сезоне).
В целом для Татарстана характерно поэтапное его проведение: сначала «Сабантуй» празднуют по отдельным селам и деревням, колхозам, а на следующей неделе проводится районный «Сабантуй». Или в субботу – по деревням, а в воскресенье – в райцентре. Завершающим является «Сабантуй» в крупных городах и столице Татарстана – Казани.
Этот праздник является международным национальным татарским и башкирским праздником, который стал государственным в Татарстане и Башкортостане. Начиная с 2001 года в различных городах России стал проводиться Федеральный Сабантуй. А в 2010 году впервые состоялся Всероссийский сельский Сабантуй в селе Алькино Самарской области. И в этом же 2010 году Федеральный Сабантуй прошел в Удмуртии.
Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.
Сабантуй за пределами России
Сабантуй проходит не только в России, но и по всему миру. Он стал официальным городским праздником во многих странах – местах компактного проживания татарского и башкирского населения (в регионах Российской Федерации, Украине, Казахстане, Азербайджане, Германии, США).
Совершенно иным образом «Сабантуй» идентифицируется в татарских диаспорах. Для них праздник — важный маркер идентификации себя как татар и способ заявить о себе новым соседям. В среде этнографов ходит шутка: «Если где-то встретились три татарина, они обязательно организуют Сабантуй».
Для диаспор участие Казани в организации Сабантуя — важный символический жест: Казань воспринимается как центр всех татар, поэтому помощь татарстанской столицы как бы легитимирует их праздник.
В современном мире Сабантуй – живая традиция, несущая в себе Дух татарского народа. В 2003 году генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура поддержал инициативу по выдвижению татарского национального праздника Сабантуй, «являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа», в число претендентов на включение в «Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО».
Народная кухня
Рецепты блюд на свежем воздухе для Сабантуя
Вкусна еда на свежем воздухе!
Во время Сабантуя, как правило, дни стоят погожие. Поэтому многие со своими гостями отправляются отдыхать на природу. Предлагаем нашим читателям рецепты блюд, которые так хороши на свежем воздухе.
Плов в казане
Мы обычно берем рис и мясо в соотношении 1:1. То есть кило мяса – кило риса. Предпочитаем рис девзира или лазер. Не забудьте тщательно его промыть.
В казан наливаем около 300 г растительного масла и обжариваем в нем мясо. Затем мясо достаем и обжариваем в том же масле лук до золотистого цвета (лука тоже берем около килограмма).
Мясо кладем обратно. Добавляем немного восточной пряности – зиры и еще немного обжариваем.
Затем кладем нарезанную соломкой или брусками морковь (тоже около килограмма). Жарим около пяти минут. Добавляем около 2-2,5 литров воды. Кладем соль по вкусу, специи для плова, барбарис. Доводим мясо на медленном огне около 40-50 минут до полного размягчения.
Кладем промытый рис. Надо, чтобы вода лишь немного его покрывала. Сверху на рис кладем одну-две головки промытого чеснока. Готовим, не закрывая крышкой. Когда вода испарится, накрываем крышкой и томим над углями около 20 минут.
Открыв крышку, медленно перемешиваем. Плов готов! На его приготовления ушло примерно 2,5-3 часа.
Шулпа в казане
Для шулпы можно взять любое мясо. Сначала обжариваем мясо в масле до золотистого цвета. Затем сливаем масло, казан споласкиваем водой. Укладываем мясо обратно.
Сверху слоями выкладываем помидоры, баклажаны (их нужно подержать в соленой воде, чтобы не горчили), морковь. Сверху – картофель. Если котел большой, слои можно повторить. Еще один нюанс: все берется крупными кусочками, иначе разварится.
Добавляем по вкусу соль, перец, воду. Вода должна немного покрыть картофель.
Готовим на медленном огне не более 1 часа, не закрывая крышкой. Далее томим еще около 20 минут под крышкой.
Реклама
Шашлык
Тоже идет любое мясо. А я на этот раз предлагаю шашлык из курицы. Курицу нарезаем не очень большими кусочками (около 100-120 г). Нарезаем кольцами большое количество лука. Добавляем приправу для шашлыка. Все это перемешиваем.
Готовим маринад. На 300 г воды – около 100 г 9-процентного уксуса. Добавляем 2-3 столовые ложки томатной пасты, сметану и соль. Консистенция должна быть как у томатного сока.
Заливаем маринадом мясо и тщательно перемешиваем. Храним в прохладном месте сутки. Получается нежный, вкусный шашлык.
Ришат КАМАЛОВ
Агрыз
Оладьи в печи
Лилия ГАЙНУЛЛИНА, Кудашево:
– А наши гости с удовольствием едят горячие оладьи из печки. Замешиваю
1 литр молока, 5 яиц, 3 ст.ложки сахара, 1 ст.ложка соли, 3 ст.ложки подсолнечного масла, 50 г свежих дрожжей. Выпекаю на сковороде в печи. Получаются ароматные, с угольком оладьи. К Сабантую то, что надо!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
ПОДПИСАТЬСЯ
Добавляйте наш сайт в «Избранные», чтобы всегда быть в курсе свежих новостей
Оставляйте реакции
К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Слово «сабантуй» стало нарицательным: так называют любое застолье. Однако для некоторых тюркских народов праздник Сабантуй — национальное торжество, которое ежегодно отмечают летом. Прикоснемся к истокам празднества, чтобы понять, что такое Сабантуй, какова его история и традиции.
Праздник Сабантуй: дата, описание
Почти тысячу лет назад предположительно у народов Среднего Поволжья зародился праздник Сабантуй. Описание его оставил в 921 году арабский путешественник Ахмад ибн Фадлан. Но единого мнения относительно истоков праздника нет, некоторые связывают его происхождение с культурой монголов.
Во времена язычества земледельцы старались особыми обрядами задобрить природные силы, чтобы получить хороший урожай. Выполняли определенные ритуалы и совершали жертвоприношения. За правильным исполнением всех действий наблюдали старейшины.
Дословно перевод с тюркского звучит так: «сабантуй» — это ‘торжество плуга’. Из этого следует, что обряды посвящали началу полевых работ. В течение столетий этот обычай сохраняли татары, башкиры, чуваши, удмурты.
Спустя века его стали посвящать окончанию весенних посевных работ, потому что тогда наступала небольшая передышка перед следующим циклом — сбором урожая. Религиозная составляющая празднества была утрачена с принятием этими народами мусульманства. Теперь это веселая народная традиция.
Сабантуй — праздник сезонный, зависит от погодных условий, которые определяют сроки полевых работ. Четко фиксированной даты у него нет. Обычно он выпадает на июнь или начало июля.
В наше время дата празднования оглашается руководством Республики Татарстан, в которой Сабантуй — государственный праздник. На эту дату ориентируются общины в иных регионах и странах. Международная организация ЮНЕСКО внесла этот праздник в список культурного наследия человечества.
Отмечают это торжество в несколько этапов. Уже известно, когда Сабантуй в 2021 году:
- по деревням, селам и районам его будут отмечать 12–13 июня;
- в городе Набережные Челны — 19 июня;
- в Казани, столице Республики, — 26 июня.
Уже несколько лет Сабантуй празднуют на федеральном уровне. Каждый год для этого выбирают какой-то крупный центр. Так, федеральный Сабантуй уже принимали: Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань и другие города России. В нынешнем году татарский праздник состоится 19 июня в Нижневартовске.
В РФ проживает только половина общей численности татар (немного больше 5 млн). Другие разбросаны по всему миру, в связи с чем расширилась география праздника. Сабантуй теперь известен в США, Канаде, Европе. Общеевропейские торжества проходили в таких столицах, как:
- Париж (2017);
- Таллинн (2019);
- София (2020).
В Казахстане во многих городах компактно проживают татары и башкиры. Праздничные мероприятия организуют и проводят их местные общины «Дуслык».
В прошлом году из-за эпидемической ситуации и карантина торжества были ограничены. В 2021 году мероприятия организовывают с соблюдением ограничительных мер:
- Массовыми они могут быть только в деревнях, где не очень много участников и празднуют на природе.
- На более высоком уровне концерты и другие мероприятия проводятся онлайн, их можно смотреть всем в удобное время.
Сабантуй: особенности и традиции праздника
Яркий, веселый Сабантуй — чей праздник? В общих чертах у ряда народностей он одинаков, но у каждой этнической группы есть особенности его проведения. Классические обычаи сохранились главным образом в деревнях, где празднуют согласно сложившемуся порядку.
Сбор подарков
Накануне праздника группа молодых джигитов объезжает дворы и собирает дары. Иногда это делают и пожилые уважаемые члены общины. Жители выносят домашнюю выпечку, национальные сувениры, полотенца, посуду.
Все собирается в общий котел. Это призовой фонд для участников конкурсов и состязаний, которые будут проводиться.
Торжественное открытие праздника
В центре населенного пункта предварительно готовят сцену, ряды для зрителей. Здесь торжественно начнется праздник. Продолжат его местные таланты — самодеятельные коллективы дадут концерты. К празднику принаряжаются в национальные костюмы, поэтому он становится ярким и красочным.
Для участников обычно организовывают выездную торговлю, буфеты, где можно подкрепиться. Угощаются на Сабантуй традиционным десертом — медовым тортом чак-чак.
Состязания по традиционной борьбе куреш
Главным зрелищем праздника становится соревнование борцов. Мужчины в национальной борьбе куреш стремятся свалить соперника с помощью широких кушаков или полотенец, перекинутых через пояса.
Победителем становится сильнейший из мужчин, он получает звание батыра. Соревнуются в боевом мастерстве и мальчики, и подростки со своими ровесниками.
По народной традиции главная награда победителю — баран, которого водружают на плечи героя. В наше время национальная борьба куреш стала самостоятельным видом спорта, по которому проводятся чемпионаты.
Другие события праздника
Все участники веселого Сабантуя могут найти для себя состязания по силам:
- Опытные наездники участвуют в заездах на лошадях.
- Молодежь и дети задорно и весело сражаются мешками с соломой, сидя на бревне. Задача каждого участника боя — свалить противника.
- Для людей любого возраста организованы шуточные состязания: бег в мешках или с коромыслом. Веселят зрителей попытки с завязанными глазами разбить палкой глиняный горшок.
Состязания эти самые разнообразные, главное — в них вовлекаются все от мала до велика.
Во второй половине дня праздник продолжается. На него часто приглашают профессиональных артистов: их концертов ждут с нетерпением и принимают горячо.
Наступает время народных гуляний, для молодежи — танцев. Бытует древнее земледельческое поверье, что чем веселее пройдет праздник, тем богаче будет урожай.
Узнав традиции задорного народного праздника Сабантуй, никто не удивляется, почему его название стало нарицательным. Так емко, коротко и выразительно называется любое шумное веселье.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/holidays/1914235-prazdnik-sabantuy-chto-eto-kogda-prohodit/
Татарстан расположен в месте слияния двух крупнейших рек — Волги и Камы. Город с тысячелетней историей, Казань считают своей столицей татары всего мира. Прекрасная природа, леса, рыбные реки и озера составляют гордость и украшение Татарстана. Об обычаях и традициях своего удивительного края рассказывает Эльвира Ансафовна Левшевич, Председатель Международного общественного объединения «Татаро-Башкирское культурное наследие «Чишма» (Родник).
Эльвира Ансафовна Левшевич, Председатель Международного общественного объединения «Татаро-Башкирское культурное наследие «Чишма», преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита АПК и транспорта в Белорусском государственном экономическом университете, имеет сына и двух дочерей. Поет в хоре. Любимое хобби – общественная работа в объединении «Чишма».
— Эльвира Ансафовна, сколько в Беларуси живет татар и башкир?
— Татар более семи тысяч, а башкир около 600 человек.
— А вы давно вы приехали в наши края?
— В 1984 году вышла замуж за белоруса и приехала жить в Минск.
— И как проходила адаптация к новой жизни?
— Я как будто оказалась на другой планете, хотя прекрасно понимала, что просто переехала из одной части единой страны, Советского Союза, в другую. Но я росла и говорила на татарском языке со всеми вокруг. А тут все говорят на русском. И хоть я прекрасно знаю русский, отсутствие родной речи вокруг было просто шокирующим.
— Человеку, выросшему в одной культуре, всегда сложно привыкнуть к другим обычаям и традициям.
— Очень хочется общаться на родном языке, чаще слышать его. Поэтому и создаются такие общественные организации национальностей, как «Чишма». Это прекрасная возможность не забывать свои корни и получать удовольствие, разговаривая на любимом языке.
— У вас трое детей, родившихся и выросших в Беларуси. Они знают татарский язык?
— Когда у меня появились дети, я каждый год на три месяца летом обязательно уезжала домой. Они там научились говорить по-татарски и прекрасно понимают речь наших предков. Потеря языка означает потерю корней. Нет языка, нет народа. Достаточно, чтобы одно поколение выросло, не зная родного языка, и язык будет утерян.
— Расскажите о татарской кулинарной культуре.
— Основа кулинарии нашего народа – блюда из теста. Самые любимые в народе – Кыстыбай — лепешки с мясом и картофелем, Учпочмак – треугольники с мясом, картофелем и луком, Вакбеляши – круглые пироги с мясом и картофелем, Чак-чак – сладкое блюдо из запеченного теста с медом. Очень популярен куриный суп с домашней лапшой, а из мясных блюд — Азу по-татарски – тешеное мясо в остром соусе. Очень популярен семислойный пирог Губадия.
— И из чего состоят эти семь слоев?
— Возможны варианты. Если пирог делается несладкий, тогда основные слои – творог, рис, изюм, яйца, мясо, лук. А если сладкий, тогда в творог добавляется сахар.
— Семислойный пирог – это круто. Не все кулинары, даже со стажем, отважатся делать такое блюдо.
— Татарские женщины очень искусные кулинарки. Их с детства учат готовить. Наш народ радушный и гостеприимный. Когда я приезжаю домой, все приглашают в гости, столы просто ломятся от угощений, все хотят пообщаться, услышать рассказы о другой стране.
— А какой любимый праздник у татар?
— Сабантуй, что означает «свадьба плуга» – национальный государственный татарский праздник. Он не имеет точной даты проведения, но всегда празднуется весной во время, которое проходит от завершения посева семян в землю до момента появления первых зеленых ростков.
— Получается, это праздник завершения весенне-полевых работ?
— Скорее, праздник пожелания хорошего урожая — грандиозное всенародное увеселительное и одновременно спортивное мероприятие. В центре проведения гуляния ставят большой столб, украшенный гирляндами, на котором закрепляют главный приз – петух, гармошка сапоги или что-то другое забавное и интересное.
— Что является гвоздем программы на Сабантуе?
— Соревнования по национальной борьбе, в которых принимают участие все желающие от мала до велика. Очень весело проходят бои на бревне. Участники, стоя на бревне должны сбить противника мешком, наполненным травой. Проходят скачки на лошадях и множество других веселых конкурсов, в которых молодые люди могут показать свою силу и ловкость. Самый ценный приз для лучшего борца – баран.
Во время праздника царит потрясающая атмосфера веселья и радости. Организаторы постоянно создают забавные ситуации среди соревнующихся, атмосферу всеобщего участия, единения. Наверное, поэтому праздник Сабантуй является столь любимым среди татар, как, впрочем, и среди представителей других национальностей, которые принимают в нем участие.
— Ваше Общественное объединение проводит такой праздник в нашей стране?
— Да, мы проводим Сабантуй в Беларуси, и он пользуется большой популярностью. Желающих поучаствовать в спортивных конкурсах всегда много.
— Судя по Сабантую, татары очень веселый народ.
— И серьезный и веселый, и очень подвижный и активный народ. Белорусы довольно спокойные люди, а татары не могут усидеть на месте. Им все время надо что-то делать, очень силен в нашем народе дух соревновательности. Если кто-то в деревне сделал красивый забор, сосед сделает еще лучше. Если появляется какое-то новшество, оно тут же схватывается, впитывается, люди улучшают свою жизнь, не стоят на месте, стремятся идти вперед. Это особенности национального характера.
— Чем примечательны татарские свадьбы?
— Есть очень интересный свадебный обряд. Когда невеста приходит в дом жениха, его родители выносят ей навстречу мед, масло и каравай. Она обязана это попробовать, чтобы жизнь в новом доме была сладкой. А еще на пороге кладут подушку – молодая должна наступить на подушку, чтобы мягко ходить в доме мужа. Потом невесте надевают фартук и ведут к роднику. По дороге она раздает всем платочки. Из родника набирают два ведра воды, и молодые приносят их в дом. Там из одного ведра невеста дает всем пить, а в другое ведро люди бросают монетки и бумажные деньги, чтобы жизнь у молодых была богатой.
— Но ведь бумажные деньги промокают.
— Невеста их потом достает и вешает на веревочку сушиться. Это тоже очень веселые моменты на свадьбе.
— Теперь понятно, как татарские невесты «отмывают» деньги. А кто в семье главный?
— Конечно, мужчина. Жена всегда обязана советоваться с мужем по всем вопросам, потому что мужчина – кормилец в семье, а женщина хранительница очага. Все члены семьи помогают друг другу, вместе делают работу по дому.
— Вы уже более 30 лет живете в Беларуси, с чем больше всего связаны ваши воспоминания о родном крае?
— С мамиными блинами, пирогами, беляшами, теплом родительского дома и маминой любовью. Это именно то, чего не хватает вдали от родины, и всегда будет не хватать.
Беседовала Татьяна Фадеева
Татарская кухня
Хорошая еда не терпит суеты
Эльвира Ансафовна Левшевич поделилась с читателями Гастронома секретами вкусных пирогов, рецепты которых татарские женщины передают из поколения в поколение: «Моей маме, Лилии Халиловне, уже 84 года. Она потрясающая кулинарка, и потихоньку передает нам, своим детям и внукам, множество секретов. Главные тайны вкусных пирогов скрыты даже не в продуктах, а в отношении к тому, что и как ты делаешь.
Первый секрет – не надо спешить, все надо делать постепенно, хорошая еда не терпит суеты. Например, пироги мама всегда начинает делать с вечера. Обязательно просеивает муку, достает яйца, масло и другие ингредиенты, оставляет их на ночь при комнатной температуре. Это очень важное условие хороших пирогов – все продукты должны быть одинаковой температуры. С вечера она делает опару. Утром замешивает тесто, дает ему еще раз подойти. Делает начинку. И к обеду дом наполняется незабываемым ароматом маминых пирогов.
Но самый главный секрет вкусной еды, по мнению моей мамы, скрыт в молитве и благословении. Все надо делать с хорошими мыслями и любовью. Она всегда читает молитвы перед тем, как начать готовить и благословляет все, что делает. Поэтому еда, приготовленная мамиными руками, всегда не просто вкусная, а невероятно вкусная. Тает во рту».
Блины из манной крупы
Рецепт Лилии Халиловны Нугумановой
1 кг манной крупы, 5 яиц, 15-20 г дрожжей, вода, молоко, сахар, соль.
Весь процесс начинается с вечера. Все делается на глаз, поэтому точных пропорций нет. В большую кастрюлю высыпается манка, добавляется немного теплой воды с дрожжами и сахаром и замешивается густая опара. Воды берется столько, чтобы получилась густая масса. Все оставляется до утра при комнатной температуре.
К утру опара поднимается. В нее надо влить теплое молоко с солью и сахаром, которые добавляют по вкусу. Кто любит послаще, кладет больше сахара. Молока надо взять столько, чтобы получилось жидковатое блинное тесто. Затем хорошо взбить 5 яиц и добавить в опару, все тщательно перемешивая. Дать тесту постоять и подойти, а потом выпекать блины. Блины получаются пузырчатые, пышные и очень вкусные. Можно делать их потоньше или потолще, как нравится. Татары традиционно подают такие блины со сливочным маслом или с гусиным жиром.
Чак-чак по-татарски
1 кг муки, 10 яиц, 50 г животного жира, 500 мл растительного масла для жарки.
Сироп: 1 стакан сахара, 1 ст.л. воды, примерно 2 стакана меда (по объему меда должно быть в три раза больше, чем сиропа).
Чак-чак – кульминационное блюдо любого татарского праздника. На 10 яиц берется 1 кг муки и замешивается очень тугое тесто. Ему дают постоять 30 минут, а потом тонко раскатывают и режут на полоски. У каждой хозяйки свой почерк изготовления Чак-чака. Кто-то режет тесто очень мелко, как вермишель, кто-то – маленькие прямоугольники, кто-то любит мелкие шарики.
Затем разогревается растительное масло, в него добавляется немного животного жира. Разогревается масло не очень сильно, до 100 градусов, оно не должно кипеть, и за этим нужно следить. В масло опускаются небольшие порции нарезанного теста, оно увеличивается в 3-4 раза, кусочки как бы вздуваются, внутри становятся пустыми. Они должны затвердеть, но не подгореть. Если обжарить слабо, то после извлечения из масла кусочки осядут и чак-чак не получится.
Для пропитки добавляем в стакан сахара 1 ст.л. воды и варим сироп. В готовый сироп кладем растопленный на водяной бане мед, размешиваем. Затем обмакиваем кусочки теста в сладкую массу и складываем пирамиду.
Пирамиды бывают самого разного размера. На свадебный чак-чак могут использовать до 100 яиц. По умению делать чак-чак определяют, готова ли девушка выходить замуж.
Зур бэлиш
Тесто: 150 г жира или масла, 5-10 г дрожжей, 3-4 ст.л. сметаны, мука, соль, щепотка соды, сахар, 1 яйцо.
Начинка: 500 г мясного фарша, 3-4 картофелины, 2-3 луковицы, соль, зира.
Из указанных ингредиентов замесить тесто. Разделить его на две неравные части – 1/3 и 2/3. Тесто раскатать и большую часть уложить в сковороду (или высокую форму для запекания), завести края на бортики. На основу выложить начинку и закрыть меньшим пластом теста. Плотно защипать края.
Поставить пирог в разогретую духовку на малый огонь на 2-2,5 часа.
Для начинки очищенный картофель нарезать очень мелкими кубиками, чтобы он пропекся. Очищенный лук мелко нарезать. Смешать фарш, лук и картофель, добавить соль и зиру (тмин).
Кысты бый
Рецепт Раисы Николаевны Юсуповой.
Мука, 1 стакан воды, 1 ст.л. растительного масла, щепотка соли.
Для начинки: картофель, лук, молоко, сливочное масло и соль.
Классического рецепта этого блюда не существует, у каждой хозяйки он свой.
В миску высыпаем муку горкой, делаем в середине углубление, насыпаем туда немного соли и 1 ст.л. подсолнечного масла. Постепенно вливаем 1 стакан воды и замешиваем очень крутое тесто. Тесто разделяем на шарики величиной с куриное яйцо и раскатываем каждый шарик в тонкую круглую лепешку.
На хорошо разогретой сухой сковороде запекаем лепешки с двух сторон. Готовые лепешки складываем в полотенце, прикрываем, чтобы они не высохли.
Ставим отвариваться очищенный картофель. Припускаем мелко нарезанный лук на подсолнечном масле. Из готового картофеля делаем картофельное пюре со сливочным маслом и горячим молоком, добавляем в него лук, подсаливаем по вкусу и все хорошо перемешиваем.
На половину готовой лепешки укладываем тонкий слой пюре, прикрываем второй половиной, обмакиваем каждое полулуние в растопленное сливочное масло, складываем горкой на тарелку и подаем к столу.
Тэмле ашлар! ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!