Дата события уникальна для каждого года. В 2023 году эта дата — 1 октября
В этот день люди радуются хорошему урожаю и благодарят Бога за его дары (Фото: Patrick Poendl, по лицензии Shutterstock.com)
Наиболее распространенное название праздника окончания уборки урожая у немцев «Erntedankfest» — праздник благодарения, который отмечается католической церковью Германии в первое воскресенье октября.
Этот праздник уходит корнями в римские обычаи. В этот день люди радуются хорошему урожаю и благодарят Бога за его дары природы (овощи, фрукты, злаки, ягоды) и за то, что он заботится о людях. Взамен этого верующие возвращают ему часть его дара.
Праздник урожая праздновался в дохристианские времена. В католической церкви празднуется с 3 века. В Пруссии впервые отмечался в 1773 году в первое воскресенье после Дня святого Михаила (29 сентября), после этого стал регулярным. Дата первого воскресенья октября утверждена в Германии католической церковью в 1972 году, а в каждом приходе евангелической церкви определяется своя дата праздника: первое воскресенье октября или первое воскресенье после Дня святого Михаила.
Древние крестьяне веровали, что урожай охраняет дух, который дает ему рост или смерть. Дух даст хороший урожай, если он доволен и радуется, и уничтожит урожай, если крестьянин ему не угодил или обидел. В связи с этим этот праздник отмечали раньше, как победу над духами.
Сегодня же это день завершения полевых работ и благодарения Бога за его дары. В этот день проходит особая служба в церкви. При этом церковь украшают лучшими плодами нового урожая, венками из пшеницы. Эти уборочные и жатвенные венки изготавливаются заранее из колосьев последнего снопа. Овощи, фрукты, злаки освящают и выкладывают перед алтарем.
Erntedankfest — праздник урожая в Германии: как и когда празднуют?
Праздник, посвященный сбору урожая, по католическому обычаю ежегодно отмечают в первое воскресенье октября.
В 2023 году этот день приходится на 1 октября.
Праздник урожая или День благодарения?
Классический День Благодарения (Thanksgiving) отмечается во всех штатах США и в Канаде. Во многих других странах мира праздник урожая отмечается как аналог имея разные названия. В Германии можно услышать оба названия, но более популярное название этого праздника — Праздник урожая (Erntedankfest).
В честь чего принято праздновать Erntedankfest?
Erntedankfest — христианский праздник, который берет свое начало в Римской империи, Древней Греции и Израиле.
Праздник урожая был интегрирован в церковную или римско-католическую традицию в третьем веке, хотя никогда не был настоящим праздником.
Как следует из названия, люди празднуют его в знак благодарности за щедрость природы во время сбора урожая, который всегда приходится на осень. К началу октября, как правило, заканчиваются все полевые работы.
Как отмечают День Благодарения в Германии?
Церковь в Германии прямо указывает на светский характер праздника урожая, но не отказывается от традиционного празднования этого дня. Во многих храмах в этот день принято украшать алтари и ступеньки благодарственными дарами.
Традиционным символом этого праздника является «урожайная корона» (Erntekrone), которую плетут из колосьев кукурузы, украшают плодами и подносят к алтарю.
В этот день также принято петь известную крестьянскую песню Маттиаса Клавдия (Matthias Claudius), которая есть в сборнике протестантских гимнов, но отсутствует в католическом «Готтеслобе» (Gotteslobe).
Песня имеет символичное в осенний праздник название «Wir pflügen und wir streuen» «(Мы пашем и сеем)». Именно словами этой песни люди благодарят за урожай.
В этот день во многих землях (преимущественно в сельской местности) проводятся праздничные шествия по деревням.
Песня Wir pflügen und wir streuen
Другие праздники октября
День Германского единства отмечается 3 октября.
День Реформации (Reformationstag) и Хэллоуин (Halloween) в Германии отмечается 31 октября.
Обзоры статей об осени в Германии
Фермерские хозяйства NRW
Где можно собрать своими руками фрукты и овощи в NRW?
Праздник урожая в Германии или Erntedankfest является одним из самых почитаемых немцами. Хотя за многие годы традиции празднования сильно изменились, но, как и тысячу лет назад, в знак завершения сезона тяжелой работы люди преподносят Богу часть собранного за лето урожая.
История праздника
Erntedankfest, что в буквально переводится как «благодарение», начали праздновать еще в дохристианские времена. В этот день крестьяне старались задобрить особого духа урожая. Считалось, что такой обряд поможет вырастить зерно и овощи, а непогода не повлияет на сам урожай.
Начиная с III века праздник стали отмечать в Римско-католической церкви, а с 1773 года, по указу прусского короля, фестиваль благодарения стали проводить на территории Пруссии. В 1972 году католическая церковь в Германии официально постановила, что Erntedankfest будет отмечаться в первое воскресенье октября.
Сценарий праздника
В каждом приходе евангелической церкви определяется своя дата проведения праздника. Это может быть либо первое воскресенье после 29 сентября, Дня Михаила — Michaelstag, либо первое воскресенье октября. Однако не стоит путать этот праздник с другим известным немецким фестивалем Кирмес, который проходит в третье воскресенье октября.
Как и положено религиозному празднику, Erntedankfest отмечается в церкви.
Утром проходит богослужение, где люди благодарят Всевышнего за то, что он помог вырастить и собрать урожай. Перед службой церковь украшают крупными венками из колосьев пшеницы последнего собранного снопа и плодами нового урожая. Фрукты, овощи, пряные травы и злаки выкладывают перед алтарем. По традиции после освящения их раздают прихожанам и всем нуждающимся.
Далее празднование переносится на улицы деревень и городов. На время праздника устраивается сельскохозяйственная выставка, где можно увидеть самые большие и качественные плоды урожая за год. В течение всего дня гости лакомятся местными деликатесами, пьют пиво и танцуют традиционный немецкий танец.
Во многих домах устраиваются праздничные семейные обеды.
Вечером дети, одетые в национальные костюмы, участвуют в параде фонарей и факелов Laterneumzuge, а завершается праздник благодарения красочным фейерверком.
Особенности Erntedankfest
Прежде всего немецкий Erntedankfest — деревенский праздник, который в каждом регионе имеет свои особенности. Так, в землях Мекленбург-Передняя Померания последние колоски пшеницы с поля превращают в фигуру под названием Der Alte, которую несут во время торжественного шествия.
В землях Баварии с альпийских лугов в этот день пригоняют скот. Зрелище довольно интересное: впереди стада ведут самую красивую корову, которую украшают громким колокольчиком, а следом идут остальные животные. Их украшают горными цветами, зелеными веточками и лентами.
В винодельческих регионах праздник урожая ассоциируется с окончанием сбора винограда и называется Winzerfest.
Помимо преподношения Богу урожайной короны Erntekrone, многие общины во время благодарственной процессии выбирают королеву урожая, которая на протяжении праздника носит Erntekönigin — венок из пшеницы на голове.
Как попасть на празднование
Чтобы участвовать в Erntedankfest, достаточно быть в Германии в период проведения фестиваля. В 2019 году праздник запланирован на 7 октября.
Если не хотите идти на утреннюю службу, можно побывать на уличном фестивале, ведь празднование будет продолжаться в течение всего дня.
Заключение
Хотя сегодня сбор урожая в основном производится сельскохозяйственной техникой, люди все еще отмечают этот праздник. В первую очередь Erntedankfest для немцев — способ поблагодарить Бога за дары земли и положить конец сезону тяжелой работы.
Праздник урожая в Германии ежегодно отмечают в первое воскресенье октября, но в каждом приходе церкви определяется своя дата.
Путешественникам, которым небезразлична культура Германии, будет интересно побывать на этом замечательном национальном празднике.
“День урожая” в Германии: Видео
Хотя про немцев и ходят в мире стереотипы, как о людях натянутых, расчетливых и не позволяющих себе «отрываться по полной» в свободные от полезных дел часы, коренные жители Германии очень любят праздничные мероприятия, дружеские посиделки и времяпровождение на природе с неизменными кружками пива в руках. Многие праздники имеют место только в определенных регионах страны и повсеместно не отмечаются, но достаточно и таких, которые признаются официально, делаются для все немцев выходными днями и привлекают любопытных туристов из разных стран. К этой категории относится Праздник урожая Erntedankfest. Если искать аналоги, то ближайший найдется в США, и это — День благодарения, в который люди говорят Богу спасибо за обильный урожай и благие события, имевшие место в уходящем году.
История события
Праздник, напоминающий День благодарения, отмечали еще до распространения христианства, но католики признали его только в III веке. Официальным церковным праздником церковь Германии стала считать Праздник урожая в 1773 году, назначив днем его проведения первое воскресенье, наступающее после Дня Михаила.
Крестьяне, чья жизнь напрямую зависела от урожая, еще в незапамятные времена полагали, что сбор выращенного контролирует особый дух, не позволяющей погодным капризам испортить с таким трудом добытые сельскохозяйственные культуры. Соответственно, они старались задобрить этого духа, чтобы зерно росло лучше и хорошо хранилось. Разозленный дух по поверьям мог наслать на полезные растения болезни и проблемы, заставив большую семью зимовать впроголодь. День благодарения было решено сделать празднеством, символизирующим победу над духами злыми и торжество духа, охраняющего урожай.
Как отмечают в Германии Erntedankfest
В наши дни Erntedankfest — не совсем то, что подразумевали предки, старающиеся задобрить духа урожая. Современные немцы, скорее, просто благодарят Бога за то, что он посылает на их столы в Праздник урожая и стараются угоститься самыми вкусными блюдами. Популярностью пользуются свежие фрукты, традиционные немецкие блюда, блюда из злаков, овощи и сладости.
Религиозные жители Германии приходят на Erntedankfest в церкви, где ведутся торжественные богослужения и говорятся слова благодарности за пищу и другие радости жизни. Праздник урожая с размахом отмечают в деревнях, но многие горожане также с удовольствием посещают по такому случаю церкви а, вернувшись домой, организуют торжественные обеды и зовут всю семью. В некоторых городах на Erntedankfest можно посетить уличные фестивали с лавками, на которых разложены свежие овощи и фрукты. В церкви тоже приносят часть урожая, украшают их венками из колосьев пшеницы, кладут возле алтаря душистые травы, яблоки, виноград и другие дары, которые освящаются и отдаются прихожанам и нуждающимся.
После мессы прихожане идут на городскую площадь или в центр деревни: там продолжаются торжественные мероприятия с плясками, песнями, ярмарками и живой музыкой. Всюду расставляются столы с национальными блюдами, лавки с фруктами, закусками и ароматным немецким пивом. Обязательный атрибут Erntedankfest — сельскохозяйственные выставки, где трудолюбивые фермеры демонстрируют свои достижения.
Всех, кто небезразличен к немецкой культуре, школа dasPROEKT ждет на языковых курсах и мероприятиях, организуемых нами для учеников и не только!
День урожая (благодарения) в Германии называется Erntedank, что означает как «благодарение». Вспоминаем историю Дня благодарения в США… Там первоначально праздник назывался Днём урожая. А в Германии наоборот? Есть ли какая-то взаимосвязь между событиями? Прочитав статью, вы получите ответ на этот вопрос. А также узнаете, как в Германии традиционно отмечают День урожая.
1. Что отмечают немцы, День урожая или День благодарения?
Немцы празднуют День благодарения Богу за обильный урожай! Но ведь в США было точно также, просто затем День урожая превратился в грандиозный праздник американской нации…
Читать статью: «День Благодарения в США»
У немцев Erntedankfest (Фестиваль благодарности за урожай) в большинстве мест является популярным немецким христианским фестивалем в первое воскресенье октября.
Это ставит германский День благодарения ближе к празднику Благодарения Канады в начале октября. Таким образом, празднование Erntedank — это немецкая версия празднования Дня Благодарения. Помимо этого, День урожая в Германии — это религиозный праздник.
2. Как в Германии в Лютеранских церквях отмечают День урожая (благодарения)?
В первое воскресенье октября посетители Лютеранских немецких церквей найдут множество фруктов, овощей, снопов зерна, а также хлебобулочных изделий, красиво расположенных перед алтарём.
Праздник урожая начинается со службы в 10:00 утра. В 3 часа дня в церкви звучит музыка («von Blasmusik bis Jazz»). Для прихожан устраивается обед и танцы. В 6:00 вечера вечерняя служба заканчивается крёстным ходом или парадом фонарей и факелов, (Laternenumzug).
Эта традиция отмечается в других странах мира в Лютеранских церквях, которые возникли в Германии.
3. Светская программа Дня урожая (благодарения) в Германии
Посетители рынков и ярмарочных площадей в первое воскресенье октября часто находят атрибуты Erntedankfest (Фестиваля благодарности урожаю). И не просто атрибуты, а различные торжества, сопровождаемые музыкой и танцами.
Здесь имеется возможность познакомиться с «фестивалем тыкв», который организовывают германские овощеводы.
Регионы, где выращивается виноград, представят на ярмарке свои новые вина и позволят провести публичную дегустацию вин.
Фермерские рынки (Бауэрнмаркт) позволят посетителям приобрести самые свежие продукты.
Одновременно с этим открываются палатки для любителей повеселиться. Здесь их ожидает прекрасные блюда и немецкое пиво.
Это день немецких фермеров. Он нужен им, чтобы чествовать людей за достижения, полученные на полях и в садах страны за последний год. А главное — поблагодарить Бога за щедрый урожай!
Завершением праздника может быть благодарственная процессия, которая проводится в 20: 00 вечера. Она заканчивается вручением традиционной «короны урожая» (Erntekrone), а для детей — фейерверком!
В разных сельских районах Германии праздник День урожая (благодарения) может проводиться в разное время в течение сентября и октября. Как правило, обильных застолий с поеданием индейки здесь не устраивают…
Вот так отмечается День урожая (благодарения) в Германии! Вообще, благодарить Бога за хороший урожай — замечательная традиция!
Читайте также:
Праздники Германии
Праздники и фестивали разных стран мира
Популярные фестивали мира
Уважаемые читатели! Пишите комментарии! Читайте статьи на сайте «Мир праздников»!
Праздник урожая в Германии
Праздник урожая в Германии в 2020 году отмечается 4 октября. Традиционно этот праздник приходится на первое воскресенье октября. Иногда его называют также Праздником благодарения — Erntedankfest. День урожая имеет древние корни, его история уходит ко временам древних римлян, когда существовала традиция в это время года благодарить богов за хороший урожай.
Происхождение Праздника урожая в Германии языческое, но позже католическая церковь также приняла решение отмечать подобный праздник. В результате на территории Германии День урожая стали впервые официально отмечать в 1773 году, после чего праздник стал регулярным.
Дата проведения современного Праздника урожая в Германии была закреплена католической церковью с 1972 года. Сегодня в этот день по всей стране устраиваются ярмарки и фестивали, в церквях проходят особые службы, во время которых прихожане благодарят Господа за дары.
Праздник урожая посвящается собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год.
В этот день чествовали и благодарили Богородицу за собранный урожай. Считается, что она дает благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям. Европейский праздник, имеющий языческое происхождение. В римско-католической традиции праздник отмечается с III века, обычно в день Архангела Михаила, 29 сентября. У восточных славян аналогом дня урожая можно считать Осенины 21 сентября, которые имели другое название — «День урожая».
Праздник урожая в том или ином виде встречается в большинстве стран. Не стала исключением и Германия. Праздник урожая или «Erntedankfest», что означает «День благодарения», проходит в первое воскресение октября. Именно в этот день католическая церковь празднует окончание сбора урожая.
День благодарения отмечается католиками еще с 3 века, а в Пруссии (на территории современной Германии) праздник впервые официально отмечался в 1773 году, после чего и стал регулярным. Официально же дату празднования католическая церковь установила в 1972 году. Евангельская церковь проводит этот праздник в воскресенье после Дня Святого Михаила, который отмечают 29 сентября. В этот день люди благодарят Бога за плодородную землю и богатый урожай.
История этого праздника уходит корнями к римским традициям. С давних времен крестьяне отвечали окончание сезона сбора урожая шумными гуляниями и пирами, они верили в то, что их урожай оберегается духом, и если дух счастлив и благосклонен к ним, то урожай выдастся богатым и хорошим, иначе весь урожай может погибнуть. И для того, чтобы задобрить духа, люди повсеместно проводили праздник урожая. Многие традиция, известные тогда, сохранились и до наших времен. В разных провинциях Германии этот праздник принято отмечать по-разному. Так, например, в областях, известных своими виноградниками, праздник не обходится без дегустации вина, а в горных областях, богатых зерновыми, принято сооружать из соломы фигуру человека или животного.
В горных районах Германии, таких как Бавария, в этот день существует особая традиция. С альпийских лугов на праздник пригоняют скот. Если в этом году никто из животных не пострадал от болезней, и никто из жителей деревни не умер, то коров украшают яркими разноцветными лентами, цветами и ветками пихты, в знак того, что стадо возвращается с пастбищ здоровым и окрепшим. У всех коров на шее висит колокольчик. Впереди всего стада идет самая лучшая корова, у которой на шее красуется самый большой и звучный колокольчик. Все остальные коровы за ней идут по степени важности. И по деревне проносится настоящий колокольный трезвон, который не только привлекает туристов и местных жителей, но и по преданиям должен отгонять злых духов. Об этой традиции упоминается еще в старых деревенских записях от 1756 года. А в некоторых местах Баварии, например на Оберзее, эта традиция особенно необычна: Там коров с пастбищ по реке перевозили на лодках.
С особенным размахом праздник урожая отмечается в столице Германии, Берлине. В этот день город превращается в огромную ярмарку, на которой жители демонстрируют то, что они с трудом и любовью растили все лето. По улицам под охраной стражей порядка проходят целые колонны горожан, которые гордо везут в тележках лучшие плоды своего труда. На этом празднике можно встретить очень много детей в ярких национальных костюмах с корзинками, полными фруктов. Некоторые горожане решили перенять американскую традицию, и составляют целые платформы, украшенные венками из злаков, овощами и композициями из цветов. Парад сопровождается выступлениями музыкальных и танцевальных коллективов, что придает ему еще большую праздничность. Еще одно развлечение для детей – это праздник тыквы. Из тыквы сооружают детские городки и делают самые различные поделки.
Почти в каждом доме в этот день устраиваются семейные обеды, на которых столы ломятся от изобилия угощений. Горожане украшают свои дома и дворы миниатюрами и композициями из лучшего урожая
Во всех церквях проходят специальные службы, которые посвящены благодарности за новый урожай, храмы украшают лучшими овощами и фруктами, и даже составляют из них композиции на религиозные темы, на алтарь выкладываются освященные плоды и злаки. После проведения богослужений эти дары раздают всем нуждающимся. Особенно много прихожан на Богослужении можно наблюдать в Берлинском кафедральном соборе и церкви Фридрихсвердер, которая является первой неоготической церковью Берлина.
Туристы обожают посещать Берлин во время Праздника Урожая, ведь это дает им возможность не только больше узнать о городе и насладиться красотой его средневековых замков и храмов, но и познакомиться с людьми, окунуться в атмосферу праздника и поучаствовать в активной жизни горожан.
В древних традициях всех народов мира есть праздник благодарения за собранный урожай.
Корни этого старинного праздника уходят в дохристианские времена, когда люди поклонялись силам природы и благодарили своих богов за урожай. Праздник благодарения (Erntedankfest) состоится в первое воскресенье октября в культурном центре немцев «Людвигсбург» в Евпатории.
Праздник урожая в древние времена отмечали, как победу над злыми силами природы, добрых духов, охраняющих урожай и дарующих людям овощи, фрукты, злаки. Собрав урожай, все народы мира устраивают большой праздник завершения полевых работ, на котором все танцуют под звуки музыки деревенского оркестра и веселились от души.
Католическая церковь переняла древний обычай благодарить силы природы и стала праздновать День урожая и благодарения, начиная с 3 века.
На праздниках урожая можно побывать, купив туры в Черногорию, Германию, Австрию. В Пруссии праздник урожая впервые отпраздновали в 1773 году, вслед за днём Святого Михаила, который отмечали 29 сентября. В 1972 году католическая церковь Германии утвердила ежегодное празднование Дня урожая в первое воскресенье октября, после дня Святого Михаила.
Праздник урожая – это день радости и благодарения богу за его дары. В этот день в католических соборах проходит особая церковная служба — тожественная месса (евхаристия). Внутри католические соборы украшают венками из пшеницы, сплетёнными из колосьев последнего снопа. Лучшие плоды нового урожая, овощи, фрукты, злаки церковнослужители освещают в соборах и выкладывают перед алтарём, украшая храм.
Не смотря на то, что праздник урожая не является официальным праздником Германии, в Erntedankfest с удовольствием участвуют все жители города. Горожане, нарядно одетые в национальные костюмы, устраивают концерты, и праздничные процессии с дарами природы. На лошадях, или ручных тележках, участники шествия везут корзины, красиво декорированные плодами осени – фруктами, овощами.
Всё праздничное шествие сопровождается весёлой оркестровой музыкой. В некоторых регионах Германии проводятся конкурсы на самый красивый венок из колосьев пшеницы нового урожая и венчают им голову Королевы урожая. В селах и небольших немецких городах проходят осенние ярмарки.
В Баварии и в горных районах Германии есть особая традиция встречи домашнего скота, возвратившегося с выпаса на альпийских лугах. Эта традиция упоминается в деревенских записях, начиная с 1746 года. Сельские жители благодарят бога за то, что скот вернулся с выпаса здоровым и окрепшим, животных украшают ветками из пихты, альпийскими цветами, и пестрыми лентами. Впереди стада идёт по селу самая лучшая корова с большим звучным колокольчиком на шее. За нею следуют все остальные коровы, позвякивая колокольчиками, и создавая особый мелодичный перезвон.
По древнему преданию звук колокольчиков прогоняет злых духов и привлекал в село добрых духов природы. Шествие в праздник урожая нравится не только деревенским жителям, но и многочисленным туристам. Самый необычный перегон стада происходит в Баварии в Берхтесгадене, где коров, украшали венками и перевозили с пастбищ на лодках.
В тех районах Германии, где сельские жители, в основном, занимаются виноградарством, праздник урожая преображается в праздник сбора винограда.
С мая по ноябрь во многих винодельческих районах Германии проходят фестивали вин и сбора винограда.
В районах Рейна, Бадена, Майна, Мозеля, Пфальца представители винодельческих хозяйств и объединения виноделов устанавливают на площадях своих городков и сёл киоски, торгуют молодым вином нового урожая, устраивают дегустационные бары под открытым небом. К молодому вину предлагаются блюда немецкой кухни. Радостный праздник сбора урожая сопровождается живой музыкой, фейерверком, и коронацией «винной королевы».
Следуя старинным немецким традициям, в день праздника благодарения (Erntedankfest) помещение культурного центра немцев «Людвигсбург» в Евпатории было по-домашнему уютным, его украсили осенними цветами, листьями, фруктами, овощами, детскими рисунками, создающими атмосферу любви и теплоты.
В культурном центре немцев Евпатории состоялся праздничный концерт, на котором звучали стихи, песни на немецком языке, фортепианная музыка, сыграны небольшие инсценировки из хорошо знакомых детских сказок. На празднике было много весёлых игр и конкурсов, в которых дети демонстрировали свои познания в немецком языке. В конце праздника Erntedankfest всех присутствующих ожидал сюрприз — сладкий стол. Ни один ребенок не ушел без сувенира и сладкого угощения.
(по материалам книги «Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Летне-осенние праздники» под редакцией С.А. Токарева, а также рассказам о праздновании немецкого Дна Благодарения (Erntedankfest) в Интернете)
При обращении к обычаям праздника, венчающего годовой сельскохозяйственный цикл, следует всегда помнить, что общей даты сбора урожая для всех германцев (всех кельтов или всех славян) не было и быть не могло: вывоз результатов крестьянского труда с поля, сада и виноградника происходит не по солнечному календарю, а в зависимости от погоды, районов страны, многовекового опыта, сконцентрированного в приметах и т. д. По большей части завершение сбора даров Матери-Земли приходилось на конец августа, сентябрь и октябрь, в некоторых местах практически сразу переходя в общеконтинентальный праздник поминовения предков, тот, который известен был у кельтов как Самайн, а у славян как Осенние Деды. Так, в Исландии, жившей не столько возделыванием земли, сколько скотоводством и рыболовством, оба праздника слились в пиры Зимних Ночей: и предзимняя отбраковка и забой скота, и истончение грани с миром мёртвых сошлись в конце октября .
На континенте же широко отмечалась череда праздников урожая в сентябре-октябре, и были они самыми радостными в году моментами. Разумеется, воцарившееся в Европе христианство не могло обойти это вниманием, и ныне все торжества завершения полевых работ так или иначе оказались приурочены к дням христианских святых. Одним из основных заместителей древних богов в осеннее время оказался архангел Михаил, чей праздник отмечается 29 сентября, т.е. достаточно близко к одной из четырёх основных точек солнечного цикла — Осеннему Равноденствию, что знаменует собой поворот на «тёмную» половину года. Долгое время праздник этого архангела был одним из самых популярных в Германии, потом его значение стало снижаться, вероятно, как раз в связи с тем, что осенние торжества и ярмарки стали переносить на первое воскресенье после 29 сентября или даже позднее.
Современная ярмарка во время Праздника Урожая в Германии.
Первоначально же в Германии считалось, что к Михайлову дню должны быть закончены уборка, посев озимых, сбор винограда и плодов, вырезка сот. В некоторых районах скот в это время уже ставили в стойла. Там, где скот еще продолжали пасти на пастбищах, с Михайлова дня пускали его и на поля, так как урожай был снят.
В этот день в Германии было принято расплачиваться за аренду, давать расчет работникам. С Михайлова дня начинали топить в доме, когда для тепла, когда — с целью уберечь строение от сырости и вредителей-насекомых. Говорили, что «летнее время» кончилось. С наступлением же «зимнего времени» рабочий день сокращался на час. Фактически, здесь можно проследить отголоски былого деления года у германцев на два полугодия — летнее и зимнее. В Исландии полугодия именовались misseri, и именно начало холодной половины года отмечали исландцы в Зимние Ночи . Следы такого деления заметны и на континенте, например, в некоторых районах Австрии 29 сентября считалось началом осени, а в других — её концом (смотря куда относили «дополнительный» сезон говорящие, к зиме или к лету).
В любом случае, связь этого времени с уменьшением светового дня была очевидна и отражена в австрийской поговорке: «Михаил зажигает огни» (вместо солнечного света). В Германии сходная поговорка звучала так: «Михаил зажигает свет, Иосиф гасит » (Michaeli zündet das Licht an, und Joseph löscht es aus). При этом в некоторых местах Швабии и Эйфеля на праздник вплоть до конца XIX в., а в отдельных районах (например, в Прюме, Эйфель) и до середины XX в. жгли костры, как это было в обычае на Масленицу, Пасху (Остару/Весеннее Равноденствие), Иванов день (Летнее Солнцестояние). Также и в Мусдорфе (Швабия) мясники в этот день зажигали костры и затем вокруг них плясали. В Швейцарии 29 сентября существовал обычай пускать в реку горящие свечи, установленные на дощечках, это тоже связывали с сокращением дня и началом работы при искусственном свете.
Праздники сопровождались пирушками и ярмарками. Во многих местах главным блюдом был жареный гусь (как и 11 ноября на Мартинов день). Ярмарки на Михайлов день прослеживаются до XIV в. Когда-то именно этот день по всей Швейцарии был днём городских и сельских сходов, открытия ярмарок. Сходным образом и на юге Баварии, в Альгеу, Праздник Урожая (Erntefest) справляли в Михайлов день.
Аналогичным образом в континентальной Скандинавии 29 сентября — день Микеля (Mickelmassan, Mikkjelsmesse, Michalesdagen) — тоже было праздником окончания всех летне-осенних работ, днём ярмарок и торговли. Во многих областях Скандинавии в этот день пекли специальный пирог — миккьелскаке (mikkjelskake) и ели специальную кашу из зерна свежего урожая, так называемую жатвенную кашу (skurdgrauten). В некоторых местностях только в этот день пригоняли скот с горных пастбищ-сетеров. Перегоняемых в долины животных украшали цветами, рядом везли подводы, полные бочек с маслом и ящиков с сыром и брынзой (летние надои работники обрабатывали прямо на пастбище, и только теперь деревня видела результат). Затем начинался всеобщий праздник. Накануне дня Микеля обязательно пригоняли с летних пастбищ лошадей, чтобы у них была красивая шерсть на зиму. Все домашние животные в эту ночь должны быть под крышей, «иначе на скот нападут болезни».
Любые народные праздники (а отнюдь не только предноябрьские) так или иначе связаны с почитанием предков, с приглашением их разделить радость, с просьбой помогать потомкам и дальше). У древних германцев одним из дошедших до нас обычаев почитания высших сил было пить в память богов или умерших. Со сменой веры эта практика тоже была перенесена на дни христианских святых. Ритуал Minnetrinken (немецкое «пить в память», полный аналог исландского minni, означавшего и «тост», и «память») был распространен в свое время и на Михайлов день, хотя в XIX в. исчез среди прочих обычаев, не переживших секуляризации общества.
В Швейцарии Михаил представлялся нередко водителем душ умерших, и сам день его считался опасным. Тем, кто был неосторожен в горах, говорили: «Ты хочешь пасти (или сторожить) курицу св. Михаила » (т.е. умереть).
Во многих местностях, в основном в южной и средней Германии, где тёплая осень держится дольше, праздник Урожая слился не с сентябрьским церковным праздником, а с октябрьским, тем самым приближаясь к северным Зимним Ночам. Немецкий кирмес (Kirchmesse, Kirmes, Kirta) — престольный праздник в честь освящения той или иной церкви (Kirchweihfest) или в честь патрона, по которому церковь названа. Как считают некоторые исследователи, первоначально в селениях имел место общинный древнегерманский праздник в честь духа-покровителя, позднее ассимилированный церковью для своих нужд. Со временем такой праздник в отдельных регионах слился с праздником окончания сбора урожая и стал праздноваться осенью (не везде, впрочем, где-то эта роль была у Михайлова дня, а кирмес вообще приходился на лето). В итоге, светские и духовные власти установили его празднование на третье воскресенье октября, чтобы сократить число нерабочих дней в году. Однако во многих местах наряду с этим всеобщим кирмесом каждая деревня по-прежнему продолжала праздновать и свой собственный в привычное время. При этом церковь продолжала считать, что в кирмесе слишком много языческого, и всячески пыталась выкорчевать старые обычаи, заменив их своими, но, в целом, тщетно: общинные пиры, светское веселье, воздвижение деревьев наподобие Майских, почитание родных могил, действа с чучелом и черепом продолжали процветать среди людей. В некоторых районах празднование кирмеса принимало такой размах и приобретало такую известность, что туда отовсюду съезжался народ, а торжества длились по неделе (ещё в первой трети XX в. кирмес было принято отмечать три дня).
Как уже было сказано, кирмес сохранил некоторые черты древних общинных пиров: его центральным событием был праздничный обед, куда собирались ближайшие родичи, друзья и знакомые, при этом число гостей в доме было показателем авторитета хозяина. Родственникам, которые по каким-либо причинам не смогли прибыть на праздник, посылали кусок праздничного пирога, приобщая тем к совместной трапезе. В прежние времена главным блюдом на торжественном обеде был крепкий мясной бульон, сладкая белая каша с яичными желтками, сваренная в круглой форме (раньше, видимо, пшеничная, позднее рисовая), в Баварии — непременно гусь и испеченная в жиру лапша из пшеничной муки. Любимыми напитками на кирмес были можжевеловая водка и вино из терновника, яблочный сидр и сладкая анисовая водка для женщин, обычная водка и, в более поздние времена, кофе. На севере, в протестантских районах, где после Реформации поклонение святым прекратилось, ежегодные ярмарки устраивали именно на кирмес, а не в день Михаила.
Во время кирмеса во многих районах Германии устанавливались Деревья, подобные Майскому, их украшали лентами, гирляндами из яичной скорлупы (тут можно припомнить «яичное дерево» Остары), и т.д., и именовали Kirmesbaum (Древо кирмеса).
Кирмесбаум (Древо кирмеса) в Билькхейме (Bilkheim, Германия)
В некоторых селениях в низовьях Рейна вместо дерева устанавливали шест, также украшенный цветами и лентами, а на его верхушке укрепляли череп лошади. В этих местностях праздник начинался с древнего обычая — «выкапывания кирмеса». Накануне вечером, пока девушки украшали шест, парни отправлялись за околицу и выкапывали зарытый там в прошлый праздник (или за две недели до, а то и накануне) «кирмес», т.е. соломенное чучело, бутылку шнапса и/или лошадиный череп и кости домашних животных. Такой «кирмес» несли через всю деревню под музыку к месту празднования, где помещали на крышу шатра или укрепляли на верхушке дерева или шеста. Как правило, чучело или его аналог оставались там до второй половины вторника. Иногда сразу после водружения «кирмеса» на место, ещё накануне праздника, парни устраивали пирушку.
В день праздника после торжественного обеда начинались танцы и всеобщее веселье. Местами сохранился игровой характер танцев. Так, например, в Пфальце на сенных вилах приносили крендель. Пары во время танца передавали друг другу букет, та пара, у которой оказывался букет в момент выстрела ведущего, называлась Brezelpaar и получала крендель (Brezel). В других землях аналогичным же способом выигрывали ягненка, петуха и т. п. Танцы продолжались до глубокой ночи.
Следующий день был посвящён заботе об умерших родственниках, которых живые навещали, приходя на могилы. В этот же день в некоторых местах парни обходили деревню и собирали съестное для совместной пирушки.
Во вторник, на третий день, происходили похороны «кирмеса». Шуточная траурная процессия ряженых парней с набеленными мелом лицами и с факелами в руках направлялась за околицу на пустырь. Среди них находилась и «женщина в белом», воплощение самой Смерти. На пустыре вырывали яму и закапывали в неё соломенное чучело (Zachaus) вместе с его «лошадью» (черепом на палке), бутылку шнапса и осколки стакана, голову петуха или кости от окорока, куски пирога т. п. Кости, череп лошади, голова петуха или еда могут быть следами некогда бытовавших жертвоприношений.
Кирмесбаум в Оффхейме (Offheim, Германия)
Подобные «похороны» карались законом, и еще в 20-х годах XX столетия велись судебные разбирательства за действия, в которых видели насмешку над церковью.
В некоторых местах кирмес приходился на день св. Галлуса (16 октября), считавшийся кое-где началом зимы. В этих регионах уборка в садах и огородах, сплавные работы, свободный выпас скота заканчивались именно к этому времени, а не к Михайлову дню. В Альпах 16 октября стада возвращались с горных пастбищ. В Берхтесгадене, как и в других местах южной Баварии и соседней Австрии, возвращение скота с высокогорья превращалось в большой праздник. Животных украшали еловыми венками, на голове быка, идущего во главе стада, водружали довольно сложное сооружение, туловище обвивали гирляндами. На 16 октября приходилась одна из двух дат возвращения скота с пастбищ и в Швейцарии (вторая на 11 ноября, её приурочивали ко дню Мартина).
Совершенно аналогично части районов Германии, в Австрии праздник конца уборки урожая в итоге слился с киртой (Kirta), праздником, ничем не отличающимся от кирмеса. Каждый район, даже деревня имели свою кирту, которая сопровождалась открытием местного рынка и развлечениям. И совершенно аналогично немецкой склонности к порядку, при правлении Иосифа II в 1767г. указом был установлен единый для всей Австрии день кирты — тоже третье воскресенье октября, в народе день стал известен под названием «императорского». По обрядности кирта, опять-таки, подобна кирмесу и впитала в себя различные элементы древних празднеств. В этот день устраивали сельские сходы, в некоторых местах тоже «оживляли» кирту, похороненную год назад, о чём торжественно объявлялось на площади. Молодежь ходила по улицам и с громкими криками носила чучело «воскресшей» кирты, заканчивался же день её новыми похоронами. Все это сопровождалось шумным весельем и танцами.
Также в Австрии в районах, специализировавшихся на виноградорстве, в октябре обычно завершался сбор винограда. За пару дней до этого в деревнях происходили выборы сторожа виноградников. По обычаю, сторож, одетый в средневековый костюм цеха виноградарей, торжественно проходил по деревне. Обязательное дополнение к костюму — меховая шапка, украшенная петушиными перьями и лисьими хвостами, а также ожерелье из клыков кабана, — возможно, имело и древнее языческое происхождение. На праздник в деревне организовывалось веселое шествие, в центре которого была повозка, украшенная лозами. При этом в Нижней Австрии, Верхней Штирии и Зальцбурге подставка для подвешивания гроздей на ней делалась в виде козла (Weinberggoaβ ), её украшали виноградом, мишурой и яблоками. Кое-где в это время праздновали пробу молодого вина.
Тем не менее и в Австрии не было однозначного приурочивания праздника к одной дате: в католических церквях именно в день Михаила было принято освящать плоды нового урожая и благодарить за них. Женщины в белых платьях приносили в церковь корзины с плодами, зернами злаков, семенами клевера и ставили их перед статуей святого, заменявшего древнее божество — покровителя урожая. Также именно 29 сентября было днём выплаты податей.
Вид немецкой церкви в День Благодарения за Урожай (Erntedankfest) в наши дни
Сегодня в Германии традиции Праздника Урожая отнюдь не забыты, более того, это один из тех праздников, который отмечается по всей стране, хотя, как и в прежние годы, дата его в разных регионах может не совпадать. День называется Праздником Благодарения за Урожай (Erntedankfest), или, чаще в переводах, Днём Благодарения, он был официально утверждён католической церковью в 1972 году, отмечают католики его в первое воскресенье октября. Протестанты берут за образец Пруссию, где праздник Урожая отмечался с 1773 года в первое воскресенье после 29 сентября. В эти дни престолы католических храмов выглядят приятно-язычески, заставленные дарами щедрой Земли, по городкам Германии проходят процессии телег или машин, украшенные зелёными гирляндами, венками из соломы, флажками, и нагруженные тыквами, кабачками, репой, виноградом, яблоками и т.д. Повсеместно проводятся ярмарки, где каждый старается сделать свой прилавок как можно красивее и богаче… В общем, древняя, простая по своей сути, но искренняя радость и благодарность людей, пусть переадресованная новым покровителям, всё равно пробилась сквозь века и пышно расцвела в стране.
Торжественное шествие на Праздник Урожая в Германии. Возможно, оно не так уж отличается от «ванических процессий» древности
И сентябрьское, и октябрьское празднование окончания периода сбора урожая на континенте, и исландские Зимние Ночи имеют ту общую черту, что знаменуют собой переход от внешней деятельности — в поле, в саду, на пастбище, в море — к подготовке к грядущей зиме в доме и рядом с домом. Это время радости, когда собраны и наглядны плоды годовых усилий, когда закончена изнурительная работа, а закрома полны. Время изобилия, которое хочется отпраздновать, которым не жалко поделиться с родными и друзьями на весёлом пиру. И это — время последних гуляний по тёплой погоде, в привычном, ещё летнем жизненном ритме, «бабье лето» перед заморозками. Ещё не наступило зимнее затворничество посреди морозных сугробов (кроме Исландии, о совмещении двух событий Колеса Года в которой уже говорилось), ещё не наложены природой новые ограничения на людей. Но Зимнее Полугодие вступает в свои права, и надо успеть к нему подготовиться: проверить амбары и припасы, запастись дровами, устроить скот на зиму, начать обрабатывать состриженную шерсть, приготовить для хранения ещё не закопчённое или законсервированное. Ночи уже холодны, и зима не где-то там, а за порогом, и только собранный урожай отделяет человека от гибели. Деревню — от голода и холода до весны, каждого человека — от одиночества, нищеты и бесцельности жизни, если его молодость и зрелость прошли не впустую.
И да будет собранный каждым из нас Урожай изобильным, достаток — надёжным, а осень — тёплой!
Значение и история
В праздник урожая все христиане благодарят Бога за богатый урожай прошедшего лета и празднуют окончание уборки урожая. Его празднуют все направления христианства. Праздник должен напоминать христианам о том, что Бог благосклонен к ним и обеспечивает их всем необходимым. В то же время он призывает не забывать, что мы сами мало влияем на некоторые вещи в жизни.
С исторической точки зрения этот праздник не является христианским изобретением. Разнообразные подобные ритуалы известны на всем европейском континенте в совершенно разных культурах. В Средневековье праздник урожая праздновали в разное время в зависимости от региона, климата и времени уборки урожая. Сейчас празднуют чаще всего в воскресенье после праздника святого Михаила (или Дня Микеля – Michealistag – 29 сентября), то есть в первое воскресенье октября.
Особые обычаи в праздник урожая
Сами торжества в основном проходят в церкви, но в некоторых регионах в этот особенный праздник также проходят целые шествия. Чтобы отблагодарить Господа, прихожане наряду с различными сортами овощей и фруктов приносят к церковному алтарю также другие дары природы. В некоторых местах плетут венки из колосьев (так называемые Erntekronen). Пожертвованные продукты по окончании богослужения обычно раздаются нуждающимся и благотворительным учреждениям.
Также и в нехристианских регионах мира находятся праздники, которые можно сравнить с праздником урожая у христиан. Это, например, японский праздник Мацури или тамильский Понгал.
Помимо церковных торжеств, в некоторых приходах существует традиция больших процессий с конца сентября до середины октября. Они похожи на карнавальные шествия, но украшенные повозки изображают классические события уборки урожая. Примерами таких приходов являются город Фюрт (рядом с Нюрнбергом), Гамбург-Кирхвердер и Хайдесхайм.
В Германии праздник урожая не является государственным праздником, но так как его празднуют в воскресенье, то, естественно, это нерабочий день. Особое значение имеет праздник урожая в Соединенных Штатах Америки. Там это важный праздник, который называется „Thanksgiving“ – День благодарения и аналогичен празднику урожая в Германии. Thanksgiving празднуют в последний четверг ноября и вспоминают праздник урожая первых поселенцев, которые искали в Северной Америке религиозное убежище. В отличие от европейского варианта в Thanksgiving благодарят не только за хороший урожай, но и за все хорошее, что происходит в жизни. В День благодарения, который празднуют в США всей страной, обычно едят классическую индейку.