Праздник сбора урожая на руси рисунки

Cкачать: Презентация к уроку "Осенние праздники на Руси"



Скачать материал

ОСЕННИЕ ПРАЗДНИКИ 
НА РУСИ



Скачать материал

  • Сейчас обучается 96 человек из 40 регионов

  • Сейчас обучается 50 человек из 25 регионов

  • Сейчас обучается 132 человека из 46 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ОСЕННИЕ ПРАЗДНИКИ 
НА РУСИ

    1 слайд

    ОСЕННИЕ ПРАЗДНИКИ 
    НА РУСИ

  • "ОСЕНИНЫ"(ПРАЗДНИК СБОРА УРОЖАЯ)Осенины – это обобщенное название целой вер...

    2 слайд

    «ОСЕНИНЫ»
    (ПРАЗДНИК СБОРА УРОЖАЯ)
    Осенины – это обобщенное название целой вереницы мероприятий, близких по времени. Своими корнями праздник сбора урожая на Руси уходит к языческим временам, когда за богатый урожай и семейное благополучие славяне благодарили своих богов. 

  • ПЕРВЫЕ "ОСЕНИНЫ" (14 сентября)Осенины - это древний народный праздник прощан...

    3 слайд

    ПЕРВЫЕ «ОСЕНИНЫ»
    (14 сентября)
    Осенины — это древний народный праздник прощания с летом и встречи осени. Осенины — это встреча осени на Руси. В календаре славян этот день назывался «осенинами» или «оспожинками» и отмечался как праздник урожая. В этот день благодарили Землю Мать.  

  •             В начале сентября завершалась жатва 
    хлеба, которая должна бы...

    4 слайд

                В начале сентября завершалась жатва
        хлеба, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Также, встреча осени имела свой особый смысл — в этот день проходили обряды по обновлению огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.

  •         С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с пол...

    5 слайд

            С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук).

  • Обычно в Осенины делали большой и красивый стол, за которым собиралась вся с...

    6 слайд

    Обычно в Осенины делали большой и красивый стол, за которым собиралась вся семья. Для праздника варили морсы и квасы из ягод и пекли караваи из муки нового урожая. Этими яствами славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие продукты.          

  • ВТОРЫЕ "ОСЕНИНЫ" (21 сентября)21 сентября (день осеннего равноденствия)....

    7 слайд

    ВТОРЫЕ «ОСЕНИНЫ»
    (21 сентября)
    21 сентября (день осеннего равноденствия).
    В этот день, когда заканчивали сбор урожая, праздник приобретал особенный смысл. Люди прощались с летним теплом, чествовали Солнце, благодарили матушку-Осенину (прообраз Богородицы) за богатый урожай и семейное благополучие, навещали родителей и поминали предков. После тяжелого совместного труда, на Осенины устраивались ярмарочные гуляния с обменом избытков урожая, а заканчивался праздник общим пиром, где принято было за большим столом мириться, решать сложные вопросы, а также поесть вдоволь, без оглядки на запасы.

  •          Праздник сбора урожая в России и сейчас популярен не меньше, чем в д...

    8 слайд

            
    Праздник сбора урожая в России и сейчас популярен не меньше, чем в древние времена. Наши современники так же, как и в старину, всем миром работают в полях, а затем, когда закрома заполнены и окончены полевые работы, устраивают традиционные народные гуляния, ярмарки и застолья.

  •           
ТРЕТЬИ "ОСЕНИНЫ" 
(27 сентября). Они приурочены к церковному празд...

    9 слайд

              

    ТРЕТЬИ «ОСЕНИНЫ» 
    (27 сентября). 
    Они приурочены к церковному празднику «Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня», это третья встреча осени.
    Все приметы, пословицы, поговорки были связаны у крестьян со словом «двигаться»:
    «Воздвиженье осень зиме навстречу двигает»,
    «Хлеб с поля на гумно движется»,
    «Птица в отлет двинулась»,
    «Кафтан с шубой сдвинулся»,
    «Шапка надвинулась».

  •       "ДЕНЬ СВАРОГА"
Одним из самых важных осенних славянских праздников было...

    10 слайд

          

    «ДЕНЬ СВАРОГА»

    Одним из самых важных осенних славянских праздников было – День Сварога. Для наших предков осень было прекрасным временем года, так как основные работы в полях заканчивались, а холода еще не наступали. По славянскому календарю приходило время веселья и чествование богов с благодарностью за проявленную милость и хороший урожай. Древние славяне верили, что из-за своей близости ко дню равноденствия, День Сварога обладает невероятно мощной энергетикой очищения. Наши предки проводили специальные обряды и ритуалы именно в этот день, для того чтобы заполучить милость богов на весь будущий год.

  • Сварог один из верховных и самых сильных языческих божеств, который, по мн...

    11 слайд

    Сварог один из верховных и самых сильных языческих божеств, который, по мнению древних славян, имел почти безграничную власть. Сварога древние славяне считали покровителем небесного огня и почитали его как бога-кузнеца. Поэтому зачастую в обрядах посвященных столь сильному языческому божеству использовали очищающий огонь. 
    Кто же такой языческий Бог СВАРОГ?

  •   КАК ОТМЕЧАЛИ "ДЕНЬ СВАРОГА"С самого утра люди  проводили несколько часов в...

    12 слайд

      КАК ОТМЕЧАЛИ
     «ДЕНЬ СВАРОГА»
    С самого утра люди  проводили несколько часов в молитвах к Сварогу. Они прославляли бога и
    воспевали хвалебные песни и благодарили его за проявленную милость. После чего подносили дары в виде различных лакомств, сладких пирогов, свежеиспеченного хлеба.

  • Далее празднование продолжалось уже за столом с различными вкусностями и лако...

    13 слайд

    Далее празднование продолжалось уже за столом с различными вкусностями и лакомствами, среди которых обязательно были мясные блюда, творог, сыр, яйца и мед. Далее начиналось гуляние, юноши и молодые девушки водили хороводы и танцевали, после чего отправлялись к кому-либо домой на вечернее чаепитие. Так и проводили всю ночь вплоть до самого рассвета. 

  • ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
Праздник сбора урожая на Руси / Все о праздниках. Читальн...

    15 слайд

    ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
    Праздник сбора урожая на Руси / Все о праздниках. Читальный зал
    web-3.ru/holiday/holidayarticles…
    Русские календарно-обрядовые праздники осеннего цикла и их…
    studopedia.ru/10_144348_russkie-…
     http://asttrolog.ru/blog/43858769912/Narodnyiy-osenniy-prazdnik-Oseninyi?utm_campaign=transit&utm_source=main&utm_medium=page_0&domain=mirtesen.ru&paid=1&pad=1&mid=F59D07AD1F0F6D54FC760EDFFFC0B54F
    День Сварога
    slavyanskieoberegi.ru/…
    miranimashki.ruОсенняя анимированная картинка
    yandex.kzМои картинки — Яндекс. Коллекции

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 098 715 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 02.11.2020
  • 147
  • 0

«Музыка 6–7 класс», Усачёва В.О., Школяр Л.В.

  • 02.11.2020
  • 112
  • 0
  • 02.11.2020
  • 173
  • 2
  • 02.11.2020
  • 138
  • 4
  • 02.11.2020
  • 183
  • 0

«Музыка», Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

  • 02.11.2020
  • 107
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности преподавателя детской хореографии»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

Рисование Масленица

Рисование Масленица

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Народный праздник Масленица

Народный праздник Масленица

Масленица рисунки детей

Масленица рисунки детей

Нарисовать Масленицу

Нарисовать Масленицу

Золовкины посиделки на Масленицу

Золовкины посиделки на Масленицу

Детям о Масленице

Детям о Масленице

Праздник Масленица рисунок

Праздник Масленица рисунок

Праздничные народные гулянья

Праздничные народные гулянья

Композиция на тему Масленица

Композиция на тему Масленица

Масленица выставка рисунков

Масленица выставка рисунков

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Праздник в изобразительном искусстве

Праздник в изобразительном искусстве

Праздничные народные гулянья

Праздничные народные гулянья

Народные праздники изо

Народные праздники изо

Детям о Масленице

Детям о Масленице

Рисование на тему Масленица

Рисование на тему Масленица

Фольклорный праздник Троица для малышей

Фольклорный праздник Троица для малышей

Композиция на тему Масленица

Композиция на тему Масленица

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Изо русские народные праздники

Изо русские народные праздники

Рисование для детей праздника Ивана Купала

Рисование для детей праздника Ивана Купала

Хоровод рисунок

Хоровод рисунок

Рисование Масленица

Рисование Масленица

Хоровод рисунок

Хоровод рисунок

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Композиция на тему народные праздники

Композиция на тему народные праздники

Народные гуляния иллюстрации

Народные гуляния иллюстрации

Зимние праздники для детей

Зимние праздники для детей

Масленичные гуляния на Руси

Масленичные гуляния на Руси

Ярмарка детский рисунок

Ярмарка детский рисунок

Масленица композиция

Масленица композиция

Н. Фетисов "широкая Масленица", 1990 г.

Н. Фетисов «широкая Масленица», 1990 г.

Народные гуляния иллюстрации

Народные гуляния иллюстрации

Масленичные гуляния рисунок

Масленичные гуляния рисунок

Детский рисунок на тему Масленица

Детский рисунок на тему Масленица

Народные праздники изо

Народные праздники изо

Художник Подверная Мария

Художник Подверная Мария

Коллективная композиция

Коллективная композиция

Широкая Масленица

Широкая Масленица

Народные праздники карандашом

Народные праздники карандашом

Праздник рисунок

Праздник рисунок

Детские работы на тему народное творчество

Детские работы на тему народное творчество

Масленица рисунки детей

Масленица рисунки детей

Широкая Масленица

Широкая Масленица

Иллюстрации народных праздников

Иллюстрации народных праздников

Народные праздники изо

Народные праздники изо

Народные праздники

Народные праздники

Масленичные гуляния рисунок

Масленичные гуляния рисунок

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Народные праздники Коляда

Народные праздники Коляда

Русско народный хоровод

Русско народный хоровод

Рисование праздник урожая

Рисование праздник урожая

Н. Фетисов - "широкая Масленица"

Н. Фетисов — «широкая Масленица»

Н. Фетисов - "широкая Масленица"

Н. Фетисов — «широкая Масленица»

Масленица арты

Масленица арты

Праздники являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Огромный выбор фото праздничных мероприятий и подготовки к ним смотрите здесь, например «Народные праздники рисование (60 фото)». Смотрите также коллекции «Народные праздничные обряды чучела (58 фото)» или «Народные праздники изо (63 фото)». Вы можете выбрать для себя идею праздничного декора, подготовки к церемонии, выбрать наряд или украшения, подобрать праздничную обувь и образ в целом. Лучшие варианты тортов, капкейков, интерьера и все для создания праздничного настроения для Вас!

Эскиз крестьянского труда

Эскиз крестьянского труда

Раскраска сельское хозяйство

Раскраска сельское хозяйство

Крестьянин пашет землю

Крестьянин пашет землю

Микула Селянинович рисунок

Микула Селянинович рисунок

Занятия древних славян раскраска

Занятия древних славян раскраска

Малевич Пахарь

Малевич Пахарь

Ратай — крестьянин, Пахарь.

Ратай — крестьянин, Пахарь.

Мясоедов художник картины сенокос

Мясоедов художник картины сенокос

Рисование хлебное поле

Рисование хлебное поле

Крестьяне обмолот зерна

Крестьяне обмолот зерна

Иллюстрация к былине Микула Селянинович

Иллюстрация к былине Микула Селянинович

Зарисовки крестьянские дети

Зарисовки крестьянские дети

Крестьянин раскраска

Крестьянин раскраска

Рисование для детей праздник урожая в селе

Рисование для детей праздник урожая в селе

Прокопий жатвенник

Прокопий жатвенник

Раскраска Хлебороб для детей

Раскраска Хлебороб для детей

Крестьянин-богатырь Микула Селянинович

Крестьянин-богатырь Микула Селянинович

Крестьянин рисунок

Крестьянин рисунок

Мунк Косцы

Мунк Косцы

Картина жатва Малевича

Картина жатва Малевича

Изо труд в народной культуре

Изо труд в народной культуре

Рисование сбор урожая

Рисование сбор урожая

Сергей Иванович Ягужинский

Сергей Иванович Ягужинский

Пшеницу везут на мельницу

Пшеницу везут на мельницу

Труд людей на ферме

Труд людей на ферме

Мальчик пасет коров

Мальчик пасет коров

Рисунок на тему бытовой Жанр

Рисунок на тему бытовой Жанр

Художник Mark Keathley деревенская жизнь

Художник Mark Keathley деревенская жизнь

Крестьянскиеидети Некрасов

Крестьянскиеидети Некрасов

Бытовой Жанр в изобразительном искусстве рисунки легкие

Бытовой Жанр в изобразительном искусстве рисунки легкие

Крестьяне гравюра

Крестьяне гравюра

Композиция сбор урожая

Композиция сбор урожая

Славим труд и человека труда

Славим труд и человека труда

Выращивание хлеба

Выращивание хлеба

Крестьянский труд на Руси

Крестьянский труд на Руси

Земледелие крестьянин 16 века

Земледелие крестьянин 16 века

Пелевин Иван Андреевич художник

Пелевин Иван Андреевич художник

Крестьянин карандашом

Крестьянин карандашом

Майков сенокос

Майков сенокос

Картины крестьянский труд

Картины крестьянский труд

Молотьба б. Кустодиев 1908

Молотьба б. Кустодиев 1908

Пейзаж деревни для детей

Пейзаж деревни для детей

Занятия древних славян земледелие

Занятия древних славян земледелие

Аркадий пластов жатва

Аркадий пластов жатва

Рисунок на тем деревня

Рисунок на тем деревня

Аркадий Александрович пластов жатва

Аркадий Александрович пластов жатва

Петр Кончаловский сенокос

Петр Кончаловский сенокос

Николай Фомин славяне

Николай Фомин славяне

Земледельцы в древней Руси

Земледельцы в древней Руси

Яблонская Татьяна Ниловна картины

Яблонская Татьяна Ниловна картины

Микула Селянинович

Микула Селянинович

Пастушья дудочка русская

Пастушья дудочка русская

Лев толстой котенок

Лев толстой котенок

Камиль Писсарро коровы

Камиль Писсарро коровы

Сенокос картины художников

Сенокос картины художников

Косят пшеницу

Косят пшеницу

Капитон Алексеевич Зеленцов

Капитон Алексеевич Зеленцов

Древняя Русь раскраска для детей

Древняя Русь раскраска для детей

Казимир Малевич двое с ручной тележкой

Казимир Малевич двое с ручной тележкой

Средневековое сельское хозяйство

Средневековое сельское хозяйство

Раскраска: ферма

Раскраска: ферма

Труд крестьянских детей на Руси

Труд крестьянских детей на Руси

Винсент Ван Гог картины крестьян

Винсент Ван Гог картины крестьян

Аркадий пластов «жатва» (1945)

Аркадий пластов «жатва» (1945)

Затраченный труд картинка

Затраченный труд картинка

Илюша Бежин луг художник

Илюша Бежин луг художник

Крестьянин пашет

Крестьянин пашет

Джордж Клаузен Косцы

Джордж Клаузен Косцы

Косцы Бунин

Косцы Бунин

Художник Вильгельм Амандус бер

Художник Вильгельм Амандус бер

Нарисуй на отдельном листе 1 из занятий древних славян

Нарисуй на отдельном листе 1 из занятий древних славян

Виктор Иванов художник сенокос

Виктор Иванов художник сенокос

Прянишников Илларион Михайлович 1840-1894

Прянишников Илларион Михайлович 1840-1894

Аткинсон. Пашущий крестьянин

Аткинсон. Пашущий крестьянин

Раскраска труд людей осенью для детей

Раскраска труд людей осенью для детей

Художник Иванов Александр Геннадиевич

Художник Иванов Александр Геннадиевич

Вильгельм Амандус бер

Вильгельм Амандус бер

Крестьянские праздники рисунки

Крестьянские праздники рисунки

Роберт Дункан (Robert Duncan)

Роберт Дункан (Robert Duncan)

Американский художник Morgan Weistling

Американский художник Morgan Weistling

Аркадий пластов поле пшеницы

Аркадий пластов поле пшеницы

Сельское хозяйство Руси 16 век

Сельское хозяйство Руси 16 век

Богатов Николай Алексеевич испугалась

Богатов Николай Алексеевич испугалась

Крестьянки на картинах русских художников 19 века

Крестьянки на картинах русских художников 19 века

С. Сочивко, Казачий рынок

С. Сочивко, Казачий рынок

В старину жизнь крестьян была четко подчинена ритмам природы, причем распорядок их существенно отличался от нашего, современного. О том, что летом можно отдыхать, люди, работающие на земле, не могли и подумать. А вот зато после светлого праздника Покров, когда урожай уже собран и начинаются первые морозцы, можно было и свадебку сыграть, и на ярмарку съездить.

Б. М. Кустодиев, Ярмарка

Б. М. Кустодиев, Ярмарка

К.К. Кузнецов, Рынок зимой

К.К. Кузнецов, Рынок зимой

Б.М. Кустодиев, Ярмарка

Б.М. Кустодиев, Ярмарка

А.А. Попов, Балаганы в Туле на Святой неделе

А.А. Попов, Балаганы в Туле на Святой неделе

Б.М. Кустодиев, Ярмарка

Б.М. Кустодиев, Ярмарка

А.П. Васнецов, Новгородский торг

А.П. Васнецов, Новгородский торг

В.И. Штернберг, Ярмарка на Украине

В.И. Штернберг, Ярмарка на Украине

К. Коровин, Рынок во Пскове

К. Коровин, Рынок во Пскове

И.С. Куликов, Ярмарка

И.С. Куликов, Ярмарка

И. С.Куликов, Базар у карусели

И. С.Куликов, Базар у карусели

К.Ф. Юон, Троицкий посад. Загорск

К.Ф. Юон, Троицкий посад. Загорск

К. Маковский, Ярмарочные балаганы

К. Маковский, Ярмарочные балаганы

В. Маковский, Ярмарка в Полтаве

В. Маковский, Ярмарка в Полтаве

И.С.Куликов, Базар с баранками

И.С.Куликов, Базар с баранками

С. Ивлева, Ярмарка

С. Ивлева, Ярмарка

С. Нестерчук, Ярмарка в старом Дмитрове

С. Нестерчук, Ярмарка в старом Дмитрове

О. Долгая, Свенская ярмарка

О. Долгая, Свенская ярмарка

А.В Шевелев,Базар на Красной площади

А.В Шевелев,Базар на Красной площади

Ф.В. Сычков, Колхозный базар

Ф.В. Сычков, Колхозный базар

А о том, как развлекались наши предки на ярмарках, вы можете узнать из обзора горячая историческая десятка: топ-10 ярмарочных забав на Руси.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Идеи детских рисунков для рисования

Рисование осенний урожай

Рисование осенний урожай

Рисование сбор урожая

Рисование сбор урожая

Рисование дары осени

Рисование дары осени

Рисование урожай

Рисование урожай

Рисование сбор урожая

Рисование сбор урожая

Рисование осенний урожай

Рисование осенний урожай

Рисование праздник урожая

Рисование праздник урожая

Рисование урожай

Рисование урожай

Рисование сбор урожая

Рисование сбор урожая

Композиция сбор урожая

Композиция сбор урожая

Рисование урожай

Рисование урожай

Рисунки на осеннюю тему

Рисунки на осеннюю тему

Рисование на тему огород

Рисование на тему огород

Рисование осенние дары

Рисование осенние дары

Рисование на тему сбор урожая

Рисование на тему сбор урожая

Рисование праздник урожая в нашем селе

Рисование праздник урожая в нашем селе

Овощи для рисования детям

Овощи для рисования детям

Рисование праздник урожая

Рисование праздник урожая

Рисование овощи и фрукты

Рисование овощи и фрукты

Рисование сбор урожая

Рисование сбор урожая

Урожай мультяшный

Урожай мультяшный

Рисование урожай

Рисование урожай

Рисование праздник урожая

Рисование праздник урожая

Рисование сбор урожая

Рисование сбор урожая

Огород рисунок

Огород рисунок

Рисунок -подделка дачный урожай

Рисунок -подделка дачный урожай

Рисование праздник урожая

Рисование праздник урожая

Осенний натюрморт для детей

Осенний натюрморт для детей

Корзина с ягодами рисование

Корзина с ягодами рисование

Сельскохозяйственные работы рисование

Сельскохозяйственные работы рисование

Натюрморт дары осени для детей

Натюрморт дары осени для детей

Рисование сбор урожая

Рисование сбор урожая

Рисование корзина с овощами

Рисование корзина с овощами

Фрукты красками для детей

Фрукты красками для детей

Рисование сбор урожая

Рисование сбор урожая

Осенний урожай для детей

Осенний урожай для детей

Рисование на тему сбор урожая

Рисование на тему сбор урожая

Рисование праздник урожая

Рисование праздник урожая

Сбор урожая иллюстрация

Сбор урожая иллюстрация

Осенние иллюстрации для детей

Осенние иллюстрации для детей

Рисунок на тему осень

Рисунок на тему осень

Сбор урожая на огороде

Сбор урожая на огороде

Рисование на тему сбор урожая

Рисование на тему сбор урожая

Корзина с овощами и фруктами для детей

Корзина с овощами и фруктами для детей

Урожай мультяшный

Урожай мультяшный

Урожай в детском саду

Урожай в детском саду

Рисование праздник урожая

Рисование праздник урожая

Картина уборка урожая Нищева

Картина уборка урожая Нищева

Рисование осенний урожай

Рисование осенний урожай

Рисование праздник урожая

Рисование праздник урожая

Уборка урожая рисование

Уборка урожая рисование

Рисование на тему сбор урожая

Рисование на тему сбор урожая

Рисование осенние дары

Рисование осенние дары

Мой урожай рисунок

Мой урожай рисунок

Картина уборка урожая Нищева

Картина уборка урожая Нищева

Рисование сбор урожая

Рисование сбор урожая

Рисование корзина с грибами

Рисование корзина с грибами

Натюрморт из овощей

Натюрморт из овощей

Осенний урожай раскраска

Осенний урожай раскраска

Дары осени рисунок для детей

Дары осени рисунок для детей

Сюжетная картина сад

Сюжетная картина сад

Урожай мультяшный

Урожай мультяшный

Рисование осенний урожай

Рисование осенний урожай

Рисование урожай для детей

Рисование урожай для детей

Сбор урожая осенью

Сбор урожая осенью

Дары осени для детей

Дары осени для детей

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Рисунки к осенней ярмарке

Нарисовать праздник урожая

Нарисовать праздник урожая

Рисование на тему урожай в подготовительной группе

Рисование на тему урожай в подготовительной группе

Осенние овощи и фрукты

Осенние овощи и фрукты

Ярмарка плакат

Ярмарка плакат

Плакат на ярмарку в школе

Плакат на ярмарку в школе

Джанлин наборы для вышивания

Джанлин наборы для вышивания

Рисунки к осенней ярмарки красивые

Рисунки к осенней ярмарки красивые

Б.Кустодиев «осенний сельский праздник»

Б.Кустодиев «осенний сельский праздник»

Раскраска магазин

Раскраска магазин

Рисование на тему "ярмарка"

Рисование на тему «ярмарка»

Осенняя ярмарка рисунок

Осенняя ярмарка рисунок

Осенние овощи

Осенние овощи

Ярмарка осени рисунок

Ярмарка осени рисунок

Раскраска. Праздник

Раскраска. Праздник

Осенины праздник урожая на Руси

Осенины праздник урожая на Руси

Рисунок праздник осени

Рисунок праздник осени

Детские работы на тему народное творчество

Детские работы на тему народное творчество

Осенний урожай раскраска

Осенний урожай раскраска

Плакат на день урожая

Плакат на день урожая

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Выставка рисунков осенние фантазии

Выставка рисунков осенние фантазии

Дары осени

Дары осени

Ярмарка раскраска для детей

Ярмарка раскраска для детей

Урожай мультяшный

Урожай мультяшный

Урожай картины русских художников

Урожай картины русских художников

Выставка рисунков осенняя пора

Выставка рисунков осенняя пора

Рисование сбор урожая

Рисование сбор урожая

Композиция на тему ярмарка

Композиция на тему ярмарка

Рынок экономика

Рынок экономика

Осенняя ярмарка

Осенняя ярмарка

Ярмарка осень

Ярмарка осень

Выставка детских рисунков осень

Выставка детских рисунков осень

Праздник урожая в школе

Праздник урожая в школе

Осенний натюрморт рисунок для детей

Осенний натюрморт рисунок для детей

Осенняя ярмарка фигурки людей

Осенняя ярмарка фигурки людей

Рамка овощи фрукты осенние

Рамка овощи фрукты осенние

Праздник Золотая осень

Праздник Золотая осень

Осенняя ярмарка овощи

Осенняя ярмарка овощи

Осенняя ярмарка праздник

Осенняя ярмарка праздник

Выставка ко Дню села в деревне

Выставка ко Дню села в деревне

Праздник тыквы

Праздник тыквы

Ярмарка детский рисунок

Ярмарка детский рисунок

Мусоргский лиможский рынок рисунок детский

Мусоргский лиможский рынок рисунок детский

Выставка дары природы

Выставка дары природы

Праздник урожая

Праздник урожая

Осенние овощи и фрукты

Осенние овощи и фрукты

Осенний фон с цветами

Осенний фон с цветами

Изо осенняя ярмарка

Изо осенняя ярмарка

Осенний плакат

Осенний плакат

Красивый осенний узор на ткани

Красивый осенний узор на ткани

Народные праздники

Народные праздники

Этикетки для осенней ярмарки

Этикетки для осенней ярмарки

Украшения на ярмарку осеннюю

Украшения на ярмарку осеннюю

Осенняя ярмарка рисунок

Осенняя ярмарка рисунок

Осенняя ярмарка праздник

Осенняя ярмарка праздник

Эмблема дары осени

Эмблема дары осени

Осенний натюрморт живопись для детей

Осенний натюрморт живопись для детей

Осенняя ярмарка дары природы

Осенняя ярмарка дары природы

Сельхоз ярмарка украсить

Сельхоз ярмарка украсить

Дары осени для детей

Дары осени для детей

Раскраска ярмарка

Раскраска ярмарка

Поделиться фото в социальных сетях:

Добавлено: 09 декабрь

Просмотров: 1 912

Когда работать, если у славян так много праздников? Секрет в том, что многие праздники были связаны с трудом. В эти дни полагалось не отдыхать, а трудиться на благо своего Рода и общины. Таковы славянские праздники сбора урожая: Зажинки, Спожинки и Дожинки. Завершаются они Осенинами, только здесь наступает пора для недолгого отдыха.

Сноп, сбор уожая, славянские праздники урожая, спожинки, дожинки

Как определить даты праздников урожая?

В старь к дням празднования относились не так, как нынче. Сейчас всякий праздник имеет для нас одну верную дату. Раньше же многие праздники были связаны с работой и изменениями природы, потому их даты могли сдвигаться. Праздники сбора урожая начинают, конечно, когда уже есть спелые плоды, когда колосья налились силой и готовы к жатве.

Даты праздников отличаются в зависимости от региона страны. В южной местности урожай начинают собирать раньше, а то и вовсе делают это не один раз за лето. На севере на сбор урожая остается совсем немного времени – работа должна завершиться к осенним дождям. Потому если урожай у вас ещё не поспел к Зажинкам, праздновать этот день стоит позже.

Читайте также: Славянский календарь

Славянский календарь на 2023 год

Зажинки: начало сбора урожая

зажинки, праздники урожая у славян

Зажинки, первый праздник сбора урожая, выпадает на 5 июля. В это время всюду начинали сбор даров природы. Где ещё не поспела пшеница и рожь, начинали сенокос. Дети ходили в лес за ягодами и приносили корзины с ними в дом.

Зажинки на поле начинают старшие женщины. Большуха, старшая женщина в семье, отправляется на поле. С собой женщины приносят дары для Матери Сырой Земли. На Зажинки каждая женщина сжинала первый сноп и складывала его вместе с другими снопами, от всей общины. Так делали большой общий сноп, который должен был принести богатый урожай.

После обряда к жатве приступают все женщины деревни. Убирали урожай с песнями:

А я, молоденька, рожь топчу,
Рожь топчу, рожь топчу,
Травку-муравку вытопчу,
Вытопчу, вытопчу,
Зеленое жито вырастет,
Вырастет, вырастет,
А я, молоденька, буду жать,
Буду жать, буду жать,
И да у снопочки вязать,
Да вязать, да вязать.

Спожинки: середина сбора урожая, совместная жатва

Спожинки – праздник не столь торжественный, как Зажинки. «Спожинки» значит «совместная жатва». Начиналась она с 15 августа. В это время собирались всей общиной, деревней, смотрели, сколько урожая осталось убрать, на чьем поле больше всего несжатых колосьев, кому нужна помощь.

Спожинки начинаются сразу после Медового спаса. Когда на столе появился первый мёд, хозяева зовут гостей и уговариваются с ними об общей работе – толоке. Участие в толоке могло оплачиваться деньгами или частью урожая. Часто приходили на Спожинки и чтобы повидаться с друзьями-подругами, поработать вместе, ведь так дело веселее спорится.

На горушке на крутой,
На раздольице широкой
А стоит народ всей толпой
Глядит народ толоку.
А чья это толока?
Богатого мужика,
Богатого мужика,
Акимова толока.

дожинки, яблочный спас, сбор урожая у славян

Дожинки: окончание жатвы

Праздник окончания жатвы называют иначе Дожинками. Выпадает он на 22 августа, но может быть и позже. Главное, успеть дожать до начала Осенин, празднования дня Авсеня.

Дожинки считаются также праздником Лешего. В это время хозяин лесов ещё не засыпает, но люди уже начинают прощаться с ним. На границе леса и поля приносят дары Лешему. Хозяина леса благодарят за помощь, за то, что лесные звери не повредили посевам, просят помочь и на следующее лето.

Знаете праздник Дожинки?

Осенины: не один день, а неделя праздников

Осенинами звали всякий съезжий осенний праздник, т.е. день, когда собирается за одним столом родня, в том числе из соседних деревень. Точной даты этот праздник не имеет, однако, вернее всего праздновать Осенины вместе с Авсенем, праздником Осеннего Солнца.

Начинают подготовку к Осенинам 19 сентября. Мужчины собираются на братчину, вместе садятся за стол и не просто пируют, а обсуждают, кто сколько урожая собрал, хватит ли до весны, кому помочь нужно. На братчине делят обязанности по подготовке общего праздника Авсеня для всей деревни.

славяне, осенины, сбор урожая, зажинки, спожинки, дожинки

Авсень или Таусень выпадает на день Осеннего Равнодествия. Но праздновать его можно долго, начиная с 19 и до 25 сентября. За это время встарь успевали встретить Осенины, принять гостей в своём доме, ответить им тем же, погулять на деревенском празднике.

Читайте также:

Овсень — славянский праздник осени, праздник Бога Авсеня

Праздник Коляды – 21,22 декабря, славянский праздник Молодого Солнца

Праздник Ивана Купала — что а праздник такой?

Славянские праздники и обряды

«Жнеи молодые,
Серпы золотые!
Веселёнько жали
Серпочки мелькали!»

Испокон веков сбор урожая (событие огромной важности для земледельца) был не только временем тяжкого труда, но и великим праздником. В славянской Традиции (как и во многих других культурах) торжественно отмечалось (и отмечается до сих пор) начало жатвы и её окончание: в народном месяцеслове (календаре) эти святодни называются соответственно

Зажинками и Спожинками (иначе – Пожинками, Дожинками).

В христианское время жатва обычно начиналась после Ильина Дня, а Спожинки были приурочены к Успению Богородицы (15 серпня августа). Впрочем, по некоторым сведениям, даты этих праздников могли сдвигаться – в зависимости от созревания злаков. Несмотря на привязку к христианским праздникам и некоторые христианские элементы в обрядности, Зажинки и Спожинки уходят своим корнями в глубокую древность. Об этом свидетельствует архаичность ритуалов, совершавшихся в эти дни – к слову сказать, подобные обряды известны не только на Руси, но и по всей Европе.
05_zazhinki

Зажинки.

А. Терещенко в своей книге «Быт русского народа» так описывает Зажинки: «когда поспевает жатва, зажиточный хозяин дает пир своим соседям: угощает водкою и пирогами и просит их помочь ему в собирании хлеба. Многие служат молебны и потом окропляют поля и жнецов святою водой. Хозяин или священник берет серп и делает начаток; первые снятые колосья называются зажинками. Их хранят до будущего года» . Право начать жатву могло также предоставляться старшей женщине в семье или жнице, известной своим благочестием.
Особой значимостью обладал первый сжатый сноп – его украшали цветами и лентами, торжественно проносили по деревне и ставили в красный угол. Сноп этот назывался по-разному: Именинник, Зажинец, Пращур, Дед, Прадед и использовался в различных обрядах. По свидетельству Ю.П. Миролюбова, «Пращур был участником Колядок, его носили на вилах от дома к дому и, входя, ребята начинали словами: «Слава Пращуру!» Затем пели Колядки. Взрослые же, обмотав Колесо соломинами Пращура, зажигали и гнали горящее Колесо по дорогам, через сугробы, в знак близкой весны и тепла. В начале вешнего сева хозяева брали Первый Сноп, растирали руками колосья и выпавшее зерно с половой (мякиной) смешивали с зерном для сева. Этим как бы поддерживалась связь одного Пращура с другим, идущая с древних веков. На Новый Год несли колоски из Пращура скотине, курам, животным, что ­бы и они попробовали зерна Пращура, чтобы хорошо родились, были здра­вы и благополучны.  Пращур был непременным свидетелем свадьбы, его сажали в красном углу с широкой цветной лентой наискось как «Болярина», а посаженные отец с матерью, входя в избу, кланялись иконам, крестились трижды и говорили, обращаясь к Снопу: «Буди здрав, Пращуре!» .
05_zazhinki
По мнению Миролюбова, первый сноп был изображением Бога и, в то же время, даром Ему. Действительно, во многих традиционных культурах первое «доля богов и других представителей иного мира, оно не принадлежит человеку. Поэтому первые плоды, первины урожая, первые приготовленные продукты имеют четко обозначенную прагматику — они используются почти исключительно в качестве жертвы» . В ряде мест зажиночный сноп ритуально сжигали во время Зимних Святок, что может быть интерпретировано как жертвоприношение.
В «Велесовой Книге» (впрочем, подлинность этого источника отрицается большинством учёных) сказано: «То Влес ущаше Праоце наше Земе раиате а злаке сеиате а жниате вена венъща о полех стрднех а ставете Снопа до огнища а цтеть го иако Оце Божска» . Во многих культурах встречаются обряды, в которых жертва Божеству одновременно является Его изображением: к примеру, греческому Богу Дионису, именуемому «быком», «быковидным», «быколиким» и т.п. приносили в жертву быков (участники ритуала в исступлении разрывали их на части и поедали сырое мясо – воспроизводя тем самым гибель этого Бога, который, согласно мифу, был разрезан на куски титанами). Так что версия Ю.П. Миролюбова вполне может соответствовать истине… но к Снопу и связанным с ним обычаям мы ещё вернёмся.

Жатва.

Уборка урожая – труд, хоть и тяжкий, но приносящий радость. Предоставим слово А. Терещенко: «Собирание хлеба сопровождается пением, исполненным душевной радости. По полям раздаются безотчетно игривые песни; сама природа, кажется, веселится с жнецами: все им благоухает и все живет упоительной веселостию. Смотря на них, сердце невольно завидует их счастию. Душа свободы – доверчивая откровенность и простосердечное самодовольство – ставят их выше всех счастливцев в мире. Ряды жнецов работают дружно. Малые и большие с серпами в руках, с граблями на спине – все трудятся и все поют. Песни зажнивные поются без разбора, но чаще всего шуточные и веселые» . Жатвенные песни, задавая ритм, помогали жнецам и жницам в работе. Крестьяне пели об уборке урожая, насмехались над нерадивыми и скупыми хозяевами и хвалили щедрых:
«А я, молоденька, рожь топчу,
Рожь топчу, рожь топчу,
Травку-муравку вытопчу,
Вытопчу, вытопчу,
Зеленое жито вырастет,
Вырастет, вырастет,
А я, молоденька, буду жать,
Буду жать, буду жать,
И да у снопочки вязать,
Да вязать, да вязать…»

«..Ой, у чужого господаря обидаты пора,
А у нашого господаря ще и думки не ма.
Ой, паноньку наш! Обидаты час!
У чужого господаря горилочку пьют,
А у нашого господаря воды не дают.
Ой, паноньку наш! Обидаты час!
У чужого господаря полудноваты пора,
А у нашого господаря щей на думки не ма.
Ой, паноньку наш! Полудноваты час!
У чужого господаря пополудновалы,
А у нашого богатого ще й не думалы.
Ой, паноньку наш! Полудноваты час!»

Жатву необходимо было закончить как можно быстрее – чтобы колосья не осыпались, поэтому дожинали сообща, «миром» (т.е. общиной). Устраивали «толоку» (иначе – «толоки», «помочи»): так назывался совместный труд – помощь в тяжёлой работе одному из общинников. К слову сказать, существовали и особые «толочанские» песни:
05_zazhinki
«На горушке на крутой,
На раздольице широкой
А стоит народ всей толпой
Глядит народ толоку.
А чья это толока?
Богатого мужика,
Богатого мужика, —
Акимова толока».

Обряды Спожинок.
Окончание жатвы, как и её начало, сопровождалось обрядовыми действами и пиром. Последние оставшиеся на поле колосья оставляли «на бороду» кому-либо из мифологических персонажей: Спасу, святому Илье («заместившему» в христианское время Перуна), святому Николе («заместителю» Велеса), святому Егорию («заместителю» Ярилы). При этом пели соответствующие песни:
«Егорий, приходи,
Коня приводи.
И наших коней корми,
И овечку корми,
И коровку корми!»
«Сей год — борода, на ново бы друга.
Если старик стопчет, то помрет,
Старуха стопчет — тоже помрет,
А молодей, стопчет — в солдаты пойдет,
А девица стопчет — замуж пойдет».

Стебли «бороды» заламывали (нередко при этом свивая их жгутом), чтобы колосья свешивались до земли. Иногда в стебли бороды или на землю (на скатерть, на камень) клали хлеб и соль (предназначавшиеся в жертву: Богу, святому Илье, умершим, полевым духам, «мышам и другим зверям»). Помимо обрядовых песен существовали и особые ритуальные формулы, которыми сопровождалось заламывание «бороды»: «Вот тебе, Илья, борода, рости овес на прок, корми доброго коня; Вот тебе, Никола, бородка! Уроди нам и на будущий год хлеба!»
05_zazhinki
Другие названия «бороды» — «коза» («козой» называется также часть полосы, приходящаяся на долю одного жнеца), «перепёлка», «куст», «кукла».
А.Н. Афанасьев пишет, что «бороду» завивали и в Зажинки, причём посвящали её Велесу Волосу: «Когда созреет хлеб, в южной России жницы отправляются в поле с песнями; одна из них, захватив рукою пучок колосьев, завивает (закручивает) их на корню и потом перегибает или заламывает в какую-нибудь сторону, чтобы всякий мог видеть и ни один бы серп не коснулся сделанного «закрута». Это называется: завивать Волосу бороду или оставлять, дарить ему на бороду куст золотистых колосьев; в честь этой «бороды» поются обрядовые песни. Думают, что после такого обряда никакой лиходей и колдун уже не в силах наслать на хлеб порчу» .
По мнению многих исследователей (Д.К. Зеленина, В.Я. Проппа, Яна де Фриза, Мирчи Элиаде), этот обряд, известный по всей Европе, первоначально был магическим действием, совершаемым с целью сохранения силы урожая. В.Я. Пропп пишет: «Если предположить, что в «бородке» будто бы сохранена плодородящая сила зерна, то исконный смысл обряда становится ясным. Завивание в венок эту силу сохраняет, а пригибание к земле или закапывание имеет цель возвращение земле тех сил, которые из земли ушли в зерно» . Мирча Элиаде высказывает схожие мысли: «этот обычай вызван страхом перед иссяканием животворной «силы» урожая. В несрезанных колосьях сохраняется сила растения и всего поля. Этот обычай, проистекающий из изначальной идеи «силы», которая постепенно, но не до конца иссякает, а затем возрождается с помощью собственного волшебства, позже стал толковаться как жертвоприношение мифическим олицетворениям растительных сил или же различным духам, имеющим то или иное отношение к растительному миру» .
Часто последние оставшиеся на поле колосья сжинали (по некоторым сведениям, жнец при этом хранил молчание) и делали из них дожиночный сноп. Сноп этот называли Именинником, Дедом, Бабой, Матерью Пшеницы (Ржи, Гороха), Житной Царицей, Кумушкой, Житной Бабой и т.д. С ним поступали по-разному: так, в Вологодской губернии Кумушку хранили до Покрова, а в этот праздник – скармливали скоту; болгары носили Житную Царицу вокруг села, а потом – бросали в реку или сжигали; в Смоленской губернии сноп, наряженный в женскую одежду, били берёзовым веником, чтобы истребить на поле животных-вредителей. Пожалуй, наиболее распространённым на славянских землях был такой вариант этого обряда: дожиночный сноп торжественно приносили домой и хранили в течение определённого времени, а после – ритуально уничтожали (часто сжигали во время Зимних Святок).
А.Н. Афанасьев приводит такое объяснение этого обычая: «По немецким, славянским и литовским преданиям, житные духи Славяне дают им названия: полевой дед, полевик, гречуха, жыцень в летнюю половину года обитают на нивах. Когда хлеб поспеет и поселяне начинают жать или косить его, полевик бежит от взмахов серпа и косы и прячется в тех колосьях, которые еще остаются на корню; вместе с последнесрезанными колосьями он попадается в руки жнеца и в последнем = дожиночном снопу приносится на гумно или в дом земледельца. Вот почему дожиночный сноп наряжают куклою и ставят его на почетном месте, под образами. Верят, что пребывание ее в доме приносит хозяину, его семье и житницам божье благословение. Большею же частью кукла эта сберегается только до времени посева: тогда ее обмолачивают и добытыми из нее зернами осеменяют поля — с тою целью, чтобы житный дух, за­ключенный в последнем снопе, мог возродиться и заявить свою благотворную силу в новых всходах» .
Polevik_i_Poludenicca
Возможно, дожиночный сноп считался вместилищем души Предка – в пользу этой версии говорят некоторые его названия («Дед», «Баба») и его присутствие на поминальной трапезе в навечерие Коляды. Это предположение не противоречит представлениям о снопе как месте обитания полевого духа – Мирча Элиаде в «Очерках сравнительного религиоведения» пишет о зимних святках у германцев: «из последнего снопа, сжатого в прошлом году, делают изображение мужчины, женщины, петуха, козы или другого животного. Знаменательно, что эти животные, которыми принято олицетворять «силу» растительности, олицетворяют и духов умерших – вплоть до того, что в некоторый момент становится невозможным различить, символизирует ли животное души тех, кого уже нет, или воплощает собой силы земли и растительности» .
Быть может, славяне считали последний сноп изображением Божества. В Древней Греции аналогом славянской (и общеевропейской) Матери Пшеницы была Богиня Деметра (чьё имя, согласно версии В. Маннхардта, означает Мать Ячменя).
05_zazhinki
А.Н. Афанасьев отмечает, что некоторые Божества германцев сходны по функциям с полевыми духами: «житный дед сближается с Одином, а житная баба, kornmutter, с frauGode, Гольдою или Бертою. И Один, и frauGode чествуются, как податели земного плодородия; и тому, и дру­гой поселяне оставляют на лугах и нивах часть нескошенной травы и несжатого хлеба; frauGode сидит в колосистом жите, и последний сноп называется Erntewod; чтобы Гольда (frauHolle) не поедала хлеба из житниц, для нее оставляют на ниве три несрезанных колоса» . Шотландцы называли дожиночный сноп Старой Жёнушкой (Кайллеах) или Девой; при этом в кельтской мифологии есть Богини Кайллеах и Бригид (один из вариантов перевода этого имени — «Невеста»). Бригид – Божество плодородия и света; Кайллеах – одноглазая ведьма, насылающая бури и губящая живое. Наконец, в белорусском фольклоре есть персонаж, олицетворяющий собой Осень – Жыцень. Имя этого Божества происходит от слова «жито» и совпадает с названием полевых духов. Жыцень «появляется на нивах и огородах, после снятия хлеба и овощей, и осматривает: все ли убрано, как следует в добром хозяйстве. Заприметив много колосьев, не срезанных или оброненных жнецами, он собирает их, связывает в сноп и переносит на участок того хозяина, у которого хлеб убран начисто, с бережливостью; вследствие этого на будущий год там, где Жыцень подобрал колосья, оказывается неурожай, а там, куда перенёс он связанный сноп, бывает обильная жатва» .

Обряды с «бородой» и последним (или первым) снопом, предположительно, являются разновидностями одного и того же ритуала – об этом говорит их несомненное сходство. Славянские названия «бороды»: «коза» и «перепёлка» имеют многочисленные аналоги в фольклоре европейских народов, где дух поля часто считается имеющим облик животного, и последние колосья в поле носят соответствующее название – «Ржаной Волк», «Петух», «Жатвенный Козёл» и т.п.
Духам (или Божествам) – покровителям полей на Руси и по всей Европе приносились жертвы: растительные, животные или человеческие (от последних остались отголоски в фольклоре). По-видимому, жертва при этом обычно уподоблялась Божеству (или духу) урожая в одной из его форм, а жертвоприношение воспроизводило его «гибель» во время жатвы – ведь зерно в древности считали своего рода телом, воплощением этого Бога или духа: поэтому европейские крестьяне говорили о жнеце, сжавшем последний сноп, что он убил Хлебного Человека (Быка, Зайца и т.п.), а римляне называли хлеб именем Богини плодородия – Цереры.
05_zazhinki
В обряде жертвоприношения разные ипостаси могли сливаться: снопу придавали человекоподобную форму, жертвенного петуха обвязывали колосьями и т.д.
После завершения жатвы жницы катались по земле, чтобы вернуть себе силы, истраченные во время работы. При этом говорили:«Жнивка-жнивка, отдай мою силку на пест, на колотило, на молотило, на кривое веретено!» Есть сведения, что после уборки урожая крестьяне ходили босиком по горящей соломе или раскалённым углям – совершали очистительный обряд.

05_zazhinki

В христианское время первые плоды нового урожая освящали в церкви – А. Терещенко пишет: «поныне во многих местах во время и после жатвы приносят в церковь для освящения первые снопы и печеный хлеб от первого умолота, первые соты меда и первые созрелые плоды. В Малороссии делают при этом случае кутью из риса, которую украшают цветами и благоухающими травами и приносят ее в церковь для освящения с плодами и медом. Во всех тех местах, где занимаются разведением пчел, вменяется обычаем в обязанность, чтобы каждому хозяину приносить в церковь первые медовые соты» .
Хлеб для земледельца священен – по свидетельству А.Н. Афанасьева, «На Руси говорят о хлебе: «дар божий» (пол. zboze — жито), «святой хлеб», «сноп святого жита»; хлеб-соль прини­мается за эмблему плодородия, богатства и счастья, служит необходимою принад­лежностью всякого семейного и общественного торжества, предохраняет от кол­довства и нечистой силы; первая песнь, при святочных гаданиях, возглашается хлебу: «мы хлебу песнь поем, хлебу честь воздаем!» Принимаясь за новую ковригу хлеба, крестьяне произносят: «Господи благослови!» «Сказать на хлеб худое слово» они считают за величайшее беззаконие; не следует ни сорить хлебом, ни катать из него шариков — не то Бог накажет неурожаем и голодом. Кто, вкушая хлеб, роняет крошки наземь, за тем подбирают нечистые духи, и если собранные ими крошки будут весить больше самого человека, то душа его, по смерти, достается дьяволу. Напротив, кто не брезгает хлебом, ест его черствый и цвелый (с плесенью), тот не будет бояться грома, не потонет в воде, доживет до преклонной старости и не изведает нищеты. Крестьяне тщательно собирают хлебные крошки и кормят ими до­машнюю птицу, а черствые корки бросают в затопленную печь» . Ещё более свят хлеб нового урожая – поедание зажиночного хлеба во время торжественного пиршества было обрядовым действом. Новый каравай клали на середину стола, не спеша разрезали и одаривали его частями всех участников застолья. Первый ломоть подавали самому старшему мужчине («батюшке-пахарю»), который благословлял «новину».
Во время ритуальной жатвенной трапезы происходило причащение телом духа (или Божества) хлеба. Очень ярко эта идея выражена в обрядах европейских крестьян – во многих местах на пиру после окончания жатвы съедали жертвенное животное, выступавшее в качестве духа Божества урожая в обряде жертвоприношения, а в Швеции для жатвенной трапезы из зерна последнего снопа выпекали каравай в форме девушки.
источник

Праздничный каравай «Хлебный сноп»

Нам понадобится:

(тесто для основы каравая и для лепных украшений разное)

Тесто для лепки колосьев (или других украшений — см. в этом рецепте ниже):

пшеничная мука — 500 гр.
свежие яичные белки — 250 гр.

Тесто для хлеба — в данном случае простое безопарное:

(см. на выбор простое безопарное тесто или сдобное опарное тесто)
пшеничная мука — 420 гр.
соль — 1/2 ч.л.
сахар — 2 ст.л.
дрожжи свежие — 12 гр. (сухие 1,5 ч.л.)
мягкого сливочного масла — 25 гр.
желтки — 2 шт.
вода —  0,5 ст. + 1-2 ст.л.

Для смазывания:

• 2 ложки кукурузного сиропа

Приготовление

Готовим тесто для колосьев:
Пропустить через сито муку в миску миксера и добавить туда белки.
Включить миксер чтобы замешать тесто на медленную скорость пока оно не станет упругим.
Затем обертываем тесто в п/плёнку, чтобы не сохло, и отставляем в сторону.
Готовим тесто для хлеба:
Пропустить через сито муку в миску миксера, добавить соль и сахар, и смешать.
Добавить сухие дрожжи и смешиваем.
Добавляем сливочное масло, желтки и пол стакана воды, и ставим на медленную скорость в миксере.
Если тесто не получается, и после двух минут оно всё равно рассыпчатое на дне, то надо добавить 1 или 2 ложки воды.
Закрываем миску п/плёнкой и оставляем на час пока тесто не станет вдвое больше.
Сначала делаем колосья из приготовленного теста с белками. Можно сделать их за несколько часов до, и оставить их закрытыми пленкой в холодильнике чтобы не засохли.

05_zazhinki05_zazhinki

Лепим стебли:
— отрываем от теста небольшие кусочки и раскатываем их чтобы получились ниточки, очень тонкие, толщиной не больше 5 мм
Надо сделать 20-30 ниточек длиной по 20 см.
Готовые стебли закрываем плёнкой, чтобы не высохли.
Затем лепим колосья:
— отрываем от теста небольшие кусочки и скручиваем их в рулоны, длиною в 10 см. И толщиною в 1 см.
Заостряем на концах.
Разрезаем каждый рулон на две части в ширину, и маленькими и острыми ножницами делаем на них надрезы, чтобы получились колючки (смотреть картинку).
Растягиваем не сильно каждый колос, ставим на поднос и закрываем плёнкой.
Делаем 40-50 таких колосьев.
ПРИМЕЧАНИЕ: если это тесто сухое и трудно его закручивать, то нужно иногда протирать рабочий стол влажной тряпкой.

Делаем основную буханку:
12

Берём тесто для каравая, которое уже подошло, и расскатываем.
Скалкой делаем лист толщиной 3-4 см, чтобы одна его сторона была более узкой.
Кладём этот лист на широкую плоскую формочку, застеленную бумагой для выпечки.
Складываем полоску бумаги для выпечки четыре раза чтобы получилась лента шириной в 5 см. Обёртываем лентой треть теста, как ремнем, и оставляем на 15 минут для расстойки.
Когда тесто взойдёт, эта лента заставит его остаться узким в том месте.
Закрываем плёнкой и оставляем на час чтобы тесто взошло.

Разогреваем духовку до 180 гр. С, когда в ней находится пустая форма для выпечки с длинными стенками.

Аккуратно срезаем ленту, обвёртывающую тесто, и очень осторожно её удаляем.

Укладываем на тесто по длине подготовленные стебли.

1
Готовые колосья кладём на тесто, начиная от конца стеблей.
2
Из оставшегося белкового теста для колосьев скатываем длинную верёвку толщиной в 2 см.
Разрезаем ее на две равные части.
Подсовываем кончики каждой половины верёвки под тесто для хлеба в месте, где раньше была лента.
Завязываем два оставшихся конца узлом. Или можно сделать бантик.
12

Подготовленный хлеб помещаем в предварительно разогретую духовку.
Чтобы хлеб получился еще красивее, перед посадкой в духовку можно смазать его кисточкой разболтанным с молоком яйцом (1:1) или только разболтанным яйцом.
Выпекаем 45-50 минут, пока колосья не начнут немного темнеть. Нужно следить, чтобы перегорели. Если перегорают, а хлеб еще не пропекся (температура в духовке слишком высока — надо 180 гр. С), можно накрыть фольгой.
Готовность хлеба определяется втыканием палочки — когда она вынимается сухая, хлеб уже готов.
Вынимаем готовый хлеб из духовки.
Для придания дополнительного блеска после небольшого остывания под сложенным вдвое полотенцем смазываем каравай небольшим количеством кукурузного сиропа (или сиропа, сваренного из 3 ст. ложек сахара и 3 ст. ложек воды).
Подаем на стол горячим.
1
Изготовление «колосьев» из белого белкового теста:
1. Раскатываем из белого белкового теста небольшие колбаски:
1
2. Половину их длины раскатываем потоньше:
2
3. Ту часть, что потолще, надрезаем маленькими ножницами наискось:
3
4. «Колоски», готовые к установке на каравай:
4

Каравай я сама не пекла, полностью взяла из этого источника , советую пройтись по ссылке, что бы увидеть примеры, как еще можно украшать каравай.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник сбора урожая когда
  • Праздник сахарной ваты гарриет манкастер книга
  • Праздник сахарного черепа
  • Праздник сахара турция
  • Праздник сатурналии это