Овощи
Дни благодарения: как отмечают праздники урожая в разных странах
Автор опубликовано 23.09.2019
Когда осень наряжает леса в золотые и багряные одежды, наступает самый хлебосольный и важный праздник — люди отмечают окончание летней страды и сбора урожая. Даты и традиции у всех народов разные, но объединяет их одно — благодарность богам и матушке-земле за обильные дары. И везде, во всех странах мира, праздники сопровождаются увеселениями и религиозными обрядами.
Истоки праздника урожая на Руси
Праздник урожая у славян называется Осенины. Первым Вселенским собором в 325 году 14 сентября было установлено началом нового года. В этот день праздновались первые Осенины.
14 сентября называли днём Семёна Летопроводца в честь схимника и подвижника Симеона Столпника, жившего в V веке. Праздничный день принято было отмечать благотворительностью и щедрой милостыней.
Имея языческие истоки, праздник урожая органично соединился с христианским культом. Вторые Осенины приходились на 21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы. В православной Руси её благодарили за урожай и просили заступничества. С этой даты начинались и осенние свадьбы, которые с нетерпением ждали девушки и холостые мужчины.
В день вторых Осенин Было принято прощаться со старым — прошлогодним — огнём и высекать новый. Гасились все печк, свечи и лампады и вновь зажигались уже от нового — чистого — огня. С ним обходили весь дом и от него зажигали поленья в печи. Дымом окуривали домашнюю скотину. Высекание нового огня было мужским делом.
Женщины встречали Осенины хлебом и киселём у реки в большом хороводе. Самая старшая стояла в центре с овсяным караваем в руках и возносила молитву Богородице. Затем каравай делился на куски по числу участниц обряда. Ломти каравая скармливались скотине, чтобы привлечь в дом богатство. Традиционные блюда праздничного стола — крупяная кутья с мёдом и молочные блюда.
В современной России праздник урожая отмечается именно 21 сентября. В традиционном виде он возрождается в сёлах, а в крупных городах вторая половина сентября отмечается выставками и ярмарками, сопровождающимися гуляньями, выступлениями артистов и концертами.
Беларусь
В Беларуси праздник урожая называется «Багач» и отмечается в день астрономического осеннего равноденствия. В 2022 году эта дата приходится на 20 сентября. Традиционное пожелание в этот день — быть богатым как осень. Когда заканчивается сбор урожая, зажигается «домашний очаг». Каждая семья вносит в него свою лепту — горсть ржаного зерна с первого обмолоченного снопа. Зерно ссыпается в лубок — деревянный короб.
Проводится молебен и в короб устанавливается зажжённая свеча. Затем его с песнями проносят по всему селу и выставляют в хату, где он будет находиться весь следующий год. Считается, что этот очаг – «Багач» – приносит достаток всей деревне, но особенно тому дому, где хранится.
Современный праздник урожая сопровождается выступлениями этнических ансамблей, проводятся мастер-классы по традиционным ремёслам, на праздничные столы выставляются плоды нового урожая.
Израиль
У еврейского народа праздник урожая имеет корни, уходящие в библейские времена, когда Моисей 40 лет водил свой многострадальный народ по Синайской пустыне. Праздник продолжается 7 дней и называется Суккот или Праздник кущей. Начинается он на 15-й день нового года по еврейскому календарю. В 2022 году он приходится на 16 октября.
Название праздника происходит от слова сукка (другое название — кущи) – разборное переносное жилище, которое укрывало евреев во время странствия из Египта в Землю обетованную.
У евреев всего мира принято широко отмечать Суккот, это один из трёх самых значимых праздников. Израильтяне совершают паломничество в Иерусалим, где проходит празднование, посвящённое окончанию сбора урожая.
Традиционно еврейские семьи строят во дворе, на террасах и даже балконах шалаш (кущи), где они должны провести за семь дней как можно больше времени. Радость от богатого урожая больше похожа на благоговение перед Богом за его великую милость — выращенный и благополучно убранный урожай.
Особый ритуал Суккота — вознесение лулава. Поднимаются и благословляются собранные в букет ветви четырёх растений — цитрона, финиковой пальмы, мирта и ивы. Они символизируют многообразие и единство еврейского народа.
Празднование начинается накануне вечером, когда накрывается обильная трапеза, и проводится благословение на хлеб. К столу обязательно подаются блюда из плодов нового урожая.
Ирландия, Шотландия, Уэльс
Традиция празднования сбора урожая в Ирландии и на севере Британии зародилась во времена кельтов. У праздника два названия — Ламмас и Лугнасад. На Изумрудном острове праздничные дни приходятся на первую неделю августа. Лугнасад — один из главных праздников кельтского Колеса Года, и отмечается он пышнее других. В эти дни принято печь круглый хлеб из зерна с последнего убранного снопа. Этот каравай вместе с букетами, венками и гирляндами из полевых цветов считается символом праздника. Гирлянды и венки должны носить все присутствующие на празднике.
В Лугнасад молодые люди заключали временные браки. Их родители договаривались меж собой. Парень и девушка, становились друг к другу лицом, брались за руки и обещали быть вместе один день или весь год. Если впоследствии они решали расстаться, нужно было прийти на то же место, встать друг к другу спиной и просто разойтись. При этом парень должен был стоять лицом к северу, а девушка — к югу.
Праздник включает прогулки на холмах, прыжки через костёр, подношения земле и богам плодородия за обильный урожай.
Корейский Чхусок и китайский Чжунцюцзе
Название дня урожая или праздника Середины Осени в Юго-Восточной Азии звучит по-разному. Но проводится он в одни и те же даты во всех странах региона — на 15-й день восьмого месяца по лунному календарю. Происхождение Чхусока и Чжунцюцзе имеет несколько версий. Наиболее достоверная, по мнению исследователей, связана с поклонением полной Луне. Дата праздника — плавающая, в 2022 году она приходится на 10 сентября. Полная луна в сентябре ассоциируется у азиатов с удачей и плодородием.
У жителей Азии до сих пор силён культ предков и с ним связаны многие обряды. В первый день выставляется обильное угощение духам предков.
Чхусок и Чжунцюцзе — это семейные праздники и официальные выходные. В эти дни семьи собираются в полном составе, даже если ехать приходится с другого конца страны.
В Северной Корее Чхусок не столько весёлый, сколько торжественный праздник. Предпочтение отдаётся почитанию ушедших предков. На могилы принято приносить деньги — 50 или 555 вон. Считается, что цифра 5 приносит в семью благосостояние.
Праздничный стол накрывается блюдами из риса нового урожая. Главное из них — варёные рисовые пирожки сонпён. В этот день в корейских домах витает хвойный аромат, так как сонпёны варятся на подложке из сосновых иголок. Традиционные развлечения Чхусока — мужская рукопашная борьба и женские хороводы.
Одна из традиций праздника урожая в Корее — посещение могил предков. Она исполняется на второй (основной) день праздника. На захоронениях наводится порядок и обязательно возлагается еда. Ритуал сопровождается низкими поклонами.
В Китае пекут сладкие «лунные пряники» из семян лотоса и дроблёного кунжута, и круглые лепёшки.
Здесь запах праздника — пряно-древесный, чуть сладковатый аромат цветущей кассии. С наступлением темноты повсюду зажигаются фонарики, а влюблённые молят богов соединить их вместе навсегда.
Видео: традиции Чжунцюцзе
Германия
Каждая земля в Германии имеет свои традиции в праздновании Дня урожая. Однако символом всеобщего праздника стала соломенная кукла Кирмес. Изначально это было название народного гулянья, посвящённого открытию церкви. Кирмес — KircheMesse — переводится как церковная служба. Позже в северной и центральной Германии Кирмес превратился народный праздник осеннего урожая. В 2022 году его будут праздновать 02 октября.
Куклу Кирмес изготавливают за 14 дней до праздника, а накануне закапывают в землю. Праздничный обряд начинается с выкапывания Кирмеса. Его торжественно провозят по главной улице и водружают на почётное место — украшенное плодовое дерево. И только после этого начинаются весёлые состязания, танцы и обильная трапеза. Завершаются гулянья закапыванием Кирмеса вместе с остатками угощений и битой посуды. Таким необычным подношением выражается благодарность богам за щедрый урожай. Точку в празднике ставит грандиозный фейерверк.
Франция
В третий четверг ноября во Франции начинается фестиваль молодого вина Божоле Нуво. В этот день выпускают первое вино из винорада нового урожая. На главной площади небольшого городка Божо выставляют бочки с вином.
По традиции в праздничный день французы должны посетить несколько баров и выпить там по бокалу божоле. За несколько дней до праздника бутылки с молодым вином рассылаются в разные страны.
Северная Америка
День Благодарения — праздник обильного урожая, зародившийся в начале XVII века в одном из первых поселений английских религиозных паломников — Плимутской колонии. Её обитателям удалось выжить и получить хороший урожай благодаря местному коренному народу. Долгое время этот праздник отмечался отдельно каждым штатом и в разное время. И только по указу Авраама Линкольна в 1863 году он стал национальным.
В США День Благодарения празднуется в четвёртый четверг ноября, в Канаде — во второй вторник октября.
На протяжении столетий праздник урожая сопровождался весёлыми народными гуляньями и церковными службами, ведь в первую очередь блаодарность возносилась Богу. Сегодня это традиционный семейный праздник, когда собираются вместе близкие люди и друзья.
Праздник урожая, пожалуй, одна из самых древних традиций нашей цивилизации. Сегодня он трансформировался, но продолжает отмечаться всеми народами.
- Автор: Марина Иванова
- Распечатать
Оцените статью:
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(4 голоса, среднее: 4.8 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Осень – пора подведения итогов полевых работ и сбора урожая. К этому времени завершаются жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Закладывается основа благосостояния семьи на будущий год. Разные народы нашей многонациональной страны отмечают этот праздник по-разному.
В славянской традиции праздник День урожая отмечался с окончанием основных полевых работ как Рождество Пресвятой Богородицы. У русских этот праздник назывался Зажинки, Спожинки и Дожинки, Осенины или Оспожники, у украинцев — Друга Пречиста или Мати Пречиста. Это торжество посвящено семейному благополучию и сбору урожая. За все, что местный народ вырастил, благодарили и чествовали Богородицу. Считалось, что именно она покровительствует земледелию и семье, особенно матерям. По старому стилю этот праздник выпадал на 8 сентября, а по-новому — на 21 сентября. В ночь на этот день начинали «замолотки», а также поджигали «новый» огонь, который добывался путем трения.
Народ всегда отмечал праздник урожая весело – песнями и плясками, организовывалась большая трапеза. На столе присутствовало много яств. Традиционными были и кутя из круп нового урожая, и хлеб, и творог.
У белорусов праздник урожая называется «Богач». Символ дня — лубок с зерном, в середину которого ставилась свеча. Жито для Богач сносили со всей деревни. В дом, где находился Богач, приглашали священника. После молебна лубок с зерном и зажжённой свечой в сопровождении всех жителей обносили по всей деревне. Затем участники шли к следующему дому, в котором на целый год находился Богач. Обряд был направлен на сохранение благосостояния, урожайности, плодовитости скота, семейного благополучия.
У евреев праздник сбора урожая называется Суккот. У праздника есть несколько названий: «праздник сбора» (праздник уборки урожая) и «праздник шалашей» (праздник кущей). Еврейский праздник кущей начинается на 15-й день еврейского нового года и продолжается 7 дней. Название празднику дало слово сукка (шатер, шалаш, кущи), которое символизирует защиту и безопасность под крышей. В этот день свершается особенный обряд — вознесение лулава, состоящего из 4 растений, каждое из которых символизирует определенный тип людей: этрог, лист финиковой пальмы, мирт и ива.
В дни праздника шалаши можно увидеть в каждом дворе, палисаднике, на балконе или веранде, на автостоянках, даже военные базы в этот день устраивают праздничные сукки. Конечно, в наши дни мало кто все 7 дней праздника живет в шалаше, но за обедом в ней непременно собирается вся семья. Кульминация праздника наступает на восьмой день — Шмини Ацерет («задержитесь на восьмой»). В этот день приносятся молитвы о дожде, от которого зависит новый урожай.
Праздник сбора урожая у чувашей называется Чÿклеме и отмечается 21-22 сентября. Чÿклеме проводился в день осеннего солнцестояния как завершение годового цикла хозяйственной деятельности земледельцев. Подготавливаясь к празднику, пекли хлеба, варили пиво из нового солода. Жители деревни собирались в доме пригласившего. Перед началом молитвы пели стоя, обратившись на восток, древний чувашский гимн земледельцев. Хозяева приглашают родственников, проводят короткое моление и угощают их пивом. Особенно строго следят при подношении «любовного» ковша савăш курки. Его нужно допивать до дна, не разговаривая и не останавливаясь. В противном случае гостю грозит штраф в виде еще трех ковшей пива. Вторым ковшом подносят «бороновальный» — сÿре курки.
Сбор урожая всегда является событием для любого жителя, ведь в течение года трудилась вся семья. У молдован тон всей жизни задает виноградная лоза и ее божественный напиток. Вино в Молдове — безусловный символ республики, которая даже на карте мира напоминает виноградную гроздь. Виноделием здесь занимаются издавна. А в 2002 году, чтобы поднять интерес к Молдове и как признак значимости виноделия, утвержден «Национальный День Вина», который проходит в октябре под патронатом президента Республики Молдова. На празднике, посвященном этому дню, есть возможность увидеть процесс сбора винограда поучаствовать в нем и полюбоваться винными заводами в работе.
Наиболее распространенное название праздника окончания уборки урожая у немцев — «Erntedankfest» (Праздник благодарения). Праздник окончания уборки урожая отмечается в католической церкви Германии в первое воскресенье октября. В этот день люди радуются хорошему урожаю и благодарят Бога за его дары природы (овощи, фрукты, злаки, ягоды) и за то, что он заботится о людях. Взамен этого верующие возвращают ему часть его дара. В этот день в церкви проходит особая служба. Церковь украшают лучшими плодами нового урожая, венками из пшеницы. Эти уборочные и жатвенные венки изготавливаются заранее из колосьев последнего снопа. Овощи, фрукты, злаки освящают и выкладывают перед алтарем.
У узбеков традиция отмечать праздник урожая многовековая, и связана она с земледельческим календарем. Праздник получил название Хосил-байрами. Он символизирует завершение уборки урожая, подведение итогов кропотливого труда хлопкоробов, возвеличивает и прославляет их трудовую доблесть. Многие добрые обычаи и традиции узбекского народа, прошедшие проверку временем и жизнью, связаны с трудом дехканина, хлопкороба.
Одним из традиционных праздников в Узбекистане, связанных со сбором урожая, является Фестиваль дыни. В средние века Фестиваль дыни проводился с очень пышными празднованиями. В период созревания бахчевых плодов крестьяне за день до проведения фестиваля приглашали аксакалов, соседей и друзей. К этому мероприятию готовились заранее. С утра, до жаркого времени суток отбирались самые лучшие, спелые дыни и откладывались в прохладное время. Для гостей готовилось вкусное блюдо. Мужчины вели беседы и шутили. После трапезы аксакалы желали хорошего урожая крестьянам и разрешали сбор урожая. Участники фестиваля угощались самыми сладкими дынями.
У азербайджанцев самый главный праздник сбора урожая посвящен благородному фрукту – Гранату. Проходят фестивали, выставки, базары, дегустации, где можно попробовать гранат разных сортов из разных мест происхождения. На празднике можно не только продегустировать гранат или приобрести, но и увидеть театрализованные сценки, демонстрирующие процессы выращивания и сбора урожая, процесс переработки этого благородного фрукта, являющегося символом Азербайджана.
Гранат используют в приготовлении традиционных азербайджанских блюд, соков, алкогольных напитков, приправ, соусов, кондитерских сладостей. Кроме гастрономической пользы, с гранатом связаны исторические легенды, традиции и даже свадебные церемонии. Например, в некоторых регионах Азербайджана во время свадебной процессии невесту у порога ее нового дома должен встретить жених и бросить в ее сторону гранат или яблоко. Если невеста поймает, она будет верховодить в доме, в противном случае — придется покорно слушаться мужа.
Узнать еще больше о традициях разных народов, проживающих в России и Мурманской области, принять участие в мероприятиях национально-культурных общественных объединений Дома Дружбы Мурманской области, можно по адресу: г. Мурманск, ул. Подстаницкого, д.1, а также в группах «Дом Дружбы» и «Центр народов Севера» в социальных сетях ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники, Инстаграм.
Праздник урожая — история и традиции в разных странах. Пригодится для викторин, презентаций, сценариев осенних праздников, красного часа и прочих мероприятий.
Праздник урожая — история и традиции в разных странах
Праздник урожая — праздник, посвящённый собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу (Мать – Сыру-Землю) за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.
Это европейский праздник, имеющий языческое происхождение. В римско-католической традиции праздник отмечается с 3 в. н. э., обычно в день Архангела Михаила, 29 сентября.
У восточных славян аналогом дня урожая можно считать Осенины 8 (21) сентября, которые имели другое название — «День урожая».
Славянские названия праздника
Осенние оспожинки, Осенины, Богородицкая, Поднесеньев день, Праздник рожаниц, Спожа, Богáч, Праздник урожая, День благословения хлебов, Матушка-осенина, Огородичен день, Малая Пречистая, «Друга Пречиста» (укр.), «Мати Пречиста» (укр.), «Засiдкi» (белорус.), Вторая встреча осени, Луков день (Яросл., Вологод.), Пасиков день (Пенз., Сарат.), Пасеков день, Аспосов день, Спосов день (Рязан.), Рождество Богородицы.
Проходили века, менялись условия труда и народные верования, на смену тяжелому крестьянскому ручному труду пришла механизация, но праздник не потерял своего значения и в наши дни.
Сегодня он где-то превратился в фестивали и ярмарки, где-то сохраняются или возрождаются древние народные традиции, но в любом случае, Праздник Урожая — это праздник благодарности Земле, Природе и труженикам, которые не покладая рук работали с ранней весны до поздней осени, чтобы их народ жил сытно целый год.
Давайте заглянем в разные страны и посмотрим где и как празднуется Праздник Урожая.
Славянский Праздник Урожая
14 сентября В земледельческом календаре славян этот день называли «осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. В этот день воздавалось Благодарение Матери—Земле.
В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.
С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины устраивались угощение, на которое собиралась вся семья.
Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы.
Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни:
Вейся мы, хмель, перевейся,
На нашу сторонку,
Как на нашей на сторонке приволье большое!
А приволье — то большое, мужики богаты!
Что мужики — то богаты, каменны палаты!
Что каменны палаты, двери золотые,
Что маковки литые!
21 сентября Вторые осенины. Рождество Богородицы.
У древних славян наступил праздник Небесного Кузнеца — Сварога. К этому времени уже прошли обряды закрытия Сварги (прерывание живой связи между Небом и Землей). Землю постепенно сковывает от хляби мороз, влияние светлых Богов падает.
Земля остается на попечении Велеса. Чтобы люди могли пережить тяжелое время, Сварог подарил им топор, искусство ремесла.
Поэтому в этот день особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев. С этого дня и режут кур, а первых подают Сварогу в жертву.
Девки снимают избу, устраивают братчину, иногда собирают ее по всей деревне, и в течение трех дней приглашают парней на гулянку, при том девушка-невеста считается за хозяйку в доме. На вечерках рассказывают волшебные, страшные и игривые сказки, проводят озорные игры с поцелуями.
Братчиной (другие названия — канун, свеча) называли совместную трапезу полноправных членов однодеревенской общины, устроенной в складчину после молебна. Несмотря на запреты властей, братчины повсюду сохранялись в общественном быту крестьян.
В основе братчины лежал благочестивый обычай — поминание святого, к помощи которого обратилась некогда община для спасения от бедствия.
27 сентября Третьи осенины
Славяне празднуют великий праздник — Родогощь (Таусень) — когда собран урожай, осеннее солнце — Световит — уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. К этому дню печется огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека), за который после зачина прячется жрец и спрашивает: «Видите ли вы меня?»
Если собравшиеся отвечают утвердительно, то жрец произносит пожелание: на следующий год собрать более обильный урожай и испечь еще больший пирог.
После зачина, на котором обязательны гадания на следующий год и ворожение над чашей со священным вином, начинается пир горой — еда на столе ставится горкой, которая к окончанию пира сильно уменьшается.
В этот день разыгрывается сказка о богатыре и подземном царстве, призванная напомнить об угасающем Солнце и наступающей Зиме.
Перед наступлением темноты разжигают огонь и прыгают через него, очищаясь. Жрецы ходят босыми ногами по раскаленным углям, припевая: «Яже, Яже, потоптаже!» Необходимо остерегаться ходить по углям без подготовки во избежание ожогов.
Жрецы избавляются от ожогов, вводя себя в особое состояние равномерными ударами в бубен.
Праздник заканчивается многолюдными игрищами.
Белоруссия
У белорусов праздник назывался «Богач» (белор. Багач, Другая Прачыстая, Спожка). Символ дня — лубок с зерном, в середину которого ставилась свеча. Жито для Богача сносили со всей деревни.
В дом, где находился Богач, приглашали священника. После молебна лубок с зерном и зажжённой свечой в сопровождении всех жителей обносили по всей деревне. Затем участники шли к следующему дому, в котором целый год находился Богач. Обряд был направлен на сохранение благосостояния, урожайности, плодовитости скота, семейного благополучия.
В современной Белоруссии ежегодно проводится «Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села „Дажынкi“». С республиканским размахом в Белоруссии его начали отмечать с 1996 года.
Дожинки (Дажынкi) в Беларуси всегда праздновали очень торжественно с красивыми содержательными обрядами.
На последний день жатвы собиралась толока. Самая уважаемая женщина распределяла всех по ниве, затем сама брала серп и начинала жать с песней, которую все подхватывали. В конце каждая жнея откладывала по колоску для общего дожиночного снопа.
Девушки выбирали в своей среде «Багіню». Возглавляемые «Багіней» с дожиночным снопом в руках все вместе отправлялись к дому хозяина. Хозяева, заслышав песни жней, выходили встречать их с хлебом-солью. Войдя в дом, хозяева ставили дожиночный сноп под образами вместе с зажиночным. Начинались танцы и музыка. Исполнялся обрядовый танец «Талакуха».
После революции и до войны обычаи зажинок и дожинок сильно не изменились. В 1960—1970 годах активно укореняются социалистические обряды. Проводились праздник первого снопа и праздник урожая.
Начиная с 1996 года, дожинки на Беларуси проводятся как Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников деревни.
Праздник включает шествие всех участников по центральной улице города (районного центра) и выход на центральную площадь города. Впереди колонны несут флаг с эмблемой фестиваля — «Залатымі калоссямі». Праздник длится два дня. В первый день проводится торжественный митинг, после которого награждают лучших комбайнеров и водителей. После начинается концерт лучших фольклорных коллективов республики. Проводятся выставки работ народных умельцев. На второй день фольклорные коллективы разъезжаются по району. А в самом городе демонстрируется сельскохозяйственная продукция и техника. На нескольких площадках идут концерты, проводятся лотерея, народные игры и забавы.
Германия
В Германии праздник урожая (нем. Erntedankfest) также является историческим. Этот праздник уходит корнями в римские обычаи. В этот день люди радуются хорошему урожаю и благодарят бога за его дары природы (овощи, фрукты, злаки, ягоды) и о том, что он заботится о людях. Взамен этого верующие возвращают ему часть его дара.
Праздник урожая праздновался в дохристианские времена. В католической церкви празднуется с 3 века. В Пруссии впервые отмечался в 1773 году в первое воскресенье после Дня святого Михаила (29 сентября), после этого стал регулярным.
Католики возносят благодарность за хороший урожай: хлебов 15 августа (Рождество Богородицы) и в первое воскресенье октября, когда «благодарят за плоды земли и человеческого труда» и в знак благодарности приносят венки из колосьев и корзины с красиво уложенными плодами.
Протестантские церкви также отмечают День урожая после Михайлова дня (29 сентября).
Дата первого воскресенья октября утверждена в Германии католической церковью в 1972 году, а в каждом приходе евангелической церкви определяется своя дата праздника: первое воскресенье октября или первое воскресенье после дня Михаила.
В период Третьего рейха праздник урожая был возведён в ранг официального, и, начиная с 1934 года, отмечался каждое 1-е воскресенье октября.
Древние крестьяне веровали, что урожай охраняет дух, который дает ему рост или смерть.
Дух даст хороший урожай, если он доволен и радуется, и уничтожит урожай, если крестьянин ему не угодил или обидел. В связи с этим этот праздник отмечали раньше, как победу над духами.
Сегодня же это день завершения полевых работ и благодарения бога за его дары. В этот день проходит особая служба в церкви. При этом церковь украшают лучшими плодами нового урожая, венками из пшеницы.
Эти уборочные и жатвенные венки изготавливаются заранее из колосьев последнего снопа. Овощи, фрукты, злаки освещают и выкладывают перед алтарем.
Израиль
В Израиле отмечают Суккот — праздник урожая, один из центральных и древнейших у еврейского народа. Торжества продолжаются целую неделю. Все это время иудеи молятся, поют религиозные песни и открывают двери своих домов для гостей.
«Праздник Суккот совершай семь дней, когда уберешь ты с гумна твоего и из винодельни твоей. И радуйся в праздник твой ты, и сын твой, и дочь твоя» — сказано в Торе. Первосвященники земли израилевой — коэны — благословляют дары этой земли и народ ее у Стены плача, вытянув руки, закрыв глаза, так повелось еще от Аарона, брата Моисея, так это происходит и сегодня, в самый древний праздник урожая, что отмечается в Иерусалиме.
«Это еще и праздник единства нашего народа. Мы молимся и благословляем в этот день всех: и верующих, и сомневающихся, и чтущих традиции, и только прикасающихся к великому наследию», — рассказал раввин Авраам Коэн.
Суккот — праздник кущей. В память о скитаниях в пустыне семь дней иудеи живут в шалашах, чья крыша устлана ветвями пальмы так, что сквозь нее можно увидеть звездное небо, а в красном углу стоит почетное место для готовых заглянуть на огонек душ праотцов. Во время Суккота поют, молятся, едят, принимают гостей. Многоязыкая толпа, колонны из Америки, Австралии, Новой Зеландии, Зимбабве, Таиланда, акробаты, клоуны, музыканты — на центральных улицах Иерусалима 70 тысяч человек со всего света.
Это тоже традиция, но уже новейшая и совершенно светская. Парад в честь Иерусалима, который проводят представители около 60 стран, съезжающихся на исходе Суккота в святой город.
Недельные праздники завершаются молитвой, когда потрясая молодым побегом пальмы, веткой речной ивы и мирта, чтец произносит: «Ты господь бог наш, посылающий ветер и дарующий дождь для блага, а не для проклятья, для жизни, а не для смерти, для изобилия, а не для оскудения».
Индия
Онам (Тхиру-онам)- праздник урожая в Индии — празднуется в конце августа — начале сентября, в день, когда Чандра [Луна] проходит накшатру Шравана.
Онам празднуется как день возвращения Махабали из изгнания. В этот благоприятный день король Маха-Бали снова посещает свое королевство и своих людей. Весь штат оживает празднествами и энергией. Это — время церемоний, празднований и радости, веселья и спортивных состязаний.
Онам часто называют народным праздником урожая Кералы. Он празднует щедрость природы и год хорошего урожая. Десять дней пира, песни и танцы.
Фестиваль начинается за десять дней и цветочные гирлянды (Пуккалам) украшают каждый дом. Наряженные слоны в захватывающей процессии, фейерверки и танцы Катакали являются неотъемлемой частью празднеств.
Красота цветочных украшений, мелодий и песен Онама, изящество традиционных танцев характеризуют празднование золотой эр короля МахаБали, при чьем правление была процветание.
Валламкали (гонки лодок) — это одни из главных событий Онама. Сотни гребцов сидят в ряд в огромных и красивых лодках (оди) с алыми шелковыми зонтиками. Их число показывает богатство семьи или деревни, владеющей лодкой. Весла каждой лодки опускаются в ритме барабанов.
В Аранмулле, где находится храм Кришны и Арджуны, тысячи людей собираются на берегах реки Памба, чтобы быть свидетелями захватывающих гонок «Змеиных Лодок». Около 30 лодок участвуют в празднестве. Лодки принадлежат близлежащим к реке деревням от холмов равнин на протяжении 40 километров и управляются гребцами, одетыми в белые одежды.
Распевая традиционные песни, гребцы лодок опускают свои весла в воду в ритме песен. Они ведут свои лодки, как рыба движется по реки. Хотя кажется, что они состязаются, все-таки этот фестиваль является больше визуальная феерическим спектаклем для зрителей.
К канун Онама лодки плывут вниз от Катурмана в сопровождении звуков раковин, музыки и барабанов и горящих факелов. Красочное празднество лодок проводится в Утруттати — пятый день после Тхиру-онама.
Каждая лодка принадлежит деревне с берегов реки Памба и почитается подобно Дэвате. Даже входит в лодку можно только босиком.Каждый год лодка смазывается кокосовым маслом и углем. Черная смесь сохраняет дерево прочным, и лодка хорошо скользит в воде. Ежегодно с любовью выполняется ремонт лодки плотником деревни, и люди гордятся своей лодкой, которая представляет их деревню и названа по ее имени.
По традиции Намбудири-брамин управляет рулем лодки, который длинной приблизительно 4 метра. Четыре гребца обеспечивают движение лодки. И мгновенно лодка может повернуться лишь поворотом руля.Каждый — плотник, парикмахер, ювелир, кузнец, крестьянин — имеет место в лодке. И в тесном согласии и синхронности они гребут веслами. Из Тричура отправляется яркая процессия с великолепно украшенными слонами.
Легенды
Много лет назад лодка, загруженная продовольствием, спускалась вниз по реке. Внезапно она перевернулась.
Духовный глава Бхаттатирипад посчитал, что это было плохим предзнаменованием, и вышел на берег реки. Там он увидел хижину, в которой горел тусклый свет.
Войдя в дом он услышал плач бедной вдовы и увидел спящих на полу кухни детей.
Вдова сказала Намбудири-брамину, что у них нет никакой пищи, и что ее дети заснули голодным сном.
Намбудири-брамин принес еду и отдал ее бедной семье.
Это давняя традиция продолжается в течение многих лет среди землевладельцев и духовных глав деревень — кормить бедных людей перед праздником. Кормление бедных считается служением Богу.
Вторая легенда о празднестве Онам упоминается в рассказах о короле Махабали, императоре асуров.
Люди его королевства были очень счастливы и довольны во время его правления — золотой эпохи. Когда Махабали управлял своим королевством, все люди были равны, они жили счастливой жизнью, и никто не был в бедствии. Не было ни непорядочности, ни обмана, ни лжи в словах, ни несправедливости. В обществе царило идеальное согласие и это было время совершенного благополучия.
Но боги начали завидовать королю и попросили, чтобы правитель Вишну забрал его королевство. Вишну, переодетый Брамином-карликом Ваманой, попросил короля о земле размером в три шага, которую король с готовностью согласился дать. Тогда Вишну сбросил свою маскировку и прошел Землю и Небо за два шага. Для третьего шага король Махабали предложил свою голову. Однако перед тем как поместить свою ступню на голову Махабали, Господь Вишну удовлетворил последнее желание короля, чтобы он был способен посещать свое королевство один раз каждый год.
С тех пор люди ждут и приветствуют Махабали в его королевстве, что Онам празднуется с огромной радостью и весельем.
Приготовления к празднику
Приготовления к празднованию начинают за десять дней — на переднем дворе дома делается цветочное украшение. Женщины украшают входы в свои дома чтобы приветствовать Махабали. Мурти Триккаккара-Аппаны, сделанный из глины, помещается в середину цветов.
В день самого праздника Онам каждый человек рано утром совершает купание и посещает храм.
Дарятся подарки младшим членам семьи.
Затем начинает пир Онама с восхитительной пищей, подаваемой на листьях подорожника.
Родственники, которые живут далеко от родных мест, посещают дом своей семьи чтобы праздновать Онам в компании своих родных, друзей и близких.
Кералиты (жители Кералы) празднуют Онам, организуя общественные обеды, культурные программы и так далее.
После обедов проводятся занятия спортом и игры, в которых участвуют мужчины и женщины всех возрастов. Шуточная борьба, игры с мячом, шахматы являются любимыми занятиями мужчин, в то время как женщины находят удовольствие в народных играх (Унджалаттом, Тумбитуллал, Тируватиракалим, Каикоттикали и другие). Гонки лодок (регата) привлекают тысячи людей, включая туристов из други
х стран.
Китай и Вьетнам
В Китае и Вьетнаме отмечают Праздник середины осени или Праздник луны. Он приходится на 15-й день 8-го месяца (полнолуние) по китайскому календарю, что примерно соответствует второй половине сентября. Считается что в этот день лунный диск «самый яркий и круглый в году». Образ «полноты» фигурирует в нескольких смыслах: это время завершения сбора урожая; луна является символом женского начала, и т.о. её полнота — также символ плодородия. Праздник отмечают всей семьёй, и семантика «круга семьи» присутствует в разделении пряников на всех.
Чжунцю — праздник Луны и урожая. Он приходится на середину осени, отсюда и название «чжунцю» — середина осени.
Праздник зародился в эпоху династии Тан и занимает важное место в китайском календаре — это день поклонения богу Луны. Выходные длятся три дня. По традиции в день праздника китайцы едят особые сладкие пирожки и читают стихи при свете луны, которая в этот день считается самой круглой и самой яркой.
Лунные лепешки напоминают о восстании китайского народа против монгольских завоевателей, так как много веков назад маленькие записки, запеченные в такие пирожки, призывали к бунту и неповиновению захватчикам. Тесто для таких пирожков готовят из зерен лотоса и дробленого кунжута.
В этот день влюбленные молят богов соединить их вместе, чтобы слиться в одно целое, подобно луне. Повсюду продаются маленькие цветные фонарики: вечером их зажигают в городских парках и полях родители вместе с детьми, которым по такому случаю разрешается поздно ложиться.
Корея
В Корее отмечается осенний праздник Чхусок (Chuseok). Этого праздника, приходящегося на полнолуние, с нетерпением ждет вся Корея. Чхусок – праздник урожая, благодарности земле за ее щедроты, и день семьи.
Праздник длится три дня, при этом первый и третий день уходят на сборы и дорогу. Куда же отправляется вся Корея? Все стремятся к родным местам, поэтому автомагистрали заполнены, билеты на самолет или поезд распроданы за несколько месяцев! В этот день все собираются в домах своих родителей, посещают могилы предков.
Ранним утром в день Чхусок в каждой семье проводят церемонию поклонения духам предков, поднося им рис, вино и рисовые хлебцы «сонпхён» из нового урожая. После церемонии члены семьи угощаются блюдами с жертвенного стола. Затем вся семья отправляется на могилы предков, чтобы привести их в порядок, проявляя почтительность и уважение.
В четырех королевских дворцах (Кёнбоккун, Чхангёнгун, Чхандоккун и Токсугун ), в деревне Минсокчхон и в Деревне традиционных домов «ханок» на горе Намсан можно увидеть, как водят хороводы канган сулле, принять участие в соревнованиях по борьбе сирым и побывать на разных представлениях праздника.
Северная Америка
В США и Канаде отмечается день благодарения, также происходящий от европейской традиции праздника урожая.
Thanksgiving Day — государственный праздник в США и Канаде, отмечается во второй понедельник октября в Канаде и в четвёртый четверг ноября в США.
Более половины из примерно сотни прибывших на Американский континент не смогли пережить суровую зиму и погибли от холода, голода и болезней.
Выжившие основали колонию и весной с помощью местных индейцев (прежде всего Скванто, который научил их, какие культуры и каким образом выращивать на этой негостеприимной каменистой почве), приступили к обработке земли. Неожиданно богатый урожай стал наградой за их усилия.
Первый губернатор колонистов У.Брэдфорд предложил провести день принесения благодарности Господу. На праздник осенью 1621 г. отцы-пилигримы пригласили вождя и ещё 90 индейцев того племени, которое помогло им выжить в незнакомых условиях. Эта трапеза, разделённая с индейцами, и стала первым празднованием Дня благодарения.
Впоследствии колонисты отмечали хороший урожай празднествами благодарения от случая к случаю.
По традиции на праздник несколько поколений одной семьи собирается в доме старших родственников на праздничный обед. Каждый произносит слова благодарения за всё то хорошее, что произошло в его жизни.
Едят в этот день современные американцы то же самое, что ели их предки в далёком 1621 г. на первом обеде в честь Дня благодарения. Многие блюда стали не только традицией, но и своего рода символами праздника: фаршированная индейка с клюквенным сиропом и большой сладкий тыквенный пирог.
Яркие молодые тыквы, початки «индейской» кукурузы, яблоки, апельсины, каштаны, орехи, сухие листья и гроздья винограда, свисающие с блюда словно из рога изобилия, не только служат традиционным украшением стола, но и олицетворяют обилие осенних даров природы.
Букеты золотых, оранжевых и красно-коричневых хризантем, дополненные веточками с ягодами, довершают ощущение изобилия и щедрости природы, настоящего праздника богатого урожая.
Ко Дню Бдагодарения приурочен и парад «Мейси», который происходит в Нью-Йорке.
Этот грандиозный парад, организуется крупнейшим в мире универмагом «Мейси» («Macy’s») с 1927 г. Его главная достопримечательность — надувные игрушки огромных размеров (герои мультфильмов, сказок и телепередач), которые проносят от Центрального парка до входа в универмаг — напротив Herald Square (между Шестой авеню и Бродвеем).
Накануне парада происходит церемония надувания игрушек. Вечером над проливом Ист-Ривер устраивается фейерверк. Всё это идёт в прямой трансляции по телевидению.
На следующий день (после Дня благодарения), именуемый «Чёрной пятницей», начинаются предрождественские распродажи в магазинах и в интернете.
Туркмения
Праздник урожая у туркмен отмечается 25 ноября. Праздник урожая – один из древнейших, уходящих корнями вглубь веков, национальных праздников туркмен, который зиждется на духовных ценностях и традициях народа, его единстве, сплоченности и трудолюбии. Этот праздник отмечается в честь богатого урожая, выращенного на щедрой туркменской земле вдохновенным и добросовестным трудом.
В стране выращиваются богатые урожаи пшеницы, хлопка, овощей и бахчевых, фруктов и ягод, и это сказывается на благосостоянии туркменского народа, каждой семьи.
Украина
С окончанием основных полевых работ совпадало празднование Рождества Богородицы (укр. Мала Пречиста, Друга Пречиста).
Богородицу чествовали и благодарили в этот день за собранный урожай, ведь она является покровительницей земледелия. В этот день Богородицу благодарили как подательницу всякого благополучия и покровительницу семьи и особенно материнства.
Не случайно в некоторых регионах Украины праздник Рождества Богородицы считали «бабьим праздником».
Швейцария
Самый веселые праздники из категории «урожайных» это виноградные. В середине сентября в Женеве проходит именно такой праздник, собирающий в деревушке Russin ежегодно с 1963 года лучших виноделов Швейцарии и тысячи любителей молодого вина. Со всей Швейцарии доставляют сюда на дегустацию 150 сортов вин, самые популярные из них — белое вино Шасла, красное АОС Гаме и Муст.
Но не только дегустация белого вина будет привлекать гостей праздника: уличные шоу и танцы, фруктовые и цветочные рынки, хоровые выступления и большой бал в конце праздника! Если вы не успеваете отведать белого вина первого отжима в Russin, то поспешите на другой праздник винограда — фестиваль вина Mendrisio Wine Festival в Мендрисио!
Шотландия
Лугнасад или Ламмас (1 августа) – один из самых значимых праздников годового колеса, который всегда проходит с разнообразными игрищами, песнями и плясками.
Назван в честь кельтского бога Луга (на самом деле название праздника по правилам читается как Лу-на-са (Lou-na-sa), Лугнасад – русифицированный вариант). Lou-na-sa — «сборище Луга» или «свадьба Луга». Луг — один из богов кельтского пантеона, покровитель земледелия и многих ремесел. Кельты называли его «длиннорукий» и «многоискусный». Согласно легенде, праздник отмечает женитьбу Луг на Хранительнице Ирландии – богине Эйре. Слово же Ламмас произошло от соединение двух староанглийских слов «хлеб» и «месса» — это христианизированное название для праздника первых плодов.
Сохранилась древняя легенда о происхождении этого праздника: его будто бы установил Луг в честь своей приемной матери богини Таилтине после ее смерти. Образ этой богини связывают с землей, плодородием, ведь ее имя «Tailtin» — от слова «talam» — земля.
Праздник Лугнасад был не только скотоводческим, но и земледельческим: он отмечал переход одного сезона в другой. В древних кельтских источниках при перечислении всех праздников день Лугнасад толковался как «время начала жатвы», период, когда «земля страдает под тяжестью своих плодов».
Главные черты праздника были следующие: торжественное начало жатвы или другого вида уборочных работ, обрядовое вкушение плодов первого урожая, в котором должны были принимать участие все члены общины; собрание и пиршество на вершине высокой горы; жертвоприношения первых плодов урожая какому-то божеству на вершине горы.
Первого августа вся семья выходила в поле в праздничных нарядах, и глава семьи с соответствующими церемониями срезал первые колосья хлеба.
Важное значение имел день 1 августа для скотоводов. В Хайленде женщины обычно раздавали всем, кто был на летних пастбищах, небольшие сыры из творога — на счастье. Такие сыры и масло специально приготовлялись для празднования этого дня. Накануне 1 августа совершались магические действия над скотом, чтобы уберечь его от всяких напастей, особенно заботились о коровах: мазали смолой хвосты и уши, привязывали к хвостам красные и синие нитки, произносили магические заклинания над выменем. По очень старому обычаю в этот день старались искупать скот в море или реке.
Самая характерная черта праздника 1 августа у шотландцев — сборища на вершинах гор всей или даже нескольких сельских общин.
Высоко в горах приносились жертвы, а затем устраивались игры, различные состязания, танцы.
В качестве подношения какому-то божеству с торжественными церемониями зарывали в землю десятую часть собранного в этот день зерна и часть приготовленного для общей трапезы кушанья. Собранные колосья зарывались не возле земельных участков с созревшим урожаем, а на вершине горы, на которую иногда приходилось взбираться несколько часов. Возможно этот обычай древних кельтов был связан с легендой о том, что приемная мать Луга, богиня Таилтине, была погребена на высоком холме и Луг повелел устраивать на вершине его ежегодный праздник.
В день первого августа, как и в другие праздники, в Шотландии было в обычае зажигать на холмах костры и танцевать вокруг них.
Самым главным блюдом на Ламмас является хлеб во всех его вариациях. Фрукты, орехи, хлеб — вот основная пища Ламмаса.
В этот день происходят глобальные изменения в жизни мага — смена работы, места жительства, обновление в мыслях и действиях. Это — одна из поворотных точек Колеса Года.
Ламмас — это праздник урожая и Матери хлеба, но одновременно это и праздник Бога хлеба, чья жизнь приносится в жертву во время жатвы.
Одна из древних традиций праздника – каравай Ламмаса, который пекут из последнего сжатого снопа. Считается, что в этом хлебе живет дух Бога хлеба. Последний сноп жала группа людей, чтобы никто не мог определить кто же на самом деле убил бога, который жертвовал собой добровольно ради богатых урожаев в будущем.
Кроме каравая на Лугнасад традиционно мастерят небольших куколок из соломы, которые олицетворяют с собой Богиню. Эти куклы обычно сохраняются и после праздника – их вешают над порогами в качестве оберегов.
- Урожай, овощи и фрукты в детских загадках
- Времена года — тематическая подборка
Спасибо за чтение! Вам понравилось?
Еще с первых дней Каменного века самым любимым временем года у представителей Homo sapiens была Осень! Осень — время урожая, когда природа осыпает человечество своими плодами. Позади трудовые будни в полях, садах и виноградниках, закрома полны запасами — как тут не радоваться? И как с веками не менялись верования людей, но сбор урожая всегда был и остается праздником, который есть в любой стране мира. Куда можно отправиться в ближайшие дни сентября, чтобы побывать на самых веселых, красочных и щедрых праздниках нового урожая?
Традиции празднования окончания полевых работ во многих странах схожи: завязывание и чествование последнего снопа хлеба, дегустации вина и винограда, встреча тучных стад с летних пастбищ. И все это с размахом и щедростью, иначе не жди в новом году богатого урожая!
Израиль
Суккот, праздник кущей ( 19 сентября)
У праздника Суккот несколько названий: «праздник сбора» (праздник уборки урожая) и «праздник шалашей» (праздник кущей). Еврейский праздник кущей начинается на 15-й день нового года (в 2013 это 19 сентября) и продолжается 7 дней. Название празднику дало слово сукка (шатер, шалаш, кущи) . которое символизирует защиту и безопасность под крышей. В этот день свершается особенный обряд — вознесение лулава, состоящего из 4 растений, каждое из которых символизирует определенный тип людей:
Этрог, со специфическим вкусом и запахом, это знающие Тору и совершающие добрые дела.
Лист финиковой пальмы, дающей сладкие плоды, но без аромата, это знающие Тору, но не совершающие добрых дел.
Мирт, несъедобный, но обладающий приятным ароматом, это люди, от которых, как аромат, исходят добрые дела.
Ива, без вкуса и запаха, это те, кто не знает Тору и не делает добрых дел.
Все вместе они соединены для того, чтобы каждый помогал другому, учил и отвечал за другого человека.
В канун праздника устраиваются специальные базары, где можно купить этроги, лулавы, пальмовые ветви для сооружения кровли, украшения для суки. В дни праздника шалаши можно увидеть в каждом дворе, палисаднике, на балконе или веранде, на автостоянках, даже военные базы в этот день устраивают праздничные сукки. Конечно, в наши дни мало кто все 7 дней праздника живет в шалаше, но за обедом в ней непременно собирается вся семья. Больше всех любят этот праздник дети – для них это интересное приключение!
Кульминация праздника наступает на восьмой день — Шмини Ацерет («задержитесь на восьмой»). В этот день приносятся молитвы о дожде, от которого зависит новый урожай.
Корея
Осенний праздник Чхусок (Chuseok)
Этого праздника, приходящегося на полнолуние, с нетерпением ждет вся Корея. Чхусок – праздник урожая, благодарности земле за ее щедроты, и день семьи. Праздник длится три дня, при этом первый и третий день уходят на сборы и дорогу. Куда же отправляется вся Корея? Все стремятся к родным местам, поэтому автомагистрали заполнены, билеты на самолет или поезд распроданы за несколько месяцев! В этот день все собираются в домах своих родителей, посещают могилы предков. Если вы хотите поближе узнать культуруКореи, то эти дни самое подходяще время для знакомства.
Ранним утром в день Чхусок в каждой семье проводят церемонию поклонения духам предков, поднося им рис, вино и рисовые хлебцы «сонпхён» из нового урожая. После церемонии члены семьи угощаются блюдами с жертвенного стола. Затем вся семья отправляется на могилы предков, чтобы привести их в порядок (польчхо), проявляя почтительность и уважение у предкам.
В четырех королевских дворцах (Кёнбоккун, Чхангёнгун, Чхандоккун и Токсугун ), в деревне Минсокчхон и в Деревне традиционных домов «ханок» на горе Намсан можно увидеть, как водят хороводы канган сулле, принять участие в соревнованиях по борьбе сирым и побывать на разных представлениях праздника.
Женева, Швейцария
Фестиваль молодого вина.
Самый веселые праздники из категории «урожайных» это виноградные. В середине сентября в Женеве проходит именно такой праздник, собирающий в деревушке Russin ежегодно с 1963 года лучших виноделов Швейцарии и тысячи любителей молодого вина. Со всей Швейцарии доставляют сюда на дегустацию 150 сортов вин, самые популярные из них — белое вино Шасла, красное АОС Гаме и Муст. Но не только дегустация белого вина будет привлекать гостей праздника: уличные шоу и танцы, фруктовые и цветочные рынки, хоровые выступления и большой бал в конце праздника! Если вы не успеваете отведать белого вина первого отжима в Russin, то поспешите на другой праздник винограда — фестиваль вина Mendrisio Wine Festival в Мендрисио, который в этом году проходит с 27 по 29 сентября 2013.
Англия Ирландия, Шотландия, Австрия, Скандинавия
Михайлов День, 21 сентября
Оказавшись в день осеннего равноденствия в любой из этих стран, вы непременно попадете на праздник! В Скандинавии в этот день пекут особый пирог «миккьелекаке» и варят кашу из зерен нового урожая. Можно увидеть шествия пастушек со стадами, украшенными цветами и лентами, возами с сыром и бочками масла. Праздник сопровождается застольями, хороводами и сбором желудей, по которым судят о будущем урожае.
В Англии – это день жареного гуся, и особых лепешек в честь святого Михаила, выпеченных из муки, смолотой из смеси всех видов зерна нового урожая.
Во Франции проходят праздники последнего снопа, похожие на наши колядки – с угощением от хозяев.
Китай
Праздник середины Осени (Чжунцюцзе)
Это праздник обряда «лунных лепешек», выпекаемых для богини Луны и для себя. Его так же называют и Праздником урожая, так как время его проведения совпадает с окончанием уборочных работ. Это один из самых торжественных и долгожданных праздников. Особенно его ждут дети, ведь в этот день им полагаются всяческие поблажки.
В этот день вся семья собирается за одним столом, на котором главное блюдо — «лунные пряники» – юебины. Все любуются круглой луной, зажигая в доме благовония. В дни праздника пряники продаются повсюду, удивляя разнообразием начинок: фруктовые, медовые, ореховые и даже мясные.
Праздники осени у славян
Родогощь (Таусень)
Праздники урожая у славянских народов всегда были особенными. Позади уборка урожая, наступает краткое время отдыха и праздников. Родогощь, Таусень, Осенины (которые праздновались трижды в течение всего сентября) — самые древние праздники славянских народов. Родогощь (таусень) — праздник урожая, не обходившийся без медового пирога в рост человека. По обычаю, за ним прятался жрец и вопрошал, видят ли его люди, и если ответ был положительным, желал, чтобы следующий урожай был более богатым. В этот день гадали на будущий урожай, ворожили над чашами с вином и начинали «пир горой». История этого выражения как раз и кроется в традиции праздника выставлять еду на столах горкой, которая к концу пира таяла. В честь праздника разыгрывалось представление о Солнце и наступающей Зиме, во время которого жрец босыми ногами проходил по раскаленным углям.
Осенины или спожинки
Праздник Благодарения Матери-земле, плодородия и семейного благополучия. Первые Осенины приходятся на 14 сентября, вторые — 21 сентября (день Рождества Пресвятой Богородицы) праздновали особо торжественно, третьи приходятся на 27 сентября.
Встречу Осенин отмечали обновлением огня – гасили старый огонь в очагах и зажигали новый. К этому времени заканчивалась жатва, и начинался сбор урожая в огородах, заготовка хмеля. В Осенины устраивалось угощение для всей семьи: варили пиво, закалывали барана, пекли пироги из муки нового урожая. В этот день благодарили Богородицу за покровительство земледелию, семье, а особо матерям.
Золотая осень за окном сама создает ощущение Праздника, благополучия и умиротворения. Поздравим друг друга с Осенинами?
Источник
Праздники урожая в разных уголках мира
Осень – яркое и насыщенное время года. Это время подведения итогов и сбора урожая. И его особенно здорово провести за пределами города – там, где люди живут в гармонии с ритмами природы. Расскажем о красивых осенних традициях мира.
Праздник молодого вина, Германия
Осенью в нескольких странах Европе отмечают праздники виноделия: Франция, Швейцария, Италия, Германия. Один из самых ярких виноградных мероприятий – праздник урожая, который проходит в начале октября в винной столице Германии, городе Нойштадт (Neustadt an der Weinstraße). Каждый год местные виноделы предлагают к дегустации более ста видов вина! Но одними дегустациями мероприятие не ограничивается. Праздник виноделия – это яркое шоу с парадами, уличными представлениями, ярмарками, аттракционами, мастер-классами и традиционны выбором «винной» королевы.
Праздник Чхусок, Южная Корея
День праздника высчитывается по лунному календарю, поэтому он всегда приходится на полнолуние. Корейцы празднуют Чхусок с большим размахом. Торжество идёт три дня (в 2019 году это 12-14 сентября), и на это время почти все общественные учреждения и магазины закрываются. В первый день праздника магистрали заполнены автомобилями: все стремятся в родные места, чтобы встретить Чхусок с семьёй. Это время, когда корейцы благодарят землю за её щедрость и сами щедро угощают гостей. Традиционное для праздника блюдо — сонпхем. Эти рисовые лепёшки в разных провинциях научились готовить десятками разных способов.
Индия, сбор шафрана
Шафран – самая дорогая специя в мире. Он ценится благодаря своему тонкому вкусу, исключительному аромату и целебным свойствам. Зачастую продавцы специй выдают за шафран подделки, например, перемолотые цветки календулы. Куда отправиться за настоящим шафраном? В Индию, на праздник сбора шафрана! Его выращивают в штате Кашмир, причем процесс этот очень трудоёмкий. Чтобы получить килограмм «короля специй», рабочим необходимо вручную извлечь тычинки из нескольких тысяч цветов. Нужно успеть в период цветения, а это всего около недели в году, в конце октября. В это время в индийском районе Пулвама проходит трёхдневный фестиваль шафрана.
Израиль, Суккот
В иудейском мире Суккот – один из трёх главных праздников года. В 2019 году он выпадает на 13 октября и начинается накануне с заходом солнца. Существует необычная традиция: в этот день покидать свой дом и жить в шалаше, или по крайней мере посещать его несколько раз в день. К праздничному столу в этот день принято подавать блюда из овощей нового урожая.
Путешествуйте по всему миру по ценам ниже, чем на сайтах авиакомпаний и мета-поисковых систем. Мобильное приложение app.city.travel — лучший помощник в поиске и покупке авиабилетов на регулярные и чартерные рейсы! City.Travel — путешествия по Вашим правилам!
Вернуться к списку постов
Издавна люди радуются наступлению осени: урожай собран, позади — период упорного труда в полях, садах и на виноградниках. Традиции отмечать конец сезона сельскохозяйственных работ сохранились до сих пор. Рассказываем, как проходят праздники урожая в Израиле, Южной Корее, Китае, Германии, Франции, США, Канаде — и вспоминаем, как это событие отмечали славяне (с размахом и не раз!)
Суккот, или Праздник кущей в Израиле начинается на 15-й день нового года по местному календарю и продолжается неделю. В 2020 году он выпадает на 2–9 октября. Суккот — одна из трех главных дат еврейского народа, так что отмечают ее с размахом: люди со всей страны приезжают в Иерусалим, где проходят основные праздничные события.
Название Суккот происходит от слова «сукка» — «куща» или «шалаш»: в таких передвижных жилищах укрывались евреи во время странствия из Египта в Землю обетованную. Отдавая дань истории, израильтяне строят шалаши во дворах, на балконах, террасах — и всю праздничную неделю устраивают там семейные ужины и обеды. Вообще чем больше времени проводишь в куще в Суккот — тем лучше.
Особая традиция Суккота — вознесение лулава, когда поднимают вверх и благословляют букеты из ветвей четырех растений: этрога (цитрона), финиковой пальмы, мирта и ивы. Они символизируют многообразие и единство еврейского народа, когда каждый человек помогает другому и заботитится об окружающих. Растения продают на базарах, которые открываются в преддверии праздника.
Кульминация Суккота наступает на восьмой день, когда израильтяне молятся о будущих дождях — чтобы урожай следующего года был обильным.
Южная Корея: Чхусок, или Хангави
Праздник урожая в Южной Корее отмечают на 15-й день восьмого месяца по лунному календарю, в 2020-м — 1 октября. В этот день родственники собираются вместе, чтобы вспомнить предков и поблагодарить землю за ее щедрость.
Традиционно Хангави отмечают три дня, но первый и последний занимает дорога: жители Кореи отправляются в родные места, в дома родителей, чтобы всей семьей посетить и привести в порядок могилы ушедших родственников.
На праздничном столе в Чхусок всегда есть рис, горячительные напитки и рисовые хлебцы сонпхён — лепешки из отбитого риса с начинкой из сладких бобов, каштанов и семян кунжута. Сонпхён готовят всей семьёй: считается, что чей хлебец выйдет самым ровным, у того будут красивые дети и добрый партнер.
Также осеннюю пору изобилия и достатка встречают обрядовыми играми, такими как тхальчум — танец в масках. Женщины надевают традиционную одежду ханбок и водят хороводы, распевая народные песни. Ну а после окончания всех церемоний семья вновь собирается за столом и ведет задушевные разговоры за чашечкой рисового вина.
День Лунной лепешки в Китае
В Китае праздник урожая Чжунцюцзе также отмечают на 15-й день восьмого месяца по лунному календарю — он также известен как день Лунной лепешки. Жители страны собираются за столами, накрытыми на улице, любуются полнолунием и едят маленькие круглые лепешки-пряники. Их запекают в формочках, а на поверхности делают оттиски с цитатами из книг, добрыми пожеланиями или изображениями героев сказок и легенд. Начинка у лунных лепешек самая разная — от орехов и фиников до мяса, рыбы и овощей.
Германия: Кирмес
В 2020 году праздник приходится на 18 октября. Несмотря на то, что в каждом уголке Германии есть собственные традиции вознесения благодарности за обильный урожай, соломенная кукла Кирмес — единый символ осеннего праздника для жителей всей страны.
Немцы изготавливают ее за две недели, а в канун праздника закапывают в землю. Официальная часть Кирмеса начинается с выкапывания символа праздника, после чего куклу торжественно провозят по улицам — и водружают на заранее украшенном плодовом дереве. С этого момента начинаются веселые игры, конкурсы, танцы и, конечно, настоящий пир. А после гуляний Кирмес вновь закапывают в землю — на этот раз с осколками битой посуды и остатками угощений с праздничного стола.
Франция: Божоле Нуво
Винный, а потому веселый праздник урожая отмечают в третий четверг ноября. В этот день принято пробовать молодое вино из винограда сорта гаме, который собрали в этом году. Открывают фестиваль традиционно виноделы из городка Божо — родины одноименного вина. Ровно в полночь они выходят на городскую площадь с зажженными факелами из виноградных лоз — и выбивают затычки из установленных там винных бочонков. Праздник начался: теперь каждый житель Франции и гость страны может выпить несколько бокалов божоле, желательно — в разных питейных заведениях.
За несколько дней до праздника виноделы региона Божоле отправляют миллионы бутылок молодого вина не только по Франции, но и в магазины, кафе, винотеки и рестораны по всему миру.
Цена рекорда — $1450
Именно столько в 1993 году выложил посетитель английского паба за первый бокал Beaujolais Nouveau. Этот случай попал в Книгу рекордов Гиннесса
В отличие от многих других праздников урожая, Божоле Нуво изначально придумали как коммерческий фестиваль. Дело в том, что молодое вино значительно уступало по качеству «конкурентам» из Бургундии и Бордо, а потому его плохо покупали. В середине прошлого века находчивые виноделы Божоле нашли выход — и объявили третий четверг ноября праздником вина нового урожая. Как видим, всё получилось.
Северная Америка: День Благодарения
Традиция берет корни в XVII столетии, когда первые английские переселенцы прибыли к берегам Америки. Около половины из сотни пилигримов не пережили суровую зиму. Оставшихся странников весной навестили индейцы скванто и научили земледелию на негостеприимной каменистой почве, а наградой за общие труды стал обильный урожай. Первый губернатор колонистов постановил провести день благодарности богу, а также пригласить на праздник вождя и 90 индейцев, которые помогли чужакам в трудное время. Ужин, разделенный в тот день представителями двух народов, стал первым празднованием Дня Благодарения.
Сейчас в честь него родственники собираются под одной крышей и традиционно благодарят мир и друг друга всё хорошее в жизни. Символы праздничного стола — фаршированная индейка и тыквенный пирог.
День Благодарения в США отмечают в четвертый четверг ноября, а в Канаде — во второй вторник октября.
Славяне: Родогощь и Осенины
Посвященные сбору урожая Родогощь (Таусень) и Осенины — одни из самых древних праздников славян, но, к сожалению, почти забытые. Родогощь обычно приурочивали ко дню осеннего равноденствия — и выпекали медовый пирог размером с человека. За пирогом прятался жрец, который спрашивал у собравшейся толпы, видят ли они его. Когда люди отвечали «да», он желал, чтобы в следующем году урожай был еще богаче. В этот день гадали над чашами с вином, а угощения складывали на стол горкой — так, чтобы к концу пира она «таяла».
Осенины, или спожинки — праздник благодарения матери-земли, процветания и плодородия. Отмечали его трижды за осень — 14, 21 и 27 сентября. Эти даты считали днями обновления огня: люди гасили в очагах старое пламя и зажигали новое, которое должно было согревать их до весны. В Осенины готовили угощение для всей семьи: выпекали пироги из муки нового урожая зерна, варили пиво и, конечно, квас.
Еще с древних времен люди отмечают осенью праздник сбора урожая.
Мы рассказываем, как отмечают один из главных праздников осени в разных странах.
Израиль: праздник Суккот или Праздник Кущей.
Он начинается на 15-й день нового года по местному календарю и продолжается 7 дней. В 2021 году начался с 20 сентября и закончился 27 сентября.
Во время 40-летнего странствования по Синайской пустыне евреи жили в шалашах, поэтому на праздник кущей они строят шалаш – сукку во дворах, на балконах, террасах и, проводят в них семейные обеды и вечера.
Важная традиция Суккота – вознесение лулава, когда поднимают вверх и благословляют букеты из ветвей и четырех растений: цитрона, финиковой пальмы, мирта и ивы. Они являются символом многообразия и единства и еврейского народа.На восьмой день праздника израильтяне молятся о будущих дождях.
Южная Корея: праздник Чхусок, или Хангави.
Праздник урожая в Южной Корее отмечают на 15-й день 8 месяца по лунному календарю, в 2021 году — 21 сентября. В этот праздник принято собираться всей семьей, вспоминать предков, посещать родные значимые места и благодарить землю за урожай.На праздничном столе обязательно должен быть рис, горячительные напитки и рисовые хлебцы.Осеннюю пору изобилия встречают танцами и играми. Женщины надевают традиционную одежду, водят хороводы и распевают народные песни.
Китай: Праздник Лунной лепешки.
В Китае праздник урожая Чжунцюцзе тоже проходит на 15-й день восьмого месяца по лунному календарю — в 2021 году – 21 сентября.Люди собираются за семейными столами, любуются полнолунием и кушают маленькие круглые лепешки-пряники.
Германия: Кирмес.
Дата праздника в 2021 — 17 октября.Соломенная кукла Кирмес – это единый символ осеннего праздника обильного урожая.Особенность этого праздника заключается в том, что немцы закапывают куклу в землю, а затем ее провозят по городу и водружают на красиво украшенном плодовом дереве.
После чего начинается самое веселье: игры, танцы, песни и большой пир. В конце празднования, куклу Кирмес снова закапывают в землю, но уже с остатками посуды и угощениями со стола.
Уже определились со стилем? Закажите проект под ключ в компании «Лэнд» и осуществите свою мечту |
Заказать проект |
ПРАЗДНИК УРОЖАЯ
(путешествие по миру)
Цели:
- Познакомить с традициями празднования праздника Урожая в разных странах.
- Воспитывать толерантные отношения к представителям других народностей.
- Развивать познавательный интерес.
Оборудование:
- Компьютер, мультимедийный проектор.
- Музыкальный центр.
- Кегли, мячи.
- Канат
- Две шапки.
- Картинки-отгадки.
- Канат
- Карточки с буквами.
- Фрукты, овощи.
(Звучит музыка, на сцене исполняется «Осенний» танец)
Ведущий:
Добрый день всем, кто меня слышит и видит! Добро пожаловать к нам на праздник. Какой праздник? Ответьте сами. Посмотрите на экран.
1 слайд
Много яблок, много груш,
Овощей тяжёлый груз.
Загружай, не зевай.
Что же это? (Урожай)
Конечно же, урожай! И праздник у нас сегодня УРОЖАЯ!. Ему , Батюшке — Урожаю, наши ребята специально подготовили песню.
(исполняется песня «Урожай»)
Ведущий:
Хочу вам сказать, что праздник Урожая – это всемирный праздник. Его празднуют во всех странах мира. Праздник этот посвящён плодородию и семейному благополучию. Празднуется он, когда завершены полевые и садовые работы: жатва, вывоз хлеба, уборка льна, сбор овощей и фруктов. Собран урожай – значит заложена основа благосостояния семьи на будущий год. Чем богаче урожай, тем лучше будет жить людям. Короче, как гласит русская пословица : «Что припасёшь, то и сосёшь».
Праздники урожая уходят корнями в далёкое прошлое. Люди издавна искали способы отблагодарить землю за богатый урожай. Богов зерна и богиню-мать урожая чествовали во все времена.
2 слайд
В Древнем Египте почитали и поклонялись богам плодородия Апису (бык с солнечным диском),
3 слайд
и Хнуму (человек с головой барана),
4 слайд
в Древней Греции особо почитаема была богиня плодородия Деметра,
5 слайд
а в Древнем Риме – Церера.
И сегодня во многих странах продолжают поклоняться богам плодородия.
6 слайд
Например, в Непале один из самых популярных праздников посвящён Аннапурне – богине плодородия, покровительнице земледельцев. Богиня Аннапурна изображается восседающей на цветке лотоса или троне, в одной руке она держит переполненную чашу с рисом, а в другой – сосуд, наполненный до краёв молоком. Праздник отмечается в декабре, после сбора урожая риса. В этот день богине подносят особое угощение, приготовленное из рисовой муки нового – ритуальные сладости йомари.
А вот 30 сентября праздник отмечали в Корее. Об этом нам расскажут….
7 слайд
1 ученик:
Праздник урожая в Корее называется Чхусок. Это один из главных праздников, который отмечается в этой стране.
8 слайд
2 ученик:
И в старину, и сейчас Чхусок имеет огромное значение для корейцев, потому что основное их занятие – сельское хозяйство.
В Чхусок корейцы поклоняются предкам и благодарят их за обильный урожай.
9 слайд
3 ученик:
Хотите узнать, как появился этот праздник? Слушайте. В Корее люди издавна поклонялись луне, особенно полной луне, которая делал светлой даже самую тёмную ночь и появлялась всего один раз в месяц. Вот именно в этот день люди и устраивали гуляния: пели, танцевали и считали этот день одним из самых важных в году. Так они и считают и по сей день.
10 слайд
4 ученик
Празднуют Чхусок так: утром отправляются на кладбище, чтобы поклониться могилам предков и оставляют на могилах блюда из нового урожая. А вечером выходят на улицу полюбоваться луной, водят хороводы и играют в народные игры.
5 ученик:
Хороводы – это один из ритуальных танцев праздника. Женщины и девушки собираются вместе и водят хороводы, которые имеют свою историю. Во время войны с Японией девушки и женщины, нарядившись в военные платья, поднимались на гору и водили там хороводы, чтобы у врага сложилось ложное впечатление о силе противника. И эта хитрость принесла корейцам победу. Вот почему во время Чхусока водят хороводы.
(Исполняется хоровод).
11 слайд
6 ученик:
И, как мы уже сказали, во время Чхусока очень популярны народные корейские игры. Одна из них называется тухо – стрельба по банкам. Мы предлагаем вам тоже поиграть в эту игру. Только стрелять мы будем не по банкам, а по кеглям, а стрелять будем мячом.
(Выставляются кегли, игроку даются три мяча. Задача игрока сбить три кегли).
12 слайд
7 ученик:
Главное блюдо в Чхусок – сонпхён – рисовые лепешки. За день до праздника вся семья собирается вместе, чтобы приготовить сонпхён. Считается. Что у того, у кого он выйдет аккуратным и ровным, у того и спутник жизни (муж или жена) будут красивыми и добрыми. Поэтому юноши и девушки особенно стараются слепить сонпхён получше. Мы тоже постарались и слепили сонпхён для вас. Угощайтесь!
Ведущий:
Огромное спасибо….за интересный рассказ о праздновании Дня Урожая в Корее.
Во многих странах праздник Урожая называют ещё праздником Изобилия. И это понятно. Изобилие – значит много, очень много. Большой урожай, в какой бы стране он не был собран, — это всегда радость и уверенность в завтрашнем дне.
13 слайд
В Китае начало сбора урожая отмечают во время праздников факелов: в огромном костре сжигают флаги с написанными пожеланиями изобилия. После этого ритуала начинается веселье. Все, кто участвовал в полевых работах, собираются на общий ужин, вслед за которым начинаются танцы и игры.
14 слайд
Ну, вот, например, такая игра – бамбуковый дрифинг. Бамбук кладут на воду и передвигаются по нему. Чтобы удержаться на бамбуке, человек должен обладать уникальным равновесием. Бамбука у нас нет. Поэтому мы заменим его канатом. Итак, желающие пройти по канату – выходите.
(Игра «Бамбуковый дрифинг)
15 слайд
Отмечают праздник Урожая и в Африке. Например, у племени Нумба он празднуется так: сначала торжественное шествие с плодами и песнопениями, а потом соревнования по борьбе.
Ну, бороться мы с вами сегодня не будем, а вот в ловкости посоревнуемся.
(Игра «Сними шапку»).
16 слайд
У славянских народов издавна была почитаема Мать-Сыра Земля. Она считалась матерью всех живых существ и растений, средоточием плодородия.
17 слайд
Мать – сыра Земля была женой Неба. Небо или Громовержец оплодотворял землю дождём, после чего она давала урожай.
Перед началом сева крестьяне обращались к святым с просьбой напоить Мать Сыру Землю студёной росой, чтобы принесла она зерно, всколыхнула его, возвратила его большим колосом.
18 слайд
У славян существует поверье, что свои именины Мать-Сыра Земля справляет в дни «бабьего лета».
Предлагаю вам конкурс загадок. Все отгадки связаны с тем, что родит Мать-Сыра Земля.
(Две команды по 3 человек. Ведущий загадывает загадки – команды выбирают картинку-отгадку)
- Всех круглее и краснее.
Он в салате всех вкуснее,
И ребята с давних пор
Очень любят… (помидор).
2. Никогда он не грустит,
А хрустит, хрустит, хрустит.
Хочешь, так подай на стол,
Хочешь, брось его в рассол, (огурец)
3. Кругла, а не шар,
С хвостом, а не мышь,
Желта, как мед,
А вкус не тот. (Репа.)
4. Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост — снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь.)
5. От дождя не укрывает
Этот зонтик, он — растенье!
Он приправою бывает
Для гарнира и соленья!(укроп)
6. Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? … (Свекла)
19 слайд
Ведущий:
(Звучит музыка)
Слышу знакомую мелодию. Это к нам спешат гости из Германии, где праздник Урожая тоже отмечается очень широко.
(исполняется танец)
1 ученик:
В Германии праздник Урожая называют праздником Благодарения, он отмечается в первое воскресенье октября.
20 слайд
2 ученик:
В этот день люди радуются хорошему урожаю и благодарят бога за его дары. В церкви проходят торжественные службы, а по улицам городов, сёл и деревень устраиваются настоящие урожайные шествия. На красиво украшенных телегах, прицепленных к мини-тракторам, везут урожай и угощают плодами всех, кого встречают в этот момент на улице.
21 слайд:
3 ученик:
К этому празднику немцы плетут венки из пшеницы и других плодов урожая. Такими венками украшают церковь и жилища.
Мы предлагаем вам тоже попробовать себя в умении плести венки.
(Три человека. Из природного материала сплести венок).
4 ученик:
И, конечно же. Немцы очень любят играть. Вот, например, такая игра. Называется она «Пожарная команда»
(Стулья по числу игроков устанавливаются по кругу, спинками внутрь. Играющие (пожарные) прохаживаются вокруг этих стульев под звуки музыки (удары бубна, барабана). Как только музыка замолкает, игроки должны положить на стул, около которого остановились, предмет одежды. Игра продолжается. Когда каждый участник снимет 3 предмета (они оказываются на разных стульях), звучит сигнал тревоги: «Пожар!». Игроки должны быстро отыскать свои вещи и надеть их. Кто быстрее всех оденется, становится победителем. )
Ведущий:
Очень интересно отмечают праздник Урожая в Белоруссии.
22 слайд
1 ученик:
У белорусов праздник Урожая называется Багач.
23 слайд
1 ученик:
Символом этого праздника является – лубок с зерном, в середину которого ставилась свеча. Жито для Богач сносили со всей деревни. В дом, где находился этот самый Богач приглашался священник. Совершался молебен. Потом лубок с зерном и с зажжённой свечой обносили по всей деревне.
24 слайд
2 ученик:
Сегодня Богач остался только в виде эмблемы для праздника Урожая. А сам праздник начинается так: самая уважаемая женщина деревни отправляется в поле и спервыми лучами солнца приступает к жатве. Потом к ней подходят другие женщины. Все вместе они собирают большой сноп и несут его в деревню.
3 ученик:
И там уже начинается настоящее веселье. Присоединимся и мы к нему. Предлагаем поиграть в белорусскую игру «Потяг».
(Ход игры. Участники игры делятся на две равные группы. Игроки каждой группы держатся друг за друга и образуют одну цепь при помощи согнутых в локтях рук. Став друг против друга, тянут каждый в свою сторону, стараясь или разорвать цепь противника, или перетянуть её за намеченную линию. Правило. Тянуть начинают точно по сигналу. )
25 слайд
Ведущий:
В России тоже издавна отмечают праздник Урожая. Старинное его название – Осенины. Отмечается он, как правило, 21 сентября. Считается, что с 21 сентября наступает конец лету, и осень вступает в свои права.
26 слайд
1 ученик:
В старину рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озёр, прудов встретить матушку Осень овсяным хлебом и киселём. Старшая женщина стояла с хлебом, а молодые вокруг неё пели песни.
(Хоровод)
27 слайд
2 ученик:
В этот день обязательно устраивалась большая трапеза. К праздничному столу готовили кутью из разных круп нового урожая с мёдом. Приготовили её и мы. Угощайтесь.
3 ученик:
Ну и какой же русский праздник без игр и весёлых конкурсов.
Первый конкурс, который мы хотим вам предложить – «Дегустация».
(Пригашаются три человека. Им завязывают глаза. Играющие пробуют различные овощи и фрукты и отгадывают, что они едят)
Второй конкурс: «Собери слова – названия овощей и фруктов».
(Играют два человека. Каждому игроку выдаются карточки с буквами, из которых они должны составить слова – названия фруктов и овощей)
Третий конкурс — Перетягивание каната.
Ведущий:
Вот мы с вами и совершили путешествие по миру. Посмотрели, как отмечается праздник Урожая у разных народов. Впереди вас ждёт праздничный ужин с урожайными дарами. А нам пришла пора прощаться. Уходя, я прошу вас каждого подойти к столу, взять соответствующий жетончик и опустить его в коробочку.
Я узнал много нового Всё было хорошо,
и интересного. но немножко скучновато
Мне всё очень понравилось.
Мероприятие мне не понравилось