Праздник сдирания кожи у ацтеков

Во времена правления императора Тлэкэелеля в ацтекской империи верховным божеством был провозглашен Уицилопочтли, почитаемый как бог солнца и бог войны. Широко распространенными стали ритуалы с человеческими жертвоприношениями, и многочисленные кровавые обряды унесли жизни сотен тысяч людей. Современным учёным известно, как проходили некоторые из этих страшных ритуалов.

Кадр из фильма Мэла Гибсона «Апокалипсис».

Кадр из фильма Мэла Гибсона «Апокалипсис».

Во времена правления императора Тлэкэелеля в ацтекской империи верховным божеством был провозглашен Уицилопочтли, почитаемый как бог солнца и бог войны. Широко распространенными стали ритуалы с человеческими жертвоприношениями, и многочисленные кровавые обряды унесли жизни сотен тысяч людей. Современным учёным известно, как проходили некоторые из этих страшных ритуалов.

1. Войны ацтеков для захвата пленников

Жуткий ритуал ацтеков: войны для захвата пленников. / Фото: listverse.com

Жуткий ритуал ацтеков: войны для захвата пленников. / Фото: listverse.com

Ненасытным богам требовались все новые и новые жертвы, и уже стало не хватало пленников для принесения в жертву. Тогда ацтеки договорились с правителями соседнего города-государства Тласкала о том, что они будут вести между собой войны лишь с целью захвата пленников. Теперь, когда сражение заканчивалось, воины побежденной армии понимали, какая участь их ждет, но, тем не менее, безропотно подчинялись врагу.

2. Добровольное сомопожертвование

Жуткий ритуал ацтеков: добровольное принесение себя в жертву. / Фото: listverse.com

Жуткий ритуал ацтеков: добровольное принесение себя в жертву. / Фото: listverse.com

У ацтеков считалось за честь быть принесенными в жертву богам. На жертвенный алтарь добровольно приносили свои жизни пленники, преступники и должники. Пленные ацтеки, которых испанцы однажды собрались отпустить, пришли от этого в ярость, поскольку их лишали возможности достойно умереть. Проститутки также жертвовали собой в честь Богини любви. В периоды длительных засух многие были вынуждены продавать своих детей в рабство, получая за них 400 кукурузных початков. Детей, которые плохо работали, хозяева имели право перепродать. А дважды перепроданный раб уже вполне мог быть отправлен на жертвенный алтарь.

3. Праздник Тошкатль

Жуткий ритуал ацтеков: праздник Тошкатль. / Фото: listverse.com

Жуткий ритуал ацтеков: праздник Тошкатль. / Фото: listverse.com

Праздник Тошкатль (от слова toxcahuia – засуха) в честь бога Тескатлипоки проводился в пятом месяце ацтекского календаря в честь собранного урожая и был призван обеспечить хороший урожай в будущем. За год до праздника выбирали молодого красивого юношу, обычно из числа пленных воинов, которого надлежало весь следующий год почитать почти, как бога. Избранник жил во дворце, учился пению, игре на флейте, ораторскому искусству. А в день праздника на вершине пирамиды совершался ритуальный обряд — на длинном жертвенном камне жрецы вскрывали несчастному грудную клетку, вырывали бьющееся сердце, а тело сбрасывали вниз толпе, где его обезглавливали. И начиналось празднество, сопровождающееся поеданием мяса жертвы и танцами.

4. Жертвоприношения на камне

Жуткий ритуал ацтеков: человеческое жертвоприношение. / Фото: atlasobscura.com

Жуткий ритуал ацтеков: человеческое жертвоприношение. / Фото: atlasobscura.com

Обычно эта церемония совершалась на длинном жертвенном камне на вершине пирамиды. Жертву укладывали на камень, жрец вскрывал грудную клетку и вырывал из нее еще бьющееся сердце. Затем сердце разрывали на куски и укладывали на жертвенник, в дальнейшем его съедали жрецы. Cамо же тело сбрасывали с пирамиды вниз, там его обезглавливали, расчленяли, а из мяса готовили блюда для предстоящего пиршества.

5. Ритуальное людоедство

Жуткий ритуал ацтеков: людоедство. / Фото: theinfong.com

Жуткий ритуал ацтеков: людоедство. / Фото: theinfong.com

Мясо жертв использовали для приготовления различных блюд для жрецов и знати. Чаще всего готовили мясо, запеченное с кукурузой. Кости шли на изготовление инструментов, оружия, предметов домашней утвари. Рецепт одного из таких блюд — супа позоле, который готовили для императора из бедра жертвы, — дошёл до наших дней, только сейчас для его приготовления используют свинину. Заменить человеческое мясо на свинину ацтеков заставили христиане.

6. Массовое жертвоприношение в Теночтитлане

Жуткий ритуал ацтеков: массовое жертвоприношение в Теночтитлане./фото: kino-zadrot.net

Жуткий ритуал ацтеков: массовое жертвоприношение в Теночтитлане./фото: kino-zadrot.net

Во времена правления ацтеков в Мексике каждый год приносилось в жертву около 250 тысяч человек. Но самое массовое из известных жертвоприношений было совершено на праздновании завершения строительства Великой Пирамиды в Теночтитлане. Много лет строился этот священный храм, и 1487 году он был возведен. За 4 дня празднования убили невероятно большое число людей – 84 тысячи.

7. Праздник Сдирания кожи с людей

Жуткий ритуал ацтеков: праздник Сдирания кожи с людей./фото: listverse.com

Жуткий ритуал ацтеков: праздник Сдирания кожи с людей./фото: listverse.com

Тлакашипеуалицтли – один из самых страшных ацтекских праздников, проводимых в честь бога Шипе-Тотека, “господина- без-кожи”. За 40 дней до начала праздника выбирали несколько пленных воинов и рабов, одевали их в дорогие одежды, и жили они после этого в роскоши, но только 40 дней. А в первый день праздника, длящегося 20 дней, происходило массовое жертвоприношение, во время которого с них живьем сдирали кожу. Первый день был полностью занят снятием кожи, а второй — расчленением тел. Тела в дальнейшем поедались, а кожу в течение 20 дней носили на себе жрецы, после чего ее отдавали им на хранение, и жрецы использовали ее во время своих ритуальных плясок.

8. Гладиаторские бои

Жуткий ритуал ацтеков: гладиаторские бои./фото: listverse.com

Жуткий ритуал ацтеков: гладиаторские бои./фото: listverse.com

Во время праздника Снятия кожи некоторым жертвам давали шанс спастись. Для этого им нужно было победить вооруженных до зубов знаменитых ацтекских воинов, имея в руках всего лишь деревянный меч, что, конечно, не давало им ни малейшего шанса на победу. Бои проходили на круглом жертвенном камне Темалакатль. Но согласно легенде, одному из пленников все же удалось, убив 8 воинов, одержать победу в этом бою. Ацтеки были настолько поражены таким исходом, что победителю в качестве награды предложили командовать армией. Но он их предложение не принял, посчитав его оскорбительным для себя, и предпочел достойно умереть, будучи принесенным в жертву богам.

9. Отношение ацтеков к близнецам

Жуткий ритуал ацтеков: отношение ацтеков к близнецам./фото: listverse.com

Жуткий ритуал ацтеков: отношение ацтеков к близнецам./фото: listverse.com

Ацтеки очень неоднозначно относились к близнецам. В одних мифах они представлены, как герои или даже божества, а в других — как жуткие убийцы. Однако в реальной жизни к близнецам однозначно относились с отвращением, считая их уродами. Покровителем близнецов считался бог Шолотль, бог грозы и смерти, который, имея очень неприятную внешность, сам был одним из двух богов-близнецов. Считалось, что рождение близнецов представляет собой угрозу жизни для их родителей. Поэтому зачастую в живых оставляли лишь одного из близнецов, а второго отдавали в качестве жертвы богам.

10. Жертвоприношения детей

Жуткий ритуал ацтеков: жертвоприношения детей./фото: listverse.com

Жуткий ритуал ацтеков: жертвоприношения детей./фото: listverse.com

Ацтеки в угоду своей религии не щадили даже детей. В одном из храмов в честь бога Тлалоку, управляющего силами дождя, грома и молний, во время засухи совершался самый ужасный ритуал. Для того, чтобы вымолить у бога дождь, в храм в качестве жертв приводили детей и убивали их там. Многие из детей не хотели идти и громко плакали, поднимаясь по лестнице на вершину храма. Тех, кто не плакал сам, заставляли это делать, поскольку их плач был необходимой частью ритуала. На вершине пирамиды детям отрезали головы, а их тела вывозили за город и хранили в специальной яме под открытым небом. Это делали, чтобы на них тоже мог пролиться благодатный дождь.

И в продолжение темы ещё 24 факта об ацтеках, ставших последней из великих индейских цивилизаций.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ацтеки достигли соглашения с соседним городом-государством Тласкала о том, что они будут воевать друг с другом только для того, чтобы получить людей для принесения в жертву богам.

Это делалось по взаимному согласию обеих сторон. Проигравшая армия не молила о пощаде, а её воины не жаловались на свою судьбу. Они понимали, что это часть сделки, и покорно шли на смерть.

2. Некоторые люди добровольно позволяли принести себя в жертву

Быть принесённым в жертву богам считалось честью. На самом деле, когда испанцы попытались освободить ацтекских заключённых, некоторые из них пришли в ярость от того, что их лишили возможности умереть достойной смертью.

Под церемониальный нож попадали не только солдаты противника. Преступники и должники также отправлялись на алтарь. Были и добровольцы, которые считали для себя честью умереть во имя своих богов. Согласно традиции, целые группы проституток охотно соглашались на принесение себя в жертву богине любви.

Во время засухи некоторые ацтеки продавали своих детей в рабство за 400 початков кукурузы. Если дети плохо работали, их могли перепродать. И если раб был продан два раза, то его приносили в жертву богам.

3. Праздник Токскатл

Когда наступал месяц Токскатл, ацтеки выбирали одного из мужчин и в течение года почитали его как бога. При выборе они ориентировались на внешность кандидата – он должен был иметь гладкую, тонкую кожу и длинные, прямые волосы.

Избранного мужчину одевали как бога Тецкатлипока. Его кожу окрашивали в чёрный цвет. На голове у него красовался венок из цветов, а на теле – нагрудник из морских ракушек и множество украшений.

Мужчине давали четырёх прекрасных жён, с которыми он мог делать всё, что хотел. Его обязанностью было ходить по городу, играя на флейте и благоухая цветами, чтобы люди могли воздавать ему честь.

По истечении двенадцати месяцев избранник восходил по ступенькам на вершину пирамиды, продолжая играть на своей флейте. Восторженная толпа наблюдала за тем, как священнослужитель помогал ему лечь на длинный каменный алтарь. Затем он вырывал из его тела сердце.

После этого ацтеки находили нового Тецкатлипока, и всё начиналось сначала.

4. Ритуал жертвоприношения

Как правило, церемонии жертвоприношения проводились на вершине большой пирамиды, на жертвенном камне. Жрец вставал над лежащей жертвой, держа в руке нож с лезвием из вулканического стекла. Затем это лезвие опускалось на грудь жертвы и вспарывало ей грудную клетку. После этого жрец выдирал из тела бьющееся сердце.

Рука с сердцем поднималась так, чтобы её могли все видеть. Затем жрец рвал орган на куски, которые выкладывал на жертвенный камень. Безжизненное тело сбрасывали вниз по ступеням пирамиды, у подножия которой его уже ждали палачи. Тело расчленяли. Череп отделяли и насаживали на копьё, а из плоти готовили блюда для знати.

5. Поедание тел

Тела жертв часто запекали с кукурузой и угощали этим блюдом священнослужителей. Иногда убитых было столько, что из них готовили угощение для всех жителей города, и каждый из присутствовавших принимал участие в акте совместного ритуального каннибализма. Кости шли на изготовление орудий труда, музыкальных инструментов и оружия.

По крайней мере, одно из церемониальных блюд существует и сегодня: это суп позоле. Во времена ацтеков его готовили из бедра пленника, принесённого в жертву, и подавали императору.

Сегодня это блюдо делают из свинины, а не человеческой плоти, однако вкус его в значительной степени остался прежним. Когда христиане вынудили ацтеков перейти на мясо свиней, те сообщили, что оно на вкус было такое же, как и человечина.

6. Торжественное открытие Великой Пирамиды

Не все жертвоприношения совершались одинаково. Были исключительные случаи, когда обряд проводился абсолютно по-другому. Иногда он отличался способом убийства, а иногда – количеством жертв.

Наиболее массовое жертвоприношение произошло во время открытия Великой пирамиды Теночтитлана. Ацтеки потратили много лет на строительство храма в своей столице, и когда в 1487 году Великая пирамида, наконец, была завершена, они устроили массовый праздник. В честь открытия своего величайшего храма ацтеки убили невероятное количество людей.

Ацтеки утверждали, что в течение четырёх дней они принесли в жертву 84000 человек. Всего во время правления ацтеков, по оценкам специалистов, за год по всей Мексике убивали в среднем около 250000 человек.

7. Праздник сдирания кожи с людей

Один из самых значительных ацтекских праздников назывался Тлакаксипехуалицтли («Праздник сдирания кожи с людей»). Это была церемония, посвящённая ацтекскому богу Ксипе Тотек, чьё имя означает «Тот, с которого содрали кожу».

За сорок дней до праздника один из мужчин удостаивался чести одеться так, как будто бы с него содрали кожу. Его тело покрывали красными перьями и украшали золотыми драгоценностями, после чего он в течение сорока дней почитался как бог. В день праздника его и восемь других исполнителей роли богов доставляли на вершину храма и убивали.

Жрецы сдирали с убитых мужчин кожу, что символизировало сбрасывание шелухи спелыми плодами. Затем её окрашивали в жёлтый цвет, чтобы она выглядела как золото. Одни «золотые шкуры» отдавали священникам, устраивавшим в них пляски, другие – молодым мужчинам, которые в течение следующих двадцати дней занимались попрошайничеством, обёрнутые в гниющую человеческую плоть.

8. Жертвоприношения в виде гладиаторских боёв

Во время Праздника сдирания кожи некоторые мужчины получали возможность защищать себя. Но чтобы выжить, они должны были победить самых великих ацтекских воинов в вооружённом бою, на что у них не было ни малейшего шанса.

Предназначенные в жертву воины вставали на каменный круг, называемый «темалакатлом». Им разрешалось обороняться деревянным оружием, которое немногим отличалось от игрушечного. Вооружённые палкой в форме меча, эти люди беспомощно наблюдали за тем, как к ним приближаются вооружённые до зубов самые лучшие ацтекские воины.

Согласно ацтекской легенде, выжить в таком неравном бою удалось лишь одному человеку – его звали Тлахуиколом. Не имея ничего, кроме деревянного меча, он в одиночку убил восемь до зубов вооружённых воинов-ацтеков. Ацтеки были в восторге от его способностей и предложили ему возглавить их армию.

Тлахуикол ответил им, что это предложение оскорбительно, поскольку его ждёт более великая судьба – быть принесённым в жертву богам.

9. Смерть близнецов

Ацтеки имели странные и во многом противоречивые представления о близнецах. В их мифах часто встречаются близнецы, которые, как правило, рассматриваются как божества и достойны поклонения. Близнецы в их легендах бывают как жестокими убийцами, так и героями, и даже создателями мира.

Но к настоящим близнецам ацтеки относились с полным презрением. У детей с физическими недостатками и близнецов был единый бог-покровитель, Шолотль, потому что ацтеки считали близнецов уродцами.

Они думали, что близнецы несут смертельную угрозу для своих родителей. Если вы позволите им жить, то это будет означать конец вашей жизни. По этой причине большинство родителей выбирали одного из близнецов и отправляли его обратно к богам.

10. Жертвоприношения детей

В центре столицы ацтеков, Теночтитлане, располагались спаренные храмы. На вершине одного из них, посвящённого богу Тлалоку, ацтеки совершали свой самый страшный и гнусный ритуал.

Тлалок был богом дождя и молний, и он требовал приносить ему в жертву детей. В конце зимнего месяца под названием Атлкахуало ацтеки приводили детей в храм Тлалока и заставляли их подниматься по лестнице. Дети не были готовы к добровольной смерти, они рыдали горькими слезами, когда поднимались наверх. Если дети плакали, ацтеки считали, что Тлалок благословит их дождём. Поэтому, если дети не плакали сами, взрослые принуждали их к этому.

После жертвоприношения тела детей помещали в яму за пределами города. Там их выкладывали в форме круга и оставляли под открытым небом, чтобы дождь, который они помогли вызвать, омочил их тела.

Специально для читателей моего блога Muz4in.Net — по статье с сайта listverse.com  

В весенний месяц (второй месяц солнечного календаря ацтеков) Тлакашипеуалицтли ацтеки праздновали «недельник» Шипе-Тотека, Господина-с-Ободранной-Кожей.

История: Тлакашипеуалицтли - праздник сдирания кожи у ацтеков ( хороший конкурс и тамада у них веселый)

За сорок дней до фестиваля пленников, захваченных во время войны, переодевали в бога Шипе-Тотека. Это происходило в каждом районе города. Главнейшим элементом празднества было массовое гладиаторское жертвоприношение пленных воинов и рабов, с которых живьём сдирали кожу.

Мужчин привязывали к темалакатлю (алтарному камню). Устраивались своего рода гладиаторские бои между пленником и четырьмя хорошо вооружёнными воинами. С потерпевшей поражение жертвы сдирали кожу, потом жертву съедали.

По другим описаниям, жертв пронзали стрелами, и капающая на землю кровь символизировала дождь.
У жертв вырезали сердце и снимали с них кожу целиком. Жрецы носили кожу в течение двадцати (по другим источникам — шестнадцати) дней, во время начинавшихся после жертвоприношения ритуалов и церемоний в честь урожая и дождей. Надевание новой кожи называлось ‘Neteotquiliztli’.

Во время фестиваля воины-победетели, носящие содранные кожи, проходили через весь город и имитировали бои по всему Теночтитлану, прося милостыню. Те, кто давал им пищу или другие приношения, получали благословение.

По окончании двадцатидневного фестиваля кожи снимались и складывались в специальные ящики с плотной крышкой, чтобы избежать гниения и зловония. Затем эти ящики хранились в специальной камере под храмом.

Во время шествий танцевали жрецы, одетые в кожу принесённых в жертву людей. Согласно верованиям ацтеков, эта кожа обладала магической силой и давала плясавшему в ней жрецу силу восставшего из мёртвых (то есть силу жертвы, с которой кожу снимали). Кожу окрашивали в жёлтый цвет, чтобы она выглядела как золотой лист; это символизировало, что земля надевает «новую кожу» в начале сезона дождей, и, согласно верованиям ацтеков, заставляло прорастать новые всходы.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ АЦТЕКОВ И ИНКОВ

(SACRIFICES OF THE AZTECS AND INCAS)

Человеческие жертвоприношения ацтеков ярко были показаны в фильме Мэла Гибсона «Апокалипсис». И это была не выдумка, ритуальные убийства действительно играли важнейшую роль в государстве ацтеков.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВЫ

Два верховных жреца занимали второе по значению — после короля — положение в государстве ацтеков. Их влияние было обусловлено тем, что именно они задабривали богов, то и дело насылавших на ацтеков различные катаклизмы: засуху, эпидемии, мор. А задобрить богов могли в основном человеческие жертвы. Жрецы были главными хранителями действующей власти. Одним своим видом они нагоняли страх на простых людей. Облаченные и раскрашенные в черное или пурпурное, со сгустками крови в волосах, они производили жуткое впечатление хищных демонов, которым не свойственны человеческие чувства. А тех, кто все же отважился протестовать против власти, они умертвляли на жертвенном камне бога войны.

О том, как приносились человеческие жертвы у ацтеков, рассказывается в книге «Конец пожирателей человеческих сердец» польского историка Зенона Косидовского:

«Верховным божеством считался бог солнца, источник всякой жизни, однако ацтеки поклонялись, прежде всего, грозному богу войны Уицилопочтлю. В его лице и в приносимых ему жертвах нашли свое выражение кровожадные инстинкты ацтеков. Этот омерзительный бог, едва появившись на свет, запятнал себя кровью собственной семьи: он отрубил головы своим братьям и единственной сестре. Его мать, отвратительное существо с черепом мертвеца вместо головы и когтями ястреба вместо пальцев, вызывала у всех ужас.

Человеческие жертвы ацтеки приносили следующим образом. Четыре жреца, размалеванные в черный цвет, в черных одеждах, хватали юношу за руки и ноги и бросали его на жертвенный камень. Пятый жрец, облаченный в пурпурные одеяния, острым кинжалом из обсидиана распарывал ему грудную клетку и рукой вырывал сердце, которое затем бросал к подножию статуи бога. У ацтеков существовало ритуальное людоедство: сердце поедали жрецы, а туловище, сброшенное со ступеней пирамиды, уносили домой члены аристократических родов и съедали его во время торжественных пиршеств».

ЗАДОБРИТЬ БОГОВ КРОВЬЮ

Чуть ли не каждый день ацтеки отмечался праздник какого-нибудь из богов, поэтому человеческая кровь лилась непрерывно. Любопытно, что людей, предназначавшихся на заклание богам они именовали шочимики, что переводят как цветочная смерть. Богине плодородия они приносили в жертву молодых девушек. Богу огня Уеуетеолю – пленников, которых сначала не до смерти поджаривали на огне, потом вытаскивали крючьями из пламени и закалывали на жертвенном камне. Бога дождя ублажали детскими жертвами.

Косидовский отмечал: «В религии ацтеков существовал даже особый покровитель человеческих жертв — божок Хипе. В его честь жрецы сдирали кожу с живых юношей, которую натягивали на себя и носили в течение 20 дней. Даже сам король надевал кожу, срезанную со стоп и ладоней».

Вызывает некое недоумение, как толпы пленников покорно шли на смерть для ублажения ацтекских богов, но говорят, что они не противились своей участи, так как по преданию казнь на жертвенном алтаре считалась их пропуском в лучший мир. К тому же было принято чем-либо одурманивать жертв перед казнью: алкоголем, коноплей, кокой…

  Точно неизвестно, сколько человеческих жертв приносилось ежегодно в государстве ацтеков. Ученые считают, что 20-30 тысяч. Хотя в ацтекских источниках рассказывается, что только во время строительства главного храма в Теночтитлане за четыре дня было умерщвлено более 84 тысяч пленников.

СУДЬБА ПЛЕННИКОВ

Сцена из фильма «Апокалипсис».

У ацтеков существовали специальные отряды воинов, которые только тем и занималась, что захватывали пленников для жертвенных ритуалов, как это показано в фирме «Апокалипсис». Да и войны с соседями они зачастую начинали лишь для того, чтобы добыть пленников. Покорять их государства они не собирались. Как-то испанцы спросили плененного ими правителя ацтеков Монтесуму, почему он терпел в близком соседстве независимое государство тласкаланцев. Он ответил: «Чтобы оно поставляло нам людей для жертв богам».

А пленников для жертв было нужно много. В 1479 году на празднике освящения «Камня солнца» возле этой каменной плиты было поставлено в ряд 1100 пленников, захваченных ацтеками и их союзниками. Всех пленных принесли в жертву, их перекололи кинжалами жрецы и высшие сановники государства ацтеков. Во время торжественного освящения храма бога войны в Теночтитлане в 1486 году аналогичным образом было убито целых 20 тысяч пленников.

Массовые казни выглядели, конечно, эффектно. Но особо красивым считалось жертвоприношение в честь великого бога Тецкатлипока. За год до праздника этому богу выбирали в жертву самого красивого пленника. И потом весь год его холили и лелеяли — кормили изысканнейшей едой, одевали в лучшие наряды. За 20 дней до праздника к нему приводили четырех красивых девушек, которые считались его женами. Но спустя 20 дней сладкая жизнь пленника заканчивалась на каменном жертвеннике храма Тецкатлипока, где верховный жрец разрубал грудь красавца, чтобы извлечь из нее еще трепещущее, окровавленное сердце и поднести его великому богу.

Одним из предназначений ритуальных казней ацтеков было отправить послание бошам вместе с душой казненного. Вместилищем души по их мнению являлась кровь. Если кровь жертвы дымилась, значит душа покидала тело и взмывала к небесам, чтобы рассказать там богам о бедах и чаяниях ацтекского народа. Если кровь сворачивалась, душа оставалась в мертвом теле. По преданию, она потом покидала его в виде большой зеленой мухи, называемой «глазами мертвых».

ДЕТОУБИЙЦЫ ИНКИ

Схожие кровожадные обычаи были в обиходе и у других племен. Воинственные тольтеки, которые покорили многие майские города, также прибегали к массовым человеческим жертвоприношениям. В их столице Чичен-Иц они в жертву богам сбрасывали пленников гигантскую круглую воронку диаметром 60 метров, называемую «Священный Сенот». Инки как-то не по-отечески относились к своим детям. В случае болезни они приносили в жертву своих детей, умоляя богов принять их вместо себя. Например, мальчиков и девочек в горах заживо закладывали камнями. И при этом принести своего ребенка в жертву у инков считалось не тяжкой повинностью, а высочайшей честью. Как-то курака селения Окрос близ Аякучо принес в жертву свою десятилетнюю дочь. За это его повысили в должности. Он стал главой всех соседних курака.

Кроме пленников южноамериканские племена часто казнили своих проштрафившихся соплеменников. А проштрафиться у них было запросто. Например, ацтеки казнили за кражу кукурузы с поля и за прелюбодейство. У инков смертью карались даже такие незначительные проступки как поваленное в лесу дерево, кража плодов с государственной плантации или отлучка из армии, без разрешения командира. А уж по части жестокости казней фантазия у индейцев была развита отлично. Они били жертву камнями, бросали в пещеру к ягуарам или ядовитым змеям, подвешивали верх ногами или за волосы над пропастью. Распространенной казнью были своеобразные гладиаторские бои, в которых безоружному преступнику противостоял вооруженный воин. Исход этих поединков был практически предопределен. Смертью кончалась для пленников и ритуальная игра в мяч. В случае тяжкого преступления казни подлежали все родственники виновного.

Но среди всех племен Южной Америки самые массовые казни практиковали все же ацтеки. Причем по любому поводу. Из-за этого периодически даже возникал дефицит в материале для человеческих казней. Некоторые доведенной до крайней нужды родители продавали своих детей в храмы для кровавых жертв. Кто-то даже пытался делать на этом бизнес и специально плодил детей для продажи храмам.

Еще одной разновидностью ритуальных убийств у ацтеков являлись погребальные церемонии. На костре вместе с умершим королем Тескоко Насауальпиллем вместе с его трупом сожгли 12 рабов и рабынь.

ИСПАНСКАЯ КАРА

Фильм Мэла Гибсона «Апокалипсис» заканчивается появлением у берегов государства ацтеков испанских конкистадоров. Испанцы стали для ацтекских вождей некоей божьей карой за жестокое обращение со своим народом.

Тлатоани ацтеков Монтесума II Младший (1466-1520), чтобы отметить свою коронацию, послал на смерть 12 тысяч воинов. В 1517 году он устроил грандиозное по масштабам жертвоприношение в честь богини Тонатцин. Жертвами стали пленники из племен Тлашкалы и Уэшотцинко. Их разделили на три части. Первой занялся сам Монтесума II, расправившись с ними обычным способом: он рассекал грудь и вырывал ещё бьющееся сердце. Вторую группу сначала поджаривали на жаровне и уже затем у полуживых мучеников вырывали сердца. Третью группу привязали к специальным столбам и убивали стрелами с тупыми, раскалёнными на огне наконечниками.

Однако сам Монтесума стал жертвой испанцев. В ноябре 1519 года отряд Кортеса вошёл в столицу ацтекской державы Теночтитлан (нынешний Мехико) и захватил в плен Монтесуму, которого для острастки заключили в оковы. Однако вскоре жестокость и мародерство испанцев вызвало восстание среди ацтеков. 30 июня 1520 года Кортес вывел Монтесуму к толпе, чтобы тот успокоил соплеменников. Ацтеки решили, что владыка предал их, и забили его камнями.

Олег Логинов

Статьи фоторейтинги про казни:

Древнеримские казни 

Мифические древнегреческие казни 

Человеческие жертвоприношения друидов 

Самые жестокие казни в Европе 

Мужество перед казнью 

Изобретатели видов казней 

Изобретатели орудий казни

Инквизиторы 

Европа в кострах 

Казни героев 

Казни высокопоставленных особ 

Выжившие после казни 

Тлакашипеуалицтли (Тлакашипеуалистли) — праздник сдирания кожи у ацтеков.

В месяц Тлакашипеуалицтли ацтеки праздновали «недельник» Шипе-Тотека, Господина-с-Ободранной-Кожей. Одним из главнейших элементов празднества было массовое жертвоприношение пленных воинов и рабов, с которых живьём сдирали кожу.

 Просмотр этого шаблона Ацтеки
Предыстория Акольхуа | Тольтеки | Чичимеки Aztec Sun Stone Replica cropped.jpg
Города и регионы Аскапоцалько | Коатлинчан | Теночтитлан | Тлателолько | Тескоко
Правители Теночтитлана Теноч (? — ок. 1350) | Акамапичтли (1376—1395) | Уицилиуитль (1395—1417) | Чимальпопока (1417—1427) | Ицкоатль (1427—1440) | Монтесума I (1440—1469) | Ашаякатль (1469—1481) | Тисок (1481—1486) | Ауисотль (1486—1502) | Монтесума II (1502—1520) | Куитлауак (1520) | Куаутемок (1520—1521)
Соперники и соседи Кускатлан | Миштеки | Отоми | Сапотеки | Тараски | Тлашкальтеки | Акольхуа
Войско, оружие Армия | Оружие | Полководцы | Тактика | Цветочные войны | Копьеметалка | Воины-орлы | Воины-ягуары
Общество, семья, экономика Право | Экономика | Образование | Семья | Община | Дороги | Ирригация | Каналы | Торговля | Земледелие | Скотоводство | Керамика
Мифология и религия Мифология ацтеков | Жертвоприношения ацтеков | Ацтлан | Толлан Истаксиуатль | Миктлан | Попокатепетль | Сенцон Тоточтин | Тональпоуалли | Тонатиу | Топильцин Се Акатль Кецалькоатль | Чикомосток | Кетцалькоатль | Коатликуэ | Мишкоатль | Сипактли | Тлалок | Уицилопочтли | Чак | Эхекатль | Ометеотль | Месоамериканская игра в мяч | Темпло Майор | День Мёртвых
Язык, письменность, источники Астекское письмо | Астекские языки | История народа чичимеков | Ацтекские кодексы | Кодекс Борджиа | Кодекс Ботурини | Кодекс Мальябекки | Кодекс Мендоса | Кодекс Теллериано-Ременсис | Тринадцатое сообщение | кодекс Аскатитлан | Бурбонский кодекс | Ватиканский кодекс A (3738) | кодекс Вейтия | кодекс Коскатцин | карта Куаутинчана | кодекс Тудела | кодекс Иштлильшочитль | кодекс Рамирес | кодекс Обен | кодекс Осуна | анналы Тлателолько | кодекс Уэшоцинко | Флорентийский кодекс | кодексе Чимальпопока | кодекс Шолотль | Libellus de medicinalibus indorum herbis
Науки, философия Философия | Математика | Астрономия | Календарь | Камень Солнца | Тональпоуалли | Система счёта, мер и весов ацтеков
Культура, искусства, литература Музыка | Песни | Театр | Поэзия | Литература | Скульптура | Статуя Коатликуэ | Архитектура | Живопись | Ткачество
Разное (быт, личности, другое) Альтепетль | Кухня ацтеков | Одежда ацтеков |Тлатоани | Тройственный союз ацтеков | Чинампы | Пульке | Шолоицкуинтли
Конкиста и ранний колониальный период
Конкистадоры Альварадо, Педро де | Эрнан Кортес | Грихальва, Хуан де | Васкес де Коронадо, Франсиско | Кабрильо, Хуан Родригес | Агильяр, Херонимо де | Сандоваль, Гонсало де
Хронисты, историки, лингвисты Акоста | Берналь Диас | Бернардино де Саагун | Мотолиниа | Гомара | Иштлильшочитль | Кирога | Помар | Чимальпаин
Губернаторы Мендоса, Антонио де | Фуэнлеаль, Себастьян де
События Испанское завоевание ацтеков | Ночь печали | Осада Теночтитлана
См. также: Доколумбовы цивилизации | Месоамериканская хронология

Кадр из фильма Мэла Гибсона «Апокалипсис».



Во времена правления императора Тлэкэелеля в ацтекской империи верховным божеством был провозглашен Уицилопочтли, почитаемый как бог солнца и бог войны. Широко распространенными стали ритуалы с человеческими жертвоприношениями, и многочисленные кровавые обряды унесли жизни сотен тысяч людей. Современным учёным известно, как проходили некоторые из этих страшных ритуалов.



Войны ацтеков для захвата пленников

Жуткий ритуал ацтеков: войны для захвата пленников. 



Ненасытным богам требовались все новые и новые жертвы, и уже стало не хватало пленников для принесения в жертву. Тогда ацтеки договорились с правителями соседнего города-государства Тласкала о том, что они будут вести между собой войны лишь с целью захвата пленников. Теперь, когда сражение заканчивалось, воины побежденной армии понимали, какая участь их ждет, но, тем не менее, безропотно подчинялись врагу.


Добровольное сомопожертвование

Жуткий ритуал ацтеков: добровольное принесение себя в жертву. 



У ацтеков считалось за честь быть принесенными в жертву богам. На жертвенный алтарь добровольно приносили свои жизни пленники, преступники и должники. Пленные ацтеки, которых испанцы однажды собрались отпустить, пришли от этого в ярость, поскольку их лишали возможности достойно умереть. Проститутки также жертвовали собой в честь Богини любви. В периоды длительных засух многие были вынуждены продавать своих детей в рабство, получая за них 400 кукурузных початков. Детей, которые плохо работали, хозяева имели право перепродать. А дважды перепроданный раб уже вполне мог быть отправлен на жертвенный алтарь.


Праздник Тошкатль

Жуткий ритуал ацтеков: праздник Тошкатль. 



Праздник Тошкатль (от слова toxcahuia – засуха) в честь бога Тескатлипоки проводился в пятом месяце ацтекского календаря в честь собранного урожая и был призван обеспечить хороший урожай в будущем. За год до праздника выбирали молодого красивого юношу, обычно из числа пленных воинов, которого надлежало весь следующий год почитать почти, как бога. Избранник жил во дворце, учился пению, игре на флейте, ораторскому искусству. А в день праздника на вершине пирамиды совершался ритуальный обряд — на длинном жертвенном камне жрецы вскрывали несчастному грудную клетку, вырывали бьющееся сердце, а тело сбрасывали вниз толпе, где его обезглавливали. И начиналось празднество, сопровождающееся поеданием мяса жертвы и танцами. 


Жертвоприношения на камне

Жуткий ритуал ацтеков: человеческое жертвоприношение. 



Обычно эта церемония совершалась на длинном жертвенном камне на вершине пирамиды. Жертву укладывали на камень, жрец вскрывал грудную клетку и вырывал из нее еще бьющееся сердце. Затем сердце разрывали на куски и укладывали на жертвенник, в дальнейшем его съедали жрецы. Cамо же тело сбрасывали с пирамиды вниз, там его обезглавливали, расчленяли, а из мяса готовили блюда для предстоящего пиршества. 


Ритуальное людоедство

Жуткий ритуал ацтеков: людоедство. 



Мясо жертв использовали для приготовления различных блюд для жрецов и знати. Чаще всего готовили мясо, запеченное с кукурузой. Кости шли на изготовление инструментов, оружия, предметов домашней утвари. Рецепт одного из таких блюд — супа позоле, который готовили для императора из бедра жертвы, — дошёл до наших дней, только сейчас для его приготовления используют свинину. Заменить человеческое мясо на свинину ацтеков заставили христиане.


Массовое жертвоприношение в Теночтитлане

Жуткий ритуал ацтеков: массовое жертвоприношение в Теночтитлане.



Во времена правления ацтеков в Мексике каждый год приносилось в жертву около 250 тысяч человек. Но самое массовое из известных жертвоприношений было совершено на праздновании завершения строительства Великой Пирамиды в Теночтитлане. Много лет строился этот священный храм, и 1487 году он был возведен. За 4 дня празднования убили невероятно большое число людей – 84 тысячи.


Праздник Сдирания кожи с людей

Жуткий ритуал ацтеков: праздник Сдирания кожи с людей.



Тлакашипеуалицтли – один из самых страшных ацтекских праздников, проводимых в честь бога Шипе-Тотека, “господина- без-кожи”. За 40 дней до начала праздника выбирали несколько пленных воинов и рабов, одевали их в дорогие одежды, и жили они после этого в роскоши, но только 40 дней. А в первый день праздника, длящегося 20 дней, происходило массовое жертвоприношение, во время которого с них живьем сдирали кожу. Первый день был полностью занят снятием кожи, а второй — расчленением тел. Тела в дальнейшем поедались, а кожу в течение 20 дней носили на себе жрецы, после чего ее отдавали им на хранение, и жрецы использовали ее во время своих ритуальных плясок.


Гладиаторские бои

Жуткий ритуал ацтеков: гладиаторские бои.



Во время праздника Снятия кожи некоторым жертвам давали шанс спастись. Для этого им нужно было победить вооруженных до зубов знаменитых ацтекских воинов, имея в руках всего лишь деревянный меч, что, конечно, не давало им ни малейшего шанса на победу. Бои проходили на круглом жертвенном камне Темалакатль. Но согласно легенде, одному из пленников все же удалось, убив 8 воинов, одержать победу в этом бою. Ацтеки были настолько поражены таким исходом, что победителю в качестве награды предложили командовать армией. Но он их предложение не принял, посчитав его оскорбительным для себя, и предпочел достойно умереть, будучи принесенным в жертву богам. 


Отношение ацтеков к близнецам

Жуткий ритуал ацтеков: отношение ацтеков к близнецам.



Ацтеки очень неоднозначно относились к близнецам. В одних мифах они представлены, как герои или даже божества, а в других — как жуткие убийцы. Однако в реальной жизни к близнецам однозначно относились с отвращением, считая их уродами. Покровителем близнецов считался бог Шолотль, бог грозы и смерти, который, имея очень неприятную внешность, сам был одним из двух богов-близнецов. Считалось, что рождение близнецов представляет собой угрозу жизни для их родителей. Поэтому зачастую в живых оставляли лишь одного из близнецов, а второго отдавали в качестве жертвы богам. 


Жертвоприношения детей

Жуткий ритуал ацтеков: жертвоприношения детей.



Ацтеки в угоду своей религии не щадили даже детей. В одном из храмов в честь бога Тлалоку, управляющего силами дождя, грома и молний, во время засухи совершался самый ужасный ритуал. Для того, чтобы вымолить у бога дождь, в храм в качестве жертв приводили детей и убивали их там. Многие из детей не хотели идти и громко плакали, поднимаясь по лестнице на вершину храма. Тех, кто не плакал сам, заставляли это делать, поскольку их плач был необходимой частью ритуала. На вершине пирамиды детям отрезали головы, а их тела вывозили за город и хранили в специальной яме под открытым небом. Это делали, чтобы на них тоже мог пролиться благодатный дождь.



И в продолжение темы ещё 24 факта об ацтеках, ставших последней из великих индейских цивилизаций


Источник

Шипе Тотек: мрачный ацтекский бог плодородия и сельского хозяйства


Автор:

Lewis Jackson


Дата создания:

8 Май 2021


Дата обновления:

1 Февраль 2023

Шипе Тотек: мрачный ацтекский бог плодородия и сельского хозяйства - Науки

Шипе Тотек: мрачный ацтекский бог плодородия и сельского хозяйства — Науки

Содержание

  • Ключевые выводы
  • Шипе и культ смерти
  • Культ Шипе
  • Жертвоприношение и снятие кожи с кожи
  • Пан-мезоамериканские изображения Xipe Totec
  • Истоки Шипе
  • Источники

Шипе Тотек (произносится как Ши-ПЕЙ-то-тек) был ацтекским богом плодородия, изобилия и возрождения сельского хозяйства, а также божеством-покровителем ювелиров и других мастеров. Несмотря на этот довольно спокойный набор обязанностей, имя бога означает «Господь наш с содранной кожей» или «Господь наш со содранной кожей», и церемонии празднования Шипе были тесно связаны с насилием и смертью.

Имя Шипе Тотек произошло от мифа, согласно которому бог сдирал кожу и срезал себе кожу, чтобы накормить людей. Для ацтеков удаление Шипе Тотека слоя кожи символизировало события, которые должны произойти, чтобы произвести новый рост, покрывающий землю каждую весну. В частности, снятие кожуры связано с циклом американской кукурузы (кукурузы), поскольку она сбрасывает внешний слой семян, когда она готова к прорастанию.

Ключевые выводы

  • Шипе Тотек («Господь наш, содранный») — ацтекский бог плодородия, изобилия и возрождения сельского хозяйства.
  • Чаще всего его изображают как священника или шамана в шкуре другого человека.
  • Он был одним из четырех богов, составляющих подземный мир ацтеков.
  • Культовые мероприятия в честь Шипе Тотека заключались в принесении в жертву гладиаторов и стрел.

Шипе и культ смерти

В ацтекской мифологии Шипе был сыном двойного божества мужского и женского пола Ометеотля, могущественного бога плодородия и самого древнего бога в ацтекском пантеоне. Шипе был одним из четырех богов, тесно связанных со смертью и подземным миром ацтеков: Миктлантекутли и его женский аналог Миктекачихуатль, Коатликуэ и Шипе Тотек. Культ смерти, окружавший этих четырех богов, имел многочисленные празднования в течение календарного года ацтеков, которые были напрямую связаны со смертью и поклонением предкам.

В космосе ацтеков смерти не нужно было бояться, потому что загробная жизнь была продолжением жизни в другом царстве. Люди, умершие естественной смертью, достигли Миктлана (подземного мира) только после того, как душа прошла девять сложных уровней, четырехлетнее путешествие. Там они навсегда остались в том же состоянии, в котором они жили. Напротив, люди, которые были принесены в жертву или умерли на поле битвы, будут проводить вечность в царствах Омейокана и Тлалокана, двух форм Рая.

Культ Шипе

Культовые мероприятия, проводившиеся в честь Шипе Тотека, включали две зрелищные формы жертвоприношения: жертвоприношение гладиатора и жертвоприношение стрел. Жертвоприношение гладиатора включало привязку особенно храброго пленного воина к большому резному круглому камню и принуждение его к имитационному сражению с опытным солдатом Мексики. Жертве дали меч (макуауитль) для борьбы, но обсидиановые лезвия меча были заменены перьями. Его противник был полностью вооружен и одет для боя.

В «жертвоприношении стрел» жертву привязывали распростертыми орлами к деревянной раме, а затем стреляли стрелами, так что его кровь капала на землю.

Жертвоприношение и снятие кожи с кожи

Тем не менее, Ксипе Тотек чаще всего связан с жертвоприношениями, которые мексиканский археолог Альфредо Лопес Остин назвал «обладателями кожи». Жертвы этого жертвоприношения будут убиты, а затем сдирают шкуры — их шкуры снимают большими кусками. Эти шкуры были раскрашены, а затем их надели другие во время церемонии, и таким образом они трансформировались в живой образ («teotl ixiptla») Шипе Тотека.

Ритуалы, совершаемые в течение раннего весеннего месяца Тлакашипуализтли, включали «Праздник снятия шкур с людей», в честь которого был назван месяц. Весь город и правители или знать вражеских племен стали свидетелями этой церемонии. В этом ритуале порабощенные люди или плененные воины из окружающих племен были одеты как «живой образ» Шипе Тотека. Превратившись в бога, жертвы проходили серию ритуалов, выполняемых как Шипе Тотек, затем их приносили в жертву, а части их тел распределяли среди сообщества.

Пан-мезоамериканские изображения Xipe Totec

Образ Шипе Тотека легко узнать на статуях, статуэтках и других портретах, потому что его тело изображено полностью покрытым кожей жертвенной жертвы. Маски, используемые жрецами ацтеков, и другие «живые изображения», изображаемые в скульптурах, показывают мертвые лица с глазами в форме полумесяца и разинутыми ртами; Часто руки из содранной кожи, иногда украшенные рыбьей чешуей, накрывают руки бога.

Рот и губы очищенных масок Шипе широко растягиваются вокруг рта имитирующего, и иногда зубы обнажены или язык несколько высовывается. Часто раскрашенная рука прикрывает разинутый рот. Шипе носит красный головной убор «ласточкин хвост» с красной лентой или коническую шляпу и юбку из листьев сапоте. Он носит плоский дискообразный воротник, который некоторыми учеными интерпретируется как шея содранной жертвы, а его лицо усеяно красными и желтыми полосами.

Шипе Тотек также часто держит чашу в одной руке и щит в другой; но на некоторых изображениях Шипе держит чикауазтли, посох, заканчивающийся точкой с полой гремящей головкой, заполненной галькой или семенами. В искусстве тольтеков Шипе ассоциируется с летучими мышами, а иногда статуи украшают их значки.

Истоки Шипе

Ацтекский бог Шипе Тотек явно был поздней версией панмезоамериканского бога, с более ранними версиями убедительных образов Шипе, найденными в таких местах, как классическое изображение майя на Стеле Копана3, и, возможно, связано с богом майя Q, он насильственной смерти и исполнение.

Разбитая версия Шипе Тотека была также найдена в Теотиуакане шведским археологом Зигвальдом Линне, демонстрируя стилистические особенности искусства сапотеков из штата Оахака. Статуя высотой четыре фута (1,2 метра) была реконструирована и в настоящее время выставлена ​​в Национальном музее антропологии (INAH) в Мехико.

Считается, что Шипе Тотек был введен в пантеон ацтеков во время царства императора Аксаякатля (правил 1468–1481). Это божество было божеством-покровителем города Семпоала, столицы тотонаков в постклассический период, и считается, что оно было принято оттуда.

Эта статья написана Николеттой Маэстри, отредактирована и обновлена ​​К. Крисом Херстом.

Источники

  • Бал, Таня Корисса. «Сила смерти: иерархия в представлении смерти в ацтекских кодексах до и после завоевания». Многоязычные дискурсы 1.2 (2014): 1–34. Распечатать.
  • Бастанте, Памела и Брентон Дикисон. «Нуэстра сеньора де лас Сомбрас: загадочная личность Санта-Муэрте». Журнал Юго-Запада 55.4 (2013): 435–71. Распечатать.
  • Бердан, Фрэнсис Ф. Ацтекская археология и этноистория. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2014. Печать.
  • Бун, Элизабет Хилл и Рошель Коллинз. «Петроглифические молитвы на солнечном камне Мотекухзома Ильхуикамина». Древняя Мезоамерика 24.2 (2013): 225–41. Распечатать.
  • Друкер-Браун, Сьюзен. «Носить Деву Гваделупскую?» Кембриджская антропология 28.2 (2008): 24–44. Распечатать.
  • Лопес Остин, Альфредо. «Человеческое тело и идеология: концепции древних науа». Солт-Лейк-Сити: University of Utah Press, 1988. Печать.
  • Нойманн, Фрэнк Дж. «Бог с содранной кожей и его гремучая палка: шаманский элемент в доиспанской мезоамериканской религии». История религий 15.3 (1976): 251–63. Распечатать.
  • Скотт, Сью. «Фигуры Теотиуакана Мазапана и статуя Шипе Тотека: Связь между Мексиканской долиной и долиной Оахака». Нэшвилл, Теннесси: Университет Вандербильта, 1993. Печать.
  • Смит, Майкл Э. Ацтеки. 3-е изд. Оксфорд: Wiley-Blackwell, 2013. Печать.

Кадр из фильма Мэла Гибсона «Апокалипсис».

Во времена правления императора Тлэкэелеля в ацтекской империи верховным божеством был провозглашен Уицилопочтли, почитаемый как бог солнца и бог войны. Широко распространенными стали ритуалы с человеческими жертвоприношениями, и многочисленные кровавые обряды унесли жизни сотен тысяч людей. Современным учёным известно, как проходили некоторые из этих страшных ритуалов.

Войны ацтеков для захвата пленников

Жуткий ритуал ацтеков: войны для захвата пленников.

Ненасытным богам требовались все новые и новые жертвы, и уже стало не хватало пленников для принесения в жертву. Тогда ацтеки договорились с правителями соседнего города-государства Тласкала о том, что они будут вести между собой войны лишь с целью захвата пленников. Теперь, когда сражение заканчивалось, воины побежденной армии понимали, какая участь их ждет, но, тем не менее, безропотно подчинялись врагу.

Добровольное самопожертвование

Жуткий ритуал ацтеков: добровольное принесение себя в жертву.

У ацтеков считалось за честь быть принесенными в жертву богам. На жертвенный алтарь добровольно приносили свои жизни пленники, преступники и должники. Пленные ацтеки, которых испанцы однажды собрались отпустить, пришли от этого в ярость, поскольку их лишали возможности достойно умереть. Проститутки также жертвовали собой в честь Богини любви. В периоды длительных засух многие были вынуждены продавать своих детей в рабство, получая за них 400 кукурузных початков. Детей, которые плохо работали, хозяева имели право перепродать. А дважды перепроданный раб уже вполне мог быть отправлен на жертвенный алтарь.

Праздник Тошкатль

Жуткий ритуал ацтеков: праздник Тошкатль.

Праздник Тошкатль (от слова toxcahuia – засуха) в честь бога Тескатлипоки проводился в пятом месяце ацтекского календаря в честь собранного урожая и был призван обеспечить хороший урожай в будущем. За год до праздника выбирали молодого красивого юношу, обычно из числа пленных воинов, которого надлежало весь следующий год почитать почти, как бога. Избранник жил во дворце, учился пению, игре на флейте, ораторскому искусству. А в день праздника на вершине пирамиды совершался ритуальный обряд — на длинном жертвенном камне жрецы вскрывали несчастному грудную клетку, вырывали бьющееся сердце, а тело сбрасывали вниз толпе, где его обезглавливали. И начиналось празднество, сопровождающееся поеданием мяса жертвы и танцами.

Жертвоприношения на камне

Жуткий ритуал ацтеков: человеческое жертвоприношение.

Обычно эта церемония совершалась на длинном жертвенном камне на вершине пирамиды. Жертву укладывали на камень, жрец вскрывал грудную клетку и вырывал из нее еще бьющееся сердце. Затем сердце разрывали на куски и укладывали на жертвенник, в дальнейшем его съедали жрецы. Cамо же тело сбрасывали с пирамиды вниз, там его обезглавливали, расчленяли, а из мяса готовили блюда для предстоящего пиршества.

Ритуальное людоедство

Жуткий ритуал ацтеков: людоедство.

Мясо жертв использовали для приготовления различных блюд для жрецов и знати. Чаще всего готовили мясо, запеченное с кукурузой. Кости шли на изготовление инструментов, оружия, предметов домашней утвари. Рецепт одного из таких блюд — супа позоле, который готовили для императора из бедра жертвы, — дошёл до наших дней, только сейчас для его приготовления используют свинину. Заменить человеческое мясо на свинину ацтеков заставили христиане.

Массовое жертвоприношение в Теночтитлане

Жуткий ритуал ацтеков: массовое жертвоприношение в Теночтитлане.

Во времена правления ацтеков в Мексике каждый год приносилось в жертву около 250 тысяч человек. Но самое массовое из известных жертвоприношений было совершено на праздновании завершения строительства Великой Пирамиды в Теночтитлане. Много лет строился этот священный храм, и 1487 году он был возведен. За 4 дня празднования убили невероятно большое число людей – 84 тысячи.

Праздник Сдирания кожи с людей

Жуткий ритуал ацтеков: праздник Сдирания кожи с людей.

Тлакашипеуалицтли – один из самых страшных ацтекских праздников, проводимых в честь бога Шипе-Тотека, “господина- без-кожи”. За 40 дней до начала праздника выбирали несколько пленных воинов и рабов, одевали их в дорогие одежды, и жили они после этого в роскоши, но только 40 дней. А в первый день праздника, длящегося 20 дней, происходило массовое жертвоприношение, во время которого с них живьем сдирали кожу. Первый день был полностью занят снятием кожи, а второй — расчленением тел. Тела в дальнейшем поедались, а кожу в течение 20 дней носили на себе жрецы, после чего ее отдавали им на хранение, и жрецы использовали ее во время своих ритуальных плясок.

Гладиаторские бои

Жуткий ритуал ацтеков: гладиаторские бои.

Во время праздника Снятия кожи некоторым жертвам давали шанс спастись. Для этого им нужно было победить вооруженных до зубов знаменитых ацтекских воинов, имея в руках всего лишь деревянный меч, что, конечно, не давало им ни малейшего шанса на победу. Бои проходили на круглом жертвенном камне Темалакатль. Но согласно легенде, одному из пленников все же удалось, убив 8 воинов, одержать победу в этом бою. Ацтеки были настолько поражены таким исходом, что победителю в качестве награды предложили командовать армией. Но он их предложение не принял, посчитав его оскорбительным для себя, и предпочел достойно умереть, будучи принесенным в жертву богам.

Отношение ацтеков к близнецам

Жуткий ритуал ацтеков: отношение ацтеков к близнецам.

Ацтеки очень неоднозначно относились к близнецам. В одних мифах они представлены, как герои или даже божества, а в других — как жуткие убийцы. Однако в реальной жизни к близнецам однозначно относились с отвращением, считая их уродами. Покровителем близнецов считался бог Шолотль, бог грозы и смерти, который, имея очень неприятную внешность, сам был одним из двух богов-близнецов. Считалось, что рождение близнецов представляет собой угрозу жизни для их родителей. Поэтому зачастую в живых оставляли лишь одного из близнецов, а второго отдавали в качестве жертвы богам.

Жертвоприношения детей

Жуткий ритуал ацтеков: жертвоприношения детей.

Ацтеки в угоду своей религии не щадили даже детей. В одном из храмов в честь бога Тлалоку, управляющего силами дождя, грома и молний, во время засухи совершался самый ужасный ритуал. Для того, чтобы вымолить у бога дождь, в храм в качестве жертв приводили детей и убивали их там. Многие из детей не хотели идти и громко плакали, поднимаясь по лестнице на вершину храма. Тех, кто не плакал сам, заставляли это делать, поскольку их плач был необходимой частью ритуала. На вершине пирамиды детям отрезали головы, а их тела вывозили за город и хранили в специальной яме под открытым небом. Это делали, чтобы на них тоже мог пролиться благодатный дождь.

Не такие уж индейцы и бедолаги…

Like this post? Please share to your friends:
  • Праздник сдвижение какого числа 2020
  • Праздник святого покрова обряды
  • Праздник сдвижение змей когда празднуется
  • Праздник сдвиги какого числа
  • Праздник сгущенного молока