Хотели бы вы оказаться на древнем празднестве – например, в Древнем Египте? Я думаю, многие из нас не отказались бы от такого путешествия. Совершить его не так уж трудно, а потому предлагаю познакомиться с праздником Хеб-Сед, который отмечали древние египтяне. Это торжество было связано с особыми ритуалами, которые, как верил народ, помогали вернуть силы фараону и пройти его перерождение.
В ту пору люди верили, что их правители – земные воплощения богов. По сути, египтяне считали, что проживают на земле вместе с богами. Тем не менее, даже олицетворению божества необходимо было «подзаряжать» свою энергию. Праздник Хеб-Сед знакомит нас именно с такими традициями. Что же интересного можно было увидеть на торжестве? И почему основу праздника составляло ритуальное убийство?
Фараон – бог на земле
На протяжении многих веков правители Древнего Египта стремились придать своей стране то совершенство, которое, как они верили, было во времена сосуществования богов и людей. Удивительно то, что за свою долгую историю египтяне сумели сохранить странные обычаи и их основную идею, которая прошла через столетия. Древний Египет действительно был неким монолитным государством.
Обыватель может считать, что жизнь древнеегипетских владык была лёгкой и беззаботной. Казалось бы, что может быть проще? Живи в своё удовольствие, наслаждайся роскошью и почитанием подданных, полагающих, что ты – бог. Но это вовсе не так.
Каждый шаг фараона должен был тщательно продумываться. Этот человек действительно был не просто царём, а богом. А значит, права на ошибку не имел. Именно фараон должен был стать опорой той самой многовековой идеи о единстве правителя и неких высших могущественных сил. Если власть правителя подвергалась сомнению, Египет переживал крайне тяжёлые времена.
Важность омоложения фараона
Немалую роль в поддержании власти и укреплении авторитета фараонов играли всевозможные ритуалы и праздники. Главное отличие правителя от смертных заключалась в его участии в циклах, связанных с рождением, смертью и перерождением. Своих владык народ считал не только политиками, но и магами, которым принадлежала власть над силами земли, над плодородием и разливами Нила, а также прочими проявлениями могущества природы.
Древние египтяне верили, что крепкий здоровый царь принесёт богатство своей земле, сумеет подарить благополучие стране. Но, как знает каждый из нас, возраст и многолетняя работа ослабляют человека. Поскольку фараон не был обычным человеком, ему была дарована сверхспособность к возрождению. Чтобы получить «второе дыхание», в Древнем Египте устраивался праздник Хеб-Сед, который был связан непосредственно с восстановлением жизненной силы фараона.
Это торжество позволяло людям почувствовать, что и их царь, и страна по-прежнему остаются молодыми. Целью праздника Хеб-Сед становилась демонстрация жизненной силы и энергии фараона. Этот день подчёркивал, что выбирать преемника правителю ещё рано, а сам он находится в расцвете своих сил
Местонахождение: Британский музей, Лондон, Великобритания
Особенности Хеб-Седа
Как же происходило «омоложение» фараона? На этот вопрос историки не могут дать ответа. Дело в том, что какого-то мошенничества здесь быть не могло. Сама идея обмана не была свойственная менталитету древних египтян Предположительно фараон участвовал в неких магических ритуалах, после которых действительно ощущал прилив сил.
Интересно, что и сегодня в долине Нила существуют племена, где практикуют подобные обряды. Чудодейственным средством назвать их танцы и песни сложно, однако здесь важную роль играет психологическое воздействие. Правитель искренне верил, что проходит процесс перерождения.
Чаще всего Хеб-Сед устраивался на тридцатый год правления фараона. Впрочем, не запрещено было проводить торжество и раньше. К примеру, царица Хатшепсут устроила празднование Хеб-Сед намного раньше – она желала продемонстрировать подданным своё могущество.
Местонахожление: Карнак, Красное святилище, южная стена
Хеб-Сед был своего рода юбилеем фараона. Праздник подразумевал массу самых разных ритуалов, но самым необычным, на мой взгляд, стало ритуальное убийство. К моменту тридцатилетия правления царя считалось, что властитель стал уже пожилым человеком.
Египтяне верили, что в этом случае необходим «убить» прежнего фараона, чтобы дать силы новому. Для этого проводили инсценировку убийства правителя, на котором «присутствовали» статуи богов и богинь, а также скульптура самого царя. Во время главной части празднества статую фараона торжественно хоронили. Считалось, что она забрала с собой немощь и усталость прежнего царя. После этого ритуала «новый» фараон обретал огромные силы, получая вторую молодость.
В дальнейшем, по прошествии первого Хеб-Седа, празднование проводилось каждые три года. Правители Древнего Египта и их подданные верили, что во время каждого из торжеств силы фараона возрождаются и пополняются. Древние египтяне даже придумали пословицы:
«Рождение твое – в повторении «хеб-седов».
«По мере того, как ты будешь стареть, да даст Бог тебе миллион «хеб-седов».
Если в год проведения Хеб-Седа был хороший урожай, это доказывало силы и обновление энергии правителя. В Древнем Египте этот праздник считался частью важного цикла смены жизни и смерти. Поскольку фараон был наполовину богом, то он получал возможность обретать молодость и своего рода «вторую жизнь». Суть праздника Хеб-Сед показывала главное отличие фараона от обыкновенных людей и его «божественную» природу.
На обложке: Фрагмент картины Эдвина Лонгсдена Лонга «Египетский праздник», 1877 год. Местонахождение: Художественные галереи и музеи, Брэдфорд, Великобритания
Содержание
- 1 Празднество Хеб-Сед
- 2 Разнообразие ритуалов
- 3 Костюмы для праздника Хеб-Сед
- 4 Церемониальный двор для Хеб-Сед
Придать новые силы фараону и подтвердить его власть — для этого в Египте проводился пышных праздник Хеб-Сед (юбилеи правителя). По традиции его отмечали на тридцатый год властвования фараона, затем — каждые два или три года.
Празднество Хеб-Сед
Хотя по правилам верховный правитель мог отмечать свой юбилей, пробыв на троне 30 лет, в жизни некоторые фараоны, например, царица Хатшепсут устроила его гораздо раньше, чтобы продемонстрировать свое величие.
Царица отмечала юбилей своей власти после 16 лет пребывания на престоле. Она слукавила, прибавив к сроку своего правления годы властвования отца, Тутмоса I (1504-1492 гг до н. э.), так что общий «тронный стаж» составил 30 лет, необходимые для проведения торжества Хеб-Сед.
Первым юбиляром был Ден, фараон I династии (3100-2686 гг. до н. э.). Самым ранним археологическим доказательством проведения этого торжества является церемониальный двор в погребальном комплексе ступенчатой пирамиды Джосера в Саккаре.
Порядок проведения празднества изменялся с ходом истории. В зависимости от личных пристрастий одни фараоны довольствовались скромной церемонией, другие, например. Хатшепсут, Аменхотеп III и Рамсес II, требовали пышных торжеств, которые длились не один день.
Просторные залы и дворы часто сооружались специально к торжествам. Праздник начинался в утро того дня, когда после разлива воды Нила начинали спадать. В окружении свиты фараон сначала поднимал постамент джед, считавшийся материальным воплощением хребта (позвоночника) бога возрождения Осириса и символом стабильности страны.
Далее разыгрывалась церемония коронации, когда фараон в коронах Верхнего и Нижнего Египта всходил на два трона, демонстрируя свою власть над всей страной. В конце дня фараон совершал ритуальный забег, для чего существовал особый церемониальный двор, где на расстоянии ставили каменные сооружения, символизирующие границы египетских владений. По окончании официальных мероприятий начиналось всеобщее ликование.
Разнообразие ритуалов
Несмотря на давно сложившиеся традиции, время и личные пристрастия, виновников торжеств заставляли «подправлять» порядок проведения празднества и обновлять символику. Ритуальное плавание в царской ладье, имитирующее солнечный путь по небу, появилось только в период Нового царства (1550-1069 гг. до н. э.). Аменхотеп III для торжественного передвижения по воде даже выкопал искусственное озеро.
Костюмы для праздника Хеб-Сед
На этом рельефе из храма Монту в Медамуде фараон Сенусерт III изображен в праздничном наряде Хеб-Сед. На нем длинное белое одеяние, из которого видны только руки — он держит пальмовую ветвь с насечками, символ долголетия. На голове фараона — красная корона, за спиной (не показано) — его же зеркальное изображение, только в белой короне. Символ объединения двух частей Египта находится на боковых панелях трона.
Церемониальный двор для Хеб-Сед
На юбилейных торжествах чествовали не только правящего фараона, но и былых властителей. Считалось, что после смерти верховный правитель продолжает отмечать свои юбилеи в загробной жизни. В заупокойном комплексе в Саккаре, где возвышается ступенчатая пирамида Джосера, были устроены молельни, внутренний двор и просторная площадка специально для проведения праздника Хеб-Сед.
Во время торжеств Хеб-Сед фараону надлежало продемонстрировать свою физическую силу. Для этого устраивали ритуальный бег между двумя каменными сооружениям, которые служили символическими границами владений фараона. На плане заупокойного комплекса у подножия ступенчатой пирамиды Джосера видно, что церемониальный двор находится сразу за входом.
Хеб-сед (египетск. ḥb-sd)[1] — древнеегипетский общенародный ритуал (фестиваль), проводимый в честь юбилея правления фараона.
Принято считать, что в идеале праздник проводился на тридцатом году правления фараона, а затем через меньшие интервалы времени (три года, иногда, два или четыре). Тем не менее сохранились свидетельства о празднике хеб-сед, который отмечали некоторые правители (особенно Восемнадцатой династии), занимавшие трон меньше трех десятилетий, — например, Хатшепсут, Аменхотеп II и даже фараон Третьей династии Джосер, царствовавший всего девятнадцать лет.[2]
Значение ритуала[править | править код]
В сущности, это был ритуал возрождения, в котором жизненная сила фараона с наступлением нового периода должна возобновиться, также как и его отношений с богами и людьми.
Серия ритуалов, связанных с царской идеологией являлась сердцем фестиваля. На большой площади оборудовались временные часовни для размещения статуй провинциальных божеств Верхнего и Нижнего Египта. Эти статуи присылались из всех частей страны, вероятно, чтобы отдать дань фараону и признать законной власть над всем царством. Со своей стороны, фараон оказывал пользу народу, публично почитая богов, вознося им множество жертв и приношений. К тому же, фараон являл собой связь между монархией и божественной сферой, гарантируя плодородие полей и процветание стад.
Главным местом праздника — по крайней мере в эпоху Древнего Царства — был Мемфис; однако есть все основания полагать, что празднества также проводились в Фивах.
Празднствование[править | править код]
Полного изображения праздника хеб-сед не сохранилось, и поэтому не существует единого мнения относительно последовательности и смысла его обрядов. По всей видимости, приготовления к празднику могли длиться несколько лет.[5] Строились святилища, а статуи фараона высекались из камня и развозились по всей стране, чтобы их можно было установить в знак успешного омоложения царя. Достоверно известно, что Аменхотеп III для своего юбилея построил целый город-дворец в Малкате, на западном берегу Нила напротив Фив. Среди специальных построек этих мест был «дворец» с комнатами для переодевания, где фараон мог отдохнуть во время церемонии и переодеться в требуемый для следующего ритуала костюм. По имеющимся данным, среди построек, сооружаемых для праздника, была погребальная камера, и, кроме того, «временные святилища, называвшиеся „Дома праздника Сед“, строившиеся по образу древних камышовых святилищ».
Сами обряды включали в себя очищение, освящение тронов и святилищ при помощи огня и процессии, в которых принимали участие царь вместе с придворными, статуями богов и группами жрецов — включая жрецов сем, магов, писцов из Дома Жизни и даже «отверзание уст».
Фараон входил в каждое из временных святилищ и подносил дары живущим внутри божествам; эти же боги, в свою очередь, наносили визиты фараону, когда он сидел на троне в специальной беседке. Фараон также посещал быка Аписа, вслед за чем его святилище открывалось и быка выводили, чтобы он шёл перед царским троном.
Исполняя другие обряды праздника хеб-сед, фараон поднимал колонну Джед, пускал стрелы в направлении четырех сторон света, четыре раза всходил на трон. Все эти церемонии проходили в присутствии древнего божества Упуата и бога времени Хеха.
Когда наступало время выходить из символической подземной гробницы-утробы, фараону, по всей видимости, помогал «открывающий уста» жрец. В церемонии «открытия уста», Уоллис Бадж указывал, что «прежде чем лечь на ложе, он [жрец] заворачивался в шкуру быка или коровы, и это действие должно было воскресить умершего; считалось, что проходящий через быка человек получает в дар новую жизнь — для себя или для того, кого он представляет». Разумеется, фараон, исполнявший этот обряд, представлял весь Египет.
Фараон выбирался на поверхность и начинал ритуальный бег вокруг пирамид из камней, причем он был почти обнажен (если не считать чехла для пениса), как в момент рождения. Он пробегал четыре круга, причем как минимум для одного имелся специальный наряд — короткая юбочка. Совершающий ритуальную пробежку Джосер изображен с цепом-скипетром в одной руке и документом, или завещанием, в другой. Текст из храма в Эдфу объясняет: «Я бежал, держа тайну „Двух спутников“ [то есть завещание Гора и Сета], которое Отец вручил мне в присутствии Геба. Я обежал землю и коснулся им всех четырех сторон; я пробежал так, как я пожелал». В изображении на стеле Джосер совершает пробежку и посещает святилища богов в сопровождении летящего бога-сокола Гора и штандарта бога-волка Упуата. На изображениях, описывающих праздник, фараоны совершают пробежку и с другими предметами.
В перерывах между четырьмя пробежками фараон удалялся во «дворец», или комнату для переодевания, чтобы отдохнуть и сменить костюм. Именно в этой комнате он облачался в доходящую до колен облегающую тунику, в которой представал на церемонии восхождения на трон, которой завершался праздник. Статуи фараона в этой одежде — «Столбы Осириса» затем открывались по всей стране, возвещая об успешном омоложении правителя и подвластной ему земли.
На протяжении всего фестиваля, присутствовала большая толпа людей, жрецы, сановники, князья, музыканты, танцоры. В связи с этим, фараон должен доказать, что он способен накормить большое количество гостей. Для того, чтобы увеличить свою силу, фараон Нармер рапортовал, что убил 400000 крупного рогатого скота, 1,422,000 коз и захватил 120000 пленников, сообщая при этом, что накормил на фестивале 100 600 человек.
Существует также изображение омолодившегося[7] Аменхотепа III после праздника сед, проводившегося в Малькатте. Фараон Аменхотеп желал совершить обряды праздника хеб-сед точно так же, как это делали предки, и поэтому поручил своему тезке, жрецу Аменхотепу, сыну Хапу, который «посвящен в книгу богов и искусен в их мистериях», изучить древние ритуалы. Во время праздников, проводившихся при Аменхотепе III, именно сын Хапу проводил фараона через все старинные обряды. В последнее семь лет жизни Аменхотепа III на статуях и барельефах его изображали «преувеличенно молодым».[2]
Ссылки[править | править код]
- ↑ fr:Fête-Sed
- ↑ а б Грег Ридер. Празднование хеб-сед. // Приложение 1 к книге: Роберт Бьювэл. Звездный сфинкс: Космические тайны пирамид. Эксмо, 2007 г. 416 c. ISBN 978-5-699-22897-3
- ↑ XX династия. Храм Medinet Habou
- ↑ III династия. Пирамида Джосера
- ↑ Как к Олимпиаде или ЧМ18
- ↑ Алебастровая статуэтка Пепи I — регалия фестиваля Хеб-сед
- ↑ См. также: Ботокс
1. А.А. Крол. Египет первых фараонов. Хеб-Сед и становление древнеегипетского государства. – М.: Рудомино, 1999.
2. М.Э. Матье. Хеб-сед (из истории древнеегипетской религии) // ВДИ, 1956, №3.
3. Н.М. Постовская. О царских кенотафах древнего Египта (кенотафы и хеб-сед) // ВДИ, 1957, №3. – С. 122-144.
4. J. Assmann. Ma’at. Gerechtigkeit und Unsterblichkeit im Alten Ägypten. C. H. Beck München, 1995.
5. L. Bell. The New Kingdom «Divine» Temple: The Example of Luxor // Temples of Ancient Egypt / B. Shafer, D. Arnold. L.-N.Y., 1997. Р. 127-184.
6. A. Cwiek. Relief Decoration in the Royal Funerary Complexes of the Old Kingdom: PhD Thesis. – Warsaw University, 2003.
7. H. Frankfort. Kingship and the Gods; A Study of Ancient Near Eastern Religion as the Integration of Society and Nature. – Chicago: University of Chicago Press, 1948.
8. A. Gardiner. The Goddess Nekhbet at the Jubilee Festivals of Ramseses III // ZAS. 1911. №48.
9. A.Gardiner. The Baptism of Pharaoh // The Journal of Egyptian Archaeology, Vol. 36 (Dec., 1950), pp. 3-12.
10. J.G. Griffiths. The Costume and Insignia of the King in the Sed-Festival // The Journal of Egyptian Archaeology, Vol. 41 (Dec., 1955), pp. 127-128.
11. B.J. Kemp. Ancient Egypt: Anatomy of a Civilization. – London, New York: Routledge, 1989.
12. W. Murnane. The Sed festival: a Problem in Historical Method // MDAIK. 1981. №37.
13. D.O’Connor. Abydos: Egypt’s First Pharaohs and the Cult of Osiris. – London: Thames and Hudson, 2009.
14. E. Uphill. A Joint Sed-Festival of Thutmosis III and Queen Hatshepsut // JNES. 1961. №20.
15. E. Uphill. The Egyptian Sed-Festival Rites // JNES. 1965. Vol. 24. № 4. – P. 365-383.
16. E.J. Walker. Aspects of the Primaeval Nature of Egyptian Kingship: Pharaoh as Atum. A Dissertation submitted to the Faculty of the Division of the Humanities in candidacy for the degree of Doctor of Philosophy. – Chicago, 1991.
17. R. H. Wilkinson. The Complete Temples of Ancient Egypt. New York, Thames&Hudson, 2000.
18. T.A.H. Wilkinson. Early Dynastic Egypt. – London, New York, 2005.
19. М.З. Гонейм. Потерянная пирамида / Пер. с англ. Ф.Л. Мендельсона. — М.: Географгиз, 1959.
Ритуал Хеб-Сед
Говорить о египетской культуре, не упоминая заупокойного ритуала, невозможно. Перед тем, как перейти к заупокойной тематике, я хочу обратить ваше внимание на один ритуал, который чрезвычайно важен для понимания египетской культуры и для понимания египетского искусства в частности. Огромное количество статуй фараонов, дошедших до нас, было непосредственно связано с этим ритуалом: фараоны в облачении, которое было сделано специально для ритуала, и сами статуи в нем были задействованы. Речь идет о ритуале Хеб-Сед. Это ритуал обновления жизненных сил фараона. Фараон мыслился воплощением жизненных сил своей страны, и по истечении тридцатилетнего срока царствования был уже слишком стар, чтобы править. И тут один из двух вариантов. Или фараона убивать и возводить на престол нового молодого красивого. Эта идея почему-то фараонам не нравилась. Или же провести обряд фактически инициации для обновления жизненных сил фараона. Для этого обряда со всех областей Египта свозились в столицу все номовые божества (изображения). Главная статуя, при ней все необходимые жрецы, при жрецах вся их обслуга и так далее. Событие неординарное. Теоретически, после первого Хеб-Седа фараон должен был проводить следующий, затем вновь следующий, но, насколько я понимаю, столь часто проводить этот ритуал было непросто для экономики страны. И поэтому так часто он и не проводился. Но правила были таковы. Матье дала подробное описание Хеб-Седа, всё это есть на русском языке. Но я должна вас предупредить. Этот ритуал с точки зрения читателя-неегиптолога невероятно скучен. Фараон обязан поприветствовать каждое номовое божество в соответствии с теми или иными обычаями. То есть ритуал состоит из огромного количества повторяющихся процессий. Впрочем, есть и интересные моменты. Во-первых, главное божество ритуала — бог Упуат. Бог в обличии волка. Напомню, что «волк» у подавляющего числа народов земного шара мыслится проводником в мир мертвых (можно вспомнить и русскую сказку «Иван Царевич и Серый волк»). И символически провести фараона через смерть естественно мог именно бог Упуат. Потом нас будет интересовать его близкий «коллега» — бог Анубис. Бог в обличии шакала, который является проводником по миру мертвых, проводником каждого умершего человека. Итак, Вепуат (Упуат) — главное божество, штандарт его несли впереди всех божеств во время ритуала. Самой «колоритной» частью Хеб-Седа была так называемая «смена фараона». Фараон считался умершим, но «умирая», он оставлял документ о престолонаследии, где завещал престол самому себе. И дальше он должен был, пройдя через обновление, доказать, что он стал молодым и сильным, ритуальным бегом (естественно, фараон никуда не бегал, а бегал там кто-то за него). Затем он из рук своей статуи забирал документ и в качестве наследника самого себя воцарялся. Кстати, в хеб-седное одеяние входил бычий хвост. В этом отголосок единства культа фараона и быка, и именование «бык обеих земель» входило в пятичленную титулатуру фараона. С проводником в мир мертвых и обратно — разобрались.
Теперь переходим непосредственно к путешествию в мир мертвых. Я хочу обратить ваше внимание на то, что практически у всех архаичных народов заупокойное бытие человека никогда не связывается с его моральными, нравственными и тому подобными качествами. Оно определяется только формой погребения. И в Египте на протяжении многих тысячелетий дело обстояло точно так же. Как человека похоронят, как будет сохранена его гробница – такое у него и будет загробное существование. При этом египтяне огромное значение придавали сохранению тела в целости. Откуда мумифицирование. В крайнем случае — изготовление статуи, если с мумией какие-то проблемы. Замечу, что когда Египет стал христианским, мумифицирование продолжалось. Никуда оно не уходило. Вообще говоря, христианству оно нисколько не противоречит. И только тогда, когда Египет захватили арабы, и он стал исламским — пришел конец мумифицированию.
Далее — Загробное путешествие
На протяжении тысячелетий они, владыки Египта, следовали одной возвышенной цели — вернуть миру то совершенство, которым он обладал в далекие времена, когда боги жили рядом с людьми. История египетской цивилизации насчитывает около 4000 лет. Но нас поражает не столько время, сколько монолитность Египта, который на протяжении всей своей истории, от первого фараона Менеса до последней царицы Клеопатры, смог сохранить одну великую идею.
Заблуждением было бы считать, что жизнь владыки Египта была легкой и протекала в праздности и удовольствиях. Напротив, каждый его шаг должен был соответствовать строгим правилам и законам. Фараон непосредственно отвечает за правосудие, экономику и благополучие страны. Фараон стоит во главе армии. На охоте, в состязаниях, в искусстве и познаниях — он везде должен быть лучшим. Фараон должен быть примером во всем. Если это было не так, его власть подвергалась сомнению, и тогда Египет переживал самые тяжелые времена.
Одной из основных отличительных особенностей царя и богов от смертных являлось их непосредственное участие в циклах жизни и смерти.
Фараоны Египта были не только политическими правителями страны, им принадлежала и магическая власть над египетской землей и населявшим ее народом. Разлив великой реки, весеннее пробуждение природы, обилие урожая, плодовитость скота, благополучие народа зависели от физической силы царя. Могучий здоровый царь приносил богатство своим подданным и надежно защищал страну от внешних врагов и внутренней смуты. Когда же правитель дряхлел, его магические силы нужно было омолаживать путем совершения целого комплекса сложных ритуалов.
Египтяне считали, что энергия фараона истощается после 30 лет правления. Именно поэтому фараон должен был проходить обряд возобновления жизненных сил Хеб-Сед. Этот обряд мог длиться более двух месяцев. Он состоял из множества церемоний и испытаний. Хеб-Сед давал «второе дыхание» царской власти и позволял почувствовать, что царь и его страна вечно молоды.
Хеб-седный двор комплекса Джосера.
Целью праздника хеб-сед было омоложение фараона, он должен был доказать отсутствие необходимости назначать более молодого и физически крепкого приемника.
Как могло выглядеть омоложение — неизвестно, биология считает этот процесс противоестественным и невозможным. Остается предположить, что церемония строилась на магических практиках. Вероятно, и в наши дни в некоторых племенах, проживающих в долине Нила, устраиваются подобные магические ритуалы, во время которых властитель демонстрирует свою физическую силу с целью продления периода своего правления. Но представляется маловероятным, чтобы фараоны обманывали народ, притворяясь помолодевшими, поскольку сама идея обмана не свойственна менталитету египтян.
Трудно согласиться с теорией, что комплексы пирамид возводились специально для проведения праздника хеб-сед, поскольку это противоречит общепризнанному мнению о том, что пирамиды – гробницы фараонов.
Всемирно известный египтолог Й. Э. С. Эдвардс в своей книге «Пирамиды Египта» утверждал: «Все египетские цари были обязаны отмечать хеб-сед. Происхождение этого праздника во многих аспектах остается неразгаданным, но известно, что он восходит к очень далеким временам, когда по прошествии нескольких лет царствования правитель должен был пройти через символическую смерть. Смысл этой традиции заключался в том, что только умеющий поддерживать в себе силу царь мог обеспечить своему народу счастливую жизнь. После этого праздника исключалась возможность провозглашать нового правителя только на том основании, что он моложе прежнего».
Первая часть праздничной церемонии заключалась в ритуальной смерти фараона. Фараона укладывали в саркофаг, установленный в пирамиде, его оплакивали и в ближайшем храме проводили похоронный ритуал.
Сколько времени продолжался траур и фараон должен был находиться в саркофаге — неясно, но в определенный момент фараон «оживал», также как и его предшественник Осирис.
В «Текстах пирамид» много ссылок на возрождение фараона. Вот один из примеров: «О царь, ты в нужное время возносишься на небо обновленным и помолодевшим». Есть и такие слова: «О царь, проснись же, подними голову, соберись, стряхни земной прах с твоего тела».
Во время кульминационной точки ритуала царь переживал наибольшую потерю своих жизненных сил (надир, абсолютный ноль). В этот самый момент практически одновременной смерти и возрождения царь на мгновение возращался к первоначальному состоянию Хаоса. Это становилось новой точкой отсчета жизни царя, как вновь рожденного бога.
Вот, оказывается, в чем заключался смысл всего ритуала — в абсолютном «обнулении». Царь на мгновение становился богом. Не номинально (как воплощение бога на земле), а реально, посредством ритуала.
Видимо, это происходило в специальном двойном наосе, предназначенном специально для праздника Сед, и в то время, о котором Матье пишет, что «точных сведений о том, что и как происходило в этой важнейшей части Хеб-Седа, мы не имеем».
Это было самым опасным временем для Египта, когда от успеха или неудачи ритуала зависела судьба страны. Представляю, как в полном молчании застывали жрецы и собравшийся народ. Ну а когда царь выходил, удачно пройдя через процесс возрождения, праздник переходил плавненько в фазу ликования и радости для всего народа То есть «заключительный этап Хеб-Седа с обрядами «воцарения» «Нового фараона», которые повторяли часть обычных египетских коронационных обрядов.» (Матье)
Во время праздника хеб-сед статую фараона обматывали бинтами, как мумию, и «хоронили» (помещали в гробницу), а царь считался заново рождённым.
После своего воскрешения царь должен был пройти несколько сложных испытаний и показать свое обновление. Он должен был бегать, стрелять из лука, демонстрировать свою молодую сексуальную энергию.
Важным обрядом во время хеб-седа был бег царя наперегонки с быком. Этот священный бег на глазах у всего народа был призван показать, что правитель вновь находится в расцвете сил, а значит, и Египет будет также процветать.
После прохождения этих испытаний наступало время коронации, о которой также пишет Эдвардс: «Одним из главных элементов праздника хеб-сед было повторное проведение церемонии коронации. Процессия во главе со жрецом обходила построенные в честь богов Верхнего Египта храмы, находящиеся на территории комплекса, предназначенного для празднования хеб-сед. Получив от каждого из божеств Верхнего Египта символическое согласие на возобновление правления, царя подводили к двум тронам. Сначала к тому, что стоял в южной стороне на возвышении под балдахином. Здесь его короновали белой короной Верхнего Египта. Подобная церемония повторялась в храмах, построенных в честь божеств Нижнего Египта, после проведения которой царь поднимался на трон, стоявший в северной стороне двора, где на него надевали красную корону царства дельты Нила. Позже объединение двух царств стали символизировать цветы лотоса и папирус, вплетенные в колонну, установленную на площади».
Объединение страны произошло в результате войны, но во время праздника сед воспевали достоинства мира.
Ещё одно важное обстоятельство, связанное с праздником хеб-сед: в 30-летие своего правления фараон возводил обелиск, посвящённый богу Ра. Но, вместе с тем, известно, что обелиски, как правило, устанавливались парные, из чего я делаю вывод о том, что второй обелиск посвящался Луне. Это подтверждается многочисленными парными изображениями бога Гора и парных символов – учатов, символизирующих его глаза, которые отождествлялись с Солнцем и Луной. Кроме того, все древнеегипетские праздники проходили в полнолуние, когда Гор мог наблюдать событие обоими своими глазами.
В обращении к фараону говорили: «Рождение твое – в повторении «хеб-седов» или «По мере того как ты будешь стареть, да даст Бог тебе миллион «хеб-седов».
Хороший урожай в год «хеб-сед» являлся доказательством большой жизненной силы фараона, которую тот получил благодаря обряду.
А.А. Крол «Египет первых фараонов»
«Традиционный взгляд на Хеб-Сед»
http://pero-maat.ru/heb-sed1.htm#_2
http://maat.ru/news/2006/2006-05-11.shtml
http://oldegypt.info/gallerypic-539-19-print.html
http://www.vturme.ru/blog/2010/10/xalif-vzlomshhik/
http://www.mifograd.ru/egipet.html#k1
Хеб-сед — древнеегипетский «праздник хвоста», который с пышностью отмечался в тридцатый год правления фараона и затем, как правило, каждые следующие три года его царствования. Только царица Хатшепсут отметила хеб-сед раньше этого срока, в шестнадцатый год своего правления. Зачастую празднование сопровождалось возведением особого храма, из которых наиболее известен храмовый комплекс, возведённый Осорконом II в Бубастисе. Праздник имеет весьма древнее происхождение и, по-видимому, отмечался уже во времена Дена и Джосера. Хвост животного был в то время необходимым предметом царского облачения; позднее в церемониалах его заменил джед. По мнению отдельных исследователей, праздник знаменовал магическое восстановление мужских сил царя и тем самым плодородия подвластной ему страны, заменив более древний обряд убиения состарившегося вождя.
|
В этой статье не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. |
Для древних египтян не было ничего лучше, чем разбить обыденность роскошным праздником. Религиозные или политические праздники позволяли и богатым, и бедным отложить свои заботы на день или два, а иногда и дольше, чтобы отпраздновать лучшее из древнего Египта. Праздники в Древнем Египте были разнообразны и широко распространены.
На протяжении всей истории религия играла важную роль в объединении людей, поддерживающих политическую власть и социальный порядок, от Древнего Ближнего Востока до Средневековья и далее до 21 века. Несомненно, религиозные праздники играли важную роль в Древнем Египте и выполняли определенные функции в социально-политическом контексте.
Каникулы и участие в древнеегипетских праздниках
Подготовка к этим праздникам была необходимой и сложной. Например, рабочим Дейр-эль-Медина дали несколько выходных, чтобы сварить пиво для подготовки к празднику. Помимо интоксикации, египтяне использовали другие формы сенсорной стимуляции, такие как движение, запах и звук.
Наконец, фестивали и пиршества были долгожданным событием, поскольку они выполняли роль выходных и моментов, когда все население могло участвовать в государственном культе. Доступ обычно ограничивался высокопоставленными священниками и фараоном, ограничивая доступ в храмы. Однако во время фестивалей к этому относились более снисходительно, и нерелигиозному персоналу разрешался доступ в первый двор большинства храмов.
Календарь фестивалей
По фактическим данным мы можем реконструировать культовый календарь главных божеств Египта, таких как Амон в Фивах, Хатхор из Дендеры, Гор из Эдфу и других. Часто на стенах таких храмов начертаны подробные списки праздников, представленные систематически. Подобные праздничные календари также копировались и хранились в свитках храмовых архивов. По ним мы часто можем определить, происходил ли праздник по гражданскому календарю или по лунному календарю.
Существовали обширные записи, связанные с такими празднованиями, но обычно сегодня мы располагаем лишь частью этих оригинальных текстов. Однако календари фестивалей, как правило, относительно кратко перечисляют детали этих торжеств, такие как их дата, почитаемое божество и, возможно, предложение об участии конкретного священника. К счастью, стены греко-римских храмов в Дендере, Эдфу, Эсне, Ком-Омбо и Филе содержат дополнительную информацию, не вошедшую в календари фестивалей, что позволяет более подробно реконструировать события. Кроме того, свитки папирусов и фрагментарные биографические тексты раскрывают интригующие и часто скрытые детали, такие как процессии, утренние, полуденные и вечерние омовения божества, песнопения и речи.
Подношения во время древнеегипетских фестивалей
Подношения были неотъемлемой частью древнеегипетских праздников, и есть несколько свидетельств употребления алкоголя и того, как это потребление отличалось от повседневной нормы.
Начиная со времен Старого Царства, календари фестивалей также содержали явные ссылки на подношения, необходимые для божеств, связанных с этими событиями. Примечательно, что во время знаменательных событий священники нуждались в финансовой поддержке короля. Имелись также необходимые пожертвования для совершения этих застолий.
Большая часть наших знаний об этой функции фестивалей получена из Мединет-Абу, где представлены замечательные детали, такие как точное количество буханок хлеба, лепешек, пивных контейнеров, мяса, птицы, благовоний и культовых углей, перечисленных рядом с каждым событием. Даже количество зерна, которое пошло на приготовление определенного типа хлеба или определенного типа пива, может быть определено конкретным целым числом, которое относится к предпринятой кулинарии или варке. Это называется «соотношение приготовления».
Часто вводимые сегменты храмовых календарей или помещаемые рядом с соответствующими религиозными праздниками содержат сведения о происхождении таких подношений вместе с количеством зерна, из которого было произведено определенное количество пивных кувшинов или буханок хлеба. Мы можем определить точное количество зерна, необходимое для этих праздников, в сочетании с пропорциями приготовления. Следовательно, мы можем суммировать общее количество зерна, необходимого для существования культа, по крайней мере, для основных церемоний.
По этим данным ученые количественно определили, насколько богатым был конкретный центральный храм и примерно сколько священников необходимо было сохранить.
Разнообразие фестивалей в Древнем Египте
Египет знал обилие праздников и пиршеств. Эти фестивали в Древнем Египте давали возможность следовать сердцу и нарушать социальные и моральные ценности и кодексы. Это означало, что людям было позволено поддаться своим порывам и желаниям, в отличие от непраздничных дней, когда сердце должно быть под контролем. Действительно, это приводит к отсутствию ограничений на моралистический подтекст и акты раскаяния во время фестивалей, что приводит к карнавальной обстановке.
Египетские праздники были самыми разнообразными. Камень Палермо, датируемый 2500 г. до н.э., раскрывает многие из этих праздников. Кроме того, древние египтяне украсили стены храмов Ком-Омбо, Эдфу, Эсна, Дендера и Абидос множеством списков с названиями многих из этих праздников. Древние отмечали государственные праздники, такие как Новый год, День наводнения. Кроме того, у них были популярные праздники; относящиеся к определенной категории или случаю, например к новогоднему свадебному застолью. Кроме того, отмечались местные праздники, связанные с определенной областью или городом, такие как день рождения местного божества и день его победы над врагом.
Культовые и гражданские праздники в Древнем Египте
Фестивали в Древнем Египте были многочисленны и варьировались между официальными и народными праздниками, будь то общие на уровне страны или локальные в каждом регионе отдельно.
Гражданские фестивали
Большинство праздников, известных нам из Древнего Египта, носят скорее культовый, чем гражданский характер. Гражданских праздников было много, но наши источники в основном религиозные. Например, мы знаем, что Рамсес III учредил ежегодное празднование в честь своей победы над ливийцами (Мешвешем), которые безуспешно вторглись в Египет. Еще одним светским событием была коронация королей; древние египтяне часто включали его дату в религиозные календари. Поскольку у Сотиса не было особого культа, гелиакическое восхождение Сотиса (звезды Сириус) можно было считать светским праздником. Это событие имело большое значение, поскольку повторное появление Сотиса после семидесятидневной невидимости первоначально знаменовало собой наступление Нового года, а позже считалось идеальным возрождением земли.
Большинство имевших место праздников были зафиксированы в рамках гражданского календаря. Эти фестивали проходили в определенный день или были разбиты на несколько дней. Ученые обычно называют такие фестивали «ежегодными фестивалями».
Хотя фестивали составляли значительную часть жизни древних людей Верхнего и Нижнего Египта (многие номы или районы имели свои местные фестивали), некоторые фестивали были известны по всей земле.
Древние египтяне отмечали эти праздники, украшая и освещая храмы, распевая песни, принося подношения и жертвоприношения. Древние египтяне полностью связывали эти праздники с верой.
Культовые фестивали
В Древнем Египте государственный культ, в котором фараон или назначенные им жрецы выступали посредниками между богами и людьми, был недоступен простолюдинам. Во время фестивалей государственный культ стал более доступным. Этот момент, в свою очередь, должен был привести к социальной напряженности и неравенству.
Как упоминалось ранее, государственный культ не был открыт для простолюдинов в Египте. Однако он стал доступен во время фестивалей. Простолюдины могли участвовать в религиозных праздниках, но не могли напрямую контактировать с божественным.
Новый год
Конечно же, первым праздником в году стал новогодний праздник. Это началось в первый день года, когда в идеале для древних египтян происходили омоложение и возрождение.
Древнеегипетское празднование Нового года было особенным. Они назвали его «Webt Renpet Nefert», что означает «праздник открытия прекрасного года». Этот праздник начался с восходом солнца 11 сентября, «Тут», четвертого месяца. В это время с рассветом того дня на горизонте появляется йеменская поэтическая звезда. Что касается паводка, то они связывали его с самим паводком так же, как и с годом; Древние египтяне заметили, что всплеск является ежегодным явлением, которое регулярно повторяется. Они также считали, что потоп был не чем иным, как слезами богини Исиды, которая продолжала плакать о своем муже Осирисе после того, как его брат Сет убил его.
Месячное деление года у древних египтян было – как и сейчас – 12 месяцев. Они разделили каждый месяц на 30 дней; однако они отказались от оставшихся пяти дней календаря в году. Они выкинули это даже из своих исторических событий. Однако Новый год продолжался все эти пять дней. Проводили его в празднествах и радостях вне дома, и начинались торжества из храма. Они пошли в верхнюю каюту на крыше храма, неся хлеб, лепешки, блины и вино. Затем они вышли в поля и на берег Нила, наслаждаясь растениями, розами, ветрами и прекрасной спокойной атмосферой. Оставив позади мирские беды и заботы, преследовали их в течение всего года. Их еда на Новый год включала уток, гусей и рыбу.
Праздник Ваги
Через семнадцать дней после Нового года был более печальный праздник Ваги, который со временем стал ассоциироваться с праздником Тота в девятнадцатый день года. Это событие было связано с погребальными ритуалами Древнего Египта. Частные лица праздновали его вне официальных религиозных кругов и в стенах значительных храмов Египта. Наши первые свидетельства этого праздника относятся к 4-й династии, что делает его одним из старейших в Древнем Египте. Первоначальная дата праздника была установлена по лунному календарю, и древние египтяне никогда от нее не отказывались. Следовательно, в течение исторического периода было два отдельных праздника Ваги, один из которых устанавливался в соответствии с лунным циклом, а другой, более поздний, твердо помещался в восемнадцатый день первого гражданского месяца.
Фестиваль Опет
Этот шумный праздник, известный как Прекрасный праздник Опета, проходил в Фивах во второй гражданский месяц и определялся по лунному календарю. Его продолжительность в двадцать семь дней во времена 20-й династии показывает, насколько значительным стал фестиваль. Однако мы практически ничего не знаем о праздновании до восемнадцатой династии и возвышении Фив. Возможно, это был не такой старый праздник, как некоторые другие праздники, хотя во времена Нового Царства в основном преобладало празднование Опета.
Аудитория
Граждане Фив и их гости издалека отмечали плодотворную связь своего фараона со всемогущим богом Амоном, который в Новом царстве стал государственным богом. Во время празднования древние египтяне думали, что могущество и сила Амона были ритуально завещаны его живому сыну, царю. Поэтому праздник относился к официальной царской идеологии государства и, что неудивительно, был свидетелем личного участия фараона.
Из-за наводнения египтяне временно приостановили работу на полях. Люди присоединились к драматическому шествию в честь Амона, которое началось у храма Амона в Карнаке и закончилось у Луксорского храма в полутора милях от него, в южной части города.
В Карнаке люди наблюдали, как первосвященники исчезали в храме. Внутри жрецы омыли изображение бога, одели его в разноцветное полотно и украсили драгоценностями из храмовой сокровищницы, в том числе великолепными ожерельями, браслетами, жезлами, амулетами и безделушками из золота или серебра, инкрустированными лазуритом, эмалью, стеклом и полудрагоценные камни. Затем жрецы заключили бога в святилище, а затем поместили святилище на вершину церемониальной барки или лодки, часто поддерживаемой шестами для переноски.
Священники
Когда жрецы вышли из храма, они пронесли ладью на своих плечах по колонным залам и дворам Карнака. Затем они вышли на многолюдные улицы, где люди толкали друг друга локтями, чтобы мельком увидеть священный сосуд. Многим маленьким египетским детям посчастливилось оказаться на плечах своих родителей, чтобы увидеть.
Во времена Хатшепсут весь путь совершался пешком с остановками на разных стоянках. Позже лодку доставили к Нилу, а затем отбуксировали вверх по течению к Луксорскому храму высокопоставленные правительственные чиновники, которые соперничали за завидную честь.
фараон
Фараон был там, чтобы поприветствовать Амона и сопроводить его в Луксорский храм. Люди слышали ровный бой солдатских барабанов и смотрели, как мужчины из Нубии танцуют под песни благочестия, которые пели жрецы.
Достигнув Луксора, фараон и жрецы оставили толпу позади и направили лодку в темные уголки храма. Благовония наполнили воздух. Состоялся обряд причащения к другому святому образу Амона, Амон-Мину, который, согласно древним верованиям о сотворении, оплодотворил землю и принес обильные урожаи.
И вот фараон вышел из святилища. Горожане бурно приветствовали его и хвалили его достижения; он автоматически прощал любые ошибки, которые он совершил. «Он снова стал воплощением божественной силы и щедрости, источником щедрости и благополучия для Египта».
Молитвы и пожелания
Во время праздника Опет фиванцы могли задавать богу вопросы (оракулы), на которые можно было ответить простым да или нет. Человек может спросить, здоров ли его брат в другом городе. Если баржа наклонялась вперед, ответ был положительным; если он отступал, ответ был нет. Простолюдинам также разрешалось задавать вопросы богу в его храме. В эти исключительные времена счастливых горожан, имевших разрешение войти в храм, сопровождали в уникальные залы для аудиенций. Жрецы передавали ответы через скрытое окно высоко в стене или внутри полой статуи.
Больше всего древнеегипетское население наслаждалось щедростью богов во время этих праздников. Во время одного праздника Опет в 12 веке до нашей эры храмовые чиновники раздали горожанам 11 341 буханку хлеба и 385 кувшинов пива.
Перенесение бога Амона
Древние египтяне отмечали праздник переноса бога Амона из Карнакского храма в Луксорский храм в Фивах. Процессия выходит из Карнакского храма во главе со священниками, несущими на плечах священную лодку. Лодки фиванской троицы (Амон, Мут и Хонсу) – а затем передвинули лодку Амона. Эти жрецы вынесли его из Святая Святых храма, пока не достигли берега Нила. Затем они поместили священные ладьи в настоящие лодки по Нилу и отплыли на юг к Луксорскому храму. Тем временем толпы собираются на восточном берегу Нила, поют и воспевают процессию. Также жрицы пели радостные песни, неся музыкальные инструменты.
Лодки стоят на берегу Нила перед Луксорским храмом. При этом священники несут Троицкие ладьи на своих плечах. Кроме того, массы идут за ними, радостно распевая. Женщины танцуют и играют на музыкальных инструментах. Достигнув храма, царь совершает подношения и жертвоприношения. Ритуалы продолжались в Луксорском храме в течение одной ночи. За несколько дней до этого процессия тем же путем вернулась в Карнакский храм; Празднества продолжались еще одиннадцать дней. С другой стороны, полиция обеспечивает безопасность парада и масс из-за скопления людей.
Фестивали красивых встреч
Древние египтяне праздновали Прекрасную встречу, когда процессия богини Хатор двигалась от ее храма в Дендере. Жрецы взяли ее лодку, окруженную сбившимися в кучу толпами, и направились на юг через Нил, пока не достигли храма Эдфу. Храм Эдфу был местом, где находился ее муж Гор. Хатор отправилась в этот храм, чтобы провести с Гором пятнадцать дней во время этой прекрасной встречи. Более того, во время процессии Хатор остановилась в городе (Эсне), где правитель Эсны предложил сопровождающим процессии великой толпы 500 буханок хлеба, 100 сосудов с вином и 30 плеч крупного рогатого скота.
На берегу Нила в Эдфу правитель Эдфу со священниками и толпой ждал процессию Хатор. Чем южнее плыл парад, тем больше было толп. Толпы оставались у храма Гора, пели и танцевали пятнадцать дней. Жду, когда Хатор уйдет и снова вернется в Дендеру! чья радость будет на них, и они умножатся в великолепии и блеске. Бог Гор уводит богиню Хатхор подальше от глаз масс. Кроме того, они прекрасно проводят время вместе в счастье и довольстве.
Фестиваль Чояк или Сокар
Праздник Чойак или Сокар соперничал с праздником Опет во времена Нового Царства, но был гораздо более древним праздником. Его важность проистекает из связи с древним значением бога подземного мира Осириса и его связи с архаическими силами Мемфиса. Древние египтяне праздновали его в четвертый месяц египетского гражданского календаря, продолжаясь шесть дней с 25 по 30 дни, хотя к позднему периоду праздник стал намного длиннее.
Этот фестиваль берет свое начало в Древнем царстве, и его значение возросло в связи с созданием столицы Египта в Мемфисе на заре египетской истории. Впервые мы находим его упоминание в частных праздничных списках Старого Царства. Однако также ясно, что божество Сокар предшествует объединению Египта и, таким образом, самой египетской истории.
Фестиваль Сокар действительно был мрачным праздником, завершающим первый сезон. Однако последние дни праздника прошли с немалой мукой и грустью. Эта часть праздника вскоре стала ассоциироваться с Осирисом, который считался мертвым к центральной дате праздника Сокар (26-й день).
Праздник возрождения Нехебкау
Неудивительно, что после праздника Сокара в первый день пятого месяца был свой собственный новогодний день возрождения, наступивший всего через пять дней после смерти Осириса. Прошедшие дни были оставлены для возможного воскресения бога. Позже этот интервал был связан с перерождением царя как живого Гора. Следовательно, празднование Нехебкау совпало с Новым годом первого дня первого месяца. Кроме того, в обоих случаях имели место почти одни и те же ритуалы и представления.
Праздник бога плодородия Мин
Праздник Мин также открывал новый сезон и проводился в девятом гражданском месяце, хотя и устанавливался по луне. Возможно, неудивительно, что этот ритуал плодородия восходит к самому отдаленному прошлому Египта. Тем не менее, большая часть информации о фестивале получена из источников Нового Царства и далее.
На этом празднике король срезал первый сноп зерна. Это символически поддерживало его роль жизнеобеспечивающего своего народа. Примечательно, что этот праздник, связанный с Мин, был плодородием и мужественностью возрождения. Поэтому третий праздник посвящен рождению, преобладая сельскохозяйственный аспект.
Фестиваль Валентина Сед
Праздник Валентина Сед — один из праздников, имевших большое значение для древних египтян. Это был тридцатый праздник, когда фараон праздновал тридцатый год своего восхождения на престол. Поэтому король появляется на своем троне в полном составе. В то время как массы вокруг него счастливы и взволнованы, ожидая слова короля, которое их готовит. Кроме того, фараоны проявляют себя, перестраивая некоторые храмовые часовни из золота, серебра и драгоценных камней! Наступает новый тридцатый фестиваль, полный процветания и процветания.
Красивый праздник долины
Beautiful Feast of the Valley — еще одно ежегодное событие, которое египтяне с нетерпением ждут, снова будет сосредоточено в Фивах, позволяя живым общаться со своими близкими в загробном мире. Хотя историки могут проследить празднование до Среднего царства, оно стало важным во время Нового царства. Египтяне проводили его в десятый гражданский месяц.
Шествие
Празднества начались у Карнакского храма на восточном берегу. Священное изображение бога Амона помещали на церемониальную лодку и жрецы несли к Нилу. Со временем изображение бога Амона сопровождалось изображениями его жены Мут и их ребенка Хонсу. Церемония очень похожа на то, как это происходило на фестивале Опет.
На берегу жрецы погрузили святыни на баржи. Затем баржи отбуксировали через Нил на запад, чтобы посетить погребальный храм фараонов и храмы других богов. В этом путешествии участвовала радостная и красочная процессия граждан Египта. Акробаты и музыканты развлекали массы участников. В то же время женщины играли на систрумах, своего рода погремушках, издававших мягкое звяканье, похожее на дуновение ветерка сквозь тростник папируса. Говорят, что этот звук успокаивал богов и богинь.
Процессия завершилась на кладбище, заполненном надгробными часовнями, где древние люди почтили своих умерших родственников, совершая различные ритуалы. Каждая семья, достаточно богатая, чтобы позволить себе часовню, входила в святилище и приносила в жертву еду и питье для своих умерших. (Археологи обнаружили множество столов и чаш для подношений, которые можно увидеть в любом первичном музейном собрании.) Сами празднующие с удовольствием ели и пили много вина. Более того, они входили в измененное состояние (в том числе в опьянение), что заставляло их чувствовать себя ближе к своим ушедшим близким.
Хотя эти личные дела, безусловно, во многом отличаются, они напоминают некоторые нынешние обычаи современного Египта и других культур. Люди отмечают праздник на траве кладбищ, на которых похоронены их умершие предки.
Фестиваль Хеб-Сед
Одним из наиболее значимых аспектов этого праздника является то, что горожане, вероятно, видели его только один раз в жизни. Праздник Хеб-Сед обычно отмечался через 30 лет после правления царя и каждые три года. Этот важный ритуал символизировал возрождение, чтобы обеспечить долгое правление фараонов в загробной жизни. Церемонии должны были вернуть гармонию между королем и вселенной. Кроме того, в случае болезни или просто преклонного возраста царя жрецы совершали официальные обряды после 30 лет царствования. Однако есть свидетельства того, что древние назначали праздник иногда раньше. Обычно он начинался в день Нового года, в один из сезонов Перет (Появление), и начинался с внушительного шествия, как и все древнеегипетские праздники.
Многие церемонии Сэд, восходящие к додинастическим временам, проводились перед официальными лицами и простолюдинами, которым посчастливилось стать частью фестиваля. С этой целью для праздника Сэд часто строились или реконструировались сказочные дворы, с троном на одном конце и публикой на другом конце. Открытый двор Ступенчатой пирамиды в Саккаре выполнял функцию фестиваля Джосера Хеб-Сед. Скульпторы также воспроизвели святыни местных божеств для фестиваля Сед, чтобы показать степень власти царя над всем Египтом.
Роль короля
Те, кто участвовал в королевском фестивале возрождения, были свидетелями нескольких различных ритуалов. Царь сделал подношения богине Сехат-Хор, которая накормила Гора (царя) своим святым молоком, напитком бессмертия. После этого дворяне приходили к королю, предлагали свои услуги и подтверждали свою преданность.
Следующим был самый известный и важный ритуал, чтобы показать королям постоянную потенцию. Согласно La Civilization de L’Egypte Pharonique: царь бегал по полю (или внутри двора Сэда), неся в руках несколько ритуальных предметов — имыт-пера список владений, которые давали царю право владеть Египтом.
На празднике жрецы вели царя в два павильона, где ему вручали короны Верхнего и Нижнего Египта, символически возобновляя церемонию коронации. Позже царь выпустил четыре стрелы в четырех направлениях, чтобы отпугнуть злые силы и обеспечить право Египта на власть над миром.
Привычки, связанные с праздниками
Древние египтяне делали торты разных геометрических форм. Они делали их из животных или цветов и набивали сушеными финиками. Затем укладывали их на плиты из сланца — ведь именно камень легко резать на панели. А потом их испекли. Они пекли торт типа предназначенного для посещения гробниц в виде набора амулетов. «узел Исиды» — один из амулетов, открывающих мертвым врата блаженства. Таким образом, у каждого древнеегипетского праздника была связь, которая связывала их с загробной жизнью.
Влияние наследия
Самое интересное, что нынешние жители Луксора до сих пор празднуют свои религиозные праздники так же, как и древние. В годовщину (Абу аль-Хаджадж аль-Луксор) его посетители прогуливаются, стоя на берегу Нила и пересекая переполненные лодки на его берегу.
Резюме
Социальные аспекты принимают самые разные формы. Этой формой могли быть как частные торжества с родственниками, так и публичные торжества с остальным населением. Публичные и частные торжества имели социальные последствия, поскольку они нарушали рутину для этих людей и позволяли им на короткое время порвать с социальными нормами и ценностями. Этот перерыв позволил им забыть о своей повседневной жизни и обязанностях с помощью всех видов сенсорной стимуляции, очень похожих на современные фестивали.
Деталь печати из черного дерева фараона Дена, изображающая празднование ‘хеб-сед’. Ок. 3000 г. до н.э.
еб-сед — древнеегипетский «праздник хвоста», который с пышностью отмечался в тридцатый год правления фараона и затем, как правило, каждые следующие три года его царствования. Только царица Хатшепсут отметила хеб-сед раньше этого срока, в шестнадцатый год своего правления. Зачастую празднование сопровождалось возведением особого храма, из которых наиболее известен храмовый комплекс, возведённый Осорконом II в Бубастисе.
Праздник имеет весьма древнее происхождение и, по-видимому, отмечался уже во времена Дена и Джосера. Хвост животного был в то время необходимым предметом царского облачения; позднее в церемониалах его заменил джед. По мнению отдельных исследователей, праздник знаменовал магическое восстановление мужских сил царя и тем самым плодородия подвластной ему страны, заменив более древний обряд убиения состарившегося вождя.
- Сайт «Wikipedia — Свободная Энциклопедия»