Праздник семик обряды

Что это за праздник. Как связаны Семик и Троица

Семик — праздник христианский, отголосок Руси языческой

Семик — один из самых ярких праздников раннего христианства, упоминание о котором встречается еще в летописях XII века. Но не старайтесь найти дату Семика в православном календаре. Его там нет. Почему? Разберемся. А заодно узнаем лучше, что это за праздник и, как связаны Семик и Троица.

Семик - Заленые святки

Праздник на Руси: история и смысл

В четверг перед Троицей, за три дня до святого праздника, отмечали предки наши Семик, то есть седьмой четверг. Провожали славяне весну и, встречая лето, надеялись на щедрый урожай. Проводили обряды, закладывая в них глубокий смысл бесконечного круговорота от момента рождения до смертного часа. Семик завершал переходный период от весны к лету, который открывала щедрая Масленица.

Оба праздника перекликаются между собой тем, что имеют давние корни и выросли на почве язычества. Православная церковь не приветствовала поклонение силам природы, веру в нечистую силу и потому всячески противилась подобным празднествам. Искоренить начисто память о Семике в народе не удалось, но получилось перетянуть внимание на Троицу, изменив смысл события и значение праздничных обрядов на Руси.

Какого числа отмечают и сколько длится Семик

День Семика определить легко — это четверг за три дня до празднования Святой Троицы. С него начиналась неделя, называли которую Семицкая или Зеленые святки. В текущем 2022 г. дата начала выпадает на 9 июня. Но помните, что православная церковь не считает сие событие праздником.

Даты на ближайшие годы и прошлых лет

Даты празднования Семика

Семик или Зеленые святки: традиции и символы

Плетение березовых венков

Обряды на Руси, которые проводились на Семицкой неделе, неразрывно связаны с березой — священным деревом славян. Молодые и совсем юные девицы собирались в березовой роще, чтобы поводить хороводы, попеть и повеселиться. Но обязательным действом этого события было плетение венков. Тонкие веточки дерева, сплетенные в кольцо, символизировали жизненный цикл, где женщинам отводилась роль продолжательницы рода. Девушки верили в силу природы, которая наделит их способностью к деторождению.

Тонкую березку, срубив, наряжали в женское платье. Проносили с почестями, как дорогую гостью, по улицам. Ставили в центре деревни, украшали веточки лентами и незатейливыми поделками. В Духов день дерево топили или сжигали. Тем самым символизируя круговорот: рождение — жизнь — смерть.

Зелень березы сушили и хранили год как оберег. Люди верили, что магическая сила, заложенная в ней природой, поможет избежать неурожая, голода и мора от болезней.

В эти дни проходила массовая заготовка полезных трав на весь последующий год. Считалось, что собранная в положенный срок зелень, обладает особыми свойствами.

Кумление

Девушки проводили обряд кумления. Через венок, сплетенный из зелени молодой березки и украшенный крестиком, молодки целовались и обменивались платками, бусами или колечками в знак особого душевного родства и верной дружбы. Становясь кумами, они как бы совершали переход из девичества в категорию женщин, способных к рождению ребенка.

Поминовение

Еще одной значимой особенностью Семика был обычай поминовения усопших. Но он отличался от подобного, принятого на Троицу. В Семицкую неделю вспоминают тех, кто стал жертвой убийцы, совершил суицид, утонул, замерз, скончался во время эпидемий, столь частых в те годы. Тела таких покойников свозили в дома, называемые скудельниками или гноищами, и хранили их в холодных подвалах. В Семик непогребенные отпевались и предавались земле. Чтобы достойно похоронить тех, кого постигла неестественная смерть, собирались всем миром и каждый старался помочь в меру своих возможностей: деньгами или трудом, роя могилы, обряжая покойников. А потом устраивались поминки для всех присутствующих.

Русалии

Часто дни, следующие за Святой Троицей, называют Русальной неделей или Русалии. Многие сказания и легенды того времени посвящены русалкам, имеющим крепкую связь с духами воды и растений. Предки современных славян верили, что в эти дни жительницы рек выходят в мир людей и блуждают в поисках жертвы. Встретят девушку — защекочут до смерти. Встретят парня — доведут до беспамятства, очнется молодец, а вырваться из плена водяной нимфы уже не в силах. Ритуалы, совершаемые на Русальной неделе, часто носили отпечаток непристойности и разгула эротического характера, что строго осуждалось церковью.

Приметы и поверья

  • Незамужние девицы во время Зеленых святок пускали на воду венки, веря в примету: поплывет он и не утонет, значит, жди сватов на порог в этом году.
  • Женщины постарше старались в эти дни собрать побольше Кукушкиных слез — растения, которое должно было сохранять и усиливать любовь ненаглядного муженька вплоть до следующего сбора трав.
  • После ритуала кумления девушки собирались за столом, чтобы угоститься принесенными из дома кушаньями. Обязательное блюдо — яичница как символ солнца, плодородия и достатка. К столу допускались юноши, которым запрещалось присутствовать при обряде кумления.
  • Покойников, которых отпевали и хоронили на Семик, называли “заложными”. По-разному трактуется смысл этого слова. Иногда ссылаются на факты, когда тело умершего “закладывали” в могилу лицом вниз. По другой версии, считается, что душа умерших насильственной смертью — заложник сложившихся обстоятельств, и поэтому вынуждена блуждать в пространстве и времени.

История Семика — это наши корни и путь становления веры. Языческое торжество не вписалось в календарь православных праздников. Но наложило отпечаток на празднование светлого дня Святой Троицы и оставило в наследство красивые традиции, связанные с символом русичей — белоствольной березой и обряды поминовения тех, кто навсегда покинул грешную землю.

Дата в 2021 году 17 июня 2021 года, Четверг
Церковное название: Велик четверг, Великоденный четверг, Троица умерших
Значение: Поминальный четверг пред Троицей, встреча лета
Другие названия: Тюльпа, Семуха, Русалчин Велик день, Мавский Велик день, Навская Троица, Рипей, Сухий четверг
Традиции: Поминальные обеды на кладбище, обряды с березой, кумление девушке-подростков

Семик праздник, который до введения на Руси христианства считался одним из самых больших и радостных. Это был праздник начала лета, совершались обряды на урожай, воспевались песни к березе – символу лета и плодородия. У праздника нет постоянной даты, он отмечается за три дня до Троицы, то есть седьмой четверг после Великого Воскресенья, отсюда и название Семик (от слова семь).

История уходит во времена еще до христианства. С наступлением тепла, верили, что в канун праздника выходят из воды русалки. С этим поверьем было связано много страшных примет и запретов. Вера внесла свои коррективы в праздник, и он заиграл новыми красками, добавились поминальные обряды на кладбище, дополнились приметы на урожай, песни и молитвы.

Традиции и обряды:

С самого утра собиралась с деревень молодежь, и шли гурьбой в лес завивать березы. Обряды с березой остались еще со древней Руси, дерево и по сей день считается символом плодородия и лета. Находили самую кудрявую березу, отламывали от нее большую ветку, каждая девушка должна была повесить на нее свое украшение – ленточку, бусы, сережку, платок, лоскуток. Вокруг украшенной березки водили хороводы и пели песни об урожае, показывая действа работы в поле.

В некоторых областях России заплетались косы прямо на растущих березах – их наклоняли и вплетали в их ветви травы. На Троицу ходили расплетать. Девушки плели венки из березовых прутьев и гадали по ним. Если сохранить венок до Троицы, он подскажет, какой будет любовь. Завядший венок указывал на быстрые и ненадежные чувства. Свежий венок обещал крепкие и долгие отношения. Еще их бросали в воду, на Русалчин Велик день. Если венок тонул – ходить еще год незамужней (иногда предсказывал и смерть), если всплывал венок – это к скорому замужеству и большой удаче.

Проходили обряды кумления. Такое название тоже происходит от березы, которую называли кумой после того как украшали. Кумлились девочки-подростки, которые вступали во взрослую девичью жизнь. Нужно было выбрать себе подругу, сплести венок, украсить его обеим подружкам и поцеловать друг друга сквозь венок. Такой обряд обещал крепкую и верную дружбу двух «кумушек».

Важным обрядом на урожай была яичница, которая готовилась там же в лесу и считалась символом плодородия. С той же целью выпекались Козули – лепешки с яйцами в виде веночка. Скорлупа после приготовления в этот день считалась целебной, ее высушивали, толкли в порошок и хранили в специальном мешочке.

Устраивались поминальные обеды на кладбище. Могилы украшались ветками берез и венками. Велик четверг – единственный день в году, когда можно заказать панихиду на умершего не своей смертью. Таких людей называли «заложными» (души заложники), умерших не своей смертью, внезапно от болезни или убитых.

В некоторых регионах страны березу одевали как девушку и «водили» по деревне. Береза «заходила» в каждый дом, важно было ее угостить наудачу. В конце праздника березку бросали в реку, сжигали или закапывали в землю – прощались с ней.

Несмотря на яркий и веселый праздник, приметы в этот день были мрачными:

  • Старые поверья о русалках запрещали в этот день приближаться к воде. В этот день ничего не мыли, не стирали, и даже не купались.
  • Заниматься тяжелой работой, шить вышивать, прясть также было нельзя.
  • Опасались ходить в лес поодиночке.
  • Единственной хорошей приметой считалась посадка ржи. Праздник обещал хороший урожай на эту культуру.

Что нельзя делать на Семик:

С Семиком в народе связаны некоторые запреты, которые строго соблюдались нашими предками.

  • Начиная с Семика всю следующую неделю нельзя работать в поле.
  • Под запретом было ходить в лес на Семицкой неделе.
  • В эти дни старались не подходить к рекам и озерам, особенно в полдень и в полночь, так как в этих местах и в означенное время можно было встретить русалок, опасных для человека.
  • Женщины также не ходили на реку полоскать белье, не белили холсты, не выполняли ткаческих работ.

Обряды и обычаи Семика:

Большинство обрядов проводимых на Семик — обходы полей, гуляние и трапезы девушек и молодых женщин на поле, величание ржи, «вождение колоска», качание молодежи на качелях, исполнение круговых игр с мотивами сеяния, роста, созревания мака, льна, проса — были направлены на получение хорошего и богатого урожая.

Обряд кумления:

Девушки устраивали в Семик обряд кумления. Через венок, сплетенный из зелени молодой березки и украшенный крестиком, девушки целовались и обменивались платками, бусами или колечками в знак особого душевного родства и верной дружбы. Становясь кумами, они как бы совершали переход из девичества в категорию женщин, способных к рождению ребенка. Участие девушек-подростков в семицких девичьих гуляниях, кумлении, хороводах закрепляло за ними статус достигших брачного возраста.

Обряд поминовения:

Семик иногда называли Пасхой умерших. Это единственный в году день поминовения заложных покойников — самоубийц, опоиц, умерших без покаяния, проклятых родителями, казненных преступников, колдунов. На кладбищах и местах массовых погребений служили вселенскую панихиду. На могилы заложных покойников приносили ритуальную пищу: крашеные яйца, вино, блины и булки, испеченные из муки, собранной «по завету» по всем домам селения. Прямо на кладбище после панихиды устраивали гуляние с «дурачествами». В качестве поминовения также раздавали нуждающимся милостыню.

Обряд вождения колоска:

В Семик девушки ходили в поля и «величали» рожь. Существовал красивый обычай «вождение колоска»: самую красивую девочку-подростка нарекали колоском и наряжали в красивый сарафан и венок, украшенный лентами. Затем  девушки брались попарно за  руки, а девочка-«колосок» переступала у них по рукам. Эта процессия с пением  заклинательных песен шла в поле, где девочка  срывала горсть ржи и раскидывала колоски по дороге назад. Исполнительницы обряда по возвращении в деревню угощали своих родителей и односельчан коллективной брагой.

Обряд завивания березы:

Главным обрядом Русалочьей недели было завивание или заламывание берёзки и плетение венков из берёзовых веток и цветов. Связан он был с древним культом матери-богини, поэтому присутствие мужчин на таких таинствах было святотатством — мужской взгляд мог испортить завитую берёзку. В обряде участвовали только девушки или молодые женщины, не имевшие детей.

По традиции они шли в поле или в лес, выбирали там одиноко стоящее деревце, с шутками и песнями украшали его бусами и лентами и, чтобы угодить русалкам, которые очень любят качаться на ветвях берёзы, сплетали ветви в венки. Отсюда и пошло выражение «берёзу заломати».

Совершив обряд украшения деревца, девушки садились в его тени, причём считалось: которая сядет первой, та и замуж выйдет первой.

Тут же расстилали на земле скатерть и совершали обрядовую трапезу которая включала ряд обязательных блюд: пиво, квас, куличики, творог со сметаной и яичницу. И лишь теперь можно начинать хоровод. 

Во всех этих действиях был определённый смысл: так девушки могли подружиться, «покумиться» с русалками, которые могли поведать им будущее.

Защитный ритуал от колдовства:

Это ритуал совершают на следующий день после Семика, в пятницу перед Троицей. Замесите тесто и слепите столько лепешек,сколько членов в вашей семье.Перед тем как печь,ставьте на лепешках кресты и говорите:

«Открещиваюсь крестным знамением,
Хлебом, Богом данным, от дел и болезней колдунов
Всех мастей, из всех волостей.
Как эта лепешка во мне переварится,в г…о превратится,
Так,что ни начал бы кодун
Против моей семьи,для него г….ом обернулось.»

Каждый член семьи съедает лепешку.

Заговор на любовь для девушки:

В четверг перед Троицей нужно сплести из полевых цветов венок, трижды перекрестить, заговорить и бросить его в проточную воду. А потом, не оборачиваясь, вернуться домой. Заговор такой:

«По полю зелену девушки гуляют, цветы собирают, веночки плетут да в воду бросают. Суженый-ряженый, ты венок-то поймай, мне, рабе Божей (имярек), отдай. Во веки веком. Аминь».

Гадания на Семик:

Семицкая неделя не просто так называлась зелеными святками. Как и в зимние святки, этот период считался благоприятным для разного рода гаданий. 

На Семик девушки заплетали венки и загадывали на них желания. А через три дня, на Троицу, отправляются в лес смотреть, что произошло с венком — сохранился он или развился. Бытовало поверье, что если венок завянет, то беды и смерть ждут девушку, заплетшую этот венок, или того ее близкого, на кого этот венок был сплетен. Если венок не засыхал, то желание, загаданное ею при плетении венка, обязательно должно было сбыться.

Потом с помощью венков девушки гадали, какая судьба их ждет. Для этого они кидали венки в реку. Руками в воду венок кидают довольно редко, обычно же девушка близко подходит к воде, низко нагибается над ней, чтобы венок сам упал с головы. Иногда для пущей верности гадания девушки для этого становились к реке спиной и выгибались назад.

По тому, как плыли венки, в какую сторону, с какой скоростью, кружились на месте или нет, девушки гадали, что их ждет. Иногда, чтобы помочь им разобраться, что значит то или иное поведение венка, с ними на реку отправлялась умудренная годами пожилая женщина. Множество трактовок бытует среди крестьян, живущих в разных областях. Однако есть и какие-то общие черты. Например, потонувший венок сулил девушке смерть или измену любимого, от того, в какую сторону венок плыл, зависело, куда она выйдет замуж.

Позже, с принятием православия, древний языческий праздник был приурочен к празднику Троицы, но обряды его практически не изменились: так же всей деревней убирали могилки и поминали усопших, так же девушки ходили завивать берёзу, разве что во время «кумовства» подружки стали обмениваться не лентами и платочками, а крестиками. С древним же смыслом Семика за века произошло то же, что и с одним из её ритуальных гимнов «Во поле берёза стояла», давно ставшим просто любимой народной песней.

Семик

Русские величают Семик честным (благородным), подобно Масленице.

Семик – седьмой четверг после Пасхи – считался очень большим праздником. «В сорокадневном периоде весенних праздников особенно замечателен Семик, любимый народный, или, лучше сказать, девичий, праздник, по содержанию своему схожий со Святками. Он приходится на седьмой четверг по Пасхе – на седмицу Святых Отцов, которая у простолюдинов известна под именем семицкой (а в Малороссии – клепальной, от клечанья – разного рода древесных ветвей, особенно кленовых, какими там украшаются дворы и покои). От седьмой седмицы обыкновенно и производят название Семик». С него начинался сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета.

Дни семицкой недели народ называл особенными именами: вторник – задушными поминками, четверг – семиком, субботу – печальным днем, семицкие ночи называются воробьиными.

На Семицкой неделе отправлялись разные обряды: Задушные поминки, Семик, Кукушки, Моргостье, завивание венков, пелись особенные семицкие и троицкие песни.

То, что Семик почитался одним из трех главных праздников летних, подтверждают слова старинной костромской песни:

Как у нас в году три праздника:

Первый праздник – Семик честной,

Другой праздник – Троицын день,

А третий праздник – Купальница.

Как правило, Семик с незапамятных времен отправляется народом в четверг в рощах, лесах, на берегах рек и прудов. К этому дню рубят березки, красят яйца в желтую краску, пекут караваи, сдобники, дрочены и яичницы.

Селения в это время буквально преображались: дома и улицы украшались срезанными березками, ветками, цветами.

А как разнообразно справлялись обряды в разных местах!

Каждая губерния и даже деревня имела свой набор и последовательность действий, свой обязательный песенный репертуар, но основные элементы обряда сохранялись: выбор и украшение дерева, совместная трапеза под ним, завивание венков, кумление, срубание дерева с последующим уничтожением его, хороводные песни и игры под ним, гадание на венках, брошенных в воду. Обратимся к «Церковно-народному месяцеслову» И. П. Калинского.

В среду девушки отправляются выбирать – «заламывать» березки, а на другой день, в семицкий четверг, или же в субботу, с яичницей и пивом идут завивать выбранные березки. При завивании венков пели известную песню «Ай во поле липонька!..» Содержание ее следующее. Красная девица сидит в белом шатре под зеленою липою, вьет венок из цветов, украшая его дорогим яхонтом, и говорит со вздохом: «Кому этот венок носить? Ужели старому? Нет! Старый не будет носить! Старый не отрада, не защита моей молодости. Пусть же носит его мой милый друг!» Обвивая плакучие березы лентами, нитками, привязывают венки к ветвям, а из ветвей делают один венок. Подходя к венку, целуются и приговаривают: «Здравствуй, кум и кума, березку завивши! Покумимся, кума, Покумимся! Нам с тобою не браниться, Вечно дружиться».

После этого обвивают березу поясом и лентами и поют песни. Каждая приносила с собой глазок яичницы. После того как все березки завиты, яичницы размещались вокруг одной березки, а девушки, взявшись за руки, водили хоровод.

В некоторых селах и деревнях начала пекли козули – круглые лепешки с яйцами в виде венка. С ними девушки ходили в лес, где с песнями завивали ленточки, бумажки и нитки на березе, на которой завязывали еще ветки венками.

А вот и песни, с которыми завивали березки.

Благослови, Троица,

Богородица,

Нам в лес пойти,

Нам венки завивати.

Ай Дидо, ай Ладо,

Нам венки завивати

И цветы соривати…

* * *

Благослови, Троица,

Богородица,

Нам в лес пойти,

Венок сплести!

Ай Дид, ай Ладо!

* * *

Мы пойдем, девушки,

Во луга гуляти,

Ой маю, маю,

Маю зеленому.

Во луга гуляти,

Венки завивати,

Ой маю, маю,

Маю зеленому.

Мы завьем веночки,

Зеленые цветочки,

Ой маю, маю,

Маю зеленому.

Завьем зеленые,

Будем веселые,

Ой маю, маю,

Маю зеленому.

* * *

Березки, радуйтесь!

Зеленые, радуйтесь!

К вам девушки идут,

Молодешеньки идут,

Завивать венки идут!

* * *

– Честной Семик!

Позволь нам гулять,

Венки завивать!

Завью я веночек

На круглый годочек.

– Семик, Семик,

На чем ты приехал?

– На зеленом листочке,

На ржаном колосочке!

* * *

Завивайся, березка,

Завивайся, кудрява!

Мы к тебе идем,

Мы венки несем,

Каждому листочку —

По алому цветочку,

Каждой веточке —

По ленточке.

* * *

Не радуйтесь, дуб и клен!

Радуйся, белая береза!

К тебе девушки идут,

К тебе красные идут,

С яишницей, с куличком,

С пшеничным пирожком, —

Березку завивать,

Семик величать!

* * *

Береза моя, березынька,

Береза моя белая,

Береза моя кудреватая!

Стоишь ты, березынька,

Осередь долинушки.

На тебе, березынька,

Листья бумажные,

Под тобою, березынька,

Трава шелковая.

Близь тебя, березынька,

Красны девушки

В Семик поют,

Под тобой, березынька,

Красны девушки

Венок плетут.

* * *

Что не белая березынька

К земле клонится,

Не шелкова травынька

Под ней расстилается,

Не бумажны листочки

От ветру раздуваются, —

Под этой березынькой

С красной девицей

Молодец разговаривает.

* * *

Благослови, Троица,

Богородица,

Нам в лес пойти,

Нам венки завивать!

Ай Дидо! ой Ладо!

Нам венки завивать

И цветы сорывать.

Ай Дидо! ой Ладо!

А мы в лес пойдем

И цветов нарвем,

Мы цветов нарвем

И венок совьем.

Ай Дидо! ой Ладо!

Свекру-батюшке,

Свекрови-матушке,

Свекру-батюшке – малиновый,

Свекрови-матушке – калиновый.

Ай Дидо! ой Ладо!

Пойду ль я тишком

Лужком, бережком,

Сломлю ль с сыра дуба веточку,

Брошу на быструю реченьку,

Ай Дидо! ой Ладо!

Не тонет, не плывет

С сыра дуба веточка,

Не тужит по мне

Свекор-батюшка, свекровь-матушка.

Ай Дидо! ой Ладо!

* * *

Ой Дидо! ой Ладо! На кургане

Соловей гнездо завивает,

А иволга развивает;

Хоть ты вей, не вей, соловей,

Не бывать твоему гнезду свитому,

Не бывать твоим детям вывожатым,

Не летать им по дуброве,

Не клевать им яровой пшеницы.

Ой Ладо! ой Ладо! ой Дидо!

* * *

Ты не радуйся,

Дуб с горькою осиною!

Ты радуйся, белая береза!

К тебе девки идут,

К тебе красные идут,

С пирогами, со яишницей,

Со драченами.

* * *

Ходит колос по яри,

Что по белой по пшенице,

Из зерна-то – коврига,

Из полу зерна – пирог.

Где девушки шли,

Тут рожь густа;

Где бабы шли,

Там вымокла;

Где мужчины шли,

Там повыросла;

Где ребята шли,

Там повылегло.

А теперь давайте познакомимся с тем, как праздновался Семик у волжских жителей. Здесь все происходило как будто бы по сценарию, который написан был самой историей. Судите сами. Семик открывается хороводною песнею, которую поют, ходя около березы, из ветвей которой делают венки, украшая оные лентами:

Не дожжик березу обмывает,

Здесь в роще девок прибывает.

Скачите, пляшите, красны девки!

А вы, холостые, поглядите!

С гулянья вам девушек не взяти,

А взять ли, не взять ли с доброй воли,

По батюшкину повелению,

По матушкину благословлению,

По невестину рукоделию…

По окончании сей песни делают собою другой круг, в середине которого мужчина и женщина ходят и поют с прочими:

Ах во поле липынька стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Под липою был шатер,

В том шатре стол стоит,

За тем столом девица,

За тем сидит красная,

Шьет ширинку золотом,

Нижет узду жемчугом.

Ехал мимо молодец;

– Бог на помощь, девица,

Бог на помощь, красная,

Ширинку шить золотом,

Низать узду жемчугом!

Мужчины поют:

Не мне ли ширинка?

Не моему ли коню уздечка?

Женщины ответствуют:

Не по молодцу ширинка,

Не по твоем коне уздечка.

Последующую песню поют подобно предыдущей, только с тою разницею, что ходит в середине круга один мужчина, а потом женщина; по некоторым словам пляшут:

Царь по городу гуляет,

Царь царевны своей ищет.

Пляшут:

– Уж ты где, моя царевна,

Где княгиня молодая?

– Уж и вот твоя царевна,

Вот княгиня молодая!

По загороду гуляет,

Шелковым платком махает,

Златым перстнем освещает.

Растворяйтеся, ворота,

Растворяйтеся, широки,

Вы еще того пошире.

При этих словах одна сторона круга раздвигается и двое, подняв вверх руки, держат платок за оба конца, чтобы дать пройти сквозь сделанные таким образом ворота царевне, которая в то время была вне круга. Когда же пройдет царевна, продолжают петь:

Вы сойдитеся поближе!

Вы еще того поближе!

Поцелуйтесь помилее!

Вы еще тово милее!

Народный праздник Семик всегда в седьмой четверг после Пасхи и за три дня до Троицы.

В народе Семик имеет много других названий. Этот праздник также зовут Русалчин Велик день, Троица умерших, Велик четверг, Великоденный четверг, Зеленые святки, Тюльпа, Семуха, Мавский Велик день, Навская Троица, Рипей, Сухий четверг.

Чаще всего в народе можно услышать название этого праздника — Русалчин Велик день. Причина в том, что в старину в этот день люди проводили своеобразные обряды прощания с весной, которые назывались «Похороны русалок».

Согласно истории, праздник является своего рода гранью между весной и летом. До принятия христианства на Руси Семик был одним из самых важных праздников, а потому ранее к его празднованию было принято готовиться заранее. Но после прихода православного христианства этот праздник стал мене популярным, хотя совсем от него люди не отказались. Во многих регионах по сей день Семик отмечается и имеет большое значение. Ведь одной из главных традиций этого дня является поминовение умерших родных. А на Руси во все времена люди свято чтили память своих усопших близких.

Поминают в Семик в первую очередь так называемых «заложных покойников», то есть тех, кто умер не своей смертью, скончался внезапно или был убит. В народе есть поверье, что «заложные покойники» не могут найти упокоение, а потому постоянно бродят по земле. Люди верят, что, застряв между двух миров, они могут стать слугами нечистой силы и злых духов.

«Заложными» в народе их называют по той причине, что обряд их захоронения был особым. Хоронить таких умерших было принято лицом вниз, закладывая тело камнями и ветвями деревьев. Также бытует мнение, что этот термин появился в результате поверья, которое гласит, что после смерти души этих покойников блуждают как заложники.

Несмотря на довольно мрачную историю, в народе Семик считается праздничным днем. В старину по традиции в этот праздник было принято девочек-подростков принимать в девичьи компании. Для этого проводился специальный обряд кумления, когда устраивались посиделки, выбирались задушевные подруги, устраивались гадания на суженого.

Главным символом праздника Семик традиционно выступает береза. С давних пор это дерево почитается как источник неиссякаемых сил и энергии. Люди всегда водили хороводы именно вокруг березы. Причем не только на Семик, но на другие праздники.

Девушки на Семик украшают березы цветными лентами, бусами, яркими платками. Также они плетут венки из полевых цветов и завивают березовые венки. Эта традиция до сих пор очень популярна среди молодых незамужних девушек.

Не изжил себя также обычай ходить на Семик на кладбище. Люди в этот день украшают могилы умерших родных березовыми ветвями. Считается, что Семик  – это единственный день в году, когда у людей есть возможность заказать панихиду по «заложному» покойному родственнику.

Согласно народной примете, на Семик нельзя стирать и мыть, то есть выполнять любую работу с водой. Также не стоит купаться в этот день. Старые люди говорят, что на Семик нужно быть как можно дальше от воды, дабы не накликать утопленника.

Заниматься тяжелой работой или рукоделием в этот день также не стоит.

Нельзя на Семик ходить одному в лес, чтобы не навлечь на себя беду.

В этот день по народной примете можно сеять ячмень, тогда он даст богатый урожай.

Семик – переходящий
праздник лунного календаря, отмечаемый
в четверг на седьмой неделе после Пасхи.
Праздник цветения молодой растительности,
имеющий продуцирующий смысл.

Троица и Духов
день – воскресенье и понедельник седьмой
и следующей за ней восьмой недели после
Пасхи. Двунадесятый христианский
праздник.

Региональные
названия: «зелёные святки», «гряная»,
«русальная» неделя.

Обряды Семика и
троицкой недели: украшение берёзы,
вождение хороводов вокруг неё, хождение
девушек с берёзовыми ветками по полю,
кумление и побратимство, плетение
венков, гадание на венках, изготовление
семиковой куклы, приготовление «русальей
трапезы» — кушаний из зерна и яиц,
олицетворяющих растительную силу,
«крещение и похороны кукушки», поминовение
предков..

Семицкие песни
западных областей России: «Ну-ка, кумушка,
мы покумимся» (Смоленской обл.), «На
гряной неделе русалки сидели» (Брянской
обл.), «Завью венки да на святки» (
обл.) и др..

Древние трихордовые
попевки и трихорды с субквартой. Бурдонное
многоголосие и «гукание» в брянских
семицких и троицких песнях.

Семицкие обряды
и песни в творчестве Н.В. Гоголя, А.Н.
Островского, Н.А. Римского-Корсакова,
П.И. Чайковского, А.Т. Гречанинова.

3.6. Купало.

Языческий праздник
летнего солнцестояния, совпадающий с
христианской датой Рождества Иоанна
Крестителя.

Этимология слова
«купало» связана с корнем «куп», что
означает «сбор», «группа», «груда». Это
имя языческого божества, а также чучела
из травы, которое жгли и топили в конце
праздника.

Обрядовые действия
направлены на взаимодействие со стихиями
огня (катание с возвышенности в воду
зажженных колёс телег, имитирующих
движение солнца по небосклону, прыжки
через костёр); воды (очистительные
купания перед началом уборочных работ);
растительности (сбор трав и кореньев,
плетение венков, поиск цветущего
папоротника, начало сенокоса).

Ночь на Ивана
Купала – разгул нечистой силы: ведьм,
колдунов, оборотней — на Лысой горе.
Изготовление отворотного и приворотного
зелья. Заговоры.

Ворожба,
предсказательные, охранительные и
витопродуцирующие обряды купальской
ночи.

Регионы бытования
купальского обряда: Брянская, Псковская,
Смоленская области, Красноярский край.

Стилистика
купальских песен. Поэтическое содержание
и особенности языка, сцепляющая строфика,
трёхфразовые напевы, ладовое разнообразие,
развитая мелизматика, гетерофонное и
бурдонное многоголосие, исполнение в
низком регистре.

Купальский обряд
в творчестве Н.В. Гоголя, А.Н. Островского,
Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского.

3.7. Жатва.

Кульминационный
этап земледельческого календарного
цикла. Этапы жнивного обряда: зажинки,
обжинки, дожинки, помочи (толока).
Маркировка пространства при помощи
обхода нивы с первым снопом. «Завивание
бороды полевому деду». Их
охранительно-продуцирующий смысл.

Бытование жнивной
обрядности в местах древних поселений
славян: в Псковской, Смоленской, Брянской
областях, на Севере России и в Сибири.

Жанровое разнообразие
песен, исполняемых в период жатвы:
зажиночные, обжиночные, дожиночные,
толочные, помочанские, бородные,
припевания парня к девушке.

Отражение в текстах
песен образов природы, темы социального
гнёта, семейных отношений, тяжелого
труда.

Ангемитонные и
диатонические лады. Мелодическая
лаконичность смоленских и богатая
мелизматика псковских песен.

Жнивные песни в
записях В.И. Харькова, Е.В.Гиппиуса,
А.М.Мехнецова; в исполнении Ольги
Федосеевны Сергеевой и Аграфены Ивановны
Глинкиной.

Жатва в творчестве
А.Г. Венецианова, Л.Н. Толстого, П.И.
Чайковского, А.Д. Кастальского.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Like this post? Please share to your friends:
  • Праздник семи свечей
  • Праздник семена летопроводца
  • Праздник семейных трусов
  • Праздник семейные ценности
  • Праздник семейного творчества