Семик
Дата в 2023 году: | 1 июня , четверг (четверг перед Троицей) |
Другие названия: | Русалчин Велик день; Троица умерших; Велик четверг; Великоденный четверг; Зеленые святки; Тюльпа; Семуха; Мавский Велик день; Навская Троица; Рипей; Сухий четверг | |
Традиции: | Обряд кумления; обряды вокруг березы; поминовение «заложных» покойников |
Народный праздник Семик отмечается в седьмой четверг после Пасхи, за 3 дня до Троицы. В 2023 году он выпадает на 1 июня. Другое название – Русалчин Велик день – праздник получил за то, что в это время совершались ритуалы прощания с весной – Похороны русалок.
Содержание статьи
- История
- Традиции и обряды
- Приметы
История
Праздник представляет собой незримую грань между весной и летом. До христианства Семик считался одним из главных дней в году. К его празднованию готовились заранее. После прихода православного христианства праздник не перестали отмечать. Ведь главным было не столько встретить лето, сколько помянуть умерших, к которым на Руси во все времена относились с особым трепетом и почтением.
«Заложные покойники», которых поминают в этот день – это те, кто умер не своей смертью: закончил земной путь внезапно или от руки убийцы. К ним относят утопленников, висельников, самоубийц, некрещеных, пьяниц, нераскаявшихся грешников, ведьм и колдунов. Они не могут найти упокоение и продолжают ходить по земле. Считается, что именно эти застрявшие между мирами души становятся слугами нечистой силы и обладают демоническими силами.
Сам термин «заложный» происходит от обряда захоронения «нечистых» покойников. Часто их хоронили лицом вниз и закладывали тело ветками и камнями. Существует также версия, что это слово образовалось от положения застрявшей души, которая блуждает по земле как заложник и не может ничего с этим поделать.
Традиции и обряды
В этот народный праздник подросших девочек принимают в компании девушек, проводят обряд кумления (женские посиделки, выбор задушевных подруг) и учат гаданиям на суженого.
Много внимания уделяется березе как символу неисчерпаемого источника жизненных сил. Вокруг нее люди водят хороводы, проводят обряды на плодородие и хороший урожай, завивают на ней венок, который через три дня расплетают. Девушки наряжают березы лентами, платками, бусами и венками из полевых цветов.
После обеда празднование переходит на погост. Люди украшают могилы предков веточками березы и устраивают поминальное угощенье. В этот день (в некоторых областях перед праздником) в первую очередь поминают души «заложных» покойников, затем родственников.
Семик – единственный день в году, когда можно заказать панихиду по «заложному» покойнику, которого церковь по каким-либо причинам отказалась отпевать при погребении.
Приметы
Если посеять в этот день ячмень, он даст хороший урожай.
Нельзя мыть, стирать, полоскать, купаться в этот день и лучше держаться подальше от воды, чтобы не накликать утопленника.
Нельзя шить или затевать большой работы, ходить одному в лес.
Какого числа Семик в 2024, 2025, 2026 году
2024 | 2025 | 2026 |
---|---|---|
20 июняЧт | 5 июняЧт | 28 маяЧт |
Другие праздники
Праздники России
Читать ~3 мин.
Сколько просмотров за сегодня: 51
Сколько всего было просмотров: 49410
18:44, 16 июн 2021
Семык у марийцев связан с культом предков, началом лета. В этом марийском празднике сочетается радость прихода лета, торжество жизни, уважение и почитание предков. Семык отмечается в разное время в июне, через 7 недель после Пасхи.
Утром в каждом доме готовятся к этому празднику: пекут пироги, ватрушки, блины и другую выпечку.
Хозяин дома молитвой освещает стол с кушаньями. На краю блюда, в которое будут класть поминальную пищу, свечи из воска для «начальника» загробного мира (Киямат тӧра), для его помощника (Киямат савус) и для душ умерших родственников (тошто марий-влак).
Хозяин дома из всех блюд берет по кусочку и кладет в блюдо… Затем и все присутствующие проводят те же поминальные действия. Только после выполнения этой церемонии садятся за стол.
Пока горят свечи на поминальном блюде, можно сидеть за столом. А после завершения трапезы хозяин берет одну свечу, поминальное блюдо и выходит во двор. Посуду с квасом и едой помогают выносить присутствующие. Все выходят во двор для проводов умерших душ. Там зажигают свечу, поминальные кусочки пищи из блюда кладут на землю.
По народным представлениям считается, что после этого усопшие уходят из родного дома. В это время в доме кто-нибудь должен находиться. Процессия, «проводив умерших», заходит обратно в дом. Все ненадолго опять садятся за стол. Хозяин дома освящает хлеб и стол молитвой. Один, оставшийся в доме, спрашивает процессию, что сказали умершие на прощание. Кто-нибудь из проводивших отвечает, что они предвещают хороший урожай, теплые дожди, хороший приплод домашнего скота, и что все будут здоровы и во всём будет сопутствовать удача и т.д. Блины, занесенные в дом, разрезаются, яйца очищаются от скорлупы и тоже разрезаются. За столом угощаются недолго, потом выходят из-за стола. Затем идут в гости к соседям.
После этого все отправляются с блинами, яйцами, квасом и другой едой на кладбище. При входе на кладбище у ворот приносят жертву «сторожу ворот» (шӱгар капка орол) в виде медных монет. Сельчане поминают всех умерших родственников и знакомых, переходя от одной могилы к другой. Помянув своих умерших родственников, сельчане возвращаются домой.
Вступайте в нашу группу «ВКонтакте». Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Фото: скриншот видео
Видео: Республиканский центр марийской культуры
Восходит к языческим традициям славянских и финно-угорских народов.
Основная идея марийского праздника Семык – поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и быту.
В старину на восьмую неделю после Пасхи, накануне Троицы, по окончании весенних полевых работ жители марийских сёл и деревень выходили на луг, на священные огороженные места, зажигали поминальные свечи, приносили в жертву Керемету и другим божествам гнедую лошадь или жеребёнка.
Семык отмечали несколько дней: ходили в гости, пели и плясали под гусли и волынки; молодёжь устраивала игры, проводила в этот день свадьбы.
В настоящее время Семык – один из значимых праздников марийцев, который знаменует наступление лета.
В Республике Татарстан в 2009 г. Семык получил статус республиканского праздника: 1-й республиканский Семык состоялся 26 июня 2009 в с. Мари-Буляр Муслюмовского района; 21-й – 2 июня 2018 г. в с. Починок Кучук Кукморского района).
Постоянными местами проведения сельских и республиканских праздниокв Семык являются марийские сёла и деревни Агрызского, Актанышского, Арского, Балтасинского, Елабужского, Кукморского, Мамадышского, Мензелинского, Муслюмовского, Менделеевского районов, места компактного проживания марийцев в Татарстане.
Во время праздника проводятся традиционные спортивные соревнования и национальные игры, конкурсы «Марий патыр» для юношей и «Марий чевер удыр» для девушек.
Колорит празднику придают традиционные костюмы участников и гостей Семыка, народная кухня, нац. песни и инструментальная музыка марийцев и других народов РТ, мастер-классы по созданию марийской куклы и марийской одежды, выставки работ мастеров декоративно-прикладного творчества.
Для гостей устраиваются специальные состязания: перетягивание каната, бои с мешками, бег в мешках, бег с коромыслом, лазание на шест и другие, экскурсии по марийскому подворью и «Городу мастеров», концертные программы на центр. площадке и малой сцене.
Традиционно на празднике Семык выступают марийские фольклорные и вокальные ансамбли из Агрызского, Актанышского, Арского, Балтасинского, Елабужского, Кукморского, Мамадышского, Менделеевского, Мензелинского, Муслюмовского районов, гг. Казань и Набережные Челны, а также из Марий Эл, Башкортостана, Удмуртии.
Во время празднования Семык устраивается продажа национальных кулинарных и промысловых изделий марийского, татарского, удмуртского и других народов РТ.
Марийский праздник Семык
Архив журнала “Наш дом – Татарстан”
Краткое описание праздника «Семык» («Троица»)
Праздник
«Семык» отмечается летом, после окончания
полевых работ и дает надежду на добрый
урожай. Не зря говорили: «Пашам чот
ыштыше уи ден муйым кочкеш» («Кто хорошо
трудится, тот хорошо ест»), «Ыштет пужвуд
лекмеш, кочкат шер теммеш» («Работаешь
в три пота, будешь сыт до отвалу»).
В
«Семык» люди вставали вместе с солнцем,
топили баню, печку и готовили еду.
Поминали усопших, мыли в бане (мысленно).
«Семык» неделя начинался в понедельник.
В этот день 10-12-летние девочки варили
квас, а взрослые шили новые вещи. Во
вторник убирались во дворе и дома, чинили
забор. Можжевельником окуривали
хозяйство.
В
среду купались в бане, зажигали свечи,
поминали усопших. В четверг выходили
молиться в молельные места «Кусото».
После молельни в деревне ходили друг к
другу в гости. В честь праздника марийский
народ в этот день резал петуха или
курицу. Кому попадалась грудная
дугообразная кость птицы, тот спорит с
кем-нибудь из гостей на что-нибудь, в
основном на платки, одежду и т.п. И на
следующий какой-нибудь праздник они,
т.е. спорящие дарили друг другу подарки,
на что договорились.
В
любой праздник марийский народ ел из
одного Кашка, пил из одной чашки. Этим
он показывает, что народ дышит одним
воздухом, живет дружно, помогает друг
другу и поддерживает во всем. Они не
боялись заразиться чем-нибудь, т.к. очень
хорошо знали друг друга. Тем более перед
праздником они все убирались в хозяйстве,
парились и мылись в бане. Все это
показывает, что марийский народ –
чистоплотный народ. Так же они не садились
за стол, пока не мыли руки, лицо, не
помолясь богу. За стол сперва садились
старшие, они же начинали трапезу. Такой
обычай, поведение показывает уважение
старших и приучает к порядку. Праздник
«Семык» без игр не проходил. Игры родились
на заклинаниях, наговорах, заговорах,
опираясь на силу уважения. Играли в
пары, «Ручейки», в колечко, перетягивание
каната, кидали листья в воду и т.п.
Опираясь
на традиции и обычаи праздника «Семык»,
возобновили празднование этого праздника
в 1994 году. А в 1997 году «Семык» проводился
в д.Варали.
Компонент 6. Особенности обычаев и обрядов Удмуртов.
В
каждом народе есть нечто особенное, что
представляет всеобщий интерес. Таковой
у удмуртов видится их религиозно-мифологическая
система.
Иными
словами «язычество удмуртов» — наиболее
древняя, первобытная, удмуртская сфера
комплекса духовной культуры народа,
становление и развитие системы
религиозно-мифологических представлений
удмуртов о мире.
Система
язычества удмуртов характеризуется
значительной сложностью и развитостью.
Этнографические
материалы об удмуртах — (РФНИИ: 221)
всевозможных богов, божеств, духов и
различных мифологических существ, порой
не совсем ясного происхождения — однако
все они, как полагали верующие удмурты,
так или иначе оказывали воздействие на
жизнь человека и природы в целом.
Общее
число удмуртских богов и божеств было
около 40. На вершине удмуртского Олимпа
возвышался могущественный бог Инмар в
переводе дословно «Что на небе». Но
исследователи переводят «Небесный
человек». Образ удмуртского Инмара
восходит к прафинно-угорскому божеству
«Ильмаринен». Здесь любопытно привести
запись исследователя XVIII в. «…вотский
бог есть так называемый Инмар, коего
жилище кладут на небесах».
Возвышение
Инмара над остальными божествами явление
более позднее и поэтому все моления,
сохранившиеся до наших дней, посвящены
этому богу.
Большое
место у удмуртского народа занимают
служители культа — жрецы, являющиеся
своеобразными посредниками между
божествами и общей массой верующих. Они
же являются непосредственными творцами
религиозно-мифологических идей.
Реализация
языческой обрядовой жизни удмуртов
осуществлялось в особых местах —
святилищах, что сохранилось в Алнашском
районе д.Кузебаево и до нашего времени.
Определенным
свидетельством развитости системы
язычества удмуртов является разработанная
обрядовая жизнь со сложными ритуалами
жертвоприношений.
За
многовековую историю были выработаны
определенные ритуалы жертвоприношений
с молениями. Разным божествам и духам
предписывались разные жертвоприношения,
и сам ритуал был различен.
Даже
краткое рассмотрение отдельных
компонентов языческого комплекса
удмуртов совершенно отчетливо показывает,
что все они, не смотря на крайнюю пестроту
и разнохарактерность, объединяются в
единую систему.
В
системе язычества удмуртов является
наиболее древняя сфера, в частности,
культ огня, земли, представление о жизни
и смерти, душе, поклонение божеству
неба, почитание водоплавающей птице,
культ деревьев и священной роще, наличие
ритуальной постройки — святилище.
Компонент
7. Взаимодействие обычаев и обрядов
удмуртского народа с другими народами
Исследовав
и анализируя некоторые обряды и обычаи
удмуртов, русских, татар и марийцев
можно провести между ними некоторые
параллели. Особенно характерно это для
традиционных праздников, доживших до
наших дней, таких как свадьбы и аграрные
моления удмуртов, связанные с
земледельческими работами. Например,
у удмуртов «Гырон быдтон», у русских
«Троица», у татар «Сабантуй», у марийцев
«Семык» — все эти праздники посвящены
окончанию сева, так называемые праздники
сохи или плуга. Хотя изначально у удмуртов
этот праздник назывался «Ага яшка»,
«Акаяшка», что соответствует удмуртскому
«Герышыд», «Гершыд». Весенний праздник
плуга у разных народов Поволжья имеет
много общего, что служит доказательством
общности происхождения народов этого
региона. Что примечательно, так это
праздник постепенно перешел из праздника
первой борозды в праздник окончания
сева, причем у всех этих народов.
В
приобщении к культу нового рода также
есть сходные обряды, в частности
обхождения очага, поклоны огню, топят
баню, устраивают девичники, пекут лепешки
(табани), назначают старших на свадьбе,
дарят подарки и наводят чистоту в доме.
Все
это говорит о заимствовании элементов
обычаев и обрядов друг у друга.
Поклонение
единому богу Инмару — доказательство
того, что это произошло под влиянием
ислама и христианства, именно они
способствовали формированию у удмуртов
представлений о едином боге.
Видимо,
со времени подчинения части удмуртов
Булгарскому государству, а затем
вхождение вех групп удмуртов в состав
Русского государства, когда и на
присоединенные земли распространилась
власть единого царя, только тогда стали
складываться условия для возникновения
представлений о едином боге. Большое
значение в этом процессе имело крещение
удмуртов, именно в этот период Инмар
приобретает черты христианского бога.
Постепенно удмурты — христиане, оставаясь
верными своей старой вере, начинают
приходить к сознанию, что «Надо и
по-вотски, и по-русски молиться».
И
все-таки в глубине души большинство
вотяков остаются язычниками.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
В селе Кадряково Агрызского района сегодня проходит Республиканский праздник марийской культуры «Семык-2022»
Фото: © Динара Губайдуллина / «Агрызские вести»
«Мы поем песни наших предков и исполняем танцы прабабушек и прадедушек»
«Семык» — один из любимых традиционных праздников марийцев, знаменующий начало летнего праздничного цикла. Он отмечается через семь недель после Пасхи со среды на Троицкой неделе и заканчивается в день Троицы. Основной его идеей является поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и в быту. Символично, что в этот день в Агрызском районе с самого утра идет теплый дождь.
Агрызский район проводит на своей земле «Семык» в третий раз. В 2010 году праздник марийской культуры состоялся в селе Бима, в 2016-м — в Кулегаше и спустя еще шесть лет, 4 июня, проходит в селе Кадряково.
Празднование «Семыка» началось в 10.00 под проливной ливень.
Несмотря на проделки природы, на центральную площадку праздника прибывали многочисленные гости. Их приветствовали народный фольклорный марийский ансамбль «Кадрек сем» Кадряковского Дома культуры, народный вокальный ансамбль «Ош вис-вис», народный ансамбль гармонистов «Йонгалт, гармонь йук!» Пелемешского сельского клуба, а также народные фольклорные марийские ансамбли «Курмызак олык» Кулегашского Дома культуры и «Эр Ужара» Бимского Дома культуры.
«Семык» — один из любимых традиционных праздников марийцев, знаменующий начало летнего праздничного цикла Фото: © Динара Губайдуллина / «Агрызские вести»
Парад делегаций возглавил Агрызский район — организатор праздника. Далее прошествовала делегация Актанышского района, на чьей земле в прошлом году отпраздновали «Семык-2021». Марийскую культуру в районе представляет марийский народный фольклорный ансамбль «Ший памаш» Марий-Суксинского сельского Дома культуры.
Следом прошли представители Арского, Балтасинского, Елабужского, Кукморского, Менделеевского, Мензелинского и других районов республики, а также Казани и Набережных Челнов.
Республику Марий Эл представили народный вокальный ансамбль «Морко кундем» и марийский фольклорный ансамбль «Шайра кундем». Ведущий пожелал им чувствовать себя как дома. Также прибыли гости из Удмуртии, Башкортостана, Кировской, Свердловской областей, Алтайского края.
Несмотря на проделки природы, на центральную площадку праздника прибывали многочисленные гости Фото: © Динара Губайдуллина / «Агрызские вести»
«Республиканский праздник „Семык-2022“ проходит в Год культурного наследия народов России. Каждый участник праздника вносит огромный вклад в сохранение культуры своего народа! Мы поем песни наших предков и исполняем танцы прабабушек и прадедушек. В наших сердцах звучит музыка, которую когда-то подарил миру наш народ», — обратился ведущий со сцены к гостям и участникам.
После приветствия на сцену поднялись карты во главе с Верховным картом Республики Татарстан Олегом Третьяковым. Прозвучал марийский гимн, под который был поднят переходящий символ праздника — флаг «Семыка». Почетную миссию выполнили жители Кадрякова — старожилы села Виталий Савельев и Анна Асылбаева, а также фольклорный ансамбль «Кадрек сем». Все гости и участники праздника присоединились к массовому исполнению гимна.
Агрызский район проводит на своей земле «Семык» в третий раз Фото: © Динара Губайдуллина / «Агрызские вести»
Глава района Азат Валеев: «Дождь в начале лета — залог будущего хорошего урожая»
Почетными гостями «Семыка» в этом году стали заместитель Премьер-министра РТ Роман Шайхутдинов, начальник Управления по реализации национальной политики Департамента Президента РТ по вопросам внутренней политики Данил Мустафин, Председатель Комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Айрат Зарипов, председатель Всемарийского Совета «Мерканаш» Эдуард Александров, руководитель исполкома Ассамблеи народов Татарстана Константин Яковлев, директор Дома Дружбы народов Татарстана Ирек Шарипов и многие другие.
Официальную часть праздника открыл глава района Азат Валеев. Приветствуя собравшихся, он подчеркнул, что агрызская земля на северо-востоке Татарстана рада принять всех гостей «Семыка».
«В мире и согласии в Агрызском районе проживают представители разных национальностей и вероисповеданий. Очень дружно живут трудолюбивые марийцы, которые достойно трудятся в различных сферах. Они поистине являются хранителями народной памяти, самых добрых традиций, песен, танцев, добиваются выдающихся результатов в спорте», — отметил он.
По словам Азата Валеева, ежегодно в районе проводятся традиционные соревнования по лыжным гонкам «Мари лыжня», которые всегда привлекают внимание многих спортсменов, и участники данных соревнований всегда занимают призовые места на республиканских лыжных гонках.
Также марийский народ славится своими традициями пчеловодства. «Пчеловоды знамениты своим уникальным медом далеко за пределами Татарстана, — похвалил он фермеров. — Да, действительно, погода сегодня непростая, но труженики полей, хлеборобы должны радоваться этому! Посевная кампания завершилась, и теплый летний дождь — это залог будущего хорошего урожая». Гостям праздника Азат Валеев пожелал крепкого здоровья, счастья, мира, добра и новых свершений.
Роман Шайхутдинов зачитал поздравление от Президента РТ Рустама Минниханова Фото: © Динара Губайдуллина / «Агрызские вести»
Далее со сцены Роман Шайхутдинов зачитал поздравление от Президента РТ Рустама Минниханова, а Айрат Зарипов — от Председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина.
Ирек Шарипов: «Нам надо быть вместе»
Директор Дома Дружбы народов Татарстана Ирек Шарипов еще раз напомнил о необходимости сохранять языки и традиции.
«Мы рады, что агрызская земля собрала один из достойнейших, красивейших, талантливейших народов Российской Федерации — мари — на этой благодатной земле. Агрызский район вообще один из самых красивых районов Татарстана: здесь самые большие реки, самые большие леса. Марийцы здесь добывают самый вкусный мед. Это добрые, хорошие трудолюбивые люди. Пусть каждый из наших народов сохранит свой язык, добрые традиции. Пусть это продолжается на века. Давайте вместе работать над тем, чтобы так оно и случилось!» — пожелал Ирек Шарипов.
Он поблагодарил артистов марийского национально-культурного движения. «Без вас представить нашу страну трудно. Нам надо быть вместе, давайте жить на века. С праздником, дорогие друзья!» — поздравил Шарипов.
Праздничную программу на главной сцене продолжила концертная программа творческих коллективов Фото: © Динара Губайдуллина / «Агрызские вести»
«Праздник “Семык” — сокровищница духовности народной»
Праздничную программу на главной сцене продолжила концертная программа творческих коллективов и исполнителей Республики Татарстан и регионов РФ.
Так, Менделеевский район РТ представил сразу четыре коллектива на празднике — на сцене выступили народный ансамбль марийской песни «Эрвел» из ДК им. Гассара, народный ансамбль «Элнет» и детский ансамбль «Шушпык» Ильнетского сельского дома культуры и народный ансамбль «Памаш» Актазикского сельского клуба. Вместе с коллективами в Кадряково приехал руководитель Менделеевского района Радмир Беляев. Он поделился фотографией с праздника в своем Telegram-канале.
Радмир Беляев поделился фотографией с праздника в своем Telegram-канале Фото: t.me/radmirbelyaev
Набережные Челны были представлены народным фольклорным ансамблем «Марий Сем» Дома Дружбы народов «Родник», а Казань — ансамблями «Озан мари» и «Лай мардеж». Также на сцену поднялись коллективы «Чолманйук» и «Келшымаш» из удмуртского города Сарапул, столицу Удмуртии — Ижевск представил марийский танцевальный коллектив «Шочмовожем». Из Марий Эл приехали Народный вокальный ансамбль «Моркокундем» и Марийский фольклорный ансамбль «Шайракундем». Также ожидается выступление Государственного ансамбля танца «Марий Эл» на главной сцене.
Гостям было показано театрализованное представление «Сокровищница духовности народной — праздник Семык» с участием творческих коллективов Агрызского муниципального района и Елабужского колледжа культуры и искусств. Представление рассказывает об истории села Кадряково, о традициях и самобытности культуры марийского народа, любви к родному краю и природе, доброжелательности и гостеприимстве марийцев.
Оригинальная идея мини-спектакля принадлежит жителям села Кадряково, а режиссером выступил заслуженный работник культуры Андрей Зотин. Представление завершилось композицией «Дружба народа» и марийским танцем.
Представление завершилось композицией «Дружба народа» и марийским танцем Фото: © Динара Губайдуллина / «Агрызские вести»
Также на праздничной площадке сегодня открыта выставка-продажа изделий декоративно-прикладного искусства, национальной одежды, деревянной посуды, сувениров, работают тематические площадки, в том числе детские игровые площадки, площадка «Сельское подворье», площадки с разнообразными мастер-классами. Все желающие могут обучиться гончарному делу, марийской вышивке, плетению из ивовых прутьев, приготовлению традиционного марийского угощения «Комна Мелна» (блинчики). В подворьях гостей угощают выпечкой и вкусным чаем.
На малой сцене в течение дня проходит конкурс красоты и талантов для девушек «Чевер марий удыр» и мужской силы для юношей «Марий Патыр», где все участники и участницы соревнуются на знание языка, традиций, обычаев, истории, культурного наследия марийского народа. Конкурс проходит на марийском языке, имена победителей жюри объявит вечером.
В подворьях гостей угощают выпечкой и вкусным чаем Фото: © Динара Губайдуллина / «Агрызские вести»
Ассамблея народов Татарстана вручила сертификаты по 25 тыс. рублей
На празднике «Семык-2022» состоялось торжественное награждение. Так, Благодарственным письмом Председателя Госсовета РТ награжден начальник участка ООО «Брус» Минисаит Магадеев, Почетной грамотой Министерства культуры РТ — художественные руководители Пелемешского сельского клуба Ирина Осипова и Бимского сельского дома культуры Оксана Корнева, а также Марийский народный фольклорный коллектив «Кадрек сем».
Почетные грамоты Ассамблеи народов Татарстана вручили руководителю местного отделения Национально-культурной автономии марийцев в Елабужском районе, руководителю марийского народного ансамбля «Ош пеледыш» Людмиле Салаховой, а также руководителю марийского народного фольклорного ансамбля «Полеркас» Розе Валеевой.
Также на празднике состоялось торжественное награждение художественных руководителей ансамблей и фольклорных коллективов Фото: © Динара Губайдуллина / «Агрызские вести»
Сертификаты от Ассамблеи народов Татарстана по 25 тыс. рублей получили народный марийский фольклорный ансамбль «Элнет» Ильнетского сельского ДК Менделеевского района РТ под руководством Геннадия Мальгина и марийский народный фольклорный коллектив «Кадрек сем» под руководством Вероники Манаевой.
Также Почетная грамота Ассамблеи народов Татарстана вручена самодеятельному художнику Агрызского района РТ Камилю Мухаметшину. Благодарственными письмами, почетными грамотами были награждены и другие участники праздника «Семык-2022».
Семык один из значимых и любимых праздников марийцев, входит в праздничный комплекс кон пайрем (праздник щелока, праздник умерших). Он знаменует собой наступление лета, открывает летний праздничный календарь. В этом празднике сочетается радость прихода лета, торжество жизни, уважение и почитание предков.
Семык отмечается в разное время, через семь недель после Пасхи (от рус. Семик – «седьмой четверг после Пасхи, накануне Троицы»). Поэтому в этом году начинают праздновать в среду (вӱргече) 16 июня, а заканчивают в воскресенье – в день Троицы. Определённое место в празднике занимает культ растительности, а также обычаи, связанные с регулированием семейно-брачных отношений, магические обряды и др.
Среда для марийцев считается тяжёлым днём. В ночь со среды на четверг якобы выходят нечистые силы, колдуны и ведьмы (осал вий, локтызо, юзо, вувер). Чтобы уберечься от них, помещение дома, хозяйственные постройки окуривали можжевеловым дымом, над воротами и дверями вешали рябиновые ветки. Православные марийцы на строениях рисовали кресты. В эту ночь домохозяева на улицах зажигали костры, сторожили своё хозяйство, следили за тем, чтобы нечистая сила не могла проникнуть в деревню. Парни ходили по деревне и брёвнами заваливали ворота, закрывали печные трубы, тайком залезая на крышу дома или бани; опрокидывали котлы с водой. Затем молодые люди на всю ночь уходили на луга и весело проводили время – играли возле костра, плясали, собирали цветы. Встретив восход солнца, возвращались в деревню, мылись в бане (тӱвыт моча), которую старшие члены семьи топили на рассвете, окатывали себя водой – настоем из различных цветов и трав. По поверью, это избавляло от болезней и придавало силы. В семьях, где были усопшие, кто-нибудь из старших приглашал их в баню. Для этого там ставился таз с водой и веником.
У этого древнего и красивого обряда есть своя последовательность. Утром в каждом доме тщательно готовились к празднику: пекли блины, пироги, ватрушки, делали сырки (туара) и обязательно в этот день варили куриный суп (чыве шӱр). Заранее варили пиво, квас и медовуху. Необходимо отметить и то, что в обряде сочетаются как языческие, так и христианские традиции. На стол ставили пиво и квас в берестяном туеске, круглые большие пироги, блины, рыбу, салаты, фрукты. Хозяин дома молитвой освещал стол с кушаньями. Только после выполнения этой церемонии садились за стол. Пока горят свечи на поминальном блюде, можно сидеть за столом.
После завершения трапезы хозяин брал одну свечу, поминальное блюдо и выходил во двор. Там зажигали свечу, поминальные кусочки пищи из блюда клали на землю, в блюде оставалось несколько целых блинов и варёные яйца. Квас и водку по 3 раза выливали на землю. По народным представлениям считается, что после этого усопшие родственники ушли из родного дома. В это время в доме кто-нибудь должен находиться. Проводив умерших, заходили обратно в дом с блинами и яйцами, которые лежали в поминальном блюде. Ненадолго опять садились за стол. Блины, занесённые в дом, разрезали, яйца очищались от скорлупы и тоже разрезались. Считается, что это угощение от усопших, все ели эти блины и яйца. За столом угощались недолго, потом выходили из-за стола, шли в гости к соседям и угощались мясным пирогом палыш, который готовился по особым торжественным случаям.
Спать ложились в 4-5 часов утра. К 10 часам или к обеду отправлялись на кладбище с блинами, рыбой, яйцами, водкой, квасом и другой едой. При входе, у ворот кладбища, приносили жертву «сторожу ворот» (шӱгар капка орол) в виде медных монет. Сельчане поминали всех умерших родственников и знакомых, переходя от одной могилы к другой. Поминающие садились возле могилы, из каждого блюда отщипывали по кусочку и клали на неё, а также выливали немного водки и кваса, и при этом произносили «шужо» («пусть дойдёт»). Вся еда съедалась или оставлялась на могилах, потому что обратно домой с кладбища ничего нести нельзя. Свечи на могилах не зажигались. т.к. это уже специально делалось в среду дома. Необходимо подчеркнуть тот факт, что у марийцев очень развит культ предков. Помянув своих умерших родственников, сельчане возвращались домой. В этот день ходили в гости друг к другу.
Пятница, называемая в народе Лопка Семык (широкий Семик), и суббота были днями всеобщих праздничных гуляний, проходили в беспечном времяпрепровождении. Крестьяне веселились под игру гуслей, волынок. Молодёжь играла в традиционные игры, развлекались на улице. В этот день, после третьего дня гостевания, приехавшие на праздник гости начинали разъезжаться по домам.
В воскресенье крещёные марийцы отмечали Троицу (Тройчын, Лышташ пайрем), а в понедельник – Духов день (Мланде иланыме кече). В эти дни запрещалось работать на земле.
В нашей республике бережно хранятся традиции язычества, дошедшие из глубины веков. Мари сумели сохранить древнюю веру поклонения силам природы – язычество. Народные праздники и обряды до настоящего времени продолжают занимать определённое место в жизни мари.
При подготовке материала использована литература:
- Энциклопедия Республики Марий Эл. – Йошкар-Ола : [Галерия], 2009. – 872 с.: ил.
- Календарные праздники и обряды марийцев: сборник материалов / МарНИИ ; сост. О. А. Калинина. – Йошкар-Ола, 2003. – 285 с. –(Этнографическое наследие ; вып.1).
Материал подготовила сотрудник Центра чтения М. И. Мамаева
Семик — праздник христианский, отголосок Руси языческой
Семик — один из самых ярких праздников раннего христианства, упоминание о котором встречается еще в летописях XII века. Но не старайтесь найти дату Семика в православном календаре. Его там нет. Почему? Разберемся. А заодно узнаем лучше, что это за праздник и, как связаны Семик и Троица.
Праздник на Руси: история и смысл
В четверг перед Троицей, за три дня до святого праздника, отмечали предки наши Семик, то есть седьмой четверг. Провожали славяне весну и, встречая лето, надеялись на щедрый урожай. Проводили обряды, закладывая в них глубокий смысл бесконечного круговорота от момента рождения до смертного часа. Семик завершал переходный период от весны к лету, который открывала щедрая Масленица.
Оба праздника перекликаются между собой тем, что имеют давние корни и выросли на почве язычества. Православная церковь не приветствовала поклонение силам природы, веру в нечистую силу и потому всячески противилась подобным празднествам. Искоренить начисто память о Семике в народе не удалось, но получилось перетянуть внимание на Троицу, изменив смысл события и значение праздничных обрядов на Руси.
Какого числа отмечают и сколько длится Семик
День Семика определить легко — это четверг за три дня до празднования Святой Троицы. С него начиналась неделя, называли которую Семицкая или Зеленые святки. В текущем 2022 г. дата начала выпадает на 9 июня. Но помните, что православная церковь не считает сие событие праздником.
Даты на ближайшие годы и прошлых лет
Семик или Зеленые святки: традиции и символы
Плетение березовых венков
Обряды на Руси, которые проводились на Семицкой неделе, неразрывно связаны с березой — священным деревом славян. Молодые и совсем юные девицы собирались в березовой роще, чтобы поводить хороводы, попеть и повеселиться. Но обязательным действом этого события было плетение венков. Тонкие веточки дерева, сплетенные в кольцо, символизировали жизненный цикл, где женщинам отводилась роль продолжательницы рода. Девушки верили в силу природы, которая наделит их способностью к деторождению.
Тонкую березку, срубив, наряжали в женское платье. Проносили с почестями, как дорогую гостью, по улицам. Ставили в центре деревни, украшали веточки лентами и незатейливыми поделками. В Духов день дерево топили или сжигали. Тем самым символизируя круговорот: рождение — жизнь — смерть.
Зелень березы сушили и хранили год как оберег. Люди верили, что магическая сила, заложенная в ней природой, поможет избежать неурожая, голода и мора от болезней.
В эти дни проходила массовая заготовка полезных трав на весь последующий год. Считалось, что собранная в положенный срок зелень, обладает особыми свойствами.
Кумление
Девушки проводили обряд кумления. Через венок, сплетенный из зелени молодой березки и украшенный крестиком, молодки целовались и обменивались платками, бусами или колечками в знак особого душевного родства и верной дружбы. Становясь кумами, они как бы совершали переход из девичества в категорию женщин, способных к рождению ребенка.
Поминовение
Еще одной значимой особенностью Семика был обычай поминовения усопших. Но он отличался от подобного, принятого на Троицу. В Семицкую неделю вспоминают тех, кто стал жертвой убийцы, совершил суицид, утонул, замерз, скончался во время эпидемий, столь частых в те годы. Тела таких покойников свозили в дома, называемые скудельниками или гноищами, и хранили их в холодных подвалах. В Семик непогребенные отпевались и предавались земле. Чтобы достойно похоронить тех, кого постигла неестественная смерть, собирались всем миром и каждый старался помочь в меру своих возможностей: деньгами или трудом, роя могилы, обряжая покойников. А потом устраивались поминки для всех присутствующих.
Русалии
Часто дни, следующие за Святой Троицей, называют Русальной неделей или Русалии. Многие сказания и легенды того времени посвящены русалкам, имеющим крепкую связь с духами воды и растений. Предки современных славян верили, что в эти дни жительницы рек выходят в мир людей и блуждают в поисках жертвы. Встретят девушку — защекочут до смерти. Встретят парня — доведут до беспамятства, очнется молодец, а вырваться из плена водяной нимфы уже не в силах. Ритуалы, совершаемые на Русальной неделе, часто носили отпечаток непристойности и разгула эротического характера, что строго осуждалось церковью.
Приметы и поверья
- Незамужние девицы во время Зеленых святок пускали на воду венки, веря в примету: поплывет он и не утонет, значит, жди сватов на порог в этом году.
- Женщины постарше старались в эти дни собрать побольше Кукушкиных слез — растения, которое должно было сохранять и усиливать любовь ненаглядного муженька вплоть до следующего сбора трав.
- После ритуала кумления девушки собирались за столом, чтобы угоститься принесенными из дома кушаньями. Обязательное блюдо — яичница как символ солнца, плодородия и достатка. К столу допускались юноши, которым запрещалось присутствовать при обряде кумления.
- Покойников, которых отпевали и хоронили на Семик, называли “заложными”. По-разному трактуется смысл этого слова. Иногда ссылаются на факты, когда тело умершего “закладывали” в могилу лицом вниз. По другой версии, считается, что душа умерших насильственной смертью — заложник сложившихся обстоятельств, и поэтому вынуждена блуждать в пространстве и времени.
История Семика — это наши корни и путь становления веры. Языческое торжество не вписалось в календарь православных праздников. Но наложило отпечаток на празднование светлого дня Святой Троицы и оставило в наследство красивые традиции, связанные с символом русичей — белоствольной березой и обряды поминовения тех, кто навсегда покинул грешную землю.
Çимĕк (22 июня — 28 июня). Многие исследователи связывают название этого древнего праздника с русским названием христианского праздника Седмик (семь недель от Пасхи). Но христианская Пасха не связана с космическими циклами природы и является «плавающим по календарю» праздником, а потому и семь недель не может быть точкой отсчета Çимĕк. Вероятней всего, перед нами какое-то древнее, используемое многими народами Поволжья название праздника с неясной пока этимологией.
Çимĕк — это один из древнейших праздников человечества, а начинался он у чувашей через три дня после завершения çинçе. Çимĕк начинался в пятницу вечером, связано это с тем, что у чувашей отсчет нового дня начинался с вечера. С вечера варились яйца (верили, что умерший ребенок этими яйцами играет). На следующий день после мытья в бане надевали светлые праздничные одежды и после обеда проводили обряд жертвоприношения духам предков (хывни) (Салмин, 1994, с.85, 89). Этот день еще называют виле тухнă кун «день выхода усопших (из могил)».
По сведению Дмитриева Валерия Дмитриевича (1948 г. p.), в д. Васильевка Ишибаевского района Башкирской Республики в Çимĕк в 1953—1955 гг., в основном девушки и молодые парни, человек 200 в районе 15 часов, брались за руки и, как бы играя в «ручеек» меняясь местами 5—6 раз, с песнями двигались с кладбища по направлению к деревне (вăрăм туттăр), проходили по всем улицам. Затем устраивались игрища и скачки на конях, борьба по типу вольной борьбы.
Праздник относится к солярному циклу, которому соподчинен лунный. Это день летнего солнцестояния (22 июня). В древнем мире символом Çимĕк была свастика, вращающаяся против движения солнца. День знаменует собой начало угасания солнца — укорачивания дневного времени.
За три недели Çимĕка выходили с песнями (карта юрри), детвора собиралась на пригорках для игр. После Çимĕка чувашские женщины выходили на хороводы. К этому дню подготавливались хоры на спевках. Так, вплоть до середины 50-х гг., между деревнями Чăваш Çĕпрель (Чувашское Дрожжаное) и Хаймалу собирался в это время хор, состоявший из жителей окрестных деревень.
В хоре участвовало несколько сот человек, жителей из окре-стных деревень. Пели каноном. Хор начинали девственницы, ведущая была опытная женщина. Затем к хору присоединялись и замужние женщины. В момент кульминации пения к хору присоединялись и мужчины.
Малые дети запирались в домах под присмотром старушек, так как дети своей беготней могли испортить сакральный смысл действа и нарушить монументальность события.
В более поздние времена в некоторых деревнях в этот день проводилась ярмарка. На площади раскидывались цветы, и к вечеру здесь начинались танцы. У чувашей существует мнение, что если потанцуешь на Çимĕк — весь год болеть не будешь.
Çимĕк справляется от одного до семи дней. Возможно, именно это качество праздника послужило основанием для подмены смысла празднества христианскими миссионерами. Подмененная версия названия праздника трактуется как седьмая неделя после православной Пасхи, и Çимĕк справляют в последний четверг перед Троицей.
Марийцы вечером перед празднованием Семык обязательно моются в бане. «По народным представлениям, во вторник души умерших приходят к родственникам на праздник помыться в бане» (Попов, 2003, с.82).
В семык после 5 вечера зажигается в «красном углу» свеча, расставляются жертвенные яства и поминаются лредки.
В ночь на семык нужно было собрать 41 траву и запарить в горячей воде, а затем ополоснуть себя этим настоем, тогда че-ловек будет здоров весь год.
С этой датой связан еще один удивительный обряд древних земледельцев. Считалось что, в это время «огонь спускается с неба и равняется с Солнцем» (С.-Ч., 1998, с.237).
В роли символа Творца в Древнем Египте выступает пирамида (в Великих пирамидах в Гизе не было захоронений, единственное захоронение II в. н.э. в пирамиде Микерина оказалось коптским-христианским и было совершено, очевидно, с целью осквернения этого места)*.
«Что касается вогнутости граней, кстати, совершенно незаметной с земли и по некоторым мнениям отражающей радиус Земли, то первыми ее заподозрили французские ученые, сопровождавшие армию Наполеона в египетском походе. Позже, в 1880-х гг., этот факт подтвердил знаменитый исследователь Великой Пирамиды Флиндерс Петри. Затем на сто лет об этом забыли. И лишь уже в наши дни аэрофотосъемка офицера британской армии П. Гровса с несомненностью показала, что вогнутость граней, правда, совершенно незначительная — всего в один метр, действительно имеет место…» (ufolog.nm.ru/eg5.htm).
По мнению исследователей, «слово «пирамида» составлено из греческого слова руга в значении огня, света (или видимый) и греческого слова midos в значении мер (другое значение — середина (внутри)». «По мнению Раймонда Маннерса, своеобразные вогнутые «зеркала» на гранях общей площадью около 15 гектаров служили для фокусировки солнечных лучей в день летнего солнцестояния. В этот день, когда Солнце стояло лишь в 6,5 градуса от зенита, происходило фантастическое действо: благодаря отполированным граням Великая Пирамида сверкала как бриллиант! В фокусе вогнутых «зеркал» температура поднималась до тысячи градусов! Собравшиеся толпы людей начинали слышать потрескивание, идущее от этих точек, усиливающееся постепенно до громоподобного оглушающего звука!» (ufolog.nm.ru/eg5.htm).
По отношению к культуре чувашей этот факт интересен тем, что выявляет суть понятия Творца — Турă как символ горы — первотверди — первотворения — пирамиды Ту и Ра светлого солнечного духовного начала.
В марийских деревнях во время поминовения усопших зажигали три свечи на краю блюда с яствами в честь «начальника» подземного мира (киямат тбра), для его помощника (киямат савус) и для душ умерших родственников (Попов, 2003, с.83). В связи с этим хотелось бы заметить, что Тиамаш (месопотам.) демон подземного мира — Хăямат (чув.) демон подземного мира. Эрешкигаль (месопотам.) госпожа богиня «страны без возврата» смерти — Эсрель (чув.) бог смерти.
У лакцев в день летнего солнцестояния принято было подниматься на вершины гор и возносить молитвы о сохранении полей от засухи и градобития. На вершине горы Вац1илу люди проходили узкий каменный коридор с целью очищения (Шихсаидов, 1974, с.208). Это обряд перекликается с чувашским обрядом очищения — çĕр хапхи (земляные ворота).
Где-то в этот период проводили обряд моления и жертвоприношений в честь начала сенокосной поры Утă чӳк. Обычно в этот день резали в жертву барана на киремети. Этот обряд подменяется сегодня христианским праздником Петров день (Питрав).
Мăн чӳк справляют через 2 недели после Çимĕк в период созревания хлебов. Мăн чӳк — Великое жертвоприношение, a не праздник, здесь нет народных гуляний. В источниках мы часто встречаем дату проведения Великого жертвоприношения 12 июля (у христиан это Петров день), у марийцев это Сӳрем или Кӳсо.
Марийцы проводили его раз в два года. Перед обрядом марийцы три дня соблюдали пост, не пили и не курили. На следующий день после обряда Сӳрем в марийских деревнях собирался большой отряд всадников и изгонял из деревень нечистых духов, издавая шум криками и колотушками (Фукс). В это время «устраивались собрания служителей культа — картов, на которых обсуждались вопросы проведения традиционных моле-ний» (Калинина, 2003, с.20).
У удмуртов отмечали обрядовым жертвоприношением конец лета — начало осени — Елине бусы дур вдсь луэ (в Ильин день у края поля моление бывает). «Многие знают, что Ильин день приходится на 2 августа, но говорят, что праздновать не обязательно именно в этот день» (Миннияхметова, 2000, с.66). Ильин день был введен в православии с целью заменить праздник, посвященный Перуну, прибалтскому божеству грозы, культ которого был введен князем Владимиром с целью дискредитации славянского язычества, принесением в жертву своей же ближайшей челяди (невиданный в истории религии факт).
Вырма (жатва) начиналась при растущей луне. Трудно назвать это праздником, так как в это время проводилось лишь семейное моление перед жатвой и благодарственное моление после жатвы. У марийцев это сорла пукшымаш «кормление серпа».
Ссылка статьи :: Версия для печати
Последние изменения внес Admin (2006-07-01 11:11:20). Просмотрено: 10311.