Дата события уникальна для каждого года. В 2023 году эта дата — 16 июня
Святейшее Сердце Иисуса со святым Игнатием Лойолским и Святым Людовиком Гонзагой. Картина Хосе де Паеса, 1770,
Праздник Святейшего Сердца Иисуса (лат. Sollemnitas Sacratissimi Cordis Iesu) отмечается в пятницу, на 19-й день после Пятидесятницы и, соответственно, на восьмой день после праздника Тела и Крови Христовых. Темой праздника является любовь Бога, явленная нам в сердце Его, благодарность за нее и дарованное спасение. Именно Иисус является источником искупленной и дающей искупление милосердной и целительной любви, которая помогает нам самим возрастать в любви к Христу, а через него и в любви ко всем ближним.
Следует отметить, что библейское понимание слова «сердце» не совпадает с общепринятым современным толкованием. В современной культуре сердце является символом чувств, тогда как в еврейском языке, и, соответственно, мышлении, сердце означает глубинную сущность человека, а также его намерения и решения. Бог дал людям «сердце, чтобы мыслить» (Сир 17,6). Сердце человеческое — это источник сознательной личности, мыслящей и свободной, место окончательных решений и неписанного Закона Божия.
До появления культа Сердца Иисуса любовь Бога особенным образом персонифицировалась в образе Христа Доброго Пастыря. В Средние века особым образом почитались Христовы раны, увенчанная тернием голова.
В 16 веке, особенно благодаря Ордену Иезуитов, культ Сердца Иисуса достигает апогея. В 1672 году Иоанн Эд отслужил с разрешения епископа первую святую Мессу о Сердце Господа Иисуса. Иоанн Эд был исповедником Маргариты Марии Алакок, которой в видении открылось желание Иисуса, чтобы люди особым образом почитали Его Сердце.
Апостольская Столица в течение ста лет медлила с официальным установлением нового праздника. Первое разрешение было получено польскими епископами от Папы Климента XII в 1765 году, а в 1856 году Пий IX ввел литургическое празднование Пресвятого Сердца Иисуса как обязательное для всей Церкви. Лев XIII углубил понимание посвящения Пресвятому Сердцу, иллюстрируя взаимосвязь между его почитанием и спасением мира. Им же праздник был отнесен к высшему — первому — классу в иерархии церковных праздников. После реформ, инициированных Вторым Ватиканским собором, праздник сохранил свой высокий статус.
В торжество Сердца Иисуса после Причастия читается молитва, в которой выражена просьба, чтобы Сердце Иисуса, в котором мир открывает истинную природу Бога, научило нас видеть Христа в братьях. Сердце Иисуса было пронзено на кресте и стало источником Таинств Церкви. Из него истекла кровь и вода, указывающие на Крещение и Евхаристию, без которых невозможно вести праведную жизнь и общаться с Богом.
Содержание
- Когда в католическом календаре
- Видео об истории и традиции
- Установление праздника
- Особенности праздничных богослужений
- Конференция отца Змицера Чарнеля «Не бойся, малое стадо»
Когда отмечается – как определить
24 июня 2022 года римо-католики всего мира отмечают торжество Пресвятого Сердца Иисуса. Этот праздник – праздник идеи. Главным содержанием его является любовь – любовь Бога, Который проявляет ее на протяжении всей истории спасения, а особенно – в Иисусе Христе.
Торжество Сердца Иисуса отмечается в пятницу, на восьмой день после праздника Тела и Крови Христовых и на двенадцатый день после Дня Святой Троицы. Сердце Христово является символом любви Бога к людям; праздник Сердца Иисуса, таким образом, отражает благодарность Господу за его любовь и дарованное спасение.
Катехеза кс Павла Кнурека о празднике Сердца Иисуса
История торжества
Зарождение праздника восходит к XI-XII вв. Начало культа Пресвятого Сердца Иисуса положило почитание Христовых Ран, которое получило широкое распространение в XIII веке, когда монахи посвящали особые молитвы Христовым ранам, особенно выделяя пронзенный бок Спасителя.
Своеобразным толчком для развития культа Сердца Иисуса стали откровения монахини французского монастыря Паре ле Моньяль святой Маргарите Марии Алакок, которой неоднократно являлся Иисус Христос, показывая Свое израненное сердце и поручая распространять набожность к Нему.
Однако это пожелание долгое время оставалось невыполненным, многие богословы сомневались в необходимости установления нового общецерковного почитания.
В XVI веке, особенно благодаря Ордену Иезуитов, культ Сердца Иисуса достигает апогея. В 1672 году исповедник Маргариты Марии Алакок Иоанн Эд отслужил с разрешения епископа первую святую Мессу, посвященную Сердцу Иисуса.
Католическая Церковь в течение ста лет медлила с официальным установлением нового праздника. Первое разрешение было получено польскими епископами от папы Климента XII в 1765 году. Праздник стал отмечаться во всей Церкви с XIX века. В 1856 году Папа Пий IX ввел литургическое празднование Пресвятого Сердца Иисуса как обязательное для всей Церкви. Лев XIII углубил понимание посвящения Пресвятому Сердцу, иллюстрируя взаимосвязь между его почитанием и спасением мира.
А в 1956 году Папа Пий XII в своем послании по случаю сотой годовщины этого события дал почитанию Сердца Иисуса солидное догматическое обоснование.
Католические традиции
На богослужениях в Католической Церкви в этот праздник упоминаются те отрывки Священного Писания, где говорится о Христе как о добром пастыре, который обогревал заблудших овец теплом своего сердца, а также читается фрагмент из Евангелия от Иоанна о пронзенном боке Иисуса.
В этот день в Католической Церкви для адорации на алтарь выставляются Святые Дары. После Причастия читается молитва, в которой выражена просьба, чтобы Сердце Иисуса, в котором мир открывает истинную природу Бога, научило людей видеть Христа в ближних. Сердце Иисуса было проколото на кресте и стало источником Таинств Церкви. Из него вытекла кровь и вода, указывающие на Крещение и Евхаристию, без которых невозможно вести праведную жизнь и общаться с Богом.
На следующий день после праздника, в субботу, католики почитают Непорочное Сердце Марии, которое было совершенным образом и подобием сердца Ее Сына.
Смотрите видео конференцию на тему «Не бойся, малое стадо»
Когда в сердце горит любовь, сердце бьется быстрее. И тогда поэты исписывают бумагу тысячей стихов, рыцари седлают коней и ломают копья во имя прекрасной Дамы, юные девы поют на вечерней и утреней заре нежные песни и все они готовы хранить свою любовь вечно. Так было и так будет – вид коней и особенно одеяния дев могут меняться, принимая порой минималистичные формы, но стремление творить, отдавать всего себя и быть верным навечно посещают любящие сердца во все времена и эпохи.
А потом мы становимся взрослыми и рассудительными, и начинаем осуждать безумства молодых. Нам начинает казаться, что миром правит расчет, прагматизм, эгоизм, материальный интерес. Сердце Иисуса хочет сегодня напомнить нам о силе и красоте Любви.
Праздник Пресвятого Сердца Иисуса – праздник безумства любви. История спасения начинается с безумного поступка Бога – Его вочеловечения. Каждое любящее сердце готово на самоограничение и смирение ради того, чтобы быть с любимым, разделять с ним радости и горести. Мы готовы на это только потому, что наше сердце создано по образу и подобию Сердца Бога. Бог Сын ограничивает Себя человеческой плотью и бессилием Младенца, чтобы быть с людьми в горе и в радости. Земной путь Иисуса завершается безумием Креста, величайшим на свете безумием, совершенным из любви. Любящее Сердце не боится отдать Себя ради жизни любимых. Любовь движет Иисусом в поединке со смертью, из которого Он выходит Победителем.
Развитие культа Святейшего Сердца Иисуса принято связывать со св. Маргаритой Марией Алакок (1647-1690) – монахиней-визитанткой из французского городка Паре-ле-Моньяль. Призыв сестры Маргариты Марии почитать Святое Сердце, как часто бывает с добрыми начинаниями, был услышан далеко не сразу. Сестры ее родного монастыря воспротивились этому культу, сочтя его новым, а потому ненужным и подозрительным. Впрочем, если вы хотя бы немного знакомы с историей Церкви, то не будете этим удивлены. Излишне консервативные сестры всё же были неправы: почитание Святого Сердца имеет древние корни. Некоторые богословы усматривают истоки теологии Сердца в ветхозаветной метафоре воды (синоним внутренней мистической жизни Бога), истекающей с правой стороны Храма (Иезек. 47:1-12).
Почитание Сердца Иисуса возникает в Европе на рубеже первого и второго тысячелетий, когда «невроз тысячного года» и ожидания конца света уже отступили, а походы на Восток, которые потомки назовут «крестовыми», были всего лишь предчувствием. Эпоха великих воинов и великих мистиков, сердца которых были отважны, а мысли – смелы. Ансельм Кентерберийский (ум. 1109) молился о том, чтобы его сердце было пронзено Словом Божиим: «пронзенное ребро Христа открывает богатства Его любви, любви Его сердца к нам». Св. Бернар Клервоский (ум.1153), вдохновлявший крестоносцев на бой и не боявшийся никаких интеллектуальных сражений, черпал силы в близости Сердца Иисусова: «Какие богатства хранит для нас Твое Святое Сердце! Я посвящаю Твоему Сердцу все свои помыслы. Все чувства и желания Твоего Сердца – мои. Я обрел это Сердце в дивной Евхаристии. В ней я обрел Сердце моего Владыки, моего Друга и моего Брата». Друг св. Бернара, Гийом из Сен-Тьерри, приглашал духовно «войти в самое сердце Иисуса, войти в Святая Святых». Св. Хильдегарда Бингенская (ум. 1179), не уступавшая в уме и смелости мужчинам, писала, что «сердце Иисуса – божественная женская мудрость в Боге. Сердца Иисуса и Марии – одно Сердце, сердце Софии». Святое Сердце – Сердце Воскресшего, и потому не есть ни мужское, ни женское, но одинаково близко любому человеку. Бельгийская цистерцианка св. Лиутгарда из Сен-Тронда (ум. 1246) описывала мистический опыт обмена сердцами с Иисусом. Господь, зная, что все женщины любят подарки, однажды спросил Лиутгарду в видении: «Какой дар ты бы хотела получить от Меня?» — «Я хочу Твое Сердце», — как настоящая любящая невеста ответила монахиня. Ни больше, ни меньше! «Тогда Я хочу твое», — ответствовал Господь.
О почитании Святого Сердца писали многие другие святые и мистики – св. Мехтильда Магдебургская, Фома Кемпийский, св. Тереза Авильская. В 46 монастырях и 70 конвентах Доминиканского ордена в Германии Сердце Иисуса почитали в контексте Страстей наряду со Святыми Ранами. Благочестие суровых мужчин!
Поэтому Маргарита Мария Алакок отнюдь не привнесла в церковную практику ничего нового. Знак Сердца Иисуса фигурировал даже в письмах основателя ее собственной конгрегации – св. Франциска Сальского к св. Иоанне Франциске де Шанталь. Скорее, ей была поручена Господом непростая миссия официального установления культа в Церкви. Поскольку Сам Иисус в видении попросил ее заняться учреждением праздника Его Сердца, последние семнадцать лет своей жизни св. Маргарита Мария посвятила не столько мистическому созерцанию, сколько решению оргвопросов – сочинению «Автобиографии» с описанием собственных видений, написанию писем в монастыри различных конгрегаций, беседам со священниками – особенно с иезуитами, известными именно своим умением решать оргвопросы.
В какой-то момент сторонников культа Сердца Иисуса посетила гениальная идея использовать современные медиа – отпечатать образ с гравюры и распространять его для частных молитвенных практик. В 1689 г., по свидетельству самой Маргариты Марии, эти гравюры уже имели массовое хождение на территории Франции. На них было изображено «Божественное сердце на пылающем фоне, блистающее более, чем Солнце, и прозрачное более, чем хрусталь. На нем была драгоценная рана. Оно окружено терновым венцом … Над ним был Крест, означающий, что с момента Воплощения, когда оно забилось, Крест был укоренен в нем». Разумеется, изображение носило эмблематический характер и не должно было представлять собой физиологически верную картину сердца.
Распространяя почитание Святого Сердца св. Маргарита Мария и активно поддержавшие ее иезуиты продолжали героические традиции Средневековья. Гравюры с Сердцем в терновом венце должны были стать духовным оружием в обращении кальвинистов во Франции и Швейцарии, а также в полемике с янсенистами. В это же время среди католиков возникает обычай приносить ex voto в форме сердца, которые помещались в храмах как знаки благодарения или после совершения покаянных практик. Появляются и первые живописные образы Пресвятого Сердца: на них молящиеся могли видеть не только горящее сердце, но и самого Иисуса, протягивающего Свое Сердце как бескорыстный дар людям. Почитание Сердца Иисуса, и особенно практика принятия Причастия в каждую первую пятницу девяти месяцев последовательно (призыв, обращенный Иисусом к св. Маргарите Марии Алакок) не только способствовали обновлению евхаристической жизни католиков, но и помогли Церкви устоять в век Просвещения – век секуляризма и революций.
В 1765 г. Климент XIII официально утвердил в церковном календаре праздник Святого Сердца и соответствующий ему текст литургии. Не прошло и ста лет! В 1794 г. Пию VI в булле Auctorem fidei снова пришлось защищать почитание Сердца Иисуса. Но когда во Франции началась великая революция, стало ясно, что Святое Сердце стало подлинным сердцем католической Франции. Красный знак – сердце с крестом – нашивали на одежду повстанцы в Вандее, сопротивлявшиеся революционному атеистическому и антицерковному режиму. (Забегая немного вперед, добавлю, что эмблему Святого Сердца использовали повстанцы-кристерос в Мексике, защищавшие свободу Церкви в 1926-1929 гг., и карлисты в Испании, боровшиеся против коммунистов). Пылающее сердце становится символом жертвенного подвига.
Конец XIX и первая половина XX столетий стали подлинным «веком Святого Сердца». После поражения во франко-прусской войне Национальная Ассамблея Франции подтвердила всенародный обет построить на Монмартре базилику, посвященную Сердцу Иисуса. Именно в этом белоснежном храме, возвышающемся над Парижем, Вселенская Церковь была посвящена Святому Сердцу с одобрения Папы Пия IX. Лев XIII в 1899 г. пошел еще дальше и посвятил Святому Сердцу всё человечество. В этом же году он одобрил и официально утвердил текст Литании Святому Сердцу, которую мы читаем и по сей день.
История этой Литании показывает,что подлинное богатство Церкви отнюдь не сваливается из Рима на головы верующих путем готовых инструкций и предписаний, а созидается постепенно духовным трудом и молитвой многих поколений христиан. Первые варианты Литании Святому Сердцу появились в XVII веке и были сформулированы на основе более ранних средневековых молитв. В 1686 г. литанией к Сердцу Иисуса молилась французская монахиня, сестра Магдалена Жоли из Дижона. В 1691 г. этот текст был дополнен иезуитом о. Круазе, а в 1718 г. в Марселе блаженная Анна Магдалена Ремюза добавила свои 17 воззваний. Таким образом, в 1899 г. Литания включала ровно 33 воззвания, соответствовавших 33 годам земной жизни Иисуса. Такая вот божественно-историческая математика.
В начале 1900-х гг. Пий Х предписал завершать каждую Мессу троекратным воззванием: «Святейшее Сердце Иисуса, помилуй нас». В 1915 г. Бенедикт XV дал полную индульгенцию семьям во всём мире, которые пожелали бы установить у себя дома статую Иисуса с пылающим Сердцем. Для этой семейной церемонии был написан специальный молитвенный чин. В межвоенный период пастырей побуждали устанавливать фигуры Христа с горящим Сердцем и простирающего пронзенные руки у входов в храмы, больницы, школы и университеты. Сердце Иисуса – сердце Пастыря, открывающего Свои объятия каждому человеку. Наконец, в самый разгар Второй мировой войны Пий XII одобрил Апостолат молитвы, целью которого было распространение Царства Божия через молитву и воздаяние Святому Сердцу.
И сегодня почитание Сердца Иисуса остается живой практикой, которая продолжает развиваться порой в очень необычных формах. Не верите? Тогда встречайте участников американской Автолиги Святого Сердца!
Это братство «молитвенного и ответственного вождения» было основано в 1955 г. отцом Грегори Бизи, SCJ, как часть его апостолата среди водителей-дальнобойщиков.
Члены братства не только регулярно участвуют в Мессе и читают молитву Святому Сердцу, но и устанавливают на лобовом стекле его образ.
Сердце Иисуса зовет вперед, к себе, ведь Любовь – безумная Любовь Бога! – никогда не иссякнет.
Автор текста — Анастасия Паламарчук
1 июля 2011 года католики всего мира отмечают Праздник Пресвятого Сердца Иисуса (Feast of the Sacred Heart of Jesus).
Праздник Сердца Иисуса в Католической церкви — праздник, посвященный почитанию Святейшего Сердца Иисуса Христа. Отмечается в пятницу, на восьмой день после праздника Тела и Крови Христовых и на двенадцатый день после Дня Святой Троицы. Сердце Христово является символом любви Бога к людям; праздник Сердца Иисуса, таким образом, отражает благодарность Господу за его любовь и дарованное спасение.
Зарождение праздника относится к XI XII вв. Начало культу Пресвятого Сердца Иисуса положило почитание Христовых Ран, которое получило широкое распространение в XIII веке, когда монахи посвящали особые молитвы ранам Христовым, особо выделяя пронзенный бок Спасителя.
Своеобразным толчком для развития почитания Сердца Иисуса стали видения монахини французского монастыря Поре ле Монияль Маргариты Марии Алакок, которой не раз являлся Иисус Христос, выражавший ей свое желание, чтобы люди особым образом почитали Его Сердце.
Однако это пожелание долгое время оставалось невыполненным, многие богословы сомневались в необходимости установления нового всецерковного почитания.
В XVI веке, особенно благодаря Ордену Иезуитов, культ Сердца Иисуса достигает апогея. В 1672 году исповедник Маргариты Марии Алакок Иоанн Эд отслужил с разрешения епископа первую святую Мессу о Сердце Господа Иисуса.
Католическая Церковь в течение ста лет медлила с официальным установлением нового праздника. Первое разрешение было получено польским епископам от папы Климента XII в 1765 году. Праздник стал отмечаться всемирной Церковью c XIX века. В 1856 году папа Пий IX ввел литургическое празднование Пресвятого Сердца Иисуса как обязательное для всей Церкви. Лев XIII углубил понимание посвящения Пресвятому Сердцу, иллюстрируя взаимосвязь между его почитанием и спасением мира.
А в 1956 году Папа Пий XII в своем послании по случаю сотой годовщины этого события дал почитанию Сердца Иисуса солидное догматическое обоснование.
На богослужениях католической церкви в этот праздник вспоминаются те отрывки Священного Писания, где говорится о Христе как о добром Пастыре, который отогревает заблудших овец теплом своего Сердца, а также читается фрагмент из Евангелия от Иоанна о пронзении бока Иисусова.
В этот день в католической Церкви на алтарь выставляются Святые Дары, которым поклоняются. После Причастия читается молитва, в которой выражена просьба, чтобы Сердце Иисуса, в котором мир открывает истинную природу Бога, научило людей видеть Христа в братьях.
В современном церковном календаре Сердцу Иисуса, кроме специального праздника, посвящаются каждая первая пятница месяца и весь месяц июнь.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Когда в сердце горит любовь, сердце бьется быстрее. И тогда поэты исписывают бумагу тысячей стихов, рыцари седлают коней и ломают копья во имя прекрасной Дамы, юные девы поют на вечерней и утреней заре нежные песни и все они готовы хранить свою любовь вечно. Так было и так будет – вид коней и особенно одеяния дев могут меняться, принимая порой минималистичные формы, но стремление творить, отдавать всего себя и быть верным навечно посещают любящие сердца во все времена и эпохи.
А потом мы становимся взрослыми и рассудительными, и начинаем осуждать безумства молодых. Нам начинает казаться, что миром правит расчет, прагматизм, эгоизм, материальный интерес. Сердце Иисуса хочет сегодня напомнить нам о силе и красоте Любви.
Праздник Пресвятого Сердца Иисуса – праздник безумства любви. История спасения начинается с безумного поступка Бога – Его вочеловечения. Каждое любящее сердце готово на самоограничение и смирение ради того, чтобы быть с любимым, разделять с ним радости и горести. Мы готовы на это только потому, что наше сердце создано по образу и подобию сердца Бога. Бог Сын ограничивает Себя человеческой плотью и бессилием Младенца, чтобы быть с людьми в горе и в радости. Земной путь Иисуса завершается безумием Креста, величайшим на свете безумием, совершенным из любви. Любящее Сердце не боится отдать Себя ради жизни любимых. Любовь движет Иисусом в поединке со смертью, из которого Он выходит Победителем.
Развитие культа Святейшего Сердца Иисуса принято связывать со св. Маргаритой Марией Алакок (1647-1690) – монахиней-визитанткой из французского городка Паре-ле-Моньяль. Призыв сестры Маргариты Марии почитать Святое Сердце, как часто бывает с добрыми начинаниями, был услышан далеко не сразу. Сестры ее родного монастыря воспротивились этому культу, сочтя его новым, а потому ненужным и подозрительным. Впрочем, если вы хотя бы немного знакомы с историей Церкви, то не будете этим удивлены. Излишне консервативные сестры всё же были неправы: почитание Святого Сердца имеет древние корни. Некоторые богословы усматривают истоки теологии Сердца в ветхозаветной метафоре воды (синоним внутренней мистической жизни Бога), истекающей с правой стороны Храма (Иезек. 47:1-12).
Почитание Сердца Иисуса возникает в Европе на рубеже первого и второго тысячелетий, когда «невроз тысячного года» и ожидания конца света уже отступили, а походы на Восток, которые потомки назовут «крестовыми», были всего лишь предчувствием. Эпоха великих воинов и великих мистиков, сердца которых были отважны, а мысли – смелы. Ансельм Кентерберийский (ум. 1109) молился о том, чтобы его сердце было пронзено Словом Божиим: «пронзенное ребро Христа открывает богатства Его любви, любви Его сердца к нам». Св. Бернар Клервоский (ум.1153), вдохновлявший крестоносцев на бой и не боявшийся никаких интеллектуальных сражений, черпал силы в близости Сердца Иисусова: «Какие богатства хранит для нас Твое Святое Сердце! Я посвящаю Твоему Сердцу все свои помыслы. Все чувства и желания Твоего Сердца – мои. Я обрел это Сердце в дивной Евхаристии. В ней я обрел Сердце моего Владыки, моего Друга и моего Брата». Друг св. Бернара, Гийом из Сен-Тьерри, приглашал духовно «войти в самое сердце Иисуса, войти в Святая Святых». Св. Хильдегарда Бингенская (ум. 1179), не уступавшая в уме и смелости мужчинам, писала, что «сердце Иисуса – божественная женская мудрость в Боге. Сердца Иисуса и Марии – одно Сердце, сердце Софии». Святое Сердце – Сердце Воскресшего, и потому не есть ни мужское, ни женское, но одинаково близко любому человеку. Бельгийская цистерцианка св. Лиутгарда из Сен-Тронда (ум. 1246) описывала мистический опыт обмена сердцами с Иисусом. Господь, зная, что все женщины любят подарки, однажды спросил Лиутгарду в видении: «Какой дар ты бы хотела получить от Меня?» — «Я хочу Твое Сердце», — как настоящая любящая невеста ответила монахиня. Ни больше, ни меньше! «Тогда Я хочу твое», — ответствовал Господь.
О почитании Святого Сердца писали многие другие святые и мистики – св. Мехтильда Магдебургская, Фома Кемпийский, св. Тереза Авильская. В 46 монастырях и 70 конвентах Доминиканского ордена в Германии Сердце Иисуса почитали в контексте Страстей наряду со Святыми Ранами. Благочестие суровых мужчин!
Поэтому Маргарита Мария Алакок отнюдь не привнесла в церковную практику ничего нового. Знак Сердца Иисуса фигурировал даже в письмах основателя ее собственной конгрегации – св. Франциска Сальского к св. Иоанне Франциске де Шанталь. Скорее, ей была поручена Господом непростая миссия официального установления культа в Церкви. Поскольку Сам Иисус в видении попросил ее заняться учреждением праздника Его Сердца, последние семнадцать лет своей жизни св. Маргарита Мария посвятила не столько в мистическому созерцанию, сколько решению оргвопросов – сочинению «Автобиографии» с описанием собственных видений, написанию писем в монастыри различных конгрегаций, беседам со священниками – особенно с иезуитами, известными именно своим умением решать оргвопросы.
В какой-то момент сторонников культа Сердца Иисуса посетила гениальная идея использовать современные медиа – отпечатать образ с гравюры и распространять его для частных молитвенных практик. В 1689 г., по свидетельству самой Маргариты Марии, эти гравюры уже имели массовое хождение на территории Франции. На них было изображено «Божественное сердце на пылающем фоне, блистающее более, чем Солнце, и прозрачное более, чем хрусталь. На нем была драгоценная рана. Оно окружено терновым венцом … Над ним был Крест, означающий, что с момента Воплощения, когда оно забилось, Крест был укоренен в нем». Разумеется, изображение носило эмблематический характер и не должно было представлять собой физиологически верную картину сердца.
Распространяя почитание Святого Сердца св. Маргарита Мария и активно поддержавшие ее иезуиты продолжали героические традиции Средневековья. Гравюры с Сердцем в терновом венце должны были стать духовным оружием в обращении кальвинистов во Франции и Швейцарии, а также в полемике с янсенистами. В это же время среди католиков возникает обычай приносить ex voto в форме сердца, которые помещались в храмах как знаки благодарения или после совершения покаянных практик. Появляются и первые живописные образы Пресвятого Сердца: на них молящиеся могли видеть не только горящее сердце, но и самого Иисуса, протягивающего Свое Сердце как бескорыстный дар людям. Почитание Сердца Иисуса, и особенно практика принятия Причастия в каждую первую пятницу девяти месяцев последовательно (призыв, обращенный Иисусом к св. Маргарите Марии Алакок) не только способствовали обновлению евхаристической жизни католиков, но и помогли Церкви устоять в век Просвещения – век секуляризма и революций.
В 1765 г. Климент XIII официально утвердил в церковном календаре праздник Святого Сердца и соответствующий ему текст литургии. Не прошло и ста лет! В 1794 г. Пию VI в булле Auctorem fidei снова пришлось защищать почитание Сердца Иисуса. Но когда во Франции началась великая революция, стало ясно, что Святое Сердце стало подлинным сердцем католической Франции. Красный знак – сердце с крестом – нашивали на одежду повстанцы в Вандее, сопротивлявшиеся революционному атеистическому и антицерковному режиму. (Забегая немного вперед, добавлю, что эмблему Святого Сердца использовали повстанцы-кристерос в Мексике, защищавшие свободу Церкви в 1926-1929 гг., и карлисты в Испании, боровшиеся против коммунистов). Пылающее сердце становится символом жертвенного подвига.
Конец XIX и первая половина XX столетий стали подлинным «веком Святого Сердца». После поражения во франко-прусской войне Национальная Ассамблея Франции подтвердила всенародный обет построить на Монмартре базилику, посвященную Сердцу Иисуса. Именно в этом белоснежном храме, возвышающемся над Парижем, Вселенская Церковь была посвящена Святому Сердцу с одобрения Папы Пия IX. Лев XIII в 1899 г. пошел еще дальше и посвятил Святому Сердцу всё человечество. В этом же году он одобрил и официально утвердил текст Литании Святому Сердцу, которую мы читаем и по сей день.
История этой Литании показывает,что подлинное богатство Церкви отнюдь не сваливается из Рима на головы верующих путем готовых инструкций и предписаний, а созидается постепенно духовным трудом и молитвой многих поколений христиан. Первые варианты Литании Святому Сердцу появились в XVII веке и были сформулированы на основе более ранних средневековых молитв. В 1686 г. литанией к Сердцу Иисуса молилась французская монахиня, сестра Магдалена Жоли из Дижона. В 1691 г. этот текст был дополнен иезуитом о. Круазе, а в 1718 г. в Марселе блаженная Анна Магдалена Ремюза добавила свои 17 воззваний. Таким образом, в 1899 г. Литания включала ровно 33 воззвания, соответствовавших 33 годам земной жизни Иисуса. Такая вот божественно-историческая математика.
В начале 1900-х гг. Пий Х предписал завершать каждую Мессу троекратным воззванием: «Святейшее Сердце Иисуса, помилуй нас». В 1915 г. Бенедикт XV дал полную индульгенцию семьям во всём мире, которые пожелали бы установить у себя дома статую Иисуса с пылающим Сердцем. Для этой семейной церемонии был написан специальный молитвенный чин. В межвоенный период пастырей побуждали устанавливать фигуры Христа с горящим Сердцем и простирающего пронзенные руки у входов в храмы, больницы, школы и университеты. Сердце Иисуса – сердце Пастыря, открывающего Свои объятия каждому человеку. Наконец, в самый разгар Второй мировой войны Пий XII одобрил Апостолат молитвы, целью которого было распространение Царства Божия через молитву и воздаяние Святому Сердцу.
И сегодня почитание Сердца Иисуса остается живой практикой, которая продолжает развиваться порой в очень необычных формах. Не верите? Тогда встречайте участников американской Автолиги Святого Сердца!
Это братство «молитвенного и ответственного вождения» было основано в 1955 г. отцом Грегори Бизи, SCJ, как часть его апостолата среди водителей-дальнобойщиков. Члены братства не только регулярно участвуют в Мессе и читают молитву Святому Сердцу, но и устанавливают на лобовом стекле его образ.
Сердце Иисуса зовет вперед, к себе, ведь Любовь – безумная Любовь Бога! – никогда не иссякнет.
Автор текста — Анастасия Паламарчук
Источник: Сибирская католическая газета ©sib-catholic.ru
Мы будем рады любой, но ежемесячной помощи — это позволит нам увереннее чувствовать себя и надёжнее строить планы нашей работы — ПОЖЕРТВОВАТЬ
Торжество Святейшего Сердца Иисуса ежегодно отмечается Католической Церковью в честь божественной любви Иисуса к человечеству. Однако этот праздник не всегда был в календаре, и прошло много веков, прежде чем он был установлен и распространился по всему миру.
Вот, что следует знать об истории и традициях празднования:
1. Иисус попросил о празднике в 1675 году
Святая Маргарита Мария Алакок получила частные откровения от Иисуса Христа. Иисус обратился к ней 16 июня 1675 года и попросил ее содействовать проведению праздника в честь Его Святого Сердца. После тщательного исследования Святой Престол признал достоверность явлений этой монахине.
2. Праздник отмечается в пятницу, через 8 дней после торжества Тела и Крови Христовых
Иисус попросил святую Маргариту Марию Алакок, чтобы «пятница после Октавы праздника Тела Христова была посвящена особому празднику в честь Моего Сердца». Неслучайно эти торжества так близко друг к другу в церковном календаре, поскольку празднование одного естественно ведет к другому. Они взывают друг к другу и, можно даже сказать, нуждаются друг в друге. Святейшее Сердце объясняет тайну любви Иисуса, посредством которой Он становится хлебом, чтобы питать нас Своей сущностью, в то время как в Евхаристии мы имеем реальное присутствие того же самого Сердца, живущего среди нас. Прекрасно созерцать Сердце Иисуса как символ Его бесконечной любви, но еще более чудесно видеть Его всегда рядом с нами в Таинстве Евхаристии. Именно в Евхаристии мы можем найти Сердце Иисуса, бьющееся и изливающееся на нас.
3. Впервые праздник Святого Сердца отмечался в октябре
Самый первый литургический праздник Святого Сердца Иисуса был проведен 20 октября 1672 года. Святой Иоанн Эд, духовник св.Маргариты Алакок и основатель двух монашеских конгрегаций, с разрешения епископа ввел его для празднования в домах его общины в 1670 году, а спустя два года ему разрешили отслужить Святую Мессу в честь Святейшего Сердца Иисуса, тексты для которой были составлены им же.
4. Польша была первой страной, которая учредила этот праздник
Первой страной, установившей литургический праздник в честь Святого Сердца, была Польша. Это подтверждает Папа Пий XII в своей энциклике о преданности Святейшему Сердцу Haurietis aquas (лат.: «Вы будете черпать воды»).
«Священная конгрегация обрядов — декретом от 25 января 1765 года, утвержденным Нашим предшественником, Климентом XIII, 6 февраля того же года — предоставила литургическое празднование праздника [Святого Сердца] польским епископам … Апостольский Престол действовал таким образом, чтобы существующее в то время благочестие могло быть расширено, поскольку его целью было «посредством этого символа обновить память о той божественной любви», которая подвигла нашего Спасителя принести Себя в жертву во искупление грехов людей».
5. Праздник стал всеобщим в 1856 году
Декретом Священной конгрегации обрядов от 23 августа 1856 года Папа Пий IX установил праздник для всей Вселенской Церкви. Это был прямой ответ на просьбу французских епископов, которые хотели, чтобы праздник отмечался во всех частях света.
6. Виды почитания Пресвятого Сердца
Среди самых популярных форм поклонения Сердцу Иисуса — помимо самого празднования – посвящение Пресвятому Сердцу месяца июня, литания Святейшему Сердцу Иисуса, молитвы (1, 2) и акты посвящения Святейшему Сердцу Иисуса. Существует также традиция девяти первых пятниц, основанная на обещаниях Иисуса, взятых из писем св.Маргариты Марии Алакок.
7. А что насчет пятничного поста?
Хотя празднование Святейшего Сердца Иисуса приходится на пятницу, верующие могут есть блюда из мяса. В этот день временно отменяется любой вид поста или воздержания от мяса, так как это «торжество», высший ранг литургического праздника, что означает, что католики должны соблюдать его аналогично воскресенью (ККП 1251).
Пресвятое Сердце Иисуса, источник всего благого, пред Тобой преклоняюсь, в Тебя верую, на Тебя надеюсь, Тебя люблю и раскаиваюсь во всех грехах моих. Тебе дарю я мое бедное сердце, сделай его смиренным, терпеливым, чистым, послушным всем Твоим желаниям. Дай мне, мой добрый Иисус, чтобы жил я в Тебе, а Ты во мне. Защити меня от опасностей, утешь меня в печалях и огорчениях. Позаботься о здоровье моего тела, ниспошли благословение Твое всем делам моим и благодать святой смерти. Аминь.
Первыми народный культ Сердца Христова использовали в миссионерских целях иезуиты. Хосе де Паэс. Священное Сердце Иисуса, святой Игнасио де Лойола и святой Алоизий Гонзага. 1770
В Католической церкви существует необычный культ – почитание Сердца Христа. С некоторых пор к числу праздничных дней, отмечаемых католиками, причислены торжества, связанные с божественным органом.
Почитание Сердца Иисуса начало формироваться в Средние века – в качестве символа безграничной любви Сына Божьего к роду людскому. Возникновению данной концепции способствовали тяжелые времена того исторического периода и мистические видения некоторых монахинь. В то время эпидемии и войны уносили огромное количество жизней. Медицина была плохо развита, любая болезнь могла стать роковой.
Одновременно Средние века отмечены моментами невероятного духовного подъема. Люди начинают обращать особое внимание на земную жизнь евангельского Христа, его страдания и причины, из-за которых Он позволил подвергнуть себя мучениям. Возникает обряд адорации – внелитургическое почитание Тела и Крови Христа. Крестным ранам основоположника христианства придают сакраментальное значение. На Востоке и в Европе ведутся поиски Святого Грааля. Получает развитие учение о стигматах. Франциск Ассизский и его сторонники на собственном примере пропагандируют евангельскую жизнь. Тогда же возникает идея об особом значении Сердца благодаря видениям монахинь Гертруды Великой и Мехтильды Магдебурской. Как утверждала Гертруда, ей даже удалось послушать биение данного органа. Отдельные подвижники и некоторые католические монашеские ордена стали почитать Святейшее Сердце. Однако официально Церковь данный культ не признавала.
В XVII веке монахиню Маргариту Марию Алакок начинают посещать видения. По словам монахини, ей являлся Христос и показывал свое сердце. В одном из посещений он просил ее распространять почитание сердца. Орден иезуитов и Католическая церковь начали обращать большое внимание на культ и способствовать его распространению, поскольку видели в этом способ борьбы с движением янсенистов (католическое учение, которое обвиняли в склонности к протестантизму) и протестантами. И вот наконец в XIX веке папа Пий IX установил праздник торжества Святейшего Сердца.
Поклонники культа считали, что Сердце упоминается в Новом Завете: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф 11:28–29). Поклонение и молитвы Сердцу должны, по мнению католиков, пробуждать в человеке кротость, смирение и любовь. Католическая церковь ныне считает, что верующие, почитая Сердце Сына Божьего, должны осознавать силу любви, которую испытывал Бог по отношению к человечеству, так что решился пойти на унижение, страдание и смерть. Приведем строки из литании, посвященной данному культу:
Сердце Иисуса, оскорблениями преисполненное, помилуй нас,
Сердце Иисуса, злодеяниями нашими израненное, помилуй нас,
Сердце Иисуса, даже до смерти послушное, помилуй нас,
Сердце Иисуса, копьем прободенное, помилуй нас.
Уже было сказано, что Католическая церковь с помощью культа Святейшего Сердца противостояла протестантам и янсенистам. Точнее, этот культ позволял опровергнуть идею предопределения, характерную как для протестантизма, так и для группы янсенистов, формально отрицавших свой разрыв с католичеством. Теория предопределения гласит, что посмертная судьба всех верующих изначально обозначена. Еще с начала времен Бог решил, кто пойдет в рай, кто в ад. Данную теорию разработал Блаженный Августин (354–430 годы), но она не получила развития в средневековом христианстве. Преобладающей была идея свободы воли: каждый сам волен выбирать путь зла либо добра.
Но в XVI веке Жан Кальвин, один из лидеров Реформации, вернулся к рассмотрению доктрины предопределения и усовершенствовал ее. Согласно Кальвину, нельзя помочь тем, кому суждено после смерти попасть в ад. Грешники могут пытаться делать добрые дела, молиться, просить у Господа прощения, но все это будет напрасно: они рано или поздно опять встанут на путь зла, а после кончины отправятся в преисподнюю. Кальвинистская теория предопределения гласила, что Христос страдал и умирал на кресте ради спасения тех, кто заранее был избран войти в рай. Кальвинизм стал успешно распространяться в Швейцарии, Франции, Нидерландах, Шотландии и некоторых немецких землях. Теория предопределения вошла в богословие многих протестантских течений.
Католицизм пытался бороться с протестантами разными методами – инквизицией, в ходе религиозных войн, миссионерством. Но ситуация усложнилась, когда в XVII веке теория предопределения проникла в саму Католическую церковь благодаря движению янсенистов. Произошло это из-за того, что нидерландскому епископу и богослову Корнелию Янсению «не понравилась» концепция свободы воли. Он пришел к выводу, что свобода лишает смысла миссию Христа. Если люди могут сами выбирать свой путь к спасению, то им не нужен Сын Божий для избавления от бремени грехов и обретения рая. Подобные рассуждения привели Янсения к тому, что он стал воспринимать свободу воли как ересь и в итоге признал истинность теории предопределения.
Взгляды Янсения Ватикан объявил еретическими, но католическим богословам и миссионерам нужно было найти способ опровергнуть теорию, что все предопределено. Католичество заявляло протестантам и янсенистам, что Иисус явился спасать всех, а не только избранных. Приводили различные цитаты из Библии, например такую: «На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк 15:7). Но этого было мало, требовались доказательства великой Божьей любви. Орден иезуитов решил использовать неформальный культ Сердца Христа. В то время как раз стало известно о видениях Марии Алакок и о том, что Иисус (как утверждала монахиня) «просил» распространять культ.
Согласно описаниям видений, которые давали монахини-визионерки, сердце Христа пылало огнем любви.Алакок передавала обещания, которые Сын Божий дал тем, кто будет почитать пламенный орган: «Буду им безопасным прибежищем в жизни, а особенно в час смерти… Грешники найдут в Моем Сердце источник бесконечного милосердия». Сердце Христа как воплощение любви Бога ко всем людям делало кальвинистскую теорию изначальной избранности к спасению несостоятельной.
Культ сохранился до наших дней. Торжество Святейшего Сердца проходит ежегодно на 12-й день после дня Святой Троицы. В этом году празднования состоятся 23 июня. Стоит привести цитату из проповеди, состоявшейся на московской мессе Торжества Сердца в 2014 году: «Мы хотим перейти непосредственно от злобы к Любви Христовой. Мы поклоняемся Сердцу Иисуса, чтобы от отдаленности от Бога достичь Божьего присутствия». В наше время проповедники пытаются разжечь искру любви к ближнему в потухших сердцах современников.
Источник http://www.ng.ru