Праздник шаббат священная суббота

Что такое Шаббат? Почему евреи не работают в субботу и в чем смысл одной из базовых заповедей иудаизма — заповеди о соблюдении Шаббата?

Шабат, или Шаббат (иврит: ‏שַׁבָּת) — седьмой день творения, он же — седьмой день недели, еврейская Суббота. В иудаизме Шаббат — святой день, который заповедано чтить и соблюдать в знак того, что шесть дней Б-г творил этот мир, а в седьмой — отдыхал. Само слово «шабат»/«шаббат» происходит от ивритского корневого глагола «лишбот» и означает «отдыхал», «прекратил деятельность», что имеет общий корень с «шева» — «семь» (отсюда, например, «швиит» — заповедь соблюдения седьмого, «субботнего» года). Традиционно Шаббат — это день отдыха, день субботнего покоя: в Шаббат запрещено совершать 39 видов деятельности (т.н. 39 видов работ). Евреи отмечают Шаббат как праздник: встречают Субботу зажиганием свечей, устраивают трапезы с шаббатними песнями, посвящают Шаббат духовному росту, изучению Торы, проводят время с семьей и близкими друзьями, непременно желая друг другу «Шабат шалом!» (традиционное субботнее приветствие, пожелание мира в Шаббат) или «гут Шабес!» (на идиш — «хорошей субботы!»). Соблюдение Субботы считается одной из базовых заповедей иудаизма: соблюдая Шаббат и отстраняясь от работы в этот день, еврей провозглашает веру в то, что Б-г — Творец мира, который управляет всеми процессами в нем.

Шабат — Еврейская Суббота. Субботняя хала.

СУББОТА — Шаббат, седьмой день недели

Суббота, седьмой день недели, день отдыха… На иврите все дни называются по числу их отстранения от Субботы — первый, второй и т. д., но имя собственное есть только у одного дня — Субботы.

Согласно Торе, заповедь соблюдать субботу установлена Всевышним, Который, закончив за шесть дней Творение мира, благословил и освятил седьмой день. Читаем в книге Шмот, в главе о получении евреями на горе Синае Десяти заповедей: «Помни субботний день, чтобы освящать его. Шесть дней работай и делай любое свое дело. Но седьмой день — суббота Всевышнему: не делай никакого дела, — ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой слуга, ни твоя служанка, ни твой скот, ни твой пришелец, который в твоих воротах. Ибо шесть дней создавал Всевышний небо, землю, море и все, что в них, а в седьмой день отдыхал. Поэтому благословил Всевышний субботний день и освятил его».

Тора называет субботу праздником, в который запрещено делать работу — даже в разгар полевой страды; кроме того, в субботу запрещено зажигать огонь. Всякий, нарушивший эти запреты, строго наказывается судом. В тех местах Торы, где перечисляются праздники, суббота упоминается первой. Пророк Йешаяу предвидел, что еврейский народ будет возвеличен, если будет считать субботу своей отрадой, святым Б-жьим днем (см. 58:13).

Шаббат — Еврейская Суббота. Субботние свечи

Лишенный будничных забот, субботний день предназначен для духовных занятий. Субботняя молитва провозглашает: «Да возрадуются в Твоем царстве все, кто хранят субботу, народ, освящающий седьмой день… Ты назвал этот день украшением дней».

Евреи во все времена столь ревностно относились к выполнению субботней заповеди, что в глазах инородцев соблюдение субботы стало самым характерным признаком еврейства. Римляне называли евреев «сабаториями», субботниками. Сенека, Тацит, Овидий в открытую издевались над евреями за их привязанность к этому дню. Интересно, что ненависть чужеземных властителей к иудеям всегда сопровождалась запретами на субботу. Впрочем, все эти гонения в античные времена кончились тем, что семидневную неделю с заключительным днем отдыха приняли все народы Средиземноморья. Неделю, но не субботу. Соблюдение шаббата осталось чисто еврейской заповедью.

Предлагаем вашему вниманию подборку статей и аудиоуроков по теме «Шаббат», представленных на сайте Толдот Йешурун.

Запрет стирки в субботу

статья р. Моше Пантелята

Выжимание одежды в субботу

статья р. Моше Пантелята

Работа «даш» («молотьба») в субботу

статья р. Моше Пантелята

Укутывание кастрюли для сохранения тепла в субботу

статья р. Моше Пантелята

Установка кастрюли на огонь до наступления субботы

статья р. Моше Пантелята

Пища, сваренная в субботу

статья р. Моше Пантелята

Водяные нагреватели в субботу

статья р. Моше Пантелята

Запрет варки в субботу

статья р. Моше Пантелята

Перенос грузов в субботу

статья р. Моше Пантелята

Запрет земледельческих работ в субботу

статья р. Моше Пантелята

Запрещенные в субботу работы, связанные в Мишкане с изготовлением ткани

статья р. Моше Пантелята

Субботние запреты, связанные с изготовлением одежды

статья р. Моше Пантелята

Запрещенные в субботу работы, связанные в Мишкане с обработкой кож

статья р. Моше Пантелята

Запрет писать и стирать в субботу в субботу

статья р. Моше Пантелята

«Сотер» и «Боне» в субботу

статья р. Моше Пантелята

Как греть сухую еду в шабат?

ответ р. Бенциона Зильбера

Суббота в лагере.

воспоминания рава Ицхака Зильбера о том, как он соблюдал субботу в лагере

Суббота — не день отдыха!

глава из книги «Царица Суббота» р. Моше Пантелята

Общие принципы законов Субботы

глава из книги «Царица Суббота» р. Моше Пантелята

Суббота. Законы Торы и законы Мудрецов.

глава из книги «Царица Суббота» р. Моше Пантелята

Суть Cубботы, Её райский вкус

Рав М. Пантелят

Четвёртая заповедь. Волшебная сила субботы.

статья Ефима Свирского

Субботний кидуш

статья руководителя московской ешивы «Торат Хаим» р. Моше Лебеля

Субботние свечи

статья руководителя московской ешивы «Торат Хаим» р. Моше Лебеля

Видеоуроки о законах субботы, проведённые р. Элияу Левиным

Субботние запреты. Запрет «провеивание» в субботу — «зорэ»

Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 6 Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 5

Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 4

Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 3

Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 2

Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 1

Субботние запреты. Запрет «сбор в снопы» в субботу — «меамер»

Субботние запреты. Запрет «сбор урожая — жатва» в субботу — «коцер». Часть 3

Субботние запреты. Запрет «сбор урожая — жатва» в субботу — «коцер». Часть 2

Запрет «сбор урожая — жатва» в субботу — «коцер». Часть 1

Субботние запреты. Запрет «вспахивать» в субботу — «хореш». Часть 2

Субботние запреты. Запрет «вспахивать» в субботу — «хореш». Часть 1

Субботние запреты. Запрет «сеять» в субботу — «зореа». Часть 2

Субботние запреты. Запрет «сеять» в субботу — «зореа». Часть 1

Суббота. Классификация субботних запретов. Вступление

Суббота. Источник субботних запретов. Вступление

Суббота. Суть субботних запретов. Вступление

Исход субботы. Законы авдалы (продолжение)

Исход субботы. Законы авдалы

Пост в субботу. Молитва о бедах в субботу. Штей микра эхад таргум. Необходимость посвятить в Субботу время для духовного роста

Три субботние трапезы

Суббота. Cвязь между кидушем и трапезой

Суббота. Законы Кидуша (продолжение)

Суббота. Законы Кидуша

Суббота. Встреча субботы. Вечерняя молитва. Заповедь: «Помни день субботний»

Суббота. Подробности заповеди зажигания свечей

Суббота. Смысл зажигания свечей

Суббота. Виды работ разрешенных после захода солнца , до выхода звезд

Время субботы. Принятие субботы . Исход субботы

Канун субботы. Принятие душа, Миква. Стрижка волос и ногтей

Канун субботы. Пост перед субботой. Когда можно есть перед субботой

Канун субботы. До какого времени можно отправляться в пятницу в дальнюю поездку и когда надо прибыть к месту назначения.

Канун субботы. С какого времени и какие работы не следует делать в пятницу

Законы субботы. Канун субботы. Подготовка к cубботе

Законы Субботы. Канун субботы

Законы Субботы. Заповедь подготовки к Субботе

Законы субботы. Вступление. Часть 2

Законы субботы. Вступление. Часть 1

«Цимес» разбирается, как принято встречать субботу, какое она имеет значение в еврейской традиции и что можно, а что нельзя делать еврею в этот день

Шаббат (иногда произносят Шаббес или Шаббос) — одна из самых известных практик иудаизма. 

Это еженедельный праздник (что? да!), длящийся 25 часов. Как все праздники, подчиняющиеся еврейскому календарю, Шаббат начинается накануне вечером — незадолго до захода солнца в пятницу — и продолжается до захода солнца в субботу плюс ещё чуть-чуть. Поскольку всюду в мире солнце заходит в разное время, существует календарь зажигания субботних свечей, с которым можно свериться. 

Вообще, это день физической и духовной радости, который должен подчеркнуть ряд ключевых концепций в иудейском видении мира.

В традиционных стихах и песнях суббота сравнивается с невестой, с царицей. Шаббат в Торе — это венец творения вселенной, седьмой день, в который Г-дь отдыхал, сотворив мир за шесть предыдущих дней.

До сих пор в иврите только у Шаббата есть собственное имя — остальные дни недели просто называются «день первый», «день второй» и т. д. Соблюдение Шаббата — напоминание о том, что мир полон смысла и что люди созданы не просто так.

Так было всегда? 

Как и многое другое в иудаизме, практики Шаббата взялись из Торы, где суббота описывается в основном как день свободы от труда. Пророки описывают Шаббат также как день радостей и удовольствий. Мудрецы же, осмысляя это в течение веков, пришли к чёткому описанию того, что в Шаббат запрещено, а также расписали, как надо вести себя в этот день, сколько раз принимать пищу, какие проводить церемонии и читать благословения. Шаббат в разных общинах, веках и направлениях иудаизма праздновался немного по-разному и иллюстрировал адаптацию евреев к окружающей их реальности и к незнакомым идеям. 

Одна общая вещь для всех, вне зависимости от века и места, — это встреча субботы дома, с семьёй и гостями.

И как встречают?

Во многих семьях готовиться начинают ещё с середины недели — покупают продукты, планируют меню, пекут пироги, убирают дом. Талмуд предписывает в Шаббат принимать пищу трижды.

Сейчас это не выглядит как что-то особенное, но в древности люди ели максимум два раза в день, так что предписания Шаббата делали этот день особенным и роскошным, даже если трапезы были самыми скромными. 

Нельзя покупать в Шаббат (использовать деньги), так что все покупки делают днём в пятницу и тогда же готовят на сутки вперёд, чтобы хватило на три субботние трапезы. Поскольку электричеством пользоваться тоже нельзя, делают и еду, которую не надо подогревать, и еду, которая всю субботу томится на слабом огне в духовке (как знаменитый чолнт). Используют также «субботнюю плату» — специальный электрический прибор для поддержания тепла. Включают все эти приборы до наступления Шаббата и выключают, когда он заканчивается, — так же как и лампочки в тех помещениях, где в субботу может понадобиться свет. 

А что делают в синагоге?

Проводят специальную службу каббалат шаббат («встреча субботы») в пятницу вечером, а на следующий вечер — специальную службу проводов Шаббата. Используются особые мелодии и литургия, обычные молитвы перемежаются прозаическими и поэтическими пассажами, благодарящими Б-га за дар Шаббата и его удовольствий. На службе утром в субботу читается недельный отрывок из Торы и отрывок из Пророков. 

А что там со свечами? 

Прибытие Шаббата в пятницу вечером встречают церемонией зажигания свечей. Это принято делать ради соблюдения заповедей шлом байт («мир в доме», семейная гармония) и онег шаббат («субботняя радость»). Зажигают свечи в той же комнате, где будут совершать трапезу. Делает это традиционно мать семейства, но может и любая девушка старше 12 лет. Если женщины в семье нет, зажечь свечи может и мужчина (а в либеральных общинах — вообще любой взрослый еврей).

Фото: Istockphoto
Фото: Istockphoto

Обычно свечи зажигают за 18 минут до захода солнца. Нужны две свечи — в честь первых слов заповедей в Торе, имеющих отношение к Шаббату: шамор («хранить») и захор («помнить»). В некоторых общинах свечей зажигают больше, например по одной за каждого ребёнка в семье, и если однажды зажёг определённое число свечей в Шаббат, их число уменьшать не принято. 

Как правильно зажечь? 

  1. Собственно, зажечь свечи.
  2. Проделать пассы руками вокруг пламени и к лицу от одного до семи раз (обычно три).
  3. Закрыть глаза руками.
  4. Произнести благословение.

Тут есть интересный нюанс. Обычно благословение произносят перед тем, как что-то сделать. Но поскольку благословение на свечи одновременно тот самый акт, который официально начинает Шаббат, после него зажечь свечи уже будет нельзя, потому что после начала Шаббата запрещено зажигать огонь (это один из видов работ, не разрешённых в субботу).

Традиционное разрешение парадокса — зажечь свечи и закрыть глаза, пока произносишь благословение. Тогда после того как откроешь глаза, свечи предстанут перед тобой во всей своей красе и ты словно увидишь их впервые — и благословение сказано, и Шаббат не нарушен. 

А когда уже можно поесть?

После зажигания свечей семья и гости собираются за столом, произносится несколько традиционных формул — субботний гимн «Шалом алейхем» и специальный гимн «Эшет хаиль», восхваление жены, которое произносят муж и сыновья хозяйки дома.

На столе обязательно должны быть две халы, накрытые тканью (в честь двух порций манны небесной, посылаемых Б-гом евреям ежедневно во время их блуждания по пустыне), и вино или виноградный сок. Традиционно мужчина — но в либеральных общинах и женщина — произносит особое благословение (кидуш) на вино, отпивает и даёт отпить остальным. Потом все омывают руки, мужчина произносит благословение на халу, отрывает кусок, обмакивает в соль, ест и даёт остальным. После этого можно приступить к праздничному ужину.

Фото: Pexels
Фото: Pexels

А когда заканчивается Шаббат?

Шаббат заканчивается после захода солнца в субботу коротким ритуалом (авдала), церемонией, призванной отделить святость субботы от рутины обычных дней. Начинается авдала, когда на тёмном небе восходят три звезды, но обычно время исхода субботы в вашей местности можно узнать заранее в еврейском календаре. Снова зажигают свечу (обычно с несколькими фитилями), пьют вино, нюхают пряности, хранящиеся в специальном футляре, — чтобы нести воспоминание о Шаббате дальше, в рабочую неделю, — и произносят благословение. После этого можно делать всё, что в Шаббат было запрещено.

Что, правда ничего нельзя делать?

Это самая известная фишка — что в Шаббат иудеям нельзя работать. Но что считается работой? В Торе в качестве запрещённого указан труд, связанный с земледелием, виноделием, сельским хозяйством, торговлей, перемещением предметов, путешествиями и разжиганием огня.

Как обычно, мудрецы переосмыслили заповеди и выделили 39 категорий запрещённых действий (с кучей подробностей) — а в современном мире их переосмыслили снова.

Например, запрет водить машину относится к категории «разжигание огня», потому что двигатель запускается посредством искры, поджигающей пары бензина. А многие современные соблюдающие иудеи выкручивают перед субботой лампочку в холодильнике — чтобы она не зажигалась, когда открываешь дверцу. 

Средневековые раввины понимали заповеди расширенно и охраняли святость субботы путём налагания запретов даже на действия, только напоминающие запретные, — поэтому нельзя, например, залезать на деревья, ведь это может привести к ломанию веток, которое напоминает сбор урожая, то есть отделение части растения от других его частей. Или составлять букеты — потому что это напоминает укладку сена в стог. Или наносить макияж — напоминает окрашивание тканей. В общинах, где Шаббат соблюдается строго, множество вещей в субботу нельзя даже трогать — деньги или чеки, ножницы и молотки, карандаши и ручки, телефоны и компьютеры. И даже спички — сразу после того как зажжены субботние свечи. 

Не все общины настолько буквально соблюдают предписания тысячелетней давности, так что не удивляйтесь, если встретите в Шаббат в синагоге женщину при полном макияже — даже в Иерусалиме.

Кроме того, как обычно в иудаизме, в Шаббат действует принцип пикуах нефеш («спасение души») — то есть святость субботы можно и нужно нарушить, если от этого зависит жизнь человека. 

Разные течения иудаизма относятся к Шаббату с разной степенью строгости, но во всех соблюдающих и даже в некоторых светских еврейских семьях этот день считают праздником и так или иначе отделяют от других дней. Для многих современных евреев Шаббат — это просто семейный день общения и отдыха, который начинается со вкусного ужина в пятницу вечером. 

Подготовила Мария Вуль

Читайте также:

  • Шаббат в большом городе: как получить удовольствие от еврейского дня отдыха
  • На чём держится кипа, что делают с крайней плотью после обрезания и ещё 5 стыдных вопросов евреям
  • Хала-принц и еврейка на кухне: лучшие блоги, инстаграмы и тиктоки с рецептами

Обновлено: 31.01.2023

Шабат – еврейский праздник соблюдения субботнего дня и единения с Богом. Это национальная традиция, которую стараются соблюдать практически все евреи, где бы они ни жили, по всему миру. Он имеет большое значение для иудеев, его несоблюдение в древние времена каралось смертной казнью. Конечно, в наше время нет такого строгого наказания за невыполнение правил шабата, тем не менее, глубоко верующие евреи неукоснительно следуют наставления Торы и древним традициям.

История и значение праздника

Началось все с исхода евреев из трех тысячелетнего египетского рабства. Вместе с крижалями на горе Сион евреям была дана заповедь соблюдения субботнего дня. Как напоминание о тех давних событиях, с одной стороны, с другой – как почитание Всевышнего и следование его действиям при создании мира. Когда Бог создавал вселенную, он работал в течение 6 дней, а на седьмой, субботний, почивал от всяких дел. В следование этому все евреи чтят последний день недели, и строго соблюдают его правила, прописанные в Торе – главном своде законов религии.

Когда иудеи 40 лет шли по пустыне перед обретением своей земли обетованной, их кормила манна, которую Бог посылал с небес. В субботу она не посылалась, чтобы люди не работали, зато в пятницу выпадала в двойной мере, чтобы люди в субботний день, когда нельзя трудится, не голодали. Даже при строительстве скинии (переносного храма) соблюдались эти правила.

Кто соблюдает Шаббат

Строгость соблюдения правил субботы зависит от нескольких факторов. В первую очередь это мера религиозности человека, его семьи и окружения. Вторая – то, где он проживает. К примеру, если в Иерусалиме шабат соблюдают все по правилам Торы, то в Тель-Авиве, городе более светском, в субботний день работают кафе, рестораны, и полно праздношатающихся людей. Только отдельные семьи замыкаются в своем домашнем мирке, общаются, читают своды законов, чтят правила, и проводят день в тишине, любви, общении и духовных размышлениях.

еврейская семья

Как проходит Шабат в Израиле, что нельзя делать

Суббота в Израиле – праздник общий и семейный. Все замирает с заходом солнца в пятницу: закрываются магазины, не ходит общественный транспорт, не ездят автомобили, не работают никакие заведения. На улицах не встретишь людей, кругом тишина, покой, и даже воздух, кажется, пронизан мировым спокойствием и величественным созерцанием вселенной. Заканчивается все в субботу вечером церемонией Авдал, отделяющей Шабат от остальных дней недели. Это означает возвращение к будничной обычной жизни до следующего седьмого священного дня. Неделя начинается с воскресенья, называемого в иудаизме Йом Ришон.

Интересно

маарив девушка свечи

Столы накрывают праздничной скатертью, на них располагаются в первую очередь традиционные продукты. Это кошерное вино, 2 халы (выпечка в виде косы), соль. Кроме них, на застолье могут присутствовать разные яства – мясные, рыбные, овощные, молочные. Главное правило – они должны быть кошерными, и подают их поочередно, не смешивая.

Кошерность пищи – отдельная история, присущая только еврейскому народу. У них есть прописанные правила, какой должна быть еда, чтобы ее было позволительно употреблять. К примеру, в пищу разрешено мясо животных жующих парнокопытных (овца, коза, лань), домашней птицы, рыбы с чешуей. Существуют также правила забоя и так далее. Главное – еда должна быть здоровой, приготовленной по правилам, а вино – собранное с виноградника, которому больше 7 лет.

Обязательно

На Шабат все заранее готовят нарядную одежду и самые изысканные продукты. Даже последний бедняк должен иметь 2 свечи, и что поставить на стол. Если у него нет этого, синагога обязательно ему все необходимое выдаст для соблюдения правил.

Традиции и особенности праздника

Отец семейства благословляет детей, возложив им на голову руки, затем произносит благословение над вином (кидуш), надрезает халу, также творя соответствующую молитву. Затем разрезает плетенку, макает кусочек в соль, съедает его и раздает остальные ее части всем за столом.

Далее все едят, общаются на духовные темы, поют традиционные песни. День посвящен Богу и общению в семье. Особенно его любят дети. Ведь именно в субботу родители отделяются от всех дел и забот, и посвящают время всем членам семьи, проявляя любовь и заботу. Ничто мирское не должно заботить в этот день, запрещено работать, и думать о мирской суете. В конце застолья опять произносятся соответствующие молитвы и благодарение Господа за пищу и все ниспосланные дары.

Двойная хала

Означает две порции манны, подаваемой евреям в пустыне в пятницу перед шабатом. Соль – напоминание о разрушенном в Иерусалиме когда-то храме.

Какая работа запрещена в субботу

Шабат – чудный семейный праздник и строгий ритуал, он имеет центральное значение в жизни евреев. Все отходят от ежедневной суеты, не звонят телефоны, не включаются телевизоры, не заводятся автомобили, даже кнопки лифта в этот день не включают – забывают о всех благах цивилизации. День посвящен только духовной составляющей, семье и Богу.

  • шитье;
  • готовка еды;
  • стирка;
  • уборка;
  • строительство;
  • зажигание огня;
  • включение электричества;
  • торговля и т.д.

Шабат – древний еврейский праздник, главный символ иудаизма, означающий создание еврейской нации. Соблюдение субботы позволило им выдержать трехвековое рабство, претерпеть мучения и гонения, и сохранить свое единство. В Израиле эта традиции особенно сильна и чтима, ее строго соблюдает большинство жителей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Шаббат

Описание презентации по отдельным слайдам:

Шаббат

Священная суббота (шаббат) – праздник израильтян, в иудаизме — седьмой день н.

Священная суббота (шаббат) – праздник израильтян, в иудаизме — седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы.

Шаббат — седьмой день творенияСогласно Торе: Суббота была дана Богом в конце.

Шаббат — седьмой день творения
Согласно Торе:
Суббота была дана Богом в конце шестого дня, когда был сотворён человек: И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (шабат) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. — Быт. 2:2-3
Ранее Бог благословил сотворённых им рыб, животных и птиц (Быт. 1:22), затем человека и субботу. Кроме того, согласно Торе, он освятил субботу. В Священном Писании это единственный пример одновременного благословения и освящения чего-либо.

Шаббат — союз еврейского народа с БогомСогласно Торе, Шаббат представляет соб.

Шаббат — память об освобождении из египетского рабстваСогласно Торе: Шаббат б.

Шаббат — память об освобождении из египетского рабства
Согласно Торе:
Шаббат был дарован еврейскому народу в пустыне после выхода из Египта.
Манна не выпадала в Шаббат, а в пятницу выпадала двойная порция. Это символизировало, что соблюдение Шаббата и отказ в Шаббат от работы не будет в ущерб пропитанию и доходам. Кроме того, таким образом создается особая атмосфера покоя и достаточности, состояния свободы от материальных забот.

Связь с ХрамомСогласно Торе, приказ о построении Скинии, временного храма, ко.

Связь с Храмом
Согласно Торе, приказ о построении Скинии, временного храма, который сопровождал евреев в пустыне, предупреждается запретом совершать работу в Шаббат. Таким образом, Шаббат обладает духовным приоритетом перед заповедью построения храма.

Значение запрета на работуВовсе не любая работа запрещена в Шаббат: физически.

Законы ШаббатаТора заповедует в субботу покой и прекращение работы и предусма.

Законы Шаббата
Тора заповедует в субботу покой и прекращение работы и предусматривает применение смертной казни за нарушение законов Шаббата.

Встреча ШаббатаВстреча Шаббата (ивр. ‏קַבָּלַת שַׁבָּת‏‎ Каббалат шаббат) — т.

Встреча Шаббата
Встреча Шаббата (ивр. ‏קַבָּלַת שַׁבָּת‏‎ Каббалат шаббат) — традиция, уходящая корнями в глубокое прошлое. Неотъемлемые атрибуты встречи Шаббата — стол, покрытый скатертью, две зажжённые свечи, две халы (хлеб в форме косы), символизирующие двойную порцию манны, выпадавшую по пятницам в пустыне во время исхода евреев из Египта, так как в субботу Творцом запрещалось ее собирать, кошерное вино.

Зажигание свечейШаббат, согласно еврейской традиции, наступает с заходом солн.

Освящение дняОсвящение дня (ивр. ‏קידוש кидуш, отделение, освящение‏‎) произн.

Омовение рукПосле освящения дня следует омовение рук. Каждый участник субботн.

ТрапезаНа субботнем столе должны лежать две халы, покрытые специальной салфет.

Седьмой день творения. Миниатюра из книги Бытия. Англия, XIV век Egerton MS 1894, f. 1v / British Library

Как соблюдали Шаббат в древности

У нас нет свидетельств о том, как именно соблюдали Шаббат в древности, однако уже с XI века до н. э. иудейские пророки писали о важ­ности этой тради­ции Амос 8:5, Исаия 1:13, Иер. 17:21–25, Иез. 20:12 и др. . Более того, соблюдение Шаббата было важнейшим мар­кером еврейской идентичности и нарушение его каралось смертью. Объяс­нялось это тем, что Шаббат, как и обрезание, — это зримое воплощение завета между Богом и евреями, знак принадлежности к избранному народу.

В усло­виях, когда религия оказывалась связанной с общинной идентичностью, нарушить эту традицию означало предать свой народ. А предательство у всех народов каралось смертью. Впрочем, в еврейских текстах есть всего один рассказ о том, как человек был казнен за то, что собирал в субботу дрова (Числа 15:32–36). Сегодня с точки зрения еврейского законодательства смерт­ная казнь за нарушение Шаббата невозможна хотя бы потому, что не суще­ствует института, который может вынести такой приговор. Поста­новление о смертной казни мог вынести только Синедрион (Вели­кое собрание законо­учи­телей), и только в Иерусалимском храме, разрушенном римлянами в 70 году н. э. Да и сам Синедри­он прекратил свое существование в 425 году по приказу императора Феодосия II.

Иуда Маккавей перед войском Никанора. Гравюра Гюстава Доре. 1876 год Wikimedia Commons

Что можно, а что нельзя делать в Шаббат

Как встречают Шаббат

Вечер пятницы

Исидор Кауфман. Вечер пятницы. Около 1920 года The Jewish Museum, New York

Одно из самых известных блюд в Шаббат — гефилте фиш, фаршированная рыба. Почему именно рыба? Потому что считается, что время и пространство на вре­мя Шаббата становятся священными: люди соприкаса­ются с раем, из которого они были изгнаны и в который вернутся с приходом Мессии, и тогда они будут есть тушу морского чудовища Левиафана — ее и симво­лизирует рыба. Субботняя трапеза, в частности, символизирует тот будущий пир мессианских времен. Затем рыбу со стола убирают и подают мясные блюда. Во время вечерней субботней трапезы принято петь субботние песни.

Утро субботы

Сергей Южанин. Субботняя молитва. 1894 год © Fine Art Images / Diomedia

Вечер субботы

Авдала. Гравюра из Аггады. Амстердам. 1695 год © Culture Club / Getty Images

Субботний и юбилейный годы

Библейская заповедь о соблюдении Шаббата связана еще с двумя календар­ными предпи­саниями.

Почему и как иудейская община должна в седьмой день прекращать практически всю работу?

Женщина сидящая рядом со столом

Сакральный выходной

  1. прекращать деятельность;
  2. покоиться;
  3. отдыхать.

Как сказано в Писании, сотворение мира завершилось созданием человека на шестой день. И тогда была дарована суббота, благословленная и освященная для божественного отдыха – в этот день даже строительство храмов приостанавливают.

Учитель с учениками за столом

Соблюдение ритуалов Шаббата – один из важнейших маркеров еврейской идентичности, поэтому все субботние мероприятия безусловны, незыблемы и строго обязательны к выполнению. В древние времена любое нарушение Шаббата каралось смертью.

Что символизирует Шаббат

Со временем, по мере развития этой традиции, иудаизм развивает и параллельную идею: о том, что следование предписаниям Шаббата – основная, всеобъемлющая заповедь, вбирающая в себя все прочие заповеди.

Эта идея отражена и в Талмуде, где говорится, что тот, кто соблюдает Шаббат, соблюдает и все другие заповеди Торы, а тот, кто нарушает Шаббат, – нарушает все заповеди.

Еврейская семья за праздничным столов в Шаббат

Говорить о глубокой значимости этого праздника для евреев можно до бесконечности, поэтому есть смысл остановиться только на самых символичных тезисах Шаббата:

Но главное – Шаббат помогает продемонстрировать смирение. Поскольку человек как бы стоит над другими творениями, он может поддаться иллюзии всевластия. Но откладывая любые дела и словно сливаясь с мирозданием, люди готовы прочувствовать значимость остального мира.

Основные ограничения Шаббата

Формально запрещены лишь 39 видов работ, так или иначе связанных с возведением походного храма, Мишкана. Особо религиозные иудеи в таком случае нанимали шабесгоев – не-иудеев, для которых не существовало духовных запретов.

Под ограничения подпадают основные виды деятельности, объединенные в несколько групп (так называемая мелаха):

  1. сельскохозяйственные работы (включая работы для выпечки ритуального хлеба и/или изготовления красителей);
  2. сбор шерсти, изготовление и обработка ткани, швейные работы;
  3. скорняжное дело;
  4. обустройство.

Свиток со знаками вопроса

Последний пункт наиболее интересен, поскольку он делает невозможными труды по написанию текстов, тушению пожаров или строительству, равно как и любые общественные работы. Есть даже предписание, из-за которого завершение какого-либо дела считается преступным, будь то хотя бы расстановка книжных томов по номерам.

  1. встречу Шаббата;
  2. зажигание свечей;
  3. молитву;
  4. освящение дня;
  5. омовение рук;
  6. трапезу.

По еврейским традициям, наступление нового дня происходит не в полночь, а сразу после заката. Поэтому в пятницу вечером, за 18 минут до захода солнца, в каждом иудейском доме уже накрыт стол с двумя свечами и двумя халами (витыми хлебами-плетенками), а рядом стоит бокал и кувшин с вином или виноградным соком.

Шаббат учит евреев планировать заранее, поэтому нужно позаботиться и о блюдах на субботний день – готовке обычно посвящается часть четверга и пятница, ведь в часы Шаббата нельзя будет даже разогревать пищу.

Хала - плетенный хлеб

Когда женщина зажигает свечи, начинается праздник вместе со всеми ограничениями. Семья же отправляется в синагогу на общую молитву – Кабалат Шаббат, которой обычно встречают Царицу Субботу.

Освящение – ритуал, выделяющий субботу из череды будних дней. Над бокалом вина папа или дедушка произносит специальную молитву:

Затем попеременно ополаскивают кисти правой и левой руки по три раза. А при обтирании произносят еще одну молитву.

Наконец, глава семьи убирает салфетку с халы и ножом намечает будущий разрез. Прочитав благословение, он разделяет хлеб на равные части и раздает присутствующим – теперь можно переходить к остальной еде. Главное пожелание: пища должна быть по возможности разнообразной, вкусной и в достатке.

Семья евреев в синагоге

Тем, кто впервые оказывается в Израиле, очень странно видеть, как там на целых 25 часов жизнь буквально замирает – с вечера пятницы все заведения закрыты, общественный транспорт не ходит, электричество отключается, люди не пользуются ни телефонами, ни компьютерами, ни бытовой техникой.

Вместо заключения

Кому-то покажется, что Шаббат – это занимательная традиция, но актуальная только для евреев. Однако и нам можно у них многому научиться. Например, тому, как не загонять себя, а хотя бы раз в неделю устраивать полноценный отдых. Если войти в ритм, то избавляться от стресса и справляться с трудностями будет намного легче!

Шабат — основной праздник Израиля, к нему готовятся, его ждут. «Мирная суббота» — так еще называется шабат, к этому священному еврейскому дню активнее всего женщины — «свет дома». Евреи чтут традиции и каждый год к шабату они пекут халы, это такой праздничный хлеб. Когда хозяйка занимается приготовлением халы, она одновременно исполняет ритуал — мицв. Начинается все утром в пятницу, когда до праздника есть еще день. Когда женщина накрывает праздничный стол, она сначала пробует каждое блюдо, кстати, это не так-то просто, все происходит с определенными правилами. Например, еду нельзя выплевывать, обязательно все проглотить, а в этом момент еще нужно произносить Брахи. Также важно, чтобы праздничный стол был украшен скатертью белого цвета, ее нельзя снимать со стола до конца субботы.

Еще один важный момент — все верующие перед шабатом должны принять душ или ванную. А если человек не успел, ему надо просто умыться и вымыть руки. Также важно зажечь свечи, этот обряд тоже относится к обязанностям еврейских женщин. Считается, что зажжение свеч — символ мира и согласия в доме. Как правило, хозяйки зажигают две свечи на праздничном столе, иногда это делается недалеко от стола. Иногда вместо привычных свечей прибегают к масляным светильникам. Но даже момент зажжения огня в доме не является признаком начала шабата. Все в доме продолжают заниматься своими делами, а вот женщина с того момента, как зажгла свечи уже не может ни есть, ни делать что-то по дому, так продлится до заката. А зажечь свечи нужно не позднее, чем за 18 минут до захода солнца, их, кстати, нельзя будет потом перенести на иное место. Обычно для празднования шабата покупают длинные свечи, чтобы они не догорели до тех пор, пока не закончился праздник.

Мы подошли к главному моменту шабата — субботней трапезе. Это время, когда все садятся за пятничный стол, где уже горят свечи. Все жители дома и их гости теперь должны находиться в хорошем расположении духа, что очень важно. Перед началом приема пищи евреи исполняют песню, она называется «Шалом алейхем», затем они совершают Кидуш и обязательно омывают руки. Вот тут и наступает шабат, получается, что его начало приходится на пятничный закат. Теперь все спокойно могут приступить к еде, а на столе хозяйка собрала рыбные блюда, мясные, разные лакомства и, конечно, две халы. Почему две порции? Вообще, халы — это хлеб, он является символом манны небесной, которую евреям послал Всевышний в период их возвращения из Египта по пустыне. То есть, манна — хлеб небесный, а в шабат такую роль выполняет халы. Интересно, что во время своей священной трапезы евреи распевают субботние песни. В доме стараются соблюдать атмосферу тепла, спокойствия и уюта. За столом все разговоры самые обычные — о том, как прошла неделя, что у кого произошло интересного.

Вы, наверное, знаете, что евреи приветствуют друг друга словом «шалом», в переводе на русский оно означает «совершенство». Вообще, если говорить о смысле, то «шалом»- это самое лучшее человеческое качество и внутреннее состояние. Когда евреи произносят сове приветствие, они желают собеседнику самого лучшего, причем это касается именно души, ее состояния. Исходя из этого, можно легко понять, почему суббота называется именно «Шабат шалом», ведь это великий день, который учит людей быть светлыми изнутри, не обращая внимания на все материальное. «Больше, чем евреи хранили субботу, суббота хранила евреев», религия учит этот народ почитанию святой субботы, «мирного» дня. Стоит однажды увидеть шабат, это очень радостный день для всего еврейского народа.

Читайте также:

      

  • Джалаладдин руми биография кратко
  •   

  • Совет дружины это кратко
  •   

  • Римский корсаков биография по годам кратко в таблице
  •   

  • Содружество государство это кратко
  •   

  • Греция водные ресурсы кратко

Шабат – еврейский праздник соблюдения субботнего дня и единения с Богом. Это национальная традиция, которую стараются соблюдать практически все евреи, где бы они ни жили, по всему миру. Он имеет большое значение для иудеев, его несоблюдение в древние времена каралось смертной казнью. Конечно, в наше время нет такого строгого наказания за невыполнение правил шабата, тем не менее, глубоко верующие евреи неукоснительно следуют наставления Торы и древним традициям.

История и значение праздника

Началось все с исхода евреев из трех тысячелетнего египетского рабства. Вместе с крижалями на горе Сион евреям была дана заповедь соблюдения субботнего дня. Как напоминание о тех давних событиях, с одной стороны, с другой – как почитание Всевышнего и следование его действиям при создании мира. Когда Бог создавал вселенную, он работал в течение 6 дней, а на седьмой, субботний, почивал от всяких дел. В следование этому все евреи чтят последний день недели, и строго соблюдают его правила, прописанные в Торе – главном своде законов религии.

Когда иудеи 40 лет шли по пустыне перед обретением своей земли обетованной, их кормила манна, которую Бог посылал с небес. В субботу она не посылалась, чтобы люди не работали, зато в пятницу выпадала в двойной мере, чтобы люди в субботний день, когда нельзя трудится, не голодали. Даже при строительстве скинии (переносного храма) соблюдались эти правила.

Суть шабата: люди заботятся о материальных благах семьи в шесть дней недели, но седьмой посвящают Богу, чтобы не забывать о своей духовности. В субботний день человек как бы отделяет себя от материального мира, его проблем и забот, соединяясь с Господом, погружаясь в духовные размышления, наполняется мудростью, терпением и силой для следующей «материальной» недели.

Кто соблюдает Шаббат

Строгость соблюдения правил субботы зависит от нескольких факторов. В первую очередь это мера религиозности человека, его семьи и окружения. Вторая – то, где он проживает. К примеру, если в Иерусалиме шабат соблюдают все по правилам Торы, то в Тель-Авиве, городе более светском, в субботний день работают кафе, рестораны, и полно праздношатающихся людей. Только отдельные семьи замыкаются в своем домашнем мирке, общаются, читают своды законов, чтят правила, и проводят день в тишине, любви, общении и духовных размышлениях.

еврейская семья

Как проходит Шабат в Израиле, что нельзя делать

Суббота в Израиле – праздник общий и семейный. Все замирает с заходом солнца в пятницу: закрываются магазины, не ходит общественный транспорт, не ездят автомобили, не работают никакие заведения. На улицах не встретишь людей, кругом тишина, покой, и даже воздух, кажется, пронизан мировым спокойствием и величественным созерцанием вселенной. Заканчивается все в субботу вечером церемонией Авдал, отделяющей Шабат от остальных дней недели. Это означает возвращение к будничной обычной жизни до следующего седьмого священного дня. Неделя начинается с воскресенья, называемого в иудаизме Йом Ришон.

Интересно

Почему именно вечером начало Шабата? Это указано в Ветхом завете: «был вечер, и было утро». То есть, день начинался именно с вечера.

Как происходит встреча Шаббата – «Маарив»

Самое важное – своевременное зажжение свечей. За 18 минут до заката старшая женщина в семье зажигает их в двух экземплярах, следуя правилам – за день субботний и за его соблюдение. После этого женщины накрывают столы, мужчину идут в синагогу, на чтение молитвы «Минха». По возвращении домой все приветствуют друг друга словами «Шабат, шалом!», и происходит традиционное омовение. При этом необходимо трижды обмакнуть в воду левую и правую руки, вытереть их, произнося благодарение Господу, и тогда все приступают к трапезе.

маарив девушка свечи

Столы накрывают праздничной скатертью, на них располагаются в первую очередь традиционные продукты. Это кошерное вино, 2 халы (выпечка в виде косы), соль. Кроме них, на застолье могут присутствовать разные яства – мясные, рыбные, овощные, молочные. Главное правило – они должны быть кошерными, и подают их поочередно, не смешивая.

Кошерность пищи – отдельная история, присущая только еврейскому народу. У них есть прописанные правила, какой должна быть еда, чтобы ее было позволительно употреблять. К примеру, в пищу разрешено мясо животных жующих парнокопытных (овца, коза, лань), домашней птицы, рыбы с чешуей. Существуют также правила забоя и так далее. Главное – еда должна быть здоровой, приготовленной по правилам, а вино – собранное с виноградника, которому больше 7 лет.

Обязательно

На Шабат все заранее готовят нарядную одежду и самые изысканные продукты. Даже последний бедняк должен иметь 2 свечи, и что поставить на стол. Если у него нет этого, синагога обязательно ему все необходимое выдаст для соблюдения правил.

Традиции и особенности праздника

Отец семейства благословляет детей, возложив им на голову руки, затем произносит благословение над вином (кидуш), надрезает халу, также творя соответствующую молитву. Затем разрезает плетенку, макает кусочек в соль, съедает его и раздает остальные ее части всем за столом.

Далее все едят, общаются на духовные темы, поют традиционные песни. День посвящен Богу и общению в семье. Особенно его любят дети. Ведь именно в субботу родители отделяются от всех дел и забот, и посвящают время всем членам семьи, проявляя любовь и заботу. Ничто мирское не должно заботить в этот день, запрещено работать, и думать о мирской суете. В конце застолья опять произносятся соответствующие молитвы и благодарение Господа за пищу и все ниспосланные дары.

Двойная хала

Означает две порции манны, подаваемой евреям в пустыне в пятницу перед шабатом. Соль – напоминание о разрушенном в Иерусалиме когда-то храме.

Какая работа запрещена в субботу

Шабат – чудный семейный праздник и строгий ритуал, он имеет центральное значение в жизни евреев. Все отходят от ежедневной суеты, не звонят телефоны, не включаются телевизоры, не заводятся автомобили, даже кнопки лифта в этот день не включают – забывают о всех благах цивилизации. День посвящен только духовной составляющей, семье и Богу.

Не всякая работа запрещена в субботу. Есть два понятия: авода (простой физический труд) и мелаха (работа творческая, созидательная), не разрешена именно она. То есть, человек не должен ничего делать, что меняет окружающий мир, «созидать», оставляя это Богу. В Торе прописано 39 видов работ, которые нельзя делать в шабат. К ним относятся, в частности:

  • шитье;
  • готовка еды;
  • стирка;
  • уборка;
  • строительство;
  • зажигание огня;
  • включение электричества;
  • торговля и т.д.

Шабат – древний еврейский праздник, главный символ иудаизма, означающий создание еврейской нации. Соблюдение субботы позволило им выдержать трехвековое рабство, претерпеть мучения и гонения, и сохранить свое единство. В Израиле эта традиции особенно сильна и чтима, ее строго соблюдает большинство жителей.

1. Шабат продолжается
от захода солнца в пятницу до наступления темноты и выхода первых звезд в
субботу

Каждую неделю в течение 25 часов, начиная
незадолго до захода солнца в пятницу и до наступления темноты и выхода первых
звезд в субботу, евреи празднуют Шабат. Это время отдыха, покоя и духовного обновления.

Вот слова о Шабате пророка Йешаяу:
«Если
удержишь в субботу ногу свою, (удержишься) от исполнения дел твоих в святой
день Мой, и назовешь субботу отрадой, святой (день) Господа – почитаемым, и
почтишь ее, не занимаясь делами своими, не отыскивая дело себе и не говоря ни
слова (об этом), То наслаждаться будешь в Господе, и Я возведу тебя на высоты
земли, и питать буду тебя наследием Яакова, отца твоего, потому что уста Господа изрекли (это)» (58:13-14). 

2. Предыдущий день тоже особенный

«Тот, кто трудится в канун Шабата, – говорят
мудрецы, – будет наслаждаться яствами в Шабат».

Царица Шабат у нас традиционно считается
почетной гостьей, и в пятницу (а у некоторых даже еще в четверг вечером) в
еврейском доме обычно свободное от официальной работы время посвящают
подготовке к ее приходу. Поэтому
пятница не просто йом шиши (шестой день), а совершенно особенный день – канун Шабата:
это как прелюдия в музыке. И так это ведется с древних времен.

3. В честь Царицы Шабат зажигают свечи

В пятницу в диаспорах за 18 минут до захода
солнца еврейские женщины и девушки (когда женщин в доме нет, то и мужчины)
зажигают субботние свечи. Чаще всего это делается в столовой, где потом будет проходить праздничная трапеза, чтобы можно было наслаждаться их
светом. 

Одинокие девушки и женщины зажигают по одной
свече, а замужние не меньше двух (некоторые добавляют еще по одной за каждого
ребенка).

4. 4-я из 10 заповедей

Шабат 4-я из 10 заповедей, и она столько раз
упоминается в Торе, что это говорит о
ней, как об одним из важнейших элементов иудаизма. 

Фактически Шабат настолько важен для
еврейской жизни, что термин шомер Шабат (наблюдатель
Шабата) обычно подразумевает «религиозного еврея».

5. Как правильно назвать

Еврейский термин, определяющий этот святой для евреев день, англичане адаптировали, превратив его просто в Субботу.  К счастью, на иврите и идише этого не произошло. Ашкеназы (евреи европейского происхождения) говорят Шабас (или Шабес,Шабос), а сефарды (евреи восточного происхождения) и говорящие на современном иврите произносят Шабат.

Само
слово Шабат происходит
от ивритского корневого глагола «лишбоах», что означает «отдыхать», «прекратить
деятельность», а это имеет общий корень со словом «шева» — «семь».

 6. Есть несколько субботних приветствий                  

«Шабат шалом!» обычно произносят сефарды и те, кто предпочитает современный иврит. Это пожелание «Субботнего мира!»

 Шалом – на иврите «мир». Это может быть, например, мир между Богом и человеком, между людьми или странами, а также внутренний мир или ментальный баланс
индивидуума (целостность, гармония). 

Традиционное идишское приветствие
ашкеназов звучит как «Гут
Шабес»,
 что означает «Хорошей
Субботы!». Оно используется вместо слов «привет» и «до свидания», впрочем, при
расставании иногда может слегка меняться, например, на «А гутен
Шабес».

В случае, если вы не сможете вспомнить нюансы
идиша, просто скажите: «Хорошего Шабеса!»
– и все вас отлично поймут.

7. Тора дает нам два основания для Шабата

Десять заповедей (Десять речений, Декалог) перечислены
в Торе дважды: сначала в книге
Шмот (20;1-14), а
затем и в Дварим (5:6-18). 

В Шмот нам заповедано: «Помни день субботний, чтобы освящать его… Ибо в шесть дней создал
Господь небо и землю, море и все, что в них, и отдыхал в день седьмой. Потому
благословил Господь день субботний и освятил его».

А в Дварим сказано по-другому: «Соблюдай день субботний, чтобы освящать его, как повелел тебе Господь, Б-г твой… И помни, что рабом был ты на земле Египта, и вывел тебя Господь, Бог твой, оттуда рукою крепкою и мышцею
простертой…».

В первом случае сказано,
что мы обязаны помнить и освящать Шабат, потому что Бог шесть дней создавал
Свое творение, а на седьмой отдыхал. А во втором случае повеление соблюдать
Шабат, помня то, что Бог освободил нас из рабства.

8. Откровение на Синае происходило в
субботу

Самым значительным моментом в истории евреев
было Откровение на Синае, когда Бог сообщил Десять заповедей и заключил Завет с
еврейским народом после того, как вывел их из Египта. Мудрецы Талмуда
говорят, что это невероятное событие произошло в Шабат.

9. В Шабат запрещено 39 видов млахот (работ)

В определенном смысле работа – это процесс превращения одного вида энергии в
другой, в обычном смысле – вообще нахождение в действии, что
требует значительной энергии. Однако работа, которой мы избегаем в Шабат,
определяется несколько шире. 

Мудрецы Талмуда перечисляют 39 запрещенных
творческих актов, каждый из которых является в некотором смысле «отцом» («ав»;
как бы породившим их) со многими «потомками» (то есть другими видами работ, производными
от главных 39-и), также запрещенными из-за их сущностного сходства с «родителями». 

10. В трактате Шабат целых 24 главы!

39 млахот и
их производные рассматриваются в Талмуде, одном из главных трудов раввинского
иудаизма. В трактате Шабат 24 главы,
и это одна из крупнейших частей Талмуда. Больше него только трактат Келим,
в котором 30 глав.

11. 3 трапезы: вечером, не позже полудня и
на исходе Шабата

Действительно, праздничные трапезы – большая
часть соблюдения Шабата, и время их довольно регламентировано. 

Мы едим в Шабат 3 раза: первый раз в пятницу
вечером, после молитвы Маарив; второй раз на следующий день – трапеза начинается
не позже, чем через считанные минуты после полудня, хотя вполне может быть и
значительно раньше; и еще одна трапеза, относительно легкая, начинается ближе к
вечеру, перед заходом солнца и исходом Шабата.

12. В пятницу вечером нас посещают ангелы

Традиция гласит, что 2 ангела, белый и
черный, сопровождают нас на пути к первой вечерней трапезе. Когда
дом убран, к Шабату приготовлены особенные блюда, белый ангел говорит: «Да
будет так и в следующий раз!» – и черному ангелу остается сказать только
«амейн». А если не дай Бог дом запущен и никто не думает о Шабате, тогда черный
ангел говорит: «Да будет так и в следующий раз», – и тогда белому ангелу
приходится ответить «амейн».

Это породило классическую субботнюю песню Шалом алейхем» , в
которой мы приветствуем ангелов в своем доме, просим их благословить нас, а
затем провожаем.

Как правило, за этим следует Эшет Хаиль – знаменитая
ода царя
Шломо доблестной женщине,
глубокий мистический текст со многими аллегориями.

13. Кидуш
– мы освящаем Шабат, произнося благословение на вино

Тора повелевает нам: «Помни день субботний,
чтобы освящать его…». Мудрецы объясняют это так, что мы обязаны провозгласить
Шабат святым днем и в пятницу вечером, прежде чем сядем обедать, должны произнести
особое благословение на вино – совершить ритуал, известный как Кидуш (освящение). Кидуш повторяется
и на следующий день, только в сокращении.

14. Приступаем к еде, начиная с благословения
на 2 халы

После Кидуша
каждую субботнюю трапезу мы начинаем тем, что произносим благословение Амоци на 2
батона хлеба. Традиционно используют
плетеный хлеб, который называется хала, но может быть и другой. После
благословения на хлеб его нарезают, затем каждый кусочек обмакивают в соль и
раздают всем присутствующим.

15. Обычно сначала едят рыбу

Первым блюдом субботней трапезы чаще всего
бывает рыба, приготовленная различными способами, К примеру, марокканские евреи
делают вкусное блюдо тажин, а традиционное блюдо ашкеназов – это гефилте фиш,
фаршированная рыба. Фаворитом современного субботнего стола часто бывает
суши-салат, приготовленный из кошерных сортов
постной белой рыбы, риса и кусочков овощей.

16. Любимые горячие блюда – куриный суп и чолнт

Хотя в Шабат горячую пищу готовить запрещено,
при определенных условиях разрешается оставлять горячую пищу, приготовленную
перед Шабатом, на огне или на специальном субботнем электрическом плато. Таким
образом, 
вечером в пятницу у
ашкеназов принято наслаждаться куриным супом с шариками из мацы (кнедлех, клецки). На дневную
трапезу и сефарды, и ашкеназы чаще всего подают
чолнт, ассорти из мяса, бобов, ячменя, картофеля и др., это блюдо томится с
пятницы и ждет своего часа. Сефардский эквивалент
чолнта называется хамин.

17. Шабат встречают как царицу и как
невесту

В пятницу, когда уже зажжены свечи, после псалмов
принято петь гимн, приветствующий
наступление Шабата, Леха
доди
– «Выйди, мой возлюбленный» (автор Шломо Галеви Алкабец, каббалист и поэт 16 в.).

Гимн очень многозначен. Под «возлюбленным»
прежде всего подразумевается Сам Всевышний. Он как жених в отношении народа
Израиля, который для Него как невеста. И мы воспеваем сладость Шабата, спускающуюся
к нам с небес, и обращаемся к Шабату, как к прекрасной невесте и любимой царице.
В этом гимне народ Израиля просит Бога
послать великую Субботу спасения, когда придет
Машиах.

Пение Леха
доди
предваряет вечернюю молитву Маарив.

Концепция этого гимна полностью согласуется с
Талмудом, где мы читаем, как в канун Шабата рабби Ханина нарядился в
праздничную одежду и произнес: «Приходите, и мы пойдем приветствовать Шабат – Царицу».
Другой мудрец, рав Янай, надевал
праздничную одежду в канун Шабата и повторял: «Входи, о, невеста! Входи,
о невеста!»

18. Утренние богослужения – самые продолжительные
за неделю

Еврейский народ ежедневно молится в синагоге
утром, днем ​​и вечером. Так
и в Шабат. Однако субботнее богослужение более продолжительное: в дополнение к утренней
Шахарит читается молитва Мусаф. Большая часть литургии поется, и есть дополнения
в молитвах.

19. Читаем
соответствующую недельную главу Торы – паршат

Основной момент
утренней службы в Шабат – это когда из Ковчега извлекается свиток Торы, его торжественно
проносят через синагогу, кладут на биму и читают вслух. 

Тора разделена на 53 части (иногда на 54). Каждую
неделю мы читаем очередную часть, называемую паршат, или глава, и так ежегодно прочитываем весь
свиток. 

У каждой главы есть название, взятое из ее первых слов. И если в течение недели изучают и читают в синагоге части из недельной главы, то в Субботу всю главу читают полностью.

20. Дневная трапеза

После утренних богослужений не всегда, но
часто следует общий обед. Это может быть и легкий перекус, и обильная праздничная
трапеза, все зависит от возможностей общины. А
главное, это время, чтобы гости общины и ее прихожане могли насладиться неспешным шабатним
общением.

21. Сладость дневного субботнего сна

Есть мнение, что слово Шабат является аббревиатурой
слов Шейна беабат таануг – «спать
в Шабат удовольствие». Излюбленные занятия в Шабат
– это изучение Торы, сон и прогулка. Приятное
времяпровождение в кругу семьи и друзей также уникальный дар Шабата.

22. Не носим вещи вне эрува

Одно из 39 запрещенных действий в Шабат –
перенос любого предмета на расстояние в 4 локтя (4 м 57 см) и более в
общественном владении. Это
включает еще передачу вещей из частного владения в общественное и наоборот. 

Надо сказать, в этом контексте «частный» и
«общественный» имеют мало общего с тем, что мы привыкли под этим понимать.

Небольшие жилые районы могут быть условно превращены
в частные владения при помощи создания специального барьера, который называется
эрув

Сегодня многие еврейские кварталы окружены эрувом, позволяющим
людям возить коляски с детьми, носить книги в синагогу, а также ключи, когда
отправляются на прогулку.

23. Шабат провожают с вином, специями и огнем

Точно так же, как с самого начала мы выделяем
Шабат Кидушем, делая его на вино, мы совершаем это и при помощи Авдалы,
которая является окончанием Шабата. Это
короткая, но прекрасная церемония отделения святого от будничного: мы вдыхаем
аромат душистых специй (часто это гвоздика, высушенный этрог и проч.), чтобы
восстановить силы, которые были ослаблены уходящим Шабатом – ведь нам на весь
этот день дается дополнительная душа, а теперь мы простились с ней до
следующего раза. Затем мы произносим благословение на огонь и зажигаем его, а
после Авдалы можем снова приступать к будничным делам и пользоваться огнем, как
обычно.

24. Вечер после Шабата тоже особенный!

Вечер после Авдалы на иврите называют моцей
Шабат
– «уход Шабата», и мы все еще наслаждаемся приятными воспоминаниями
минувшего дня. 

В этот вечер принято устраивать Мелаве Малку
(«Сопровождение Королевы») – это трапеза в память об ушедшем Шабате.

Мы зажигаем одну свечу и ставим ее на стол.

В эту трапезу принято рассказывать о
праведниках, сведения о которых сохранились в нашей истории, и, конечно, о выдающихся
современниках.

25. Шабат – прелюдия к эре Машиаха

Шабат, день отдыха и духовного блаженства, это
прелюдия к тому наслаждению, которое мы испытаем в эпоху Машиаха, когда мирная
жизнь и изобилие станут нормой, а присутствие Бога в нашем мире очевидным для
всех. И
неудивительно, что нам обещают в качестве награды за соблюдение Шабата именно приход
Машиаха. 

Пусть же это случится как можно скорей, в наши дни! Амейн!

Было ли это полезно?

просмотров
52200


ШАББАТ — ЕВРЕЙСКАЯ СУББОТА

Еврейская суббота, седьмой день недели, день покоя и радости, посвященный Господу (Исх 16:23).
Святость седьмого дня была открыта Израилю во время скитаний по пустыне после исхода из Египта. Согласно Библии, в ответ на ропот голодных израильтян Бог дал им манну; при этом Он повелел, чтобы каждый день израильтяне заготавливали дневную порцию, а в шестой день — двойную, чтобы хватило и на седьмой день, в который манна не будет ниспослана; и Моисей возвестил народу, что седьмой день — «святая суббота Господня» (Исх. 16:4–30).

«Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это — знамение между Мною и сынами Израилевыми навеки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» (Исх.31:13-15)

«Это — знамение между Мною и сынами Израилевыми навеки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил  и покоился». (Исх. 31:17) В еврейских субботних молитвах говорится: «И не дал Ты Субботу народам мира и не уделил Ты ее идолопоклонникам, но только Израилю — народу Твоему, который Ты избрал». 

Первоначально днем покоя считался отрезок времени от захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу, но, впоследствии, в христианском мире распространился обычай посвящать «субботнему покою» следующий день, воскресенье.

В библейские времена термином «шаббат» обозначались:
— день покоя, установленный Богом (Лев 16:31),
— полная неделя (Лев 23:15),
— и седьмой год (Лев 25:4).

Соблюдение субботы было исключительно древнееврейским обычаем, сложившимся во время странствий евреев в пустыне, как знак повиновения и подчинения Богу, который освободил евреев из египетского рабства, приблизил к себе и сделал избранным народом. В скинии завета, а впоследствии в иерусалимском Храме, субботний ритуал сопровождался принесением в жертву двух агнцев в дополнение к ежедневной утренней жертве всесожжения и вечерней жертве (Числ 28:9), обновлением хлебов предложения (Лев 24:8) и созывом «священного собрания» народа (Лев 23:2).

В более поздней практике синагогальной службы этот день выделялся из других дней недели особыми молитвами. Наряду с предписаниями ритуального характера с субботой связаны и запреты (например, на всякий рабский труд). Из запрещенных работ упомянуто лишь несколько — заготовка дров, зажигание огня, пахота, сев, торговля. Начиная со 2 в. до н.э. этим запретам уделялось все большее внимание, и раввины составили перечень из 39 основных видов работ, к которым сводились прочие многочисленные действия, запрещенные в субботу. Эта «установка ограды вокруг Торы» имела целью защиту работников от эксплуатации, поскольку уточняла, каких действий от работника нельзя требовать, и в то же время разъясняла, какие действия разрешены и даже обязательны (например, спасение больного). В Средние века, когда часть евреев насильственно обращали в христианство, несоблюдение шаббата рассматривалось инквизицией как одно из самых убедительных доказательств искренности новокрещенных христиан. Однако насильственно обращенные евреи Испании и Португалии, в первую очередь женщины, прибегали к всевозможным уловкам, чтобы не нарушать предписаний, связанных с субботой. Зажигание субботних свечей производилось так, чтобы христианские соседи не могли заметить этого: вместо зажигания особых свечей в обычные свечи вставляли новые фитили. В субботу надевали чистые одежды; женщины воздерживались от ткачества и прядения, а в случае посещения соседа-христианина делали вид, что работают; мужчины выходили в поле, однако не работали там, торговцы оставляли в магазинах вместо себя детей.

Законы Шаббата в иудаизме

Суббота у евреев — праздничный день, и в этот день предписано есть трижды. Рекомендуется, чтобы хозяин дома участвовал в приготовлениях к Шаббату, даже если у него есть слуги, которые могли бы сделать все приготовления. В честь Шаббата следует надевать особые одежды, ходить и даже говорить иначе, нежели в будние дни.

Встреча Шаббата

Встреча Шаббата — традиция, уходящая корнями в глубокое прошлое. Неотъемлемые ее атрибуты — стол, покрытый скатертью, две зажжённые свечи, хала (традиционный хлеб в форме заплетённой косы), кошерное вино.

Зажигание свечей

Шаббат, согласно еврейской традиции, наступает с заходом солнца в пятницу. Однако за 18 минут до захода солнца женщина (обычно жена главы семьи) должна зажечь по меньшей мере две субботние свечи, из которых одна соответствует стиху «помни день субботний» (Исх. 20:8), а другая — «блюди день субботний» (Втор. 5:12).

                                                                                                                                                                                                               
При зажигании свечей произносят благословение:                                                             

«Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Который освятил нас своими заповедями и заповедал нам зажигать субботние свечи».

После того, как свечи зажжены, принято приветствовать друг друга словами «Шабат шалом!» С момента принятия Шаббата (женщине при зажжении свечей, мужчине не позже захода солнца) и до исхода Субботы нельзя совершать 39 категорий «труда», включая зажигание и гашение огня.

Молитвы

После зажигания свечей мужчины идут в синагогу на молитву «Минха», «Встреча Субботы» и «Маарив».

Вернувшись вечером в пятницу домой из синагоги (или помолившись дома), семья собирается за субботним столом, чтобы спеть традиционный гимн «Шалом алейхем».

Принято, что после этого отец благословляет детей. Эта церемония подчеркивает его роль духовного наставника. Ребенок, который каждую неделю подходит к отцу за благословением, привыкает его уважать. Отец возлагает обе руки на голову ребенка (когда детей двое, то он кладет руку на голову каждого) и, если это сын (сыновья), произносит: «Да уподобит тебя Бог Эфраиму и Менаше!» Дочери (дочерям) он говорит: «Да уподобит тебя Бог Саре, Ривке, Рахели и Лее!» Затем продолжает: «Да благословит тебя Господь и охранит тебя, и будет благосклонен к тебе Господь, и помилует тебя. Будет Благоволить к тебе Господь и пошлет тебе мир!»

Освящение дня

Освящение дня произносят над бокалом вина или виноградного сока (киддуш). Глава семьи произносит благословение:

«И был вечер, и было утро, день шестой. И завершены были небо и земля со всем воинством их. И закончил Б-г на седьмой день труд Свой, которым занимался, и в седьмой день не совершал Он никакой из тех работ, которыми был занят, и благословил Б-г день седьмой, и освятил его, ибо в этот день не совершал Он никакой из работ Своих, которыми занимался прежде, и которые намеревался совершить после того. Внемлите Господа мои и учители!

                                                                                                                                                                                                                                                  
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, СОТВОРИВШИЙ ПЛОД ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ!
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ, И БЛАГОВОЛИВШИЙ К НАМ. И ДАВШИЙ НАМ В НАСЛЕДИЕ, ПО ЛЮБВИ И БЛАГОСКЛОННОСТИ, СВЯТУЮ СУББОТУ СВОЮ В ПАМЯТЬ
О СОТВОРЕНИИ МИРА, ПЕРВЫЙ ИЗ СВЯТЫХ ПРАЗДНИКОВ, НАПОМИНАЮЩИЙ
О ВЫХОДЕ ИЗ ЕГИПТА, ИБО НАС ИЗБРАЛ ТЫ И НАС ОСВЯТИЛ СРЕДИ ВСЕХ НАРОДОВ. И СВЯТУЮ СУББОТУ СВОЮ ПО ЛЮБВИ И БЛАГОСКЛОННОСТИ ДАЛ НАМ В НАСЛЕДИЕ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, ОСВЯЩАЮЩИЙ СУББОТУ!»

«Кидуш» совершает один человек от имени всех присутствующих, но каждый, если хочет, может сделать его для себя.
Когда произносят благословение над вином, халы должны оставаться накрытыми.
По завершении «Кидуша» все присутствующие отвечают «амен». Глава семьи отпивает вина и отливает из своего кубка всем остальным. Они не должны, однако, сами произносить благословение на вино.

Омовение рук

После освящения дня следует омовение рук. Каждый участник субботней трапезы должен трижды ополоснуть попеременно правую и левую руку (кисть). Затем следует вытереть руки, произнося при этом:

«Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам омывать руки!».

Трапеза

На субботнем столе должны лежать две халы, покрытые специальной салфеткой — в память о двух дневных нормах манны небесной, которые после Исхода Бог разрешил собирать евреям накануне Субботы.

Глава семьи снимает салфетку, делает на хале отметину ножом, затем кладёт обе руки на халы и произносит:

                                                                                                                                                                                                                       
«Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Выращивающий хлеб из земли».

Произнеся благословение, глава семьи разрезает халу там, где сделал отметину, обмакивает в соль и вкушает. Затем разрезает халу дальше и раздаёт отрезанные ломти остальным членам трапезы. Далее следует собственно трапеза, которая по возможности должна состоять из вкусной, разнообразной и обильной пищи. На это нет строгих правил, и каждая община имеет собственную кухню.

Завершение Шаббата

При окончании субботы на вечерней трапезе над чашей вина произносится специальная молитва — хавдала. Слово «хавдала» в дословном переводе с иврита означает «отделение» или «разделение». Именно такое значение и несет короткая, но красивая своими обрядами и символизмом служба окончания Шаббата. Хавдала именно и отделяет Шаббат от других дней, отделяя святое от повседневного.

По древней традиции Хавдала начинается в тот момент, когда наступает темнота и становятся видны хотя бы три звезды. С наступлением такой темноты зажигается свеча Хавдалы. Свеча эта особая, плетеная и с несколькими фитильками. Свеча горит ярко, как факел, освещая всю комнату. Разглядывая пламя свечи, мы вспоминаем слова, записанные в книге Техилим — Псалом 18: 9 «Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи». Свеча Хавдалы напоминает о том, что именно в первый день недели, который начинается сейчас, Бог сотворил свет. Вместе со светом была сотворена и тьма.

После того, как свеча была зажжена, поднимается бокал кидуша, прочитывается отрывок из книги пророка Исаии и произносится молитва благословения виноградного плода. Бокал переполняется нарочно, потому что полный бокал — это символ радости, так и в знак чрезмерной радости вино проливается через край на блюдце под бокалом. Виноградный плод напоминает о прошлом, о том, как в древние времена храма в жертву Богу приносились дары и излияния на Его жертвенник. Плод виноградный напоминает и о кровных жертвах, которые приносились за грехи людей. Не забывая, что источник спасения и искупления это сам Бог,читаеся отрывок из книги Исаии:

«Вот, Бог—спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь—сила моя, и пение мое—Господь; и Он был мне во спасение.  И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Йешаяху — Исаия 12)

По комнате передают коробочку с благовонными специями внутри. Аромат специй также напоминает о древнем храме. Ведь именно внутри, в святой обители стоял алтарь курения, на котором сжигались ароматные травы. Дым от курений поднимался вверх, символизируя молитвы Израиля, направленные к Всевышнему.

Поднимается бокал и произносится молитва разделения.

Благословен Ты, Господь наш Бог, Владыка вселенной, разделяющий между святым и обыкновенным, между светом и тьмой, между седьмым днем и шести днями творения. Благословен, Ты Господь, разделяющий между святым и обыкновенным.

После произношения этой молитвы, бокал выпивается, и свеча гасится в вине пролитом на блюдце. Таким образом, церемония Хавдал заканчивается и по традиции все садятся за ужин. За столом поются песни, вспоминаются отрывки из Танаха и истории , которые затем обсуждаются в кругу друзей и родственников.

Евреи верят, что Шаббат — это не только «вечный союз» между Богом и Его народом, но и явление общечеловеческое: она служит залогом улучшения мира. Законоучители талмудической эпохи красноречиво описывают значение субботы: «Если Израиль соблюдет одно единственное — субботу как следует, Мессия не замедлит прийти».

Христиане (за исключением субботников) полагают, что законы Шаббата, вместе с другими заповедями Закона Моисеева, были упразднены жертвой Иисуса Христа на Голгофе, и суббота остается только духовно понимаемой обязанностью христианина посвящать себя и свое время на служение Богу. При этом вероучение Православной церкви проводит различие между Шаббатом (субботой) и Божиим днём (воскресеньем). Римская католическая церковь практически отождествляет ветхозаветную субботу и восресенье, и этой традиции следуют многие протестанты, считающие воскресенье новозаветным Шаббатом.

Для тех, кто считает себя «ехудим мешихим» (мессианскими евреями), значение и обряд Хавдалы, конечно, неотделимы от личности Мессии Иешуа. Прочти все предметы, используемые в этом обряде, и традиции принимают символизм, связанный с Мессией и Его жизнью. Для тех, кто верит, открывается более глубокий смысл Хавдалы и они начинают видеть не просто поверхностно, а глубже извлекая для себя более личное и глубокое понимание Бога.

Пламя свечи напоминает о знаменитых словах Мессии — «…Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.» (Йоханан 8:12) Тушение свечи в вине символизирует Его смерть. Само вино напоминает нам о крови Иешуа, пролитой за грехи людей. Ароматные специи напоминают нам о том, что Иешуа в действительности был мертв, и был бальзамирован, и затем погребен. Вспоминается о том, что Иешуа не остался в могиле, а засиял опять на третий день, воскрес и затем вознесся, дав обещание нам вернуться в момент труднейших испытаний его народа. Таким образом даже ритуальные предметы Хавдалы укрепляют веру в Мессию Иешуа и воодушевляют к жизни, посвященной Богу.

Шаббат воспринимается как знамение завета между Богом и Израилем:

Источник: http://ev-cv.narod.ru; www.genon.ru; www.eleven.co.i; http://www.orhaolam.org/orhaolam/holidays/havdalah.htm; http://judaism.about.com/od/prayersworship/a/havdalah.htm

Встречаются раввин, поп и мулла:

  • Я отпускаю человеческие грехи. От меня люди выходят очищенными, — рассказывает поп.
  • А я прощаю прегрешения наперед, разрешаю мужчинам возжелать жену ближнего своего, — отвечает ему мулла.
  • Да что там! Я вот могу менять дни недели! — заявляет раввин.
  • Как это? — изумляются поп и мулла.
  • А вот так: иду я по улице в Шаббат. Вижу, кошелек на земле лежит. Плотненький такой… Ну, нельзя же в этот день нагибаться, чтобы что-то поднять с земли. Взмолился я господу, и услышал меня Всевышний. И, о, чудо! У всех Шаббат, а у меня среда!

По субботами евреи не работают, не включают свет в своих домах, не завязывают шнурки, ездят на лифтах без кнопок и пользуются специальной плитой, которая поддерживает заданную температуру и не выключается. Магазины закрыты, на дорогах мало автомобилей, на улицах практически нет людей. Шаббат шалом!

Про Шаббат у евреев

Неделя в Израиле начинается в воскресенье. Шаббат [שַבָּת] — последний ее день. Иудеи в это время должны воздерживаться от работы. Праздник Шаббат у евреев — это одна из 10 главных заповедей, которые Моисей получил на горе Синай.

Создатель трудился над сотворением мира шесть дней, а в седьмой отдыхал. «Шаббат» с иврита на самом деле переводится не как «суббота», а как «остановился». Иудеи считают, что рождение мира произошло в воскресенье. Значит, суббота — это седьмой день, в который надо остановиться и отдохнуть.

Есть историки, которые уверены, что евреи праздновали этот день даже в Древнем Египте. Ученые утверждают, что Моисей, много лет наблюдавший за изнурительным рабским трудом своих собратьев, попросил фараона разрешить им отдыхать один день в неделю, и тот согласился.

Во сколько Шаббат начинается? В пятницу, когда на небе появляются три звезды. Их специально вычисляют и печатают в календарях, газетах, а время напоминают по телевизору.

За вечером пятницы следует праздник Шаббат. Вдруг все затихает, особенно в городах, где много религиозных людей. Повсюду только и слышно «Шаббат шалом!». В переводе это означает «Мирной субботы».

Что делать в Шаббат?

Женщина играет важную роль в подготовке к празднику. В субботу, Шаббат, нельзя готовить или подогревать еду, поэтому она заранее собирает стол к празднику утром в пятницу. Готовит лучшие блюда. Печет две халы в память о двойном количестве хлеба, которую евреи получили в пустыне от Всевышнего. Женщина обязательно пробует блюда и в это время произносит благословения. Она накрывает стол белой скатертью и расставляет еду.

Перед праздником мужчины и женщины обязательно купаются. Если они не успевают сделать это, то умывают лицо и руки. Зажигают свечи женщины. И делают это они до захода солнца. 

Праздник начинают с трапезы. Мужчины читают благословение, разливают вино, преломляют халу. Семья сидит за столом. Люди забывают о проблемах и тяготах, наслаждаются общением с близкими и трапезой, поют песни. Царит радостная и спокойная атмосфера.

Читайте также: Еврейские мудрые и смешные цитаты и афоризмы

Что нельзя в Шаббат?

В Торе перечислены 39 видов работы, которую запрещается делать евреям в этот праздник. Правда, этот перечень на сегодняшний день утратил свою актуальность. Сейчас же нельзя:

  • работать;
  • пользоваться электроприборами;
  • путешествовать на общественных транспортных средствах;
  • готовить еду;
  • заводить мотор авто (а если другой человек сделает это, ехать разрешается);

В этот день иудеи даже не пишут. Благо, читать им можно в Шаббат, но только определенную литературу. И даже белье развешивать запрещено.

Тема того, что можно и нельзя делать в этот священный день, очень обширна. Каждая ситуация требует детального рассмотрения, и ее истолковывают раввины. Можно долго перечислять, что нельзя в Шаббат делать. В общем, запрещено что-то изменять или созидать.

В Интернете есть забавные истории евреев, которые не живут в Израиле, но традицию соблюдают. Они рассказывают, как по субботам им приходится ждать, пока кто-то не откроет замок подъездной двери или нажмет кнопку вызова лифта.

Несмотря на запреты праздника, экстренные и медслужбы в этот день работают. Евреи считают, что самое главное — это человеческая жизнь. И никакие заповеди не могут быть выше нее.

Читайте также: Крылатые фразы и выражения на иврите с переводом и транскрипцией

Шаббат шалом!

В субботу Всевышний создал мир, а потом решил отдохнуть. Иудеи должны поступать так же. Они посвящают Шаббат Создателю, близким и родным. Даже нерелигиозные израильтяне с радостью собираются за столом, преломляют халу, пьют виноградный сок или разливают вино и проводят свое время в кругу семьи и друзей. Это священный праздник с особой атмосферой, которая царит повсюду. Шаббат шалом!

Популярные статьи в блоге:

  • Еврейская песня ХАВА НАГИЛА слова на иврите с переводом на русский
  • Я тебя люблю на иврите
  • Имена на иврите. Мужские и женские имена на иврите
  • Как узнать как дела на иврите? 5 вариантов спросить как дела с транскрипцией и переводом
  • Прости на иврите — СЛИХА…

Like this post? Please share to your friends:
  • Праздник шабаш какого числа
  • Праздник чести лицея
  • Праздник шабат у евреев что означает
  • Праздник шабат какой религии
  • Праздник чунга чанга