8 августа 2022, 08:11
8 августа 2022, 09:11
8 августа 2022, 10:11
8 августа 2022, 11:11
8 августа 2022, 12:11
8 августа 2022, 13:11
8 августа 2022, 14:11
8 августа 2022, 15:11
8 августа 2022, 16:11
8 августа 2022, 17:11
8 августа 2022, 18:11
Ольхон круглогодично остается центром притяжения не только туристов, но и шаманов. На острове прошел 20-й юбилейный Тайлган — поклонение 13-ти Великим Северным Хатам. У духов они просили благополучия, достатка и спокойствия. Какие ритуалы для этого провели, увидела Анастасия Цыганкова.
Ударами в бубны шаманы начинают камлать — призывать духов предков. Здесь, на Ольхоне, проходит Тайлган — поклонение Великим Северным Хатам. Их 13. Готовиться к празднику начали заранее. Первым делом шаманы высадили березовую рощу. Именно это белое дерево, по поверьям, символизирует чистоту намерений. Береза соединяет три мира — подземный, срединный и небесный.
«Каждый шаман является проводником между невидимыми силами своего рода. Он связующий — поколение прошлое с настоящими поколениями, чтобы усиливать и приумножать поколение будущего», — говорит представитель религиозной организации шаманов «Байкал» Елена Боронова.
Березы украшают лентами определенных цветов. Бело-голубыми — они символизируют серебро и мужское начало. Красно-желтыми — это цвет золота и женский символ. Все это нужно, чтобы призвать духов на землю. Цель обряда — попросить у божеств — 13 Хатов, или, как еще принято их называть, Северных нойонов, благополучия, достатка, мира и спокойствия.
Призывать духов предков на Ольхон приехали 35 шаманов из Монголии, Казахстана, Сибири и разных уголков России. Мария Телишева окунулась в религию чуть больше года назад. Признается, к этому ее подтолкнули трудности в жизни, которые не могли решить ни психологи, ни другие специалисты. На Ольхоне она впервые.
«Внутренне не передать. Это такое наполнение.Там слезы и радость. Такое чувство. Наверное, ни в русском, ни в казахском словаре нет подходящих слов», — говорит шаман (Казахстан) Мария Телишева.
Для духов приготовили подношения — белую пищу. Это чай с молоком, сладости и рис. На каждом шамане — традиционные одежды.
«У всех шаманов разные одеяния, у монгольских шаманов тоже разные виды. Это символы того, чему мы поклоняемся — огонь, животные, духи. Я тоже поклоняюсь им. Есть и личный тотем. А головной убор украшен перьями орла. Они тянутся к небу. Обязательный атрибут — шаманское зеркало. Сделанное индивидуально для меня», — говорит шаман (Монголия) Борохул Батдэлгэр.
Длится Тайлган несколько часов. Кроме шаманов на поклонение духам собрались и туристы. Ирина Климачева прилетела с подругами из Санкт-Петербурга. Они специально подгадывали свой отпуск, чтобы увидеть Байкал и познакомиться с местной культурой — шаманизмом.
«Мы были на экскурсии и нам рассказали про шаманизм. Здесь смысл шаманизма, что все живое. Это смешанные чувства, потому что мы понимаем, что это настолько намоленые и, может, даже волшебные вещи. Даже дух захватывает», — говорит жительница Санкт-Петербурга Ирина Климачева.
А тут люди готовятся к датхлу — обряду призвания помощи, благополучия и процветания. На листочках пишут имена свои и близких. Затем передают шаманам и те начинают их зачитывать божествам.
«Каждый желающий, кто оказался на обряде, может сделать подарок Великим Северным Хатам. Этот платок называется хадак. Его передают одному из 13 шаманов, которые призвали Хатов», — говорит корреспондент Анастасия Цыганкова.
Каждый дух отвечает за определенную сферу жизни человека. Так, например, Ама Сагаан Ноен — божество ораторства и красноречия. Олицетворение силы и мощи доброго слова. Так что мне как журналисту явно нужно нести в дар хадак именно этому Хату. Осенью шаманы соберутся на следующем Тайлгане — Закрытии небесных врат.
Окунуться в духовные практики, пройти обряды и даже поучаствовать в шаманской свадьбе: всё это удалось сделать гостям этно-фестиваля «Я – Шаман» с 4 по 9 августа 2022 года.
Мероприятие состоялось в ретрит-центре «Чаша Чингисхана» на священном острове Ольхон.
Открытие
База отдыха вместила в себя более 100 человек с разных точек света. Гости разместились в домиках и палатках на полуострове Кобылья Голова.
«Каждый из нас здесь неслучайно» – говорят организаторы Ольга и Ирина. Все приехали сюда с разными целями. Но самое важное, что: «Мы есть и Мы здесь», – поёт ведущий мероприятия Александр Колупанов. Это своеобразная мантра, нацеленная на создание общего пространства. Оно необходимо, чтобы провести обряд поклонения духу Байкала – неотъемлемую часть открытия «Я – Шаман».
Главная концепция события – встреча людей силы в месте силы. Скажите про себя: «Я – шаман». Что вы чувствуете? Для меня это четкая основа под ногами, крепкая связь с природой и своим родом. То состояние, при котором чувствуешь себя духовно наполненным и счастливым. По сути, всякий из нас является шаманом. Все мы связаны с природой, мы её часть, мы и есть природа. Байкал – колыбель шаманизма и это место – прекрасная возможность научиться управлять своей судьбой. Здесь любой сможет найти своё: кто-то укрепит свою связь с собственным «я», кто-то получит опыт от настоящих шаманов и целителей. Каждый гость очень могуч сам по себе, а когда сильные люди собираются вместе – их точно не сломить.
Ольга, организатор фестиваля
Открытие завершилось кругом у костра и чаепитием в столовой. Впереди ждут насыщенные дни, наполненные различными практиками от шаманов разных народов и культур.
Кто такой шаман?
По словам организаторов, одна из главных задач мероприятия, это понять, кто же такой шаман, и может ли не вовлеченный человек считать себя им.
Подробнее об этом расскажет ведущий Александр Колупанов:
«Шаманизм – это в первую очередь о традициях, о стихиях, о внешнем и внутреннем мире. Он является одним из инструментов для обретения гармонии. Шаман может помочь многим разобраться с трудностями, но не без веры людей в эту помощь. Быть шаманом – значит помнить о том, что все мы являемся частью природы. Быть шаманом – значит брать на себя ответственность за бережное отношение к окружающим и к самому себе. Быть шаманом – значит бескорыстно помогать ближним и направлять их на истинный путь».
Традиционный шаман может быть не только хранителем природы и проводником для людей, но и хорошим целителем. Об этом далее.
Шаманизм и медицина
Шаманские практики славятся своим целебным воздействием на человека. Это народная медицина, основанная на целительных обрядах и живительных свойствах растений. На лекциях перуанские шаманы Нэйшон Рой и Роман Ильянос посвящают гостей в свои церемонии исцеления:
«Всё начинается внутри нас. Мы можем исцелять только тогда, когда сами находимся в ресурсном состоянии. Для того, чтобы исцеляться, существует много различных практик, например – «дыхание бурого медведя». Эта тотемная дыхательная практика позволяет справиться с негативными эмоциями, особенно в момент гнева. Важно не забывать про наше тело. Его нужно активировать посредством воздействия на определенные энергетические точки. Я советую взять себе за правило: «не брать в руки телефон, пока моё тело не танцует и пока моя душа не поёт». Лично я вместо кофе по утрам стою на гвоздях, а потом играю на гитаре. Чтобы гармония не покидала вас, говорите каждое утро правило 5 благодарностей. В его основе лежит безусловная любовь ко всему сущему. Она создает принятие и учит нас в балансе отдавать и получать». – Нэйшон Рой, хранитель древних церемоний
«Шаманская медицина – это целая культура в Перу. Нас с детства знакомят с целительными растениями, детям надевают обереги из амазонских бобов. Мы часто используем священное дерево пало санто, которое растёт в пустыне. Это древнее лечебное растение, использующееся в медитациях в качестве оберега от злых духов. Пало санто будет помогать там, где другие средства бессильны. Также мы предлагаем мексиканский чай для осознанных сновидений, при которых могут прийти ответы на самые сложные вопросы». – Роман Ильянос, хранитель амазонской медицины
Перуанские шаманы советуют играть хотя бы на одном музыкальном инструменте. По их словам, мелодия раскрывает чакры человека. Так как же связаны музыка и шаманизм?
Шаманизм и музыка
Фестиваль посетил музыкант Андрей Ясинский. Его композиции обладают прозрачной, манящей красотой. На концертном вечере звучат всевозможные инструменты: от классического фортепиано до морской раковины. Участники будто попадают в обособленное музыкальное пространство. Пары сливаются в объятия, дети прижимаются сильнее к мамам. Всё вокруг проникается таинством мелодии. А огоньки гирлянды добавляют колорита помещению Большого зала. Также Андрей проводит мастер-класс по игре на этно-инструментах.
Многие приехали на фестиваль, чтобы соприкоснуться с культурой шаманизма. Это можно сделать через музыку. Для того чтобы быть шаманом, не нужно ничего. Всё необходимое уже есть внутри вас. Я продумываю свои концерты как маршрут единого путешествия. Надо подготовить людей и объяснить им правила пространства, куда мы держим путь. Во время этого путешествия я чувствую, как рассыпаюсь на миллиард маленьких молекул, которые витают во всех частях зала. Я стремлюсь к тому, чтобы моё творчество было искреннем и ясным, даже если оно рассказывает о тёмных местах. Мелодия обладает способностью менять пространство и открывать порталы в другие миры. Она не заканчивается даже в моменты угасания. Как говорили древние учителя: «Единожды рождённый звук не прерывается». Звук и вибрация – это основа всего, любого вещества. В музыке также очень важна тишина. Художнику нужен чистый холст, а музыканту тишина. Не гробовое молчание, а природное безмолвие. Это может быть шум волн, шёпот трав. То звучание, где нет разговоров и мыслей. Опять же, по рассказам мастеров, в древности музыкальная культура могла исцелять настолько сильно, что ослепший мог прозреть, увядшие растения зацвести, а зима смениться на весну. Не знаю, насколько это правда, но я считаю, что истинная мелодия, особенно звучащая на природе, способна на подобные чудеса.
Андрей Ясинский, музыкант
Есть и другая грань музыки, истинно-шаманская. Это звучание варганов, кантеле и, конечно, бубнов.
«Бубен – вибрационный инструмент, он способен выровнять энергетический дисбаланс. Важно понимать, что вибрации бубна близки к здоровым вибрациям матери-земли. Именно по этой причине они так благотворно влияют на нас. Звучание этого инструмента используют в диагностике организма, достаточно лишь правильно «простучать» человека». – Александр Дунгур, мастер бубнов
Музыка мощна не только в целительстве, но и в объединении людей. Не зря же музыкальный язык считается понятным всем жителям планеты. Светозар и его группа «АУРАМИРА» проводят на фестивале концерт славянской музыки. Гости слушают песни о природе и погружаются в атмосферу любви, света и благодарности. Композиции группы обладают сплачивающей силой и дают слушателям ощущения счастья. «Важно просто быть в потоке», – отмечает Светозар о восприятии жизни.
Александр Колупанов и Андрей Ясинский устраивают вечерние этно-джемы, где каждый может поучаствовать в душевном исполнении известных песен и почувствовать магию звука. Необязательно обладать вокальными данными, нужно просто петь «душой» и пританцовывать в такт мелодии.
Танец – вытекающее из музыки понятие. Где есть музыка, там есть и танцы. Очень славятся своим энергетическим воздействием хороводы.
Хороводы
Хоровод – древний народный и языческий обряд. Он прекрасно дополнил программу шаманского фестиваля. Хоровод представляет собой одновременно танец, песню и игру. В основе хоровода лежит круг – особое пространство роста.
Обряд хоровода нацелен на обмен положительной энергией людей друг с другом.
Специально для участников фестиваля мастер Владислав Мосолов проводит практикумы и мастер-классы. На них он не только показывает основы ведения хоровода, но и погружает в историю появления обряда, культуру и фольклор. Для многих стало приятным сюрпризом то, насколько хоровод может воздействовать на общественный дух и настроение человека. После практикумов люди ощущают, как хоровод высвобождает жизненную силу и подпитывает внутреннюю энергию.
Шаманы и целители
Основная часть фестиваля – это, безусловно, общение с настоящими шаманами разных народов.
Верховный шаман Ольхона Валентин Хагдаев проводит для гостей краткий экскурс в историю и уклад жизни бурят-монголов. По образованию Валентин – философ-востоковед, шаманом стал в 29 лет, и является им уже 34 года. Валентин имеет отличительный знак шамана – раздвоенный большой палец на правой руке. На лекции желающие задают вопросы, на которые шаман с удовольствием отвечает. Он также устраивает личные консультации, где подробно беседует с конкретным человеком.
Шаманка с Хакасии Алтана приехала на фестиваль вместе со своим братом Алексеем. Вместе они повествуют о культуре хакасского народа и о шаманских атрибутах. У них можно поучиться тому задору, который нужно хранить внутри вне зависимости от возраста. Про себя Алтана весело подмечает: «Хоть по годам я уже бабушка, но по статусу я ещё молодая» Во время фестиваля Алтана и Алексей проводят несколько обрядов, которые полностью погружают гостей в чарующую атмосферу шаманизма. Алексей обладает экстрасенсорными способностями, хоть сам шаманом не является. На фестивале он поведал о правилах шаманского массажа и показал свои навыки.
Тувинский шаман Экер Довуу посвящает участников в рассказ о шаманских знаках и символах. В программе шамана – проведение обряда освещения амулетов у костра, где люди могут зарядить свои обереги на удачу, благополучие и здоровье.
«Я – Шаман» посетила и Ина Мерфет – целительница из Германии. Она – пример настоящей женщины – нежной и мудрой. Для удобства Ина общалась на английском языке. В этом ей помогала переводчица Екатерина. На лекциях и практиках целительницы гости узнают о незыблемых законах природы, силе стихий и изучают магию друидов. Часть обрядов Ины – церемония воды, проводимая как дань уважения духу Байкала.
Приятные дополнения
Помимо лекций о шаманизме и его атрибутах, гости могли принять участие в:
1. Shamanic (Нэйшон Рой) и Ecstatic dance (Антон Антипин);
2. Поиске духа-помощника при помощи глубокой медитации(Ирина и Александр Дунгур);
3. Открытой практике-игре с эфирными маслами от участницы фестиваля Юлии Крюковой ;
4. Походе на место силы и церемонии Пача-Мама (Нэйшон Рой);
5. Оживлении бубна (Александр Дунгур);
6. Экскурсии «Весь Ольхон за один день».
Тайлаган
В программу фестиваля входит посещение большого ритуального празднества под названием тайлаган. Оно проходит в Хужире – центральном посёлке острова Ольхон. В тайлагане принимают участие все жители поселения или весь род. Обряд имеет особый регламент и имеет очень важное значение в чествовании богов. Основная задача мероприятия – объединение племени, усиление молитвы и укрепление семейных союзов.
Гостей довезли на трансфере до Хужира, где недалеко от самого мероприятия был организован пикник. Тайлаган длился до самого вечера, поэтому по прибытию обратно на базу лучшие повара накормили всех вкусным ужином.
Шаманская свадьба
Гостей фестиваля ждало ещё одно немаловажное событие – обряд шаманской свадьбы. Обряд направлен на изобилие, благополучие и долгую семейную жизнь.
Утром перед свадьбой провели женский (целительница Ина Мерфет) и мужской круги (Владислав Мосолов и Александр Дунгур). Это значимый этап подготовки к обряду шаманской свадьбы.
После подготовки на кругах проходит сама шаманская свадьба. Организовывается коридор из бубнов, а семейные пары проходят под специально украшенной аркой. В обряде принимают участие все гости фестиваля.
По желанию вечером можно искупаться в озере Нуку-Нур, имеющем форму сердца. Говорят, купание поможет в поиске любимого человека, либо укрепит семейные узы.
Закрытие
Утро последнего дня выдалось по-настоящему душевным. Отъезд можно назвать незабываемым: большой хоровод на берегу Байкала под песню группы «АУРАМИРА». Закрыли общее пространство слова песни «Батюшка Байкал»:
Святой Байкал – ты мудрый и прекрасный,
Хранишь преданья о славных временах,
Твой чистый взор изумрудный ясный
На бирюзовых нас несёт волнах…
Фестиваль «Я – Шаман» стал для многих откровением, поиском себя и единением с природой. От себя могу добавить, что фестиваль похож на маленькую жизнь. Ту жизнь, где можно обрести близких по духу людей и научиться чему-то новому. Как сказал перуанский шаман Нэйшон Рой: «Мы перестаём расти, когда перестаём учиться». Пять насыщенных дней на Байкале надолго запомнятся каждому гостю. Это не только детокс от гаджетов и отдых от повседневной суеты, но и шанс соприкоснуться с первозданным. Все ответы есть уже внутри нас, их просто необходимо услышать. И где лучше это сделать, если не на Ольхоне, среди шаманов и удивительного звёздного неба над головой.
Фотограф: Антон Горелов
Автор: Мария Лутина
1 080
На байкальском острове Ольхон 7 августа 2022 года в 11:00 часов пройдет большой шаманский тайлган «Арын 13 ноёд», что на русский язык переводится как 13 Хат. НА такой обряд приезжают шаманы со всей России и других стран. Об этом 27 июля 2022 года сообщает «Областная» со ссылкой на Центр культуры коренных народов Прибайкалья.
Мероприятие проводят местные религиозные организации шаманов «Байкал» и «Сулдэ».
«Великие 13 северных нойонов по иерархии пантеона божеств Тенгрианства есть сыны Тэнгриев, сошедшие на землю, основавшие свои семьи и давшие клятву покровительствовать своим потомкам, благославлять, оберегать. Великие нойоны связывают нас со всеми силами Вселенной, с небесным миром Тэнгриев, со срединным миром матери Земли, с таинственным и изобильным подземным миром; связывают с предками. В число 13 Хатов входят хозяева Байкала, рек Ангары, Иркута, Баргузина и Лены, острова Ольхона, Тункинской долины, Качуга, всех морей и океанов и Буха-ноён», – говорится на сайте Центра культуры коренных народов Прибайкалья.
Тайлгане будут делать подношения для божеств, призывать родовых божеств, 14 Хатов, Тэнгэри на праздник, молебен. Отправлять подношения (березовую рощу, отрезы ткани, рубашку, сладости, напитки) будут через костёр.
8 августа 2022 г. 14:30
Ударами в бубны шаманы начинают камлать — призывать духов предков. Здесь, на Ольхоне, проходит Тайлган — поклонение Великим Северным Хатам. Их 13. Готовиться к празднику начали заранее. Первым делом шаманы высадили березовую рощу. Именно это белое дерево, по поверьям, символизирует чистоту намерений. Береза соединяет три мира — подземный, срединный и небесный.
«Каждый шаман является проводником между невидимыми силами своего рода. Он связующий — поколение прошлое с настоящими поколениями, чтобы усиливать и приумножать поколение будущего», — говорит представитель религиозной организации шаманов «Байкал» Елена Боронова.
Березы украшают лентами определенных цветов. Бело-голубыми — они символизируют серебро и мужское начало. Красно-желтыми — это цвет золота и женский символ. Все это нужно, чтобы призвать духов на землю. Цель обряда — попросить у божеств — 13 Хатов, или, как еще принято их называть, Северных нойонов, благополучия, достатка, мира и спокойствия.
Призывать духов предков на Ольхон приехали 35 шаманов из Монголии, Казахстана, Сибири и разных уголков России. Мария Телишева окунулась в религию чуть больше года назад. Признается, к этому ее подтолкнули трудности в жизни, которые не могли решить ни психологи, ни другие специалисты. На Ольхоне она впервые.
«Внутренне не передать. Это такое наполнение.Там слезы и радость. Такое чувство. Наверное, ни в русском, ни в казахском словаре нет подходящих слов», — говорит шаман (Казахстан) Мария Телишева.
Для духов приготовили подношения — белую пищу. Это чай с молоком, сладости и рис. На каждом шамане — традиционные одежды.
«У всех шаманов разные одеяния, у монгольских шаманов тоже разные виды. Это символы того, чему мы поклоняемся — огонь, животные, духи. Я тоже поклоняюсь им. Есть и личный тотем. А головной убор украшен перьями орла. Они тянутся к небу. Обязательный атрибут — шаманское зеркало. Сделанное индивидуально для меня», — говорит шаман (Монголия) Борохул Батдэлгэр.
Длится Тайлган несколько часов. Кроме шаманов на поклонение духам собрались и туристы. Ирина Климачева прилетела с подругами из Санкт-Петербурга. Они специально подгадывали свой отпуск, чтобы увидеть Байкал и познакомиться с местной культурой — шаманизмом.
«Мы были на экскурсии и нам рассказали про шаманизм. Здесь смысл шаманизма, что все живое. Это смешанные чувства, потому что мы понимаем, что это настолько намоленые и, может, даже волшебные вещи. Даже дух захватывает», — говорит жительница Санкт-Петербурга Ирина Климачева.
А тут люди готовятся к датхлу — обряду призвания помощи, благополучия и процветания. На листочках пишут имена свои и близких. Затем передают шаманам и те начинают их зачитывать божествам.
«Каждый желающий, кто оказался на обряде, может сделать подарок Великим Северным Хатам. Этот платок называется хадак. Его передают одному из 13 шаманов, которые призвали Хатов», — говорит корреспондент Анастасия Цыганкова.
Каждый дух отвечает за определенную сферу жизни человека. Так, например, Ама Сагаан Ноен — божество ораторства и красноречия. Олицетворение силы и мощи доброго слова. Так что мне как журналисту явно нужно нести в дар хадак именно этому Хату. Осенью шаманы соберутся на следующем Тайлгане — Закрытии небесных врат.
Ежегодный слет шаманов на острове Ольхон
Слет шаманов на Ольхоне обычно проходит в первые выходные августа. Точную дату проведения не скажет никто. Дата обычно устанавливается примерно за неделю до самого мероприятия. Если по какой-то причине шаманы сочтут первые выходные августа не совсем удобным временем для проведения фестиваля, они могут в последний момент перенести слет на вторые выходные августа — здесь им никто не указ. Однако последние несколько лет мероприятие проводят именно в первые выходные.
Ольхон — колыбель шаманизма в России. По преданиям, на острове живёт бог из Верхнего мира, который охраняет Байкал. Часто он принимает облик белоголового орла и облетает владения. Увидеть в небе птицу или найти перо — благословение духов.
Обычно на слет на остров приезжают шаманы со всей России. В 2021 году в связи с пандемией их число было ограничено гостями из Иркутской области и Бурятии. Энергетика от одновременного звучания стольких бубнов невероятная! Для шаманов Ольхон — действующий «канал» связи с духами, а не просто шаманская Мекка. Обряды совершаются по древним правилам. Присутствовать посторонним строго запрещено. Есть места, куда туристов вообще не пускают. Гора Шаманка на мысе Бурхан — именно такое место. Здесь расположена пещера, глубиной 12 метров, с которой связано множество легенд и преданий.
Есть вопросы?
Пишите, звоните, с радостью ответим