Необычные праздники Латинской Америки
Когда речь заходит о латиноамериканских праздниках, то у многих на слуху лишь бразильский карнавал. Но на территории континента проходят и другие мероприятия, которые порой бывают столь необычными, что гости из других стран с трудом понимают, чему посвящено такое массовое празднество.
Одним из самых необычных праздников Латинской Америки можно считать «Праздник Схватки» или «Тинку», который проводится в Боливии. При этом первой неожиданностью здесь можно считать то, что праздник проходит не в одном из крупных боливийских городов, а на территории небольшой местной деревеньки Акацио. Гуляния, если можно так назвать то, что здесь происходит, заключаются в следующем: священник, закончив свою мессу, дает сигнал участникам к началу битвы, посвященной сбору урожая. После этого сигнала индейцы начинают с ожесточением избивать друг друга, демонстрируя свою силу и радость по поводу того, сколько удалось вырастить в этом году кукурузы. Удивительно, но бьют друг друга как мужчины, так и женщины. При этом никаких ограничений в схватке нет. Можно бить куда угодно и чем угодно. Порой дело может доходить и до летального исхода одного из участников битвы. Боливийские власти не запрещают праздник, хотя бы потому что этой традиции уже несколько сотен лет. На странное действо в Акацио прибывают десятки тысяч туристов и участников индейских боев без правил.
Среди необычных праздников Латинской Америки особняком стоит мексиканский праздник смеха. Мы отмечаем его 1 апреля, а вот жители Мексики – 28 декабря. При этом истоки праздника ничего общего с юмором не имеют, ведь его официальное название День Невинных Вифлеемских Младенцев. И связан этот праздник с умерщвлением младенцев царем Иродом. Действительно – на первый взгляд совсем не до смеха. Однако в этот день каждый мексиканец считает своей миссией обмануть своего товарища, прохожего, торговца. Почему? Да все в том, что когда Дева Мария несла Иисуса, то на ее дороге встали стражники Ирода, которые хотели отобрать у нее малыша. Но Богородица вознесла молитву небесам и вместо младенца солдаты увидели в свертке букет роз. Марию им пришлось отпустить. Именно такая история и послужила поводом для всеобщей мексиканской радости. В этот день даже продавцам магазинов нужно держать ухо востро, чтобы слишком веселый горожанин не вынес из магазина сверток с сыром или другими продуктами, не расплатившись. Однако в этот день в Мексике даже к воришке отнесутся с пониманием.
К необычным праздникам Латинской Америки относится праздник, посвященный шаманам вуду на Ямайке. На этот праздник в одном из прибрежных городов острова собираются несколько сотен шаманов вуду, которые состязаются в своих паранормальных способностях. Говорят, что на этом празднике можно стать свидетелем левитации, реинкарнации и прочих непознанных явлений. При этом праздник шаманства сопровождается нередкими жертвоприношениями, на которые обычному человеку будет смотреть малоприятно. Жители же самой Ямайки с воодушевлением воспринимают, когда шаман протыкает себя насквозь раскаленным металлическим прутом, останавливая кровь одним прикосновением мизинца.
Праздники Латинской Америки, как мы уже поняли, не всегда представляют собой привычные для нас шествия и массовые гулянья.
Также смотрите:
Достопримечательности Латинской Америки: всемирное наследие
Мировые архитектурные шедевры, памятники древних цивилизаций, современные города и архаичные поселения – вот что такое достопримечательности Латинской Америки. Любой турист, прибывая сюда, надеется своими глазами увидеть чудеса прошлого и уникальные объекты настоящего.
Пестрые краски карнавалов Латинской Америки
Многие несправедливо полагают, что карнавалы Латинской Америки – это череда грандиозных и красочных мероприятий в Бразилии. Это далеко не так. Помимо Бразилии целый ряд южно- и Центральноамериканских государств проводят с определенной периодичностью свои карнавалы.
Есть у меня на Ямайке один человек, благодаря которому я постоянно узнаю что-то новое. Я уже поняла, что даже прожив на острове 20-ть лет, я не смогу сказать, что знаю о Ямайке все. Это невозможно.
Так вот, недавно мы с этим человеком обсуждали вуду. А потом еще один человек, уже тут, в жж спросил меня про обея (obeah). Раньше я и слова-то такого не слышала. А начала местных распрашивать — много чего узнала.
Obeah — обея — слово, обозначающее колдовство, с помощью которого вызывается сверхъестественная сила для защиты или уничтожения врагов. Вот какое серьезное определение.
Об этом не принято говорить. Все будут отрицать и рассказывать вам, что «ничего такого не существует, глупые суеверия». Только догадки, легенды, истории. Никаких фактов.
Когда я опрашивала товарищей, верят ли они в вуду, все либо ржали, либо говорили: «Нет конечно! Не верю, я христианин! Но я точно знаю, что вот тот вот чувак это делает». Интересное дельце получается, не верят, но знают, что кто-то практикует.
Начала расспрашивать про сглазы и привороты: «Не верю. Если в это не верить, оно с тобой не случиться. Нельзя в это верить». Тоже гениально, да. Не верю, потому что если поверю — случится.
При этом, одна из легенд и аттракционов Ямайки — Анна Палмер, белая ведьма, которая «практиковала вуду», убила кучу своих мужей, а ее призрак до сих пор бродит по дорогам.
«Ее призрак вышел на дорогу и остановил поток машин, никто с места не мог сдвинуться, я сам там был!»
Оттуда же, как я думаю, и рассказы о том, что «если враг сильно достал, можно пойти на могилу родителей, пожаловаться им, они вылетят, вселятся в тело врага и убьют его изнутри. Враг умрет от истощения, потому что призрак будет поедать все, что тот съест».
При этом, в широком смысле «обея» — не только злое колдовство, это еще и народная медицина — исцеление при помощи разных трав. А этим пользуются почти все ямайцы. Но если им привести этот аргумент, скажут, что духов не вызывали, просто чай заварили, значит никакой магии и колдовства.
Сама практика обея пришла из Африки, вместе с рабами, завезенными когда-то на остров. Говорят, что изначально все подразделялось на Obeah — злое колдовство, и Myal — доброе колдовство, для защиты. Но со временем различия стерлись и все стали называть одним словом.
Практиковать какое-либо колдовство считается вроде как постыдным занятием, поэтому никто и никогда не признается, даже если занимается чем-то подобным. При этом ходят рассказы о знахарках и знахарях, лечивших людей травами и заговорами, а так же о людях, к которым можно было придти за защитой. И сейчас, говорят, можно.
Несмотря на то, что Ямайка — весьма религиозная христианская страна, африканские корни и традиции слишком сильны, чтоб сопротивляться. Этим и интересна ямайская культура — эдакая смесь африканской, европейской, индусской (индийской?) и китайской. Да, в карму у нас тоже очень верят.
Вуду Ямайки и обряд наказания
Ямайка — это остров, пропитанный фольклором, магией и духовностью, обычаями и ритуалами, многие из которых имеют религиозное происхождение. Путеводители по Ямайке полны интригующей информации о культуре и истории этого популярного Карибского острова, но мы выбрали самые интересные ямайские традиции для вас.
Церемония Возрождения
Ямайский Ревивализм (возрождение) — это смесь европейских и африканских религиозных традиций, превратившихся в нечто уникальное. Возрождение основано на христианстве, но с африканским уклоном. В отличие от европейского христианства, Возрожденческое христианство на Ямайке не верит в разделение между этим миром и следующим, то есть духи могут влиять на материальный мир и, следовательно, на нашу жизнь. Поэтому имеет смысл поддерживать этих духов счастливыми – и возрожденцы предпочитают делать это, восхваляя и поклоняясь им, используя традиционные танцы и песни. Это делается для того, чтобы получить некую одержимость, и как только дух находится внутри своего физического носителя, он становится советником «паствы» и истолковывает послания от предков.
Ритуал «Девяти Ночей»
Несмотря на то, что многие ямайские ритуалы смерти уходят в историю, обряд «девять ночей» все еще остается популярным. Действо длится девять дней и традиционно включает в себя музыку, анекдоты, много еды и рома. Друзья и родственники встречаются и празднуют уход из жизни человека. Посиделки, как правило, очень оживленные и веселые. По традиции, хоронят человека только после девятой ночи, когда все торжества закончатся.
Ритуал «девяти ночей» традиционно практиковался для того, чтобы «Duppi» (духи мертвого) не возвращались и не преследовали живых. Даппи — это одна из двух душ, которые есть у человека. Она считается безымянным и беспокойным духом умершего, способным причинить зло. После смерти одна из душ поднимается на небеса, а другая остается на земле. Поскольку Даппи способны творить как добро, так и зло, многие ритуалы на острове возникли как способ успокоить этих духов.
Дух Даппи очень похож на обычного человека, разговаривает, шутит курит и даже ходит в магазин. Особенность его в том, что двигается он задом наперед. А если Даппи едет на лошади, то сама лошадь идет задом наперед, А даппи пользуется хвостом как поводьями.
Чтобы отогнать Даппи бросайте палки и камни. Это отличный способ перехитрить его. По ямайским суевериям, Даппи не умеют считать больше трех. Чтобы защитить себя от неприятностей в ночное время используйте это в своих интересах, раскидывая камни или палки (спички), когда идете по темной улице. Когда Даппи задумает преследовать вас и не сможет досчитать до четырех, он смутится и оставит вас в покое.
Obeah (Обеах)
Обеа — это колдовство, которое официально объявлено вне закона, хотя в настоящее время редко встретишь осужденного за его применение. Это форма черной магии. Люди обращаются к Обеа, чтобы наложить проклятие на врага (или защитить себя от него), чтобы принести себе удачу или исцелиться. Иногда Обеа еще называют Вуду, хотя это несколько разные вещи.
Колдуны Обеа по-прежнему пользуются большой популярностью в сельских районах, однако во многих городских общинах они считаются аморальными. Может показаться, что некоторые колдуны, которые берут деньги за свои услуги, наживаются на суевериях нищих соплеменников, но это не так. Просто обращение к Обеа является важной частью жизни многих людей и практикуется семьями на протяжении многих поколений. Для этих людей Обеа — это глубоко духовный способ исцеления, который еще и защищает их от врагов.
Один из методов наказать врага, чтобы он пострадал за свои злодеяния это сделать из глины его куклу фигурку.
На глиняной фигурке пишут нацарапывают имя врага. Потом символически крестят сбрызгивая водой и называя трижды его имя.
Потом фигурку подсушивают. Когда нужно наказать врага кладут фигурку в текущую воду или сосуд с водой и болтают ее, чтобы глина начала растворятся, а фигурка распадаться. При этом произносят девять раз:
«Убаа ….. ….. атаба …….. оньо»
После того как фигурка распадется или растворится и станет просто глиной на дне сосуда ее нужно вылить в текущую воду или иной водаем. Этот метод наказания лишает врага удачи и денежного везения, приносит ему большие траты денежные.
���������� ���� :: ��������� ���� | |||||||
����� | ��������� | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Celine �������-������� ���������������: 20.08.2006 ���������: 3096 ������: Jamaica |
|
||||||
��������� � ������ |
|
||||||
Celine �������-������� ���������������: 20.08.2006 ���������: 3096 ������: Jamaica |
|
||||||
��������� � ������ |
|
||||||
Celine �������-������� ���������������: 20.08.2006 ���������: 3096 ������: Jamaica |
|
||||||
��������� � ������ |
|
||||||
Celine �������-������� ���������������: 20.08.2006 ���������: 3096 ������: Jamaica |
|
||||||
��������� � ������ |
|
||||||
dianna ����� ���������������: 28.09.2006 |
|
||||||
��������� � ������ |
|
||||||
Celine �������-������� ���������������: 20.08.2006 ���������: 3096 ������: Jamaica |
|
||||||
��������� � ������ |
|
||||||
anita70 �������� �� ��������� ������ ���������������: 21.07.2006 ���������: 4364 ������: ������� |
|
||||||
��������� � ������ |
|
||||||
alla Sh ���������������: 29.05.2004 ���������: 10253 ������: �� �������.� ��? |
|
||||||
��������� � ������ |
|
||||||
anita70 �������� �� ��������� ������ ���������������: 21.07.2006 ���������: 4364 ������: ������� |
|
||||||
��������� � ������ |
|
||||||
Celine �������-������� ���������������: 20.08.2006 ���������: 3096 ������: Jamaica |
|
||||||
��������� � ������ |
|
||||||
Celine �������-������� ���������������: 20.08.2006 ���������: 3096 ������: Jamaica |
|
||||||
��������� � ������ |
|
||||||
dianna ����� ���������������: 28.09.2006 |
|
||||||
��������� � ������ |
|
||||||
Celine �������-������� ���������������: 20.08.2006 ���������: 3096 ������: Jamaica |
|
||||||
��������� � ������ |
|
||||||
Celine �������-������� ���������������: 20.08.2006 ���������: 3096 ������: Jamaica |
|
||||||
��������� � ������ |
|
||||||
Celine �������-������� ���������������: 20.08.2006 ���������: 3096 ������: Jamaica |
|
||||||
��������� � ������ |
|
||||||
|
�������� � �������� |
�� �� ������ �������� ���� |
Оставив в лазарете Назарета избитого товарища, группа, безрезультатно, выдвинулась в обратный путь. Вперед, на родстере, пустили Фамбу, а Болт с Петровски на расстоянии следом в, опять слегка помятом, Ниссане.
Предосторожность сработала. Уже в районе расстрела пальм и карликов из «Запорожца» стоял полицейский кордон, останавливая подряд все заслуживающие внимания пикапы, джипы и грузовики. Об этом мгновенно сообщил пигмей.
Агент с напарником остановились на обочине, достав карту. Составив новый маршрут, свернули в объезд трассы на юг. Разницы никакой. Одинаково пришлось пересекать хребет и объезжать небольшие скалы, но уже на равнине, в заходящем солнце, перед ними выскочил красный Audi TT.
— Красавчик! – восхищенно пробормотал Джим.
— Сомневался? – Петровски был удовлетворен.
— Мотель тоже ваших рук дел? – улыбаясь, подошел бородач, передавая ключи от машины.
— Какой мотель? – глянул исподлобья на Збышека агент. – Мне вот не даёт покоя железнодорожная катастрофа.
— Ладно, — развернулся Фамба и пошел в пустыню, пиная камушки, тарантулов и змей. – Оставим все шкафы со скелетами на совести каждого.
— Обиделся что ли? – ДжиБи облокотился на крыло грузовика и закурил. – Куда он? Сейчас стемнеет.
— Не знаю. Дай сигарету, – сел на подножку «Буйвола» поляк, тоже прикурил, закашлялся, бросил сигарету в песок. – Как ты такое говно куришь?
— Куба. Лучший табак.
— Чтоб их курить, нужны лёгкие, как у 12-ти Монсерат Кабалье вместе взятых. И то, не в затяжку.
— Не знаю. Мне нравится, – пустил кольца в надвигающийся мрак агент.
— А куда, и в самом деле, делся Фамба? – Когда совсем наступила ночь, напарники поужинали прихваченными сэндвичами и запили остывшим, мерзким кофе, заволновался Джим. При этом, отпив прилично виски из своей нескончаемой фляжки. – Надо, как бы переночевать. Накормить его.
— Вспомнил? – Доставал из-под сидения спальник Петровски. – Иди, ищи, корми. Я спать.
Залез в кабину и опустил блокираторы на дверях. Совершенно расплющенный суперагент, не раз спасавший планету от верной гибели, остался снаружи. В пустыне, ночью. Рядом стояла его красная «малышка», не оскудела фляжка, но, всё равно, он был один.
На внезапной встрече с русским полярником Павловым, когда они предались воспоминаниям, тот обмолвился: «Один в поле не воин»», а Джим, с сарказмом, парировал: «И один в поле воин, если он на страже мира». Иван тогда усмехнулся и сказал: «Мир создают те, кто жаждет войны». По крайней мере, они об этом говорят постоянно, зарабатывая огромные деньги. Вооружаясь, ради мира своей страны, используя свои вооружения, а куда его девать, в других конфликтах …
Договорить они не успели, приехал Збышек с тревожными вестями. Миссия приобрела другие обороты. На этом они расстались.
— Там – огни! – Внезапно материализовался Фамба, показывая указательным пальцем.
Джим был готов его расцеловать, но отправил будить напарника.
Иногда асфальт пропадал, колеса давили песок и растительность, вновь появлялась твердь. Огни всё приближались и приближались. И разгорались всё больше и больше. Впереди происходило нечто грандиозно-масштабное. Ночь, пустыня. ДжиБи вглядывался в темноту. «Куда-то их не туда занесло», — только подумал он, как машина уперлась в веревочное заграждение. Выйдя из машин, обнаружил огромную стоянку. Автомобили, автобусы заполонили всё пространство задолго до действия. Подъехавший Збышек также озадаченно оглядел ночной пейзаж:
— Мы где?
Болт развёл руками:
— Поехали по стрелкам, — показал на ленты ограждения, с указанием направления.
Зарулив по стрелкам на стоянку, кое-как припарковавшись, пошли в направлении праздника. Вскоре стоянка закончилась, и начался палаточный городок. По размерам не меньше автостоянки. Донеслись звуки барабанов.
— Вудсток, наверное, местный, — удрученно брёл Петровски. – Отдохнуть не удастся. Может, вернемся в машины?
— Нет! — каким-то животным блеском блеснули глаза агента, а широкие ноздри раздулись. – Мы там, где должны быть. Где быть, это не быль, и не быт. Реальность.
— То есть? – растерялся поляк, переводя взгляд с командора на стоявшего в стороне Фамбу. Тот постучал пальцем по виску.
— Не могу объяснить, – пошёл целенаправленно агент.
Огромная площадь деревни была освещена кострами. Под монотонный бой барабанов и маракасов, шли и шли, приплясывая, аборигены с разукрашенными белыми лицами, черными и пустыми глазницами. С факелами или огромными черепами. Другие, с носилками, на которых сидели наряженные и размалеванные, как на Хэллоуин, хунганы и бокоры, били в свои джембе, махали руками, рассыпая над толпой что-то таинственное. Женщины, раскачиваясь в такт, громко пели:
No Kwazulu, no Kwazulu
No Bophuthatswana, no Lebowa
No Kwazulu, no Kwazulu
No Bophuthatswana, no Lebowa
Mothers and daughters of Africa
Amandla
We can’t control
Awethu
What’s in your mind, what’s in your soul
Maatla
Brothers and sisters of Africa
Amandla
The chains of time
Awethu
— Что тут происходит? – спросил между делом Збышек, протискиваясь в толпе зрителей за агентом, у бородатого шотландца в килте, увешенного фотоаппаратами.
— Карнавал шаманов вуду, – высветилась в его глазах безысходность: яркая, лучистая, открывающая рассвет, начало нового всего, светлого и белого, что всегда остаётся за гранью разумного. – Мы будем жить вечно! Восславим Маву!!!
Фамба толкнул его дальше.
— Я сейчас, — приложился к фляжке Болт. Он наткнулся на одну единственную хижину, никак не отмеченную происходящим: — Противоядие! – завинтил он крышку, двинувшись нетвёрдой походкой в эпицентр.
Внутри, с бутылкой водки в одной руке, а другой, вороша прутиком в углях, сидела старуха, похожая на дочь осла и пеликана. У стены стоял огнетушитель.
«Крюгер!» — Мелькнуло в мозгах.
— Стоять, сынок! – подняла она тлеющую веточку и раскурила толстый окурок сигары. — Крест на тебе. Зачем пришёл?
Болт даже растерялся. По всем своим шпионским конфессиям, он был католиком, исламистом, православным, буддистом, и даже шляпу имел в гардеробе с пейсами.
— Мы путешественники. Возвращаемся из Йоханнесбурга в Кейптаун. Заблудились. Переночевать хотели.
— Хорошо, – выдохнула она дым. – Входи.
— Уже. – Как бы обозначился ДжиБи. – Но я не один.
— Я сняла с тебя крест, — поднялась старуха. – Проводи меня на праздник.
Ничего не понимая, Болт вывел её на свежий воздух. «Слепая, что ли?» — подумал Джим.
— Мир не так выглядит, как его видят некоторые, – сказала она. – Мир – многополярен.
При этом сделала серьезный глоток водки из горла.
— Это как? – Блин, хотелось спать, а не философии.
— Кто создал этот мир? – попыхивала сигарой бабка.
— Бог. – Болт посмотрел на ничего не понимающих товарищей.
— Хуй там! – внезапно возразила Крюгер. – Этот мир придумали люди. Придумали так, как им удобно и комфортно. На самом деле всё по-другому. Слышал, думаю, выражение: Все люди разные?
— Один я – одинаковый, – съязвил ДжиБи.
— В точку! – хлопнула в ладоши хозяйка.
Какие-то зомби тут же поднесли глиняную чеплашку. И она предложила им выпить праздничного напитка «ньяопи». Вездесущий Фамба, даже не успев застегнуть ширинку, выскочил из-за хижины, шепнув:
— Не пейте.
Осторожный поляк сделал вид, что глотнул. Болт, приняв чашу, всё же глотнул, передав её пигмею. Фамба мужественно выпил всё без остатка. Отдал посудину, постоял и упал навзничь. Аборигены отнесли его в сторонку, делая над ним разные пассы, пытаясь возродить. Збышек тоже упал.
— Что происходит? – Закрадывались сомнения в агенте.
— Крест, – произнесла хозяйка положения. – Вы попали на карнавал шаманов вуду, где крест не приемлем. Крест – это смерть.
— Причём тут вуду? – не понял агент.
— Карнавал проходит раз в 77 лет. На моём веку второй раз …
— Регулярно, чё. А вам, сколько лет, простите?
— 104.
— Ух, ты! И вы пьёте и курите?
— А так я ваще не сдохну! Но ты меня не перебивай. Крест – это распятый и бесполезный человек. Крест — это север-юг, запад-восток. Биполярность. Конец всему. Не понял ещё? А вуду – лишь комплекс колдовских и магических практик, основанных на традициях и анимистических верованиях. Вы же не с нами?
— Нет. Мы заблудились. — Джим Болт посмотрел на тела Фамбы и Петровски. Последнего унесли, а возле пигмея, возвращая его к жизни, суетились люди, когда из кустов появились бурые гиены, которых мгновенно отогнали криками, копьями и мачете. Откуда и зачем появились эти падальщики, было не понятно.
— Вот и весь ответ. Но ты все равно не сможешь предсказать сейчас судьбу своих товарищей с позиции хотя бы одной из религий или культов? – не отставала старуха. – Ответь мне, сын природы, чудом попавший под крест.
— В чём связь между азимутами? – пытался он оттянуть время, вспоминая, как его нелепые исповеди капеллану, становились известными дядюшке Берну.
— Ни в чём, кроме как в перекрестие. Азимуты – это точки бытия, сознания. Там, где ты есть. А сущность креста, центра перекрестия, точнее – ноль, ничего. Это изучают даже в начальной школе. Разве тебе Бату ничего не говорил об этом?
— Откуда знаете про шамана Бату? – ДжиБи переставал чувствовать своё тело.
— Шаманство – мужское занятие. Я – ведунья. Вот ты, наверное, слышал про День Страждущей Похоти, описанный в КНИГЕ?
— Доводилось, – честно ответил Болт. Начинал сказываться эффект ньяопи. Он переставал ощущать связь с реальностью. А там ещё и ночь, толпы людей, барабаны и том-томы, огни, пляски. Атмосфера погружала агента в некий транс. А старуха бубнила и бубнила:
— Ты знаешь, где зародилась жизнь?
— В Африке, — прошептал ДжиБи.
— От твоего племени, – поправила ведунья. — А где закончится?
— В Европе или Америке …, — он уже еле ворочал языком. – Там сос-ре-до-то-че-но я-дер-ное о-ру-жие.
— Ничему тебя Бату не научил. Не передал магию камней. Жизнь закончится в Зимбабве.
— По-че-му? – еле выходили из агента каучуковые звуки.
— Зимбабве – колониальная страна, населенная неграми, зулусами, аборигенами, плантаторами-колонизаторами и туристами, – бабка отхлебнула водки и пыхнула сигаркой:
— Зимбабвцы – бОльшее коренное население Зимбабве. Заняты тяжелым непосильным трудом на благо родины. Питается коренное население кореньями и корешками из дружественных племен. Жирными зелеными мухами и молодыми червячками; так как у них мясо нежнее, чем у старых, дождевых.
Зимбабвийки – истинные жены зимбабвских девственных джунглей и детей этих джунглей – зимбабвцев, зулусов и тсванцев. Да. Живут тем, что рожают и рожают новых зимбабвцев и их сестер – зимбабвиек, которые потом будут рожать таких же уродов. И имя им легион.
Демографическая кривая Зимбабве резко ползёт вверх, поэтому колонизаторы-плантаторы вскоре заживут ещё лучше. И толпы туристов хлынут в Африку. И опустеют мегаполисы Европы и Америк. И Сидней в Австралии опустеет. А Зимбабве станет олицетворением нового Вавилона. Там скопится столько народа, что он продышит глобальную озоновую дыру. И весь воздух вылетит, как в трубу. А зибабвская земля прогнется и разверзнеца. И все упадут в магму, которой заполнена вся внутренность планеты. Там они канут.
Остальные задохнуться, как динозавры, и вымрут.
Потом Земля взорвётся …
Наступила долгая, долгая пауза.
— Уф-ф …, наконец-то выдохнул ДжиБи через некоторое время. Его слегка начало отпускать, но он ещё находился в неопределенной прострации:
— А вам тек-сты, слу-чай-но, не Го-вард Ут-кин пи-шет?
— Не-е, — махнула рукой старуха. – Сама только что придумала.
— Я, бы-ло, по-верил в пред-ска-зания.
— Заблуждающимся в бытие это присуще.
— Стой-те! — Возле Фамбы никого не было, а гиены тащили его бездыханное тело в кусты.
— Эй!!! – вроде закричал и попытался вскочить агент. Но крик получился слабым, а ноги не слушались его. – По-мо-гите!!!
Первые ассоциации у многих при упоминании слова «вуду», вызывают зловещие куклы, истыканные иглами. Так ли это на самом деле? К сожалению, сегодня вуду не всегда оказывается правильно понятыми многими. Где реальность и вымысел и что есть вуду на самом деле? Вуду для многих ограничивается только магическими и устрашающими историями, что имеет своё объяснение. Многочисленные вопросы и недопонимание этой темы будет рассмотрено в этой статье для четкого ответа и правильного значения вудической религии.
Здесь можно ознакомится с основной сутью философии афроамериканского верования. Что простыми словами и доступными объяснениями поможет разобраться с тем, что такое вуду, в чем ее основы и суть, кто такие вудисты и всех других вопросах, касающихся «наводящей ужас» религии.
Вуду: что это такое
Вуду, или «дух»— это монотеистическая религия западной Африки, распространённая в Гаити и Новом Орлеане, а также других местах Карибского бассейна. Вуду связывает католические и африканские верования, основанные на почитании мира духов, образуя уникальный набор ритуалов, включающий церемонии с жертвоприношением и использование символических рисунков. Исторически вуду был сформирован не только наложением двух религий, но и стал отражением тяжелых рабских времён, что не могло не отразиться в этой культуре. Вуду выражает яркие традиции и быт последователей.
Пытаясь простыми словами объяснить что такое вуду, можно прийти к более реальному пониманию ее сути через верования и убеждения вудистов. Вуду — это мировоззрение, основанное на целом спектре культурных элементов: личных, системе этики, практики, народного фольклора, передаваемые из поколения в поколение. Проще говоря, вуду — это образ жизни или набор руководящих принципов, которым придерживаются его верующие, а не религия с магическими куклами и зловещими зомби.
1. Настоящее вуду не показывают в кино, телешоу, о нем не пишут в книгах и не рассказывают в документальных фильмах. Он считается тайным культом.
2. Вуду — это не магия, каннибализм или поклонение дьяволу, а люди практикующие вуду не колдуны, ведьмы и оккультисты. Вуду — это общинная религия с принципами, имеющими центральное значение для верующих, основанные на исцелении и благом намерении.
3. Самые известные и сенсационные особенности вудической религии, включая куклы и зомби, мало связаны с его реальными убеждениями. Вуду — это не практика, специально призванная навредить. Много ранней литературы, информировало мнение западного мира о нём как об опасной религии.
4. Вуду был демонизирован на протяжении многих лет рабовладельцами, которые пытались оправдать свои преступления, очерняя религиозные культы рабов и придумывая ужасающие истории. Позднее эти выдумки были подхвачены «голливудскими» режиссерами и авторами «ужастиков».
5. Вуду был единственным источником силы для африканских рабов, которые вынуждены были терпеть ожесточенные условия: пытки, истязания и другие унижения. Темная сторона, была одной из немногих способов, которой они могли духовно выразить свое отчаяние и страдания. Таким образом, религия представляет собой расу людей, переживших невообразимую боль, потерявших близких, дом и свободу.
6. В 18 веке рабов, привезенных с традиционным верованием в Америку, против их воли крестили в католики, чья культура оставила заметный след в вудической культуре, где обычаи и ритуалы совместились с католической религией.
7. В вуду нет писаний и власти. В нем есть общины, где поддерживаются индивидуальные знания, охватывающие весь вудический опыт. А практика используется разными людьми в разных целях.
8. В отличие от большинства религий, вуду не ориентируется только на одного бога, но утверждает, что духовность присутствует во всем независимо от того, насколько неодушевленны или незначительны могут казаться предметы.
9. Существуют рынки по всей Западной Африке, части Гаити, и в Новом Орлеане, где продают всевозможные невероятные продукты тем, кто действительно интересуется практикой вуду. Кристаллы, высушенные змеиные шкуры, сушеные травы, головы животных, части насекомых, готовые к употреблению в попытке почтить духов. Эти места как аптека для вудических любителей, где можно найти невообразимые ингредиенты.
10. Вуду является официальной национальной религией маленькой страны Бенин, где проходит Фестиваль Бенинского вуду в память о людях, потерявших родину и свободу во время африканской работорговли.
11. Как религия рабов — людей, которых не учили читать и писать, вуду развивалась в рамках устной традиции, где нет ни основополагающего текста (как Коран или Библия), ни письменной доктрины, ни централизованной власти. Обычаи, обряды и верования передаются устно, сменяющими друг друга поколениями священников и жриц.
12. Сегодня во всем мире насчитывается около 60 миллионов последователей вуду.
13. Так как афроамериканцы не могли ни читать, ни писать, они разработали символы для своей религии, которые зачастую используют в кино, литературе или шарлатанских гаданиях и заклинаниях. На самом же деле это просто символы, разработанные неграмотным народом для идентификации и обращения к духам.
14. Большую роль в вудическом веровании играют католические образы, например на алтарях часто можно увидеть распятие, а также куклы, камни, свечи, карты гадания и т.д.
15. Вудическая религияпо разному преподносится и практикуется в различных географических местах в зависимости от влияния на него других религий. Различают западноафриканское, луизианское, гаитянское вуду. Но на всех одинаково влияет римский католицизм. Разные школы имеют как сходства и так и различия.
Краткая суть религии
Вудисты считают, что есть видимый и невидимый миры, и что они тесно переплетены и взаимосвязаны. А смерть рассматривают всего лишь как переход в незримую обитель, поэтому умершие предки по-прежнему рядом по духу. Они следят, оберегают, помогают и вдохновляют. Вудическая философия связана с верой в единого, верховного божества Бондье — «доброго бога». Но он не такой любящий и бдительный бог, как в других религиях. Создатель вселенной также далек и слишком озабочен космическими делами, чтобы обращаться напрямую к человеку. На самом деле, в вудисты считают, что он потерял интерес к миру, который создал, тем самым заставляя людей искать помощи, у других сил, известных как Лоа.
Вудические приверженцы верят в существование меньших существ, которых они называют Лоа. Они более тесно вовлечены в повседневную жизнь, чем Бондье, который является отдаленной фигурой. Лоа — это духи, которые являются настоящими правителями в вуду. Взаимные отношения людей и Лоа выражаются в взаимообмене и помощи последнего за преподнесенные дары и внимательное отношение. Лоа служат проводником между огромной священной силой Бондье и повседневными потребностями людей. Каждый из Лоа отвечает за конкретную сферу деятельность или часть жизни. Так, например, фермер, может воздать должное духу сельского хозяйства. Страдающий от неискренней любви, восхвалять и одаривать Эрзули Фрейд, духа любви. Помимо оказания помощи (или создания препятствий) человеческим делам, Лоа может также проявлять себя, обладая телами своих верующих. Также они могут принимать различные формы, от жуткого паука до мирного дерева.
Вилокан — это дом Лао, а также умерших. Обычно это место представляется затопленным и лесистым островом. Его охраняет другой Лао, который должен быть сыт, прежде чем практикующие могут говорить с любым другим жителем Вилокана. В отличие от всех других систем веры, в вуду нет зла, так как только добро влияет на позитивную силу Бондье. Таким образом жизнь делают лучше свобода, радость и надежда, в то время как разрушающие этот идеал, рассматриваются плохие и нежелательные дела. Конкретных ритуалов и методов стандартной формы у вудистов нет. К примеру, два храма в одном и том же поселении могут учить разным мифологиям и обращениям к Лао. Поэтому верования могут отличаться, а Лао может по-разному ассоциироваться у каждой общины.
Таким образом построена вудическая духовная система, пронизывающая все сферы жизнедеятельности — от обыденных повседневных дел в домашнем хозяйстве до культурного уровня в искусстве.
Вуду — это черная или белая магия
Кто такой вуду? Первое, что можно представить — это люди, вонзающиеся булавки в куклы чтобы проклять других. Однако тряпичные подобия человека, на самом деле не являются основной частью вудической веры. Их использование проявлялось в большей степени в европейской магии, наложенное на африканское верование.
Правда в том, что вуду — это великая духовность, а магия — лишь ее маленькая часть. Большинство людей практикуют вудическую религию, чтобы соединиться со своими божествами и предками, и развиваться духовно. Конечно, есть люди, которые используют практики в более гнусных целях, но вообще, это религия, которая ориентирована на то, чтобы быть хорошей и благотворительной. Проще говоря, куклы не являются большой и тем более основной частью религии, хотя некоторые вуду действительно используют их. Куклы вуду сделаны, чтобы представлять конкретного человека, зачастую что-то принадлежащее человеку используется при их изготовлении, например, волосы. Они нейтральны сами по себе и чаще всего используются для исцеления людей. Некоторые используют кукол для представления одного из своих Лао. Принято считать что на Ямайке куклы вуду распространились как черная магия.
Все магические процедуры основаны на концепции вуду. Когда человека представляют как наложение нескольких составляющих: физического (тело) и энергетического (душа). Душа состоит из «маленького доброго Ангела» и «большого доброго Ангела». Первый связан с личностными индивидуальными особенностями души, который может отделяться от тела, например во сне или в трансе, при прямом замещении Лоа. Последний «дух плоти» после смерти возвращается в бескрайний энергетический резервуар, дающих питание всему живому. Вудическая магия направлена на «маленького доброго ангела», который особенно чувствителен к таким действиям.
Чёрная магия вуду, а именно поверья о «ходячих мертвецах», чьи души были украдены, связана с колдунами-бокори. Практика заключается в следующем. Ночью на лошади колдун подъезжал к дому жертвы и произнося заклинания в дверную щель, высасывал душу бедняги, помещая ее в специальный бутыль. После чего, тот человек начинал болеть и умирал, оставшись без души. Бокор приходил на могилу, откапывал тело, выполняя соответствующие обряды воскрешал мертвого, так как владел его душой в сосуде. Далее он делал с ним все то, что хотел, превращая «зомби» в собственного слугу.
Другой обряд из чёрной магии, связанный с кражей души, подразумевал определенные манипуляции с умирающим. Когда под его подушку клали сосуд и магические предмет, которые были способны вытащить душу больного в бутылку. Или, ещё один ритуал, с приготовлением специального порошка из кладбищенской земли и костей покойников: рассыпав который, перед домом намеченной жертвы, вызывал его обездвиживание для оказания сопротивления. Бокоры готовят различные отвары на болезнь и смерть, применяют порчу, используют куклы для чёрной магии. Они же создают тайные общества, поклоняются дьяволу, а свои зверские церемонии проводят на кладбищах.
Обычно колдуны превращают в зомби не угодивших им людей из чувства мести или для использования в собственных целях, например как рабочую силу. Верят что обычного человека колдун может обратить в зомби, потому что заключил договор с дьявольскими силами, которые в качестве платы за оказываемые услуги берут человеческие души. Христиане верят в продажу дьяволу собственной души, а вудисты считают что одни люди в обмен на власть и богатство продают души других.
В любом случае все это больше похоже на вымышленные «страшилки» без намека на реальность. Есть ли в этом доля правды решать каждому для себя, поскольку реальных фактов данного процесса не обнародовано. Практикующий в вуду должен найти свою собственную нравственную природу по отношению к тьме и свету, установив свое собственное место в благожелательном порядке вещей — или зло, в зависимости от обстоятельств.
Практические ритуалы Вуду
Чтобы лучше понять вуду необходимо знать не только исторические корни и процессы, сформировавшие религию, но и образ жизни общины с верой в Лоа. Все в комплексе составляет суть практических ритуалов вуду.
Иерархия вуду в общине подразумевает жрецов-женщин (мамбо) и жрецов-мужчин (унганов), а также мирян: неофитов и канцо (посвящённых). Трёхдневная церемония посвящения проходит в хунфоре (хижина с алтарём и митаном — столбом по которому спускаются на землю Лоа). Посыпая мукой, чертят веве (символы для Лоа). По истечении нескольких дней происходит обряд омывания водой с лепестками священных цветов. Считается что дух Лоа после обряда вселяется в человека.
Связь между людьми и духами проводит специальный вудуист в которого во время ритуала входит Лоа. Ставший однажды проводником или «посвятителем» он несёт эти обязанности всю жизнь через чистые помыслы и помощь людям. Например, связь с умершими предками, предсказывание будущего, толкования снов, заклинания, готовя снадобья для доброго применения. Вхождению в транс помогает музыка барабанного боя. Одержимые духами в трансе они танцуют, кружатся, бессвязно говорят и в итоге падают. Такая вот у вудистов суть общения напрямую с духами.
Вудические ритуалы включают в себя:
-
жертвоприношение;
-
использование кукол для привлечения влияния Лао;
-
рисование символов;
-
танцы.
Жертвоприношение в обрядах играет важную роль. Вуду практикуют жертвоприношения для «задабривания» Лао когда им от него что-то нужно.
Куклы вуду используются для помощи людям в исцелении от болезней, и как способ общения с умершими близкими. Куклы вуду делаются из кукурузы, картофеля, глины, веток и корней или одежды, набитых растениями. Специальная кукла для исцеления — это деревянная фигурка по имени «бохео» с маленькими отверстиями в туловище использовалась именно с этой целью. В соответствующие отверстия вставлялись деревянные веточки, чтобы направить исцеляющую энергию в нужное место. Люди вырезают статуэтки тех, кого они любят или боятся, и используют их в различных церемониях, чтобы изгнать свои чувства и найти эмоциональное освобождение.
Соединиться с духами мертвых и танцевать, так как от этого зависит их жизнь. Люди вкладывают свое сердце и душу в создание красочных, выразительных костюмов, изображающих религию как духовную и осмысленную практику.
Рисование символов (Веве), известны как обращения к конкретным Лао. Их рисуют на земле кукурузной мукой, песком или другими порошкообразными веществами, и они стираются во время эмоциональных танцев.
Например веве айзан —для духа рынка и торговли.
Вудические итоги
Многие люди наслаждаются вуду практиками с любовными зельями, заклинаниями, которые обещают удачу, деньги, здоровье или успех. В то время как другие делают это только ради забавы, не воспринимая всерьез. Кроме приятных и полезных практик, Вуду может быть использована для вреда, но это, как полагают настоящие вудисты, неблагоприятно для инициатора. Все верующие видят смысл жизни в общении с лоа чтобы расположить духов и получить ценную информацию. Для них вуду — это «духовное образование».
Учитывая его мрачную, экспрессивную природу, многие с удивлением узнают, что такое вуду на самом деле. Это надежда и поиск позитива на будущее. Понять что такое вуду можно только следуя вуду — веря в универсальную энергию, которая может вырваться из души тела во время сна, в добродетели Лао и благосклонность Бондье, в чистые помыслы и доброе сердце. Тёмную же сторону религии стоит рассматривать не как то, чего следует избегать и бояться, а скорее, принять таким образом, чтобы привести веру к пониманию другого мира и тонкостей человеческой жизни.
22.04.2019
Вокруг нас
Ямайка — это остров, пропитанный фольклором, магией и духовностью, обычаями и ритуалами, многие из которых имеют религиозное происхождение. Путеводители по Ямайке полны интригующей информации о культуре и истории этого популярного Карибского острова, но мы выбрали самые интересные ямайские традиции для вас.
Церемония Возрождения
Ямайский Ревивализм (возрождение) — это смесь европейских и африканских религиозных традиций, превратившихся в нечто уникальное. Возрождение основано на христианстве, но с африканским уклоном. В отличие от европейского христианства, Возрожденческое христианство на Ямайке не верит в разделение между этим миром и следующим, то есть духи могут влиять на материальный мир и, следовательно, на нашу жизнь. Поэтому имеет смысл поддерживать этих духов счастливыми и возрожденцы предпочитают делать это, восхваляя и поклоняясь им, используя традиционные танцы и песни. Это делается для того, чтобы получить некую одержимость, и как только дух находится внутри своего физического носителя, он становится советником «паствы» и истолковывает послания от предков.
Ритуал «Девяти Ночей»
Несмотря на то, что многие ямайские ритуалы смерти уходят в историю, обряд «девять ночей» все еще остается популярным. Действо длится девять дней и традиционно включает в себя музыку, анекдоты, много еды и рома. Друзья и родственники встречаются и празднуют уход из жизни человека. Посиделки, как правило, очень оживленные и веселые. По традиции, хоронят человека только после девятой ночи, когда все торжества закончатся.
Ритуал «девяти ночей» традиционно практиковался для того, чтобы «Duppi» (духи мертвого) не возвращались и не преследовали живых. Даппи — это одна из двух душ, которые есть у человека. Она считается безымянным и беспокойным духом умершего, способным причинить зло. После смерти одна из душ поднимается на небеса, а другая остается на земле. Поскольку Даппи способны творить как добро, так и зло, многие ритуалы на острове возникли как способ успокоить этих духов.
Дух Даппи очень похож на обычного человека, разговаривает, шутит курит и даже ходит в магазин. Особенность его в том, что двигается он задом наперед. А если Даппи едет на лошади, то сама лошадь идет задом наперед, А даппи пользуется хвостом как поводьями.
Чтобы отогнать Даппи бросайте палки и камни. Это отличный способ перехитрить его. По ямайским суевериям, Даппи не умеют считать больше трех. Чтобы защитить себя от неприятностей в ночное время используйте это в своих интересах, раскидывая камни или палки (спички), когда идете по темной улице. Когда Даппи задумает преследовать вас и не сможет досчитать до четырех, он смутится и оставит вас в покое.
Obeah
Обеа — это колдовство, которое официально объявлено вне закона, хотя в настоящее время редко встретишь осужденного за его применение. Это форма черной магии. Люди обращаются к Обеа, чтобы наложить проклятие на врага (или защитить себя от него), чтобы принести себе удачу или исцелиться. Иногда Обеа еще называют Вуду, хотя это несколько разные вещи.
Колдуны Обеа по-прежнему пользуются большой популярностью в сельских районах, однако во многих городских общинах они считаются аморальными. Может показаться, что некоторые колдуны, которые берут деньги за свои услуги, наживаются на суевериях нищих соплеменников, но это не так. Просто обращение к Обеа является важной частью жизни многих людей и практикуется семьями на протяжении многих поколений. Для этих людей Обеа — это глубоко духовный способ исцеления, который еще и защищает их от врагов
Источник