Удивительная история шапки-ушанки
Одним из символов славянского народа, по мнению многих иностранцев, помимо русской водки, вкусных блинов и традиционных музыкальных инструментов, является такой аксессуар, как шапка-ушанка. И сегодня этот головной убор пользуется не меньшей популярностью, чем когда-то. Он отлично согревает морозной зимой и эффектно дополняет любой модный образ.
История происхождения
А знаете ли вы, что родиной шапки-ушанки считается вовсе не Россия-матушка? По версии многих учёных, прообразом данного аксессуара является монгольский малахай – колпак конической формы, выполненный из обделанной овчины и масштабно распространённый в своё время среди кочевников.
Подобная большая шапка на меховой подкладке с большими «ушами» была незаменима в зимнее время года: её широкие отвороты надёжно оберегали лицевую часть головы татаро-монгол от ветра и метели. Она же являлась неплохой защитой в бою и могла уберечь не только от удара шашкой, но и от стрелы, выпущенной вражеским воином.
С течением времени, малахай подвергался изменениям. Его отвороты стали раскраиваться на три части, тем самым, давая возможность загибать их к верху и закреплять на темечке. Среди древнерусского народа такая шапка начала пользоваться спросом после того, как татарское войско вторглось в Киевское государство. Удобный прибор пришёлся по душе многим славянам.
По иной версии, русская ушанка является модификацией шапки-цибаки. Последняя выглядела, как кожаный шлем с длинными ушами, выполненными из меха. В морозные дни длинными боковушками поморы обматывались, словно шарфом, уберегая тем самым открытую шею от сильного ветра. Предполагается, что поморы переняли данную модель от лопарей.
Тем не менее внешний облик и монгольского аксессуара, и поморской шапки до современного мехового убора для головы не дотягивал. Лишь в XIV веке появились аксессуары, которые более или менее были схожи с нынешней шапкой-ушанкой, – «кабардинка» из меха выдры и некий головной убор, эксплуатируемый преимущественно запорожцами.
Вернуться к оглавлению
В России, в тот период, особой популярностью также стал пользоваться треух. Треух, как головной убор, был идеален: подобная модель надёжно закрывала не только лицо со всех сторон, она основательно утепляла шею носителя и затылочную область его головы своей задней частью.
В начале XX века шапки-треухи считались аксессуарами крестьянского гардероба.
Однако, со временем эта модель популяризировалась и среди белогвардейцев-колчаковцев. Именно в тот период, ушанку стали называть «колчаковка». Выполнялась она преимущественно из суконного полотна, её козырёк обшивался аналогичной тканью.
В 1934 году ушанка официально была признана аксессуаром военнослужащих морского ведомства. Ещё через 5 лет вместо суконной ткани для её пошива стали использовать натуральную кожу. Для изготовления уборов главнокомандующему руководству применяли мех ягнёнка тёмного цвета, а для среднего воинского состава и добровольно срочнослужащих – овчину аналогичного оттенка. Позже, в 1940 году шапка-ушанка стала частью армейской и милицейской формы. Для пошива таких моделей было решено использовать светлый мех.
Во времена перестройки этот аксессуар считался эксклюзивным товаром у спекулянтов. Приезжие иностранцы с большим воодушевлением приобретали ушанки или меняли на них привезённые с собой заграничные сувениры. Сегодня же, такой русский головной убор является модным аксессуаром, способным не только изменять внешний облик своего обладателя, но и придавать ему непосредственный вид за счёт свисающих и двигающихся при ходьбе «ушек».
Интересные факты
История русского головного убора, как и прошлое любого другого самобытного предмета, богата на интересные факты. Вот некоторые из них:
- Своеобразный убор из меха называют ушанкой во многих странах. В английском языке имеется, конечно, слово earflaps, но, по сведениям от носителей речи, оно применяется в речи крайне редко. Вместо него используют: «ushanka», «russian fur hat» и «shapka».
- В своё время, появиться в общественном месте без шапки считалось дурным тоном. Ушанка, кстати, являлась не только необходимым аксессуаром для людей, но и идеальным местом хранения: в её отворотах прятали деньги, бумаги и ценные вещи.
- Во времена правления Брежнева, все члены политического бюро носили однотипные пыжиковые шапки. Партийный руководитель даже преподнёс такую ушанку в подарок американскому лидеру Джеральду Форду, как символ истинного советского человека. Чуть позже для их изготовления стали использовать мех ондатры, тюленя и норки.
- В 90-е годы, когда норковые ушанки считались чем-то роскошным и престижным, их оберегали, а ночью оставляли в холодильной камере для того, чтобы с утра мех был стоячим и красивым. При этом снимая с головы, каждый раз трепетно встряхивали.
- Если во времена перестройки и дефолта шапку с «ушками» сбивали с головы – это считалось позорным действием, если теряли – то и вовсе непростительным поступком.
- После 2000-х годов русская ушанка переступила рамки своей практичности и появилась на мировом подиуме. Модным элементом ушанка стала благодаря кутюрье Вячеславу Зайцеву. Он первый использовал её в своих образах, следующими были Dolce&Gabbana.
- Сегодня этот головной убор считается одним из главных символов болельщиков футбольного клуба «Челси». Одевание головного убора на матч обозначает признательность фанатов клуба к русскому олигарху, не жалеющему средств на развитие английского футбола.
Заключение
Нынешняя шапка-ушанка абсолютно не нуждается в рекламе. Она является такой же частью русской истории, как валенки, чай из самовара с пышными блинами или куклы-матрёшки. Современный модельный ряд этого самобытного головного убора не ограничивается классикой жанра, т.е. шапкой-ушанкой на меху.
Спросом у модниц пользуются и вязаные модели, и шапки с «ушками» из трикотажа, украшенные вышивкой, стразами, и иными элементами декора.
Вернуться к оглавлению
Оценка статьи:
(пока оценок нет)
Загрузка…
История ушанки, ставшей знаковым предметом в СССР
Статус советского человека легко можно было определить по его зимней шапке. Но даже ушанки были подвластны веяниям моды.
2 ноября 20221
Современной молодежи трудно представить, что кому-то придет в голову покупать за приличные деньги бывшую в употреблении ушанку. Однако дорогие шапки крали прямо с головы владельца — например, в метро, за миг до закрытия дверей. И продавали их потом без проблем. Просто этот предмет гардероба в соответствующем исполнении был символом успеха. Даже в подержанном состоянии пыжик или ондатра несли мощный заряд пафоса.
Кошки, кролики, ватин
Привычное нам название «ушанка» — не единственное название шапок такого покроя. Наверняка ты встречал и такие термины, как «треух» или «малахай». А в английском для ушанок есть слово shapka.
Во времена развитого социализма классическая шапка-ушанка обрела новую жизнь во множестве образов. Самым простым вариантом была шапка из кролика с утеплителем из ватина. Она недорого стоила, но быстро теряла волос, а вместе с ним и вид. Но на пару сезонов ее все же хватало. Поговаривали, что в роли кролика иногда выступали кошки, но доподлинно это нам неизвестно.
Бюджетный вариант ушанки мог иметь частичную отделку из сукна, как у армейской или матросской модели. А вот офицерские флотские шапки были частично кожаные. Мех на них шел овечий — теплый и долговечный.
Между прочим, шить шапки из кошек начали отнюдь не в СССР. Вот и доказательства:
- Викторианские шляпы из чучел животных (13 фото)
Армейская ушанка из натурального меха
Настоящая военная шапка, с хранения — высвобождаемое имущество ВС РФ.
Реклама. ООО «Яндекс»
В армейских документах та часть ушанки, которая опускается, называется науши. Серьезно!
Норка для генсека
Что касается гражданских ушанок, то самыми дорогими долгое время были шапки из пыжика — детеныша северного оленя в возрасте до одного месяца. Такие головные уборы носила одно время партийная номенклатура и спортсмены высокого уровня, а также торговые работники, научившиеся грамотно распределять дефицит. Рассказывают, что было два типа пыжиковых шапок — одни повыше и попушистее, другие пониже и покороче. И те и другие шили в номенклатурных ателье и выдавали в соответствии со статусом.
Менее крутыми считались треухи из нутрии и ондатры, но все равно это был престижный мех и весьма практичный. А как же норка, спросишь ты? Да, было и такое. Когда в середине 70-х Брежнев появился на мавзолее в ушанке из норки, партийная элита немедленно среагировала и последовала за своим тренд-сеттером. Однако по оставленному в советской моде следу с шапками из пыжика могут сравниться только «пирожки».
Шапка-ушанка зимняя KATRAN «Альфа» (Исландия, хаки)
Ушанка из искусственного меха и мембранной ткани.
Что пишут в отзывах:
Неожиданно классная шапка! Качество на уровне, ни единого изъяна. Очень легкая, теплая, с флиской внутри.
Реклама. ООО «Яндекс»
«Пирожок», «гоголь», «амбассадор»
«Пирожки» из каракуля, меха новорожденных ягнят, тоже вошли в моду через партийную номенклатуру. Но с ними был интересный момент: первый раз «пирожки» ввел в моду Хрущев и они были в ходу у руководства страны до конца семидесятых. А вернул их в обиход, придя к власти, уже Горбачев, которому такие шапки шили не только из каракуля, но и из нерпы и норки. Кстати, «пирожок» — разговорное название. Правильно такой фасон называется «гоголь» или «амбассадор».
Шапки такого покроя пытались шить из меха попроще, из той же стриженой овчины. Но в народе они популярностью не пользовались в силу непрактичности. Ушанка, если что, реально от мороза спасала. А «пирожок» хорош только для тех, кому нет нужды автобус на остановке ждать.
Шапка меховая из песца
Песца, конечно, жаль. Но шапка очень теплая.
Реклама. ООО «Яндекс»
Отдельным направлением были меховые кепки, но это уже был индивидуальный пошив, то есть история непростая и требующая знакомств. Нужен был выход и на хорошего скорняка, и на подходящий материал. Зато по меховой кепке было сразу видно, что перед тобой независимая, артистическая личность. Иногда со вкусом, иногда просто со склонностью к самовыражению.
https://ria.ru/20200216/1564786075.html
Как ушанка попала на полотна Возрождения? И в моде ли она сейчас
Как ушанка попала на полотна Возрождения? И в моде ли она сейчас — РИА Новости, 16.02.2020
Как ушанка попала на полотна Возрождения? И в моде ли она сейчас
Во всем мире шапка-ушанка — один из главных символов России. О том, откуда она взялась, почему ее изображали художники Возрождения, как она попала на трибуну… РИА Новости, 16.02.2020
2020-02-16T08:00
2020-02-16T08:00
2020-02-16T08:08
культура
гент
леонид брежнев
стиль жизни
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/150984/94/1509849433_0:0:3072:1728_1920x0_80_0_0_7338d7738c905e7109b3d39f8b23561a.jpg
МОСКВА, 16 фев — РИА Новости, Наталья Юрковская. Во всем мире шапка-ушанка — один из главных символов России. О том, откуда она взялась, почему ее изображали художники Возрождения, как она попала на трибуну Мавзолея и на модные подиумы, — в материале РИА Новости. Пророк утеплилсяВ бельгийском Генте недавно открылась выставка «Ван Эйк. Оптическая революция». Организаторы собрали почти половину работ этого художника Северного Возрождения, а главное — показали отреставрированные панели алтаря XV века. И пока искусствоведы восторгаются изображенными заломами ткани на одеждах и яркими оттенками, внимательные туристы из России удивляются, видя фигуру в ушанке. Почему же на пророка надели один из наших национальных символов? Голова — три ухаКонечно, надо начать с начала, с истории появления этого предмета. Похоже, как и многое на Руси, меховой головной убор пришел к нам от татаро-монголов. Большинство историков считает, что ушанка — адаптированная версия их малахая, колпака из овчины в виде конуса. Широкие отвороты защищали лица и щеки воинов Орды от ветра и метели. Парадные образцы были покороче. Исконно монгольский головной убор со временем претерпел изменения: его сплошная задняя часть разделилась на три (появились две боковые), отсюда и название «треух», принятое у крестьян в России.У других народов тоже были свои варианты. Уже в XIV веке появилась кабардинка из меха выдры и бурка-вильчура у запорожских казаков. А магерка с опускающимися отворотами и разрезом впереди была популярна среди польской шляхты и украинских гетманов. В Белоруссии носили аблавуху, у нее уши были не только по бокам, но и спереди, и сзади. Их можно связать на макушке или — в лютую стужу — опустить все четыре.У поморов была распространена шапка-цибака, ее еще называли оплеуха. Она похожа на кожаный шлем с длинными ушами, которые можно завязывать, как шарф. На протяжении нескольких столетий северные мореплаватели были инноваторами в русском традиционном костюме: первыми повязали шейный платок и надели рубаху.Кто Европе дал по шапкеЧто-то перенимали у поморов и европейцы. В те времена не было более функциональной и продуманной одежды, которая лучше подходила бы для работы на ветру в холодных широтах. Поэтому элементы их костюмов заимствовали английские, голландские и норвежские моряки.Пришлись они кстати и тем, кто жил на суше, ведь в Европе в XIV—XIX веках случился «малый ледниковый период». Сильные дожди и необыкновенно суровые зимы повлияли на наряды. Поэтому на полотнах художников Возрождения можно увидеть не только головные уборы из меха, но и мантии с накидками.Ян ван Эйк на Гентском алтаре надел на ветхозаветного пророка Захария ушанку. У Борнемана Ханса — голландского художника XV века — также можно увидеть подобный головной убор. Император Сигизмунд Люксембургский на портрете, приписываемом Антонио Пизанелло, — тоже в шапке.На творениях других великих художников — Герарда Давида, Брейгеля, Босха — встречаются все те же, такие родные русской душе, ушанки. Похоже, это была не такая уж и редкость, не фантазия художника, а норма того времени. Возможно, головной убор, появившийся в Европе, был перенят у поморов. Историки до сих пор не выработали единую точку зрения на этот счет.С колчаковских фронтов на МавзолейВторое рождение шапка-ушанка пережила после революции в рядах Белой армии. Головной убор с небольшим козырьком, сшитый не из меха, а из толстого шерстяного сукна, получил название «колчаковка» в честь руководителя движения.В 1934 году суконная ушанка в привычном для всех виде официально стала частью униформы Военно-морских сил Красной армии. Через пять лет ее заменили на кожаный вариант и добавили пуговицу. Делали шапки из каракульчи для высших чинов, а для среднего звена — из овчины-цигейки.В 1940 году ушанки стали носить зимой милиционеры и бойцы Красной армии, одновременно появился стандарт на светлую овчину. Затем практичные шапки перекочевали и на гражданку.В позднесоветские времена моду на ушанки ввел Леонид Брежнев. Руководитель легендарного Дома моды на Кузнецком мосту Александр Игманд рассказывал, что перед очередной годовщиной революции предложил Леониду Ильичу не мерзнуть в маленькой каракулевом «пирожке», а сделать для генсека что-то более теплое. Тот согласился. На следующее 7-е Ноября все Политбюро уже стояло на трибуне Мавзолея в ушанках из норки, меха молодого северного оленя и каракульчи.Зовите меня просто shapkaМногие иностранные туристы возвращаются домой с таким сувениром или хотя бы с фотографией в ушанке на Арбате или Дворцовой площади. В голливудских фильмах русский мужик обязан носить меховую шапку зимой и летом. Спросите сегодня практически любого иностранца, как выглядит «русская меховая шапка» — ushanka или ooshanka, — и он вам непременно ответит правильно, не заглядывая в Оксфордский словарь, в котором, кстати, такое слово есть.»Оплеуха» в мировой модеПришел ли каждый народ, живя в климате с суровой зимой, самостоятельно к своему головному убору или подсмотрел идею у соседа? На этот вопрос ответов нет, зато с уверенностью можно сказать, что ушанка вне моды и вне времени не только у нас.Дизайнеры каждый год показывают в осенне-зимних коллекциях разноцветные шапки-ушанки из самых разных материалов: эко- и натурального меха, шерсти, плащевки.И это правда стильный аксессуар, дополняющий образ. Ушанка из меха органично смотрится в снежных горах, особенно в комплекте с унтами или луноходами. Красиво сочетается с пуховиками, дубленками и трикотажем крупной вязки, уместна в формате милитари. В мужском прикиде ее логично дополнить грубыми ботинками или пальто, особенно со схожим меховым воротником.Вспомните, что в детстве говорила мама: «Шапку надень!»
https://ria.ru/20200204/1564208254.html
гент
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/150984/94/1509849433_108:0:2839:2048_1920x0_80_0_0_84d7d66a11fe6cb2efdbca764e3fb389.jpg
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
гент, леонид брежнев, стиль жизни
Культура, Гент, Леонид Брежнев, Стиль жизни
МОСКВА, 16 фев — РИА Новости, Наталья Юрковская. Во всем мире шапка-ушанка — один из главных символов России. О том, откуда она взялась, почему ее изображали художники Возрождения, как она попала на трибуну Мавзолея и на модные подиумы, — в материале РИА Новости.
Пророк утеплился
В бельгийском Генте недавно открылась выставка «Ван Эйк. Оптическая революция». Организаторы собрали почти половину работ этого художника Северного Возрождения, а главное — показали отреставрированные панели алтаря XV века.
И пока искусствоведы восторгаются изображенными заломами ткани на одеждах и яркими оттенками, внимательные туристы из России удивляются, видя фигуру в ушанке.
Почему же на пророка надели один из наших национальных символов?
Голова — три уха
Конечно, надо начать с начала, с истории появления этого предмета. Похоже, как и многое на Руси, меховой головной убор пришел к нам от татаро-монголов. Большинство историков считает, что ушанка — адаптированная версия их малахая, колпака из овчины в виде конуса. Широкие отвороты защищали лица и щеки воинов Орды от ветра и метели. Парадные образцы были покороче.
Исконно монгольский головной убор со временем претерпел изменения: его сплошная задняя часть разделилась на три (появились две боковые), отсюда и название «треух», принятое у крестьян в России.
У других народов тоже были свои варианты. Уже в XIV веке появилась кабардинка из меха выдры и бурка-вильчура у запорожских казаков. А магерка с опускающимися отворотами и разрезом впереди была популярна среди польской шляхты и украинских гетманов. В Белоруссии носили аблавуху, у нее уши были не только по бокам, но и спереди, и сзади. Их можно связать на макушке или — в лютую стужу — опустить все четыре.
2 из 2
Мужчины во время обряда посвящения в поморы на открытии Масленичной недели на территории музея деревянного зодчества «Малые Корелы» в Уемском сельском поселении Приморского района Архангельской области
2 из 2
Мужчины во время обряда посвящения в поморы на открытии Масленичной недели на территории музея деревянного зодчества «Малые Корелы» в Уемском сельском поселении Приморского района Архангельской области
У поморов была распространена шапка-цибака, ее еще называли оплеуха. Она похожа на кожаный шлем с длинными ушами, которые можно завязывать, как шарф. На протяжении нескольких столетий северные мореплаватели были инноваторами в русском традиционном костюме: первыми повязали шейный платок и надели рубаху.
Кто Европе дал по шапке
Что-то перенимали у поморов и европейцы. В те времена не было более функциональной и продуманной одежды, которая лучше подходила бы для работы на ветру в холодных широтах. Поэтому элементы их костюмов заимствовали английские, голландские и норвежские моряки.
Пришлись они кстати и тем, кто жил на суше, ведь в Европе в XIV—XIX веках случился «малый ледниковый период». Сильные дожди и необыкновенно суровые зимы повлияли на наряды. Поэтому на полотнах художников Возрождения можно увидеть не только головные уборы из меха, но и мантии с накидками.
Ян ван Эйк на Гентском алтаре надел на ветхозаветного пророка Захария ушанку. У Борнемана Ханса — голландского художника XV века — также можно увидеть подобный головной убор. Император Сигизмунд Люксембургский на портрете, приписываемом Антонио Пизанелло, — тоже в шапке.
На творениях других великих художников — Герарда Давида, Брейгеля, Босха — встречаются все те же, такие родные русской душе, ушанки. Похоже, это была не такая уж и редкость, не фантазия художника, а норма того времени. Возможно, головной убор, появившийся в Европе, был перенят у поморов. Историки до сих пор не выработали единую точку зрения на этот счет.
С колчаковских фронтов на Мавзолей
Второе рождение шапка-ушанка пережила после революции в рядах Белой армии. Головной убор с небольшим козырьком, сшитый не из меха, а из толстого шерстяного сукна, получил название «колчаковка» в честь руководителя движения.
© РИА Новости / Перейти в медиабанк
Адмирал Александр Колчак (1874 —
1920), Верховный правитель России и Верховный главнокомандующий Русской армией на фронте. Во время Гражданской войны стоял во главе Белого движения.
1 из 3
Адмирал Александр Колчак (1874 —
1920), Верховный правитель России и Верховный главнокомандующий Русской армией на фронте. Во время Гражданской войны стоял во главе Белого движения.
2 из 3
Климент Ефремович Ворошилов (справа) и Семен Михайлович Буденный среди солдат
3 из 3
Кадр из фильма «Павел Корчагин». В роли Павки — артист Василий Семенович Лановой. 1957 год
1 из 3
Адмирал Александр Колчак (1874 —
1920), Верховный правитель России и Верховный главнокомандующий Русской армией на фронте. Во время Гражданской войны стоял во главе Белого движения.
2 из 3
Климент Ефремович Ворошилов (справа) и Семен Михайлович Буденный среди солдат
3 из 3
Кадр из фильма «Павел Корчагин». В роли Павки — артист Василий Семенович Лановой. 1957 год
В 1934 году суконная ушанка в привычном для всех виде официально стала частью униформы Военно-морских сил Красной армии. Через пять лет ее заменили на кожаный вариант и добавили пуговицу. Делали шапки из каракульчи для высших чинов, а для среднего звена — из овчины-цигейки.
В 1940 году ушанки стали носить зимой милиционеры и бойцы Красной армии, одновременно появился стандарт на светлую овчину. Затем практичные шапки перекочевали и на гражданку.
1 из 4
Советско-финская война (1939 —
1940). Генерал Терентий Штыков (в центре) рассматривает вооружение красноармейцев
2 из 4
Участники марша, посвященного 77-летию военного парада 1941 года на Красной площади в Москве
4 из 4
Склад вещевого имущества на Московском областном сборном призывном пункте, город Железнодорожный
1 из 4
Советско-финская война (1939 —
1940). Генерал Терентий Штыков (в центре) рассматривает вооружение красноармейцев
2 из 4
Участники марша, посвященного 77-летию военного парада 1941 года на Красной площади в Москве
4 из 4
Склад вещевого имущества на Московском областном сборном призывном пункте, город Железнодорожный
В позднесоветские времена моду на ушанки ввел Леонид Брежнев. Руководитель легендарного Дома моды на Кузнецком мосту Александр Игманд рассказывал, что перед очередной годовщиной революции предложил Леониду Ильичу не мерзнуть в маленькой каракулевом «пирожке», а сделать для генсека что-то более теплое. Тот согласился. На следующее 7-е Ноября все Политбюро уже стояло на трибуне Мавзолея в ушанках из норки, меха молодого северного оленя и каракульчи.
Зовите меня просто shapka
Многие иностранные туристы возвращаются домой с таким сувениром или хотя бы с фотографией в ушанке на Арбате или Дворцовой площади. В голливудских фильмах русский мужик обязан носить меховую шапку зимой и летом.
1 из 4
Сувенирные кепки и шапки с символикой СССР и надписями «Россия»
© Sputnik / Асатур Есаянц / Перейти в медиабанк
Кинорежиссер Лемоханг Джереми Мозес на открытии 72-го Каннского международного кинофестиваля
2 из 4
Кинорежиссер Лемоханг Джереми Мозес на открытии 72-го Каннского международного кинофестиваля
3 из 4
Болельщики перед матчем группового этапа чемпионата мира по футболу между сборными России и Саудовской Аравии
4 из 4
Американский актер Арнольд Шварценеггер во время съемок фильма «Красная жара»
1 из 4
Сувенирные кепки и шапки с символикой СССР и надписями «Россия»
2 из 4
Кинорежиссер Лемоханг Джереми Мозес на открытии 72-го Каннского международного кинофестиваля
3 из 4
Болельщики перед матчем группового этапа чемпионата мира по футболу между сборными России и Саудовской Аравии
4 из 4
Американский актер Арнольд Шварценеггер во время съемок фильма «Красная жара»
Спросите сегодня практически любого иностранца, как выглядит «русская меховая шапка» — ushanka или ooshanka, — и он вам непременно ответит правильно, не заглядывая в Оксфордский словарь, в котором, кстати, такое слово есть.
«Оплеуха» в мировой моде
Пришел ли каждый народ, живя в климате с суровой зимой, самостоятельно к своему головному убору или подсмотрел идею у соседа? На этот вопрос ответов нет, зато с уверенностью можно сказать, что ушанка вне моды и вне времени не только у нас.
Дизайнеры каждый год показывают в осенне-зимних коллекциях разноцветные шапки-ушанки из самых разных материалов: эко- и натурального меха, шерсти, плащевки.
И это правда стильный аксессуар, дополняющий образ. Ушанка из меха органично смотрится в снежных горах, особенно в комплекте с унтами или луноходами. Красиво сочетается с пуховиками, дубленками и трикотажем крупной вязки, уместна в формате милитари. В мужском прикиде ее логично дополнить грубыми ботинками или пальто, особенно со схожим меховым воротником.
Вспомните, что в детстве говорила мама: «Шапку надень!»
-
Возраст
-
- Для детей
- Для подростков
- Для взрослых
- Для всех
-
-
Категория
-
- Алкогольные
- Застольные
- Малоподвижные
- На раздевание
- Творческие
- Подвижные
- Интеллектуальные
- На смекалку
- Кулинарные
- Командные
- Парные
- Русские народные
-
-
Количество людей
-
- 4 — 8 чел.
- 2-4 чел.
- больше 8 чел.
- Не важно
-
-
Праздники
-
- Новый год
- День рождения
- Свадьба
- 23 февраля
- 8 марта
- 14 февраля
- 25 января
- Рождество
- Масленица
- День Бухгалтера
-
-
Тип
-
- Игры и конкурсы
- Развлечения
- Розыгрыши
-
-
14 Февраля
-
Подарки
-
Взрослым - Мужчине
- Мужу
- Любимому
- Другу
- Папе
- Дедушке
- Женщине
- Жене
- Любимой
- Подруге
- Маме
- Бабушке
Детям - Девочке 1,5-3 лет
- Девочке 4-6 лет
- Девочке 7-9 лет
- Девочке 10-12 лет
- Девочке 13-14 лет
- Мальчику 1,5-3 лет
- Мальчику 4-6 лет
- Мальчику 7-9 лет
- Мальчику 10-12 лет
- Мальчику 13-14 лет
Повод - День рождения
- Новоселье
- Юбилей
- Свадьба
- Рождение ребенка
- Выпускной
Категория товаров - Прикольные
- Оригинальные
- Креативные
- Необычные
- Романтичные
- Недорогие
- Антистресс и релакс
- Гаджеты
- Гигантские вещи
- Для дома
-
-
Поздравления
-
Игры
-
Праздник - 14 февраля
- 23 февраля
- 25 января
- 8 марта
- День Бухгалтера
- День рождения
- Масленица
- Новый год
- Свадьба
Тип - Алкогольные
- Застольные
- Интеллектуальные
- Командные
- Кулинарные
- Малоподвижные
- На раздевание
- На смекалку
- Парные
- Подвижные
- Русские народные
- Творческие
-
-
Поделки
-
Сценарии
-
Категория - Для взрослых
- Для детей
- Для детей и взрослых
- Для подростков
- Корпоративные
- Романтические
- Тематические
Праздник - 23 февраля
- 8 марта
- День рождения
- День рождения компании
- День Святого Валентина
- Новый год
- Пасха
- Рождество
- Свадьба
- Выкуп невесты
- Юбилей
-
-
Тосты
-
Кому - Бабушке
- Девушке
- Дочке
- Другу
- Друзьям
- Жене
- Женщине
- Коллегам
- Маме
- Мужу
- Мужчине
Праздники - 23 февраля
- 8 марта
- День бухгалтера
- День милиции
- День рождения
- Новый год
- Рождество
- Свадьба
- Юбилей
-
- % Скидки
-
Выберите город- Москва
- Москвская обл.
- Санкт-Петербург (СПб)
- Екатеринбург и обл.
- Барнаул и Алтайский край
- Архангельск и обл.
- Астрахань и обл.
- Белгород и обл.
- Благовещенск и Амурская обл.
- Брянск и обл.
- Великий Новгород и Новгородская обл.
- Владимир и обл.
- Волгоград и обл.
- Вологда и обл.
- Воронеж и обл.
- Биробиджан и Еврейская АО
- Екатеринбург и обл.
- Иваново и обл.
- Иркутск и обл.
- Калининград и обл.
- Калуга и обл.
- Петропавловск-Камчатский и Камчатский край
- Черкесск и Карачаево-Черкесская Республика
- Кемерово и обл.
- Киров и обл.
- Кострома и обл.
- Краснодарский край
- Красноярск
- Красноярский край
- Курган и обл.
- Курск и обл.
- Ленинградская обл.
- Липецк и обл.
- Магадан и обл.
- Москва
- Московская обл.
- Мурманск и обл.
- Нарьян-Мар и Ненецкий автономный округ
- Нижний Новгород и обл.
- Новосибирск и обл.
- Омск и обл.
- Орел и обл.
- Оренбург и обл.
- Пенза и обл.
- Пермский край
- Пермь
- Владивосток и Приморский край
- Псков и обл.
- Майкоп и республика Адыгея
- Горно-Алтайск и республика Алтай
- Уфа и республика Башкортостан
- Улан-Удэ и республика Бурятия
- Махачкала и республика Дагестан
- Магас и республика Ингушетия
- Нальчик и руспублика Кабардино-Балкария
- Элиста и республика Калмыкия
- Петрозаводск и республика Карелия
- Сыктывкар и республика Коми
- Йошкар-Ола и республика Марий Эл
- Саранск и республика Мордовия
- Якутск и республика Саха (Якутия)
- Владикавказ и республика Северная Осетия-Алания
- Казань и республика Татарстан
- Кызыл и руспублика Тыва
- Абакан и республика Хакасия
- Ростов-на-Дону и обл.
- Рязань и обл.
- Самара и обл.
- Санкт-Петербург (СПб)
- Саратов и обл.
- Смоленск и обл.
- Ставропольский край
- Тамбов и обл.
- Тверь и обл.
- Томск и обл.
- Тула и обл.
- Тюмень и обл.
- Ижевск и Удмуртская республика
- Ульяновск и обл.
- Хабаровск и Хабаровский край
- Ханты-Мансийск и Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
- Челябинск и обл.
- Чеченская Республику
- Чечня
- Чебоксары и Чувашская Республика
- Анадырь и Чукотский автономный округ
- Южно-Сахалинск и Сахалинская обл.
- Салехард и ямало-ненецкий автономный округ
- Ярославль и обл.
|
-
Контакты
|
-
ещё
Выбирайте игры и конкурсы:
(если вариант не выбран — параметр не учитывается)
Выбирайте игры и конкурсы:
(если вариант не выбран — параметр не учитывается)
шапки ушанки
Кто скуп на подарки, тот щедр на обещания. (с)
© 2008 — 2023 МиллионПодарков.ру. Поисковик по подаркам!
Хотите сохранить подарок?
Зарегистрируйтесь и вы сможете создавать списки подарков. Например: «Маме», «Саше», «На работу».
Зарегистрироваться
Войти
Подарок добавлен
Список создан!
Которую до сих пор носят в странах с холодным климатом.
Шапка-ушанка, ставшая бессмертным символом русского человека, прошла испытание морозом и временем. Сегодня ношение «треуха» — дань моде, а в
16-м
веке на Руси оно означало одно — ты богат! Но как бы ни пытались модифицировать образ ушанки, заменить ее чем-то другим или вовсе отказаться, она прочно вошла в наш обиход, спасая русского человека продолжительной морозной зимой…
Шапка-ушанка произошла от монгольского малахая. Монгольская шапка представляла собой колпак в виде конуса, скроенный из овчины. Такая мужская шапка была незаменима зимой: ее широкие отвороты защищали лица и щеки воинов татаро-монгольской орды от ветра и метели.
Позже овчинные отвороты малахаев начали вертикально разрезать по бокам, полученные в результате «уши» могли завязываться при потеплении погоды на затылке наездника. От таких малахаев и произошли легендарные мужские шапки-ушанки, которые стали популярны на Руси.
Согласно древней славянской традиции, которая прочно укоренилась в Киевской Руси (Х –ХІІІ вв.) и позже в Великом княжестве Московском (ХІV –XVII вв.), без головного убора могли ходить лишь незамужние девушки. Мужчинам и замужним женщинам полагалось вне дома носить головной убор.
Это была очень важная традиция, оставлять голову непокрытой считалось постыдным, отсюда и слово «опростоволоситься» — оказаться в неприятном, смешном положении, допустить грубую ошибку, промах, оплошность.
Некоторые меховые головные уборы ХІV –XVIII вв. с отворотами или без, полностью меховые или лишь с меховой оторочкой стали прототипами современных меховых шапок.
Наиболее близкие по стилю: шапка-кабардинка из меха выдры и шапка бурка вильчура, популярные у запорожских казаков.
До XIII века в моде были, так называемые, треухи и более сложные магерки – шапки с отворотами, с разрезами впереди, где обычно крепили аграф или перо с драгоценным камнем и кисточкой, это украшение называлось «султан». Обычно на художественных полотнах того времени в таких головных уборах изображали польскую шляхту и украинских гетманов.
Этнографы также приводят самый поздний вариант — шапку-малахай, круглую с наушниками, её носили в Черниговской губернии в конце XIX века. Это практически точная копия нынешней ушанки.
Однако возрождение шапки-ушанки произошло после революции, в 1918-19 гг. в рядах Белой армии, под предводительством адмирала и руководителя Белого движения Александра Васильевича Колчака.
Тогда шапка-ушанка называлась — шапка «колчаковка», но она не была меховой, её шили исключительно из сукна, а также она имела козырёк, также обшитый сукном. Хотя считалось, что колчаковка — облегчённая копия шапки Нансена, известного исследователя Арктики, норвежского путешественника Фритьофа Нансена.
Времена тогда были тяжёлые, обмундирование армии Колчака была привозным, готовую униформу доставляли либо из Англии, либо шили её из сукна, купленного в Японии. Офицерский состав Белого движения, помимо папах, также носил «колчаковки» с кокардой или бело-зелёной ленточкой.
В 1934 году шапка-ушанка обрела вид, привычный всем до сих пор, её стали носить Военно-морские силы Рабоче-крестьянской Красной Армии. Шапка-ушанка черного цвета состояла из окола, суконного черного колпака, козырька и назатыльника с наушниками. Наушники в опущенном положении завязываются на тесьму, а в поднятом заправляются внутрь назатыльника.
В соответствии с приказом Наркома ВМФ № 426 от 20 октября 1939 года, суконный колпак заменили на кожаный, а также добавили обтянутую кожей пуговицу.
Шапки высшего и старшего командного состава изготовляли из меха мерлушки черного цвета, а шапок среднего комсостава и сверхсрочнослужащих — из меха цигейки чёрного цвета.
С 1940 года шапка-ушанка стала зимним головным убором армии и милиции. Головной убор делали из светлой овчины, хотя на флоте ушанки оставались чёрными.
Во времена застоя и перестройки шапка-ушанка стала ходовым товаром у фарцовщиков. Иностранные туристы с удовольствием покупали или меняли привезённые с собой вещи на ушанки. Известные модельеры в своих осенне-зимних коллекциях не забывают о легендарных ушанках.
Сегодня шапка-ушанка является модным аксессуаром, способным менять настроение своего обладателя вместе с положением ее ушей, завязанных на затылке или подбородке, а то и вовсе дразня публику подрагивающими при ходьбе не завязанными «ушками».
Причем, модельный ряд ушанки не ограничивается только классикой жанра, т.е. шапкой-ушанкой на меху. В моде вязаные ушанки, трикотажные, из стриженого меха (искусственного или натурального) и т.д.
Без шапки-ушанки в своих коллекциях не обходится Денис Симачев, D&G и Alexander McQueen. Выпускают шапки и в стиле хай-тек: ушанка оснащена LED-дисплеем, который может транслировать заданные вами речевки или выдавать ритм окружающих звуков.
После того, как Роман Абрамович приобрел «Челси», шапка-ушанка стала ключевым элементом униформы его болельщиков. Таким образом они выражали свою признательность странному русскому, вкладывающему огромные деньги в футбольный клуб.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ УШАНКИ
• У приблатненной ленинградской публики в начале 1920-х особым шиком считалась финка-ушанка — кожаная с каракулевой окантовкой.
• В советской моде на головные уборы свое слово сказал Леонид Брежнев: в 60-70-е годы прошлого века члены Политбюро носили одинаковые пыжиковые шапки.
Леонид Ильич подарил Джеральду Форду шапку-ушанку
Позже появились шапки из ондатры и тюленевого меха. Брежнев же ввел моду на норковые шапки-ушанки, ставшие атрибутом состоятельности в период глубокого застоя.
Для иностранцев шапка-ушанка давно приросла к образу типичного русского. Туристы вкупе с матрешками и футболками с ликом дедушки Ленина нарасхват скупают меховые и драповые треухи, называя их на русский манер shapka или ushanka. Эти термины, кстати говоря, включены в Оксфордский словарь.
Источник.
Шапка-ушанка очень крепко прижилась как один из главных атрибутов стереотипного образа русского человека. Она стоит в этом списке где-то между балалайкой, валенками и матрешкой. И, пожалуй, это справедливо, ведь ушанки идут рука об руку с российской историей много веков.
Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:
В наше время ношение этого мехового головного убора — скорее дань традициям. А вот в XVI веке его надевали только самые состоятельные люди. Сейчас ушанки кажутся нам настолько обычными предметами гардероба, что мы даже не задумываемся, как они вообще появились и какова их история.
На самом деле единого мнения о происхождении ушанки у историков нет. Существует несколько основных версий, одна из которых гласит, что русский человек позаимствовал идею головного убора у монголов. Кочевники носили малахаи — шапки, покрывавшие голову и шею сзади и сбоку. Поскольку их делали из толстой овчины, эти шапки были крайне полезны. Они могли уберечь как от пронизывающих степных ветров, так и от вражеского удара или даже стрелы. Ушанка стала своеобразной модификацией малахая: сплошную часть, покрывающую шею, стали разрезать вдоль на три части, чтобы в теплую погоду можно было завязать отвороты на макушке.
Другая версия возникновения ушанки переносит нас на промозглый Русский Север. Там поморы для защиты от ветра создали первый вариант этого головного убора. Правда, если бы его увидел современный человек, он мог бы и не узнать в нем шапку-ушанку. Он скорее походил на меховой шлем, сделанный из меха нерпы, а отвороты, прикрывающие уши, были настолько длинными, что нередко доходили человеку до пояса. У этой странности было крайне прагматичное объяснение. Дело в том, что проживая на побережье, поморы постоянно сталкивались с ледяным арктическим ветром, который к тому же имел невероятную силу. А ушанка с длинными «ушами» объединяла в себе и шапку, и шарф, достаточно лишь было обмотать вокруг шеи длинные отвороты. Если задуматься, это ведь действительно удобно: и от холода защитит, и на ветру не слетит. Забавным фактом является то, что название головного убора было «Оплеух», но, конечно, не потому, что он избивал владельца, а из-за того, что его «уши» будто «оплетают» шею.
Ушанка пользовалась популярностью с древности. Причем встретить этот головной убор можно было в любом городе, располагавшемся на территории современной России. Это подтверждается большим количеством диалектизмов, связанных с шапкой. На самом деле, ушанкой ее называли лишь на территории центральной России, а в других городах можно было встретить названия «ушанья», «кучма» или «капелюх».
До XX века обычный вариант ушанки можно было встретить на голове у любого крестьянина. Высокопоставленные сословия чаще всего относились к этой шапке предвзято негативно. А если же кто-то из дворян и пополнял свой гардероб ушанкой, то сделана она была из лучшего меха и самых дорогих материалов. В феодальной России бояре предпочитали носить громоздкие шапки, подбитые бобровым мехом. Хотя, были ситуации, когда приходилось жертвовать стереотипами и престижем и все же надевать «крестьянский» головной убор. Например, когда предстояла поездка в открытых санях сквозь зимнюю стужу. Тут уж даже высшие сословия отбрасывали всю спесь и между модой и комфортом выбирали последнее.
Однако, в XX веке ушанка резко вышла на новый виток популярности. Сначала ее как часть обмундирования выбрала Белая армия. Ее носили как простые солдаты, так и офицеры. Правда, название белогвардейцы придумали свое — колчаковка — в честь одного из руководителей движения. Но суть головного убора при этом не изменилась: это была все та же шапка с тремя оборотами. В тоже время в Петрограде ушанка стала популярна среди рабочих и крестьян. И именно ее внешний вид дошел до наших дней. Также именно тогда впервые стали появляться первые кожаные шапки с каракулевой оторочкой. Но, естественно, подобная роскошь большинству горожан была недоступна.
В 30-е годы ушанка «прибыла на службу» уже к бойцам Красной армии. Поначалу ее использовали лишь моряки, но вскоре появилась и всем знакомая «буденовка», которую носили во всех вооруженных силах СССР.
Позже в Советском Союзе создали еще множество разных вариантов ушанок. Но все же самым популярным среди простого населения оставался привычный образ головного убора, подбитый кроликом и утепленный ватином. Он был удобен в ношении, недорог. Единственным минусом такой шапки была недолговечность, однако на пару зим ее точно хватало. Естественно, существовали и более дорогие варианты, а самым престижной считалась ушанка, сделанная из меха пыжика. В свое время ее носили все лидеры партии, а также высокопоставленные спортсмены.
На самом деле близких и дальних родственников у русской ушанки великое множество: бурка, магерка, кабардинка, аблавуха и многие другие. Но известной на весь мир стала именно наша «ушанья». В Оксфордском словаре даже значится этот головной убор, а название его — «shapka».
Источник фото: кадр из фильма,Legion-media,скриншот youtube,Борис Кудрявов
Одним из культовых аксессуаров русского человека в представлении Запада, помимо матрешки, водки и балалайки, является шапка-ушанка. В Оксфордском словаре на этот счет даже есть отдельные термины, произносимые вполне по-русски, shapka и ushanka.
Предками шапки-ушанки были головные уборы разных народов. Впрочем, выглядели и назывались они несколько иначе.
Предки далекие и близкие
По версии историков, русская шапка-ушанка произошла от монгольского малахая. У кочевников он представлял собой конусообразный колпак, сшитый из обработанной овечьей шкуры. Носили малахай в основном мужчины, и при длительных переходах по зимней степи он был незаменим. Ведь широкие отвороты малахая оберегали нижнюю часть лица и щеки от мороза и ветра.
Со временем овчинные отвороты по бокам малахая стали вертикально разрезать.Так получились уши, которые при стуже завязывались на лице, а при теплой погоде убирались на затылок.
При вторжении монгольских орд в пределы Киевской Руси между народами произошел непроизвольный обмен культурными и бытовыми артефактами. Так малахай проник в древнерусскую среду.
Шапки кочевников пришлись по душе славянам. Тем паче что они считали неприличным появляться на людях без головного убора. Слово «опростоволоситься» как раз и подразумевает, что человек совершил глупый поступок, показав окружающим свои неприкрытые волосы.
По другой версии, прообразом ушанки могла стать шапка русских поморов. Она представляла собой низкий цилиндр с «потолком», сшитым из шкуры тюленя. По бокам «цилиндра» пришивались длинные уши, тоже из тюленьего меха. Именно в таких непромокаемых и непродува-емых шапках и выходили рыбаки в Белое море. А длинные уши обертывались вокруг шеи и подбородка.
Однако внешний вид и монгольского малахая, и поморской шапки до современной ушанки не дотягивал. Уже в XIV веке появились шапки, которые можно назвать более близкими предками ушанки. Это шапка-кабардинка из меха выдры и шапка бурка вильчура, носимые запорожскими казаками. Другая шапка, у которой были опускаемые отвороты и разрез впереди, — магерка, так любимая польской шляхтой и украинскими гетманами.
Шапка поморов
Также в предки ушанки можно записать аблавуху -головной убор, некогда популярный в Белоруссии. Интересно, что у аблавухи уши были не только по бокам, но и спереди и сзади. При желании владелец шапки мог связать их на макушке или опустить все четыре в лютую стужу. Носили такие шапки вплоть до XX века.
А в России наибольшую популярность снискал знаменитый треух. Сильно напоминавший малахай, он был в почете у ямщиков. Треух надежно закрывал не только нижнюю и боковые стороны лица, но и «задком» утеплял затылок. Что было немаловажно в трескучие морозы на заснеженном тракте.
В помощь солдатам
Непосредственное рождение ушанки произошло в годы Гражданской войны. С июня 1919 года вещевое довольствие армии Колчака осуществлялось Британией. Англичане поставляли в том числе и головные уборы, названные колчаковками.
По внешнему виду колчаковка походила на шапку норвежского полярника Фритьофа Нансена. Правда, есть версия, что колчаковки (впрочем, как и буденовки) произошли от другого головного убора — «богатырки». Незадолго до Первой мировой войны ее ввели в царской армии как часть парадной зимней формы.
Тем не менее колчаковка оказалась ближе к ушанке, нежели буденовка. Шилась она исключительно из сукна и имела козырек, также обшитый сукном. Предназначалась колчаковка для солдат, но из-за трудностей со снабжением носили ее и офицеры. Правда, в отличие от солдат, на колчаковках офицеров имелись кокарды или бело-зеленые ленточки.
Почти сразу по окончании Гражданской войны в Петрограде началась мода на финку-ушанку. Она практически повторяла современную ушанку, с той лишь разницей, что сама шапка была кожаной, с каракулевой окантовкой. Именно ее и взяли за основу в 1931 году тыловые службы Красной армии, когда встал вопрос о зимнем обмундировании бойцов.
С 1934 года шапка-ушанка вводится в состав формы военнослужащих Военно-морских сил РККА. Но была она исключительно черного цвета, что по сути — дань традиции. Данная ушанка состояла из окола, черного суконного колпака, козырька и назатыльника с ушами. В опущенном положении уши завязывались под подбородком, а в поднятом заправлялись наверх.
Уже в 1939 году суконный колпак ушанки морякам заменили на кожаный из черного шеврета. А на макушке была добавлена обтянутая кожей пуговица. Появилось и отличие ушанок для военнослужащих разных рангов. Высший и старший командный состав получал шапки из меха мерлушки, а средний и рядовой — из цигейки.
Но вскоре ушанки стали делать не из дорогой цигейки, а из искусственного меха.
На все вкусы
Армейская жизнь ушанки привела к появлению новых разновидностей этой шапки. Как следовало из приказа №29 министра обороны СССР от 16 февраля 1971 года «Об изменении особой парадной формы одежды для личного состава рот почетного караула», для разных родов войск ушанка шилась разного цвета и из разных материалов.
В ВМФ шапка была черного цвета. Причем для офицеров она шилась из кожи. Для личного состава Сухопутных войск отвороты ушанки должны были быть стального цвета, а для военнослужащих Военно-воздушных сил — темно-синего цвета.
В зависимости от норм снабжения военнослужащие СССР получали шапки-ушанки из натурального или искусственного меха. Так, в погранвойсках, относящихся к КГБ, ушанки были из цигейки, а в Советской армии из искусственного меха.
Впрочем, полковники, не говоря уже о генералах, по уставу носили папахи из каракуля. Что никак не умаляет достоинств ушанки, чьи «уши» спасли не одну тысячу солдатских ушей. Более того, в регионах с суровым климатом военнослужащим полагалась не обычная ушанка, а полуторная. Она имела в полтора раза более длинные уши, которые закрывали солдатам уши, щеки и шею ниже подбородка. В сложенном наверх состоянии уши складывались друг на друга, из-за чего шапка имела своеобразный «полуторный» вид.
Несмотря на то, что современная Российская армия недавно перешла на новую форму одежды — так называемую «цифру», от шапки-ушанки тыловики не отказались. Конечно, она немного изменилась. В частности, советской ушанке ставили в упрек то, -что она легко впитывает воду и плохо сохнет. Современные армейские ушанки покрыты водоотталкивающей тканью, что, несомненно, улучшает их качество.
Но шапки-ушанки состоят на «вооружении» не только в России. Китай, Северная Корея, Монголия — военнослужащие этих стран также имеют в своем гардеробе данный головной убор. Не избежали ушанок и некоторые армейские подразделения Канады, Швеции и Финляндии.
Интересно, что функциональность ушанки оценило даже полицейское управление в земле Северный Рейн — Вестфалия, в Германии. Проведенный экспертами тест показал, что ушанка, сшитая по русскому образцу, гораздо теплее, нежели утепленная бейсболка с защитой для ушей.
Однако полицейские и их профсоюз такую заботу не оценили. В частности, один из копов заявил: «Полицейские в этих шапках выглядят курам на смех. Мы все же не в Москве». Потому вместо 15 тысяч шапок управление заказало всего тысячу.
Впрочем, шапка-ушанка уже давно не нуждается в рекламе. В России она давно стала такой же частью истории, как валенки, самовар, матрешка и блины. А остальной мир ее свойства по достоинству вряд ли оценит. Потому что такие трескучие морозы, как в России, бывают разве что на севере Америки и Европы, где населения не так уж и много.
Прохор ЕЖОВ