Праздник щавеля у башкир

История народного творчества Оренбурга, Оренбург Казачий, Свадьба, Свадебные обряды, Национальные блюда

30 апреля, 2020

Праздник «Кузгалак Байрамы» (Праздник Щавеля)

Башкиры отмечают множество национальных и религиозных праздников, один из них пришел от далеких предков, и почитается по сей день. Это Кузгалак-Байрам, праздник щавеля[1].

Он празднуется весной, когда появляются нежные ростки щавеля – первые всходы на земле. Это растение стало своеобразным символом наступления тепла и начала полевых работ. Люди радуются началу нового круга жизни, ее обновлению. Первая зелень – это символ плодородия земли, ее щедрости по отношению ко всем ее обитателям. Люди восхваляют такое явление и просят о хорошем урожае.

В этот день принято готовить блюда из щавеля и других растений, которые не нужно специально выращивать, а достаточно собрать: дикий лук и редьку, полевой чеснок, борщовку. Вся община собирается на поляне для празднования. Из зелени готовят салаты, супы, пекут пироги и даже делают отвары.

Все семьи собираются на празднично-украшенной поляне, расстилают скатерти и принимаются за празднование. Девушки накрывают столы и поют национальные песни. Их традиционные костюмы выглядят очень нарядно в современной обстановке, особенно вышитые головные уборы. Мужчины соревнуются в народных состязаниях, показывая свою удаль и силу, выигрывая призы. Самым ценным призом обычно является баран. Девушки показывают свое умение вести хозяйство и справляться с иголкой.

В древности подобные собрания позволяли молодым людям найти подходящую невесту, а девушкам — приглядеться к юношам. Нередко, именно после подобных праздников заключались браки. Роль же пожилых женщин — наблюдать за происходящим, соблюдать порядок и верность традициям. Обязательным атрибутом праздника является обмен подарками, которые должны быть вручены старейшинам деревни, но при желании можно и одарить понравившуюся соседку или соседа.

Дети обязательно участвуют в национальных играх «Шиу-шиу шиузырма», «Ак тирек — кук тирэк». Повзрослев, малыши станут соревноваться в более серьезных испытаниях, а пока они тренируются, достигая поставленной цели и перенимая национальные традиции, впитывая их вместе с атмосферой праздника.

Формы жанровых направлений ОНН:

Празднично-обрядовая.

ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,

Номер: ORN279

Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»

Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.

Информация об ответственности относительно ОНН:

Лица, имеющие отношение к ОНН:

Акманова Фархана Рамазановна, учитель башкирского языка и литературы МОБУ «Сунарчинская ООШ», Куватова Камиля Атаулловна, директор Сунарчинского сельского клуба.

Место бытования:

Российская Федерация, Оренбургская область, Саракташский район, село Сунарчи.

Сведения об объекте (полное описание):

Как утверждают жители башкирского села Сунарчи — у человека  есть такое время, когда впервые появляется первый зуб, первое слово, первый шаг, впервые садится верхом на лошадь и т.д. – все это принимается, как праздник, так и у весны есть первые плоды, первый снег, дождь, гром, радуга и т.д. – которые закреплены обычаем. Поэтому дикий лук, щавель, дикую редьку, борщовку когда весной впервые пробуешь, выражаешь благодарность природе.

Башкирский народ всегда ценил пользу лекарственных трав, ягод, плодов деревьев которые дает матушка-земля, природа. Крапива от сердечной боли, девясил от желудка, кора березы – от боли суставов. От голода, засухи и бедствий людей спасала природа, а в праздники природа радовалась вместе с народом.

Природа и нас охраняет, защищает, открывает свои секреты — говорили башкирские старейшины — природа до сих пор нас не продала, и вы ее не продавайте, тогда вам повезет. Изучайте ее язык, пойте и говорите ее словами. Когда празднуете на природе Матушки-земли не оставляйте за собой мусор, не обижайте Матушку-землю, небо, воду, природу – сколько бедствий видят люди Земли. Мать природа – Жива, ведь она растет, цветет, стареет, плачет, смеется, умирает, а потом опять растет.

Этому и был посвящён национальный праздник  «Кузгалак байрамы» (Праздник щавеля).  В нем принимали участие главным образом женщины и дети, но присутствовали и мужчины.

Праздник начинался с молений. Благодарили Весну, Осень, Лето за те продукты питания (растения), которые получали от природы, просили дождя и хорошего урожая.

В ходе праздника женщины, девушки устроивали импровизированное представление с песнями, танцами, играми.

Для детей были организованы игры и конкурсы. Детей знакомили  с обычаями и традициями праздника.

На поляне накрывали богатый стол, и после молитвы все приступали к трапезе.

Все присутствующие обращались к земле, природе с добрыми пожеланиями.

Исключительность/ценность:

Тип действия: Исследование.

Принадлежность:

Этнокультурная принадлежность: башкирская.

Ключевые слова:

Ключевые слова (осн.): весна, щавель, Оренбургская область.

Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:

Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация.

Сведения о объекте:

Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность изготовления — Количество, объем: 1 день.

__________________________________________________________________________

[1] https://ihlastan.ru/kuzgalak-bajram-prazdnik-shhavelja/

Скачать

Праздник  «Кузгалак Байрамы» (Праздник Щавеля)

Кузгалак-Байрам — праздник щавеля

На чтение 2 мин Опубликовано 05.08.2019

Традиции и обычаи народа – это его память, скрепляющая поколения и позволяющая развиваться дальше. Только при условии сохранения национальной идентичности народ существует как единое целое. А одним из важнейших элементов традиции являются национальные праздники. Башкиры отмечают множество национальных и религиозных праздников, один из них пришел от далеких предков, и почитается по сей день. Это Кузгалак-Байрам, праздник щавеля.

Особенности празднования

Он празднуется весной, когда появляются нежные ростки щавеля – первые всходы на земле. Это растение стало своеобразным символом наступления тепла и начала полевых работ. Люди радуются началу нового круга жизни, ее обновлению. Первая зелень – это символ плодородия земли, ее щедрости по отношению ко всем ее обитателям. Люди восхваляют такое явление и просят о хорошем урожае.

В этот день принято готовить блюда из щавеля и других растений, которые не нужно специально выращивать, а достаточно собрать: дикий лук и редьку, полевой чеснок, борщовку. Вся община собирается на поляне для празднования. Из зелени готовят салаты, супы, пекут пироги и даже делают отвары.

Все семьи собирается на празднично-украшенной поляне, расстилают скатерти и принимаются за празднование. Девушки накрывают столы и поют национальные песни. Их традиционные костюмы выглядят очень нарядно в современной обстановке, особенно вышитые головные уборы. Мужчины соревнуются в народных состязаниях, показывая свою удаль и силу, выигрывая призы. Самым ценным призом обычно является баран. Девушки показывают свое умение вести хозяйство и справляться с иголкой.

Праздник и свадьба

В древности подобные сборища позволяли молодым людям найти подходящую невесту, а девушкам — приглядеться к юношам. Нередко, именно после подобных праздников заключались браки. Роль же пожилых женщин — наблюдать за происходящим, соблюдать порядок и верность традициям. Обязательным атрибутом праздника является обмен подарками, которые должны быть вручены старейшинам деревни, но при желании можно и одарить понравившуюся соседку или соседа.

Дети обязательно участвуют в национальных играх «Шиу-шиу шиузырма», «Ак тирек — кук тирэк». Последняя игра очень похожа на привычные нам «Кандалы», только обладает национальным колоритом. Повзрослев, малыши станут соревноваться в более серьезных испытаниях, а пока они тренируются, достигая поставленной цели и перенимая национальные традиции, впитывая их вместе с атмосферой праздника.

Содержание

I.Введение…………………………………………………………………………….3

1.Цель
исследования……………………………………………………………………3

2.Актуальность……………………………………………………………………….3

II.Основная
часть…………………………………………………………………….5

1.Что такое обычай?……………………………………………………………………………………….5

2.Пробуждение природы в
обрядах башкир……………………………………….6

3.Башкирские праздники,
связанные с природой…………………………………..7

III.
Заключение ……………………………………………………………………..13

1.Список
литературы……………………………………………………………….15

2.Интернет
ресурсы……………………………………………………………………15

IV.Приложение……………………………………………………………………..16

Введение

В мире, наверное, нет народов, у которых не
было бы праздников. Не являлись
исключением и
башкиры. Важное место в жизни башкир, наряду с семейными обычаями и обрядами,
играли народные праздники (байрам), которые сопровождались массовыми гуляньями
и развлечениями. Мы, учащиеся ООШ с. Бекетово , нам очень интересно было узнать
о башкирских праздниках и их месте в календаре.

Актуальность данной темы очевидна,
так как народные праздники — неотъемлемая часть культуры любого этноса. В них
отражается образ жизни, история культуры, традиционное мировоззрение.

Перед своей работой мы поставили цель:
составление календаря башкирских праздников.

Для решения поставленной цели мы сформулировали
задачи исследования:

подобрать и проанализировать литературу по теме
исследования; подробнее познакомиться с традициями башкирского народа; узнать,
какие башкирские праздники существуют; провести анкетирование учащихся и
родителей о башкирских праздниках;

составить календарь башкирских праздников.

 Объект исследования: башкирские
праздники.

Предмет исследования: башкирские
праздники.

Для решения поставленных задач были использованы следующие
методы исследования: анализ и обобщение литературы по исследуемой теме;
прослушивание аудиозаписей музыки, просмотр видеоматериалов;

анкетирование учащихся и родителей о башкирских праздниках;
составление календаря башкирских праздников; ознакомление учащихся школы с
башкирскими праздниками;

Базу исследования составили обучающиеся 5-9-х классов и
родители ООШ с. Бекетово.

Теоретическая значимость исследовательской
работы заключается в систематизации знаний по исследуемой проблеме,
ознакомлении учащихся и родителей с башкирскими  праздниками.

Основная часть.

1.    
Что такое обычай?

ОБЫЧАЙ (йола, гэрэф-гэзэт), прочно установившиеся
в определенной общественной среде, правила поведения людей, соблюдаемые в силу
привычки и общественного мнения. Возникнув в глубокой древности, обычай играет
в родовом и раннеклассовых обществах  роль основного регулятора отношений между
людьми, служит средством приобщения людей к социально-бытовому,
производственному опыту, культурным и моральным, и морально-этическим ценностям,
способствует сплоченности этнического (народ, племя) и социальных (класс, проф.
гр.) общностей. В период формирования государства  многие  обычаи  входят в
систему правовых норм, поэтому роль и значение обычая ослабевают. Часто обычаи
отождествляют с обрядом, однако обряд является его ритуально-эстетическим
оформлением. Обычаи различаются по степени обязательности: во многих обычаях
участие отдельных людей было необязательным или варьировалось в зависимости от
конкретных обстоятельств, в то время как другие обычаи были обязательны для
всех членов общины. Эти обычаи, с выраженной нормативной определенностью и известные 
в литературе под названием юридические, входят в систему обычного права. У 
башкир содержание
обычай, игравших большую роль в общественной жизни на протяжении всей истории
народа, обусловлено особенностями кочевническо-скотоводческого, а затем и
земледельческого хозяйственно-бытового уклада и культурно-этническим наследием.
Обычаи охватывали различные стороны жизни: производственную  деятельность,
общественный и семейный быт, религию. Значит, место в системе обычаев занимали 
праздники календарные (каргатуй, сабантуй, йыйын)
и обряды (вызывание дождя или ясной погоды). Рядом обрядов сопровождался выезд
на летовку, начало и завершение весенней пахоты и сева, существовали обряды,
связанные с получением приплода, сбором урожая, с 
пчеловодством и охотой.
Большим комплексом обрядов сопровождались заключение брака (брачный сговор, 
никах, свадьба,
передача
калыма и
приданого, проводы невесты и встреча молодой жены, шествие к водному источнику
и др.), рождение ребенка, похороны и поминки. Обычаи регулировали
взаимоотношения в семье (половозрастное разделение труда, отношения между
взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами), соседями (курше ха
kы — «право соседа») и др. Ныне по-прежнему живут
видоизменяясь традиционные, культурно-бытовые  и семейные обычаи, например,
помочь, гостеприимство и др., оживают религиозные обряды. Появились и развиваются
новые семейные, профессиональные обряды, стало традиционным проведение
общегосударственных праздников.

2.Пробуждение природы в
обрядах башкир

Крупные сезонные празднества «Каргатуй», «Нардуган», «Навруз»,
«Сумбуля» являют собой духовную и материальную основу масштабной единицы
летоисчисления Года — Йыл. Выстроенные в четкой хронологиии естественной
структуре, эти праздничные обряды являют собой своеобразное древо периодизации
и материализации Времени, паспортизации обитаемого пространства и места. Между
тем, если бы не было органичных связующих звеньев — малых форм обрядов —
праздничная циклизация Года как таковая не сохранялась бы столь много веков как
организующая быт и досуг модель жизни башкира. В этой связи особый интерес
представляют проводимые внутри крупных сезонных праздников обряды, по своему
замыслу проводящие идеи, функции созидания и укрепления макрокосмоса,
приветствия новых циклов.  
          Эти обряды не имеют знакового сезонного значения, не связаны с
солнцестояниями или равноденствиями, по масштабности организации и структуре
уступают большим празднествам. Однако именно в этих малых праздниках заложена
идея санкционирования значительных, видимых движений жизни живой
Природы-матери, обозначены многовековые жизнесмысловые ценности зависимости
жизни человеческой от жизни внешней среды. Особенно насыщен в этом плане
весенний период — время, в котором происходит большинство событий, визуально
демонстрирующих оживление Природы     после      зимней     временной     смерти. 
 Это  обряды «хождения за талой водой», «проводы ледохода», «наступание на
черную землю», «выход на первую зелень», «приход неба», «первый гром»  и т.д.
          Основной ритуалообразующей идеей во всех этих обрядах являются
события из жизни живой Природы, переживающей весной видимые человеческому глазу
перемены. Потому появление талой воды, ледоход, появление черной земли из-под
снега, первая зелень, первый гром, первый зов птиц (ворон, грачей, кукушек,
скворцов) воспринимались как сакральные знаки оживления Природы-матери. Они
праздновались как способы социализации нового молодого Года (как рожденного
дитя) и получения прав человеком войти в очередной виток новой прекрасной  Жизни.
 

Будем внимательны и искренни по
отношению к дыханию, становлению и каждому новому движению Природы-матери:
появлению первой зелени, черной земли, прилету птиц. Проводим вместе лед и с
ним печали, обновим эмоции и возрадуемся раскатам первого грома, произнося
благопожелания.
                

3.Башкирские народные праздники, связанные с
природой

НАУРУЗ (наурыз), праздник Нового года по
солнечному календарю, совпадающий с днем весеннего равноденствия, распространен
среди ирано-язычных и тюрко-язычных народов Казахстана, Средней и Малой Азии,
Ирана, а также среди башкир и татар. Башкиры унаследовали его у ирано-язычных
племен которые обитали в долине рек Яик (Урал), Сакмара примерно в 7 в. до н.э.
В науруз каждая семья варила из круп злаковых культур ритуальную пищу, которой
угощали гостей и всех желающих. Во время Науруза взрослый предводитель,
специально назначенный обществом учредитель праздника, вместе с юношами
организует хождение по дворам. Они прославляют хозяев за домовитость, щедрость,
после чего получают продукты для общей трапезы, вышитые изделия для награждения
участников состязаний в беге, борьбе (курэш), скачках, а также певцов, сэсэнов,
кураистов, думбыристов, танцоров, мастеров горлового пения (узляу). В Науруз
обязателен ритуал посещения стариков для получения благословения (фатиха).
Обряды, совершаемые в Науруз, призваны задобрить природные силы и духи предков
для достижения благополучия.

          КАРГАТУЙ, башкирский праздник весенне-летнего цикла, известен
в центральных и восточных районах Башкортостана, в Зауралье. Традиционно
праздник устраивали с наступлением весны. В Западном и Югo-Западном
Башкортостане его проводили за день до сабантуя, в нем участвовали главным
образом женщины и подростки, но могли присутствовать и мужчины. Праздник
начинался с молений на кладбище, иногда сопровождался жертвоприношениями. В
ходе праздника молодые женщины, девушки
устраивали импровизированные представления с песнями, танцами, играми.
Распорядительницу праздника называли алсабыр или юлбарсы. После общей трапезы
участницы оставляли остатки ритуальной каши на пнях деревьев, камнях с благо
пожеланиями к птицам. У юго-восточных и горных башкир каргатуй почти всегда
устраивали на ближайшей горной вершине. Во время празднества деревья наряжались
цветными шалями, бусами и другими украшениями, выставлялись молочные продукты;
мальчики имитировали карканье птиц. У западных башкир обряд был исключительно
подростковым. Истоки праздника лежат в архаичных пластах верований: культе
птиц, ранней форме культа тотемич. предков. Возможна двойная интерпретация
праздника: «воронья свадьба», «воронья каша», т.к.
возникновение связано с культом вороны, и «грачиная свадьба»,
«грачиная каша», что обусловлено изменением характера обряда,
ставшего своеобразной встречей весны.

          ЗА ТАЛОЙ ВОДОЙ.    Хождение за талой водой
устраивалось обычно 19—20 марта, перед весенним равноденствием. Считалось, что
вода в этот момент особо целебная. Взяв с собой еду, белые напитки, ведра на
коромыслах, женщины шли за талой водой. Обычно это было место, где быстро
открывалась земля от снега, а в снежной яме собиралась чистая талая вода.
Первой воду брала самая старшая или многодетная женщина. Вначале приветствовала
воду: За талой водой пришли,

За долей пришли!

Зачерпнув воду в
ведро, начинала мыть лицо, руки, затем произносила благопожелания. Все
повторяли за ней эти действа. Закончив омовение, начинали мыть ведра,
коромысла, принесенную с собой стирку. После устраивали увеселения, игры.
Уходя, под деревья и в лунку, откуда брали воду, сливали белый напиток (айран,
катык) или кусочки хлеба: так благодарили духа, хозяина места. С укреплением
ислама закрепляется обряд молитвословия, который до и после омовения этой водой
совершали абыстаи или женщины, читающие намаз.

Принесенной с поля талой водой мыли, чистили все: дом, посуду,
выстирывали паласы, одежду; обрызгивали этой водой скотный двор, хлев, примечая
к плодородию, достатку, белили стены, печку, баню. Соблюдалось правило: на
каждый случай приговаривали: Из талой воды чай! Из талой воды баня! Топили
баню: все должны были помыться этой водой, чтобы «быть здоровыми, сильными». 

Целители произносили заговоры воде и лечили детей, больных
лихорадкой, кожными заболеваниями. Из этой воды кипятили чай, ее использовали, когда
пекли блины, варили кашу и созывали друг друга в гости, пели песни, произносили
благопожелания, поздравляли друг друга с наступлением весны.

Сакрализация талой воды имела широкие ареалы, праздник отмечали
почти все этнические группы. 

Таким образом, вода, связывающая смерть (таяние снега) и жизнь
(новые лучи солнца) приобретала ценностные магические свойства. Потому она
функционально использовалась в бытии башкира.

        КУКУШКИН
ЧАЙ
, башкирский обряд весенне-летнего
цикла. Распространен в Южном Башкортостане и в Зауралье. На востоке
Башкортостана (Учалинский р-н) известен под названием «йома сэйе» («чай, в
пятницу»), в северных районах РБ и в Пермской области — «сэйесмэ»
(«чаепитие»). Кукушкин чай представляет собой своеобразную встречу
весны и приходится на так называемый месяц кукушки. Традиционно кукушкин чай —
это коллективное чаепитие, сопровождающееся играми, песнями, плясками,
гаданиями. Жители деревни собирались на чаепитие в определенном месте (на
берегу реки, на склоне горы), или каждая хозяйка устраивала угощение на лужайке
перед домом. Считалось, что чем больше радушия окажет хозяйка, тем
благополучней сложится год для ее семьи. Кукушкин чай так же, как и каргатуй,
восходит к архаичным верованиям и обрядам, связанным с почитанием

         Праздники Нардуган. Самый
длинный и самый короткий день в году отмечали праздниками как 
летний Нардуган так и зимний
Нардуган
.
        Летний нардуган. В эти дни (25
июня-5 июля) особенно бережно относились к природе. Нельзя было охотиться,
ловить рыбу, резать скотину, пилить деревья. Но почему-то именно в эти дни
заготавливали лекарственные травы. В водоемы бросали цветы 77 видов в надежде
на теплое хорошее лето. С тех пор как появился этот обряд, начали проводить и
праздновать дни цветов. 

Нар – солнце, дуган – день рождение солнца.
Запрещено: ловить, резать скот, пилить деревья, разорять муравейники.Во время
праздника бабушки учили собирать лекарственные травы. Главное блюдо праздника
овощные супы.

           Зимний нардуган (начинался 25 декабря и продолжался неделю). В
преддверье Нового года, 12 девушек напоминающих 12 месяцев года организовывали
игры. Народ собирался смотреть представление. На вечере каждый мог показать
свой талант, играли в разные игры. Самой интересной считалась игра «Колечко». С
началом этой игры парни и девушки гадали, что будет в будущем году. Зимний
Нардуган совпадал с первыми днями зимних холодов с 25 декабря по 5 февраля.
Главный герой был Селле бабай – теперь Дед Мороз. 
Праздник
Нардуган проводился в конце года, когда световой день начинает увеличиваться.
Несмотря на зимний день, в каком либо доме все собираются. Каждый приносил
угощенья – мясо, крупы и т.д. Главное блюдо – мясо. Избирался юлбарсы – путеводитель. Дети
ходят из дома в дом приглашают всех, желают пожелания, специально придуманные
заклички. Хозяева угощают их. Когда в доме кончалось все угощения, устраивали
на улице игры. Девушки гадали за кого замуж пойдут. На следующий день
начинаются хождения по гостям из дома в дом.

Праздник
щавеля
. Этот
праздник проводится весной. Как природа подарила первую пищу. Этот обычай весны
на первые плоды природы – щавеля.

У человека тоже есть такое время, когда
впервые появляется первый зуб, первое слово, первый шаг, впервые садится верхом
на лошадь и т.д. – все это принимается, как праздник, так и у весны есть первые
плоды, первый снег, дождь, гром, радуга и т.д. – которые закреплены обычаем.
Поэтому дикий лук, щавель, дикую редьку, борщовку когда весной впервые
пробуешь, выражаешь благодарность природе. Когда первый раз ходили за щавелем,
нас угощали бабушки. В суп из щавеля клали еще и яйца, чтобы было вкуснее. И
мы, дети, с удовольствием ели, такой суп. После этого бабушки с нами
организовывали игры, — говорит Ханнан Байбулдин из деревни Саитбаба Гафурийского
района. 

— Доставляя удовольствие детям – получаю
благодарность от них,- говорила бабушка из Баймакского района. Взрослые так
благодарили Весну, Осень, Лето за те продукты питания (растения), которые
получали от природы. Так же «суп из дикого лука» и «дикой редьки» посвящены
благодарению природы за первые растения для пищи. Если поешь первую зелень
весны, то не болеешь. Шесть майских трав спасают от шестидесяти болезней; —
говорили предки. 

        Народ ценил пользу лекарственных трав,
ягод, плодов деревьев которые дает матушка-земля, природа. Крапива от сердечной
боли, девясил от желудка, кора березы –от боли суставов. От голода, засухи и
бедствий людей спасала природа, а в праздники природа радовалась вместе с
народом. От завоевателей, войны — дети, старики, женщины спасались в лесах,
степях и пещерах. 

Природа и нас охраняет, защищает, открывает
свои секреты, рассказывает про Шульган, Аркаин Таналык. Природа до сих пор тебя
не продала, и ты ее не продавай, дитя, тогда тебе повезет. Изучай ее язык, пой
и говори ее словами. Когда празднуешь на природе Матушки-земли не оставляй за
собой мусор, не обижай Матушку-землю, небо, воду, природу – сколько бедствий
видят люди Земли. Мать природа – Жива, ведь она растет, цветет, стареет,
плачет, смеется, умирает, а потом опять растет.

Заключение

 В ходе исследовательской работы мы узнали
много о традициях, обрядах, праздниках башкирского народа, связанные с
природой. Узнали о том, что древние башкиры вели летоисчисление по мусалям (мэ-
сэл) — 12-летним циклам, каждый год которого имел свое название. С каждым годом
цикла были связаны приметы и поверья. Узнали названия месяцев по календарям,
бытовавшим у башкир. Мы узнали о годовом цикле календарных праздников у башкир.

К весенним праздникам относятся: Науруз,
праздник ледохода, Каргатуй,

За талой водой.

К летним: девичьи игры (кыззар уйыны), «девичьи
горы (кыззар сыгыу), йыйын.

К осенним: посиделки (кис ултырыу), праздник
зерна — ашлык байрамы, аулак и урнаш.

К зимним: помочь по заготовке гусей, — угощение
по случаю забоя скота, Нардуган.

Подобрав и проанализировав литературу, по теме
исследования выяснили, что народные праздники башкир складывались в течение длительного
времени. В них нашли отражение различные стороны духовной и материальной
культуры. В практической части исследования мы провели работу по достижению
нами цели — узнать какое представление имеют родители и учащиеся о башкирских
праздниках.

Проведенное нами анкетирование показало:
учащиеся и родители хорошо знают о таких праздниках как сабантуй, помощь по
заготовке гусей, о Каргатуе; имеют представление о празднике ледохода,
кукушкином чае; вообще не знают такие праздники башкирские праздники как: Науруз,
Нардуган, аулак, йыйын, обряд пожеланий;

хорошо знают о происхождение сабантуя и помощи
по заготовке гусей;

единственным праздником, который посетили и
родители, и учащиеся — это сабантуй.

Проанализировав результаты можно сделать вывод:
в семьях нет устоявшихся традиций, обычаев, родители не знают и не интересуются
своими корнями. Мы считаем, что в районе и школе мало внимания уделяется
башкирским праздникам, традициям. Мы должны знать свои корни, национальные
традиции. Ведь именно в семье создаются не только необходимые общечеловеческие
нравственные и культурные традиции, обычаи, ценности, но, что особенно важно, и
собственно семейные ценности, реликвии. Они отражают этнические, бытовые,
национальные, исторические особенности народа, особенности менталитета,
самосознания. Она является хранительницей обычаев и традиций. Ибо огромная роль
в воспитании подрастающего поколения в семье принадлежит прогрессивным по
характеру и назначению, семейным обычаям и традициям. Эта особенность
характерна для башкирской семьи, где нравственному воспитанию молодого поколения
отводилась важная роль.

Таким образом, поставленная нами цель — узнать
какое представление имеют родители и учащиеся о башкирских праздниках,
достигнута.

Считаем наше исследование нужным. В дальнейшем
планируем разработать и провести совместно с родителями внеклассное
мероприятие.

Список литературы

1. Башкирское
народное творчество. Обрядовый фольклор. Сост., автор вступ.сл. и комментариев
Р.А.Султангареева, А.М.Сулейманов. — Уфа, 2010.С.212. 

2.
Башкирское народное творчество. Обрядовый фольклор. Т.I (Сост., авт. вступ.
слова и коммент. Р.А.Султангареева, А.М.Сулейманов) — Уфа: Китап, 1995. 550 с. 

3. Башкортостан: Краткая
энциклопедия. — Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996

4.  Надршина
Ф.А. Исторические корни башкирских преданий и легенд//Башкирский фольклор:
исследования последних лет. — Уфа, 1986. С.21—24.

5. С.Н. Шитова, Ф.Ф.
Фатыхова Уфа, из-во «Научная энциклопедия», 2002

Кузбеков Ф.Т. «История
культуры башкир». Уфа: Китап, 1997

6. Руденко
С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.-Л., 1955; Бикбулатов Н.В.
Башкирский аул. Уфа, 1969;

7. Валеев
Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа, 1989;

8. Бикбулатов
Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир XIX-XX вв. М., 1991.

Интернет
ресурсы

«История
и культура Башкортостана»
http://www.bashculture.ru/

Башкиры
[электронный ресурс] //www.wikipedia.ru

Праздник «Кузгалак – Байрам» в поселке Волково

Праздник «Кузгалак – Байрам» в поселке Волково

        Традиции и обычаи народа – это его память, скрепляющая поколения и позволяющая развиваться дальше. Только при условии сохранения национальной идентичности народ существует, как единое целое. А одним из важнейших элементов традиции являются национальные праздники. Башкиры отмечают множество национальных и религиозных праздников, один из них пришел от далеких предков и почитается по сей день.
        26 мая 2019 года в рамках сотрудничества и проведения праздничных мероприятий, посвященных 85-летию Челябинской области и 100-летию образования Республики Башкортостан, в целях сохранения и развития национальных культур народов, проживающих на территории Ашинского муниципального района, пропаганды достижения народного творчества и укрепления межрегиональных связей, на территории СДК п.Волково Миньярского городского поселения АМР прошел Открытый народный башкирский праздник «Кузгалак бэйрэме» (праздник щавеля). Праздник щавеля отмечается весной, когда появляются нежные ростки кислятки – первые всходы на земле. Это растение стало своеобразным символом наступления тепла и начала полевых работ.
        В начале мероприятия всех собравшихся поприветствовали и поздравили с праздником, начальник Управления культуры администрации АМР А.Ф.Несговорова, представитель исполнительного комитета Курултая башкир АМР и родоначальник праздника «Сабантуй» в г. Миньяр Г.И. Мухамедьяров и Мулла Муса Хазрат.
        В воскресный теплый день на праздник приехали творческие коллективы и мастера декоративно-прикладного искусства из Республики Башкортостан и Ашинского района. Выставка-ярмарка изделий мастеров и народных промыслов, в которой приняли активное участие гости из Миньяра, Аши, п. Ук и с. Татарский Малояз Салаватского района, стала ярким украшением праздника. Мы благодарим мастеров ручной работы: Ирину Гарееву, Татьяну Алешникову, Юрия Толмакова, Наталью Первушину, Юлию Газизуллину, Катерину Суслову, Наталью Маркову-Шалдину, Галину Власову, Гульфиру Федосову.
На празднике была представлена юрта татаро-башкирского центра «Ирандек» (Укская сельская библиотека им.Павленкова МКУК «ЦБС АМР»)).
        В рамках мероприятия прошли два конкурса:
        — Конкурс башкирских красавиц «hылыукай — 2019»
        — Конкурс на лучшее блюдо «Кузгалак бэйрэме».

        В конкурсе красавиц соревновались семь участниц из пп.Волково, Новозаречный, Муратовка, Ук, с. Малояз Салаватского района РБ и г.Миньяр. Участницы конкурса прошли испытания в 4 конкурсных заданиях:

        1.Визитка «Вот такая я красавица»
        2. «Национальный костюм» — презентация одежды, дефиле
        3. Творческий конкурс (исполнение песен, танцев, стихов и т.д.)
        4. Конкурс ДПИ «Подарок старейшине»

        Призовые места распределились следующим образом:

        1 место — Анфиса Имаева (с.Татарский Малояз Республика Башкортостан)
        2 место — Лениза Бочарникова (с.Муратовка, Еральское сельское поселение)
        3 место — Гузель Фатхутдинова г.Миньяр
        — номинация «Самая юная башкирская красавица» — Лилиана Харисова (п.Волково) и Ляйсан Хизбуллина (г.Миньяр)
        — номинация «Лучшая рукодельница в конкурсе ДПИ» — Гульназ Шамгулова (п.Новозаречный, Укское сельское поселение)
        — номинация «Лучшее художественное слово» — Факия Гатауллина (п.Ук, Укское сельское поселение).

        Праздничную атмосферу конкурса «hылыукай – 2019» поддерживал татаро-башкирский ансамбль «Миляш», радуя всех присутствующих ярким исполнением национальных песен.

        Конкурс на лучшее блюдо из кислятки «Кузгалак байрам», собрал на своей площадке любителей полакомиться вкусными пирогами, пирожками и вареньем. Все желающие могли продегустировать блюда, приготовленные участницами.
        1 место – Светлана Васильева (с. Татарский Малояз, Салаватский район, РБ) собрала шикарный вкусный стол: блины с ревнем, пироги с кисляткой, с щавелем, щавелем и яйцом.

        Номинации:

        «Самая сладкая кислятка» — Исламбратова Сафура (п. Волково);

        «Пирог – богатырь» — Газизова Зульфира (п. Волково)
        «Сохранение традиций»- Хасанова Рамзия, Сибогатова Зайтуна, Харисова Лилиана (п. Волково).
        Всем участницам конкурса были вручены дипломы в зноминациях и подарки.

        В завершении праздника всех зрителей на концертной площадке «Весенний соловей» (Язглы ?аnдугас), порадовали своим выступлением татаро-башкирский ансамбль «Аллагёль» (п. Ук), башкирский ансамбль «Ильгам» (с. Башкирский Малояз), башкирский ансамбль «Шардале» (с. Татарский Малояз), народный коллектив фольклорный ансамбль «Негрустинощка» (г.Миньяр), а также солисты: Лениза Бочарникова (с. Муратовка), Юлия Неменен и Юлия Оприщенко (г. Миньяр), Константин Казанцев(п.Волково). Благодарные зрители щедро награждали овациями всех артистов.

        На игровой площадке «Кунелле уйын» все желающие могли показать свою удаль, ловкость и смелость. Завершилась праздничная программа дискотекой под открытым небом.
        Управление культуры администрации АМР выражает огромную благодарность директору ООО «Уралдомнаремонт» Шафикову С.Т. за спонсорскую помощь и главе Миньярского городского поселения Сибагатулиной Г.В. за помощь в проведении праздника «Кузгалак бэйрэме».

О.А.Тетерникова

МКУ «Миньярский ГДК»

Кузгалак байрамы – праздник щавеля
В Рамках Года башкирской истории и Года здоровья и активного долголетия Центр башкирской культуры «Межпоселенческого центра национальных культур «Урал-Батыр» подготовил игровую программу «Кузгалак байрамы». В программе активное участие приняли волонтеры культуры – участники танцевального коллектива «Каприз» (руководитель Алина Умерова) и вокального ансамбля «Дуслык» (руководитель Назира Фархутдинова) МАУК «МЦНК «Урал-Батыр». Праздник прошел на территории парка «Поющие родники». Организаторы праздника показали присутствующим, как надо приветствовать матушку Землю и обращаться к ней с просьбой, за разрешением на сбор щавеля. Каждому участнику было предложено попробовать на вкус свежий щавель и пирог из щавеля. Затем были организованы и проведены детские башкирские народные игры, такие, как «Аҡ тирәк – күк тирәк», «Йәшерәм, йәшерәм яулығымды», «Юрта», «Бесәй менән сыскан», «Энә менән еп», которые развивают у ребят ловкость, смекалку, быстроту, выдержку и товарищескую взаимопомощь.
По словам заведующего Центром Башкирской культуры Минзифы Вильдановой «Кузгалак байрамы (праздник щавеля) празднуется весной, когда появляются нежные ростки щавеля – первые всходы на земле. Люди восхваляют и радуются началу нового круга жизни, ее обновлению. В этот день принято готовить блюда из щавеля и других растений, которые не нужно специально выращивать, а достаточно собрать: дикий лук и щавель, полевой чеснок, борщовку».
#Культура #ural_batyr
#Нацпроекткультура
#ГодздоровьяРБ
#Активноедолголетие
#Башкирскоедолголетие

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник шумбрат мордовия
  • Праздник облако ильский
  • Праздник шуйской смоленской иконы божьей матери
  • Праздник шуйской смоленской иконы божией матери 15 ноября
  • Праздник новогодние 2021 2022