Обновлено: 31.01.2023
Пурим — один из главных еврейских праздников. В 2020 году он отмечается с вечера 9-го по вечер 10 марта. Рассказываем о его истории и традициях.
Откуда пошло название праздника?
«Пурим» образовано от древнеперсидского слова «пур», что означает «жребий». Этот праздник установлен в память о спасении евреев от рук врагов во время правления персидского царя Ахашвероша в середине VI века до н.э.
Как появился праздник?
По преданию, царедворец Аман решил уничтожить весь еврейский народ из-за того, что еврей Мордехай, советник царя, не оказывал ему должного почтения. Обманом Аман убедил царя Ахашвероша подписать указ, позволяющий осуществить его план, и стал метать жребий, чтобы выбрать день исполнения замысла. Жребий выпал на 13-е число месяца адар (в еврейском календаре 12-й месяц — прим. ТАСС). Спасла еврейский народ царица Эстер, жена Ахашвероша и племянница Мордехая. Узнав о надвигающейся беде, она вместе с дядей собрала всех евреев, чтобы вместе поститься и молиться о спасении. Выдержав пост, Эстер рассказала супругу о своем происхождении, которое ранее скрывала, и кознях Амана, попросив пощадить свой народ. Однако отменить царский указ в то время было нельзя, и Ахашверош издал другой, позволявший евреям защищать себя любыми средствами. В 13-й день месяца адар по всей Персии были убиты тысячи человек, замешанных в заговоре против евреев, в том числе десять сыновей Амана. 14 адара иудеи отмечали избавление от врагов.
Что принято делать в этот день?
Так как Пурим не упоминается в Торе, работать в этот день не запрещается. Накануне Пурима иудеи держат «пост Эстер», в синагогах в праздничные дни читают Свиток Эстер — часть Танаха (еврейской Библии), рассказывающую историю о спасении евреев. При упоминании Амана в синагоге свистят, топают ногами и трещат специальными трещотками, выражая так ненависть к злодею. Читают свиток дважды: вечером 13 и утром 14 адара.
После утреннего чтения заповеди предписывают евреям посылать друг другу угощения, а также делать подарки бедным. Считается, что каждый еврей должен помочь как минимум двум нуждающимся. Около полудня 14 адара начинается торжественный пир. Пурим — единственный день в году, когда евреям разрешается крепко выпить. Еврейские мудрецы говорили: «Должен человек напиться в Пурим до того, чтобы не отличать слова «проклят Аман» от слов «благословен Мордехай». В эти дни пекут сладкие треугольные пирожки, их называют «ушами Амана».
В Пурим устраивают карнавальные шествия, которые должны напоминать о том, что под маской случайных стечений обстоятельств скрывается божественный замысел.
Элькана и Хана, родители Шмуэля [↑]
В течение десяти лет Элькана и Хана оставались бездетными, и, следуя закону Торы, он взял себе еще одну жену — Пнину, у которой родилось десять детей (Шмуэль 89).
Это благословение сбылось: в первый день нового 2831 года Хана зачала (Брахот 29а), и спустя шесть месяцев и два дня беременности у нее родился сын (I Шмуэль 1:20, Раши).
Юный пророк [↑]
Едва научившись говорить, сын Ханы сразу же начал изучать Тору под руководством отца и матери, которой было пророчество, что в будущем ее сын станет судьей Израиля ( I Шмуэль 1:23, Мальбим).
С того дня Шмуэль стал воспитанником и учеником Эли, который обучал его Торе и наставлял путям служения Творцу. Вместе с тем Шмуэль изучал особое служение левитов, связанное с пением и игрой на музыкальных инструментах (Радак, I Шмуэль 2:18). Постепенно он стал помогать наставнику в службе в Святилище (I Шмуэль 3:1). Наряду с обычными правилами благочестия, Шмуэль с детства соблюдал также все ограничения назира (Назир 66а; Рамбам, Незирут 3:16).
В двенадцать лет Шмуэль пережил первое пророческое откровение. Ночью он услышал голос, обращенный к нему из Святая Святых Скинии: Всевышний открыл ему, что покарает сошедших с праведного пути сыновей Эли. Утром он передал это грозное предостережение Творца самому Эли (I Шмуэль 3:1-18, Раши).
Шмуэль — судья Израиля [↑]
С годами весь народ узнал о пророческом даре Шмуэля (I Шмуэль 3:19-21). Когда Б-г говорил с Шмуэлем в Шило, люди видели облачный столб, соединяющий землю с небом, — так же, как бывало при пророчествах Моше (Оцар Ишей аТанах, Шмуэль).
В книге Зоар указывается, что, хотя Шмуэль был только левитом, он выполнял в Шило также и служение коэна. Ведь по своему духовному уровню он был подобен Моше и первосвященнику Аарону, а Моше тоже нес службу коэна, хотя и был лишь левитом (Зоар 2, 148б).
Кроме того, еще при жизни Эли Шмуэль начал судить сынов Израиля (Седер адорот). В Талмуде образно говорится, что еще до того, как угасло солнце Эли, воссияло солнце Шмуэля (Йома 38б; Кидушин 72б).
В 2870 году (890 г. до н.э.) сбылось первое пророчество Шмуэля: когда сыны Израиля потерпели сокрушительное поражение от филистимлян, были убиты два сына Эли. В тот же день, узнав о гибели сыновей и пленении ковчега завета, умер и престарелый Эли (I Шмуэль 4:10-18).
Услышав, что евреи собрались в Мицпе, филистимляне пришли туда, чтобы сразиться с ними. В ходе завязавшейся битвы Всевышний посеял среди филистимлян панику, и они бежали. В последующие дни сыны Израиля отвоевали захваченные филистимлянами города — от Экрона до Гата, и больше филистимляне не нападали на евреев во все дни, пока Шмуэль стоял во главе народа (I Шмуэль 7:3-14).
Из года в год он обходил землю Израиля, останавливаясь, как правило, в Бейт-Эле, Гилгале и Мицпе, а затем возвращался в свой родной город Раму, где был его дом, — и во всех этих местах он судил сынов Израиля, разрешая их тяжбы (I Шмуэль 7:15—17; Шабат 56а). Во время всех своих странствий он возил с собой шатер и всю необходимую утварь, чтобы не пользоваться по пути услугами других даже за плату — ведь судья должен остерегаться и тени пристрастности или предвзятости (Брахот 10б, Раши; Недарим 38а).
Когда Шмуэль почувствовал приближение старости, он поставил судьями над Израилем двух своих сыновей — Йоэля и Авию, которые избрали местом своего пребывания город Беэр-Шева, расположенный на самом юге страны, и многие евреи были вынуждены совершать к ним дальние путешествия. А, отступив с пути отца в малом, они постепенно опустились до того, что стали брать взятки и искривлять суд (I Шмуэль 8:1-3, Радак).
Шмуэль быстро состарился и поседел от горя, вызванного прегрешениями сыновей (Таанит 5б, Раши; Агадат Берешит 41).
Помазание на царство первого царя [↑]
Ошибка царя Шауля [↑]
А когда огромное войско филистимлян вновь вторглось в Землю Израиля, Шмуэль пришел в лагерь, расположенный при Гилгале, и увидел, что царь Шауль, не дождавшись его, уже вознес жертвы — хотя они заранее договорились, что Шмуэль придет в тот день, чтобы принести жертвы самому. Царь оправдывался тем, что народ уже начал разбегаться от него, и он хотел обратиться за поддержкой к Творцу — но Шмуэль предрек ему, что, поскольку он нарушил повеление пророка, посланца Б-га, теперь его царствование не устоит, и Всевышний изберет Себе другого царя (I Шмуэль 13:1-14, Раши и Радак).
Помазание на царство Давида [↑]
В тот же год Давид прибежал в Раму к Шмуэлю и сообщил, что царь Шауль преследует его, предчувствуя в нем соперника и намереваясь устранить его со своего пути. Шмуэль скрыл юного царя-помазанника в своей школе пророков (там же 19:18, Раши и Ральбаг).
В этот период он интенсивно обучал Давида Торе, передавая ему сокровенные тайны, воспринятые им от первосвященника Эли (см. Акдамат аРамбам леЯд Хазака). В частности, Шмуэль объяснил молодому царю, где и как, согласно закону Торы, должен быть построен Храм Б-га (Звахим 54б).
Некоторое время спустя за Давидом пришли посланцы Шауля, но, увидев, как Шмуэль обучает пророков, они почувствовали, что и на них нисходит дух святости и стали пророчествовать вместе со всеми. Затем за Давидом приходило еще два отряда посланцев, но и те присоединялись к ученикам Шмуэля. Наконец, в Раму пришел сам Шауль, но и он стал пророчествовать вместе с учениками Шмуэля, а Давид тем временем успел скрыться (I Шмуэль 19:19-20:1).
Роль Шмуэля в цепочке передачи Торы [↑]
Ближайшим учеником Шмуэля был пророк Ахия Шилони, ставший духовным руководителей следующего поколения. Наряду с обучением пророков, Шмуэль продолжал судить сынов Израиля на протяжении всего периода царствования Шауля.
Шмуэль написал ряд книг, впоследствии включенных в состав ТаНаХа: книгу Шофтим (Судьи), где рассказывается об эпохе судей от Отниэля бен Кеназа до Шимшона; известную книгу Рут, посвященную судье Ивцану-Боазу и моавитянке Рут, ставшим пращурами царя Давида, а также первые главы книги Шмуэля, в которых описывается история его эпохи (Бава батра 14б).
Шмуэль бен Элькана умер в Раме 28 Ияра 2883 года, в возрасте 52 лет (I Шмуэль 25:1; Седер олам раба 13; Таанит 5б). Перед смертью он сообщил своим ближайшим ученикам, что уже помазал на царство Давида вместо Шауля (I Шмуэль 25:1, Мальбим).
Похоронен в Раме (I Шмуэль 25:1), рядом с усыпальницей его родителей — Эльканы и Ханы (Седер адорот).
На следующий день Шауль и его дети были убиты в сражении с филистимлянами.
И если все пророки пророчествовали только при жизни, то Шмуэль удостоился пророчествовать и после смерти (Пиркей дераби Элиэзер 33).
В последующие годы пророки Гад и Натан завершили книгу Шмуэля, присовокупив к написанному им также историю царствования Давида (Бава батра 15а).
Внук и правнуки Шмуэля несли службу левитов в Иерусалимском Храме (Таргум, I Шмуэль 2:1).
Прямым потомком Шмуэля был выдающийся знаток сокровенных разделов Торы р. Йешая Гурвиц — Шла аКадош.
Согласно некоторым мнениям, новым воплощением души пророка Шмуэля стал выдающийся хасидский наставник р. Шмуэль-Шмелке из Никольсбурга.
Презентация на тему » Шаббат» ( 4 класс ОРКСЭ)
Презентация на тему » Шаббат» ( 4 класс ОРКСЭ)
Священная суббота – праздник израильтян, в иудаизме — седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы.. Священная суббота – праздник израильтян, в иудаизме — седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы..
Презентация на тему » Шаббат» ( 4 класс ОРКСЭ)
Презентация на тему » Шаббат» ( 4 класс ОРКСЭ)
еврейскому народу в пустыне после выхода из Египта. • Манна не выпадала в шаббат, а в пятницу выпадала двойная порция. Это символизировало , что соблюдение шаббата и отказ в шаббат от работы не будет в ущерб пропитанию и • Шаббат был дарован еврейскому народу в пустыне после выхода из Египта. • Манна не выпадала в шаббат, а в пятницу выпадала двойная порция. Это символизировало, что соблюдение шаббата и отказ в шаббат от работы не будет в ущерб пропитанию и доходам.
Презентация на тему » Шаббат» ( 4 класс ОРКСЭ)
В этот день Тора предписывает воздерживаться от работ. В этот день Тора предписывает воздерживаться от работ.
Презентация на тему » Шаббат» ( 4 класс ОРКСЭ)
Презентация на тему » Шаббат» ( 4 класс ОРКСЭ)
Презентация на тему » Шаббат» ( 4 класс ОРКСЭ)
Не стоит думать, что в Шаббат абсолютно все запрещено и это чрезвычайно скучный день. Развлечений вобщем-то предостаточно: прогулки, чтение книг, разговоры с близкими. В бытовом смысле для современного человека шаббат создает в доме совершенно особенную атмосферу — спокойствие, единение с семьей и Господом, покой и достаток в отказе от Не стоит думать, что в Шаббат абсолютно все запрещено и это чрезвычайно скучный день. Развлечений вобщем-то предостаточно: прогулки, чтение книг, разговоры с близкими. В бытовом смысле для современного человека шаббат создает в доме совершенно особенную атмосферу — спокойствие, единение с семьей и Господом, покой и достаток в отказе от материальных забот.
Презентация на тему » Шаббат» ( 4 класс ОРКСЭ)
Презентация на тему » Шаббат» ( 4 класс ОРКСЭ)
На субботнем столе должны лежать две халы, покрытые специальной салфеткой — в память о двух дневных нормах манны небесной, которые после Исхода Бог разрешил собирать евреям накануне Субботы. Днем в субботу готовить нельзя, поэтому с вечера пятницы на слабом огне готовится чолнт – разновидность жаркого. На субботнем столе должны лежать две халы, покрытые специальной салфеткой — в память о двух дневных нормах манны небесной, которые после Исхода Бог разрешил собирать евреям накануне Субботы. Днем в субботу готовить нельзя, поэтому с вечера пятницы на слабом огне готовится чолнт – разновидность жаркого.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа №79 городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
заместитель директора по УВР
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по основам религиозных культур и светской этики
Учитель: Каримова Гузяль Рафаиловна
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики для 4 классов, рассмотренной на заседании МО учителей начальных классов, принятой на педагогическом совете, утвержденной приказом директора от 31.08.2017 г. №247
Фактическая дата проведения
с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан
1 четверть – 8 уроков
Россия – страна, объединившая народы.
Россия – многонациональная держава.
Как все начиналось. Древняя Русь.
Как всё начиналось. Народы Поволжья.
Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа.
Как всё начиналось. Народы Сибири.
Русский язык– государственный язык России.
Когда люди объединяются.
Многообразие культур народов России.
Культура каждого народа неповторима. Что нам стоит дом построить. Заглянем в бабушкин сундук.
Приглашаем к праздничному столу.
Традиционные религии народов России. Войдём в православный храм.
2 четверть -8 уроков
Войдём в буддийский храм.
Войдём в мечеть.
Войдём в синагогу.
Народные и религиозные праздники. Цаган Сар. Навруз.Этот весёлый праздник Новый год.
Рождество. Пасха. Курбан-байрам.
День рождения Пророка. Шаббат – священная Суббота.
Что объединяет разные народы.
Как возникли правила.
Будь милосерден и добр
Почитай родителей. Три дочери (татарская сказка).
Будь щедрым, довольствуйся малым.
Будь терпим, умей прощать.
3 четверть -10 уроков
Введение. Чему учит этика. Об этике светской и религиозной.
Человек и его Родина.
Любовь к Родине – высшее нравственное чувство.
Семья – первая любовь человека.
Труд на благо Родины.
Защита Родины – долг гражданина!
Человек и природа.
Любовь к природе – что это значит?
О добродетелях и пороках.
Человек – член коллектива. Трудолюбие – добродетель.
О сострадании и равнодушии. Щедрость и милосердие. Справедливость. О честности, правдивости и лживости.
4 четверть -8 уроков
О жадности и зависти.
Участвуем в проектной деятельности.
Человек наедине с собой. Добродетели ума. Совесть – наших дел свидетель и судья!
Поговорим об этикете.
Общение – потребность человека. Что такое этикет и когда он возник? Школьный (деловой) этикет.
Гостевой этикет. Столовый этикет. Праздничный этикет.
Участвуем в проектной деятельности.
Изучениекурса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе по учебнику Виноградовой Н.Ф., Власенко В.И., Полякова А.В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4класс». Модуль «Основы мировых религиозных культур».(Из опыта работы).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2. Формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, религиозные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения; 3. Осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека — это прежде всего наследие всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки из народного эпоса, фольклорных праздников, религиозных обрядов и др.;
4. Становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, формирование убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками, чувством любви к своей Родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям. 5. Развитие у младших школьников эстетической восприимчивости, которая позволяет человеку проявлять уважение к культуре разных народов, особенностям их вероисповеданий; отделять нравственное от безнравственного; понять, что многогранная российская культура как результат интеграции разных этнических культур.
I четверть Россия – страна, объединившая народы Россия – многонациональная держава. Как все начиналось. Древняя Русь. Народы Поволжья. Народы Северного Кавказа. Народы Сибири. Русский язык – государственный язык России. Когда люди объединяются.
II четверть. Многообразие культур народов России Культура каждого народа неповторима. Что нам стоит дом построить. Заглянем в бабушкин сундук. Приглашаем к праздничному столу. Традиционные религии народов России. Войдём в православный храм. Войдём в буддийский храм. Войдём в мечеть. Войдём в синагогу.
Творческие проекты учащихся
Творческие проекты учащихся
Творческие проекты учащихся
Спасибо за внимание!
Прочитаем текст.
Как праздничный субботний день отличается от будничных?
Какие изменения происходят в этот день с тряпичником Шмуэлем и членами его семьи?
Но вот наступает канун субботы, и запущенное его жилище преображается: вымытая и подбеленная комната даже в бедности своей вызывает уважение. Загодя накрыт белой скатертью стол, а на ней две смазанные желтком халы — загляденье! В блестящих медных подсвечниках горят свечи.
Девочки, босоногие, но только что чисто умытые, с аккуратно заплетенными косичками, сидят по углам, на их лицах — ожидание чего-то радостного.
Доброй субботы! — говорит Шмуэль в дверях, с любовью оглядывая жену и детей, лицо его светлеет.
Доброй субботы! — звонко вторит ему сыночек Мойшеле…
Отец с сыном приветствуют «Ангелов Всевышнего», сопровождавших их от синагоги до дому, традиционным «Шолом алейхем». Нет, тряпичник больше не бродячий пес, он — царь в доме своем, он преобразился внешне, и душа его обновилась. Вот он читает «Киддуш» над кубком, омывает руки и садится во главе стола. Жена сидит возле него справа, дети — слева.
Он отрезает от «двойного каравая» и раздает кусочки халы, халы из настоящей рассыпчатой крупчатки, своим голодным «принцам», а затем — по кусочку рыбы, немножко бульона, крохотный кусочек мяса с костью, ложка компота — лакомства, которые и не снились им всю неделю.
И взрослые, и дети едят с восторгом, сосредоточенно — «во славу священной субботы». Шмуэль прочищает горло, откашливается и начинает радостно напевать:
День субботний — святый он, благо тому, кто его соблюдает…
Он напевает, а его маленькие дети подпевают ему с радостью. Дети поют: «Как прекрасна ты. » — хвалу Субботе, дню отдохновения всех уставших.Народ Израилев шумно суетится всю неделю, но вот приходит Шаббат, и снисходит покой, и исчезают печаль и страдания.
) и третья в её разделе «Невиим » (Пророки). Изначально единая книга, в Септуагинте и в Вульгате она была разделена на две книги, получившие название I и II (из четырёх) книг Царств . Первая книга описывает события до смерти царя Шауля , вторая начинается с реакции Давида на эту смерть. В еврейских рукописях Библии текст рассматривался как единая книга, и лишь с появлением печатной Библии в XV в. деление на I и II книгу Самуила вошло в еврейскую традицию.
Название книги в еврейском каноне не предполагает авторство Самуила , а очевидно дано потому, что Самуил — первая значительная личность, появляющаяся в повествовании.
Книга Шмуэля является историографической книгой, описывающей события начиная с рождения пророка Шмуэля до избрания царем Давидом места для будущего Храма .
По свидетельству иудейского предания (Вавилонский Талмуд, Бава батра 14б-15а) и первой книги Паралипоменон , авторами книги Шмуэля были пророки Шмуэль (24 главы), Натан и Гад ,
Общей тенденцией книг Шмуэля и Царей (Мелахим) было изображение политического состояния (благополучного или несчастного) еврейского народа в связи с религиозно-нравственной его жизнью или состояния веры. В частности, авторы книги Шмуэля подробным изложением событий из жизни Шмуэля и Давида хотели отобразить возможно точный образ еврейского пророка в лице Шмуэля, а царя в лице Давида.
Тематика книги и ее структура
Основная тема книги Самуила — становление Израильского царства: биография Самуила до истории Саула (I Сам. 1–7); Самуил и Саул (I Сам. 8–15); Саул и Давид (I Сам. 16–31); приход Давида к власти (II Сам. 1–8); продолжение истории Давида (II Сам. 9–20); дополнения к рассказу о правлении Давида (II Сам. 21–24; однако продолжение истории Давида, его старости и воцарения Соломона входит уже во II книгу Царей, главы 1–3).
Главная цель книги Самуила — попытка критического осмысления событий, связанных со становлением монархии как института национально-религиозного значения. Этот подход виден в построении повествования, ставящего ряд исторических вопросов, и прежде всего — было ли установление царской власти Божьим даром или богоотступничеством (I Сам. 8).
Книга Самуила не принадлежит перу одного автора, хотя несомненно, что впоследствии текст подвергся редактуре. Она включает разнообразные элементы как с жанровой, так и с содержательной точки зрения. Большая часть текста составлена из повествований, связанных содержательно (единство места и времени) и стилистически (диалоги, повтор формул, рамочное построение и т. п.).
Книга содержит поэтические фрагменты, представляющие собой речь персонажей (I Сам. 2:1–10; 15:22,23; II Сам. 1:17–27; 3:33,34; 20:1; 22:1–51; 23:1–7). Некоторые из этих поэтических фрагментов встречаются и в других книгах Библии (II Сам. 20:1 – в I Ц. 12:16; II Сам. 22 – в Пс. 18 [в русской традиции 17]), поэтому возникает вопрос, принадлежат ли поэтические тексты той же эпохе, что и основное повествование книги.
В книге Самуила часто встречаются пророчества и Божественные наставления (I Сам. 2:27–36; 3:11–14; 6:3–9; 8:7–18; 9:15,16; 10:17–19; 12:6–17, 20–25; 15:10,11; 17:45–47; II Сам. 7:3–16; 12:7–14; 21:1; 24:11–13). В большинстве случаев такие отрывки образуют часть повествования, однако иногда представляют собой самостоятельные литературные композиции (например, II Сам. 7).
В книге содержится материал, источником которого служили царские архивы, — например, списки сановников Давида (II Сам. 20:23–26), имена его жен и сыновей (II Сам. 3:2–5), перечни его войн и завоеваний (II Сам. 8). Обычно этот материал стилистически подчинен повествовательным частям или сам включает повествовательные детали (I Сам. 13:1–3; 30:26–31; II Сам. 2:8–11; 5:4–5,9,17–25; 8:1–14; 12:26–31; 23:8–19; 24:5–9). Реже архивный материал образует самостоятельный текст (I Сам. 7:13–17; 14:47–52; II Сам. 3:2–5; 5:13–16; 8:15–18; 20:23–26; 21:15–22; 23:20–39).
В книге Самуила встречаются и другие жанровые элементы — молитва (II Сам. 7:18–29), мотивы притчи (II Сам. 12:1–6; 14:4–17), пословицы и поговорки (I Сам. 10:12; 18:7; 19:24 и в других местах). Основным методом составителя, очевидно, была компоновка материала в более или менее хронологическом порядке, что часто требовало членения используемых источников и перегруппировки их частей в соответствии с логикой и хронологией.
Большинство исследователей придерживается мнения, что источники, использованные при составлении книги Самуила книги, включали сказания о детстве Самуила, повествование о Ковчеге Завета , о становлении монархии — о событиях в Мицпе , Раме и Гилгале , рассказы о Давиде, историю событий при его дворе, а также дворцовые архивы, пророчества, стихотворные композиции (например, плач Давида о Сауле и Ионатане , II Сам. 1:19–27).
Жизнь Шмуэля
История о рождении Шмуэля
Шмуэль — пророк
Теодор Лектор утверждает, что византийский император Аркадий в 406 г. перевез кости Шмуэля в Константинополь и поместил их в специально воздвигнутой церкви.
В 10 в. арабский географ ал-Мукаддаси упоминает монастырь возле ан-Наби Самвил. Библейский город Рама был позднее неверно отождествлен с Рамлой, где была якобы найдена могила Шмуэля, при которой в 1013 г. существовала синагога караимов.
В 1173 г. Биньямин из Туделы писал, что крестоносцы перенесли останки Шмуэля из Рамлы в ан-Наби Самвил.
В 1157 г. к югу от холма была воздвигнута церковь, разрушенная в 1187 г. Салах ад-Дином .
В средние века могила служила местом массового паломничества евреев, собиравшихся здесь 28 ияра (см. Календарь), традиционно считающегося днем смерти Шмуэля.
Около 1730 г. турки закрыли пещеру и построили над ней мечеть, куда евреям вход был воспрещен.
Сегодня евреи снова посещают могилу.
Книга Самуила — исторический документ первостепенной важности для понимания событий, которые привели к становлению монархии. Она отражает разные религиозно-этические оценки этого института и попытки его осмысления религиозным мировоззрением.
Читайте также:
- Доклад на тему язык и речь средства выразительной устной речи формы речи монолог и диалог
- Концепция экологической безопасности доклад
- Искусственный интеллект в образовании доклад
- Международное положение и внешняя политика ссср в 20 е гг доклад
- Внешние силы земли выветривание доклад
Оглавление
Пророк Шмуэль (שמואל הנביא; рус. — Самуил) — Шмуэль бен Элькана — величайший пророк и последний из верховных судей Израиля. Годы его пророчества ознаменовали конец т.н. «эпохи Судей» и переход к «эпохе Царей». Именно пророк Шмуэль помазал на царство первого еврейского царя Шауля (Саул), а затем — легендарного царя Давида, основателя царской династии. Годы жизни пророка Шмуэля: 2831—2883 гг. (929—877 гг. до н.э.)
Элькана и Хана, родители Шмуэля [↑]
Шмуэль принадлежал к потомкам Кеата, сына Леви (Бемидбар раба 3:11). Среди его предков был Эвъясаф, один из раскаявшихся сыновей Кораха, поднявшего восстание против пророка Моше и в наказание за это заживо поглощенного землей, — но его сыновья, возгласившие «Тора — истина и Моше — истина» были спасены (Мегила 14а; I Шмуэль 1:1, Раши).
Отец Шмуэля — Элькана, о котором в мидраше сказано, что «в том поколении не было подобного ему» (Бемидбар раба 10:5), учился у пророков, и его жена Хана тоже обладала духом пророчества (Мегила 14а).
В течение десяти лет Элькана и Хана оставались бездетными, и, следуя закону Торы, он взял себе еще одну жену — Пнину, у которой родилось десять детей (Шмуэль 89).
Четыре раза в году Элькана со всей семьей совершал паломничество в Шило, где тогда находилась Скиния Завета (I Шмуэль 1:3), своим примером побуждая и других евреев к выполнению этой важной заповеди, — благодаря ему у сынов Израиля заслуги перевешивали над грехами. Тогда Всевышний сказал Элькане: «За то, что ты побуждаешь евреев к выполнению заповедей, у тебя родится сын, который добавит заслуг всему Израилю» (Тана девей Элияу раба 8).
Посетив Скинию в 2830 году (930 г. до н.э.), бездетная Хана молилась особенно горячо, взывая к Творцу: «Владыка Вселенной, Б-г воинств! У Тебя есть Воинство вверху и воинство внизу, а я не понимаю, к какому из них я принадлежу. Если я принадлежу к Небесному Воинству, то я не должна ни есть, ни пить, ни рожать детей, ни умирать — а жить вечно! Но если я принадлежу к воинству земли, то должна и есть, и пить, и рожать детей!» (I Шмуэль 1:11, Раши). «Владыка Вселенной! — взывала Хана. — Неужели Тебе, сотворившему неисчислимые воинства в Твоем мире, трудно дать мне одного сына?!» (Брахот 31б). «Если Ты снизойдешь к страданию рабы Твоей …и дашь рабе Твоей дитя мужского пола, — обещала она, — то я отдам его Б-гу на все дни его жизни». В тот день первосвященник Эли благословил ее, сказав: «Иди с миром, и Б-г Израиля да исполнит твое желание, то, о чем ты у Него просила» (I Шмуэль 1:11,17).
Это благословение сбылось: в первый день нового 2831 года Хана зачала (Брахот 29а), и спустя шесть месяцев и два дня беременности у нее родился сын (I Шмуэль 1:20, Раши).
Юный пророк [↑]
Мальчик появился на свет без крайней плоти, подобно «обрезанному», так же, как и Первый Человек — Адам, Ноах, праотец Яаков и пророк Моше (Авот дераби Натан 2:5). По свидетельству кабалистов, родившийся ребенок был новым воплощением души Моше (Седер адорот).
Мать назвала сына Шмуэль — в этом имени она объединила два слова: מאל שאול (шауль ме-Эль — «выпрошенный у Б-га») (I Шмуэль 1:20, Мальбим). Вместе с тем она назвала его этим именем потому, что, согласно предсказаниям пророков, в недалеком будущем среди сынов Израиля должен был появиться великий праведник по имени Шмуэль, и многие матери, у которых рождались сыновья, давали им это имя — но как только сыновья подрастали, люди говорили: «Нет, это не тот Шмуэль!» (Ялкут Шимони, Шмуэль 78).
Едва научившись говорить, сын Ханы сразу же начал изучать Тору под руководством отца и матери, которой было пророчество, что в будущем ее сын станет судьей Израиля ( I Шмуэль 1:23, Мальбим).
Через два года мать впервые привела своего Шмуэля в Шило, чтобы передать его на воспитание первосвященнику Эли (I Шмуэль 1:24-25). Когда Шмуэль увидел, что его родители, желавшие принести в жертву бычка, долго не могут найти коэна, чтобы зарезать жертвенное животное, он сказал им: «Зачем вам искать коэна?! Согласно закону Торы, чтобы сделать шхиту, годится любой взрослый еврей». Но первосвященник Эли спросил ребенка: «Откуда ты это взял?» «Ведь в Торе, — пояснил Шмуэль, — написано: И зарежет тельца перед Б-гом, и поднесут сыновья Аарона, коэны, кровь и окропят кровью жертвенник (Ваикра 1:5), — значит, коэны необходимы только для поднесенья крови и окропления, а зарезать может любой еврей». «Ты сказал верно! — одобрил Эли. — Но ты вынес законодательное решение в присутствии своего наставника (в данном случае — верховного судьи Израиля), а каждый выносящий законодательное решение в присутствии своего наставника подлежит смерти от рук Небес». «Оставь этого ребенка, и его настигнет кара: он умрет до срока, — сурово сказал Эли Хане. — А я попрошу для тебя милосердия, и Всевышний дарует тебе сына лучшего, чем этот». «Об этом ребенке я молилась, и исполнил Б-г мою просьбу, — непреклонно сказала мать. — …И я вверяю его Б-гу на все дни его жизни» (IШмуэль 1:25-28, Раши).
С того дня Шмуэль стал воспитанником и учеником Эли, который обучал его Торе и наставлял путям служения Творцу. Вместе с тем Шмуэль изучал особое служение левитов, связанное с пением и игрой на музыкальных инструментах (Радак, I Шмуэль 2:18). Постепенно он стал помогать наставнику в службе в Святилище (I Шмуэль 3:1). Наряду с обычными правилами благочестия, Шмуэль с детства соблюдал также все ограничения назира (Назир 66а; Рамбам, Незирут 3:16).
Увидев праведные поступки юного Шмуэля, люди стали говорить: «Вероятно, это и есть тот Шмуэль, которого ждали!» (Ялкут Шимони, Шмуэль 78).
В двенадцать лет Шмуэль пережил первое пророческое откровение. Ночью он услышал голос, обращенный к нему из Святая Святых Скинии: Всевышний открыл ему, что покарает сошедших с праведного пути сыновей Эли. Утром он передал это грозное предостережение Творца самому Эли (I Шмуэль 3:1-18, Раши).
Шмуэль — судья Израиля [↑]
С годами весь народ узнал о пророческом даре Шмуэля (I Шмуэль 3:19-21). Когда Б-г говорил с Шмуэлем в Шило, люди видели облачный столб, соединяющий землю с небом, — так же, как бывало при пророчествах Моше (Оцар Ишей аТанах, Шмуэль).
В книге Зоар указывается, что, хотя Шмуэль был только левитом, он выполнял в Шило также и служение коэна. Ведь по своему духовному уровню он был подобен Моше и первосвященнику Аарону, а Моше тоже нес службу коэна, хотя и был лишь левитом (Зоар 2, 148б).
Кроме того, еще при жизни Эли Шмуэль начал судить сынов Израиля (Седер адорот). В Талмуде образно говорится, что еще до того, как угасло солнце Эли, воссияло солнце Шмуэля (Йома 38б; Кидушин 72б).
В 2870 году (890 г. до н.э.) сбылось первое пророчество Шмуэля: когда сыны Израиля потерпели сокрушительное поражение от филистимлян, были убиты два сына Эли. В тот же день, узнав о гибели сыновей и пленении ковчега завета, умер и престарелый Эли (I Шмуэль 4:10-18).
Сменив своего наставника, Шмуэль стал верховным судьей Израиля (Седер адорот). Он призывал сынов Израиля к раскаянию, убеждая их: «Если вы хотите всем сердцем вернуться к Б-гу, то удалите из среды своей чужих богов и Астарту. Обратите ваше сердце к Б-гу и служите Ему одному — и Он избавит вас от руки филистимлян». А когда народ последовал его призыву, Шмуэль собрал всех сынов Израиля в Мицпе, и молился там об избавлении от иноземных поработителей.
Услышав, что евреи собрались в Мицпе, филистимляне пришли туда, чтобы сразиться с ними. В ходе завязавшейся битвы Всевышний посеял среди филистимлян панику, и они бежали. В последующие дни сыны Израиля отвоевали захваченные филистимлянами города — от Экрона до Гата, и больше филистимляне не нападали на евреев во все дни, пока Шмуэль стоял во главе народа (I Шмуэль 7:3-14).
Из года в год он обходил землю Израиля, останавливаясь, как правило, в Бейт-Эле, Гилгале и Мицпе, а затем возвращался в свой родной город Раму, где был его дом, — и во всех этих местах он судил сынов Израиля, разрешая их тяжбы (I Шмуэль 7:15—17; Шабат 56а). Во время всех своих странствий он возил с собой шатер и всю необходимую утварь, чтобы не пользоваться по пути услугами других даже за плату — ведь судья должен остерегаться и тени пристрастности или предвзятости (Брахот 10б, Раши; Недарим 38а).
В отличие от Моше, Шмуэль удостаивался пророческих откровений не только в Святилище, но и в период своих странствий. В мидраше переданы слова Творца: «Моше, который сидел в одном месте и судил приходящий к нему народ, должен был приходить ко Мне, в Шатер Откровения, чтобы там услышать Мои речения. Но Шмуэль сам переходил из города в город, чтобы людям не пришлось идти к нему, — поэтому Я Сам буду приходить к нему и говорить с ним» (Шмот раба 16:3).
Когда Шмуэль почувствовал приближение старости, он поставил судьями над Израилем двух своих сыновей — Йоэля и Авию, которые избрали местом своего пребывания город Беэр-Шева, расположенный на самом юге страны, и многие евреи были вынуждены совершать к ним дальние путешествия. А, отступив с пути отца в малом, они постепенно опустились до того, что стали брать взятки и искривлять суд (I Шмуэль 8:1-3, Радак).
Шмуэль быстро состарился и поседел от горя, вызванного прегрешениями сыновей (Таанит 5б, Раши; Агадат Берешит 41).
Помазание на царство первого царя [↑]
В 2881 году (879 г. до н.э) все старейшины Израиля пришли к Шмуэлю в Раму и сказали: «Вот, ты состарился, а сыновья твои не идут твоим путем. Теперь поставь над нами царя, чтобы судить нас, как у всех народов!»
Шмуэль, которому не понравилась эта просьба, обратился с молитвой к Б-гу, и Творец ответил: «Послушай голоса народа во всем, что они скажут тебе, ибо они отвергли не тебя, а Меня отстранили от царствования над ним. Как они поступали во всем с того дня, когда Я вывел их из Египта и до сего дня, отвергая Меня и служа иным божествам, так поступают они и с тобой».
Следуя велению Творца, Шмуэль все же предостерег народ, рассказав ему, с какими притеснениями и поборами может быть связана власть царя. Но сыны Израиля не вняли его голосу, вновь потребовав: «Пусть над нами будет лишь царь! Тогда мы станем как все народы — царь будет судить нас, и он будет выводить нас (в военный поход) и вести наши войны» (I Шмуэль 8:5-22).
В 2882 году (878 г. до н.э.) Шмуэль помазал на царство Шауля из колена Биньямина, на которого указал ему Б-г (I Шмуэль 9:15-10:25). Но затем, собрав всех евреев в Гилгале, Шмуэль вновь обвинил их в отступлении от воли Б-га, воззвав: «А теперь станьте и посмотрите на великое дело, которое Б-г совершит на ваших глазах! Ведь сейчас пора жатвы пшеницы (т.е. время, когда в Земле Израиля дождей вообще не бывает), а я воззову к Б-гу, и Он даст гром и дождь, и вы узнаете и увидите, насколько велико ваше зло, которое вы сотворили перед Б-гом, испросив себе царя». И когда по призыву Шмуэля внезапно прогремел гром и хлынул дождь, сыны Израиля затрепетали (I Шмуэль 11:15-12:18). А Шмуэль сказал им: «Как с помощью молитвы я могу менять времена года, так в час войны я могу с помощью молитвы остановить врага, хотя я уже и стар, — и не нужно вам было просить царя при моей жизни!» (I Шмуэль 12:16, Раши).
Сыны Израиля стали умолять Шмуэля о молитвенном заступничестве, а он призвал их: «Только бойтесь Б-га и служите Ему истинно, всем вашим сердцем! …Но если вы будете творить зло, то и вы, и ваш царь погибнете» (I Шмуэль 12:19, 25).
Ошибка царя Шауля [↑]
А когда огромное войско филистимлян вновь вторглось в Землю Израиля, Шмуэль пришел в лагерь, расположенный при Гилгале, и увидел, что царь Шауль, не дождавшись его, уже вознес жертвы — хотя они заранее договорились, что Шмуэль придет в тот день, чтобы принести жертвы самому. Царь оправдывался тем, что народ уже начал разбегаться от него, и он хотел обратиться за поддержкой к Творцу — но Шмуэль предрек ему, что, поскольку он нарушил повеление пророка, посланца Б-га, теперь его царствование не устоит, и Всевышний изберет Себе другого царя (I Шмуэль 13:1-14, Раши и Радак).
В тот раз войско царя Шауля одержало внушительную победу (I Шмуэль 14:15-31). Но некоторое время спустя Шмуэль повелел царю Шаулю от имени Б-га вступить в войну с амалекитянами и, не щадя, истребить их всех до одного и даже их скот. А когда Шмуэль узнал, что, одержав победу, евреи оставили в живых царя амалекитян Агага, а также отборный скот, чтобы принести его в жертву Б-гу, он спросил у Шауля: «Неужели всесожжения и жертвы столь же желанны Б-гу, как и послушание Его голосу?! Нет, послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука баранов! Ведь непослушание — это как колдовство, а неповиновение — как поклонение идолам. За то, что ты отверг слово Б-га, Он отверг тебя от царствования». А когда Шмуэль повернулся, чтобы отойти от царя, тот, пытаясь удержать пророка, схватился за полу его плаща и оторвал ее. «Сегодня, — сказал ему Шмуэль, — Б-г “оторвал” от тебя царскую власть над Израилем и отдал ее тому, кто лучше тебя». Перед тем, как окончательно уйти, Шмуэль велел подвести к себе царя амалекитян и, сказав: «Как твой меч лишал матерей их детей, так и твоя мать останется без своего сына!», рассек его пополам (там же 15:1-33).
Помазание на царство Давида [↑]
В 2883 году (877 г. до н.э.) Всевышний повелел Шмуэлю помазать на царство одного из сыновей Ишая, жившего в Бейт-Лехеме. Когда Шмуэль пришел в дом Ишая, тот представил ему семерых своих сыновей, но Шмуэль сказал: «Не этих избрал Б-г. Разве нет у тебя больше отроков?» И лишь тогда Ишай послал за своим младшим сыном — Давидом, который пас овец вдалеке от дома. Но, увидев, что этот юноша рыжий и краснолицый, Шмуэль затрепетал, прошептав: «И этот будет проливать кровь, как Эсав!» А Всевышний сказал ему: «Эсав убивал ради своей прихоти, а этот будет убивать по решению совета мудрецов» — т.е. в войнах против врагов Израиля (Берешит раба 63:8). Тогда Шмуэль взял свой рог с елеем и помазал Давида на царство — но пока это было сохранено в тайне, так как Шмуэль боялся, как бы Шауль не убил его (I Шмуэль16:1-13, 28:17, Раши).
В тот же год Давид прибежал в Раму к Шмуэлю и сообщил, что царь Шауль преследует его, предчувствуя в нем соперника и намереваясь устранить его со своего пути. Шмуэль скрыл юного царя-помазанника в своей школе пророков (там же 19:18, Раши и Ральбаг).
В этот период он интенсивно обучал Давида Торе, передавая ему сокровенные тайны, воспринятые им от первосвященника Эли (см. Акдамат аРамбам леЯд Хазака). В частности, Шмуэль объяснил молодому царю, где и как, согласно закону Торы, должен быть построен Храм Б-га (Звахим 54б).
Некоторое время спустя за Давидом пришли посланцы Шауля, но, увидев, как Шмуэль обучает пророков, они почувствовали, что и на них нисходит дух святости и стали пророчествовать вместе со всеми. Затем за Давидом приходило еще два отряда посланцев, но и те присоединялись к ученикам Шмуэля. Наконец, в Раму пришел сам Шауль, но и он стал пророчествовать вместе с учениками Шмуэля, а Давид тем временем успел скрыться (I Шмуэль 19:19-20:1).
Роль Шмуэля в цепочке передачи Торы [↑]
Ближайшим учеником Шмуэля был пророк Ахия Шилони, ставший духовным руководителей следующего поколения. Наряду с обучением пророков, Шмуэль продолжал судить сынов Израиля на протяжении всего периода царствования Шауля.
Шмуэль написал ряд книг, впоследствии включенных в состав ТаНаХа: книгу Шофтим (Судьи), где рассказывается об эпохе судей от Отниэля бен Кеназа до Шимшона; известную книгу Рут, посвященную судье Ивцану-Боазу и моавитянке Рут, ставшим пращурами царя Давида, а также первые главы книги Шмуэля, в которых описывается история его эпохи (Бава батра 14б).
Шмуэль бен Элькана умер в Раме 28 Ияра 2883 года, в возрасте 52 лет (I Шмуэль 25:1; Седер олам раба 13; Таанит 5б). Перед смертью он сообщил своим ближайшим ученикам, что уже помазал на царство Давида вместо Шауля (I Шмуэль 25:1, Мальбим).
Похоронен в Раме (I Шмуэль 25:1), рядом с усыпальницей его родителей — Эльканы и Ханы (Седер адорот).
Через несколько месяцев после его смерти некая женщина, умевшая вызывать души мертвых, вызвала по просьбе царя Шауля душу Шмуэля. «Зачем ты потревожил меня?» — спросил Шмуэль. Царь Шауль попросил у него совета и наставления. «Зачем ты спрашиваешь меня?! — возразил Шмуэль. — Ведь Б-г отступился от тебя и стал твоим недругом. Б-г сделал с тобой так, как предрекал через меня: Он отторг от тебя царство и передал его твоему ближнему — Давиду. …И предаст Б-г тебя и весь Израиль с тобою в руки филистимлян, завтра же ты и твои сыновья будете со мною» (I Шмуэль 28:8-19; Шабат 152б). «Мало того, что ты не выполнил волю Б-га, когда Его гнев пролился на амалекитян, так теперь еще ты обратился к вызывающим мертвых! — упрекнул царя Шмуэль. — Горе такому пастырю и горе его пастве: из-за тебя Святой, благословен Он, отдает народ Израиля в руки филистимлян. Но твоя смерть станет для тебя искуплением, — добавил пророк, — и ты сможешь подняться в то место, где пребываю я» (Пиркей дераби Элиэзер 33).
На следующий день Шауль и его дети были убиты в сражении с филистимлянами.
И если все пророки пророчествовали только при жизни, то Шмуэль удостоился пророчествовать и после смерти (Пиркей дераби Элиэзер 33).
В последующие годы пророки Гад и Натан завершили книгу Шмуэля, присовокупив к написанному им также историю царствования Давида (Бава батра 15а).
Внук и правнуки Шмуэля несли службу левитов в Иерусалимском Храме (Таргум, I Шмуэль 2:1).
Прямым потомком Шмуэля был выдающийся знаток сокровенных разделов Торы р. Йешая Гурвиц — Шла аКадош.
Согласно некоторым мнениям, новым воплощением души пророка Шмуэля стал выдающийся хасидский наставник р. Шмуэль-Шмелке из Никольсбурга.
Шабат начинается вечером пятницы, с закатом солнца и появлением на небе первой звезды.
Атрибутами праздника наступления субботы являются покрытый скатертью стол, два свечи, традиционный хлеб «хала» и кошерное вино.
Шаббат был дарован еврейскому народу в пустыне после выхода из Египта.
Презентация на тему » Шаббат» ( 4 класс ОРКСЭ)
Шаббат
Шаббат
Презентация на тему » Шаббат» ( 4 класс ОРКСЭ)
Священная суббота – праздник
израильтян, в иудаизме — седьмой день
недели, в который Тора предписывает
воздерживаться от работы..
Священная суббота – праздник израильтян, в иудаизме — седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы..
Презентация на тему » Шаббат» ( 4 класс ОРКСЭ)
Шабат начинается
вечером пятницы, с
закатом солнца и
появлением на небе
первой звезды.
Атрибутами
праздника
наступления субботы
являются покрытый
скатертью стол, два
свечи, традиционный
хлеб «хала» и
кошерное вино.
Суббота — знак
завета (то есть
символ союза)
между Богом и
народом Израиля.
Суббота — знак завета (то есть символ союза) между Богом и народом Израиля. Шабат начинается вечером пятницы, с закатом солнца и появлением на небе первой звезды. Атрибутами праздника наступления субботы являются покрытый скатертью стол, два свечи, традиционный хлеб «хала» и кошерное вино.
Презентация на тему » Шаббат» ( 4 класс ОРКСЭ)
еврейскому
народу в
пустыне после
выхода из
Египта.
• Манна не
выпадала в
шаббат, а в
пятницу
выпадала
двойная порция.
Это
символизировало
, что
соблюдение
шаббата и отказ
в шаббат от
работы не будет
в ущерб
пропитанию и
• Шаббат был дарован еврейскому народу в пустыне после выхода из Египта. • Манна не выпадала в шаббат, а в пятницу выпадала двойная порция. Это символизировало, что соблюдение шаббата и отказ в шаббат от работы не будет в ущерб пропитанию и доходам.
Презентация на тему » Шаббат» ( 4 класс ОРКСЭ)
В этот день Тора предписывает
воздерживаться от работ.
В этот день Тора предписывает воздерживаться от работ.
Презентация на тему » Шаббат» ( 4 класс ОРКСЭ)
В шаббат запрещена работа, в которой
проявляется творческое начало человека. На
протяжении шести дней будней человек
творит, изменяет окружающую его среду,
владеет ею.
Поэтому в день седьмой — в субботу —
иудей отказывается от рукотворчества, от
власти над этим миром, «передает узды
правления Творцу» и провозглашает своим
«соблюдением субботы» верховную власть
Бога в этом мире.
В шаббат запрещена работа, в которой проявляется творческое начало человека. На протяжении шести дней будней человек творит, изменяет окружающую его среду, владеет ею. Поэтому в день седьмой — в субботу — иудей отказывается от рукотворчества, от власти над этим миром, «передает узды правления Творцу» и провозглашает своим «соблюдением субботы» верховную власть Бога в этом мире.
Презентация на тему » Шаббат» ( 4 класс ОРКСЭ)
Евреи читают молитвы и не
работают.
Евреи читают молитвы и не работают.
Презентация на тему » Шаббат» ( 4 класс ОРКСЭ)
Не стоит думать,
что в Шаббат
абсолютно все
запрещено и это
чрезвычайно
скучный день.
Развлечений
вобщем-то
предостаточно:
прогулки, чтение
книг, разговоры с
близкими.
В бытовом смысле для
современного человека
шаббат создает в доме
совершенно особенную
атмосферу — спокойствие,
единение с семьей и
Господом, покой и
достаток в отказе от
Не стоит думать, что в Шаббат абсолютно все запрещено и это чрезвычайно скучный день. Развлечений вобщем-то предостаточно: прогулки, чтение книг, разговоры с близкими. В бытовом смысле для современного человека шаббат создает в доме совершенно особенную атмосферу — спокойствие, единение с семьей и Господом, покой и достаток в отказе от материальных забот.
Презентация на тему » Шаббат» ( 4 класс ОРКСЭ)
Используется особая каширная
пища.
Используется особая каширная пища.
Презентация на тему » Шаббат» ( 4 класс ОРКСЭ)
На субботнем столе
должны лежать две
халы, покрытые
специальной
салфеткой — в память
о двух дневных нормах
манны небесной,
которые после Исхода
Бог разрешил собирать
евреям накануне
Субботы.
Днем в субботу
готовить нельзя,
поэтому с вечера
пятницы на слабом
огне готовится чолнт
– разновидность
жаркого.
На субботнем столе должны лежать две халы, покрытые специальной салфеткой — в память о двух дневных нормах манны небесной, которые после Исхода Бог разрешил собирать евреям накануне Субботы. Днем в субботу готовить нельзя, поэтому с вечера пятницы на слабом огне готовится чолнт – разновидность жаркого.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Введите ваш emailВаш email
4 февраля 2023 года проходит народный праздник Тимофеев день и церковный день памяти апостола от 70-ти Тимофея. Что нельзя делать, народные приметы, все праздники 04.02.2023. Что можно делать сегодня согласно народным и церковным традициям, какой православный праздник в России, обычаи, обряды, поверья и запреты. Можно ли убираться, ходить на кладбище, крестить ребёнка, жениться, работать, мыться, гадать.
- 4 февраля 2023 года что нельзя делать
- Народные приметы на 4 февраля 2023 года
- 4 февраля 2023 года что можно делать
- Какой православный праздник сегодня 4 февраля по церковному календарю
- Какой праздник 4 февраля 2023 года
- День памяти апостола от 70-ти Тимофея в 2023 году
- Тимофеев день 2023 поздравления картинки
4 февраля 2023 года что нельзя делать
Нельзя недооценивать Тимофеевские морозы. По народным представлениям, считается, что прошла половина зимы, потому праздник и называется Полузимником. Возможны сильные морозы, особенно ночные и резкие заморозки, также есть вероятность вьюги, метелей, буранов. В такой день лучше одеваться потеплее или брать с собой дополнительные тёплые вещи, если вы уходите надолго. Также не рекомендуется ходить в лес, далёкие безлюдные или незнакомые места. Сильное похолодание может застать врасплох.
Нельзя делать ремонт или готовиться к ремонту. Домовой в этот день подсчитывает запасы, подводит итоги. Если потревожить его ремонтом, перестановкой мебели, он может начать вредить, так как сильно разозлиться на то, что его отвлекли от важных дел.
Нельзя ругаться, ссориться, устраивать конфликты — нечистая сила начнёт пакостить.
Нельзя делать маникюр и педикюр, стричься — плохая примета, к неудаче в личной жизни.
Нельзя шутить за рукоделиями — нечистый дух испортит всю проделанную работу.
Нельзя устраивать ночные посиделки, вечеринки, гулять и веселиться до утра — к непредсказуемому будущему, неприятным и запутанным ситуациям, которые случатся с человеком уже в скором времени.
Нельзя переступать порог дома левой ногой — до конца зимы будут сплошные проблемы.
Родителям мужа нельзя вмешиваться в дела супругов — супруг окажется у жены под полным контролем («под каблуком»).
Нельзя лезть в чужие семейные дела — к ссорам и разногласиям.
Нельзя пересаживать комнатные цветы — бесы к ним прицепятся, сами цветы, несмотря на свою красоту, будут вредить людям.
Нельзя подсматривать, смотреть в окна не своего дома или квартиры — чужие проблемы перенять на себя.
Народные приметы на 4 февраля 2023 года
- В морозную погоду запотели окна — к потеплению.
- Узоры на окнах кончиками стремятся вверх — морозы будут длиться ещё долго.
- Побеги морозных узоров на окнах склоняются вниз — скоро ждите потепления.
- Ясное небо без облаков — к ранней весне.
- Снегопад — к урожаю зерновых.
- Снег налип на деревья, столбы, провода — к потеплению.
- Метель — такая погода продлится неделю.
4 февраля 2023 года что можно делать
4 февраля проходит народный праздник Тимофеев день или Тимофей Полузимник. Узнайте заранее, что делать можно, какие традиции существуют. Поверья на 04.02.2023, которые расскажут о том, что сегодня нужно обходить стороной и на что обратить пристальное внимание.
Принято подсчитывать запасы — соления, заготовки, сено и корма для животных. После подсчёта нужно составить план расхода запасов до весны (до весеннего выпаса скотины) или до следующего урожая. Если запасов осталось мало, сокращают расходы, чтобы к весне не оказаться совсем без них.
В старину девушки катались с ледяных гор на собственных прялках. Кто дальше скатится, у той будет больше всего льна.
Проверяют пчёл, смотрят, как они переносят зимовку, всё ли у них хорошо.
В старину читали заговоры от грыжи. Считалось, что именно в этот день подобные заговоры обладают особенной силой.
- Можно ли убираться? Уборку по дому проводить разрешается.
- Можно ли ходить на кладбище? Нет запретов на посещение могил родных и близких, но всё же лучше не использовать для этого время после захода солнца.
- Можно ли крестить ребёнка? Креститься самим и крестить своих детей можно в любой из дней.
- Можно ли жениться? Народными представлениями не запрещается проводить свадьбы.
- Можно ли работать? Нельзя проводить этот день в безделии, лениться, ничего не делать. Даже если у вас сегодня выходной, стоит заняться делами по дому. В противном случае остаток года можно провести в таком же состоянии — без работы, дел, денег, или же по причине болезни, которая не даст работать и заниматься даже простыми делами.
- Можно ли мыться? Нельзя ходить в баню или сауну. В этот день баню принимает банник, который может наказать людей, что решили попариться в его банный день.
- Можно ли сегодня гадать? Гадания народными поверьями не запрещены.
Сон в ночь на 4 февраля является вещим. Особенно стоит обратить внимание на яркие и запоминающиеся сновидения, которые расскажут о событиях из будущего, смогут предупредить о важных вещах, подготовить человека.
Родившийся в этот день будет очень стойким, воля которого будет несгибаема и непоколебима. Это поможет такому человеку добиться успеха в самых сложных делах, так как противников и конкурентов у него будет крайне мало.
Удачные числа: 25, 49, 44, 79, 43
Счастливый цвет: ⚫ Жёлтый, ⚫ Коричневый
Благоприятные часы: 08:00-13:00
Кому повезёт сегодня: ♎ Весы, ♏ Скорпион, ♓ Рыбы
Оценка дня: ✮✮✮✰✰
Какой православный праздник сегодня 4 февраля по церковному календарю
Русская православная церковь чтит память святых: апостола от 70 Тимофея епископа Эфесского, преподобномученика Анастасия Персиянина, мучеников Адрианопольских Мануила, Георгия, Петра, Леонтия епископов, Сиония, Гавриила, Иоанна, Леонта, Парода пресвитеров и прочих 377-ми, преподобномученика Анастасия диакона Печерского, преподобного Макария Жабынского Белевского чудотворца, священномучеников Иоанна Успенского и Евфимия Тихонравова.
Какой праздник 4 февраля 2023 года
Какие праздники проходят 04.02.2023. Российские и международные, необычные, странные, народные, знаменательные события из истории, кто родился из великих людей и знаменитостей.
- Международный день человеческого братства.
- Всемирный день борьбы против рака.
- Тимофеев день, Тимофей Полузимник (народный праздник).
- Праздник хорошего настроения.
- День чудесных чудаков.
- День неандертальца.
- В 1703 году в Эдо (Япония) 47 ронинов совершили ритуальное сэппуку (харакири).
- В 1720 году Пётр I издал указ о сооружении в Петербурге шлагбаумов.
- В 1722 году Пётр I ввёл «Табель о рангах».
- В 1824 году Чарльз Гудрич представил публике резиновые калоши.
- В 1931 году в Курске заработала первая в России ветроэлектростанция.
- В 1935 году был пущен первый испытательный поезд Московского метрополитена.
- В 1939 году была образована Пензенская область.
- В 1945 году в Ливадийском дворце открылась Крымская (Ялтинская) конференция, на которой вели переговоры Рузвельт, Черчилль и Сталин.
- В 1970 году был основан город Припять.
В этот день родились исторические деятели и знаменитости: итальянский живописец Ридольфо Гирландайо (1483-1561), французский писатель Франсуа Рабле (1494-1553), русский советский писатель Михаил Пришвин (1873-1954), американский астроном открывший Плутон Клайд Уильям Томбо (1906-1997), актёр и ведущий Игорь Кваша (1933-2012), советская и российская актриса Александра Завьялова (1936-2016), американский рок-певец Элис Купер (1948), российский политик и государственный деятель Вячеслав Володин (1964), австралийско-британская певица Натали Имбрулья (1975), российская актриса Александра Урсуляк (1983).
День памяти апостола от 70-ти Тимофея в 2023 году
Святой Тимофей (Тимофей Эфесский) жил около 17-80 гг. н. э. Является апостолом от семидесяти, учеником апостола Павла, стал первым епископом Эфесским. Жил в городе Листра на территории современной Турции. Был одним из любимых учеников апостола Павла.
Судя по преданиям, Тимофей принял мученическую смерть от рук язычников в 80-м году в Эфесе. В 4 веке его мощи были перенесены в Константинополь.
Помимо того, что 4 февраля — христианский День памяти Святого, это ещё и народный праздник. В народной традиции имеет такие названия, как Тимофей Полузимник, Тимофеевские морозы.
Считается, что 4 февраля — это середина зимы. Простыми словами, зима переступает через свою середину, пик холодов и морозов, и поворачивает на весну. По той же причине бытовала поговорка «Тимофей сшибёт рог с зимы», то есть зима с этого момента начинает терять свою силу.
Тимофеевскими морозами праздник называют по той причине, что в этот день обычно наблюдаются сильные морозы — последняя попытка зимы напустить стужу. Судя по приметам, мороз на Тимофеев день сулит скорое потепление. Тёплую погоду предвещает снег, который налипает на деревья, столбы, провода. Если наблюдается много снега — будет хороший урожай хлеба.
Интересно наблюдение славян за рисунками мороза на окнах. Если рисунки на окнах вертикальные, то скоро ударят морозы, а если под углом или вовсе горизонтальные — в скором времени начнётся потепление.
Тимофеев день 2023 поздравления картинки
Слайд 1
Изучение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе Модуль « Основы мировых религиозных культур » Учебник Виноградовой Н.Ф., Власенко В.И., Полякова А. В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс » Кравцун М.Г. МБОУ ЕСОШ №1
Слайд 2
Комплексный учебный курс « Основы религиозных культур и светской этики » направлен на решение основных задач реализации содержания обязательной предметной области учебного плана ФГОС – « Основы духовно-нравственной культуры народов России» — «Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию . Формирование первоначальных представлений о светской этике , об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России» ( п.19.3. Учебный план начального общего образования ФГОС )
Слайд 3
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
Слайд 5
Методическое обеспечение: Учебник Виноградовой Н.Ф., Власенко В.И., Полякова А. В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс» 1. Воспитание способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если он стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
Слайд 6
2. Формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, религиозные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения ; 3. Осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека — это прежде всего наследие всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки из народного эпоса, фольклорных праздников, религиозных обрядов и др.;
Слайд 7
4. Становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, формирование убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии , а его нравственными качествами и поступками, чувством любви к своей Родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям. 5. Развитие у младших школьников эстетической восприимчивости, которая позволяет человеку проявлять уважение к культуре разных народов, особенностям их вероисповеданий; отделять нравственное от безнравственного; понять, что многогранная российская культура как результат интеграции разных этнических культур.
Слайд 8
В структуре учебника выделены содержательные линии, которые позволяют: 1. Кратко рассмотреть историю возникновения многонационального Российского государства, становление взаимоотношений между народами и рождение российской идентичности (глава «Россия – страна, объединившая народы »). 2. Показать своеобразие и самоценность национальных культур, существующих как в материальном, так и духовном выражении (глава «Многообразие культур народов России »). 3. Раскрыть истоки становления общечеловеческих ценностей, показать в доступной младшему школьнику форме вклад различных религий в формирование нравственных ценностей, законов и правил жизни в обществе (глава «Что объединяет разные народы»).
Слайд 9
Отличительные черты учебника: – обеспечение диалога различных культур: раскрытие на конкретных примерах из реальной жизни, истории России, религиозных учений взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур. Этому способствуют рубрики учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «Давайте знакомиться »; установление преемственных связей – между разными предметами, которые изучаются в начальной школе: рубрика «Вспомни: это ты уже знаешь»; – отражение основного содержания в иллюстративном ряде (рубрики учебника «Картинная галерея», «Работаем с картой», тематические фото и рисунки ); – последовательное введение новых терминов и понятий культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие словаря).
Слайд 10
I четверть Россия – страна, объединившая народы Россия – многонациональная держава. Как все начиналось. Древняя Русь. Народы Поволжья. Народы Северного Кавказа. Народы Сибири. Русский язык – государственный язык России. Когда люди объединяются.
Слайд 11
II четверть. Многообразие культур народов России Культура каждого народа неповторима. Что нам стоит дом построить. Заглянем в бабушкин сундук. Приглашаем к праздничному столу. Традиционные религии народов России. Войдём в православный храм. Войдём в буддийский храм. Войдём в мечеть. Войдём в синагогу.
Слайд 12
III – IV четверти . Народные и религиозные праздники. Цаган Сар. Навруз . Этот весёлый праздник Новый год. Рождество. Пасха. Курбан-байрам. День рождения Пророка. Шаббат – священная Суббота. Шмуэль-тряпичник . Пурим . Праздник Весак . Что объединяет разные народы Как возникли правила. Будь милосерден и добр Кирилл Белозерский «Кто есть ближний?» Милосердная Руфь. Чудо Георгия о змии. Почитай родителей. Три дочери (татарская сказка). Будь щедрым, довольствуйся малым. Что дороже? (осетинская сказка). Не завидуй. Не предавай. Будь терпим, умей прощать. Будь честным.
Слайд 13
Творческие проекты учащихся
Слайд 14
Творческие проекты учащихся
Слайд 15
Творческие проекты учащихся
Слайд 16
Курс и материалы учебника Виноградовой Н.Ф.,Власенко В.И., Полякова А. В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс» который рекомендован для изучения ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур), дают возможность расширить и систематизировать знания четвероклассников об особенностях культуры народов России; понять нравственные ценности, которые приобрели характер общечеловеческих. Младшие школьники знакомятся с традиционными религиями, которые исповедуют народы России; осознают вклад каждой религии в становление и развитие культуры нашей страны и всего мира. Курс воспитывает добрые чувства, толерантность и интерес к культуре разных народов.
Слайд 17
Спасибо за внимание!