Насколько наивны были танцы в праздник Ивановых огней, настолько гнусный оттенок имели праздники совершенно другого порядка. Их нельзя обойти молчанием, потому что в них танцы, преимущественно разнузданные, играли видную роль. Только во мраке средних веков, когда не были вполне распутаны и разграничены христианские понятия о добре и зле,- только в эти времена могло проявиться грубое смешение христианской религии с суеверными и мистическими представлениями язычества. В этом виновато было само духовенство, которое, в жажде собственных развлечений, изобретало шутовские церемониалы, имевшие будто бы внутренний смысл, вызывавший глубокие размышления.
Особенно типичен был созданный духовенством праздник шутов. Совершенно не соответствуя духу христианской религии, праздник этот, тем не менее, был детищем средневековья и вполне подходил к темным нравам и грубым верованиям эпохи. Конечно, в наше время немыслимо было бы допущение в храме таких кощунственных оргий, как во время праздника шутов, где святое, религиозное чувство смешивалось с самыми постыдными действиями.
Несомненно также, что такой праздник не мог исходить от такого чистого источника, как христианство. Происхождение его следует искать в язычестве, от которого долго не могли отрешиться не только новообращенные, но даже и само духовенство.
Очень широкое распространение имел этот праздник во Франции. В известные дни духовные лица кощунствовали в храмах самым отвратительным образом. Творилось это на законном, так сказать, основании, потому что празднику шутов придавали символическое значение, первоисточник которого следует все-таки искать в языческой мифологии.
Многие из первых христиан не обладали достаточной силой воли, чтобы сразу во время церковных праздников отрешиться от веселья с пением и танцами, которые были неизменными спутниками языческих религиозных торжеств; потому они, и под покровом христианства, искали случая ввести некоторые языческие обрядности. Даже первоучители, как мы уже говорили, смотрели на излишества не как на зло, а как на необходимость; духовенство, в свое оправдание, толковало свою терпимость тем, что человек, в сознании присущих ему животных инстинктов, не только может, но и должен посредством символических проявлений выражать свою духовную нищету и свое ничтожество. Таков был смысл праздника шутов, который многие считают за подражание римским Сатурналиям, на другой только основе. Сатурналии, праздновавшиеся в Риме в течение семи дней, действительно имели большой символический смысл.
Такие праздники «освобождения от рабства» существовали не у одних римлян, но и у других народов. Сопровождались они также маскарадами: рабы надевали женские наряды, головы украшали львиными, оленьими и другими масками.
В соборе Парижской Богоматери праздник шутов большей частью происходил в конце декабря. То было сплошное безобразие, длившееся в продолжение нескольких дней и ночей. Прежде всего, низшие духовные лица злоупотребляли обычаем, в силу которого законом разрешалось напиваться допьяна 26 декабря каждого года. Широко пользовались этим разрешением; начинали с того, что в церквах приступали к избранию из своей среды старшего шута, которого посвящали в сан «епископа» или «папы». Избрание сопровождалось самыми дикими буффонадами, выражавшими собой акт посвящения в высокий сан. Избранного облачали в епископские одежды, надевали на его голову митру, вручали жезл и в таком костюме водили по улицам. Придя в церковь, его сажали на епископский трон. Духовенство важной процессией подходило ко вновь избранному восседавшему лжеепископу. С его благословения разрешалось всеобщее пьянство, песни и пляски. Сам король шутов служил мессу сопровождаемую самыми безобразными действиями и сценами, совершенно противными духу религии. Лжеепископ благословлял народ, причем диаконы, иподиаконы и др., одетые в разнообразные костюмы, пили вино, пели неприличные песни и плясали с приглашенными полуобнаженными женщинами легкого поведения. Одни были одеты клоунами, греческими и римскими божествами, другие в женских платьях прыгали в уродливых масках или с вымазанными сажей лицами. В храмах во время мессы ели колбасу на алтарях, играли в карты и кости.
В кадила вместо ладана сыпали всякую дрянь, распространявшую в храме зловоние. По окончании обедни вся эта полупьяная толпа духовных лиц смыкалась в хороводы, прыгала и плясала в храме; некоторые раздевались даже донага, вымазывали себя грязью и в таком виде выбегали на улицу, с гиком и гамом бросая в толпу всякую дрянь. Неприличные песни и пляски производили отталкивающее впечатление.
В некоторых городах избранного епископа — короля шутов — носили по городу на плечах, даже входили с ним во дворец настоящего епископа, и из его окон, при шутовских возгласах и пении, король шутов благословлял собравшийся народ.
В подражание Сатурналиям и как напоминание о всеобщем равенстве людей всех сословий, духовенство и учредило праздник шутов, который устраивался исключительно одними духовными лицами. С ведома высших духовных властей, низшие служители церкви, клирики, диаконы, наряжались аббатами, епископами, Папами, причем не гнушались наряжаться в разные шутовские одежды. Делалось это с целью показать народу «равенство состояний». Надо, однако, думать, что само духовенство совсем не придавало такого высокого значения своему празднику; оно просто пользовалось случаем, чтобы безумно повеселиться, избавившись на короткое время от тяжелой кабалы, сознавая, однако, при этом, что на завтра их ожидало прежнее иго и лицемерие. Все это, вместе взятое, как бы подталкивало духовных лиц хотя бы наружным образом походить на лиц высших ступеней духовной иерархии и совершать в храмах богослужения, смешанные с самыми отвратительными, кощунственными действиями.
Торжество шутов праздновалось в разных местах на очень разнообразные манеры. В каждой местности были свои особенности, благодаря которым и праздники носили свои специальные названия: праздник иподиаконов и ослов, праздник рогоносцев, невинных детей и др.
Как правило, в начале процессии шутов вели осла, на которого надевали вызолоченную икону, концы которой благоговейно несли духовные лица. В Амьене в 1142 г. особенно торжественно было составлено аллегорическое шествие костюмированных духовных, которые по входе в собор составляли четыре группы древнебиблейских танцоров. Первая из них изображала левитов — диаконов; вторая — священников; третья — невинных детей и, наконец, четвертая — иподиаконов, причем вся эта пьяная компания, вошедши в храм, творила такие безобразия, разрешение которых казалось бы невозможным в суровые средние века.
…«не остаться в рыбах»… (Фото: focal point, по лицензии Shutterstock.com)
Марк Твен как-то сказал: «Первое апреля — это день, когда мы вспоминаем, кем являемся все остальные 364 дня в году».
Еще в средневековой Европе в марте и апреле проходили ярмарки и торжества, связанные с приходом весны. Самым веселым из них был праздник дураков, где правили шуты и скоморохи, выбирались из простого народа «дурацкие» епископы, короли и горожане, над которыми подшучивали. Эта традиция сохранилась в первоапрельском празднике смеха.
Во Франции 1 апреля можно встретить людей с рыбой на спине. Она может быть из бумаги, пластика, керамики и других материалов. Главное ее предназначение — шутка.
«Рыбой шутят» следующим образом: к ней приделывается крючок, которым цепляют одежду «жертвы». Таким образом, рыба должна незаметно для «попавшегося» болтаться на спине, веселя окружающих. Идут себе люди и не подозревают, что стараниями своих друзей или родных стали «апрельской рыбой».
Началось все это во Франции в 16 веке. Тогда наступление нового года отмечали 1 апреля, но в 1582 году папа Григорий XIII ввел для всего христианского мира новый календарь — григорианский, по которому Новый год приходился на 1 января. Однако, как обычно, нашлись люди, которые не знали о нововведении или просто не захотели менять привычки, продолжая встречать Новый год 1 апреля. Над такими людьми стали подшучивать и называть их «апрельскими рыбами» (так как Солнце в этот момент находилось в созвездии Рыб) или «апрельскими дураками».
День дураков — праздник ради праздника. В этот день не дарят подарков, не ходят в ресторан. Главное — быть бдительным, чтобы не оказаться в дураках или, как говорят создатели — французы, «не остаться в рыбах».
Праздник шутов
Праздник шутов — причудливое церковное действо, которое происходит в течение двенадцати дней, отделяющих Рождество от Крещения. Двадцать шестого декабря монахи, младшее духовенство и дьяконы собираются для выборов шутовского папы или — в некоторых местах — мальчика-епископа. На него накидывают мантию, напоминающую папскую, и он царствует в рамках этой перевернутой иерархии, как Бобовый король во время римских сатурналий. Первого января, в день Януса или — по христианскому обычаю — праздник Обрезания Господня, шутовской папа устраивает победное вступление в собор и объявляет о начале безудержного пиршества. У парадного входа его встречает весь клир, переодетый в женщин и животных, равно как и миряне, наряженные монахами и монашками. Все пляшут и распевают беспутные песни. Посреди этой шумной толпы шутовской папа произносит проклятия и раздает комические благословения. Алтарь превращается в пиршеский стол, за которым сидят священники и миряне, поедающие жирные блюда, пьющие допьяна и играющие в кости.
Французский историк Жак Хеерс объясняет шутовское поведение в церкви следующим образом: «Кратковременный реванш для тех, кто в обычной жизни вынужден повиноваться, праздники шутов (возвышение молодежи, детей, торжество перевернутой иерархии, осмеяние священных ритуалов) дают на несколько часов или на несколько зимних богослужений возможность провозгласить в церкви новую, веселую власть — волю шутовского настоятеля, как правило, в лице молодого клирика и мальчика-папы, которых выбирают и с восторгом приветствуют все».
Шестого января, в День трех королей-волхвов, или Ослиный праздник, гульба достигает своей кульминации. К алтарю ведут осла под золотым балдахином в сопровождении распеваемых хором «аллилуйя» и «аминь». В конце концов, вся эта безумная компания пускается в пляс и разражается ослиным криком. Затем священников везут по переполненным улицам на увешанном фонарями шутовском корабле, и они обмениваются с толпой грубыми шутками и сочными ругательствами. Перед домами богатых процессия останавливается и требует подарков. Карнавальное шествие заканчивается перед церковью, где на импровизированной сцене демонстрируются непристойные фарсы.
Шутовской праздник осуждали богословы Парижского университета и не только они. В конце XII века папа Иннокентий III пытается положить конец богохульному представлению. Церковным иерархам не по нутру, что духовенство публично выставляет себя на посмешище. Кроме того, они боятся популярности старых языческих богов, которые как раз во время зимнего солнцеворота снова водворяются в сердца и мысли людей.
В архивах сохранились предостережения, осуждения, угрозы и предписания, которые исходили от церкви до XIX века включительно. Это были отчаянные попытки обуздать «безнравственное поведение» и оградить верующих от нежелательных влияний. Церковные власти вновь и вновь отговаривают прихожан от участия в языческих культовых ритуалах. Проповедники в пламенных речах риторически вопрошают, как могут мужчины бесстыдным образом переодеваться женщинами, оскверняя тем самым себя и свое мужское достоинство. Клеймят как «бесовщину» и пытаются запретить украшение домов зелеными ветками, приготовление особых блюд, танцы и пение, маски и переодевания. Грозят вечным пламенем преисподней тем, кто не отказался от обычая праздновать изгнание зимы, носить звериные маски и нарушать строгий пост. Мол, потребуются годы покаяния и молитвы, чтобы замолить эти грехи.
Однако внутри церкви есть не только те, кто ревностно издает запреты, но и священники, ратующие за праздники, полагая их здоровым явлением, поскольку они дают выход озорству, присущему людям от природы. Постепенно церковное начальство принимает эти доводы и пытается создать церковные версии языческих ритуалов, чтобы придать разгульному празднеству христианский вид. Поэтому многочисленные праздники новых святых посвящаются плодородию, пробуждению природы.
1 апреля во многих странах отмечается как День смеха. Еще в средневековье в это время проводились базары, ярмарки, празднования с шуточными представлениями, в которых участвовали шуты и скоморохи. Из народа выбирались «цари», вельможи другие персонажи над которыми все подшучивали. В каждом городе, стране есть свои особенности празднования 1 апреля. Во Франции и ее столице этот день носит «рыбный» характер.
До 1562 года 1 апреля считался началом нового года, но григорианский календарь перенес данный праздник на 1 января. Еще долгое время некоторые французы отмечали новый год именно 1 апреля. Над такими людьми часто шутили и называли «апрельскими рыбами». А все потому, что солнце в этот период находится в знаке рыб. Сейчас только ради шутки друзья и родственники пытаются незаметно нацепить на спину друг другу бумажную, пластмассовую, матерчатую рыбку. С помощью крючка она неощутимо оказывается на одежде ничего не подозревающего человека. Он, шествуя по городу, веселит прохожих, пока не заметит или не услышит шутки в свой адрес. Парижане шутят и другими способами, это уж кто на что горазд.
Чтобы не стать объектом всеобщего веселья, нужно в первую очередь быть бдительным на протяжении всего дня. Иначе по традиции придется остаться и в дураках, и в рыбах. Приятнее, конечно, самому подшутить и повеселиться, но если уж в этот день досталась роль шута, то лучше исполнить ее как надо. 1 апреля не является выходным днем.
ТАНЦЫ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Спивак А.Е. 1
1МОУ ТСШ №9, г. Тирасполь
Спивак И.А. 1
1ПГУ им. Т.Г. Шевченко, г. Тирасполь
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Актуальность.В настоящее время по школьной программе 6 го класса, мы изучаем эпоху средневековья, которая начинает свое начало в середине V века и заканчивается около середины XV века, она характеризовалась влиянием церкви на все области культуры, хозяйства, философии, бытовой жизни людей, где запрещала все виды развлечений. Духовенство преобразовало различные празднества и увеселения на свой религиозный лад. Особенно это было ярко выражено в ранний период средневековья. Зачастую, в самих храмах устраивались спектакли в виде мистерий с сюжетами из Библии.
Одним из выражений жизни людей средневековья и их быта был танец. В этот период женщины носили тяжелые длинные платья, которые не позволяли выполнять сложные движения нижней частью тела, поэтому танцы периода средневековья характеризовались не высоким темпом и не сложным набором технических танцевальных элементов.
В программе по предмету истории 6 класса не встречается описание танцев, этот момент и стал интересен для рассмотрения и определения темы научной работы.
Цель – изучить особенности танцев средневековья и необходимость внедрения информации о них в процесс обучения по предмету «История».
Объект – учебно-педагогический процесс школы по предмету «История».
Предмет – танцы средневековья, наряды и танцевальные обычаи.
Методы исследования:
1.анализ научно-методической литературы;
2.анкетирование;
3. математические методы обработки данных (%).
Танец можно рассмотреть как телодвижения человека, выполняемые в определенном ритме, с определенной выразительностью, обычно, выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Разные исторические эпохи характеризовались разным набором танцев. В средневековье самыми известными являлись:
— «праздник шутов», появился во Франции. В церкви выбирали из своего окружения старшего шута, который имел все полномочия «епископа», его одевали в религиозную одежду, вручали жезл и водили по улицам. Он имел право сидеть на троне и с его разрешения разрешались разнузданные пляски и веселья, запретили этот танец в 1212 году;
— «шабаш». Во времена средневековья люди верили в мистику (колдовство, ведьм и др.), которая выражалась в танце «Шабаш», где главным и обязательным действующим лицом являлся сатана, ведьмы и черти. Они сливались в хороводы и беспорядочные пляски, олицетворяющие хаос;
— «пляска смерти», главным лицом в этом танце была смерть, обычно представленная в обличие человеческого скелета, которая приглашала на танец по очереди всех участников, сопровождая их в загробный мир, не учитывая социального происхождения;
— «пляска св. Витта» — этот танец был связан с охватившей в то время болезнью всю Европу – чумой. Люди танцевали в бешенстве, пока не падали на землю от бессилия, прося святого Витта избавить их от недуга. В Италии такой танец назывался «Тарантизм», люди считали, что болезнь чумы произошла от укуса тарантула.
Встречались и другие, танец «мечей», танец с факелами [2].
Основными формами танца в эпоху средневековья являлись бранли — танец с простыми шагами и покачиваниями корпусом в такт песен, со временем темп ускорялся и добавились небольшие подскоки и прыжки. Бранли назывались в соответствии с трудовой деятельностью людей (бочаров, прачек, башмачников, конюхов и т.д.).
Так же популярен был Басданс – низкий аристократический танец, для них характерен умеренный, скользящий шаг, поклоны и салюты. Прыжки и подскоки запрещались по правилам этикета, не позволял их делать и покрой одежды – «дамы являлись на бал в длинных платьях из тяжелой ткани с трех-четырехметровыми шлейфами» [1]. Первая часть была собственно басданс, потом шло его повторение, а третья часть тордион – представляло собой танец вприпрыжку. К концу XVI века басданс исчез [3].
Аллеманда – медленный танец, возникший в Германии, ритм был слишком тяжелым.
Средневековье заложила начало таких танцев как куранта, мореска, паванна и некоторых других, которые получили расцвет в эпоху Возрождения.
Организация исследования.
Научный эксперимент был проведен на базе МОУ ТСШ№9 в период с октября по ноябрь с учениками 6-х классов, в эксперименте участвовало 25 человек. Для проведения эксперимента было проведено анкетирование, с целью определения интереса к изучению танцев проходимой эпохи по предмету Истории. Анкета состояла из 7 вопросов (Приложение).
По результатом которых сделали анализ полученных данных, из которых видно, что в классе преимущественно больше девочек — 68%, чем мальчиков – 32%.
84% опрошенных, отметили, что любят предмет «История», мнения по интересующим разделам истории, правда, разошлись: самый большой процент получил раздел «Культура» — 30%, второе место отдано завоеваниям и войнам -19%, и одинаковое количество процентов набрали разделы «Государственное устройство» и «Хозяйство» — по 15%, предложен был собственный вариант – «Религия».
Что касается знаний о нарядах средневековья, то 80% учащихся ответили положительно, можно предположить, что часто встречаются фильмы или картинки учебников, где можно встретить одежду разных эпох. Это подтверждает ответ на следующий вопрос о понятии термина «бал» — 80% оппонентов, знают, что означает этот термин.
На ключевой вопрос «Было ли бы вам интересно изучать какие были танцы в разные эпохи времени?», 36% — ответили «да», и также 36% отметили, что интересно бы было изучать некоторые из них.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что предмет истории интересен учащимся 6-х классов, особенно был выделен раздел, касающийся культуры, в который могли бы включить изучение традиционных танцев разных эпох, которые более широко раскрывают традиции народов и их обычаев, особенностей нарядов и их рисунков, что повысило бы уровень знаний и общий кругозор учащихся по истории.
Литература:
1. Эльяш Николай. Образы танца. Серия: Народный университет. М. Знание 1970г. 240 с., илл.
2. Худяков С.Н. всеобщая история танца. М.: Эксмо, 2010. — 628 с.
3. http://welovedance.ru/site/styles/basdans
Приложение
Анкета
В каком классе ты учишься? ___________________________
Пол. (мальчик, девочка) _______________________________
Нравится ли тебе история?
А) Да.
Б) Нет.
В) Не знаю.
4) Какой раздел в истории вам нравится?
А) Образование.
Б) Хозяйство.
В) Завоевания, войны.
Г) Государственное устройство.
Д) Культура.
Е) Известные личности.
Ж) Ваш вариант ____________________________________
5) Знаете ли вы какие наряды носили в средневековье?
А) Да.
Б) Нет.
6) Знаете ли вы, что такое бал?
А) Да.
Б) Нет.
7) Было ли бы вам интересно изучать какие были танцы в разные эпохи времени?
А) Да.
Б) Нет.
В) Не знаю.
Г) Может быть некоторые из них.
Спасибо!
Просмотров работы: 2427