Масштабное действо, посвященное 200-летию Енисейской губернии, развернется 10 декабря во Дворце спорта им. Ивана Ярыгина.
Для зрителей подготовили уникальную многожанровую постановку, которая познакомит их с историей и культурой Енисейской Сибири. В программе задействуют больше тысячи исполнителей из Енисейской Сибири, Кемеровской и Новосибирской областей, а также Санкт-Петербурга.
В подготовке программы задействовали специалистов из сфер культуры, спорта, образования, здравоохранения, туризма. Участие приняли и работники музеев Красноярского края, Тывы и Хакасии.
Вход на мероприятие – по пригласительным билетам. Получить их можно бесплатно в кассах Дворца спорта им. Ивана Ярыгина и Красноярской краевой филармонии.
Напомним, 200-летию со дня образования Енисейской губернии НКК посвятило свой проект, который знакомит читателей с яркими страницами истории губернии, а также рассказывает о мероприятиях, проводимых в честь юбилея. Познакомиться с материалами проекта можно по ссылке.
Читайте также:
От острога до уездного центра
Раритеты земли Бирилюсской
Горного леса-тайги несгибаемый хозяин я…
От волости – к партизанской республике
Старинная чудотворная…
Выберите категорию
Шотландский цирк в Красноярске в 1916 г. Источник: Красноярский краевой краеведческий музей, сайт «Красное место», http://www.krasplace.ru
Шотландский цирк в Красноярске в 1916 г. Источник: Красноярский краевой краеведческий музей, сайт «Красное место», http://www.krasplace.ru
В повседневной жизни населения Енисейской губернии на рубеже XIX–ХХ вв. происходят такие перемены, которые постепенно начинают подрывать патриархальные устои. Более заметно веяния нового времени проявлялись в городах. Благодаря таким новшествам, как телеграф и телефон, до сибиряков стали быстрее доходить столичные новости, не так явно стала ощущаться изоляция сибирской провинции. Во внешнем облике городов губернии проступили новые черты. Если раньше в них преобладали деревянные постройки, мало чем отличавшиеся от деревенских усадеб, то к началу ХХ в. возросло количество капитальных каменных строений, архитектуре которых присущ самобытный художественный стиль. По мере роста городских доходов отцы города стремились уделять больше внимания благоустройству. В губернском центре по инициативе городского головы П. С. Смирнова в 1912 г. была построена электростанция и проведено электрическое освещение улиц города, а на следующий год был введен в действие водопровод.
В жизни горожан появились новые увлечения. В начале 1890-х гг. стала популярной езда на велосипеде. В 1895 г. в Красноярске новым видом спорта овладели уже 50 человек и вскоре велосипедисты организовали первый в истории города велокросс по маршруту Красноярск — Томск.
Не менее популярным среди горожан стал кинематограф. Первый сеанс состоялся в Красноярске в 1897 г., а в начале ХХ в. в городе действовали уже три частных кинотеатра. Но сибиряки восприняли кинематограф не только как разновидность досуга, но и довольно быстро овладели им как профессией. Местный фотограф М. П. Чулков в 1913 г. снял документальный фильм «Живая хроника Красноярска», в котором нашло отражение пребывание в городе известного полярного исследователя Фритьофа Нансена.
Городская интеллигенция стремилась как-то оживить и разнообразить досуг жителей, отвлечь от пагубного пристрастия простого люда к пьянству. С этой целью было решено организовать народные чтения, которые, по замыслу устроителей, должны были популяризировать научные знания, приобщать к достижениям культуры и искусства. С 1885 г. такие чтения стали проводиться в Красноярске, а вскоре этому примеру последовала общественность и других городов губернии. Программа лектория была весьма разнообразна: сведения о природных явлениях, об истории Российского государства и освоения Сибири, о творчестве выдающихся русских писателей, художников и ученых, религиозно-нравственная тематика, вопросы социально-правового характера (как например охрана труда рабочих на производстве).
С 1891 г. в Красноярске стали устраивать рождественские елки для детей. Инициатива этого начинания принадлежала городскому голове П. К. Переплетчикову, который 4 января устроил на свои средства праздник для детей городской бедноты. На елку собралось 500 детей. Праздник имел такой успех, что с этого времени стал проводиться ежегодно.
Однако новые формы общественно-культурного уклада не могли вытеснить старые привычки. В жизни мещанства, составлявшего основную часть городского населения, еще прочно держались бытовые традиции, характерные для сибирского крестьянства. Большая часть времени этой части сибиряков была занята тяжелым трудом. Весной и летом все помыслы труженика были поглощены заботами о будущем урожае, но и с окончанием сельскохозяйственных работ жизнь не становилась беззаботнее. Часть крестьян и горожан уходила подзаработать на прииски, часть занималась извозом, кто-то уходил в тайгу за пушниной и дичью. Летом обычным занятием сибиряков был сбор ягод, грибов и орехов. Значительная часть времени поглощалась работой в домашнем хозяйстве: уходом за скотом, заготовкой дров, ремонтом хозяйственных построек, исправлением сельскохозяйственного инвентаря. Женщины занимались домашними заготовками, стряпней, ткали полотно, домашние ковры, вязали рукавицы, чулки, мяли и пряли кудель, шили обновы.
Однообразный утомительный ритм будней сменялся праздниками, связанными главным образом с датами религиозного календаря. Из светских праздников, имевших общесибирское значение, можно отметить только день Дмитрия Солунского (26 октября) как исторический день завоевания Сибири. В этот день в городах местные власти устраивали банкеты и балы, в селах праздник отмечался крестным ходом в честь Ермака и первопроходцев, основателей своих поселений, ставили поминальные свечи своим предкам.
Самыми значимыми в календаре православных сибиряков были праздники Рождества, Богоявления (Крещения), Благовещения, Пасхи, Троицы, Петрова дня, Ильина дня, Покрова дня, Казанской божьей матери, Николина дня. В эти дни обычно запрещалось трудиться. Но помимо этих праздников в церковном календаре было немало таких, празднование которых не имело обязательных ритуальных регламентаций и отмечалось лишь теми, кто считал их своими. Так, было немало праздников, отмечавшихся только женщинами (Варвары-мученицы, Авдотьи-каплюжницы, Параскевы-мученицы, Кирики-Улиты, Марии Магдалины и так далее) или молодежью (Иванов день, Еремей-запрягальник).
Наряду с общерусскими религиозными праздниками у жителей губернии были святые сибирского пантеона — Иннокентий Иркутский (26 ноября) и Василий Мангазейский, мощи которого находились в Туруханском монастыре. Помимо общерусских и общесибирских праздников отмечались храмовые — в честь святого своей приходской церкви. Как правило, на их празднование съезжались жители деревень данного прихода, поэтому они еще назывались «съезжие». Проходили такие праздники при большом стечении народа (100–300 чел.) и длились по нескольку дней. Участники переходили из дома в дом, где гостям устраивалось обильное угощение, дарили подарки. В некоторых деревнях было принято варить поминальное пиво в честь святого приходской церкви (канун) и угощать им гостей. Угощавшиеся жертвовали грошики на церковь. Праздники требовали немалых затрат. По подсчетам исследователя крестьянского быта Енисейской губернии А. А. Макаренко, на это у каждого хозяина уходило 34 руб. 40 коп. в год. Это немалые для крестьянина деньги, и их можно было потратить и более рационально, например, на накопление и покупку необходимой в крестьянском хозяйстве техники. Однако не следует думать, что сибирский крестьянин, придерживавшийся этой традиции, был таким легкомысленным и руководствовался только мотивами удовольствия. Можно посмотреть на этот обычай, принятый и в коренной России, иначе: как на своего рода инвестирование в общинную солидарность, которая в условиях высоких хозяйственных рисков выступала своеобразным фактором социального страхования. Ведь участие в общем застолье, с одной стороны, воспринималось каждым как моральное обязательство в оказании помощи, а с другой — служило гарантией для ее получения. А помощь общинника, соседа, родственника в трудный момент была даже более значимой, чем денежные накопления. Поэтому во время таких праздников обычно стирались различия между богатым и бедным, деревенским и городским, поскольку на праздники нередко приезжали и родственники из городов.
По подсчетам Макаренко, в календаре сибиряков Енисейской губернии было 45 религиозных праздников, а если к ним прибавить съезжие, полупраздники, свадебные и воскресные дни, то в общей сложности количество праздничных дней в году составит 135. Конечно, это не означало, что жизнь сибиряков была весела и беззаботна, протекая в довольстве и обильных возлияниях. Достаток сибиряка добывался напряженным трудом. За короткое сибирское лето нужно было успеть сделать ту работу, на которую земледельцам в южных районах природа отвела несколько месяцев с весны и до осени. В страдные дни крестьяне работали по 16–18 часов, и в это время, конечно, приходилось отказываться от отдыха не только по воскресным дням, но и по церковным праздникам, пренебрегая религиозными ритуалами.
В самих праздничных действиях причудливо переплетались свойственные народному сознанию христианские религиозно-нравственные представления и языческие верования, рациональные знания и наблюдательность с иррационально-мистическими предрассудками и суевериями. Высокая духовность и утонченная поэзия народного творчества, проявлявшиеся в песнях, праздничных обрядах, нередко соседствовали с грубыми, унижающими человеческую личность обычаями, пьянством, сквернословием и цинизмом. Все это свидетельствовало о том, что в глубинных недрах духовной жизни народа содержался могучий потенциал, но для его развития необходимо было внести свет знания и культуры.
Потребность в этом со временем все более стала ощущаться и в самом народе. В енисейской деревне начал формироваться пока еще очень тонкий слой сельской интеллигенции, представлявшей цвет сибирского крестьянства. Это крестьянские умельцы, которые по образцам фабричной техники могли изготовлять самодельные сеялки, веялки, жнейки, и представители народной агрономии, по крупицам собиравшие земледельческий опыт, накопленный сибирским крестьянством. К последним можно отнести Ф. Ф. Девятова. На своем земельном наделе в селе Курагино Минусинского округа он разводил лучшие сорта пшеницы, огородных культур, апробировал посевы льна, проводил опыты по травосеянию. Девятов вывел новую породу рогатого скота, полученную путем скрещивания голландского производителя с местной породой, разводил йоркширскую породу свиней, а маленьких поросят продавал местным крестьянам.
Федор Федорович также принимал участие во всевозможных сельскохозяйственных выставках. В 1892 г. он представил образцы яровой ржи и пшеницы на Красноярской выставке, получив золотую медаль. В 1896 г. коллекция зерновых культур Девятова была представлена на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде и отмечена похвальной грамотой. Но самым крупным признанием достижений сибирского крестьянина-самоучки стало присуждение ему бронзовой медали на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 г. Красноярская газета писала о крестьянине-новаторе: «Дай Бог, чтобы таких скромных, с полной любовью отдающихся своему делу тружеников, как Девятов, было у нас побольше в различных отраслях производительности, и тогда с уверенностью можно сказать, что культурное развитие и процветание Сибири пойдет быстрыми шагами».
Девятов был знатоком быта сибирского крестьянства, записывая свадебные обряды, народные предания, песни. Собранные им материалы были положены в основу музейной коллекции Н. М. Мартьянова. Сам Девятов считал важным фактором прогресса крестьянского хозяйства просвещение народа. «Грамотность, — писал он, — есть первая необходимая мера к поднятию благосостояния края, к нравственному и умственному развитию его жителей, а поэтому и благоденствию народа». По его инициативе в Курагино была открыта школа и библиотека, под которую он отдал свой дом.
Не менее ярким примером, отражающим глубинные изменения в крестьянском мировоззрении, является судьба крестьянина села Иудино Минусинского округа Т. М. Бондарева. Любознательного земледельца не могла удовлетворить обычная жизнь с ее повседневными заботами о хлебе насущном. В поисках ответа на волновавшие его вопросы общественной жизни и государственного устройства, высшего морального закона он много читал, занимался самообразованием. При этом в круг чтения его входили не только книги религиозного характера, но и сочинения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. И. Крылова.
Итогом его многолетних размышлений стал ряд произведений, в которых он выступил как оригинальный философ-моралист: «Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца», «Се человек», «Первородное покаяние», «Гордиев узел», «О любви к ближнему», «Спасение от тяжкой нищеты» и др. Философские идеи Бондарева представляют самостоятельную трактовку христианства, сочетаясь с резкой критикой официальной церкви. В них нашли свое отражение народные идеалы социальной справедливости. Великий русский писатель Л. Н. Толстой, ознакомившись с рукописями Бондарева, был глубоко потрясен идеей об обязательности труда для каждого человека. Это оказалось созвучно с его духовными исканиями. «Мое мнение, — писал он, — что вся русская мысль, с тех пор как она выражается, не произвела со своими университетами, академиями, книгами и журналами ничего подобного по значительности, силе и ясности тому, что высказали два мужика — Сютаев и Бондарев. Это не шутка и не интересное проявление мужицкой литературы, а это событие в жизни не только русского народа, но и всего человечества». Усилиями писателя труд Тимофея Михайловича был опубликован в 1906 г., спустя несколько лет после смерти Бондарева.
Таким образом, в духовной жизни земледельческого и городского населения Енисейской губернии на рубеже веков все заметнее стали проявляться новые черты, связанные с вовлечением далекой сибирской окраины в общероссийские культурно-исторические процессы.
Дата последнего изменения: 24.09.2014
Источники
- Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.) / Г. Ф. Быконя, В. И. Федорова, В. А. Безруких. — Красноярск: РАСТР, 2012. — 240 с.: ил.
Во Дворце спорта Ярыгина пройдет торжественное собрание в честь 200-летия Енисейской губернии
Поделиться
Как минимум 34 миллиона рублей в 2022 году потратят в Красноярском крае на празднование 200 лет со дня основания Енисейской губернии и сопутствующие мероприятия, подсчитал NGS24.RU по материалам сайта госзакупок.
Главное событие пройдет 9 и 10 декабря во Дворце спорта имени Ярыгина. На эти дни здесь запланированы «торжественное собрание с участием представителей органов государственной власти и концерт», следует из документов госзакупок.
На чертежи, монтаж и разборку сцены во Дворце имени Ярыгина выделено почти 10,4 миллиона рублей.
Сцена обойдется в 10 миллионов рублей
Чуть более миллиона за выступление на собрании получит театр «Странствующие куклы господина Пэжо».
Почти 2,3 миллиона рублей выделяется на сценические костюмы. Еще 450 тысяч рублей — на подбор танцевального коллектива, который выступит на концерте, на услуги второго режиссера — 212 тысяч.
На оформление и покупку авиабилетов для организаторов торжественного собрания предусмотрено 177,5 тысячи рублей.
Заказчик перечисленных работ — краевое госучреждение «Центр международных и региональных культурных связей».
В пресс-службе управления губернатора и правительства NGS24.RU подтвердили, что 9 и 10 декабря на острове Отдыха пройдет торжественное собрание, но сказали, что его программа еще готовится и не раскрывается.
Енисейская губерния — территориальная единица Российской империи с центром в Красноярске была образована в результате реформы Сперанского в 1822 году. В губернию входили несколько уездов: Ачинский, Канский, Енисейский, Минусинский и Красноярский. Губерния в таком виде просуществовала до 1925 года.
Помимо торжественного собрания, в честь 200-летия Енисейской губернии в 2022 году проводятся и другие события. Например, Краевой дворец молодежи («Каменка») в начале ноября организовал фестиваль «Арт-парад» в самой «Каменке», «Спортэксе» на острове Отдыха и молодежном центре «Пилот». Стоимость — 3,5 миллиона рублей. Деньги идут в том числе на концерты и выступления музыкантов и танцоров, а также на сувенирку.
Еще 101 тысяча рублей пошла на печать спецвыпуска краевой газеты «Наш Красноярский край», посвященного 200-летию Енисейской губернии (торги объявляли в июне).
Другая «медиазакупка» объявлена на съемки видеофильмов о Енисейской губернии за 12 миллионов рублей. Всего заказывали «не менее» 20 фильмов длиной не менее получаса, которые должны были выйти на двух каналах в Красноярске и крае. В фильмах должны были рассказывать об истории Енисейской губернии, ее знаковых личностях, культуре и обычаях местных народов, говорится в документации.
Еще об одной закупке NGS24.RU рассказывал в марте. Тогда край заказал 1500 почетных знаков к 200-летию Енисейской губернии почти за 4 миллиона рублей.
Новости
Понедельник, 28 апреля 2014, 8 комментариев
Праздник в стиле итальянского карнавала с яркими костюмами и цирковыми представлениями прошел в минувшие выходные в пригороде Красноярска. Несколько сотен человек собрались, чтобы поздравить с предстоящим праздником — Днём Победы ветеранов Великой Отечественной войны.
С предстоящим праздником Днём Победы ветеранов Великой Отечественной войны первыми поздравляют предприниматели. Каждый год они устраивают праздник для тех, кто защищал нашу родину во второй мировой войне. Ветеранов из Красноярска, Берёзовки, Сосновоборска, Железногорска, Подгорного, специальными автобусами привозят на праздник. Тут их встречают аплодисментами и большим карнавалом. Для ветеранов накрыты столы, в качестве подарков продуктовые наборы, а также концертная программа с выступлением цирковых артистов. Ко Дню Победы проводятся и военно-спортивные соревнования: бег с препятствиями, стрельба. Тут болельщики переживают за свои команды, так словно это Олимпийские игры, ведь и призы хорошие — победители соревнований получат туристические путёвки в жаркие страны.
На празднике агрохолдинг «Сибирская губерния» представляет новый проект жилой комплекс «Венеция», который расположится на двенадцатом километре автодороги Красноярск — Железногорск.
Президент Агрохолдинга «Сибирская губерния» Алексей Подсохин: «Это будут театры, это будут постоянные карнавалы, это будут каналы, это будут продажи их искусства, это будет продажа брендовой одежды, пошив, полностью всё, что мы ассоциируем с Италией. Многие красноярцы там не были, поэтому у них будет возможность в Сибири приехать к нам и познакомиться с данным видом искусства».
Планируется, что первая очередь жилого комплекса будет сдана уже в сентябре 2014 года.