6 апреля отмечается День русской народной сказки — праздник, который чествует одну из самых ярких форм народного творчества. Сказка учит жизни, развивает воображение, является формой коммуникации; она преподаёт урок и помогает понять, как строится рассказ. У неё много задач и целей, но наибольшее влияние она оказывает, конечно же, на детей.
О пользе сказки
Что такое сказка? Это история с фантастическими элементами и моралью. Сказки создаются по определённым правилам — у них есть структура, и именно эта структура оказывает такое фундаментальное влияние на тех, кто её читает или слушает. Сказка может быть народной и авторской.
В старые времена сказка была преимущественно устной. Её легко рассказывать, в том числе детям на ночь, она хорошо воспринимается. С развитием письменности истории начали записываться, собираться в сборники. Многие писатели и поэты или перекладывали народные сказки на свой лад, или создавали собственные — как Пушкин в России, или как братья Гримм в Германии, живо интересовавшиеся немецкой народной культурой.
В чём же польза сказки, почему она так распространилась, и самое главное — почему её рассказывают почти всем детям?
Сказка учит, что добро всегда побеждает зло
Сказочные персонажи просты — это не современные герои с «серой» моралью. У сказочных героев нет цели быть слишком сложными, нет цели учить ребёнка, что не всё в мире так однозначно. Их задача — привить базовые представления о добре и зле, о справедливости, награде или наказании за поступки. История о том, как добрый молодец побеждает страшное чудовище, стара как мир и очень проста, но в этом её плюс: она даёт ребёнку моральный ориентир.
Сказка учит, что у действий есть последствия
Маленький ребёнок не всегда понимает простую вещь: у действий есть последствия Преступление не останется безнаказанным. Если выбросить манную кашу в окно, как в «Денискиных рассказах» Драгунского, в дверь может постучаться испачканный прохожий. С другой стороны, если ты выберешь быть честным, справедливым и добрым, то произойдёт что-то хорошее. Василиса Прекрасная становится королевой не волею судьбы, а потому что сердце её чище и прекраснее, чем у сводных сестёр.
Сказка учит, что любой способен одолеть дракона
Речь идёт, конечно, не о буквальных огнедышащих ящерах, а о проблемах, с которыми по жизни сталкивается каждый человек. Сказка, как говорил в своё время английский писатель Гил Честертон, не рассказывает ребёнку, что драконы существуют, потому что ребёнок и так это знает. Сказка учит, что любого дракона можно победить. И совсем необязательно быть для этого рыцарем или королевичем — с задачей может справиться и Иванушка, если сильно захочет и постарается.
Сказка учит, что каждый день наполнен волшебством
Для ребёнка воображение — основной способ познавать мир. Что видит взрослый в лесу? Деревья, траву, грибы или животных. Что видит ребёнок? Что за каждой кочкой таятся волшебные существа, что в любой момент на полянке может возникнуть избушка на курьих ножках, а из-за кустов выпрыгнуть Серый волк с Иваном-царевичем на спине. Ничто не развивает воображение ребёнка так же хорошо, как это делает сказка, в интересной и волшебной форме обучая ребёнка прописным истинам.
Сказка учит критическому мышлению
Каждая хорошая история этому учит. Народные сказки были придуманы давно, мир с тех пор значительно изменился, и пусть некоторые базовые вещи остались — триумф добра над злом, добрых людей над плохими, справедливости над злодеяниями, — этика современной жизни во многом поменялась. Сказки следует не просто читать ребёнку, но и побуждать его к обсуждению. Возможно, с чем-то ребёнок окажется не согласен, но это даже плюс: в дискуссии рождается истина, и важно с раннего детства приучать человека вести обсуждение аргументированно и грамотно.
Лучшие русские народные сказки
«Иван-царевич и Марья Моревна». Сказки про Марью Моревну показывают уникальный образ женщины-богатырши. Она сумела пленить злодея Кощея Бессмертного, однако по глупости пленника выпускает из темницы её супруг, Иван-Царевич, после чего Кощей похищает Марью. Теперь Ивану предстоит пройти испытания, чтобы победить Кощея и вернуть возлюбленную. По пути он встречает новых друзей, получает помощь, а в финале, конечно, добро снова побеждает зло.
«Норка-зверь». Относится к сказкам о трёх сыновьях: двое обычно умные и красивые, а третий — Иван-дурак, зато с чистой и светлой душой. Когда отец посылает сыновей охотиться за страшной Норкой-зверем, которая ворует из королевского сада яблоки, первые двое сыновей испытывают душевную слабость, и только Ивану-дураку удаётся выполнить задание, за что его в конце щедро вознаграждают. Другой вариант сказки — «Иван-царевич и серый волк».
«Василиса Прекрасная». История о девочке, над которой издевались мачеха и две её дочери, почти как над Золушкой, только вместо бала девочка отправилась в услужение к ведьме Бабе-Яге. Все задания она выполняла старательно, потому что ей помогал подарок от её покойной мамы, но когда Баба-Яга это узнала, она отправила девочку обратно, подарив ей череп со светящимися глазами. Дома череп испепелил мачеху и падчериц, а у Василисы всё сложилось хорошо — как и бывает у хороших честных девочек.
«Гуси-лебеди». Родители попросили девочку (Алёнушку, Машу, но чаще она остаётся безымянной — сестрицей) присмотреть за младшим братом, а сами отправились на ярмарку. Девочка заигралась и не заметила, как её брата унесли гуси-лебеди. Не пожелав оставить малыша в беде, девочка отправилась за ним в путешествие, пока не нашла его в избушке Бабы-Яги.
«Каша из топора» . Народный сюжет о народной же смекалке. Сказка рассказывает о солдате, который нашёл пристанище в избушке старушки, вот только еды, по словам самой старушки, у неё не было. Тогда солдат предложил сварить кашу из топора — и хитроумным способом заставил хозяйку выдать ему продукты.
Сказки — это истории на все времена. Многие из них были экранизированы, современные авторы постоянно используют сказочные сюжеты в своих произведениях, и не просто так. Нет ничего лучше волшебной сказки для развития воображения, коммуникации с ребёнком, обучения его навыкам чтения, письма, мышления.
А какие ваши любимые русские сказки?
Понравилась статья? Поставь лайк, поблагодари автора и поделись полезной информацией с другими
Читайте также
Сегодня, 7 июня, отмечается Всемирный день сказок. Сказки – это удивительный, волшебный, наполненный многовековой мудростью мир.
Есть ли на свете человек, который хотя бы раз в жизни не путешествовал по стране сказок? Наверное, нет. В детстве многие мечтают познакомиться с добрыми феями, гномами или волшебниками. Или иметь волшебную палочку, богатырскую силу, сказочную красоту. А знаете ли вы, откуда к нам пришли сказки? Ответ нам дает Юрий Энтин:
Плывут угрюмые века,
Плывут, как в небе облака.
Спешат, бегут за годом год,
А сказка – на тебе! – живет!
Когда и кто ее сложил
В своей избушке где-то –
И самый старый старожил
Не даст тебе ответа.
И про зверей,
И про царей,
И что на свете было –
Все сказка в памяти своей
Нам с вами сохранила.
Она живет в любом дому
И странствует по странам.
А почему?
Да потому,
Что без нее нельзя нам.
В древней африканской притче говорится о том, что когда-то давно Мышка, которая могла проскользнуть куда угодно, захотела сплести себе сказки из всего, что видела на своем веку. Каждую сказку она одевала в платье – черное, красное, белое… Сказки заменили ей детей. Но однажды неосторожная Овца выбила двери мышиного домика. Сказки выбежали и разбежались по всей земле.
«Байки», или «басени», от слова «бать», «рассказывать», создавались с глубокой древности. В рукописях, которым четыре тысячи лет, ученые нашли сюжет истории о работящей сестре, злой мачехе и двух ее завистливых лентяйках-сестрах.
Сказки – это не просто веселый, необычный, интересный мир, в котором действуют неординарные герои. Они полны смысла, важного для становления личности человека. В древние времена сказки, притчи рассказывали мудрецы или глубокие старцы. Через волшебные аллегории они объясняли законы мироустройства и давали советы молодым.
«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа», – так считал Алексей Толстой.
Александр Пушкин советовал молодым писателям читать сказки, чтобы видеть свойства нашего русского языка.
Мы привыкли считать сказку неотъемлемой частью нашего детства. И думаем, что дальше влияние ее на нашу жизнь не распространяется. Но не все так просто. Сказки могут вести нас, как путеводная нить. Исследования показывают, что достаточно узнать, какие сказки любил в детстве человек, чтобы понять, как он будет поступать в определенных ситуациях. Это касается и семейной жизни, и любви, и работы, и денег.
Альберт Эйнштейн говорил: «Если хотите, чтобы ваши дети росли умными, читайте им сказки». А вы знаете, как надо читать сказки? Об этом нам поведал Сергей Островой:
Сказки надо рассказывать ночью,
Под лохматые шорохи звезд.
Тут и встретишься с чудом воочью.
Тут и лешего схватишь за хвост.
Сказки надо рассказывать ярко.
Околдовывать речью цветной.
От беды, от вороньего карка
Уходила б судьба стороной.
Сказки надо рассказывать с толком.
Чтобы даль расступалась. И ширь.
Чтобы после хоть с чертом, хоть с волком,
А не страшно. Ты сам богатырь.
Сказки надо рассказывать с чувством.
С потаенной лукавой игрой.
Жил бы вымысел в чуде изустном
Рядом с правдою – старшей сестрой.
Сказки надо рассказывать тихо.
С расстановкой. Ничуть не спеша.
Чтобы в добрый конец, а не в лихо –
Успевала поверить душа…
Дорогие читатели, вас и ваших деток ждут в библиотеках города, где вы можете погрузиться в волшебный мир сказок.
Текст подготовила Татьяна Исанбаева
Центральная городская библиотека Ангарска
День рассказывания сказок отмечается во многих странах мира 26 февраля, но особенно актуален праздник в нашей стране. Рассказывание сказок на Руси воспринималось как искусство, к которому мог приобщиться каждый, независимо от пола и возраста, и хорошие сказочники весьма высоко почитались в народе. Традиции русской народной сказки берегутся и развиваются по сей день. Сказка — один из древнейших жанров традиционного русского фольклора.
Сам термин «сказка» появился в XVII веке, и впервые зафиксирован в грамоте воеводы Всеволодского. До этого времени широко употреблялось слово «басень», производное от слова «баять», то есть рассказывать. К сожалению, имена профессиональных сказочников прошедших времен не известны современным исследователям, но известен факт, что уже в XIX веке ученые стали заниматься пристальным изучением русского фольклора, в том числе и сказок.
Первый сборник русских народных сказок появился в XVIII веке, и включал в себя такие произведения, как «Сказка о воре Тимашке», «Сказка о цыгане». Все сказки сборника объединяют особенности повествования и развития сюжета, стилистические особенности.
Владимир Даль в своем словаре трактует термин «сказка» как «вымышленный рассказ, небывалую и даже несбыточную повесть, сказание» и приводит ряд народных пословиц и поговорок, связанных с этим видом народного творчества, например знаменитую «ни в сказке сказать, ни пером описать».
Это характеризует сказку как нечто поучительное, но в тоже время невероятное, рассказ о том, чего не может произойти на самом деле, но из которого каждый может извлечь определенный урок. Уже в начале XX века выходит в свет целая плеяда сборников русских народных сказок, вобравшая в себя жемчужины народного творчества.
Русские народные сказки от других сказок народов мира отличает, прежде всего, их воспитательная направленность: вспомним хотя бы знаменитую присказку о том, что сказка ложь, да в ней намек. Труд в русских народных сказках изображается не тяжкой повинностью, а почетной обязанностью каждого. В них воспеваются моральные ценности, такие как альтруизм, готовность прийти на помощь, доброта, честность, смекалистость.
Сказки являются одним из самых почитаемых жанров российского фольклора благодаря увлекательному сюжету, открывающему читателю удивительный мир человеческих взаимоотношений и чувств и заставляющему поверить в чудо. Таким образом, русские сказки — это неисчерпаемый источник народной мудрости, которым пользуются до сих пор.
Необычный и очень интересный праздник — День Сказки — отмечается 26 февраля.
Все дети и взрослые любят сказки и на вопрос: «От куда взялась сказка?» – можно легко и сказочно ответить.
Однажды, очень-очень давно кто-то придумал красивую, волшебную историю со счастливым концом для своих деток, что бы те уснули – и это была первая сказка. С тех пор 26 февраля принято считать Днем Сказки.
Этот праздник очень любят отмечать в школах. Очень часто 26 февраля дети ставят понравившуюся сказку на школьных мероприятиях.
Этот особый день – переносит всех в фантастический мир и дарит всем хорошее настроение.
Как отмечают день сказки?
В этот день, конечно же, принято деткам сказки рассказывать или сказки читать. Собравшись в уютной комнате, в окружении игрушек и книг, сядьте вместе с детьми на диван и прочтите им самую интересную сказку. Мы давно привыкли к видео-сказкам и мультфильмам. Но лучше всего именно читать сказку, чтобы дети научились внимательно слушать.
А еще можно поиграть в игру «расскажи сказку», когда дети читают сами и потом пересказывают сказки. Это развивает не только память, но и речь ребенка. Такое обучение в игровой сказочной форме обязательно понравится ребятишкам.
Только нужно проследить, чтобы сказки обязательно были хорошими и со счастливым концом.
Ну, и конечно же, самым замечательным моментом в день сказки будет совместное сочинение сказки детьми и взрослыми. Можно дать детям возможность придумать тему сказки и героев. А потом каждый вносит в сказку свою линию движения. Получается здорово, интересно и весело!
Нет ничего лучше увлекательной книги! (Фото: Jacek Chabraszewski, по лицензии Shutterstock.com)
Цветущие розовые кусты заглядывали с крыши в открытое окошко; тут же стояли их детские стульчики. Кай с Гердой сели каждый на свой и взяли друг друга за руки. Холодное, пустынное великолепие чертогов Снежной королевы было забыто ими, как тяжелый сон.
Г.Х. Андерсен, «Снежная королева»
Ежегодно 2 апреля, в день рождения великого сказочника из Дании Ганса Христиана Андерсена (Hans Christian Andersen), весь мир отмечает Международный день детской книги (International Children’s Book Day). Его празднование установлено в 1967 году по инициативе и решению Международного совета по детской книге (International Board on Books for Young People, IBBY).
В этот день организаторы мероприятия, с особым энтузиазмом подчеркивая, что необходимо с малых лет читать хорошие книги, пропагандируют, тем самым, непреходящую роль детской книги в формировании духовного и интеллектуального облика новых поколений Земли. Также среди целей Дня — привлечь внимание к литературе, книжному искусству и книжной культуре для детей, к проблемам доступности детской книги и распространению детского чтения.
Надо сказать, что детская литература появилась сравнительно недавно. До середины 17 века детям в основном рассказывали сказки устно, или они читали примерно то же, что и родители, например, басни. Но в основном круг детского чтения сводился к изучению Библии. В 18 веке дети читали уже такие знаменитые сегодня произведения, как «Робинзон Крузо» Д.Дефо и «Путешествия Гулливера» Дж.Свифта, не менее популярными были сборники восточных сказок. Только в 19 веке они смогли читать специально для них написанные произведения, в частности — сказки братьев Гримм и Г.Х. Андерсена, который внес свой вклад в создание детской книги.
Немалое внимание созданию детской литературы уделялось и в России. Известно, что ещё в 17 веке иеромонах Савватий писал стихи специально для детей, а в 18-19 веках детские произведения создавали А.Пушкин, С.Аксаков, А.Шишков, А.Погорельский и другие. Тогда же начали появляться и первые детские журналы. Не менее известны и советские детские писатели и поэты — А.Гайдар, Н.Носов, А.Барто, К.Чуковский, В.Бианки, Б.Заходер, Э.Успенский и многие другие.
В настоящее время детская литература — это целое отдельное направление в литературе. Каждый год одно из Национальных отделений IBBY получает почетное право выступать международным спонсором этого замечательного праздника — Международного дня детской книги.
Детская литература играет огромную роль в формировании духовного и интеллектуального облика новых поколений Земли (Фото: Elena Schweitzer, по лицензии Shutterstock.com)
Ежегодно определяется тема праздника, приглашается известный автор из страны-хозяйки, чтобы написать послание всем детям планеты. Также приглашается известный художник, чтобы создать плакат Международного дня детской книги. В дальнейшем эти материалы используются для популяризации книг и развития интереса к чтению по всему миру.
Также в День детской книги (раз в два года) детским писателям и художникам присуждается главная и самая престижная в данной литературной области награда — Международная премия имени Г.Х. Андерсена с вручением золотой медали (её ещё называют «Малой Нобелевской премией»). Золотую медаль с профилем великого сказочника вручают лауреатам на очередном конгрессе Международного совета по детской книге, как и Почетный диплом за отдельные книги для детей, который присуждается за иллюстрирование детских книг и их лучшие переводы на языки мира.
Также традиционно к Дню детской книги во многих странах организуются различные выставки, конкурсы, представления, конференции и фестивали, посвященные лучшим детским произведениям. А ещё — утренники и Недели детской и юношеской книги, куда приглашаются современные детские писатели и поэты, которые сами презентуют свои произведения и отвечают на вопросы маленьких читателей.
7 июня – отмечают сегодня праздник Международный день сказок. Сказки, которые складывались веками в разных мировых культурах, обладают одним общим свойством — притягательностью и волшебством. История праздника лежит в сказке. Сказка – это волшебный мир волшебных событий в волшебных замках. Сказка, это мир детей, в котором они живут, в котором они борются вместе с героями. Сказка складывалась веками. В каждой культуре свои сказки. Но объединят одно, это мир детей. Они притягивают, они увлекают, они очаровывают своим волшебством. Сказки любят не только дети, их любят также взрослые. Ведь сказка, это их детство, это их приятное воспоминание.
Сказки дети могут слушать бесконечно. Они живут вместе с героями сказок, это мир детей. У ребенка есть свои любимые сказки, он слушает ее много раз, помнит на память многие сюжеты сказок. Они переживает за героев сказка, он следит за каждым шагом своих героев. Сказка дает ему ответ на многие вопросы, она учит его жизни, она готовит его к этой жизни.
Сказка пользуется популярностью. Она сейчас живет с нами, она не утратила свое назначение, она по-прежнему рассказывает о неизведанном, она украшает нам жизнь. Сказка блестит огнями в глазах детей. ведь в наше время именно сказка создает уют в нашем доме, создает тепло между нами, скрашивает нашу жизнь. Она учит нас доброте, учит взаимопониманию, учит любви в природе, к животным, ко всему живому и прекрасному. Она захватывает нас, делая добрее, отзывчивее, терпеливее.
Сказка помогает нам, помогает нашим детям. Они становятся терпеливее, спокойнее, они учатся понимать людей, они задумываются об окружающем. Она не скрывает от нас ничего, она открывает нам дверь в прекрасный и волшебный мир сказки. Она помогает нам. Она советует нам. С ней каждый день в семье праздник, каждый день в семье доброта. Мы празднуем вместе этот волшебный день, день сказки.
Пусть сказка живет в нас, пусть приносит счастье всем детям, всем взрослым. Она соединяет нас, она идет по тропе вместе с нами, показывая дорогу светлому, доброму, счастливому.
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах.
А принц Белоснежку полюбит,
А жадность Кощея погубит…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся.
А Золушку выручит фея;
Не станет Горыныча змея…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает добро!
Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы –
Вдруг Сивка-бурка приснится.
А месяц засветится ясный
В глазах Василисы Прекрасной…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!
День волшебных сказок в нашем учреждении.
26.02.2021 День рассказывания сказок
День рассказывания сказок отмечается во многих странах мира 26 февраля, но особенно актуален праздник в нашей стране. Рассказывание сказок на Руси воспринималось как искусство, к которому мог приобщиться каждый, независимо от пола и возраста, и хорошие сказочники весьма высоко почитались в народе. Традиции русской народной сказки берегутся и развиваются по сей день. Сказка — один из древнейших жанров традиционного русского фольклора.
Сам термин «сказка» появился в XVII веке, и впервые зафиксирован в грамоте воеводы Всеволодского. До этого времени широко употреблялось слово «басень», производное от слова «баять», то есть рассказывать. К сожалению, имена профессиональных сказочников прошедших времен не известны современным исследователям, но известен факт, что уже в XIX веке ученые стали заниматься пристальным изучением русского фольклора, в том числе и сказок.
Первый сборник русских народных сказок появился в XVIII веке, и включал в себя такие произведения, как «Сказка о воре Тимошке», «Сказка о цыгане». Все сказки сборника объединяют особенности повествования и развития сюжета, стилистические особенности.
Владимир Даль в своем словаре трактует термин «сказка» как «вымышленный рассказ, небывалую и даже несбыточную повесть, сказание» и приводит ряд народных пословиц и поговорок, связанных с этим видом народного творчества, например, знаменитую «ни в сказке сказать, ни пером описать».
Это характеризует сказку как нечто поучительное, но в тоже время невероятное, рассказ о том, чего не может произойти на самом деле, но из которого каждый может извлечь определенный урок. Уже в начале XX века выходит в свет целая плеяда сборников русских народных сказок, вобравшая в себя жемчужины народного творчества.
Русские народные сказки от других сказок народов мира отличает, прежде всего, их воспитательная направленность: вспомним хотя бы знаменитую присказку о том, что сказка ложь, да в ней намек. Труд в русских народных сказках изображается не тяжкой повинностью, а почетной обязанностью каждого. В них воспеваются моральные ценности, такие как альтруизм, готовность прийти на помощь, доброта, честность, смекалистость.
Сказки являются одним из самых почитаемых жанров российского фольклора благодаря увлекательному сюжету, открывающему читателю удивительный мир человеческих взаимоотношений и чувств и заставляющему поверить в чудо. Таким образом, русские сказки — это неисчерпаемый источник народной мудрости, которым пользуются до сих пор.
Центр Народной культуры «Светлица» предлагает проверить себя на знание русских народных сказок.
Викторина по русским народным сказкам
1.В какой сказке хищная рыба исполняла желания?
- Чью избушку заняла коза-дереза?
- Корешки или вершки отдал мужик медведю, когда выкопал репу?
- Кто в сказке «Репка» стоял по счету четвертым?
- Приняла ли предложение цапля выйти замуж за журавля?
- Кто влезал корове в одно ушко, а вылезал в другое, и таким образом выполнял трудную работу?
- Иванушка стал козленочком, попив воды из козьего копытца. А как он превратился опять в мальчика?
- В какой сказке медведей звали: Михаил Иванович, Мишутка и Настасья Петровна?
- Кого пытался заморозить Мороз – Синий нос?
- Какие продукты попросил солдат у старухи, чтобы сварить кашу из топора?
- На каком музыкальном инструменте играл кот у лисьей избушки, чтобы спасти петушка?
- Где сидел Мальчик с пальчик, когда пахал поле?
- Как звали девушку, которую Кощей Бессмертный превратил в Царевну-лягушку?
- Какое блюдо предложил попробовать журавль лисе, пододвинув ей кувшин?
- Почему старик завез свою дочь зимой в лес и оставил там?
- Из чего дед сделал внучке смоляного бычка?
- Как получилось, что Иван-царевич ездил на волке, а не на коне?
- Какое дерево грызла ведьма, чтобы достать Терешечку?
- Как у стариков появилась дочка Снегурочка?
- Чем закончилась сказка «Теремок»?
Ответы: 1. «По щучьему велению». 2. Зайчика. 3. Вершки. 4. Жучка. 5. Нет. 6. Крошечка-Хаврошечка. 7. Три раза перекувыркнулся через голову. 8. «Три медведя». 9. Мужика. 10. Крупу, масло и соль. 11. На гуслях. 12. В ухе у лошади. 13. Василиса Премудрая. 14. Окрошку. 15. Так приказала старуха-мачеха. 16. Из соломы, палок и смолы. 17. Волк съел коня.18. Дуб. 19. Сами вылепили из снега. 20. Звери построили новый теремок.