Праздник слава в сербии поздравления

Как правильно вести себя гостю на сербской Славе? Что подарить хозяину и хозяйке? Как правильно поздравить хозяев, не нарушить местные обычаи и никого не обидеть?

Собираясь на Славу

Собираясь на Славу — а рано или поздно каждого, кто живет в Сербии, знакомые пригласят к себе на Славу, — естественно будет озаботиться вопросами: что подарить сербу на Славу? и как на Славе надо правильно вести? Праздник этот для нас непривычный, за ним стоят многовековые народные традиции, и попадать в неприятную ситуацию, по незнанию нарушив обычаи и обидев хозяев, никому не хочется.
С подарками на Славу дело обстоит достаточно просто. Есть универсальный совет, которому очень легко следовать:
• хозяйке — букет цветов (каких-то четких указаний, какие именно цветы предпочтительны, не существует),
• хозяину — бутылку вина и пакет кофе (в магазинах продаются специальные подарочные наборы для славы, где вино и кофе красиво упакованы в коробку),
• детям — шоколад.
Цветы можно заменить коробкой конфет, а вместо обычной упаковки кофе положить подарочный комплект «кофе + чашка». Дорогие подарки на Славу — праздник христианский, связанный с почитанием святых, подвижников, которые вели скромный образ жизни, — не приняты, хозяину дорого прежде всего то уважение, которое оказал его семье гость своим визитом.
Для тех же, кто стандартные решения не любит или находится в близких отношениях с семьей, отмечающей Славу, возможны и варианты:
— бокал или кружка с изображением святого — покровителя семьи;
— икона, лампада, Библия, книга (православная, например, житие святого), крестик, подсвечник для славской свечи;
— подарки для дома: бокалы, чашки, поднос, блюдо, скатерть и т.п.
А вот индивидуальных подарков (одежда, парфюмерия, косметика, светские книги) следует избегать. Слава — праздник семейный, и подарки тоже должны быть семейными.
По обычаю, хозяин встречает гостей на пороге дома и приветствует их традиционными словами «Добро дошли!» («Добро пожаловать!»). Гости в ответ поздравляют его с праздником:
Срећна слава домаћине, теби, твом дому и твоjим укућанима, много година у здрављу и весељу! («Счастливая Слава, хозяин, тебе, твоему дому и твоим домашним много лет в здоровье и веселье»).
Хозяин отвечает:
Хвала и нека вам Бог и …. (здесь следует имя святого, которого прославляют в этот день) помогну да много година долазите и да славимо у здрављу и весељу! («Спасибо и пусть Бог и святой … помогут вам много лет приходить к нам, чтобы славить в здоровье и веселье»).
Если длинное поздравление запомнить на сербском трудно, то достаточно будет сказать: «Срећна слава домаћине!» — от русского гостя большего и не ждут.
Теперь можно вручить подарки.
Затем гости проходят в дом и садятся за стол, после чего к ним по очереди — по старшинству — подходит хозяйка или дочь хозяина с подносом, на котором стоят тарелка с житом, стакан с водой и на блюдце лежат маленькие ложечки. У нас в Лознице и многих других районах Сербии, но не везде, на тот же поднос принято ставить еще и стакан с красным вином. Гость должен подняться с места, перекреститься, поздравить хозяина и хозяйку — «Срећна слава!», — взять чистую ложечку, попробовать жито и отпить глоток вина (если, конечно, вино есть). Использованную ложечку опускают в стакан с водой. Отказываться от этого угощения — «нет, спасибо» — не принято, жито обязательно надо попробовать. После этого следует снова перекреститься и сесть на место. Основная часть обязанностей гостя на этом исполнена. Во время трапезы никаких особых тостов в честь Славы можно не поднимать — вполне достаточно традиционного сербского «Живели!»

 Во первЫх строках хочу поблагодарить всех за поздравления! Говорить «спасибо» многочисленным сербским родственникам и приятелям — это одно удовольствие, а вам, друзья мои, — совершенно другое и даже бОльшее! Драголюб вчера впал в легкую прострацию, когда оказалось, что мы получили тридцать два послания из России и других мест земного шарика. Это круто! СПАСИБО! А теперь обещанный «отчет с места событий».

Когда Сербия находилась под властью Османской империи, практически все собрания были запрещены, потому что турки из личного опыта знали: если сербы соберутся в количестве больше трех человек, то жди неприятности типа небольшого народного волнения. Не случайно здесь бытует поговорка: ne daj, boze, da se srbi sloze (Господи, не позволяй сербам прийти к согласию). Официально собираться вместе можно было только по случаю какого-либо религиозного события, поэтому сербы и придумали Славу — праздник в честь святого покровителя (защитника) семьи. Так встречи стали легальными и достаточно частыми — села были большие, семей много, а святых в святцах достаточно. Правда, и турки наведывались, чтобы покушать бесплатно. Но сербы — народ смекалистый, заменили на праздничном столе овечье мясо свининой, так что мусульманам стало на таких праздниках очень грустно и они придумали себе другие важные дела. Аналога Славы нет нигде в мире. Даже в нашей православной России чем-то подобным можно считать лишь праздники, устраиваемые конкретной церковью  в день «своего» святого. Уже на протяжении нескольких поколений покровитель моей семьи — это Святой Лука.  Слава перешла Драголюбу по наследству от деда. Но не возбраняется и выбрать святого по собственному желанию или хоть каждый день устраивать праздники в честь еще нескольких. В современной жизни такого уже практически не бывает, да и сама Слава больше
не празднуется три дня, как это было прежде. Сербы не имеют «личных» святых  в католическом или русском понимании этого слова, то есть у Драголюба и Тияны,  независимо от даты их рождения и крещения, покровитель один — Святой Лука. Но я русская, поэтому у меня теперь два небесных защитника: Святой Лука  и Святая Вера.

У Славы есть своя «обязательная программа». Каждый год, 31 октября,  мы приглашаем к себе попа, который освящает дом, читает молитвы за здравие домочадцев и «кадит кодилою». Точно в полдень зажигается большая свеча, на стол ставятся «славски колач» (хлеб), сладкая вареная  пшеница с орехами (жито) и красное вино.
Чтобы в следующем году все мы были здоровы и жили в любви, согласии и достатке, Драголюб крест-накрест надрезает хлеб и окропляет его вином. Потом все вместе мы три раза вертим каравай по часовой стрелке, три раза поднимаем его над головой и, наконец, надламываем.

DSC09152

Всё остальное — по желанию хозяев. Имею в виду застолье. По традиции гости должны приходить без приглашения. Но, как я уже писала, времена изменились, теперь Славе обычно предшествует «обзвон». Поэтому, в отличие от сербских хозяек прошлого, у меня есть огромное преимущество: я точно знаю, сколько гостей у нас будет, но по-прежнему не имею понятия, кто и во сколько явится с традиционным приветствием: «Сречна Слава, домачине!» («Счастливой вам Славы, хозяева!»). Если в России принято встречать гостей хлебом и солью, то вчера  каждому вновь прибывшему я подносила жито и бокал красного вина, дабы, перекрестившись,тот «вкусил», отпил и пожелал мир дому моему. Потом принято предложить кофе, а после и к столу пригласить .
Я уже писала, что все сербские застолья страшно традиционны. Сначала на стол ставятся мезе (мясная и сырная нарезка), маленькие булочки и салатики. Салаты, пожалуй, — это единственное, что можно хоть как-то время от времени менять. Вездесущая «руска салата» (оливье) мне уже порядком надоела. Так что вчера наши гости угощались американским кукурузно-ананасным салатом без всякого (ура!) майонеза и фаршированными сыром и чесноком помидорчиками.

Но избежать традиционной сармы, фаршированного болгарского перца и печеного мяса невозможно. Без них сербский стол — не стол. Ну, и тортик, конечно же! Признаюсь, последний я просто купила в супермаркете, несмотря на ворчание свекрови, что все должно быть приготовлено своими оч.умелыми ручками. Но о моих отношениях с тортиками вы уже знаете (http://voljena.livejournal.com/13139.html), зачем же лишний раз нарываться? ))
С мясом дела обстоят чуть проще. Нужно просто вовремя сделать заказ в «месаре» или «печеняре», а потом разрезать доставленную тушу.
А вот сарму и паприку нужно готовить самому, ничего не поделаешь! Причем дня за два до праздника, иначе не успеть. Мало того, что сарма, например, в общей сложности должна не меньше пяти часов провести на плите, так ведь и завернуть нужно минимум штук пятьдесят. Просто замечательно, что все это дело кипит именно на бабушкиной кухне! Да и признаюсь честно — я себе задачу несколько облегчила, потому что приготовила и для сармы, и для паприки одинаковый фарш вот из этого продуктового набора

Сначала в огромной кастрюле на свином жире мы  поджарили лук, обильно посыпанный  порошком из сладкого красного перца («алавой паприкой»), потом туда же добавили немного сухих овощей, мясной фарш, рис и кучу всяких специй.
Сарма отличается тем, что начинка заворачивается в листы не свежей, а хорошо просоленной или, как здесь говорят, кислой  капусты. Ее точно так же «разбирают на запчасти» и немного промывают водой.
Каждая хозяйка имеет свою технику заворачивания фарша в капустный лист. Главное, чтобы конвертик оставался запечатанным до момента попадания в тарелку. Варятся сармицы в большом, лучше глиняном, горшке — «лонце». На дно обязательно кладется достаточное количество свиного жира, сдобренного той же алавой паприкой. Сербские «голубцы» укладываются очень тесно, а между их рядами и сверху выкладываются сухие копченые ребрышки и солонина.

С фаршированным перцем (паприкой) немного легче. Единственное, что в это время года используется уже его сушеный вариант, срезаемый непосредственного с традиционных «ожерелий» или купленный на рынке в уже очищенном виде.

Эти перчики опускаются минут на десять в теплую воду, а затем фаршируются все той же начинкой. Потом закрываются наподобие кулечка и «запечатываются» обычной мукой. Готовятся они намного быстрее сармы, лучше всего в духовке.

Получается очень вкусно. Но обязательно нужно сказать, что поедание такой папрки — это своего рода лотерея. Никогда не угадаешь, попадется тебе сладкий или острый вариант этого перца.

Вот, пожалуй, и все славские премудрости. Я с удивлением обнаружила, что жду этот семейный праздник и, более того, могу практически все приготовить сама. А это не может не радовать! Так что, если когда-нибудь,  31 октября вы окажетесь  у нас в Обреновце — милости просим в гости. Прославимо заедно!

DSC09173 DSC09169

Сербия – страна, которая очень богата традициями. Они впитывали в себя особенности различных культур: турецкой, кельтской, австрийской и других. Но есть в Сербии и аутентичные традиции, которых больше нет ни в одной стране. И сейчас вы узнаете об одной из них. Сербы очень горды тем, что ни в одной культуре, даже в православной, нет такого праздника как «Слава» или почитание святого семьи.


Что это за праздник Слава?

Слава – это самый сербский праздник, и, пожалуй, он ярко характеризует сербов, как нацию.

Дело в том, что у каждой семьи есть Святой покровитель. Все семьи, у которых один покровитель, связаны. И это, наверное, есть та самая причина, которая объясняет такую национальную сплоченность сербов. Кроме того, Слава – это очень яркое и эмоциональное выражение православной веры, которая глубоко в душе каждого серба.

Слава – это не только день пиршества, но и день духовного возрождения, что является основой сербской души, сербского единства.

По словам сербов, именно этой традиции они обязаны своим существованием.

Есть старая поговорка, связанная со Славой, примерный перевод которой: «Кто празднует Славу, того Слава защищает».

«Кто празднует Славу, того Слава защищает»

История появления

С самого принятия христианства в 9 веке в сербских традициях есть этот праздник. Цитируя Святого Павла, семья – это маленькая церковь и у каждой церкви должен быть свой Святой хранитель. Именно с этого времени каждая семья имеет своего покровителя, и почтение к нему передается от отца к сыну, из поколения в поколение.

  • Святой Павел

Празднование

Славу праздновали в Сербии во все времена, не важно, какой был период: будь турецкое владычество, мировые войны или коммунистическая Югославия. Она связана с каждым сербом золотой нитью: прошлое с настоящим, предки с потомками. Есть еще одна поговорка: «Там, где есть серб, есть и Слава».

«Там, где есть серб, есть и Слава»

Символы праздника Слава

Как празднуют Славу? В доме ставится икона Святого покровителя, а также несколько предметов, которые символизируют Христа и веру, его смерть и воскрешение:

  • Зажжённая свеча
  • Славский Калач (Clavski Kolac)
  • Славское жито (Slavski Zito)
  • Красное вино

Обычно на празднование Славы собирается вся семья, количество человек иногда достигает 30-40. Сербы говорят, что даже, если кто-то умер в семье, то нельзя пропускать Славу, так как это и есть единение со всеми ушедшими предками.

Дата и способы празднования

У самого большого количества семей Святым покровителем является Святой Николай, потому во многих семьях Слава празднуется 6 декабря.

В честь этого также есть сербская поговорка, которая очень характеризует единство сербской нации: «Сегодня половина сербов празднует Славу, а вторая половина идет на Славу».

«Сегодня половина сербов празднует Славу, а вторая половина идет на Славу»

Славский калач

Во время праздника дом открыт для всех гостей. По традиции все гости должны принести красное вино, и ничего больше. Это время духовного единения, веселья и почитания предков.

Сербская Слава. Славский колач
Сербская Слава. Славский колач

Эта статья была опубликована на сайте Serbia.com. Ориентирована она на иностранцев, и многое в этом материале является некоторым преувеличением, но, по сути, все верно. Слава — это действительно значимый праздник для любого серба.

Большинство сербов являются православными христианами, и Православие многие славянские народы приняли практически сразу после переселения на Балканы (католицизм был принят некоторыми славянскими народами позже, прим. Balkanza.ru).

Существует Сербская Православная церковь (самостоятельная Церковь среди остальных поместных, прим. Balkanza.ru). У каждой поместной Церкви есть свои особенности. Такой особенностью Сербской Православной Церкви является Слава.

Сербская Слава связана с теми временами, когда культ предков был очень силен. Для славян семья и традиции были одними из самых ценных вещей на земле, и эти институты сильны для сербов до сегодняшнего дня. Чтобы как-то подчеркнуть эти особенности и вплести их в Христианство, сербский архиепископ Св. Савва канонизировал их и сформировал уникальное сербское культурное наследие. Итак, что же такое сербская Слава?

Если вы посетите сербский дом, вы обнаружите там икону какого-либо православного Святого. Это будет икона святого хранителя семьи хозяина дома. Более того, по имени этого святого можно понять, как звали предка хозяина, крещенного Святым Саввой. Т.е. этот Святой, в честь которого назвали первого православного предка хозяина при Крещении. Слава передается по мужской линии. Т.е. сын будет праздновать ту же Славу, что праздновал и его отец, и дед. Жена будет праздновать ту же Славу, что и муж. Слава — это действительно святой день для каждого серба. Его значимость стоит рядом с Пасхой и Рождеством. В этот день сербы полностью посвящены своей семье и самым дорогим людям.

Существует достаточно большой спектр способов отпраздновать Славу. Зависит это, как правило, от региона, но некоторые вещи остаются неизменными для любого сербского дома. Так, на Славу всегда готовится славский колач — специальный хлеб, который выпекается на ночь перед Славой. Славское жито — пшеница, которая символизирует Воскресение Христа и предков. Славская свеча, которая горит весь день празднования Славы.

Слава — это день полный всяких цереоний, и каждый именинник (назовем так человека, празднующего Славу) все организует так, чтобы наилучшим образом отпраздновать день своего Святого хранителя, собрав вместе семью и близких друзей за одним столом. День Славы обычно начинается очень рано, когда вся семья идет на Святую Литургию в Храм, освящая славский колач и славское жито. В зависимости о того, на какой день попадает Слава (постный или не постный), существует постная и непостная Слава («Posna Slava» и «Mrsna Slava»). В постную Славу готовится много рыбных блюд, в то время, как в мясную Славу готовится множество блюд из мяса. И там, и там все вкусно. Разница только в наборе блюд.

Сотни Святых поминаются в Сербии. Самые известные и почитаемые из них: Св. Николай (19 декабря), Святой Георгий (6 мая), Святой Иоанн Креститель (20 января), Святой Архангел Михаил (21 ноября), Святой Савва Сербский (27 января), Святой Димитрий (8 ноября).

Сербы говорят, что на Славу приглашают только один единственный раз. Далее, вы считаетесь уже автоматически приглашенным. Вам могут позвонить по телефону, в основном для того, чтобы просто уточнить время празднования. Если вас пригласили на Славу, это означает, что вы дороги для именинника. Ну, а теперь о некоторых обычая при праздновании Славы.

Обычно, на Славу принято дарить хозяину бутылку красного вина, символизирующую кровь Иисуса Христа, а хозяйке букет цветов. Не обязательно, но все же приятно для хозяев, если вы подарите детям какие-нибудь сладости.

„SREĆNA SLAVA, DOMAĆINE!“

Читается, как «Сречна Слава, домачине!» («Со Славой, хозяин!»). Это первое, что нужно сказать имениннику. Поздравить необходимо не только именинника, но и всех родственников. А если вы приглашены на Славу впервые, то позвольте имениннику представить вас родственникам и друзьям. Также помните, что у сербов, как и у русских, есть традиция при встрече целоваться трижды.

На этом ритуальная часть не заканчивается. Хозяин, а чаще хозяйка положит вам в чашу зерна, окропленные вином. Здесь надо осенить себя крестным знамением, поздравить еще раз с праздником хозяев, взять ложку и попробовать зерна. После этого можно выпить глоток вина. С этого момента можно почувствовать себя своим и расслабиться.

Имейте ввиду, что существует порядок «посадки» за стол. Обычно, самые дорогие гости сидят рядом с хозяином, остальные рассаживаются «по иерархии». Самые «престижные» места в большинстве случаев принадлежат родителям. Самое лучшее — «при рассадке» позволить хозяину самому указать вам место за столом. Также помните, что во многих семьях сохранилась традиция благословления стола хозяином. В этом случае читается краткая молитва.

Обычно застолье начинается со всяких закусок — вяленого мяса, сыра, салатов, пирогов, айвара, каймака и других. Затем следуют основные блюда или суп. В зимнее время и «постная» и «мясная» начинаются с сармы — капустных листьев, фаршированных мясом или рисом. В летнее время подается «сармица од зеля» — все то же самое, только вместо капустных листьев используются листья ревеня. После идет десерт. Это самое лучшее время для комплиментов хозяйке, хотя комплименты хозяйке, связанные с кулинарией, вполне можно говорить в любое время застолья. Также, за все время застолья хозяева непрерывно следят за тем, чтобы ваш бокал (или рюмка) всегда были полными. Отказывать хозяину в предложении с ним выпить — неприлично!

Что касается пития, то сербы любят говорить тосты (все как у нас). Так, первый бокал (или рюмка, если пьется ракия) обычно выпивается под тост «SREĆNA SLAVA, DOMAĆINE!». Если вы творческая натура, то этот тост можно разбавить чем-то вроде следующего:

  1. Пожелать хозяевам праздновать Славу еще долгие годы.
  2. Пожелать хозяевам, чтобы побольше потомков праздновали ту же Славу, что и хозяин (скрытое пожелание большого потомства).
  3. Пожелать хозяину, чтобы его небесный покровитель хранил его.
  4. Пожелать, чтобы хозяин праздновал Славу еще долгие годы.

Как уже говорилось, сербская Слава — это тот день, когда собирается семья и ближайшее окружение. Именно поэтому Слава считается одним из самых веселых праздников в мире. Не стесняйтесь, смейтесь со всеми, присоединяйтесь к различным конкурсам и веселым обсуждениям. Не редкость, когда кто-то начинает петь. Не бойтесь «растопить лед»!

Теперь вы полностью подготовлены и уж точно не почувствуете себя «не в своей тарелке», если кто-то пригласит вас отпраздновать такой дорогой для любого серба праздник — сербскую Славу!

Источник — Serbia.com

Сербская Слава

На днях, 16 ноября, мы отмечали свою семейную Славу. Интересно, насколько понятно звучит приведённый ниже диалог?
— А у вас какая Слава?
— Святой Георгий.
— 6 мая?
— Нет, мы славим в ноябре, у нас осенний.

Честно говоря, я не планировала делать статью про сербскую Славу — об этой очень сербской семейной традиции есть уже очень много статей в интернете. Но, пожалуй, я не права: есть ощущение неполноты, если на сайте о Сербии не сказано ни слова о Славе. Я решила перевести и  и разместить небольшой фрагмент из книги для детей: мне понравилось, что там всё разложено по полочкам, всё четко и понятно. Итак,

Что такое сербская слава? Фрагмент из книги

Древние славяне, предки сегодняшних сербов, были язычниками (многобожцами), и, как и все многобожцы, славили разных богов (в сущности — идолов), потому что не знали про одного, истинного Бога.

Принятием христианства сербы приняли «святкование» (почитание) христианских праздников.

Христианские праздники — это богослужебное напоминание о наиважнейших событиях в истории Церкви, описанных в Новом Завете, а также о достоинствах ряда святых людей. Все эти праздники упорядочены в годовй богослужебный цикл, и их празднование повторяется каждый год. С каждым из этих праздников связаны определённые народные обычаи, которые в разных местах различаются, порой даже от села к селу. Больше всего разных обычаев связано с празднованием Рождества.

Кроме общехристианского празднования церковных праздников, сербы имеют одну особенность — празднование Крестной Славы. Каждая сербская семья имеет свою Крестную Славу, связанную со святым (реже это какой-либо церковный праздник), которого она славит. Праздник Крестной Славы имеют только сербы.

Слава также празднуется в разных краях по-разному. Но у всех общим является то, что она посвящена святому защитнику, которого наследует семья от своих предков по мужской линии. Этот святой и есть центральная личность на Славе, ради него и собирается семья и все гости.

Основные символы (атрибуты) Славы — это праздничный хлеб (славский колач), пшеница /жито, колево/, икона святого, которого славят, и славская свеча.

Обычно священник заранее приходит в дом, где скоро будет Слава, и освящает воду, которая используется для того, чтобы замесить на ней славский хлеб. В день Славы хлеб носят в церковь, и здесь священник с благословением льёт в него немного вина и разламывает вместе с хозяином дома. Есть места, где священник приходит в дом того, кто славит Славу, или в день Славы, или днём раньше, и здесь, по церковному обряду, поливает хлеб и пшеницу вином и разламывает хлеб вместе с хозяином. Каждый гость на Славе первым делом угощается славским хлебом и пшеницей.

По обычаю сыну, когда он женится, отец «передаёт Славу», передавая четверть славского хлеба. Потом сын славит Славу у в своём доме. Конечно, каждый вновь созданный дом и должен славить Славу своих предков, даже если отец сыну Славу не передал.

Слава никогда не прерывается. По обычаю хозяин Славы, которая празднуется в этот день, в знак почтения к святому, которого славит, и к гостям, которые пришли на обед, всё время стоит.

Если Слава попадает по церковному календарю на постный день, то праздничный стол должен быть  постным.

Отдельные сёла имеют свою заветную Славу, и каждый дом её празднует или устраивает угощение.

Перевела с сербского Светлана Ранджелович

Ещё о датах

Святой покровитель, который славится, передаётся из поколения в поколение по мужской линии, а вместе с ним и дата Славы. Дата имеет привязку к церковному календарю. Например, есть семьи, которые славят Святого Георгия 6 мая (по церковному календарю это день памяти Св.Гергия Победоносца), а есть те, кто славит 16 ноября (обновление храма Св.Георгия в Лидде) — это общепризнанные Славы.

Св.Николай славится 19 декабря (Никола Зимни) и 22 мая (Никола Летни). Самые «многочисленные» Славы — это те, что я упомянула, а также Св.Йован, Св.Архангел Михаил, Св. Илиjа, Св.Петка (Параскева), Св.Алимпиjе.

Есть и профессиональные Славы — например, Марию Огнену славят летом железнодорожники, Святых Врачей (Косму и Дамиана) — доктора. Святого Саву (по-русски Савву) — школьники и учебные заведения.

О подарках

Если хозяева празднуют Славу широко, приглашаются гости. На Славу принято приносить в качестве подарка кофе (это обычный презент при посещении семьи) и вино. В одной из недавних статей перечисляется такой вариант: мужчине — вино, женщине — цветы, детям — шоколад. Людям, которым это значимо, можно подарить книгу, особенно душеполезную. Также иногда дарят что-то дому — салфетки, полотенца, скатерти. Гости приветствуют хозяев словами : «Срећна Слава!» (Счастливая Слава!).

Спасибо за внимание!

Уни­каль­ное явле­ние у пра­во­слав­ных хри­сти­ан, извест­ное под назва­ни­ем «Крест­ная Сла­ва», суще­ству­ет толь­ко у сер­бов. Этот мно­го­ве­ко­вой обы­чай ярко отра­жа­ет само­со­зна­ние все­го серб­ско­го наро­да и мно­го гово­рит об осо­бен­но­стях наци­о­наль­ной тра­ди­ции сер­бов с при­су­щим ей прин­ци­пом орга­нич­но­го дву­един­ства «веры и кро­ви», духов­но­го и наци­о­наль­но­го. Крест­ная Сла­ва – это важ­ней­ший семей­ный празд­ник каж­до­го пра­во­слав­но­го сер­ба, небес­но­го покро­ви­те­ля всей семьи и цело­го рода. Он отме­ча­ет­ся раз в году, в день памя­ти свя­то­го, кото­ро­му посвя­ще­на Крест­ная Слава.

Крестная слава – краеугольный камень сербского народа

Празд­ник начи­на­ет­ся с освя­ще­ния слав­ско­го хле­ба, кото­рый напо­ми­на­ет по виду рус­ский кулич, но выпе­ка­ет­ся по пост­но­му рецеп­ту. Этот осо­бый хлеб, как пра­ви­ло, изго­тов­ля­ет­ся в фор­ме боль­шой просфо­ры с над­пи­сью: «ИС ХС NIKA». На сто­ле рядом со слав­ским хле­бом раз­ме­ща­ет­ся ико­на свя­то­го или свя­той покро­ви­тель­ни­цы, слав­ская све­ча, ладан, крас­ное вино и жито – пере­мо­ло­тая пше­ни­ца с добав­ле­ни­ем сухо­фрук­тов. Во вре­мя обря­да свя­щен­ник чита­ет молит­вы из треб­ни­ка и освя­ща­ет вином хлеб и жито и поет поло­жен­ные тро­па­ри, а в момент пения пес­но­пе­ния «Иса­ие, ликуй!» хозя­ин это­го дома вме­сте со свя­щен­ни­ком кру­тит слав­ский хлеб по кру­гу и затем пере­ла­мы­ва­ет на две части со сло­ва­ми: «Хри­стос посре­ди нас. – Есть и будет».

После освя­ще­ния слав­ско­го хле­ба, кото­рое про­ис­хо­дит в хра­ме до Литур­гии или нака­нуне само­го празд­ни­ка, или в самом доме хозя­и­на Сла­вы (в зави­си­мо­сти от загру­жен­но­сти свя­щен­но­слу­жи­те­лей), и начи­на­ет­ся празд­нич­ная тра­пе­за. Отме­чая Крест­ную Сла­ву, семья в тече­ние цело­го дня при­ни­ма­ет гостей и делит тра­пе­зу с род­ны­ми, дру­зья­ми и кумо­вья­ми. Осо­бен­ность это­го празд­ни­ка в том, что никто из гостей спе­ци­аль­но не при­гла­ша­ет­ся, пото­му что это само собой разу­ме­ю­ще­е­ся. Все люди, с кото­ры­ми эта семья обща­ет­ся, но не празд­ну­ют ту же Сла­ву, уже при­гла­ше­ны и могут прий­ти в любое вре­мя дня. Неред­ко слу­ча­ет­ся, что боль­шие семьи отме­ча­ют свою Сла­ву и в тече­ние трех дней. В неко­то­рых бал­кан­ских госу­дар­ствах, где живут сер­бы (Сер­бия, Чер­но­го­рия, Рес­пуб­ли­ка Серб­ская – Серб­ская авто­но­мия в Бос­нии и Гер­це­го­вине), каж­дый пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин по зако­ну име­ет пра­во на выход­ной день, что­бы отме­тить свою Крест­ную Славу. 

Семья делит тра­пе­зу с род­ны­ми, дру­зья­ми и кумо­вья­ми, никто из гостей спе­ци­аль­но не при­гла­ша­ет­ся, пото­му что это само собой разумеющееся

Суще­ству­ет несколь­ко вер­сий воз­ник­но­ве­ния у сер­бов это­го инте­рес­но­го обы­чая. Пер­вая из них ука­зы­ва­ет, что он отно­сит­ся к еще дохри­сти­ан­ским вре­ме­нам и вос­хо­дит к индо­ев­ро­пей­ской тра­ди­ции (ср. похо­жий празд­ник «лары и пена­ты» у древ­них рим­лян). Во вре­мя хри­сти­а­ни­за­ции южно­сла­вян­ских наро­дов, нача­ло кото­рой отно­сит­ся к VI–VIII векам, неко­то­рые народ­ные празд­ни­ки были пере­осмыс­ле­ны в хри­сти­ан­ском духе с мис­си­о­нер­ской целью, что­бы люди луч­ше усво­и­ли и при­ня­ли хри­сти­ан­скую веру. Конеч­но, не все древ­ние обы­чаи при­ни­ма­лись без­ого­во­роч­но. В усло­ви­ях сохра­не­ния тех или иных народ­ных тра­ди­ций неиз­мен­но про­ис­хо­ди­ло отде­ле­ние зерен от пле­вел, соглас­но извест­но­му выска­зы­ва­нию свя­ти­те­ля Васи­лия Вели­ко­го из его поуче­ний юно­ше­ству: «Хри­сти­а­нин даже у язы­че­ских авто­ров может почерп­нуть то, что будет полез­но и бого­угод­но для его хри­сти­ан­ской жизни». 

Крестная слава – краеугольный камень сербского народа

Вто­рая вер­сия ука­зы­ва­ет на то, что небес­ный покро­ви­тель изби­рал­ся в память о свя­том, в честь кото­ро­го был кре­щен пер­вый серб в роду, и так Крест­ная Сла­ва пере­да­ва­лась из поко­ле­ния в поко­ле­ние по муж­ской линии. Поэто­му, когда девуш­ка выхо­ди­ла замуж, она мог­ла отме­чать и свою Крест­ную Сла­ву, и Сла­ву мужа, а ее дети уже празд­но­ва­ли Сла­ву сво­е­го отца.

Небес­ный покро­ви­тель изби­рал­ся в память о свя­том, в честь кото­ро­го был кре­щен пер­вый серб в роду

Один их вари­ан­тов выбо­ра Крест­ной Сла­вы свя­зан с памя­тью свя­то­го, в честь кото­ро­го освя­ще­на пер­вая цер­ковь в селе­нии, где про­жи­ва­ла та или иная семья. Кос­вен­но это послу­жи­ло и появ­ле­нию при­сла­вы, пере­сла­вы или при­служ­би­цы, кото­рая отме­ча­ет­ся вме­сте с глав­ной Сла­вой. При­чи­на появ­ле­ния при­сла­вы может быть раз­ная. Когда одна семья или моло­дой муж­чи­на пере­ез­жа­ет в дру­гое селе­ние или город, то, желая сохра­нить память о месте сво­е­го рож­де­ния, он берет при­сла­ву в честь свя­то­го покро­ви­те­ля сво­е­го села. Ино­гда быва­ло, что во вре­мя вой­ны или осман­ских наше­ствий целая семья исче­за­ла и, что­бы сохра­нить память о ней, их сосе­ди про­дол­жа­ли празд­но­вать день Сла­вы этой семьи, пре­тер­пев­шей смерть и стра­да­ние от чуже­род­ных заво­е­ва­те­лей. Начи­ная с пери­о­да ран­не­го сред­не­ве­ко­вья и вплоть до кон­ца XIX сто­ле­тия обы­чай Крест­ной Сла­вы соблю­да­ли даже сер­бы, испо­ве­ду­ю­щие като­ли­че­ство (неко­то­рые обла­сти Сред­ней Дал­ма­ции и Сла­во­нии). Для них это был обы­чай, напо­ми­на­ю­щий им об их серб­ских кор­нях. Неко­гда Сла­ва была рас­про­стра­не­на и на тер­ри­то­рии совре­мен­ной Маке­до­нии, слу­чаи празд­но­ва­ния здесь Крест­ной Сла­вы встре­ча­ют­ся и сего­дня. Не сто­ит забы­вать, что Охрид­ская архи­епи­ско­пия име­ет очень боль­шое зна­че­ние для исто­рии Серб­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, а в XX веке ею управ­лял выда­ю­щий­ся серб­ский свя­той Ново­го вре­ме­ни епи­скоп Нико­лай (Вели­ми­ро­вич).

Сохра­ни­лись мно­гие при­ме­ры из жиз­ни, когда люди в знак осо­бой бла­го­дар­но­сти Богу за сохра­не­ние и про­дле­ние жиз­ни ста­ли празд­но­вать память свя­то­го, кото­ро­му моли­лись об избав­ле­нии от смер­ти или чья память совер­ша­лась в день их спа­се­ния в самых раз­ных обсто­я­тель­ствах (воен­ное сра­же­ние, ава­рия, ситу­а­ция, опас­ная для жиз­ни). Счи­та­ет­ся, что у сер­бов очень рас­про­стра­не­на Сла­ва в честь свя­ти­те­ля Нико­лая Чудо­твор­ца. Суще­ству­ет даже такое выра­же­ние: «В день памя­ти свя­ти­те­ля Нико­лая одна поло­ви­на сер­бов празд­ну­ет эту Сла­ву, а вто­рая идет к ним в гости».

Крестная слава – краеугольный камень сербского народа

В исто­рии опи­сан инте­рес­ный при­мер празд­но­ва­ния чер­но­гор­ским пле­ме­нем Васо­е­ви­чи памя­ти рус­ско­го свя­то­го – бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го. По пре­да­нию, люди из пле­ме­ни Васо­е­ви­чей молит­вен­но обра­ти­лись к свя­то­му Алек­сан­дру Нев­ско­му за помо­щью в борь­бе про­тив турок и, полу­чив ее, ста­ли в бла­го­дар­ность отме­чать день памя­ти это­го рус­ско­го свя­то­го-вои­на как Сла­ву сво­е­го рода.

Память о зна­чи­тель­ной помо­щи рус­ских свя­тых береж­но сохра­ня­ет­ся в серб­ском наро­де, а в послед­нее вре­мя мож­но даже встре­тить обы­чай празд­но­ва­ния Крест­ной Сла­вы в честь пре­по­доб­но­го Сера­фи­ма Саров­ско­го, Сер­гия Радо­неж­ско­го, бла­жен­ной Мат­ро­ны Мос­ков­ской. Есть хра­мы, где в каче­стве хра­мо­вой Сла­вы совер­ша­ет­ся память свя­той Цар­ской семьи.

Память о рус­ских свя­тых береж­но сохра­ня­ет­ся в серб­ском наро­де, мож­но встре­тить празд­но­ва­ние Крест­ной Сла­вы в честь пре­по­доб­но­го Сера­фи­ма Саров­ско­го, Сер­гия Радонежского

Совсем недав­но при­хо­жан­ка мона­сты­ря Михоль­ска Превла­ка (неко­гда древ­ней лав­ры) близ горо­да Тиват в Чер­но­го­рии рас­ска­за­ла, что ее при­сла­ва – день памя­ти пре­по­доб­но­го Сера­фи­ма Саров­ско­го, кото­ро­му она бла­го­дар­на за то, что 15 янва­ря, когда рус­ский свя­той ото­шел ко Гос­по­ду, по ее горя­чей молит­ве он спас ее от неми­ну­е­мой смер­ти в автокатастрофе.

Обра­тив­шись к исто­рии, мы вспом­ним собы­тия Пер­вой миро­вой вой­ны. Она была побе­до­нос­ной для сер­бов, но бук­валь­но обес­кро­ви­ла стра­ну, ведь в ней погиб­ло почти две тре­ти муж­ско­го насе­ле­ния. В осо­бен­но реша­ю­щий и труд­ный момент для серб­ской армии, когда она с огром­ны­ми поте­ря­ми вынуж­де­на была отсту­пить на гре­че­ский ост­ров Кор­фу, союз­ни­ки не ока­за­ли ей ника­ко­го содей­ствия и оста­лись рав­но­душ­ны­ми к стра­да­ни­ям геро­и­че­ских серб­ских вои­нов. И тогда в это дело реши­тель­но вме­шал­ся Рус­ский Импе­ра­тор Нико­лай II и заста­вил союз­ни­ков при­слать кораб­ли для спа­се­ния сер­бов и воз­вра­ще­ния их на роди­ну. Во вре­мя пре­бы­ва­ния на Кор­фу мно­гие сер­бы взя­ли в каче­стве завет­ной Сла­вы память пре­по­доб­но­го Спи­ри­до­на Три­ми­фунт­ско­го в бла­го­дар­ность за свое спа­се­ние от вер­ной смерти.

В день памя­ти вели­ко­го чудо­твор­ца свя­ти­те­ля Васи­лия Острож­ско­го (12 мая по ново­му сти­лю) свою Сла­ву отме­ча­ют сер­бы в очень мно­гих горо­дах и селе­ни­ях, а по горо­ду Ник­шич, где нахо­дят­ся нетлен­ные мощи свя­то­го, еже­год­но про­хо­дит крест­ный ход чис­лен­но­стью более соро­ка тысяч чело­век, что состав­ля­ет при­мер­но две тре­ти насе­ле­ния само­го города.

Крест­ная Сла­ва – один из важ­ней­ших серб­ских празд­ни­ков, кото­рый отме­ча­ют и госу­дар­ствен­ные учре­жде­ния из сфе­ры обра­зо­ва­ния, про­све­ще­ния, меди­ци­ны и др. Напри­мер, офи­ци­аль­ный празд­ник всех уча­щих­ся, как и всех сер­бов вне зави­си­мо­сти от тер­ри­то­рии их про­жи­ва­ния, явля­ет­ся день свя­то­го Сав­вы, пер­во­го Серб­ско­го архи­епи­ско­па и про­све­ти­те­ля, осно­ва­те­ля неза­ви­си­мой Серб­ской Церк­ви (1219). Рус­ская Цер­ковь отме­ча­ет память свя­ти­те­ля Сав­вы 25 янва­ря, а Серб­ская – 27 янва­ря по ново­му сти­лю. Вся судь­ба серб­ско­го наро­да, его мен­та­ли­тет, духов­ное и куль­тур­ное ста­нов­ле­ние, а так­же раз­ви­тие наци­о­наль­но­го госу­дар­ства тес­ней­шим обра­зом свя­за­ны с лич­но­стью свя­ти­те­ля Сав­вы. Свя­ти­тель Сав­ва был цар­ским сыном пра­ви­те­ля сред­не­ве­ко­вой Сер­бии Сте­фа­на Нема­ни. Свя­то­род­ная дина­стия Нема­ни­чей празд­но­ва­ла Крест­ную Сла­ву в честь пер­во­му­че­ни­ка архи­ди­а­ко­на Стефана.

Крестная слава – краеугольный камень сербского народа

Сто­ли­ца Сер­бии – Бел­град отме­ча­ет сла­ву в честь празд­ни­ка Воз­не­се­ния Гос­под­ня (серб. Спа­со­в­дан). По всей стране это выход­ной день, а в празд­но­ва­нии участ­ву­ет и армия, и всё серб­ское обще­ство. Рес­пуб­ли­ка Серб­ская в Бос­нии и Гер­це­го­вине празд­ну­ет Сла­ву свя­то­го архи­ди­а­ко­на Сте­фа­на (9 янва­ря по ново­му сти­лю): в этот день про­хо­дит тор­же­ствен­ный воен­ный парад, про­во­дит­ся мно­же­ство куль­тур­ных меро­при­я­тий. Почтить этот день и раз­де­лить празд­ник вме­сте со сво­ей паст­вой и руко­вод­ством Рес­пуб­ли­ки Серб­ской при­ез­жа­ет и Пат­ри­арх Серб­ский. «Для нас, сер­бов, Сла­ва озна­ча­ет и наш день рож­де­ния, и наши име­ни­ны, но не в физи­че­ском, а в духов­ном смыс­ле», – гово­рил наш Свя­тей­ший Пат­ри­арх Серб­ский Павел.

Выше было ска­за­но, что Крест­ная Сла­ва есть толь­ко у сер­бов. Имен­но бла­го­да­ря тра­ди­ции празд­но­ва­ния Сла­вы, сер­бам уда­лось сохра­нить вер­ность пра­во­сла­вию и исто­ри­че­скую память о сво­их геро­и­че­ских пред­ках даже в ком­му­ни­сти­че­ские вре­ме­на вто­рой поло­ви­ны XX сто­ле­тия, несмот­ря на гоне­ния на Цер­ковь и духо­вен­ство (осо­бен­но в Чер­но­го­рии) и пре­сле­до­ва­ние наци­о­наль­ных обы­ча­ев и тра­ди­ций. Когда у людей не было воз­мож­но­сти откры­то испо­ве­до­вать свою веру и ходить в хра­мы, оста­ва­лись те, кто про­дол­жал празд­но­вать память небес­но­го покро­ви­те­ля сво­е­го рода. Исто­рия зна­ет и дру­гие при­ме­ры, когда дей­ство­ва­ли раз­но­го рода огра­ни­че­ния и даже запре­ты на празд­но­ва­ние Сла­вы. Они отно­си­лись ко вре­ме­ни, когда часть серб­ской нации неко­то­рое вре­мя пре­бы­ва­ла под австрий­ским или вене­ци­ан­ским управ­ле­ни­ем. Подоб­ные запре­ты вво­ди­ли под пред­ло­гом того, что эти празд­но­ва­ния быва­ют чрез­мер­ны­ми, но в дей­стви­тель­но­сти за этим сто­я­ло стрем­ле­ние навя­зать унию и под­чи­нить сла­вян­ское насе­ле­ние этих реги­о­нов вли­я­нию Ватикана.

Cер­бам уда­лось сохра­нить вер­ность пра­во­сла­вию и исто­ри­че­скую память о сво­их геро­и­че­ских пред­ках даже в ком­му­ни­сти­че­ские времена

В пери­од уста­нов­ле­ния в Юго­сла­вии бого­бор­че­ско­го титов­ско­го режи­ма (1945–1987) воин­ству­ю­щий ате­изм внед­рял­ся на госу­дар­ствен­ном уровне через систе­му обра­зо­ва­ния и пар­тий­ную идео­ло­гию. Это про­яв­ля­лось, напри­мер, в том, что работ­ни­ки, нахо­дя­щи­е­ся на госу­дар­ствен­ной служ­бе, не име­ли пра­ва уйти с рабо­ты в день сво­ей Сла­вы. При этом ком­му­ни­сти­че­ское руко­вод­ство стра­ны все­ми сила­ми стре­ми­лось пере­ло­мить мно­го­ве­ко­вую тра­ди­цию празд­но­ва­ния Сла­вы, навя­зав празд­ни­ки т. н. соци­а­ли­сти­че­ской сла­вы, осо­бен­но в Вое­во­дине, где все мень­ше отме­ча­лись Сла­вы в честь пре­столь­ных празд­ни­ков сель­ских хра­мов. Цер­ков­ный харак­тер новой «сла­вы» под­ме­нял­ся чуж­дым смыс­лом: в каче­стве ново­го пово­да для празд­но­ва­ния вво­ди­лись даты, при­уро­чен­ные к собы­ти­ям новей­шей исто­рии, напри­мер, день осво­бож­де­ния како­го-либо насе­лен­но­го пунк­та от гит­ле­ров­ской окку­па­ции. И это при том, что в пери­од Вто­рой миро­вой вой­ны боль­шую часть пра­во­слав­ных сер­бов (вклю­чая и насто­я­щую серб­скую эли­ту) физи­че­ски истре­би­ли даже не немец­кие или ита­льян­ские окку­пан­ты, а сами титов­ские ком­му­ни­сты и покры­ва­е­мые ими усташи.

Крест­ная Сла­ва – это древ­ний серб­ский обы­чай, бла­го­да­ря кото­ро­му на про­тя­же­нии мно­гих веков сохра­ня­лась духов­ная память в серб­ском наро­де и укреп­ля­лось его наци­о­наль­ное само­со­зна­ние. Это поз­во­ли­ло сер­бам остать­ся вер­ны­ми пра­во­слав­ной вере и сохра­нить свое наци­о­наль­ное есте­ство во вре­ме­на чуж­дой турец­кой или австрий­ской окку­па­ции, а так­же в тяже­лей­ший пери­од ком­му­ни­сти­че­ско­го ига. Инте­рес­но, что эта осо­бен­ная серб­ская тра­ди­ция ста­ла замет­на и за пре­де­ла­ми серб­ства: тра­ди­ция празд­но­ва­ния Сла­вы зане­се­на и в насле­дие миро­во­го зна­че­ния ЮНЕСКО в сфе­ре обра­зо­ва­ния, нау­ки и куль­ту­ры, как серб­ское нема­те­ри­аль­ное куль­тур­ное наследие.

Сего­дня серб­ский народ в сво­ем подав­ля­ю­щем боль­шин­стве празд­ну­ет Крест­ную Сла­ву и, несмот­ря на колос­саль­ное дав­ле­ние Запа­да, неуклон­но воз­вра­ща­ет­ся к сво­ей свя­то­савв­ской вере, к сво­им наци­о­наль­ным кор­ням и пра­во­слав­ной истории.

Мила Церо­вич

Источ­ник: Мос­ков­ский Сре­тен­ский монастырь

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Презентация поздравление ко дню матери скачать бесплатно
  • Православное поздравление с днем рождения сыну от родителей
  • Праздник джеоргуба картинки с поздравлением
  • Праздник сегодня церковный открытки поздравления скачать бесплатно
  • Презентация поздравление ко дню матери в детском саду для родителей