Собираясь на Славу
Собираясь на Славу — а рано или поздно каждого, кто живет в Сербии, знакомые пригласят к себе на Славу, — естественно будет озаботиться вопросами: что подарить сербу на Славу? и как на Славе надо правильно вести? Праздник этот для нас непривычный, за ним стоят многовековые народные традиции, и попадать в неприятную ситуацию, по незнанию нарушив обычаи и обидев хозяев, никому не хочется.
С подарками на Славу дело обстоит достаточно просто. Есть универсальный совет, которому очень легко следовать:
• хозяйке — букет цветов (каких-то четких указаний, какие именно цветы предпочтительны, не существует),
• хозяину — бутылку вина и пакет кофе (в магазинах продаются специальные подарочные наборы для славы, где вино и кофе красиво упакованы в коробку),
• детям — шоколад.
Цветы можно заменить коробкой конфет, а вместо обычной упаковки кофе положить подарочный комплект «кофе + чашка». Дорогие подарки на Славу — праздник христианский, связанный с почитанием святых, подвижников, которые вели скромный образ жизни, — не приняты, хозяину дорого прежде всего то уважение, которое оказал его семье гость своим визитом.
Для тех же, кто стандартные решения не любит или находится в близких отношениях с семьей, отмечающей Славу, возможны и варианты:
— бокал или кружка с изображением святого — покровителя семьи;
— икона, лампада, Библия, книга (православная, например, житие святого), крестик, подсвечник для славской свечи;
— подарки для дома: бокалы, чашки, поднос, блюдо, скатерть и т.п.
А вот индивидуальных подарков (одежда, парфюмерия, косметика, светские книги) следует избегать. Слава — праздник семейный, и подарки тоже должны быть семейными.
По обычаю, хозяин встречает гостей на пороге дома и приветствует их традиционными словами «Добро дошли!» («Добро пожаловать!»). Гости в ответ поздравляют его с праздником:
— Срећна слава домаћине, теби, твом дому и твоjим укућанима, много година у здрављу и весељу! («Счастливая Слава, хозяин, тебе, твоему дому и твоим домашним много лет в здоровье и веселье»).
Хозяин отвечает:
— Хвала и нека вам Бог и …. (здесь следует имя святого, которого прославляют в этот день) помогну да много година долазите и да славимо у здрављу и весељу! («Спасибо и пусть Бог и святой … помогут вам много лет приходить к нам, чтобы славить в здоровье и веселье»).
Если длинное поздравление запомнить на сербском трудно, то достаточно будет сказать: «Срећна слава домаћине!» — от русского гостя большего и не ждут.
Теперь можно вручить подарки.
Затем гости проходят в дом и садятся за стол, после чего к ним по очереди — по старшинству — подходит хозяйка или дочь хозяина с подносом, на котором стоят тарелка с житом, стакан с водой и на блюдце лежат маленькие ложечки. У нас в Лознице и многих других районах Сербии, но не везде, на тот же поднос принято ставить еще и стакан с красным вином. Гость должен подняться с места, перекреститься, поздравить хозяина и хозяйку — «Срећна слава!», — взять чистую ложечку, попробовать жито и отпить глоток вина (если, конечно, вино есть). Использованную ложечку опускают в стакан с водой. Отказываться от этого угощения — «нет, спасибо» — не принято, жито обязательно надо попробовать. После этого следует снова перекреститься и сесть на место. Основная часть обязанностей гостя на этом исполнена. Во время трапезы никаких особых тостов в честь Славы можно не поднимать — вполне достаточно традиционного сербского «Живели!»
Во первЫх строках хочу поблагодарить всех за поздравления! Говорить «спасибо» многочисленным сербским родственникам и приятелям — это одно удовольствие, а вам, друзья мои, — совершенно другое и даже бОльшее! Драголюб вчера впал в легкую прострацию, когда оказалось, что мы получили тридцать два послания из России и других мест земного шарика. Это круто! СПАСИБО! А теперь обещанный «отчет с места событий».
Когда Сербия находилась под властью Османской империи, практически все собрания были запрещены, потому что турки из личного опыта знали: если сербы соберутся в количестве больше трех человек, то жди неприятности типа небольшого народного волнения. Не случайно здесь бытует поговорка: ne daj, boze, da se srbi sloze (Господи, не позволяй сербам прийти к согласию). Официально собираться вместе можно было только по случаю какого-либо религиозного события, поэтому сербы и придумали Славу — праздник в честь святого покровителя (защитника) семьи. Так встречи стали легальными и достаточно частыми — села были большие, семей много, а святых в святцах достаточно. Правда, и турки наведывались, чтобы покушать бесплатно. Но сербы — народ смекалистый, заменили на праздничном столе овечье мясо свининой, так что мусульманам стало на таких праздниках очень грустно и они придумали себе другие важные дела. Аналога Славы нет нигде в мире. Даже в нашей православной России чем-то подобным можно считать лишь праздники, устраиваемые конкретной церковью в день «своего» святого. Уже на протяжении нескольких поколений покровитель моей семьи — это Святой Лука. Слава перешла Драголюбу по наследству от деда. Но не возбраняется и выбрать святого по собственному желанию или хоть каждый день устраивать праздники в честь еще нескольких. В современной жизни такого уже практически не бывает, да и сама Слава больше
не празднуется три дня, как это было прежде. Сербы не имеют «личных» святых в католическом или русском понимании этого слова, то есть у Драголюба и Тияны, независимо от даты их рождения и крещения, покровитель один — Святой Лука. Но я русская, поэтому у меня теперь два небесных защитника: Святой Лука и Святая Вера.
У Славы есть своя «обязательная программа». Каждый год, 31 октября, мы приглашаем к себе попа, который освящает дом, читает молитвы за здравие домочадцев и «кадит кодилою». Точно в полдень зажигается большая свеча, на стол ставятся «славски колач» (хлеб), сладкая вареная пшеница с орехами (жито) и красное вино.
Чтобы в следующем году все мы были здоровы и жили в любви, согласии и достатке, Драголюб крест-накрест надрезает хлеб и окропляет его вином. Потом все вместе мы три раза вертим каравай по часовой стрелке, три раза поднимаем его над головой и, наконец, надламываем.
Всё остальное — по желанию хозяев. Имею в виду застолье. По традиции гости должны приходить без приглашения. Но, как я уже писала, времена изменились, теперь Славе обычно предшествует «обзвон». Поэтому, в отличие от сербских хозяек прошлого, у меня есть огромное преимущество: я точно знаю, сколько гостей у нас будет, но по-прежнему не имею понятия, кто и во сколько явится с традиционным приветствием: «Сречна Слава, домачине!» («Счастливой вам Славы, хозяева!»). Если в России принято встречать гостей хлебом и солью, то вчера каждому вновь прибывшему я подносила жито и бокал красного вина, дабы, перекрестившись,тот «вкусил», отпил и пожелал мир дому моему. Потом принято предложить кофе, а после и к столу пригласить .
Я уже писала, что все сербские застолья страшно традиционны. Сначала на стол ставятся мезе (мясная и сырная нарезка), маленькие булочки и салатики. Салаты, пожалуй, — это единственное, что можно хоть как-то время от времени менять. Вездесущая «руска салата» (оливье) мне уже порядком надоела. Так что вчера наши гости угощались американским кукурузно-ананасным салатом без всякого (ура!) майонеза и фаршированными сыром и чесноком помидорчиками.
Но избежать традиционной сармы, фаршированного болгарского перца и печеного мяса невозможно. Без них сербский стол — не стол. Ну, и тортик, конечно же! Признаюсь, последний я просто купила в супермаркете, несмотря на ворчание свекрови, что все должно быть приготовлено своими оч.умелыми ручками. Но о моих отношениях с тортиками вы уже знаете (http://voljena.livejournal.com/13139.html), зачем же лишний раз нарываться? ))
С мясом дела обстоят чуть проще. Нужно просто вовремя сделать заказ в «месаре» или «печеняре», а потом разрезать доставленную тушу.
А вот сарму и паприку нужно готовить самому, ничего не поделаешь! Причем дня за два до праздника, иначе не успеть. Мало того, что сарма, например, в общей сложности должна не меньше пяти часов провести на плите, так ведь и завернуть нужно минимум штук пятьдесят. Просто замечательно, что все это дело кипит именно на бабушкиной кухне! Да и признаюсь честно — я себе задачу несколько облегчила, потому что приготовила и для сармы, и для паприки одинаковый фарш вот из этого продуктового набора
Сначала в огромной кастрюле на свином жире мы поджарили лук, обильно посыпанный порошком из сладкого красного перца («алавой паприкой»), потом туда же добавили немного сухих овощей, мясной фарш, рис и кучу всяких специй.
Сарма отличается тем, что начинка заворачивается в листы не свежей, а хорошо просоленной или, как здесь говорят, кислой капусты. Ее точно так же «разбирают на запчасти» и немного промывают водой.
Каждая хозяйка имеет свою технику заворачивания фарша в капустный лист. Главное, чтобы конвертик оставался запечатанным до момента попадания в тарелку. Варятся сармицы в большом, лучше глиняном, горшке — «лонце». На дно обязательно кладется достаточное количество свиного жира, сдобренного той же алавой паприкой. Сербские «голубцы» укладываются очень тесно, а между их рядами и сверху выкладываются сухие копченые ребрышки и солонина.
С фаршированным перцем (паприкой) немного легче. Единственное, что в это время года используется уже его сушеный вариант, срезаемый непосредственного с традиционных «ожерелий» или купленный на рынке в уже очищенном виде.
Эти перчики опускаются минут на десять в теплую воду, а затем фаршируются все той же начинкой. Потом закрываются наподобие кулечка и «запечатываются» обычной мукой. Готовятся они намного быстрее сармы, лучше всего в духовке.
Получается очень вкусно. Но обязательно нужно сказать, что поедание такой папрки — это своего рода лотерея. Никогда не угадаешь, попадется тебе сладкий или острый вариант этого перца.
Вот, пожалуй, и все славские премудрости. Я с удивлением обнаружила, что жду этот семейный праздник и, более того, могу практически все приготовить сама. А это не может не радовать! Так что, если когда-нибудь, 31 октября вы окажетесь у нас в Обреновце — милости просим в гости. Прославимо заедно!
Сербия – страна, которая очень богата традициями. Они впитывали в себя особенности различных культур: турецкой, кельтской, австрийской и других. Но есть в Сербии и аутентичные традиции, которых больше нет ни в одной стране. И сейчас вы узнаете об одной из них. Сербы очень горды тем, что ни в одной культуре, даже в православной, нет такого праздника как «Слава» или почитание святого семьи.
Что это за праздник Слава?
Слава – это самый сербский праздник, и, пожалуй, он ярко характеризует сербов, как нацию.
Дело в том, что у каждой семьи есть Святой покровитель. Все семьи, у которых один покровитель, связаны. И это, наверное, есть та самая причина, которая объясняет такую национальную сплоченность сербов. Кроме того, Слава – это очень яркое и эмоциональное выражение православной веры, которая глубоко в душе каждого серба.
Слава – это не только день пиршества, но и день духовного возрождения, что является основой сербской души, сербского единства.
По словам сербов, именно этой традиции они обязаны своим существованием.
Есть старая поговорка, связанная со Славой, примерный перевод которой: «Кто празднует Славу, того Слава защищает».
«Кто празднует Славу, того Слава защищает»
История появления
С самого принятия христианства в 9 веке в сербских традициях есть этот праздник. Цитируя Святого Павла, семья – это маленькая церковь и у каждой церкви должен быть свой Святой хранитель. Именно с этого времени каждая семья имеет своего покровителя, и почтение к нему передается от отца к сыну, из поколения в поколение.
Святой Павел
Празднование
Славу праздновали в Сербии во все времена, не важно, какой был период: будь турецкое владычество, мировые войны или коммунистическая Югославия. Она связана с каждым сербом золотой нитью: прошлое с настоящим, предки с потомками. Есть еще одна поговорка: «Там, где есть серб, есть и Слава».
«Там, где есть серб, есть и Слава»
Символы праздника Слава
Как празднуют Славу? В доме ставится икона Святого покровителя, а также несколько предметов, которые символизируют Христа и веру, его смерть и воскрешение:
- Зажжённая свеча
- Славский Калач (Clavski Kolac)
- Славское жито (Slavski Zito)
- Красное вино
Обычно на празднование Славы собирается вся семья, количество человек иногда достигает 30-40. Сербы говорят, что даже, если кто-то умер в семье, то нельзя пропускать Славу, так как это и есть единение со всеми ушедшими предками.
Дата и способы празднования
У самого большого количества семей Святым покровителем является Святой Николай, потому во многих семьях Слава празднуется 6 декабря.
В честь этого также есть сербская поговорка, которая очень характеризует единство сербской нации: «Сегодня половина сербов празднует Славу, а вторая половина идет на Славу».
«Сегодня половина сербов празднует Славу, а вторая половина идет на Славу»
Во время праздника дом открыт для всех гостей. По традиции все гости должны принести красное вино, и ничего больше. Это время духовного единения, веселья и почитания предков.
Эта статья была опубликована на сайте Serbia.com. Ориентирована она на иностранцев, и многое в этом материале является некоторым преувеличением, но, по сути, все верно. Слава — это действительно значимый праздник для любого серба.
Большинство сербов являются православными христианами, и Православие многие славянские народы приняли практически сразу после переселения на Балканы (католицизм был принят некоторыми славянскими народами позже, прим. Balkanza.ru).
Существует Сербская Православная церковь (самостоятельная Церковь среди остальных поместных, прим. Balkanza.ru). У каждой поместной Церкви есть свои особенности. Такой особенностью Сербской Православной Церкви является Слава.
Сербская Слава связана с теми временами, когда культ предков был очень силен. Для славян семья и традиции были одними из самых ценных вещей на земле, и эти институты сильны для сербов до сегодняшнего дня. Чтобы как-то подчеркнуть эти особенности и вплести их в Христианство, сербский архиепископ Св. Савва канонизировал их и сформировал уникальное сербское культурное наследие. Итак, что же такое сербская Слава?
Если вы посетите сербский дом, вы обнаружите там икону какого-либо православного Святого. Это будет икона святого хранителя семьи хозяина дома. Более того, по имени этого святого можно понять, как звали предка хозяина, крещенного Святым Саввой. Т.е. этот Святой, в честь которого назвали первого православного предка хозяина при Крещении. Слава передается по мужской линии. Т.е. сын будет праздновать ту же Славу, что праздновал и его отец, и дед. Жена будет праздновать ту же Славу, что и муж. Слава — это действительно святой день для каждого серба. Его значимость стоит рядом с Пасхой и Рождеством. В этот день сербы полностью посвящены своей семье и самым дорогим людям.
Существует достаточно большой спектр способов отпраздновать Славу. Зависит это, как правило, от региона, но некоторые вещи остаются неизменными для любого сербского дома. Так, на Славу всегда готовится славский колач — специальный хлеб, который выпекается на ночь перед Славой. Славское жито — пшеница, которая символизирует Воскресение Христа и предков. Славская свеча, которая горит весь день празднования Славы.
Слава — это день полный всяких цереоний, и каждый именинник (назовем так человека, празднующего Славу) все организует так, чтобы наилучшим образом отпраздновать день своего Святого хранителя, собрав вместе семью и близких друзей за одним столом. День Славы обычно начинается очень рано, когда вся семья идет на Святую Литургию в Храм, освящая славский колач и славское жито. В зависимости о того, на какой день попадает Слава (постный или не постный), существует постная и непостная Слава («Posna Slava» и «Mrsna Slava»). В постную Славу готовится много рыбных блюд, в то время, как в мясную Славу готовится множество блюд из мяса. И там, и там все вкусно. Разница только в наборе блюд.
Сотни Святых поминаются в Сербии. Самые известные и почитаемые из них: Св. Николай (19 декабря), Святой Георгий (6 мая), Святой Иоанн Креститель (20 января), Святой Архангел Михаил (21 ноября), Святой Савва Сербский (27 января), Святой Димитрий (8 ноября).
Сербы говорят, что на Славу приглашают только один единственный раз. Далее, вы считаетесь уже автоматически приглашенным. Вам могут позвонить по телефону, в основном для того, чтобы просто уточнить время празднования. Если вас пригласили на Славу, это означает, что вы дороги для именинника. Ну, а теперь о некоторых обычая при праздновании Славы.
Обычно, на Славу принято дарить хозяину бутылку красного вина, символизирующую кровь Иисуса Христа, а хозяйке букет цветов. Не обязательно, но все же приятно для хозяев, если вы подарите детям какие-нибудь сладости.
„SREĆNA SLAVA, DOMAĆINE!“
Читается, как «Сречна Слава, домачине!» («Со Славой, хозяин!»). Это первое, что нужно сказать имениннику. Поздравить необходимо не только именинника, но и всех родственников. А если вы приглашены на Славу впервые, то позвольте имениннику представить вас родственникам и друзьям. Также помните, что у сербов, как и у русских, есть традиция при встрече целоваться трижды.
На этом ритуальная часть не заканчивается. Хозяин, а чаще хозяйка положит вам в чашу зерна, окропленные вином. Здесь надо осенить себя крестным знамением, поздравить еще раз с праздником хозяев, взять ложку и попробовать зерна. После этого можно выпить глоток вина. С этого момента можно почувствовать себя своим и расслабиться.
Имейте ввиду, что существует порядок «посадки» за стол. Обычно, самые дорогие гости сидят рядом с хозяином, остальные рассаживаются «по иерархии». Самые «престижные» места в большинстве случаев принадлежат родителям. Самое лучшее — «при рассадке» позволить хозяину самому указать вам место за столом. Также помните, что во многих семьях сохранилась традиция благословления стола хозяином. В этом случае читается краткая молитва.
Обычно застолье начинается со всяких закусок — вяленого мяса, сыра, салатов, пирогов, айвара, каймака и других. Затем следуют основные блюда или суп. В зимнее время и «постная» и «мясная» начинаются с сармы — капустных листьев, фаршированных мясом или рисом. В летнее время подается «сармица од зеля» — все то же самое, только вместо капустных листьев используются листья ревеня. После идет десерт. Это самое лучшее время для комплиментов хозяйке, хотя комплименты хозяйке, связанные с кулинарией, вполне можно говорить в любое время застолья. Также, за все время застолья хозяева непрерывно следят за тем, чтобы ваш бокал (или рюмка) всегда были полными. Отказывать хозяину в предложении с ним выпить — неприлично!
Что касается пития, то сербы любят говорить тосты (все как у нас). Так, первый бокал (или рюмка, если пьется ракия) обычно выпивается под тост «SREĆNA SLAVA, DOMAĆINE!». Если вы творческая натура, то этот тост можно разбавить чем-то вроде следующего:
- Пожелать хозяевам праздновать Славу еще долгие годы.
- Пожелать хозяевам, чтобы побольше потомков праздновали ту же Славу, что и хозяин (скрытое пожелание большого потомства).
- Пожелать хозяину, чтобы его небесный покровитель хранил его.
- Пожелать, чтобы хозяин праздновал Славу еще долгие годы.
Как уже говорилось, сербская Слава — это тот день, когда собирается семья и ближайшее окружение. Именно поэтому Слава считается одним из самых веселых праздников в мире. Не стесняйтесь, смейтесь со всеми, присоединяйтесь к различным конкурсам и веселым обсуждениям. Не редкость, когда кто-то начинает петь. Не бойтесь «растопить лед»!
Теперь вы полностью подготовлены и уж точно не почувствуете себя «не в своей тарелке», если кто-то пригласит вас отпраздновать такой дорогой для любого серба праздник — сербскую Славу!
Источник — Serbia.com
На днях, 16 ноября, мы отмечали свою семейную Славу. Интересно, насколько понятно звучит приведённый ниже диалог?
— А у вас какая Слава?
— Святой Георгий.
— 6 мая?
— Нет, мы славим в ноябре, у нас осенний.
Честно говоря, я не планировала делать статью про сербскую Славу — об этой очень сербской семейной традиции есть уже очень много статей в интернете. Но, пожалуй, я не права: есть ощущение неполноты, если на сайте о Сербии не сказано ни слова о Славе. Я решила перевести и и разместить небольшой фрагмент из книги для детей: мне понравилось, что там всё разложено по полочкам, всё четко и понятно. Итак,
Что такое сербская слава? Фрагмент из книги
Древние славяне, предки сегодняшних сербов, были язычниками (многобожцами), и, как и все многобожцы, славили разных богов (в сущности — идолов), потому что не знали про одного, истинного Бога.
Принятием христианства сербы приняли «святкование» (почитание) христианских праздников.
Христианские праздники — это богослужебное напоминание о наиважнейших событиях в истории Церкви, описанных в Новом Завете, а также о достоинствах ряда святых людей. Все эти праздники упорядочены в годовй богослужебный цикл, и их празднование повторяется каждый год. С каждым из этих праздников связаны определённые народные обычаи, которые в разных местах различаются, порой даже от села к селу. Больше всего разных обычаев связано с празднованием Рождества.
Кроме общехристианского празднования церковных праздников, сербы имеют одну особенность — празднование Крестной Славы. Каждая сербская семья имеет свою Крестную Славу, связанную со святым (реже это какой-либо церковный праздник), которого она славит. Праздник Крестной Славы имеют только сербы.
Слава также празднуется в разных краях по-разному. Но у всех общим является то, что она посвящена святому защитнику, которого наследует семья от своих предков по мужской линии. Этот святой и есть центральная личность на Славе, ради него и собирается семья и все гости.
Основные символы (атрибуты) Славы — это праздничный хлеб (славский колач), пшеница /жито, колево/, икона святого, которого славят, и славская свеча.
Обычно священник заранее приходит в дом, где скоро будет Слава, и освящает воду, которая используется для того, чтобы замесить на ней славский хлеб. В день Славы хлеб носят в церковь, и здесь священник с благословением льёт в него немного вина и разламывает вместе с хозяином дома. Есть места, где священник приходит в дом того, кто славит Славу, или в день Славы, или днём раньше, и здесь, по церковному обряду, поливает хлеб и пшеницу вином и разламывает хлеб вместе с хозяином. Каждый гость на Славе первым делом угощается славским хлебом и пшеницей.
По обычаю сыну, когда он женится, отец «передаёт Славу», передавая четверть славского хлеба. Потом сын славит Славу у в своём доме. Конечно, каждый вновь созданный дом и должен славить Славу своих предков, даже если отец сыну Славу не передал.
Слава никогда не прерывается. По обычаю хозяин Славы, которая празднуется в этот день, в знак почтения к святому, которого славит, и к гостям, которые пришли на обед, всё время стоит.
Если Слава попадает по церковному календарю на постный день, то праздничный стол должен быть постным.
Отдельные сёла имеют свою заветную Славу, и каждый дом её празднует или устраивает угощение.
Перевела с сербского Светлана Ранджелович
Ещё о датах
Святой покровитель, который славится, передаётся из поколения в поколение по мужской линии, а вместе с ним и дата Славы. Дата имеет привязку к церковному календарю. Например, есть семьи, которые славят Святого Георгия 6 мая (по церковному календарю это день памяти Св.Гергия Победоносца), а есть те, кто славит 16 ноября (обновление храма Св.Георгия в Лидде) — это общепризнанные Славы.
Св.Николай славится 19 декабря (Никола Зимни) и 22 мая (Никола Летни). Самые «многочисленные» Славы — это те, что я упомянула, а также Св.Йован, Св.Архангел Михаил, Св. Илиjа, Св.Петка (Параскева), Св.Алимпиjе.
Есть и профессиональные Славы — например, Марию Огнену славят летом железнодорожники, Святых Врачей (Косму и Дамиана) — доктора. Святого Саву (по-русски Савву) — школьники и учебные заведения.
О подарках
Если хозяева празднуют Славу широко, приглашаются гости. На Славу принято приносить в качестве подарка кофе (это обычный презент при посещении семьи) и вино. В одной из недавних статей перечисляется такой вариант: мужчине — вино, женщине — цветы, детям — шоколад. Людям, которым это значимо, можно подарить книгу, особенно душеполезную. Также иногда дарят что-то дому — салфетки, полотенца, скатерти. Гости приветствуют хозяев словами : «Срећна Слава!» (Счастливая Слава!).
Спасибо за внимание!
Уникальное явление у православных христиан, известное под названием «Крестная Слава», существует только у сербов. Этот многовековой обычай ярко отражает самосознание всего сербского народа и много говорит об особенностях национальной традиции сербов с присущим ей принципом органичного двуединства «веры и крови», духовного и национального. Крестная Слава – это важнейший семейный праздник каждого православного серба, небесного покровителя всей семьи и целого рода. Он отмечается раз в году, в день памяти святого, которому посвящена Крестная Слава.
Праздник начинается с освящения славского хлеба, который напоминает по виду русский кулич, но выпекается по постному рецепту. Этот особый хлеб, как правило, изготовляется в форме большой просфоры с надписью: «ИС ХС NIKA». На столе рядом со славским хлебом размещается икона святого или святой покровительницы, славская свеча, ладан, красное вино и жито – перемолотая пшеница с добавлением сухофруктов. Во время обряда священник читает молитвы из требника и освящает вином хлеб и жито и поет положенные тропари, а в момент пения песнопения «Исаие, ликуй!» хозяин этого дома вместе со священником крутит славский хлеб по кругу и затем переламывает на две части со словами: «Христос посреди нас. – Есть и будет».
После освящения славского хлеба, которое происходит в храме до Литургии или накануне самого праздника, или в самом доме хозяина Славы (в зависимости от загруженности священнослужителей), и начинается праздничная трапеза. Отмечая Крестную Славу, семья в течение целого дня принимает гостей и делит трапезу с родными, друзьями и кумовьями. Особенность этого праздника в том, что никто из гостей специально не приглашается, потому что это само собой разумеющееся. Все люди, с которыми эта семья общается, но не празднуют ту же Славу, уже приглашены и могут прийти в любое время дня. Нередко случается, что большие семьи отмечают свою Славу и в течение трех дней. В некоторых балканских государствах, где живут сербы (Сербия, Черногория, Республика Сербская – Сербская автономия в Боснии и Герцеговине), каждый православный христианин по закону имеет право на выходной день, чтобы отметить свою Крестную Славу.
Семья делит трапезу с родными, друзьями и кумовьями, никто из гостей специально не приглашается, потому что это само собой разумеющееся
Существует несколько версий возникновения у сербов этого интересного обычая. Первая из них указывает, что он относится к еще дохристианским временам и восходит к индоевропейской традиции (ср. похожий праздник «лары и пенаты» у древних римлян). Во время христианизации южнославянских народов, начало которой относится к VI–VIII векам, некоторые народные праздники были переосмыслены в христианском духе с миссионерской целью, чтобы люди лучше усвоили и приняли христианскую веру. Конечно, не все древние обычаи принимались безоговорочно. В условиях сохранения тех или иных народных традиций неизменно происходило отделение зерен от плевел, согласно известному высказыванию святителя Василия Великого из его поучений юношеству: «Христианин даже у языческих авторов может почерпнуть то, что будет полезно и богоугодно для его христианской жизни».
Вторая версия указывает на то, что небесный покровитель избирался в память о святом, в честь которого был крещен первый серб в роду, и так Крестная Слава передавалась из поколения в поколение по мужской линии. Поэтому, когда девушка выходила замуж, она могла отмечать и свою Крестную Славу, и Славу мужа, а ее дети уже праздновали Славу своего отца.
Небесный покровитель избирался в память о святом, в честь которого был крещен первый серб в роду
Один их вариантов выбора Крестной Славы связан с памятью святого, в честь которого освящена первая церковь в селении, где проживала та или иная семья. Косвенно это послужило и появлению приславы, переславы или прислужбицы, которая отмечается вместе с главной Славой. Причина появления приславы может быть разная. Когда одна семья или молодой мужчина переезжает в другое селение или город, то, желая сохранить память о месте своего рождения, он берет приславу в честь святого покровителя своего села. Иногда бывало, что во время войны или османских нашествий целая семья исчезала и, чтобы сохранить память о ней, их соседи продолжали праздновать день Славы этой семьи, претерпевшей смерть и страдание от чужеродных завоевателей. Начиная с периода раннего средневековья и вплоть до конца XIX столетия обычай Крестной Славы соблюдали даже сербы, исповедующие католичество (некоторые области Средней Далмации и Славонии). Для них это был обычай, напоминающий им об их сербских корнях. Некогда Слава была распространена и на территории современной Македонии, случаи празднования здесь Крестной Славы встречаются и сегодня. Не стоит забывать, что Охридская архиепископия имеет очень большое значение для истории Сербской Православной Церкви, а в XX веке ею управлял выдающийся сербский святой Нового времени епископ Николай (Велимирович).
Сохранились многие примеры из жизни, когда люди в знак особой благодарности Богу за сохранение и продление жизни стали праздновать память святого, которому молились об избавлении от смерти или чья память совершалась в день их спасения в самых разных обстоятельствах (военное сражение, авария, ситуация, опасная для жизни). Считается, что у сербов очень распространена Слава в честь святителя Николая Чудотворца. Существует даже такое выражение: «В день памяти святителя Николая одна половина сербов празднует эту Славу, а вторая идет к ним в гости».
В истории описан интересный пример празднования черногорским племенем Васоевичи памяти русского святого – благоверного князя Александра Невского. По преданию, люди из племени Васоевичей молитвенно обратились к святому Александру Невскому за помощью в борьбе против турок и, получив ее, стали в благодарность отмечать день памяти этого русского святого-воина как Славу своего рода.
Память о значительной помощи русских святых бережно сохраняется в сербском народе, а в последнее время можно даже встретить обычай празднования Крестной Славы в честь преподобного Серафима Саровского, Сергия Радонежского, блаженной Матроны Московской. Есть храмы, где в качестве храмовой Славы совершается память святой Царской семьи.
Память о русских святых бережно сохраняется в сербском народе, можно встретить празднование Крестной Славы в честь преподобного Серафима Саровского, Сергия Радонежского
Совсем недавно прихожанка монастыря Михольска Превлака (некогда древней лавры) близ города Тиват в Черногории рассказала, что ее прислава – день памяти преподобного Серафима Саровского, которому она благодарна за то, что 15 января, когда русский святой отошел ко Господу, по ее горячей молитве он спас ее от неминуемой смерти в автокатастрофе.
Обратившись к истории, мы вспомним события Первой мировой войны. Она была победоносной для сербов, но буквально обескровила страну, ведь в ней погибло почти две трети мужского населения. В особенно решающий и трудный момент для сербской армии, когда она с огромными потерями вынуждена была отступить на греческий остров Корфу, союзники не оказали ей никакого содействия и остались равнодушными к страданиям героических сербских воинов. И тогда в это дело решительно вмешался Русский Император Николай II и заставил союзников прислать корабли для спасения сербов и возвращения их на родину. Во время пребывания на Корфу многие сербы взяли в качестве заветной Славы память преподобного Спиридона Тримифунтского в благодарность за свое спасение от верной смерти.
В день памяти великого чудотворца святителя Василия Острожского (12 мая по новому стилю) свою Славу отмечают сербы в очень многих городах и селениях, а по городу Никшич, где находятся нетленные мощи святого, ежегодно проходит крестный ход численностью более сорока тысяч человек, что составляет примерно две трети населения самого города.
Крестная Слава – один из важнейших сербских праздников, который отмечают и государственные учреждения из сферы образования, просвещения, медицины и др. Например, официальный праздник всех учащихся, как и всех сербов вне зависимости от территории их проживания, является день святого Саввы, первого Сербского архиепископа и просветителя, основателя независимой Сербской Церкви (1219). Русская Церковь отмечает память святителя Саввы 25 января, а Сербская – 27 января по новому стилю. Вся судьба сербского народа, его менталитет, духовное и культурное становление, а также развитие национального государства теснейшим образом связаны с личностью святителя Саввы. Святитель Савва был царским сыном правителя средневековой Сербии Стефана Немани. Святородная династия Неманичей праздновала Крестную Славу в честь первомученика архидиакона Стефана.
Столица Сербии – Белград отмечает славу в честь праздника Вознесения Господня (серб. Спасовдан). По всей стране это выходной день, а в праздновании участвует и армия, и всё сербское общество. Республика Сербская в Боснии и Герцеговине празднует Славу святого архидиакона Стефана (9 января по новому стилю): в этот день проходит торжественный военный парад, проводится множество культурных мероприятий. Почтить этот день и разделить праздник вместе со своей паствой и руководством Республики Сербской приезжает и Патриарх Сербский. «Для нас, сербов, Слава означает и наш день рождения, и наши именины, но не в физическом, а в духовном смысле», – говорил наш Святейший Патриарх Сербский Павел.
Выше было сказано, что Крестная Слава есть только у сербов. Именно благодаря традиции празднования Славы, сербам удалось сохранить верность православию и историческую память о своих героических предках даже в коммунистические времена второй половины XX столетия, несмотря на гонения на Церковь и духовенство (особенно в Черногории) и преследование национальных обычаев и традиций. Когда у людей не было возможности открыто исповедовать свою веру и ходить в храмы, оставались те, кто продолжал праздновать память небесного покровителя своего рода. История знает и другие примеры, когда действовали разного рода ограничения и даже запреты на празднование Славы. Они относились ко времени, когда часть сербской нации некоторое время пребывала под австрийским или венецианским управлением. Подобные запреты вводили под предлогом того, что эти празднования бывают чрезмерными, но в действительности за этим стояло стремление навязать унию и подчинить славянское население этих регионов влиянию Ватикана.
Cербам удалось сохранить верность православию и историческую память о своих героических предках даже в коммунистические времена
В период установления в Югославии богоборческого титовского режима (1945–1987) воинствующий атеизм внедрялся на государственном уровне через систему образования и партийную идеологию. Это проявлялось, например, в том, что работники, находящиеся на государственной службе, не имели права уйти с работы в день своей Славы. При этом коммунистическое руководство страны всеми силами стремилось переломить многовековую традицию празднования Славы, навязав праздники т. н. социалистической славы, особенно в Воеводине, где все меньше отмечались Славы в честь престольных праздников сельских храмов. Церковный характер новой «славы» подменялся чуждым смыслом: в качестве нового повода для празднования вводились даты, приуроченные к событиям новейшей истории, например, день освобождения какого-либо населенного пункта от гитлеровской оккупации. И это при том, что в период Второй мировой войны большую часть православных сербов (включая и настоящую сербскую элиту) физически истребили даже не немецкие или итальянские оккупанты, а сами титовские коммунисты и покрываемые ими усташи.
Крестная Слава – это древний сербский обычай, благодаря которому на протяжении многих веков сохранялась духовная память в сербском народе и укреплялось его национальное самосознание. Это позволило сербам остаться верными православной вере и сохранить свое национальное естество во времена чуждой турецкой или австрийской оккупации, а также в тяжелейший период коммунистического ига. Интересно, что эта особенная сербская традиция стала заметна и за пределами сербства: традиция празднования Славы занесена и в наследие мирового значения ЮНЕСКО в сфере образования, науки и культуры, как сербское нематериальное культурное наследие.
Сегодня сербский народ в своем подавляющем большинстве празднует Крестную Славу и, несмотря на колоссальное давление Запада, неуклонно возвращается к своей святосаввской вере, к своим национальным корням и православной истории.
Мила Церович
Источник: Московский Сретенский монастырь