Праздник собор пресвятой богородицы когда отмечается

Народный календарь

8 января 2022 года проходит христианский праздник Собор Пресвятой Богородицы. В этот день весь православный мир прославляет Деву Марию как матерь Иисуса Христа, а также других лиц, близких Спасителю (царь Давид, святой Иаков).

Приметы:

  • В народе праздник 8 января получил название Бабьи каши или Бабий праздник. Он воспринимался как женский день, когда хозяйки устраивали колядки, посещали баб-повитух, угощали друг друга кашей, специально приготовленной для такого случая. Особое внимание уделяется роженицам и всем семьям, которые ждут рождения ребенка. Женщины вместе с детьми отправлялись к повитухам с поздравлениями и дарами, а они угощали своих гостей кашами. Отсюда пошла традиция, что в этот день нужно приготовить и поставить на стол кашу.
  • 8 января можно избавиться от старья, ненужного хлама, битой посуды — к счастью.
  • Во время Святок нужно делать добрые дела, чтобы отпугнуть нечисть и привлечь силы света. Помогать бедным, больным, родственникам и другим людям, которым необходима ваша помощь и кому вы можете её оказать.
  • Родившийся в этот день будет хозяйственным, умелым, о таких говорят «руки из того места растут». Любое дело, особенно которое делается руками, ему будет по плечу. Кроме того, будет обладать такими качествами, как сила воли и стремление к самосовершенствованию.
  • Существует поверье, что в ночь с 7 на 8 января в храм сходятся все покойники, поэтому в этот день проводили обеды и панихиды по умершим.

Что нельзя делать в этот день?

  • Запрещается отказывать в помощи беременным женщинам и тем, кто занимается их беременностью, помогает при родах.
  • Нельзя показывать новорождённых детей, возрастом менее 40 дней, незнакомым людям.
  • Опасно пускать на ночлег малознакомых людей в дом, где есть новорождённый.
  • Нельзя шить, вышивать, вязать, заниматься другими рукоделиями — предки считали, что из-за этого могут возникнуть проблемы со здоровьем, особенно со зрением.
  • Запрещено ругаться с родными и близкими людьми — к болезням в семье.
  • Нельзя привлекать нечисть низменными проявлениями своего характера, неправильным поведением, руганью, распусканием рук, предосудительными поступками.
  • Нельзя сквернословить, врать, замысливать и делать недоброе, хитрить, жульничать.
  • Нельзя заниматься домашней работой: стирать, гладить, мыть полы и так далее. Считается, что из дома может уйти достаток.
  • Не рекомендуются финансовые сделки, купля и продажа. Разрешается небольшой шопинг.
  • Не рекомендуется заниматься сложной и серьёзной работой, тяжёлой, ответственной, начинать новые дела — это приведет к провалу. Однако запрет не относится к музыкантам и плотникам — представителям данных профессий во всём 8 января будет сопутствовать удача. Особенно строго соблюдать запрет на работу полагалось беременным женщинам, так как труд в такой праздник может принести проблемы с беременностью или здоровьем ребёнка.

Напомним, что у православных с 7 января начинаются Святки и заканчиваются 18 января в Крещенский Сочельник. Что можно и нельзя делать в этот период, какие есть традиции, читайте в нашем материале. 

Со­бор Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. На дру­гой день по Рож­де­стве Хри­сто­ве празд­ну­ет­ся Со­бор Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, па­мять свя­то­го Иоси­фа Об­руч­ни­ка, ца­ря Да­ви­да (пред­ка по пло­ти Гос­по­да Иису­са Хри­ста) и свя­то­го Иа­ко­ва, бра­та Гос­под­ня, сы­на от пер­во­го бра­ка свя­то­го Иоси­фа Об­руч­ни­ка. Свя­той Иа­ков со­про­вож­дал вме­сте с от­цом сво­им Иоси­фом Ма­терь Бо­жию и Бо­гом­ла­ден­ца Иису­са при бег­стве в Еги­пет.

Происхождение названия. Праздник этот называется «Собором» не потому, что посвящен нескольким святым (как, например, Собор 12 апостолов), а потому, что древние христиане имели обычай в этот день собираться в святые храмы для прославления Богоматери. Таким же образом на следующий день после праздника Крещения Господня совершается празднование Собора честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (20 января), когда православный народ собирается в храме, чтобы соборно помолиться, совершить богослужение и похвалу в честь того, кто послужил в деле Крещения Христова.

К истории праздника. По­сле то­го, как волх­вы ушли из Виф­ле­е­ма, Ан­гел Гос­по­день во сне явил­ся Иоси­фу, по­веле­вая ему, чтобы он вме­сте с но­во­рож­ден­ным мла­ден­цем Иису­сом Хри­стом и Ма­те­рию Его, Пре­чи­стою Де­вою Ма­ри­ею, бе­жал в Еги­пет и оста­вал­ся там до тех пор, по­ка ему по­ве­ле­но бу­дет от­ту­да воз­вра­тить­ся, так как Ирод хо­чет ис­кать Мла­ден­ца, чтобы по­гу­бить Его. Иосиф, встав, взял Мла­ден­ца и Ма­терь Его но­чью и по­шел в Еги­пет. Но сна­ча­ла, преж­де от­ше­ствия сво­е­го ту­да, он ис­пол­нил в хра­ме Со­ло­мо­но­вом все, что опре­де­ле­но бы­ло по за­ко­ну Гос­под­ню, ибо дни очи­ще­ния Пре­чи­стой и Пре­не­по­роч­ной Бо­го­ма­те­ри уже на­сту­пи­ли, и в том хра­ме сре­ти­ли Гос­по­да на­ше­го ста­рец Си­ме­он и Ан­на про­ро­чи­ца. По­том, ис­пол­нив все, что опре­де­ле­но бы­ло в за­коне, Иосиф по­шел в На­за­рет, в дом свой. Ибо так го­во­рит свя­той Лу­ка: «И ко­гда они со­вер­ши­ли все по за­ко­ну Гос­под­ню, воз­вра­ти­лись в Га­ли­лею, в го­род свой На­за­рет» (Лк.2:39). От­сю­да яв­но, что они не тот­час на­пра­ви­лись из Виф­ле­е­ма к Егип­ту, но сна­ча­ла по­шли в храм Гос­по­день, за­тем в На­за­рет и, на­ко­нец, в Еги­пет. О том сви­де­тель­ству­ет и свя­той Фе­о­фи­лакт в тол­ко­ва­нии на Еван­ге­ли­ста Мат­фея, ко­гда пи­шет так: «Во­прос: Как это го­во­рит Еван­ге­лист Лу­ка, что Гос­подь уда­лил­ся в На­за­рет по про­ше­ствии 40 дней по рож­де­нии Сво­ем и по­сле сре­те­ния Сво­е­го стар­цем Си­мео­ном? А здесь свя­той Мат­фей го­во­рит, что он при­шел в На­за­рет уже по воз­вра­ще­нии из Егип­та? От­вет: Знай, что Еван­ге­лист Лу­ка упо­ми­на­ет о том, о чем умол­чал Еван­ге­лист Мат­фей, имен­но — что Гос­подь (го­во­рит Лу­ка) по рож­де­стве Сво­ем по­шел в На­за­рет. А Мат­фей го­во­рит о том, что слу­чи­лось уже по­сле то­го, имен­но: как наш Гос­подь бе­жал в Еги­пет и как по воз­вра­ще­нии от­ту­да сно­ва по­шел в На­за­рет. Во­об­ще Еван­ге­ли­сты не про­ти­во­ре­чат друг дру­гу, но толь­ко Лу­ка го­во­рит об уда­ле­нии Хри­ста из Виф­ле­е­ма в На­за­рет, а Мат­фей по­вест­ву­ет о Его воз­вра­ще­нии в На­за­рет из Егип­та».

Итак, по вы­хо­де из хра­ма Гос­под­ня свя­тые пут­ни­ки сна­ча­ла от­пра­ви­лись в На­за­рет и немед­лен­но сде­ла­ли рас­по­ря­же­ние от­но­си­тель­но сво­е­го до­ма, а за­тем, за­хва­тив­ши все нуж­ное для пу­те­ше­ствия, по­спеш­но, но­чью (чтобы бли­жай­шие со­се­ди не узна­ли это­го) на­пра­ви­лись по до­ро­ге к Егип­ту. При этом они взя­ли с со­бою для услу­же­ния и Иа­ко­ва, стар­ше­го сы­на Иоси­фо­ва, на­зван­ного впо­след­ствии бра­том Гос­под­ним, что вид­но из цер­ков­но­го пес­но­пе­ния на 23-е ок­тяб­ря, где по­ет­ся так: «Еже во пло­ти Гос­под­ня же­ла­ния муд­ре, брат по­ка­зал­ся еси, уче­ник, и са­мо­ви­дец бо­же­ствен­ных тайн, бе­га­яй с ним, и во Егип­те быв со Иоси­фом, Ма­те­рию же Иису­со­вою: с ни­ми­же мо­ли спа­сти­ся нам»[1]. От­сю­да яв­но, что и Иа­ков со­пут­ство­вал свя­то­му се­мей­ству на пу­ти в Еги­пет, слу­жа ему во вре­мя пу­те­ше­ствия. А бе­жал Гос­подь в Еги­пет ча­стью для то­го, чтобы по­ка­зать, что Он есть ис­тин­ный че­ло­век во­пло­щен­ный, а не дух и при­ви­де­ние (на что ука­зы­ва­ет свя­той Еф­рем в сло­ве на Пре­об­ра­же­ние, ко­гда го­во­рит: «Ес­ли бы Он не был пло­тию, то то­гда с Кем же бе­жал Иосиф в Еги­пет»); а ча­стью для то­го, чтобы на­учить нас бе­жать гне­ва и яро­сти че­ло­ве­че­ской, а не с гор­до­стью про­ти­вить­ся им. Так объ­яс­ня­ет и Зла­то­уст: «В сво­ем бег­стве, – го­во­рил он, – Гос­подь на­уча­ет нас да­вать ме­сто яро­сти, т.е. бе­гать че­ло­ве­че­ской яро­сти. И ес­ли Все­мо­гу­щий бе­жит, то мы, гор­дые, на­уча­ем­ся этим не под­вер­гать се­бя опас­но­сти». Цель бег­ства Гос­под­ня в Еги­пет и та, чтобы очи­стить Еги­пет от идо­лов и, как го­во­рит свя­той па­па Лев, чтобы не без этой стра­ны, в ко­то­рой в пер­вый раз через за­кла­ние агн­ца бы­ли про­об­ра­зо­ва­ны спа­си­тель­ное зна­ме­ние кре­ста и Пас­ха Гос­под­ня, – уго­то­ва­лось та­ин­ство свя­тей­шей жерт­вы. Так­же и чтобы ис­пол­ни­лось сле­ду­ю­щее про­ро­че­ство Ис­а­и­и­но: «Гос­подь вос­се­дит на об­ла­ке лег­ком, и гря­дет в Егип­те. И по­тря­сут­ся от ли­ца Его идо­лы еги­пет­ские» (Ис.19:1). В этом ме­сте под об­ла­ком свя­той Ам­вро­сий ра­зу­ме­ет Пре­чи­стую Де­ву, Ко­то­рая при­нес­ла на ру­ках Сво­их Гос­по­да в Еги­пет, и па­ли идо­лы еги­пет­ских бо­гов. Тот об­лак, Пре­чи­стая Де­ва, – ле­гок, ибо Она не отя­го­ще­на ни­ка­ким бре­ме­нем ка­ко­го-ли­бо гре­ха или плот­ско­го во­жде­ле­ния и по­зна­ния су­пру­же­ства.

Пе­ре­да­ет­ся и то, что ко­гда пра­вед­ный Иосиф, Пре­чи­стая Де­ва и Бо­гом­ла­де­нец шли в Еги­пет, в од­ном пу­стын­ном ме­сте на­па­ли на них раз­бой­ни­ки и хо­те­ли от­нять у них ос­ла, на ко­то­ром они вез­ли то немно­гое, что необ­хо­ди­мо бы­ло им в до­ро­гу, и на ко­то­ром ино­гда и са­ми ез­ди­ли. Один же из тех раз­бой­ни­ков, уви­дев Мла­ден­ца необы­чай­ной кра­со­ты и уди­вив­шись та­кой кра­со­те, ска­зал:

– Ес­ли бы Бог при­нял на Се­бя че­ло­ве­че­ское те­ло, то не мог бы быть кра­си­вее се­го Мла­ден­ца.

Ска­зав это, он за­пре­тил сво­им то­ва­ри­щам, про­чим раз­бой­ни­кам, и не дал им ни­чем оби­деть сих пут­ни­ков. То­гда Пре­чи­стая Бо­го­ро­ди­ца ска­за­ла то­му раз­бой­ни­ку:

– Знай, что Сей Мла­де­нец воз­даст те­бе щед­рым воз­да­я­ни­ем за то, что ты охра­нил Его.

Этот раз­бой­ник был тот са­мый, ко­то­рый впо­след­ствии, при Рас­пя­тии Хри­ста, был по­ве­шен на кре­сте по пра­вую сто­ро­ну, и ко­то­ро­му Гос­подь ска­зал: «Ныне же бу­дешь со мною в раю» (Лк.23:43). И ис­пол­ни­лось про­ро­че­ское пред­ска­за­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри, что «воз­даст те­бе Сей Мла­де­нец».

Ко­гда они во­шли в Еги­пет­скую стра­ну и на­хо­ди­лись в пре­де­лах Фива­и­ды, при­бли­зи­лись они к го­ро­ду Ер­мо­по­лю[2]. Близ вхо­да в сей го­род рос­ло очень кра­си­вое де­ре­во, на­зы­вав­ше­е­ся «Пер­сея», ко­то­рое та­мош­ние жи­те­ли по сво­е­му идо­ло­по­клон­ни­че­ско­му обы­чаю по­чи­та­ли как бо­га из-за его вы­со­ты и ве­ли­че­ствен­ной кра­со­ты, по­кло­ня­ясь ему и при­но­ся ему жерт­вы, ибо в том де­ре­ве жил и бес, по­чи­та­е­мый ими. Ко­гда Пре­чи­стая Бо­го­ма­терь с Бо­же­ствен­ным Мла­ден­цем при­бли­зи­лась к то­му де­ре­ву, тот­час оно силь­но по­тряс­лось, ибо бес, убо­яв­шись при­ше­ствия Иису­со­ва, бе­жал. А де­ре­во при­к­ло­ни­ло свою вер­хуш­ку до са­мой зем­ли, воз­да­вая по­до­ба­ю­щее по­кло­не­ние сво­е­му Со­зда­те­лю и Его Ро­ди­тель­ни­це, Пре­чи­стой Де­ве, кро­ме то­го, оно огра­ди­ло их те­нью сво­их мно­го лист­вен­ных вет­вей от сол­неч­но­го зноя и тем да­ло воз­мож­ность утом­лен­ным свя­тей­шим пут­ни­кам от­дох­нуть. И в та­ком на­кло­нен­ном ви­де оста­лось то де­ре­во в оче­вид­ное зна­ме­ние при­ше­ствия Гос­по­да в Еги­пет. По­сле то­го, как под сим де­ре­вом Гос­подь с Сво­ею Ма­те­рию и Иоси­фом от­ды­ха­ли, это де­ре­во по­лу­чи­ло це­леб­ную си­лу, ибо от его вет­вей ис­це­ля­лись вся­кие бо­лез­ни. За­тем свя­тые пут­ни­ки преж­де все­го во­шли в тот го­род и идоль­ский храм, на­хо­див­ший­ся в нем, и тот­час все идо­лы па­ли. О сем хра­ме упо­ми­на­ет Пал­ла­дий в «Лав­са­и­ке»[3]: «Мы ви­де­ли, – го­во­рит он, – там (в Ер­мо­по­ле) идоль­ский храм, в ко­то­ром во вре­мя при­ше­ствия Спа­си­те­ля упа­ли все идо­лы ниц на зем­лю. Так­же и в од­ном се­ле­нии, на­зы­ва­е­мом «Си­рен», упа­ло три­ста шесть­де­сят пять идо­лов в од­ном хра­ме, в то вре­мя как ту­да во­шел Хри­стос с Пре­чи­стою Ма­те­рию[4].

Да и во всем Егип­те во вре­мя при­ше­ствия Гос­под­ня со­кру­ши­лись идо­лы, и бе­сы бе­жа­ли из них, и ис­пол­ни­лось в этом со­бы­тии то, что пред­рек св. про­рок Иере­мия, на­хо­дясь в Егип­те, ко­гда ска­зал «Все идо­лы долж­ны бу­дут упасть, и все изо­бра­же­ния бо­гов со­кру­шат­ся то­гда, ко­гда при­дет сю­да Де­ва Ма­терь с Мла­ден­цем, рож­ден­ным в яс­лях». Со вре­ме­ни се­го Иере­ми­и­на про­ро­че­ства у егип­тян су­ще­ство­вал обы­чай изо­бра­жать Де­ву, по­ко­я­щу­ю­ся на по­сте­ли, а близ Нее Мла­ден­ца, ле­жа­ще­го в яс­лях и по­ви­то­го пе­ле­на­ми, и по­кло­нять­ся это­му изо­бра­же­нию. Ко­гда од­на­жды царь Пто­ле­мей спро­сил еги­пет­ских жре­цов, для че­го они это де­ла­ют, те от­ве­ти­ли «Это – тай­на, воз­ве­щен­ная древ­ней­шим пред­кам на­шим од­ним свя­тым про­ро­ком, и мы ждем ис­пол­не­ния то­го про­ро­че­ства и рас­кры­тия сей тай­ны».

По­сле се­го свя­тые пу­те­ше­ствен­ни­ки по­вер­ну­ли немно­го в сто­ро­ну от го­ро­да Ер­мо­по­ля и, ища ме­ста для оста­нов­ки, во­шли в се­ле­ние, на­зы­вав­ше­е­ся «На­та­рея», ле­жа­щее неда­ле­ко от Илио­по­ля[5]. Иосиф близ это­го се­ле­ния оста­вил Пре­чи­стую Де­ву Ма­рию со Хри­стом Гос­по­дом, а сам по­шел в се­ле­ние ра­ди при­об­ре­те­ния по­треб­но­го. А то смо­ков­нич­ное де­ре­во, при­ютив­шее свя­тых стран­ни­ков под со­бою, раз­дво­и­лось свер­ху дони­зу и опу­сти­ло свой верх, об­ра­зуя как бы сень или ша­тер над их гла­вою: а вни­зу, у сво­е­го кор­ня, оно об­ра­зо­ва­ло в той рас­се­лине как бы углуб­ле­ние, удоб­ное для пре­бы­ва­ния, и там Пре­чи­стая Де­ва с Мла­ден­цем лег­ла и от­дох­ну­ла от пу­те­ше­ствия. То ме­сто и до се­го вре­ме­ни в боль­шом по­чи­та­нии не толь­ко у хри­сти­ан, но и у са­ра­ци­нов, ко­то­рые и до сих пор (как это рас­ска­зы­ва­ет­ся до­сто­вер­ны­ми оче­вид­ца­ми) воз­жи­га­ют све­тиль­ник с еле­ем в рас­се­лине де­ре­ва в честь по­чи­вав­шей там Де­вы с Мла­ден­цем. Иоси­фу и Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це за­хо­те­лось остать­ся в том се­ле­нии и, най­дя для се­бя неда­ле­ко от то­го де­ре­ва хи­жи­ну, они на­ча­ли в ней жить. Со­вер­ши­лось и дру­гое чу­до си­лою Бо­же­ствен­но­го Мла­ден­ца, ибо там же, близ их ме­сто­пре­бы­ва­ния и близ то­го чу­дес­но­го де­ре­ва, явил­ся вне­зап­но ис­точ­ник жи­вой во­ды, из ко­то­ро­го Пре­чи­стая Де­ва чер­па­ла для сво­ей по­тре­бы и в ко­то­ром устра­и­ва­ла ку­па­нье для Сво­е­го Мла­ден­ца. Су­ще­ству­ет тот ис­точ­ник и до­ныне, имея очень хо­лод­ную и здо­ро­вую во­ду. А что еще уди­ви­тель­нее, что во всей зем­ле Еги­пет­ской это един­ствен­ный ис­точ­ник жи­вой во­ды, и он сла­вит­ся в том се­ле­нии. Сим кон­ча­ет­ся по­вест­во­ва­ние о пре­бы­ва­нии Пре­чи­стой Бо­го­ма­те­ри со Хри­стом в Егип­те, где они про­бы­ли несколь­ко лет. Но точ­но­го из­ве­стия о том, сколь­ко лет про­вел Гос­подь в Егип­те – нет. Св. Епи­фа­ний го­во­рит, что – два го­да, а Ни­ки­фор три го­да, а Ге­ор­гий Кед­рин пять лет; иные же, как Ам­мо­ний Алек­сан­дрий­ский, ду­ма­ют, что семь лет. Во вся­ком слу­чае то несо­мнен­но, что до кон­чи­ны Иро­до­вой, как и Еван­ге­лие го­во­рит: «И там был до смер­ти Иро­да» (Мф.2:15).

По­сле же уби­е­ния виф­ле­ем­ских мла­ден­цев и по­сле то­го, как ока­ян­ный Ирод по­гиб злою смер­тью, Ан­гел Гос­по­день опять явил­ся во сне Иоси­фу, по­веле­вая ему воз­вра­тить­ся из стра­ны Еги­пет­ской в зем­лю Из­ра­иле­ву, ибо (ска­зал он) «умер­ли ис­кав­шие ду­ши мла­ден­ца». Иосиф встал, взял Мла­ден­ца и Ма­терь Его и по­шел в Иудею, ко­то­рая со­став­ля­ла луч­шую и боль­шую часть зем­ли Из­ра­иль­ской. Услы­шав же, что Ар­хе­лай цар­ству­ет в Иудее вме­сто Иро­да, от­ца сво­е­го, он убо­ял­ся ид­ти ту­да. Ибо Ирод оста­вил по­сле се­бя трех сы­но­вей: пер­во­го Ар­хе­лая, дру­го­го Иро­да Ан­ти­пу, а тре­тье­го, са­мо­го млад­ше­го, Филип­па. Все они по смер­ти от­ца сво­е­го от­пра­ви­лись в Рим, к ке­са­рю, из-за со­пер­ни­че­ства, так как каж­дый из них хо­тел по­лу­чить цар­ство от­ца. Ке­сарь, не да­вая ни од­но­му из них цар­ской че­сти, раз­де­лил цар­ство на че­ты­ре ча­сти, на­звав их тет­рар­хи­я­ми. Стар­ше­му бра­ту Ар­хе­лаю он дал Иудею, Иро­ду Ан­ти­пе дал Га­ли­лею, а млад­ше­му бра­ту Филип­пу – Тра­хо­нит­скую стра­ну; Ави­ли­нию же дал он Ли­са­нию, млад­ше­му сы­ну Ли­са­ния стар­ше­го, неко­гда дру­га Иро­до­ва, а по­том уби­то­го им по за­ви­сти. От­пус­кая всех их из Ри­ма, ке­сарь обе­щал Ар­хе­лаю и цар­скую честь, ес­ли толь­ко он об­на­ру­жит хо­ро­шее и за­бот­ли­вое управ­ле­ние сво­ею ча­стью. Но Ар­хе­лай ни­сколь­ко не луч­ше был же­сто­ко­го от­ца сво­е­го, му­чая и уби­вая мно­гих, ибо, при­дя в Иеру­са­лим, он тот­час на­прас­но убил три ты­ся­чи на­ро­да и мно­гих граж­дан ве­лел му­чить в день празд­ни­ка сре­ди хра­ма, пе­ред всем со­бра­ни­ем иуде­ев. По при­чине та­кой сво­ей же­сто­ко­сти он был по про­ше­ствии несколь­ких лет окле­ве­тан, ли­шен вла­сти и со­слан в за­то­че­ние. Иосиф при сво­ем воз­вра­ще­нии услы­шал, что цар­ству­ет этот злой Ар­хе­лай, хо­тя и без цар­ско­го ти­ту­ла, и убо­ял­ся ид­ти в Иудею, по­лу­чив же из­ве­ще­ние во сне от то­го Ан­ге­ла, ко­то­рый уже преж­де яв­лял­ся ему, ушел в пре­де­лы га­ли­лей­ские, во вла­де­ние Иро­да Ан­ти­пы, бра­та Ар­хе­лая, ибо этот Ирод с боль­шею кро­то­стью пра­вил на­ро­дом, чем брат его; и по­се­лил­ся Иосиф в го­ро­де На­за­ре­те, в сво­ем до­ме, где они и преж­де жи­ли, дабы ис­пол­ни­лось пред­ска­зан­ное о Хри­сте Гос­по­де про­ро­ка­ми, что Он на­зо­вет­ся на­зо­ре­ем. Ему сла­ва во­ ве­ки. Аминь.

При­ме­ча­ния

[1] На сти­ховне сти­хи­ра 2-я.

[2] Фива­и­да – об­ласть зна­ме­ни­то­го в древ­но­сти еги­пет­ско­го го­ро­да Фивы; этим же име­нем на­зы­вал­ся по име­ни глав­но­го го­ро­да и во­об­ще весь Верх­ний (Юж­ный) Еги­пет. Ер­мо­поль – один из зна­чи­тель­ных го­ро­дов древ­не­го Егип­та, слу­жив­ший вид­ным ре­ли­ги­оз­ным цен­тром язы­че­ства.

[3] Пал­ла­дий Еле­но­поль­ский (с 368 по 430 г.) был уро­же­нец Га­ла­тии; в 388 г. при­был в Алек­сан­дрию, от­ту­да по­том уда­лил­ся в близ­ле­жа­щую пу­сты­ню для по­дви­гов без­мол­вия, а по­том пе­ре­се­лил­ся в Виф­ле­ем; в 399 г. из­бран в епи­ско­па Еле­но­поль­ско­го, в Вифи­нии, в Ма­лой Азии. По­сле то­го им­пе­ра­тор Ар­ка­дий со­слал его, как сто­рон­ни­ка св. Иоан­на Зла­то­уста, в Верх­ний Еги­пет, от­ку­да в 408 г. он пе­ре­ме­щен в Ан­ти­ною, а в 412 г. воз­вра­щен на свою ка­фед­ру в Еле­но­поль. По прось­бе кап­па­до­кий­ско­го пре­фек­та Лав­са в 420 г. он со­ста­вил со­бра­ние жиз­не­опи­са­ний свя­тых по­движ­ни­ков и ска­за­ний о них, ко­то­рое в честь его на­звал «Лав­са­и­ком». – Па­мять Пал­ла­дия Еле­но­поль­ско­го в суб­бо­ту сыр­ную.

[4] Все по­дроб­но­сти о пу­те­ше­ствии Пре­свя­той Де­вы с Бо­гом­ла­ден­цем Иису­сом и с прав. Иоси­фом в Еги­пет и о пре­бы­ва­нии их там так же, как и мно­гие по­дроб­но­сти о рож­де­стве Хри­сто­вом, за­им­ство­ва­ны из апо­кри­фи­че­ских Еван­ге­лий, в осо­бен­но­сти из так на­зы­ва­е­мо­го «Еван­ге­лия дет­ства Спа­си­те­ля» так­же и из апо­кри­фи­че­ско­го со­чи­не­ния, из­вест­но­го под за­гла­ви­ем «Ис­то­рия рож­де­ния Ма­рии и дет­ства Спа­си­те­ля», – Пре­да­ние о па­де­нии идо­лов еги­пет­ских при въез­де ее се­мей­ства в Еги­пет упо­ми­на­ет­ся и в ака­фи­сте Спа­си­те­лю, где го­во­рит­ся «идо­ли бо Спа­се наш, не тер­пя­ще Тво­ея кре­по­сти, па­до­ша» (Икос 6-й).

[5] Илио­поль – го­род в Ниж­нем (Се­вер­ном) Егип­те.

Собор Пресвятой Богородицы Церковь Собора Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде (Фото: LeniKovaleva, по лицензии Shutterstock.com)

На следующий день после праздника Рождества Христова, 8 января по новому стилю, православный мир отмечает важный праздник – Собор Пресвятой Богородицы.

В этот день Православная Церковь с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери, ставшей избранным орудием Промысла, родившей Спасителя. Именно потому, что Пресвятая Дева является Той, от которой родился, воплотился Спаситель наш Иисус Христос, и установлен этот праздник ее чествования сразу после Его Рождества.

Собором этот день называется потому, что в отличие от отдельных праздников в честь Пресвятой Богородицы (например, Ее Зачатие, Рождество, Благовещение и пр.) в данный день совершается общее (соборное) празднование и других лиц, близких Пресвятой Деве Марии и Господу Иисусу Христу.

Так, вместе с Богоматерью, в празднование Собора также совершается память тех, кто по плоти был близок к Спасителю: святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова (брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника), который сопровождал вместе с отцом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.

Собор Пресвятой Богородицы (Фото: pravoslavie.ru)

Собор Пресвятой Богородицы (Фото: pravoslavie.ru)

Иосиф Обручник, будучи 80-летним старцем, по благословению первосвященника принял Деву Марию, чтобы хранить ее девство и чистоту. И хотя он был обручен Пречистой, все его служение заключалось в том, чтобы оберегать Матерь Божию. Пророк Давид был по плоти предком Господа и Спасителя, потому что, как и надлежало быть, Спаситель, Мессия, пришел в мир из рода Давидова. А апостол Иаков называется братом Божиим, потому что был старшим сыном Обручника Иосифа – от его первого брака. Иаков был очень благочестивым человеком и по Воскресении Христовом был избран предстоятелем Иерусалимской Церкви.

Праздник Собора Пресвятой Богородицы имеет древнее происхождение, его установление относится к ранним временам Христианской Церкви. Уже в 4 веке Епифаний Кипрский, а также святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Богочеловеку с хвалой родившей Его Деве. Официальное указание на празднование Собора Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова можно найти в 79 правиле VI Вселенского Собора, состоявшегося в 680-681 годах.

Собор Пресвятой Богородицы православные чтят 8 января

Христиане восточного обряда отмечают вслед за Рождеством Христовым праздник Богородицы, которой отдают почтение за то, что она подарила миру Спасителя – Сына Божьего. Священнослужители в январе приглашают всех прихожан в храм для проведения торжественной службы и совместной молитвы в адрес Богородицы.

Собор Пресвятой Богородицы представляет собой один из праздников для христиан, которые посвящены Матери Божьей. Каждый год верующие произносят молитвы Богородице, и просят у нее покровительства и помощи в различных жизненных ситуациях. Если верующий ведет правильный образ жизни и обратился за помощью к Высшим Силам, они обязательно поспособствуют решению проблем. Христиане православного мира 7 января отмечают праздник Рождения Иисуса Христа – день, когда на землю явился Спаситель. В этот день все молитвы верующих направлены к Господу. Его благодарят за появление на свет Мессии. На 8 января приходится чествование Богоматери, подарившей жизнь Иисусу. По этой причине в этот день отмечают торжество Собора Пресвятой Богородицы.

В молитвах, обращенных к матери Божьей, славится подвиг Марии, ее мужество и сила воли, которые помогли справиться со всеми трудностями, которые были на ее жизненном пути. Молитвы позволяют верующим укрепить собственный дух, открыть сердце Господу и неуклонно следовать его заповедям.

Собор Пресвятой Богородицы: традиции

Существовала традиция, когда женщины 8 января обращались к бабкам-повитухам, которые ранее принимали у них роды. Они одаривали опытных старушек, благодаря их за успешное родоразрешение. Кроме этого, верующие в этот день обращались в храмы, чтобы заказать панихиду по умершим. Согласно обычаю, в церквях ставились свечи за упокой души усопших.

В православной церкви восьмого января обращаются к Пресвятой Богородице. Для Девы Марии поются благодарственные песни и оды. Праздник, посвященный Матери Божьей, недаром установлен сразу после Рождества Христова. Ведь именно Богородица выполнила главную женскую функцию, пройдя через все испытания, и подарила миру Спасителя.

Одновременно с Марией 8 января в церкви принято вспоминать о Святом пророке Давиде. Его называют покровителем музыкантов. К нему часто обращаются с просьбой научиться справляться с гневом и озлобленностью. На Руси истинно верили, что Давид с помощью игры на гуслях и песнопения сможет уберечь человека от разбойников, лихих людей и злых диких животных. В связи с таким торжеством принято было в этот день играть на музыкальных инструментах, развлекаться и весело проводить время. Раньше в народе день называли «Бабьими кашами». Люди славили женщин-повитух, а те, в свою очередь, угощали их кашей, обильно сдобренной маслом и молоком.

Что нельзя делать в праздник Пресвятой Богородицы

В этот день особенно осторожными следует быть беременным женщинам. Запрещается работать 8 января дамам, носящим под сердцем малыша. Собор Пресвятой Богородицы требует и от будущих отцов в этот день воздержаться от труда. Если кто-нибудь из пары нарушал данный запрет, малыш может не родиться вовсе или появиться на свет с физическими недостатками.

Даже если в вашей семье нет в планах рождения малыша, лучше восьмого января не подвергать себя серьезным задачам. Даже нагрузки при уходе по дому могут оказаться излишними и привести к несчастьям. Нельзя в этот день заниматься шитьем и вязанием, а также любыми другими видами ремесел. Несмотря на существующее табу, в некоторых частях Руси считалось благородным делом в этот день заниматься столярными работами.

Источник: ТРИБУНА — материалы могут быть скопированы ресурсом на других платформах без ведома их авторов.

Празднование Собора Пресвятой Богородицы совершается 8 января, на второй день после Рожества Христова.
 

Содержание:

  • Собор Пресвятой Богородицы. История праздника
  • Установление празднования Собора Пресвятой Богородицы
  • Собор Пресвятой Богородицы. Иконы
  • Народные традиции праздника Собор Пресвятой Богородицы

Собор Пресвятой Богородицы. История праздника

В богослужебном годовом круге есть такая особенность: после великого праздника на следующий день совершается память святых, послуживших этому событию. Так, после Рождества Христова отмечается Собор Пресвятой Богородицы, после Богоявления — Собор Иоанна Предотечи, после дня памяти святых верховных апостолов Петра и Павла — Собор двенадцати апостолов. На второй день после Рождества Христова празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Этот праздник посвящен прославлению Пресвятой Девы Марии, родившей Исуса Христа. Прославляя Пресвятую Богородицу, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет.      

Рождество Христово. Икона Андрея Рублева, 1405 год. Благовещенский собор Московского КремляРождество Христово. Икона Андрея Рублева, 1405 год. Благовещенский собор Московского Кремля


Библиотека Русской веры
Cобор Пресвятой Богородицы. Великие Минеи Четьи 
Читать онлайн в оригинале


Когда царь Ирод узнал, что волхвы, которые поклонились новорожденному Спасителю, ушли в свою землю, не сообщив ему место рождения Младенца, то Ирод впал в гнев и приказал убить всех младенцев до двух лет в Вифлееме и окрестностях. Но ангел явился во сне Иосифу и велел ему взять Младенца Христа и Пресвятую Богородицу и бежать в Египет. Иосиф сделал, как сказал ему ангел. Когда царь Ирод умер, ангел снова явился Иосифу и велел вернуться в Вифлеем. Иосиф, Дева Мария с Младенцем поселились не в Вифлееме, а в Назарете, опасаясь сына Ирода — Архелая. В первое воскресенье после Рождества Христова совершается память святого праведного Иосифа, которому была обручена Дева Мария, святого царя Давыда, из рода которого происходил Христос, и святого апостола Иакова, брата Господня, сына Иосифова.

Установление празднования Собора Пресвятой Богородицы

Установление празднования Собора Пресвятой Богородицы относится к древним временам христианской Церкви. Епифаний Кипрский (ум.403 г.), святой Амвросий Медиоланский (ок.340-397 гг.) и блаженный Аврелий Августин (354-430 гг.) в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Христу с хвалой родившей Его Деве Марии. Указание на празднование собора Пресвятой Богородицы на следующий день по Рождестве Христовом содержится в 79 правиле VI Вселенского Собора, который состоялся в 680-681 гг.

Праздник Собор Пресвятой Богородицы. Богослужение

Тропарь Рожеству Христову, глас 4.

Ржcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Кондак Собору Пресвятой Богородицы, глас 6.

И$же прeжде дн7ьни1цы t nц7A бе€м™ре рождeисz, на земли2 без8 nц7A воплоти1сz днeсь и3стебE. тёмже ѕвэздA бlговэствu1етъ волхвHмъ, ѓгGли же спaстыри пою1тъ, не сказaнное ржcтво2 твоE њбрaдованнаz.

Собор Пресвятой Богородицы. Иконы

Иконография Собора Богоматери сформировалась в конце ХШ века. На Руси иконы Собора Богородицы известны с XIV века. В центре композиции изображается сидящая на троне Богородица с Младенцем на руках. Ее окружают ангелы, пастухи и волхвы. На иконе также изображают прославляющих Богородицу православных гимнографов и Отцов Церкви. Самая ранняя известная фреска с изображением Собора Пресвятой Богородицы находится в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.). Самая древняя русская икона Собора Пресвятой Богородицы, датируемая к. XIV — нач. XV вв., происходит из Пскова. Икона весьма отличается как от предшествующих византийских памятников, так и от русских икон и фресок более позднего времени. В центре иконы изображена Богородица на троне, который имеет изогнутую асимметричную спинку и украшен белой завесой. Однако Богородица не держит на руках Младенца Христа, хотя именно так Она изображается во всех других произведениях на этот сюжет. На этой иконе перед Богородицей, на Ее груди, помещено заключенное в двухцветную восьмиконечную «славу» изображение Христа, которое Она как бы  придерживает.

Собор Пресвятой Богородицы. Середина XV в. Ростово-Суздальская школа. Москва, дом-музей П. Д. Корина
Собор Пресвятой Богородицы. Дионисий. Роспись Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля. 1481 г.
Собор Пресвятой Богородицы. Дионисий. Роспись Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля. 1481 г.
Собор Пресвятой Богородицы. Икона из Варваринской церкви в Пскове. Конец XIV- нач. XV в. Москва, ГТГ

Слева от трона Девы Марии изображены приносящие дары волхвы, один из них указывает на звезду, изображение которой на иконе не сохранилось. Справа и слева от подножия трона написаны фигуры двух женщин, которые олицетворяют Пустыню и Землю. Пустыня одета в красное, она подносит Христу ясли, а Земля облачена в зеленый плащ: одной рукой она как бы протягивает вертеп, а в другой держит процветшую ветвь. Вверху, над горками, изображены ангелы и дивящиеся пастухи. В верхних углах изображения особо почитаемых святых — Николы Чудотворца и великомученицы Варвары. Изображение именно святых, вероятно, выполнено по желанию заказчика, и не имеет прямого отношения к иконографии. В нижней части образа изображены три мужа в белых одеждах, похожих на стихари, юный чтец, а также юноша. Эта сцена и по сей день  не имеет однозначной интерпретации. В научной литературе встречаются противоречивые истолкования. Предполагают, что вся группа в целом может олицетворять разные формы прославления Богородицы, совершаемого людьми. Три центральных фигуры рассматривались как хор певчих, как диаконы, как Богоотцы Давыд, Иосиф и Иаков. Их называли «пастырями»  в конкретном и иносказательном значении этого слова, понимая под этим и странствующих исполнителей духовных стихов, посвященных библейским событиям.

Существуют и более поздние иконописные изображения и фрески Собора Пресвятой Богородицы. Как уже говорилось выше, Пресвятая Дева изображается восседающей на троне с Младенцем Христом, в окружении ангелов, волхвов, которые преподносят дары Спасителю, и святых.

Собор Пресвятой Богородицы. Дионисий. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г.
Собор Пресвятой Богородицы. XVI в. Великий Устюг. Государственный музей палехского искусства, Палех
Собор Пресвятой Богородицы. Икона из Успенской церкви села Варзуга. Конец XVII в. Русский Север. Государственный Эрмитаж

Народные традиции праздника Собор Пресвятой Богородицы

В народе праздник Собора Пресвятой Богородицы называли «Бабьи каши». В этот день было принято почитать рожениц и повивальных баб. В деревнях 8 января пекли пироги и угощали ими рожениц. В крестьянских семьях с детьми в этот день родители готовили яства и отправлялись с поклоном в гости к повитухе, которая принимала роды. По древнерусским традициям в день Собора Пресвятой Богородицы женщины ощущали свое особенное единство с Богородицей, вот почему они оставляли Ей в дар хлеб. Женщины пекли хлеб и приносили его в церковь: часть угощений они оставляли у алтаря, а часть после освящения несли домой. Также в этот день полагалось варить кашу. Считается, что эти традиции имею языческое происхождение, поскольку языческие верования долгое время бытовали после Крещения Руси. Известно, что до Крещения на Руси было многобожие. Среди богов почитали покровительницу всех женщин — Макошь, культ которой после Крещения Руси изменился и смешался с христианским праздником Собора Богородицы.


На сегодня эта публикация уже заработала 12,35 рублей за дочитывания
Зарабатывать

8 января – Собор Пресвятой Богородицы: традиции праздника и что запрещено делать верующим.

Собор Пресвятой Богородицы является важным для православных верующих праздником. Он отмечается на следующий после Рождества Христова день — 8 января. Сам праздник возник еще в 4 веке нашей эры благодаря Амвросию Медиоланскому и блаженному Августину. В своих богослужениях они почитали не только родившегося на свет Иисуса Христа, но и его мать — Богородицу. Официально Собор Пресвятой Богородицы был внесен в список церковных праздников в 680-681 году в 79 правиле VI Вселенского Собора.

8 января принято прославлять Деву Марию как мать Сына Божьего. К ней обращаются в молитвах, в храмах по всей России звучат хвалебные и благодарственные песнопения в ее честь. Кроме Девы Марии этот праздник касается и приближенных к ней людей: святого Иосифа Обручника, царя Давида, святого Иакова. Все они сыграли ключевую роль в жизни Богородицы и ее Сына. Именно поэтому праздник носит такое название, поскольку собирает в себе и почитает не только Богородицу, но и ее приближенных.

Кроме того, в этот день Богородица покровительствует всем роженицам и акушерам, поскольку она является матерью Иисуса Христа, явлением великого чуда рождения, неоценимого божественного дара. В Собор Пресвятой Богородицы принято благодарить своих матерей за подаренную жизнь, жен за рожденных детей, а также всех врачей, участвующих в появлении ребенка на свет: санитарок, медсестер, акушеров и других.

Также защиту у Девы Марии могут просить и невинно обиженные, ведь она, как мать каждого верующего на земле, защитит своего ребенка от любых невзгод и напастей, от лжи и клеветы.

Традиции праздника Собора Пресвятой Богородицы

· В этот день принято печь хлеб и караваи, которые обязательно нужно освятить в церкви. Несколько караваев и пирогов обязательно должно остаться в храме, а вторая их половина должна быть разделена между домочадцами, отдана нищим и нуждающимся.

· В период празднования Собора Пресвятой Богородицы начинают колядовать и женщины, ведь традиционно начинать коляду разрешено было только мужчинам.

· В праздник колядующих обязательно необходимо впустить в дом, одарить угощениями, чтобы в будущем обладать достатком и удачей.

· В некоторых городах и деревнях России в этот праздник, ближе к вечеру, разводится большой костер, через который необходимо прыгать. Также было принято перегонять домашних животных, чтобы защититься от гуляющих по земле ведьм и другой нечистой силы.

· С утра обязательно необходимо посетить праздничную службу в храме и обратиться к Богородице с молитвой. Кроме того, в этот день в храмах проводятся панихиды и обеды по усопшим, поскольку считается, что все умершие в этот день приходят в храм, в том числе и священники, которые тоже участвуют в службах.

· Женщинам и беременным девушкам в этот день строго настрого запрещено работать, чтобы не растратить здоровье будущего ребенка.

· Запрещено в этот день заниматься любыми ремеслами и рукоделием, в том числе шитьем, вязанием и вышиванием.

· Нельзя заниматься домашней работой: мытьем полов и посуды, приготовлением заготовок, солений и варений.

· В этот день запрещены любые сквернословия, ругательства, споры и конфликты. Собор Пресвятой Богородицы является семейным праздником, который должен пройти во взаимопонимании и мире.

Чтобы обращение к Богородице было правильным и обязательно было услышано, на службах в храме необходимо читать посвященные ей молитвы.

Подробнее ➤

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник собирания плодов у евреев
  • Праздник собираем урожай
  • Праздник собак поводырей
  • Праздник со свинкой пеппой
  • Праздник со свечами еврейский