8 января 2022 года проходит христианский праздник Собор Пресвятой Богородицы. В этот день весь православный мир прославляет Деву Марию как матерь Иисуса Христа, а также других лиц, близких Спасителю (царь Давид, святой Иаков).
Приметы:
- В народе праздник 8 января получил название Бабьи каши или Бабий праздник. Он воспринимался как женский день, когда хозяйки устраивали колядки, посещали баб-повитух, угощали друг друга кашей, специально приготовленной для такого случая. Особое внимание уделяется роженицам и всем семьям, которые ждут рождения ребенка. Женщины вместе с детьми отправлялись к повитухам с поздравлениями и дарами, а они угощали своих гостей кашами. Отсюда пошла традиция, что в этот день нужно приготовить и поставить на стол кашу.
- 8 января можно избавиться от старья, ненужного хлама, битой посуды — к счастью.
- Во время Святок нужно делать добрые дела, чтобы отпугнуть нечисть и привлечь силы света. Помогать бедным, больным, родственникам и другим людям, которым необходима ваша помощь и кому вы можете её оказать.
- Родившийся в этот день будет хозяйственным, умелым, о таких говорят «руки из того места растут». Любое дело, особенно которое делается руками, ему будет по плечу. Кроме того, будет обладать такими качествами, как сила воли и стремление к самосовершенствованию.
- Существует поверье, что в ночь с 7 на 8 января в храм сходятся все покойники, поэтому в этот день проводили обеды и панихиды по умершим.
Что нельзя делать в этот день?
- Запрещается отказывать в помощи беременным женщинам и тем, кто занимается их беременностью, помогает при родах.
- Нельзя показывать новорождённых детей, возрастом менее 40 дней, незнакомым людям.
- Опасно пускать на ночлег малознакомых людей в дом, где есть новорождённый.
- Нельзя шить, вышивать, вязать, заниматься другими рукоделиями — предки считали, что из-за этого могут возникнуть проблемы со здоровьем, особенно со зрением.
- Запрещено ругаться с родными и близкими людьми — к болезням в семье.
- Нельзя привлекать нечисть низменными проявлениями своего характера, неправильным поведением, руганью, распусканием рук, предосудительными поступками.
- Нельзя сквернословить, врать, замысливать и делать недоброе, хитрить, жульничать.
- Нельзя заниматься домашней работой: стирать, гладить, мыть полы и так далее. Считается, что из дома может уйти достаток.
- Не рекомендуются финансовые сделки, купля и продажа. Разрешается небольшой шопинг.
- Не рекомендуется заниматься сложной и серьёзной работой, тяжёлой, ответственной, начинать новые дела — это приведет к провалу. Однако запрет не относится к музыкантам и плотникам — представителям данных профессий во всём 8 января будет сопутствовать удача. Особенно строго соблюдать запрет на работу полагалось беременным женщинам, так как труд в такой праздник может принести проблемы с беременностью или здоровьем ребёнка.
Напомним, что у православных с 7 января начинаются Святки и заканчиваются 18 января в Крещенский Сочельник. Что можно и нельзя делать в этот период, какие есть традиции, читайте в нашем материале.
Собор Пресвятой Богородицы. На другой день по Рождестве Христове празднуется Собор Пресвятой Богородицы, память святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова, брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника. Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.
Происхождение названия. Праздник этот называется «Собором» не потому, что посвящен нескольким святым (как, например, Собор 12 апостолов), а потому, что древние христиане имели обычай в этот день собираться в святые храмы для прославления Богоматери. Таким же образом на следующий день после праздника Крещения Господня совершается празднование Собора честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (20 января), когда православный народ собирается в храме, чтобы соборно помолиться, совершить богослужение и похвалу в честь того, кто послужил в деле Крещения Христова.
К истории праздника. После того, как волхвы ушли из Вифлеема, Ангел Господень во сне явился Иосифу, повелевая ему, чтобы он вместе с новорожденным младенцем Иисусом Христом и Материю Его, Пречистою Девою Мариею, бежал в Египет и оставался там до тех пор, пока ему повелено будет оттуда возвратиться, так как Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Иосиф, встав, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет. Но сначала, прежде отшествия своего туда, он исполнил в храме Соломоновом все, что определено было по закону Господню, ибо дни очищения Пречистой и Пренепорочной Богоматери уже наступили, и в том храме сретили Господа нашего старец Симеон и Анна пророчица. Потом, исполнив все, что определено было в законе, Иосиф пошел в Назарет, в дом свой. Ибо так говорит святой Лука: «И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет» (Лк.2:39). Отсюда явно, что они не тотчас направились из Вифлеема к Египту, но сначала пошли в храм Господень, затем в Назарет и, наконец, в Египет. О том свидетельствует и святой Феофилакт в толковании на Евангелиста Матфея, когда пишет так: «Вопрос: Как это говорит Евангелист Лука, что Господь удалился в Назарет по прошествии 40 дней по рождении Своем и после сретения Своего старцем Симеоном? А здесь святой Матфей говорит, что он пришел в Назарет уже по возвращении из Египта? Ответ: Знай, что Евангелист Лука упоминает о том, о чем умолчал Евангелист Матфей, именно — что Господь (говорит Лука) по рождестве Своем пошел в Назарет. А Матфей говорит о том, что случилось уже после того, именно: как наш Господь бежал в Египет и как по возвращении оттуда снова пошел в Назарет. Вообще Евангелисты не противоречат друг другу, но только Лука говорит об удалении Христа из Вифлеема в Назарет, а Матфей повествует о Его возвращении в Назарет из Египта».
Итак, по выходе из храма Господня святые путники сначала отправились в Назарет и немедленно сделали распоряжение относительно своего дома, а затем, захвативши все нужное для путешествия, поспешно, ночью (чтобы ближайшие соседи не узнали этого) направились по дороге к Египту. При этом они взяли с собою для услужения и Иакова, старшего сына Иосифова, названного впоследствии братом Господним, что видно из церковного песнопения на 23-е октября, где поется так: «Еже во плоти Господня желания мудре, брат показался еси, ученик, и самовидец божественных тайн, бегаяй с ним, и во Египте быв со Иосифом, Материю же Иисусовою: с нимиже моли спастися нам»[1]. Отсюда явно, что и Иаков сопутствовал святому семейству на пути в Египет, служа ему во время путешествия. А бежал Господь в Египет частью для того, чтобы показать, что Он есть истинный человек воплощенный, а не дух и привидение (на что указывает святой Ефрем в слове на Преображение, когда говорит: «Если бы Он не был плотию, то тогда с Кем же бежал Иосиф в Египет»); а частью для того, чтобы научить нас бежать гнева и ярости человеческой, а не с гордостью противиться им. Так объясняет и Златоуст: «В своем бегстве, – говорил он, – Господь научает нас давать место ярости, т.е. бегать человеческой ярости. И если Всемогущий бежит, то мы, гордые, научаемся этим не подвергать себя опасности». Цель бегства Господня в Египет и та, чтобы очистить Египет от идолов и, как говорит святой папа Лев, чтобы не без этой страны, в которой в первый раз через заклание агнца были прообразованы спасительное знамение креста и Пасха Господня, – уготовалось таинство святейшей жертвы. Также и чтобы исполнилось следующее пророчество Исаиино: «Господь восседит на облаке легком, и грядет в Египте. И потрясутся от лица Его идолы египетские» (Ис.19:1). В этом месте под облаком святой Амвросий разумеет Пречистую Деву, Которая принесла на руках Своих Господа в Египет, и пали идолы египетских богов. Тот облак, Пречистая Дева, – легок, ибо Она не отягощена никаким бременем какого-либо греха или плотского вожделения и познания супружества.
Передается и то, что когда праведный Иосиф, Пречистая Дева и Богомладенец шли в Египет, в одном пустынном месте напали на них разбойники и хотели отнять у них осла, на котором они везли то немногое, что необходимо было им в дорогу, и на котором иногда и сами ездили. Один же из тех разбойников, увидев Младенца необычайной красоты и удивившись такой красоте, сказал:
– Если бы Бог принял на Себя человеческое тело, то не мог бы быть красивее сего Младенца.
Сказав это, он запретил своим товарищам, прочим разбойникам, и не дал им ничем обидеть сих путников. Тогда Пречистая Богородица сказала тому разбойнику:
– Знай, что Сей Младенец воздаст тебе щедрым воздаянием за то, что ты охранил Его.
Этот разбойник был тот самый, который впоследствии, при Распятии Христа, был повешен на кресте по правую сторону, и которому Господь сказал: «Ныне же будешь со мною в раю» (Лк.23:43). И исполнилось пророческое предсказание Божией Матери, что «воздаст тебе Сей Младенец».
Когда они вошли в Египетскую страну и находились в пределах Фиваиды, приблизились они к городу Ермополю[2]. Близ входа в сей город росло очень красивое дерево, называвшееся «Персея», которое тамошние жители по своему идолопоклонническому обычаю почитали как бога из-за его высоты и величественной красоты, поклоняясь ему и принося ему жертвы, ибо в том дереве жил и бес, почитаемый ими. Когда Пречистая Богоматерь с Божественным Младенцем приблизилась к тому дереву, тотчас оно сильно потряслось, ибо бес, убоявшись пришествия Иисусова, бежал. А дерево приклонило свою верхушку до самой земли, воздавая подобающее поклонение своему Создателю и Его Родительнице, Пречистой Деве, кроме того, оно оградило их тенью своих много лиственных ветвей от солнечного зноя и тем дало возможность утомленным святейшим путникам отдохнуть. И в таком наклоненном виде осталось то дерево в очевидное знамение пришествия Господа в Египет. После того, как под сим деревом Господь с Своею Материю и Иосифом отдыхали, это дерево получило целебную силу, ибо от его ветвей исцелялись всякие болезни. Затем святые путники прежде всего вошли в тот город и идольский храм, находившийся в нем, и тотчас все идолы пали. О сем храме упоминает Палладий в «Лавсаике»[3]: «Мы видели, – говорит он, – там (в Ермополе) идольский храм, в котором во время пришествия Спасителя упали все идолы ниц на землю. Также и в одном селении, называемом «Сирен», упало триста шестьдесят пять идолов в одном храме, в то время как туда вошел Христос с Пречистою Материю[4].
Да и во всем Египте во время пришествия Господня сокрушились идолы, и бесы бежали из них, и исполнилось в этом событии то, что предрек св. пророк Иеремия, находясь в Египте, когда сказал «Все идолы должны будут упасть, и все изображения богов сокрушатся тогда, когда придет сюда Дева Матерь с Младенцем, рожденным в яслях». Со времени сего Иеремиина пророчества у египтян существовал обычай изображать Деву, покоящуюся на постели, а близ Нее Младенца, лежащего в яслях и повитого пеленами, и поклоняться этому изображению. Когда однажды царь Птолемей спросил египетских жрецов, для чего они это делают, те ответили «Это – тайна, возвещенная древнейшим предкам нашим одним святым пророком, и мы ждем исполнения того пророчества и раскрытия сей тайны».
После сего святые путешественники повернули немного в сторону от города Ермополя и, ища места для остановки, вошли в селение, называвшееся «Натарея», лежащее недалеко от Илиополя[5]. Иосиф близ этого селения оставил Пречистую Деву Марию со Христом Господом, а сам пошел в селение ради приобретения потребного. А то смоковничное дерево, приютившее святых странников под собою, раздвоилось сверху донизу и опустило свой верх, образуя как бы сень или шатер над их главою: а внизу, у своего корня, оно образовало в той расселине как бы углубление, удобное для пребывания, и там Пречистая Дева с Младенцем легла и отдохнула от путешествия. То место и до сего времени в большом почитании не только у христиан, но и у сарацинов, которые и до сих пор (как это рассказывается достоверными очевидцами) возжигают светильник с елеем в расселине дерева в честь почивавшей там Девы с Младенцем. Иосифу и Пресвятой Богородице захотелось остаться в том селении и, найдя для себя недалеко от того дерева хижину, они начали в ней жить. Совершилось и другое чудо силою Божественного Младенца, ибо там же, близ их местопребывания и близ того чудесного дерева, явился внезапно источник живой воды, из которого Пречистая Дева черпала для своей потребы и в котором устраивала купанье для Своего Младенца. Существует тот источник и доныне, имея очень холодную и здоровую воду. А что еще удивительнее, что во всей земле Египетской это единственный источник живой воды, и он славится в том селении. Сим кончается повествование о пребывании Пречистой Богоматери со Христом в Египте, где они пробыли несколько лет. Но точного известия о том, сколько лет провел Господь в Египте – нет. Св. Епифаний говорит, что – два года, а Никифор три года, а Георгий Кедрин пять лет; иные же, как Аммоний Александрийский, думают, что семь лет. Во всяком случае то несомненно, что до кончины Иродовой, как и Евангелие говорит: «И там был до смерти Ирода» (Мф.2:15).
После же убиения вифлеемских младенцев и после того, как окаянный Ирод погиб злою смертью, Ангел Господень опять явился во сне Иосифу, повелевая ему возвратиться из страны Египетской в землю Израилеву, ибо (сказал он) «умерли искавшие души младенца». Иосиф встал, взял Младенца и Матерь Его и пошел в Иудею, которая составляла лучшую и большую часть земли Израильской. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, он убоялся идти туда. Ибо Ирод оставил после себя трех сыновей: первого Архелая, другого Ирода Антипу, а третьего, самого младшего, Филиппа. Все они по смерти отца своего отправились в Рим, к кесарю, из-за соперничества, так как каждый из них хотел получить царство отца. Кесарь, не давая ни одному из них царской чести, разделил царство на четыре части, назвав их тетрархиями. Старшему брату Архелаю он дал Иудею, Ироду Антипе дал Галилею, а младшему брату Филиппу – Трахонитскую страну; Авилинию же дал он Лисанию, младшему сыну Лисания старшего, некогда друга Иродова, а потом убитого им по зависти. Отпуская всех их из Рима, кесарь обещал Архелаю и царскую честь, если только он обнаружит хорошее и заботливое управление своею частью. Но Архелай нисколько не лучше был жестокого отца своего, мучая и убивая многих, ибо, придя в Иерусалим, он тотчас напрасно убил три тысячи народа и многих граждан велел мучить в день праздника среди храма, перед всем собранием иудеев. По причине такой своей жестокости он был по прошествии нескольких лет оклеветан, лишен власти и сослан в заточение. Иосиф при своем возвращении услышал, что царствует этот злой Архелай, хотя и без царского титула, и убоялся идти в Иудею, получив же извещение во сне от того Ангела, который уже прежде являлся ему, ушел в пределы галилейские, во владение Ирода Антипы, брата Архелая, ибо этот Ирод с большею кротостью правил народом, чем брат его; и поселился Иосиф в городе Назарете, в своем доме, где они и прежде жили, дабы исполнилось предсказанное о Христе Господе пророками, что Он назовется назореем. Ему слава во веки. Аминь.
Примечания
[1] На стиховне стихира 2-я.
[2] Фиваида – область знаменитого в древности египетского города Фивы; этим же именем назывался по имени главного города и вообще весь Верхний (Южный) Египет. Ермополь – один из значительных городов древнего Египта, служивший видным религиозным центром язычества.
[3] Палладий Еленопольский (с 368 по 430 г.) был уроженец Галатии; в 388 г. прибыл в Александрию, оттуда потом удалился в близлежащую пустыню для подвигов безмолвия, а потом переселился в Вифлеем; в 399 г. избран в епископа Еленопольского, в Вифинии, в Малой Азии. После того император Аркадий сослал его, как сторонника св. Иоанна Златоуста, в Верхний Египет, откуда в 408 г. он перемещен в Антиною, а в 412 г. возвращен на свою кафедру в Еленополь. По просьбе каппадокийского префекта Лавса в 420 г. он составил собрание жизнеописаний святых подвижников и сказаний о них, которое в честь его назвал «Лавсаиком». – Память Палладия Еленопольского в субботу сырную.
[4] Все подробности о путешествии Пресвятой Девы с Богомладенцем Иисусом и с прав. Иосифом в Египет и о пребывании их там так же, как и многие подробности о рождестве Христовом, заимствованы из апокрифических Евангелий, в особенности из так называемого «Евангелия детства Спасителя» также и из апокрифического сочинения, известного под заглавием «История рождения Марии и детства Спасителя», – Предание о падении идолов египетских при въезде ее семейства в Египет упоминается и в акафисте Спасителю, где говорится «идоли бо Спасе наш, не терпяще Твоея крепости, падоша» (Икос 6-й).
[5] Илиополь – город в Нижнем (Северном) Египте.
Церковь Собора Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде (Фото: LeniKovaleva, по лицензии Shutterstock.com)
На следующий день после праздника Рождества Христова, 8 января по новому стилю, православный мир отмечает важный праздник – Собор Пресвятой Богородицы.
В этот день Православная Церковь с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери, ставшей избранным орудием Промысла, родившей Спасителя. Именно потому, что Пресвятая Дева является Той, от которой родился, воплотился Спаситель наш Иисус Христос, и установлен этот праздник ее чествования сразу после Его Рождества.
Собором этот день называется потому, что в отличие от отдельных праздников в честь Пресвятой Богородицы (например, Ее Зачатие, Рождество, Благовещение и пр.) в данный день совершается общее (соборное) празднование и других лиц, близких Пресвятой Деве Марии и Господу Иисусу Христу.
Так, вместе с Богоматерью, в празднование Собора также совершается память тех, кто по плоти был близок к Спасителю: святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова (брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника), который сопровождал вместе с отцом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.
Собор Пресвятой Богородицы (Фото: pravoslavie.ru)
Иосиф Обручник, будучи 80-летним старцем, по благословению первосвященника принял Деву Марию, чтобы хранить ее девство и чистоту. И хотя он был обручен Пречистой, все его служение заключалось в том, чтобы оберегать Матерь Божию. Пророк Давид был по плоти предком Господа и Спасителя, потому что, как и надлежало быть, Спаситель, Мессия, пришел в мир из рода Давидова. А апостол Иаков называется братом Божиим, потому что был старшим сыном Обручника Иосифа – от его первого брака. Иаков был очень благочестивым человеком и по Воскресении Христовом был избран предстоятелем Иерусалимской Церкви.
Праздник Собора Пресвятой Богородицы имеет древнее происхождение, его установление относится к ранним временам Христианской Церкви. Уже в 4 веке Епифаний Кипрский, а также святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Богочеловеку с хвалой родившей Его Деве. Официальное указание на празднование Собора Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова можно найти в 79 правиле VI Вселенского Собора, состоявшегося в 680-681 годах.
Христиане восточного обряда отмечают вслед за Рождеством Христовым праздник Богородицы, которой отдают почтение за то, что она подарила миру Спасителя – Сына Божьего. Священнослужители в январе приглашают всех прихожан в храм для проведения торжественной службы и совместной молитвы в адрес Богородицы.
Собор Пресвятой Богородицы представляет собой один из праздников для христиан, которые посвящены Матери Божьей. Каждый год верующие произносят молитвы Богородице, и просят у нее покровительства и помощи в различных жизненных ситуациях. Если верующий ведет правильный образ жизни и обратился за помощью к Высшим Силам, они обязательно поспособствуют решению проблем. Христиане православного мира 7 января отмечают праздник Рождения Иисуса Христа – день, когда на землю явился Спаситель. В этот день все молитвы верующих направлены к Господу. Его благодарят за появление на свет Мессии. На 8 января приходится чествование Богоматери, подарившей жизнь Иисусу. По этой причине в этот день отмечают торжество Собора Пресвятой Богородицы.
В молитвах, обращенных к матери Божьей, славится подвиг Марии, ее мужество и сила воли, которые помогли справиться со всеми трудностями, которые были на ее жизненном пути. Молитвы позволяют верующим укрепить собственный дух, открыть сердце Господу и неуклонно следовать его заповедям.
Собор Пресвятой Богородицы: традиции
Существовала традиция, когда женщины 8 января обращались к бабкам-повитухам, которые ранее принимали у них роды. Они одаривали опытных старушек, благодаря их за успешное родоразрешение. Кроме этого, верующие в этот день обращались в храмы, чтобы заказать панихиду по умершим. Согласно обычаю, в церквях ставились свечи за упокой души усопших.
В православной церкви восьмого января обращаются к Пресвятой Богородице. Для Девы Марии поются благодарственные песни и оды. Праздник, посвященный Матери Божьей, недаром установлен сразу после Рождества Христова. Ведь именно Богородица выполнила главную женскую функцию, пройдя через все испытания, и подарила миру Спасителя.
Одновременно с Марией 8 января в церкви принято вспоминать о Святом пророке Давиде. Его называют покровителем музыкантов. К нему часто обращаются с просьбой научиться справляться с гневом и озлобленностью. На Руси истинно верили, что Давид с помощью игры на гуслях и песнопения сможет уберечь человека от разбойников, лихих людей и злых диких животных. В связи с таким торжеством принято было в этот день играть на музыкальных инструментах, развлекаться и весело проводить время. Раньше в народе день называли «Бабьими кашами». Люди славили женщин-повитух, а те, в свою очередь, угощали их кашей, обильно сдобренной маслом и молоком.
Что нельзя делать в праздник Пресвятой Богородицы
В этот день особенно осторожными следует быть беременным женщинам. Запрещается работать 8 января дамам, носящим под сердцем малыша. Собор Пресвятой Богородицы требует и от будущих отцов в этот день воздержаться от труда. Если кто-нибудь из пары нарушал данный запрет, малыш может не родиться вовсе или появиться на свет с физическими недостатками.
Даже если в вашей семье нет в планах рождения малыша, лучше восьмого января не подвергать себя серьезным задачам. Даже нагрузки при уходе по дому могут оказаться излишними и привести к несчастьям. Нельзя в этот день заниматься шитьем и вязанием, а также любыми другими видами ремесел. Несмотря на существующее табу, в некоторых частях Руси считалось благородным делом в этот день заниматься столярными работами.
Источник: ТРИБУНА — материалы могут быть скопированы ресурсом на других платформах без ведома их авторов.
Празднование Собора Пресвятой Богородицы совершается 8 января, на второй день после Рожества Христова.
Содержание:
- Собор Пресвятой Богородицы. История праздника
- Установление празднования Собора Пресвятой Богородицы
- Собор Пресвятой Богородицы. Иконы
- Народные традиции праздника Собор Пресвятой Богородицы
Собор Пресвятой Богородицы. История праздника
В богослужебном годовом круге есть такая особенность: после великого праздника на следующий день совершается память святых, послуживших этому событию. Так, после Рождества Христова отмечается Собор Пресвятой Богородицы, после Богоявления — Собор Иоанна Предотечи, после дня памяти святых верховных апостолов Петра и Павла — Собор двенадцати апостолов. На второй день после Рождества Христова празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Этот праздник посвящен прославлению Пресвятой Девы Марии, родившей Исуса Христа. Прославляя Пресвятую Богородицу, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет.
Рождество Христово. Икона Андрея Рублева, 1405 год. Благовещенский собор Московского Кремля
Библиотека Русской веры
Cобор Пресвятой Богородицы. Великие Минеи Четьи →
Читать онлайн в оригинале
Когда царь Ирод узнал, что волхвы, которые поклонились новорожденному Спасителю, ушли в свою землю, не сообщив ему место рождения Младенца, то Ирод впал в гнев и приказал убить всех младенцев до двух лет в Вифлееме и окрестностях. Но ангел явился во сне Иосифу и велел ему взять Младенца Христа и Пресвятую Богородицу и бежать в Египет. Иосиф сделал, как сказал ему ангел. Когда царь Ирод умер, ангел снова явился Иосифу и велел вернуться в Вифлеем. Иосиф, Дева Мария с Младенцем поселились не в Вифлееме, а в Назарете, опасаясь сына Ирода — Архелая. В первое воскресенье после Рождества Христова совершается память святого праведного Иосифа, которому была обручена Дева Мария, святого царя Давыда, из рода которого происходил Христос, и святого апостола Иакова, брата Господня, сына Иосифова.
Установление празднования Собора Пресвятой Богородицы
Установление празднования Собора Пресвятой Богородицы относится к древним временам христианской Церкви. Епифаний Кипрский (ум.403 г.), святой Амвросий Медиоланский (ок.340-397 гг.) и блаженный Аврелий Августин (354-430 гг.) в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Христу с хвалой родившей Его Деве Марии. Указание на празднование собора Пресвятой Богородицы на следующий день по Рождестве Христовом содержится в 79 правиле VI Вселенского Собора, который состоялся в 680-681 гг.
Праздник Собор Пресвятой Богородицы. Богослужение
Тропарь Рожеству Христову, глас 4.
Ржcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.
Кондак Собору Пресвятой Богородицы, глас 6.
И$же прeжде дн7ьни1цы t nц7A бе€м™ре рождeисz, на земли2 без8 nц7A воплоти1сz днeсь и3стебE. тёмже ѕвэздA бlговэствu1етъ волхвHмъ, ѓгGли же спaстыри пою1тъ, не сказaнное ржcтво2 твоE њбрaдованнаz.
Собор Пресвятой Богородицы. Иконы
Иконография Собора Богоматери сформировалась в конце ХШ века. На Руси иконы Собора Богородицы известны с XIV века. В центре композиции изображается сидящая на троне Богородица с Младенцем на руках. Ее окружают ангелы, пастухи и волхвы. На иконе также изображают прославляющих Богородицу православных гимнографов и Отцов Церкви. Самая ранняя известная фреска с изображением Собора Пресвятой Богородицы находится в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.). Самая древняя русская икона Собора Пресвятой Богородицы, датируемая к. XIV — нач. XV вв., происходит из Пскова. Икона весьма отличается как от предшествующих византийских памятников, так и от русских икон и фресок более позднего времени. В центре иконы изображена Богородица на троне, который имеет изогнутую асимметричную спинку и украшен белой завесой. Однако Богородица не держит на руках Младенца Христа, хотя именно так Она изображается во всех других произведениях на этот сюжет. На этой иконе перед Богородицей, на Ее груди, помещено заключенное в двухцветную восьмиконечную «славу» изображение Христа, которое Она как бы придерживает.
Слева от трона Девы Марии изображены приносящие дары волхвы, один из них указывает на звезду, изображение которой на иконе не сохранилось. Справа и слева от подножия трона написаны фигуры двух женщин, которые олицетворяют Пустыню и Землю. Пустыня одета в красное, она подносит Христу ясли, а Земля облачена в зеленый плащ: одной рукой она как бы протягивает вертеп, а в другой держит процветшую ветвь. Вверху, над горками, изображены ангелы и дивящиеся пастухи. В верхних углах изображения особо почитаемых святых — Николы Чудотворца и великомученицы Варвары. Изображение именно святых, вероятно, выполнено по желанию заказчика, и не имеет прямого отношения к иконографии. В нижней части образа изображены три мужа в белых одеждах, похожих на стихари, юный чтец, а также юноша. Эта сцена и по сей день не имеет однозначной интерпретации. В научной литературе встречаются противоречивые истолкования. Предполагают, что вся группа в целом может олицетворять разные формы прославления Богородицы, совершаемого людьми. Три центральных фигуры рассматривались как хор певчих, как диаконы, как Богоотцы Давыд, Иосиф и Иаков. Их называли «пастырями» в конкретном и иносказательном значении этого слова, понимая под этим и странствующих исполнителей духовных стихов, посвященных библейским событиям.
Существуют и более поздние иконописные изображения и фрески Собора Пресвятой Богородицы. Как уже говорилось выше, Пресвятая Дева изображается восседающей на троне с Младенцем Христом, в окружении ангелов, волхвов, которые преподносят дары Спасителю, и святых.
Народные традиции праздника Собор Пресвятой Богородицы
В народе праздник Собора Пресвятой Богородицы называли «Бабьи каши». В этот день было принято почитать рожениц и повивальных баб. В деревнях 8 января пекли пироги и угощали ими рожениц. В крестьянских семьях с детьми в этот день родители готовили яства и отправлялись с поклоном в гости к повитухе, которая принимала роды. По древнерусским традициям в день Собора Пресвятой Богородицы женщины ощущали свое особенное единство с Богородицей, вот почему они оставляли Ей в дар хлеб. Женщины пекли хлеб и приносили его в церковь: часть угощений они оставляли у алтаря, а часть после освящения несли домой. Также в этот день полагалось варить кашу. Считается, что эти традиции имею языческое происхождение, поскольку языческие верования долгое время бытовали после Крещения Руси. Известно, что до Крещения на Руси было многобожие. Среди богов почитали покровительницу всех женщин — Макошь, культ которой после Крещения Руси изменился и смешался с христианским праздником Собора Богородицы.
На сегодня эта публикация уже заработала 12,35 рублей за дочитывания
Зарабатывать
Собор Пресвятой Богородицы является важным для православных верующих праздником. Он отмечается на следующий после Рождества Христова день — 8 января. Сам праздник возник еще в 4 веке нашей эры благодаря Амвросию Медиоланскому и блаженному Августину. В своих богослужениях они почитали не только родившегося на свет Иисуса Христа, но и его мать — Богородицу. Официально Собор Пресвятой Богородицы был внесен в список церковных праздников в 680-681 году в 79 правиле VI Вселенского Собора.
8 января принято прославлять Деву Марию как мать Сына Божьего. К ней обращаются в молитвах, в храмах по всей России звучат хвалебные и благодарственные песнопения в ее честь. Кроме Девы Марии этот праздник касается и приближенных к ней людей: святого Иосифа Обручника, царя Давида, святого Иакова. Все они сыграли ключевую роль в жизни Богородицы и ее Сына. Именно поэтому праздник носит такое название, поскольку собирает в себе и почитает не только Богородицу, но и ее приближенных.
Кроме того, в этот день Богородица покровительствует всем роженицам и акушерам, поскольку она является матерью Иисуса Христа, явлением великого чуда рождения, неоценимого божественного дара. В Собор Пресвятой Богородицы принято благодарить своих матерей за подаренную жизнь, жен за рожденных детей, а также всех врачей, участвующих в появлении ребенка на свет: санитарок, медсестер, акушеров и других.
Также защиту у Девы Марии могут просить и невинно обиженные, ведь она, как мать каждого верующего на земле, защитит своего ребенка от любых невзгод и напастей, от лжи и клеветы.
Традиции праздника Собора Пресвятой Богородицы
· В этот день принято печь хлеб и караваи, которые обязательно нужно освятить в церкви. Несколько караваев и пирогов обязательно должно остаться в храме, а вторая их половина должна быть разделена между домочадцами, отдана нищим и нуждающимся.
· В период празднования Собора Пресвятой Богородицы начинают колядовать и женщины, ведь традиционно начинать коляду разрешено было только мужчинам.
· В праздник колядующих обязательно необходимо впустить в дом, одарить угощениями, чтобы в будущем обладать достатком и удачей.
· В некоторых городах и деревнях России в этот праздник, ближе к вечеру, разводится большой костер, через который необходимо прыгать. Также было принято перегонять домашних животных, чтобы защититься от гуляющих по земле ведьм и другой нечистой силы.
· С утра обязательно необходимо посетить праздничную службу в храме и обратиться к Богородице с молитвой. Кроме того, в этот день в храмах проводятся панихиды и обеды по усопшим, поскольку считается, что все умершие в этот день приходят в храм, в том числе и священники, которые тоже участвуют в службах.
· Женщинам и беременным девушкам в этот день строго настрого запрещено работать, чтобы не растратить здоровье будущего ребенка.
· Запрещено в этот день заниматься любыми ремеслами и рукоделием, в том числе шитьем, вязанием и вышиванием.
· Нельзя заниматься домашней работой: мытьем полов и посуды, приготовлением заготовок, солений и варений.
· В этот день запрещены любые сквернословия, ругательства, споры и конфликты. Собор Пресвятой Богородицы является семейным праздником, который должен пройти во взаимопонимании и мире.
Чтобы обращение к Богородице было правильным и обязательно было услышано, на службах в храме необходимо читать посвященные ей молитвы.
Подробнее ➤