Собор Пресвятой Богородицы отмечают 8 января, на следующий день после Рождества Христова. В этот праздник верующие прославляют Деву Марию и вспоминают предание о бегстве Святого Семейства в Египет. В материале РЕН ТВ расскажем об истории и традициях праздника, а также о том, что можно, а что не следует делать в этот день.
Когда отмечается Собор Пресвятой Богородицы
Собор Пресвятой Богородицы празднуют 8 января, на второй день после Рождества. Эта дата была выбрана в соответствии с христианской традицией. В православной церкви принято посвящать следующий день после великого праздника святым, причастным к этому событию. Так верующие воздают им свою благодарность. Именно поэтому после Рождества Христова прославляют Деву Марию, родившую Иисуса Христа.
Значение праздника
Суть праздника кроется в самом его названии. Собор Пресвятой Богородицы означает «собрание» – круг лиц, близких к Деве Марии и ее сыну Иисусу Христу. Так, во время этого светлого праздника верующие почитают не только Богородицу, но и других ближайших родственников Иисуса.
В их число входят святой Иосиф Обручник, оберегавший Божию Матерь во время ее земной жизни, царь Давид (предок Господа по плоти) и святой апостол Иаков – сын Иосифа Обручника от первого брака.
Фото: © Wikimedia Commons
История праздника Собор Пресвятой Богородицы
Собор Пресвятой Богородицы считается одним из древнейших праздников. Он возник на заре христианства и был известен еще в IV веке. В этот день верующие вспоминают предание о бегстве Святого Семейства в Египет.
Согласно легенде, узнав о рождении Христа, царь Ирод приказал убить всех младенцев до двух лет в Вифлееме и его окрестностях. Тогда ангел, явившийся во сне Иосифу Обручнику, велел тому немедленно бежать в Египет вместе с Богородицей и Младенцем Христом. Иосиф послушал ангела и исполнил его волю. Святое Семейство сопровождал и сын Иосифа от первого брака Иаков. После смерти царя Ирода Богородица, Иисус Христос и Иосиф Обручник поселились в Назарете.
Традиции празднования
По традиции, в этот день воздают благодарность не только Деве Марии, но и всем роженицам и акушерам. В Древней Руси 8 января было принято печь пироги и угощать ими рожениц. А крестьяне, в семье которых были дети, готовили лучшие угощения и с благодарностью несли их повитухе – женщине, которая принимала роды. Многие женщины пекли хлеб и относили его в церковь – часть угощений оставляли у алтаря, а часть освящали и несли домой.
В народе Собор Пресвятой Богородицы называли «Бабьи каши». Считалось, что 8 января женщины должны варить кашу. Однако эта традиция имеет языческое происхождение и связана с культом богини Макошь, покровительницы всех женщин.
Фото: © РИА Новости/Владимир Астапкович
Что можно и нельзя делать в Собор Пресвятой Богородицы
В этот день почитают акушеров и женщин, которые находятся в положении или недавно родили ребенка. Также на Собор Пресвятой Богородицы принято готовить каши и другие угощения. Считается, что если каша пригорит, то январь и февраль будут снежными.
Собор Пресвятой Богородицы – большой православный праздник. В этот день запрещено заниматься тяжелой работой. Особенно строго этот запрет следует соблюдать беременным женщинам и их мужьям. Помимо этого, 8 января нельзя вязать, шить и заниматься вышиванием, чтобы не навлечь на себя беды и неприятности. Многие верят, что на Собор Пресвятой Богородицы нельзя варить и пить кисель – считается, что это к покойнику.
Иконы, посвященные Собору Пресвятой Богородицы
Первые изображения, посвященные Собору Пресвятой Богородицы, на Руси появились в XIV веке в Пскове. По традиции, в центре иконы изображается сидящая на троне Дева Мария с Младенцем. Ее окружают приносящие дары волхвы, ангелы и пастухи. Справа и слева от подножия трона Богородицы написаны фигуры двух женщин, олицетворяющие Землю и Пустыню. Земля одета в зеленый плащ – одной рукой она протягивает вертеп, а в другой держит цветущую ветвь. Пустыня облачена в красное, она подносит Младенцу Христу ясли.
В нижней части иконы написаны трое мужчин в белых одеждах, юный чтец, а также юноша. Предполагается, что это хор певчих, прославляющих Богородицу. Также есть версия, что три центральные мужские фигуры – это Богоотцы Давид, Иаков и Иосиф. Со временем вид иконы менялся, но основные элементы оставались нетронутыми.
Празднование Собора Пресвятой Богородицы совершается 8 января, на второй день после Рожества Христова.
Содержание:
- Собор Пресвятой Богородицы. История праздника
- Установление празднования Собора Пресвятой Богородицы
- Собор Пресвятой Богородицы. Иконы
- Народные традиции праздника Собор Пресвятой Богородицы
Собор Пресвятой Богородицы. История праздника
В богослужебном годовом круге есть такая особенность: после великого праздника на следующий день совершается память святых, послуживших этому событию. Так, после Рождества Христова отмечается Собор Пресвятой Богородицы, после Богоявления — Собор Иоанна Предотечи, после дня памяти святых верховных апостолов Петра и Павла — Собор двенадцати апостолов. На второй день после Рождества Христова празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Этот праздник посвящен прославлению Пресвятой Девы Марии, родившей Исуса Христа. Прославляя Пресвятую Богородицу, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет.
Рождество Христово. Икона Андрея Рублева, 1405 год. Благовещенский собор Московского Кремля
Библиотека Русской веры
Cобор Пресвятой Богородицы. Великие Минеи Четьи →
Читать онлайн в оригинале
Когда царь Ирод узнал, что волхвы, которые поклонились новорожденному Спасителю, ушли в свою землю, не сообщив ему место рождения Младенца, то Ирод впал в гнев и приказал убить всех младенцев до двух лет в Вифлееме и окрестностях. Но ангел явился во сне Иосифу и велел ему взять Младенца Христа и Пресвятую Богородицу и бежать в Египет. Иосиф сделал, как сказал ему ангел. Когда царь Ирод умер, ангел снова явился Иосифу и велел вернуться в Вифлеем. Иосиф, Дева Мария с Младенцем поселились не в Вифлееме, а в Назарете, опасаясь сына Ирода — Архелая. В первое воскресенье после Рождества Христова совершается память святого праведного Иосифа, которому была обручена Дева Мария, святого царя Давыда, из рода которого происходил Христос, и святого апостола Иакова, брата Господня, сына Иосифова.
Установление празднования Собора Пресвятой Богородицы
Установление празднования Собора Пресвятой Богородицы относится к древним временам христианской Церкви. Епифаний Кипрский (ум.403 г.), святой Амвросий Медиоланский (ок.340-397 гг.) и блаженный Аврелий Августин (354-430 гг.) в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Христу с хвалой родившей Его Деве Марии. Указание на празднование собора Пресвятой Богородицы на следующий день по Рождестве Христовом содержится в 79 правиле VI Вселенского Собора, который состоялся в 680-681 гг.
Праздник Собор Пресвятой Богородицы. Богослужение
Тропарь Рожеству Христову, глас 4.
Ржcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.
Кондак Собору Пресвятой Богородицы, глас 6.
И$же прeжде дн7ьни1цы t nц7A бе€м™ре рождeисz, на земли2 без8 nц7A воплоти1сz днeсь и3стебE. тёмже ѕвэздA бlговэствu1етъ волхвHмъ, ѓгGли же спaстыри пою1тъ, не сказaнное ржcтво2 твоE њбрaдованнаz.
Собор Пресвятой Богородицы. Иконы
Иконография Собора Богоматери сформировалась в конце ХШ века. На Руси иконы Собора Богородицы известны с XIV века. В центре композиции изображается сидящая на троне Богородица с Младенцем на руках. Ее окружают ангелы, пастухи и волхвы. На иконе также изображают прославляющих Богородицу православных гимнографов и Отцов Церкви. Самая ранняя известная фреска с изображением Собора Пресвятой Богородицы находится в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.). Самая древняя русская икона Собора Пресвятой Богородицы, датируемая к. XIV — нач. XV вв., происходит из Пскова. Икона весьма отличается как от предшествующих византийских памятников, так и от русских икон и фресок более позднего времени. В центре иконы изображена Богородица на троне, который имеет изогнутую асимметричную спинку и украшен белой завесой. Однако Богородица не держит на руках Младенца Христа, хотя именно так Она изображается во всех других произведениях на этот сюжет. На этой иконе перед Богородицей, на Ее груди, помещено заключенное в двухцветную восьмиконечную «славу» изображение Христа, которое Она как бы придерживает.
Слева от трона Девы Марии изображены приносящие дары волхвы, один из них указывает на звезду, изображение которой на иконе не сохранилось. Справа и слева от подножия трона написаны фигуры двух женщин, которые олицетворяют Пустыню и Землю. Пустыня одета в красное, она подносит Христу ясли, а Земля облачена в зеленый плащ: одной рукой она как бы протягивает вертеп, а в другой держит процветшую ветвь. Вверху, над горками, изображены ангелы и дивящиеся пастухи. В верхних углах изображения особо почитаемых святых — Николы Чудотворца и великомученицы Варвары. Изображение именно святых, вероятно, выполнено по желанию заказчика, и не имеет прямого отношения к иконографии. В нижней части образа изображены три мужа в белых одеждах, похожих на стихари, юный чтец, а также юноша. Эта сцена и по сей день не имеет однозначной интерпретации. В научной литературе встречаются противоречивые истолкования. Предполагают, что вся группа в целом может олицетворять разные формы прославления Богородицы, совершаемого людьми. Три центральных фигуры рассматривались как хор певчих, как диаконы, как Богоотцы Давыд, Иосиф и Иаков. Их называли «пастырями» в конкретном и иносказательном значении этого слова, понимая под этим и странствующих исполнителей духовных стихов, посвященных библейским событиям.
Существуют и более поздние иконописные изображения и фрески Собора Пресвятой Богородицы. Как уже говорилось выше, Пресвятая Дева изображается восседающей на троне с Младенцем Христом, в окружении ангелов, волхвов, которые преподносят дары Спасителю, и святых.
Народные традиции праздника Собор Пресвятой Богородицы
В народе праздник Собора Пресвятой Богородицы называли «Бабьи каши». В этот день было принято почитать рожениц и повивальных баб. В деревнях 8 января пекли пироги и угощали ими рожениц. В крестьянских семьях с детьми в этот день родители готовили яства и отправлялись с поклоном в гости к повитухе, которая принимала роды. По древнерусским традициям в день Собора Пресвятой Богородицы женщины ощущали свое особенное единство с Богородицей, вот почему они оставляли Ей в дар хлеб. Женщины пекли хлеб и приносили его в церковь: часть угощений они оставляли у алтаря, а часть после освящения несли домой. Также в этот день полагалось варить кашу. Считается, что эти традиции имею языческое происхождение, поскольку языческие верования долгое время бытовали после Крещения Руси. Известно, что до Крещения на Руси было многобожие. Среди богов почитали покровительницу всех женщин — Макошь, культ которой после Крещения Руси изменился и смешался с христианским праздником Собора Богородицы.
Собор Пресвятой Богородицы. На другой день по Рождестве Христове празднуется Собор Пресвятой Богородицы, память святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова, брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника. Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.
Происхождение названия. Праздник этот называется «Собором» не потому, что посвящен нескольким святым (как, например, Собор 12 апостолов), а потому, что древние христиане имели обычай в этот день собираться в святые храмы для прославления Богоматери. Таким же образом на следующий день после праздника Крещения Господня совершается празднование Собора честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (20 января), когда православный народ собирается в храме, чтобы соборно помолиться, совершить богослужение и похвалу в честь того, кто послужил в деле Крещения Христова.
К истории праздника. После того, как волхвы ушли из Вифлеема, Ангел Господень во сне явился Иосифу, повелевая ему, чтобы он вместе с новорожденным младенцем Иисусом Христом и Материю Его, Пречистою Девою Мариею, бежал в Египет и оставался там до тех пор, пока ему повелено будет оттуда возвратиться, так как Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Иосиф, встав, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет. Но сначала, прежде отшествия своего туда, он исполнил в храме Соломоновом все, что определено было по закону Господню, ибо дни очищения Пречистой и Пренепорочной Богоматери уже наступили, и в том храме сретили Господа нашего старец Симеон и Анна пророчица. Потом, исполнив все, что определено было в законе, Иосиф пошел в Назарет, в дом свой. Ибо так говорит святой Лука: «И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет» (Лк.2:39). Отсюда явно, что они не тотчас направились из Вифлеема к Египту, но сначала пошли в храм Господень, затем в Назарет и, наконец, в Египет. О том свидетельствует и святой Феофилакт в толковании на Евангелиста Матфея, когда пишет так: «Вопрос: Как это говорит Евангелист Лука, что Господь удалился в Назарет по прошествии 40 дней по рождении Своем и после сретения Своего старцем Симеоном? А здесь святой Матфей говорит, что он пришел в Назарет уже по возвращении из Египта? Ответ: Знай, что Евангелист Лука упоминает о том, о чем умолчал Евангелист Матфей, именно — что Господь (говорит Лука) по рождестве Своем пошел в Назарет. А Матфей говорит о том, что случилось уже после того, именно: как наш Господь бежал в Египет и как по возвращении оттуда снова пошел в Назарет. Вообще Евангелисты не противоречат друг другу, но только Лука говорит об удалении Христа из Вифлеема в Назарет, а Матфей повествует о Его возвращении в Назарет из Египта».
Итак, по выходе из храма Господня святые путники сначала отправились в Назарет и немедленно сделали распоряжение относительно своего дома, а затем, захвативши все нужное для путешествия, поспешно, ночью (чтобы ближайшие соседи не узнали этого) направились по дороге к Египту. При этом они взяли с собою для услужения и Иакова, старшего сына Иосифова, названного впоследствии братом Господним, что видно из церковного песнопения на 23-е октября, где поется так: «Еже во плоти Господня желания мудре, брат показался еси, ученик, и самовидец божественных тайн, бегаяй с ним, и во Египте быв со Иосифом, Материю же Иисусовою: с нимиже моли спастися нам»[1]. Отсюда явно, что и Иаков сопутствовал святому семейству на пути в Египет, служа ему во время путешествия. А бежал Господь в Египет частью для того, чтобы показать, что Он есть истинный человек воплощенный, а не дух и привидение (на что указывает святой Ефрем в слове на Преображение, когда говорит: «Если бы Он не был плотию, то тогда с Кем же бежал Иосиф в Египет»); а частью для того, чтобы научить нас бежать гнева и ярости человеческой, а не с гордостью противиться им. Так объясняет и Златоуст: «В своем бегстве, – говорил он, – Господь научает нас давать место ярости, т.е. бегать человеческой ярости. И если Всемогущий бежит, то мы, гордые, научаемся этим не подвергать себя опасности». Цель бегства Господня в Египет и та, чтобы очистить Египет от идолов и, как говорит святой папа Лев, чтобы не без этой страны, в которой в первый раз через заклание агнца были прообразованы спасительное знамение креста и Пасха Господня, – уготовалось таинство святейшей жертвы. Также и чтобы исполнилось следующее пророчество Исаиино: «Господь восседит на облаке легком, и грядет в Египте. И потрясутся от лица Его идолы египетские» (Ис.19:1). В этом месте под облаком святой Амвросий разумеет Пречистую Деву, Которая принесла на руках Своих Господа в Египет, и пали идолы египетских богов. Тот облак, Пречистая Дева, – легок, ибо Она не отягощена никаким бременем какого-либо греха или плотского вожделения и познания супружества.
Передается и то, что когда праведный Иосиф, Пречистая Дева и Богомладенец шли в Египет, в одном пустынном месте напали на них разбойники и хотели отнять у них осла, на котором они везли то немногое, что необходимо было им в дорогу, и на котором иногда и сами ездили. Один же из тех разбойников, увидев Младенца необычайной красоты и удивившись такой красоте, сказал:
– Если бы Бог принял на Себя человеческое тело, то не мог бы быть красивее сего Младенца.
Сказав это, он запретил своим товарищам, прочим разбойникам, и не дал им ничем обидеть сих путников. Тогда Пречистая Богородица сказала тому разбойнику:
– Знай, что Сей Младенец воздаст тебе щедрым воздаянием за то, что ты охранил Его.
Этот разбойник был тот самый, который впоследствии, при Распятии Христа, был повешен на кресте по правую сторону, и которому Господь сказал: «Ныне же будешь со мною в раю» (Лк.23:43). И исполнилось пророческое предсказание Божией Матери, что «воздаст тебе Сей Младенец».
Когда они вошли в Египетскую страну и находились в пределах Фиваиды, приблизились они к городу Ермополю[2]. Близ входа в сей город росло очень красивое дерево, называвшееся «Персея», которое тамошние жители по своему идолопоклонническому обычаю почитали как бога из-за его высоты и величественной красоты, поклоняясь ему и принося ему жертвы, ибо в том дереве жил и бес, почитаемый ими. Когда Пречистая Богоматерь с Божественным Младенцем приблизилась к тому дереву, тотчас оно сильно потряслось, ибо бес, убоявшись пришествия Иисусова, бежал. А дерево приклонило свою верхушку до самой земли, воздавая подобающее поклонение своему Создателю и Его Родительнице, Пречистой Деве, кроме того, оно оградило их тенью своих много лиственных ветвей от солнечного зноя и тем дало возможность утомленным святейшим путникам отдохнуть. И в таком наклоненном виде осталось то дерево в очевидное знамение пришествия Господа в Египет. После того, как под сим деревом Господь с Своею Материю и Иосифом отдыхали, это дерево получило целебную силу, ибо от его ветвей исцелялись всякие болезни. Затем святые путники прежде всего вошли в тот город и идольский храм, находившийся в нем, и тотчас все идолы пали. О сем храме упоминает Палладий в «Лавсаике»[3]: «Мы видели, – говорит он, – там (в Ермополе) идольский храм, в котором во время пришествия Спасителя упали все идолы ниц на землю. Также и в одном селении, называемом «Сирен», упало триста шестьдесят пять идолов в одном храме, в то время как туда вошел Христос с Пречистою Материю[4].
Да и во всем Египте во время пришествия Господня сокрушились идолы, и бесы бежали из них, и исполнилось в этом событии то, что предрек св. пророк Иеремия, находясь в Египте, когда сказал «Все идолы должны будут упасть, и все изображения богов сокрушатся тогда, когда придет сюда Дева Матерь с Младенцем, рожденным в яслях». Со времени сего Иеремиина пророчества у египтян существовал обычай изображать Деву, покоящуюся на постели, а близ Нее Младенца, лежащего в яслях и повитого пеленами, и поклоняться этому изображению. Когда однажды царь Птолемей спросил египетских жрецов, для чего они это делают, те ответили «Это – тайна, возвещенная древнейшим предкам нашим одним святым пророком, и мы ждем исполнения того пророчества и раскрытия сей тайны».
После сего святые путешественники повернули немного в сторону от города Ермополя и, ища места для остановки, вошли в селение, называвшееся «Натарея», лежащее недалеко от Илиополя[5]. Иосиф близ этого селения оставил Пречистую Деву Марию со Христом Господом, а сам пошел в селение ради приобретения потребного. А то смоковничное дерево, приютившее святых странников под собою, раздвоилось сверху донизу и опустило свой верх, образуя как бы сень или шатер над их главою: а внизу, у своего корня, оно образовало в той расселине как бы углубление, удобное для пребывания, и там Пречистая Дева с Младенцем легла и отдохнула от путешествия. То место и до сего времени в большом почитании не только у христиан, но и у сарацинов, которые и до сих пор (как это рассказывается достоверными очевидцами) возжигают светильник с елеем в расселине дерева в честь почивавшей там Девы с Младенцем. Иосифу и Пресвятой Богородице захотелось остаться в том селении и, найдя для себя недалеко от того дерева хижину, они начали в ней жить. Совершилось и другое чудо силою Божественного Младенца, ибо там же, близ их местопребывания и близ того чудесного дерева, явился внезапно источник живой воды, из которого Пречистая Дева черпала для своей потребы и в котором устраивала купанье для Своего Младенца. Существует тот источник и доныне, имея очень холодную и здоровую воду. А что еще удивительнее, что во всей земле Египетской это единственный источник живой воды, и он славится в том селении. Сим кончается повествование о пребывании Пречистой Богоматери со Христом в Египте, где они пробыли несколько лет. Но точного известия о том, сколько лет провел Господь в Египте – нет. Св. Епифаний говорит, что – два года, а Никифор три года, а Георгий Кедрин пять лет; иные же, как Аммоний Александрийский, думают, что семь лет. Во всяком случае то несомненно, что до кончины Иродовой, как и Евангелие говорит: «И там был до смерти Ирода» (Мф.2:15).
После же убиения вифлеемских младенцев и после того, как окаянный Ирод погиб злою смертью, Ангел Господень опять явился во сне Иосифу, повелевая ему возвратиться из страны Египетской в землю Израилеву, ибо (сказал он) «умерли искавшие души младенца». Иосиф встал, взял Младенца и Матерь Его и пошел в Иудею, которая составляла лучшую и большую часть земли Израильской. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, он убоялся идти туда. Ибо Ирод оставил после себя трех сыновей: первого Архелая, другого Ирода Антипу, а третьего, самого младшего, Филиппа. Все они по смерти отца своего отправились в Рим, к кесарю, из-за соперничества, так как каждый из них хотел получить царство отца. Кесарь, не давая ни одному из них царской чести, разделил царство на четыре части, назвав их тетрархиями. Старшему брату Архелаю он дал Иудею, Ироду Антипе дал Галилею, а младшему брату Филиппу – Трахонитскую страну; Авилинию же дал он Лисанию, младшему сыну Лисания старшего, некогда друга Иродова, а потом убитого им по зависти. Отпуская всех их из Рима, кесарь обещал Архелаю и царскую честь, если только он обнаружит хорошее и заботливое управление своею частью. Но Архелай нисколько не лучше был жестокого отца своего, мучая и убивая многих, ибо, придя в Иерусалим, он тотчас напрасно убил три тысячи народа и многих граждан велел мучить в день праздника среди храма, перед всем собранием иудеев. По причине такой своей жестокости он был по прошествии нескольких лет оклеветан, лишен власти и сослан в заточение. Иосиф при своем возвращении услышал, что царствует этот злой Архелай, хотя и без царского титула, и убоялся идти в Иудею, получив же извещение во сне от того Ангела, который уже прежде являлся ему, ушел в пределы галилейские, во владение Ирода Антипы, брата Архелая, ибо этот Ирод с большею кротостью правил народом, чем брат его; и поселился Иосиф в городе Назарете, в своем доме, где они и прежде жили, дабы исполнилось предсказанное о Христе Господе пророками, что Он назовется назореем. Ему слава во веки. Аминь.
Примечания
[1] На стиховне стихира 2-я.
[2] Фиваида – область знаменитого в древности египетского города Фивы; этим же именем назывался по имени главного города и вообще весь Верхний (Южный) Египет. Ермополь – один из значительных городов древнего Египта, служивший видным религиозным центром язычества.
[3] Палладий Еленопольский (с 368 по 430 г.) был уроженец Галатии; в 388 г. прибыл в Александрию, оттуда потом удалился в близлежащую пустыню для подвигов безмолвия, а потом переселился в Вифлеем; в 399 г. избран в епископа Еленопольского, в Вифинии, в Малой Азии. После того император Аркадий сослал его, как сторонника св. Иоанна Златоуста, в Верхний Египет, откуда в 408 г. он перемещен в Антиною, а в 412 г. возвращен на свою кафедру в Еленополь. По просьбе каппадокийского префекта Лавса в 420 г. он составил собрание жизнеописаний святых подвижников и сказаний о них, которое в честь его назвал «Лавсаиком». – Память Палладия Еленопольского в субботу сырную.
[4] Все подробности о путешествии Пресвятой Девы с Богомладенцем Иисусом и с прав. Иосифом в Египет и о пребывании их там так же, как и многие подробности о рождестве Христовом, заимствованы из апокрифических Евангелий, в особенности из так называемого «Евангелия детства Спасителя» также и из апокрифического сочинения, известного под заглавием «История рождения Марии и детства Спасителя», – Предание о падении идолов египетских при въезде ее семейства в Египет упоминается и в акафисте Спасителю, где говорится «идоли бо Спасе наш, не терпяще Твоея крепости, падоша» (Икос 6-й).
[5] Илиополь – город в Нижнем (Северном) Египте.
8 января, на следующий день после Рождества Христова, в православном мире отмечается праздник Собор Пресвятой Богородицы. Рассказываем, ему посвящен этот праздник, как его принято отмечать и какие есть традиции.
История праздника
Праздник Собора Пресвятой Богородицы имеет древнее происхождение, его установление относится к ранним временам Христианской Церкви. Уже в 4 веке Епифаний Кипрский, а также святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Богочеловеку с хвалой родившей Его Деве. Официальное указание на празднование Собора Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова можно найти в 79 правиле VI Вселенского Собора, состоявшегося в 680-681 годах.
Суть праздника
В этот день весь православный мир прославляет Деву Марию как матерь Иисуса Христа. Священнослужители и верующие обращаются к Богоматери с торжественными хвалеными песнопениями, благодарственными речами. Однако 8 января посвящен не только памяти Девы Марии, но и некоторым лицам, имевшим прямое отношение к ней при ее жизни. В составе Собора Пресвятой Богородицы, таким образом, чествуют память:
- святого Иосифа Обручника, называемого так, потому что он по благословению первосвященника обручился с Девой Марией, дабы защищать ее чистоту и девство;
- царя Давида, являвшегося предком Иисуса Христа по плоти;
- святого Иакова, сына Иосифа Обручника от первого брака, который вместе с отцом участвовал в сопровождении Богородицы с младенцем Иисусом во время бегства в Египет.
Традиции праздника
На Руси Собор Пресвятой Богородицы для женщин считался важнее, чем Рождество, так как был связан с Божией Матерью. В старину верили, если в этот день будут работать беременная женщина или ее муж, даже если они делают это из крайней необходимости, то их ребенок родится с физическими недостатками. Женщины в этот день ходили по домам с поздравлениями и песнями, посещали баб-повитух и причащали их ужином.
Существует поверье, что в ночь с 7 на 8 января в храм сходятся все покойники, поэтому в этот день проводили обеды и панихиды по умершим.
Приметы праздника
В праздник Собор Пресвятой Богородицы существует несколько примет.
- Если в этот день будет вьюга и мороз, значит, лето будет холодным.
- Повитухам 8 января полагается дарить материю и полотенца — «на легкую дорогу» принятыми ими детьми. Кроме того, повитухам приносят угощения, что сулит дарителям счастье, а женщинам — легкие роды.
- Маленького ребенка в этот день поднимали выше собственной головы, чтобы он рос высоким, крепким, красивым и здоровым.
- В день 8 января нельзя покупать веревки или изделия из них, поскольку это может привести к тому, что в семье кто-нибудь повесится.
- Нельзя 8 января готовить и есть кисель — это к покойнику.
- Если за окном снег и мороз — примета к тому, что лето будет ненастным и холодным.
- Если из дома в день 8 января вынести разбитую посуду или другой ненужный хлам — в семью придет несчастье.
- Если после заката 8 января небо окрашивается в красный цвет — жди лютых морозов.
- 8 января гадания на урожай и брак — самые правдивые.
Церковь Собора Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде (Фото: LeniKovaleva, по лицензии Shutterstock.com)
На следующий день после праздника Рождества Христова, 8 января по новому стилю, православный мир отмечает важный праздник – Собор Пресвятой Богородицы.
В этот день Православная Церковь с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери, ставшей избранным орудием Промысла, родившей Спасителя. Именно потому, что Пресвятая Дева является Той, от которой родился, воплотился Спаситель наш Иисус Христос, и установлен этот праздник ее чествования сразу после Его Рождества.
Собором этот день называется потому, что в отличие от отдельных праздников в честь Пресвятой Богородицы (например, Ее Зачатие, Рождество, Благовещение и пр.) в данный день совершается общее (соборное) празднование и других лиц, близких Пресвятой Деве Марии и Господу Иисусу Христу.
Так, вместе с Богоматерью, в празднование Собора также совершается память тех, кто по плоти был близок к Спасителю: святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова (брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника), который сопровождал вместе с отцом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.
Собор Пресвятой Богородицы (Фото: pravoslavie.ru)
Иосиф Обручник, будучи 80-летним старцем, по благословению первосвященника принял Деву Марию, чтобы хранить ее девство и чистоту. И хотя он был обручен Пречистой, все его служение заключалось в том, чтобы оберегать Матерь Божию. Пророк Давид был по плоти предком Господа и Спасителя, потому что, как и надлежало быть, Спаситель, Мессия, пришел в мир из рода Давидова. А апостол Иаков называется братом Божиим, потому что был старшим сыном Обручника Иосифа – от его первого брака. Иаков был очень благочестивым человеком и по Воскресении Христовом был избран предстоятелем Иерусалимской Церкви.
Праздник Собора Пресвятой Богородицы имеет древнее происхождение, его установление относится к ранним временам Христианской Церкви. Уже в 4 веке Епифаний Кипрский, а также святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Богочеловеку с хвалой родившей Его Деве. Официальное указание на празднование Собора Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова можно найти в 79 правиле VI Вселенского Собора, состоявшегося в 680-681 годах.
В воскресенье 8 января 2023 года на следующий день после Рождества Христова Православная церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы. Отмечается праздник давно: официальное празднование установили в 681 году.
8 января Православная церковь восхваляет Богоматерь, родившую Спасителя. Собором этот день называют потому, что в отличие от других праздников, посвященных Богородице – Рождество (21 сентября), Зачатие (22 декабря) или Благовещенье (7 апреля) – 8 января проводят общее празднование и других лиц, близких Иисусу Христу и Деве Марии. Совершается память:
- царя Давида, который был предком по плоти Иисуса Христа;
- святого Иосифа Обручника, мужа Богородицы;
- святого Иакова – сына от первого брака святого Иосифа и брата Иисуса, который сопровождал Иосифа, Марию и Иисуса, во время бегства в Египет.
«Бабий праздник» 8 января: приметы
В народе этот день называли «Бабьими кашами». Праздник был посвящен бабкам-повитухам и роженицам. Принято было варить каши и угощать гостей. В некоторых областях ходили в гости к недавно родившим женщинам и приносили им пироги.
Женщины в этот день приходили к повитухам, принимавшим у них роды, показывали им ребенка, поздравляли с профессиональным праздником и дарили подарки.
Кто такие повитухи?
Повитуха – женщина, помогающая ребенку появиться на свет. До возникновения акушерства эта отрасль народной медицины была очень распространена. Иногда повитухами становились по наследству, некоторые совмещали это занятие со знахарством.
Повитуха была не только главной в родильном обряде, но ещё и руководила крещением ребенка вне храма. Приглашение принять роды считали честью, и отказать в нём считалось большим грехом. Если же роды заканчивались летальным исходом, то над повивальной бабкой могли даже совершить суд.
В повитухи выбирали рожавшую женщину преклонных лет (после менопаузы). Она не должна жить половой жизнью и желательно быть вдовой. Если же у повитухи продолжались месячные, то у девочки, роды которой она будет принимать, месячные наступят поздно. Если же повитуха замужем, то она должна вести безупречную жизнь и быть верной мужу, иначе повитые ею детки будут больными или вообще скоро умрут.
Важно, чтобы все рожденные повитухой дети были живы, в противном случае многие роды, в которых она примет участие, будут неудачными. Повивальная бабка не должна быть злой и сварливой, а также иметь тёмный цвет глаз.
Выбирали повитух по-разному. В некоторых селениях все жители обращались к одной женщине. Другие брали в повитухи кого-то из родственников.
Обычаи и традиции дня 8 января
Верующие в этот день молятся пророку Давиду, покровительствующему музыкантам. Ещё святой помогает справиться с гневом и злобой, переполняющими душу. На Руси верили, что Давид, играя на гуслях, защищает людей от диких зверей и разбойников, которые могут повстречаться на их пути. Поэтому люди молились ему в этот день, прося о защите.
Продолжаются Святки. В этот день принято гадать на свадьбу, урожай и дальнейшую жизнь.
Святочное гадание на суженого
Перед тем как отправиться спать под подушку нужно положить бубнового короля и сказать:
«Суженый-ряженый ко мне во сне приди, мне своё лицо покажи».
После этого старайтесь ни с кем не разговаривать. Утром вспомните, кто же из парней вам приснился. Согласно приметам, он и станет вашим супругом. Обязательно запомните сон, который вы увидели в эту ночь, потому что он является вещим.
Гадание на мужчину на Святки
Если вы желаете знать, есть ли у вас будущее с молодым человеком, то вытащите из коробка две спички. Одна будет символизировать вас, а другая – парня. Поставьте спички в противоположные углы коробка и подожгите. Если сгорая, они притянутся друг к другу, то быть вам с возлюбленным вместе. Если же спички развернулись в разную сторону, то этот мужчина не ваша судьба.
Святочный заговор на богатство
Если вы хотите поправить материальное положение и призвать деньги в свою жизнь, то выйдите вечером на улицу и подкиньте пригоршню монеток, сказав при этом:
«Как чистый огонь ярко в темноте горит,
Так пусть и в доме моём злато всегда звенит.
Пусть земля добром преумножается,
А кошелёк мой деньгами наполняется».
Народные приметы на 8 января 2023 года
- В этот день малышей принято поднимать выше головы, чтобы они росли здоровыми и красивыми.
- Нельзя покупать верёвки, иначе из родственников кто-то повеситься может.
- Не стоит варить или пить кисель – к покойнику.
- Если к вам пришли гости, то обязательно пригласите их в жилище и угостите чем-то вкусным. Тогда весь год в доме будет достаток.
- 8 января нужно выносить из дома хлам и битую посуду. Это принесет счастье.
- У столяров и музыкантов в этот день работа спорится.
Приметы о погоде на 8 января
- Снег к рукам прилипает – к теплу.
- Если зяблики запели, скоро потеплеет.
- Если после заката небо красное, то сильно похолодает.
- Северный ветер – к морозу.
- Вьюга и мороз 8 января сулят холодное лето.
- Солнечное и ясное утро – к хорошему урожаю проса.
- Пригоревшая в этот день каша – к снегопаду.
- Услышать пение синиц – к ночным заморозкам.
- Если вороны собираются в стаи и кружатся, то скоро будет вьюга.
Что можно и чего нельзя делать 8 января 2023
Что можно делать
В Собор Пресвятой Богородицы было принято почитать бабок-повитух. Женщины приходили к повитухам, которые принимали у них роды, и показывали детей, появившихся на свет с их помощью.
Реклама
В этот день было принято поднимать маленьких детей на руках выше своей головы, чтобы они быстрее росли и были здоровыми.
Также 8 января называли «Бабьими кашами», поэтому главным угощением и лакомым подарком в этот день принято считать именно это блюдо. И сейчас каша на Собор обязательно должна быть на столе.
Беременным в праздник Бабьих каш нужно было заказать панихиду по умершим. Иначе роды будут сложными.
Чего нельзя делать
Сегодня нельзя в чем-либо отказывать беременным и повивальным бабкам, иначе с отказавшим может случиться беда большая.
По примете, нельзя 8 января работать, особенно этот запрет касался будущих матерей и отцов. У ослушавшихся может родиться малыш с разными физическими отклонениями.
Согласно поверью, в праздник Бабьих каш беременные должны ходить по домам со столовой ложкой и просить у хозяев накормить их кашей, специально приготовленной для этого случая. Отказывать такой гостье нельзя – иначе может в доме приключиться множество проблем: пожар, хищники нападут на скотину или же вовсе смерть придет.
Запрещено 8 января что-либо брать из рук повитухи – может ребенок заболеть. Поэтому если повитуха что-то давала, просили ее этот предмет положить на пол или стол, чтобы потом его забрать.
Не разрешалось кому-то показывать младенца, со дня рождения которого еще не прошло 40 дней. Исключение делалось повитухе.
Нельзя сегодня есть пригоревшую кашу девушке, недавно вышедшей замуж, – скоро узнает об измене супруга.
В этот день запрещалось из дома выносить хлам, особенно – старую треснувшую посуду. По примете, придет в семью горе и несчастье.
Не рекомендовалось 8 января в дом, где есть новорожденный, пускать на ночлег путников, но и отказывать путешественникам тоже воспрещалось, иначе вместе с ним может счастье уйти. В такой ситуации хозяева дома обязательно кормили зашедшего к ним гостя, а ночевать отправляли в другой дом, дав с собой угощение.
Сегодня под запретом кисель. Верили в народе, что тот, кто его выпьет в день Бабьих каш, очень скоро отправится на тот свет.
Человек, рожденный 8 января, вырастит хозяйственным. Обычно о таких людях говорят, что у них руки «золотые».
К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза
Мы работаем над улучшением нашего сервиса