Народ нганасан отмечает этот праздник, как только солнце выходит из «полярной спячки».
Добрый вечер! Здравствуйте, уважаемые дамы и господа! Пятница! В эфире капитал-шоу «Поле
чудес»! И как обычно, под аплодисменты зрительного зала я приглашаю в студию тройку
игроков.
А вот и задание на этот тур:
Вопрос: Народ нганасан отмечает этот праздник, как только солнце выходит из «полярной спячки».
(Слово из 5 букв)
Ответ:
Хейро
(5 букв)
Если этот ответ не подходит, пожалуйста воспользуйтесь
формой поиска.
Постараемся найти среди 775 682
формулировок по
141 989 словам
.
Оцени полезность материала:
11
голосов,
оценка
4.3
из
5
Дни солнцестояний и равноденствия были хорошо известны эвенам. Праздники, справляемые эвенами, якутами и другими народами в дни летнего солнцестояния, носят следы древнего культа солнца. Традиционным остается у эвенов проведение национального праздника («hэбдьэк», «hэбдьенэк» или «эвинэк») – встречи Нового года в дни летнего солнцестояния (22,23,24 июня). Летний месяц – дилгос илаани – июнь, буквально означает месяц солнца, воды и новой зелени, месяц пробуждения и обновления природы. С этого месяца начинался древний Новый год эвенов. Возникновение хороводного танца «hээдьэ» и национального праздника «hэбдьэк» и «эвинэк» ставится в прямую связь с обрядом встречи солнца и нового года эвенов: древний круговой танец hээдьэ начинается и идет по движению солнца [Алексеев, 1993, с.10]. |
Проведение праздника встречи занимало особое место в жизни эвенов. После долгого сурового зимнего периода, в течение трех самых долгих дней в году эвены, съехавшись с разных местностей, проводили время в веселье: пели, танцевали хороводные танцы.
На таких сборах осуществлялись взаимный обмен, брачные сговоры, устраивались молодежные развлечения, спортивные состязания и др. Обычаи и обряды народа, посвященные встрече Нового года несли в себе огромный культурно-созидательный смысл. Они включали элементы песенно-танцевального искусства, театрализованные представления сказок, родовых преданий, легенд. На празднике исполнялись различные родовые песни, песни-импровизации, песни-рассказы.
Одним из главных моментов встречи являлось коллективное исполнение кругового танца «hээдьэ» — «Дьэhэрийэ», который имеет те или иные варианты у разных локальных групп эвенов. Все эвенские хороводные танцы, различные песни являлись школой для молодежи, с помощью них они получали знания, учились опыту старшего поколения и мудрости жизни. Песни и круговые танцы имели слова заклинания (благопожелания). Например, в «Дьэhэрийэ» есть такие слова [Алексеев, 1993,с.58]:
Заклинаю! Пусть песни и радость разносятся |
Над тайгою моей, над страною оленных людей! |
Верь всегда, что наступит день такой, |
Когда не будет печали и слез, |
Когда соберемся в «hээдьэ» весь эвенский народ! |
Эвены | ||
---|---|---|
Быт |
Семья и брак • |
|
История и происхождение |
Эвены • |
|
Культура |
Песенно-танцевальное искусство • |
|
Одежда |
Эвенская одежда • |
|
Персоналии |
Борисова С.Д. • |
|
Эвены – коренной малочисленный народ Северо-Востока Российской Федерации |
Сегодня эвенкийский народ отмечает праздник встречи солнца –Бакалдын
Этот праздник символизирует возрождение природы после долгой зимы. Эвенки называют его «праздником весны и зелени».
Многие месяцы зимы эвенки ждали этот праздник, когда можно было собраться в одном месте, узнать последние новости, наведаться в гости в соседние или родственные стойбища. Эти традиции чтут и придерживаются и современные эвенки. В рамках трёхдневного празднования Бакалдына пройдет обряд встречи солнца, республиканские эвенкийские национальные и молодежные конкурсы.
В этом году долгожданный праздник посвящен Году культурного наследия народов в России, 100-летию образования Якутской АССР и снова соберет всех эвенков нашей необъятной республики вместе.
В этот праздничный день желаю всем плодотворного лета, счастья, здоровья и благополучия!👏🏻
Айсен Николаев, Глава РС(Я)
© Ассоциация КМНС Республики Саха (Якутия)
Ссылки по теме:
Программа эвенкийского праздника “Бакалдын – 2022”
Праздничный стол в День Вороны
Вороньи гнезда
Танец ворон
В костюме вороны
Особенности праздников Севера
Этому способствовало то что из-за отсутствия письменности, все мифы об истории чукчей хранились в памяти у шаманов и передавались по наследству. Это послужило появлению в их жизни особенных ритуальных праздников связанных с временами года.
Вследствие особых климатических условий Крайнего Севера род деятельности чукчей разделился на две ветви. Одни племена занимались оленеводством, другие рыболовством. Это сыграло решающую роль как на их жизненном укладе, так и на их традициях, в том числе и на ритуальных праздниках. У чукчей оленеводов основными и наиболее красочными праздниками в течение года являются несколько таких.
Пэгытти
Пэгытти — чукотский Новый год, проводится в дни зимнего солнцестояния, 21 — 22 декабря, когда в созвездии Орла восходит звезда Альтаир. На чукотском она называется Пэгытти. Оленные люди издавна считали что небесные светила влияют на жизнь людей. И именно эта звезда почиталась у них больше остальных. До сих пор у чукчей принято умиротворять восходящую звезду Пэгытти жертвоприношением, что бы они могли благополучно пережить наступающую зиму. Для этого режут самого большого оленя и отдельную миску наполняют кровью и жиром. разжигают жертвенный костер, исполняют ритуальные песни и речитативы с просьбами о лучшей жизни. Шаманы исполняют ритуальный обряд.
При этом принято загадывать желания. Праздник сопровождается обильным угощением. После этого ночь начинает укорачиваться, а день расти. На праздник собираются люди из нескольких стойбищ.
Килвэй
Килвэй — это Праздник рождения телят. Проходит он в мае месяце, когда появляются на свет оленята. Само слово Килвэй произошло от «килкин» — пуповина и «вэнтыги» — освобождение, что вместе означает «освобождение от пуповины». Это праздник перехода маленького оленя к самостоятельной жизни.
Еще зимой во время праздника Пэгытти специально для праздника Килвэй забивали самого упитанного оленя. Его тушу освобожденную от внутренностей, без головы и ног, замораживали и берегли до мая. Вот из этого размороженного мяса женщины готовят к праздничному столу ритуальную еду. Дробят и варят кости, из полученного костного жира готовят блюдо таляпалгын. Из вареного мяса грудинки блюдо мачо. Из свежего щавеля — варят рымавыт. Делают оленью колбасу. Из зелени мастерят фигурки оленей с рогами. Фигурку оленя и оленью колбасу укладывают на специальный ритуальный поднос. Голову с рогами и ноги откладывают отдельно, в стороне от чума, это угощение для духов покровителей охотников.
После рождения олененка у оленихи на 3-й день отпадают рога. Эти рога собирают к празднику. Именно поэтому Килвэ еще называют Праздником Рогов. В день праздника, до восхода солнца на подготовленном заранее месте, на ивовые кусты укладывают рога разветвлением в сторону от яранги. На них кладут шкурки молодых оленят, а сверху семейные амулеты. Между горкой рогов и ярангой разжигают ритуальный костер. Женщины выносят из яранги на доске для выделки шкур горячие оленьи уши и ритуальный поднос. Этим ритуальным блюдом «угощают» всё что находится здесь и вокруг: горящий костер, семейные амулеты, оленьи рога, кусты ивы, небо и солнце. Всему миру вокруг посылают просьбы и желания. Обычно в празднике участвует шаман который руководит всем обрядом, совершает ритуальный танец и выкрикивает заклинания.
Выльгыкоранматйэмын
Выльгыкоранматйэмын — это праздник осени, Праздник «молодого оленя». В сентябре стадо возвращается с летних пастбищ и проходит забой молодого оленя, оленя с тонкой шерстью. К этому празднику женщины стойбища готовят растительную еду, собирают листья. В день когда приходит стадо, мужчины на доску для разделки шкур укладывают пласты дерна и на них разводят жертвенный костер. Когда костер разгорится, двое мужчин берут доску на которой горит костер и с криками «Оэй! Оэй!» сбрасывают пласты дерна с горящим костром по направлению стада. Женщины бросают в сторону стада горящие угольки из костра, а дети стреляют их лука горящими стрелами. Этот ритуал с огнем якобы охраняет стадо от напастей. Старшая в роду женщина горящими ветками обмахивает оленеводов. Так сжигают — усталость и отгоняют злые духи.
Затем приносят жертвоприношение — забивают оленя. Но прежде чем забить оленя, обращаются к солнцу. Под тушу убитого оленя подкладывают зеленые ветви ивы. После чего «поят» тушу жертвенного оленя. Около забитого жертвенного оленя проводят ритуал «помазанье кровью». Кровью оленя мажут лоб, щеки, ладони, а иногда и другие места что бы отогнать злых духов и что бы дети не болели. Это так же считается знаком верности оленеводству.
Из туши оленя вырезают самые лакомные куски, ложат на специальное блюдо, нарезают кусочками и готовят жертвенное блюдо «инэнинтыткуркын». Рядом со входом в ярангу разводят костер на котором жарят печень, губы, копыта, и здесь же едят. Ребра сжигают в костре. После того как костер прогорит, на его месте садят куст ивы. Его укрывают так называемой «земляной ярангой». Есть примета, по которой если весной куст зазеленеет, то значит род жителей стойбища не угаснет, а наоборот будет процветать. Праздник Выльгыкоранматйэмын продолжается два дня. В эти дни важенок, у которых нет телят, забивают. Это делают под звуки бубнов и под камлание шамана.
Тыркыльыкоранмат
Тыркыльыкоранмат или День быка. В основу этого праздника положен обряд Благодарения — Мнэгыргын. В этот день позади яранги режут специально выбранного жертвенного оленя — рымнэвьё. Кровью убитого оленя мажут нарты, вход и основу яранги, семейные охранители рода и амулеты. Варят мясо оленя в большом котле и раскладывают по средине яранги на шкуре. Голову жертвенного оленя рымнэвьё ложат на священную доску – огниво. Вход в ярангу завешивают шкурами. Хозяева и гости располагаются вокруг. Разводят священный семейный огонь. На огне сжигают кусочки еды, тем самым «подкармливая» священный огонь. Хозяин или шаман стуками в бубен призывает духов предков и духов тундры на пиршество. Присутствующие поют песни и исполняют ритуальные танцы.
Танцы посвящают своим богам Наргынэн, Вагыргын, Яйвачвагыргын. Считается что под эти песни и танцы добрые духи тундры, неба и воды прилетают в ярангу и принимают Обряд Благодарения. После пиршества принято духов выпроводить их яранги. Для этого стучат в бубен, выкрикивают «Эк! Эк!» и танцуют «Пучъэнимо» — очищение с одежды остатков зла.
Со стороны это выглядит несколько комично, потому как у танцующих руки болтаются вдоль туловища, а в такт ударом бубна, танцующие на полусогнутых коленях качаются из стороны в сторону. Но что поделать, таков обычай.
У чукчей морских охотников есть свои праздники. Основные из них это: Праздник кита, Первый спуск байдары и Праздник моржа. Это тоже культовые праздники в знак благодарности за успешную охоту.
Польа
Польа — Праздник Кита, самый известный и яркий праздник все жителей побережья Северного Ледовитого Океана. Проводится в конце августа, сентябре. Принято накануне праздника встречать на берегу байдару с посланцами охотников о удачно добытом ките. В их честь разжигают костер, угощают и слушают их рассказ об удачной охоте. Прибытия охотников ожидает все поселение. Когда прибуксируют кита к берегу, их встречает старшая женщина в поселке — хранительницы национальных традиций. Под её руководством девочка с ритуальным деревянным блюдом проводит ритуал поения морского зверя. Всем миром Тушу кита выволакивают на берег. Потом охотникам дают специальные ножи, и они отрезают от туши кита полоски кожи и раздают их мальчикам будущим охотникам.
В разделке кита участвует все мужское население. Тушу кита обрезают так, что на берегу остается только его скелетный остов.
Все охотники приходят так называемый благодарственный обряд. Специально выбранное место устилают шкурами моржей. Из пластов снега с одной стороны возводят стенку. Устанавливают колья, на которых ложат весла, а сзади руль от байдары, делают, так сказать, символ байдары на суше.
Присутствующие начинают выкрикивают «О-ок-ок»«, и в круг выходят женщины в национальных одеждах с повязками из белых горностаевых шкурок поверх распущенных волос. Женщины воспроизводят охоту на кита в так называемом сидячем танце. После чего такой же танец исполняют и охотники. Это по сути своеобразное соревнование, победителям которого вручают призы. Во время праздника устраивают различные состязания: гонки на байдарках, перетягивание, чтение сказок о ките, различные байки охотников, бег наперегонки, борьба, стрельба, гонки на собаках.
Атыгак
Атыгак — Праздник спуска байдары на воду или праздник начала весенней охоты. Проводится в начале лета, когда начинается сезон охоты на морских животных. В семьях где есть байдара её несут на берег, приводят в порядок и спускают на воду. В празднике участвуют все родственники и соседи.
Мужчины занимаются лодкой, а женщины готовят еду: варят мясо, делают котлеты из мяса, и жира нерпы. Затем взрослые члены семьи совершают магический обряд — раскрашивают себе лица сажей, рисуют на лице несколько линий сажей вдоль носа, под глазами и на подбородке.
Потом идут на берег моря и приносят приготовленную еду. Владелец байдары режет мясо на мелкие кусочки и бросает их в море, делая жертву духам ветра и хозяину морских зверей. Часть мяса бросают в костер — это жертва духу огня. Так они привлекают себе удачу на охоте.
Наскуныхкылык
Наскуныхкылык — Праздник моржей, проводится в конце июля, когда начинаются сезон штормов и заканчивалась охота на моржей. В это день из ледника вынимают заготовленную тушу моржа. Приглашают шамана, который проводит обряд камлания, он выполняет ритуальный танец и бъет в бубен, созывая на угощение духов, которые сберегают охотника и приносят ему удачу. Потом Хозяин относит часть приготовленной еды на берег моря и бросает ее кусочками в воздух и в воду со словами: «Собирайтесь сюда все и кушайте!» Процесс разделки туши моржа довольно сложный и поэтому этому обучают детей с малых лет и уже юноши могут это делать самостоятельно.
Мясо делят между родственниками, а череп моржа относят на жертвенную скалу «хозяйке морских зверей». Все семьи гуляют по очереди, приглашая к себе всех жителей поселка.
И хотя все праздники имеют культово — магическую основу, праздники постоянно присутствуют в быту народов Севера. Особое значение в этом играли и играют танцы. Танцы чукчей, якутов, коряков, эскимосов это своеобразные произведения народного искусства. Они приняты во всех случаях жизни. И при рождении, и на проводах ушедших в мир иной, и во время любых торжеств, будь то свадьба, удачный торг или договор.
Северные танцы это настоящее театрализованное представление. В них выражают и картины охоты, и трудовой процесс, и повадки животных и птиц. Широко известны такие танцы, как «Охота на кита» и «Танец ворона». Все танцы исполняют под звучание бубна и ритмическое пение. И хотя эти традиции уходят корнями в далекое прошлое, нынешнее поколение старается сохранить их, записывая на аудио на видео. Ну а некоторые музыкальные коллективы с успехом гастролируют с концертами во многих странах мира.
Вурна Хатл
Вурна Хатл — Вороний день празднуют 7 апреля каждого года. Весенний праздник Вурна Хатл, что по-русски означает Вороний день – это день прилета на Север первых птиц, вестников того что и сюда пришла весна и природа пробуждается после долгой зимней спячки. Название праздника Вороний День связано с тем что обычно первыми прилетают вороны, которых все народы Севера ворон считают самыми умными птицами и почитают их, потому как Ворона считается древней покровительницей матерей и младенцев.
В мифах северных народов Ворона вестник весны, своеобразный символ пробуждения и обновления природы. Вороны первыми прилетают, они начинают вить гнезда, громко каркают, как бы пробуждая саму природу. На Севере, где зима длится девять месяцев, весну ждут с большой надеждой и считается что как только улетающие осенью вороны, возвращаются в родные места, то скоро обязательно будет тепло. В день праздника на ветки деревьев, чаще всего березы, вешают связки калачей и баранок, повязывают лоскутки из ткани с завязанными в них монетами, этим самым желая своим близким наилучшего в жизни. Устраиваются танцы и песнопения, в которых прославляются вороны.
Танцовщицы надевают на себя вороньи костюмы и в них изображают танец Вороны. Вороний день связывают с богиней, которая помогает во время родов. Если праздник пройдет достойно, в семье родятся здоровые дети, а оленихи принесут здоровых оленят. Поэтому праздник проводят задорно и весело.
Вороний день раньше считался чисто женским праздником, которые верят что вороны приносят с собой радостную весть о приходе весны. Праздник Вороний день выражает заботу о детях, стремление к лучшей жизни и благополучие в семье. В предверии этого праздника все женщины занимаются приготовление разнообразной еды. Считается что на праздничном столе должно быть не менее десяти разных блюд.
В Вороний день кроме приготовления еды нельзя заниматься ни какой другой работой, в этот день нельзя ни шить, ни рубить лес, ни колоть дрова, все делается накануне. В конце дня все празднующие собираются за столом, накрытым национальными блюдами.
Традиционный эвенский праздник встречи Нового года, Нового солнца «Хэбденек» – это один из самых ярких, масштабных и почитаемых праздников у колымчан и коренных малочисленных народов Севера, который отмечается на территории Магаданской области с 1997 года.
Издревле у эвенов существует свой календарь. В эвенском лунном календаре двенадцать месяцев, разделенных на шесть сезонов. Весна – нэлкэрып, раннее лето – нэлкэни, лето – диунни, осень – монтэлсэ, поздняя осень – болони, зима – тугуни. Уникальная особенность эвенского календаря заключается в том, что, не имея письменности, люди придумали свою удобную систему запоминания месяцев, обозначая их частями тела. Начало счета ведется с левой стороны от макушки головы, обозначающей январь и заканчивается третьими суставами пальцев двух рук, обозначающих июль.
По эвенскому народному календарю, именно в летнее время наступает встреча Нового солнца и Нового года – это та грань, когда умирает старый год и рождается новый. По эвенским поверьям, в этот день открываются двери в «верхний мир» и высшие силы могут прислушаться к пожеланиям людей.
На протяжении 20 лет в празднике принимают участие представители общественных организаций коренных малочисленных народов Севера из Ольского, Хасынского, Омсукчанского, Ягоднинского, Сусуманского, Тенькинского, Среднеканского городских округов и города Магадана. На праздничной поляне каждая община строит традиционное эвенское жилище, гостей угощают ароматной ухой и сладким чаем.
Традиционно открывал «Хэбденек» ритуал «Встреча», гостей приветствуют хозяева. Продолжают праздник традиционные эвенские обряды. Обряд «Благодарение земли», когда хозяин и хозяйка праздника берут горсть бусин и монет и раскидывают на четыре стороны света, по ходу солнца.
Ритуал «Встреча солнца» проходит под звуки национального инструмента варгана, когда все участники и зрители праздника поворачиваются и поднимают руки к восходу солнца.
Обряд «Зажжение священного огня» также выполняют хозяева праздника. Проходя круг по ходу солнца, они окуривают поляну чашей с багульником (хэнкэс), затем подходят к родовому костру и разжигают огонь, благодаря Дух Огня.
Артисты национальных ансамблей исполняют танец «Поклонение огню», за которым следует обряд «Кормление огня». Перед кочевкой и после ее благополучного возвращения, перед каждым выездом на охоту и после возвращения, первым делом, следовало покормить Дух Огня. Под звуки бубнов старейшины кормят огонь кусочками рыбы.
«Хусил-лебеди» – ритуал, в котором две девушки исполняют танец «Лебеди», таким образом задабривая этих священных для эвенов птиц. Лебеди служат солнечным символом, связывают небо и землю, являются символом плодородия. Эти птицы доходят до небесных ворот, страны счастья и изобилия, и возвращают на землю благополучие для нас и будущих поколений.
Издавна на больших праздниках юноши и девушки выбирали себе пару. Здесь же проходили и свадьбы. И «Хэбденек» не стал исключением. На празднике проводится и «Свадебный обряд». Затем всех гостей праздника приглашают совершить обряд «Дэлбургэ». Каждый человек перед встречей с Солнцем обязан пройти обряд очищения, чтобы предстать перед Солнцем с чистой душой, без болезней, без злых помыслов. Взявшись за руки, старейшины, представители общественных организаций коренных малочисленных народов Севера и все гости должны пройти через священные ворота и ритуальные костры, после чего, загадав желание, повязать ленточку на Дэлбургэ. Дерево-мать и дерево-отец соединяются между собой Дэлбургэ, и олицетворяют небесные ворота – выход в небесную страну небожителей.
Эвены верят, что небесные ворота открываются только в дни летнего солнцестояния, и небесные духи обязательно унесут в «верхний мир» все загаданные желания.
В завершении обрядовой части праздника все участники и гости торжества берутся за руки и становятся в круг для исполнения ритуального танца «Хэйде».
В проведении национальных обрядов и ритуалов традиционно принимают участие старейшины, которые являются хранителями самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера, населяющих территорию Магаданской области, а также национальные танцевальные ансамбли «Энер», «Нэлкэни» и «ЯрарТор».
После обрядовой части для гостей «Хэбденека» проходит концерт художественной самодеятельности. На спортивной площадке возле стойбищ все желающие могут попробовать свои умения в метании маута, перетягивании палки, национальной северной борьбе. Традиционно в рамках праздника проводится региональная выставка декоративно-прикладного творчества «Нёлтен», где представлены работы, выполненные на основе традиционных ремесел народов Севера: предметы национальной одежды и быта, обереги, амулеты, сумки, и многое другое.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что «Хэбденек» стал неотъемлемой частью культурной жизни региона, одним из главных национальных эвенских праздников, который вносит неоценимый вклад в возрождение и сохранение культурных традиций коренных малочисленных народов Севера в области фольклорного, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.