Календарь православных праздников в августе 2023 года включает три связанных между собой важных церковных торжества, а именно три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый.
Название Спаса проистекает из слова «спасаться» и связано со сбором урожая, то есть сохранением запасов продовольствия на зиму. Каждый из трех августовских Спасов имеет свою историю и традиции, связанные с угощениями. О том, когда принято отмечать Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы, а также об истории, традициях и запретах, связанных с этими праздниками, читайте в материале «Известий».
Медовый Спас – 2023: история, традиции и запреты
Первый из трех Спасов — Медовый — ежегодно отмечается 14 августа. Такое название праздник получил в честь пасечников, которые в это время обычно приступали к своей работе. В этот день было принято прославлять их труд.
Важная церковная традиция на Медовый Спас — ранним утром освятить мед в церкви, после чего его можно есть. В Древней Руси существовало поверье: если пасечники вовремя не заломают соты, то соседние пчелы украдут весь урожай.
Медовый Спас также зачастую именуют Спасом на воде. История этого названия проистекает из праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, который числится в церковном календаре 14 августа. Поверье гласит, что в древнем городе Константинополе произошла эпидемия, с которой люди не могли справиться.
Священники вынесли из храма Святой Софии частичку креста, на котором распяли Иисуса Христа, и осветили ею местные водоемы. После этого болезнь исчезла, и люди поверили в целебные свойства воды. В древности было принято окунаться в этот день в водоемы: считалось, что это очищает человека от болезней и грехов.
Именуют Медовый Спас и Макавеем — в честь мучеников Маккавеев.
Медовый Спас совпадает с началом Успенского поста, поэтому в этот день действуют строгие правила питания: запрещены мясо и алкоголь. Отмечать праздник следует тихо, непозволительны громкие разговоры. В древности было принято устраивать большие застолья, а трапезу начинали с ложки меда. Существовало поверье: если перед этим загадать желание, оно обязательно сбудется.
Яблочный Спас – 2023: традиции и история
19 августа православные будут праздновать Яблочный Спас. На этот день также приходится церковное торжество Преображения Господня. В этот день верующие вспоминают евангельские события на горе Фавор. Согласно легенде, Иисус Христос повел своих учеников на вершину, где предстал во всем своем величии. Верующие считают, что таким образом Иисус Христос показал людям, как в будущем преобразится мир.
В этот день принято приносить в храм собранный урожай для освящения. Такая традиция связана с поверьем, согласно которому созревание плодов является наградой за всю проделанную работу. Освящая яблоки и другие плоды, церковь наполняет людской труд Божией благодатью, считают верующие. Кроме того, предания гласят, что освященные яблоки обладают магической силой: при откусывании первого кусочка следует загадать желание, и оно сбудется.
На Яблочный Спас принято готовить всевозможные блюда из яблок: варенье, пироги, салаты. Плоды также принято дарить гостям, а также раздавать нуждающимся. При этом в древности верили, что до праздника урожай яблок есть нельзя.
В этот день продолжает действовать Успенский пост, однако 19 августа допускается употребление блюд из рыбы.
Ореховый или Хлебный Спас – 2023: история и традиции праздника
Третий Спас приходится на 29 августа. Праздник имеет несколько названий, одно из которых — Спас Нерукотворный. Согласно Библии, проснувшись, Иисус Христос умылся и вытер лицо полотенцем. На ткани появился лик Сына Божьего, с которого затем написали первые иконы Спаса Нерукотворного. Полотно с ликом Христа исцелило правителя города Эдессы, благодаря чему православие в этих местах стало распространяться быстрее. С тех пор Нерукотворный Образ Христа является символом этого дня.
Еще одно название Спаса — Ореховый — связано с традиционным временем сбора урожая. Наши предки считали, что именно в этот день орехи полностью созревали. Плоды также было принято нести в церковь для освящения.
Праздник также называют Хлебным Спасом. В это время с полей собирали рожь и пшеницу, а на праздник пекли свежий хлеб. На стол подавали ореховую настойку и пироги. При этом перед ужином было принято проводить подготовку в холодному сезону — чистить колодцы и подземные источники. После застолья наши предки мылись в бане и парились вениками из орешника: считалось, что он защищал от недугов.
Читатели «Известий» также могут ознакомиться с календарем праздников на весь 2023 год. Кроме того, на сайте опубликованы даты выходных в 2023-м.
Август богат календарными воспоминаниями. Некоторые приобрели общекультурный характер и знакомы всем, даже не слишком церковным людям. В первую очередь это относится к так называемым «Спасам». Беда лишь в том (и это не единственная наша «беда»), что в церковном календаре таких названий нет! При этом Первый Спас (1/14 августа) именуется в народе «медовым», Второй (6/19 августа) – «яблочным», а Третий (16/29 августа) – «ореховым», «хлебным». Славянское слово «Спас» (Спаситель) – одно из богословских имен Иисуса Христа, Которому посвящены и многие другие праздники. Здравый смысл подсказывает, что основа церковных торжеств – не сельскохозяйственная и тем более не кулинарно-гастрономическая, а потому эти фольклорные (строго говоря – неуместные) названия не имеют к ним никакого отношения.
Постараемся понять – какие же реальные события скрыты за «Спасами»? Сначала – о первом из них.
Первый Спас
(1/14 августа)
Тропарь Всемилостивому Спасителю
Обращающий взоры с высоты, принимающий бедных, посети нас, угнетённых грехами, о Всемилостивый Владыка, и, по молитвам Богородицы, даруй душам нашим великую милость.
Этот праздничный церковный день совмещает в себе несколько знаменательных событий.
Изнесение Креста Господня
Первое праздничное воспоминание этого дня – «Изнесение Животворящего Креста Господня». За этим названием стоят жизненные реалии давних лет.
Дело в том, что в столице Византии, Константинополе (Царьграде), в связи с частыми в августе болезнями, существовал обычай носить крест по улицам и дорогам в надежде преградить путь невидимо крадущейся пагубе. Накануне праздника драгоценный крест, включавший в себя сохранившиеся частицы дерева Голгофского Креста, торжественно переносили из царской сокровищницы в главный собор Империи – храм Святой Софии Константинопольской, и полагали на престоле. С этого дня и до Успения Богородицы, в течение двух недель, по всем улицам города проносили крест в процессии, а затем вновь возвращали в императорские палаты. К этому обычаю присоединился ещё один – освящение воды, которое происходило в придворной церкви в первый день каждого месяца. Постепенно местный константинопольский праздник Изнесения Креста распространился по христианскому Востоку, а у нас на Руси появился в XV веке. При этом освящение воды на источниках стало напоминать о крещении Руси, начавшемся, согласно преданию, именно в этот день. (С 2008 года празднование начала крещения Руси, согласно постановлению Архиерейского собора, совмещено с памятью святого князя Владимира, 15/28 июля).
Икона ок. 1430 г.
Всемилостивый Спас
Второе церковное событие сегодняшнего дня – празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В его основе – память о чудесных знамениях от иконы Спасителя, сопровождавших сражения с сарацинами византийского императора Мануила (1143–1180) и битву с болгарами русского князя Андрея Боголюбского в 1164 году. К этому присоединяется ещё один эпизод. По свидетельству византийского историка Никиты Хониата, впереди триумфальной процессии императора Мануила, после разгрома паннонцев в 1167 году, «ехала серебряная с позолотой колесница, запряжённая белыми, как хлопья снега, конями, а на ней стояла икона Богоматери, непобедимой Защитницы и соратницы царя».
Кто такие Маккавеи?
В этот же день празднуется память ветхозаветных (дохристианских) мучеников – священника Елеазара, семи юных братьев, их матери Соломонии и многих других, принявших мученическую смерть в период «Великого гонения» (167–164 годы до н. э). Его инициатором стал антиохийский (сирийский) монарх Антиох IV Епифан (175–164 до н. э.), в состав империи которого входила тогда Палестина. Справедливо прозванный современниками Епиманом («Безумным»), этот обожествлявший себя язычник воздвиг беспощадное гонение на богооткровенную религию Моисея, издав декрет, повелевающий всем евреям отречься от веры в Единого Бога и поклоняться мифологическим богам. Он осквернил Иерусалимский храм, установив там языческий жертвенник и совершив на нём жертвоприношение Зевсу Олимпийскому (декабрь 167 году до н. э.). Идольские капища были сооружены и в других местах, и все иудеи, отказывавшиеся участвовать в жертвоприношениях, предавались пыткам и мучительной смерти. Комиссары Антиоха искали по домам книги Библии и, если находили, то «разрывали и сжигали на огне», а владельцев их убивали. Они также «убивали женщин, обрезавших своих детей, а младенцев вешали за шеи» (1Макк.1:56-57, 60-61). Видимо, это была первая в мировой истории попытка лишить целый народ своей религии. (Подобное пытались осуществить в нашей стране другие комиссары – в кожаных куртках и с «товарищами Маузерами».)
Мученики-братья были названы Маккавеями в память о сыновьях священника Маттафии. Вместе с отцом они бежали в горы, возглавили восстание против тирана и, после многолетней борьбы, создали независимое Иудейское государство (142–63 годы до н. э., до прихода римлян), управлявшееся династией Маккавеев (иначе – Хасмонеев). Прозвище «Маккавей» (еврейское слово Маккаби значит «Молот») получил сначала один из братьев, Иуда, наделённый талантом военачальника и поражавший врагов, как молот. (Об этом можно прочесть в библейских I и II Маккавейских книгах, а также у еврейского историка Иосифа Флавия.)
Сегодня же – память и ряда других святых, но, по традиции, акцентируются события, о которых мы только что прочли. С этого дня начинается двухнедельный Успенский пост (до 28 августа).
«Сельскохозяйственный» аспект праздника
Мне вспомнился «замечательный» пример народной омонимии. Ко дню 1/14 августа было приурочено веяние мака, отсюда и фольклорный праздник – «Маковей». Можно бы и посмеяться, но следует грустить: за многие столетия христианской истории наш народ так и не смог усвоить хотя бы азы религиозной грамотности. Поэтому очень многие легко отказались от своей культурной истории, которая началась, по словам академика Д. С. Лихачева, «с крещения Руси». А сейчас мы дошли до такой чудовищной степени культурно-исторического одичания, что даже так называемые «образованные люди» ориентируются в церковном календаре не лучше прежнего мужика-хлебопашца (но ему это было извинительно).
Сельскохозяйственные названия христианских праздников оправданы только в формально-хронологическом смысле. Ведь праздники неподвижного цикла, с фиксированными датами, являлись раньше для простых людей единственными календарными сельскохозяйственными вехами. (В их избах не было колхозных календарей, радиоточек и они не выписывали журнал «Крестьянка».) Так, к Первому Спасу приурочили проводы лета. Пасечники начинали выламывать соты: считалось, что к этому времени «пчела перестает носить медовую взятку». Отсюда название «Медовый Спас», а также «мокрый», – из-за начала холодных рос. Отмечается отлёт первых ласточек и стрижей, появление стай грачей и скворцов.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Через пять дней – Второй Спас, ассоциирующийся для многих лишь с душистыми яблоками и иными фруктами, аппетитно громоздящимися на длинном столе в храме. Приходится наблюдать, как иные господа переминаются с ноги на ногу и явно думают: «Скорее бы закончилась эта служба с непонятными песнопениями («… славу Свою якоже можаху…» и прочее) и батюшка побрызгал наши фрукты святой водой! Ну, наконец-то покропил! Теперь их можно везти в офисы («православным» ныне быть модно) и с чувством хорошо выполненного долга угощать сотрудников.
Христос и апостолы были бы этому весьма удивлены, потому что отнюдь не фрукты занимали их ум на горе Фавор, и не ради освящения «плодов земных» Церковь установила праздник Преображения Господня! Каков же подлинный смысл этого знаменательного торжества? Обратимся к 19 августа по новому стилю.
Спас — православный праздник, название которого является сокращением слова «Спаситель». Спасами называют три праздника в августе, посвящённые Иисусу Христу: Медовый, Яблочный и Ореховый спасы.
Медовый спас
Дата: 14 августа
Медовый спас или спас на воде — первый из всех трёх праздников. Истоки этого праздника берут свое начало еще в дохристианские времена. Тогда в это время отмечали праздник урожая меда и освящали его. С приходом православия эту дату стали связывать с Вознесением Древа с Животворящим Христом Господним. Помимо этого, дата знаменует собой начало Успенского поста — самого короткого, но не менее строгого поста.
Спасом на воде данный праздник зовется в честь малого водосвятия. На Руси в это время освящали колодцы, природные водоемы, купали себя и скот, прося здоровья.
Что нельзя делать в Медовый спас?
- Нельзя есть скромную пищу. Еда должна быть сытной и вкусной, при этом с добавлением меда. Так как начинается Успенский пост, в рационе должна отсутствовать рыба, различные виды мяса, яйца и молочные продукты. Разрешается есть растительную пищу. Традиционными блюдами этого праздника является домашняя выпечка с маком и медом.
- Никакого негатива! Ни в коем случае нельзя в этот день ссориться с родными и близкими и находиться в плохом расположении духа.
- Не стоит устраивать какие-либо шумные застолья и отмечать праздники.
Яблочный спас
Дата: 19 августа
Яблочный спас или спас на горе — второй праздник. Это день Преображения Господня, хороший повод для верующих людей что-то изменить в своей жизни. По традиции в этот день освящаются яблоки, который затем следует употребить в пищу.
Спас на горе отсылает к евангельским событиям, когда Иисус Христос поднялся на гору Фавор и предстал перед людьми.
Что нельзя делать в Яблочный спас?
- Нельзя нарушать Успенский пост. Не стоит употреблять запрещенную пищу, однако на шестой день, когда и приходится Яблочный спас, разрешается употребить в пищу рыбу.
- Не следует устраивать празднества и застолья.
- Не вредите насекомым. Считается, что именно в этот день они способны принести удачу человеку.
Ореховый спас
Дата: 29 августа
Ореховый спас, или Хлебный спас — последний спас августа. В этот период было принято освящать хлеб и готовиться к зиме, собирая и освящая орехи. Из зерна нового урожая пекли хлеб, готовили ореховые настойки и заканчивали уборку на полях. Существовала также примета, что тот, кто найдет в этот день двойной орех, в скором времени разбогатеет.
Что нельзя делать в Ореховый спас?
- Нельзя подвергаться негативу, ругаться и сквернословить. Старайтесь провести этот день в любви и мире со своими родными и близкими.
- Не стоит отказываться от домашних обязанностей и лениться.
- Нельзя стричь ногти и волосы. Считается, что в этот день подобные процедуры могут в будущем губительно сказаться на здоровье.
В августе 2022 года отмечается сразу три православных праздника, которые связаны между собой. Речь идёт о трёх Спасах – Медовом, Яблочном и Ореховом. Каждый из них имеет свою историю, традиции и запреты. «АиФ-Новосибирск» подготовил материал о том, что важно знать об этих православных праздниках.
Медовый спас: история, традиции и запреты
Медовый спас идёт самым первым, его ежегодно отмечают 14 августа. Свой название он получил благодаря пасечникам, которые в это время приступают к сбору мёда. Поэтому самое важное в этот день – прославлять их труд.
Существует церковная традиция – в день Медового спаса ранним утром отнесли мёд в церковь и освятить его. Ещё в Древней Руси люди верили, что если вовремя не заломать соты, то соседские пчёлы украдут урожай.
Медовый спас имеет несколько других названий – Спас на воде и Макавеем. С каждым наименованием есть своя история. Первое получилось из праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, который также отмечают 14 августа. Согласно поверью, в Константинополе люди страдали от страшной эпидемии, но затем священники вынесли частичку креста из храма Святой Софии и осветили ею водоёмы. Благодаря этому болезнь испарилась, а люди начали верить, что вода обладает целебными свойствами. Поэтому в этот день было принято окунаться в водоёмы, чтобы смыть грехи и болезни.
Иногда Медовый спас именуют Макавеем в честь его мучеников. Дело в том, что праздник совпадает с началом Успенского поста. Поэтому верующие соблюдают строгие правила питания: им нельзя есть мяло или пить алкоголь. Отмечают этот тихо, без громких разговоров. В этот день принято устраивать застолья, которые начинают с мёда. Ещё есть маленькая традиция: перед началом задать желание – оно обязательно сбудется.
Яблочный Спас: традиции и история
Яблочный Спас традиционно отмечают 19 августа – в этот день также проходит церковное торжество Преображения Господня. Верующие вспоминают старую легенду о горе Фавор из Евангелия. В этот день Иисус Христос отвёл своих учеников на вершину горы и показал им своё величие. Есть трактовка, что Иисус показал, что ждём мир в будущем.
В Яблочный Спас принято приходить в храм со своим урожаем, чтобы освятить его. Считается, что созревание плодов – это награда за проделанную работу. А освещение яблок – это наполнение людского труда Божьей благодатью. Верующие также считают, что освещённые яблоки имеют магическую силу, поэтому при откусывании первого кусочка нужно загадывать желание.
Успенский пост ещё будет действовать 19 августа, однако блюда с яблоками не запрещены (согласно посту, верующим разрешается рыба). В этот день, естественно, нужно готовить различные блюда с яблоками: пироги, варенье, салаты. Плоды можно дарить гостям, раздавать нуждающимся. Раньше считалось, что до праздника запретный фрукт есть нельзя.
Ореховый Спас: история и традиции праздника
Третий и последний Спас отмечают 29 августа. Ореховый Спас имеет несколько названий, самые популярный из которых – Хлебный Спас или Спас Нерукотворный. Считается, что в этот день Иисус Христос проснулся, умылся и вытер полотенцем лицо, а на ткани появился лик Сына с ликом Христа. С изображения начали писать первые иконы Спаса Нерукотворного. Это полотно исцелило правителя Эдессы, а православие начало распространяться в этих местах быстрее.
Второе название Спаса – Ореховый. Оно связано с тем, что в это время начинают собирать урожай. Считалось, что 29 августа – это день, когда орехи полностью созревают, и плоды уже можно отнести в церковь и освятить.
Ещё одно популярное название – Хлебный Спас, так как в это время на полях начинаются сборы ржи и пшеницы. Принято готовить пироги и ореховую настойку. Но перед ужином нужно провести подготовку к зиме – почистить подземные источники и колодцы. А после шикарного застолья нужно помыться в бане и попариться вениками.
Последний летний месяц очень богат не только щедрыми дарами природы, но и православными праздниками. Август — солнечный, щедрый, бархатный месяц. Наши предки называли его – жнивень, серпень (время разгара жатвы).
Август последний месяц лета, с его приходом начинается ощущение того, что осень уже не за горами. Погода в августе становится непостоянной: то ярко светит солнце, то льет, не переставая дождь, то ветер с ног сбивает. Август богат праздниками, Спасами. Слово «Спас» означает Спаситель или по-другому Иисус Христос. В честь него и были названы летние торжества, которые традиционно празднуются христианами:
- Медовый Спас (отмечают 1 августа (ст. ст.)/ 14 августа (н.ст). Это торжество носит названия Первого, или Мокрого Спаса, Лакомки, Медового праздника)
- Яблочный Спас (празднуют 19 августа; православные христиане в этот день вспоминают Преображение Господне)
- Ореховый Спас (празднуют 29 августа, в православии этот день ознаменован праздником Нерукотворного Образа Иисуса Христа)
На Руси всегда уважали тех, кто на поле трудился и хлеб растил. Празднуя любой Спас, русский человек в первую очередь имеет ввиду праздник земли, природы и урожая.
Медовый Спас
Самый первый Спас августа неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста.
В основе первого Спаса — праздник с длинным названием — Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Традиция отмечать его пришла к нам из Константинополя — именно здесь хранилась часть креста, на котором был распят Иисус. Раз в году реликвию выносили из храма и шли с ней крестным ходом по столице «для освящения мест и отвращения болезней». Позже такие процессии распространились и на Руси, только наши предки носили самый обычный крест.
Прошло время – и к празднику Креста Господня присоединилось новое торжество. А началось всё с чуда…
В 1164 году совершенно независимо и на значительном расстоянии друг от друга византийский император Мануил и русский князь Андрей Боголюбский разгромили врагов. И было обоим победителям одно и то же знамение: от креста Христова, иконы Владимирской Богоматери и образа Спаса, находившихся среди войска, исходило сияние. Мануил и Андрей отправили друг другу сообщения о своей славной победе и поразительном зрелище. Каково же было их изумление, когда выяснилось, что чудо ниспослано было сразу обоим! В честь этого великого события и была установлена дата первого Спаса. Вскоре два торжества — праздник Креста Господня и Спаса — слились воедино.
Первый Спас имеет он несколько названий: Спас на воде, Мокрый, или Медовый. В храме в этот день положено освящать воду, мёд и мак, верующие причащаются.
14 августа 988 года (1 августа по старому стилю) отмечают как день начала Крещения Руси. С тех пор по традиции в это время чистились старые колодцы или освящались новые, затем совершался крестный ход на реки, пруды, озёра для освящения воды. После этого уже купались сами и купали скотину, чтобы смыть грехи и быть здоровее.
Этот Спас ещё называется Медовым из-за того, что к этому дню в ульях соты уже наполнены свежим мёдом и пора приступать к сбору. Только с медового Спаса разрешено было есть освящённый церковью мёд.
Говорят, даже сам воздух в день Первого Спаса пропитывается медовым ароматом. Ведь Первый Спас — медовый, это праздник пчеловодов. Лишь после освящения первый мед готов к употреблению. Россияне издавна уважали мед, ведь он — один из самых полезных и вкусных продуктов. По легенде, медовый напиток излечил от паралича самого Илью Муромца.
Часть меда обязательно оставлялась в церкви, часть шла на угощение нищим, а также разносилась по домам бедных соседей.
С этого дня пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь, чтобы освятить, только после этого пробовали мед и угощали им близких. Отсюда берет начало первое, самое известное название Спаса — Медовый.
К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола. Так Спас получил свое второе название — Маковый, или Маковей. Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Маккавеев.
В этот день просили Господа и святых о хорошем урожае и неголодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали травы для оберегов.
Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая – и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.
Яблочный Спас
Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа, приурочен к большой церковной дате — Преображению Господню.
Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалось от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.
В этот праздник — день Преображения Господня — прославляется объединение божественного и человеческого начала в лице Иисуса Христа. По легенде, для поддержания веры в учениках Своих, когда они увидят Его страдания, Иисус Христос показал им Свой божественный лик.
Незадолго до распятия Иисус Христос взошел на высокую гору с тремя учениками: Иаковом, Петром и Иоанном, чтобы помолиться. Вдруг они увидели, что Иисус как будто преобразился: лицо Его воссияло как солнце, а одежды стали белоснежными. Тогда же явились им два пророка, Илия и Моисей, и вели беседу с Ним о том, что Его ждёт. Необычайной радостью при этом наполнились сердца учеников.
С тех пор 19 августа в христианские храмы идут на божественную литургию люди, одетые в белое — это цвет Преображения.
Яблочный Спас – это символ преображения природы перед наступлением осени. Считается, что с середины августа ночи становятся холодными. По народным приметам, яблоки заканчивают созревать только ко дню Спаса — до тех пор собирать можно только падалицу, а верующие люди совсем не едят яблок до этого дня.
Существует поверье, что, если родители до Второго Спаса не съедят яблочка, на том свете их детям будут раздавать гостинцы (в том числе и райские яблочки). А если родители ели яблоки — то нет. Потому большинство родителей, дети которых умерли, считают большим грехом есть яблоки до 19 августа. А с этого дня можно срывать разные фрукты нового урожая, в том числе яблоки.
Вообще, собирают плоды для того, чтобы освятить: в России это яблоки, а первые христиане традиционно к алтарю приносили виноград.
В деревнях принято варить яблочное варенье, печь пироги с яблоками и угощать ими всех соседей и знакомых. Считается, что яблоки, освящённые в Преображение, имеют особую силу: люди, откусывая и проглатывая первый кусочек, загадывали желания — считалось, что они обязательно сбудутся.
Про Яблочный Спас ещё говорят — «первые осенины», то есть знамение осени. Этот праздник — напоминание о духовном преображении каждого из нас.
Ранее принято было после церковной службы раздавать освященные яблоки всем присутствующим на ней. Передавали их домой для больных и немощных, угощали всех юродивых и бездомных, отдавали нищим и обездоленным.
По преданию, две птицы прилетают к яблоне из райского сада: Алконост и Сирин, птица радости и птица печали. Сирин-птица первой начинает летать к яблоне и клевать яблоки, взмахивая крыльями, покрытыми мёртвой росой. Поэтому тому, кто сорвёт яблоко раньше срока, может попасться именно такое, на которое попала та роса. Алконост-птица прилетает ко дню Спаса, стряхивает со своих крыльев живую росу. И все яблоки на деревьях с этого дня преображаются, становятся целительными, в них, по преданию, появляется живительная сила.
Как видим, религиозные традиции тесно переплелись в нем с языческими обрядами. Этим праздником условно проводится черта между летним сезоном и осенью, щедрой на дары и приносящей с собой преображение природы. Название праздника произошло от имени Спасителя, ценой своей жизни принесшего людям, уверовавшим в него, надежду на вечную жизнь и благодать прощения.
Часть освященных яблок в этот день несли на кладбище и клали на могилы умершим родственникам и близким людям. Освящали также хлебные колосья, которые от этого хорошо хранились до следующего года.
Девушки, заговаривали яблоки, чтобы в этом году выйти замуж и стать счастливыми. Вкушая плоды, они загадывали жениха, приговаривая: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».
Несмотря на то что работы в полях еще продолжались, Яблочный Спас особо почитался, поэтому устраивались народные гуляния с песнями и плясками.
Третий спас в августе
Третий Спас августа, который в народе называют Хлебным, или Ореховым.
Читайте так же: Самые популярные орехи: польза и вред
Праздник отмечают 29 августа. Считалось, что к этому дню поспевала лещина (ее собирали в лесу и тоже святили в церквях), а также пекли первый хлеб из зерна нового урожая.
С 29 августа разрешено было есть орехи этого года. Считалось, что самый первый сбор лесных орехов необходимо освятить в церкви и раздать страждущим и неимущим, чтобы обрести благодать и здоровье в будущем.
Хлебным называется Спас потому, что накануне праздновалось Успение Пресвятой Богородицы, а с ним заканчивали жать хлеб. В этот день пироги пекли только из новой муки.
Существует также церковное название — Спас Нерукотворного образа Христа Спасителя. В православной традиции эта история связана с больным царем Эдессы Авгарием и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа. Тогда Христос умыл лицо, отер его платом, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Этот нерукотворный образ впоследствии не раз творил чудеса, исцелял людей, пока не был утерян в ходе четвертого Крестового похода.
Как следует из названий, главные блюда в этот праздник – свежеиспеченный хлеб из муки нового урожая и орехи. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым хлеб должен был попробовать самый старший мужчина в семье.
На третий Спас люди шли в лес собирать орехи, после весь собранный урожай высыпали на холст, а рядом стелили скатерть, на которой были угощения. Праздник отмечался на природе в большом кругу гостей.
В этот праздник торговали холстами и полотнами. Заканчивался один из самых строгих постов, Успенский, во время которого даже постное масло можно было есть только по выходным и который соблюдали с 14 по 28 августа. Но и это не в тягость, ведь разрешалось есть ягоды, фрукты, грибы.
После трех Спасов пора прощаться и с летом. Позади прекрасная пора, но впереди ещё лучше, дай Бог!
14 августа, Минск /Корр. БЕЛТА/ В августе православные верующие отмечают три праздника в честь Спасителя (три Спаса) — медовый, яблочный и ореховый. В их праздновании тесно переплелись народные и христианские традиции.
Спас Медовый
Первый Спас («на воде», Медовый Спас) приходится на 14 августа и установлен по случаю двойной победы: русский князь Андрей Боголюбский одержал победу над болгарами, а греческий император Мануил — над арабами в 1164 году. Русский князь и греческий император имели в войсках своих Святой Крест Господень. Они оба усердно молились ему о помощи и оба удостоились с войсками чудного видения: от взятых на войну икон Спасителя и Матери Божьей исходил свет и осенял войска. Храбро кинулись воины на неприятеля и победили.
В церковном календаре этот праздник отмечен как Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Он сопровождается выносом креста, крестным ходом и торжественным водосвятием рек, озер, водоемов. Поэтому первый Спас иногда называют мокрым Спасом («на воде»).
В народе первый Спас больше известен как медовый. Это праздник пчеловодов, когда пчеловоды-пасечники заламывают в ульях первые медовые соты. «На первый Спас заламывай соты», «На первый Спас и нищий медку покушает», — говорят в народе. Крестьяне полагали, что с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед. Первые соты обычно несли в церковь: не только на освящение, но еще и «на помин родителей».
С первого Спаса начинался, как правило, посев озимых хлебов. «Первый Спас — первый посев», — говорили наши предки и непременно приносили в церковь семена, а священники перед севом окропляли поля святой водой. Освящали также и колодцы. Живы такие народные приметы: «С первого Спаса отцветают розы, падают хорошие росы», «На мокрый Спас лошадей купают, а пчелы перестают носить медовую взятку».
С праздником первого Спаса совпал день памяти ветхозаветных мучеников Маккавеев. Упоминание о них в народном календаре связано со временем собирания мака.
Спас Яблочный
Второй Спас (Великий Спас, Спас «на горе», яблочный) отмечается 19 августа. В православной церкви в этот день празднуют Преображение Господне — описанное в Евангелиях таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками.
Евангелия рассказывают о том, что Иисус, взяв Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору, чтобы помолиться. Во время этой молитвы произошло Преображение — лицо Иисуса озарилось светом, а одежда его стала белее снега. После этого появились два пророка — Моисей и Илия — и беседовали с Иисусом. Ученики, ставшие свидетелями Преображения, были испуганы. Но Иисус успокоил их и запретил рассказывать о том, что произошло во время молитвы, пока Христос не воскреснет, как ему было предначертано. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения.
Великий Спас особо почитали в народе. В этот день в храмах освящали яблоки и другие плоды, после чего позволялось употреблять их в пищу. Отсюда и народное название праздника — яблочный. По традиции в этот день все верующие люди пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга.
Василий Селиванов в своей книге «Год русского земледельца» писал: «В этот же день после обеда толпы баб и ребятишек осаждают помещичьи сады, которые почти всегда сдаются купцам, и покупают у последних все то, что даже было бы выкинуто за негодностью, лишь бы называлось яблоком. Покупают на гроши, на кудели пеньки и льна, на яйца; например, за одно яйцо получают две или три пригоршни яблок, сколько широкие руки сидельца могут их вместить. В этот день в садах насыпают целые воза падалицы и непадалицы, хороших даже сортов яблок, и развозят по окрестным приходам к церквам, где по окончании обедни все раскупается».
Освящали на Спас и колосья нового урожая. В народе говорили «Спас — в достатке хлеба у нас».
Яблочный Спас еще называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. От Спаса, который являлся границей между летним и осенним циклом работ, в некоторых местах начинали сев озимых, копали ранний картофель. В этот день устраивали ярмарки.
В народе Спас считали днем отлета аистов. Было замечено, что если аисты начинали готовиться к вылету за неделю до Спаса, то зима будет ранней и морозной, а весна теплой; если же после Спаса — осень будет теплая, зима поздняя, а весна холодная. Отлет аистов свидетельствовал о приближении зимы, а пословицы напоминали «Пришел Спас — и лето от нас», «Спас — бери рукавицы в запас».
Спас Ореховый
Третий Спас (Спас «на полотне», ореховый) отмечают 29 августа. Празднество установлено в честь перенесения нерукотворного образа Господня в Константинополь.
Существует предание, что во время земной жизни Иисуса Христа князь Эдесский тяжело заболел. Узнав о чудесах Спасителя, князь послал к нему своего художника с письмом, прося исцелить его от тяжкой болезни. Когда художник увидел лик Спасителя, захотелось ему изобразить черты его на полотне, но все труды остались напрасны — никак не мог он уловить черты лица Господня.
Заметив это, Иисус Христос велел принести воды, умылся, вытер лицо свое платком, и к удивлению присутствующих на платке тотчас же получилось изображение Христа. Этот нерукотворный образ свой Иисус Христос послал князю вместе с письмом, в котором писал: «Блажен ты, что уверовал в меня, не видав меня. После вознесения моего придет к тебе ученик мой и совершенно исцелит тебя от недуга».
Князь, получив образ и поклонившись ему, почти совсем излечился от болезни. Сначала образ хранился в Эдессе, а впоследствии был перенесен в Константинополь. Перенесение это и было совершено 29 августа.
Третий Спас называется ореховым, потому что к этому дню, как правило, созревают орехи. В Беларуси орешник (лещина) считается священным растением, он символизирует жизнерадостность и плодовитость.
В народе Ореховый Спас также прозвали хлебным, так как он означал окончание жатвы и озимого сева — с «дожинками», «досевками», а нередко и «засевками». И поговорки соответствующие были в народе: «Хорошо, если Спас на полотне, а хлебушко в гумне», «Третий Спас хлеба припас», «Коль хорош третий Спас, будет зимой квас». Бытовали приметы: «Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса», «Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно». В этот день пекли пироги и печенье из муки нового урожая.-0-