Праздник сретения владимирской иконы божьей матери

СРЕТЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Русская Православная Церковь

  • 23 Декабрь 2022

    26 декабря, в понедельник, в 19.00 в Лектории на Воробьевых горах храма Троицы и МГУ, к 100-летию СССР состоится выступление Михаил а  Борисович а  С МОЛИНА , историк а  русской консервативной мысли, кандидат а  исторических наук, директор а  Фонда «Имперское возрождение» , по теме «Учреждение СССР — уничтож ение  историческ ой  Росси и » .

     

    Адрес: Косыгина, 30.
    Проезд: от м.Октябрьская, Ленинский проспект, Ломоносовский проспект, Киевская маршрут№297 до ост. Смотровая площадка.

  • 28 Ноябрь 2022

  • Все новости

Приблизительное время чтения: 8 мин.


print

8 сентября — Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Причина рождения этого праздника — поистине светлая. Но свету, посетившему средневековую Русь, предшествовал страх, оледенивший сердца тысяч и тысяч людей.

Память о прежней трагедии

В XIV веке ордынские нападения страшно разоряли Владимирскую Русь. Гибли люди, горели города, исчезали сёла. Всадники на невысоких косматых лошадках уводили сотни, тысячи, а порой десятки тысяч «полоняников» на работорговые рынки Орды.

Великие трагедии случались нечасто. Так, в 1320-х годах Русь претерпела немало горя от двух карательных экспедиций: «Ахмыловой рати» и «Федорчуковой (или, иначе, Щелкановой) рати». Первая из них прошла, сея пожары, по Владимирской Руси и обрушилась на Ярославль в 1322 году. Вторая учинила чудовищный разгром Тверской земли пятью годами позднее.

В 1377 году большое русское войско потерпело поражение на реке Пьяне, а затем молот разорения пал на Нижегородское княжество. Наконец, в 1382 году хан Тохтамыш ворвался в Москву, разграбил и выжег ее. И это — всего лишь через два года после великой победы русских ратей на поле Куликовом! «Тохтмышева рать» ударила особенно сильно. По словам средневекового русского летописца, в горящей Москве, пытаясь спастись от пламени, «…люди христиане, бывшие во граде, затворились в церквах соборных каменных. Татары же силою разбили двери церковные и их мечами изсекли и другим оружием до конца смерти предали, церкви же сборные разграбили, и ободрали иконы чудные и честные, украшенные златом и сребром, и жемчугом, и бисером, и камением драгим; и пелены, золотом шитые… оторвали, кузнь с икон отодрали, а иконы попирали. Сосуды же церковные священные забрали, и ризы поповские пограбили. Книг же столь много снесено со всего города и из загородья, и из сел в сборных церквах, что лежали они до сводов… и все они пропали без вести..».

В тот год на Русь надвигалась тьма, но случилось чудо: история Сретения Владимирской иконы Божией Матери
Тохтамыш под Москвой. Иллюстрация из Летописного лицевого свода

Но не стоит думать, что этими четырьмя горестными событиями ограничиваются страдания русских земель от ордынских нашествий. Помимо великих вторжений случались, и довольно часто, своего рода «рейды» малые, то есть наскоки «ограниченных контингентов» степной конницы. Конечно, они не приводили к тотальному разорению. Однако следы оставляли всё те же: головешки, трупы, слёзы вдов, следы пленников, угнанных на невольничьи базары в далеких краях…

Иногда ордынцев отбивали силой оружия, как это сделал, например, Дмитрий Донской. Но чаще все-таки их появление приводило к несчастьям и потерям — отбиться не удавалось

Что тут добавить? Вся Русь страшилась угрозы новых вторжений ордынцев, со страхом и гневом ожидая очередных «волн». Ни один город не смел чувствовать себя в полной безопасности. Ордынский отряд мог появиться где угодно и когда угодно.

Великий ужас 1395 года

Летом 1395 года на Русь опустилась тень нового нашествия. Из недр Средней Азии пришел с неисчислимым воинством завоеватель великий и свирепый, Тамерлан. На Руси его именовали Темир-Аксаком.

Русь имела все основания бояться Тамерлана больше, чем прежних ордынских воителей. Недавно им был разбит на реке Терек золотоордынский хан Тохтамыш, несколькими годами ранее разгромивший столицу Московского княжества. Русь не имела сил обуздать Тохтамыша и вынуждена была покориться ему. Тамерлан же буквально разнес в щепы великое конное войско Тохтамыша, а вместе с вооруженными силами и всё государственное устройство Золотой Орды. Он был намного сильнее Тохтамыша.

И теперь Тамерлан двигался на Русь.

Он шел на плечах отступающих конников Тохтамыша. Русь в его глазах являлась окраинным владением смертельного врага. Ожидать милосердия и пощады от Тамерлана не приходилось.

Города и сёла русские застыли в ужасе. Неужто грядет повторение Батыева нашествия?! Неужто черный год вновь пришел, и взлетят до неба черные дымы над городами, а вороньё вдоволь насытится плотью мертвецов?!

Вот начались первые потери: армия Тамерлана проходит с огнем и мечом Рязанскую землю. Под яростным напором ее гибнет Елец — стольный град небольшого южного княжества…

Тьма надвигалась.

Военные приготовления

Москвой и всю Русью Владимирской в ту пору правил великий князь Василий I, сын Дмитрия Донского. Он вел осторожную, но решительную политику объединения Руси. С Ордой предпочитал не ссориться, но исподволь накапливал военно-политический потенциал Москвы. В 1390-х годах Василий I присоединил к Москве Нижний Новгород, Городец, Муром, иные волости. Целый куст нижегородских князей оказался у него в подчинении. К концу правления Василий Дмитриевич обладал даже большим ресурсом, чем его отец.

В тот год на Русь надвигалась тьма, но случилось чудо: история Сретения Владимирской иконы Божией Матери
Василий I Дмитриевич

Все достижения Василия I были поставлены на карту летом 1395 года. Что было делать православному государю? Бежать? Срам. Отсиживаться за стенами каменного кремля? В таком случае Тамерлан, даже если и не возьмет кремлевской тверды, «положит в пусте», как говаривали тогда, всю страну. Оставалось выйти и драться. Честно, как отец. Вот только силы Тамерлановы неизмеримо превосходили всё того, что мог вывести на поле Куликово Мамай.

И всё же великий князь собрал полки, направился к Коломне. В планы московского командования входило дать бой на Оке — она служила естественным оборонительным рубежом Московской Руси. Вся Русская земля с тревогой ждала страшного врага и готовилась дать ему отпор. Мало кто верил в саму возможность задержать, отбить непрошеных гостей. Но стыдно было покорно склонять перед ними голову…

А потому оставалось лишь надеяться на силу меча и отвагу ратников московских.

Спасение Руси

Иное упование указала Русская Церковь. Не Тамерлан правитель мира, но Господь. В Его руке воля сильных и славных, Он определяет судьбу воинств и царств.

В ту пору митрополичью кафедру занимал ученый книжник, болгарин Киприан. Ныне он почитается Русской Церковью в лике святителей.

Митрополит Киприан, по общему решению с великим князем, велел перевезти из Владимира в Москву древнюю святыню — чудотворную икону Владимирской Божьей Матери. Ее, по церковному преданию, написал евангелист Лука (речь идет не о том, что евангелист Лука лично написал Владимирскую икону Божией Матери, а о том, что он создал образец, в русле которого она написана. Большинство искусствоведов склоняется к тому, что икона принадлежит византийскому письму XI–XII столетий). Существует предположение, согласно которому мать Василия I и вдова Дмитрия Донского, Евдокия Дмитриевна, первой дала благочестивый совет доставить икону в Москву.

В тот год на Русь надвигалась тьма, но случилось чудо: история Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Этот акт православного благочестия исключительно много значит для москвичей и всей Руси Владимирской. Здесь с XII столетия глубоко почитали Пречистую Богородицу как особенную заступницу за все города земли Владимирской. В сознании московских жителей, как и жителей соседних городов, их область составляла «Дом Пречистой».

Именно так.

К Москве «царственность» перешла от Владимира. А Владимир имел небесной покровительницей Пречистую Богородицу. «Степенная книга», памятник русской исторической мысли XVI века, проводит эту мысль без малейшего сомнения, без малейшей оговорки. А вся «царственность» самого Владимира началась с «путешествия» Пречистой из Киевской земли в дальний лесной край, на Клязьму. После рассказа о смерти Юрия Долгорукого и о последовавшей за нею междоусобной борьбе за Киев, сказано: «Начало Владимирского самодержавства: уже тогда киевские великие князи подручни были владимирским самодержцам. Во град ибо Владимир тогда начальство утвержашеся пришествием чюдотворного образа Богоматери. С ним же прииде… великий князь Андрей Георгиевич и державствова». Андрей Боголюбский, действительно, привез с Киевщины чудотворную икону Богородицы. Для московского «книжника» середины XVI века ясно без комментариев: с иконой-то утекла оттуда и вся державная сила.

Для древней Москвы покровительство Пречистой — дело очевидное. Оно связано с личностью св. Петра-митрополита. Святитель когда-то, задолго до восхождения на степень предстоятеля Русской Церкви, написал образ Богородицы и удостоился особых милостей от Нее. Да и похоронен Петр в храме Успения Пречистой — т. е. в месте, которое освящено во имя его небесной покровительницы. О строительстве храма он сам попросил московского князя Ивана Калиту: «Если меня, сыну, послушаешь и храм Пречистой Богородицы воздвигнешь во своем граде, и сам прославишься паче иных князей, и сыновья твои, и внуки из поколения в поколение. И град прославлен будет во всех градах русских, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плеща враг его, и прославится Бог в нем».

Чего ж яснее?

Главный храм Москвы, а вместе с тем и всей области Московской, — Успенский, тот, что возник на древнем Боровицком холме. А значит, Москва — Дом Пречистой.

В тот год на Русь надвигалась тьма, но случилось чудо: история Сретения Владимирской иконы Божией Матери
Успенский собор при Иване Калите. Открытка А. Васнецова

В 1380 году Дмитрий Иванович, собираясь на Мамая, долго молится именно Пречистой, у нее просит помощи даже более, чем у самого Господа. Проходя через Коломну, он опять возносит моления в Богородичной церкви.

Вот и 26 августа 1395 года москвичи собрались и пошли крестным ходом во главе с Киприаном, чтобы встретить святыню с молитвами о спасении Руси, о небесном заступничестве.

Средневековые книжники сообщают: «Когда же донесли икону эту почти до Москвы, тогда весь город вышел навстречу, и встретил ее с почетом Киприан-митрополит с епископами и архимандритами, с игуменом и дьяконами, со всеми служителями и причтом церковным, с монахами и монахинями, с благоверными князьями, с благоверными княгинями, и с боярами, и с боярынями, мужчины и женщины, юноши, девы и старцы с подростками, дети, младенцы, сироты и вдовы, нищие и убогие, всякого возраста мужи и жены, от мала и до велика, все многое множество народа бесчисленного, и люди с крестами и с иконами, с евангелиями и со свечами, и с лампадами, с псалмами и с песнями и пеньем духовным, а лучше сказать — все в слезах, от мала и до велика, и не сыскать человека не плачущего, но все с молитвой и плачем, все со вздохами неумолчными и рыданьем, в благодарности руки воздевая к небу, все молились святой Богородице, восклицая и говоря: „О всесвятая владычица Богородица! Избавь нас и город наш Москву от нашествия поганого Темир Аксака-царя, и все города христианские и страну нашу защити, и князя и людей от всякого зла оборони“».

Впоследствии стало известно, что в тот же день Тамерлан покинул Русь, не решившись пойти к Москве. Ушел без боя. «И бысть в граде Москве радость велика», — сообщает летопись.

Отступление Тамерлана связали с заступничеством чудотворной иконы. Московские книжники напишут: грозным видением «устрашила» свирепого завоевателя Пречистая Богородица.

Сам этот день стали отмечать как большой церковный праздник — Сретение (встреча), а за городом, в месте встречи, был основан Сретенский монастырь.

Комментарии

вячеслав28 мая 2017, 04:43

Для меня икона Владимирския Божией Матери возрождение к жизни

Борис 8 сентября 2013, 00:28

От души поздравляю портал Православие.Ru и братию Сретенского монастыря с Престольным праздником и хотел бы пожелать крепкого здравия, мира и многая благая лета!
Канал «Православное поле»,
р.Б.Борис

Виктор 7 сентября 2012, 20:20

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА СПАСИ НАС !!!

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.

Войдите через
FaceBook
ВКонтакте
Яндекс
Mail.Ru
Google
или введите свои данные:

Ваше имя:

Ваш email:

Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Это один из трех праздников, посвященных Владимирской, притом – отмечаемый наиболее торжественно. Ведь он – память о событии, когда граду Москве, столице Русского государства, впервые было явлено заступление Богородицы после молитвы перед этой святыней.

Сретение Владимирской иконы Божией Матери

Сретение Владимирской иконы Божией Матери

Содержание страницы

  • Когда отмечается Сретение Владимирской иконы?
  • Что означает Сретение?
  • История

    • Кто такой Тимур?
    • Нашествие на Орду
    • «Не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице…»
    • Сретение
    • Почему ушел Тимур?
    • Видение Матери Божией
    • Праздник
  • Богослужение на Сретение
  • Как правильно поздравить со Сретением?
  • Акафист
  • Тропарь, кондак, величание
  • Молитва
  • Канон
    • Похожие статьи

Когда отмечается Сретение Владимирской иконы?

Это 8 сентября (или, по «старому стилю», 26 августа).

Что означает Сретение?

На славянском языке это слово значит буквально «встреча». Таким образом, праздник – воспоминание о первом прибытии святыни к Москве, когда ее «сретили», то есть встретили, все горожане – по словам современника, «весь град изыде противу иконы на сретение ее».

Кроме 8 сентября, Владимирский образ Богородицы чествуют еще дважды, 3 июня (в этот день в 1521 г. после молитвы перед образом от столицы отступил крымский хан) и 6 июля (в 1480 г. было отражено нападение другого хана, Ахмата). Однако эти дни памяти, каждый из которых – воспоминание о чуде заступления Богородицы, не называются Сретением: ведь ко времени этих событий образ уже давно водворился во Успенском соборе Кремля, став подлинной святыней Москвы.

История

Событие, которое положило ему начало, произошло в 1395 г. Это – нашествие на Москву ранее не виданного здесь врага, полководца из Средней Азии, Тимура.

Кто такой Тимур?

К тому времени прошло уже 15 лет после Куликовской битвы, когда великий князь Московский Димитрий разбил войска татарского хана Мамая. Орда, давний враг и поработитель Руси, была ослаблена – но не сломлена. А потому жители Руси все еще оставались зависимыми ее данниками, а значит, русские земли, по сути, были частью Золотой Орды – когда-то «улуса», теперь же одного из государств, некогда частей огромной Монгольской империи.

Но уже более столетия на землях великого государства монголов продолжалась, как тогда говорили, «замятня», то есть многие нестроения и междоусобицы. Так, еще в 1266 г. от империи откололась Средняя Азия, образовался так называемый «улус Чагатая» (одного из сыновей основателя монгольского государства). В 1347 г. он раскололся на два государства. В 1360-е здесь выдвинулся полководец Тимур. Его иногда также именуют Тамерланом. Это персидское прозвание, означающее «Тимур-хромой», вероятно, рассматривалось, как оскорбительное, однако, впоследствии перешло в ряд европейских языков.

К 1370 г. Тимуру удалось создать сильное – и агрессивное – государство со столицей в Самарканде. Именно тогда весьма далекие от Руси события вдруг начали приобретать актуальность: о русских землях Тимур знал сравнительно мало, но вот Золотая Орда – часть бывшей империи монголов – рассматривалась им как объект дальнейшей экспансии. И если первые десятилетия усилия правителя и полководца сосредоточены были на подчинении земель Средней Азии, то к 1390-м он обратил взор уже на земли ордынского хана Тохтамыша – того, кому подчинялись русичи. А это значило, что они тоже стали военной целью.

Нашествие на Орду

Именно им являлся весь поход среднеазиатского правителя. Слухи бежали впереди его войска: точно смерч, пронеслось оно по Поволжью, где жили монголы, поработители Руси, сметая все на своем пути, разрушая города, забирая тысячи пленников. Современные специалисты говорят, впрочем, что «секрет успеха» Тимура в данном случае был не в его военном гении, а просто в том, что самоуверенные завоеватели Руси, как правило, не возводили никаких городских укреплений, полагая, что напасть на них, непобедимых, никто не сможет. Теперь же они сами становились легкой добычей. Разорив ордынские земли, Тимур обратил взор на Русь. Летом 1395 г. его войска быстрым маршем двинулись на Москву.

Сретение Владимирской иконы Божией Матери

Сретение Владимирской иконы Божией Матери

«Не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице…»

Силу и значимость этих слов жители русской столицы особенно прочувствовали в эти дни. Шансы русского войска отбить атаки Тимура, разорителя монголов, которых боялась вся Русь, оценивались трезво: пусть высок был авторитет московского князя, а его дружина была опытной в боях, все же шансов отбиться существовало немного. С тревогой передавали еще то, что Тимур считает себя потомком Чингисхана, а потому намерен возродить его империю, частью которой, очевидно, станет и Русь.

Стало ясно: без помощи свыше не спастись. Именно тогда вспомнили о великой святыне Владимира – иконе Божией Матери, принесенной туда еще в XII в. князем Андреем Боголюбским, прославленной чудесами. Эту-то святыню, по просьбе великого князя Василия I, сына Дмитрия Донского, по благословению митрополита Киприана, 8 сентября 1395 г. доставили к Москве.

Сретение

Подходившие передовые отряды Тимура, вероятно, с некоторым удивлением наблюдали огромное количество людей, заполнивших так называемое Кучково поле близ Москвы, где стояла скромная церковь прп. Марии Египетской. Сюда крестным ходом принесли Владимирский образ. А навстречу крестоходцам, проделавшим долгий путь из Владимира, двигался еще один ход – возглавляемый митрополитом Киприаном. И участие в нем принимали тысячи жителей Москвы.

Владимирскую торжественно внесли в храм, и здесь перед иконой прошел первый молебен. Люди плакали, становились на колени, слезно моля Богородицу – испросить Божию милость, ходатайствовать пред Христом о Своих людях. Молились долго, истово, предавая свой город и самих себя на волю Божию.

А утром следующего дня оказалось: войска Тимура по неизвестной причине ушли от Москвы.

Почему ушел Тимур?

Историки выдвигают по этому поводу самые разные предположения: вроде бы Тимур и зла-то не держал на князя Василия I, а врагом его был Тохтамыш, ордынский хан. К тому же земли русские, разоряемые ордынскими данями, были не так уж богаты (то ли дело Средняя Азия). Говорят еще о том, что в тылу войск полководца было неспокойно, как раз тогда случилось очередное восстание…

Нет ответа только на один вопрос: почему Тимур «внезапно осознал», что ему «невыгодно», «нецелесообразно» захватывать русские земли, именно после молебна Владимирской иконе? Многие ученые считают это «совпадением», и это значит, что рационалистического объяснения случившееся не имеет.

Владимирская икона Божией Матери. 1662 г. Государственный Русский музей

Владимирская икона Божией Матери. 1662 г. Государственный Русский музей

Видение Матери Божией

А вот что говорит церковное предание, записанное «по горячим следам» события. Согласно ему, после того, как москвичи слезно помолились Пречистой, Тимур, задремавший в шатре, имел грозное видение. С горы спускалось бесчисленное войско, предводительствуемое сияющими мужами, в которых полководец узнал Ангелов. Среди них шла и приближалась к нему некая Женщина, грозно взиравшая на Тимура. По Её велению Ангелы обнажили мечи, направив их на полководца. Прозвучало повеление – немедленно уйти от русских земель. В страхе пробудился непобедимый дотоле воин, и спрашивал приближенных, что значит сон.

Среди военачальников Тимура нашлись знакомые с христианством, что неудивительно: ведь мусульмане (а именно к этой вере принадлежал полководец), хотя не признают Христа Богом, считая лишь пророком, но все же считают христиан «людьми Писания», а некоторые – чтут их святыни. Поэтому знающие люди объяснили: Тимур видел «Мать христианского Бога», под покровительством Которой, как всем известно, находится Русь. И уж если Она повелевает удалиться, да еще с угрозой, то… может, лучше действительно вспомнить, что главный враг Тимура – не русский великий князь, а непокорный Тохтамыш. Да и продолжить разорять его земли, не рискуя получить страшное Божие наказание за ослушание «Матери пророка Исы». К тому же военной добычи на сравнительно бедной Руси почти нет, так стоит ли стараться? Так Тимур немедленно отдал приказ на отступление.

Праздник

Вероятно, церковно его установили сразу после события. Это же празднование стало престольным для основанного на месте встречи образа монастыря – Сретенского. Первым его храмом стала церковь прп. Марии Египетской, где совершился первый молебен перед Владимирской. Церковь же в честь самой иконы была построена через несколько лет.

Что до дальнейшей судьбы чудотворного образа, то во Владимир он не вернулся. Его оставили в Москве. Здесь перед иконой происходило избрание сначала митрополитов, затем Патриархов:

  • избрание первого митрополита автокефальной Русской Церкви, свт. Ионы (1448 г.);
  • интронизация первого Патриарха, свт. Иова (1589 г.);
  • поставление еще одного святого Предстоятеля Церкви, свт. Тихона (1917 г.)

Несмотря на то, что после 1917 г. Церковь лишилась святыни, духовная связь с ней продолжала сохраняться: например, интронизация Патриарха Пимена пришлась на один из праздников образа, 3 июня 1971 г.


Уже в первые годы по установлении празднования Сретения святыни сложилась традиция: совершать крестный ход из Успенского собора, где она хранилась, к месту, где ее в 1395 г. встретили верующие. Обычай совершать такие шествия сохранился и в XVII в., когда обитель была перенесена с Кучкова поля на нынешнее ее место, на ул. Большая Лубянка.

Сретение Владимирской иконы Божией Матери

Сретение Владимирской иконы Божией Матери

После 1917 г., когда Владимирская икона была отобрана у верующих, передана музею, традиция крестных ходов прекратилась, был закрыт и монастырь. Возобновить ее удалось лишь по восстановлении обители. 8 сентября 1995 г. (когда отмечалось 600-летие Сретения образа) прошел крестный ход со списком святыни. Тогда же паломники имели возможность помолиться перед оригиналом, который привезли для поклонения из Третьяковской галереи. Сейчас, хотя Владимирская и находится там при домовой церкви (то есть доступна для поклонения), в крестных ходах она участия больше не принимает.

Интересный факт

Но в Сретенской обители есть копия Владимирской, по-особому дорогая насельникам и тысячам верующих: ведь этот образ был келейной иконой известного старца-духовника, архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Он сам и подарил ее возрождающемуся монастырю в 1990-е. Тогда его настоятелем был назначен духовный сын о. Иоанна, игумен (ныне — митрополит) Тихон (Шевкунов).


Богослужение на Сретение

Так как начало богослужебного дня – накануне вечером, то праздник открывается вечерней службой. Во время нее:

  • на Вечерне поются особые стихиры, посвященные Богородице, а также событию праздника – пришествию Её иконы в Москву;
  • читаются выдержки из Писания, содержащие пророческие предсказания о Матери Божией.

Чтений Ветхого Завета положено три:

  • из 28 главы Книги Бытия; этот ее фрагмент рассказывает о праотце Иакове, который в Харране в сонном видении видел таинственную «лествицу» (лестницу) от земли до неба, по которой восходили и нисходили Ангелы, «Госпо́дь же утвержда́шеся на ней и рече́: Аз Бог Авраа́мов, отца́ твоего́, и Бог Исаа́ков, не бо́йся»; святые отцы понимают под «лествицей» Матерь Божию, через Которую в мир пришел Христос, соединив земное и небесное;
  • из 43 и 44 глав книги прор. Исайи; это – его видение «затворенных врат», обращенных на восток; ими, по слову пророка, ни может пройти никто, кроме Самого Господа; но даже Он «про́йдет ими, и бу́дут затворе́на»; эти слова пророка – о девстве Богоматери, Которая при Воплощении Сына Божия и по Его Рождестве осталась Девой;
  • из 9 главы Притчей Соломона; это чтение начинается словами «Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь…»; издавна под Премудростью святые отцы понимали Самого Христа, домом же Премудрости считалась Матерь Божия.

На Утрени, также совершаемой вечером, читается особый канон, посвященный Владимирской иконе, а также совершается полиелей – помазание верующих маслом после чтения Евангелия от Луки, фрагмент которого посвящен встрече Богородицы и прав. Елисаветы, матери св. Иоанна Предтечи.

К числу особенностей службы принадлежит то, что она соединяется с богослужением памяти мучеников, совершаемой на этот день. Это свв. Адриан и Наталия Никомидийские и прп. Адриан Ондрусовский. Поэтому во время службы можно услышать как песнопения праздника, так и посвященные, как правило, святым. Кроме того, если храм посвящен новомученикам, можно услышать песнопения тем из них, память которых также совершается 8 сентября.

Как правильно поздравить со Сретением?

Можно подарить:

  • икону Владимирской;
  • книгу об этой святыне.

И, конечно, по-особому стоит поздравить христианина или христианку, для которых день Владимирской – еще и праздник небесного покровителя, то есть именины.

Икона Сретение иконы "Богоматерь Владимирская"

Икона Сретение иконы «Богоматерь Владимирская»

Праздник встречи Владимирской – удивительное свидетельство о милости Богородицы, но при этом – не единственное. Даже самой чудотворной иконе празднуют, кроме этого дня, еще дважды. А сколько еще святынь, через которые Пречистая подает милость всем, кто надеется на Неё! Россия, какие бы сложные времена она ни переживала, поныне остается домом Богородицы.

Автор Наталья Сазонова

Акафист

Тропарь, кондак, величание

Молитва

Канон

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

Вла­ди­мир­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри на­пи­са­на Еван­ге­ли­стом Лу­кой на дос­ке от сто­ла, за ко­то­рым тра­пе­зо­вал Спа­си­тель с Пре­чи­стой Ма­те­рью и пра­вед­ным Иоси­фом. Бо­жия Ма­терь, уви­дев этот об­раз, про­из­нес­ла: «От­ныне убла­жат Ме­ня все ро­ды. Бла­го­дать Рожд­ше­го­ся от Ме­ня и Моя с этой ико­ной да бу­дет».

В 1131 го­ду ико­на бы­ла при­сла­на на Русь из Кон­стан­ти­но­по­ля свя­то­му кня­зю Мсти­сла­ву († 1132, па­мять 15 ап­ре­ля) и бы­ла по­став­ле­на в Де­ви­чьем мо­на­сты­ре Вы­ш­го­ро­да — древ­не­го удель­но­го го­ро­да свя­той рав­ноап­о­столь­ной ве­ли­кой кня­ги­ни Оль­ги.

Сын Юрия Дол­го­ру­ко­го свя­той Ан­дрей Бо­го­люб­ский в 1155 го­ду при­нес ико­ну во Вла­ди­мир и по­ме­стил в воз­двиг­ну­том им зна­ме­ни­том Успен­ском со­бо­ре. С то­го вре­ме­ни ико­на по­лу­чи­ла име­но­ва­ние Вла­ди­мир­ской. В 1395 го­ду ико­ну впер­вые при­нес­ли в Моск­ву. Так бла­го­сло­ве­ни­ем Бо­жи­ей Ма­те­ри скре­пи­лись ду­хов­ные узы Ви­зан­тии и Ру­си — через Ки­ев, Вла­ди­мир и Моск­ву.

Вла­ди­мир­ской иконе Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы празд­но­ва­ние бы­ва­ет несколь­ко раз в го­ду (21 мая, 23 июня, 26 ав­гу­ста). Наи­бо­лее тор­же­ствен­ное празд­но­ва­ние со­вер­ша­ет­ся 26 ав­гу­ста, уста­нов­лен­ное в честь сре­те­ния Вла­ди­мир­ской ико­ны при пе­ре­не­се­нии ее из Вла­ди­ми­ра в Моск­ву. В 1395 го­ду страш­ный за­во­е­ва­тель хан Та­мер­лан (Те­мир-Ак­сак) до­стиг пре­де­лов ря­зан­ских, взял го­род Елец и, на­прав­ля­ясь к Москве, при­бли­зил­ся к бе­ре­гам До­на. Ве­ли­кий князь Ва­си­лий Ди­мит­ри­е­вич вы­шел с вой­ском к Ко­ломне и оста­но­вил­ся на бе­ре­гу Оки. Он мо­лил­ся свя­ти­те­лям Мос­ков­ским и пре­по­доб­но­му Сер­гию о из­бав­ле­нии Оте­че­ства и на­пи­сал мит­ро­по­ли­ту Мос­ков­ско­му, свя­ти­те­лю Ки­при­а­ну (па­мять 16 сен­тяб­ря), чтобы на­сту­пив­ший Успен­ский пост был по­свя­щен усерд­ным мо­лит­вам о по­ми­ло­ва­нии и по­ка­я­нию. Во Вла­ди­мир, где на­хо­ди­лась про­слав­лен­ная чу­до­твор­ная ико­на, бы­ло по­сла­но ду­хо­вен­ство. По­сле ли­тур­гии и мо­леб­на в празд­ник Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ду­хо­вен­ство при­ня­ло ико­ну и с крест­ным хо­дом по­нес­ло ее к Москве. Бес­чис­лен­ное мно­же­ство на­ро­да по обе­им сто­ро­нам до­ро­ги, стоя на ко­ле­нях, мо­ли­ло: «Ма­терь Бо­жия, спа­си зем­лю Рус­скую!» В тот са­мый час, ко­гда жи­те­ли Моск­вы встре­ча­ли ико­ну на Куч­ко­вом по­ле, Та­мер­лан дре­мал в сво­ем шат­ре. Вдруг он уви­дел во сне ве­ли­кую го­ру, с вер­ши­ны ко­то­рой к нему шли свя­ти­те­ли с зо­ло­ты­ми жез­ла­ми, а над ни­ми в лу­че­зар­ном си­я­нии яви­лась Ве­ли­ча­вая Же­на. Она по­ве­ле­ла ему оста­вить пре­де­лы Рос­сии. Проснув­шись в тре­пе­те, Та­мер­лан спро­сил о зна­че­нии ви­де­ния. Зна­ю­щие от­ве­ти­ли, что си­я­ю­щая Же­на есть Ма­терь Бо­жия, ве­ли­кая За­щит­ни­ца хри­сти­ан. То­гда Та­мер­лан дал при­каз пол­кам ид­ти об­рат­но. В па­мять чу­дес­но­го из­бав­ле­ния Рус­ской зем­ли от Та­мер­ла­на на Куч­ко­вом по­ле, где бы­ла встре­че­на ико­на, по­стро­и­ли Сре­тен­ский мо­на­стырь, а на 26 ав­гу­ста бы­ло уста­нов­ле­но все­рос­сий­ское празд­но­ва­ние в честь сре­те­ния Вла­ди­мир­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Пред Вла­ди­мир­ской ико­ной Ма­те­ри Бо­жи­ей свер­ши­лись важ­ней­шие со­бы­тия рус­ской цер­ков­ной ис­то­рии: из­бра­ние и по­став­ле­ние свя­ти­те­ля Ио­ны — Пред­сто­я­те­ля Ав­то­ке­фаль­ной Рус­ской Церк­ви (1448 г.), свя­ти­те­ля Иова — пер­во­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си (1589 г.), Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на (1917 г.). В день празд­но­ва­ния в честь Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри со­вер­ше­на ин­тро­ни­за­ция Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Пи­ме­на — 21 мая/3 июня 1971 г.

Ис­то­ри­че­ские дни 21 мая, 23 июня и 26 ав­гу­ста, свя­зан­ные с этой свя­той ико­ной, ста­ли па­мят­ны­ми дня­ми Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Празд­не­ство Бо­жи­ей Ма­те­ри в честь Ее свя­той ико­ны Вла­ди­мир­ской со­вер­ша­ет­ся в бла­го­да­ре­ние за из­бав­ле­ние Моск­вы от на­ше­ствия ха­на Ах­ма­та. В 1480 го­ду при ве­ли­ком кня­зе Иоанне III Ва­си­лье­ви­че (1462–1505) хан Зо­ло­той Ор­ды Ах­мат с гро­мад­ны­ми пол­чи­ща­ми по­до­шел уже к ре­ке Уг­ре, ко­то­рую на­зы­ва­ют «по­я­сом Бо­го­ма­те­ри», охра­ня­ю­щим Мос­ков­ские вла­де­ния. Це­лый день вой­ска ха­на и Мос­ков­ско­го кня­зя сто­я­ли друг про­тив дру­га, не при­сту­пая к ре­ши­тель­ным дей­стви­ям — «сто­я­ние на Уг­ре». Вся Москва мо­ли­лась сво­ей За­ступ­ни­це Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це о спа­се­нии пра­во­слав­ной сто­ли­цы. Мит­ро­по­лит Ге­рон­тий (1473–1489) и ду­хов­ник кня­зя, ар­хи­епи­скоп Ро­стов­ский Вас­си­ан, мо­лит­вой, бла­го­сло­ве­ни­ем и со­ве­том под­креп­ля­ли рус­ские вой­ска. Мит­ро­по­лит пи­сал кня­зю со­бор­ное по­сла­ние, в ко­то­ром при­зы­вал его му­же­ствен­но сто­ять про­тив вра­га, упо­вая на по­мощь Ма­те­ри Бо­жи­ей.

Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца за­сту­пи­лась за Зем­лю рус­скую. Князь при­ка­зал сво­им вой­скам от­сту­пать от Уг­ры, же­лая до­ждать­ся пе­ре­хо­да та­тар, вра­ги же ре­ши­ли, что рус­ские за­ма­ни­ва­ют их в за­са­ду, и то­же ста­ли от­сту­пать, сна­ча­ла мед­лен­но, а но­чью по­бе­жа­ли, го­ни­мые стра­хом. В бла­го­дар­ность за осво­бож­де­ние Рос­сии от та­тар и был уста­нов­лен празд­ник в честь Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Празд­не­ство Вла­ди­мир­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри уста­нов­ле­но в па­мять спа­се­ния Моск­вы в 1521 го­ду от на­ше­ствия та­тар под пред­во­ди­тель­ством ха­на Мах­мет-Ги­рея. Та­тар­ские пол­чи­ща при­бли­жа­лись к Москве, пре­да­вая ог­ню и раз­ру­ше­нию рус­ские го­ро­да и се­ле­ния, ис­треб­ляя их жи­те­лей. Ве­ли­кий князь Ва­си­лий со­би­рал вой­ско про­тив та­тар, а Мос­ков­ский мит­ро­по­лит Вар­ла­ам вме­сте с жи­те­ля­ми Моск­вы усерд­но мо­лил­ся об из­бав­ле­нии от ги­бе­ли. В это гроз­ное вре­мя од­на бла­го­че­сти­вая сле­пая ино­ки­ня име­ла ви­де­ние: из Спас­ских во­рот Крем­ля вы­хо­ди­ли мос­ков­ские свя­ти­те­ли, по­ки­дая го­род и уно­ся с со­бой Вла­ди­мир­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри — глав­ную свя­тыню Моск­вы, — в на­ка­за­ние Бо­жие за гре­хи ее жи­те­лей. У Спас­ских во­рот свя­ти­те­лей встре­ти­ли пре­по­доб­ные Сер­гий Ра­до­неж­ский и Вар­ла­ам Ху­тын­ский, слез­но умо­ляя их не остав­лять Моск­вы. Все они вме­сте при­нес­ли Гос­по­ду пла­мен­ную мо­лит­ву о про­ще­нии со­гре­шив­ших и из­бав­ле­нии Моск­вы от вра­гов. По­сле этой мо­лит­вы свя­ти­те­ли воз­вра­ти­лись в Кремль и внес­ли об­рат­но Вла­ди­мир­скую свя­тую ико­ну. По­доб­ное же ви­де­ние бы­ло и мос­ков­ско­му свя­то­му, бла­жен­но­му Ва­си­лию, ко­то­ро­му бы­ло от­кры­то, что за­ступ­ле­ни­ем Бо­жи­ей Ма­те­ри и мо­лит­ва­ми свя­тых Москва бу­дет спа­се­на. Та­тар­ско­му ха­ну бы­ло ви­де­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри, окру­жен­ной гроз­ным вой­ском, устре­мив­шим­ся на их пол­ки. Та­та­ры в стра­хе бе­жа­ли, сто­ли­ца Рус­ско­го го­су­дар­ства бы­ла спа­се­на.

Празд­но­ва­ние иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри Вла­ди­мир­ской со­вер­ша­ет­ся так­же 23 июня и 26 ав­гу­ста.

Оригинал иконы находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

См. также: Икона Божией Матери «Владимирская».

Владимирская икона Божией матери, по преданию, написана евангелистом Лукою на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

В Россию икона принесена из Византии в начале 12 века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году (по новому стилю 3 июня, 6 июля, 8 сентября). Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.

В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию.

Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!».

В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России.

Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно.

В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 8 сентября было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.  

Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».



Владимирская икона Пресвятой Богородицы

В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода – древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.

Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси – через Киев, Владимир и Москву.



Икона Владимирской Божией Матери. Ризница Троице-Сергиевой Лавры

Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году (21 мая, 23 июня, 26 августа). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву. В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану (память 16 сентября), чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.). В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена – 21 мая/3 июня 1971 г.

Исторические дни 21 мая, 23 июня и 26 августа, связанные с этой святой иконой, стали памятными днями Русской Православной Церкви.

Ин. кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимирской. глас 8

К Взбранней Воеводе и Заступнице, Деве и Богородице,/ в чистей совести, верою утвердившеся, русстии народи,/ невозвратно надежду имуще, притецем,/ к чудотворному Ей и пречистому образу, и возопием Ей:/ радуйся, Невесто Неневестная.

8 сентября 2015

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник сретение краткое описание
  • Праздник сретение господне что это означает православный праздник
  • Праздник сретение господне когда празднуется
  • Праздник сретение господне дата
  • Праздник среднего профессионального образования