Праздник старорусской иконы божией матери

Старорусская икона Божией Матери называется так потому, что она долгое время находилась в Старой Руссе, куда была принесена греками из Ольвиополя еще в первые времена христианства на Руси. В Старой

Икона Богородицы Старорусская

Празднование

История

Ста­ро­рус­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри на­зы­ва­ет­ся так по­то­му, что она дол­гое вре­мя на­хо­ди­лась в Ста­рой Рус­се, ку­да бы­ла при­не­се­на гре­ка­ми из Оль­ви­о­по­ля еще в пер­вые вре­ме­на хри­сти­ан­ства на Ру­си. В Ста­рой Рус­се ико­на на­хо­ди­лась до XVII ве­ка. Во вре­мя мо­ро­вой яз­вы 1655 го­да од­но­му жи­те­лю го­ро­да Тих­ви­на бы­ло от­кро­ве­ние, что мор пре­кра­тит­ся, ес­ли ту­да бу­дет при­не­се­на чу­до­твор­ная Ста­ро­рус­ская ико­на, а Тих­вин­ская ико­на бу­дет от­прав­ле­на в Ста­рую Рус­су. По­сле пе­ре­не­се­ния икон мор пре­кра­тил­ся, но тих­вин­цы не вер­ну­ли ико­ны и лишь в XVIII ве­ке раз­ре­ши­ли снять ко­пию со Ста­ро­рус­ской ико­ны, ко­то­рая 4 мая 1768 го­да бы­ла при­ве­зе­на в Ста­рую Рус­су. В честь это­го со­бы­тия бы­ло уста­нов­ле­но празд­не­ство. 17 сен­тяб­ря 1888 го­да в Ста­рую Рус­су был воз­вра­щен и под­лин­ник и уста­нов­ле­на вто­рая празд­нич­ная да­та.

Чтимые списки иконы находятся в:

  • Успенский собор Большого Тихвинского монастыря (икона 1888 года)
  • Никольский придел церкви Филиппа Апостола в Новгороде (икона XIX века)
  • 3 иконы в Старой Руссе (в Троицкой, Георгиевской церквях и Воскресенском соборе)
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Молочково Солецкого района Новгородской области

Развернуть

Храмы

Случайный тест

Среди православных чудотворных святынь выделяется Старорусская икона Божией Матери. 300 лет она провела в Тихвине и вернулась в Старую Руссу после долгой тяжбы. Это самый высокий образ для совершения крестных ходов. Его высота – почти 3 метра, а ширина — 2 метра. Икона спасала от болезней и войны. Перед ней исцелялись бесноватые. Святыня и теперь хранится в церкви Старой Руссы, ставшей семейным храмом семьи Достоевских.

Содержание

  • 1 Описание и значение образа в православии
    • 1.1 Оригинал и копия
    • 1.2 Общий символизм и причины различий
  • 2 История появления
    • 2.1 Обретение реликвии
    • 2.2 Одолжение
    • 2.3 Окончание многолетней тяжбы
  • 3 Почитание иконы
  • 4 О чем просят перед образом
    • 4.1 В древности
    • 4.2 В современности
  • 5 Где можно найти оригинал и списки
  • 6 Тексты
  • 7 Молитва
    • 7.1 Тропарь
    • 7.2 Кондак
    • 7.3 Величание

Описание и значение образа в православии

Существовало два образа Богородицы Старорусской: оригинал, переданный в Тихвин, и список с него, сделанный в 1788-м году. Образы кардинально отличаются изображением Спасителя.



Оригинал и копия

Первоначально икона написана в стиле тихвинской и грузинской Одигитрии, или Путеводительницы. Младенец Иисус обращен к Богородице. Пречистая Дева держит его левой рукой. Правая ступня Спасителя изображена боком. Этот образ потерян в годы Великой Отечественной войны.

Список делали тихвинские мастера, видевшие оригинал. Они почему-то исказили образ, соединив элементы Тихвинской иконы и образа Спаса Недреманное Око. Предвечный Младенец изображен спиной к Богородице. Левой рукой Он подпирает голову, а правую со свитком опустил на колено. Спаситель восседает в объятиях Девы Марии, будто на троне. Оригинал и тихвинский список почитались как чудотворные. Также образ символизирует восьмую заповедь «Не укради».

Общий символизм и причины различий

На иконах преобладают красные царственные тона. Богородица одета в темно-красный мафорий. Голубой плат на ее голове — символ святости. Христос одет в белый, украшенный символикой Святой Троицы хитон. Сверху его покрывает алый или золотой плащ.

икона божией матери старорусская

Красный плащ, или гиматий, символизирует Кровь, будущую жертву Христа. Золотые одеяния предвещают Его воскресение и бессмертие. Свиток символизирует мудрость Предвечного Младенца и Его знания о Троическом Свете.

Несоответствие списка оригиналу объясняют двумя версиями:

  • в Тихвинском храме небрежно обращались с иконой. Ее почти закрыла копоть, и стало трудно разобрать направление ликов и детали;
  • образ был списан правильно, а Христос повернулся позже в храме — из-за греховности старорушан.

Иное положение Спасителя также трактуют как радостное знамение — Он не отвернулся от Богородицы, а обратил взор на верующих. Тихвинцы украсили оригинал драгоценностями: жемчугом, белыми топазами, гранатом, бирюзой. Голову Божией Матери и Спасителя украшали венцы из серебра с позолотой.

История появления

Автор первой иконы неизвестен, как и точное место появления. По одной из версий, образ явился в городе Выдропуска в 16-м веке, а затем ее перенесли в Старую Руссу. Но более полной считается история, начавшаяся с 10-го века.

икона божией матери старорусская

Обретение реликвии

Икона прибыла в город Старая Русса из греческого Ольвиополя, подвергшегося захвату литовцев в 15-м веке. От оккупантов греки услышали о славных русских землях и их обитателях, принявших православие.

Вскоре в Ольвиополе узнали о том, что мор случился в Старой Руссе близ Нижнего Новгорода, погибли священники и монастырские послушники. Греки также боялись нападений иноверцев татар, которые не пощадили бы православные реликвии. И было решено передать в помощь братьям по вере икону Божией Матери, которая прославилась как Старорусская.

Одолжение

100 лет Старую Руссу обходили стороной болезни и войны. Но к настоятелю Спасо-Преображенского монастыря, где хранилась икона, обратились жители города Тихвин. Они страдали от поветрия и просили разрешения провести крестный ход со Старорусским образом. Настоятель не отказал в просьбе.

В летописях упоминается, что одному из жителей Тихвина было откровение о том, что Старорусская икона спасет город от мора. Богородица явилась к нему во сне и сказала, что болезнь отступит, когда Тихвинская икона попадет в Старую Руссу, а Старорусская — в Тихвин. Тихвинцы забрали икону, обошли с ней вокруг города. Болезнь отступила, но образ не вернулся домой.

икона божией матери старорусская

Лишившись святыни, жители Старой Руссы подверглись эпидемиям, стихийным бедствиям и военным конфликтам. В Тихвине не считали нужным возвращать икону первоначальным владельцам, отказывая даже на прямые просьбы. Икону богато украсили драгоценными камнями, золотом и серебром и не хотели расставаться с чудотворной святыней.

Архимандрит Илларион, настоятель Тихвинского монастыря, в своих записках писал о том, что в духовенстве не слышали о принадлежности святыни старорушанам. Он не нашел подтверждений в летописях, и просители не предоставили доказательств. Поэтому их ходатайства отклоняли. Чтобы восполнить потерю, старорушане заказали список, но не оставили надежды вернуть оригинал.

Окончание многолетней тяжбы

В 18-м веке в Старой Руссе бушевали холера и восстания. Представители церкви обращались к архимандриту Тихвинскому, в Святейший Синод и к Государю. Первый отказал, сославшись на несогласие паствы. Глава Синода призвал тихвинцев к смирению. А обращение к Государю пришлось на недобрый час перестроек в период отмены крепостного права и покушения на его жизнь.

Только в 1888-м году, во время очередной вспышки холеры, старорушане добились возвращения иконы. В разрешении тяжбы помог князь Владимир Александрович. В Тихвин повезли богато украшенную копию взамен оригинала. Решение в пользу старорушан встретило ропот среди тихвинцев. В городе ходил слух, что их архимандрит получил взятку за передачу образа.

икона божией матери старорусская

Почитание иконы

Праздник образа Божией Матери Старорусской в православном календаре отмечен два раза:

  • 17 мая — день, когда в Старорусский храм внесли икону кисти тихвинских мастеров;
  • 1 октября — возвращение из Тихвина оригинального образа, подаренного греками.

В праздничные дни в храме Святого Георгия служат Божественные литургии и проводят водосвятный молебен.

О чем просят перед образом

В древности главным назначением иконы Божией Матери Старорусской была защита города от чумы и врагов.

В древности

По преданиям, через полгода после первого появления иконы в Старой Руссе Новгороду грозил захват со стороны Московского княжества. Новгородцы молились перед Старорусским образом, чтобы Пресвятая Богородица помогла им отстоять независимость. На их стороне было численное превосходство. Но пять тысяч москвичей побили сорок тысяч новгородцев.

Позже оказалось, что таков был Божий промысел. Если бы Новгород остался суверенным, его бы захватили поляки. Проиграв одну междоусобную битву, новгородцы победили во внешнеполитическом противостоянии.

икона божией матери старорусская

Кроме Тихвина, крестный ход со Старорусской иконой Божией Матери проводили в других городах Новгородского княжества. После обряда поветрие стихло.

В современности

Образ помогает в общих духовных и житийных проблемах:

  • обретении семейного счастья;
  • защите дома от воров и недоброжелателей;
  • преодолении искушений, душевной слабости;
  • защите близких и детей.

Икона три столетия провела у незаконных владельцев. Но справедливость все же восторжествовала. Поэтому перед образом молятся о возвращении украденного имущества, защите от похищений, воровства.

Икона славится чудесами исцеления различных недугов. Благодаря молитвам Богородице Старорусской внук писателя Ф. Достоевского исцелился от рака в 25 лет, а позже — от язвы желудка. У Старорусского образа Божией Матери молятся о преодолении страха, обиды, о помощи в поиске выхода из трудной ситуации.

Где можно найти оригинал и списки

Копия оригинала, переданного из Ольвиополя в Старую Руссу, находится в Покровско-Поречском женском монастыре в деревне Козья Гора, в Ленинградской области. Список 1788-го года хранился в Старорусском музее во время Великой Отечественной войны, а потом его вернули в Старую Руссу, в церковь Святого Георгия. Он почитается как чудотворный в настоящее время.

икона божией матери старорусская

Помолиться перед образом в Свято-Георгиевский храм приезжал Федор Михайлович Достоевский с семьей. Рядом находится дом-музей писателя. Ныне церковь открыта для паломников и туристов. Храм построен в 15-м веке, но поражает иногородних гостей чистотой и праздничной атмосферой.

В Успенском соборе Тихвинского монастыря находится список, полученный в 1888-м году взамен оригинала. В 19-м веке был сделан список для церкви Филиппа Апостола в Нижнем Новгороде. Он хранится в Никольском приделе. Также два списка находятся в старорусских храмах — Троицком и Воскресенском. Новые списки переданы в храмы Борисова и Коростыня.

Тексты

Перед ежедневной молитвой Старорусской иконе Божией Матери читают тропарь и кондак. В дни почитания образа в молитвенное правило включают праздничное величание.

Молитва

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательница, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Тропарь

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадeм, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.



Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево Богоизбранная Отроковице и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Старорусская икона считается самой большой из «выносных», то есть предназначенных для крестных ходов, икон мира. Ее происхождение неясно, а судьба – удивительна даже до наших дней.

Старорусская икона Божией Матери

Старорусская икона Божией Матери

Содержание страницы

  • Почему называется Старорусская?
  • История и обретение иконы

    • Два города, две святыни
    • Потерянная и возвращенная
    • И снова исчезла…
  • Описание Старорусской иконы

    • Оригинал и известные списки 
  • Дни празднования Старорусской иконы
  • О чём молятся этой иконе?
  • Храмы в честь Старорусской иконы
  • Молитва
    • Похожие статьи

Почему называется Старорусская?

Это именование дано не по древности образа или его происхождению с Руси, а по месту первоначального пребывания святыни. Это город Старая Руса примерно за 100 км от Великого Новгорода. До XVI в. он именовался просто «Руса», а примерно с XIX в. в его названии появилась еще одна буква «с», «Русса»). Считается, что это один из древнейших русских городов, известный, по крайней мере, с IX в. Его именование местная легенда связывает с героем по имени Рус, а современные историки указывают, что это слово – славянская калька скандинавского слова «drots», что значит – воин, так именовали викингов. Именно из них был в IX в. Новгородский князь, конунг Рюрик. Жили ли на этом месте его дружинники, была ли крепость? Возможно. Но прославиться городу было суждено не воинскими подвигами.

История и обретение иконы

О том, как именно попала в Руссу эта икона, существуют самые разные и противоречивые мнения:

  • древняя легенда гласит, что ее передали сюда около 1470 г. греки из города Ольвии, колонии в Причерноморье; тогда, после захвата турками Константинополя (1453 г.), началась атака мусульман и на эти территории, и православные опасались поругания святыни – вот и отдали на сохранение с тем, чтобы потом вернуть обратно; современные историки, однако, скептически оценивают это предание: слишком на большое расстояние был перевезен образ в таком случае – так что было понятно, что в Ольвию святыня, очевидно, не вернется;
  • по другому преданию, образ сначала находился в селение Выдропужском, в храме вмч. Георгия Победоносца; при неизвестных обстоятельствах икону однажды увезли в Старую Руссу и там оставили; и по этому поводу есть некоторые сомнения: новгородские краеведы указывают, что в Выдропужском была собственная святыня, Богородица Одигитрия, несколько похожая на Старорусскую, так что, возможно, здесь просто путаница.

Таким образом, вопрос происхождения образа остается неясным. Известно лишь, что святыня:

  • находилась в Старой Руссе по крайней мере несколько столетий;
  • затем была перенесена в Тихвин, откуда жителям Руссы удалось ее вернуть только более чем через 200 лет.

Старорусская икона Божией Матери

Старорусская икона Божией Матери.
Первоначально икона написана в стиле тихвинской и грузинской Одигитрии, или Путеводительницы.
Младенец Иисус обращен к Богородице. Пречистая Дева держит его левой рукой.
Правая ступня Спасителя изображена боком.

Два города, две святыни

Известно, что икона покинула Руссу в 1570 г., когда началось моровое поветрие на Новгородской земле. Предание доносит историю о том, что одному благочестивому горожанину из Руссы Сама Богородица, явившись во сне, повелела передать людям, что:

  • хранящаяся в городе икона должна быть перенесена к Тихвину, где следует совершить с ней крестный ход;
  • еще одна святыня, Тихвинский образ Богородицы, по Её повелению следовало так же перенести в Руссу.

Так два города обменялись святынями, и по совершении крестных ходов мор действительно тут же прекратился. После этого Тихвинская вернулась на место пребывания, а вот Старорусская… почему-то осталась в Тихвине, в монастыре, где многие, ввиду некоторого сходства, несколько столетий принимали ее за увеличенную копию Тихвинской. Почему же святыню не вернули в Руссу? Причиной, как полагают историки, были войны: сначала Ливонская, когда в 1580-е по северу Новгородчины прошлись войска шведских интервентов, затем – Смута, когда начались новые иностранные вторжения. Тогда Тихвинская обитель, имевшая серьезные крепостные стены, представлялась многим лучшим местом сохранения святынь от поругания иноверцев.

Потерянная и возвращенная

Но и по окончании военного лихолетья Тихвин не спешил возвращать икону. Известно, что в 1640 г. была написана ее копия – ее и передали жителям Руссы. Согласно документам, о том, что и оригинал святыни следует вернуть на прежнее место, жители Руссы вспомнили спустя более чем столетие – в 1787 г., когда они впервые обратились в Тихвинскую обитель с просьбой возвратить им образ. С просьбой был послан прихожанин Илья Петрович Красильников. Однако, жители Тихвина и монахи монастыря отнюдь не хотели отдавать святыню. И тогда Илья Петрович заказал ее копию, с которой вернулся домой. При этом и она, как оригинал иконы, тоже очень скоро прославилась чудесами.

Жители Руссы обращались еще не раз:

  • дважды, в 1805 и 1849 гг. – к Новгородским архиереям;
  • писали императору Николаю I.

Однако, Тихвинский монастырь всякий раз отказывался возвращать святыню, опасаясь недовольства граждан города. Наконец, в самом Тихвине появились мнения, что образ изначально находился здесь, принадлежал монастырю, а потому вообще не подлежит возвращению. И, несмотря на то, что жители Руссы просили вернуть им реликвию, обещая взамен ее точную копию, даже с украшениями – тихвинцы были непреклонны.

Старорусская икона Божией Матери

Старорусская икона Божией Матери

Наконец, когда жители Руссы практически отчаялись вернуть образ, в 1888 г. на помощь неожиданно пришел великий князь Владимир Александрович, брат императора Александра III: он просто отдыхал в Руссе, и город так ему понравился, что великий князь ходатайствовал перед царем о возвращении жителям города древней святыни. 7 мая 1888 г. царь утвердил это решение. И около ста горожан Руссы отправились в Тихвин за образом. С собой они несли точную копию образа, как обещали, с драгоценными украшениями – на изготовление списка и его убор горожане за короткое время собрали более 14000 рублей.

31 августа 1888 г. образ вынесли из храма. Участник этого крестного хода вспоминал, что, едва святыню вынесли на площадь, «поднялся сильный вихрь, он пообрывал штукатурку на барабане купола и бросил на крышу. Сломало большое дерево и загородило дорогу. Препятствие убрали староруссцы. На городской площади архимандрит монастыря отслужил молебен, во время которого неизвестно откуда появился белый голубь, сделал несколько кругов над иконой и улетел». Можно думать, что распря между христианами не была угодна Богородице. Да и огорчение жителей Тихвина, которые несколько столетий хранили святыню, было очень велико, и Богородица жалела и этих Своих чад.

Обратный 300-километровый путь занял у крестоходцев Руссы 18 дней. В каждом городке, селе, образ встречали люди, служились многочисленные молебны. Наконец, 1 октября Старая Русса торжественно, всем городом, встретила свою святыню. Она, как то было несколько столетий назад, снова водворилась в Преображенском монастыре.

И снова исчезла…

После 1917 г. оба образа – оригинал и созданная в XVIII копия – лишились драгоценных риз и окладов, советская власть передала их музею. Там обе святыни пребывали до начала Великой Отечественной войны. А когда Старую Руссу оккупировали немцы, икона, десятилетия бывшая предметом спора с Тихвином… исчезла. Найти ее не смогли до сих пор. Краеведы предполагают, что икону могли спрятать благочестивые прихожане, скрывая от поругания. Но не может не удивлять, что явленная несколько столетий назад при неизвестных обстоятельствах, святыня таким же образом покинула город – может быть, чтобы быть снова явленной, если будет на то воля Божия и Пречистой.

Чудотворный список Старорусской иконы, принесенный в Старую Руссу в 1788г.

Чудотворный список Старорусской иконы, принесенный в Старую Руссу в 1788г.

А вот написанная в XVIII в. копия образа – сохранилась. Более того, захватившие город немцы даже разрешили открыть церковь и открыть поставить там святыню для поклонения. Когда же начались бои и фашисты вынуждены были покинуть город, верующим удалось вывезли образ в город Дно Псковской области. Здесь его сохраняли в храме арх. Михаила, который также открыли немцы по время оккупации. Так продолжалось до 1946 г., а затем святыню вернули Руссе. Сейчас поклониться чудотворной святыне можно в храме вмч. Георгия Победоносца. Она находится на левом клиросе храма.

Описание Старорусской иконы

Икона относится к одному из самых распространенных типов – Одигитрия, или «Путеводительница». Такое именование связано с тем, что Матерь Божия указывает правой рукой на Сына, убеждая всякого молящегося обратиться ко Христу, приводя его к Богу. Особенность всех копий Старорусской – большой размер, более 2 м в высоту и ширину.

Оригинал и известные списки 

Известно, что одна из самых чтимых копий Старорусской создана около 1787 г. по инициативе Ивана Красильникова, которого, как соборного старосту, горожане посылали тогда уговорить жителей Тихвина вернуть святыню. Не преуспев в этом, он лишь смог заказать иконописцу список – но, когда в город вернулся оригинал, оказалось, что иконы довольно существенно различаются:

  • явленная святыня, судя по сохранившимся ее описаниям, была похожа на Тихвинскую и Грузинскую иконы Богородицы: та же указующая на Иисусе длань Матери и обращенный к Ней Лик Богомладенца;
  • копия XVIII в. представляет Христа отвернувшим лицо в сторону; при этом в Его руке – развернутый свиток, которого не было на оригинальной иконе.

Как верующие XIX в., так и современные историки, так и не смогли прийти к однозначному выводу о причинах этих различий. Среди мнений, которые сохранило предание:

  • рассказ о том, что жители Тихвина небрежно хранили образ, так что он загрязнился от времени, и делавшие копию иконописцы буквально не смогли разглядеть лики изображаемых – а потому передали их положение неточно;
  • версия, что Христос отвернулся, видя греховную жизнь жителей Руссы.

Позднейшие копии иконы повторяют ее разные варианты – одни более ранний, другие – список XVIII в.

Старорусская икона Божией Матери

Старорусская икона Божией Матери

Кроме Георгиевской церкви, чтимые списки образа сейчас находятся:

  • в Воскресенском соборе и Троицкой церкви Старой Руссы;
  • в Тихвинской обители; считается, что это икона 1888 г., та самая, что была принесена из Руссы на замену покидающей город святыне;
  • в церкви Апостола Филиппа в Великом Новгороде;
  • в с. Молочково Новгородской области, в храме Успения Богородицы.

Дни празднования Старорусской иконы

Это:

  • 17 мая; вероятно, это день, когда образ после крестного хода избавил Тихвин от морового поветрия в 1570 г.;
  • 1 октября – когда в 1888 г. образ вернулся на место первоначального пребывания, в Старую Руссу.

О чём молятся этой иконе?

Образ известен множеством чудес, среди которых – прекращение эпидемий, исцеления от болезней. Вот воспоминание правнука писателя Ф.М.Достоевского, Дмитрия Андреевича, относящееся уже к нашим дням. Он рассказывает, что всегда любил Руссу, зная, что здесь не раз бывал прадед, близко друживший со священником Георгиевской церкви, не раз молившийся у иконы. Однажды Дмитрий Андреевич приехал в город на очередную научную конференцию, посвященную памяти великого писателя. Перед одной из встреч с коллегами что-то подсказало ему зайти в храм, к иконе. Тогда он уже около 20 лет страдал от язвы желудка. А вот что произошло дальше:

«… Появилась мысль, что зря я иду, ведь служба уже кончилась, и храм, наверное, закрыт, но уже издали вижу открытые ворота. Я уже в церкви, она пуста, и только бабушки как заправские матросы драят пол. Они все как по команде посмотрели на меня, мне стало неудобно, но я уже не владел собой. В простенке висит огромная чудотворная икона, и я, очутившись перед ней, грохнулся на колени, уже совершенно не понимая, что со мной. Слезы градом покатились из глаз, я выключился из пространства и времени. Прошло пять минут, а может час, я пришел в себя, наступила какая-то отрешенность, и я тихо вышел из церкви.

Всё ещё не понимая, что со мной было, вернулся в номер, не было желания куда-либо идти, и я заснул.

Наутро всё пошло своим чередом, мысль о вчерашнем легко заменялась вернувшимся интересом к докладам.

К вечеру готовился с сожалением уехать в Петербург. Дело в том, что из-за застарелой язвы желудка, которая ежегодно осенью укладывала меня в больницу, я не мог на известковой воде в Руссе продержаться более двух дней – как правило, начинались боли, и я мчался домой. На этот раз ничего не случилось, и я решил остаться до утра. Без проблем остался до окончания чтений и на прощальном ужине все с удивлением обнаружили мое присутствие.

Год понадобился, чтобы понять, что со мной случилось чудо. Язва в одночасье ушла и, как я ее ни провоцировал, чтобы убедиться, – ушла безвозвратно. Я исцелился от иконы!»

Храмы в честь Старорусской иконы

К настоящему времени их известно три:

  • в Спасо-Преображенском монастыре Старой Руссы; собор, посвященный образу, начали строить сразу по возвращении святыни городу, а освятили уже к 1892 г., причем церковь оказалась связана не только с образом, но еще с прав. Иоанном Кронштадтским, который сослужил тогда местному духовенству во время освящения церкви; в 1930-е церковь была закрыта, снесены купола; сейчас она не принадлежит верующим, там находится спортивная школа; не действует также сам монастырь, его территория занята музеем;
  • придел в храме Архангела Михаила г. Дно Псковской области; это – память о пребывании здесь чудотворной святыни в военные годы; сейчас этот храм является действующим;
  • в Москве; это построенный в начале 2000-х гг. храм-часовня при институте пограничных войск; он возведен по благословению Патриарха Алексия II как память о погибших воинах; к настоящему времени попасть сюда «с улицы» непросто, так как институт – так называемый «режимный» объект, проход сюда ограничен.

Старорусская икона Божией Матери

Старорусская икона Божией Матери

Такова одна из сотен чудотворных икон Пречистой, через которые Владычица творит свои милости людям Русской земли, со времен Крещения Руси считающейся Её домом. Идут столетия, но, как прежде, идут люди к чудотворным святыням в надежде на то, что будут услышаны, ведь иначе быть не может: Матерь всех христиан милосердует о каждом.

Автор Наталья Сазонова

Молитва

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

Старорусская икона Божией Матери называется так потому, что она долгое время находилась в Старой Руссе, куда была принесена греками из Ольвиополя еще в первые времена христианства на Руси. В Старой Руссе икона находилась до XVII века. Во время моровой язвы 1655 года одному жителю города Тихвина было откровение, что мор прекратится, если туда будет принесена чудотворная Старорусская икона, а Тихвинская икона будет отправлена в Старую Руссу. После перенесения икон мор прекратился, но тихвинцы не вернули иконы и лишь в XVIII веке разрешили снять копию со Старорусской иконы, которая 4 мая 1768 года была привезена в Старую Руссу. В честь этого события было установлено празднество. 17 сентября 1888 года в Старую Руссу был возвращен и подлинник и установлена вторая праздничная дата.

1 октября — праздник Старорусской иконы Божией Матери, одной из тех святынь, которые были утрачены в годы советской власти и до сих пор не обретены. В этот день Церковь вспоминает возвращение иконы из Тихвина в Старую Руссу — событие, которому предшествовало долгое ожидание и даже скорбь. Впрочем, обо все по порядку.

Старорусская икона Божией Матери По преданию, чудотворный образ Богородицы привезли в Новгородскую землю из греческого города Ольвиополя в конце X столетия. Была икона небывало больших размеров: примерно 260 сантиметров в высоту и 190 в ширину. Чудеса по молитвам перед ней стали происходить в годы правления Ивана Грозного. А около 1570 года на новгородские земли пришла беда — моровое поветрие. Некому жителю Тихвина было откровение: чтобы эпидемия прекратилась, нужно перенести Старорусскую икону Богородицы в Тихвин, а Тихвинскую, напротив, — в Старую Руссу. И было посему: старорусская святыня пришла в Тихвин, а в Руссу перенесли список чудотворной Тихвинской иконы. По другой версии, во время мора Старорусскую икону носили по селениям, пока она не оказалась в Тихвине, где непредвиденно задержалась более чем на триста лет.

Рушане (жители Старой Руссы) неоднократно обращались к тихвинцам с просьбой вернуть им святыню, но те не торопились расставаться с чудотворным образом. В конце XVIII столетия для рушан была сделана точная копия Старорусской иконы. Ее поместили в старорусском Спасо-Преображенском монастыре, где она также стала прославляться чудесами. Но жители Старой Руссы по-прежнему стремились вернуть себе подлинник, и в 1805 году началась их тяжба с тихвинцами. Завершилась она лишь в 1888 году, когда с соизволения императора Александра III святыня была возвращена рушанам. Сохранилось подробное описание торжественного крестного хода с чудотворной иконой, который продолжался с 31 августа по 18 сентября (по старому стилю). Перенесение иконы из Тихвина в Руссу сопровождалось многими чудесами, и вот лишь одно из них, записанное иеромонахом Сергием, насельником старорусского Преображенского монастыря.

Спасо-Преображенский монастырь Старой Руссы «На этом пути помощью Божией и молитвами Царицы Небесной исцелилось пятнадцать бесноватых кликуш — женщин, которые, идя за иконой, кричали дикими голосами. Сжалившись над ними, несшие икону опустили носилки и, открыв стекло киота, с большим усилием подводили бесноватых к пречистому образу. Приложившись к иконе, каждая по двенадцать раз, они стали на колени и, взирая на нее, с сердечным умилением и со слезами лобызали Пречистую Божию Матерь и ноги предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа; при этом они сами просили о помиловании и исцелении их от злого духа. Весь народ, видя такое чудо, что бесноватые сами со слезами просят помощи у Царицы Небесной, тогда как раньше их можно было только с трудом подвести к чудотворной иконе, немало дивлся этому, радуясь об исцелении бесноватых и прославляя Царицу Небесную».

Чудотворная икона находилась в Спасо-Преображенском монастыре до прихода к власти большевиков, которые «разорили» ее и передали в краеведческий музей. Во время немецкой оккупации, в августе 1941 года, древняя святыня исчезла из Старой Руссы и до сих пор не была обретена.

Ныне в старорусском храме святого Георгия Победоносца, построенном в начале XV столетия, пребывает чтимый список чудотворной иконы Божией Матери. Среди других святынь Георгиевской церкви — прижизненный портрет батюшки Серафима Саровского, принадлежавший Мотовилову, и Смоленская икона Божией Матери, подаренная храму отцом Иоанном Кронштадтским. Храмовая роспись рассказывает о возвращении чудотворной иконы Богородицы в Старую Руссу: высоко над головами прихожан шествует праздничный крестный ход. Один из его участников изображен с нимбом. Это — священномученик Владимир (Богоявленский). В год возвращения чудотворной иконы он стал епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии. После революции владыка Владимир, занимавший в то время Киевскую кафедру, первым из архиереев пострадал за веру. 25 января 1918 года в келью владыки в Киево-Печерской Лавре пришли пять солдат во главе с матросом. Они требовали у него денег, затем стали избивать, раздели до белья, вывели на мороз и расстреляли. Именно в память о владыке в ближайшее к дате его кончины воскресенье чествуется Собор новомучеников и исповедников Российских.

Старорусский храм св.вмч. Георгия ПобедоносцаСпасо-Преображенский монастырь, в котором находилась чудотворная Старорусская икона, сейчас не действует: в белых зданиях обители располагается картинная галерея и краеведческий музей. Чуть в стороне от основного комплекса стоит еще одно здание, ничем не примечательное, даже скучное, похожее на обыкновенный дом. Но, приглядевшись, можно заметить странную выпуклость одной из стен… это апсида! Храм, превращенный в спортивный зал. Когда-то он был освящен в честь Старорусской иконы Божией Матери, а построен по случаю ее возвращения из Тихвина. Сам же монастырь был основан в 1192 году преподобным Мартирием, будущим новгородским архиепископом.

Еще один чтимый список Старорусской иконы Божией Матери до недавних пор находился в одном из самых живописных мест Новгородчины — селе Коростынь на берегу Ильмень-озера. Он был главной святыней храма Успения Божией Матери, построенного знаменитым итальянским зодчим Гаэтано Киавери. Увы, летом 2007 года святыня была утрачена: церковь ограбили, и в числе прочих икон похитили мироточивый список Старорусской иконы Божией Матери. Следы на полу храма свидетельствовали о том, что икону тащили волоком, ликом вниз. «Русский человек без Бога — дрянь», — вспоминаются слова Федора Михайловича Достоевского, не раз молившегося перед чудотворной Старорусской иконой.

Знакомясь с историей Старорусской иконы, поневоле загрустишь. Но как не надеяться на то, что и чудотворный образ, и список с него будут обретены, а белый Спасо-Преображенский монастырь вновь наполнится молитвой! Новгородская земля небывало богата святынями, и многие из них только начинают возвращаться к жизни…

Фото Даниила Михайлова

2008 г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник становления мужчиной у евреев
  • Праздник суверенитета россии
  • Праздник сталинских соколов 1938
  • Праздник субботы шабат
  • Праздник сотрудников гру