Сундет – это древний обряд обрезания, который проводился для казахских мальчиков и символизировал посвящение их в джигиты. Раньше в честь этого события родители ребенка устраивали настоящий той (праздничный пир) с байгой, кокпаром и другими развлечениями. А гости вручали виновнику торжества ценные подарки, самым значимым из которых считался домашний скот. Так, хорошим тоном считалось, когда родственники по материнской линии дарили мальчику его первого личного скакуна.
Древний обряд сундет зародился в степи с приходом ислама. До этого времени гунны, саки, скифы, массагеты, тюрки поклонялись божеству Тенгри и исповедовали шаманизм. Мусульманские же обычаи требовали удаления у мальчиков и мужчин крайней плоти. Напрямую в Коране об этом не говорится, но есть множество хадисов (преданий) о необходимости обрезания. Причем, что интересно, в сборнике хадисов Бухари и Муслима рассказывается о пророке Ибрахиме (Аврааме), который сделал обрезание в восьмидесятилетнем возрасте. Но большинство учёных-богословов сходятся на том, что совершить обрезание ребёнку нужно до его совершеннолетия, когда юноша будет обязан совершать все возложенные на него обязанности. Так, сохранилось и предание о том, что пророк Мухаммад зарезал овец за Хасана и Хусайна (внуки пророка) и сделал им обрезание на седьмой день после рождения.
В настоящее время народы, традиционно исповедующие ислам, соблюдают разные сроки проведения этого обряда. Так, например, турки традиционно совершают обрезание мальчикам 8-13 лет, персы – 3-4-летним, арабы городские – на 5-6 году, деревенские – на 12-14 году. В Казахстане сундет проводят сыновьям в нечетные годы, от 3 до 9 лет, чаще всего в 5-летнем возрасте. В былые времена этот обряд совершал мулла. При этом задолго до процедуры мальчика начинали психологически готовить к этому событию. Обычно данная подготовка ложилась на плечи отца и других мужчин рода. Мальчикам объясняли, что только после этого обряда они могут называться мужчинами. Специальные стишки, такие как «бір, екі, үш, төрт, бес, шүметайымның басын кес!» (раз, два, три, четыре, пять, крайнюю плоть пора обрезать!) помогали малышу настроиться на предстоящее обрезание. Для подготовленных мальчиков сүндей той был долгожданным событием. Обрезание принято делать весной или осенью. Зимой выше риск подхватить воспаление от холода, а летом из-за жары швы заживают дольше и чаще возникают осложнения.
День посвящения в джигиты казахи считали праздничным днем, ведь в этот день мальчик прощался со своим босоногим и «бесштанным» детством. Готовились к нему заранее. В книге исследователя Бахыта Каирбекова изложено подробное описание старинного обряда сундет. В начале обряда мальчика стригли, оставляя чуб – кекіл, затем купали и наряжали в новую одежду. Надевали на голову новую шапку – бөрік, верх шапки украшали пером филина. По преданиям считалось, что филин отгоняет злых духов. Одновременно наряжали жеребенка – «бәсіре тай», прикрепляли к нему қоржын для подарков и, посадив ребенка, вели под уздцы через весь аул, торжественно объявляя о предстоящем обряде. В свою очередь соседи надевали на шею мальчика белый либо разноцветный платок, чтобы обряд обрезания прошел успешно. После выбирался «удачный» день для обрезания. У казахов «удачным» днем считается среда.
Родители приглашали муллу, он три раза тщательно мыл руки, читал молитву и укладывал мальчика в кровать. Затем, чтобы отвлечь его внимание, рассказывал всякие истории, сказки и былины. После того как мальчик отвлекался, мулла острым ножом обрезал крайнюю плоть. Рану посыпали золой, которая считалась антисептиком и одевали ребенка в широкую одежду (сүндетжейде или сүндеткөрпе), чтобы не травмировать его символ мужества. А муллу тем временем приглашали к праздничному столу. Зажиточные казахи не скупились на сундет той, отмечали его на широкую ногу. В честь праздника звали много родственников, гостей, устраивали кокпар (козлодранье), курес (борьбу) или байгу (конные скачки). Говорят, что однажды Султан Бейбарыс провел сундет той одновременно для тысячи мальчиков – сыновей его визирей и подчиненных солдат.
Боль от процедуры обрезания компенсировалась многочисленными подарками мальчику. Сейчас в основном дарят деньги, а в старину символично было преподносить ему предметы воинского снаряжения – лук, колчан со стрелами, детское седло. Некоторые родственники могли подарить мальчику лошадь или другой скот. Особенно это практиковалось со стороны родственников мамы – нағашы жұрт. Такой подарок имел особый смысл – он олицетворял будущее богатство мужчины. Говоря современным языком, скот, подаренный на сүндет той, был аналогом первоначального взноса на депозит. Сам посвященный (обрезанный) получал новый социальный статус. Он был уже не дитя и не беззаботный ребенок. Мальчика более не возвращали в женскую половину и приобщали к мужчинам семьи. Виновник торжества, находясь в центре внимания приглашенных на сундет той гостей и родственников, впервые чувствовал себя частью семьи, ее защитником и опорой.
Сейчас родители предпочитают делать обрезание (циркумцизию) своему сыну у специалистов – хирургов. Методы тоже усовершенствовались. Лазерное обрезание минимизирует риск кровотечения, а также гарантирует короткий реабилитационный срок после проведения операции. Заживление у детей занимает от недели до двух. В первые дни рекомендуется постельный режим и спринцовка слабым раствором марганца. Облегчить этот период помогает и современная индустрия нижнего белья: в продаже имеются специальные трусики после обрезания. Пластиковый каркас защищает заживающее место от контактов с тканью, ударов и повреждений. С медицинской точки зрения обрезание полезно для личной гигиены будущего мужчины. Считается, что оно снижает риск заболеваний мочеполовой системы, кроме того, есть исследования, подтверждающие, что обрезанные мужчины реже страдают заболеваниями, передающимися половым путем.
Что такое «сүндет» и «сүндет той»?
Сүндет – обряд обрезания крайней плоти у мальчиков. Этот обряд пришел в казахскую культуру с принятием ислама, хотя в Коране и нет прямого указания на необходимость обрезания.
Как бы то ни было, сүндет, или обрезание, считается важным событием на определенном этапе жизни мальчика, потому что именно после обрезания его можно назвать мужчиной. В честь новоиспеченного джигита казахи устраивали большой праздник — сүндет той. Виновника торжества в этот день одаривали щедрыми подарками и деньгами. Принято, чтобы деньги, полученные на сүндет той, мальчик потратил сам. Либо, если он еще мал, родители должны купить ему то, что он сам захочет.
Как совершается обрезание?
Раньше обрезание совершал мулла: он три раза тщательно мыл руки, отвлекал ребенка разговорами и, прочитав молитву, острым ножом обрезал крайнюю плоть, а рану посыпал золой, которая, считалось, действовала как антисептик. После этого муллу приглашали за общий стол, преподносили ему подарки, и праздник продолжался. Обрезанный кусочек крайней плоти отдавали семейным парам, которые хотели родить мальчика. В честь праздника устраивали кокпар (козлодранье), курес (борьбу) или байгу (конные скачки).
Сейчас все больше родителей предпочитают делать обрезание своему сыну у хирургов в специализированных клиниках. Методы тоже усовершенствовались. На данный момент самым предпочитаемым является лазерное обрезание, которое минимизирует риск кровотечения, а также гарантирует короткий реабилитационный срок после проведения операции. Хотя существует поверье, что при обрезании обязательно должны появиться капли крови, каких-либо доказательств этому нет. Если раньше сүндетке отырғызу и сүндет той проходили в один день, сейчас празднование можно перенести на другую, удобную дату.
Чем сүндет той отличается от других праздников?
Главной особенностью сүндет той является то, что мальчик должен сам позвать гостей. Это знак того, что он теперь взрослый.
В старину за несколько дней до торжественного события мальчика наряжали в красивую одежду, плечи украшали перьями совы. По преданиям считалось, что сова отгоняет злых духов. Виновника торжества сажали на лошадь – сүндет ат – к которой был привязан мешок со сладостями – қоржын, и отправляли приглашать гостей в сопровождении нарядно одетых мужчин. Обычно это были молодые юноши того же аула, родственники мальчика, иногда сам отец. Те, кого мальчик приглашал в гости, брали из қоржына сладости, а взамен давали мальчику подарки и обрезки тканей. Иногда мальчика обматывали обрезками, а иногда привязывали к гриве лошади. Некоторые родственники могли подарить мальчику лошадь или другой скот. Особенно это практиковалось со стороны родственников мамы – нағашы жұрт. В таком случае лошадь привязывали к лошади, на которой приехал мальчик. Такой подарок со стороны родственников матери имел особый смысл – он олицетворял будущее богатство мужчины. Говоря современным языком, скот, подаренный на сүндет той, был аналогом первоначального взноса на депозит.
Приглашенные гости тоже клали в қоржын свои сладости, которые мальчик по возвращении должен был разбрасывать как шашу. Люди подбирали сладости, чтобы и в их доме произошло радостное событие.
В день торжества для мальчика готовили специальную одежду – сүндетжейде или сүндеткөрпе. По форме она напоминала длинную рубашку, которую мальчик носил до полного заживления раны. Сейчас в аптеках продаются специальные трусы, которые нужно носить после обрезания, что делает необязательным наличие сүндетжейде.
Во сколько лет делают обрезание?
Определенного возраста, когда нужно делать обрезание, нет. Но желательно провести его до совершеннолетия. Казахи, которые особенно чтили нечетные цифры, проводили обряд обрезания когда ребенку исполнялось 3, 5, 7 или 9 лет. При этом задолго до процедуры мальчика начинали психологически готовить к этому событию. Обычно данная подготовка ложилась на плечи отца и других мужчин рода. Мальчикам объясняли, что только после этого обряда они могут называться мужчинами. Специальные стишки, такие как «бір, екі, үш, төрт, бес, шүметайымның басын кес!» (раз, два, три, четыре, пять, крайнюю плоть пора обрезать!) помогали малышу настроиться на предстоящее обрезание. Для подготовленных мальчиков сүндей той был долгожданным событием. Обрезание принято делать весной или осенью. Но не зимой и не летом во избежание перегрева или простуды.
А что говорит медицина?
С медицинской точки зрения обрезание (циркумизация) полезно для личной гигиены будущего мужчины. Также оно снижает риск заболеваний мочеполовой системы. Есть исследования, подтверждающие, что обрезанные мужчины реже страдают заболеваниями, передающимися половым путем.
Обрезание в Турции: деликатный рассказ на «острую» тему
Уже три года я живу в Турции. Эта страна стала для меня неиссякаемым источником вдохновения — я делюсь личными впечатлениями и пишу про Турцию с огромным удовольствием.
обновлено — 6 сентября 2019
Турция – уже как почти 100 лет светская страна, но религиозные традиции и обычаи народ свято чтит. Один из них — сюннет, или обрезание. По этому поводу родители устраивают большой праздник, сравнимый по пышности разве что со свадьбой.
За три года, прожитые в Турции, мне довелось 4 раза побывать на таких мероприятиях: 2 раза в городе и 2 раза в сельской местности. Я хочу рассказать о том, как празднуют sünnet (сюннет), что там происходит, и чем отличается мероприятие в городе от деревенского праздника.
Давняя традиция
На фото сверху: типичная организация трона для чествования мальчика
Не для кого ни секрет, что всем мусульманам мужского рода в детстве делают обрезание. Это предписано религией: так завещал своим детям пророк Мухаммед. Считается, что не лишившись крайней плоти, мужчина не может быть 100% мусульманином. С медицинской точки зрения такая процедура вполне оправдана — большинство стран с мусульманским вероисповеданием расположены в жарких климатических поясах.
Особых рекомендаций, когда это делать, не существует. По религиозным правилам ребенок должен быть готов к обрезанию морально и физически. Детей заранее готовят к этому: рассказывают о том, что мальчик станет настоящим мужчиной, и как ни странно дети не боятся процедуры. Но скажите, как о своей готовности к обрезанию скажет мальчик 5-7 лет? Естественно, решают родители.
Есть и другие критерии, например сезонность. Чаще всего сюннет делают в начале лета или ранней осенью. Если в семье 2 сына подходящего возраста, то с целью экономии, (на праздник принято приглашать всех родственников и друзей, а это немало) родители делают обрезание обоим одновременно.
Подготовка
За 10 дней до торжества рассылаются приглашения или гостей уведомляют по телефону. Для мальчика находят «кирве», по-нашему, крестного отца. Он будет наставником для ребенка и должен опекать его до совершеннолетия.
В назначенный день ребенка красиво наряжают. Для этого есть установленный традициями белый костюм. Богато украшенный позолотой и стразами плащ-накидка, чалма с перьями, белая рубашка с галстуком-бабочкой или брошью, брюки с лампасами. Наряд завершают расшитые туфли с загнутыми носками. Бывает дополнительный аксессуар – меч в ножнах на ремне, смотрится эффектно 🙂
традиционный наряд на обрезание
По традиции принято отправить мальчика на прогулку в компании друзей одногодок, и конечно же в сопровождении взрослых. Кому позволяет достаток, устраивают выездные фотосессии с арендой авто и живыми музыкантами.
После прогулки свершается обряд и обрезание. Приглашается специальный священник, который читает молитву и удаляет крайнюю плоть. Ребенок во время процедуры сидит на руках у крестного. В настоящее время обрезание происходит с использованием обезболивающих средств. А когда-то это делалось на живую, просто жесть!
По окончанию, отец мальчика щедро оплачивает услугу и начинается торжество. Иногда родители делают обрезание и только на следующий день собирают гостей. Делается это для того, чтобы виновник торжества немного пришел в себя и хорошо чувствовал на празднике, ведь он может затянутся до утра.
Торжество по случаю обрезания
5-14
лет — возраст, по достижении которого обычно делают сюннет
Представляя себе, как бы это происходило у нас, если бы так было принято, я вижу огромный стол, заставленный едой, напитками и алкоголем. Здесь же не принято объедаться, а уж тем более не принят алкоголь. Поражает простота, с которой турки организовывают так называемое «застолье». Но с другой стороны это и правильно. Ведь собрались не поесть, а отпраздновать великий день – еще один турок стал настоящим мужчиной и мусульманином.
В условиях города заказывают еду из ближайшего кафе, которое оказывает услуги кейтеринга. На улице возле подъезда, где живет семья, ставят пластиковые стулья в несколько рядов для приглашенных, мужчины отдельно от женщин. В сторонке находится стол раздачи или специализированный фургон. Это может быть привычная нам шаурма, по турецки – донер, лохмаджуны, пироги с мясной или сырной начинкой. Из напитков – айран, вода и конечно «безлимитный» чай. Если мероприятие проводится в помещении, тогда гости сидят за столами. Праздничное меню простое:
- отварной булгур или рис;
- тушеное мясо;
- салат.
Кормят один раз, больше не принято).
После еды — музыка и танцы. Обычно приглашают музыкантов с современным оборудованием и отдельно с народными инструментами: зурной и барабаном. Причем танцуют все, и стар и млад. В горной деревне, куда я была приглашена с мужем его друзьями, турецкие бабушки в шальварах отплясывали так, что молодые могли бы позавидовать.
Постреляем?
Еще одно развлечение на празднике, которое очень приветствуется сельскими жителями – пальба из оружия. В городе стрельба запрещена, а с этого года запретили и в деревнях, но, по-моему, турки об этом не знают. В ход идут пистолеты и винтовки различных моделей. Под громкую музыку несколько человек совершают выстрелы в воздух, и мне тоже дали сделать несколько выстрелов. Шум стоит жуткий и закладывает уши, но всем весело.
Перед началом развлекательной программы, мама мальчика, или ее близкая родственница обходит гостей и собирает подарки. В основном это деньги и ювелирные украшения. Дарят столько, сколько могут, но мало дарить не принято.
Приехав в гости к друзьям в Элязыг на востоке Турции, нас с мужем пригласили сначала на праздник по поводу сюннета в деревне, а на следующий день на подобное мероприятие в городе. В субботу нас потчевали рисом с мясом в пластиковых тарелках, мы водили хороводы на утоптанной земле во дворе дома и палили из оружия. В воскресенье мы ели тоже самое, но уже в салоне и смотрели красивое суфийское вращение монахов. Выходные прошли на контрастах и очень познавательно!
Сүндет той [1] — қазақ даласында ежелден сән-салтанатымен ерекше аталып өтетін, көптеген өзіндік жөн-жоралғылары бар той.
Сүндетке баланы алдын ала дайындау[өңдеу | қайнарын өңдеу]
Қалыптасқан дәстүр бойынша ата-бабаларымыз ер балаларын бес-жеті не тоғыз жасында сүндетке отырғызады. Сүндетке отырғызбас бұрын әрбір ата-ана баласын алдын ала психологиялық тұрғыдан дайындайды. Алдымен «бір, екі. үш, төрт, бес, шүметайымның басын кес!» деп тақпақ үйретеді, «сүндетке отырғаннан кейін ғана сен нағыз жігіт боласың» деп күнделікті құлағына құя береді. Осындай әңгімелерге әбден еті үйренген бала осы бір күнді асыға күтіп, іштей дайын болып жүреді.
Сүндет тойына шақыру[өңдеу | қайнарын өңдеу]
Сүндет тойын өткізетін сәтті күн алды ала белгіленеді. Бұл тойға тән ерекшелік — тойға қонақтарды баланың өзі шақырады. Айшықты тарланбозға мінген, сәнді кинген бозбала мен құйрығын шарт түйіп, жорға мінген сүндет бала көпшілікті тойға шақырады. Оның бауырсақ пен мәмпәси толтырылған қоржынынан тойға шақырылған үй иесі дәм татады да, түсті матадан жыртыс жыртып, бала мінген жорғаның жалына байлайды.
Сүндетке отырғызу барысы[өңдеу | қайнарын өңдеу]
Сәрсенбінің сәтті күні ауыл молдасы баланы сүндетке отырғызады. Бұл рәсім былайша жүргізіледі: әкесі баланы дастарқанға шақырып, күлдіргі әңгімелер айтады, мақтауын жеткізе отырып, төсекке жатқызады. Үйде жалғыз қалған молда қолын үш рет сабындап жуып, құрал-саймандарын отқа ұстап, таза ақ шүберек, ұнның кебегі, кесе дайындайды. Молда бала көңілін аулайтын түрлі хикаялар айтып отырып, шүметайының артық терісін қаз майымен әбден уқалап, жанын кетіреді, оның қалайша шорт кесіліп қалғанын баланы өзі де аңғармай қалады. Ұнның кебегін сеуіп, қанын тоқтатады да, үстіне кесе төңкереді. Қара қотырланған жарасы қажалып, қанамас үшін етегі кең көйлек киген бала бір-екі күннен кейін жүгіріп кетеді. (Шүметайдың артық терісін перзенті немесе ұлы жоқ ата-аналар қалап алатын жоралғы бар).
Той сыйлары[өңдеу | қайнарын өңдеу]
Тойға келген адамдар «сүндетің қабыл болсын!» деп баланың айналасына жеміс-жидек пен тәтті дәмдер толтырып, жастығының астына ақша тығады. Сүндетелген бала ата-анасының сұрауы, өзінің қалауы бойынша жиналған қаржыны жұмсайды. Сүндет тойында ауқатты адамдар ат шаптырып, көкпар тартқан.
Тағы қараңыз[өңдеу | қайнарын өңдеу]
- Сүндеттеу
Дереккөздер[өңдеу | қайнарын өңдеу]
- ↑ «Күйеу келтір, қыз ұзат, тойыңды қыл»:Әдеби-этнографиялық таным (құрастырғандар Б.Әлімқұлов, Е.Әбдіраманов). 238б., 1994. ISBN 5-7090-0195-3
Обряды крымских татар по случаю рождения ребенка
03.08.20150:11
Среди традиций, имеющих большое значение в духовной жизни крымских татар, особое место занимают обычаи, связанные с рождением ребенка. Их смысл заключается в сохранении жизни и здоровья матери и младенца.
Ожидающую ребенка женщину окружают вниманием и заботой: ограничивают в объеме работ, во многом помогают, оберегают ее спокойствие, не отказывают в ее желаниях, особенно если это касается еды. О беременности обычно знают самые близкие люди, а когда этого уже нельзя скрыть, женщине желательно реже бывать на людях, чтобы уберечься от сглаза. Ей не рекомендуется выходить ночью на улицу или смотреть на людей с физическими недостатками, принимать участие в обряде похорон.
В прежние годы, когда подходило время родов, рядом с будущей мамой находился близкий человек (обычно это ее мать, сестра или свекровь) и повитуха, следившая за ходом беременности. Считалось, что чем меньше людей знает о родах, тем легче они проходят.
Сразу после появления ребенка на свет его обязательно купали в теплой соленой воде, сопровождая купание чтением молитвы, пеленали и укладывали рядом с мамой, которая кормила его. В наши дни эта процедура купания производится после возвращения из родильного дома. Мать обязательно сама должна кормить ребенка, в редких случаях, когда у нее не было молока, нанимали кормилицу. Считается, что кормление материнским молоком не только укрепляет младенца, но и влияет на то, что между матерью и малышом устанавливается некая неразрывная связь. Новорожденный воспринимает мир через материнское тепло, запах, дыхание и ласку.
Новость о рождении младенца со словами «Мужде меним» («Награду мне за добрую весть») сообщают в первую очередь отцу, бабушкам и дедушкам. Принесший эту новость получает подарок или деньги.
По традициям семейной обрядности, у крымских татар первые сорок дней мать и младенец изолированы от посторонних, чтобы уберечь их от нежелательных последствий. Этот период в народе называют чилле («40-дневка»). Лишь на сороковой день молодая мама впервые выходила за пределы дома: вместе с такими же, как она, молодыми женщинами она шла за водой к источнику. В нынешнее время не всегда и не все придерживаются этих правил.
По истечении чилле женщина вместе с ребенком в сопровождении мужа посещает свою мать, обязательно с подарком для нее и получает ее благословление. Впоследствии устраивается торжество по случаю рождения ребенка с чтением молитв. У степных крымских татар оно называется дернек (дословно с крымскотат. – общество), у горных и южнобережных – локъса дуасы (локъса с крымскотат. – роженица). Приглашают муллу, родственников, гостей, которым представляют малыша. Женщины обычно приходят с подарком для новорожденного, мужчины – с деньгами. Поздравляют со словами: «Аллах багъышласын!» («Да благославит Аллах!») или «Аллах узакъ омюр берсин!» («Пусть Аллах дарует долгую жизнь!»). Обычно гостей ждут национальные блюда, приготовленные, как правило, из барашка, принесенного в жертву по случаю рождения ребенка.
Обряд наречения новорожденного.
Все время чилле никто не должен посещать молодую маму с ребенком. Исключение делается в одном случае. Обычно на третий день после рождения младенца приглашается мулла, который совершает обряд наречения новорожденного. Мулла, прочитав обязательную для этого случая молитву, берет ребенка сначала на левую руку и, повернувшись в сторону Кыблы, вслух читает над его правым ухом эзан – призыв к молитве, традиционно звучащий в мечети. После этого также вслух над ухом малыша произносится имя матери и имя, которым нарекают младенца. Примерно так: «Маму твою зовут Айше, а твое имя Эдем». Это повторяется три раза. Затем, переложив новорожденного на правую руку, также вслух (теперь уже над левым ухом) мулла читает икъамет – слова призыва, произносимые в начале намаза. Потом также над левым ухом произносится имя матери и имя, которое выбрали для малыша. Это и есть эзан ады – наречение ребенка именем. После этого мулла поздравляет родителей, желает, чтобы младенец рос здоровым, умным, красивым, готовым служить своему народу: со словами «Адынен къарт олсун!» («Пусть состарится с именем своим!») возвращает им ребенка. При выборе имени малютки обязательно учитывается мнение бабушек и дедушек младенца. Имя первенца обычно выбирают мать и отец мужа.
Обряд обрезания.
Крымские татары обязательно совершают обряд обрезания – суннет. Чем раньше он проводится, тем лучше. Обычно это делается в младенчестве, когда ребенку год или два. Для малыша и его семьи этот день – важное событие, к которому готовятся заблаговременно. Как правило, он проходит торжественно, с приглашением гостей и прочтением обязательной молитвы.
Виновник торжества в праздничной одежде вместе с родителями встречает гостей, затем его переодевают в длинную рубашку. В отдельной комнате после прочтения молитвы суннетчи (специалист, владеющий навыками совершения суннет) совершает обряд обрезания. В настоящее время суннетчи редко приглашают в дом, чаще ребенка ведут в медицинское учреждение, где данную процедуру выполняет врач-хирург, но молитву читают обязательно даже в кабинете врача. После этого взрослые, хлопоча вокруг ребенка, отвлекают его разными подарками, мужчины дают ему деньги. Торжество, связанное с обрядом обрезания, проводят в двух вариантах: сунет-дуа (молитвами) и сунет-той (свадьба).
Источник: Ислам в истории и культуре Крыма (утверждено ДУМК)
Куртиев Р. Крымские татары: этническая история и традиционная культура
-
February 16 2010, 11:56
- Общество
- Дети
- Семья
- Cancel
Суннет
Суннет — один их главных религиозных обрядов в Турции и во всем мусульманском мире. Все родители придерживаются этой важной традиции.
О том, что каждому мужчине — мусульманину должны сделать суннет, говорится в священном Коране. По законам пророка Ибрагима, обрезание стало обязательным условием для мусульманина. Суннет присоединяет ребенка к мусульманскому миру. Если неверный вступает в брак с мусульманкой, то прежде всего от него хотят, чтобы он принял ислам. В этом случае факт суннета является доказательством того, что мужчина стал мусульманином.
Обычно обрезание делают начиная с четырех–пяти лет. По поводу суннета принято устраивать торжественный праздник. Если в семье имеется несколько мальчиков-погодков, обрезание можно проводить одновременно. Обрезание можно делать даже самому маленькому члену семьи, в таком случае семья желает сэкономить на церемонии.
По традиции, на торжество по поводу суннета должны быть приглашены все знакомые и друзья.Обычно родители делают ребенку обрезание и приглашают в этот день только самых близких,а позже делают шикарные торжества,иногда сравнимые по размаху со свадьбой.
Если церемония обрезания будет проводиться в доме, то готовят кровать. По этому случаю постель застеливают бельем, по краям вышитым различными узорами. Мать ребенка обычно еще задолго до этого случая начинает вышивать комплект белья. В доме готовят еду для гостей.
Во время суннета мальчику одевают наряд, сшитый специально к этому случаю. Если семья ребенка не имеет возможности приобрести специальный наряд, то на него надевают просто новую одежду. Мальчик за несколько дней до суннета или даже в этот день отправляется на прогулку вместе с друзьями. Эта прогулка обычно совершается на лошади или на машине.
Поскольку у нас такого праздика еще не было) фотки взяла с инета. Мальчик в традиционном наряде и спец трусики)