Праздник свадьба обрезания

Арабы, в основном, все праздники и важные события жизни отмечают в кругу своей семьи. Однако есть и общественные праздники. Среди них, как ни странно, обряд обрезания. Как правило, его проводят, когда мальчику исполняется 6-7 лет. Бракосочетание также сопровождается у арабов бурными празднествами.

Материал «увели» с сайта http://alinec.ru/

Рождение ребенка предполагает несколько праздников у арабов, но все они имеют прежде всего частный характер.

Обрезание же, которое делается всем детям мужского пола, является праздником общественным. Эта операция обычно производится в возрасте 6-7 лет.

свадьба арабов
Арабская свадьба

Обряд обрезания

Ребенок, которому предстоит выдержать обрезание, проводится по городу с большой торжественностью, облаченный в богатые одежды, с вуалью на лице, верхом на великолепной лошади, убранной праздничной сбруей, в сопровождении других нарядно одетых детей.

Цирюльник, отвечающий за процедуру обрезания, возглавляет процессию вместе с музыкантами.

Шествие замыкают женщины, выкрикивающие возгласы в знак ликования. Все направляются в мечеть, богато убранную по случаю обрезания, где за счет родителей ребенка будет дан праздник, часто сопровождающийся театральным представлением.

Цирюльник обычно приступает к обрезанию после еды. В это время звучат кимвалы, чтобы заглушить крики пациента.

Многочисленные приглашенные проводят ночь за питьем шербета, кофе и раскуриванием наргиле.

Брак у арабов

Церемония бракосочетания также сопровождается бурными празднествами. Перед тем, как в следующей главе будет обстоятельно рассказано о положении восточных женщин, здесь я упомяну о том, что существенно для внешней стороны церемонии.

Когда молодой человек хочет стать мужчиной, он поручает взрослой опытной женщине отправиться по семьям в поисках дочерей на выданье.

После того, как ему будут даны описания их моральных и физических качеств, он делает свой выбор и назначает посредника для официального предложения. Невесту спрашивают только для проформы, но она не должна видеть кандидата до свадьбы, поскольку у нее нет причин для отказа.

Жених приходит для переговоров с отцом девушки, чтобы обсудить приданое, которое будет дано за невесту. В противоположность традициям Европы, где приданое дается со стороны невесты, на Востоке приданое дается стороной жениха.

По окончании этого дела, жених приходит в дом свекра с двумя друзьями, где тот ожидает его в окружении друзей, свидетелей и писаря. Произносится священная формулировка, писарь составляет что-то наподобие протокола, и брак с юридической точки зрения заключен.

Как мы видим, это является больше частным соглашением без каких-либо религиозных или гражданских требований. Невеста передается жениху только через несколько дней после завершения всех торжеств, проведенных с максимально возможным размахом и роскошью.

Сначала девушку под паранджой сопровождает целая процессия в баню, в окружении многочисленных подруг и музыкантов. Затем все возвращаются в дом, где проходит гулянье.

Только на следующий день невесту, полностью закутанную в паранджу, в сопровождении кортежа, состоящего из музыкантов, шутов, борцов и клоунов, отсылают в дом мужа, который тщательно украшен и освещен по случаю приема невесты. Когда все уйдут, муж может снять с нее паранджу и рассмотреть ее в первый раз.

Обычно такие церемонии проводятся для законных жен.

Продолжение Истории арабской цивилизации читайте в посте Восток – дело тонкое


«Малая свадьба» внуков певицы Зейнаб Досталиевой: история и ритуал обрезания

Интересное
Материалы
13 сентября 2011 16:15 (UTC +04:00)

"Малая свадьба" внуков певицы Зейнаб Досталиевой: история и ритуал обрезания

"Малая свадьба" внуков певицы Зейнаб Досталиевой: история и ритуал обрезания

Читайте Trend в

Aзербайджан, Баку, 13 сентября /корр. Trend Life Шахин Джавадсой/

Популярная исполнительница народных и эстрадных песен Зейнаб Досталиева (сестра народной артистки Азербайджана Назпери Досталиевой) сегодня в одном из бакинских ресторанов проведет праздничную церемонию обрезания (малая свадьба) двух своих внуков, сообщает Trend Life со ссылкой на достоверные источники.

На празднике примут участие популярные исполнители, среди которых, мастер мугама, народный артист Алим Гасымов, народная артистка Назпери Досталиева, певец Аслан Гусейнов и другие.

Обрезание (циркумцизия) — это операция по удалению крайней плоти полового члена. Обрезание — торжественный ритуальный обряд для каждой мусульманской и иудейской семьи. Для многих народов обрезание приравнивается к празднику «малая свадьба». Это древнейшая, если не самая древняя операция в истории человечества. Обрезание широко практиковалось ещё 5 тысяч лет назад в Древнем Египте, о чём свидетельствуют соответствующие факты (изображения на папирусах, наскальные изображения). В мусульманских странах обрезание является центральным компонентом ритуала инициации — посвящения, превращающего подростка в мужчину. По статистике операции подвергается в детстве около 21 % мужского населения планеты.

Обрезание, согласно мнению некоторых исламских богословов, является одним из близких к обязательному (ваджиб), по мнению других — желательным (мустахаб). Так или иначе, это является частью сунны пророка Мухаммеда, а также всех предшествующих пророков вплоть до пророка Ибрахима (Авраама).

В Священном Коране обрезание не упоминается, но зато есть множество хадисов (преданий) о его необходимости. Сообщается, что некто пришел к пророку Мухаммеду и сказал: «Я принял Ислам». Тогда пророк Мухаммед повелел этому человеку: «Сбрось волосы неверия (то есть побрей голову) и сделай обрезание» (сборники хадисов Ахмада и Абу Дауда). Также аз-Зухрийи передал слова Посланника Аллаха: «Кто принял Ислам, пусть сделает обрезание, даже если он взрослый» (сборник хадисов Харба). Вместе с тем присутствуют мнения других исламских богословов, таких как имам Абу Ханифа, которые считают обрезание желательным, но не обязательным.

Еще одним аргументом в пользу утверждения, что обрезание является близким к обязательному действием, является предание о пророке Ибрахиме (Аврааме), который сделал обрезание в восьмидесятилетнем возрасте (сборники хадисов Бухари и Муслима).

Большинство ученых-богословов сходятся на том, что совершить обрезание ребенку нужно до достижения половой зрелости, когда он становится мукаллафом (совершеннолетним) и обязан совершать все возложенные на него обязанности. Однако желательно сделать обрезание в детском возрасте как можно раньше. В сборниках хадисов передается о том, что пророк Мухаммед зарезал овец за Хасана и Хусейна (внуки пророка) и сделал им обрезание на седьмой день после рождения (сборник хадисов Байхаки).

В настоящее время обрезание у народов, традиционно исповедующих ислам, часто представляется как национальный обычай, и сроки проведение этого обряда часто различаются у различных национальностей. Так, например, турки и азербайджанцы традиционно совершают обрезание мальчикам 8-13 лет, персы — 3-4-летним, мусульмане Малайского архипелага — 10-13-летним, арабы городские — на 5-6 году, деревенские — на 12-14 году. Несмотря на это, наиболее достоверным является мнение, что обрезание лучше всего сделать на 7 день после рождения ребенка, что является сунной пророка Мухаммада.

Суннат тўй — обряд обрезания мальчиков и праздник посвящения в мужчины на Востоке и в других странах. В каждом регионе Узбекистана праздник проводится по разному. В Ташкенте, например, проводится так называемая «маленькая свадьба», куда приходят гости, приносят подарки, делается широкое застолье. Все это длится 1 день.

А вот в Чусте оказывается празднуют 2-3 дня и на более «широкую ногу». В первый день часа с 9-10 начинают раздавать праздничный плов на всю махаллю и знакомых, после обеда проводят обряд обрезания и в тот же вечер накрывается праздничный стол для близких друзей и родственников. На следующее утро, еще до рассвета опять приходят махаллинцы и знакомые на утреннюю шурпу, ее начинают варить уже с вечера, и поэтому она получается наваристая и очень вкусная. После обеда большое мероприятие для женщин, сколько они тут блюд умудряются съесть ведомо только им самим — финтес-леди умерли бы от зависти.

В этот раз мне удалось побывать на процессе приготовления и приеме гостей на «тўй оши» — свадебный (праздничный) плов Чуста. По ингредиентам он почти идентичен ташкенсткому свадебному плову, но технологически ближе к плову по-фергански с обжаркой.

Мы немного опоздали на самое начало закладки ингредиентов, но там суть следующая. Заливается дезодорированное хлопковое масло в казан, накаляется до появления легкого дымка. Масла заливается чуть больше, чем при приготовлении малых порций. Это делается для того, чтобы большая масса продуктов смогла достаточно обжариться и чтобы после закладки риса морковь и мясо не пригорели. В первую очередь обжаривается лук крупными полукольцами/кольцами, но не так как в чайхане до темного цвета, а до легкого румянца. Потом мякоть говядины или баранины, порезанная размером с небольшой грецкий орех, даже чуть меньше, обжаривается до легкой корочки. Следом идет часть моркови, если ее очень много то 1/3, если до 40 кг, то можно и половину. Перемешивая, обжариваем некоторое время морковь, чуть позже закладываем остальные части — либо оставшуюся половину, либо вторую треть. Обжаривание моркови частями необходимо для того, чтобы большая масса холодного продукта не успела сильно охладить кипящее масло, и морковь смогла достаточно обжариться. Во время жарки слегка подсаливаем, засыпаем зиру, черный перец горошком, наш повар положил еще немного измельченного кориандра.

Морковь прожарилась до нужного для ошпаза состояния, сверху засыпаем изюм.

А в сторонке уже давно замочен рис.

«В последнее время мы начали использовать «лазер», потому что он красивее и с ним проще работать» — поясняет Хасан-ака — один из лучших ошпазов Чуста.

Заливаем готовую морковь водой до верхнего уровня содержимого.

Пока продукты томятся на среднем огне успеваем быстренько перекусить. Ковурдак — жаренное мясо в собственном жиру с кусочками курдюка отлично идет с горячей румяной лепешкой прохладным утром.

Но времени засиживаться нет. Идем засыпать нухат. Он уже заранее отварен до практически готовности.

Разве может быть более красивая картина, чем варящийся зирвак?

Т.к. нухат уже готов, его не нужно долго отваривать, минут 15 чтобы он успел вобрать в себя ароматы плова и можно засыпать рис. Нужно тщательно слить воду, в которой замачивали рис. Для этого используют либо марлю, либо удобный сетчатый дуршлаг.

Я бы побоялся оставить рис после замочки на воздухе, но мастер есть мастер.

Теперь нужно немного поднять огонь под казаном. Также хорошо бы проверить зирвак на соль. Если чуть солонее — то хорошо.

И засыпаем рис. Почти у каждого хорошего ошпаза всегда есть ученики.

Засыпали весь рис, разравниваем его.

Сыпем еще немного зиры.

И начинаем колдовать над рисом. Важно мешать только его, не затрагивая слои моркови и других компонентов. Тут нужно иметь некоторые навыки, чтобы равномерно размешивать верхний и нижние уровни риса. Хасан-ака — повар с большим стажем.

Иногда рис собираем горочкой, проверяем его готовность, остаток влаги на дне. Если вы заметили, дополнительную воду после закладки риса не заливали, потому что рис был замочен и общая масса плова велика.

Рис готов, воды на дне почти не осталось. Разравниваем рис по всей площади, не прессуя, а разбросав его шумовкой рыхло. И снова добавляем зиры.

Большой крышки на такие казаны почти не бывает, поэтому ставим в самый центр тазик, края обкладываем ляганами.

Закрыто достаточно.

Сверху накрываем чистой натуральной материей. Для этого дела сойдет и ученик.

А вот и наши «туй бола» — будущие мужчины. Их в этот раз оказалось аж двое. В этот день они ходят вот в таких нарядных чапанах с чалмой.

А «уста» (мастер) тем временем заложил рис во второй казан. 2 казана по 40-50 кг рис — это средняя норма для такого мероприятия, гостей ожидается много.

Вот и второй казан закрывается.

А у нас гости — бродячие артисты.

Раньше они ходили и в Ташкенте на подобные мероприятия, теперь только в регионах остались.

А это уже приглашенные «карнай-сурнай» — зазывают соседей на торжество.

А это значит время открывать плов.

Праздничные столы уже давно накрыты.

Ароматные, румяные, горячие лепешки ждут гостей.

Аккуратно перекидываем плов со дна и края казана.

Помните, в начале писал, что масла добавляется больше нормы? Вот его теперь до перемешивания нужно удалить. Снимаем почти все доступное масло.

А плов играет на солнце самыми яркими красками.

Настоящее произведение искусства!

Начинаем с краю перемешивать морковно-мясо-рисовую часть, накладываем в ляганы и передаем по цепочке помощников первым гостям.

Гости прибывают без остановки.

Одновременно передаются ляганы рассыпчатого плова.

Под горячий плов хорош горячий самоварный чай.

Вот такая конструкция самовара оказалось очень практичной — вода закипает быстрее при меньшем расходе топлива.

Надо быстрее донести чай до гостей, чтобы не успел даже слегка остыть.

А гости все прибывают и прибывают — соседи, родственники, знакомые, друзья…

И непременное мытье рук перед трапезой.

Говорят хороший савоб (воздаяние) получает тот, кто наливает воду для омовения рук из вот таких специальных кувшинчиков.

Одни гости заменяют других за столами, и всем достается праздничное угощение.

Соседская ребятня в ожидании своей порции — всем хватит, никто не останется без плова…

Как говорится «пора и честь знать» — нам нужно по своим делам, а хозяева готовятся к следующей части мероприятия…

Репортаж осуществлен в рамках совместного проекта центра узбекской кулинарии Oshxona.Uz и лаборатории узбекской кухни Dasturxon.Com по возрождению забываемых народных рецептур.

Суннат – Обряд обрезания

Суннат – Обряд обрезания

В жизни каждого мусульманина особо отмечаются две важные вехи: первая – когда совершается обряд обрезания крайней плоти полового органа мальчика, который обычно происходит когда ребёнку исполняется 3, 5, 7 (реже в 9, 11), но до 13-ти лет, и вторая – когда юноша (мужчина) собирается жениться.

Как можно заметить, совершение обряда обрезания происходит когда мальчику исполняется нечётное количество полных лет. Мусульманский обряд обрезания в различных регионах мусульманского мира происходит по-разному. В данном, конкретном случае, речь пойдёт об обряде, совершаемом в бухарском регионе (Узбекистан). Поскольку данное событие, как было отмечено выше, имеет особое значение, то, естественно, отмечается оно широко, с размахом. Не случайно, обряд этот носит ещё в просторечии название «малая свадьба».

Большинство семей в Узбекистане имеют от 3-х до 10-ти, а то и более детей. Поэтому нетрудно догадаться – какое количество близких родственников имеет каждая семья, собирающаяся отметить это событие. Количество гостей, в среднем, варьируется от 50 до 200 человек. Бывают, конечно, больше или меньше.

Традиционно, во время таких празднеств дом делится на мужскую и женскую половины. В большой зале, по всему периметру на пол стелятся стёганые одеяла (кўрпача), как правило из атласа или бархата. На них рассаживаются гости, скрестив обычно ноги по-восточному. Перед гостями, вдоль кўрпачи расстилают национальную скатерть (дастархан), на которую раскладывают подносы с восточными сладостями. Как правило, это – фрукты, кишмиш, очищенный грецкий орех, очищенный миндаль, парварда (карамель, приготовляемая из муки и сахара), нишалло (традиционная бухарская сладость), варенье пару видов (что либо из следующего: абрикосов, вишни, китайских яблочек, лепестков роз, инжира, айвы и т. д.), халвойтар (род жидкой халвы), ну и, конечно же, зелёный чай и свежие горячие средне-азиатские лепёшки, испечённые в тандыре («танёр» – специальная печь для выпекания лепёшек, самсы и различной сдобы, которая готовится из специальной глины и имеющая сферическую форму).

Если не хватает места в большой зале, то дополнительно расстилают кўрпача и дастархан, но уже во внутреннем дворе дома («рўи-хавли») и усаживают вновь прибывших гостей.

На женской половине всё происходит аналогичным образом, что и на мужской, с небольшим, но существенным дополнением, а именно – всё внимание сосредоточено на мужской половине дома, поскольку там будет происходить главное событие дня, и, следовательно, согласно мусульманским традициям главная доминанта и основное внимание приковано безоговорочно мужской половине.

А тем временем идёт эмоциональная и психологическая подготовка главного «виновника» этого праздника.

Автор данной статьи может частично поделиться личными ощущениями, происходящими в душе маленького ребёнка и атмосферой, окружающей его в этот момент, мысленно возвратившись в своё недавнее прошлое и … будет не так уж неправ, поскольку традиции, живущие в народе, достаточно сильны и не теряют своей самобытности и прелести не только по истечении времени, но и несмотря на разного рода политические катаклизмы.

Традиция учит, что ребёнка следует подготовить к такому событию. Понятно, что в разные эпохи это происходило по-разному. Я жил и воспитывался в советское время, и в соответствии со своей эпохой у детей того времени были свои – вполне конкретные – ценности. Самой высшей, из которой, считался велосипед. Да, да – обычный велосипед. Не для взрослых, поскольку мне было тогда всего лишь пять лет. И даже не двухколёсный, ибо это был «высший пилотаж» для меня. А простой – трёхколёсный. Это было недосягаемой моей мечтой. И вот, в один из дней, мне говорят, что эта мечта не так уж и не осуществима. Нужно только выполнить одну небольшую процедуру: такого-то числа к нам домой придёт Усто (мастер); он посмотрит твой «дунгуль» («письку»), помажет его маслом и… уйдёт восвояси. Я не поверил ушам! Да неужели такое возможно! Подумаешь, показать письку. Да ради велосипеда я готов отдать её совсем! (Несчастный малыш: мог ли я тогда предполагать, что почти наполовину выполню своё обещание?).

И вот, в назначенный день явился усто. Я почти не обращал на него внимания, тем более, что большую часть времени находился на женской половине дома, и бабушка (папина мама) всё заставляла скушать очередную порцию плова с её руки. Очевидно для того, чтобы я мог крепче держаться в седле и не упал с велосипеда.

Иногда, ко мне подбегали старшие по возрасту братья и родственники и, подмигивая, пугали меня тем, что сейчас усто отрежет мне дунгуль, но бдительные женщины, во главе с бабушкой были начеку и на корню пресекали любые попытки «просветительства».

А потом нас с братом уложили на кўрпача. И появился усто. Было больно, но все вокруг, почему-то, улыбались и совали мне деньги. Много денег. Когда карманы уже были заполнены, их клали под подушку. Это немного меня успокаивало.

Правда, велосипеда мне так и не купили…

Нам довелось побывать на одной из таких свадеб, где мы с удовлетворением констатировали и убедились на личном опыте, что ничего особенного не изменилось в традициях народа, который, пройдя столько политических, экономических и иных передрязг, по неведомым никому законам сумел сохранить, пронести и передать последующим поколениям культурное и этнографическое наследие своих великих предшественников.

Итак, короткий фоторепортаж с места события: август 1990 года, город Бухара. Старинный дом предков коему более 150 лет.

Именинника приглашают в комнату гостей, где его оденут в новый халат (?ома) и национальную тюбетейку (калапўш).

Фото З. Бахрамова. Бухара, 1990 г.

Право накинуть халат предоставляется по обычаю одному из старших и уважаемых в квартале людей. Выбирать такого человека – прерогатива хозяев. Однако, человек этот не должен быть из числа родственников.

Фото З. Бахрамова. Бухара, 1990 г. ахрамова

В этом наряде именинник должен предстать перед гостями.

Гости – близкие (и дальние) родственники, соседи, проживающие в данном квартале. По традиции, на самое почётное место (располагается, как правило, на противоположной стороне от входа) усаживают в зависимости от возраста – чем старше, тем почётнее место.

Фото З. Бахрамова. Бухара, 1990 г.

Фотограф просит отца виновника торжества («Дадажона») сфотографироваться с сыном на память.

Фото З. Бахрамова. Бухара, 1990 г.

Только что поверх головы именинника бабушка (Бибижон) бросила деньги. Этого момента с особым волнением, обычно, ждут дети. Потом, выйдя на улицу, хвастаются между собой – кому удалось собрать больше. Мелочь, конечно, но, похоже, некоторые родители этому факту придают «особое» значение, поскольку иногда можно услышать интересные комментарии по этому поводу.

Фото З. Бахрамова. Бухара, 1990 г.

После мужчин надо показаться и женской половине дома.

Здесь следует остановиться поподробнее. Это водораздел: наступил момент (в каком-то роде) прощания с детством. Обращаясь к истории других народов, можно привести пример Спарты: там, до достижения 7-летнего возраста, дети мужского пола оставались на женской половине. Важен психологический аспект происходящего события – мальчик ощущает свою сопричастность к мужескому «клану», что, наряду со многими предоставляемыми правами, накладывает, помимо всего прочего, не менее многочисленные обязательства перед обществом в целом и перед женщинами в частности.

Фото З. Бахрамова. Бухара, 1990 г.

А это портрет для любимой мамочки.

Фото З. Бахрамова. Бухара, 1990 г.

Перед тем, как непосредственное «познакомиться» с усто (мастером), необходимо сняться на память со своими братьями и сёстрами во главе с бибижон (бабушкой). Бибижон: «Жаль, что не все внуки собрались. До „полного комплекта“ не хватает ещё двоих внучат».

Фото З. Бахрамова. Бухара, 1990 г.

А вот и знакомство с усто…

Справка

Это усто-Мухтор. Он является учеником того самого усто, который 28 лет тому назад делал обрезание дадажону (отцу именинника). А тот мастер, в свою очередь, являлся сыном того самого усто, который 60 лет тому назад имел счастье «познакомиться» с … самим Бобожоном (Дедушкой). Вот так-то!

Да, с подобным в Бухаре можно столкнуться часто – преемственность традиций…

Фото З. Бахрамова. Бухара, 1990 г.

Калапўш (тюбетейка) должен располагаться на животе мальчика, дабы ребёнок не видел самой процедуры обрезания.

Что касается инструмента обрезания, – везде по-разному: у кого-то хорошо отточенным ножичком, у кого-то ножницами. Чаще всего специальной бритвой-ножом, как в данном случае. Первый приход мастера происходит примерно за неделю до непосредственного обряда с тем, чтобы тщательно обследовать сам «предмет».

Дело в том, что у некоторых мальчиков крайняя плоть (небольшой кусочек кожи, прикрываемый головку), подлежащая удалению, бывает слипшейся, то есть при оттягивании – не совсем свободно «ходит». Или оказывается сросшейся. Усто, в этих случаях, называют этот дефект «кўр» («слепой») и устраняют этот недостаток физически. Понятное дело – для ребёнка данная процедура бывает мало приятной.

Фото З. Бахрамова. Бухара, 1990 г.

Достаточно взглянуть на руки дадажона (отца), чтобы хотя-бы отдалённо представить – что происходит в данный момент в его душе. У изголовья мальчика находится ближайший родственник и крепко держит руки ребёнка. Часы на руках показывают время – 18—30.

Фото З. Бахрамова. Бухара, 1990 г.

После обрезания «дунгуль» («пиписька») обкладывается специальной чёрной ватой. Она предназначена для того, чтобы остановить кровь. Затем она засыхает и, тем самым, предохраняет сию важную часть органа мужчины от всякого рода инфекций. Примерно недели через две – три, она постепенно отваливается, преображая, таким образом, «гадкого утёнка» в «красавца – лебедя».

Фото З. Бахрамова. Бухара, 1990 г.

Ещё немного, и устошка оставит мальчика в покое.

Ну, наконец-то, дунгуль накрывается калапўшем (тюбетейкой) и … начинается «денежный дождь». По обычаю, родственники и приглашённые суют мальчику деньги. Номинал купюры не оговаривается – это просто дань традиции. Хотя, иногда накапливается достаточно внушительная сумма. Предназначаются эти деньги как-бы для ребёнка, но, как правило, львиная доля денег идёт на погашение расходов, связанных с данным мероприятием. Ребёнку же, обычно, покупают то, что он просил.

Хотя, мне велосипеда так и не купили…

Фото З. Бахрамова. Бухара, 1990 г.

Под подушкой у именинника уже скопилась приличная сумма, но собирать все равно интересно.

Дадажон спрашивает: «Что купим – велосипед или самокат?»

– «Нет, теперь я хочу машину, настоящую».

Все вокруг смеются. Кто-то соглашается: «Ну, на четыре колеса ты уже собрал. Осталось – самая малость».

Фото З. Бахрамова. Бухара, 1990 г.

А дадажон ещё долго будет махать бодбезаком (веером)…

Читайте также

Обряд самоизбиения

Обряд самоизбиения
Согласно преданиям, аримаспы являлись изгнанниками из Гипербореи. Неизвестно, за какие преступления постигла их эта участь. Вначале они расселялись на Крайнем Севере, потом отступили к среднему Приуралью, освоили долины рек Печора, Чусовая, Обь и

Погребальный обряд

Погребальный обряд
Наиболее полное сообщение о погребальном обряде у восточных славян до принятия ими христианства содержится в книге арабского путешественника Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 годах.Он рассказал о том, как в 921 году присутствовал в

«Посольский обряд».

«Посольский обряд».
В XVI—XVII веках оформился и московский «посольский обряд», т. е. внешние приемы дипломатических сношений, дипломатический этикет. Выработался он не сразу. В конце XV века определенного церемониала еще не существовало. При­нимая Поппеля на

Обряд «consolamentum»

Обряд «consolamentum»
Если случается так, что верующий вынужден удостаиваться consolamentum в дорожных условиях или на поле боя, он совершает melioramentum и принимает Евангелие из рук старшего совершенного. И тот наставляет его, ссылаясь на Новый Завет и произносит все, что соответствует

Обряд службы

Обряд службы
Для равенственного оной отправления в первой армии ее императорского величества, вверенной в команду генерала и кавалера графа Румянцева; дан в главной квартире в городе Летичеве 1770 года марта «…»

Погребальный обряд

Погребальный обряд

Могильники во все времена были самыми лучшими источниками сведений о древних культурах. Обряд захоронения относится к одним из самых древнейших ритуальных практик. А так как для древнего человека важно было именно снарядить умершего в новый путь, то

2.4. Обряд погребения

2.4. Обряд погребения
Рождение, создание семьи и смерть человека всегда сопровождались большим количеством верований и обрядов, которые занимали значительное место в жизни каждого христианина. Погребение не является отдельным таинством. Однако смерть человека и

Уйти нельзя. Обидите

10 августа 2006

В Самарканде у нас теперь есть друг (по-местному «укешка») — Зафар. Перед тем как ехать в Самарканд, я стал искать там знакомых и позвонил другу Мише, потому что у него везде есть свои люди. Миша был в Киеве и, сказав: «Конечно!», позвонил в Казахстан своему приятелю Амантаю. «Разумеется!» — ответил тот и позвонил в Ташкент своему знакомому Фуркату. Фуркат сказал: «Все будет, как надо!» и позвонил брату Зафару в Самарканд. Как видите, очень близкие отношения. Я, спросил у Миши: «А ты уверен, что нам там помогут?» Он ответил: «Это Средняя Азия, там друг — это свято».

Зафар встретил нас в аэропорту и возил везде, куда могла и не могла проехать машина. Платил за нас там, где успевал предупредить официанта не приносить нам счет, — то есть везде. А заодно руководил по телефону кондитерской фабрикой, на которой он оказался директором и где как раз в этот момент сломалась Главная Деталь. А еще воспитывал троих сыновей, принимал гостей и сам ходил в гости. Зафар помимо узбекского говорит по-таджикски и по-русски, как на родных языках. Зафар уважает старших — он называет своих родителей только на «вы» и, найдя себе невесту, 2 года ждал, пока его старший брат Фуркат не женился. Зафар-ака («ака» — это уважительно «старший брат») соблюдает все обычаи и ходит на все свадьбы, куда зовут. Мы много общались с Зафаром. Пригласили его в Москву (хотя в душе и трепетали при мысли, что у него начнут спрашивать на улице документы). И наш разговор не окончен, поэтому не удивляйтесь, что его комментарии будут появляться в этом коротком рассказе о Самарканде.

Цель нашей поездки была простой — найти то главное, что существует во всяком народе и не зависит от политики сегодняшнего дня. Мы хотели узнать, насколько мирно сосуществуют в Самарканде столь разные народы — узбеки, таджики, корейцы, иранцы, русские, цыгане и многие-многие другие. Уезжая, мы подняли тост не за дружбу между народами, а за то, что мы — один народ. Нам рассказывали, как помогала Узбекистану Россия, но сейчас нам кажется, что мы должны многому учиться у его жителей. А пока постараемся понять, что главное в жизни самаркандца.

Религия. Имам

Имам Мелик-Зоде Мустафакул принял нас благодаря уважаемому Анвар-ака, человеку, который очень помог нам в Самарканде. Имам только что прочитал проповедь и мыслями был сначала далеко от нас. Журналисты явно не являются его любимыми собеседниками. Но постепенно беседа завязалась, на столе появились сначала чай, потом хлеб. Он говорил спокойно и искренне: «Я окончил среднюю школу — 7 классов. В колхозе работал, а то землю бы отобрали. Был трактористом, комбайнером. У меня даже был похвальный лист. И сейчас люблю машину водить, могу и мотор починить.

Окончил вечернюю школу и поступил в Бухарскую духовную семинарию — в то время она была единственная в СССР. Набор был всего 40 человек в год, и это для всех республик. Сложно ли туда было поступить? Конечно, сложно — в своей республике надо было пройти отбор.

Там я отучился семь лет. Помимо занятий по религиозным предметам в семинарии было хорошо поставлено обучение языкам — я выучил арабский, английский, русский, узбекский, фарси. В 1971-м в Ташкенте открылся Исламский институт. Я там был 4 года. В 1972 году присутствовал на открытии к 1200-летнему юбилею нашей святыни — могилы имама аль-Бухари.

В мечети Ходжа-зуд-Мурод, основанной 1 200 лет назад, где мы сейчас находимся, я работал много лет. Затем, в 1991 году, стал главным имамом Самаркандской области. А сейчас я снова здесь. Это самая старая мечеть. После революции здесь было общежитие для интернированных поляков. Заново ее открыли в 1942 году. В советское время в области было 7 мечетей, а сейчас больше сотни.

У меня шесть детей — четверо сыновей и две девочки. Девять внуков. Старший сын закончил Исламский институт в Ташкенте. Пошел по моим стопам. Другой сын — юрист. Вообще, религия должна сочетаться с трудом. Если я имам и не ухаживаю за бараном — я плохой человек. Люди должны жить мирно. У меня два брата коммунисты были. Мы друг другу не мешали».

Пророк Мухаммед говорил: в здание религии я положил только последний кирпичик, а огромное сооружение было построено до меня. В Коране Моисей 136 раз упоминается, Авраам много раз, Иисус 25 раз, а пророк Мухаммед только 5 раз. Имам положил тарелку на тарелку, а сверху — маленькую конфетку: «Я каждый год поздравляю настоятеля Покровской церкви с праздником. Люди должны жить в мире». Имам внимательно посмотрел на меня: «Ниточка, которая нас с тобой связывает, во-о-т такая тонкая», — он сжал пальцы. «А нить, связывающая меня с Богом, очень толстая. Если я неправильно в жизни что-то сделаю, обижу другого — от Божьего наказания мне не уйти».

Ишаны

Среди жителей Узбекистана есть своеобразная каста. Это «ишаны» — потомки Пророка Мухаммеда. «Ишан» переводится как «тот человек». В прошлом «те люди» несли ислам в народ. Сейчас ишаны пользуются уважением в обществе. Мы разговаривали с многими из них. Кто-то работает имамом в мечети, кто-то на заводе, кто-то предприниматель. Вообще, ишанов довольно много, и большинство из них растворены в народной массе. Определить то, что человек — ишан, можно по его имени, оно всегда заканчивается на слово «хон». Ишаны могут жениться только на таких же потомках Пророка, как и они. Это даже создает проблемы — некоторые девушки из рода ишанов так и остаются незамужними.

Ишанов почитают — на празднике его посадят на почетное место, а обращаются к нему не по имени, а «ишан-бобо». Генеалогическое древо хранится у старейшины рода, ишанов называют «ок суяк», что значит «белая кость». Как уверяли нас встреченные ишаны, их традиции ничем не отличаются от традиций обычных людей, кроме того, что все ишаны должны стремиться соблюдать заповеди Пророка строже, чем остальные, и служить примером для всех. Звание «ишан» можно заслужить достойной жизнью, но наследственным оно не станет. Для этого надо быть потомком Пророка.

Святыни

Как утверждает местная легенда, в Самарканде, в одном из мавзолеев архитектурного комплекса Шахи-Зинда («живой царь»), похоронен Кусам ибн Аббас — двоюродный брат пророка Мухаммеда. Это очень почитаемое место паломничества.

Гиды в Шахи-Зинде расскажут вам, что Кусам ибн Аббас пришел с проповедью в Самарканд в 640 году, где провел 13 лет и был убит зороастрийцами во время молитвы (а некоторые историки на это заметили, что Кусам ибн Аббас в Самарканде никогда не был). Предание гласит, что он взял в руки свою голову, чтобы продемонстрировать бессмертие. Больше всего паломников приходит сюда перед праздником Курбан-хаид.

Другая святыня — могила имама аль-Бухари (полное имя Мухаммед ибн Исмаил ибн Ибрахим ибн аль-Мугира ибн Бардизбах Абу Абдаллах аль-Джуфи аль-Бухари) — является одной из главных святынь всех суннитов мира. Имам аль-Бухари собрал и отредактировал священные для мусульман тексты — хадисы (предания, основанные на случаях из жизни или каком-нибудь изречении Пророка). Этот сборник хадисов «Ас-Сахих» поныне является одним из важнейших в классическом исламе.

Имам аль-Бухари родился в Бухаре в 810 году. С 9 лет он начал изучать хадисы, которых тогда было великое множество. В 16 лет он совершил хадж в Мекку, где 4 года беседовал с местными богословами и изучал хадисы. Всю свою жизнь он собирал и изучал их с целью отобрать «безупречные». Он проверял источники хадисов вплоть до людей, лично видевших Пророка, кроме того, ему был крайне важен нравственный облик рассказчика. За жизнь он собрал около 600 тысяч хадисов, из которых лишь менее 7 400 были признаны им «подлинными». Скончался он в селении Хартанга недалеко от Самарканда в 870 году. Его могила является одним из главных мест паломничества в Узбекистане.

Посещение трех самаркандских святынь — Аль-Бухари, Шахи-Зинда и Рухабад (место захоронения Бурханаддина Сагараджи, мистика XIV века) — в течение одного дня в Самарканде называют малый хадж. Вообще в Самарканде и вокруг него очень много святых мест. По дороге в Аль-Бухари есть могила Махдуми Агзама, продолжателя учения Накшбандийа (могила Накшбанда — основателя известного суфийского ордена, — расположенная недалеко от Бухары, еще одна святыня Узбекистана). На этом же кладбище похоронены 14 правителей государств, которые приняли его учение. Махдуми Агзам считается с тех пор покровителем правителей.

О нем есть красивая легенда, которую рассказал ишан Хабибуллохон. Ему сорок лет, он мулла в мечети при кладбище (окончание «хон» в его имени свидетельствует о 36—37-м поколении от Пророка).

«Как известно, мусульманам надо читать молитву в день 5 раз. Так вот, две утренние молитвы Махдуми Агзам читал в Мекке, а три остальные — уже здесь. Его глашатай все время просил взять его с собой в Мекку, а Махдуми Агзам отказывал. Но глашатай упорствовал. Тогда Махдуми Агзам сказал: «Хорошо, я возьму тебя с собой. Закрой глаза, возьми подол моего халата и не открывай глаза». Глашатай, не сдержав обещания, открыл глаза и оказался в Иране. Там его забрали как вора в полицию, мешраб. По возвращении из Мекки Махдуми не нашел своего глашатая а, поискав, обнаружил его в Иране привязанным к чинаре. Тогда Махдуми вырвал чинару вместе с глашатаем и перенес их сюда. Вот она здесь. Всего было 14 чинар, сейчас осталась одна — кто проползет через огромное дупло у ее подножья, у того исполнится заветное желание».

В самом Самарканде есть еще одна святыня — могила имама аль-Мотуриди. Он был похоронен здесь в 944 году, но и до него в этом месте хоронили самых достойных людей. При раскопках в 2000 году здесь нашли 7 слоев захоронений. Это нам рассказал 36-летний Махмидхон Мухтаров. «Здесь лежат самые, самые святые. Кладбище называется «чокардиза», что в переводе означает «солдаты крепости» — отсюда встанут воины Аллаха во время последней битвы со злом. В 1947 году это кладбище сравняли с землей, нашли могилу недавно, а для публики открыли 17 ноября 2000 года. Археологи, которые производили раскопки, были поражены: в самых нижних слоях кости сохранились прекрасно. Люди в прошлом были совсем не такие, как сейчас: гораздо больше — черепа в первых слоях в 2 раза крупнее нынешних. Аль-Мотуриди боролся за чистоту ислама, поэтому это место свято».

Свадьба

(1) Никох укиш Мулла приходит и свидетельствует брак. Это может произойти как до празднования, так и после. Только после этого, обычно на второй день, у молодых брачная ночь.

(2) Невеста приходит в дом жениха. Жених должен поднять невесту и три раза обнести вокруг огня.

(3) Обряд чимилдик (произносится чымылдык]. Жених и невеста вместе заходят в комнату (в это время пытаются наступить друг другу на ногу, кто наступит первым, тот и будет верховодить в семье). Для этого, очень древнего, обряда необходимы мед и зеркало. Он пришел еще в дотимуровое время от караханидов. Жених дает невесте мед, потом ест сам. Зайдя в комнату, оба смотрят в зеркало. Предполагается, что до этого момента жених и невеста не видели друг друга. В зеркало же надо смотреть, чтобы девушка не смутилась от прямого взгляда («потому что она виновата»).

(4) После этого жених и невеста под сюзанне (покрывало) выходят к гостям. Далее следуют угощения и пляски. Все празднование невеста сидит, опустив глаза, и только в конце праздника может выйти потанцевать. Родители невесты на свадьбе не присутствуют. («Зафар-ака, а почему она глаза опускает?» — «Так она же виновата!» — «А в чем она виновата?» — «Как это в чем?..»)

(5) Келын салом — происходит на второй день после свадьбы. Маленький мальчик открывает лицо невесты для знакомых женщин.

(6) После свадьбы жених не покидает невесту в темное время суток 40 дней.

Махалля

Махалля — это соседская община. Это и территориальное, и социальное понятие. Размер ее может быть самый разный — мы были в той, в которой жили 260 семей, 962 человека. А есть махалли по 500 семей и более. Если взять средние размеры семьи, то в махалле в 500 семьях живет от 2 000 до 3 000 тысяч человек. В Самарканде существуют ярко выраженные национальные махалли. Путешествуя по городу, можно попасть и в таджикскую, и в иранскую, и в цыганскую соседские общины.

Происхождение махалли теряется в глубине веков. Сейчас она является ключевой ячейкой, оплотом узбекского общества и получает все больше власти и политической значимости (2003 год объявлен в Узбекистане «годом обновленной махалли»).

Махалля имеет свой центр — это чайхана. Многие думают, что чайхана — это кафе, где можно попить чаю. На самом деле это своеобразный клуб. Тут собираются старики, люди среднего возраста и обсуждают насущные проблемы. Женщинам там появляться не принято. В чайхане же обычно размещается офис председателя махаллинского комитета. Это выборная должность сроком на 2,5 года. В нынешние времена председатель получает зарплату от государства (размер ее везде разный, но в тех местах, где мы были, она составляла 14 тысяч сумов, около 12 долларов). На эту сумму, конечно, не прожить, поэтому обычно председатель или работает где-то еще, или получает пенсию. Впрочем, главное здесь не зарплата, а уважение — раньше председатели работали на общественных началах. Зарплату также получают секретарь, педагог-воспитатель и ответственный за порядок.

В компетенцию махалли входят организация и проведение главных в Узбекистане событий: свадеб, похорон, обрезаний и прочее. Махалля предоставляет посуду, иногда помещение для проведения мероприятия. Член махаллинского комитета, отвечающий за праздники, стремится решить все организационные вопросы. А их много: самая маленькая свадьба — это 200—300 человек. Их всех надо пригласить, накормить, проводить. Похороны — это другое важное и сложное мероприятие, требующее неукоснительного соблюдения всех традиций. Здесь без махалли никак не обойтись. Еще одно важное направление деятельности махалли — воспитание подрастающего поколения и поддержание традиций внутри общины. Любой аксакал («белая борода») может сделать замечание неправильно ведущему себя молодому человеку, а также указать на это его родителям. И родители должны быть ему за это благодарны. Кроме того, есть в махалле и специальная должность воспитателя: этот человек помогает в воспитании «трудных подростков», он же организует спортивные состязания, конкурсы и прочее. Семейные скандалы, если они вырываются за пределы дома, что случается крайне редко, также могут обсуждаться в махаллинском комитете. Если и там конфликт не был разрешен, только тогда наступает очередь суда. Комитет несет на себе и некоторые судейские функции в улаживании мелких бытовых конфликтов. Решения его обычно выполняются — нет ничего хуже оказаться вне махалли…

Через махаллю теперь стали распределять пособия малоимущим семьям. Через нее же из собранных общественных средств осуществляется помощь сиротам. Махалля отвечает также за благоустройство территории, а сейчас еще и собирает плату за коммунальные услуги. Все, независимо от ранга (с некоторыми оговорками), подчиняются ее решениям. Не пригласить всю свою махаллю на свадьбу — это страшный позор, не знаю, бывает ли такое вообще. Более того, если человек переехал в другую махаллю, он должен пригласить и предыдущую, и нынешнюю.

Для большинства из нас, живущих в Москве, где на свадьбу могут прийти два человека, считая брачующихся, все это может показаться утопией, но в Узбекистане — это повседневная, обычная жизнь, где традиции неукоснительно соблюдаются. Там говорят: «Человек рождается и живет в махалле. И махалля провожает его в последней путь».

Праздники

«Зафар-ака, а часто ты ходишь на свадьбы?» — спросили мы. «30—40 раз в году, это минимум». — «Как же ты успеваешь?» — «А вот так. Летом по 2—3 приглашения в день, а еще утренний плов… Но не прийти нельзя — обидишь».

«Праздник, который всегда с тобой» — это должно быть сказано не про Париж, а про Узбекистан. Там праздники включены в распорядок жизни и являются едва ли не главным элементом этой жизни. «Узбек живет ради свадьбы», — сказал Зафар-ака. Мы не поверили. Он объяснил: «Представьте, у меня три сына и каждого надо женить. Чтобы сделать нормальную свадьбу, надо работать на нее много лет, потом много одолжить, а потом всю жизнь выплачивать долги». К этому нужно прибавить свадьбы, которые узбек должен посетить (как вы помните, в год 30—40 и более) и подарить подарок. Потом — обрезания, похороны — так может не остаться времени на работу. В таких условиях праздники должны быть строго регламентированы традициями. Помимо основных — обрезание, свадьба и похороны, — существует еще множество мелких. Поэтому слово «туй», которое переводится как «праздник», — очень важное в Узбекистане. Есть «праздник зубов» — когда у ребенка прорезаются первые зубки, «праздник ног» — когда он начинает ходить, «солдат туй» — когда солдат возвращается из армии, и так далее. Слово «туй» значит и просто «свадьба», так что сначала нам перевели все праздники как «свадьба зубов», «свадьба ног». Звучит сначала непривычно, но потом начинает нравиться.

Во время главных мероприятий приход гостей осуществляется в два этапа. Первый — «утренний плов» — самая массовая часть праздника (свадьбы или обрезания). Зовут всех, в том числе самых отдаленно знакомых. С 5 до 7 часов утра (в разных городах по-разному, в Самарканде, например, позже, чем в Ташкенте) угощают пловом всех знакомых. Не прийти — значит обидеть. Обязательно нужно прийти, попробовать плов, пожелать счастья и по возможности подарить подарок. Приходят от 300 человек (в маленьких городках) до 5 000 (в Ташкенте).

Второй этап — это собственно празднование. На него приходит меньше гостей, чем на утренний плов. И подарок надо выбрать получше. Часто, правда, дарят деньги. Это тем более оправдано дороговизной подобных мероприятий.

Купкари

Во время свадьбы или праздника обрезания могут устроить купкари — состязание на лошадях. Мы попали на такое мероприятие. Живая толпа окружает поле. Зрители сидят на подогнанных грузовиках. В круге рядом с грузовиком организаторов соревнований — колышащаяся масса лошадей и людей. Люди держат в зубах плетки и тянут руки навстречу барану, который взлетает в воздух с грузовика. Кто довезет барана до грузовика с другой стороны, получает приз в 5 тысяч сумов (около 5 долларов). И так все время, пока не будет разыгран главный приз — жеребенок.

Схватив барана, группа всадников несется на толпу, которая разбегается в разные стороны. Это тоже часть представления. Зазевался — пеняй на себя, никто тормозить не будет (я основательно получил от лошади, когда пытался заснять это на камеру). Энергия разливается по полю, кони кусают друг друга, баран взлетает в небо… А как скачут всадники! Этому научиться нельзя — надо родиться в седле.

Еда

— Зафар-ака, а куда мы едем?
— Обедать… Я хочу, чтобы вы попробовали барра — двухдневного ягненка. Из них шкурки заготавливают, потом шапки делают — каракуль, а мясо очень вкусное.
— Зафар-ака, мы же хотели на 5 минут зайти в кафе перекусить, а теперь, кажется, уже из Самарканда выезжаем…
— Так ведь самые вкусные за городом… Всего 5 минут.
— Зафар-ака, мы уже полчаса едем.
— Тут рядом. Скоро уже приедем. Будет вкусно.

Еда в Узбекистане не просто еда — это священнодействие. Поскольку в Самарканде живет очень много разных народностей, национальные кухни, во-первых, конкурируют друг с другом, во-вторых, берут друг от друга лучшее. Предметом особой гордости в Самарканде, конечно, являются плов и знаменитые лепешки.

Настоящие самаркандские лепешки готовятся в тандыре (печи). Они плотные, очень долго хранятся и очень вкусно пахнут.

Существовала даже такая традиция — солдат, перед тем как уйти в армию, откусывал кусок от лепешки, после чего ее, надкусанную, вешали на стену. Это было залогом возвращения. Когда солдат через 2 года возвращался в родной дом, лепешку снимали со стены, смахивали с нее пыль, а затем разогревали с водой и ее надо было всю съесть. Самаркандцы утверждают, что если взять того же повара, те же продукты, тот же тандыр и уехать из Самарканда — такой лепешки не получится. «Воздух здесь особенный…» — вздыхают они.

Лепешки — важная составляющая как обычного стола, так и многочисленных обрядов. Во время помолвки именно после того, как две лепешки сломаны, жених и невеста считаются обрученными. Понятно, что в каждом городе именно свои лепешки считаются лучшими. Когда Зафар-ака похвалил самаркандские лепешки в Бухаре, мы стали свидетелями долгого ожесточенного спора, во время которого девушка из Бухары сравнила самаркандские лепешки с кирпичом, а бухарские соответственно с воздухом. Зафар-ака отбивал атаки с явным чувством превосходства, но, как только девушка отвернулась, купил 3 бухарские лепешки. «У нас традиция — если ты приезжаешь в другой город, надо купить хлеб домой», — объяснил он.

Повседневное и одновременно ритуальное блюдо — это, конечно, плов. Основным конкурентом самаркандского плова является плов ферганский. Самаркандский подается слоями — внизу белый рис, потом красная морковка, а сверху — мясо, ферганский же — перемешивается. Самаркандцы считают, что их плов более красивый и диетический, а ферганцы просто говорят, что их вкуснее. С нашей точки зрения, правы и те, и другие.

В повседневной жизни плов едят только в первой половине дня, то есть до 12 часов, в половине первого он уже заканчивается. Это очень тяжелая пища, поэтому на ночь ее есть нам не советовали. Но мы все равно ели: плов — это праздничное блюдо и его подают на свадьбах в самом конце или готовят специально для дорогих гостей. «Настоящий плов должны готовить только настоящие мужчины», — говорили нам наши друзья и смотрели со значением. Не только готовить, но и есть плов надо тоже особым образом: например, если вы пришли на утренний плов на поминки, то, как вы едите, зависит от возраста человека. Если покойный умер в пожилом возрасте — весь плов надо съесть до конца — это значит, что и вы доживете до этого возраста. Если человек умер молодым — надо съесть всего две-три ложки.

Другое блюдо, которое знает каждый узбек, — сумалляк. И это не просто блюдо, это праздник. Готовят его только женщины, и процесс варки занимает 24 часа. Для его приготовления собираются несколько женщин, так как сумалляк надо непрерывно перемешивать, ни на минуту не останавливаясь.

Готовят его следующим образом: 4 дня проращивают пшеницу, и за все это время в комнату, где прорастает пшеница, может войти только одна женщина, которая ее поливает.

Когда пшеница вырастает до 5 сантиметров, ее прокручивают через мясорубку 3 раза (раньше толкли в ступках). Сок выливают в казан. Отжатую пшеницу высыпают в арык. На один казан берется 6 кг пшеницы, 24 кг муки, 200 г подсолнечного масла. Еще надо бросить грецкие орехи и небольшие камни — так меньше подгорает. Бросая камни, нужно загадать желание. Женщины танцуют и поют, пока варят сумалляк. Когда сумалляк готов, его раздают всей округе. Готовят это блюдо только весной.

Мастер

В Узбекистане традиции всегда составляли неотъемлемую часть жизни. По этой причине там остались и настоящие мастера-ремесленники. Помимо ширпотребного производства, очень распространенного, есть в этой стране и подлинные мастера своего дела. Мы искали резчика по дереву, и нам повезло — нашли настоящего мастера.

Усто (мастер) Шукурилло, 54 года, окружен учениками, сам же он научился у мастера, который был резчиком по дереву в седьмом поколении. Он и его ученики вырезали колонны и ворота для самых известных мечетей. Чтобы изготовить резные ворота, нужно 2—3 месяца кропотливого труда. Чтобы сделать нарды — 25 дней. Сам мастер, начав учиться поздно, 14-летним, ходил в учениках 8 лет. Потом 28 лет проработал вместе с учителем. «Откуда вы знаете, что ученик готов стать мастером?» — допытывались мы. «Но это же сразу видно, — удивлялся усто. — Я, например, как учу? Беру с дерева лист, роняю его на землю и говорю ученику: вырежи. Если вырезал и похоже, значит, скоро будет мастером»…

Рассказывая о резчике по дереву, я поймал себя на мысли, что это может прозвучать обыденно. Мне тоже было как-то скучновато до того момента, как усто сказал про лист. Тогда я посмотрел на дверь и вдруг увидел, что листья на деревянной двери как будто упали с дерева, и уже не мог оторваться — разглядывал и гладил эти листики.

«Меня тут в Америку звали, — сказал мастер, — а я не поехал. Что мне там делать? Воздух не тот». И посмотрел хитро-хитро. Наверно, в Америке не так листья падают…

Гость

А еще мы попали на свадьбу в маленький кишлак под городом Ургут. Это были совсем незнакомые нам люди. Однако отец жениха немедленно посадил нас на самое почетное место, и нас стали кормить как самых дорогих гостей. Узнав, что мы из «Вокруг света» и хотели бы рассказать про местную жизнь, он очень расстроился, что мы не видели первый обряд свадьбы — обряд огня (когда жених с невестой на руках три раза обходит вокруг огня). Мы сказали: «В другой раз». Но он твердо ответил: «Нет, сейчас!» И весь обряд повторили специально для нас. А еще нам предоставили один из первых тостов — что очень почетно. Весь кишлак слушал, как наш фотокорреспондент произносил тост за молодых. Половина свадьбы вышла провожать нас, когда мы собрались уезжать.

В Узбекистане есть выражение — «гость важнее отца». Если учесть, что важнее отца в Узбекистане нет ничего, то эта фраза выводит гостя в ранг совсем уж заоблачный.

Если вы на 5 минут зашли в дом, даже по делу, и при этом вы из Москвы и пишите про Узбекистан — без обильной трапезы вас не отпустят. Мы ехали в гости к нашему другу Нуриддину-ака и на секунду заехали к его старшему брату. Секунда длилась и длилась. Потом появились хлеб, плов, зелень. Разговор зашел о предках, об отце Нуриддина-ака, который был учителем в соседней школе. Кончилось тем, что мы должны были поклясться, что приедем ловить рыбу на его речку. Давно стемнело. Но мы знали, что «уйти нельзя — обидите». Эти слова все время звучали в наших ушах. «Не съесть нельзя. Обидите. Не допить нельзя. Обидите». А обидеть хозяев — самое страшное оскорбление.

Ради гостя надо жертвовать всем. Здоровьем, временем, последними деньгами. Главное — показать себя гостю только с самой лучшей стороны. И не принять этого — смертельная обида. А какие тосты говорились за дружбу русских и узбеков и всех народов мира! В Самарканде это особенно актуально, поскольку город представляет из себя невероятное смешение национальностей. «Мы живем бедно, но не обижаем друг друга», — сказал Зафар-ака.

У узбеков есть традиция. Когда в семье рождается мальчик — отец сажает тополя. Эти тополя — для будущего дома сына. Они пойдут на балки для крыши. Тополя будут расти, сын будет расти. Когда сын женится — ему будет нужен новый дом…

Республика Узбекистан:

Столица — Ташкент
Площадь — 447,4 тыс. кв. км
Население — 24,8 млн. чел. (80% узбеков, 6% русских, 5% таджиков, 3% казахов, 3% каракалпакцев)
Религия — 88% граждан Узбекистана являются мусульманами, 9% — православными христианами

Жизнь узбека в Самарканде от рождения до смерти

Акика туй: Волосы, состриженные с головы новорожденного
Когда: В течение 10 дней после рождения.
Число гостей: Угощение для близких 15 — 20 человек.
Что происходит: Новорожденному отрезают волосы мулла или бабушка, или дед. Мулла на ухо ребенка трижды шепчет его имя. Строго говоря, по мусульманским канонам, на 7-й день после рождения должно происходить заклание животного. За мальчика 2 овцы, за девочку одну.

Чилла туй: Сорок дней
Когда: В течение 40 дней после рождения никто не должен видеть ребенка, даже отец, после захода солнца.
Что происходит: Всех зовут в гости показать ребенка. Все дарят подарки.

Бешик туй: Люлька
Число гостей: 1ОО—200.
Что происходит: Родители жены приносят колыбель и подарки — одежду. Самая старая бабка учит маму, как класть ребенка, поет песни, под подушку кладут чеснок, хлеб и нож, чтобы ребенку не было страшно.

Сунат: Имя сына пророка, который родился без крайней плоти
Когда: Нечетное количество лет, но обычно до школы.
Число: Гостей 200—300 и более. Утренний плов — 1 000.
Что происходит: Обрезание происходит до отмечания или после, ребенка нарядно одевают, и он ходит среди гостей.

Фотиха туй: Помолвка
Число гостей: 50-100
Что происходит: В присутствии родственников жениха и невесты ломают лепешки, рвут на части белый 5-метровый сатин и заворачивают в него куски лепешек, парварду и дают самым почетным гостям. Всем женщинам показывают приданое невесты — 2 сундука (одежда, белье и пр). С этого момента невеста занята. Помолвку разрывать не принято — потом очень трудно выйти замуж. Сваты просят руки только по средам и субботам. Если родители невесты приготовят плов, то это означает согласие, но «да» не говорят — не принято. После этого назначают день помолвки.

Никох туй: Свадьба
Число гостей: 300-500. Утренний плов — до 1 000 человек в Самарканде (в Ташкенте — до 5 000). Обычно свадьба проходит в конце лета, после сбора урожая — всего много и дешево. Иногда, особенно если в семье престарелые родственники, женятся раньше: ведь если кто-то умрет — год траура. Не все хотят ждать год.

Чаланды
Когда:
Через неделю после свадьбы.
Число гостей: 15-20
Что происходи: т Родители невесты приглашают в дом всех родственников
жениха. Только после этого он имеет право приходить в их дом. Так родители невесты «открывают дорогу» жениху.

Пайгамбар: «Пророк»
Когда: В 63 года.
Число гостей: Зовут всех.
Что происходит: В 63 года умер Пророк. Дожив до 63, всякий мусульманин должен поблагодарить за это Пророка.

Худои: Поминки
Число гостей: 300— 500.
Что происходит: Похороны должны произойти в день смерти до захода солнца. Если человек умирает ночью — хоронят на следующий день. В день смерти все приходят в дом покойника с едой, чтобы хозяева 3 дня не готовили. На прощание перед чайханой приходят только мужчины. Мулла спрашивает — «Есть ли претензии к покойнику?» Все говорят: «Нет. Был хороший человек». Нельзя, чтобы покойник ушел в другой мир с долгами и порицанием близких. На кладбище несет все Махалля. Мужчины сменяют друг друга — нести иногда далеко. Любой проезжающий на машине или просто прохожий может остановиться, и ему сразу дадут место — нести гроб. Через три дня — худои (поминки), готовятся только плов и чай. Через 20 дней (егерма) приходят проститься мужчины. Через 40 дней — женщины. Женщины приходят в дом покойника, но никогда не идут с процессией на кладбище. Траур — год.

Рецепт Самаркандского плова (на 10 человек)

Ингредиенты
2 кг риса
1 л кунжутного масла
2 кг моркови неочищенной
2 кг баранины (можно и говядины)
репчатый лук, чеснок, барбарис, зира.

Способ приготовления
(1) Прочитать молитву.
(2) Рис перебрать, промыть минимум 5—6 раз. Если рис не очень хороший, замочить в соленой теплой воде минут на 30. («Он от этого сильнее становится», — сказал Зафар-ака). Промывая рис, нужно помнить, что это — зубы Пророка Мухаммеда! Ни одна рисинка не должна упасть в нечистое место (например, в канализацию)! Когда же его промывают над землей, то если упадет 2—3 зернышка — это не страшно, это допустимо. Самый правильный плов варится на костре.
(3) Подождать, пока казан раскалится, налить масло.
(4) Побросать в казан мясо кусками (размер куска — с пол-ладони).
(5) Потом 3—4 нашинкованные луковицы. Обжаривать все 15—20 мин. (лук не должен пригореть). Крышкой казан не закрывать.
(6) Засыпать нашинкованную морковь. Прикрыть казан крышкой на 5 минут, затем долить воды (желательно кипяченой) так, чтобы она была на уровне моркови.
(7) Добавить барбарис, зиру (обязательно!), головку чеснока и соль по вкусу. После закипания 30 минут томить на малом огне с закрытой крышкой.
(8) Высыпать в казан рис. Шумовкой выровнять массу и залить ее горячей водой на одну фалангу пальца выше, чем рис.
(9) Выпаривать воду на самом большом огне при открытой крышке 20 минут. Содержимое котла должно кипеть равномерно. Шумовкой переворачивать слой риса и разрыхлять его 5—10 минут. Затем опять сравнять рис шумовкой, утрамбовать и по звуку определить количество влаги: звук звонкий — рис готов, глухой — не готов. («Зафар-ака, а как узнать, что звук правильный?» — «Если как по телу, то готово»). Если звук звонкий — нужно сделать самый маленький огонь, собрать рис куполом, проделать в нем 5—6 дырок до самого дна длинным узким предметом. Прикрыть герметичной крышкой и потомить плов еще 30—40 минут.
(10) Плов выложить на блюдо в обратном порядке: сначала рис, затем морковку, а сверху мясо. Мясо разбирает руками на куски самый младший за столом.

А вы думали, это легко?

Фото Андрея Семашко

В Турции наступила горячая пора свадеб (для торжества по случаю бракосочетания и праздника по поводу обрезания мальчика применяется одно и то же слово, только к последнему прибавляется слово сюннет-сюннет дююну).
Этим летом нас просто завалили приглашениями одноклассники сына. Первые-вторые классы, думаю,-самый пик проведения этих мероприятий. Бедные родители мальчиков (нам это тоже предстоит) тратят огромные суммы на организацию «банкета». Сюннет и свадьба- два самых расточительных события в жизни турок.
Оставшиеся у меня на руках приглашения. Остальные полетели в мусорку, тк никаких средств не хватит уважить всех.. В подарок обычно дарят мелкую золотую монетку (что-то около 150-160 лир) или деньги.

DSCF4702
Вот не люблю все эти дююны даже в плане выбора наряда. Турчанки, понятное дело, ходят на такие мероприятия достаточно часто. Вечерние платья у них в шкафу не пылятся. Что одела на свадьбу к подруге, можно с успехом одеть на сюннет какого-нибудь дальнего родственника. А у меня круг общения достаточно тесный. Если покупать наряд, то второй раз повториться возможности практически не будет. Стараюсь покупать более коктейльные варианты , которые потом можно будет одевать в обычной жизни.
В этот раз купила босоножки Беймен за смешные для этого качества 70 лир ( по скидосам разумеется) и в дебрях аутлета раскопала платье Армани, которое со штуки опустилось до двухсот. Получилось не так уж и дешево (и не дорого) по турецким меркам, но качественно и носибельно в любой ситуации.
mama77

Праздник проходил в Ataköy spor tesisleri, верхний салон. Стоимость праздника в этом заведении-45 лир на человека.

baloSalonu4
Зал

baloSalonu8
В приглашении обычно указывается будет ли праздник с ужином (йемекли) или придется довольствоваться колой и орешками)))
Оформление стола.
Были различные мезе и рис с ягненком. IMG_3183
Виновник торжества. Костюм мальчикам покупается специально к этому дню. Сверху еще одевается расшитый кафтан или накидка.
DSCF4614
У мам своя мода. Считается, что платье должно быть белое, «типа я-невеста». Сестра мужа сказала, что такая мода только в Стамбуле (она живет в Измире). Девочки, кто в других городах живет, у вас тоже предпочитают белый цвет?
10405705_10203100161777269_1050271849_n
Детей весь вечер развлекал клоун. Вместо ребенка мне вернули пирата)))
mama76
Турецкие сборища лично мне кажутся скучноватыми. Праздник открывается торжественным выходом ребенка и медленным танцем родителей.
Потом ребенка усаживают на трон и приглашенные выстраиваются в очередь, чтобы отдать подарок (приколоть ребенку на одежду монетку или деньги) и сделать фотку на память.
После этой процедуры вручаются небольшие подарочки. В этот раз выдали вот такого крохотного лебедя с локумом внутри. Кстати, весьма оригинально. Оставила себе на память, буду к кофе сладости в нем подавать.
mama75
Ну а дальше весь вечер народно-хороводное.

В очередной раз отметила как ловко включают турчанки «полный игнор».  Вот зашел ты в зал. Ест-но охватываешь взглядом все пространство салона ( думаю, что такое поведение у всех людей независимо от национальности), видишь знакомые лица. Вроде как, вновь пришедшему полагается подойти и поздороваться. Ан нет… Вот смотрит тебе в лицо и «включает стенку». Не видит она тебя и все! Подходят турчанки только к тем людям, которые им на данный момент интересны или находятся в статусе «нужно» (родственники, например). Я уже давно перестала им кивать головой или махать руками, чтобы не выглядеть полной дурой. Здороваюсь только тогда, когда сталкиваемся нос к носу. В ответ:
-Ой, и ты здесь дорогая (ню-ню, а то ты меня до этого момента не видела)?
Те, кому я нужна, сами подойдут.
Здороваюсь теперь только тогда, когда вхожу в помещение. Подхожу всегда ко всем присутствующим знакомым. Ну а после нас, как говорится, хоть потоп)))

PS Фотографии с лицами просьба не копировать.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник сбывшейся мечты
  • Праздник сбора урожая у удмуртов
  • Праздник сбора урожая у разных народов
  • Праздник сбора урожая у евреев
  • Праздник сбора урожая татарский