Дата события уникальна для каждого года. В 2023 году эта дата — 8 декабря
Праздник свечей, которые зажигают в честь чуда (Фото: tomertu, по лицензии Shutterstock.com)
Ханука — это еврейский праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, происшедшего при освящении Храма после победы войска Иегуды Маккавея над войсками царя Антиоха в 164 году до нашей эры. Этот праздник начинается 25-го числа еврейского месяца кислева и длится восемь дней.
В 332 году до н.э. Иудея добровольно перешла под власть Александра Македонского, который придерживался политики невмешательства в религиозную жизнь евреев. После смерти Александра в 323 году до н.э. и множества войн, которые вели между собой его наследники, к власти пришла египетская династия Птолемеев, и последующее столетие прошло в состоянии относительной стабильности.
В 198 году до н.э. Птолемеи были разгромлены Селевкидами (ассирийскими греками), в руки которых попала и Иудея. Поначалу общая ситуация казалась неизменной и даже отчасти улучшилась. Евреи получили письменные гарантии, подтверждающие их право жить «по законам своих отцов», и налоговое бремя было несколько уменьшено. Но затем Селевкиды начали предпринимать попытки эллинизировать евреев. Греческая философия и культура постепенно стали проникать в еврейскую среду.
В 175 году до н.э. к власти пришел Антиох Епифан, при нем эллинизация негреческого населения приобрела особо жесткие формы. Тора стала запретной книгой, соблюдение еврейских законов — серьезным преступлением, повсюду были установлены идолы. Антиох дал свое имя Иерусалиму, храмовые сокровища были конфискованы, а сам Храм разграблен.
В ответ в Иудее началось восстание под предводительством семьи Маккавеев. По сравнению с войском Антиоха, повстанческая армия была малочисленна, плохо вооружена и подготовлена. Возглавлявший армию Иегуда Маккавей, понимая это, избегал открытых сражений, не давая противнику возможности воспользоваться численным преимуществом. Нападая на отдельные отряды греков, повстанческая армия одерживала одну победу за другой. За три года она вытеснила завоевателей с территории страны и освободила Иерусалим, доказав, тем самым, что высокая цель и сила духа порой имеют решающее значение.
Предание гласит, что поднявшись на Храмовую гору, евреи нашли в Храме масло для лампад, достаточное для поддержания огня лишь в течение одного дня. Однако, чудесным образом огонь в золотой меноре горел целых восемь дней, в течение которых приготовили новые запасы масла. Так был заново освящен Храм. В память об этом событии в праздник каждый вечер зажигают свечи: одну — в первый день праздника, две — во второй, три — в третий и так далее, до восьми, используя для этого, как правило, специальный подсвечник — ханукию. Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму».
В Хануку у детей каникулы, принято дарить им игрушки и давать деньги. О давних событиях напоминает также игра в ханукальный волчок, на каждой из четырех граней которого написана первая буква слов фразы «Чудо великое было здесь» (если дело происходит в Израиле) или «Чудо великое было там» (в диаспоре).
Оглавление
Праздник Хануки [↑]
Этот восьмидневный праздник начинается двадцать пятого Кислева. Вечером — накануне первого дня Хануки — начинают зажигать ханукальный светильник и зажигают его каждый вечер в течение восьми дней.
Что такое Ханука? [↑]
Наши наставники учили: «25-е Кислева — начало восьми дней Хануки. В эти дни не оплакивают умерших и не постятся.
Когда греки захватили Храм, они осквернили все масло для светильника. После победы Хашмонаев они искали масло и нашли только один кувшин, запечатанный печатью первосвященника. В нем было масла лишь на один день, но произошло чудо, и оно горело восемь дней. На следующий год в эти дни был установлен праздник благодарения и прославления Вс-вышнего.» (Шабат, 21)
«Во времена Второго Храма греческие цари издали злодейские указы, запрещающие веру Израиля, не позволяли изучать Тору и исполнять заповеди. Они грабили евреев и преследовали их, ворвались в Храм и осквернили его чистоту. Они жестоко притесняли Израиль, пока Вс-вышний не спас его от преследований. Тогда усилились Хашмонаи, семейство первосвященников, и спасли Израиль от врагов и поставили царя из священников. После этого на двести лет Израиль стал независимым — вплоть до гибели Второго Храма.
Когда Израиль победил и уничтожил своих врагов, был двадцать пятый день месяца Кислев. Вступившие в Храм нашли только один кувшин чистого масла для светильника, которого могло хватить только на один день. Но оно горело в храмовых светильниках восемь дней, пока не было приготовлено новое чистое масло.» (Рамбам, «Законы Хануки», 3)
Ханукальные свечи
Как пишет далее Рамбам и другие комментаторы, мудрецы того поколения решили сделать эти восемь дней (начинающиеся двадцать пятого Кислева) днями радости и прославления Вс-вышнего и постановили каждый вечер зажигать светильники у входа в дом, чтобы открыто свидетельствовать о чуде. Этот праздник назвали «Ханукой» — днем, когда еврейский народ, наконец, вздохнул свободно.
В самом названии праздника содержится намек на это. Дело в том, что слово «Ханука» можно прочитать как Хану-ка, на иврите — «отдохнули двадцать пятого».
Дни Хануки — дни прославления и благодарения. Для того, чтобы прославлять в эти дни Вс-вышнего, в утренней молитве Шахарит в Хануку читают Галлель — специально отобранные Псалмы Давида — целиком, не пропуская отрывки, которые пропускают в Рош Ходеш, в седьмой день Песаха и в полупраздничные дни (холь hа-моэд) Песаха.
В знак нашей благодарности за чудесное спасение, посланное нам Вс-вышним во времена Хашмонаев, мы включаем во все молитвы и некоторые благословения особый ханукальный отрывок: «За чудеса… совершенные в дни Матитьягу — первосвященника…»
Ханукальные светильники [↑]
Если это возможно, следует наполнять ханукальные светильники очищенным оливковым маслом и пользоваться фитилем, скрученным из хлопковых волокон, поскольку в таком случае светильник дает ясный, чистый свет и напоминает о светильниках, стоявших в Храме, в которых тоже горело оливковое масло. Но годятся и любые другие масло и фитиль, если их пламя горит ровно и не дает копоти. Можно зажигать и восковые, сальные или парафиновые свечи.
Для исполнения заповеди достаточно каждый день Хануки зажечь как минимум одну свечу.
Свеча может быть и парафиновой, но лучше — свеча с оливковым маслом, в память о Храмовой Меноре
Светильник должен быть красивым и хорошо начищенным, желательно — металлическим или стеклянным. В глиняном светильнике можно зажечь огонь только один раз, ибо он сразу же становится непривлекательным и не годится для исполнения заповеди уже назавтра.
Остатки фитиля и масла, использованных для зажигания ханукального светильника, можно использовать еще раз.
Это же относится и к парафиновым и восковым свечам — все пригодные для исполнения заповеди предметы можно использовать изо дня в день.
Как их зажигают [↑]
В первый праздничный вечер зажигают один светильник, во второй — два и так далее, так что в восьмой вечер зажигают восемь светильников.
Ханукальный светильник — «Ханукия»: каждый день зажигают на одну свечу больше
Берут «ханукию» — ханукальный подсвечник с восемью светильниками — и зажигают в первый день крайний правый светильник.
Во второй день к нему добавляют один светильник слева и начинают зажигать с него (т.е. зажигают слева направо), и так каждый день — прибавляют по светильнику слева и начинают зажигать огни с него, то есть слева направо.
Этот порядок установлен, чтобы напомнить, что каждый новый светильник драгоценнее предыдущего, ибо напоминает о чуде, становившемся все более явным и значительным с каждым днем. Поэтому всегда зажигают первым новый светильник; зажигание их слева направо — часть общего правила, установленного для всех мицвот, к которым это может относиться: двигаться слева направо.
Светильники должны располагаться на одной линии и иметь одинаковую высоту. Между светильниками должно быть достаточное расстояние, чтобы каждый из них горел отдельно, пламя их не сливалось и жар одной свечи не оплавлял другую.
В первый вечер Хануки, прежде чем зажечь светильники, произносят три благословения:
«Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать ханукальный светильник», «Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, совершивший чудеса для наших отцов в те дни, в это время [года]» и «Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, давший нам дожить, досуществовать и дойти до этого времени».
После этого зажигают светильники.
Третье благословение — «Давший нам дожить…» — произносят только, когда зажигают светильники в первый раз в течение праздника — либо в первый день его, либо во второй, третий и т.д., если что-либо помешало зажечь их раньше — и больше не повторяют.
Кроме ханукальных огней принято зажигать еще один, дополнительный светильник — шамаш («служебный»).
Шамаш используется для освещения, от него можно зажигать другие огни, в то время, как ханукальные светильники нельзя использовать ни для какой другой цели, кроме выполнения заповеди. Поэтому обычно зажигают ханукальные светильники от шамаша и оставляют шамаш рядом, на том же подсвечнике. Однако его нельзя ставить в один ряд с ханукальными светильниками, ибо должно быть заметно, что он не является одним из них.
Необходимо также, чтобы чтобы помещение было достаточно освещено и без ханукальных светильников и шамаша.
Не принято зажигать друг от друга даже ханукальные светильники, находящиеся на одной «ханукии».
Во время зажигания светильников все домочадцы должны собраться вместе, ибо заповедь требует именно огласки, прославления чуда.
После зажигания первого светильника произносят или поют слова «аНерот алалу» («Эти светильники»), а также праздничные песни.
Где зажигают Ханукию [↑]
Мудрецы постановили, что светильники следует зажигать у главного, ближайшего к Ршут Гарабим («Общественной территории») входа в дом, с левой стороны двери, напротив мезузы. Светильники не должны находиться на высоте, меньшей трех ладоней (около 24 см) и большей десяти ладоней (около 80 см) от земли. Тем не менее, если светильники установлены на высоте от 10 до 20 ладоней, заповедь все-таки считается выполненной.
Все эти правила установлены для лучшего прославления чуда, ибо в этом месте и на этой высоте светильники наиболее заметны.
В наше время многие ставят светильники на подоконники окон, выходящих на улицу.
Светильники не следует ставить на стол внутри квартиры, поскольку в таком случае не происходит всеобщее, публичное «оглашение» чуда.
Тому, кто живет в высоком доме, и его окно выходит на улицу на высоте более двадцати локтей (т.е. около десяти метров), не следует зажигать светильники на подоконнике. В таком случае предпочтительнее зажечь их у того входа в квартиру, которым пользуется большинство входящих, с левой стороны двери.
Когда зажигают Ханукальные свечи [↑]
Существует два наиболее распространенных обычая:
1. Зажигать ханукальные светильники с закатом солнца (согласно мнению Виленского гаона раби Элияу). Так поступают во многих литовских общинах (некоторые ждут несколько минут после заката солнца).
2. Зажигать с выходом звезд, так поступают во многих хасидских и сефардских общинах. Как правило, после появления звезд произносят вечернюю молитву Маарив и тотчас после этого зажигают ханукальные огни.
Каждый должен поступать в соответствии с обычаем, принятым у него в общине.
Если это время было по каким-то причинам пропущено, ханукальные свечи можно зажечь на протяжении всей ночи, пока члены семьи не спят.
Тот, кто не смог зажечь светильники, пока члены его семьи бодрствовали, зажигает их, когда они спят, но без благословения. Тот, кто не успел зажечь их до рассвета, уже не должен зажигать их в этот день.
За полчаса до времени зажигания свечей нельзя есть и пить опьяняющие напитки, а после появления первых звезд, когда уже можно зажигать свечи, или, по мнению Виленского гаона, после захода солнца, запрещается даже учить Тору до тех пор, пока не будет исполнена заповедь.
Светильники должны гореть не меньше получаса после выхода звезд. Поэтому необходимо заранее заправить их соответствующим количеством масла. Те, кто зажигают светильники раньше, сразу после захода солнца, должны позаботиться, чтобы они горели не меньше пятидесяти минут, то есть чтобы после появления звезд оставалось достаточно масла для горения хотя бы полчаса.
Если масла не хватило на полчаса, его не следут добавлять, ибо заповедь все равно не будет считаться выполненной. Нужно погасить все светильники, заправить их и зажечь заново.
Если масла налито вдоволь, через полчаса светильники можно погасить, чтобы сохранить масло назавтра или воспользоваться им для других нужд. Все это — лишь при условии, что так было намечено поступить заранее. Но если с самого начала не была обусловлена возможность его использования в других целях, остаток масла и фитиля (не использованный при зажигании светильника в последний день праздника) можно только сжечь, устроив из них костер.
Все время, пока ханукальный светильник горит, даже если обязательные полчаса уже прошли, его нельзя использовать для освещения и переносить с места на место. Сначала надо погасить огонь, а потом зажечь его снова, уже для будничных нужд.
В канун субботы зажигают сначала ханукальные светильники, а затем субботние. Это происходит задолго до захода солнца, поэтому необходимо залить в светильники побольше масла, чтобы после появления звезд они горели хотя бы полчаса.
На исходе субботы вначале совершают Гавдалу над вином, и лишь затем зажигают ханукальные огни. Однако существует и противоположный обычай, и каждый должен следовать тому, который принят у него в общине. У сефардских евреев принято в синагоге зажигать ханукальные огни до Гавдалы, а дома — наоборот.
Кто зажигает Ханукальные свечи [↑]
Исполнять эту заповедь обязаны все — и мужчины, и женщины. Даже ребенок старше девяти лет обязан зажигать ханукальные светильники, если кто-то из членов семьи не сделал это за него.
Сын, живущий в доме у своего отца, обязан зажечь отдельный светильник, если у него есть своя комната или угол в доме. Если нет, светильники за него зажигает отец. У сефардских евреев принято, что ханукальные светильники за всех домочадцев зажигает глава семьи.
Гость тоже должен зажигать светильники, если ему отведена в доме особая комната или угол. Если нет, то он обязательно должен принять хотя бы символическое участие в расходах, связанных с зажиганием светильников, и тогда заповедь за него может выполнить хозяин дома.
В синагоге ханукальные светильники благословляют и зажигают между молитвами Минха и Маарив. Тот, кто благословил и зажег светильники в синагоге, дома делает это еще раз.
Вообще — зажигать светильники надо повсюду, где постоянно собираются люди — ради публичного свидетельства о чуде.
В синагоге ханукальные светильники зажигают у южной стены здания.
В доме, где ханукальные светильники зажигают несколько человек, нужно поставить подсвечники на таком расстоянии друг от друга, чтобы было хорошо видно, сколько огней зажег каждый.
«Заповедь Хануки в высшей, особой степени угодна Вс-вышнему. Человек должен исполнять ее со всей тщательностью, повествуя о чуде и умножая хвалы Вс-вышнему, сделавшему его для нас. Даже тот, кто кормится подаянием, пусть попросит милостыню или продаст свою одежду, купит на добытые таким образом деньги масло и зажжет светильник.
Тот, перед кем в канун субботы стоит выбор — купить масла для ханукальных светильников или вино для субботнего кидуша, должен предпочесть заповедь Хануки и купить масло, даже если в таком случае у него не будет вина для кидуша.
Поскольку обе эти заповеди установлены еврейскими мудрецами, следует предпочесть ту, которая содержит память о чуде.» (Рамбам)
Законы Хануки [↑]
Все восемь дней Хануки в утреннюю молитву включается полный Галлель, а специальный ханукальный фрагмент «За чудеса…» включается во все молитвы и некоторые благословения (в том числе в благословение после трапезы — Биркат Амазон).
В синагогах читают раздел Торы «Начальники колен» (Бамидбар, 7), рассказывающий о жертвах, приносившихся в Храме при обновлении жертвенника. Каждый день читают о жертвах, принесенным главой одного из колен, а в восьмой день читают о жертвоприношениях главы восьмого и всех оставшихся колен. Затем читают «Это — [дары] в честь обновления жертвенника…» и завершают чтение Торы первой частью раздела «Когда ты будешь зажигать светильники» — до слов «Так сделал он светильник».
Тот, кто по ошибке пропустил слова «За чудеса…» в молитве «Восемнадцать благословений» и вспомнил об этом до того, как произнес Имя Вс-вышнего в конце благословения «Благодарим…», возвращается назад и произносит отрывок «За чудеса…» если же он вспомнил об этом позже, то заканчивает молитву без этого фрагмента.
Если Рош Ходеш Тевет пришелся на субботу, то в Биркат Гамазон читаются три дополнительных фрагмента: «За чудеса» — в честь Хануки, «Да будет угодно…» — в честь субботы и «Да поднимется и придет…» — в честь Рош Ходеш. Это — самое длинное благословение после трапезы в году! В синагоге в таком случае выносят сразу три свитка Торы. По одному из них шесть человек читают недельную главу Торы, по другому седьмой человек читает отрывок, посвященный жертвам новомесячья, а по третьему читают о жертвоприношениях глав колен — в честь Хануки.
Все восемь дней Хануки не оплакивают мертвых и не постятся, однако можно совершать любую работу. Однако если умер еврейский мудрец — его оплакивают и в Хануку.
Магарилъ писал: «Традиция донесла до нас, что не следует работать в то время, когда горят ханукальные светильники, то есть, в то время, когда исполняется заповедь». Намек на это содержится в самом слове Ханука — «Хану-ка» («отдохнули 25-го [Кислева]»).
Существует обычай, запрещающий женщинам работать, пока горят ханукальные светильники, и от него не следует отступать. В некоторых сефардских общинах женщины не работают либо все восемь дней праздника, либо в первый и последний его дни.
Женщины выполняют обычай воздерживаться в Хануку от работы более строго, чем мужчины, потому, что военной победой над греками еврейский народ был, как рассказывает Талмуд, в значительной степени обязан женщине — Йегудит, дочери первосвященника Йоханана. Этот обычай является признанием заслуг еврейских женщин всех поколений.
В дни Хануки принято есть блюда, приправленные маслом или поджаренные на нем, в память о кувшине с оливковым маслом, благодаря которому совершилось чудо.
На Хануку принято жарить традиционные пончики — суфганиет.
Также жарят на масле картофельные оладьи — латкес
Обычаи Хануки [↑]
Хотя в Хануку не обязательно устраивать праздничную трапезу, большинство евреев все-таки старается в эти дни садиться за стол в праздничной обстановке, беседовать о Торе и рассказывать о чудесах Хануки.
В сефардских общинах Иерусалима устраивают в дни Хануки многолюдные застолья, одна из задач которых — мирить людей, поссорившихся между собой.
В Хануку уделяют особое внимание обучению детей Торе. Во многих общинах устраиваются различные мероприятия, задача которых — пробудить в детях тягу к глубокому изучению Торы. Существует обычай раздавать детям в ходе этих мероприятий «ханукальные деньги» с тем, чтобы привлечь их внимание и интерес.
В диаспоре многие раввины покидали в дни Хануки свои города и отправлялись в деревни и местечки, где жили евреи, чтобы обучать их Торе. Таким образом евреи, жившие в далеких деревнях, могли хотя бы раз в году встретиться с выдающимися знатоками Торы и поучиться у них.
Дети в дни Хануки играют в свивон — четырехгранный волчок, на гранях которого начертаны еврейские буквы нун, гимел, гэй и пэй (в диаспоре — шин). Это первые буквы слов фразы «Великое чудо произошло здесь (в диаспоре — там, в Эрец Исраэль)». Игра в свивон была придумана для того, чтобы даже самые маленькие дети задумались о чуде Хануки.
Главный обычай Хануки — Хинух, воспитание — (однокоренное со словом «Ханука» слово на иврите) — воспитание как детей, так и всего народа. Его задача — добиться того, чтобы евреи не забывали о милости, оказанной им Вс-вышним, прославляли Его и исполняли Его заповеди.
День Обновления [↑]
День двадцать пятого Кислева, когда произошло обновление (очищение и освящение) жертвенника во времена Хашмонаев, был выделен для этой цели еще со времен Дарования Торы. Об этом дне говорил позднее пророк Хаггай. Смысл его предсказания стал полностью понятен только во времена Хашмонаев.
Вот что говорят об этом наши мудрецы.
Рабби Ханина сказал: «Работы по изготовлению Мишкана (Скинии Завета) в пустыне были закончены 25-го Кислева. Однако он хранился в разобранном виде до 1-го Нисана, когда, по приказу Вс-вышнего, Моше собрал его».
«Моше пришлось ждать так много времени, потому что Вс-вышний хотел отложить освящение Мишкана до радостного месяца Нисан. Поскольку, таким образом, месяц Кислев лишился этой высокой чести, Вс-вышний решил возместить ему потерянное. Это и произошло в Хануку, когда Хашмонаи обновили жертвенник во Втором Храме». (Ялкут, 184)
Позднее, когда первые изгнанники вернулись из Вавилона и начали строить Второй Храм, фундамент нового здания был завершен 24-го Кислева. 25-го Кислева евреи праздновали это событие. Однако пророк Хаггай написал: «Обратите ваши сердца от этого дня и далее, от двадцать четвертого дня девятого месяца, от того дня, когда был основан Храм Г-спода, обратите ваши сердца». (Хаггай, 2)
В этих словах был скрыт намек. «Обратите ваши сердца от этого дня далее» значило — не празднуйте его, празднуйте следующий за ним день, 25-е Кислева, когда придет его срок. Об этом же свидетельствует и то, что гематрия слов «ваши сердца» равна девяноста четырем и совпадает с гематрией слова «Ханука».
р. Элияу Ки-Тов, «Книга нашего наследия»
Ханука – один из самых важных еврейских праздников. Ежегодно иудейский мир отмечает восемь дней “обновления”, что и значит название праздника. Празднование Хануки связано со старинными обрядами, ритуалами и поверьями.
В 25-й день Кислева (приблизительно 9-12 декабря) начинается празднество, которое отмечают евреи в каждом уголке мира. Ханука – не просто торжество, оно имеет немало священных символов. Почему же в этот праздник еврейский народ зажигает свечи? И какие другие интересные традиции связаны с Ханукой?
Значение Хануки
Ханука – один из древнейших праздников, что сохранились и дошли до наших дней, не претерпев особых изменений. Хочу заметить, что еврейский календарь значительно отличается от привычного нам, поэтому 9-12 декабря – лишь условная дата начала Хануки. Однако именно конец года является ключевым для праздника. В это время дни становятся короче, а ночи – темнее и длиннее.
Название праздника таит в себе немало загадок. Если мы попробуем перевести его дословно, то получим следующее: “хану” – “достижение покоя” и “ку” – “двадцать пять”. На первый взгляд, кажется не совсем понятным, но я постараюсь объяснить истинный смысл этих слов.
Флёрова Елена Николаевна «Ханука»
Как уже было отмечено, начинается празднование 25-го числа Кислева. Это не просто выбранная дата – именно в этот день евреи одержали победу над греками в 164 году до нашей эры.
Ещё одна версия происхождения названия Хануки – от слова “лахант, что означать “очищение”. Как раз в этот день было повторно совершено освящение Иерусалимского храма, алтарь которого был осквернён. В наше время Хануку можно по праву назвать торжеством света.
Празднование Хануки, 1949 год
История праздника Ханука
Но когда же впервые стали её праздновать? В далёком прошлом, ещё во времена правления Александра Македонского, когда земли Израиля принадлежал Сирии и Греции, два народа пытались найти взаимопонимание.
Евреи старались оставаться законопослушными гражданами, а греки снисходительно относились к иной вере на завоёванных землях. Когда к власти приходит Антиох IV Эпифан, начинаются резкие перемены в худшую сторону. Новый сирийский властитель старался навязать покорённым народам греческие верования, что вызывало волнения и отторжение.
Грозя казнью евреям, Антиох IV запрещал исповедовать собственную религию. Более того, в Иерусалимском храме был установлен алтарь Зевса, что стало страшным осквернением священного места. Конечно, подобные поступки Антиоха вызывали всё больше гнева народа.
Итогом стало восстание в Модине, а через несколько лет евреи восстановили справедливость.Если же посчитать общее время борьбы, получим то же число – двадцать пять лет. Предания рассказывают, что после повторного освящения храма были выброшены все реликвии идолопоклонников.
Но евреи столкнулись с трудностью. Практически все кувшины с маслом, что поддерживало огонь в светильнике, были осквернены. Оставался лишь совсем крошечный сосуд. Масла из него едва хватило бы на сутки, но случилось невероятное – огонь продолжал гореть все последующие дни, подтверждая свершившееся чудо.
Символы и традиции Хануки
Символом Хануки стала ханукия, именно так евреи называют подставку для свечей. Она отождествляется в этот праздник со стойкостью духа, решимостью и победой света и добра. В древности ханукию было принято вешать возле входной двери слева.
Позднее, когда каменные дома заменили деревянные, и люди стали опасаться пожаров, было негласно решено оставлять подставку со свечами на подоконнике. Сегодня в каждой еврейской семье есть ханукия, причём изделия значительно отличаются по размерам, форме и материалу, из которого сделаны.
На Хануку обязательно нужно зажечь свечи, однако этот процесс должен быть выполнен в соответствии с системой ритуалов. Первым должен зажигаться крайний правый светильник. На следующий день зажигают ту свечу, что находится ближе всего к горящей. Каждый день добавляется по свече, а к концу праздника ханукия сверкает восемью огнями.
Зажигать свечи должен только глава семьи, отец или муж. Это считается особым искусством, поэтому мальчики учатся ему с ранних лет. Евреи верят, что при обряде зажжения огней должна присутствовать вся семья – так происходит благословение.
Зажигать ханукию можно и до заката, однако большинство евреев стараются подарить свечам огонь, когда на небе уже появляются первые звёзды. Хочу отметить, что ритуальные свечи и подставку под них нельзя использовать для бытовых нужд – ханукия должна быть задействована лишь во время праздничных ритуалов.
Как любой другой праздник, Ханука имеет свои поверья и запреты. В этот день нельзя горевать, оплакивать умерших – всё должно быть направлено к светлым помыслам и радости. На Хануку нельзя придерживаться поста, однако и устраивать пышные пиры не стоит.
В Израиле на время дней Хануки школьники отправляются на каникулы, чтобы проводить время с семьями. Женщинам запрещено заниматься домашними делами, хотя сегодня это поверье несколько смягчилось: можно работать, когда горят праздничные свечи. Во время Хануки приветствуются различные детские игры и забавы, за что малыши получают сладости и фрукты.
Ирина Литманович «Ханука. День восьмой», 2011 год
В наше время Ханука стала символом еврейской культуры, что даёт возможность почувствовать себя участником праздника даже туристам. В Израиле с недавних пор принято устанавливать на площадях и улицах большие ханукии, что позволяют душевно приобщиться к празднику даже представителям другой веры. Ханука – это действительно добрый и светлый праздник, что дарит людям радость и самые приятные впечатления.
Каждый год евреи во всём мире отмечают праздник Хануки, важнейший в их культуре, который ещё называют Праздник огней. Длится это празднование восемь дней, начиная с 25 дня месяца кислева по еврейскому календарю. По григорианскому календарю в этот раз выпало на вторую половину декабря. В эти дни все причастные зажигают меноры, раздают золотые монеты и обязательно угощаются сыром. Как зародились все ханукальные традиции и почему о них важно знать не только евреям — далее в обзоре.
Почему Ханука?
Согласно древним еврейским текстам, таким как Талмуд и книги Маккавеев, Ханука имеет глубокие корни. Этот праздник берёт своё начало с восстановления и повторного освящения Второго Храма в Иерусалиме во 2 веке до нашей эры. Настал он после долгого периода греко-сирийской оккупации и осквернения святого места. На самом деле Ханука означает «посвящение». Как и многие другие религиозные и культурные праздники и ритуалы, всё, связанное с Ханукой, со временем изменилось и фактически срослось с рождественскими традициями христианского мира.
Традиция празднования Хануки берёт своё начало во 2 веке и описана в древних текстах Талмуда и книгах Маккавеев.
Когда евреи пребывали в одном культурном пространстве и тесном общении с европейскими христианами в средние века, Ханука стала более заметной. Конечно, ведь христиане всегда пышно отмечали Рождество, привнося в этот праздник заметные символы, которые напоминали о рождении Спасителя. Евреи, наблюдая за этим, тоже стали стремиться превозносить свою символику. Со временем евреи расселились по всему миру, но нигде, наверное, Ханука не отмечается с такой помпой как в Америке. Какие же традиции этого важнейшего еврейского праздника нужно знать даже непосвящённым и почему?
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Где проходят лучшие рождественские ярмарки Европы 2022: Волшебные места для новогоднего настроения
Зажигание меноры
Согласно древним текстам, начало традиции было положено во 2 веке до нашей эры, когда небольшой отряд еврейских воинов, называемых Маккавеи, сверг владычество греко-сирийцев и отвоевал свой разрушенный иерусалимский храм. Когда воины вошли на территорию храма, то обнаружили там только один сосуд с маслом. Они зажгли священные огни на светильнике, который называют менора или ханукия. Масла должно было хватить на один день, но светильник горел целых восемь. Это назвали ханукальным чудом и по сей день событие традиционно празднуют восемь дней.
Зажжённая менора в доме.
С тех пор главным ритуалом Хануки стало зажигание меноры. Обычай сначала предполагал зажигание одной свечи, но постепенно вошло в традицию зажигать восемь свечей — по одной за каждый день праздника.
Огни в окне
Одним из важных аспектов празднования, является распространение информации о чуде Хануки, когда масло, которого было всего на один день, обеспечило восемь дней горения. Для этого все евреи выставляют ханукию в окнах своих домов. Это призвано оповестить всех вокруг о необыкновенном ханукальном чуде. Со временем этот обычай стал таким же публичным, как и украшение рождественской ёлки. Стали проводится публичные церемонии зажигания меноры.
Зажигание меноры стало такой же традицией, как и рождественская ёлка.
Игра в Дрейдл
Ещё одним узнаваемым ритуальным предметом, связанным с Ханукой, является дрейдл. Этот обычай не уходит своими корнями в древность, как пытаются доказать некоторые. Традиция возникла лишь в 18 веке. Скорее всего как адаптация аналогичных европейских игр того времени.
Игра в Дрейдл.
Дрейдл — это волчок, каждая из четырёх сторон которого отмечена отдельной буквой. Означают они «половина», «ничего», «всё» и «положить». Каждый раскрутивший, в зависимости от выпавшей стороны, должен либо положить монеты в общий котёл, либо всё забрать оттуда, либо взять половину или вообще ничего.
Раздача монет
Одно из самых ранних упоминаний о раздаче людям гельт (слово на идиш, означающее «деньги») во время Хануки относится к 16 веку. Берёт обычай своё начало в итальянской и сефардской традиции сбора денег на покупку или пошив одежды для бедных учеников в местных школах. К 19 веку евреи в Восточной Европе начали дарить монеты непосредственно детям в своей семье в качестве подарков на Хануку, что, вероятно, было интерпретацией более раннего обычая.
В 1920-х годах американские кондитеры, такие как нью-йоркская компания Loft’s Candies, в связи с этой традицией начали производить ханукальные монеты из шоколада. Монетки заворачивали в золотую фольгу. По сей день это остаётся его основной формой. На шоколадных монетах часто изображают еврейские символы Маккавеев и древнего храма. Эти же монеты сегодня используют во время игры в дрейдл.
Нью-йоркская компания Loft’s Candies первой придумала производить шоколадные монеты к Хануке.
Пение ханукальных песен, традиционная еда и подарки
Конечно, по радио и телевидению не транслируют пение ханукальных песен, как рождественские гимны или колядки, но их тоже существует огромное количество. Это целый жанр в искусстве. Есть религиозные песни, есть шутливые, есть традиционный фольклор.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Когда на Руси появилась традиция колядования: истоки и правила старого доброго обычая
Основными блюдами на столе в Хануку являются картофельные оладьи «латкес». Часто вместо них подают пончики. Также в эти дни традиционно употребляют много разнообразной молочной продукции. Издавна эта практика ассоциировалось с другим еврейским праздником под названием Шавуот. Отмечают его обычно в конце весны или в начале лета. В Хануку эта традиция стала привлекать особое внимание лишь последние несколько лет.
Картофельные оладьи «латкес».
Многие едят молочные продукты в память о легендарной отважной героине Юдифи. Она подала вражескому военачальнику Олоферну молоко, а потом убила его и спасла таким образом весь еврейский народ. Героизм этой женщины до сих пор вдохновляет, а в её честь на стол подают сыр. Практика в 21 веке весьма популярна.
В Хануку принято также обмениваться подарками. Но это сегодня, так было не всегда. Традиционно это было принадлежностью другого еврейского праздника, называемого Пурим. Он проходит весной. Евреи просто переняли рождественские обычаи христиан и тоже стали дарить друг другу подарки на Хануку. В некоторых семьях принято дарить подарки детям за каждую ночь праздника. Какая хорошая традиция! Наверняка, все дети её бы одобрили, неважно, евреи они или нет.
Традиция дарить подарки каждый день восемь дней подряд понравилась бы всем детям на свете.
В последние годы праздник Хануки довольно тесно переплёлся с рождественскими традициями. Это привело к популяризации и повторному открытию менее распространенных практик и традиций. Как только в интернете появляется что-то, что автор преподносит как почтенный средневековый обычай, то он мгновенно становится вирусным. И это, наверное, правильно. В нынешний век бешеного развития информационных технологий, лёгкости перемещения по земному шару, общество не может не стать мультикультурным. Всё смешивается, некоторые традиции заимствуются и приживаются, другие отмирают. Таков естественный процесс развития.
Новый год — это прекрасное время для всего мира, когда собираются вместе семьи для празднования, вне зависимости от вероисповедания. Подробнее о том, действительно ли христианство имеет языческие корни, сколько было волхвов и другие главные заблуждения о Рождестве, прочтите в другой нашей статье.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Празднества Хануки должны сочетаться с изучением Тора. Хотя у многих людей есть обычай играть в карточные игры на Ханука, Мишна Берура утверждает: «Тот, кто заботится о его душа не должна вовлекаться в карточные игры».
Нет необходимости празднично питаться. Однако это принято праздновать, питаясь специальными блюдами в любом случае, возвещая что о том, что состоялось освящение Храма и Алтаря во время Хануки.
Принято есть молочные продукты, потому что Йехудит, дочь Йоханана Первосвященника, был взят на осквернение греком правитель Олоферн. Она кормила его сыром (чтобы вызвать жажду) и вино (чтобы утолить жажду); и после того, как он напился, она убила ему. Это было одним из событий, которые вызвали восстание Маккавеев. Пищу, жареную в масле, также едят в память о чуде Менора. Латкес и пончики являются наиболее распространенными продуктами.
Любой вид масла приемлем для использования в меноре, однако лучше всего использовать оливковое масло. Масло не должно быть изготовлено запрещенной субстанции, и это не должно быть что-то, из чего запрещено извлекать выгоду.
Свет должен быть четким, а фитили не мерцать. Восковые свечи также приемлемы, при условии, что они имеют один фитиль.
Если в одном домохозяйстве освещается несколько человек, они должны сделать небольшое разделение между их менорами так, чтобы у наблюдателя нет путаницы относительно количества свечей.
В идеале Менора должна быть размещена вне дома, слева от входа.
Принято иметь дополнительную свечу (шамаш), с помощью которой зажигать другие свечи и для того, чтобы использовать это свет. Шамаш должен быть размещен таким образом, чтобы показывает, что это не одна из ханукальных свечей.
Предпочтительно, чтобы свечи были по прямой линии, и не в полукруге, однако разрешается иметь их в полукруг при условии, что каждая свеча четко отделена от остальные.
Лучше всего зажигать в присутствии многих людей по порядку предать огласке чудо.
В первую ночь читаются три брахота, благословения. «Лехадлик нер шел Ханука», «Ше аса ниссим» и «Шехечеяну».
В остальные ночи произносятся только первые два благословения.
Поставьте первую свечу справа от Меноры. На на вторую ночь добавьте свечу слева. Зажгите новейшую свечу сначала и двигайтесь вправо.
Существуют различные обычаи, касающиеся размещения свечи, некоторые следуют справа и слева от наблюдателя со стороны, некоторые следуют справа и слева от человека, освещающего внутри.
На протяжении всех Хануки нельзя держать пост и оплакивать умерших. Только если умирает мудрец-еврей, то его можно оплакать и в Хануку.
Подробнее ➤
Подсвечник Ханукия – это главный символ праздника Ханука. Его зажигание напоминает о чуде, произошедшем в непростой период истории еврейского народа под властью Селевкидов. Для исполнения заповеди пирсум а-ниса (в пер. c арам.: «возвещение о чуде») необходимо соблюсти ряд условий: выбрать соответствующее место и время, произнести благословения и прочее.
Содержание
-
- Что такое праздник Ханука?
- Что такое подсвечник Ханукия?
- В чем разница между Менорой и Ханукией?
- Некоторые законы зажигания Ханукального подсвечника
- Когда зажигают Ханукию?
- Где нужно зажигать Ханукию?
- Как правильно зажигать Ханукию?
- Кто обязан зажигать
- Благословения перед зажиганием ханукальных свечей
- Ханукия своими руками
Что такое праздник Ханука?
Еврейский праздник Ханука появился во II веке до н. э., когда Иудея находилась под властью Сирии. Ее правители насаждали эллинизм еврейскому народу, запрещали изучать Тору и соблюдать заповеди.
Верные Всевышнему евреи восстали под предводительством семьи Хасмонеев (Хашмонаим). После победы над притеснителями 25 кислева 3622 года (139 г. до н.э.) повстанцы освободили оскверненный Храм.
В нем они нашли маленький сосуд с маслом, опечатанный первосвященником и приготовленный им для зажжения Меноры. Этого количества хватило бы только на день горения. Но произошло чудо – свечи горели 8 дней.
В память о чуде и в благодарность Всевышнему мудрецы установили праздник Ханука – дни радости, символизирующие победу чистоты над скверной, света над тьмой. Каждый год праздник отмечают, начиная с 25 кислева на протяжении 8 дней.
К сведению. Праздник стал называться Ханука (в переводе «очищение» или «обновление»), поскольку евреи очистили Храм от идолов и заново его освятили.
Что такое подсвечник Ханукия?
Ханукия (иногда она называется ханукальная Менора) представляет собой восьмиствольный подсвечник, который зажигают в течение восьми дней праздника Ханука. Ханукия может быть любой формы и размера. Она может быть не только золотой, но и серебряной, бронзовой, латунной, медной, железной, а также изготовлена из дерева, камня, стекла. И если материал может быть любой, то сколько свечей должно быть в подсвечнике, строго регламентировано.
К сведению. Ханукии из глины используют только один раз. Уже после первого зажжения они теряют привлекательность, поэтому не подходят для исполнения заповеди.
В чем разница между Менорой и Ханукией?
Визуальная разница между Менорой и Ханукией состоит в числе рожков, или стеблей. У первого подсвечника их семь. У второго – восемь, по количеству дней горения масла.
Первую Менору создал сам Всевышний в первый год выхода из Египта. Впоследствии светильник поместили в Иерусалимский Храм.
По Галахе (еврейскому закону) запрещено изготавливать семисвечник Менору для собственных нужд, т. к. данный светильник предназначен только для Храма.
Еще одно отличие Ханукии от Меноры – расположение чаш подсвечника. Менора должна иметь центральный ствол, из которого выходят шесть ветвей по диагонали или в виде дуги. Ханукия же не должна иметь центральный ствол, поэтому может иметь различные формы, главное, чтобы восемь свечей стояли в ряд и на одном уровне.
Между свечами Ханукии оставляют достаточно свободного пространства. Недопустимо, чтобы фитили переплетались, а ханукальные свечи плавили друг друга.
Некоторые законы зажигания Ханукального подсвечника
Ханукию можно наполнить любым маслом, которое хорошо горит – все виды считаются кошерными. Но предпочтительнее зажигать чистое оливковое. Именно его использовали в Храме, когда произошло ханукальное чудо.
Во время Хануки разрешаются свечи из воска, сала и парафина. Главное, чтобы пламя горело ровно, без копоти. Для получения ясного света фитили желательно сделать из скрученных хлопковых нитей.
Существует еще несколько правил:
- За 30 минут до того, как зажечь ханукальный подсвечник, запрещается начинать хлебную трапезу.
- Свет Ханукльного подсвечника запрещено использовать в качестве источника света – помещение должно быть хорошо освещено другой свечой.
- Во время горения запрещается переставлять Ханукию в другое место.
Подсвечник на Хануку должен гореть не менее 30 минут после выхода звезд. Если масла недостаточно, необходимо затушить все огни, подлить нового и снова зажечь светильник.
Когда зажигают Ханукию?
Празднование Хануки начинается накануне 25 кислева, вечером. Тогда же зажигают первую свечу. Относительно точного времени сложились две традиции:
- На закате солнца или в течение нескольких минут после него.
- С выходом звезд, после чтения молитвы Маарив.
Первый обычай характерен для литовских общин, второй – для хасидских и сефардских.
Если в силу каких-либо причин нужное время упущено, разрешается зажигать ханукальные свечи ночью. Главное, чтобы на улице еще ходили люди. Если Ханукию зажигают дома, то другие члены семьи в это время должны бодрствовать. Если же они уже спят, подсвечник можно зажечь, но уже без благословения.
Важно. Перед субботой сначала зажигают Ханукию, а потом – субботние светильники. Это делается еще днем, поэтому нужно позаботиться о достаточном количестве масла, чтобы оно горело еще полчаса после выхода звезд.
Где нужно зажигать Ханукию?
Ханукию устанавливают так, чтобы ее видел каждый. Обычно подсвечник размещают у парадного входа в дом слева у двери, напротив мезузы (свитка пергамента с отрывками из Торы).
Важно правильно разместить ханукальный светильник по высоте:
- не ниже трех тфахим (27 см);
- не выше 10 тфахим (90 см).
Однако заповедь не будет нарушена, если установить Ханукию выше 10 тфахим.
Допускается ставить Ханукию на подоконник, чтобы весть о чуде распространилась и среди прохожих. Можно разместить подсвечник у входа, слева от двери, или зажечь Ханукию внутри дома, однако для этого должна быть веская причина.
Поскольку правила зажигания Ханукии имеют много нюансов, чтобы выполнить заповедь о ханукальных свечах наилучшим образом, следует посоветоваться с компетентным раввином.
Как правильно зажигать Ханукию?
Еврейская семья должна зажигать свечи в Хануку в присутствии всех ее членов, чтобы чудо получило огласку.
Правильный порядок зажигания Ханукии такой:
- первый день – свеча, расположенная с правого края;
- второй день – добавляют свечу слева от первой свечи и зажигают ее первой;
- третий день – добавляют еще одну свечу слева, и опять огонь на этой свече должен появиться сначала и т. д.
Первой каждый раз разжигают новую, добавленную с левого края свечу. Таким образом получается, что добавляют и зажигают ханукальные свечи слева направо. К последнему праздничному вечеру будут гореть все огни. Такое зажигание свечей напоминает о свершившемся чуде – день ото дня оно проявлялось все сильнее.
Кроме Ханукии зажигают служебную свечу (служку) – шамаш. Она необходима для освещения и зажигания других огней, поскольку ханукальные свечи разрешено использовать только для выполнения заповеди.
Шамаш помещают отдельно или на том же канделябре, но не в ряду с ханукальными свечами. Обязательно должно быть видно, что «служка» не относится к ним.
Кто обязан зажигать
Зажигание свечей на Хануку касается всех – мужчин, женщин и детей старше 9 лет, в случае когда взрослые не делают это за них. Если женщина живет не одна, то обязанность исполнения заповеди лежит на главе семейства.
У взрослого сына, живущего в доме отца, но имеющего собственную комнату или угол, должен быть отдельный светильник. Родители незамужней девушки, которая живет вместе с ними, могут зажигать ханукальный светильник за нее.
К сведению. Если кто-то из домочадцев отсутствует, но другие члены семьи зажигают Ханукию, заповедь считается исполненной.
Гость тоже зажигает Ханукию, если ему выделена отдельная комната. Иначе он обязан поучаствовать в расходах на свечи. Тогда заповедь за него исполнит хозяин дома.
В синагоге ханукальные подсвечники устанавливают у южной стены. Благословение и зажигание проводят между молитвами Минха и Маарив.
Благословения перед зажиганием ханукальных свечей
Перед тем, как зажечь Ханукию, читают два благословения (брахот):
- «Леадлик нер шель ханука» («…зажигать ханукальную свечу»);
- «Ше-аса нисим» («…сотворивший чудеса отцам нашим…»).
В первый вечер Хануки добавляют еще одну браху – «Шеехеяну» (… давший нам жизнь»). В дальнейшем ее не повторяют.
Когда произнесено благословение и зажжена первая свеча, говорят: «Ѓанерот ѓалалу…» («Эти свечи…»), после чего зажигают другие ханукальные свечи и поют праздничный гимн «Маз цур».
К сведению. Кроме этого, по закону Хануки утром в молитве Шахарит читают полный Ѓалель. Во все молитвы и часть благословений добавляют ханукальный фрагмент «Аль а-нисим…» («За чудеса…»).
Ханукия своими руками
Подсвечник на Хануку легко сделать в домашних условиях из:
- деревянной дощечки;
- воска;
- 9 стеклянных пузырьков (8 одинаковых, 1 чуть больше – это шамаш);
- клея;
- песка, мелких камней или соли.
Вместо пузырьков можно использовать бутылки. Но тогда понадобятся высокие свечи.
Порядок действий будет таким:
- Дощечку ошкуривают, натирают воском.
- Намечают места для пузырьков, оставляя между ними достаточное расстояние, на каждое капают клей.
- Приклеивают пузырьки (самый большой – в центре), наполняют их песком, камушками или солью.
- Вставляют свечи.
Такую поделку может сделать даже ребенок, чтобы украсить праздничный стол.
Более трудоемкие варианты – из глины или дерева. Приложив фантазию, из этих материалов можно создать настоящие произведения искусства.
Значение Хануки крайне велико для еврейского народа. Зажигание свечей стало символом духовной стойкости, победы чистоты и искренности над приспособленчеством. Этот праздник наполнен радостью и возвещает всем вокруг о произошедшем чуде.
«Немного света достаточно, чтобы рассеять большую тьму»: история еврейского праздника свечей Хануки
Еще до того, как мы развесим дома гирлянды на свежих новогодних елях, наступит еврейская Ханука – праздник зажжения свечей. В его истории – то, что согревает душу, поддерживает, позволяет надеяться на лучшее – чудо! Ханука – праздник слабых над сильными, сильных духом и верой над врагами и угнетателями. В этом году Ханука начнётся 18 декабря с заходом солнца и продлится до 26 декабря.
Pexels
История
Ханука – еврейский праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, происшедшего при освящении Храма после победы войска
Иегуды Маккавея над войсками царя Антиоха в 164 году до нашей эры. По преданию, когда после победы малочисленных и плохо вооруженных повстанцев над сильной греческой армией, вытеснения завоевателей с территории страны и освобождения Иерусалима евреи поднялись на Храмовую гору и хотели зажечь огни храмового светильника Меноры. Но… в храме не нашлось ни одного запечатанного сосуда с ритуальным чистым елеем – оливковым маслом.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Был лишь один маленький сосуд с нетронутой печатью первосвященника, но масла в нем могло хватить не больше, чем на одни сутки. Менору все же зажгли, и чудесным образом огонь в ней горел целых восемь дней, в течение которых приготовили новые запасы масла. Так был заново освящен Храм.
В память об этом событии на Хануку каждый вечер зажигают свечи: восемь – по числу дней, когда не угасал огонь, и одной дополнительной свечи, от которой зажигают остальные.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В первый день праздника зажигают одну свечу, во второй – две, в третий – три и так далее, до восьми, используя для этого специальный подсвечник – ханукию. Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму».
Традиции
- Ханукальные свечи зажигают после захода солнца – так, чтобы свет был заметен на улице.
- Приходя домой, нужно забыть о том, чем ты был занят на протяжении дня, – «выйти с рынка», как говорят мудрецы. Идея зажигания ханукальных свечей – позволить человеку духовно настроиться на то, что происходит в душе, напомнить об идее и смысле праздника.
- Для праздничного стола готовят блюда, которые содержат много масла: салаты, пончики, пироги, хворост, жареные и тушеные блюда. Классическая ханукальная еда – картофельные драники, латкес.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Дарья Михельсон, руководитель пресс-службы Федерации еврейских общин России
архив пресс-служб
Рассказывает Дарья Михельсон, руководитель пресс-службы Федерации еврейских общин России:
Ханукию ставят не только в домах, но и в синагогах. Торжественно, в присутствии общины, зажигают восьмисвечники на улицах и площадях, чтобы чудо света достигло каждого человека.
К празднику Хануки подходит поговорка «ученье — свет», поскольку в эти дни образованию детей уделяется особое внимание, а знания помогают нам развеять тьму неизвестности. Ребят учат зажигать собственную ханукию, за которой они должны следить в течение всех восьми дней. Им дают деньги, называемые на идише «ханука гелт», чтобы они учились ими распоряжаться и отделять одну десятую их часть на благотворительность.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Взрослые много времени уделяют урокам Торы с детьми. И даже традиционная ханукальная игрушка – волчок, служит напоминаем о смысле праздника: на каждой из четырех его граней написана первая буква слов фразы «Чудо великое было здесь». На идише волчок называется дрейдл, а на иврите – савивон.
И дети, и взрослые очень любят ханукальные угощения — пончики
и драники. Но, поскольку еврейские общины есть во многих странах мира, блюда могут выглядеть по-разному. Например, в общинах Италии оладьи делают не из картофеля, а из риса, изюма, кедровых орехов и яиц. А в общинах евреев Марокко ханукальные пончики больше похожи на знакомые нам всем пышки.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Как приготовить пончики суфганийот на Хануку
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вам понадобится:
500 г муки; 20 г свежих дрожжей; 1 стакан молока; 50 г сливочного масла; 2 яичных желтка; 50 г сахара; 1/2 ч. л. ванильного экстракта; 1/2 ч. л. соли; 250 мл рафинированного растительного масла для фритюра; сахарная пудра для подачи
Способ приготовления:
1. Слегка подогрейте молоко. Дрожжи выложите в миску, добавьте 1 ст. л. сахара и перемешайте. Добавьте 50 мл теплого молока, 1 ст. л. муки и размешайте. Накройте пищевой пленкой и оставьте на 15 минут.
2. Просейте муку с солью в большую миску. Растопите масло, слегка остудите и перемешайте с желтками и ванильным экстрактом.
3. Перелейте в миску с мукой опару, добавьте оставшийся сахар и перемешайте. Потом добавьте смесь из масла и желтков и замесите тесто. Вымешивайте руками 7–10 минут или используйте кухонный комбайн.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
4. Переложите тесто в миску, накройте пищевой пленкой и поставьте подходить в теплое место на 1 час. Обомните и оставьте еще на 15 мин.
5. Разделите тесто на несколько частей. По очереди раскатайте скалкой до толщины 1 см. При помощи круглой формы для печенья вырежьте из теста кружки.
6. Разогрейте масло для фритюра в сотейнике. Жарьте пончики в горячем масле по 1,5–2 минуты
с каждой стороны и выкладывайте на тарелки, застеленные бумажными полотенцами. Подавайте, посыпав сахарной пудрой или украсив глазурью.
Хануку — один из важнейших религиозных еврейских праздников — встречают иудеи по всему миру вечером в воскресенье, 18 декабря. Продлится празднование до 26-го числа. Об истории и традициях Хануки — в материале vtomske.ru.
Ханука с иврита переводится как «освящение», «обновление». Название праздника происходит от выражений «хануккат ха-баит» (освящение Храма) или «хануккат бейт Хашмонаим» (освящение дома Хасмонеев).
Традиция связывает празднование Хануки с еврейским восстанием в 160-х годах до нашей эры против сирийского царя Антиоха IV, который запретил иудаизм. После изгнания захватчиков из Израиля и взятия Иерусалима войсками Иуды Маккавея (из династии Хасмонеев) евреи восстановили оскверненный и частично разрушенный Храм.
В день его освящения следовало зажечь главный храмовый светильник — менору. Его огонь нужно поддерживать постоянно, но масла для светильника оказалось совсем мало — предание гласит, что поднявшись на Храмовую гору, евреи нашли в храме масло для лампад, достаточное для поддержания огня лишь в течение одного дня. Однако чудесным образом огонь в золотой меноре горел целых восемь дней, в течение которых приготовили новые запасы масла. Так был заново освящен Храм.
В память об этом событии в праздник каждый вечер зажигают свечи: одну — в первый день праздника, две — во второй, три — в третий и так далее, до восьми, используя для этого, как правило, специальный подсвечник — ханукию. Ханукия отличается от меноры количеством подсвечников (у ханукии — восемь, у меноры — семь), а также назначением. Ханукия зажигается строго в период отмечания Хануки, тогда как менора обычно зажигается ежедневно.
Ханука начинается 25-го числа еврейского месяца кислева и длится восемь дней — до 2 или 3 тевета.
По григорианскому календарю начало Хануки в 2022 году приходится на вечер 18 декабря, а окончание — на вечер 26 декабря.
В честь праздника каждый вечер люди в синагогах читают молитву «Галель», а дома зажигают свечи, ставят в специальный подсвечник ханукию, который принято помещать на подоконник — считается, что таким образом верующие исполняют завет «разглашать всем чудо». Во время горения свечей женщинам нельзя выполнять какую-либо работу, таким образом они выражают признательность Всевышнему.
Считается, что свет от ханукии рассеивает зло, поэтому исторически сложилась традиция помогать нуждающимся деньгами, чтобы каждый мог себе позволить отметить праздник.
Также в праздник принято дарить детям игрушки и деньги — по обычаю, в ночь на четвертый или пятый день Хануки родители дают детям «ханукальные деньги», часть которых или все им необходимо отдать на благотворительность.
О давних событиях детям напоминает также игра в ханукальный волчок, на каждой из четырех граней которого написана первая буква слов фразы «Чудо великое было здесь».
В дни Хануки устраиваются также обильные трапезы, традиционными блюдами праздника являются картофельные оладьи и пончики, обжаренные в масле и посыпанные пудрой. Сопровождается праздник традиционными песнями и рассказами о чудесах.