Праздник свентовита альфонс муха

В гуще бурных событий начала ХХ века и одновременно вдали от них, в уединении, рождается СЛАВЯНСКАЯ ЭПОПЕЯ Альфонса Мухи - мощная живописная история его народа, которая призвана возвестить чужеземным друзьям и чужеземным врагам, кем мы были, кто мы есть, и к чему мы…

    В гуще бурных событий начала ХХ века и одновременно вдали от них, в уединении, рождается «СЛАВЯНСКАЯ ЭПОПЕЯ» Альфонса Мухи — мощная живописная история его народа, которая призвана «возвестить чужеземным друзьям и чужеземным врагам, кем мы были, кто мы есть, и к чему мы стремимся».

    Для воплощения этого во всех отношениях огромного, а, по замыслу самого художника, монументального произведения, Муха не считает чрезмерными никакие усилия в работе. Начиная с холстов: для картин он выбирает размер полотен свыше шести на восемь метров каждое — в то время максимально возможный для изготовления формат.

Альфонс Муха работает над «Славянской эпопеей» (1920 г.)

  Для того, чтобы натянуть полотна и иметь возможность творить в тишине, полностью отдаваясь своей работе, Муха долго подбирает помещение для своего ателье.

    В 1911 году он находит его в замке ЗБИРОГ, на старой Соляной дороге, на полпути между Пльзенем и Прагой. За сорок лет до этого отличавшийся странностями берлинский магнат железных дорог Бетел Генри Штраусберг перестроил старую крепость над маленькой богемской деревушкой в сказочный замок в стиле нового ренессанса.

Замок ЗБИРОГ

  С тех пор замок пришел в запустение, и в его заколдованной тишине и уединенности Муха находит идеальные условия для работы. Он арендует просторный зал с высокими потолками и окнами верхнего света, а его семья въезжает в задние покои особняка.

  Для того, чтобы найти как можно более точные источники для своих сюжетов, Муха тщательно изучает «Историю чешского народа в Богемии и Моравии», написанную Франтишеком Палацким,

а когда у него возникают трудные вопросы по славянскому фольклору, он «терзает» пражского этнографа Ченека Зиберта.

В 1910 году Муха неоднократно посещает живущего в Париже самого известного в то время знатока истории Богемии, француза Эрнеста Дени.

    Дальнейшие поездки служат Мухе для сбора наглядного материала из жизни славянских народов. В 1913 году, в канун войны, он едет через Польшу и Галицию в Россию, где открывает для себя славянство «чисто византийское, словно окунулся в девятое столетие», — как он пишет жене Марушке, полный восторга и удивления одновременно. Он совершает и еще одно путешествие на Балканы, его путь пролегает до православных монастырей Греции, и у него всегда под рукой фотоаппарат и альбом для набросков.

    Вернувшись в замок Збирог, Муха объединяет весь собранный материал в цикл из двадцати картин.
    Десять картин он посвящает истории Чехии, остальные десять — истории других славянских народов.

    Между угловыми пилонами с мифологической древней историей «Славяне на исконной родине» («Между кнутом турок и мечом готов», 1912 г.), в которой изображена горящая славянская деревня, в то время как языческий священник молит бога Перуна о милости к славянам;

событием новой истории — «Отменой крепостного права на Руси» (1914 г);

и следующим за ним «Апофеозом славянских наций» («Славянство для человечества», 1926 — 1928 гг.), где четыре цветных поля создают структуру картины: синий цвет символизирует мифологическое прошлое, красный отображает полное славных дел Средневековье, черный — период рабства народов, а желтый олицетворяет вновь обретенную независимость и славное будущее;

Муха натягивает грандиозное и своеобразное полотно. До мельчайших деталей прописанные сцены народной жизни сочетаются в нем с парящими мифическими фигурами из мира грез; за театрально-патетическим апофеозом, как, например, «Присяга общества Омладина под славянской липой» (1926 -1928 гг.),

или «Введение славянской литургии»(1912 г.),

или «Проаздник Свентовита на острове Рюген» (1912 г.),

следуют мрачные и отрезвляющие сцены, такие как «Последние дни Яна Амоса Коменского в Наардене» (1918 г.),

или «Поле Грюнвальдской битвы» (1924 г.),

или «После битвы на Витковской горе» (1925 г.),

или «Встреча в Кржижках» (1916 г.),

или «Петер Хильчицкий» (1918 г.).

  Муха отражает в цикле картин и важный момент из истории своего родного города Иванчице: на одном из полотен изображена «Школа моравских братьев в Иванчице» (1914 г.), в которой была начата работа над первым переводом Библии на чешский язык.

  Для осуществления своего проекта Муха приводит в движение весь Збирог. Облаченные в исторические доспехи или одетые в древнеславянские костюмы жители деревни в течение восемнадцати лет, пока художник работает над своим детищем, являются очевидцами и участниками всей изменчивой истории славянских народов.

    Воспитательницу Манку Муха использует как модель для изображения матери с ребенком на переднем плане картины «Праздник Свентовита на Рюгене»; учитель Крайзингер благодаря своей пышной бороде после уроков позирует Мухе в качестве короля гуситов для картины «Йиржи из Подебрад» (1925 г.).

  Для работы над полотнами Муха изо дня в день поднимается на леса и проводит на них по девять-десять часов ежедневно.

   В этом окружении подрастает его сын Йиржи, который передает нам свои яркие впечатления от мастерской отца в Збироге: «Когда я позднее заходил к отцу в ателье, чтобы сообщить, что настало время обеда или готов ужин, я входил в этот огромный зал с чувством внутреннего волнения. Слева на меня взирала фигура нечеловеческих размеров с кольцом в поднятой руке — символ единства на переднем плане картины «Кирилл и Мефодий» («Ведение славянской литургии» — С. В.), — справа на меня смотрела Манка, над которой парили бог Свентовит и волки Тора. В нескольких шагах от меня в небо вздымались столбы дыма — это сгорал в пожаре Цигет. На лестницу, по которой турки взобрались на злополучную башню, я всегда смотрел с опасением».

«Николай Зринский защищает Сигет от турок» (1914 г.)

    В шестом полотне «Славянской эпопеи» — «Коронация сербского короля Стефана Душана царем сербско-греческого царства, 1346» («Славянское законодательство»), (1926 — 1928 гг.), Муха изобразил процессию коронации в Скопье первого славянского царя.

    Не мог, конечно же, Муха пропустить и такого важнейшего события истории славянства, как «Проповедь магистра Яна Гуса в Вифлиемской капелле» (1916 г.),

а также таких исторических фигур, как «Король Пржемысл Отакар Второй» (1924 г.),

«Болгарский царь Симеон» (1926 — 1928 гг.)

и «Ян Милич из Кромержиржа» (1916 г.).

   И разумеется среди монументальных полотен Мухи нашлось место для величайшего православного монастыря.

«Гора Афон» (1914 г.)

 

27 апреля 1919 года в пражском Клементиуме, старом монастыре иезуитов в начале Карлова моста, впервые выставляются на всеобщее обозрение пять картин «Славянской эпопеи», а 21 сентября 1928 года 68-летний художник торжественно передает весь цикл работ Праге.
    Они гордость Мухи и главный труд его жизни, над которым он работал целых восемнадцать лет. Это и подарок Мухи, и его завещание любимой родине, своему народу, славянскому искусству.

    Впрочем, о судьбе дара Альфонса Мухи я расскажу в другой раз.

    Благодарю за внимание.

    Сергей Воробьев.


Альфонс Муха. Эпический триптих «Магия слова» — «Милич из Кромержижа», «Проповедь Яна Гуса в Вифлеемской часовне», «Встреча на Кржижках»

Альфонс Муха — один из ярчайших представителей стиля ар-нуво, его рекламные плакаты и театральные афиши хорошо известны и часто выставляются. Но вот серия монументальных полотен «Славянская эпопея» не так популярна, хотя для самого художника это были программные произведения. В двадцати полотнах показаны переломные вехи истории славянских народов. Этой серии картин приписывают идеи панславизма, патриотизма и национальной идентичности. Известно, что в период написания картин Альфонс Муха посещал Россию.

На создание цикла, который финансировал американский филантроп Чарльз Крейн, у художника ушло 18 лет. «Славянская эпопея» стала подарком Праге в 1928 году на десятую годовщину независимости Чехословакии после распада Австро-Венгерской империи. В том же году серия была впервые показана в пражском Выставочном дворце. При этом было выдвинуто условие, что город должен выделить помещение для постоянной экспозиции полотен. Монументальные полотна имеют внушительные размеры, самые большие из них — 6х8 метров.
Примерно половина картин посвящена чешской истории. Особенно известны первые три картины, написанные в 1912 году. Картина «Славяне на исконной родине» («Между кнутом турок и мечом готов») символически изображает судьбу славян в руках поработителей. На картине — горящая славянская деревня, в то время как языческий священник молит бога Перуна о милости к славянам.


Славяне на исконной Родине, 1912

Картина «Введение славянской литургии» подчёркивает идею сплочённости, для того чтобы добиться права проповедовать христианство на церковно-славянском языке.


Введение славянской литургии, 1912

Праздник в честь бога Свантовита — олицетворение пророческой религии балтийских славян, Свентовит — добрый бог плодородия у части западных славян.


Праздник Свентовита, 1912

В 1914 году Альфонс Муха написал полотно «Отмена крепостного права в России», для этого он посетил Россию и побывал в Троице-Сергиевой лавре, Третьяковской галерее. Муха считал отмену крепостного права важнейшим событием в истории России.


Альфонс Муха. Отмена крепостного права в России, 1914. Холст, масло

Полотно «Братская школа в Иванчицах» посвящено истории гуситской церкви. Изображен процесс создания первой чешской Библии (действие происходит в родном городе Мухи).


Братская школа в Иванчицах (Печатание Кралицкой Библии в Иванчицах),1914

С именем царя Симеона (864-927) связан Золотой век болгарского государства. Болгария превратилась в самое могущественное государство на Балканах и во всей Восточной Европе. Царь Симеон известен как объединитель и человек, привнесший письменность в славянскую культуру.


Царь Симеон Болгарский, 1923


Святая Гора Афон,1923

В полотне «Коронация сербского короля Стефана Душана царем сербско-греческого царства, 1346» («Славянское законодательство») Муха изобразил процессию коронации в Скопье первого славянского царя. Душан Стефан — сербский король с 1331, царь с 1345. В результате длительных войн с Византией присоединил к Сербии ряд территорий и создал обширное сербо-греческое царство.


Коронация сербского царя Стефана Уроша IV Душана как императора Восточной Римской империи, 1926

Современная историческая наука во многих отношениях подтверждает характеристику, которую Муха даёт истории славянских народов. Например, его «Битва при Грюнвальде» убедительно напоминает о конце могущества крестоносцев и об освобождении Польши и Литвы.


После Грюнвальдской битвы, 1924

Следующая картина — это символ национального возрождения, на ней «Омладина» — в 1866-72 годах сербская культурно-просветительская и общественно-политическая молодёжная организация.


Присяга членов организации Омладина под славянской липой, 1926

И, наконец, «Апофеоз славянской истории» в четырёх цветах художник изображает четыре эпохи: древние времена славянской мифологии прикрыты синеватой дымкой, красный цвет символизирует славный средневековый период в истории славянских народов, чёрный является предвестником порабощения, в то время как ясные золотистые тона предвещают свободу. Мечта Альфонса Мухи о единении славян воплотилась только на его полотнах.


Апофеоз истории славянства,1926

Главная работа жизни художника «Славянский эпос» до сих пор остаётся в тени других его знаменитых произведений. Альфонс Муха прославился благодаря своим театральным афишам, декорациям и рекламным плакатам. Наиболее узнаваемые образы художника — прелестные эстетские женщины с цветочными нимбами. Они расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках, игральных картах. В таком же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства", «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде постеров.
Плакат к первой выставке «Славянский эпос» 1928 года хранится в музее Альфонса Мухи в Праге, для него художнику позировала дочь Ярослава.


Славянский эпос, 1928

Около 90 лет полотна находились во временных хранилищах. В 1930-х — 1940-х годах холсты были спрятаны под слоем угля от нацистов. Художник скончался в 1939 году вскоре после допроса в гестапо. Лишь в 1960-х годах картины возвратились из небытия. С 1963 года они украшали Моравско-Крумловский замок. В мае 2012 года после долгого спора с властями города Моравский Крумлов картины вернулись в Прагу.
Сейчас цикл картин Альфонса Мухи «Славянская эпопея» находится в депозитарии в окрестностях Праги. В помещении поддерживается необходимая для сохранности произведений искусства температура и влажность. Установлены защитные системы на случай попытки взлома.

#1

Опубликовано 18 Февраль 2012 — 11:58

Zazizaza

  • Пол:мужской
  • Город:Сибирь
  • Национальность:русский
  • Фенотип: —
  • Вероисповедание:Атеизм

«Сдаётся мне: весь род славян — большая
река, что, путь величественный свой
хоть медленно, но мощно совершая,
течёт упорно к цели вековой;

и, на пути громады гор встречая,
их та река обходит стороной,
и льётся, в рай пустыни превращая,
чрез города живительной волной.

Другие ж шумно катятся народы,
как вздутые напором вешним воды;
но сбыл прилив — и светлый, злачный дол

порою разорён упадком волн их мутных,
развалинами стали кровы сёл,
а жители — сброд нищих бесприютных.»

Ян Коллар «Сонеты». Песнь третья, сонет 5

«…В 1899 году Муха получил от австрийского правительства заказ оформить павильон Боснии-Герцеговины, только что аннексированной Австро-Венгрией в качестве контрибуции, для Всемирной выставки в Париже 1900 года Согласие художника принять заказ от притеснителей славян было проблематично. Он решил эту задачу, превратив интерьер в прославление южных славян и их народных традиций. Любопытно, что австрийские власти приняли эту концепцию. В качестве подготовки Муха проехал по Балканским странам с целью изучения их истории и обычаев. Во время поездки у художника возникла идея нового проекта, который на всю оставшуюся жизнь стал для него главным. Муха задумал серию крупных полотен на тему эпохальной истории славянских народов; задался целью прославить легенды и сказания славян, их взаимное стремление к согласию во имя борьбы с общими завоевателями…»

«…Но главным проектом всегда оставалась «Славянская эпопея». По замыслу Мухи и его спонсора Чарльза Крейна, «Эпопея» включала двадцать полотен — дар гражданам Праги. Проект был монументален как по тематике, так и по размерам; некоторые полотна имели размер 6 на 8 метров. Он охватывал более чем тысячелетнюю историю славян, начинался с легендарного прошлого и заканчивался «Апофеозом славян» в 1926 году, когда отмечалась окончательная победа славянских народов над угнетателем. Муха работал над замыслом с 1912 по 1926 год, тем не менее, одно из полотен так и не было закончено. Серия была разбита на специфические чешские сюжеты и сюжеты из истории других славянских народов, она включала также аллегорические, религиозные, военные и культурные разделы. Все символические сцены были тщательно отобраны по духовному и дидактическому содержанию — результат кропотливого изучения Мухой истории славян и путешествия по Балканским странам и России. На метафорическом фоне художник написал символические бестелесные фигуры и лица с пристально глядящими на зрителя глазами, будто приглашающие нас в пространство между созерцанием и деянием. Собственно говоря, тематика «славянской эпопеи» содержит три плана: прославление таких славянских качеств, как миролюбие, набожность, любовь к учению и искусству; страдание славянских народов от гнёта милитаризовнных соседей и плач по поводу славянского разъединения. …Двадцать полотен, созданые в духе и стиле Мухи, вынашиваемые около двух десятков лет, заслуживают большего успеха, чем остальные работы. «Славянская эпопея» — удивительное доказательство стойкости художника, его самоотверженности, таланта к исторической живописи и мастерства в плоскостном изображении, которое было проявлено ещё в декоративных работах…
…Реакция на «Славянскую эпопею» в Чехословакию и за её пределами была неоднозначна. В 1919 году первые одиннадцать полотен были выставлены в пражском Клементиуме. Огромная масса народа, пришедшая на выставку, одобрила картины. Критика же осталось либо равнодушной, либо откровенно враждебной. Делались замечания, что историко-патриотическая тема профинансированна американским (т.е. чужим) покровителем. Полностью или частично «Славянская эпопея» при жизни Мухи выставлялась в Чехословакии три раза и всегда вызывала шумный успех у публики и пренебрежение со стороны авангарда и творческой элиты.
Совсем по-иному относились к работе художника за рубежом. Хотя мода на Арт Нуво, где он особенно ярко себя проявил, прошла, вкус к искусству Мухи не иссяк. В 1920-1921-х годах в Нью-Йорке и Чикаго были устроены выставки одиннадцати холстов «Славянской эпопеи» и около ста других работ Мухи. Двести тысяч человек посетили выставку в Чикаго и в два раза больше — в Нью-Йорке. Мнение критики отличалось экстравагантностью. «Эпопею» называли одним из величайших произведений настенной живописи, начиная с 16-го века. то же случилось в 1936 году во время ретроспективной выставки Мухи и его соотечественника Франтишека Купки в «Jeu de Paume» в Париже. тогда Муха представил 139 произведений, включая полотна из «Эпопеи». Выставка имела успех и у критики и у публики.
Американская и французская экспозиции принесли Мухе международную известность. На родине отклики на них оказались весьма скромными. В 1928 году Муха и Чарльз Крейн официально представили «Славянскую эпопею» в Муниципалитете Праги. Благодаря спонсорству Крейна были созданы соответсвующие условия для постоянной выставки полотен. Однако город не предоставил постоянного помещения, пообещав сделать это в будущем. Таким образом, после последнего показа в 1933 году полотна свернули и убрали в запасники. там они находились в течение почти тридцати лет, до конца 1962 года. И только усилиями граждан Моравского Крумлова и семьи Мухи картины были реставрированы и получили место в этом маленьком городке…»

Роналд Ф. Липп «Алфонс Муха. Послание и человек»/»Альфонс Муха. Триумф стиля Арт Нуво», 2009 год.

(пунктуация автора сохранена)


Альфонс Муха на выставке «Славянской эпопеи». Клементиум, Прага, 1919 год.

«Славяне на исконной родине». 1912 год, яичная темпера, холст (610х810)

«Введение в славянскую литургию». 1912 год, яичная темпера, холст (610х810)

«Праздник Свентовита». 1912 год, яичная темпера, холст (610х810)

«Оборона Цигета». 1914 год, яичная темпера, холст (610х810)

Картина «Микулаш Зринский защищает Сигет от турок» повествует нам о том, как славянские народы боролись с турецкими захватчиками, их смелость и самопожертвование. Ужас человеческой жертвы и в особенности самопожертвования выражает столб черного дыма на переднем плане картины. Этот прием Альфонс муха использует неслучайно, ведь именно взрыв пороха на складе боеприпасов погубил вместе с захватчиками и тех героических славянских борцов за свободу от турецкого гнета. Эта картина также перекликается с ужасами первой мировой войны, во время которой Альфонс Муха и писал свою работу.

«Печатание Кралицкой Библии в Иванчицах». 1914 год, яичная темпера, холст (610х810)

«Отмена крепостного права на Руси». 1914 год, яичная темпера, холст (610х810)

Во время Первой мировой войны фабрика, изготовляющая холст для полотен, пострадала от бомбардировки, из-за чего размеры последующих картин пришлось уменьшить до 620х215.

«Ян Милич из Кромержиржа». 1916 год, яичная темпера, холст (620х215)

«Проповедь Яна Гуса в Вифлеемской капелле». 1916 год, яичная темпера, холст (620х215)

«Встреча в Кржижках». 1916 год, яичная темпера, холст (620х215)

«Петр Хельчицкий». 1918 год, яичная темпера, холст (620х215)

«Ян Амос Коменский — последние дни в Наардене». 1918 год, яичная темпера, холст (620х215)

«Пржемысл Отакар Второй». 1924 год, яичная темпера, холст (620х215)

«После битвы на Виткове». 1925 год, яичная темпера, холст (620х215)

«Гуситский король Иржи Подебрадский». 1925 год, яичная темпера, холст (620х215)

На картине изображен Иржи из Подебрад и из Кунштата, который наперекор власти Римского Папы выступил за ограничение влияния церкви над светским правительством.

«Штефан Душан». 1926 год, яичная темпера, холст (620х215)

«Святая гора Афон». 1926 год, яичная темпера, холст (405х480)

«Царь Симеон Болгарский». 1926-28 годы, яичная темпера, холст (620х215)

«Апофеоз истории Славянства». 1926 год, яичная темпера, холст (620х215)

…И, в завершении, «Апофеоз славянской истории» – работа которая максимально отражает творческие приемы и идей Альфонса Мухи. Четыре эпохи, каждая из которых отображена на картине своим цветом, присутствуют на этой картине: синеватая дымка олицетворяет древние времена истории славян, средневековые времена выражены при помощи красного цвета, черный цвет — это предвестник порабощения, а оттенки цвета золота символизируют свободу и счастье людей. Альфонс Муха считал, что в своем творчестве он должен помочь людям лучше понять друг друга, помочь стать им ближе. Все упреки в адрес художника в том, что он излишне идеализировал жизнь славян, не могут иметь места, хотя бы лишь потому, что условия в которых он работал были не всегда благоприятны для творчества, в некоторые периоды своей жизни он терпел невзгоды и лишения, длительное время был вдали от родины. Это можно также сказать и о религиозной первопричине его творчества и сюжетах изображенных на холстах «Славянской эпопеи». Объяснение этому можно найти в том, что религия в то время нередко была единственным средством выражения патриотических идей.

«Присяга общества Омладина». 1928 год, яичная темпера, холст (620х215)

Сообщение изменено: Zazizaza, 25 Октябрь 2012 — 02:24.

  • Наверх

#2


Zazizaza

Опубликовано 21 Октябрь 2012 — 14:57

Zazizaza

  • Пол:мужской
  • Город:Сибирь
  • Национальность:русский
  • Фенотип: —
  • Вероисповедание:Атеизм

Несколько фотографий с натурщиками, которые использовались в работе:

К картине «Славяне на исконной родине».


К картине «Праздник Свентовита».

К картине «Святая гора Афон».

К картине «Отмена крепостного права на Руси».

Сообщение изменено: Zazizaza, 22 Октябрь 2012 — 03:26.

  • Наверх

June 1 2008, 11:52

Categories:

  • История
  • Искусство
  • Праздники
  • Cancel

Альфонс Муха — Славянский цикл

Мы уже видели прекрасные звезды , афиши, шоколадные сезоны и времена года Альфонса Мухи. Теперь — несколько картин Славянского цикла.

Геральдическое рыцарство.
 (699x538, 120Kb)

Апофеоз истории славянства.1917-1918
 (583x699, 116Kb)

Праздник Свентовита.1912
 (695x500, 121Kb)

Введение славянской литургии.1912

 (680x500, 96Kb)

Славяне на исходной Родине.1912.

 (699x482, 76Kb)

После Грюнвальдской битвы .1924

 (699x437, 81Kb)

 (324x480, 56Kb)

Соламбо.1904

Мария — Мадонна лилий.1921

К началу 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. Создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов), и в частности языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство чешской католической церкви. Славянская Эпопея стала поэтизацией истории, свершившейся, по мнению иных, с некоторым опозданием, — зато выполненной с поразительным профессионализмом. Среди работ славянского цикла наиболее известны «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник свекрови какого числа
  • Праздник сварщика какой день
  • Праздник сварога на руси
  • Праздник свадьба стихи
  • Праздник свадьба обрезания