Праздник света у евреев

История появления праздника Ханука уводит нас в прошлое, когда Израиль был частью других государств. Этот день напоминает о торжестве справедливости и света.

Ханука – один из самых важных еврейских праздников. Ежегодно иудейский мир отмечает восемь дней “обновления”, что и значит название праздника. Празднование Хануки связано со старинными обрядами, ритуалами и поверьями.

В 25-й день Кислева (приблизительно 9-12 декабря) начинается празднество, которое отмечают евреи в каждом уголке мира. Ханука – не просто торжество, оно имеет немало священных символов. Почему же в этот праздник еврейский народ зажигает свечи? И какие другие интересные традиции связаны с Ханукой?

Значение Хануки

Ханука – один из древнейших праздников, что сохранились и дошли до наших дней, не претерпев особых изменений. Хочу заметить, что еврейский календарь значительно отличается от привычного нам, поэтому 9-12 декабря – лишь условная дата начала Хануки. Однако именно конец года является ключевым для праздника. В это время дни становятся короче, а ночи – темнее и длиннее.

Название праздника таит в себе немало загадок. Если мы попробуем перевести его дословно, то получим следующее: “хану” – “достижение покоя” и “ку” – “двадцать пять”. На первый взгляд, кажется не совсем понятным, но я постараюсь объяснить истинный смысл этих слов.

Флёрова Елена Николаевна «Ханука»

Зажжение свечей – важный ритуал праздника
Флёрова Елена Николаевна «Ханука»

Как уже было отмечено, начинается празднование 25-го числа Кислева. Это не просто выбранная дата – именно в этот день евреи одержали победу над греками в 164 году до нашей эры.

Ещё одна версия происхождения названия Хануки – от слова “лахант, что означать “очищение”. Как раз в этот день было повторно совершено освящение Иерусалимского храма, алтарь которого был осквернён. В наше время Хануку можно по праву назвать торжеством света.

Празднование Хануки, 1949 год

Ханука – праздник света у еврейского народа
Празднование Хануки, 1949 год

История праздника Ханука

Но когда же впервые стали её праздновать? В далёком прошлом, ещё во времена правления Александра Македонского, когда земли Израиля принадлежал Сирии и Греции, два народа пытались найти взаимопонимание.

Евреи старались оставаться законопослушными гражданами, а греки снисходительно относились к иной вере на завоёванных землях. Когда к власти приходит Антиох IV Эпифан, начинаются резкие перемены в худшую сторону. Новый сирийский властитель старался навязать покорённым народам греческие верования, что вызывало волнения и отторжение.

Грозя казнью евреям, Антиох IV запрещал исповедовать собственную религию. Более того, в Иерусалимском храме был установлен алтарь Зевса, что стало страшным осквернением священного места. Конечно, подобные поступки Антиоха вызывали всё больше гнева народа.

Итогом стало восстание в Модине, а через несколько лет евреи восстановили справедливость.Если же посчитать общее время борьбы, получим то же число – двадцать пять лет.  Предания рассказывают, что после повторного освящения храма были выброшены все реликвии идолопоклонников.

Но евреи столкнулись с трудностью. Практически все кувшины с маслом, что поддерживало огонь в светильнике, были осквернены. Оставался лишь совсем крошечный сосуд. Масла из него едва хватило бы на сутки, но случилось невероятное – огонь продолжал гореть все последующие дни, подтверждая свершившееся чудо.

Елена Флерова «Ханукия»

Елена Флерова «Ханука»

Символы и традиции Хануки

Символом Хануки стала ханукия, именно так евреи называют подставку для свечей. Она отождествляется в этот праздник со стойкостью духа, решимостью и победой света и добра. В древности ханукию было принято вешать возле входной двери слева.

Позднее, когда каменные дома заменили деревянные, и люди стали опасаться пожаров, было негласно решено оставлять подставку со свечами на подоконнике. Сегодня в каждой еврейской семье есть ханукия, причём изделия значительно отличаются по размерам, форме и материалу, из которого сделаны.

Герман Гольд «Ханука», 2010 г.

Герман Гольд «Ханука», 2010 год

На Хануку обязательно нужно зажечь свечи, однако этот процесс должен быть выполнен в соответствии с системой ритуалов. Первым должен зажигаться крайний правый светильник. На следующий день зажигают ту свечу, что находится ближе всего к горящей. Каждый день добавляется по свече, а к концу праздника ханукия сверкает восемью огнями.

Зажигать свечи должен только глава семьи, отец или муж. Это считается особым искусством, поэтому мальчики учатся ему с ранних лет. Евреи верят, что при обряде зажжения огней должна присутствовать вся семья – так происходит благословение.

Борис Дубров «Праздник Ханука», 2006 г

Борис Дубров «Праздник Ханука», 2006 год

Зажигать ханукию можно и до заката, однако большинство евреев стараются подарить свечам огонь, когда на небе уже появляются первые звёзды. Хочу отметить, что ритуальные свечи и подставку под них нельзя использовать для бытовых нужд – ханукия должна быть задействована лишь во время праздничных ритуалов.

Как любой другой праздник, Ханука имеет свои поверья и запреты. В этот день нельзя горевать, оплакивать умерших – всё должно быть направлено к светлым помыслам и радости. На Хануку нельзя придерживаться поста, однако и устраивать пышные пиры не стоит.

В Израиле на время дней Хануки школьники отправляются на каникулы, чтобы проводить время с семьями. Женщинам запрещено заниматься домашними делами, хотя сегодня это поверье несколько смягчилось: можно работать, когда горят праздничные свечи. Во время Хануки приветствуются различные детские игры и забавы, за что малыши получают сладости и фрукты.

Ирина Литманович «Ханука. День восьмой», 2011 г

Хануку евреи отмечают даже на улицах городов
Ирина Литманович «Ханука. День восьмой», 2011 год

В наше время Ханука стала символом еврейской культуры, что даёт возможность почувствовать себя участником праздника даже туристам. В Израиле с недавних пор принято устанавливать на площадях и улицах большие ханукии, что позволяют душевно приобщиться к празднику даже представителям другой веры. Ханука – это действительно добрый и светлый праздник, что дарит людям радость и самые приятные впечатления.

История праздника

Хануку по-другому называют Праздником свечей. Это один из важных еврейских праздников, отмечается он в память о чуде, произошедшем в Израиле. Иудея после смерти Александра Македонского, который правил ею долгое время и не вмешивался в религиозные аспекты жизни, побывала под властью разных правителей, пока ее не захватили Селевкиды. Пришедший тогда к власти диктатор Антиох Епифан стал проводить политику ущемления евреев: в его правление запретили изучать Тору, соблюдать традиции, разорили храмы, обставив их идолами.

Тогда народ поднял восстание, продлившееся три года. Еврейское сопротивление было малочисленно и неподготовлено, но это не помешало им одержать победу над греками, ведя скрытую борьбу. Власть Антиоха была свергнута, а иудеи доказали, что вера и сила духа важнее количества воинов. Но во время тянувшегося конфликта большинство их святынь были осквернены и разрушены.

После победы евреи поднялись на Храмовую гору, чтобы очистить и освятить оскверненный Иерусалимский Храм. Но в нем нашелся только один кувшин «чистого» масла для лампад. Столь малого количества масла хватило бы всего на день, но произошло чудо — лампада горела восемь дней. За это время верующие очистили Храм и приготовили новое масло.

И в память о произошедших событиях на протяжении долгого времени люди зажигают в эти дни свечи, выражая Господу благодарность за его помощь, поддержку и свершившееся чудо.

Традиции праздника

Переводится Ханука с еврейского как «торжественное открытие». Длится празднование восемь дней, и все это время евреи жгут свечи в специальном подсвечнике — ханукии, а в синагогах читается молитва «Галель». Количество свечей в подсвечнике равно дню праздника: в первый день горит лишь одна свеча, в восьмой — ханукия заполнена вся. Свечи всегда ставят слева направо и зажигают от специальной свечи — шамаша, она зажигается во все дни праздника. Также можно использовать специальную лампу для оливкового масла — аналог той, что находилась в Храме.

Ханукия ставится на подоконник, таким образом верующие исполняют завет «разглашать всем чудо». Считается, что свет от ханукии рассеивает зло, поэтому исторически сложилась традиция помогать нуждающимся деньгами, чтобы каждый мог себе позволить отметить праздник.

Поститься в эти дни запрещается, поэтому евреи устраивают пышные застолья и веселятся. На столе обязательно должны присутствовать «латкес» — картофельные оладьи и пончики (они готовятся в большом количестве масла и обильно посыпаются сахарной пудрой), а также молочные продукты и блюда из сыра.

Выходные во время Хануки только у детей, именно поэтому праздник иногда называют «детским», тогда как взрослые продолжают трудиться. Но во время горения свечей женщинам нельзя выполнять какую-либо работу, таким образом они выражают признательность Всевышнему за чудо Хануки.

Праздничные мероприятия рассчитаны на детей, им дарят подарки и дают деньги. Но часть подаренных денег ребенок обязательно должен отдать на благотворительность — так его учат распоряжаться достатком. Хотя традиция дарить подарки появилась не сразу, но из-за того, что Праздник свечей выпадает на предрождественское время, еврейские дети иногда завидовали своим товарищам из христианских семей, которые получали подарки на Рождество, поэтому со временем укрепилась традиция делать презенты и для еврейских детей на Хануку.

Ценность подарков растет с каждым из восьми дней праздника. Поэтому, выбирая подарок для ребенка, ориентируйтесь на день, в который будет преподнесен презент: в первый день это должно быть что-то скромное — небольшая игрушка, кукла, конструктор. Во второй день подготовьте с детьми подарки для других, тем самым приучая их к заботе о нуждающихся. На третий день прекрасным подарком станет что-то познавательное для развития ребенка. Монеты декоративные и настоящие обычно дарят на четвертый день празднования. На пятый день подарок должен быть религиозного характера. На шестой и седьмой дни Хануки презент может быть связан с семьей и семейными ценностями. На восьмой, самый главный день, дарят самый дорогой подарок.

Также во время Хануки играют в «дрейдл» — крутят волчок, на сторонах которого написаны еврейские буквы, из которых составляется сокращенное изречение «Чудо великое свершилось там»: именно таким способом во время запретов и гонений изучали язык и Тору.

Хануку отмечают все евреи — это праздник радости и надежд, в который принято веселиться и гулять. И огонь свечей в каждом окне напоминает о том, что Господь всегда защитит от тьмы.

Дата события уникальна для каждого года. В 2023 году эта дата — 8 декабря

Ханука Праздник свечей, которые зажигают в честь чуда (Фото: tomertu, по лицензии Shutterstock.com)

Ханука — это еврейский праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, происшедшего при освящении Храма после победы войска Иегуды Маккавея над войсками царя Антиоха в 164 году до нашей эры. Этот праздник начинается 25-го числа еврейского месяца кислева и длится восемь дней.

В 332 году до н.э. Иудея добровольно перешла под власть Александра Македонского, который придерживался политики невмешательства в религиозную жизнь евреев. После смерти Александра в 323 году до н.э. и множества войн, которые вели между собой его наследники, к власти пришла египетская династия Птолемеев, и последующее столетие прошло в состоянии относительной стабильности.

В 198 году до н.э. Птолемеи были разгромлены Селевкидами (ассирийскими греками), в руки которых попала и Иудея. Поначалу общая ситуация казалась неизменной и даже отчасти улучшилась. Евреи получили письменные гарантии, подтверждающие их право жить «по законам своих отцов», и налоговое бремя было несколько уменьшено. Но затем Селевкиды начали предпринимать попытки эллинизировать евреев. Греческая философия и культура постепенно стали проникать в еврейскую среду.

В 175 году до н.э. к власти пришел Антиох Епифан, при нем эллинизация негреческого населения приобрела особо жесткие формы. Тора стала запретной книгой, соблюдение еврейских законов — серьезным преступлением, повсюду были установлены идолы. Антиох дал свое имя Иерусалиму, храмовые сокровища были конфискованы, а сам Храм разграблен.

В ответ в Иудее началось восстание под предводительством семьи Маккавеев. По сравнению с войском Антиоха, повстанческая армия была малочисленна, плохо вооружена и подготовлена. Возглавлявший армию Иегуда Маккавей, понимая это, избегал открытых сражений, не давая противнику возможности воспользоваться численным преимуществом. Нападая на отдельные отряды греков, повстанческая армия одерживала одну победу за другой. За три года она вытеснила завоевателей с территории страны и освободила Иерусалим, доказав, тем самым, что высокая цель и сила духа порой имеют решающее значение.

Предание гласит, что поднявшись на Храмовую гору, евреи нашли в Храме масло для лампад, достаточное для поддержания огня лишь в течение одного дня. Однако, чудесным образом огонь в золотой меноре горел целых восемь дней, в течение которых приготовили новые запасы масла. Так был заново освящен Храм. В память об этом событии в праздник каждый вечер зажигают свечи: одну — в первый день праздника, две — во второй, три — в третий и так далее, до восьми, используя для этого, как правило, специальный подсвечник — ханукию. Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму».

В Хануку у детей каникулы, принято дарить им игрушки и давать деньги. О давних событиях напоминает также игра в ханукальный волчок, на каждой из четырех граней которого написана первая буква слов фразы «Чудо великое было здесь» (если дело происходит в Израиле) или «Чудо великое было там» (в диаспоре).

Оглавление

Праздник Хануки [↑]

Этот восьмидневный праздник начинается двадцать пятого Кислева. Вечером — накануне первого дня Хануки — начинают зажигать ханукальный светильник и зажигают его каждый вечер в течение восьми дней.

Что такое Ханука? [↑]

Наши наставники учили: «25-е Кислева — начало восьми дней Хануки. В эти дни не оплакивают умерших и не постятся.

Когда греки захватили Храм, они осквернили все масло для светильника. После победы Хашмонаев они искали масло и нашли только один кувшин, запечатанный печатью первосвященника. В нем было масла лишь на один день, но произошло чудо, и оно горело восемь дней. На следующий год в эти дни был установлен праздник благодарения и прославления Вс-вышнего.» (Шабат, 21)

«Во времена Второго Храма греческие цари издали злодейские указы, запрещающие веру Израиля, не позволяли изучать Тору и исполнять заповеди. Они грабили евреев и преследовали их, ворвались в Храм и осквернили его чистоту. Они жестоко притесняли Израиль, пока Вс-вышний не спас его от преследований. Тогда усилились Хашмонаи, семейство первосвященников, и спасли Израиль от врагов и поставили царя из священников. После этого на двести лет Израиль стал независимым — вплоть до гибели Второго Храма.

Когда Израиль победил и уничтожил своих врагов, был двадцать пятый день месяца Кислев. Вступившие в Храм нашли только один кувшин чистого масла для светильника, которого могло хватить только на один день. Но оно горело в храмовых светильниках восемь дней, пока не было приготовлено новое чистое масло.» (Рамбам, «Законы Хануки», 3)

Свечи на Ханукальном светильникеХанукальные свечи

Как пишет далее Рамбам и другие комментаторы, мудрецы того поколения решили сделать эти восемь дней (начинающиеся двадцать пятого Кислева) днями радости и прославления Вс-вышнего и постановили каждый вечер зажигать светильники у входа в дом, чтобы открыто свидетельствовать о чуде. Этот праздник назвали «Ханукой» — днем, когда еврейский народ, наконец, вздохнул свободно.

В самом названии праздника содержится намек на это. Дело в том, что слово «Ханука» можно прочитать как Хану-ка, на иврите — «отдохнули двадцать пятого».

Дни Хануки — дни прославления и благодарения. Для того, чтобы прославлять в эти дни Вс-вышнего, в утренней молитве Шахарит в Хануку читают Галлель — специально отобранные Псалмы Давида — целиком, не пропуская отрывки, которые пропускают в Рош Ходеш, в седьмой день Песаха и в полупраздничные дни (холь hа-моэд) Песаха.

В знак нашей благодарности за чудесное спасение, посланное нам Вс-вышним во времена Хашмонаев, мы включаем во все молитвы и некоторые благословения особый ханукальный отрывок: «За чудеса… совершенные в дни Матитьягу — первосвященника…»

Ханукальные светильники [↑]

Если это возможно, следует наполнять ханукальные светильники очищенным оливковым маслом и пользоваться фитилем, скрученным из хлопковых волокон, поскольку в таком случае светильник дает ясный, чистый свет и напоминает о светильниках, стоявших в Храме, в которых тоже горело оливковое масло. Но годятся и любые другие масло и фитиль, если их пламя горит ровно и не дает копоти. Можно зажигать и восковые, сальные или парафиновые свечи.

Свечи на Ханукальном светильникеДля исполнения заповеди достаточно каждый день Хануки зажечь как минимум одну свечу.
Свеча может быть и парафиновой, но лучше — свеча с оливковым маслом, в память о Храмовой Меноре

Светильник должен быть красивым и хорошо начищенным, желательно — металлическим или стеклянным. В глиняном светильнике можно зажечь огонь только один раз, ибо он сразу же становится непривлекательным и не годится для исполнения заповеди уже назавтра.

Остатки фитиля и масла, использованных для зажигания ханукального светильника, можно использовать еще раз.

Это же относится и к парафиновым и восковым свечам — все пригодные для исполнения заповеди предметы можно использовать изо дня в день.

Как их зажигают [↑]

В первый праздничный вечер зажигают один светильник, во второй — два и так далее, так что в восьмой вечер зажигают восемь светильников.

Зажигание свечей на ХанукиеХанукальный светильник — «Ханукия»: каждый день зажигают на одну свечу больше

Берут «ханукию» — ханукальный подсвечник с восемью светильниками — и зажигают в первый день крайний правый светильник.

Во второй день к нему добавляют один светильник слева и начинают зажигать с него (т.е. зажигают слева направо), и так каждый день — прибавляют по светильнику слева и начинают зажигать огни с него, то есть слева направо.

Этот порядок установлен, чтобы напомнить, что каждый новый светильник драгоценнее предыдущего, ибо напоминает о чуде, становившемся все более явным и значительным с каждым днем. Поэтому всегда зажигают первым новый светильник; зажигание их слева направо — часть общего правила, установленного для всех мицвот, к которым это может относиться: двигаться слева направо.

Светильники должны располагаться на одной линии и иметь одинаковую высоту. Между светильниками должно быть достаточное расстояние, чтобы каждый из них горел отдельно, пламя их не сливалось и жар одной свечи не оплавлял другую.

В первый вечер Хануки, прежде чем зажечь светильники, произносят три благословения:

«Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать ханукальный светильник», «Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, совершивший чудеса для наших отцов в те дни, в это время [года]» и «Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, давший нам дожить, досуществовать и дойти до этого времени».

После этого зажигают светильники.

Третье благословение — «Давший нам дожить…» — произносят только, когда зажигают светильники в первый раз в течение праздника — либо в первый день его, либо во второй, третий и т.д., если что-либо помешало зажечь их раньше — и больше не повторяют.

Кроме ханукальных огней принято зажигать еще один, дополнительный светильник — шамаш («служебный»).

Шамаш используется для освещения, от него можно зажигать другие огни, в то время, как ханукальные светильники нельзя использовать ни для какой другой цели, кроме выполнения заповеди. Поэтому обычно зажигают ханукальные светильники от шамаша и оставляют шамаш рядом, на том же подсвечнике. Однако его нельзя ставить в один ряд с ханукальными светильниками, ибо должно быть заметно, что он не является одним из них.

Необходимо также, чтобы чтобы помещение было достаточно освещено и без ханукальных светильников и шамаша.

Не принято зажигать друг от друга даже ханукальные светильники, находящиеся на одной «ханукии».

Во время зажигания светильников все домочадцы должны собраться вместе, ибо заповедь требует именно огласки, прославления чуда.

После зажигания первого светильника произносят или поют слова «аНерот алалу» («Эти светильники»), а также праздничные песни.

Где зажигают Ханукию [↑]

Мудрецы постановили, что светильники следует зажигать у главного, ближайшего к Ршут Гарабим («Общественной территории») входа в дом, с левой стороны двери, напротив мезузы. Светильники не должны находиться на высоте, меньшей трех ладоней (около 24 см) и большей десяти ладоней (около 80 см) от земли. Тем не менее, если светильники установлены на высоте от 10 до 20 ладоней, заповедь все-таки считается выполненной.

Все эти правила установлены для лучшего прославления чуда, ибо в этом месте и на этой высоте светильники наиболее заметны.

В наше время многие ставят светильники на подоконники окон, выходящих на улицу.

Светильники не следует ставить на стол внутри квартиры, поскольку в таком случае не происходит всеобщее, публичное «оглашение» чуда.

Тому, кто живет в высоком доме, и его окно выходит на улицу на высоте более двадцати локтей (т.е. около десяти метров), не следует зажигать светильники на подоконнике. В таком случае предпочтительнее зажечь их у того входа в квартиру, которым пользуется большинство входящих, с левой стороны двери.

Когда зажигают Ханукальные свечи [↑]

Существует два наиболее распространенных обычая:

1. Зажигать ханукальные светильники с закатом солнца (согласно мнению Виленского гаона раби Элияу). Так поступают во многих литовских общинах (некоторые ждут несколько минут после заката солнца).

2. Зажигать с выходом звезд, так поступают во многих хасидских и сефардских общинах. Как правило, после появления звезд произносят вечернюю молитву Маарив и тотчас после этого зажигают ханукальные огни.

Каждый должен поступать в соответствии с обычаем, принятым у него в общине.

Если это время было по каким-то причинам пропущено, ханукальные свечи можно зажечь на протяжении всей ночи, пока члены семьи не спят.

Тот, кто не смог зажечь светильники, пока члены его семьи бодрствовали, зажигает их, когда они спят, но без благословения. Тот, кто не успел зажечь их до рассвета, уже не должен зажигать их в этот день.

За полчаса до времени зажигания свечей нельзя есть и пить опьяняющие напитки, а после появления первых звезд, когда уже можно зажигать свечи, или, по мнению Виленского гаона, после захода солнца, запрещается даже учить Тору до тех пор, пока не будет исполнена заповедь.

Светильники должны гореть не меньше получаса после выхода звезд. Поэтому необходимо заранее заправить их соответствующим количеством масла. Те, кто зажигают светильники раньше, сразу после захода солнца, должны позаботиться, чтобы они горели не меньше пятидесяти минут, то есть чтобы после появления звезд оставалось достаточно масла для горения хотя бы полчаса.

Если масла не хватило на полчаса, его не следут добавлять, ибо заповедь все равно не будет считаться выполненной. Нужно погасить все светильники, заправить их и зажечь заново.

Если масла налито вдоволь, через полчаса светильники можно погасить, чтобы сохранить масло назавтра или воспользоваться им для других нужд. Все это — лишь при условии, что так было намечено поступить заранее. Но если с самого начала не была обусловлена возможность его использования в других целях, остаток масла и фитиля (не использованный при зажигании светильника в последний день праздника) можно только сжечь, устроив из них костер.

Все время, пока ханукальный светильник горит, даже если обязательные полчаса уже прошли, его нельзя использовать для освещения и переносить с места на место. Сначала надо погасить огонь, а потом зажечь его снова, уже для будничных нужд.

В канун субботы зажигают сначала ханукальные светильники, а затем субботние. Это происходит задолго до захода солнца, поэтому необходимо залить в светильники побольше масла, чтобы после появления звезд они горели хотя бы полчаса.

На исходе субботы вначале совершают Гавдалу над вином, и лишь затем зажигают ханукальные огни. Однако существует и противоположный обычай, и каждый должен следовать тому, который принят у него в общине. У сефардских евреев принято в синагоге зажигать ханукальные огни до Гавдалы, а дома — наоборот.

Кто зажигает Ханукальные свечи [↑]

Исполнять эту заповедь обязаны все — и мужчины, и женщины. Даже ребенок старше девяти лет обязан зажигать ханукальные светильники, если кто-то из членов семьи не сделал это за него.

Сын, живущий в доме у своего отца, обязан зажечь отдельный светильник, если у него есть своя комната или угол в доме. Если нет, светильники за него зажигает отец. У сефардских евреев принято, что ханукальные светильники за всех домочадцев зажигает глава семьи.

Гость тоже должен зажигать светильники, если ему отведена в доме особая комната или угол. Если нет, то он обязательно должен принять хотя бы символическое участие в расходах, связанных с зажиганием светильников, и тогда заповедь за него может выполнить хозяин дома.

В синагоге ханукальные светильники благословляют и зажигают между молитвами Минха и Маарив. Тот, кто благословил и зажег светильники в синагоге, дома делает это еще раз.

Вообще — зажигать светильники надо повсюду, где постоянно собираются люди — ради публичного свидетельства о чуде.

В синагоге ханукальные светильники зажигают у южной стены здания.

В доме, где ханукальные светильники зажигают несколько человек, нужно поставить подсвечники на таком расстоянии друг от друга, чтобы было хорошо видно, сколько огней зажег каждый.

«Заповедь Хануки в высшей, особой степени угодна Вс-вышнему. Человек должен исполнять ее со всей тщательностью, повествуя о чуде и умножая хвалы Вс-вышнему, сделавшему его для нас. Даже тот, кто кормится подаянием, пусть попросит милостыню или продаст свою одежду, купит на добытые таким образом деньги масло и зажжет светильник.

Тот, перед кем в канун субботы стоит выбор — купить масла для ханукальных светильников или вино для субботнего кидуша, должен предпочесть заповедь Хануки и купить масло, даже если в таком случае у него не будет вина для кидуша.

Поскольку обе эти заповеди установлены еврейскими мудрецами, следует предпочесть ту, которая содержит память о чуде.» (Рамбам)

Законы Хануки [↑]

Все восемь дней Хануки в утреннюю молитву включается полный Галлель, а специальный ханукальный фрагмент «За чудеса…» включается во все молитвы и некоторые благословения (в том числе в благословение после трапезы — Биркат Амазон).

В синагогах читают раздел Торы «Начальники колен» (Бамидбар, 7), рассказывающий о жертвах, приносившихся в Храме при обновлении жертвенника. Каждый день читают о жертвах, принесенным главой одного из колен, а в восьмой день читают о жертвоприношениях главы восьмого и всех оставшихся колен. Затем читают «Это — [дары] в честь обновления жертвенника…» и завершают чтение Торы первой частью раздела «Когда ты будешь зажигать светильники» — до слов «Так сделал он светильник».

Тот, кто по ошибке пропустил слова «За чудеса…» в молитве «Восемнадцать благословений» и вспомнил об этом до того, как произнес Имя Вс-вышнего в конце благословения «Благодарим…», возвращается назад и произносит отрывок «За чудеса…» если же он вспомнил об этом позже, то заканчивает молитву без этого фрагмента.

Если Рош Ходеш Тевет пришелся на субботу, то в Биркат Гамазон читаются три дополнительных фрагмента: «За чудеса» — в честь Хануки, «Да будет угодно…» — в честь субботы и «Да поднимется и придет…» — в честь Рош Ходеш. Это — самое длинное благословение после трапезы в году! В синагоге в таком случае выносят сразу три свитка Торы. По одному из них шесть человек читают недельную главу Торы, по другому седьмой человек читает отрывок, посвященный жертвам новомесячья, а по третьему читают о жертвоприношениях глав колен — в честь Хануки.

Все восемь дней Хануки не оплакивают мертвых и не постятся, однако можно совершать любую работу. Однако если умер еврейский мудрец — его оплакивают и в Хануку.

Магарилъ писал: «Традиция донесла до нас, что не следует работать в то время, когда горят ханукальные светильники, то есть, в то время, когда исполняется заповедь». Намек на это содержится в самом слове Ханука — «Хану-ка» («отдохнули 25-го [Кислева]»).

Существует обычай, запрещающий женщинам работать, пока горят ханукальные светильники, и от него не следует отступать. В некоторых сефардских общинах женщины не работают либо все восемь дней праздника, либо в первый и последний его дни.

Женщины выполняют обычай воздерживаться в Хануку от работы более строго, чем мужчины, потому, что военной победой над греками еврейский народ был, как рассказывает Талмуд, в значительной степени обязан женщине — Йегудит, дочери первосвященника Йоханана. Этот обычай является признанием заслуг еврейских женщин всех поколений.

В дни Хануки принято есть блюда, приправленные маслом или поджаренные на нем, в память о кувшине с оливковым маслом, благодаря которому совершилось чудо.

Пончики суфганиетНа Хануку принято жарить традиционные пончики — суфганиет.
Также жарят на масле картофельные оладьи — латкес

Обычаи Хануки [↑]

Хотя в Хануку не обязательно устраивать праздничную трапезу, большинство евреев все-таки старается в эти дни садиться за стол в праздничной обстановке, беседовать о Торе и рассказывать о чудесах Хануки.

В сефардских общинах Иерусалима устраивают в дни Хануки многолюдные застолья, одна из задач которых — мирить людей, поссорившихся между собой.

В Хануку уделяют особое внимание обучению детей Торе. Во многих общинах устраиваются различные мероприятия, задача которых — пробудить в детях тягу к глубокому изучению Торы. Существует обычай раздавать детям в ходе этих мероприятий «ханукальные деньги» с тем, чтобы привлечь их внимание и интерес.

В диаспоре многие раввины покидали в дни Хануки свои города и отправлялись в деревни и местечки, где жили евреи, чтобы обучать их Торе. Таким образом евреи, жившие в далеких деревнях, могли хотя бы раз в году встретиться с выдающимися знатоками Торы и поучиться у них.

Дети в дни Хануки играют в свивон — четырехгранный волчок, на гранях которого начертаны еврейские буквы нун, гимел, гэй и пэй (в диаспоре — шин). Это первые буквы слов фразы «Великое чудо произошло здесь (в диаспоре — там, в Эрец Исраэль)». Игра в свивон была придумана для того, чтобы даже самые маленькие дети задумались о чуде Хануки.

Главный обычай Хануки — Хинух, воспитание — (однокоренное со словом «Ханука» слово на иврите) — воспитание как детей, так и всего народа. Его задача — добиться того, чтобы евреи не забывали о милости, оказанной им Вс-вышним, прославляли Его и исполняли Его заповеди.

День Обновления [↑]

День двадцать пятого Кислева, когда произошло обновление (очищение и освящение) жертвенника во времена Хашмонаев, был выделен для этой цели еще со времен Дарования Торы. Об этом дне говорил позднее пророк Хаггай. Смысл его предсказания стал полностью понятен только во времена Хашмонаев.

Вот что говорят об этом наши мудрецы.

Рабби Ханина сказал: «Работы по изготовлению Мишкана (Скинии Завета) в пустыне были закончены 25-го Кислева. Однако он хранился в разобранном виде до 1-го Нисана, когда, по приказу Вс-вышнего, Моше собрал его».

«Моше пришлось ждать так много времени, потому что Вс-вышний хотел отложить освящение Мишкана до радостного месяца Нисан. Поскольку, таким образом, месяц Кислев лишился этой высокой чести, Вс-вышний решил возместить ему потерянное. Это и произошло в Хануку, когда Хашмонаи обновили жертвенник во Втором Храме». (Ялкут, 184)

Позднее, когда первые изгнанники вернулись из Вавилона и начали строить Второй Храм, фундамент нового здания был завершен 24-го Кислева. 25-го Кислева евреи праздновали это событие. Однако пророк Хаггай написал: «Обратите ваши сердца от этого дня и далее, от двадцать четвертого дня девятого месяца, от того дня, когда был основан Храм Г-спода, обратите ваши сердца». (Хаггай, 2)

В этих словах был скрыт намек. «Обратите ваши сердца от этого дня далее» значило — не празднуйте его, празднуйте следующий за ним день, 25-е Кислева, когда придет его срок. Об этом же свидетельствует и то, что гематрия слов «ваши сердца» равна девяноста четырем и совпадает с гематрией слова «Ханука».

р. Элияу Ки-Тов, «Книга нашего наследия»

Ханука: история праздника, значение и традиции торжества

  • История возникновения
  • Значение и связь с другими праздниками
  • Традиции Хануки
  • Традиционные блюда
  • Ханука в России и мире

Ханука – еврейский праздник благодарения Богу и света (или огней), который длится 8 дней. В 2021 году празднование началось вечером воскресенья 28 ноября и продлилось по 6 декабря. Евреи праздновали чудо, произошедшее в Иерусалиме 2000 лет назад. Подробнее о торжестве – в материале 24СМИ.

История возникновения

История праздника начинается в Иудее. Это историческая часть современного Израиля, расположенная на юге страны. Царь Антиох III завоевал Иудею в 198 году до Р. Х. Завоеватель разрешил жителям исповедовать их традиционную религию.

Его сын Антиох IV Епифан (правил Сирией в 175–164 годах до н. э.) оказался не так доброжелателен. Он приказал поклоняться греческим богам и объявил остальные религии вне закона. Часть жителей отказалась исповедовать чужую веру. Тогда царская армия атаковала Иерусалим, убив многих людей. В храме воздвигли жертвенник верховному богу греческого пантеона – Зевсу – и принесли ему в жертву свиней, тем самым осквернив храм. Точная дата события неизвестна.

Вспыхнуло восстание. Возглавили его священник Маттафий и его сын Иуда Маккавей. За два года евреи вытеснили завоевателей из Иерусалима. Иуда призвал своих последователей очистить Второй Иерусалимский храм, восстановить жертвенник и зажечь менору. Это золотой канделябр или подсвечник, символизирующий присутствие Бога в храме. Менора состоит из 7 ветвей, означающих знание и творение.

Второй храм в Иерусалиме - модель (https://ru.wikipedia.org/wiki/Второй_Храм#/media/Файл:Second_Temple.jpg)

Второй храм в Иерусалиме — модель / Источник: Wikipedia.org

Храм освятили и установили новый жертвенник 25 числа месяца кислева (девятый месяц года у евреев). В древности в менору наливали масло и поджигали. Чтобы масло не коптило, оно должно быть чистым. Однако в храме остался только один кувшин с чистым маслом, запечатанный печатью первосвященника. Его хватило бы только на один день.

Иуда Маккавей приказал зажечь светильник, пусть даже масла осталось так мало. Однако, по легенде, люди, принимавшие участие в зажжении меноры, стали свидетелями чуда – пламя продолжало гореть 8 дней. Это волшебное событие побудило Иуду объявить ежегодный восьмидневный праздник в честь явления божьей милости. Поэтому Ханука и длится 8 дней.

Значение и связь с другими праздниками

Появление Хануки в истории еврейского народа имеет и другую интерпретацию. Некоторые историки считают, что, по сути, в Иерусалиме во времена правления Антиоха IV началась гражданская война между двумя группами евреев: теми, кто чтил старые традиции, и теми, кто ассимилировался с новыми. В конце концов победили сторонники старых убеждений. Династия Хасмонеев, возглавляемая братом Иуды Маккавея и его потомками, установила контроль над территорией и удерживала его более 100 лет.

Первая Ханука могла быть запоздавшим празднованием еврейского осеннего праздника – Суккота. Он тоже продолжается неделю, точнее, 7 дней. Евреи трапезничают вне дома в сукке (шалаше) в память о блуждании евреев в Синайской пустыне после ухода из Египта. Сторонники этой версии считают, что восстание не позволило отметить праздник Суккот вовремя и его перенесли на период после победы Маккавеев.

Традиции Хануки

Основной элемент празднования – зажигание девятиветвенной (хануканской) меноры. В каждую из 8 ночей празднования на меноре добавляется еще одна свеча. Девятая свеча – шамаш – используется для зажигания остальных восьми. Свечи добавляются справа налево. Зажигаются каждую ночь. В последний вечер в светильнике горят все восемь источников света. В древние времена для зажигания использовалось только оливковое масло. Сейчас применяют свечи.

Менора в кампусе Техасского университета (https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Hanukkah#/media/File:Chabad_at_Texas_A&M_University_Hanukkah_Menorah_Lighting_Ceremony_on_Campus_in_2018.jpg)

Фото: Менора в кампусе Техасского университета / Источник: Wikimedia.org

Со светильниками связаны некоторые традиции. Считается, что глиняные меноры быстро тускнеют и их невозможно использовать второй раз. Поэтому предпочтение отдавалось металлическим или стеклянным подсвечникам.

Зажигать свечи нужно, когда вся семья бодрствует. Если кто-то уже спит, то обряд переносят на следующий день. Точного времени начала празднования нет. Но некоторые приурочивают зажжение светильника к моменту появления на небе первых звезд.

Мальчик, которому исполнилось 9 лет, получает право зажечь первый светильник. Если у ребенка уже есть собственная комната, то ему разрешено зажигать свою менору. Ставят подсвечник на подоконник, чтобы сообщить миру что пришел праздник и чтобы весть о праздновании разносилась по миру.

Хануку и сейчас празднуют в соответствии с заветами предков: читают главы Священного Писания, раздают милостыню нуждающимся и поют специальные гимны. Также возносится благодарность Богу за то, что он отдал сильных в руки слабых, а зло – в руки добрых.

В праздновании Хануки есть и традиции, не связанные с совершением религиозных обрядов. Они включают праздничный обед, песни и раздачу даров детям.

Детям дарят денежные подарки и шоколадные монеты, обернутые фольгой. На стол подают картофельные оладьи (латкес) и пончики. Жареные в масле лакомства – символ чуда масла, которое произошло в Храме.

Музыка на Хануку играет важную роль. Помимо «Маоз цур», песни, которую поют после зажигания свечей, люди включают плейлист с традиционными еврейскими музыкальными композициями.

Дрейдл – это крошечный волчок, на четырех сторонах которого написаны буквы иврита. Игра в дрейдл – популярный способ празднования. Начинается с того, что игроки делают ставки в виде конфет или других мелких предметов. Затем бросают дрейдл. Буквы на его сторонах означают действие, которое должен сделать игрок: пропустить ход, добавить вклад в банк или взять из банка. В эту веселую игру играют и дети, и взрослые.

В странах, где широко празднуется Рождество, рождественские традиции влились в празднование Хануки. Среди них обмен подарками и украшение дома к празднику.

Традиционные блюда

Латкес известен в России как картофельные оладьи. Вместо картофеля для приготовления оладий могут также использоваться кабачки или батат. Их подают со сметаной, яблочным пюре или вареньем.

Поскольку Ханука – это праздник прохладного времени года, то на столе обязательно должны быть мясные блюда. Например, запеченная говяжья грудинка. Мясо готовится на гриле или в духовке. Дополняет рецепты мясных блюд жареный цыпленок. К блюдам из птицы подают овощной гарнир с ароматными приправами.

Кугель представляет собой пудинг или запеканку с яичной лапшой. Это традиционный праздничный гарнир. Его делают сладким или несладким в зависимости от семейных предпочтений.

Суфганийот в пекарне в Тель-Авиве (https://ru.wikipedia.org/wiki/Суфгания#/media/Файл:Sufganiot.jpg)

Суфганийот в пекарне в Тель-Авиве / Источник: Wikipedia.org

Суфганийот – пончики с желейной начинкой. Суфганийот жарят во фритюре, а затем покрывают сахарной пудрой. Подают горячими.

Ханука гельт – это маленькие шоколадные конфеты. Их используют в качестве денег во время игры в дрейдл. Шоколадные конфеты покупают в магазинах, но хозяйки могут приготовить их дома.

Лукумадес или медовые слоенки – это вариант пончика в греческой, а также персидской, арабской и турецкой кухнях. Он золотистый и обжаренный снаружи, но мягкий и рыхлый внутри. Подается со сладким сиропом. Посыпается корицей и грецкими орехами.

Блины – традиционное блюдо, служащее напоминанием о пище, которую ели воины Маккавеев перед боем. Блинчики жарятся в масле, что напоминает о главной причине праздника.

Читайте такжеДень благодарения: меню, традиции и история праздника

Ханука в России и мире

В последнее десятилетие Ханука, как и другие праздники, такие как Песах или Рош ха-Шана, превращается в крупное коммерческое мероприятие. Время празднования Хануки совпадает с предрождественскими ярмарками и покупками, что увеличивает количество сувениров и украшений, связанных с еврейским праздником.

Однако с религиозной точки зрения – это небольшое торжество. Оно не накладывает ограничений на повседневную деятельность: работу, учебу или другие мероприятия. И не насыщено специальными ритуалами.

Главное событие праздника во многих странах – это зажигание меноры:

  1. В Лондоне в первую ночь на Трафальгарской площади зажигают огромную треугольную менору. Для горожан и гостей раздают бесплатные пончики.
  2. В еврейском квартале Рима зажигают менору на площади Пьяцца-Барберини. Затем начинаются народные гуляния с большим количеством угощений и танцами.
  3. В Алжире меноры вешают на стены возле дверей. Обычно на той стороне двери, где звонок. Праздничный подсвечник символизирует защиту дома и благословение для входящего.
  4. В Нью-Йорке установлены крупнейшие в мире меноры. Стальная на Манхэттене высотой 9,7 метра и еще одна – в Бруклине.
  5. Самая большая менора в России установлена в Москве – на площади Революции, рядом с Кремлем. Ежегодно тысячи людей собираются для участия в церемонии зажжения. Затем на площади начинается концерт, на котором исполняют традиционные религиозные песни.
  6. Возле синагоги в Томске несколько лет подряд строят гигантскую менору изо льда. Создает ее Сева Майоров, местный художник, работы которого ежегодно украшают Томский ледовый парк.

Менора в Брюсселе (https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Hanukkah#/media/File:Hanoukkia_Bruxelles_rondpoint_Schuman_2020.jpg)

Менора в Брюсселе / Источник: Wikimedia.org

Кстати, в разных городах и странах празднование приобрело больший размах и обзавелось интересными традициями.

Так, в Чаттануге, штат Теннесси, проводят праздничный парад автомобильных менор. Машины движутся до открытого катка, где зажигают гигантский подсвечник, вырезанный изо льда.

В Афганистане евреи долгое время не могли праздновать открыто. Поэтому вместо зажигания меноры они наполняли небольшие тарелки маслом и славили их рядом друг с другом как символ того масла, которое использовали Маккавеи для освещения храма.

Колумбийская община во многом празднует так же, как жители США. Но местные евреи изменили традиционные блюда, учитывая ассортимент овощей и фруктов. Так, картофельные оладьи заменили оладьи на основе жареных бананов.

В современном Израиле Ханука является национальным праздником. В городе проходит фестиваль огней. Студенты и школьники устраивают праздничные концерты, ставят спектакли, устраивают посиделки с друзьями. Такие здания, как Кнессет (израильский парламент), украшаются зажженными менорами. Проводится ежегодная эстафета. Бегуны несут горящие факелы. Они бегут из Модиина в Иерусалим. Факелоносец добегает до Стены Плача, где передает факел главному раввину. Священнослужитель зажигает этим факелом первую свечу меноры.

Ханука празднуется всеми евреями. Это праздник радости, света и огней, которые зажигают, выражая благодарность Господу за чудеса и помощь в повседневных делах. А учитывая, насколько сильно разбросало представителей народа по планете, приуроченные к празднику торжества проводятся во многих странах – от Соединенных Штатов до России.

Ее называют «праздником света» и «праздником огней»

С 25 числа месяца кислев еврейского календаря последователи иудаизма будут отмечать Хануку — праздник, установленный в память об очищении Иерусалимского храма и возобновлении службы  в 165 году до н. э. По григорианскому календарю в 2022 году Ханука празднуется с вечера 18 декабря по вечер 26 декабря.

Иерусалимский храм представлял собой центр религиозной жизни еврейского народа между X веком до нашей эры и I веком нашей эры. Он играет огромную роль в иудаизме, и после своего появления стал единственным разрешённым местом жертвоприношений, которые приносились коэнами и левитами. После периода завоеваний Александра Македонского примерно в 332 году до нашей эры Иудея подпала под власть греков. Долгое время эллинистические цари относились к Храму с уважением и посылали туда богатые дары, однако в 169 году до нашей эры на его территорию вторгся правящий в тот период сирийский царь Антиох IV Эпифан. Он конфисковал драгоценные храмовые сосуды, а два года спустя он осквернил храм, поставив на Жертвенник всесожжения небольшой алтарь Зевса Олимпийского

Вскоре против Антиоха Эпифана восстал Иуда Маккавей. Он одержал несколько побед и добился заключения мира, во время которого очистил Иерусалимский храм, поставил новый Жертвенник всесожжения и изготовил новую утварь для святилища. Ровно через три года после осквернения Храма сирийцами он был освящён, и в нём были возобновлены жертвоприношения и зажигание меноры.

Иудеи верят, что после очищения Храма Иуда Маккавей и его воины нашли лишь один небольшой кувшин с ритуально чистым маслом, которое годилось бы для того, чтобы зажечь менору. Он был так мал, что его могло хватить только на один день горения меноры, однако она горела восемь дней — именно столько времени требовалось для приготовления нового чистого масла. Об этом событии вспоминают как о чуде Хануки, и в память о нём этот праздник отмечают в течение восьми дней.

Название праздника переводится с иврита как «обновление». Хануку также называют «праздником огней» и «праздником света», а в России — «светлым праздником Хануки». Одной из основных ее традиций является зажигание свечей в светильнике под названием ханукия в память о чуде, в которое верят иудеи. В первый день Хануки зажигается одна свеча, во второй – две и так далее. На восьмой день зажигаются восемь свечей. Для зажигания используется еще одна свеча, называемая шамаш. Всего на Хануку используется 44 свечи.

Хануку и Пурим иногда называют «детскими» праздниками. Одна из причин состоит в том, что их празднование установлено не Торой, а законоучителями, из-за чего эти дни в Израиле являются рабочими, но школьникам позволяется в них пропустить занятия. Помимо этого, оба праздника считаются одними из «самых весёлых» в иудаизме. В Хануку принято вспоминать, как рады были иудеи вернуться к соблюдению своих традиций. Также среди евреев Центральной Европы существует традиция дарить на Хануку детям деньги. Они получили название «хануке-гелт», что переводится с идиш как «ханукальные деньги».

Праздничный стол не является обязательным атрибутом Хануки с точки зрения предписаний иудаизма, однако традиция устраивать в эти дни трапезы существует. Во время готовки принято использовать большое количество масла, которое призвано символизировать кувшинчик с маслом, горевшим восемь дней. Традиционным ханукальным блюдом считаются суфганийот – пончики в сахарной пудре с фруктовой или шоколадной начинкой. Помимо этого, популярным на Хануку угощением являются картофельные оладьи под названием «латкес», которые обычно едят с яблочным муссом или сметаной.

Ежегодный календарь евреев является лунно-солнечным, благодаря этому каждая календарная дата всегда приходится не только на один и тот же сезон года, но и на одну и ту же фазу луны. Согласно этому календарю, новый день начинается с заката солнца, в связи с чем начало праздников в иудаизме приходится на вечер.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник света санкт петербург
  • Праздник света на петропавловской крепости
  • Праздник света на дворцовой
  • Праздник света лост арк берн
  • Праздник света во франции