Праздник светильника джека

праздник светильник джека — ответ на сканворд или кроссворд, количество букв не задано

праздник светильник джека — сканворд

Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы — пожалуйста, отключите блокировщик рекламы.

Ответов: 2 шт.


Маска:

Описание:

Google

Yandex

ХЭЛЛОУИН

ТЫКВА

Все пожелания и предложения можно отправлять на почту: support@poncy.ru.

В мире нет ни одного праздника, подобного Хэллоуину. В нем странно смешалось все: языческие обычаи, религиозные традиции и пугающие суеверия. Канун Дня Всех Святых отмечается во всем мире. А с недавних пор и в России 31 октября можно услышать стук в дверь, а затем громкое: «Сладость или гадость?» Об истории одного из старейших праздников, его традициях и обычаях – в материале РЕН ТВ.

История Хэллоуина

История праздника Хэллоуин началась 2 тысячи лет назад, когда кельтские племена жили на территории нынешней Англии, Ирландии, Уэльса, Шотландии и Северной Франции. Кельты считали период с ноября по апрель холодным и темным временем, поэтому ночь с 31 октября на 1 ноября знаменовала собой границу между светом и тьмой. Эта традиция и повлияла на то, какого числа празднуется Хеллоуин.

Кельты думали, что в эту ночь умершие и различная нечисть могут прийти к живым. Поэтому они собирались у священного костра и приносили дары своим языческим богам, надевали на себя шкуры зверей и маски, чтобы отпугнуть монстров. Отсюда и современная традиция наряжаться в костюмы нечисти.

В средние века на 1 ноября был назначен День Всех Святых, в этот день чествовали всех святых, не имевших своих специальных дней в течение года. Церковь не случайно выбрала для этого праздника 1 ноября, таким образом она надеялась покончить с языческими ритуалами и традициями, которые пришли из древности. Этот праздник назывался All Saints’ Day или All Hallows’ Day.

Но как бы ни хотелось церковникам, чтобы древние традиции канули в Лету, они сохранились. Люди во многих странах продолжали устраивать праздник 31 октября – в канун Дня Всех Святых. Он стал известен как All Hallows Even и постепенно сократился до Halloween.

Считалось, что 31 октября все силы зла – ведьмы, колдуны, гоблины, демоны и другая нечисть во главе с самим дьяволом – собираются вместе для того, чтобы устроить всяческие бесчинства и как-нибудь навредить в преддверии праздника.

В каждой стране существовало определенное место сбора нечистой силы: Арденнский лес во Франции, гора Броккен в Германии, скала Блоксберг в Швеции. А в Англии каждое разрушенное аббатство, руины старой церкви или памятника могли служить им местом сбора.

Фото: © REUTERS/Kevin Lamarque

Традиции празднования Хэллоуина

Современные традиции праздника начали формироваться в Европе примерно в XVI веке. В канун 31 октября дети и взрослые надевали маски и ходили по домам, требуя от хозяев угощения.

К началу XX века появились новые традиции Хэллоуина – костюмы, изображающие нечисть, и светильник Джека в виде тыквы со свечой. Позже мигранты из Европы возвели в Соединенных Штатах Хэллоуин в культ, там его стали праздновать с размахом, готовясь за несколько недель. Например, специально к празднику выращиваются гигантские сорта тыквы, планируются масштабные костюмированные вечеринки и конкурсы нарядов.

В наши дни и в Америке, и в Европе вечер 31 октября для миллионов детей означает одно: trick or treat? Дети и подростки, одетые в костюмы ведьм, привидений, вампиров и других очень или не очень страшных персонажей, ходят от дома к дому и получают от хозяев разные сладости, складывая их в свои мешки.

При этом они спрашивают хозяина, открывшего дверь: trick or treat? Устоявшийся перевод этого выражения на русский – «сладость или гадость?» Сладость вручается тут же, а что касается «гадости», она может представлять злую (но не жестокую) шутку. Нередко «гадость» связана с выполнением каких-нибудь не очень приятных заданий. Если они не нравятся, тот, кто их выбрал, может «откупиться» конфетами.

Фото: © Unsplash

Главные символы Хэллоуина

Главные символы самого «ужасного» праздника – это светильники Джека (разрисованные тыквы с горящей свечой или фонарем внутри), ведьма на метле и устрашающие наряды. Все они берут начало в языческих традициях, но со временем их истинный смысл забылся. Однако люди до сих пор с удовольствием празднуют Хэллоуин, заранее запасаются тыквами и начинают готовить костюмы.

История светильника Джека

В ночь с 31 октября на 1 ноября кельты собирались у священного огня. Расходясь по домам, они брали с собой часть священного огня, чтобы защитить свои жилища от нечисти. Так появилась традиция зажигать фонарь на Хэллоуин.

Однако существует и другая версия этого символа. В кельтском фольклоре есть легенда о хитром весельчаке Джеке, который дважды одурачил дьявола, используя для этого крест. За это после смерти ему был заказан вход и в рай, и в ад. Джек был обречен скитаться в темноте чистилища, но, чтобы развеять тьму, он смастерил фонарь из тыквы, вставив туда уголек, брошенный ему сатаной из ада. Согласно этой легенде, светильник Джека освещает путь заблудшим душам.

Фото: © Global Look Press/Lilly/http://imagebroker.com/#/search/

Ведьма на метле как символ Хэллоуина

Силуэт ведьмы, летящей на метле на фоне полной луны, – один из главных символов Хэллоуина. У язычников старуха-колдунья символизировала смену сезонов, а позже этот образ трансформировался в ведьму. Сейчас стало популярным надевать на Хэллоуин костюм ведьмы. Но эта традиция появилась не так давно, поскольку еще два-три столетия назад за такой наряд вполне могли отправить на костер.

Костюмы для Хэллоуина

Основная тематика костюмов на Хэллоуин – разнообразная нечисть и сказочные персонажи, но можно облачиться и в другие наряды, насколько хватит фантазии. Костюмы и макияж обычно отличаются изобретательностью и могут быть изготовлены из любых подручных материалов. Образ не обязательно должен пугать – многие в этот день наряжаются как персонажи любимых фильмов или мультфильмов.

Фото: © imago stock&people/ТАСС

Костюм вампира

Это один из самых популярных образов Хэллоуина и один из самых простых в исполнении. Парням достаточно надеть белую рубашку и черные брюки, а девушкам облачиться в длинное черное платье. Главное – макияж: бледная кожа и ярко подведенные глаза и губы. Дополнят образ страшного вампира клыки, которые можно купить в магазине карнавальных костюмов, и красные контактные линзы.

Костюм мумии

Это один из самых эффектных образов Хэллоуина. Понадобится много бинтов, или марли, или, на крайний случай, старые простыни. Ткань необходимо разрезать примерно на равные полосы. Потом нужно «состарить» материал. Самый легкий способ это сделать – окунуть полоски на пару часов в крепко заваренный чай, а затем нашить на любую одежду, которую после будет не жалко выбросить.

Если вы не умеете шить, то можно избрать другой способ – ручную перевязку. Несколько нарезанных полосок свяжите между собой узлом и обмотайте ими всю фигуру крест-накрест. Обычно лентами-полосками обматывают и лицо, но если для вас это неподходящий вариант, без макияжа не обойтись. Достаточно будет максимально отбелить лицо и выделить темными тенями область вокруг глаз, чтобы взгляд казался изможденным.

Фото: © ZumaTASS

Костюм скелета

Без присутствия человека в костюме скелета не обходится ни один Хэллоуин, причем этот персонаж чаще вызывает улыбку, чем ужас. В продаже можно найти комбинезон с нарисованными костями, к которому прилагается маска. Другой вариант – сделать грим с имитацией черепа из белой и черной краски. Вместо целого костюма можно использовать только верх, например надеть необычный пиджак с «костяным» принтом и подобрать к нему цилиндр с перчатками и тростью.

Костюм ведьмы

Это самый любимый среди девушек образ на Хэллоуин. Здесь полет фантазии не ограничен: можно выглядеть страшной ведьмой – старухой, а можно – обольстительной ведьмочкой. Чаще всего девушки по понятным причинам предпочитают второй вариант. Платье может быть длинным и коротким, черного или красного цвета. Дополнительные детали: остроконечная шляпа, метла, яркий макияж и обилие украшений.

Фото: © Unsplash

Как правильно вырезать тыкву на Хэллоуин

Сейчас вырезание тыквы с устрашающей физиономией превратилось в целое искусство. Во многих странах мира проводятся даже целые турниры и конкурсы.

Чтобы сделать светильник Джека, нужно взять красивую тыкву без повреждений. Донышко у нее должно быть плоским – для устойчивости конструкции.

Срежьте верхушку тыквы. Чтобы не ошибиться, можно нарисовать сверху окружность, по которой и резать. Верхушку не выкидывайте, она вам пригодится.

Удалите мякоть и семена. Для этого лучше всего использовать ложку с заостренными краями. Если такой нет, аккуратно надрежьте мякоть со всех сторон, а затем выскоблите столовой ложкой. Не перестарайтесь, тонкие стенки тыквы не нужны по всей площади. Выберите сторону, на которой будете вырезать лицо Джека. С этой стороны выскоблите мякоть как следует: чем тоньше будет поверхность тыквы, тем проще потом вырезать.

Обыкновенным маркером (или фломастером) нарисуйте на тыкве треугольные глаза и нос,  рот и несколько зубов. Проявите фантазию — лицо Джека может улыбаться, а может ухмыляться или даже растянуться в зловещий оскал.

Чтобы вырезать отверстия, понадобиться тонкий острый нож. Загоняйте его в поверхность тыквы под прямым углом, так будет проще. Аккуратно вырезайте по линиям, которые вы нарисовали. Будьте очень внимательны и осторожны при работе с острым ножом!

Чтобы тыква не увяла раньше времени, края всех надрезов (и на верхушке в том числе) смажьте вазелином. На крышке сделайте сквозные отверстия, чтобы через них уходил жар от свечи. А если внутренности Джека натереть корицей или гвоздикой, то тыква будет не только сиять, но и благоухать.

Поместите внутрь одну или несколько свечей и зажгите. Или для большей безопасности воспользуйтесь электрической свечой. Сверху поставьте срезанную ранее верхушку. Светильник Джека готов!

Фото: © Сергей Коньков/ТАСС

Как празднуют Хэллоуин в России

К нам Хэллоуин пришел в 1990-е и еще не успел обрасти традициями, подобными тем, что существуют в Европе или Америке, где Хэллоуин празднуется веками.

Тем не менее россияне относятся к Хэллоуину просто как к поводу повеселиться, надеть необычные костюмы и провести время в компании друзей. Как и многие праздники других стран, пришедшие в Россию, Хэллоуин утратил свое первоначальное значение, растерял часть традиционных для него ритуалов и оброс новыми.

Сегодня во многих клубах в ночь на 1 ноября проводятся Halloween-parties. Наличие костюма и фонарика из тыквы на таких мероприятиях приветствуется.

Те, у кого нет желания отправляться в клуб, организовывают домашние вечеринки. Здесь можно отпустить фантазию и как следует повеселиться, украшая дом, придумывая праздничный грим и изобретая тематические угощения.

Светильник Джека (англ. Jack-o’-lantern) — один из основных атрибутов праздника Хэллоуин, представляет собой вырезанную в виде головы тыкву со свечой внутри.
Традиция изготовления тыкв-светильников пошла от кельтского обычая создавать фонари, помогающие душам найти путь в чистилище, первые «светильники Джека» появились в Великобритании, для их изготовления использовали брюкву или репу. Считалось, что подобный плод, оставленный в День всех святых около дома, будет отгонять от него злых духов.
Когда традиция празднования Хэллоуина распространилась в США, светильники стали делаться из тыкв, более доступных и дешёвых. Впервые создание тыкв-светильников в Северной Америке было зафиксировано в 1837 году; этот ритуал, проводившийся во время сбора урожая, не имел никакого отношения к Хэллоуину вплоть до второй половины XIX столетия.

Согласно ирландской легенде, скупердяй и пьяница по имени Джек, однажды, в канун Дня всех святых, встретился в баре с самим Дьяволом.
Джек так сильно напился, что чуть было не попал в руки к Дьяволу, но благодаря своей хитрости, он предложил Дьяволу свою душу в обмен на последнюю кружку выпивки. Дьявол согласился и тут же превратился в шесть пенсов, чтобы заплатить бармену за выпивку. Джек быстренько засунул их в свой кошелек, а так как в кошельке у Джека был серебряный крестик, то Дьявол не смог выбраться обратно.
Джек не выпускал Дьявола до тех пор, пока тот не пообещал ему, что не будет претендовать на его душу в течение десяти лет.
Дьявол сдержал слово, и через десять лет он вернулся за Джеком, встретив его на дороге. Дьявол уже хотел было забрать его, но Джек, быстро сообразив, что к чему, сказал: «Я пойду с тобой, но прежде чем мы отправимся, не мог бы ты достать мне яблоко вот с этого дерева? «
Дьявол, подумав, что он ничего не теряет, вскочил на плечи Джеку, чтобы сорвать яблоко. Тогда Джек вынул нож и высек крест на стволе дерева, и Дьявол не смог спуститься обратно, чтобы забрать Джека или его душу.
Джек заставил его пообещать, что он больше никогда не придет за ним. Дьявол понял, что выхода нет, и согласился. Никто так и не узнал, как же Дьяволу удалось спуститься с дерева.
Когда же год спустя Джек умер, небеса не приняли его, так как он вел разгульную жизнь, много пил, был скупым и лживым человеком.
Тогда Джек спустился в ад, но Дьявол отказал ему, ведь он обещал Джеку, что никогда не возьмет его душу. «Но куда же мне идти? «- спросил Джек. «Ступай туда, откуда пришел»- ответил ему Дьявол. Но путь назад был очень темным и холодным, и Джек попросил Дьявола дать ему свет, чтобы найти дорогу обратно.
Дьявол исполнил последнюю волю Джека и кинул ему горящий уголек прямо из пламени ада, а чтобы дорогу было лучше видно и сильный ветер не задул огонек, Джек положил его внутрь репы, которую он ел.
С тех пор Джек был обречен на скитания с фонарем в руках, пока не настанет судный день.

From Wikipedia, the free encyclopedia

A traditional American jack-o’-lantern, made from a pumpkin, lit from within by a candle.

A jack-o’-lantern (or jack o’lantern) is a carved lantern, most commonly made from a pumpkin or a root vegetable such as a rutabaga or turnip.[1] Jack-o’-lanterns are associated with the Halloween holiday. Its name comes from the reported phenomenon of strange lights flickering over peat bogs, called will-o’-the-wisps or jack-o’-lanterns. The name is also tied to the Irish legend of Stingy Jack, a drunkard who bargains with Satan and is doomed to roam the Earth with only a hollowed turnip to light his way.

Jack-o’-lanterns carved from pumpkins are a yearly Halloween tradition that developed in the United States when Celtic Americans brought their root vegetable carving tradition with them.[2] It is common to see jack-o’-lanterns used as external and internal decorations prior to and on Halloween.

To make a jack-o’-lantern, the top of a pumpkin or turnip is cut off to form a lid, the inside flesh is scooped out, and an image—usually a «scary» or «funny» face—is carved out of the rind to expose the hollow interior. A light source, traditionally a flame from a candle or tealight, is placed within before the lid is closed. Artificial jack-o’-lanterns with electric lights are also marketed.

Etymology[edit]

An assortment of carved pumpkins.

The term jack-o’-lantern was originally used to describe the visual phenomenon ignis fatuus (lit., «foolish fire») known as a will-o’-the-wisp in English folklore.[3] Used especially in East England, its earliest known use dates to the 1660s.[4]

History[edit]

Modern carving of a Cornish Jack-o’-Lantern made from a turnip.

Origin[edit]

The carving of vegetables has been a common practice in many parts of the world. It is believed that the custom of making jack-o’-lanterns at Halloween time began in the British Isles.
[5][6][7] In the 19th century, «turnips or mangel wurzels, hollowed out to act as lanterns and often carved with grotesque faces,» were used on Halloween in parts of Ireland and the Scottish Highlands.[8] In these Gaelic-speaking regions, Halloween was also the festival of Samhain and was seen as a time when supernatural beings (the Aos Sí), and the souls of the dead, walked the earth. Jack-o’-lanterns were also made at Halloween time in Somerset, England (see Punkie Night) during the 19th century.[8]

By those who made them, the lanterns were said to represent either spirits or supernatural beings,[8] or were used to ward off evil spirits.[9] For example, sometimes they were used by Halloween participants to frighten people,[9][10][11] and sometimes they were set on windowsills to keep harmful spirits out of one’s home.[10] It has also been suggested that the jack-o’-lanterns originally represented Christian souls in purgatory, as Halloween is the eve of All Saints’ Day (1 November)/All Souls’ Day (2 November).[12]

On January 16 in 1836, the Dublin Penny Journal published a long story on the legend of «Jack-o’-the-Lantern», although this does not mention the lantern being carved from a vegetable.[13] In 1837, the Limerick Chronicle refers to a local pub holding a carved gourd competition and presenting a prize to «the best crown of Jack McLantern». The term «McLantern» also appears in an 1841 publication of the same paper.[citation needed]

There is also evidence that turnips were used to carve what was called a «Hoberdy’s Lantern» in Worcestershire, England, at the end of the 18th century. The folklorist Jabez Allies outlines other derivations of the name, «Hobany’s», which is most likely derived from «Hob and his», with other variations including «Hob-o’-Lantern», «Hobbedy’s Lantern» and «Hobbady-lantern».[14]

In North America[edit]

Adaptations of Washington Irving’s short story «The Legend of Sleepy Hollow» (1820) often show the Headless Horseman with a pumpkin or jack-o’-lantern in place of his severed head. (In the original story, a shattered pumpkin is discovered next to Ichabod Crane’s abandoned hat on the morning after Crane’s supposed encounter with the Horseman.)

The application of the term to carved pumpkins in American English is first seen in 1834.[15] The carved pumpkin lantern’s association with Halloween is recorded in the 1 November 1866 edition of the Daily News (Kingston, Ontario):

The old time custom of keeping up Hallowe’en was not forgotten last night by the youngsters of the city. They had their maskings and their merry-makings, and perambulated the streets after dark in a way which was no doubt amusing to themselves. There was a great sacrifice of pumpkins from which to make transparent heads and face, lighted up by the unfailing two inches of tallow candle.[16]

James Fenimore Cooper wrote a nautical novel titled The Jack O’lantern (le Feu-Follet), Or the Privateer (1842). The Jack O’lantern was the name of the ship.[17]

The poet John Greenleaf Whittier, who was born in Massachusetts in 1807, wrote the poem «The Pumpkin» (1850):[18]

Oh!—fruit loved of boyhood!—the old days recalling,
When wood-grapes were purpling and brown nuts were falling!
When wild, ugly faces we carved in its skin,
Glaring out through the dark with a candle within!

In 1879’s Funny Nursery Rhymes, a poem admonishes children to avoid being similar to untrustworthy «Master Jack o’ Lantern,» described as a «wicked, deceiving boy» similar to a will-o’-the-wisp who «dances, and jumps, and gambols.» He is humorously illustrated as a personification of a lantern.[19]

Agnes Carr Sage, in the article, «Halloween Sports and Customs» (Harper’s Young People (1885):[20]

It is an ancient British custom to light great bonfires (Bone-fire to clear before Winter froze the ground) on Hallowe’en, and carry blazing fagots about on long poles; but in place of this, American boys delight in the funny grinning jack-o’-lanterns made of huge yellow pumpkins with a candle inside.

In the United States, the carved pumpkin was first associated with the harvest season in general, long before it became a symbol of Halloween.[21] In 1895, an article on Thanksgiving entertaining recommended a lit jack-o’-lantern as part of the festivities.[21][22]

Folklore[edit]

A commercial «R.I.P.» pattern.

Pumpkin projected onto the wall.

The story of the jack-o’-lantern comes in many forms and is similar to the story of Will-o’-the-wisp[23] retold in different forms across Western Europe,[24] including, Italy, Norway, Spain and Sweden.[25] In Switzerland, children will leave bowls of milk or cream out for mythical house spirits called Jack o’ the bowl.[26]
An old Irish folk tale from the mid-18th century tells of Stingy Jack, a lazy yet shrewd blacksmith who uses a cross to trap Satan.
One story says that Jack tricked Satan into climbing an apple tree, and once he was up there, Jack quickly placed crosses around the trunk or carved a cross into the bark, so that Satan couldn’t get down.[27]

Another version[citation needed] of the story says that Jack was getting chased by some villagers from whom he had stolen. He then met Satan, who claimed it was time for him to die. However, the thief stalled his death by tempting Satan with a chance to bedevil the church-going villagers chasing him. Jack told Satan to turn into a coin with which he would pay for the stolen goods (Satan could take on any shape he wanted); later, when the coin (Satan) disappeared, the Christian villagers would fight over who had stolen it. The Devil agreed to this plan. He turned himself into a silver coin and jumped into Jack’s wallet, only to find himself next to a cross Jack had also picked up in the village. Jack closed the wallet tight, and the cross stripped the Devil of his powers; and so he was trapped.

In both folktales, Jack lets Satan go only after he agrees to never take his soul. Many years later, the thief died, as all living things do. Of course, Jack’s life had been too sinful for him to go to Heaven; however, Satan had promised not to take his soul, and so he was barred from Hell as well.[28] Jack now had nowhere to go. He asked how he would see where to go, as he had no light, and Satan mockingly tossed him a burning coal, to light his way. Jack carved out one of his turnips (which were his favorite food), put the coal inside it, and began endlessly wandering the Earth for a resting place.[28] He became known as «Jack of the Lantern», or jack o’lantern.

Cornish folklorist Dr. Thomas Quiller Couch (d. 1884) recorded the use of the term in a rhyme used in Polperro, Cornwall, in conjunction with Joan the Wad, the Cornish version of Will-o’-the-wisp. The people of Polperro regarded them both as pixies. The rhyme goes:[29]

Jack o’ the lantern! Joan the wad,
Who tickled the maid and made her mad
Light me home, the weather’s bad.

Jack-o-lanterns were also a way of protecting one’s home against the undead. Superstitious people[30] used them specifically to ward off vampires. They thought this because it was said that the jack-o-lantern’s light was a way of identifying vampires who, once their identity was known, would give up their hunt for you.

Pumpkin craft[edit]

Sections of the pumpkin or turnip are cut out to make holes, often depicting a face, which may be either cheerful, scary, or comical.[31]

World records[edit]

For a long time, Keene, New Hampshire, held the world record for most jack-o’-lanterns carved and lit in one place. The Life is Good Company teamed up with Camp Sunshine,[32] a camp for children with life-threatening illnesses and their families, to break the record. A record was set on October 21, 2006, when 30,128 jack-o’-lanterns were simultaneously lit on Boston Common in downtown Boston, Massachusetts.[33] Highwood, Illinois, tried to set the record on October 31, 2011, with an unofficial count of 30,919 but did not follow the Guinness regulations, so the achievement did not count.[34]

On October 19, 2013, Keene broke the Boston record and reclaimed the world record for most lit jack-o’-lanterns on display (30,581). The town has now broken the record eight times since the original attempt.[35]

See also[edit]

  • Apotropaic magic
  • Cuco
  • The Great Pumpkin

References[edit]

  1. ^ «The History of ‘Jack-O’-Lantern’«. Retrieved 2018-10-25.
  2. ^ «History of the Jack O’ Lantern». HISTORY. Retrieved 2018-10-25.
  3. ^ Dixon, J. M. (1891). Dictionary of Idiomatic Phrases… T. Nelson & Company. p. 174.
  4. ^ Harper, Douglas. «Jack o’lantern (n.)». Online Etymology Dictionary. Retrieved 9 May 2013.
  5. ^ The Oxford Companion to American Food and Drink. Oxford University Press. 2007. p. 269. ISBN 9780195307962. Retrieved February 17, 2011.
  6. ^ «Pumpkins Passions». BBC. October 31, 2005. Retrieved October 19, 2006. They continue to be popular choices today as carved lanterns in Northern England, Scotland, and Northern Ireland; the British purchased a million pumpkins for Halloween in 2004.»
  7. ^ «Turnip battles with pumpkin for Hallowe’en». BBC. October 28, 2005. Retrieved September 23, 2007.
  8. ^ a b c Hutton, Ronald (1996). The Stations of the Sun: A History of the Ritual Year in Britain. Oxford University Press. pp. 382–383.
  9. ^ a b Palmer, Kingsley (1973). Oral folk-tales of Wessex. David & Charles. pp. 87–88.
  10. ^ a b Arnold, Bettina (2001-10-31). «Bettina Arnold – Halloween Lecture: Halloween Customs in the Celtic World». Halloween Inaugural Celebration. University of Wisconsin–Milwaukee: Center for Celtic Studies. Archived from the original on 2011-06-24. Retrieved 2007-10-16.
  11. ^ Wilson, David Scofield (1999). Rooted in America: Foodlore of Popular Fruits and Vegetables. University of Tennessee Press. p. 154.
  12. ^ Rogers, Nicholas (2003). Halloween: From Pagan Ritual to Party Night. Oxford University Press. p. 57. ISBN 978-0-19-514691-2.
  13. ^ «History of Jack-o’-the-Lantern». Dublin Penny Journal. 3–4: 229, 1835. 1835.
  14. ^ Kittredge, G. L. (1900). «The Friar’s Lantern and Friar Rush». PMLA. 15 (4): 415–441. doi:10.2307/456566. ISSN 0030-8129. JSTOR 456566.
  15. ^ «Jack-o’-lantern». Oxford English Dictionary.
  16. ^ «Carved pumpkin». Daily News. Kingston, Ontario. November 1, 1866.
  17. ^ «Review of Cooper’s ‘Jack O’Lantern’«. The Spectator. December 3, 1842.
  18. ^ Whittier, John Greenleaf (1885). «The Pumpkin». Poets.org. Archived from the original on 2010-11-28.
  19. ^ Funny Nursery Rhymes. Ward, Lock, and Company. 1879. pp. 17–20.
  20. ^ Sage, Agnes Carr (October 27, 1885). «Halloween Sports and Customs». Harper’s Young People. p. 828.
  21. ^ a b «The Day We Celebrate: Thanksgiving Treated Gastronomically and Socially». The New York Times. November 24, 1895. p. 27.
  22. ^ «Odd Ornaments for Table». The New York Times. October 21, 1900. p. 12.
  23. ^ Santino, Jack (1995). All Around the Year: Holidays and Celebrations in American Life. University of Illinois Press. p. 157.
  24. ^ Allies, Jabez (1856). The British, Roman, and Saxon antiquities and folklore of Worcestershire. London: J.R. Smith. p. 430.
  25. ^ Newell, William Wells (1 January 1904). «The Ignis Fatuus, Its Character and Legendary Origin». Journal of American Folk-Lore. 17 (64): 39–60. doi:10.2307/533988. JSTOR 533988.
  26. ^ «Brewer, e. Cobham. Dictionary of Phrase & Fable. Jack o’ the Bowl».
  27. ^ Mark Hoerrner (2006). «History of the Jack-O-Lantern». buzzle.com. Retrieved 2007-05-09.
  28. ^ a b «History of the Jack O’ Lantern». HISTORY. Retrieved 2018-10-20.
  29. ^ Simpson, Jacqueline; Roud, Steve (2000). A Dictionary of English Folklore. Oxford University Press.
  30. ^ James, David (2016-10-31). «The Tale o’ Jack-o’-Lantern». 5-Minute History. Retrieved 2018-12-11.
  31. ^ Poe, R.H.; Hart, R.M.; Foster, K.; Noyes, L. (1990). You Can Carve Fantastic Jack-O-Lanterns. Storey Communications. ISBN 978-0-88266-580-1.
  32. ^ Camp Sunshine
  33. ^ Levenson, Michael & McCabe, Kathy (October 22, 2006). «A Love in Common for Pumpkins». The Boston Globe. p. B6.{{cite news}}: CS1 maint: uses authors parameter (link)
  34. ^ «Highwood sets pumpkin-carving record». Highland Park News. Archived from the original on 2013-02-24. Retrieved 2012-10-30.{{cite news}}: CS1 maint: bot: original URL status unknown (link)
  35. ^ «Most Lit Jack-o’-lanterns Displayed». Guinness World Records.

External links[edit]

  • https://www.history.com/topics/halloween/jack-olantern-history
  • https://www.boston.com/news/history/2014/10/29/the-history-of-the-jack-o-lantern-how-it-all-began-with-a-turnip
  • http://mentalfloss.com/article/12865/whats-origin-jack-o-lanterns

From Wikipedia, the free encyclopedia

A traditional American jack-o’-lantern, made from a pumpkin, lit from within by a candle.

A jack-o’-lantern (or jack o’lantern) is a carved lantern, most commonly made from a pumpkin or a root vegetable such as a rutabaga or turnip.[1] Jack-o’-lanterns are associated with the Halloween holiday. Its name comes from the reported phenomenon of strange lights flickering over peat bogs, called will-o’-the-wisps or jack-o’-lanterns. The name is also tied to the Irish legend of Stingy Jack, a drunkard who bargains with Satan and is doomed to roam the Earth with only a hollowed turnip to light his way.

Jack-o’-lanterns carved from pumpkins are a yearly Halloween tradition that developed in the United States when Celtic Americans brought their root vegetable carving tradition with them.[2] It is common to see jack-o’-lanterns used as external and internal decorations prior to and on Halloween.

To make a jack-o’-lantern, the top of a pumpkin or turnip is cut off to form a lid, the inside flesh is scooped out, and an image—usually a «scary» or «funny» face—is carved out of the rind to expose the hollow interior. A light source, traditionally a flame from a candle or tealight, is placed within before the lid is closed. Artificial jack-o’-lanterns with electric lights are also marketed.

Etymology[edit]

An assortment of carved pumpkins.

The term jack-o’-lantern was originally used to describe the visual phenomenon ignis fatuus (lit., «foolish fire») known as a will-o’-the-wisp in English folklore.[3] Used especially in East England, its earliest known use dates to the 1660s.[4]

History[edit]

Modern carving of a Cornish Jack-o’-Lantern made from a turnip.

Origin[edit]

The carving of vegetables has been a common practice in many parts of the world. It is believed that the custom of making jack-o’-lanterns at Halloween time began in the British Isles.
[5][6][7] In the 19th century, «turnips or mangel wurzels, hollowed out to act as lanterns and often carved with grotesque faces,» were used on Halloween in parts of Ireland and the Scottish Highlands.[8] In these Gaelic-speaking regions, Halloween was also the festival of Samhain and was seen as a time when supernatural beings (the Aos Sí), and the souls of the dead, walked the earth. Jack-o’-lanterns were also made at Halloween time in Somerset, England (see Punkie Night) during the 19th century.[8]

By those who made them, the lanterns were said to represent either spirits or supernatural beings,[8] or were used to ward off evil spirits.[9] For example, sometimes they were used by Halloween participants to frighten people,[9][10][11] and sometimes they were set on windowsills to keep harmful spirits out of one’s home.[10] It has also been suggested that the jack-o’-lanterns originally represented Christian souls in purgatory, as Halloween is the eve of All Saints’ Day (1 November)/All Souls’ Day (2 November).[12]

On January 16 in 1836, the Dublin Penny Journal published a long story on the legend of «Jack-o’-the-Lantern», although this does not mention the lantern being carved from a vegetable.[13] In 1837, the Limerick Chronicle refers to a local pub holding a carved gourd competition and presenting a prize to «the best crown of Jack McLantern». The term «McLantern» also appears in an 1841 publication of the same paper.[citation needed]

There is also evidence that turnips were used to carve what was called a «Hoberdy’s Lantern» in Worcestershire, England, at the end of the 18th century. The folklorist Jabez Allies outlines other derivations of the name, «Hobany’s», which is most likely derived from «Hob and his», with other variations including «Hob-o’-Lantern», «Hobbedy’s Lantern» and «Hobbady-lantern».[14]

In North America[edit]

Adaptations of Washington Irving’s short story «The Legend of Sleepy Hollow» (1820) often show the Headless Horseman with a pumpkin or jack-o’-lantern in place of his severed head. (In the original story, a shattered pumpkin is discovered next to Ichabod Crane’s abandoned hat on the morning after Crane’s supposed encounter with the Horseman.)

The application of the term to carved pumpkins in American English is first seen in 1834.[15] The carved pumpkin lantern’s association with Halloween is recorded in the 1 November 1866 edition of the Daily News (Kingston, Ontario):

The old time custom of keeping up Hallowe’en was not forgotten last night by the youngsters of the city. They had their maskings and their merry-makings, and perambulated the streets after dark in a way which was no doubt amusing to themselves. There was a great sacrifice of pumpkins from which to make transparent heads and face, lighted up by the unfailing two inches of tallow candle.[16]

James Fenimore Cooper wrote a nautical novel titled The Jack O’lantern (le Feu-Follet), Or the Privateer (1842). The Jack O’lantern was the name of the ship.[17]

The poet John Greenleaf Whittier, who was born in Massachusetts in 1807, wrote the poem «The Pumpkin» (1850):[18]

Oh!—fruit loved of boyhood!—the old days recalling,
When wood-grapes were purpling and brown nuts were falling!
When wild, ugly faces we carved in its skin,
Glaring out through the dark with a candle within!

In 1879’s Funny Nursery Rhymes, a poem admonishes children to avoid being similar to untrustworthy «Master Jack o’ Lantern,» described as a «wicked, deceiving boy» similar to a will-o’-the-wisp who «dances, and jumps, and gambols.» He is humorously illustrated as a personification of a lantern.[19]

Agnes Carr Sage, in the article, «Halloween Sports and Customs» (Harper’s Young People (1885):[20]

It is an ancient British custom to light great bonfires (Bone-fire to clear before Winter froze the ground) on Hallowe’en, and carry blazing fagots about on long poles; but in place of this, American boys delight in the funny grinning jack-o’-lanterns made of huge yellow pumpkins with a candle inside.

In the United States, the carved pumpkin was first associated with the harvest season in general, long before it became a symbol of Halloween.[21] In 1895, an article on Thanksgiving entertaining recommended a lit jack-o’-lantern as part of the festivities.[21][22]

Folklore[edit]

A commercial «R.I.P.» pattern.

Pumpkin projected onto the wall.

The story of the jack-o’-lantern comes in many forms and is similar to the story of Will-o’-the-wisp[23] retold in different forms across Western Europe,[24] including, Italy, Norway, Spain and Sweden.[25] In Switzerland, children will leave bowls of milk or cream out for mythical house spirits called Jack o’ the bowl.[26]
An old Irish folk tale from the mid-18th century tells of Stingy Jack, a lazy yet shrewd blacksmith who uses a cross to trap Satan.
One story says that Jack tricked Satan into climbing an apple tree, and once he was up there, Jack quickly placed crosses around the trunk or carved a cross into the bark, so that Satan couldn’t get down.[27]

Another version[citation needed] of the story says that Jack was getting chased by some villagers from whom he had stolen. He then met Satan, who claimed it was time for him to die. However, the thief stalled his death by tempting Satan with a chance to bedevil the church-going villagers chasing him. Jack told Satan to turn into a coin with which he would pay for the stolen goods (Satan could take on any shape he wanted); later, when the coin (Satan) disappeared, the Christian villagers would fight over who had stolen it. The Devil agreed to this plan. He turned himself into a silver coin and jumped into Jack’s wallet, only to find himself next to a cross Jack had also picked up in the village. Jack closed the wallet tight, and the cross stripped the Devil of his powers; and so he was trapped.

In both folktales, Jack lets Satan go only after he agrees to never take his soul. Many years later, the thief died, as all living things do. Of course, Jack’s life had been too sinful for him to go to Heaven; however, Satan had promised not to take his soul, and so he was barred from Hell as well.[28] Jack now had nowhere to go. He asked how he would see where to go, as he had no light, and Satan mockingly tossed him a burning coal, to light his way. Jack carved out one of his turnips (which were his favorite food), put the coal inside it, and began endlessly wandering the Earth for a resting place.[28] He became known as «Jack of the Lantern», or jack o’lantern.

Cornish folklorist Dr. Thomas Quiller Couch (d. 1884) recorded the use of the term in a rhyme used in Polperro, Cornwall, in conjunction with Joan the Wad, the Cornish version of Will-o’-the-wisp. The people of Polperro regarded them both as pixies. The rhyme goes:[29]

Jack o’ the lantern! Joan the wad,
Who tickled the maid and made her mad
Light me home, the weather’s bad.

Jack-o-lanterns were also a way of protecting one’s home against the undead. Superstitious people[30] used them specifically to ward off vampires. They thought this because it was said that the jack-o-lantern’s light was a way of identifying vampires who, once their identity was known, would give up their hunt for you.

Pumpkin craft[edit]

Sections of the pumpkin or turnip are cut out to make holes, often depicting a face, which may be either cheerful, scary, or comical.[31]

World records[edit]

For a long time, Keene, New Hampshire, held the world record for most jack-o’-lanterns carved and lit in one place. The Life is Good Company teamed up with Camp Sunshine,[32] a camp for children with life-threatening illnesses and their families, to break the record. A record was set on October 21, 2006, when 30,128 jack-o’-lanterns were simultaneously lit on Boston Common in downtown Boston, Massachusetts.[33] Highwood, Illinois, tried to set the record on October 31, 2011, with an unofficial count of 30,919 but did not follow the Guinness regulations, so the achievement did not count.[34]

On October 19, 2013, Keene broke the Boston record and reclaimed the world record for most lit jack-o’-lanterns on display (30,581). The town has now broken the record eight times since the original attempt.[35]

See also[edit]

  • Apotropaic magic
  • Cuco
  • The Great Pumpkin

References[edit]

  1. ^ «The History of ‘Jack-O’-Lantern’«. Retrieved 2018-10-25.
  2. ^ «History of the Jack O’ Lantern». HISTORY. Retrieved 2018-10-25.
  3. ^ Dixon, J. M. (1891). Dictionary of Idiomatic Phrases… T. Nelson & Company. p. 174.
  4. ^ Harper, Douglas. «Jack o’lantern (n.)». Online Etymology Dictionary. Retrieved 9 May 2013.
  5. ^ The Oxford Companion to American Food and Drink. Oxford University Press. 2007. p. 269. ISBN 9780195307962. Retrieved February 17, 2011.
  6. ^ «Pumpkins Passions». BBC. October 31, 2005. Retrieved October 19, 2006. They continue to be popular choices today as carved lanterns in Northern England, Scotland, and Northern Ireland; the British purchased a million pumpkins for Halloween in 2004.»
  7. ^ «Turnip battles with pumpkin for Hallowe’en». BBC. October 28, 2005. Retrieved September 23, 2007.
  8. ^ a b c Hutton, Ronald (1996). The Stations of the Sun: A History of the Ritual Year in Britain. Oxford University Press. pp. 382–383.
  9. ^ a b Palmer, Kingsley (1973). Oral folk-tales of Wessex. David & Charles. pp. 87–88.
  10. ^ a b Arnold, Bettina (2001-10-31). «Bettina Arnold – Halloween Lecture: Halloween Customs in the Celtic World». Halloween Inaugural Celebration. University of Wisconsin–Milwaukee: Center for Celtic Studies. Archived from the original on 2011-06-24. Retrieved 2007-10-16.
  11. ^ Wilson, David Scofield (1999). Rooted in America: Foodlore of Popular Fruits and Vegetables. University of Tennessee Press. p. 154.
  12. ^ Rogers, Nicholas (2003). Halloween: From Pagan Ritual to Party Night. Oxford University Press. p. 57. ISBN 978-0-19-514691-2.
  13. ^ «History of Jack-o’-the-Lantern». Dublin Penny Journal. 3–4: 229, 1835. 1835.
  14. ^ Kittredge, G. L. (1900). «The Friar’s Lantern and Friar Rush». PMLA. 15 (4): 415–441. doi:10.2307/456566. ISSN 0030-8129. JSTOR 456566.
  15. ^ «Jack-o’-lantern». Oxford English Dictionary.
  16. ^ «Carved pumpkin». Daily News. Kingston, Ontario. November 1, 1866.
  17. ^ «Review of Cooper’s ‘Jack O’Lantern’«. The Spectator. December 3, 1842.
  18. ^ Whittier, John Greenleaf (1885). «The Pumpkin». Poets.org. Archived from the original on 2010-11-28.
  19. ^ Funny Nursery Rhymes. Ward, Lock, and Company. 1879. pp. 17–20.
  20. ^ Sage, Agnes Carr (October 27, 1885). «Halloween Sports and Customs». Harper’s Young People. p. 828.
  21. ^ a b «The Day We Celebrate: Thanksgiving Treated Gastronomically and Socially». The New York Times. November 24, 1895. p. 27.
  22. ^ «Odd Ornaments for Table». The New York Times. October 21, 1900. p. 12.
  23. ^ Santino, Jack (1995). All Around the Year: Holidays and Celebrations in American Life. University of Illinois Press. p. 157.
  24. ^ Allies, Jabez (1856). The British, Roman, and Saxon antiquities and folklore of Worcestershire. London: J.R. Smith. p. 430.
  25. ^ Newell, William Wells (1 January 1904). «The Ignis Fatuus, Its Character and Legendary Origin». Journal of American Folk-Lore. 17 (64): 39–60. doi:10.2307/533988. JSTOR 533988.
  26. ^ «Brewer, e. Cobham. Dictionary of Phrase & Fable. Jack o’ the Bowl».
  27. ^ Mark Hoerrner (2006). «History of the Jack-O-Lantern». buzzle.com. Retrieved 2007-05-09.
  28. ^ a b «History of the Jack O’ Lantern». HISTORY. Retrieved 2018-10-20.
  29. ^ Simpson, Jacqueline; Roud, Steve (2000). A Dictionary of English Folklore. Oxford University Press.
  30. ^ James, David (2016-10-31). «The Tale o’ Jack-o’-Lantern». 5-Minute History. Retrieved 2018-12-11.
  31. ^ Poe, R.H.; Hart, R.M.; Foster, K.; Noyes, L. (1990). You Can Carve Fantastic Jack-O-Lanterns. Storey Communications. ISBN 978-0-88266-580-1.
  32. ^ Camp Sunshine
  33. ^ Levenson, Michael & McCabe, Kathy (October 22, 2006). «A Love in Common for Pumpkins». The Boston Globe. p. B6.{{cite news}}: CS1 maint: uses authors parameter (link)
  34. ^ «Highwood sets pumpkin-carving record». Highland Park News. Archived from the original on 2013-02-24. Retrieved 2012-10-30.{{cite news}}: CS1 maint: bot: original URL status unknown (link)
  35. ^ «Most Lit Jack-o’-lanterns Displayed». Guinness World Records.

External links[edit]

  • https://www.history.com/topics/halloween/jack-olantern-history
  • https://www.boston.com/news/history/2014/10/29/the-history-of-the-jack-o-lantern-how-it-all-began-with-a-turnip
  • http://mentalfloss.com/article/12865/whats-origin-jack-o-lanterns

Главный символ Хэллоуина — это выпотрошенная тыкве с зажженной свечой внутри, которая называется «светильник Джека». Но откуда взялось данное название?

Традиция вырезания фонаря из тыквы имеет многовековую историю и по одной из версий восходит к ирландской легенде о купце Джеке, который сумел дважды обмануть самого дьявола и за это получил от него обещание не покушаться на его душу.

Жадный до денег кузнец-выпивоха Джек предложил как-то властителю преисподнии выпить с ним в трактире. Когда пришло время расплачиваться, предприимчивый ирландец попросил дьявола обратиться монетой, после чего джек быстро положил ее к себе в карман где как раз лежал серебряный крестик. Дьявол оказался в ловушке и как ни старался он не мог принять первоначальный облик. В конце концов дьявол добился своего освобождения пообещав взамен целый год не трогать Джека, а также после его смерти не претендовать на его душу. Во второй раз хитрый кузнец обвел вокруг пальца доверчивого сатану попросив его залезть на дерево за фруктами. Как только нечистый залез на раскидистую ветку, Джек нацарапал на стволе крест. Так он выторговал себе еще десять лет беззаботной жизни.

Воспользоваться полученными привилегиями выпивоха Джек не смог, потому что в скором времени умер. После смерти грешника не допустили в рай. Ни богу, ни дьяволу Джек был не нужен. Неприкаянный ирландец в ожидании судного дня был вынужден бродить по земле, освещая себе путь кусочком угля, который ему напоследок бросил дьявол. Джек положил тлеющий огонек в пустую репку и пустился в странствование. Отсюда и название «светильник Джека».

Помня об этой легенде, в Ирландии и Шотландии люди вырезали страшное оружие из роших там вы забили реп и картофелин, помещали внутрь огарки и ставили светильник-оберег на подоконниках и у входных дверей дабы отпугнуть блуждающую душу Джека и прочую нечисть. Традиции эти живы до сих пор, однако в Великобритании Хэллоуин не так популярен, как в США, куда он был завезен в 19 веке ирландскими иммигрантами из Великобритании. Там ирландские обычаи быстро изменились под влиянием местной культуры и появилась американская версия праздника где на смену репки пришло популярная в тех краях тыква. И теперь даже на туманном альбионе к 31 октября специальные фермы выращивают до 50 сортов тыквы. Так, например, англичанин Ральф Аптон — владелец известного хозяйства под названием «Тыквенный коттедж», выращивает тыквы уже на протяжении 40 лет. Каждый год засевая свои шесть акров двадцатью тысячами семян. К Хэллоуину Ральф со своими друзьями создают на крыше сарая тыквенную фреску. Например, в 2007 году они изобразили Лохнесское чудовище.

Популярность праздника такая, что, как сообщает BBC, в 2007 году граждане США потратили около 5 миллиардов долларов на Хэллоуин. 6 миллионов человек купили костюмы ведьм и колдунов, 2 миллиона пиратских платьев. Хэллоуинские угощения были приобретены на сумму 100 миллионов долларов. Для американцев 31 октября — это один из самых популярных дней в году. Его отмечают более 70 процентов граждан. Хэллоуин празднуется во многих странах мира: в Великобритании и России, в Канаде и США, в Германии и Франции, в Латинской Америки и Испании. Это вселенский бал-маскарад, где взрослые могут позволить себе веселиться словно дети и где мир переворачивается с ног на голову. Мертвые становятся живыми, а печальные радостным. Одним словом Хэллоуин — это бунт современного человека против тотальной упорядоченности жизни. Одев маски и вооружившись тыквами, люди окунается в иной мир где нарушаются естественные границы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник света что это
  • Праздник света у евреев
  • Праздник света сценарий
  • Праздник света санкт петербург
  • Праздник света на петропавловской крепости