«Своя своих не познаша, своя своих побиваша» — распространенный сюжет, получивший в современной военной терминологии обозначение Friendlyfire — дружественный огонь. Но только на Вятской земле легенда о братоубийственной битве, случившейся по ошибке, породила разгульный праздник с элементами язычества — Свистопляску, или Свистунью.
1
В темноте все враги
Легенда о ночной битве 1418 (дата неточная) звучит так. Вятку осаждали татары, на помощь городу прибыл отряд из Устюга (тогда этот город назывался еще просто Устюгом, не Великим). Устюжане высадились из ладей в темноте и остановились у Вздерихинского оврага (так до XVIII века назывался Раздерихинский овраг). Вятчане, приняв их за противника, совершили вылазку. Началась беспощадная битва, и когда с первыми лучами солнца горожане признали ошибку, уже погибло больше четырех или пяти тысяч человек. С тех пор вятчан называют «слепородами». Именно в этом виде легенду о происхождении Свистуньи записал в 1770 году географ и экономист Петр Рычков. Предполагают, что со слов епископа Вятского Варфоломея, хотя в своей книге Рычков о владыке ничего не писал.
Существует версия, что речь идет не о дружественном кистене (если можно так выразиться, по аналогии с дружественным огнем), а о вполне осознанной битве с противником. Устюжане явились в Вятку, чтобы привести к власти боярина Анфала Никитича и сына его Степана, но проиграли бой. Сторонники версии напоминают, что на плане Хлынова 1759 года (так назывался город до 1781 года, пока Екатерина II не переименовала его в Вятку) есть Вздерихинская улица, от слова «вздираться» — взбираться, поэтому устюжан побили при попытке ворваться в город по стене оврага — природному укреплению. Уже позже и улицу, и овраг, станут называть «Раздерихинскими».
Письменные источники скудны, и вряд ли удастся точно выяснить, что произошло в начале XV века: страшная ошибка или одна из обычных средневековых битв. Но позднейшие легенды появились, чтобы объяснить реально существующий праздник, имитирующий сражение.
2
Шарыши и шишки
Свистунья проходила в четвертую субботу после Пасхи. Сперва был молебен в раздерихинской часовне, точнее, часовне Михаила Архангела, на краю оврага. После молитвы начиналась непосредственно игровая-веселая часть, сопровождавшаяся выпивкой и закуской.
Особая роль в празднике принадлежала мастерам, точнее мастерицам, из слободы Дымково. Они заранее лепили, обжигали и приносили корзины со своим товаром. В первую очередь — свистульками в виде козлов, баранов, лошадей, других животных и птиц. В свистульки полагалось свистеть, не жалея своих легких и чужих ушей — как на склонах оврага, так и на соседних улицах.
Прежде этим занимались все участники, без различия пола и возраста. К середине XIX века город остепенился, и свистели в основном дети и молодежь. Можно было также купить глиняную фигурку простой бабы или барыни — считалось, что они символизируют вдов погибших воинов.
Предлагалась и еще одна глиняная продукция — шарыши, полые глиняные шары, величиной с апельсин, и цельные шарики величиной с грецкий орех. Эти черные, с цветными крапинками шары превращали память о битве в современное побоище. Вот что вспоминал свидетель и участник, семинарист Савва Сычугов:
«Праздник начался киданием шаров сверху и подбиранием их ребятами в овраге. Я уже нахватал шаров целую пазуху, как один из них, попавший в голову, свалил меня с ног, и тогда началась настоящая бомбардировка. Я взмолился, просил пощады, но шары все чаще и чаще сыпались на меня. Встать и бежать я не мог и только руками инстинктивно защищал голову… Я скоро отдышался и стал наблюдать за нарядной публикой. Представьте себе, что не только мужчины, но расфранченные в пух и прах барыни и даже дети с удовольствием целились в головы овражных ребят; каждый меткий удар встречался поощрительным хохотом и восклицаниями. Меня так отхлопали, что картуз нельзя было надеть, так сильно распухла голова. Когда мы вышли из оврага, мой товарищ опорожнил мою пазуху, продал шары и купил мне большую свистульку и булку».
Другие свидетели, в частности учитель вятской гимназии Василий Баженов, сообщают, что шарыши предназначались не столько для обстрела овражных мальчишек, сколько для метания друг в друга, с разных сторон рва. Юные сборщики не долетевших боеприпасов становились более доступной целью.
К началу XIX века кулачные бои и и пьянство прекратились, позже прекратилось и метание шарышей. В послереволюционное время гонений на любые традиции Свистопляска дожила до 1920-х, после чего, казалось, умерла, оставив расписное наследство в виде дымковской игрушки.
Яйца вместо глиняшек
Вятская земля хранит древнюю воинскую славу не только в региональной столице. В городе Котельнич, в «семик» — седьмое воскресенье после Пасхи, были свои поминки над братской могилой, в которой, по местной легенде, лежат земляки, павшие в битве с новгородцами. Когда-то после панихиды начиналось метательное сражение, только вместо шарышей использовались вареные яйца.
3
Молодецкие забавы
В позднесоветское время региональные власти осознали достаточно очевидную вещь: в любви к старине нет ничего крамольного и устоявшийся набор праздников можно разнообразить. Вместо четвертой субботы после Пасхи ярмарку с народными ремеслами и гуляния под гармошку стали проводить в День города. Первая возрожденная ярмарка с элементами Свистуньи прошла в 1979 году (подтвердить этого не могу).
После Перестройки, когда стало проще с частными инициативами, к гуляньям добавились забавы энтузиастов. Вместо метания шарышей в овраге проходили боевые игры. Кроме кулачных боев стенка на стенку, практиковались развлечения, которые вполне могли бытовать у ушкуйников (русских средневековых речных пиратов). Например, сорвать шапку с водящего, у которого были завязаны глаза. Водящий вооружался толстым прутом и наносил круговые удары. Участники игр вспоминают, что удары эти ощущались и под кожаной курткой. Позже, чтобы избежать травм, прут заменили мячиком на веревке.
Помирились с Устюгом
Часовня Михаила Архангела была снесена в советские годы. Ее восстановление надолго затянулось. Когда часовню достроили в 1999 году, на ее освящение прибыла делегация из Великого Устюга.
Сейчас ярмарки с забавами и игрушками проходят в День города, 12 июня, совмещаясь с государственным праздником. Возможно, когда-нибудь Свистунья отделится от него и станет подобием фестиваля Эскалад в Женеве: в 1602 году солдаты герцога Эммануила Савойского приставили лестницы к городской стене, но были отбиты горожанами. Кровавое событие, документированное или легендарное, осталось в прошлом, а ныне является поводом для невинных развлечений и потенциального туристического интереса.
Свистопляска – смерть, веселье и молебен. История самого популярного праздника старой Вятки.
Ежегодные дни города в последние десятилетия превратились для кировчан в совершенно обыденную традицию, разбавленную лишь приглашенными звездами эстрады и масштабом салюта. Однако этот праздник довольно молодой, и его привычные нам ритуалы начали формироваться только в 70-80-е годы прошлого века. В тоже время праздники старой Вятки оказались в советское время безвозвратно утрачены, хотя по масштабу торжеств с популярными ныне днями города легко могла бы сравниться Свистопляска – самобытный вятский праздник, имевший глубокие исторические корни, упиравшиеся в легенду о, якобы, «случайном» убийстве вятчанами своих друзей-устюжан в Раздерихинском овраге в начале XV века. Почему кровавая битва дала городу уникальный веселый праздник, что на самом деле произошло в овраге, и почему дореволюционное общегородское веселье было настолько жестоким — попытаемся разобраться в этом тексте.
Легенда о «случайном» убийстве
Уникальность праздника Свистопляски в том, что она опиралась на довольно известные, хоть и окутанные тайнами события вятской истории. Кто конкретно был автором легенды о «битве своя своих не познаша» — до сих пор является загадкой. Однако само сказание и по сей день остается самым популярным вятским мифом. В кратком изложении он звучит следующим образом. В начале XIV века (в разных источниках фигурирует 1418 либо 1421 годы) отряд устюжан выступил на помощь Хлынову, осаждённому татарами. Союзные войска подошли к городу в ночной темноте. Наши предки не ожидали столь быстрой и решительной помощи и приняли устюжан за врагов. Сделав вылазку, жители Хлынова напали на устюжан, когда те поднимались в гору в районе Раздерихинского оврага, а устюжане решили, что на них напали татары.
Жестокая кровопролитная битва продолжалась всю ночь, и только с первыми лучами солнца и те, и другие увидели, что убивают друзей и союзников, православных людей. Осознав ужас братоубийства, мертвых похоронили в общей могиле в овраге. Еще до революции, ссылаясь на разные устные и письменные источники, называлась довольно значительная цифра погибших в несколько тысяч человек (от 4 до 9 тысяч). В дальнейшем в память об этом «несчастном случае» вятчане поставили на краю оврага часовню и учредили поминальный праздник Свистуньи (Свистопляски).
Битва не с врагами, а за власть
У любого рационально мыслящего человека, читающего об обстоятельствах «случайной битвы» в овраге сразу возникает вопрос — как можно всю ночь пребывать в неведении с кем воюешь и не отличить врага от друга? Ввиду очевидных странностей еще в дореволюционные времена легенду подвергали ревизии вятские краеведы и историки. Так, авторитетный А. И. Вештомов указывал, что причина битвы на самом деле — конфликт между Михаилом Россохиным и Анфалом Никитиным. Это были выходцы из Великого Новгорода, боровшиеся за власть внутри Хлынова. Никитин, лишившись политического лидерства и рассорившись с бывшим союзником, решил отомстить и привел на берега Вятки дружину устюжских наемников. Так и случилась та самая битва в овраге, в которой, по мнению Вештомова, погибло 9000 человек, в том числе жители Устюжского края.
Современным историкам очевидно, что вятчане и устюжане вовсе не были в те времена союзниками, как рассказывает легенда. Отряд устюжан привёл на Вятку Анфал Никитин, бывший вятский наместник, который потерял власть, находясь в ордынском плену. В это же время в Хлынове утвердился другой политический лидер – Михаил Россохин. Освободившийся из плена Анфал предпринял попытку возвращения себе власти: собрав большой отряд устюжан, он двинулся к Вятке, желая изгнать из города Россохина, однако ночной штурм устюжан окончился неудачей: они были наголову разбиты вятским войском, причём сам Анфал и его сын Нестор были жестоко убиты. Таким образом, битва в овраге была всего лишь очередным, но, возможно, самым кровавым эпизодом борьбы за власть в Вятке. Впрочем, столь значительная цифра убитых подвергается сомнению большинством исследователей, несмотря на то, что наш город был тогда одним из самых крупных на северо-востоке страны.
Вид на Раздерихинскую часовню и Слободской спуск. Начало XX в.
Не печальные поминки, а веселый праздник
От обросшего легендами эпизода XV века взял свое начало самый самобытный и оригинальный праздник старой Вятки — Свистунья или Свистопляска. Торжество начиналось каждый год в четвертую субботу после Пасхи. Стартовал праздник в часовне у Раздерихинского оврага с панихиды. Однако на масштабные общегородские поминки это не было похоже, так как после молебна по всей Вятке разворачивалось буйное веселье: люди шумели, пели песни, свистели в свистульки, устраивали кулачные бои, угощались разными лакомствами, пили вино. Тут же была ярмарка: ставились торговые балаганы, а дымковские мастера заранее изготавливали полые глиняные шарики («шарыши») и дымковские игрушки — барыней, кавалеров, медведей, коров, козлов, лошадей, пышнохвостых птиц и дешевые свистульки.
Снова битва и опять между своими
Самый важный момент праздника заключался в фактической реконструкции битвы начала XV века. На кромке оврага разыгрывались как бы «шуточные», а на самом деле жестокие драки между двумя командами: одни пытались «штурмовать» овраг, взбираясь снизу, другие не давали им этого сделать и закидывали глиняными шарами величиной с апельсин атакующих. По воспоминаниям врача и мемуариста С. И. Сычугова, иногда такое празднество заканчивалось для одной из команд тяжелыми травмами и побоями. Вот так Савватий Иванович описывает этот эпизод праздника:
«На берегу была, значит, праздничная и праздная публика; в овраге же помещались мещанские ребята и бурсаки, к которым чуть не насильно потащил меня товарищ. Да и самому мне неловко было толкаться среди франтоватой публики в халате. Праздник начался киданием шаров сверху и подбиранием их ребятами в овраге. Я уже нахватал шаров целую пазуху, как один из них, попавший в голову, свалил меня с ног, и тогда началась настоящая бомбардировка. Я взмолился, просил пощады, но шары все чаще и чаще сыпались на меня. Встать и бежать я не мог и только руками инстинктивно защищал голову. К счастью, на выручку мне явился мой соблазнитель и вытащил меня в относительно безопасное место. Я скоро отдышался и стал наблюдать за нарядной публикой. Представьте себе, что не только мужчины, но расфранченные в пух и прах барыни и даже дети с удовольствием, по-видимому, целились в головы овражных ребят; каждый меткий удар встречался поощрительным хохотом и восклицаниями. Меня так отхлопали, что картуз нельзя было надеть, так сильно распухла голова. Когда мы вышли из оврага, мой товарищ опорожнил мою пазуху, продал шары и купил мне большую свистульку и булку…».
Интересно, что уцелевшие в шуточных (а иногда и не очень потешных) битвах шары можно было за копейки вернуть торговцам, а вырученную мелочь обменять на сладости и лакомства. Во время «боя» стоял чудовищный свист, вятчане болели за одну из команд, а девушки облачались в свои лучшие наряды на праздник Свистуньи.
Савватий Сычугов
Возрождение Свистуньи и еще одна смерть
Свистопляска оставалась самым популярным светским праздником старой Вятки вплоть до конца 1920-х гг. На исходе НЭПа Свистунья была запрещена, а Устюжская часовня взорвана. Вспомнили о старинном вятском обычае только в 1980-е годы. А первые шаги по восстановлению часовни были сделаны в середине 1990-х гг., когда спонсировать ее возведение взялся эпатажный предприниматель Артур Крундышев. Однако 16 октября 1996 г. в 8 часов утра во дворе дома по ул. Волкова бизнесмен и политик был убит выстрелом из ружья. Это стало одним из самых резонансных и до сих пор не раскрытых заказных убийств в новейшей истории города. Его связывали как с предпринимательской, так и с политической деятельностью Крундышева, который являлся одним из лидеров команды баллотировавшегося в губернаторы Г. П. Штина, лишь во втором туре уступившего В. Н. Сергеенкову.
Строительство часовни затянулось и завершилось только в 1999 году к 625-летию Кирова. На мемориальной табличке у ее подножия помимо основных дат в истории праздника Свистуньи и Устюжской часовни указана и фамилия Крундышева. В 2010 г. в часовне был совершен торжественный молебен по погибшим в страшной битве XV в. воинам в присутствии почетных гостей из Великого Устюга. Также состоялась своеобразная акция примирения: вятчане и устюжане по очереди испили воды из общего чана, обнялись и решили забыть былые обиды навсегда. Однако в дальнейшем возрождения праздника Свистуньи в близком к дореволюционному виде не произошло, только часть ее ритуалов (ярмарки, торговля изделиями народных промыслов) вошла в состав программы дней города.
Хроника «Возрожденный праздник «Свистопляска» (1989 г.)
Праздник уничтожен, но легенда остается
Жестокий праздник с почти настоящими боями в сопровождении оглушительного свиста и отсылками к реальной битве XV века был частью вятской самобытности, в отличие от типовых, шаблонных и забюрократизированных торжеств нового времени. Свистопляска вполне сравнима по своему характеру с подобными же средневековыми европейскими торжествами (типа карнавала с апельсиновыми боями в итальянском Ивреа), чьи традиции тщательно сохраняются на протяжении веков. Однако интересно, что хоть и сам праздник в советское время был стерт из жизни вятчан, но легенда о «случайном» бое все также остается одной из самых ярких, популярных и таинственных в нашем городе.
Праздник, благодаря которому развился известный промысел — дымковская игрушка
ЛЕГЕНДА
Согласно легенде, праздник отмечался как день поминовения убитых в братоубийственном «хлыновском побоище» между вятчанами и устюжанами в городе Вятка и по языческим обычаям сопровождался свистом и плясками (Свистунья первоначально называлась «Свистопляска»).
Первые документированные упоминания о «Свистунье» и её описания относятся к началу XIX века.
Праздник
Изначально Свистунья праздновалась в четвертую субботу после Пасхи. Начинался праздник в часовне у Раздерихинского оврага города с панихиды. Затем разворачивалось буйное веселье, которое распространялось и в окрестные городские кварталы: люди шумели, горланили песни, свистели в свистульки, устраивали кулачные бои и завязывали потасовки, угощались разными лакомствами, пили вино.
Тут же была ярмарка: ставились торговые балаганы, а дымковские мастера заранее изготавливали полые глиняные шарики — «шарыши» и дымковские игрушки — барыней, кавалеров, медведей, коров, козлов, лошадей, пышнохвостых птиц и дешевые свистульки.
«Ныне в день сей все утро посвящается молитве, а остальная часть сего достопамятного дня прогулке и увесилениям. Народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улицам, и стоя на валу бросает глиняные шарики в ров, куда сходятся городские ребятишки собирать их; часто случается, что шарики попадают им в голову и прошибают до крови; но это не препятствует им продолжать потеху. В честь оставшихся после сражения вдов продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные».
— Отрывок из журнала, писанного в Вятке в 1811 г. Н. Хитрово // Календарь Вятской губернии на 1893 год. Вятка, 1892.
Видоизменение праздника
Постепенно старинный праздник видоизменялся. Прекратились кулачные бои, перестали скатывать шары по оврагу.
Важное значение приобрела ярмарка, забылся древний ритуальный смысл праздника. Продажа свистулек, глиняных, а затем и гипсовых игрушек-статуэток всё расширялась, а дети, забавляясь, свистели в течение двух или трёх праздничных дней.
В 1882 году «Вятские губернские ведомости» для обозначения праздника использовали как само собой разумеющееся новое название «Свистунья».
Последняя Свистунья состоялась на рубеже 1920-х годов.
В наше время
В 1979 году элементы праздника (ярмарка, массовые гуляния) были возрождены ко Дню города Кирова.
От названия праздника происходит одно из прозвищ вятчан — свистоплясы.
Фотогалерея — старые дымковские игрушки
Олень. А.А. Мезрина «Всадники», г. Киров, XX в., (ГМЗ Царицино) «Всадники», нач. XX в., (ГМЗ Царицино) Всадники, XIX в. Старинная дымковская игрушка, «Дама с собачкой» Свистульки — люди Кавалер
Приглашаем приобрести изделия народных художественных промыслов в магазине «Русские ремёсла»!
Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.
Гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.
На Руси праздник, носивший название Евдокия Свистунья, отмечали дважды. В марте церковь вспоминает раннехристианскую святую Евдокию Илиопольскую, а в конце мая — Евдокию Дмитриевну — супругу Дмитрия Донского, — которая, овдовев, фактически стала во главе Московского княжества. Ее брак с князем Дмитрием Донским считается образцовым — они прожили в любви и согласии 22 года, у них было 12 детей. После смерти супруга Евдокия строила церкви и монастыри, вела строгий и праведный образ жизни, а затем ушла в монастырь.
Память Евдокии Дмитриевны чтут 30 мая (17 мая по старому стилю).
Евдокия Свистунья: народные приметы
На майскую Евдокию Свистунью (прозвище было связано с тем, что в это время певчие птицы, у которых продолжается брачный период, громко поют) на Руси начинали окучивать картошку. Считалось, если сделать это именно на Евдокию, урожай картофеля (который на Руси называли вторым хлебом) будет хороший, выращенная картошка не сгниет и будет хорошо храниться.
Поскольку в это время сев уже был закончен, все время посвящали огородным работам, а также подновлению инвентаря, укреплению жилища и так далее.
В этот день наблюдали за погодой: по приметам, какова Евдокия — таково и лето.
— Если на Евдокию дождь — лето будет дождливым. Особенно верной эта примета считалась, если праздник приходился на новолуние.
— Если дует северный ветер — лето будет холодным, а год — неурожайным.
Также в этот день вспоминали святого Андроника (одного из 70 апостолов, проповедовавших учение Христово в I веке), который считался избавителем от засухи.
Андронику (в народной традиции — Ондрону) следовало возносить специальные молитвы, чтобы он избавил от засухи — главной беды крестьян. Были также специальные заговоры от засухи, например, такой:
«Святой Ондрон — отвори врата небесные, чтоб дожди пролились на зерно, которое в землю легло».
Были и специальные обряды для предотвращения возможной засухи. Например, мужчина-крестьянин выходил в поле, брал осиновую ветвь, обтесывал ее и втыкал в землю. Считалось, что осиновый кол притягивает влагу, которая напитает посевы.
Что нельзя делать 30 мая
В майские дни на Руси не принято было лениться, под запретом был алкоголь. Также на Евдокию нельзя было охотиться на птиц и ловить их.
В этот день, если оставалась прошлогодняя картошка, ее обязательно старались доесть. Картофель ели во всех видах — жареный, вареный, в пирогах и т. д. Отказываться от таких блюд было не принято, иначе, согласно приметам, новый урожай картофеля сгниет на корню.
Если праздник приходился не на среду и пятницу, на столе было мясо, поститься в это время не полагалось.
Из уважения к святой Евдокии в этот день старались не обижать женщин, особенно пожилых. Считалось, что женские слезы горько отольются обидчику.
Автор: Ольга Василенко
Источник
30 мая — какой сегодня день по народному календарю? Евдокия Свистунья, праздник связан с именем святой преподобной Евфросинии (в миру Евдокия) Московской.
- Евдокия Свистунья 30 мая
- Святая преподобная Евфросиния (в миру Евдокия) Московская — житие, икона
- 10 поговорок и примет на 30 мая
- Какой ещё православный церковный праздник 30 мая
- Пригодится в мае 2022 — статьи по сезону
- Шесть самых необходимых календарей на май
- Фазы Луны в мае, дни Новолуния, Полнолуния — на каждый день месяца
- Еще по теме майских забот и хлопот
- Какой праздник — календарь на каждый день месяца
Народный праздник «Евдокия Свистунья» отмечается 30 мая (по старому стилю – 17 мая).
Другие названия праздника: «Евдокия», «Евфросинья», «Ондрон с дождём».
На Руси считалось, что Евдокия является заступницей от засух. Поэтому в этот день ей молились, чтобы Солнце не иссушило землю, чтобы дождей было вдосталь. Название «Свистунья» праздник получил из-за ветров, которые свистят в этот период.
Святая преподобная Евфросиния (в миру Евдокия) Московская — житие, икона
10 поговорок и примет на 30 мая
- Каков этот день – таково и лето.
- Если подует северный ветер – к холодному лету.
- Дятел стучит в хороший ясный день – скоро быть дождю.
- Если в этот день рождается луна – то лето будет дождливое.
- Луна, народившаяся дождливой погодой – лето влажное несет, а коли и ветер с севера задует – еще и холода добавятся.
- Какова Евдокия – таково и лето.
- На шпилях башен, вершинах груб, мачтах речных судов и прочих заостренных высоких предметах появляется едва уловимое голубое свечение – к грозе.
- Весна сухая – лето дождливое, осень ранняя.
- Весна холодная – летом град зачастит.
- Свиньи болота роют – к дождливому лету готовятся.
Какой ещё православный церковный праздник 30 мая
Апостола от 70-ти Андроника и , свв. Иунии (Юнии) (I); .
Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, вел. кн. Московской (1407); Обретение мощей прмч. Адриана Ондрусовского; мчч. Солохона, Памфамира и Памфалона воинов (284–305) ; свт. Стефана, патриарха Константинопольского (893) .
Пригодится в мае 2022 — статьи по сезону
Шесть самых необходимых календарей на май
- Народный календарь на май
- Лунный посевной календарь на май 2022
- Лунный календарь клёва рыбы — майский календарь рыбака
- Календарь животновода — майские хлопоты на приусадебном дворе
- Календарь охотника — май
- Календарь грибника — какие грибы можно найти в мае?
Фазы Луны в мае, дни Новолуния, Полнолуния — на каждый день месяца
- Растущая Луна: 1 — 15 мая
- Полнолуние: 16 мая
- Убывающая Луна: 17 — 29 мая
- Новолуние: 30 мая
- Растущая Луна: 31 мая
Еще по теме майских забот и хлопот
- Май — народный календарь, народные праздники
- 23 народные приметы на май
- Майский сад: садовые работы в мае, ТОП-15 самых необходимых
- Огород в мае: огородные работы и хлопоты, ТОП-20 самых необходимых
- Цветник в мае: ТОП-20 самых важных работ
- Майские хлопоты на подворье
- Пчелы в мае: ТОП-9 самых необходимых работ на пасеке
Какой праздник — календарь на каждый день месяца
Май, 2022 ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Источники:
- Википедия
- Азбука веры
- Православный календарь
Друзья! Если вам понравилась статья на сайте «Свой домик в деревне»- поделитесь в социальных сетях, (кнопочки — под статьей)!
К другим новостям
01.02.2023
Лунный посевной календарь садовода и огородника на февраль 2023
Перед вами самый простой вариант лунного посевного календаря садовода и огородника на февраль 2023, составленный…
Далее
01.02.2023
Лунный календарь рыбака на февраль 2023
Лунный календарь рыбака на февраль 2023 с учетом фазы Луны укажет на благоприятный для рыбалки день, поможет…
Далее
27.01.2023
Основа ковролина — какой материал выбрать?
Как выбрать ковролин? Если заранее учесть все особенности материала, специфику его обслуживания и эксплуатации…
Далее
24.01.2023
Семейство Яснотковые — описание, роды, растения-представители
Семейство Яснотковые (Lamiáceae), или Губоцветные (Labiátae) включает около 8 тысяч видов, так, к Яснотковым относятся…
Далее
Федеральное
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Ишимбайское специальное учебно-воспитательное
учреждение закрытого типа»
Сценарий
славянского фольклорного
праздника
«
Весновка — свистунья»
Ответственный: Зав
клубом
Каримова Р.Г.
Ишимбай 2019г.
История
народного праздника «Весновка-свистунья»
В соответствии с народным
календарем отмечается 14 марта Евдокия Свистунья или Авдотья Плющиха.
Праздник получил свое название в честь святой Евдокии Илиопольской, чья память
почитается в этот день.
Евдокия Илиопольская— это
раннехристианская святая, почитаемая в лике преподобномученицы. Она жила в
Гелиополе, славилась своей красотой. Смогла заработать большое состояние,
будучи блудницей, но после обращения в христианство монахом Германом прекратила
свое занятие.
После принятия христианства
Евдокия все свое имущество отдала епископу Гелиополя Феодоту, а сама приняла
постриг в женском монастыре. В этом монастыре она стала преемницей игуменьи.
В народе на Евдокию начинали
активно готовиться к полевым работам, ведь на этот день как раз приходилось
начало весны. Весну встречали весело и торжественно, а святую прозвали на Руси
Весновкой.
Свое прозвище Свистунья Евдокия
получила за то, что на ее праздник часто «свистели» сильные ветры. Впрочем есть
и версия, согласно которой, прозвище дано народом святой Евдокии за то, что в
ее день животные, пробуждаясь от зимней спячки, оглашают округу криком и
свистом.
На Евдокию народ примечал
погоду. Так, теплые ветры в этот день говорили о мокром лете, а если на Евдокию
день выдавался погожим, то лета ожидали хорошего, теплого.
Народные
приметы 14 марта, Евдокия Свистунья
·
Какова Евдокея, таково и лето.
·
На Плющиху погоже, все лето пригоже.
·
Авдотья-весновка весну сряжает.
·
Авдотья красна, и весна красна.
·
Откуда ветер на Плющиху подует, оттоль
придет и весна.
·
Если на Евдокию ясно — год прекрасный;
если пасмурно, год плохой.
·
Ясная погода в этот день предвещает
хороший урожай пшеницы, ржи и трав.
·
Коли курочка в Евдокеи напьется, то и
овечка на Егорья наестся.
·
Если грач прилетел до 14 марта — быть лету
мокрому, а снег рано сойдет.
·
Евдокия-замочи подол, под порогом мокро.
·
На Евдокию мороз прилучится, так и март на
нос садится.
·
На Евдокию снег — к урожаю.
·
Коли на Евдокию холодно, скот кормить
лишние две недели.
·
Примерно с этого времени начинают дуть
весенние ветры.
КАК ВАЖНО ЗНАТЬ подлинную
историю и традиции своего народа. Знать, чтобы сохранить и передать своим
детям. Давайте же вместе возродим эту традицию и будем праздновать
Весновку-свистунью!
Цель: знакомство воспитанниц с обрядовыми традициями русского народа во
время празднования народного праздника «Весновка-свистунья»
Задачи:
·продолжить знакомить воспитанниц с обрядовыми праздниками;
·познакомить с малыми формами фольклора;
·развивать интерес к традициям русского народа;
·создать праздничную атмосферу, сплачивающую детей;
·совершенствовать актерские навыки воспитанниц;
·прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны,
воспитывать чувство патриотизма;
·расширить знания
воспитанниц о народных традициях и обычаях русского народа;
·активизировать познавательную
деятельность воспитанниц;
·приобщить к
системе духовных и культурных ценностей нашего народа;
·развивать коммуникативные
навыки;
·продолжать воспитывать уважение к культурным ценностям.
Оформление: на сцене деревенский дом, оформленный в русском стиле.
Атрибуты: Музыкальные инструменты, макет костра, платки для игры,
свитульки.
Фольклорный праздник
подготовили:
Руководитель
театрального кружка — Евсеева Д.А. ;
Руководитель танцев—
Мансурова А.Г.;
Видеооператор — Султанов
И.Т.б
Ход праздника
(звучит народная музыка)
Хозяйка:
— Мир вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час.
Встречу тёплую такую мы готовили для
вас.
Вспомним русские обычаи, вспомним
нашу старину!
«Ведь где обычаи чтут, там весело
живут».
Вам, как исстари ведётся, низкий шлём
земной поклон.
Вас радушием встречаем, хлебом солью
угощаем.
Под звуки гармони появляется взрослый
1 с группой мальчиков.
Парень 1 кличит:
Весна, приди, три угодья принеси,
Первое угодье – в лугах половодье,
Второе угодье – солнце на подворье,
Третье угодье – зеленое раздолье.
Из левой кулисы на сцену выходит
взрослый 2 с группой девочек.
Девушка 2 кличит:
Ты замкни, Весна, зиму лютую,
Отомкни, Весна, теплое летичко…
Хозяйка (обращается к девочкам): Куда
это вы, на Евдокию Плющиху собрались?
Девочки отвечают: Сегодня
«закипают» все подземные ключи.
Ведущая-Хозяйка: Ваша
правда. В старину Евдокию Плющиху называли Весновкой, так как считали, что она
заведовала весной и хранила ключи от весенних вод, которых по желанию выпускала
на землю раньше или позже.
Ведущая-Хозяйка (обращается к
мальчикам): А вы откуда идете?
Мальчики: А
мы в лес ходили, за хворостом – будем печки жарче топить – Весну торопить!
Взрослый 2: -Весна
это всегда праздник, это всегда радость ожидания солнышка, пение птиц, ярких
цветов, звонких ручьев!
В исполнении мальчиков звучат
частушки
Шире улица раздайся,
Мы с товарищем идем,
И веселые частушки
От души мы вам поем!
Мы веселые ребята,
Мы нигде не пропадем,
Если надо – мы станцуем,
Если надо – мы споем!
Снег последний с нашей крыши,
Словно дождик льется,
Под весенними лучами,
Веселей поётся!
А на улице весна,
Первые проталинки,
До свидания зима,
До свидания, валенки!
Ведущая-Хозяйка: Прощай
Зима! Приходи Весна!
Девушки исполняют заклички:
Девушка 1:
Полно беленький снежочек
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять, пропадать,
Во долинушку стекать,
И сыру землю питать.
Дети и
взрослые водят хоровод «Вот уж зимушка проходит»
1. Вот уж
зимушка проходит.
Белоснежная
проходит.
Люли, люли,
проходит,
Люли, люли,
приходит,
2. Снег и холод
прочь уводит,
Весну красную
приводит.
Люли, люли,
приводит,
Люли, люли,
приводит!
Девушка 3 спрашивает: А
почему Евдокию Плющихой назвали?
Взрослый 1: Да
потому что к этому времени под воздействием первого весеннего тепла снег
начинал подтаивать, и сплющиваться, оседать.
Взрослый 2: А
еще в этот день воду из колодца в реку носили, чтобы ускорить ледоход.
Хозяйка:
Авдотья Плющиха земледельческого года начало.
Какая на Авдотью погода постоит,
такой и урожай нам Лето посулит!
Парень1 .Ах,
тень, потетень, моя шапка набекрень!
Авдотью же еще Весновкой Свистуньей
зовут!
На Весновку погоже – всё лето
пригоже.
Взрослый1: Молодец,
удалец!
Звучит свист
Парень2: Свист,
свист, пересвист,
Солнце Красно, повернись!
Хозяйка: Молодцы
и девицы в свистульки свистят, водят хороводы играют и шалят, на лужайках
разводят костры: нечисть сжигают, веселятся до вечерней поры. Птичек закликают,
солнце зазывают, Авдотью Плющиху в хоровод приглашают!
Парень 3: .Так
что гости, господа,
Все внимание сюда!
На лугу веселье начинается!
Танец «Кадриль»
Девушка5.
Ох, заплясалась я, Ванюшка! Разжигай костер!
Ваня.
А печенье напекли?
Девушка :.
Напекли! И с собой принесли!
Парень : Пора
в костер все недоброе кидать!
Весну долгожданную звать зазывать!
Все вместе: Гори, костер, ярче! Будет лето жарче!
На сцене разгорается макет костра.
Девушка :
Горите ссора и вражда! От вас избавится пора!
Вместе поют: Гори,
сгорай! Нас не задевай!
Девушка : Горите
болезни, весенняя дрема, пусть не будет вас дома!
Все припевают строчки: Гори,
сгорай нас не задевай!
Девушка : Горите
зависть и нужда! Будет жизнь без вас хоть куда!
Девушка :
Горите обиды и клевета! Сплетни, наговоры, суета!
Девушка :.
Гори бескормилица и неурожай!
Удачи нам побольше дай!
Все вместе:
Ярче, ярче гори!
Солнцу силу дари!
Вокруг костра хороводная песня «По
полюшку, по полю»
По полю-полю, по полю-полю,
По широкому полю,
По широкому полю
Летал-вылетал, летал-вылетал
Сиз голубчик молодой,
Сиз голубчик молодой.
Кликал-выкликал, кликал-выкликал
Сиз-голубицу свою,
Сиз-голубицу свою.
Ты ходи сюда, ты ходи сюда,
Сиз-голубушка моя,
Сиз-голубушка моя.
Девушка : Эх,
скорей бы лето!
Девушка : Эх,
пошла бы, разошлася
По зеленой, по траве.
Заиграйте -ка, гармошки.
Всё волнуется во мне!
Исполняют
песню девушки. Одна запевает, другие подхватывают.
Девушка : Эх
раздайся народ,
Меня пляска берет,
Собрались все вместе,
Как стоять на месте!
Веселый Танец
Звучит колокольный звон.
Хозяйка:
Ребята! Девчата! Пора Авдотью зазывать,
Весну закликать!
У ребят свистульки разных форм
Пересвист, на его фоне, хороводные
заклички.
1. Ау! Ау! Аукаем! Весну приаукиваем!
2. Приди Весна красная, принеси
погоду ясную!
3. Скворцы – молодцы! Нашу дудочку
услышьте! Весну Красну принесите!
4. Ты свисти моя свистулька, злые
силы отгоняй! Весну Красну зазывай!
Звучит перезвон бубенцов.
Звучат птичьи голоса.
Парни смотрят в даль:
Авдотья Плющиха, идет!
Весновка — Свистунья, плывет!
Весну Красную несет!
Появляется Авдотья Плющиха-Весна:
Здравствуйе, свистуны-шалуны! Спасибо
за приглашение.
1д.
Авдотья Плющиха, с чем пришла?
А.
С хлебом обильным и летним ливнем!
2д.
Весновка — Свистунья! Что ты нам принесла?
А.
Принесла я вам снежицу целебную водицу!
Пей её и будь здоров, позабудешь
докторов!
А теперь веселье продолжим. Надо
песни петь, танцевать, Как Весновку встретишь, так и год пройдёт
Парень: Со свистулькой поиграем,
Всех играть мы приглашаем.
Игра «Жмурки со свистулькой»
По считалке выбирают «Жмурку» и
«Свистуна». «Свистуну» дают свистульку, а «Жмурке» завязывают глаза платком. По
звуку свистка «Жмурка» должен поймать «Свистуна».
Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто её возьмет —
Тот и вон пойдет.
Авдотья Плющиха-Весна: Спасибо
вам за песни и танцы, игры и шутки. Повеселили вы меня, потешили.
Мне пора удалиться.
Мне надо спешить, торопиться.
Только я, Весна, могу
Всё начать, как нужно.
Вот проталинка в снегу-
Первая веснушка.
Вот проснулись ото сна
Рощи, пашни, воды…
Потому что я -Весна-
Молодость природы.
Побегут ручьи, звеня,
Засмеются дети.
Начинается с меня
Все на белом свете.
Хозяйка: В
добрый путь, Весна -красна! Ты отогрела нас от зимней стужи своим теплом, мы
тебе очень благодарны.