Праздник свободы 1917

В статье рассматривается исторический период после свершения Февральской революции 1917 г., который нашел свое отражение и в изменении праздничной культуры. Поэтому особый интерес представляет изучение государственных праздников, организованных под эгидой новой власти и имевших свою специфику в зависимости от места их проведения. В праздниках фиксировались произошедшие преобразования, а также отражались настроения всех социальных слоев населения.

УДК 394:930.85(47+57)

Шаповалов Сергей Николаевич

аспирант кафедры истории и культурологии Кубанского государственного университета shapovalov07 @дтаМ.сот

ОПЫТ ПРАЗДНОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОБЫТИЙ В 1917 Г. (НА ПРИМЕРЕ «ПРАЗДНИКА СВОБОДЫ»)

Shapovalov Sergey Nikolaevich

post-graduate student of the chair of history and culturology, Kuban State University shapovalov07 @gmail.com

EXPERIENCE OF CELEBRATION OF PUBLIC EVENTS IN 1917 (AT THE EXAMPLE OF “LIBERATION DAY”)

Аннотация:

В статье рассматривается исторический период после свершения Февральской революции 1917 г., который нашел свое отражение и в изменении праздничной культуры. Поэтому особый интерес представляет изучение государственных праздников, организованных под эгидой новой власти и имевших свою специфику в зависимости от места их проведе-ния. В праздниках фиксировались произошедшие преобразования, а также отражались настроения всех социальных слоев населения.

Ключевые слова:

«праздник Свободы», народное торжество, празднество, молебен, церковные обряды, красный флаг, революционные песни.

The summary:

The article discusses the historical period after the achievements of February Revolution of 1917, which is reflected in the change of celebration culture. Therefore the particular interest represents the study of public holidays, organized under the auspices of the new government and had its own specificity, depending on their location. In the celebrations there were fixed conversion occurred, and also reflected the mood of all social strata.

Keywords:

“Liberation Day”, popular celebration, celebration, praer, church ceremonies, red flag, revolutionary songs.

Начавшаяся после Февральской революции 1917 г. коренная ломка привычных устоев жизнедеятельности российского социума нашла свое отражение и в изменении праздничного календаря. Представители новой власти активно стремились к созданию собственных государственных праздников и традиций, символизирующих свершения русской революции. Одновременно проводимые торжества использовались центральной и местными властями для придания своим полномочиям легитимного характера, поскольку ранее именно официальная власть обладала необходимым статусом и возможностью объявлять и организовывать празднования в общегосударственном масштабе.

В качестве примера рассмотрим опыт проведения «праздника Свободы», который стал первым общегосударственным торжеством, организованным после победы Февральской революции 1917 г. Зачастую «праздник Свободы» носил также другие наименования: «дни свободы», «праздники перехода к новому строю», «праздники единения», «дни памяти жертв освободительного движения», или «праздники Русской свободы» [1, с. 322]. Задача подобных всенародных гуляний состояла в создании определенной атмосферы, объединяющей народ, заражающей едиными оптимистическими чувствами, в том числе и по отношению к новому правительству.

Даты проведения «праздника Свободы» назначались местными властями произвольно, поэтому он проходил в разных городах в разное время и зачастую неоднократно. Например, в Москве — 4, 12 и 23 марта, в Минске — 4 и 6 марта, Кронштадте -7, 12 и 23 марта в Тифлисе — 12 и 19 марта [2, с. 323], а в Екатеринодаре только 10 марта [3, с. 386]. И это несмотря на то, что, согласно решению Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, именно 10 марта 1917 г. объявлялось праздничным днем «по случаю свержения монархии в России» [4, с. 128]. Официальные мероприятия в разных ча-

стях страны имели свои особенности, что обусловливалось отношением к произошедшим событиям организаторов праздников и их участников. Они представляли собой подчас грандиозные, заранее спланированные народные торжества с массовыми манифестациями под музыку оркестров, с красными знаменами, пением революционных гимнов и песен и прочими атрибутами.

Например, торжества по случаю свержения монархии, прошедшие в Астрахани и Царицыне 10 марта, а в Саратове — 15 марта, сопровождались парадами войск местных гарнизонов и демонстрациями горожан. Центрами мероприятий стали Покровская площадь — в Астрахани, Скорбященская — в Царицыне, Театральная — в Саратове [5, с. 128]. По сообщению «Народной газеты» от 16 марта 1917 г., «с раннего утра жители Астрахани спешили к кремлю на организованный сбор. Прибывали делегации от городских и земских учреждений, общественных организаций и заводов, партийных групп и различных демократических организаций. В общей массе собравшихся жителей города выделялись знамена социалистов-революционеров и социал-демократов. От стен кремля десятки тысяч человек двинулись по улицам города к Покровской площади. Впереди шли казаки, за ними социалисты-революционеры и социал-демократы, а вслед им многочисленные делегации от рабочих союзов, партии народной свободы, учительских организаций и другие. Выступавшие в этот день говорили о значении свершившегося великого события, вспоминали павших товарищей в борьбе за свободу, призывали население защищать добытые права» [6, с. 129].

В «Царицынском вестнике» от 12 марта 1917 г. сохранилось описание «праздника Свободы», который проходил в Царицыне: «Все спешили на Скорбященскую площадь. С 9 часов утра здесь выстроилась революционная милиция. Отовсюду слышалась музыка и революционные песни, с которыми прибывали на площадь горожане. Непременным атрибутом торжеств являлся красный цвет. Он присутствовал в виде бантиков на шинелях и пальто, флагов и знамен с надписями «Да здравствует свобода!», «Вечная память павшим борцам за свободу». Общее ликование вызывали воинские части, прибывавшие со своими развернутыми знаменами и полковыми оркестрами. Солдатские шапки были украшены красными султанами. Выставив оцепление и выстроившись, воинские части были готовы к параду. После торжественного молебна, поздравления частей начальником гарнизона с праздником Свободы началась манифестация. Военные и горожане уходили с площади, растекаясь отдельными группами по улицам города» [7, с. 129].

Аналогичное описание праздника сохранилось в «Саратовском листке» от 17 марта 1917 г.: «С приподнятым настроением шли на Театральную площадь жители Саратова. Здесь возле Городского театра была воздвигнута трибуна, которую солдаты украсили красными флагами и штандартами. Среди них особенно выделялись три штандарта: Военного комитета, Совета рабочих и солдатских депутатов, социалистов-революционеров. К 10 часам утра на трибуну поднялись члены Общественного исполнительного комитета, Военного комитета, Совета рабочих и солдатских депутатов, а также представители прессы. Торжества начались с построения войск гарнизона. При склоненных знаменах и с обнаженными головами войска почтили память тех, кто погиб за свободу в борьбе с самодержавием. А когда траурный марш сменился звуками «Марсельезы», войска начали движение от Гостиного двора. За ними устремились горожане. Блеск целого леса штыков на красном фоне реющих в воздухе знамен смешался в этой незабвенной чудной панораме с пестротой костюмов: серых — солдатских, черных — штатских и разноцветных — женских. Впереди шла школа прапорщиков с флагом «Привет Свободе». Вслед за ними ковыляли раненые из лазарета, встречаемые многочисленными приветствиями горожан. Под громогласное «ура» проходили перед трибуной попеременно колонны сол-

дат и жителей города. На флагах, которые они несли, были надписи: «Да здравствует демократическая республика!», «Да здравствует Учредительное собрание!», «В борьбе обретешь ты право свое» и другие. К трем часам дня процессия закончилась, но еще долго на улицах города слышались революционные песни» [8, с. 129-130].

«Праздники Свободы» проводились и в мелких провинциальных городах. Воспоминание о подобном торжестве, организованном в далеком сибирском городке Сретенске, сохранил революционер П. Климушкин: «10 марта в день празднования город зашевелился с раннего утра. На площади близ собора, почти в центре города, была построена особая площадка для духовенства и почетных гостей. Здесь были и солдаты, и рабочие, и крестьяне, и мещане, и интеллигенты, и «буржуи». Все пришли на этот великий праздник свободы. Все собрались сюда праздновать первый свой праздник освобождения. Всего собралось до десяти тысяч. Настроение было необычайно торжественное и приподнятое. Все были одушевлены одной великой радостью. Самые далекие друг другу люди непринужденно подходили один к другому, беседовали, шутили, смеялись, поздравляли друг друга, пожимали руки и с радостью расходились. Вечером, после торжественного обеда, нас провожали на вокзал. Мы шли впереди, а за нами, с цветами и знаменами, двигались тысячи граждан. Вагон, в котором нам предстояло ехать, был также весь в цветах. Под восторженные крики нескольких тысяч голосов и пение революционных песен, мы медленно двигались вперед» [9, с. 120-121].

Обращает на себя внимание тот факт, что «праздники Свободы» отличались своей идеальной организацией [10, с. 121]. Этому во многом способствовал многолетний опыт, накопленный обществом в начале XX в. в праздновании многочисленных юбилеев. По данным исследователя К.Н. Цимбаева, занимающегося изучением праздников-юбилеев, проводившихся в конце XIX — начале XX века, в стране в этот период было проведено более 160 юбилеев, получивших больший или меньший резонанс [11, с. 51].

Как правило, в «праздниках Свободы» участвовало и многочисленное духовенство, нередко возглавляемое своими епархиальными архиереями. В одних городах, например в Омске, Владикавказе, Красноярске, духовенство участвовало в массовых процессиях, двигаясь крестными ходами. Порой среди икон, хоругвей и красных флагов встречались лозунги «Да здравствует свободная Россия!», «Да здравствует демократическая республика!», «Земля и воля» и другие, созвучные им [12, с. 323]. В Калуге праздничный крестный ход сопровождался колокольным звоном всех городских церквей. В некоторых городах, например в Перми, Екатеринбурге, Уральске и Хабаровске, церковные службы проходили на площадях у кафедральных соборов [13, с. 324].

По мнению М.А. Бабкина, проведение публичных, торжественных молебнов позволяло собирать под церковные хоругви огромные народные массы, поскольку люди больше шли на крестные ходы, чем на какие-либо светские заседания, представления, парады и демонстрации. Таким образом, мероприятия с участием духовенства служили фактором, объединяющим представителей буквально всех слоев общества: высших сословий и солдат, интеллигенции и крестьян, городских масс и амнистированных арестантов [14, с. 328]. Следует отметить тот факт, что светские власти отводили духовенству заметную роль в проводимых революционных торжествах (крестный ход, молебен на центральном месте и прочее). Это прежде всего свидетельствовало о признании властью значительного влияния церкви на массовое сознание населения, чем активно пользовались власти, которые заранее планировали использование религиозных элементов во время проведения праздников в честь свершения революции. Так, накануне «праздника Свободы», назначенного в Архангельске на 10 марта 1917 г., была обнародована программа торжеств. Она содержала в себе следующие пункты: «1) празднование устраива-

ется на Соборной площади; 2) сбор — в 11 часов дня; 3) молебен, вечная память, салют, речи, парад; 4) войсковым частям прийти обязательно с красными знаменами (полковое знамя по желанию); 7) парад принимается красным флагом, поддерживаемым рабочим, солдатом и матросом и окруженным в 5 шагах от флага представителями общественных организаций» [15, с. 329].

Обращает на себя внимания тот факт, что «праздники Свободы» были организованы по подобию праздников царской России, поскольку, как и прежде, во время официальных торжеств духовенству отводилась одна из ведущих ролей: при этом традиции проведения церковных церемониалов были совмещены с революционными обычаями. В результате «праздники Свободы» впитали в себя как революционные, так и религиозные черты. Именно таким было торжество в Екатеринодаре. В день праздника город был украшен красными флагами, в большинстве случаев переделанными из старых, от которых синие и белые полосы были оторваны. На Соборной площади после «короткого молебствия о здравии» нового правительства, армии и всего населения России в присутствии членов гражданского комитета, Совета рабочих депутатов и представителей города состоялся парад войск местного гарнизона. В манифестации приняли участие около 100 тысяч человек [16, с. 387].

«Праздники Свободы» отличались и своей грандиозностью и масштабностью, поскольку охватывали буквально всю страну: от Новгорода, Вятки, Орла и Рязани до Тирасполя и Ялты, от Батума и Баку, до Новой Бухары, Тюмени и Владивостока. Непосредственно в самих торжествах принимало участие от 50 до 100, а в Ташкенте, по сообщению правительственной прессы, даже до 200 тыс. человек [17, с. 4].

Подводя итоги, следует отметить, что устраиваемые властью новые праздники пользовались большой популярностью у населения и вызывали эмоциональный всплеск. По мнению исследователя В.Б. Аксенова, это было обусловлено тем, что «уставшие от кризисных явлений в экономической, политической и социальной сферах обыватели с радостью шли на народные гулянья, так как они создавали иллюзию радости, единения и сплочения революционного населения, поскольку в будние дни бытовые заботы и мелочи стирали с лиц горожан благодушие и приветливость» [18, с. 199]. В то же время «праздник Свободы», как и целый ряд подобных торжеств, организованных новой властью, так и не закрепился в массовом сознании. Прежде всего это было обусловлено неинституцио-нализированностью праздника в календаре, отсутствием единой организации этих дней (специальных комиссий или органов), хаотичности в их проведении (например, неоднократное празднование в Москве и Минске). Такое положение привело к тому, что «праздники Свободы» остались «одноразовыми акциями», которые вскоре были забыты и практически не нашли своего отражения в российской праздничной культуре.

Ссылки:

1. Бабкин М.А. Духовенство Русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. — конец 1917 г.). М., 2007.

2. Там же.

3. Екатеринодар — Краснодар: Два века города в датах, событиях, воспоминаниях… Материалы к Летописи. Краснодар, 1993.

4. Жилкин В.А. Социалистические партии в дни падения монархии в России (по материалам Нижнего Поволжья) // Поволжский край. Саратов, 2006. Вып. 12.

5. Там же.

References (transliterated):

1. Babkin M.A. Duhovenstvo Russkoy pravoslavnoy tserkvi i sverzhenie monarhii (nachalo XX v. -konets 1917 g.). M., 2007.

2. Ibid.

3. Ekaterinodar — Krasnodar: Dva veka goroda v datah, sobytiyah, vospominaniyah… Materialy k Letopisi. Krasnodar, 1993.

4. Zhilkin V.A. Sotsialisticheskie partii v dni padeniya monarhii v Rossii (po materialam Nizhnego Pov-olzh’ya) // Povolzhskiy kray. Saratov, 2006. Issue 12.

5. Ibid.

6. Там же.

7. Там же.

8. Там же.

9. Кабытов П.С., Курсков Н.А. Вторая русская революция: борьба за демократию на Средней Волге в исследованиях, документах и материалах (1917-1918 гг.). Самара, 2004.

10. Там же.

11. Цимбаев К.Н. Православная церковь и государственные юбилеи императорской России // Отечественная история. 2005. № 6.

12. Бабкин М.А. Указ. соч.

13. Там же.

14. Там же.

15. Там же.

16. Екатеринодар — Краснодар…

17. Вестник Временного Правительства. 1917. № 8 (54).

18. Аксенов В.Б. Повседневная жизнь Петрограда и Москвы в 1917 г. : дис. … канд. ист. наук. М., 2002.

6. Ibid.

7. Ibid.

8. Ibid.

9. Kabytov P.S., Kurskov N.A. Vtoraya russkaya revolyutsiya: bor’ba za demokratiyu na Sredney Volge v issledovaniyah, dokumentah i materialah (1917-1918 gg.). Samara, 2004.

10. Ibid.

11. Tsimbaev K.N. Pravoslavnaya tserkov’ i gosudar-stvenne yubilei imperatorskoy Rossii // Otech-estvennaya istoriya. 2005. No. 6.

12. Babkin M.A. Op. cit.

13. Ibid.

14. Ibid.

15. Ibid.

16. Ekaterinodar — Krasnodar…

17. Vestnik Vremennogo Pravitel’stva. 1917. No. 8 (54).

18. Aksenov V.B. Povsednevnaya zhizn’ Petrograda i Moskvy v 1917 g. : dis. … kand. ist. nauk. M., 2002.

3 марта 1917 года комиссар г.Тулы С.Р.Дзюбин (при Старом Режиме пребывавший в достойной и полезной людям должности заведующего земской кассой мелкого кредита — вот где скрываются до срока революционные вожди…) приказал «…солдатам народной армии вернуться к своим частям, под команду своих офицеров и возобновить занятия, памятуя что внешний враг стоит у сердца России и военная мощь Родины не должна быть поколеблена ни на одну минуту, и быть всегда готовым дать отпор врагам народа, которые не дремлют и могут попытаться вырвать из рук народа завоеванные им свободу и право«. Но у солдат, преимущественно крестьян, забота была одна — землица… Как мы видим, к 16 апреля 1917 года церковный удел села Дупны Чернского уезда был уже отнят у причта и поделен. И не исключено, что в занятии этом принимали участие убывшие с фронта солдаты — Как писал Н.Н.Головин в книге «Военные усилия России в Мировой войне», Париж, 1939 — «в армии средняя заболеваемость в месяц с началом революции увеличилась на 120 %, хотя никаких эпидемических болезней в армии не было и санитарное состояние продолжало оставаться благополучным, среднее число зарегистрированных дезертиров в месяц с началом революции увеличилось на 400 %. Кроме того, с марта 1917 начались громадная „утечка“ солдат с фронта и отказ идти на фронт из тыла под самыми различными предлогами».

И слинять с фронта был прямой резон. В тылу-то можно было землю-кормилицу делить, а германец-то, несмотря на призывы Тульского совета к миру без аннексий и контрибуций, мириться не хотел. 23 марта 1917 года в газетах было опубликовано Сообщенiе изъ Ставки:

«…21 марта с 4 часов противник открыл сильный артиллерийский огонь по нашему плацдарму на левом берегу р. Стохода в районе Старое Червище-Геленин и по переправам через реку; огонь велся частью химическими снарядами. В то же время неприятель выпустил с участка Геленин—Воровно до 13 газовых волн. Под прикрытием артилерийскаго огня Немцы перешли в наступление на фронте Тоболы—Геленин и потеснили наши войска, причем часть Германцев прорвалась к переправам через Стоход в районе северо-восточнее Геленин, поставив в тяжелое положение наши лево-фланговые части, оборонявшие плацдарм. В виду создавшегося положения, наши войска, под натиском противника, отведены на правый берег Стохода, причем некоторые из частей понесли большие потери.«.

«Первый бой Революции», как назвали его думские болтуны, завершился гибелью двух дивизий… И как же прореагировал на это Тульский гарнизон? Его ответом был детально проработанный и потребовавший штабного опыта и административной грации

Приказ по войскам Тульского гарнизона № 56 от 5 апреля 1917 года
о проведении в г. Туле 7 апреля 1917 года праздника Свободы

1.
7 апреля объявляется в г. Туле днём праздника Революции. В праздновании должно участвовать всё население г. Тулы согласно программы, выработанной комиссией по организации праздника Революции.
Частям гарнизона назначается парад и прохождение всех частей по улицам города.
В исполнение указанной программы для участия в параде назначаю от каждого полка из 4-х запасных полков и дружины по роте в 32 ряда при полном количестве офицеров и ун[тер]-оф[ицеров] при караульной амуниции и от 92-й конной сотни взвод в конном строю. Ротам прибыть в кремль к 8 час.
30 мин. утра и построиться по указанию комендантского адъютанта прапорщика Кирьякова. Парадом командовать штаб-офицеру 76-го пех[отного] запасного полка по назначению командира его. По окончании парада части, участвовавшие в нём, выходят из кремля и следуют по Киевской улице согласно п. 2. прилагаемой при сем программы.
Хоры музыки всех полков распределяются для игры в кремле в следующем порядке.
Хор музыки 30-го полка.
Приходит в кремль к 9 час. утра, уходит со своим полком в 10 час. 30 мин.
утра, вновь приходит в кремль к 12-ти час. дня, уходит с дружиной в 1 час. 30 мин. дня.
Хор музыки 31-го полка.
Приходит в кремль к 10 час. 15 мин. утра, уходит с полком в 11 час. 15 мин.
утра, опять приходит к 2 час. дня, уходит в 5 час. дня.
Хор музыки 76-го полка.
Приходит в кремль к 10 час. 30 мин. утра, уходит со своим полком в 2 час. дня.
Хор музыки 77-го полка.
Приходит в кремль к 9 час. утра, уходит со своим батальоном в 10 час.
30 мин. утра, опять приходит в кремль к 1 час. 30 мин. дня, уходит со своим полком в 4 час. 15 мин. дня.
Шествие войсковых частей должно происходить согласно приложенной при сем программе.
Для поддержания порядка во время хода процессий полкам выслать в 9 час. утра по 100 человек невооружённых солдат при одном офицере и 4 ун[тер]-офицерах с палаточными полустойками и прикреплёнными к ним красными флажками. Офицеров за получением инструкции выслать 6 апреля к 6 час. вечера в дом бывшего губернатора. Смену солдат произвести в 1 час. дня. Эта охрана потребуется до 5 ч. вечера.
В день праздника Свободы во всех частях, управлениях и учреждениях гарнизона отслужить молебны по усмотрению начальников частей. Здания помещений украсить флагами.
Приложение: программа.
2.
Для освидетельствования годности к употреблению в пищу присылаемой Епифанской уездной земской управой свинины назначаю комиссию под председательством начальника хозяйственной части 77-го пех[отного] зап[асного] полка капитана Редчиц и членов: врача от 76-го п[ехотного] з[апасного] полка по назначению командира полка и двух офицеров по назначению командиров 30-го и 31-го п[ехотных] з[апасных] полков по одному от каждого полка.
Комиссии собраться в день, час и месте по сообщению заведующего Тульским гарнизонным гуртовым скотом.
3.
Прапорщикам, произведённым из Чугуевского военного училища 29 марта, объявляется, что Военный министр им разрешил отпуск вместо 7 на 20 дней.

Подлинный подписал начальник гарнизона полковник Савельев
С подлинным верно: за адъютанта прапорщик Кирьяков
[Подпись]

Программа праздника Свободы

7 апреля объявляется в г. Туле днём праздника Революции. В праздновании должно участвовать всё население города Тулы. Для возмещения потерянного рабочего дня С[овет] р[абочих] и с[олдатских] д[епутатов] постановил работать в воскресенье 9 апреля.
Комиссия просит привести улицы в праздничный вид и украсить здания красными флагами.
В 9 час. утра в Соборе будет отслужен молебен в присутствии Исполнительного комитета Совета рабочих и солдатских депутатов, начальника гарнизона, Президиума Военного Совета, Съезда крестьянских депутатов и по роте от каждой воинской части и дружины.
В 10 час. утра с подъезда Дома просветительных учреждений вышеуказанные представители Временного правительства и вышеперечисленных учреждений будут приветствовать шествия войск, групп и организаций со своими знамёнами.
Проходящие группы мимо представительства салютуют знамёнами и проходят по Киевской улице до конца, по восьми человек в ряд.
I) Граждане-поляки организуются у костёла и по Киевской улице прибывают к Дому просветительных учреждений к 10 часам. Оставляют представительство со знаменем и проходят Менделеевскую и Воздвиженскую улицы.
II) Прохождение частей войск, участвовавших на параде в кремле, в 10 час. 15 мин. по Киевской улице и по пути следования соответствующих войсковых частей.
III) Прохождение 30-го полка в 10 час. 30 мин. Пути следования: Воронежская, Посольская, Тургеневская, Менделеевская, Киевская, Мотякинская, Пироговская, Пушкинская и Прямая Беляевская.
IV) Учащиеся среднеучебных заведений. 10 час. 45 мин. со двора мужской гимназии на Менделеев[ской] по Киевской, а потом равномерно размещаются по обеим сторонам Киевской ул. цепями и поддерживают порядок.
V) 31-й полк — 11 час. 10 мин. по пути следования 30-го полка.
VI) Национальные организации — латыши, евреи, литовцы и др., служащие городской управы, почтово-телеграфные служащие организуются в кремль. Прохождение 11 час. 30 мин.— Киевская, Мотякинская, Николаевская, Коммерческая.
VII) Патронный завод организуется около завода. (Через переход Ряжского вокзала, по Арсенальной, где он примыкает к партиям и профессиональным организациям, которые организуются на Миллионной ул. между Никольским пер. и Арсенальной ул.) Мелкие фабрики и заводы 3-й и 6-й части организуются по Миллионной между Арсенальной и Заставой и идут вслед
за патронным заводом. Чулковские мелкие фабрики и заводы организуются по Венёвской улице (Епифанская ул. и Демидовская плотина), Георгиевская, где идут вслед мелким организациям в 3 и 6 часов.
Прохождение около 12 часов. Головная часть Партии и Союза. Пути следования — Миллионная, Посольская, Воздвиженская, Менделеевская, Киевская, Ваныкинская, улица Свободы (быв. Николаевская), Площадка, Калужская, Посольская, Миллионная.
VIII) Новый оружейный завод и фабрика Тейле организуются у нового завода. Прохождение 1 час. дня вслед за мелкими Чулковскими организациями по их пути следования.
IX) Дружина и мелкие воинские части организуются во дворе дружины.
Прохождение 1 час. 30 мин. Тургеневская, Менделеевская, Киевская, Мотякинская и Тургеневская.
X) Сахарный завод, депо, мастерские, железнодорожный завод, [неразборчиво] дорога и все фабрики и заводы 2-й части организуются по Суворовской ул. Прохождение 1 час. 45 мин. Суворовская, Посольская, Воздвижен[ская], Мендел[еевская], Киевская, Ваныкинск[ая], ул. Свободы (быв. Николаевская), Площадная, Калужская, Грязевская.
XI) 76-й полк — Ново-Павшинская, Посольская, Воздвиженская, Менделеевская, Киевская, Мотякинская, Николаевская, Пушкинская, Грязевская и Суворовская. Прохождение — 2 час.
XII) Старый Оружейный завод — 2 час. 20 мин., через кремль. Киевская, Ваныкинская, ул. Свободы (быв. Николаевская), Плошадная, ул. Миллионная.
XIII) Все организации и учреждения района 1-й, 2-й и 5-й частей организуются на Хлебной площади. Прохождение — 3 час. дня. Пути следования — Пирогова, Посольская, Тургеневская, Менделлеевская, Киевская, Ваныкинская и ул. Свободы.
XIV) Косая Гора, Петровская, Менделеевская и Киевская.
XV) 77-й полк построится по Посольской около штаба полка, двигаться по Посольской, Воздвижен[ской], Мендел[еевской], Киевск[ой], Мотякин[ской] и Николаев[ской]. Прохождение в 4 час. 15 мин.
Вышеуказанное время есть время прохождения мимо Дома просветительных учреждений. Комиссия просит быть готовыми заблаговременно.
Для оказания медицинской помощи во всех аптеках будут дежурить врачи.

С подлинной верно:


За адъютанта н[ачальни]ка гарнизона прапорщик Кирьяков [Подпись]

ГАТО. Ф. 1159. Оп. 1. Д. 3. Л. 54–56.

«Новый оружейный завод», в тульском просторечии «новый завод», «новый» — интенсивно строившийся тогда пулеметный завод, ныне Тульский машиностроительный.
«Национальные организации — латыши, евреи, литовцы» — это прибывшие в Тулу беженцы из оккупированных губерний Российской империи. Они относительно хорошо организованы и легко выводятся на всяческие мероприятия.
Комиссия по проверке качества свинины, из начхоза, врача и пары офицеров — превосходна!
Ну а универсальность походного инвентаря известна со времен легионов Рима — в данном случае им выступают «палаточными полустойками и прикреплёнными к ним красными флажками». Надо изобразить революционный восторг — и вот они, под рукой…
И мудрость начальника гарнизона полковника Савельева радует — любой боец предпочтет

бить балду

праздновать Свободу, чем идти на фронт, где может попасть под «газовые прямоугольники» оберста Брухмюллера

Все посты цикла — здесь.

Праздник Свободы

После солдатских митингов 6 (19) и 7 (20) марта Исполнительный комитет издал воззвание, в котором, в частности, говорилось:

Праздновать долго нам нельзя. Настоящий праздник – впереди, когда тучи рассеются и наступят светлые дни мира и мирного труда.

Граждане, мы зовем вас, всю свою энергию тотчас же направить не на манифестации, а на восстановление нарушенного равновесия в жизни родины. Во имя ее, во имя нашего славного будущего мы призываем вас, каждого, вернуться к повседневному труду, вернуться с удесятеренной энергией, чтобы наверстать потерянное <…>129

Однако желание праздновать пока преобладало. Весна революции, и в символическом смысле, и в буквальном, продолжалась.

Праздник Свободы, или праздник Революции, был первоначально назначен на 10 (23)марта130. Затем планы поменялись, и празднование состоялось 16 (29) марта. Соответствующее решение было принято Исполнительным комитетом Совета объединенных общественных организаций по согласованию с Советами рабочих и солдатских депутатов131. Накануне был опубликован «Порядок манифестации 16 марта, праздника российской революции». Основная колонна шла по маршруту: Шулявка – Бибиковский бульвар – Бессарабка – Крещатик, к думе. Движение начиналось в 7:30 утра от завода Гретера, с оркестром. Всего было семь крупных групп (Шулявка, Лукьяновка, Вокзал, Подол, Нижне-Владимирская, Печерск, Демиевка); каждая следующая группа в определенной точке должна была ждать прохождения предыдущей, после чего выходить на основной маршрут. Был подробно расписан порядок прохождения отдельных подгрупп – к примеру: «Члены профессионального союза металлистов собираются к 9 ч. на углу Тарасовской и подходят [по] Караваевской[10] до угла Владимирской и шествуют за 5 группой и союзом портных». Одной из таких подгрупп стала украинская: «Украинские организации собираются к Владимирскому собору к 9 часам и присоединяются к шествию вслед за 3-й вокзальной группой».

Практически вся повседневная деятельность в городе в день манифестации должна была прекратиться. Все торговые заведения, кроме столовых, ресторанов и аптек, должны были закрыться не позже 10 часов утра. Все спектакли и концерты в этот день отменялись, а помещения театров и кинематографов предоставлялись для проведения собраний и митингов. До окончания шествия прекращалось движение трамвая. Должны были продолжать работу только предприятия непрерывного режима (электростанция, водопровод и т. п.)132.

В день праздника киевские окраины проснулись в 6 часов утра. Погода была прекрасная – ясный, теплый день133. «Зашевелился трудовой народ и вереницами, точно в пасхальную ночь, потянулся к фабрикам, заводам и мастерским на торжественный праздник, зная, что отныне там ждет его освобождение от векового рабства», – с явным пафосом рассказывал газетный корреспондент. Колонны двигались по заранее расписанному плану, и порядок был практически образцовым. Примечательно, что организаторы заметно недооценили численность украинских участников праздника. Украинцы собрались у Владимирского собора не в 9, а в 8 часов утра, после чего прошли с желто-голубыми флагами и с пением «Ще не вмерла Україна» на Софийскую площадь к памятнику Богдану Хмельницкому. «Огромные толпы народа, солдаты, участники манифестации рабочие восторженными криками “Слава” приветствовали шествие украинцев на всем пути», – говорилось в репортаже. У памятника состоялся большой митинг. После этого украинская манифестация прошла обратно по Владимирской к Бибиковскому бульвару и только тогда, согласно плану, присоединились к общему шествию.

Уже в девять часов утра Думская площадь[11] была переполнена. В начале десятого на думском балконе появились губернский комиссар Суковкин, генерал Ходорович, члены Исполнительного комитета и представители обоих советов. Раздалось громовое «Ура». Оркестр военной музыки грянул «Марсельезу». На Крещатике показались красные флаги – шла первая колонна манифестантов-рабочих.

В колонне в тот день были не только красные и желто-голубые флаги, но и черные. «Марсельеза» и революционные песни время от времени сменялись звуками «Вечной памяти» и похоронных маршей: чествовали павших за свободу…

Манифестация на углу Владимирской улицы и Бибиковского бульвара. Март 1917

Манифестация на Владимирской улице. Март 1917

Манифестация на Софийской площади. Март 1917

Манифестация на Бессарабской площади. Март 1917

Манифестация на Крещатике. Март 1917

Манифестация на Думской площади. Март 1917

Шествие перед думой продолжалось с 9? часов утра до 6? часов вечера. По оценке газетного репортера, в нем приняло участие около 200 тысяч человек134. В Киеве тогда было около полумиллиона жителей; следовательно – если верить газете – почти всё трудоспособное население было в тот день в праздничных колоннах. При этом не было ни одного несчастного случая; каретам скорой помощи, большое количество которых было мобилизовано и стояло наготове, не пришлось работать135.

Манифестация 16 (29) марта. Думская площадь

Манифестация 16 (29) марта. Думская площадь и памятник Столыпину, подготовленный к демонтажу

Манифестация 16 (29) марта. Крещатик, вид на Думскую площадь

Манифестация 16 (29) марта. Александровская улица, вид на Царскую площадь

В эти же дни на той же Думской площади произошло еще одно первое в своем роде для Киева событие – снятие памятника.

Памятник премьер-министру Российской империи Петру Столыпину, убитому в Киеве в сентябре 1911 года, был открыт во вторую годовщину его смерти; благодаря пожертвованиям было собрано более 200 тысяч рублей, чего с избытком хватило для постройки136. На пьедестале стояла фигура Столыпина в полный рост, по бокам пьедестала – аллегорические фигуры Мощи (русский витязь) и Скорби (русская женщина). На передней стороне пьедестала была надпись «Петру Аркадьевичу Столыпину – русские люди», с правой стороны, над фигурой витязя – «Вам нужны великие потрясения – нам нужна великая Россия». Имперский премьер-министр в сознании многих был олицетворением старого режима.

В преддверии праздника Исполнительный комитет Совета объединенных общественных организаций постановил снести памятник Столыпину. По первоначальному плану, фигура должна была быть снята, а пьедестал памятника – оставлен. Работы должны были быть произведены ночью.

В те годы сотрудником популярной киевской газеты «Последние новости» был поэт, писатель-сатирик Яков Давыдов, более известный под псевдонимом Яков Ядов. Он автор слов известной песни «Бублички»137, а по мнению некоторых исследователей, также и легендарной «Мурки»138. В «Последних новостях» в 1917–1918 годах каждые несколько дней появлялись его стихи, в основном «на злобу дня», под рубрикой «Конфетти». В номере от 15 (28) марта за подписью Ядова была напечатана

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

17 марта 2017
Просмотров: 153

Решением Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов 10 марта было объявлено праздничным днем по случаю свержения монархии в России. Сопровождавшиеся парадами войск местных гарнизонов и демонстрациями горожан торжества по поводу свержения монархии прошли 10 марта в Астрахани и Царицыне, 15 марта в Саратове. В Астрахани центром мероприятий стала Покровская площадь. Во всех городах в праздниках приняли активное участие представители социалистических партий[1].

«Народная газета» от 16 марта 1917 г. сообщала: «с раннего утра жители Астрахани спешили к кремлю на организованный сбор. Прибывали делегации от городских и земских учреждений, общественных организаций и заводов, партийных групп и различных демократических организаций. В общей массе собравшихся жителей города выделялись знамена социалистов-революционеров и социал-демократов. От стен кремля десятки тысяч человек двинулись по улицам города к Покровской площади. Впереди шли казаки, за ними социалисты-революционеры и социал-демократы, а вслед им многочисленные делегации от рабочих союзов, партии народной свободы, учительских организаций и другие. Выступавшие в этот день говорили о значении свершившегося великого события, вспоминали павших товарищей в борьбе за свободу, призывали население защищать добытые права»[2].

В фондах музея-заповедника хранятся фотографии торжеств 10 марта 1917 г. астраханским фотографом И.М. Бочкаревым. На публикуемом снимке в центре, на возвышении (трибуна или кузов автомобиля), стоят несколько человек. Один из них, предположительно, доктор Н.И. Долгополов (стоит слева от женщины, изображен в профиль).

Автор: А.Н. Алиева

Иллюстрации:

Бочкарев И.М. Митинг на Покровской площади в день «Праздника Свободы». Астрахань. 10 марта 1917 г. Фотография (АМЗ КП 3127).


[1] Жилкин В.А. Социалистические партии в дни падения монархии в России (по материалам Нижнего Поволжья) // Поволжский край. Вып. 12. Саратов , 2006. С. 128.

[2] Шаповалов С. Н. Опыт празднования  государственных событий  в 1917 г. (на примере  «Праздника Свободы») // ОБЩЕСТВО: ФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА (2011, № 1–2). С. 85.

#1

7 апреля 1917 г. Праздник Свободы в Туле

#2

В 1917 г. после Февральской революции в России Временное правительство в числе прочих первоочередных задач ставило и создание новых праздников и традиций, знаменующих свержение монархии и установление нового государственного строя. Первым таким общероссийским торжеством стал праздник Свободы. Он отмечался по всей стране: и в губернских центрах, и в маленьких провинциальных городках. В Туле торжественные мероприятия прошли 7 апреля (20 апреля по новому стилю).

#3

Главным организатором праздника выступил Исполнительный комитет — местный орган власти Временного правительства. Однако в состав комиссии, назначенной им для проведения торжеств, помимо членов исполнительного комитета, входили представители тульского Совета рабочих и солдатских депутатов.

#6

Граждане! Нам предстоит провести такой счастливый Праздник, который должен ознаменовать победу народа над старой властью и ее приспешниками. В это день все жители Тулы должны быть объединены одной мыслью, одним желанием — закрепить дело Российской Революции.

Обращение к жителям города, опубликованное в газете «Голос народа»

#7

«Голос народа» — печатный орган Тульского комитета РСДРП; в то время в Туле была единая организация РСДРП, в которую входили и большевики, и меньшевики; разделение произошло 28 мая 1917 г.

#5

Комиссия просила горожан «привести улицы в праздничный вид и украсить здания красными флагами» (хотя до апреля 1918 г. официальным флагом России оставался бело-сине-красный). Пятница 7 апреля объявлялась в Туле нерабочим днем.

Статья подготовлена в рамках реализации культурно-исследовательского проекта по гранту президента РФ «Искусство праздничного оформления города. История и современность».

В ленинском Декрете «О памятниках республики» в специальном пункте говорилось о художественном декорировании городов к Первомаю. Для этого предполагалось заменить устаревшие надписи, эмблемы, гербы, названия улиц «новыми, отражающими идеи и чувства революционной трудовой России». Этим документом были заложены основы эстетического преобразования праздничной среды советских городов. Декрет явился программой и руководством к действию для деятелей культуры, сотрудничавших с большевиками.

В первый же год Советской власти братья Виктор и Александр Веснины выполняют крупные заказы правительства — оформляют Советскую и Красную площади к 1 Мая, а затем и к годовщине Октябрьской революции. Это были первые празднества новой власти в работе над которыми, кроме Весниных, принимали участие архитекторы Евгений Коротков и Николай Виноградов, художники Федор Федоровский, Николай Богатов, Алексей Ясинский, Василий Мешков, скульптор Василий Ватагин. В основу проектного решения первомайского празднества легли тезисы раскрывающие политический характер и значение первомая, изложенные заместителем председателя Моссовета Петром Смидовичем на специальном заседании Московского Совета по организации празднества.

«Известия ВЦИК» сообщали: «С раннего утра 30 апреля в Кремле необычайное оживление. <…> Подъезды украшаются зеленью и растениями. Здания, пострадавшие во время Октябрьской революции, драпируются с таким расчетом, чтобы закрыть разрушенные части. <…> Главный вход в Кремль декорирован особенно красиво. Круглая Кутафья башня обвита кругом драпировкой из красной материи. Тут же плакаты с лозунгами: “Да здравствует всемирная республика!” и др. По обе стороны башни два стяга с художественными изображениями. Далее по мосту два ряда флагов. Декорация Троицкой башни особенно величественна: с четырех сторон опускаются большие декоративные полотнища с лозунгами. В середине – большая художественная картина-панно, изображающая красного ангела с крыльями в отдалении в лучезарных тонах, на голубом фоне изображена эмблема социализма. <…> Художественно убрано здание ЦИК (здание судебных установлений): оно как бы пылает в огне красной материи. <…> Государственные гербы и царские эмблемы замаскированы красной материей, на фоне которой художественно изображены эмблемы новой России».

Практическое воплощение проекта Весниных было доверено драпировщикам Шмелеву, Тихомирову и Кулагину при участии бригады учащихся бывшего Строгановского училища и представителей художественной секции Московского Пролеткульта. Целая плеяда крупных художников (в основном представителей «левого» искусства, таких как Натан Альтман и Казимир Малевич, Ольга Розанова и Надежда Удальцова) работала над оформлением многих других улиц и площадей Москвы. Ленин не только «принимал работу». Он лично утверждал сметы расходов, подписывал необходимые распоряжения, участвовал в составлении лозунгов и призывов, оценивал проекты и эскизы.
«Известия ВЦИК» (см. выше) описали практически всё, что могли сделать художники на Красной площади из нескольких тюков реквизированной из мануфактурных магазинов материи красного и черного цветов. Над братской могилой «жертв революции» поставили обелиск, обтянутый красными и черными холстами, у Сенатской башни соорудили трибуну для правительства. Мимо нее «манифестирующие колонны» прошли от Воскресенской к Васильевской площади, заложив традицию будущих парадов и демонстраций.

Не смотря на разруху и голод в первый праздник Советской власти на улицы города возвращаются уже полузабытые триумфальные арки, обелиски и пирамиды, тем самым реанимируя эти разновидности праздничных декораций, введенные еще Петром Великим. Арки располагались на Садовом кольце, одна из них, украшенная панно, лозунгами и гирляндами зелени была воздвигнута на Зубовской площади. На Кудринской площади возвышался обелиск, от вершины которого к четырем входам ограды были протянуты канаты с разноцветными флажками. На площадях устанавливают громадные трибуны, дома украшают живописные панно на темы труда, лозунги и плакаты с символическими изображениями и эмблемами, подъезды и балконы декорированы красной материей. На фонарях и телеграфных столбах развешены лозунги и гирлянды зелени, повсюду развивалось море флагов. Фонтан на Театральной площади, Дом Советов и Дом Союзов вечером освещались гирляндами электрических лампочек.

Уже тогда, на Скобелевской площади перед Моссоветом, помимо митингов и приветствий, прошло первое театрализованное представление, положившее начало массовым советским праздникам — колонна профсоюза тружеников сцены под звуки Марсельезы и Интернационала дала представление с участием артистов в национальных костюмах, воинов с красными знаменами и аллегорической фигурой России с пальмовой ветвью в руках, возвещающей мир всем народам.

Поскольку первомай 1918 года стал первым праздником советской эпохи, этому событию придавалось большое политическое значение. И все же, в отличие от Москвы, первый опыт революционного оформления Петрограда нельзя назвать удачным. Праздничное убранство было выполнено представителями «левого фронта искусств» — футуристами, и их попытка «взорвать» исторически сложившийся архитектурный облик города, обернулась, по словам художника Мстислава Добужинского, «хлопушкой» — художники как будто забыли или не знали об идее ансамблевости праздничного оформления города, «живописные панно, украшавшие город в мае 1918 года не только не были связаны с архитектурными формами декорируемых зданий, но и не объединялись между собой в единое художественное целое». На фоне прекрасной и величественной архитектуры Петрограда это выглядело, по меньшей мере, наивно.

В первую годовщину Октября Москва вновь оделась в кумачевый наряд. Основу праздничного декора вновь составили красные флаги и гирлянды зелени, лозунги и красочные плакаты-панно. Таким образом, типология, методы и материалы оформления были схожи с первомайскими торжествами, но его масштабы заметно возросли, активнее стал использоваться цвет: «К украшению города была, наконец, привлечена и монументальная живопись. Октябрьские празднества 1918 года были настоящим торжеством краски».

В оформлении Москвы к годовщине революции принимали участие многие известные художники, скульпторы и архитекторы. Среди них можно назвать такие имена как Александр Куприн, Илья Машков и Павел Кузнецов, Аристарх Лентулов и Сергей Коненков, Николай Колли, Сергей Герасимов, братья Стенберги и многие другие. В Петрограде работали Борис Кустодиев и Кузьма Петров-Водкин, Владимир Щуко и Мстислав Добужинский, Николай Тырса, Натан Альтман, Исаак Бродский и др.

В Москве современники отмечали, как наиболее удачное, оформление Советской площади, почти повторявшее проект ее убранства к майским торжествам, выполненный художником А.А. Ивановым по эскизам Весниных. Новшеством стал воздвигнутый на месте памятника Скобелеву обелиск со статуей «Свободы», скульптора Николая Андреева.

«Глядя на то, что создал на Советской площади пролетарский гений, глядя на роскошное художественное убранство ее, вы чувствуете, что старый строй погиб безвозвратно и никогда не восстанет из мертвых». Главным достоинством праздничного убранства Советской площади стало общее единство художественного замысла, в первые послереволюционные годы художники, работавшие над праздничным оформлением советских городов редко могли похвастать этим качеством.

Как еще один удачный пример оформления выделяли декорирование торговых палаток Охотного ряда, превратившихся в расписные игрушечные домики с палисадниками (художники И.В. и О.В. Алексеевы). Яркими красками и аппликацией из цветной бумаги был создан декоративный образ сказочного городка: «Художник, расписавший нудные деревянные будки в Охотном ряду, сумел найти радостные краски, чрезвычайно хорошо гармонирующие со всяким русским торжеством, с красочными пятнами русской ярмарки, с веселой росписью старинных московских домиков <…> они сразу дают зрителю ощущение праздника, они заряжают его чувством необъяснимой радости».

Похожим образом было решено оформление забора вокруг недостроенного дома на Тверской улице.

По проекту художника Ивана Клюна сквер перед Большим театром был превращен в сад Черномора — окутанные лиловой марлей деревья, по вечерам изнутри подсвечивались электрическими лампочками, превращавшими их в светящиеся голубые шары. Дорожки сквера также окрасились голубым цветом, а по всей площади растянулась в несколько рядов красная бахрома, развиваемая ветром. Работы по декорированию сквера были выполнены живописцами из Высшей школы военной маскировки.

На площади Революции к годовщине Октября установили монумент «Красный клин» архитектора Николая Колли, изображающий белую колонну, рассекаемую красным клином. Очевидно, под влиянием этого памятника в 1919–1920 годах Эль Лисицкий создал свой знаменитый плакат «Клином красным бей белых». Следует отметить, что в основу метафоры красного клина революции, по всей видимости, было положено буквальное прочтение цитаты Льва Троцкого из его работы «Демократия и революция»: «Вызывая на историческую сцену суверенный народ, демократия врезается в легальную русскую историю клином революции».

Вечерняя иллюминация помимо подсветки зданий электрическими лампочками по контуру архитектурных абрисов и агитационных композиций, включала в себя освещение города мятущимся светом прожекторов, каскадами световых ракет, в Петрограде от одного до другого корабля, пришвартованных в фарватере Невы, протянулись гирлянды электрических лампочек. Вечером 6 ноября на Красной площади, Лобном месте, Комитетом бедноты было устроено торжественное сожжение чучела кулака, символизирующее уничтожение старого империалистического прошлого и рождение нового.

В самый день годовщины революции — 7 ноября 1918 года там же на Красной площади в присутствии Ленина состоялось торжественное открытие установленной на Сенатской башне Кремля памятной доски «Павшим в борьбе за мир и братство народов», скульптора Сергея Коненкова.

По исполнении похоронного марша и выступления Ленина, последовало прохождение колонн трудящихся мимо творения Коненкова и трибуны, заполненной представителями Совета: «Среди обычных знамен общее внимание привлекают художественные оригинальные плакаты профессиональных союзов. <…> Настоящий фурор производит союз пищевиков, изображающих продавца, бычью голову и, что самое главное, румяные калачи. Своеобразную красоту придают процессии футуристические плакаты, от пестроты которых и разнообразия разбегаются глаза. Проходит комитет бедноты, «сермяжные» представители Орловской, Тамбовской и Тульской губ., общественные организации, народный суд, Пролеткульт, ученики различных учебных заведений, рабочие всех районов. Громадный Пресненский район вызывает общий восторг аллегорическим шествием: на телегах едут переодетые крестьянки и солдаты в цепях крепостного права, а дальше — стоит Свобода с порванными цепями. — Красной Пресне привет, — громко говорит тов. Ленин».

В оформлении первых революционных праздников современники отмечали, как самое главное, принцип «свободы искусства», вырвавшегося из дворцовых интерьеров на улицы и площади городов, где живописцы украшали фасады домов, а скульпторы обратились к монументальной скульптуре. «По количеству участвовавших в празднике художественных сил и по грандиозности декораций, преобразивших на эти дни московские улицы, этот праздник можно назвать всенародной выставкой искусства».

Несмотря на неоднократные заявления о необходимости поддерживать всякое творческое направление в искусстве, по результатам первых революционных праздников стало очевидным — представителям «левого» искусства, футуристам и супрематистам, не стоит доверять масштабное оформление городских комплексов. Кроме уже помянутого убранства Петрограда к 1 мая 1918 года, когда «самое настроение сурового и культурного празднества городского пролетариата было скомпрометировано футуристским кустарничеством», отмечали крайне неудачное оформление Москвы к Дню Красной Армии, когда попытка монументального украшения Москвы исключительно силами «левых» художников, «успеха не имела».

«Искусство на улицу!» — главный лозунг художников первых лет Октября. Свобода самовыражения стихийных художественных сил считалась в этот период важнее стремления к стилистическому и образному единству праздничного убранства. Вместе с тем, неоднозначные результаты такого подхода все острее ставили вопрос о необходимости комплексности и ансамблевости в оформлении не только отдельных зданий, но и целых улиц и площадей.

16:24 / 29.03.2017 / Общество

Праздник Свободы

Константин ГОЛОДЯЕВ, сотрудник музея города Новосибирска

Константин ГОЛОДЯЕВ, сотрудник музея города Новосибирска

27 марта 1917 года в городе было официально объявлено Праздником Свободы.

Город ликовал. Один за одним проходили митинги, демонстрации. На улицах, в залах, даже в цирке! Об этом писала новониколаевская пресса 100 лет назад.

Неизгладимое зрелище
Как на диво солнечный, ясный день. Багряные знамена развеваются под солнцем вдоль Hиколаевского (Красного. — К. Г.) проспекта, производят необычайное, потрясающее впечатление. Все взоры обращены прежде всего на эти знамена. Они с легким покачиванием проплывают перед президиумом комитета общественного порядка и безопасности у здания Городской думы, чередуя между собою роты, батальоны. После каждого полка шли процессии различных общественных организаций, партий, профессиональных союзов.

В воздухе тихое «Вечная память борцам за свободу» сменяется громким «ура» в честь свободы, Демократической Республики, социализма. В течение 4 часов тянется беспрерывно лента ново-николаевских революционных полков, общественных депутаций. Необычайное, величавое, неизгладимое зрелище.

Создатель кинематографа Ф. Ф. Махотин снимает на кинематографическую ленту процессию.

На митингах
27 марта состоялся в железнодорожном собрании митинг. Выступавшие ораторы говорили о значении Праздника Свободы, об истории peволюции, о Совете рабочих и солдатских депутатов. Но главное внимание было уделено вопросу о позиции Совета рабочих и солдатских депутатов, занятой им в вопросе о войне и мире. Принята следующая резолюция: «…приветствуем за его в высшей степени плодотворную деятельность. Желаем ему дальнейшего успеха в будущем. Клянемся всегда поддерживать его всеми силами».

В цирке «Изако»
27 марта coбpaниe в цирке «Изако» в количестве 2 000 чел., обсудив всесторонне резолюцию Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов по вопросу об отношении к войне и миру, присоединило свой голос к ней.

На очиcтке улиц
Группа граждан письмом в редакцию предупреждает г. домовладельцев, что если не приступлено будет к очистке улиц сейчас же, то она внесет вопрос в Совет рабочих и солдатских депутатов и в комитет общественной безопасности о применении к домовладельцам более радикальных мер воздействия, нежели все обращения к их гражданскому сознанию.

Организация городского полицейского комиссариата
Организация охраны города налаживается, в настоящее время под руководством главного комиссара полиции Завадовского все прежние полицейские чины замещаются солдатами. В городе учреждено всего 21 дневной и ночной пост. За все время произошли только две крупные кражи: у секретаря управы и кража мануфактуры в Союзе сибирских маслодельных артелей в ночь на 23 марта. В дни свободы деятельность полицейского комиссариата отличается — почти преимущественно — борьбой с тайным винокурением, которое сильно развилось при старых порядках и еще сильно теперь. Пива, самосидки в дни свободы конфисковано и уничтожено очень много.

О вреде табака
На ст. Кривощёково железнодорожными комиссарами обнаружено и конфисковано 244 ящика табаку — махорки. В Ново-Николаевске у Розенфельда обнаружено 55 ящиков табаку, о котором не было заявлено Продовольственной комиссии. Составлен протокол.

Like this post? Please share to your friends:
  • Праздник свободного тела
  • Праздник свистунья на руси
  • Праздник свистунья кратко
  • Праздник свистопляски на вятке
  • Праздник свистопляска когда