Дата события уникальна для каждого года. В 2023 году эта дата — 16 июня
Святейшее Сердце Иисуса со святым Игнатием Лойолским и Святым Людовиком Гонзагой. Картина Хосе де Паеса, 1770,
Праздник Святейшего Сердца Иисуса (лат. Sollemnitas Sacratissimi Cordis Iesu) отмечается в пятницу, на 19-й день после Пятидесятницы и, соответственно, на восьмой день после праздника Тела и Крови Христовых. Темой праздника является любовь Бога, явленная нам в сердце Его, благодарность за нее и дарованное спасение. Именно Иисус является источником искупленной и дающей искупление милосердной и целительной любви, которая помогает нам самим возрастать в любви к Христу, а через него и в любви ко всем ближним.
Следует отметить, что библейское понимание слова «сердце» не совпадает с общепринятым современным толкованием. В современной культуре сердце является символом чувств, тогда как в еврейском языке, и, соответственно, мышлении, сердце означает глубинную сущность человека, а также его намерения и решения. Бог дал людям «сердце, чтобы мыслить» (Сир 17,6). Сердце человеческое — это источник сознательной личности, мыслящей и свободной, место окончательных решений и неписанного Закона Божия.
До появления культа Сердца Иисуса любовь Бога особенным образом персонифицировалась в образе Христа Доброго Пастыря. В Средние века особым образом почитались Христовы раны, увенчанная тернием голова.
В 16 веке, особенно благодаря Ордену Иезуитов, культ Сердца Иисуса достигает апогея. В 1672 году Иоанн Эд отслужил с разрешения епископа первую святую Мессу о Сердце Господа Иисуса. Иоанн Эд был исповедником Маргариты Марии Алакок, которой в видении открылось желание Иисуса, чтобы люди особым образом почитали Его Сердце.
Апостольская Столица в течение ста лет медлила с официальным установлением нового праздника. Первое разрешение было получено польскими епископами от Папы Климента XII в 1765 году, а в 1856 году Пий IX ввел литургическое празднование Пресвятого Сердца Иисуса как обязательное для всей Церкви. Лев XIII углубил понимание посвящения Пресвятому Сердцу, иллюстрируя взаимосвязь между его почитанием и спасением мира. Им же праздник был отнесен к высшему — первому — классу в иерархии церковных праздников. После реформ, инициированных Вторым Ватиканским собором, праздник сохранил свой высокий статус.
В торжество Сердца Иисуса после Причастия читается молитва, в которой выражена просьба, чтобы Сердце Иисуса, в котором мир открывает истинную природу Бога, научило нас видеть Христа в братьях. Сердце Иисуса было пронзено на кресте и стало источником Таинств Церкви. Из него истекла кровь и вода, указывающие на Крещение и Евхаристию, без которых невозможно вести праведную жизнь и общаться с Богом.
Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. (Иоан. 19,34).
Эту евангельскую цитату можно считать началом зарождения культа Святейшего Сердца Иисуса. Крестные раны Христа, Его духовные переживания, Его боль, причиненная Ему предательством и отречением, выразились в физической ране – Его Сердце было пронзено. Боль Христа прошла через все его существо и достигла центра его человеческой жизни – сердца.
Сегодня, спустя две тысячи лет после этого события, Католическая Церковь празднует Торжество Святейшего Сердца Иисуса. Сердца, в котором соединилось сердце Бога и сердце Человека. Торжество проходит в духе почитания Сердца Иисуса, в духе вознаграждения Богу за грехи, которыми мы, люди, это Сердце оскорбляем.
Путь к установлению этого прекрасного Торжества занял долгое время. Торжество Святейшего Сердца замыкает празднование октавы Пресвятых Тела и Крови Христа немногим более ста лет. Много событий в Церкви вели к установлению этого праздника. В разные эпохи, в разных странах Господь призывал своих верных обратить особое внимание на свое Божественное Сердце.
В церковных документах VII в. находим размышления о том, что Христос – это неисчерпаемый источник благодати, а Кровь и Вода, пролившиеся на кресте, являются символом церковных таинств.
Сердце Иисуса, счастье всех святых. (Воззвание из Литания Святейшему Сердцу Иисуса).
XII в. в истории Церкви, помимо прочего, отмечен деятельностью св. Ансельма Кентерберийского и св. Бернарда Клервоского, которые подчеркивали значимость любви, источником которой является Сердце Иисуса, любви, которая искупила грехи всего человечества.
В конце XII в. монахиня-цистерцианка и мистик св. Гертруда Великая пережила явление Иисуса Христа. Господь Иисус позволил ей в этом видении услышать биение Его Божественного Сердца. («Legatus divinae pietatis», IV, 305; «Revelationes Gertrudianae», ed. Poitiers and Paris, 1877).
Благодаря расцвету деятельности францисканского и доминиканского орденов в XIII–XV вв. культ Святейшего Сердца распространился вместе с культом почитания Непорочного Сердца Марии.
В 1672 г. св. Иоанн Эд впервые отслужил Святую Мессу в честь Святейшего Сердца Иисуса, что положило начало традиции богослужений в честь Святейшего Сердца во Франции.
Почитание Святейшего Сердца получило особое распространение благодаря св. Маргарите Марии Алакок. В течение нескольких лет ей являлся Иисус и говорил о том, как страдает Его Сердце от человеческих грехов.
«Вот Сердце, которое так сильно возлюбило людей, а взамен получает лишь неблагодарность, пренебрежение и забвение». (Слова Иисуса, обращенные св. Маргарите Марии Алакок во время третьего явления 2 июля 1674 г.)
Лишь спустя 150 лет – в 1856 г. Папа Пий IX утвердил праздник Святейшего Сердца Иисуса, а уже в 1899 г. Папа Лев XIII провел обряд посвящения всего человечества Святейшему Сердцу.
«Дайте познать миру любовь Святейшего Сердца Иисуса». (Слуга Божий отец Леон Дехон, основатель ордена священников Святейшего Сердца Иисуса).
Культ Святейшего Сердца Иисуса принято связывать с культом Божьего Милосердия. Когда Христос в первый раз явился св. Фаустине Ковальской, миссионерке Божьего милосердия, из Его груди исходили два луча белого и красного цвета, символизирующие кровь и воду. Смотря на этот образ Христа, нельзя не вспомнить и о том, что произошло во время его Крестных Страданий, когда копье пронзило Его грудь. Но такое откровение, произошедшее в XX в., свидетельствует о том, что Христос и сейчас продолжает открывать всему миру Свое Сердце – источник всякого утешения.
«Через твое посредничество Мое Сердце жаждет излить Любовь на весь мир и одарить всех людей Божественными сокровищами». (Слова Иисуса, обращенные св. Маргарите Марии Алакок во время первого явления 27 декабря 1673 г).
Через посредничество св. Маргариты Марии Алакок Католическая Церковь получила 12 обещаний для тех, кто будет почитать Святейшее Сердце Иисуса особенным образом:
- Почитающим Мое Святейшее Сердце Я дарую любые необходимые благодати и помощь, согласно их жизненным обстоятельствам.
- В их семьях Я установлю и сохраню мир.
- Я утешу их в любых печалях.
- Я буду для них надежным прибежищем в жизни и, особенно, в смертный час.
- Я изолью обильные благословения на все их труды и начинания.
- Грешники найдут в Моем Сердце неисчерпаемый источник милосердия.
- Благодаря этой форме благочестия теплохладные души станут ревностными.
- Ревностные души быстро достигнут высот совершенства.
- Мое благословение пребудет там, где будет почитаться образ Святейшего Сердца.
- Всем, кто трудится ради спасения душ, Я дарую благодать обращать даже самые черствые сердца.
- Имена тех, кто распространяет эту форму благочестия, будут навсегда запечатлены в Моем Сердце.
- Всем, кто будет причащаться в первую пятницу девять месяцев подряд, я дарую благодать сохранить веру до конца и обрести вечное спасение.
Эти обещания Христа наполняют надеждой сердце каждого христианина. Стараясь жить по этим обещаниям, мы приобретаем важнейшее сокровище Церкви – Любовь Святейшего Сердца, Того Сердца, которое было пронзено, убито нашими грехами. Того Сердца, что живет и бьется, желая получить нашу любовь к Нему.
Христианина не могут оставить равнодушным слова Иисуса, переданные св. Маргарите Марии Алакок, о том, что наши грехи продолжают ранить Его сердце: «Меня особенно ранят грехи…». Это ли не доказательство того, что Христос – «это Путь, Истина и Жизнь» (Иоан. 14,6). Жизнь – во всех смыслах этого слова.
«Молим усердно Святейшее Сердце Иисуса, «в котором сокровища мудрости и познания», чтобы это Сердце стало вдохновением для каждого человека и светом человечеству, которое переступает порог третьего тысячелетия». (Св. Иоанн Павел II. Ватикан, 22.06.2000).
Почитание Святейшего Сердца Иисуса сопровождает человечество нашей эры. Во времена, когда люди забывали о Боге и Его любви, Иисус через образ своего Божественного Сердца напоминал нам, что Он – источник необходимых благодатей, и что Он – Живой Бог, Сердце которого открыто для каждого человека.
Дарья Жуковская
По материалам www.sistersofreparation.org и www.yarcatholic.ru
Содержание
- Когда в католическом календаре
- Видео об истории и традиции
- Установление праздника
- Особенности праздничных богослужений
- Конференция отца Змицера Чарнеля «Не бойся, малое стадо»
Когда отмечается – как определить
24 июня 2022 года римо-католики всего мира отмечают торжество Пресвятого Сердца Иисуса. Этот праздник – праздник идеи. Главным содержанием его является любовь – любовь Бога, Который проявляет ее на протяжении всей истории спасения, а особенно – в Иисусе Христе.
Торжество Сердца Иисуса отмечается в пятницу, на восьмой день после праздника Тела и Крови Христовых и на двенадцатый день после Дня Святой Троицы. Сердце Христово является символом любви Бога к людям; праздник Сердца Иисуса, таким образом, отражает благодарность Господу за его любовь и дарованное спасение.
Катехеза кс Павла Кнурека о празднике Сердца Иисуса
История торжества
Зарождение праздника восходит к XI-XII вв. Начало культа Пресвятого Сердца Иисуса положило почитание Христовых Ран, которое получило широкое распространение в XIII веке, когда монахи посвящали особые молитвы Христовым ранам, особенно выделяя пронзенный бок Спасителя.
Своеобразным толчком для развития культа Сердца Иисуса стали откровения монахини французского монастыря Паре ле Моньяль святой Маргарите Марии Алакок, которой неоднократно являлся Иисус Христос, показывая Свое израненное сердце и поручая распространять набожность к Нему.
Однако это пожелание долгое время оставалось невыполненным, многие богословы сомневались в необходимости установления нового общецерковного почитания.
В XVI веке, особенно благодаря Ордену Иезуитов, культ Сердца Иисуса достигает апогея. В 1672 году исповедник Маргариты Марии Алакок Иоанн Эд отслужил с разрешения епископа первую святую Мессу, посвященную Сердцу Иисуса.
Католическая Церковь в течение ста лет медлила с официальным установлением нового праздника. Первое разрешение было получено польскими епископами от папы Климента XII в 1765 году. Праздник стал отмечаться во всей Церкви с XIX века. В 1856 году Папа Пий IX ввел литургическое празднование Пресвятого Сердца Иисуса как обязательное для всей Церкви. Лев XIII углубил понимание посвящения Пресвятому Сердцу, иллюстрируя взаимосвязь между его почитанием и спасением мира.
А в 1956 году Папа Пий XII в своем послании по случаю сотой годовщины этого события дал почитанию Сердца Иисуса солидное догматическое обоснование.
Католические традиции
На богослужениях в Католической Церкви в этот праздник упоминаются те отрывки Священного Писания, где говорится о Христе как о добром пастыре, который обогревал заблудших овец теплом своего сердца, а также читается фрагмент из Евангелия от Иоанна о пронзенном боке Иисуса.
В этот день в Католической Церкви для адорации на алтарь выставляются Святые Дары. После Причастия читается молитва, в которой выражена просьба, чтобы Сердце Иисуса, в котором мир открывает истинную природу Бога, научило людей видеть Христа в ближних. Сердце Иисуса было проколото на кресте и стало источником Таинств Церкви. Из него вытекла кровь и вода, указывающие на Крещение и Евхаристию, без которых невозможно вести праведную жизнь и общаться с Богом.
На следующий день после праздника, в субботу, католики почитают Непорочное Сердце Марии, которое было совершенным образом и подобием сердца Ее Сына.
Смотрите видео конференцию на тему «Не бойся, малое стадо»
О почитании Святейшего Сердца Иисуса
Почитание Святейшего Сердца Иисуса есть одно из важнейших форм богопочитания в Святой Католической Церкви. Со времен свв. Апостолов Павла и Иоанна в Церкви существовало искреннее почитание Любви Божией; Бога, который настолько возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, а также Любви Господа нашего Иисуса Христа, который настолько возлюбил нас, что предал жизнь Свою ради нашего спасения.
Почитание Святейшего Сердца Иисуса традиционно понимается Церковью как бесценный дар ее Основателя, источник неисчислимых благ, изливаемых в души верных, очищающий их, придающий им божественную силу, побуждающий их к стяжанию всех добродетелей (ср. Папа Римский Пий XII. Litt. Enc. Haurietis Aquas, 1956).
В XI и XII вв. появляются первые бесспорные указания на почитание Святейшего Сердца Иисуса. Почитание начало свое возрастание в бенедиктинских и цистерцианских монастырях тех времен; св. Гертруде, св. Мехтильде, а также автору труда Vitis Mystica (возможно, св. Бернарду Клервосскому или св. Бонавентуре) данное почитание было известно, хотя до нас и не дошли самые первые варианты молитв, связанных с ним.
Имеющее глубокое основание в Священной Традиции и широко распространившееся после мистического прозрения св. Маргариты Марии Алакок, данное почитание породило впоследствии многих святых, многие священники, монашествующие и миряне брали его в качестве первоосновы собственной духовности.
Римские Понтифики сделали многое для распространения и углубления данного почитания, в частности, Папа Римский Лев XIII, составил акт посвящения всего человечества Святейшему Сердцу Иисуса, а Папа Римский Пий XI – акт возмещения Святейшему Сердцу Иисуса за прегрешения человечества.
В этом разделе предлагаем вам познакомиться с фактами о почитании Святейшего Сердца Иисуса, в том числе об истории, церковном поклонении и благочестивых практиках, архитектуре и многом другом.
Когда в сердце горит любовь, сердце бьется быстрее. И тогда поэты исписывают бумагу тысячей стихов, рыцари седлают коней и ломают копья во имя прекрасной Дамы, юные девы поют на вечерней и утреней заре нежные песни и все они готовы хранить свою любовь вечно. Так было и так будет – вид коней и особенно одеяния дев могут меняться, принимая порой минималистичные формы, но стремление творить, отдавать всего себя и быть верным навечно посещают любящие сердца во все времена и эпохи.
А потом мы становимся взрослыми и рассудительными, и начинаем осуждать безумства молодых. Нам начинает казаться, что миром правит расчет, прагматизм, эгоизм, материальный интерес. Сердце Иисуса хочет сегодня напомнить нам о силе и красоте Любви.
Праздник Пресвятого Сердца Иисуса – праздник безумства любви. История спасения начинается с безумного поступка Бога – Его вочеловечения. Каждое любящее сердце готово на самоограничение и смирение ради того, чтобы быть с любимым, разделять с ним радости и горести. Мы готовы на это только потому, что наше сердце создано по образу и подобию Сердца Бога. Бог Сын ограничивает Себя человеческой плотью и бессилием Младенца, чтобы быть с людьми в горе и в радости. Земной путь Иисуса завершается безумием Креста, величайшим на свете безумием, совершенным из любви. Любящее Сердце не боится отдать Себя ради жизни любимых. Любовь движет Иисусом в поединке со смертью, из которого Он выходит Победителем.
Развитие культа Святейшего Сердца Иисуса принято связывать со св. Маргаритой Марией Алакок (1647-1690) – монахиней-визитанткой из французского городка Паре-ле-Моньяль. Призыв сестры Маргариты Марии почитать Святое Сердце, как часто бывает с добрыми начинаниями, был услышан далеко не сразу. Сестры ее родного монастыря воспротивились этому культу, сочтя его новым, а потому ненужным и подозрительным. Впрочем, если вы хотя бы немного знакомы с историей Церкви, то не будете этим удивлены. Излишне консервативные сестры всё же были неправы: почитание Святого Сердца имеет древние корни. Некоторые богословы усматривают истоки теологии Сердца в ветхозаветной метафоре воды (синоним внутренней мистической жизни Бога), истекающей с правой стороны Храма (Иезек. 47:1-12).
Почитание Сердца Иисуса возникает в Европе на рубеже первого и второго тысячелетий, когда «невроз тысячного года» и ожидания конца света уже отступили, а походы на Восток, которые потомки назовут «крестовыми», были всего лишь предчувствием. Эпоха великих воинов и великих мистиков, сердца которых были отважны, а мысли – смелы. Ансельм Кентерберийский (ум. 1109) молился о том, чтобы его сердце было пронзено Словом Божиим: «пронзенное ребро Христа открывает богатства Его любви, любви Его сердца к нам». Св. Бернар Клервоский (ум.1153), вдохновлявший крестоносцев на бой и не боявшийся никаких интеллектуальных сражений, черпал силы в близости Сердца Иисусова: «Какие богатства хранит для нас Твое Святое Сердце! Я посвящаю Твоему Сердцу все свои помыслы. Все чувства и желания Твоего Сердца – мои. Я обрел это Сердце в дивной Евхаристии. В ней я обрел Сердце моего Владыки, моего Друга и моего Брата». Друг св. Бернара, Гийом из Сен-Тьерри, приглашал духовно «войти в самое сердце Иисуса, войти в Святая Святых». Св. Хильдегарда Бингенская (ум. 1179), не уступавшая в уме и смелости мужчинам, писала, что «сердце Иисуса – божественная женская мудрость в Боге. Сердца Иисуса и Марии – одно Сердце, сердце Софии». Святое Сердце – Сердце Воскресшего, и потому не есть ни мужское, ни женское, но одинаково близко любому человеку. Бельгийская цистерцианка св. Лиутгарда из Сен-Тронда (ум. 1246) описывала мистический опыт обмена сердцами с Иисусом. Господь, зная, что все женщины любят подарки, однажды спросил Лиутгарду в видении: «Какой дар ты бы хотела получить от Меня?» — «Я хочу Твое Сердце», — как настоящая любящая невеста ответила монахиня. Ни больше, ни меньше! «Тогда Я хочу твое», — ответствовал Господь.
О почитании Святого Сердца писали многие другие святые и мистики – св. Мехтильда Магдебургская, Фома Кемпийский, св. Тереза Авильская. В 46 монастырях и 70 конвентах Доминиканского ордена в Германии Сердце Иисуса почитали в контексте Страстей наряду со Святыми Ранами. Благочестие суровых мужчин!
Поэтому Маргарита Мария Алакок отнюдь не привнесла в церковную практику ничего нового. Знак Сердца Иисуса фигурировал даже в письмах основателя ее собственной конгрегации – св. Франциска Сальского к св. Иоанне Франциске де Шанталь. Скорее, ей была поручена Господом непростая миссия официального установления культа в Церкви. Поскольку Сам Иисус в видении попросил ее заняться учреждением праздника Его Сердца, последние семнадцать лет своей жизни св. Маргарита Мария посвятила не столько мистическому созерцанию, сколько решению оргвопросов – сочинению «Автобиографии» с описанием собственных видений, написанию писем в монастыри различных конгрегаций, беседам со священниками – особенно с иезуитами, известными именно своим умением решать оргвопросы.
В какой-то момент сторонников культа Сердца Иисуса посетила гениальная идея использовать современные медиа – отпечатать образ с гравюры и распространять его для частных молитвенных практик. В 1689 г., по свидетельству самой Маргариты Марии, эти гравюры уже имели массовое хождение на территории Франции. На них было изображено «Божественное сердце на пылающем фоне, блистающее более, чем Солнце, и прозрачное более, чем хрусталь. На нем была драгоценная рана. Оно окружено терновым венцом … Над ним был Крест, означающий, что с момента Воплощения, когда оно забилось, Крест был укоренен в нем». Разумеется, изображение носило эмблематический характер и не должно было представлять собой физиологически верную картину сердца.
Распространяя почитание Святого Сердца св. Маргарита Мария и активно поддержавшие ее иезуиты продолжали героические традиции Средневековья. Гравюры с Сердцем в терновом венце должны были стать духовным оружием в обращении кальвинистов во Франции и Швейцарии, а также в полемике с янсенистами. В это же время среди католиков возникает обычай приносить ex voto в форме сердца, которые помещались в храмах как знаки благодарения или после совершения покаянных практик. Появляются и первые живописные образы Пресвятого Сердца: на них молящиеся могли видеть не только горящее сердце, но и самого Иисуса, протягивающего Свое Сердце как бескорыстный дар людям. Почитание Сердца Иисуса, и особенно практика принятия Причастия в каждую первую пятницу девяти месяцев последовательно (призыв, обращенный Иисусом к св. Маргарите Марии Алакок) не только способствовали обновлению евхаристической жизни католиков, но и помогли Церкви устоять в век Просвещения – век секуляризма и революций.
В 1765 г. Климент XIII официально утвердил в церковном календаре праздник Святого Сердца и соответствующий ему текст литургии. Не прошло и ста лет! В 1794 г. Пию VI в булле Auctorem fidei снова пришлось защищать почитание Сердца Иисуса. Но когда во Франции началась великая революция, стало ясно, что Святое Сердце стало подлинным сердцем католической Франции. Красный знак – сердце с крестом – нашивали на одежду повстанцы в Вандее, сопротивлявшиеся революционному атеистическому и антицерковному режиму. (Забегая немного вперед, добавлю, что эмблему Святого Сердца использовали повстанцы-кристерос в Мексике, защищавшие свободу Церкви в 1926-1929 гг., и карлисты в Испании, боровшиеся против коммунистов). Пылающее сердце становится символом жертвенного подвига.
Конец XIX и первая половина XX столетий стали подлинным «веком Святого Сердца». После поражения во франко-прусской войне Национальная Ассамблея Франции подтвердила всенародный обет построить на Монмартре базилику, посвященную Сердцу Иисуса. Именно в этом белоснежном храме, возвышающемся над Парижем, Вселенская Церковь была посвящена Святому Сердцу с одобрения Папы Пия IX. Лев XIII в 1899 г. пошел еще дальше и посвятил Святому Сердцу всё человечество. В этом же году он одобрил и официально утвердил текст Литании Святому Сердцу, которую мы читаем и по сей день.
История этой Литании показывает,что подлинное богатство Церкви отнюдь не сваливается из Рима на головы верующих путем готовых инструкций и предписаний, а созидается постепенно духовным трудом и молитвой многих поколений христиан. Первые варианты Литании Святому Сердцу появились в XVII веке и были сформулированы на основе более ранних средневековых молитв. В 1686 г. литанией к Сердцу Иисуса молилась французская монахиня, сестра Магдалена Жоли из Дижона. В 1691 г. этот текст был дополнен иезуитом о. Круазе, а в 1718 г. в Марселе блаженная Анна Магдалена Ремюза добавила свои 17 воззваний. Таким образом, в 1899 г. Литания включала ровно 33 воззвания, соответствовавших 33 годам земной жизни Иисуса. Такая вот божественно-историческая математика.
В начале 1900-х гг. Пий Х предписал завершать каждую Мессу троекратным воззванием: «Святейшее Сердце Иисуса, помилуй нас». В 1915 г. Бенедикт XV дал полную индульгенцию семьям во всём мире, которые пожелали бы установить у себя дома статую Иисуса с пылающим Сердцем. Для этой семейной церемонии был написан специальный молитвенный чин. В межвоенный период пастырей побуждали устанавливать фигуры Христа с горящим Сердцем и простирающего пронзенные руки у входов в храмы, больницы, школы и университеты. Сердце Иисуса – сердце Пастыря, открывающего Свои объятия каждому человеку. Наконец, в самый разгар Второй мировой войны Пий XII одобрил Апостолат молитвы, целью которого было распространение Царства Божия через молитву и воздаяние Святому Сердцу.
И сегодня почитание Сердца Иисуса остается живой практикой, которая продолжает развиваться порой в очень необычных формах. Не верите? Тогда встречайте участников американской Автолиги Святого Сердца!
Это братство «молитвенного и ответственного вождения» было основано в 1955 г. отцом Грегори Бизи, SCJ, как часть его апостолата среди водителей-дальнобойщиков.
Члены братства не только регулярно участвуют в Мессе и читают молитву Святому Сердцу, но и устанавливают на лобовом стекле его образ.
Сердце Иисуса зовет вперед, к себе, ведь Любовь – безумная Любовь Бога! – никогда не иссякнет.
Автор текста — Анастасия Паламарчук
11 июня у западных христиан – Праздник Святейшего Сердца Иисуса (Feast of the Sacred Heart of Jesus) отмечается, на 19-й день после Пятидесятницы и, соответственно, на восьмой день после праздника Тела и Крови Христовых. Темой праздника является любовь Бога, явленная нам в сердце Его, благодарность за нее и дарованное спасение. Именно Иисус является источником искупленной и дающей искупление милосердной и целительной любви, которая помогает нам самим возрастать в любви к Христу, а через него и в любви ко всем ближним.
Фото. Общество Святейшего Сердца Иисуса. Россия, Тридентская месса. Русинский Мир.
Следует отметить, что библейское понимание слова «сердце» не совпадает с общепринятым современным толкованием. В современной культуре сердце является символом чувств, тогда как в еврейском языке, и, соответственно, мышлении, сердце означает глубинную сущность человека, а также его намерения и решения. Бог дал людям «сердце, чтобы мыслить» (Сир 17,6). Сердце человеческое – это источник сознательной личности, мыслящей и свободной, место окончательных решений и неписанного Закона Божия.
Фото. икона, Святейшее сердце Иисуса Христа. Русинский Мир.
До появления культа Сердца Иисуса любовь Бога особенным образом персонифицировалась в образе Христа Доброго Пастыря. В Средние века особым образом почитались Христовы раны, увенчанная тернием голова.
Фото. Праздник Святейшего сердца Иисуса. Русинский Мир.
В 16 веке, особенно благодаря Ордену Иезуитов, культ Сердца Иисуса достигает апогея. В 1672 году Иоанн Эд отслужил с разрешения епископа первую святую Мессу о Сердце Господа Иисуса. Иоанн Эд был исповедником Маргариты Марии Алакок, которой в видении открылось желание Иисуса, чтобы люди особым образом почитали Его Сердце.
Фото. Фреска, Святейшее сердце Иисуса Христа. Русинский Мир.
Апостольская Столица в течение ста лет медлила с официальным установлением нового праздника. Первое разрешение было получено польскими епископами от Папы Климента XII в 1765 году, а в 1856 году Пий IX ввел литургическое празднование Пресвятого Сердца Иисуса как обязательное для всей Церкви. Лев XIII углубил понимание посвящения Пресвятому Сердцу, иллюстрируя взаимосвязь между его почитанием и спасением мира.
Фото. Литания Святейшему Сердцу Иисуса. Русинский Мир.
В торжество Сердца Иисуса после Причастия читается молитва, в которой выражена просьба, чтобы Сердце Иисуса, в котором мир открывает истинную природу Бога, научило нас видеть Христа в братьях. Сердце Иисуса было пронзено на кресте и стало источником Таинств Церкви. Из него истекла кровь и вода, указывающие на Крещение и Евхаристию, без которых невозможно вести праведную жизнь и общаться с Богом.
Подготовил: Михаил Иванович Куцин.
Вместе с вами, мы сделаем Русинский Мир лучше!
При копировании данного материала, либо использования в любом виде (печатном, аудио, видео) на своих ресурсах, просьба указывать источник https://rusinskiimir.ru/ , Михаила Куцина, в иных случаях будем обращаться в соответствующие инстанции (админам соц.сетей, и Суд).Фото, а такще материалы для публикации использованы из открытых источников интернет пространства.
Икона Иисуса и Его Пресвятого Сердца
Символическое изображение Святого Сердца
Праздник Святейшего Сердца Иисуса, в Католической церкви — праздник, посвящённый почитанию Святейшего Сердца Иисуса Христа. Отмечается в пятницу, на восьмой день после праздника Тела и Крови Христовых и на двенадцатый день после Дня Святой Троицы. Сердце Христово является символом любви Бога к людям; праздник Сердца Иисуса, таким образом, отражает благодарность Господу за его любовь и дарованное спасение.
Праздник появился сравнительно недавно — в XIX веке. Не вызывает сомнения, однако, что почитание Сердца Иисуса, как символа любви к людям, возникло значительно раньше, ещё в Средние века во многих монастырях были распространены молитвенные практики, посвящённые ранам Христа и Его Сердцу. В XVII веке св. Маргарита Алякок видела в своих видениях Христа, который выразил желание, чтобы Его Сердце почиталось Церковью.
Однако, это пожелание долгое время оставалось невыполненным, многие богословы сомневались в необходимости установления нового всецерковного почитания, лишь в 1856 г. папа Пий IX установил обязательное празднование торжества Пресвятого Сердца.
Самым известным храмом, посвящённым почитанию Сердца Иисуса, является Базилика Сакре-Кёр в Париже.
Дни празднования торжества Святейшего Сердца Иисуса:
- 2010: 11 июня
- 2011: 1 июля
- 2012: 15 июня
- 2013: 7 июня
- 2014: 27 июня
- 2015: 12 июня
Ссылки
- Devotion to the Sacred Heart of Jesus //Catholic Encyclopedia (англ.)