Праздник святки на руси когда

Святки начинаются 6 января в Рождественский Сочельник и длятся до Крещения 19 января.  На Руси всегда являлись главным, самым веселым зимним праздником, посвященным языческому богу Святовиту.  Две недели Святок относятся к отдыху и веселью.

Святки на Руси: история и традиции, как празднуютНевероятные факты

Святки начинаются 6 января в Рождественский Сочельник и длятся до Крещения 19 января. 

На Руси всегда являлись главным, самым веселым зимним праздником, посвященным языческому богу Святовиту. 

Две недели Святок относятся к отдыху и веселью.

Читайте также: Гадания на Святки в 2019 году: с зеркалами на суженого, на будущее. Святочные гадания

Святки на Руси история и традиции

Все двенадцать дней праздника никто не брался за работу по вечерам, опасаясь беды. Этот запрет касался абсолютно всех. Считалось, что Бог накажет того, кто продолжает работать в святки.

1.jpg

Если кто-то осмеливался шить одежду или плести лапти, то у них от гнева Божьего мог стать скот кривым, а то и вовсе слепым. А тот, кто игнорировал праздники и продолжал изготавливать предметы быта — грозил оставить скотину без приплода. Тем кто нарушал данный запрет — все деревенское сообщество выказывало сильное неодобрение.

Следующие семь святочных дней считались временем бесов — разгулом для всякой нечисти. Люди полагали, что в этот момент души тех, кто умер — возвращаются, нечистая сила начинает потехи, а ведьмы устраивают шабаш. Согласно поверьям, Бог открыл адовы врата для того, чтобы различная нечисть — бесы и черти, получили возможность отпраздновать великое Рождество.

2 разгул нечисти.jpg

Главным отличительным знаком Святок всегда были заклинания на весь год и гадания о будущем, чтобы узнать о предстоящем урожае. Цель обрядов также состояла и в общении с духами, так как искренне считалось, что благополучие в мире мертвых — для народа означало счастье в мире живых. По поверьям, нечисть проникала в мир живых. Для того, чтобы от нее защититься, люди на окнах и дверях рисовали кресты.

4.jpg

Традиционно, в самые первые дни праздника,
необходимо было посещать родных, знакомых, близких и друзей. Нужно было всем дарить подарки, так как этот ритуал — своего рода память о подношениях, которые когда-то были поднесены волхвами.

В Святки обязательно нужно было
вспомнить убогих, больных, бедных и любых нуждающихся людей. Необходимо было навещать разные приюты, детские дома и дома престарелых, а также больницы и тюрьмы.

4 посещение убогих нищих.jpg

В прошлые времена, в эти праздники тюрьмы посещали тайно переодетые в простых людей цари, для того, чтобы подать милостыню осужденным.

Верующие должны были обязательно посещать богослужения для прославления Господа, который отправил Иисуса Христа на Землю. Во время праздников каждый уважающий себя христианин обязан был отслужить в церкви хотя бы одну службу.

5 богослужение.jpg

Святки на Руси, как проходят празднования

Православные проводят один из главных обрядов праздничного периода — Святочные колядования, который включает в себя пение благостных песен — колядок, славящих Спасителя и Рождество.

6 коляда.jpg

Целью колядования считалось пожелать всем благосостояния, хорошего урожая и максимального достатка.

Из домов в дома ходили колядующие небольшими группами, как правило детвора, переодетая или ряженая в образы разных животных, кикимор или даже бесов.

6.1 ряженые дети.jpg

Ряженая детвора пела поздравительные колядки, плясала, веселила хозяев, а по окончании требовала угощения, после которых снова плясала, теперь уже в знак благодарности за полученные дары.

А каждая хорошая хозяйка считала своим прямым обязательством одарить ряженых выпечкой, конфетами и другими сладостями. Было принято считать, что от угощения и подарков колядующих напрямую зависел достаток в будущем году.

В ночь на Коляду разжигали костры, которые горели все 12 дней. С высокой горы было принято пускать вниз горящее колесо, которое символизировало уходящий год со всеми его неприятностями и невзгодами.

7 костры.jpg

В домах отгадывала загадки, пела песни и плясала ряженая молодежь, главной задачей которой являлось приманить удачу и избежать неурожая. Многие песни исполнялись под действия, которые изображали земледельческие работы.

В праздники девушки по обыкновению гадали на будущего мужа и на ожидающую их судьбу. Для этого они горстями кидали снег, и по его звуку определяли характер своего суженого. Могли определить возраст жениха, а также определяли его имя.

8 гадания.jpg

Святочные гадания проходили две недели, но самыми значимыми гаданиями считались те, которые приходились в ночь перед Рождеством и в канун Крещения.

Особое место было отведено приметам, по которым пытались определить достаток в хозяйстве и угадать погоду в течение всего предстоящего года.

Угощения на Святки

9 угощения.jpg

У православных христиан святочные угощения
считалась больше символом праздника, чем насыщением. К столам подавались пироги и разные пряники, традиционная кутья, которая по обычаю состояла из зерна и меда. В домах побогаче люди могли себе позволить приготовление кутьи с добавлением орехов и даже изюма.

На столы подавался также узвар — популярный напиток, в состав которого входили мед и сухофрукты.

Традиционно в святочные праздники
пекли блины, которые являлись символом тепла, света и Солнца. Готовили разные печенья из пресного теста, которое называлось колядками.

5.jpg

Символом благосостояния и будущего удачного урожая считался жареный поросенок, которому люди особо отдавали свое предпочтение. Подавали поросенка на столы непосредственно в Рождество. В святочные праздники также употреблялись и остальные особые деликатесы из мяса: гуси, куры, дичь и баранина.

После того, как гуляния подходили к концу, 19 января все приходили к замершим водоемам и окунались в освященный прорубь крестообразной формы, украшенный разноцветными лентами и разными формами из дерева, для того, чтобы смыть и очиститься от всех своих грехов, от которых людей освобождало великое водосвятие на Крещение Господне — символ очищения и возвращения порядка.

12 крещение.jpg

В христианской традиции есть особый праздничный период, который длится с Сочельника (с момента появления первой звезды)  до Богоявления включительно.

Этот особый период называется Святками и приурочен он к зимнему солнцестоянию.

Праздничный период, длящийся 12 дней, имеет как христианские, так и языческие традиции.

святки

Содержание:

  • Святки — что это за праздник и как его отмечают
  • История праздника Святки кратко
  • Что можно и нельзя делать на Святки
  • Какого числа Святки в 2021 году
  • Традиции и обряды на Святки по дням
    • 6 января
    • 7 января
    • 13 января
    • 14 января
    • 18 января
    • 19 января
  • Народные приметы и поверья на праздники Святки
  • Старинные святочные гадания

Святки — что это за праздник и как его отмечают

Двенадцать дней после празднования Рождества вплоть до начала Крещения называются святыми днями, поскольку они освящены особыми традициями, связанными с прославлением Христа.

В этот период люди ходят в гости к родственникам, пожилым и больным людям, дарят подарки с наилучшими пожеланиями.

К этому моменту пост уже закончен, люди готовят разнообразную еду,  накрывают праздничный стол, празднуют всей семьёй и угощают близких и друзей.

праздник

Рождественские праздники всегда начинались с обрядов колядования. Молодежь переодевалась в костюмы и обходила всю деревню с особыми рождественскими песнями.

Коляда и Овсень, персонажи славянских песен, должны были дать крестьянам богатый урожай и семейное счастье, а также изгнать из поселения злых духов. Поэтому раньше колядники старались обойти как можно больше домов, исключая те дома, где кто-либо умер.

Также люди устраивали шумные мероприятия, разводили костры, играли в различные игры. У девушек раньше в это время было принято гадать.

гадание на рождество

Согласно поверьям, злые силы бродят по земле восемь дней после рождения Иисуса Христа и пугают прохожих. Поэтому люди придумали традицию одевать страшные маски, чтобы пугать и развлекать всех, кого встретили по пути.

Ряженье — ещё одна традиция, проводимая во время Святок. Это, своего рода, развлекательные представления, во время которых люди переодевались и изменяли свой облик так, чтобы никто их не узнал. В таком виде они устраивали сцены и игры, чтобы веселить народ. Эта забава сохранилась ещё с языческих времён.

Во многих культурах зимнее солнцестояние считается началом нового астрономического года. С этого момента дни становятся длиннее, а древние люди считали, что это означает рождение Нового года.

Они думали, что в этот период вся судьба на предстоящий год определяется. Поэтому к Святкам относились с особым уважением и вниманием.

Первая неделя Святок называется святой неделей и включает в себя празднование Рождества. Вторая неделя называется «страшной».

Рождество Христово

Славянские народы считали, что злые силы особенно опасны в эту неделю. Этот период включает в себя всевозможные гадания, а также прогулки и игры на свежем воздухе.

Славяне все это время пировали до крайности, в надежде, что следующие 12 месяцев будут плодотворными. Для русских крестьян, которые круглый год трудились на полях.

Празднование становилось долгожданным перерывом от изнуряющей работы, ведь во время Святок не принято было работать, заниматься рукоделием и шитьем, заключать бракосочетание и т.д.

История праздника Святки кратко

Святки — христианский праздник, но к нему присоединились различные традиции со времен язычества. Все эти традиции унаследованны от предков.

Так, до того момента, как было принято христианство в Древней Руси, Святки назывались праздником Святовита (по славянской мифологии, это был бог войны и победы).

святки

Также бытует мнение, что это слово имеет корни от старославянского «Святки», что означает — «душа предков».

Любимое популярное развлечение этого периода — наряжаться и ходить колядовать с песнями. Коляда (древний языческий бог) символизировал начало новой жизни и обновление природы. Церковь не могла искоренить эти традиции, поэтому приняла обряд колядования, слегка изменив его: в песнях стали упоминать Иисуса и восхвалять его.

В ночь на Коляду люди зажигали огонь, устраивали пляски и песнопения, катили с горы горящее колесо. Дети ходили со звездой ручной работы (она символизировала восходящее солнце) по деревням.

Стучали в двери, поздравляли всех, пели народные праздничные песни — «колядки» и получали за это подарки.  У песен «колядок» нет авторов, так как они были сочинены народом, но они всегда добрые и искренние.

Что можно и нельзя делать на Святки

В святочные дни существуют поверья о том, что можно и нужно делать и о том, чего делать категорически не рекомендуется.

Так, не желательно на протяжении этих дней заниматься подсчётом денег (особенно, мелких), чтобы не навлечь на семью неудачи и беды. Также раньше нельзя было в Святки заниматься шитьем и вязанием.

Считалось, что это может навлечь лишние хлопоты. Наконец, многие верили, что если в этот период совершить крупную сделку либо купить что-то ценное или крупное, то нечистая сила все обязательно испортит.

шить

Разумеется, Церковь считает, что в подобные поверья не стоит верить, так как они необоснованные.

Считается хорошим признаком на протяжении Святок дарить подарки знакомым, друзьям и близким, а заодно и получать подарки. Это поможет привлечь в свою семью достаток.

Единственное, чего по мнению Церкви не стоит делать во время Святок – это проводить гадания и подобные ритуалы. Это грешное занятие, для верующих вообще неприемлемо заниматься подобными делами.

гадания на святки

Лучше вместо этого праздновать святые дни с родными и близкими, гулять и устраивать различные зимние развлечения, например, катания с горок и создание снеговиков всей семьёй.

Какого числа Святки в 2021 году

По традиции, Святки празднуются в одно время – это период с Сочельника до Богоявления. Поэтому, в 2021 году праздники приходятся на период с 6 января по 19 января (по новому стилю).

святочные гадания

Длительность Святок составляет 12 дней, то есть, весь рождественский период.

Традиции и обряды на Святки по дням

Раньше в дни Святок были определенные традиции, которые соблюдало все население от мала и до велика. Дети тоже зачастую участвовали во многих обрядах.

6 января

Этот день называется Сочельником, или Святым вечером. С самого утра люди начинают готовиться к празднику: приготавливают еду (12 блюд), приводят в порядок дом, кормят скотину (если есть), возвращают долги.

12 блюд на рождество

При этом важно, чтобы в этот день вся семья была в сборе, так как было раньше поверье, что если член семьи в Сочельник отсутствует, то весь год у него будет суматоха. Для умерших ставили блюдца с узваром и сочивом на окно.

сочиво на рождество

В вечернее время семья выходила на улицу, чтобы изучать звёзды. Если небо было звездным, то по примете весь год будет плодородным.

После того, как в небе появлялась на первая звезда, можно было садиться за стол. Начинать трапезу нужно было с сочива.

7 января

День празднования Рождества раньше был насыщен традициями: приготовление пышного стола, «посевание», выпекание калачей и изготовление различных фигурок из теста.

рождественский калач

Также в этот день раньше подбирали особую одежду: одна должна быть новой и светлой.

13 января

Этот день называют Щедрым вечером. Раньше обязательно устраивали пир, готовили праздничные блюда из мяса (в частности, из свинины) и устраивали народные гуляния – щедровки. Рекомендовалось в этот день готовить щедрую кутью и накрывать богатый стол.

12 блюд на рождество

14 января

В ночь на 14 число празднуется Старый Новый год. Принято было, чтобы мужчины с утра проводили обряд «посевания».

посевания

Хозяйки же старались избавиться от старой и ненужной одежды – сжигали её. Также женщины брали в этот день три свечи и обходили с ними дом, чтобы изгнать из дома все плохое и увести беды подальше.

18 января

«Живица-Сочельник», «Водяная Коляда», «Крещенский Сочельник» — это все относится к названиям этого дня. Основные традиции и обряды – запастись в полночь крещенской водой, приготовить голодную кутью, очиститься от грехов, нырнув в прорубь.

купание в проруби на крещение

В этот день завершаются святочные веселья и колядования. Раньше девушки в этот день гадали на замужество с помощью кутьи.

19 января

Богоявление и Крещение Господне. Этот день сохранил важную традицию – приготовление кутьи и соблюдение строгого поста. Нельзя заниматься домашними работами и нельзя с кем-либо ссориться.

Употребление алкоголя в этот день тоже под запретом. Девушки проводили активно обряд красоты: умывались в освящённой воде, чтобы весь год не было проблем с красотой и кожа оставалась чистой.

купания в душе мыться купаться

Народные приметы и поверья на праздники Святки

Существовала раньше примета, связанная с охотой во время Святок: считалось, что того, кто охотился, в ближайшем году будет ждать беда.

Пасмурная погода, метель и сильный снегопад на Крещение – знак, что урожай будет хорошим и плодородным. Если же погода в Крещение ясная, то хорошего урожая можно не ждать.

Святая вода на Крещение

Если каша на Старый Новый год получилась особенно вкусной, то считалось, что в семье будет удача и благополучие.

Звёздное небо с 13 на 14 число знаменовало предстоящий богатый год.

Старинные святочные гадания

В это странное время завеса между миром людей и миром сверхъестественного становится тоньше, а магия усиливается. Поэтому раньше во время Святок были распространены всевозможные гадания.

Обычно это делали девушки, которые пытались узнать о своем суженом. Существовало много способов узнать будущее: по воску, яблокам, карточкам, глядя в зеркало.

Молодые девушки собирались ночью в бане и снимали крестик, чтобы узнать, за кого они выйдут замуж и как скоро. Ясной ночью можно было сделать и такой ритуал: взять зеркало и повернуть его к небу так, чтобы оно отражало луну.

святки гадания

Далее нужно пристально смотреть на него, пока изображение не начнет размываться и размножаться. Количество маленьких лун в зеркале показывало, насколько большой будет семья.

Раньше часто предсказывали будущее с помощью свечного воска и чаши с водой. По каплям воска определяли будущее.

Основные гадания можно было разделить на три группы: гадания на урожай, на семью и на любовь.

святочные гадания

Во времена Святок любовные ритуалы были самым популярным способом развлечения для многих юношей и девушек. Несмотря на то, что Церковь не одобряла (и до сих пор не одобряет) подобные действия.

Молодые люди все равно гадали всеми возможными способами. И сегодня некоторые тоже гадают на Святки, так как уверены, что в этот период можно получить ответ на любой вопрос.

В христианской традиции с 6 по 19 января проходят зимние Святки. Дни от Сочельника (с момента появления первой звезды) до начала Крещения считаются святыми и связаны с прославлением Христа. Рождественские Святки также приурочены к зимнему солнцестоянию, этот удивительный праздник сочетает в себе как православные, так и языческие традиции. 

В материале РЕН ТВ расскажем об истории и значении праздника, а также о народных приметах и святочных гаданиях.

Святки – что это за праздник?

Святки – особый праздник для всех православных верующих. Его отмечают, начиная с Рождественского Сочельника до наступления Крещения Господня и Богоявления. Эти две праздничные недели – время для радости, веселья и отдыха. На период Святок приходятся три важных церковных даты: Сочельник – 6 января, Рождество – 7 января и Крещение Господне – 19 января. 

История и значение Святок

Святки считаются православным праздником, однако, в нем удивительным образом сочетаются христианские и языческие традиции. В древней Руси Святки называли праздником Святовита – славянского бога войны и победы. Есть мнение, что на Руси это слово имело особое значение – «душа предков».

Первое упоминание о Святках встречается в трудах христианского богослова Ефрема Сирина, умершего в 373 году. А в 567 году церковь официально объявила следующие 12 дней от Рождества Христова праздничными. В это время принято славить Рождество и Господа, пославшего людям Спасителя. Во всем мире верующие посещают богослужения, раздают подаяния нуждающимся и дарят подарки детям.

Фото: © Известия/Александр Полегенько

Традиции и обряды в дни Святок

Главная традиция, пришедшая к нам из язычества, – святочные колядования. Древний славянский бог Коляда олицетворял начало новой жизни и обновление природы. С приходом православия в колядках стали упоминать Иисуса Христа и восхвалять его. В ночь на Коляду на Руси устраивали шумные пляски, пели песни, разжигали костры и катили с горы горящее колесо. Дети и взрослые, наряженные в костюмы медведя, кикиморы или бродяги, ходили из одной избы в другую, пели праздничные колядки и требовали угощений.

В период Святок дома украшали свечами, их свет символизировал самого Христа. Крестьяне раскладывали по полу солому, а в красный угол избы ставили сноп. Если во дворе росли фруктовые деревья, их обвязывали праздничными ленточками. Славяне верили, что эти нехитрые обряды принесут в дом счастье и достаток.

В пору Святок было принято гадать на любовь, урожай, семью и будущее. В древности этим занимались языческие жрецы, а со временем гадание стало, в основном, девичьей забавой.

Фото: © РИА Новости/Александр Кондратюк

Первый день святок 6 января – рождественский Сочельник

6 января называют Святым вечером или Сочельником. На Руси к празднику готовились с самого утра: приводили в порядок дом, готовили ужин из 12 блюд и возвращали долги. Как только на небе появлялась первая звезда, славяне приступали к трапезе. Во время застолья в сборе непременно должна быть вся семья. В древности считалось, что если кто-то из семьи отсутствует в Сочельник, то весь год у него будет сложным. Не забывали славяне и об умерших родственниках. Для них на окно ставили блюдца с сочивом и узваром.

Второй день Святок – Рождество

В православной традиции Рождество – один из самых значимых и светлых праздников. Все верующие 7 января посещали храмы и славили Христа. Придя домой, православные готовили пышный стол, пекли калачи и фигурки из теста. А встречали Рождество непременно в светлой и новой одежде.

13 января – Щедрый вечер

Этот день Святок называли Щедрым вечером. Христиане устраивали пышное застолье, готовили праздничные блюда из мяса и звали много гостей. Народные гуляния, проходящие 13 января, назывались щедровки.

Традиции 14 января

В ночь на 14 января, по традиции, празднуют Старый Новый год. На Руси в этот день старались избавиться от всего старого: ненужную одежду и другие вещи сжигали. А еще существовал специальный обряд: женщины брали три свечи и обходили с ними дом, чтобы прогнать все плохое и увести беды прочь.

Фото: © РИА Новости/Виталий Тимкив

Традиции 18 января

Славяне называли этот день Живица-Сочельник, Крещенский Сочельник или Водяная Коляда. Православные верующие запасались крещенской водой и купались в проруби, чтобы очиститься от грехов и болезней.

Девушки 18 января готовили специальную кутью и гадали на ней на замужество. Также в этот день заканчивались колядования и святочные гуляния.

19 января – Крещение Господне

В христианской традиции 19 января отмечают Богоявление и Крещение Господне. В этот день верующие готовят кутью и соблюдают строгий пост. Считается, что в праздник нужно избегать споров и ссор, а также отказаться от домашних дел и тяжелой работы. Алкоголь 19 января тоже под строгим запретом.

На Крещение девушки проводили обряд красоты: умывались освященной водой, чтобы кожа была молодой и чистой.

Народные приметы на Святки

С древних времен народ замечал на Святки разные приметы, которые передавались из поколения в поколение. Например, славяне верили, что если небо в ночь на 14 января будет звездным, то год будет богатым. Пасмурная погода и сильный снегопад на Крещение предвещали хороший урожай и плодородие.

Также на Руси существовала примета, связанная с охотой. Делать это в период Святок было очень нежелательно. Считалось, что такого охотника весь год будут преследовать беды и мелкие неудачи.

Фото: © РИА Новости/РИА Новости/

Святочные гадания

В православном мире гадание всегда считалось грехом. Несмотря на это, люди не оставляли попыток приоткрыть завесу будущего. На Святки молодые девушки гадали на любовь по воску, яблокам и зеркалу. Подруги собирались ночью, зажигали свечи и брали небольшое зеркало. Его поворачивали к небу так, чтобы отражалась луна. Нужно было смотреть в зеркало, не отрываясь, пока изображение не начинало размываться. По количеству маленьких лун в зеркале можно было определить, насколько большая будет семья.

Также будущее предсказывали с помощью чаши с водой и свечного воска. По застывшим каплям определяли судьбу. Святочные гадания длились две недели, но самым удачным временем считались ночь перед Рождеством и канун Крещения.

Святками на Руси именуется светоносный период православного календаря от праздника Рожества Христова 7 января (25 декабря ст. ст.) до торжества Крещения Господня 19 января (6 января ст. ст.). Святки — простонародное слово, которому в церковных определениях соответствует понятие Святые дни. В этот период православный народ, окончив Рождественский пост, веселится и ликует о явлении в мир Христа. На Руси святочное время проходило шумно и весело. Грустить и отсиживаться дома в Святые дни считалось грехом. Самым популярным занятием в это время были колядки, то есть народное прославление Рожества. Радостные ватаги ребятишек перекатывались от дома к дому, воспевая вифлеемского Богомладенца и получая за это от хозяев домов вознаграждение в виде мелких монет и различных сладостей. Взрослые устраивали весёлые гонки на санях с запряженными в них лошадьми. Повсюду можно было видеть стремительное перемещение празднично одетого люда, шедшего на народные гуляния или в гости. Ребята лепили снежных баб, катались с гор на санках, устраивали весёлые снежные побоища с ледяными крепостями. Повсеместно в Российской империи царила атмосфера благочестивого и обильного празднества. Русский историк и этнограф второй половины XIX века, исследователь славянских древностей, знаток русского народного быта Михаил Забылин собрал уникальные материалы о русском образе жизни, его обычаях и традициях в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». О том, как праздновали Святки наши предки, читайте в этом материале.

***

Святки, святые вечера, — так обыкновенно называются в России, да и не в одном нашем отечестве, а и за границей, дни празднества, веселья и дни священного торжества Рождества Христова, начинавшегося с 25 декабря (7 января по новому стилю — прим. ред.) и оканчивавшегося обыкновенно 5 (18 по новому стилю — прим. ред.) января следующего года. Это торжество соответствовало священным ночам у немцев (Weihnaechen). По другим наречиям, «святки» (swiatki) означают праздники.

В Малороссии, в Польше, в Белоруссии многие праздники известны под именем Святок (swiatki), как, например, Зелёные святки, то есть Троицкая неделя. Поэтому профессор Снегирев заключает, что можно извлечь, как самое название, так и большая часть народных игрищ перешла на север с юга и запада России. Если мы начали со Святок, то потому именно, что нет ни одного празднования на Руси, которое бы сопровождалось таким богатым выбором обычаев, обрядов, примет и прочего, как так называемые Святки. На Святках мы встречаем или видим странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира.

Бесспорно, что к обрядам языческим, а не иначе, принадлежат гадание, игры, наряды и прочее, которые выражают свою изобретательную сторону торжества, совершенно не имеющую ничего общего с христианскими целями и настроением духа, и — славление, то есть хождение детей, а иногда и взрослых со звездою, подчас с рацею, вертепом и тому подобными предметами. Между тем как самое слово «святки» представляете понятие о значении святости дней по причине отрадного для христиан события. Но в древности, с незапамятных времен язычества, вошли обычаи и обряды в эти торжественные дни, и мы одолжены тому, что и в настоящее время эти обычаи не искореняются, а существуют, хотя и в разных видах и формах, более или менее изменёнными.

В Белоруссии и в Малороссии Святки называют Колядою, Каледою; название сходствует с римскими Kalendae от греческого глагола μa λειν — «сзывать», также от санскритского kala. Кормчая книга говорит, что святки, праздники приняты от эллинов (греков); то же подтверждение коляд от эллинов видим в 62 правиле «Стоглава» (Стоглав, или Стоглавый собор — церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, заседавший в Москве в январе — феврале 1551 г. — прим. ред.). Впрочем, профессор Снегирев свидетельствует, что святые отцы, говоря об эллинах, имели в виду безразлично языческие народы, в противоположность православным грекам и иудеям.

История говорит, что обычай этот существовал в Римской империи, Египте, у греков и у индийцев. Так, например, египетские жрецы, празднуя восстание Осириса или новый год и вместе с тем надев на себя личины и костюмы, соответствующие божествам, ходили по улицам города. Барельефы и иероглифы в Мемфисе и Фивах указывают, что такие маскарады совершались в новолуние и считались священным обрядом. Точно тому же подобные обряды совершались у персов в день рождения Митры, у индийцев — Перун-Монгол и Угады. У римлян эти праздники назывались «днями Солнца».

Напрасно Константин Великий, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст восставали против святочных волхований и безумных игр (календ), — обычаи гадать и наряжаться все-таки остались, хотя в форме довольно измененной. Даже сам Император Петр I по возвращении из путешествия в Россию наряжал Зотова папою, а других своих любимцев кардиналами, дьяконами и церемониймейстерами, и в сопровождении хора певчих о святках ходил с ними к боярам по домам славить. В книге Кормчей, на основании XXII главы стиха 5 Второзакония, упомянутые переряживания воспрещаются. Известно, что Моисей, как законодатель, истребитель язычества и его обрядов в избранном народе, воспрещая поклонение идолам, воспретил и переряживание, как то делали жрецы египетские.

Валсамон, патриарх XII века, говорит, что, несмотря на запрещение Церкви, на Западе продолжалось наряжение в шутовское платье, в сатиров, комедиантов, скотов, кумиров и чудовища; кроме того, представляли рождение Сына Божия, явление ангелов пастырям, обрезание, звезду, трех царей и тому подобное, что потом перешло и в Россию. Константин Багрянородный упоминает о Готских играх, которые совершались при дворе в присутствии императора о Рождестве Христове. Это были ряженые в вывороченных тулупах или шубах, или в масках, или с раскрашенными лицами, которые вертелись, бегали или, наконец, аккомпанировали под музыку. Название игр «Готских» они получили потому, что греки наряжались по-готски, когда приходили к императору и получали подарки за пропетое ими государю многолетие и рождественский кондак. Близко будет к истине, если скажем, что во время сношения России с византийским двором святочные обычаи, как и многие прочие, перешли в Россию, так как, по словам профессора Снегирева, много славяноруссов в качестве телохранителей находились при дворе византийских императоров.

Г.Н. Горелов. Ряженые в деревне

Г.Н. Горелов. Ряженые в деревне

У скандинавов Святки были известны под именем Иольского и Юльского праздника (Iuul, Ioel) как важнейшего и продолжительнейшего из всех. Этот праздник отправлялся в честь Тора в Норвегии зимою, а в Дании в честь Одина для благословенной жатвы и скорого возврата солнца. Начало праздника обыкновенно наступало в полночь 4 января, и продолжался целых три недели. Первые три дня были посвящены благотворениям и торжеству, последние затем дни были проводимы в веселье и пиршествах. Название Iuul происходит от Hjul, по-русски — колесо, потому что тогда год поворачивался колесом. Древность этого скандинавского праздника доказывается тем, что о нем рассказывал еще в VI веке Прокопий, византийский летописец.

У древних англосаксов должайшая и мрачнейшая ночь предшествовала дню рождения Фрейера или Солнца, называлась Материнскою ночью, так как эта ночь почиталась матерью солнца или солнечного года. В это время, по верованию северных народов, являлся дух Юлеветтен в образе черноликого юноши с женской повязкой на голове, закутанного в черный длинный плащ. В таком виде является будто бы он ночью в домы, как у русских о Святках суженый-ряженый, и принимает подарки. Это верование ныне на всем севере превратилось в забаву, уже лишенное всякого суеверного смысла. Та же роль представлена на германском севере Филии. На Иольском празднике был в честь Фрейера убиваем вепрь в присутствии короля, как священное животное. Над этим животным, положив руки, клялись королю в верности. По окончании жертвы все предавались веселью, которое состояло в питие, яствах, плясках и разных играх. Эти Иольские праздники продолжались по нескольку дней. Остатки этого празднества остались еще кое-где на скандинавском севере, к которому присоединились гадания, приметы, суеверия и пр. В это время употребительна свинина и пироги в форме свиней.

В Англии за несколько дней до праздника Рождества Христова начинаются в большей части городов ночное пение и музыка по улицам. В Голландии восемь ночей перед праздником и восемь после праздника ночей страж после возвещения утра прибавляет смешную песню, содержание которой — совет во время праздников есть кашу с изюмом и прибавлять в нее сахарного сиропа, чтобы она была слаще. Вообще рождественские праздники, несмотря на холодное зимнее время года, дышат весельем, как и канун Рождества. Впрочем, сочельник в России менее весел как день постный, как день приготовления и встречи к празднику. У простого народа всегда найдется бездна смешных преданий по случаю этого дня, и ночь перед Рождеством бывает свидетельницей множества суеверных наблюдений. В целой Англии существует поверье, что будто бы если войти в хлев ровно в полночь, то найдешь весь скот на коленях. Многие убеждены, что в сочельник все пчелы поют в ульях, приветствуя день торжества. Это поверье распространено по всей католической и протестантской Европе. Вечером женщины ни за что не оставят кудели на прялках, чтобы черт не вздумал вместо них сесть за работу. Молодые девушки дают этому другое толкование: они говорят, что, если не допрясть кудели накануне Рождества, прялка придет за ними в церковь при венчании и мужья их подумают, что они Бог весть какие лентяйки. В этом убеждении девушки недопряженную кудель солят с целью сохранить ее от проделок черта. Если нитки останутся на мотовиле, их не снимают, как обыкновенно, а разрезывают. В Шотландии домашний скот в праздник Р. Х. кормят последнею горстью сжатого хлеба с целью предохранить его от болезни.

В Англии в старину был обычай подавать в Рождество к столу кабанью голову в уксусе с лимоном во рту. Причем была пета песня, приличная торжеству. Есть приметы довольно оригинальные: например, в Шотландии и по сие время многие из простого народа верят, что кто первый отворит дверь в праздник Рождества, тот будет счастлив во весь следующий год, потому что он впустил Юля. Для этого языческого божества иные и по сию пору накрывают прибор и ставят хлеб с сыром и какой-нибудь напиток, как это делали восточные народы, и притом каждый гость должен отведать этой жертвы, а если забудет и уйдет, то это считается дурной приметой в Шотландии. Там же в Рождество, в Новый год, в первый январский понедельник и 3 мая суеверные люди в Шотландии ни за что не дадут угольев соседям, опасаясь колдовства и прочего вреда, как тому верили и римляне.

В западных областях Англии оказывают честь яблоням, чтобы они на будущий год были плодородны. В некоторых местах обыватели совершают ходы по плодовым садам и кланяются каждому дереву, произнося род заклинания или заговора. После того орошают дерево яблочным соком или разбивают об него кубок с яблочным напитком — все это делается в честь и желание будущего урожая. Также к Рождественской ночи делают особенные свечки такой толщины, что они горят с вечера накануне праздника до исхода следующего дня, и, если погаснут прежде, это предзнаменует несчастье в семействе. В северной Шотландии лавочники дарят своим покупателям Юлевые свечи, которые суеверные шотландцы и строгие исполнители всяких примет зажигают и дают им сгореть дотла или же, дав некоторое время гореть, гасят и огарки сохраняют как талисманы. Там же есть так называемый Taghairm — ночное гулянье на воловьей коже, очень сходное с русскими (будет сказано).

В Англии в Святки также сохранилось множество суеверий. Все их перечислять не стоит, но мы ограничимся несколькими из них; так, например, кто-нибудь встает ранее прочих в семействе и готовит завтрак, который все семейство и ест, сидя в постели, не вставая. Завтрак этот — пирожки с яйцами, считая по одному на каждого, и чей пирог развалится во время печения, тому не дожить до будущего праздника. Накануне Рождества кладут в огонь одно из толстых поленьев, которое должно гореть во весь следующий день, а если можно и далее, для чего, конечно, стараются применить медленное горение. Употребляют для этого головню, если можно, оставшуюся с прошлого года. Пока рождественское полено не потухнет, всей домашней прислуге дают к столу пиво.

29 декабря, когда празднуется память избиения младенцев Царем Иродом, в старину обыкновенно детей будили плетью, чтобы таким путем укрепить в памяти детей такое кровопролитное событие; самый день, в который приходился этот праздник, считался черным. В Германии во время так называемых священных ночей, по-нашему святых вечеров, или Святок, гадают, устраивают для детей елку, всяким способом стараются узнать будущность в течение года и верят, что накануне Рождества Христова скоты говорят. В недалекое от нас время представляли историю рождения Исуса Христа в лицах. Кроме того, что уже сказано сейчас и укрепилось в нашей России, в Саксонии, в деревне Шолбеке, по свидетельству Кранца, мужчины всех возрастов с женщинами проводили повечерие Рождества Христова на погосте Св. Магна в бесчинных плясках и неблагопристойных песнях, по крайней мере, таких песнях, которые не свойственны такому высокоторжественному дню.
 

Коляда

Декабря 24 русские язычники славили Коляду, о которой уже мы ранее говорили. По словам нашего знаменитого историка Н.М. Карамзина, Коляда был бог пиршеств и мира, и хотя по созвучию можно производить Коляду от римских коленд и других, но римские  праздники этого названия были празднуемы во всех месяцах.

А если находят, что наш рождественский праздник был сходствен с Янусовым, то причиной тому было, вероятно, не что иное, как влияние римского владычества над славянскими народами. Причём, конечно, каждый народ, усваивая и принимая чуждые понятия и верования, всегда ищет в них внешнего или внутреннего сходства со своими коренными понятиями и верованиями.

Значение слова Коляды у разных народов различно: у виндийцев Kolе́da (коледа) почитается за божество празднеств и так же называются некоторые церковные обряды, a koledowati (колодовати) означает хождение детей по разным домам с песнями и плясками. У чехов, болгар и сербов Kolе́da, а также wanoёnj pisniе́ky значит свя́точная песнь, choditi ро Kolе́de (ходить по коледу) значит поздравлять с Новым годом и за это получать подарки от каждого, кто что может дать. Коледа у словаков означает благословение домов, которое у них бывает около праздника трёх царей, a koledowat — «благословлять» дома. Богемская История объясняет Коледу набожным обычаем хождения священнослужителей по домам с крестом и мощами о Рождестве Христовом, который был утверждён чешским князем Бретиславом в XI веке после изгнания колдунов и оборотней из пределов своего княжества.

Босняки, кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год. Тогда в римско-католических церквах раздавались народу сделанные из теста ясли, пелёнки и другие принадлежности к месту рождения Исуса Христа, что называлось Колендами. Римское духовенство, по свидетельству Боэция, именовалось от ColendoColedei и Coldei — Богочтецы, то есть ублажавшие Бога песнопением. Знаменитый переводчик Гомера, Гнедич, производит Коледу от греч. χόλαδεις (кишки) колбасы, которой кольцо выпрашивали себе колядовщики в Малороссии. Наконец, от слова «колядование» произошло слово «колдование».

Коляда не упоминается у Нестора как божество в числе богов Владимировых; но св. Димитрий Туптала (митрополит Ростовский) в своей Четьи-Минеи упоминает о Коляде как о шестом боге, боге празднеств. Но, скорее всего, это — не божество, а праздник, который олицетворяют сказания и народные песни. Коляда в Южной и Западной Руси, собственно, канун праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке России под именем Авсеня, или Таусеня, а у литовцев известен под именем вечера колодок, или Блоккова, в который почти везде в славянском мире готовится из зернового хлеба каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индийский Перун-Монгол и Угады, во время приготовления которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году.

К. Трутовский. Колядки в Малороссии, 1864 г.

К. Трутовский. Колядки в Малороссии, 1864 г.

Считают две коледы: Васильевская, накануне Нового года, и крещенская, накануне Крещения или водокрещей. Первая — богатая, а вторая — бедная или постная. В Малороссии коледою называется хождение с вертепом и звездою, сделанной из бумаги, и пенье виноградья известно под именем Коледы. Даже в Москве и в Петербурге до сих пор существует обычай славления ребятишками Рождества Христова целыми группами под предводительством старшего, несущего звезду с фонариком; после каждого славления притом поется в доме молитва, говорится: «С праздником хозяина поздравляем, здравия вам желаем» и прочее. Иногда нечто в более шутливом тоне. Ныне в столицах обычай этот выводится, но было время, когда не принять так называемых христославов считалось за грех для домовладыки и оскорбление для христославов.

Профессор Снегирев говорит, что под Москвою был обычай назвать сочельник «коледою» и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли такой обычай и по сей час — не знаем. Есть предположение, что как празднование Коледы, так и ее имени перешло из Новгорода в Костромскую и другие великороссийские губернии в XV и XVI веках, чему свидетельствует старинная песня, которую в некоторых местностях поют о святках так: «Шла Коледа из Ново-города…» и проч. У румын Святки называются Керечуном, у Карпата-Россов — канун Рождества, то есть наш сочельник, а коледование — за празднование. При этом же названием Керечуна у русских назывался рождественский пост или филипповки, такое название поста Карамзин объясняет короткостью дней зимних. Однако же, по замечанию профессора Снегирева, Карачун сходствует с сербским «карачити», то есть ходить, и с русским словом «корчить» что-либо или кого, кривляться. Потом еще есть догадка, неразрешенная, однако ж, ничем, — не имеет ли слово «корачун» какого-нибудь сходства с упоминаемым в Стоглаве чародеянии над корчагами.

В Великороссии Святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжением в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовых надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в Средние века было мнение, будто в продолжение 8 дней после Рождества Христова дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске, рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных. Переряженные, или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов, и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что они своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которые их носят. Но так как маски, по объяснению Нантского собора, — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня.

В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряжеными по городу в те дома, где выставляемы были зажженные свечи на окнах, и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками. В Тихвине о Святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку, сидели окрутники. Те же окрутники и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане бывали в костюмах и масках. В Тихвине ряженые назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями. Во время поезда они пели, играли на разных инструментах и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане потчевали этих ряженых вином и кушаньем.

Иван Федотов. Ряженые

Иван Федотов. Ряженые

В Новгородской и Вологодской губерниях Святки до сих пор называются кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби — кудесники и кобники, которые гадали и, вероятно, кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы. В Троице Псковской губернии Святки слывут «субботками». Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедных вдов, которые делают к тому нужные приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свечей. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин. Девушки, как богатые, так и бедные, непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашенных, тогда ворота, до сих пор запертые, отворяются, и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые исстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которые потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не допускаются. Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный со своими опричниками маскировался, подобно скоморохам, и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины. Петр I любил святочные игрища, в которых сам принимал участие, как было выше нами замечено. В его время святочные игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где царевны святочничали с верховными сенными девушками и боярынями. 
 

Гадание

В состав святочных обрядов входит гадание, где по каким-либо особенным знакам, искусственным или естественным, стараются предузнать человеческий жребий, свое будущее. В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения; но когда язычники стали переходить в христианство, то гадание стало преследоваться под видом ворожбы, и если гадание и осталось в народе как сила привычки по праву давности, то как народная забава самое слово «гадание» сродно с еврейским словом Гад, Gad – так называлась богиня счастья, а по другим, от санскритского Gad – исследовать, по третьим – Gadam – испытывать. Самое же гадание в древности было служение богине Гаде (фортуне, богине счастья). Основываясь более на случайных, но естественных явлениях или знаках, открывали тайну, то есть что-нибудь угадывали. Ворожбою называлось действие сверхъестественных враждебных сил ко вреду одних или к пользе других, почему волхование, по толкованию Стоглава, называлось бесовским служением и имело одно и то же значение, что и колдовство, колдование, которым, по сказанию, занимались халдейские и другие волхвы.

Способы гадания бывают естественные или искусственные, какие встречаются не только у восточных народов, но у греков, римлян и славян. Святочными гаданиями вообще занимаются вечером или ночью.

К.Е. Маковский. Святочные гадания, 1890-ые гг.

К.Е. Маковский. Святочные гадания, 1890-ые гг.

Святочные вертепы и звезды

Мы уже упоминали о бумажной звезде, с которой маленькие мальчики ходят на Рождестве славить Христа.

Н. Пимоненко. Колядки, 1880-е гг.

Н. Пимоненко. Колядки, 1880-е гг.

В Сибири также ходили с вертепом, о котором в наше время мало кто говорит. Это был ящик о двух ярусах; в нем представляли разными деревянными фигурами сцены, относящиеся к Рождеству Христову: явление ангелов, поклонение волхвов, бегство в Египет. В верхнем ярусе вертепа представлялась смерть Ирода, а в нижнем — пляски. При этом дьячок зажигал свечи, которыми освещалась внутренность вертепа, а трапезник гасил их. У одного за плечами был кузов, у другого в руках тарелка, в которую клали деньги. С вертепом хаживали мальчики, иногда в сопровождении гудочника или скрипача.
 

Славление наших царей

Хотя в России не было западного праздника «путешествие трех царей», но со времен царя Алексея Михайловича было введено ходить государям о Святках славить даже к своим подданным. Славление это начиналось с полудня праздника следующим образом: процессии предшествуют двое чиновников с барабанами в руках и ударяют в них палочками, обернутыми сукном. За ними следует царь со всем клиром и с толпою князей и бояр. Они едут на санях и посещают знатнейших придворных вельмож. По вступлении в дом к кому-либо поют: «Тебе Бога хвалим» и поздравляют с Новым годом. Потом хозяин подносит царю подарок деньгами и угощает его со свитою. После угощения они отправляются к другому вельможе. То же говорит Броун в своем путешествии по России в 1649 году. «Московские Государи посещают знатнейших своих подданных и чужестранцев пред праздником Богоявления. В таком случае их угощают, и это называется славлением. Царь ходит, сопровождаемый князьями, боярами и другими царедворцами. Эта церемония началась с 1702 г. января 3. Первого Бранса царь Петр I посетил в 9 часов утра; с ним проехало около 300 человек на санях и верхом. Столы покрыты были различными лакомствами, сперва подавали холодные, а потом горячие кушанья. Веселость была непринужденная, и напитки лились щедрою рукой. Около 3 часов Его Величество со всем своим двором отправился к Лупсу, где было такое же угощение, потом в другие, наконец, вся его свита поехала отдыхать в домы, нарочно для этого построенные». Из современных записок видно, что наказываемы были те кнутом и батогами, которые уклонялись от славления. У Желябужского в летопись внесено, что Григорий Камынин бит плетьми за то, что, быв записан в славленье, да не ездил. При императрице Елизавете Петровне на Руси о Рождестве Христове давалось придворным певчим дача (жалование) под названием славленного. Петр I с 1 января 1700 г. установил праздновать новолетие по европейскому обычаю, велел украшать дома зелеными ветками, освещать улицы и т. п. Но это был уже гражданский праздник.

Л. Соломаткин. Славильщики-городовые

Л. Соломаткин. Славильщики-городовые

Несколько слов о Васильевом вечере

Васильев вечер, канун Нового года, слившийся вместе со Святками или каледою в наше время, в прежнее время именовался то богатым вечером, то авсенем, то овсенем, то таусеном, то усеном, то иногда говсенем или бауценем в губерниях Рязанской, Симбирской, Владимирской, Нижегородской и отчасти в Пензенской, а в некоторых губерниях каледой и таусенем, так как эти два праздника ныне безразлично сливаются в одни Святки. Под влиянием христианства если народ забывал своих главных богов, то припоминал своих второстепенных, и особенно те мифы физические, которые имели предметом олицетворенные явления и силы естества или символы житейских потребностей, сюда относят Авсеня или Таусеня как божество. Если у нас год начинался с марта, то понятно, что Авсень было божество, покровительствовавшее первым весенним посевам, сравнивая с нем. словом awsten — посев или со словом avena (лат.) — овес, со слов. owsen — овес. Но как Петр I изменил наше древнее счисление и предписал считать начало года с 1 января, то празднование Авсеня перешло на Васильев вечер. Однако же темные предания об Авсене бессознательно сохранились в народе, что можно заключить уже из того, что деревенские славильщики, ходя по избам своих односельчан с песнями, при входе в каждый дом бросают на пол по нескольку хлебных зерен; и эти зерна собираются старухами и хозяйками дома и сберегаются до весеннего посева. Может быть, овсень происходит от выражения «О весне».

———————————

Источник: М. Забылин. «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия».

Святки

Святки – это славянский народный праздник, который приходится на зимний период. Святочная неделя у православных христиан длится с 7 января по 19 января, начиная с Рождества Христова до Крещения Господня. Католический праздник приходится на период с 25 декабря до 6 января.

Содержание:

  • История
  • Традиции и обычаи
  • Празднование

История

Отмечать это событие начали еще в древние времена. В VI веке имелось писание, гласящее о праздничных днях, когда не полагается справлять венчание и класть поклоны. В 567 году Второе Туронское собрание отмечает году дни от Рождества Христова до Богоявления праздничными.

В Римской империи нередко нарушался негласный закон о колядовании и гаданиях в этот период, не смотря на правила Вселенского собора. На Руси существовал даже закон, запрещающий старинные идолопоклоннические придания, разнообразные суеверные игрища и переодевание в наряды кумиров для подражания. Также на Руси во время Святок запрещалось устраивать грандиозные гулянья с песнями и плясками.

Традиции и обычаи

Не смотря на закон, люди праздновали Святки по-своему. В первый день праздника было принято навещать близких и родных, а также оказывать внимание бедным, обделенным и нищим. Многие семьи на Руси помогали обездоленным, подкармливая их. Посещали и детские дома, приюты, больницы. Даже цари, переодевшись в простолюдинов, навещали заключенных в тюрьмах и подавали милостыню на улице просящим.

Существовала традиция дарить подарки, пришедшая из язычества — она перекликалась с подношением даров Богам. Люди дарили подарки знакомым и друзьям, начиная от копеечных сувениров и заканчивая дорогостоящими презентами.

Ключевым моментом в праздновании Святок считалась семейная трапеза. Женщины вставали спозаранку, чтобы приготовить на стол и убраться в доме. Готовили различные кушанья: кутью, сладкие блины, печенье с орехами, сбитень, маковник, овсяный кисель. Стол накрывали на всех присутствующих, добавляя дополнительные приборы для умерших в прошедшем году родственников.

Завершением Святок была подготовка к Крещению. Рослые мужчины со всей деревне собирались вместе и отправлялись на водоемы. Они прорубали прорубь для предстоящего омовения. Обычно этим занимались в последние два дня Святок.

Празднование

гадания на святки

Неизменным атрибутом Святок были гадания, когда собирались молодые девушки и узнавали свое будущее. Ритуалы были различные, в каждой деревеньке существовали свои правила гадания и собственные атрибуты, необходимые для проведения ритуала. Гадали в основном на женихов, желая узнать имя суженного, его возраст или внешность. Иногда гадали на дату замужества и число детей. Взрослые ограничивались приметами, по которым пытались определить достаток в семье в новом году.

колядки

Обязательным элементом были и колядки, где резвилась молодежь. Парни и девушки наряжались в новую одежду, которую предварительно мастерили перед праздником. Днем ходили по улицам, горланя песни-колядки или исполняя церковные песнопения. Заглядывали и в соседние дома, где за исполненные песни получали угощения от гостеприимных хозяев. Во время Святок на Руси ходило поверье, что от подарков колядующим напрямую зависит благополучие семьи в наступившем году. Поэтому хозяева не скупились на угощения незваным гостям: давали сладости, домашние пироги, печенье, выпечку. С наступлением ночи организовывали посиделки, где рассказывали друг другу истории, играли на балалайке или гармони.

народные забавы

Были и другие развлечения во время Святок, например, переодевания. Женщины шили красивые сарафаны, мужчины подготавливали форму солдатов, начищали ботинки. В Рождественскую ночь начиналось великое переодевание – мужчины облачались в женскую одежду, а девушки в форму. Действо было актуально для поездки в соседние деревни, где можно было одурачить простоватых парней или завлечь романтичных особ. Зачастую девушкам в военной форме удавалось соблазнить доверчивых барышень из соседнего села и даже уговорить выйти замуж. Шутки заканчивались на следующий день, однако целый год молодёжь потом вспоминала свои достижения и успехи в переодевании во время Святок.

Одинокие женщины частенько сдавали свои избы для молодых парней и барышень, которые желают весело провести время во время гуляний. Чтобы подростки не беспредельничали, в такие домишки подсылали пожилых людей, задачей которых было следить за порядком. Но молодежь изворачивались, поила старших и устраивала веселье на полную, с песнями и плясками до утра.

народные гулянья

Церковь никогда не одобряла подобные забавы, но запрещать было бесполезно. Она боролась с излишним весельем, напоминая о смирении в период между Рождеством Христовым и Крещением, но полностью искоренить народные гулянья не смогла.

Однако были и “хорошие” традиции – пост и субботники. Пост проходил в самом начале Святок, тогда было принято молиться всей семьей и готовить кутью, зерновую кашу, в качестве основного постного блюда для трапезы, зерно которой символизирует вечность. Субботники — это обычные смотрины для незамужних девушек и свободных юношей. Все, не обремененные браком молодые люди, собирались в одной избе. Там многие знакомились, заводили отношения и даже женились, после субботника.

Святым временем называли в Древней Руси святки. Шумные радостные многодневные гуляния на Рождество Христово условно делились на две части. Русские люди устраивали святые вечера с гаданием и веселыми колядками по дням с 7 по 14 января, которые являлись продолжением новогодних праздников. В оставшиеся дни до Крещения православные верующие продолжали веселиться, но их останавливали так называемые «страшные вечера», которые считались временем разгула злых сил.

Содержание статьи

  1. Что такое колядки и святки
  2. Зимние Святки 2023. Когда начинаются и заканчиваются
  3. История праздника. Как праздновали святки на Руси
  4. Обряды, христианские традиции и обычаи
  5. Приметы
  6. Картинки и поздравления со Святками
  7. Вопросы и ответы

Что такое колядки и святки

Если поискать в словарях значение слова «святки», то можно найти такое определение: они означают праздничные январские дни и происходят от слов «святой» и «святить». В гуляньях или колядках в ночь перед Рождеством участвуют чаще всего молодые люди, которые надевают нарядные красочные костюмы и ходят по домам. Колядующие поют веселые песни под окнами соседей и просят вкусное угощение или пару монеток.

Говорят, что в старинные времена, если ряженых не вознаграждали за их труд, они могли навредить хозяевам жилища.

Из года в год зимние святки проходят в одно и то же время. И 2023 не станет годом исключением: праздник начнется 6 января в Сочельник перед Рождеством Христовым (в момент появления первой звезды на ночном небосклоне), а закончится 17 января перед великим Крещением (после того как в православных храмах закончится освящение воды). Недаром в православном мире называют эти дни «праздник от звезды до воды». Дни между Рождеством и Крещением называются святочными.

Колядовать обычно начинали поздно вечером 6 января. Характер празднования: народные гуляния, которые продолжаются в течение 2-х дней и полностью завершаются 8 числа. Много лет назад на Руси их длительность была другая: колядование совпадало со Святками (период проведения святок: с 6 и до 17 января). Коляда 2023 закончится в субботу 8 января.

Православная церковь не признает гадания.

История праздника. Как праздновали святки на Руси

На Руси появилась традиция праздновать Святки еще в V веке. Святки – это православный праздник, который тесно связан с религиозными чествованиями Рождества. В давние времена в святочные дни по церковным уставам, не рекомендовалось вступать в брак, обряжаться в яркие одежды, выходить на улицу с песнями да плясками.

Служители христианской церкви долгое время были против гуляний, которые народ устраивал накануне Рождества, считая их устаревшими языческими традициями. По мнению истинных верующих, подобные обычаи чужды христианским. Мужчинам запрещалось надевать женские наряды, а всем колядующим – носить маски. Людям такие запреты были не понятны, и они участвовали в народных колядках на Рождество.

С течением времени смысл, который окутывал традиции язычников и был связан с рождественскими и новогодними календарно обрядовыми колядками, забылся. А Святки стали любимым временем, когда люди собираются вместе, загадывают желания и славят Всевышнего Господа за милосердие и Божью помощь.

Обряды, христианские традиции и обычаи

Во время святочной недели рушились сословные границы, люди были объединены общей радостью и благостным настроением. Много лет назад, до правления Петра Великого, у славян был старинный обычай разжигать накануне Рождества огромный костер, который считался атрибутом праздника. Цель и смысл обряда: костер был символом Вифлеемской звезды, и его горение поддерживали до Крещения.

Устраивать зимние колядки и принимать участие в народных играх – любимое развлечение в период святочных дней. В основном переодевалась в шуточные наряды собравшаяся вместе молодежь. Описание празднований: юноши и девушки надевали костюмы мифологических героев или зверей, наряжались в персонажей народных сказок. Главным действующим лицом гуляний был медведь. Колядующие напевали рождественские колядки, величали хозяев дома приятными словами, но иногда им угрожали, если соседи отказывались угощать их. Например, говорили такие слова: «Кто не даст нам свой пирог, его корова получит в рог».

Одной из самых любимых традиций в эти дни у детей было баловство. Подрастающее поколение собиралось небольшими группами и по-мелкому хулиганили. К примеру, дети могли разворошить аккуратно сложенные дрова в поленнице или заколотить какую-нибудь дверь.

Приметы

Ну и какой же православный праздник на Руси обходился без народных примет? Люди верили таким приметам на святки:

  1. Когда звездное небо и снежная погода на дворе – к урожайному году.
  2. В Святки нельзя выбираться охотникам на охоту – с ними может случиться что-то недоброе в лесу, причиной тому станет злой дух.
  3. В ночь с 13 января на 14 по направлению ветра определяли, какой будет наступивший год (зимние весенние приметы). Если ветер дул с юга, то год будет плодородным. Богатый урожай ягод и фруктов обещал восточный ветер. О засушливом лете рассказывал ветер, дующий с запада. Ну а если дуло с севера, то не быть лету жарким.

Картинки и поздравления со Святками

Вопросы и ответы

Сколько длятся святки?
Существуют разная информация: по одной из версий святки длятся с 6-17 января, по другой Святки проходят во время от Рождества до Крещения (12 дней после Рождества).
Что значит колядовать?
Наряжаться в костюмы лесных зверей, мифологических персонажей, ходить по дворам и веселить народ.
Когда можно колядовать?
В календарные дни с 6 по 8 января включительно.
Чем заканчивались Святки?
После этих праздников наступало Великое Крещение.
  • Бого­слу­же­ния
  • Святки Бого­слов­ско-литур­ги­че­ский сло­варь
  • Святки Г.И. Шиман­ский
  • Святки схи­ар­хим. Иоанн (Маслов)
  • Можно ли в святки молиться за усоп­ших? иеро­мо­нах Иов (Гуме­ров)
  • Святки прот. Гри­го­рий Дья­ченко
  • Тра­ди­ции
  • Как хри­сти­ане святки про­во­дят, и как надо про­во­дить их прот. Нико­лай Успен­ский
  • Как про­ве­сти Святки? прот. Алек­сандр Илья­шенко
  • Поз­во­ли­тельно ли рядиться в святки? прот. Гри­го­рий Дья­ченко
  • О буйном весе­лье на свят­ках и мас­ля­нице прп. Стефан Филей­ский
  • Что нужно знать о гада­ниях на святки? свящ. Геор­гий Мак­си­мов
  • Худо­же­ствен­ная лите­ра­тура
  • Свя­точ­ные рас­сказы Н.С. Лесков
  • Свя­точ­ные рас­сказы В.И. Неми­ро­вич-Дан­ченко
  • Дары волх­вов О. Генри
  • Чудес­ный доктор А. И. Куприн
  • Стихи о Рож­де­стве Хри­сто­вом

Свя́тки (святые дни) – период от празд­ника Рож­де­ства Хри­стова до Кре­щен­ского сочель­ника (7–17 января вклю­чи­тельно). Они назы­ва­ются также свя­тыми вече­рами.

svjatki 1 - Святки

Свя­тить период между Рож­де­ством Хри­сто­вым и Бого­яв­ле­нием Цер­ковь начала с древ­них времен. Ука­за­нием на это могут слу­жить 13 бесед св. Ефрема Сирина, про­из­не­сен­ных им от 25 декабря по 6 января, а также слова св. Амвро­сия Медио­лан­ского и св. Гри­го­рия Нис­ского.

Про­дол­жи­тель­ность Святок

Какова про­дол­жи­тель­ность Святок? Когда они начи­на­ются и когда закан­чи­ва­ются? На эти, каза­лось бы, про­стые вопросы в цер­ков­ной лите­ра­туре даются разные ответы. Фак­ти­че­ски суще­ствует 4 (!) точки зрения на про­дол­жи­тель­ность Святок:

I. 7–17 января (11 дней). Эта точка зрения отра­жена на нашем сайте, часто такая про­дол­жи­тель­ность ука­зы­ва­ется в кален­да­рях как сплош­ной период, в тече­ние кото­рого нет пост­ных дней. Такая точка зрения лишена недо­стат­ков: во все дни пери­ода совер­ша­ются бого­слу­же­ния с празд­нич­ными осо­бен­но­стями, поста нет.

II. 8–19 января (12 дней). В лите­ра­туре очень попу­лярно утвер­жде­ние о 12 дней про­дол­жи­тель­но­сти Святок; веро­ятно, это объ­яс­ня­ется при­вер­жен­но­стью сим­во­ли­че­скому зна­че­нию числа 12. В част­но­сти, извест­ный литур­гист сере­дины XX века Г. И. Шиман­ский ука­зы­вает для Святок период от Собора Бого­ро­дицы до Кре­ще­ния Гос­подня. Однако в такой точке зрения два изъяна 1) в Святки вклю­ча­ется день стро­гого поста – Кре­щен­ский сочель­ник; 2) почему-то Кре­ще­ние Гос­подне вклю­ча­ется в период Святок, тогда как равный ему по сте­пени тор­же­ствен­но­сти празд­ник Рож­де­ства Хри­стова – нет.

III. 7–18 января (12 дней). Эта точка зрения отра­жа­ется на неко­то­рых элек­трон­ных ресур­сах (как пра­вило, нере­ли­ги­оз­ных). Эта точка зрения – фак­ти­че­ски вари­а­ция преды­ду­щей, имеет те же недо­статки: в период Святок вклю­ча­ется Кре­щен­ский Сочель­ник, а из двух Гос­под­ских празд­ни­ков один (Рож­де­ство Хри­стово) счи­та­ется, тогда как другой – нет.

IV. 7–19 января (13 дней). В этом случае Свят­ками счи­та­ется весь период от Рож­де­ства Хри­стова до Бого­яв­ле­ния, такую пози­ция отра­жена в книге схи­ар­хи­манд­рита Иоанна (Мас­лова). (Впро­чем, сам автор допус­кает ошибку: гово­рит о 12 днях Святок, хотя по факту ука­зы­вает период в 13 дней). В таком под­счете только один недо­ста­ток: в Святки вклю­ча­ется день стро­гого поста – Кре­щен­ский сочель­ник.

Три пери­ода святок их бого­слу­жеб­ные осо­бен­но­сти

Хотя термин «святки» обо­зна­чает единый 11-тиднев­ный период с 7 по 17 января (по новому стилю), его можно раз­де­лить на три вре­мен­ных отрезка на осно­ва­нии бого­слу­жеб­ного содер­жа­ния:

7–13 января – празд­ник Рож­де­ства Хри­стова и его попраздн­ства;

14 января – Обре­за­ние Гос­подне по плоти и свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого;

15–17 января – пред­праздн­ство Бого­яв­ле­ния.

Бого­слу­жеб­ные  и устав­ные осо­бен­но­сти всего пери­ода Святок

  • Пост в среду и пят­ницу отме­ня­ется;
  • Коле­но­пре­кло­не­ние не совер­ша­ется;
  • Вен­ча­ние брака не совер­ша­ется;
  • Октоих в сед­мич­ные дни не поется;

Свя­точ­ные обычаи и тра­ди­ции

С пери­о­дом Святок свя­заны сле­ду­ю­щие обычаи, рас­по­ло­жим их в порядке от более нор­маль­ных и при­ем­ле­мых к спор­ным и нецер­ков­ным:

Хож­де­ние в гости

Празд­но­вать Рож­де­ство Хри­стово, делиться друг с другом этой радо­стью, поз­во­лить себе опре­де­лен­ное уте­ше­ние после дол­гого поста – не только закон­ный, и но вполне похваль­ный образ про­ве­де­ния этих дней. Гос­подь в Пяти­кни­жии пове­ле­вает: «Семь дней празд­нуй Гос­поду Богу твоему, на месте, кото­рое избе­рет Гос­подь, Бог твой; ибо бла­го­сло­вит тебя Гос­подь, Бог твой, во всех про­из­ве­де­ниях твоих и во всяком деле рук твоих, и ты будешь только весе­литься» (Втор. 16:15). И хотя бук­вально это ска­зано о празд­нике Кущей, можно вполне рас­про­стра­нить эти слова на празд­нич­ные пери­оды Церкви, в первую оче­редь на Свет­лую сед­мицу и на Святки.

Рож­де­ствен­ские сценки, меро­при­я­тия в вос­крес­ных школах

Понятно, что раз­лич­ные поста­новки и рож­де­ствен­ские сценки осно­ваны на нека­но­ни­че­ских и подчас фан­та­сти­че­ских реа­лиях, все же опре­де­лён­ный про­све­ти­тель­ский и бла­го­твор­ный эффект они имеют.

Коля­до­ва­ние

Есть обычай ходить по домам и рас­ска­зы­вать раз­лич­ные рож­де­ствен­ские колядки. При этом ходят как пра­вило дети (под руко­вод­ством и при­смот­ром взрос­лых), поздрав­ляют с Рож­де­ством Хри­сто­вым, поют песни и рас­ска­зы­вают сти­хо­тво­ре­ния, а хозя­ева жилищ ода­ри­вают сим­во­ли­че­скими уго­ще­ни­ями. Здесь оценка должна быть взве­шен­ной: есть колядки по содер­жа­нию вполне хри­сти­ан­ские, но немало и совер­шенно свет­ских, в кото­рых нет ника­кого рели­ги­оз­ного смысла. В послед­нем случае коля­до­ва­ние пре­вра­ща­ется в обыч­ное попро­шай­ни­че­ство и вряд ли может быть одоб­рено хри­сти­ан­ским созна­нием.

Пред­став­ле­ния, гуля­ния

Есть обычай наря­жаться в раз­лич­ные шутов­ские наряды и устра­и­вать пред­став­ле­ния, гуля­ния. Эта прак­тика явля­ется руди­мен­том язы­че­ских веро­ва­ний, согласно кото­рым начало года счи­та­лось вре­ме­нем, когда у богов можно выпро­сить хоро­ший урожай. Также важно, что в Древ­нем Риме и в Визан­тии подоб­ные меро­при­я­тия были свя­заны с празд­но­ва­нием январ­ских календ. В России свя­точ­ные гуля­ния были рас­про­стра­нен­ными вплоть до XVIII века. Известно, что импе­ра­тор Петр I сам любил эти гуля­ния и застав­лял при­ни­мать в них уча­стие своих при­бли­жен­ных. Однако во 2‑й поло­вине XVIII века многие обычаи, свя­зан­ные со свя­точ­ными гуля­ни­ями, были запре­щены. Причем при­чины запрета были не столько бого­слов­скими, сколько вызваны прак­ти­че­ской необ­хо­ди­мо­стью: сами гуля­ния и свя­зан­ные с ними раз­нуз­дан­ность, анар­хия рас­смат­ри­ва­лись как обще­ственно опас­ные. Для нас осо­бенно важно, что подоб­ного рода дей­ствия запре­ща­ются 61‑м и 62‑м пра­ви­лами VI Все­лен­ского Собора. Осо­бенно обра­тим вни­ма­ние на сле­ду­ю­щие слова: «Той же епи­ти­мии над­ле­жит под­вер­гати и тех, кото­рые водят мед­ве­диц, или иных живот­ных, на посме­шище и на вред про­стей­ших, и, соеди­няя обман с безу­мием, про­из­но­сят гада­ния о щастии, о судьбе, о родо­сло­вии, и мно­же­ство других подоб­ных толков» (пра­вило 61) и «Так назы­ва­е­мые календы, вота, вру­ма­лиа, и народ­ное сбо­рище в первый день месяца марта, желаем совсем исторг­нути из жития верных. Такожде и все­на­род­ныя жен­ския пля­са­ния, вели­кий вред и пагубу нано­сити могу­щия, равно и в честь богов, ложно так елли­нами име­ну­е­мых, муже­ским или жен­ским полом про­из­во­ди­мыя пля­са­ния и обряды, по неко­ему ста­рин­ному и чуж­дому хри­сти­ан­скаго жития обычаю совер­ша­е­мые, отвер­гаем, и опре­де­ляем: ника­кому мужу не оде­ва­тися в жен­скую одежду, ни жене в одежду мужу свой­ствен­ную; не носити личин коми­че­ских, или сати­ри­че­ских, или тра­ги­че­ских» (пра­вило 62).

Гада­ния

Рас­про­стра­нен предо­су­ди­тель­ный обычай гада­ний во время Святок о судьбе, о буду­щем супруге и пр. Понятно, что любые гада­ния явля­ются язы­че­скими обы­ча­ями, свя­зан­ными с вол­хо­ва­нием и обще­нием с нечи­стыми духами, потому ни в коем случае не при­ем­лемы для хри­стиан.

Цитаты о свят­ках

«Дух Хри­стов, – по заме­ча­нию свя­ти­теля Фила­рета (Дроз­дова), – не враг бла­го­за­кон­ных радо­стей»; в невин­ных играх и заба­вах отды­хает душа, истом­лен­ная: шумом суеты, под­дер­жи­ва­ется и пита­ется чув­ство дружбы среди людей; с хри­сти­ан­ской точки зрения доз­во­ли­тельны игры и раз­вле­че­ния, кото­рые не нару­шают чистоты мыслей, чувств и слов, не оскорб­ляют слуха и очей, не уни­жают чело­ве­че­ского досто­ин­ства. Но нужно твердо пом­нить, что «где нега и рос­кошь, как учит св. Иоанн Зла­то­уст, где пьян­ство и всякие забавы, там нет ничего твер­дого, а все шатко, непо­сто­янно. Слу­шайте это вы, кото­рые любите смот­реть на пля­шу­щих и тем рас­тле­ва­ете свое сердце».
В «святые дни» должно уси­лен­нее ста­раться не отвле­кать ума и сердца своего от святых помыс­лов, чув­ство­ва­ний и деяний; а это обя­зы­вает каж­дого устра­нять себя от вся­кого шума буй­ного весе­лия. Не разгул и шумное мир­ское весе­лие делает празд­ник Хри­стов радост­ным и при­ят­ным для нас, а уте­ша­ю­щая душу, услаж­да­ю­щая и весе­ля­щая сердце бла­го­дать Божья, дару­е­мая свыше лишь тем, кото­рые уда­ляют себя от всего того, чем оскорб­ля­ется любовь Божья, что отвра­щает от нас бла­го­во­ли­тель­ный взор Отца Небес­ного, чем бес­че­стится святое и досто­по­кло­ня­е­мое имя Хри­стово, чем нару­ша­ется свя­тость празд­ника».
Настоль­ная книга свя­щен­но­слу­жи­теля

Like this post? Please share to your friends:
  • Праздник святителя михаила
  • Праздник святого димитрия ростовского
  • Праздник святителя димитрия ростовского
  • Праздник святого даниила московского
  • Праздник святого давида на английском