Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Иногда да, иногда нет – так можно ответить на этот нередко задаваемый вопрос. Ведь уже с первых веков Церкви разные общины христиан праздник Троицы и Духов день отмечали несколько по-разному.
Содержание страницы
- День Святого Духа – что это за праздник?
- История установления
- Особенности богослужения
- Когда отмечается Духов день?
- Дата праздника в 2022 году
- Как отмечают Духов день?
- Традиции и суеверия
- Именинница земля
- Открытие тайн
- Дух и души?
- Дух и духи?
- Лучший день для траволечения?
- Приметы и обычаи
- Традиции и суеверия
- Что нельзя делать в день Святого Духа
- Молитва Святому Духу
- Молитва
- Поздравления в стихах и прозе
- Похожие статьи
День Святого Духа – что это за праздник?
Это особое молитвенное поклонение, совершаемое Церковью именно Третьему Лицу Святой Троицы. Православная Церковь совершает его на другой день после праздника, именуемого Троицей – так как через Сошествие Духа на Апостолов было довершено домостроительство человеческого спасения. Это также – день, когда человечеству явлен Бог как Святая Троица, Триединство Отца, Сына, Духа.
День Святой Троицы. Пятидесятница. Праздник Святой Троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после Воскресения Христова.
Само событие, послужившее для него основанием, хорошо известно из книги «Деяний Апостолов», написанной св. Лукой. Ее первые главы рассказывают о Вознесении Господнем, а также о событии, случившемся на 10 день после него (или – на 50 после Воскресения Христова). Тогда община учеников Христовых пребывала «единодушно вместе», ожидая исполнения обетования Христова о том, что им будет послан «Утешитель». Вот как описывает происшедшее св. Лука:
«И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать»
(Лк.2:2-4)
Так родилась Церковь – тогда же, после горячей проповеди св. Петра, сказанной Духом Божиим, к общине чрез Крещение присоединилось до 3000 уверовавших иудеев. Такова сила Третьего Лица Святой Троицы.
Читайте также: Когда Троица в 2022 году у православных
При этом, как подчеркивает, свт. Иннокентий Херсонский, не стоит думать, что до Сошествия на Апостолов Его не было в мире – напротив, свидетельства Его действий многообразны уже в ветхозаветные времена: Дух Божий «носился над водою» при создании мира (Быт.:1). Им жили, дышали праотцы Авраам, Исаак, Моисей, Его словами говорили пророки. Ведь Дух, будучи Богом, вездесущ, всепроникающ.
По слову свт. Иннокентия, «Ему неоткуда нисходить и некуда приходить: Он и без того везде есть и все наполняет. Сходить, приходить могут только существа ограниченные, а не Бог».
Потому, по слову свт. Иоанна Златоуста, бедный человеческий язык лишь пытается сказать о происшедшем, как «сошествии», не имея слов для точного выражения случившегося. Значение же его – то, что Дух явил Свою особую Силу, Благодать, именно в Церкви, общине учеников Христа, прежде всего – на самих учениках.
Фреска. Святой Дух на престоле. Рильский монастырь
Эта-то радость наполняет сердца христиан спустя почти два тысячелетия, до наших дней: до Сошествия были пророки, особые праведники, удостоенные Его особого посещения – ныне же дар имеет каждый христианин через Таинства Крещения, Миропомазания, когда священник произносит: «Печать Дара Духа Святого», помазуя священным миром члены тела верующего. Но особый праздник связан также с историческими обстоятельствами.
Миропомазание
История установления
Из всех христианских праздников Пятидесятница, может быть, древнейший, ведь его всегда отмечали Апостолы – как день своего духовного рождения. Впоследствии традицию продолжили их ученики, последующие христиане. Первоначально собственно отдельного Духова дня, Церковь не имела. Появился он на Востоке, при обстоятельствах особых, после II Вселенского Собора (май 381 г.).
Отдельное от Пятидесятницы празднование связано с тем, что на Соборе было осуждено ложное учение Македония, который отрицал Божество Духа. Дабы утвердить христиан во истине, Собор установил день особого почитания Третьего Лица Троицы.
А вот на Западе проблема ересей очень долгое время не стояла так остро; поэтому христиане еще с первых веков именовали 50 день по Пасхе Днем Сошествия Святого Духа, что соответствует историческому событию. Эта древняя практика сохранилась доныне.
Таким образом, сейчас:
- у православных День Святой Троицы и Духов день – разные праздники; правда, это совершенно не значит, что на Пятидесятницу не почитают Третье Лицо, просто для этого, кроме Троицы, есть еще один, дополнительный день, что вызвано исторически сложившимися обстоятельствами;
- у католиков, по восходящей к Апостольскому веку древней традиции, День Духа, собственно, один – день Пятидесятницы, так что здесь действительно можно говорить о двух праздниках внутри одного.
Особенности богослужения
Богослужения этого дня:
- начинается накануне, с Вечерни (реально она служится непосредственно после литургии дня Святой Троицы, не вечером, а ближе к полудню);
- первое песнопение, которое часто с воодушевлением поют все собравшиеся – молитва Святому Духу;
- особенность этой праздничной Вечерни – особые коленопреклоненные молитвы – всего их три; по традиции, верующие впервые преклоняют колена после Пасхальных дней, когда земные поклоны не благословляются.
Утром следующего дня служится праздничная литургия. Как накануне, она совершается в храме, украшенном зелеными ветвями, цветами – символами жизни, которую Бог дает этому миру.
Когда отмечается Духов день?
Православные празднуют его на 51 день после Пасхи, или на 2 – после Троицы. Он всегда приходится на понедельник.
Читайте также: Икона Святая Троица
Дата праздника в 2022 году
В 2022 году Духов День приходится на второй понедельник июня — 13 число.
Переходящие даты церковного календаря. Троица, Духов День, Масленица 2022 года какого числа и когда Пасха
Как отмечают Духов день?
Распространение христианства по языческим странам очень часто сопровождалось как бы «наложением» праздников, связанных с новой верой, на прежние, обычаи, суеверия, традиции, связанные с почитанием природы, к которому так склонны язычники, особенно земледельцы, трепетно чувствующие жизнь леса, поля, их пробуждение весной, ранним летом. А именно на это время обычно приходится Пятидесятница и следующее за ней празднование.
Традиции и суеверия
Их «коллекция» у современных этнологов очень обширна.
Именинница земля
Многие славяне считали, что «день рождения» земли приходится именно на этот день, причем в самом прямом, буквальном смысле – это день сотворения Богом мира. Ведь сказано же Книгой Бытия но «носившемся над водою» Духе.
Икона сотворение мира
Поэтому:
- Третье Лицо Троицы сходит с небес, разливаясь по лугам, полям; поэтому категорически запрещено работать, вообще тревожить землю, «беременную» урожаем, ожидающую небесного благословения; присутствие суетящегося человека здесь вредно: якобы, увидев такого, Дух «свернет с пути», не благословит поле – все это о Том, Кто «везде Сый и вся Исполняяй»!
- хорваты нарочно открывали окна, двери, чтобы Дух мог посетить дом; правда, делали они это на Пятидесятницу непосредственно, ведь это – католический народ, а значит отдельного Духова дня у них нет;
- кроме того, существовал обычай «кормления» «именинницы», причем по древней языческой традиции делали это пожилые женщины; они выносили трапезу на поле, вкушали яства здесь же; затем старшая по возрасту начинала разносить еду по полю, прикапывая куски пищи; при этом произносились ритуальные слова: «Земля-именинница, дай нам урожай».
С этими языческими традициями вполне уживался… крестный ход вокруг полей с окроплением их святой водой.
Крестный ход
Открытие тайн
Считалось, что земля на праздник может открыть человеку сокровенное. Что именно? Разумеется, где лежат клады. «Слушать» их многие также ходили на поле. Понятно, что здесь от христианства вовсе нет ничего.
Современные ученые считают математически невозможным случайное зарождение жизни на Земле
Дух и души?
Крестьяне многих местностей вполне серьезно были убеждены, что вместе с Духом людей посещают их умершие близкие – их души прилетают, и… садятся на ветви берез, которыми принято было украшать дом, наличники окон, а также красный угол.
Дух и духи?
Русские крестьяне вполне серьезно верили в существование разных одушевленных существ вроде русалок. Считалось, что они выходят на землю. Это хорошо: где пробегут русалки, будет больше влаги земле. Впрочем, их же опасались, потому всегда звали священника освятить колодцы – где русалки тоже могли скрываться… А пастыри чаще всего шли на поводу у прихожан.
На Украине, например, священники освящали кладези, сначала общественный, деревенский, затем личные, по частным домам. Радушные хозяева выставляли во дворе столы хлебом да солью, потчевали батюшку. А пастырь кропил святой водой дом – «чтобы русалки не беспокоили…»
Иногда своего рода «культ» русалок соединялся с представлением о посещении земли душами предков. Например, крестьяне Калужской губернии приходили к освященным колодцам, где ритуально умывались. А уходя – оставляли рядом еду, подобно тому, как сейчас многие суеверные люди оставляют «для умершего» на могиле печенье, конфеты.
Лучший день для траволечения?
Впрочем, многие верующие (вот только во что?) были также убеждены, что всякого рода нечисть, вроде русалок, леших, на праздник «страшится бродить по земле». Поэтому это – лучший день для того, чтобы приготовить целебные отвары трав или другие снадобья.
Приметы и обычаи
С праздником связывались также многочисленные приметы – уже не столько остатки язычества, сколько просто – проявления наблюдательности селян, живших бок о бок с природой:
- считалось, что с этого дня начинается настоящее тепло, почему говорили: «Не верь теплу до Духова дня»;
- кроме того, русские крестьяне считали, что какой будет погода дня, такими – ближайшие шесть недель; с учетом того, что праздник – чаще всего июньский, а также того, сколько времени у нас вообще длится лето, речь шла о погодных условиях почти до начала осени;
- а вот примета малоприятная: хорватские поселяне, замечавшие, что с приходом настоящей весны просыпаются насекомые, говорили весьма неблагочестиво: «Пришёл Святой Дух, принёс один мешок мух, другой мешок блох»; они старались обязательно сделать уборку дома (именинница только земля, но не жилище!), иначе обязательно заведутся те самые блохи.
Что нельзя делать в день Святого Духа
Разумеется, следовать языческим суевериям, помня слова Самого Господа, о «хуле на Духа Святого», которая «не простится ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:31-32).
Конечно, Господь до бесконечности долготерпел немощным, зависящим от, как казалось, капризов природы, погоды, крестьянам. Тем более, что они часто были действительно несведущи по части истин веры, зато имели пусть «простецкое», но искреннее благочестие, хотя причудливо сочетавшееся с остатками верований поколений языческих предков.
Что же сказать о нынешнем человеке, грамотном, имеющим возможность почитать Евангелие, книги святых отцов – и при этом совершающим какое-нибудь «кормление земли» или «заклинание русалок», оставляющем еду у колодца? Не вспомнить ли слова Христа:
«Не искушай Господа Бога твоего»?
Молитва Святому Духу
Молитва
Поздравления в стихах и прозе
Вот некоторые примеры того, как можно поздравить с праздником близких:
«В Духов день искренне поздравляю и от чистого сердца хочу пожелать света и тепла в доме, радости и счастья в душе, милости и любви в сердце, добрых людей и удачи на пути. Пусть праведными будут мысли и деяния, пусть небеса подарят благодать, крепкую веру и неугасаемую надежду».
Духов день приходит летом,
Вслед за Троицею к нам,
Освещен он ярким светом,
В этот день идем мы в храм!
Молимся Духу Святому,
Чтоб от грехов нас уберег,
Чтоб искушению любому,
Дать отпор бы нам помог!
Вас с днем Духа поздравляю,
Во имя Сына и Отца,
В Духов день я вам желаю,
Верой укрепить сердца!
Некоторые распространенные в сети поздравления содержат упоминания различных народных примет, суеверий о «добрых духах», «имениннице земле». Выбирать такие для близких, конечно, не стоит.
Он с нами от начала мира. Его дары – многообразны, благодатны, но – не принудительны. По слову русского поэта XIX в., Ф.И.Тютчева:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры — но о ней не просит…
А надо просить… Может быть, это – особый смысл праздника для нынешнего потерявшего себя человека.
Наталья Сазонова
Похожие статьи
Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.
Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма
Помочь храму
Рекомендуем статьи по теме
День Святого Духа
Даты
Историческое содержание
В следующий за Пятидесятницей день, то есть в понедельник совершается праздник в честь Святого Духа (потому сам день иногда называется «понедельник Святого Духа»). Служба этого дня аналогична службам «наутрий» (то есть следующих после праздника дней) двух других Господских двунадесятых праздников высочайшего статуса – Рождества Христова и Богоявления. Особенно же много аналогий с праздником Собора Пресвятой Богородицы (26 декабря), так как и здесь во многих чертах повторяется служба вчерашнего двунадесятого праздника (особенно много соответствий на утрене).
До появления Студийского Устава (то есть до IX века) понедельник после Пятидесятницы не имел связи с прославлением Святого Духа. В древней Иерусалимской традиции (V – VIII вв.) он никак не был обозначен. В Уставе Великой церкви (то есть в соборном богослужении Константинополя) этот день был посвящен памяти апостолов как участников события новозаветной Пятидесятницы. От этой традиции в наше богослужение перешли литургийные чтения Дня Святого Духа: нынешние Апостол (Еф.5:9-19, зачало 229) и Евангелие (Мф.18:10-20, зачало 75).
Впервые именование понедельника «Днем Святого Духа» появляется в Студийских монастырских Типиконах предположительно в IX веке (сохранившиеся рукописи Уставов относятся к XI веку). Главным гимнографическим отличием дня является особый канон Святому Духу, написанный преподобным Феофаном в IX веке (возможно, как раз специально для этого дня). В Студийских Типиконах канон Святого Духа полагалось петь на утрене вместе с 1-м каноном Пятидесятницы. В поздних редакциях Иерусалимского Устава (XIV – XV вв.) канон Святому Духу был перенесен на повечерие, а утреня Дня Святого Духа стала почти идентична утрене Пятидесятницы.
На Руси второй день праздника Пятидесятницы (нынешний День Святого Духа) в XIV веке среди учеников преподобного Сергия Радонежского получает наименование «Троицын день» и праздничной иконой этого дня становится так называемая «Ветхозаветная Троица» (образ, написанный преподобным Андреем Рублёвым). К XVII веку наименование «Троицын день» переходит на сам праздник, тогда как следующий день по образцу греческих Типиконов стали называть Сошествием Святого Духа. Однако иконы на центральный аналой предписывается класть так, чтобы подчеркнуть мысль: в Неделю Пятидесятницы внимание акцентировано на сошествие Святого Духа, в понедельник — прославление Троицы. Вот характерные указания в Уставе 1641 года: «в субботу к недели поставляем на вечерни к Троицыну дни на налое образ сшествия Святаго Духа», а далее перед вечерней в Неделю Пятидесятницы сказано: «вечерню трезвонят во вся колоколы сошествию Святаго Духа, а на налое поставляем образ Троицы Живоначалныя». Вот что интересно: названия праздников уже современные, но иконы на центральный аналой предписано класть в соответствии с более древней русской практикой.
Развернуть
Богословское содержание
Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он — источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, «кроме нерождения и рождения», исходя от единого Отца. Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца для нас непостижимо, как непостижимо и рождение Сына. Поэтому Святая Православная Церковь никогда не решалась подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда исповедовала ее, согласно с учением Спасителя нашего Иисуса Христа (Ин.15:26). Господь открывает человеку только то, что необходимо для его спасения, и многие тайны остаются для нас за непроницаемой завесой.
Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды духовные, Дух Святой украшает человека и многообразными добродетелями, делает его, по слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые (Мф.7:17). Жизнь по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах Духа, к которым относятся, по словам апостола Павла, «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23).
Учение о Святом Духе в службе праздника можно условно разделить на две части: ипостасные свойства Святого Духа и Его действие в мире (Промысл).
К учению об ипостасных свойствах Духа можно отнести утверждения о Его самобытности, равенстве Богу Отцу и Богу Сыну в достоинстве и власти: «Отеческая Божественная сила грядущая есть, самоповелительная» (4-я песнь, 1-й канон, 2-й тропарь), «Якоже благоволи самовластно, необладанный исходит Дух от Отца…» (5-я песнь, 2-й канон, 1-й тропарь). Также делается акцент на различии между исхождением Духа от Отца и Его посланничеством от Сына: «…Дух от Отца исходяй, и Сыном верным нам явлейся подавателен…» (тропарь 5-й песни 1-го канона); «Всесвятый Душе, исходяй из Отца и Сыном пришедый к безкнижным учеником» (1-й светилен). Здесь выражена важная идея православной догматики: ипостасное бытие Святой Дух получает только от Отца через исхождение, тогда как в послании Святого Духа в мир, которое является актом домостроительства, может принимать участие и Сын. В принципе, это можно рассматривать как поэтический парафраз слов Христа: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит…» (Ин.15:26).
О действиях Святого Духа в мире подробно говорится в 3-й стихире на «Господи, воззвах…»: «Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный». В каноне же особо акцентируется внимание на том, что именно Дух Святой очищает человека от греховной скверны: «…Дух… вещества ненавистного палительный скверн, кала же смыслов чистительный…» (6-я песнь, 2-й канон, 1-й тропарь); Он же делает людей причастниками благодати Божией, сообщает им святость: «Нашедшая сила днесь сия, Дух Благий, Дух премудрости Божия, Дух, от Отца исходяй, и Сыном верным нам явлейся подавателен, в нихже вселяется естеством святыни, в нейже зрится» (5-я песнь, 1-й канон, тропарь).
Развернуть
Иконография праздника
Основной иконой праздника является Троица преподобного Андрея Рублева (Об этой иконе и о других изображениях Святой Троицы можно прочитать в книге И. К. Языковой «Богословие иконы»). Этот образ полагалось класть на центральный аналой храма в старопечатных Уставах (1-я половина XVII века). Троица преподобного Андрея Рублева – единственный каноничный образ Святой Троицы. Иные изображения Святого Духа (в первую очередь так называемая «новозаветная Троица», на которой Бог Отец изображается в виде седовласого старца, Бог Сын – в привычном образе молодого мужчины, Бог Дух Святой – в виде голубя) считаются неканоническими.
Развернуть
Богослужебные (литургические) особенности
Повечерие
Это повечерие многие служат ради положенного на нем канона Святому Духу.
Канон Святому Духу из Триоди. Ирмосы по дважды, тропари на 4 (т.к. в каждой песни всего 4 тропаря, то каждый читаем по разу). Припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (т.к. канон посвящен Одному Лицу Пресвятой Троицы, то припев канона утрени «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе» здесь неуместен). По 6-й песни — «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» и особый седален праздника. По 9-й песни — катавасия Триоди вместо «Достойно есть…».
По Трисвятом: кондак праздника.
Полунощница
Совершается праздничная полунощница с привычными особенностями такой службы:
— по 1-м Трисвятом поется тропарь праздника;
— по 2-м Трисвятом поется кондак праздника;
— заупокойная молитва «Помяни, Господи, в надежди Воскресения…» опускается.
Утреня
Совершается утреня, почти идентичная утрени Пятидесятницы за вычетом только полиелейной части. В Триоди понедельник имеет только одно особое песнопение, которое в современной службе праздника не встречается— седален по 3-й песни канона «Всесвятый Дух, ныне сошед…». Во всех остальных частях употребляются буквально те же песнопения, что на сам праздник. Отдельно следует сказать о пении канона: хотя поются те же самые каноны, в целом канон совершается несколько менее торжественно, ибо 2-й канон поется на 6 (в сам праздник — оба канона на 8), да и катавасия поется только одна — «Божественным покровен…» (а не две).
Литургия
Антифоны изобразительные (а не праздничные).
«Блаженны» на 8: 3-я и 6-я песни канонов праздника.
По входе: Входный стих праздника — единственный случай, когда в первый день попразднства повторяется входный стих праздника! Тропарь праздника; «Слава, и ныне»: кондак праздника.
Прокимен и Аллилуиа — особые (прокимен и аллилуиарий праздника опускаются).
Апостол и Евангелие — особые.
Задостойник и причастен Пятидесятницы.
Отпуст краткий праздничный с вводной фразой Пятидесятницы.
Развернуть
Каноны и Акафисты
Развернуть
Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты
Случайный тест
Духов день: что это за праздник?
Духов день следует за Пятидесятницей (50-й день после Пасхи), которая выпадает на воскресенье. В народном поверье — Пятидесятница, в традиции — Троица. Но правильно называть Пятидесятница, рассказал Лайфу священник Сергей Муравьёв. Пятидесятница — великий двунадесятый праздник, один из важнейших для христиан. Как любой из этих 12 праздников, Пятидесятница имеет период предпразднства и попразднства. Когда мы подготавливаемся к празднику и когда мы его празднуем — это период празднования, объяснил собеседник.
Соответственно, Пятидесятницу — воскресный день, десятый день после Вознесения, — мы отпраздновали, и идёт шесть дней попразднства. Целая неделя — не постная. Следующий сразу за Пятидесятницей день называется в традиции Духов день, или День Святого Духа, или Понедельник Святого Духа. Потому что это всегда понедельник. Это период попразднства
Священник Сергей Муравьёв
В Духов день православные христиане вспоминают Святой Дух как третье лицо Святой Троицы. Связано это с тем, что верующие вспоминают пришествие благодати божьей на землю через дарование этой самой благодати Богом всему человечеству через церковь после Вознесения. «Церковь есть источник излияния благодати божьей на людей через священную иерархию посредством таинств».
Почему праздник называется Духов день?
Это день, когда мы сугубо чтим Святой Дух. Поэтому называется Духов день
Священник Сергей Муравьёв
Что можно и нельзя делать в Духов день?
В День Святого Духа верующим людям нужно посетить богослужение, помолиться, причаститься, если есть такая возможность. В некоторых странах Духов день является выходным, заметил Муравьёв.
Есть очень много различных поверий, что можно делать в этот день, что нельзя. Но это было связано с аграрным обществом и другой традицией. Сейчас мы не можем говорить о том, что людям делать, что не делать. Конечно, этот день нужно провести благочестиво, не отвлекаясь на какие-то праздные моменты, не отвлекаясь на излишнее греховное веселье. Но в то же время нужно радоваться празднику. Желательно прийти в храм либо вечером, либо утром. Помолиться. Если есть возможность, конечно же, причаститься.
Священник Сергей Муравьёв
Почему нельзя купаться в Духов день?
Запрет на купание в Духов день связан, скорее всего, с тем, что вода могла быть холодной, был риск заболеть. «Это никак не связано, никоим образом с праздником и церковным установлением. Это скорее связано с народными поверьями».
Духов день: приметы и обычаи
Существует множество различных примет, связанных с Днём Святого Духа. Объясняется это тем, что в аграрном обществе, особенно в славянском, считалось, что в этот день земля — именинница. Было принято кормить землю, выходить в поле с едой, люди устраивали крестные ходы, обходили поля.
Это было связано ещё с тем, что в иудейском обществе Пятидесятница — праздник, который тянется ещё из Ветхого Завета к нам. В Новом Завете он обретает новый смысл. В Пятидесятницу приносили первые хлеба, которые получились из урожая. А урожай поспевал как раз-таки к Пасхе. После Пасхи первые хлеба на Пятидесятницу готовили, приносили их. Возможно, это как-то взаимосвязано. Но это как-то отдалённо. Поэтому каких-то особых примет, пожеланий Церковь не даёт. Церковь даёт прежде всего пожелание: это жить согласно Слову Божию, согласно Писанию, согласно христианскому Преданию
Священник Сергей Муравьёв
Народные приметы на Духов день: посмотреть на своё отражение в воде — потерять настоящую любовь или никогда её не найти. Какая погода в День Святого Духа, такая продержится и в следующие полтора месяца.
-
5 сокровенных страхов, о которых мужчины никогда не расскажут
12 июня 2022, 07:15
-
Эти четыре знака зодиака самые романтичные
12 июня 2022, 06:45
-
Интернет всколыхнуло фото жуткого существа, попавшего на камеры зоопарка на севере Техаса
11 июня 2022, 11:50
Обложка ©
ТАСС / Роман Пименов
https://ria.ru/20200606/1572548887.html
Духов день 2021 — что это за праздник и когда отмечается в этом году
Духов день 2021 — что это за праздник и когда отмечается в этом году — РИА Новости, 07.06.2021
Духов день 2021 — что это за праздник и когда отмечается в этом году
День Святого Духа в 2021 году у православных отмечается 21 июня. Что это за праздник, что можно и чего нельзя делать в Духов день, а также история праздника,… РИА Новости, 07.06.2021
2020-06-06T08:00
2020-06-06T08:00
2021-06-07T12:49
религия
иерусалим
роман силантьев
русская православная церковь
аналитика — религия и мировоззрение
иисус христос
религия
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/149584/36/1495843656_0:273:2671:1775_1920x0_80_0_0_2914e7289f0d113637be78ecc54d7edc.jpg
МОСКВА, 6 июн — РИА Новости. День Святого Духа в 2021 году у православных отмечается 21 июня. Что это за праздник, что можно и чего нельзя делать в Духов день, а также история праздника, его обычаи и приметы — в материале РИА Новости.Что такое Духов деньДень Святого Духа, или Духов день – это церковный праздник, в православной традиции продолжающий торжества в честь Святой Троицы. А двунадесятый праздник (один из двенадцати главных в году) Троицы в этом году выпал на 20 июня.В Троицын день вспоминают сошествие Святого Духа на апостолов. Произошло оно на пятидесятый день после Пасхи (Воскресения Христова). Верующие в эти дни прославляют единого Бога, явленного в трех лицах – Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Эти три ипостаси одного Бога и называют Святой Троицей.»Это торжество установлено самим явлением Святого Духа, которое произошло в Иерусалиме на 50-ый день после Воскресения Христова. И сам праздник в Церкви, как и Воскресение Христово, отмечается с тех же пор, как совершилось событие. Это самые древние христианский праздники», — рассказывает настоятель храма Святой Живоначальной Троицы в Хохлах протоиерей Алексей Уминский.Когда Дух Святой сошел на апостолов, они заговорили на разных языках — и их проповедь христианства распространилась по миру. Потому событие это отмечают как рождение Церкви. И если Дух святой «дышит, где хочет», то Бог-Сын после своего вознесения находится «одесную» — по правую руку — от Бога Отца.»Святой Дух существует всегда в мире, потому что Бог всегда существует и действует в мире. Например, он говорит через пророков и являет себя в чудесах. Но дарование Святого Духа, через которое человек приобщается Богу – дано именно на Пятидесятницу (Троицу – прим.ред.)», — поясняет Уминский.По его словам, именно тогда Святой Дух сошел на апостолов, а в их лице – на всех людей. «Поэтому мы говорим, что тогда родилась Христова Церковь. Через Святой Дух человек приобщается Богу. И таинство приобщения – это миропомазание, которое совершается сразу после крещения человека. Именно так, через крещение и миропомазание – человек получает дары Святого Духа, которые сошли на апостолов на Пятидесятницу», – добавляет представитель Церкви.Отдельной иконографии у праздника нет – в центре храма остается все та же праздничная икона, что и на Троицу — икона Сошествия Святого Духа. «Святой Дух не изображается: он невидим и непостижим. Нет иконописного образа и у Бога–Отца, хотя Его иногда изображают в виде старца с бородой, но это неканоническое и запрещенное соборами изображение. Есть изображение только Бога–Сына, поскольку Его видели, Он воплотился», — рассказывает Уминский.Почему же именно этой ипостаси Святой Троицы — Святому Духу — у православных посвящен отдельный день и почему он следует сразу за кульминацией празднования Пятидесятницы?Когда отмечается День Святого Духа»У каждого Великого праздника существуют дни так называемого «попразднства», то есть когда праздник продолжается», — отмечает протоиерей Алексей Уминский. Так, например, праздник Пасхи продолжался 40 дней, а торжества в честь Святой Троицы длятся до «отдания праздника» в течении недели.»На следующий день после самого торжественного события празднуется «сугубая память» главного лица праздника. Например, на следующий день после Рождества Христова отмечают праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, поскольку именно она послужила миру, родив Иисуса. После праздника Крещения Господня – день Иоанна Крестителя, потому что именно он крестил Иисуса Христа. Также День Святого Духа, который отмечают на следующий день после Троицы (Пятидесятницы), посвящен Святому Духу. Потому что именно Он сходит на апостолов», — разъясняет священник.Когда празднуется Духов день в тот или иной год, можно высчитать, если уже известна дата празднования Пасхи. Так, Троицу отмечают всегда на 50-й день после Воскресения Христова. А на 51 день после Пасхи – День Святого Духа. В 2021 году Пасха была 2 мая – значит, «Духов день» выпадает на 8 июня. Это у православных, пользующихся Юлианским календарем (он отличается от Григорианского, по которому живут западнохристианские церкви и светское общество).А вот у католиков, например, Троицу и Пятидесятницу принято праздновать с разницей в неделю. Последняя же в западнохристианской церковной традиции празднуется как раз как День сошествия Святого Духа на апостолов. В 2020 году этот праздник выпал у западных христиан на минувшее воскресенье 23 мая. А последующий понедельник в некоторых «католических» странах объявлялся выходным. Что же касается дня недели, в который у православных отмечается Духов день, то он тоже легко определяется. Поскольку Троица приходится на воскресенье, то следующий за нею праздник Святого Духа – на понедельник.Как отмечать Духов ДеньКак и в любой церковный праздник, в Духов день главное – молиться. В этом году, если эпидемиологическая обстановка в регионе позволяет, то как обычно – в храме. А если по санитарным требованиям храм закрыт или уже заполнен, и нельзя войти в него, не нарушая обязательной дистанции, то духовенство рекомендует молиться дома, следя за трансляцией богослужений.На Троицу есть церковная традиция украшать храмы живыми ветвями берез, дубов, а порой — маленькими молодыми деревцами, и застилать полы свежескошенной травой. Эти украшения остаются на всю Троицкую неделю, в том числе – и на Духов день. Священники в это время служат в зеленых облачениях.»Символическое значение этого — в том, что дух животворит, что он дает миру жизнь: природа Богом животворится, всякая душа живится. Это образ жизни, расцвета», — рассказывает Уминский.На Духов День совершается праздничная литургия, после нее – проповедь, в которой, обычно, священники поздравляют верующих. Но сам праздник (как и суточный церковный круг) – начинается накануне. Так, часть праздничного богослужения – великая вечерня – совершается в воскресенье, в Троицын день. И по современной церковной традиции – «сразу после литургии, так как народ уже собрался в храмах», поясняет священник.»В воскресенье совершается вечерня с призванием Святого Духа, длинными и торжественными молитвами, которые священник и прихожане читают на коленях», — говорит батюшка. Так называемые «коленопреклоненные» молитвы читают на вечерне Дня Святого Духа впервые после долгого перерыва. По церковному уставу, начиная с Пасхи и до Дня Святой Троицы земные поклоны запрещены — и на коленях в этот период верующие тоже не молятся. «Праздник Пасхи является самым великим у христиан. Радость оттого, что Христос воскрес из мертвых не дает нам в это время чувствовать дух покаяния, сокрушения — и стоять на коленях. Царит дух радости, которая возносит человека вверх», — объясняет протоиерей.И если на 40-ой день Христос вознесся от людей на небо — вверх, то на Пятидесятницу Дух Святой совершает снисхождение к человеку — вниз. «Благоговение перед Духом Святым побуждает христиан также благоговейно становится на колени. Бог очень снисходителен к человеку. Так и мы должны проявлять снисхождение к слабому, поддерживать того, кто нуждается», — призывает священник.Чего нельзя и что можно делатьСогласно учению Церкви, в этот день, как и в любой другой, нельзя делать зла, обращаться к языческим обрядам или совершать ритуалы, продиктованные суевериями и народными приметами, коих с Духовым днем связывают немало.Перед праздниками священникам часто задают вопросы, можно ли в день того иного церковного торжества возделывать землю или заниматься иным тяжелым трудом. В Русской церкви ответ один: работать можно, но в день праздника очень важно посетить храм, поприсутствовать на службе или помолиться дома, уделить особое внимание своей духовной жизни и поддержать нуждающихся.А каких-то особых церковных ограничений, чего нельзя делать в этот день, – нет. Духов день — не постный: праздник Святой Троицы отмечается целую неделю, в это время поста нет.Некоторые задаются вопросом, можно ли ходить на кладбище в Духов день, — поминовение усопших, как и посещение их могил, в этот день не запрещается.Молитвы на День Святого ДухаСвятой Дух упоминается во многих молитвах и священных текстах. Но на вопрос, какие молитвы читать на День Святого Духа, священники обычно называют одну, самую известную. Она так и называется – молитва Святому Духу:»Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».Среди прочего в праздник можно прочитать акафист Святому Духу, в котором есть такие слова:»Приидите, вернии, Духа Святаго прославим сошествие, Иже от Отеческих недр на апостолов излився яко водами, боговедением покры землю, и живоносныя благодати богоусыновления, и горния славы сподобляет чисте притекающих к Нему, освящает же и обожает зовущих: Прииди, Утешителю Душе Святый, и вселися в ны».Приметы и обычаиПо словам Алексея Уминского, Духов день – христианский церковный праздник для всех православных, а народные традиции, приметы и обычаи, распространенные в тех или иных регионах, не имеют отношения к христианству.Так, например, и в наши дни в России в народе нередко можно услышать, будто Духов день попадает на начало русальей недели. У славян считалось, что в «русальни», как еще называли это время, из водоемов выходят их таинственные обитательницы – русалки, или иначе мавки. Это мифические существа, в которых превращались, по одной из версий, некрещеные покойники и утонувшие дети, а по другой – умершие в девичестве женщины. Встреча с таким явлением не сулила живому человеку ничего хорошего: могли утащить в воду.»Все эти русальни, бросание в воду венков, купания и прочее – глупости, конечно. Как эта «мифология» появляется: в деревне этнографы что-то раскопали, бабка какая-то что-то рассказала, из этого сделали вывод, что русские должны устраивать русальни. А многое вообще придумала интеллигенция в XIX и XX веках – забавы ради», — объясняет религиовед Роман Силантьев.А зачастую, по его словам, это имеет и коммерческую сторону – легенды, традиции и обряд создают для привлечения туристов. «Это все типичное суеверие. Суе – то есть суетное — «бессмысленноверие», — добавляет он.Из народных «традиций» на просторах интернета можно также встретить: начало купального сезона в Духов день, гадания по венкам на воде, прогноз погоды на основе того, идет ли дождь. Также это время известно как «именины земли», или «день земли», когда вводился запрет на посевные работы для «отдыха» почв. Однако, можно ли работать на земле, – сегодня решают, конечно, преимущественно исходя из сельскохозяйственного годового цикла, а не из суеверий.»Приметы, особенно привязанные ко временам года, давно не работают, потому что мы живем по григорианскому календарю, а приметы исторически были привязаны к юлианскому», — рассказал религиовед. Кроме того, многие церковные праздники, в том числе День Святого Духа, «плавающие» — то есть, не привязаны к определенной дате. Поэтому, по словам Силантьева, связывать народные поверия и ритуалы с христианскими праздниками нельзя не только содержательно, но и хронологически.ПоздравленияВоцерковленные православные христиане традиционно поздравляют друг друга коротко: «С Днем Святого Духа!» Или даже еще проще: «С праздником!» В этих немногих словах для верующего содержатся и все благие пожелания, главное – чтобы произносились они от чистого сердца и с искренней радостью.В интернете же сегодня, как известно, можно найти и высокохудожественные образцы народного творчества, посвященные различным праздникам, в том числе православным. По сформировавшейся в последние годы традиции и верующие, и неверующие зачастую рассылают их родным и близким, чтобы порадовать, утешить и вдохновить. Среди них популярны и такие стихи неизвестного автора на Духов день:»В понедельник Духов день,Сразу после Троицы,День Святого Духа,Всё теперь устроится!Будут птицы щебетать,Над окошками летать,Лето жаркое придёт,Солнце яркое взойдёт.Все дома украсятБерёзовыми ветками,Будут радостно игратьСо своими детками!»
https://ria.ru/20200604/1572456206.html
https://ria.ru/20200107/1563047501.html
https://ria.ru/20190606/1555296247.html
https://ria.ru/20200101/1563018769.html
иерусалим
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/149584/36/1495843656_0:23:2671:2026_1920x0_80_0_0_1dd8dbbf14ac2ff2809a1d8e068a5bdf.jpg
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
иерусалим, роман силантьев, русская православная церковь, аналитика — религия и мировоззрение, иисус христос, религия
Религия, Иерусалим, Роман Силантьев, Русская православная церковь, Аналитика — Религия и мировоззрение, Иисус Христос, Религия
МОСКВА, 6 июн — РИА Новости. День Святого Духа в 2021 году у православных отмечается 21 июня. Что это за праздник, что можно и чего нельзя делать в Духов день, а также история праздника, его обычаи и приметы — в материале РИА Новости.
Что такое Духов день
День Святого Духа, или Духов день – это церковный праздник, в православной традиции продолжающий торжества в честь Святой Троицы. А двунадесятый праздник (один из двенадцати главных в году) Троицы в этом году выпал на 20 июня.
В Троицын день вспоминают сошествие Святого Духа на апостолов. Произошло оно на пятидесятый день после Пасхи (Воскресения Христова). Верующие в эти дни прославляют единого Бога, явленного в трех лицах – Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Эти три ипостаси одного Бога и называют Святой Троицей.
«Это торжество установлено самим явлением Святого Духа, которое произошло в Иерусалиме на 50-ый день после Воскресения Христова. И сам праздник в Церкви, как и Воскресение Христово, отмечается с тех же пор, как совершилось событие. Это самые древние христианский праздники», — рассказывает настоятель храма Святой Живоначальной Троицы в Хохлах протоиерей Алексей Уминский.
Когда Дух Святой сошел на апостолов, они заговорили на разных языках — и их проповедь христианства распространилась по миру. Потому событие это отмечают как рождение Церкви. И если Дух святой «дышит, где хочет», то Бог-Сын после своего вознесения находится «одесную» — по правую руку — от Бога Отца.
«Святой Дух существует всегда в мире, потому что Бог всегда существует и действует в мире. Например, он говорит через пророков и являет себя в чудесах. Но дарование Святого Духа, через которое человек приобщается Богу – дано именно на Пятидесятницу (Троицу – прим.ред.)», — поясняет Уминский.
По его словам, именно тогда Святой Дух сошел на апостолов, а в их лице – на всех людей. «Поэтому мы говорим, что тогда родилась Христова Церковь. Через Святой Дух человек приобщается Богу. И таинство приобщения – это миропомазание, которое совершается сразу после крещения человека. Именно так, через крещение и миропомазание – человек получает дары Святого Духа, которые сошли на апостолов на Пятидесятницу», – добавляет представитель Церкви.
Отдельной иконографии у праздника нет – в центре храма остается все та же праздничная икона, что и на Троицу — икона Сошествия Святого Духа. «Святой Дух не изображается: он невидим и непостижим. Нет иконописного образа и у Бога–Отца, хотя Его иногда изображают в виде старца с бородой, но это неканоническое и запрещенное соборами изображение. Есть изображение только Бога–Сына, поскольку Его видели, Он воплотился», — рассказывает Уминский.
Почему же именно этой ипостаси Святой Троицы — Святому Духу — у православных посвящен отдельный день и почему он следует сразу за кульминацией празднования Пятидесятницы?
Когда отмечается День Святого Духа
«У каждого Великого праздника существуют дни так называемого «попразднства», то есть когда праздник продолжается», — отмечает протоиерей Алексей Уминский. Так, например, праздник Пасхи продолжался 40 дней, а торжества в честь Святой Троицы длятся до «отдания праздника» в течении недели.
«На следующий день после самого торжественного события празднуется «сугубая память» главного лица праздника. Например, на следующий день после Рождества Христова отмечают праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, поскольку именно она послужила миру, родив Иисуса. После праздника Крещения Господня – день Иоанна Крестителя, потому что именно он крестил Иисуса Христа. Также День Святого Духа, который отмечают на следующий день после Троицы (Пятидесятницы), посвящен Святому Духу. Потому что именно Он сходит на апостолов», — разъясняет священник.
Когда празднуется Духов день в тот или иной год, можно высчитать, если уже известна дата празднования Пасхи. Так, Троицу отмечают всегда на 50-й день после Воскресения Христова. А на 51 день после Пасхи – День Святого Духа. В 2021 году Пасха была 2 мая – значит, «Духов день» выпадает на 8 июня. Это у православных, пользующихся Юлианским календарем (он отличается от Григорианского, по которому живут западнохристианские церкви и светское общество).
А вот у католиков, например, Троицу и Пятидесятницу принято праздновать с разницей в неделю. Последняя же в западнохристианской церковной традиции празднуется как раз как День сошествия Святого Духа на апостолов. В 2020 году этот праздник выпал у западных христиан на минувшее воскресенье 23 мая. А последующий понедельник в некоторых «католических» странах объявлялся выходным.
Что же касается дня недели, в который у православных отмечается Духов день, то он тоже легко определяется. Поскольку Троица приходится на воскресенье, то следующий за нею праздник Святого Духа – на понедельник.
Как отмечать Духов День
Как и в любой церковный праздник, в Духов день главное – молиться. В этом году, если эпидемиологическая обстановка в регионе позволяет, то как обычно – в храме. А если по санитарным требованиям храм закрыт или уже заполнен, и нельзя войти в него, не нарушая обязательной дистанции, то духовенство рекомендует молиться дома, следя за трансляцией богослужений.
На Троицу есть церковная традиция украшать храмы живыми ветвями берез, дубов, а порой — маленькими молодыми деревцами, и застилать полы свежескошенной травой. Эти украшения остаются на всю Троицкую неделю, в том числе – и на Духов день. Священники в это время служат в зеленых облачениях.
«Символическое значение этого — в том, что дух животворит, что он дает миру жизнь: природа Богом животворится, всякая душа живится. Это образ жизни, расцвета», — рассказывает Уминский.
На Духов День совершается праздничная литургия, после нее – проповедь, в которой, обычно, священники поздравляют верующих. Но сам праздник (как и суточный церковный круг) – начинается накануне. Так, часть праздничного богослужения – великая вечерня – совершается в воскресенье, в Троицын день. И по современной церковной традиции – «сразу после литургии, так как народ уже собрался в храмах», поясняет священник.
«В воскресенье совершается вечерня с призванием Святого Духа, длинными и торжественными молитвами, которые священник и прихожане читают на коленях», — говорит батюшка. Так называемые «коленопреклоненные» молитвы читают на вечерне Дня Святого Духа впервые после долгого перерыва. По церковному уставу, начиная с Пасхи и до Дня Святой Троицы земные поклоны запрещены — и на коленях в этот период верующие тоже не молятся. «Праздник Пасхи является самым великим у христиан. Радость оттого, что Христос воскрес из мертвых не дает нам в это время чувствовать дух покаяния, сокрушения — и стоять на коленях. Царит дух радости, которая возносит человека вверх», — объясняет протоиерей.
И если на 40-ой день Христос вознесся от людей на небо — вверх, то на Пятидесятницу Дух Святой совершает снисхождение к человеку — вниз. «Благоговение перед Духом Святым побуждает христиан также благоговейно становится на колени. Бог очень снисходителен к человеку. Так и мы должны проявлять снисхождение к слабому, поддерживать того, кто нуждается», — призывает священник.
Чего нельзя и что можно делать
Согласно учению Церкви, в этот день, как и в любой другой, нельзя делать зла, обращаться к языческим обрядам или совершать ритуалы, продиктованные суевериями и народными приметами, коих с Духовым днем связывают немало.
Перед праздниками священникам часто задают вопросы, можно ли в день того иного церковного торжества возделывать землю или заниматься иным тяжелым трудом. В Русской церкви ответ один: работать можно, но в день праздника очень важно посетить храм, поприсутствовать на службе или помолиться дома, уделить особое внимание своей духовной жизни и поддержать нуждающихся.
А каких-то особых церковных ограничений, чего нельзя делать в этот день, – нет. Духов день — не постный: праздник Святой Троицы отмечается целую неделю, в это время поста нет.
Некоторые задаются вопросом, можно ли ходить на кладбище в Духов день, — поминовение усопших, как и посещение их могил, в этот день не запрещается.
Молитвы на День Святого Духа
Святой Дух упоминается во многих молитвах и священных текстах. Но на вопрос, какие молитвы читать на День Святого Духа, священники обычно называют одну, самую известную. Она так и называется – молитва Святому Духу:
«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».
Среди прочего в праздник можно прочитать акафист Святому Духу, в котором есть такие слова:
«Приидите, вернии, Духа Святаго прославим сошествие, Иже от Отеческих недр на апостолов излився яко водами, боговедением покры землю, и живоносныя благодати богоусыновления, и горния славы сподобляет чисте притекающих к Нему, освящает же и обожает зовущих: Прииди, Утешителю Душе Святый, и вселися в ны».
Приметы и обычаи
По словам Алексея Уминского, Духов день – христианский церковный праздник для всех православных, а народные традиции, приметы и обычаи, распространенные в тех или иных регионах, не имеют отношения к христианству.
Так, например, и в наши дни в России в народе нередко можно услышать, будто Духов день попадает на начало русальей недели. У славян считалось, что в «русальни», как еще называли это время, из водоемов выходят их таинственные обитательницы – русалки, или иначе мавки. Это мифические существа, в которых превращались, по одной из версий, некрещеные покойники и утонувшие дети, а по другой – умершие в девичестве женщины. Встреча с таким явлением не сулила живому человеку ничего хорошего: могли утащить в воду.
«Все эти русальни, бросание в воду венков, купания и прочее – глупости, конечно. Как эта «мифология» появляется: в деревне этнографы что-то раскопали, бабка какая-то что-то рассказала, из этого сделали вывод, что русские должны устраивать русальни. А многое вообще придумала интеллигенция в XIX и XX веках – забавы ради», — объясняет религиовед Роман Силантьев.
А зачастую, по его словам, это имеет и коммерческую сторону – легенды, традиции и обряд создают для привлечения туристов. «Это все типичное суеверие. Суе – то есть суетное — «бессмысленноверие», — добавляет он.
Из народных «традиций» на просторах интернета можно также встретить: начало купального сезона в Духов день, гадания по венкам на воде, прогноз погоды на основе того, идет ли дождь. Также это время известно как «именины земли», или «день земли», когда вводился запрет на посевные работы для «отдыха» почв. Однако, можно ли работать на земле, – сегодня решают, конечно, преимущественно исходя из сельскохозяйственного годового цикла, а не из суеверий.
«Приметы, особенно привязанные ко временам года, давно не работают, потому что мы живем по григорианскому календарю, а приметы исторически были привязаны к юлианскому», — рассказал религиовед. Кроме того, многие церковные праздники, в том числе День Святого Духа, «плавающие» — то есть, не привязаны к определенной дате. Поэтому, по словам Силантьева, связывать народные поверия и ритуалы с христианскими праздниками нельзя не только содержательно, но и хронологически.
Поздравления
Воцерковленные православные христиане традиционно поздравляют друг друга коротко: «С Днем Святого Духа!» Или даже еще проще: «С праздником!» В этих немногих словах для верующего содержатся и все благие пожелания, главное – чтобы произносились они от чистого сердца и с искренней радостью.
В интернете же сегодня, как известно, можно найти и высокохудожественные образцы народного творчества, посвященные различным праздникам, в том числе православным. По сформировавшейся в последние годы традиции и верующие, и неверующие зачастую рассылают их родным и близким, чтобы порадовать, утешить и вдохновить. Среди них популярны и такие стихи неизвестного автора на Духов день:
«В понедельник Духов день,
Сразу после Троицы,
День Святого Духа,
Всё теперь устроится!
Будут птицы щебетать,
Над окошками летать,
Лето жаркое придёт,
Солнце яркое взойдёт.
Все дома украсят
Берёзовыми ветками,
Будут радостно играть
Со своими детками!»
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Наверняка все знают эту богословскую фразу. Так вот именно упомянутому в ней Святому Духу и посвящен Духов день.
Чтобы узнать какого он числа, нужно отсчитать ровно 51 день после Пасхи. Кстати, нетрудно заметить, что 51-й день после Воскресения Христова — это всегда понедельник, к тому же не просто первый день очередной недели, а понедельник после Святой Троицы. В связи с этим у праздника появилось второе название — Духов понедельник.
Если все правильно подсчитать, то выходит, что в 2023 году Духов день приходится на 5 июня, это как раз понедельник (православная же Троица — на 4 июня).
Однако все вышесказанное справедливо только для православия. Католики же отмечают Духов день одновременно с Троицей, то есть не на 51-е, а 50 сутки после Пасхи. Причем в Римско-католической церкви у праздника также есть второе название — Праздник Сошествия Святого Духа.
История
Чтобы узнать историю появления этого праздника, нужно заглянуть в Новый Завет. В книге Деяний святых апостолов, в частности, рассказывается о том, как в день Пятидесятницы на апостолов сошел Святой Дух.
Случилось все, как водится, в Иерусалиме, а именно в Сионской горнице, где в тот момент молились апостолы. Внезапно все это помещение заполнил небывалый шум с неба, напоминавший завывания сильного ветра, и именно в тот момент на каждого из молящихся сошел Святой дух (в виде огненных языков). После случившегося апостолы заметили в себе некоторые перемены: они научились исцелять больных, пророчествовать и говорить на разных языках (все эти дары были даны ученикам Христа, чтобы ничто не мешало им ходить по планете и нести Слово Божье в самые разные страны).
Традиции
Между тем многие традиции, связанные с Духовым днем, не имеют ничего общего с христианством. Все дело в языческих корнях этого праздника.
Так, восточные славяне верили, что у земли в Духов день именины, а также что она наполнена будущим урожаем. В связи с этим в Духов понедельник запрещалось каким-либо образом «тревожить» или «ранить» землю — полагалось отдыхать, ходить в церковь и молиться. Причем запрещены были не только земляные работы, но и, как и во всякий большой церковный праздник, работы по дому (то есть уборка, стирка и т.д.).
Однако это еще не все запреты. Также в Духов день и всю следующую за ним неделю запрещалось купаться. Считалось, что в этот период водоемами заправляют русалки, которые легко могут утащить ослушавшегося человека на дно.
Но придумав столько запретов, люди все равно находили, чем заняться. Так, у женщин в Духов день была своя почетная миссия — они должны были «накормить землю», чтобы усилить ее плодородие. Для этого устраивался «бабский пир»: под вечер хозяйки выходили в поле на своеобразный пикник, при этом периодически они прерывали трапезу и начинали раскладывать принесенные продукты на землю, чтобы та «поела».
Кроме того, известно, что в Духов день люди «слушали землю». Для этого они вставали очень рано, еще до рассвета, выходили в поле и прикладывали ухо к почве в надежде, что в этот предрассветный час земля поведает им какую-нибудь тайну бытия.
Еще одна традиция Духова дня — совершение крестного хода вокруг полей (таким образом наши предки хотели призвать благословение на землю-матушку). Также обязательным пунктом праздничной программы во многих селениях было освящение колодцев (чтобы они не пересыхали в жаркую погоду, и у людей всегда была вода).
Кстати, некоторые обычаи Духова дня сохранились до настоящего времени. Например, до сих пор особое внимание уделяется березовым веткам, освященным на Троицу: их и сейчас принято брать домой, чтобы поставить около икон (считается, что в Духов понедельник души умерших спускаются с небес на землю и садятся на ветки этого распространенного в наших широтах дерева).
Также в Духов день не забывают и об освященных накануне травах: их собирают, сушат, а потом в случае необходимости делают из них отвары и поют ими больных, чтобы те быстрее выздоровели. Вообще, в Духов понедельник всегда было принято собирать целебные растения, так как в этот день, как считалось, они обладают магической силой.
Кроме того, по традиции в Духов день семьи собираются за праздничными столами, на которых обязательно присутствуют караваи, пироги и блины. При этом не всегда эти застолья устраиваются дома, некоторые предпочитают выбираться с родными на природу.
Интересные факты
- Такие названия праздника, как Духов понедельник или понедельник Святого Духа, существуют только в православии. Дело в том, что у католиков этот праздник отмечается не на следующий день после Троицы, а одновременно с Воскресением Христовым (то есть, как понятно из названия, в воскресенье).
- Наши предки были уверены, что в Духов день начинается лето. Причем по этому дню определяли погоду на ближайшие шесть недель: согласно народным приметам, все эти полтора месяца будет такая же погода, как в понедельник Святого Духа.
- Духов день считается своеобразным днем рождения Церкви. Чтобы понять почему, достаточно вспомнить историю появления этого праздника: ведь именно в этот день апостолы пошли по миру, чтобы донесли Слово Божие до всех обитателей планеты.
- Наши прародители верили, что накануне Духова понедельника сам Святой Дух спускается с неба и распространяется по всей земле и даже проникает в дома. Причем у некоторых народов было принято заранее позаботиться о том, чтобы Святой Дух смог попасть в их жилища (обычно для этого открывали все двери и окна).
Собственно, это и есть день рождения Церкви. Когда Христос произносил Нагорную проповедь — вокруг него еще не было Церкви, но стояли те, кто были лишь учениками и послушниками…
День Святого Духа, Духов день — 5 июня в 2023 году — православный христианский праздник в честь Святого Духа, который празднуют на пятьдесят первый день после Пасхи. Духов день празднуется в память о Святом Духе, сошедшем на учеников Христовых, чтобы они могли проповедовать всем о Сыне Божьем, о Его страдании за нас о воскресении мертвых. Именно с этого момента на земле началось установления Церкви Христовой, поэтому Духов день так важен для христиан. Святой Дух един и не разделим с Богом Отцом и Богом Сыном, Духов день посвящен искренней и всеобъемлющей вере в Господа.
День Святого Духа, Духов день 2023
«Надо же — в такую рань и уже так пьяны» — услышали апостолы в день Пятидесятницы от иерусалимской толпы. В тот день они действительно вели себя странно.
Протодиакон Андрей Кураев
Как будто позабыв родной арамейский язык, они издавали какие-то странные звуки, которые можно было бы принять за иноплеменные языки, но всем в Иерусалиме было известно, что ученики Иисуса весьма далеки от книжности и учености. В их глазах и жестах, словах и интонациях слышалась необычная сила и решимость (а в Иерусалиме все помнили, что именно этих качеств и не проявили спутники Иисуса в ночь Его ареста).
На их лицах была такая неудержимая веселость (но жители святого Града хорошо помнили этих людей потерянными и рыдающими — еще и двух месяцев не прошло, как убили их учителя, а вместе с Ним все их надежды). И совсем не вязалась эта их внезапная радость с теми скорбными воспоминаниями… Нет, конечно, так повлиять на этих, в общем, вполне благочестивых и сдержанных людей могло только чрезмерное усердие в заливании вином своего горя…
Но, как нередко бывает, умудренная житейским опытом толпа оказалась неправа. Вино любого качества и количества не может проникнуть в ту глубину человеческого сердца, откуда исходила апостольская радость в день Пятидесятницы. Человек, созданный Духом Творца по образу Создателя, непостижим и сложен. И в каждом есть такие потайные кельи, куда даже он сам не может проникнуть.
Фото Олега Коновалова
Есть в человеческой душе такие потайные струны, извлечь из которых звук не может ни сам человек, ни что-либо иное, прикасающееся к ним из обыденного нашего мира. Те струны, которые изначала вложил в нас Бог, чтобы зазвучали они в полную и радостную силу при нашем возвращении в Отчий дом. Иногда доносящийся с нашей горней отчизны ветерок заставляет их слегка откликаться — и тогда рождаются стихи Пушкина и музыка Рахманинова…
Читайте также — Святой Дух
Тогда даже в душе человека, который зачем-то пробует самого себя убедить, что души у него в общем-то и нет и быть не может, — рождается радостное ощущение, что мир не сводится к хаотическому сцеплению мертвых атомов. И со временем это ощущение крепнет, перерастает в «постоянное чувство, что наши здешние дни это только карманные деньги, гроши, звякающие в темноте, а где-то есть капитал», с коего можно уже при жизни «получить проценты в виде снов, слез счастья, далеких гор» (Владимир Набоков).
Но происшедшее с апостолами в тот День, было больше, чем обыкновенное чудо. Впервые этих струн коснулось не эхо и не ослабевший ветерок, но рука самого Художника Мироздания. От начала в каждом человеке есть горница, о которой сказано Христом: «Мы придем к нему и обитель у него сотворим». И вот теперь, после того, как Сын Божий вырвал человека из под власти смерти, после того, как Кровь Христа очистила его от скверны, Троица входит внутрь человека: человек стал жилищем Духа.
Собственно, это и есть день рождения Церкви. Когда Христос произносил Нагорную проповедь — вокруг него еще не было Церкви, но стояли те, кто были лишь учениками и послушниками. Когда Он в ночь Своих страданий предлагал апостолам Чашу Нового Завета — вокруг Него были те, кого Он отныне называет уже не «рабами», но «братьями» — и однако, и это еще не было Церковью. Когда Он воскрес — и тогда они еще не поняли, какое значение для их собственных жизней и душ имеет тот факт, что их Учитель покинул Свою могилу. Но вот в день Сошествия Святого Духа они стали Церковью.
Отныне — один и тот же Дух живет в Предвечном Сыне Божием и в них самих. Отныне они сами — Тело Христово… Теперь не извне, не как ученики или наблюдатели. Они знают тайну Сына Божия. Теперь — это их собственная тайна, точнее, теперь — это уже таинство их собственной жизни.
Теперь они могут исполнять завет Любви не потому, что им так наказали, не из послушания или из страха. Теперь в них самих дышит та самая Любовь, что некогда зажгла солнца и светила. Христос оставил после себя не нравственные прописи и не сборник писаний. Пожалуй, нельзя даже сказать, что Он оставил после себя учеников. С людьми Он навсегда оставил на земле Самого Себя, Свое Божественное естество, хотя Свою человеческую природу Он вознес на небеса.
Он Дух Свой оставил в мире человеков, Он оставил — Церковь. Ту Церковь, тайну бытия которой замечательно раскрыл русский славянофил и богослов прошлого века Алексей Хомяков, увидевший в Церкви единство людей, свободно приемлющих Божественную благодать.
Итак, сегодня — наш День Рождения.
В этот День апостолы говорили из той глубины сердца, что тоскует о Слове и жаждет Духа в каждом человеке. Поэтому их слова были понятны всякому, в ком жила эта жажда, независимо от того, на каком наречии он обычно изъяснялся.И поэтому такие слова были непонятны тем, кто привык жить на поверхности. Чудо Пятидесятницы не имеет отношения к лингвистике. Апостолы говорили не на еврейском или греческом языке, не на татарском и не на русском. Они говорили просто — на человеческом языке.
Вот на этом языке и приходится нам учиться говорить всю нашу жизнь. И грамматической ошибкой здесь является грех, холодность и отчужденность. Здесь легко запутаться в спряжениях и согласованиях. Как сопрягаются, например, наши правды и единственная Истина? «Я затосковал в своих маленьких правдах и захотел Истины», — так однажды сказал о себе один вполне преуспевающий молодой журналист, друг Марины Цветаевой и наследник громкого аристократического имени. Он ушел на Афон и вместо титула «князя Шаховского» приобрел имя «монаха Иоанна». Он верно разобрался в грамматике бытия.
А только что мы были свидетелями и участниками как будто незаметной, но тем более опасной ошибки.
Читайте также — Святой Дух как Бог
За десять дней до Троицы праздновалось Вознесение Господне. И это был 40 день убийства монахов Оптиной пустыни. Я думаю, в этом году не произошло и не произойдет события, которое вызвало бы больший отклик в народной совести России. Люди, приезжающие в Оптину, уже просят прежде всего показать дорогу не к могиле преподобного старца Амвросия, а к свежим холмикам новомучеников.
Но в этот, сороковой день, когда по традиции Церкви творится самая значимая память об усопших, в Оптиной пустыни было пусто, греховно пусто… Было несколько сот обычных паломников. Было несколько человек, приехавших в Оптину специально, чтобы принять крещение (а это — признак истинно святой кончины убиенных: их смерть стала для других людей призывом ко вхождению в Церковь). Приехал Борис Костенко, бывший и на Пасху в Оптиной, и, снявший светлый и человечный фильм о происшедшем.
Но не было ни одного приезжего монаха, епископа, священника, семинариста (были, правда, студенты недавно созданного Российского Православного Университета)… Так же как не было завсегдатаев «патриотических» митингов, участников гневных пресс-конференций о «разгуле сатанизма». Тех, кто громче всех демонстрировал свое возмущение убийством, требовательнее всех призывал к ответу и намекал на то, что при нынешнем «режиме» иначе и быть не может.
Они использовали смерть монахов как козырь в своем политическом пасьянсе — но так и не приехали к их могилам…
Это и есть та ошибка, от которой нас должен был бы уберечь дар Пятидесятницы. Боль человека и веру Церкви не стоит использовать как пособие в слишком земных играх… Когда Авраама Линкольна пригласили помолиться о том, чтобы Бог взял сторону северян в гражданской войне, Линкольн ответил: Гораздо более важно, чтобы северяне молили Бога о возможности всегда быть на стороне Бога».
Помолимся же и мы сегодня, чтобы Россия стала на сторону Бога — Распятого ради нас и Воскресшего.
Ошибки же в духовном правописании мы делаем и видим слишком часто. Например, когда духовные дары желаем поставить на обслугу наших житейских интересов. Когда заходим в храм, чтобы испросить экзаменационную оценку повыше, пенсию побольше, болезней чуть-чуть поменьше. Любое молитвенное прошение — благо. Но Дух-то не может сойти на зачетную ведомость или пенсионную книжку. Он может войти только в сердце. Вот это сердце и просит Творец у человека: «Сыне, дай Мне твое сердце!». Это не от ревности или суровости Бога. Просто у Него есть только один Дар, который Он может подарить нам: Самого Себя. Сможем ли мы вместить?
А если, вспомнив о Боге, мы попросим: да, конечно, Ты нам нужен, и, когда я попробую полюбить Тебя, но сейчас мне очень срочно нужно во-о-от это — мы сделаем ошибку. Ту ошибку, от которой нас должен был бы уберечь дар Пятидесятницы.
Цитируется по: Диакон Андрей Кураев. Школьное богословие.
Читайте также про Духов день:
- Православные отмечают Духов день
- Дух Святой и дело Христово
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
https://sputnik.by/20220613/den-svyatogo-dukha-chto-nuzhno-znat-veruyuschim-1063575394.html
День Святого Духа: что нужно знать верующим?
День Святого Духа: что нужно знать верующим?
В понедельник, 13 июня, на следующий день после праздника Пятидесятницы (Троицы) Православная Церковь установила отдельный день для особого чествования Святого… 13.06.2022, Sputnik Беларусь
2022-06-13T11:28+0300
2022-06-13T11:28+0300
2022-06-14T17:33+0300
справка
религия
новости беларуси
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e5/06/09/1047843536_0:72:2731:1608_1920x0_80_0_0_121b4010aed2af353044ab6eeb93639a.jpg
Заместитель председателя Синодального информационного отдела БПЦ, протоиерей Александр Шимбалев рассказал корреспонденту SputnikОльге Деменчук об истории и духовном значении дня Святого Духа в православии.Когда и почему появился день Святого Духа?Священнослужитель рассказывает, что в православной церкви день Святого Духа отмечается на следующий день после Пятидесятницы (Троицы), т.е. на пятьдесят первый день после Пасхи. У католиков же этот день отмечается вместе с Пятидесятницей. Почему же возникла необходимость установления отдельного дня – дня Святого духа, ведь накануне, в день Пятидесятницы, мы отмечаем Сошествие Святого духа?»Если в Ветхом Завете и Евангелиях Святой Дух еще воспринимается несколько опосредованно, то в Книге Деяний апостольских Он представлен уже как отдельная ипостась Троицы. Книга Деяний апостольских показывает нам Его явное действие и руководство общиной как личности. Дух Святой наполнил (Деян. 2:4;4:8; 4:31), Дух Святой сказал (Деян. 8:29; 10:19; 13:2), Дух Святой послал (Деян. 13:4). Из этого следует, что теперь Он воспринимается как личность и поэтому при выработке учения Церкви и богословия появилась четко выраженное учение о Троице – Отце, Сыне и Святом Духе. Святой Дух является одной из ипостасей Святой Троицы, равным Отцу и Сыну», – поясняет Александр Шимбалев.Еретик Македоний и его последователи умаляли достоинство Святого Духа – они не относились к Нему как к отдельной ипостаси, а считали, что это творение, служебный дух, просто энергия, дуновение, которое исходит от Отца. Книга Деяний апостольских и глубокий богословский анализ иных книг Библии показывает, что Дух Святой – это личность, одна из ипостасей Святой Троицы. Именно поэтому у православной церкви возникла необходимость выделить этот особенный праздничный день, посвященный Духу Святому, сразу же после Троицы.День Святого Духа возник в период Вселенских соборов, когда боролись с ересью Македония – примерно в IV-V веках. Надо заметить, что праздник Святого Духа не выделен особо в церковных календарях – он отмечается вслед за Пятидесятницей, но не относится ни к великим, ни к двунадесятым и не имеет праздничного знака в Уставе.В чем заключается духовное значение дня Святого Духа?Священник подчеркивает, что духовное значение этого дня очень велико, потому что мы должны постараться, насколько это возможно для человека, понять божественные истины, которые привели к выработке учения о Святой Троице. «Нам необходимо постараться понять эту великую божественную истину, но другой вопрос в том, что не все постигается мышлением. Христианское богословие указывает на то, что высшее понимание возникает непосредственно при соединении с Богом, когда человек устремляется к Нему в молитве и испытывает сошествие Божественной благодати Святого Духа. Когда человек всем своим естеством устремляется к Богу, происходит прозрение и понимание, но оно не столько логическое и разумное, сколько внутреннее, духовное», – говорит Александр Шимбалев.Как следует встречать день Святого Духа?В День Святого Духа христианину лучше всего прийти в церковь на литургию и соединиться с Богом в причастии Святых Христовых Тайн, потому что литургия подчеркивает значение Святого Духа.»Цель жизни человека заключается в получении Даров Святого Духа, а Они приходят только тогда, когда мы обращаемся к Богу в молитве, соединяется с Богом в таинствах. Непосредственное участие в таинствах, в частности, в таинстве евхаристии, приводит к тому, что Бог посылает Благодать, и Дары Святого Духа сходят на человека, и таким образом он общается и постигает Духа Святого. Это и есть самое непосредственное значение Святого Духа в нашей жизни», – заключает заместитель председателя Синодального информационного отдела БПЦ.Больше актуальных новостей – в Telegram-канале Sputnik Беларусь
новости беларуси
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
2022
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
Новости
ru_BY
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e5/06/09/1047843536_0:0:2731:2048_1920x0_80_0_0_abebd184c8928e284c8096c26b8921b0.jpg
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
справка, религия, новости беларуси
справка, религия, новости беларуси
День Святого Духа: что нужно знать верующим?
11:28 13.06.2022 (обновлено: 17:33 14.06.2022)
Подписаться на
В понедельник, 13 июня, на следующий день после праздника Пятидесятницы (Троицы) Православная Церковь установила отдельный день для особого чествования Святого Духа. Этот день напоминает верующим о радости и великом значении сошествия Духа Святого.
Заместитель председателя Синодального информационного отдела БПЦ, протоиерей Александр Шимбалев рассказал корреспонденту SputnikОльге Деменчук об истории и духовном значении дня Святого Духа в православии.
Когда и почему появился день Святого Духа?
Священнослужитель рассказывает, что в православной церкви день Святого Духа отмечается на следующий день после Пятидесятницы (Троицы), т.е. на пятьдесят первый день после Пасхи. У католиков же этот день отмечается вместе с Пятидесятницей.
Почему же возникла необходимость установления отдельного дня – дня Святого духа, ведь накануне, в день Пятидесятницы, мы отмечаем Сошествие Святого духа?
«Если в Ветхом Завете и Евангелиях Святой Дух еще воспринимается несколько опосредованно, то в Книге Деяний апостольских Он представлен уже как отдельная ипостась Троицы. Книга Деяний апостольских показывает нам Его явное действие и руководство общиной как личности. Дух Святой наполнил (Деян. 2:4;4:8; 4:31), Дух Святой сказал (Деян. 8:29; 10:19; 13:2), Дух Святой послал (Деян. 13:4). Из этого следует, что теперь Он воспринимается как личность и поэтому при выработке учения Церкви и богословия появилась четко выраженное учение о Троице – Отце, Сыне и Святом Духе. Святой Дух является одной из ипостасей Святой Троицы, равным Отцу и Сыну», – поясняет Александр Шимбалев.
Еретик Македоний и его последователи умаляли достоинство Святого Духа – они не относились к Нему как к отдельной ипостаси, а считали, что это творение, служебный дух, просто энергия, дуновение, которое исходит от Отца. Книга Деяний апостольских и глубокий богословский анализ иных книг Библии показывает, что Дух Святой – это личность, одна из ипостасей Святой Троицы. Именно поэтому у православной церкви возникла необходимость выделить этот особенный праздничный день, посвященный Духу Святому, сразу же после Троицы.
День Святого Духа возник в период Вселенских соборов, когда боролись с ересью Македония – примерно в IV-V веках. Надо заметить, что праздник Святого Духа не выделен особо в церковных календарях – он отмечается вслед за Пятидесятницей, но не относится ни к великим, ни к двунадесятым и не имеет праздничного знака в Уставе.
В чем заключается духовное значение дня Святого Духа?
Священник подчеркивает, что духовное значение этого дня очень велико, потому что мы должны постараться, насколько это возможно для человека, понять божественные истины, которые привели к выработке учения о Святой Троице.
«Нам необходимо постараться понять эту великую божественную истину, но другой вопрос в том, что не все постигается мышлением. Христианское богословие указывает на то, что высшее понимание возникает непосредственно при соединении с Богом, когда человек устремляется к Нему в молитве и испытывает сошествие Божественной благодати Святого Духа. Когда человек всем своим естеством устремляется к Богу, происходит прозрение и понимание, но оно не столько логическое и разумное, сколько внутреннее, духовное», – говорит Александр Шимбалев.
«Главное для нас в день Святого Духа – понять учение Церкви о том, что Дух Святой – одно из лиц Святой Троицы, Ее ипостась, равночестная Отцу и Сыну. Отец, Сын и Дух Святой – три лица Святой Троицы», – обращает внимание протоиерей
Как следует встречать день Святого Духа?
В День Святого Духа христианину лучше всего прийти в церковь на литургию и соединиться с Богом в причастии Святых Христовых Тайн, потому что литургия подчеркивает значение Святого Духа.
«Цель жизни человека заключается в получении Даров Святого Духа, а Они приходят только тогда, когда мы обращаемся к Богу в молитве, соединяется с Богом в таинствах. Непосредственное участие в таинствах, в частности, в таинстве евхаристии, приводит к тому, что Бог посылает Благодать, и Дары Святого Духа сходят на человека, и таким образом он общается и постигает Духа Святого. Это и есть самое непосредственное значение Святого Духа в нашей жизни», – заключает заместитель председателя Синодального информационного отдела БПЦ.