Еще один популярный праздник — Канун Середины Лета (Фото: Pavel Ilyukhin, Shutterstock)
Jonsok, или Ночь святого Ханса — самая короткая ночь.
Первая половина двадцатых чисел июня — время особенное. Это пора самых длинных дней и самых коротких ночей. Деревья и травы цветут как никогда пышно. Птицы озаряют лес бодрыми голосами. Кое-где уже появляются первые лесные ягоды. Дойдя до высшей точки, солнце начинает катиться вниз, к зиме.
К этому таинству приурочен главный праздник, дошедший до нас из далеких языческих времен, который до сих пор празднуют народы Европы. В разных странах он называется по-разному. В Норвегии праздник также назван в честь Иоанна Крестителя, и потому зовется «Иванова ночь» — Jonsok.
Во многих странах до сих пор распространен обычай прыгать через костер, такие игры воспринимались как необходимый обряд очищения. Над костром принято ставить высокую жердь, украшенную венками и листьями или же увенчанную колесом. В Вестланне ее называют kall или kjerring. Сжигание жерди, знаменующее собой уход всего старого и отжившего, — один из самых торжественных моментов праздника.
На протяжении столетий в Скандинавии на Иванову ночь принято было сжигать на костре старые лодки. Этот обряд также очень древний и посвящен богу весны Бальдру, убитому рукой коварного Локи и сожженному в своем корабле Рингхорне. В эпоху викингов такой погребальный костер был частым явлением, тем более, если дружинники и родня провожали в Вальхаллу знатного воина или вождя.
Впрочем, не везде в Норвегии принято было жечь костры на Иванову ночь. В тех районах, где наблюдается «полночное солнце» (Midnattssol), такой костер в принципе не нужен: сам по себе солнечный свет отпугивает нечистую силу. На сетерах — высокогорных пастбищах — доярки жгут факела или небольшие костры у хлева, чтобы обезопасить скот от диких зверей.
К летнему солнцевороту был приурочен обряд «пробуждения поля». Он совершался женщинами, иногда в одиночку, а иногда с детьми. Расхаживая по полю, крестьянки махали венками, сплетёнными из цветов и стебельков, и пели:
Vekk opp, vekk opp, både åker og eng!
A no har du sove so lengje i seng.
A no har det vori både snjov og regn.
A no e Jonsoknotto kommo!
(Проснитесь, проснитесь, поля и луга!
Так долго вы спали в кроватке,
Под дождем и под снегом,
А теперь пришла Иванова ночь!)
Такой обряд, как правило, совершался вечером перед праздником, а его проведение вменялось в обязанность хозяйке дома. В эпоху христианства обряд совпал с крестным ходом, когда священник в сопровождении крестьян обходил поля, благословляя грядущий урожай.
Разумеется, в наши дни многие из названных обычаев либо забываются, либо совершаются сугубо формально. Однако праздник жив и до сих пор воплощает собой торжество лета, плодородия, расцвет жизненных сил.
День святого Ханса
День святого Ханса: история происхождения праздника и как его отмечают в странах Скандинавии.
С языческих времен, когда жители Древней Европы еще поклонялись солнцу, до нас дошел праздничный ритуал, посвященный самой короткой ночи и самому длинному дню в году — 23–24 июня. Его мистический смысл заложен самой природой — солнцеворот, начало лета, расцвет природы, изменение жизни. Славяне называют праздник днем Ивана Купалы, а в скандинавских странах — Швеции, Норвегии и Дании — днем святого Ханса. Кто такой святой Ханс? Это Иоанн Креститель. И православные, и католики отмечают его день 24 июня, просто зовут по-разному.
Кстати, в Швеции праздник еще именуют Мидсаммер — «середина лета». Празднование дня святого Ханса всегда сопряжено с огнем. Основное действо стартует после заката солнца, ведь, по поверьям, ночью огонь заменяет небесное светило и разгоняет нечисть.
В эту ночь нельзя ложиться спать, так как темные силы особенно сильны, и нужно быть начеку. Это залог счастливого и успешного года.
Датчане с самого утра украшают дома цветами, надевают национальные одежды и идут гулять в парки, устраивают пикники, пьют пиво и поют песни. Но самые зрелищные мероприятия начинаются ночью. Огромные языки пламени эффектно смотрятся на морском берегу, в них горят чучела ведьм, ненужные вещи, деревянные шесты.
В Норвегии, по старинной традиции, дошедшей до нас от викингов, жгут старые лодки, что символизирует начало новой жизни. За пределами Полярного круга костры разводят в горах, чтобы помочь солнцу разогнать темные силы. Участники водят хороводы, прыгают через огонь и всячески веселятся.
Красивая традиция — незамужние девушки пускают по воде венки со свечами, гадают на суженого, семью и количество детей.
Жители сельской местности зажигают факелы и охраняют свои дома и угодья от злых духов. Горожане, которые не хотят активно проводить время, дома жгут свечи и верят, что все плохое сгорит в их пламени.
Праздничные костры в Дании
ЛАРИСА СОЛОДЧЕНКО/ДАНИЯ. Праздник света существовал с незапамятных времен у всех, наверное, народов мира. И всегда у праздника света было два полюса – зимний и летний солнцеворот. С возникновением христианства праздник зимнего солнцеворота соотносился с рождением Иисуса Христа. А праздник летнего солнцеворота – с другой очень значительной фигурой христианства – с Иоанном Крестителем.
ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ
Датский праздник Sankthans (святой Ханс) или славянский Иван Купала – это день святого Иоанна Крестителя, который по традиции отмечается в самую короткую ночь. Однако короткую не с астрономической точки зрения, а опять же по традиции. В Дании это ночь или вечер с 23 на 24 июня, а в России – с 6 на 7 июля (из-за разницы между Юлианским и Григорианским календарями ).
Образ святого Иоанна Крестителя занимает центральное место в евангелистских рассказах об Иисусе из Назарета. Иоанн Креститель – сын священника Иерусалимского Храма – был проповедником и пророком. Он указал на Иисуса как на грядущего Мессию. Многие получили крещение от Иоанна в реке Иордан, в том числе и сам Иисус. Когда Иоанн публично осудил женитьбу царя Ирода на Иродиаде, его заключили в тюрьму, где он был вскоре убит. День смерти Иоанна (29 августа) был известен, а день его рождения вычислили так: около 330 года от Рождества Христова церковники установили, что Елизавета, мать Иоанна, была на шестом месяце беременности, когда архангел Гавриил принес Марии Благую весть. Значит день появления Иоанна Крестителя на свет – 24 июня. Когда христианство пришло в Данию и в Россию, то праздник святого Ханса, или Иванa Купалы, очень хорошо вписался в местные обычаи праздников середины лета или, иначе говоря, в праздники света. Это было время короткой летней передышки в сельскохозяйственных работах, когда засеянные поля вовсю зеленели, но собирать урожай было еще рано.
СВЯТАЯ ВОДА
В день святого Ханса в старые времена многие жители Дании устремлялись к святым источникам, чтобы излечиться от недуга или просто укрепить здоровье. В стране зарегистрировано 618 таких источников, многие из которых являются, действительно, лечебными. Люди спешили к ним именно в день святого Ханса, так как считалось, что вода в них обладает наибольшей целебной силой именно в самую короткую ночь в году. В России начинали купальный сезон с Ивана Купалы. Верили, что до этого дня реки, озера и пруды полны злых духов и опасных существ. И действительно, купаться раньше этого дня было опасно хотя бы потому, что вода еще не совсем прогрелась, а сами водоемы не всегда успевали войти в свои русла после весеннего разлива. В Дании из святых источников пили воду, купались в них, наполняли водой кувшины и увозили их с собой, чтобы потом целый год иметь лекарство, практически, от всех недугов. Все это сопровождалось ритуалами, языческими по своему характеру. Например, кувшин, прежде чем его наполнить водой, надо было три раза обнести вокруг церкви, тогда вода становилась еще целебнее. Иногда завязывали в мешочки землю, взятую около источника, и носили ее на шее как амулет. Считалось, что хорошо оставить что-то возле источника, иначе поездка к нему могла оказаться напрасной. Люди оставляли клочки одежды, сломанные костыли, палки. Источники после таких посещений превращались в свалки.
СВЯЩЕННАЯ ФЛОРА
Согласно старинным преданиям, растения в ночь на на день святого Ханса (Ивана Купалы) приобретают магические свойства. Они могут стать целебными или ядовитыми, приворотными или отворотными. Верили, что почти все растения могут использоваться в качестве лекарства, если их собрали в ночь на Ивана Купалу. В Дании самое известное из таких растений называется Sankthansurt. Оно используется и для лечения, и для гаданий, и для приворотов. В ночь на Ивана Купала в России и на Украине девушки ищут в лесу цветущий алыми цветами папоротник, символизирующий вечную любовь. К сожалению, никому не удавалось его найти. Папоротник, как известно, не цветет. Однако, современные девушки, зная это, все-таки не теряют надежды найти волшебный цветок папоротника. С лесом, растениями, природой связано много старинных примет, общих для датчан и русских! Например, в ночь ча день святого Ханса (на Ивана Купалу) гадают о предстоящей погоде: если кукушка прокуковала всего один раз, то, как в Дании, так и в России считается, что лето будет засушливым, а если она кукует громко и долго, то лето будет дождливым. И это далеко не единственный пример.
КОСТЕР И ВЕДЬМА
Вершина праздника является костёр, зажигаемый под вечер или в ночь на день святого Ханса. Именно он символизирует тот свет, вокруг которого вращается весь праздник. И в России, и в Дании люди собираются вокруг костра, поют песни, веселятся. На Украине и в некоторых областях России есть очень древний обычай: прыгать через костер (если он, конечно, не очень высокий). Единственное, что отличает, пожалуй, датский костер от русского или украинского, это то, что на датском костре сжигают чучело ведьмы. И в России, и в Дании считалось, что ведьмы особенно активны и опасны именно в эту ночь. Нет документальных свидетельств того, что в иудаизме или в христианстве (в первое тысячелетие его существования) была вера в ведьм. В средние века католические священники осуждали подобные языческие суеверия. В этом смысле они были более просвещенными, чем их коллеги в последующие века. Активная вера в ведьм и охота на них в Дании начинается именно с Реформации. Первая ведьма была сожжена на костре в 1540 году. Костры продолжали пылать все XVII столетие. Последнюю женщину, обвиненную в колдовстве, сожгли на костре в 1693 году, и было это на острове Фальстер. Предполагают, что за этот период в Дании на костре погибло около 1000 человек. Причем не только женщин, но и мужчин обвиняли в пособничестве дьяволу. Насколько известно, ведьм сжигали в любое время года, однако вряд ли во время празднования святого Ханса. Откуда же тогда взялась символическая ведьма на современном санктхансовском костре? Да просто в двадцатые годы двадцатого уже века группа немецких рабочих, трудившихся в качестве иностранной рабочей силы в Дании на верфи Калундборга, придумала эту шутку. С тех пор обычай этот распространился по всей стране. Русская православная церковь всегда осуждала веру в ведьм. Она просто игнорировала их существование. Вероятно, поэтому русские ведьмы жили всегда вольно среди людей. В представлении русского народа ведьмы, а точнее колдуны и колдуньи, ворожеи, а также мавы и русалки считались опасными существами, но не обязательно злыми. Они приносили иногда и удачу. Например, увидеть лешего или домового на Ивана Купалумогло обернуться богатством. Мавы и русалки опасны для молодых парней. Как в России, так и в Дании (где они называются elverpiger), эти красавицы заманивают юношей в опасные омуты и топи или затанцовывают до смерти. Однако, если кто-то увидит русалку на Ивана Купалу, то будет счастливым в любви.
Ночь святого Ханса
Корни праздника святого Ханса, который так любят отмечать жители Норвегии, уходят в языческое прошлое. Только современные католические традиции привязывают его к чествованию христианского святого Иоанна Крестителя. Оттого эта ночь зовётся в Норвегии «ивановой». В природе, эта ночь является самой короткой по продолжительности, а в некоторых районах Норвегии солнце не садится всю ночь. В ночь святого Ханса, травы и деревья растут необычайно быстро и пышно. В древности, в ночь святого Ханса норвежцы выходили в поле, где проводили обряды плодородия и пели песни — заклинания.
Позже, после принятия христианства, благословлять поля и будущий урожай, стали священники. Из языческих времён в современную Норвегию пришёл интересный обряд сжигания на кострах лодок. Хотя сейчас об этом мало кто помнит, но связан он был с почитанием древнескандинавского бога весны Бальдру, коварно убитого и сожжённого на своём корабле Локи. Очистительная сила огня святого Иоанна, отразилась и в традиции жечь на этот праздник священные костры. Прыгая через эти костры, норвежцы верят, что проходят обряд очищения. После этого на костре сжигают деревянную жердь, с водворённым на неё колесом. Считается, что таким образом уходит в прошлое всё плохое и отжившее.
Праздники в других странах:
Календарь праздников
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | |||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | ||
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.
Просматривая материалы сайта, Вы разрешаете использование cookie-файлов.
День святого Ханса в Холме 23 июня 2021 года. В этом году популярный народный праздник в Дании был особенно долгожданным, потому что стал первым разрешенным традиционным праздником за последние более года, после недавнего смягчения ограничительных мер из-за эпидемии коронавируса. Празднование дня святого Ханса в прошлом году было отменено повсеместно. В этом году еще несколько недель назад вопрос о проведении праздника оставался открытым. И не только из-за всё ещё продолжающейся эпидемии коронавируса. В середине июня 2021 года в Дании стояла жаркая погода без дождей. Бывали случаи, когда традиционные костры в день святого Ханса запрещались из-за погодных условий.
В этом году и погода не подвела. За неделю до праздника прошли дожди. В местной газете Aarhus Onsdag появились многочисленные объявления о местах празднования дня святого Ханса в Орхусе. Из этого списка я выбрала одно из ближайших мест проведений — в Холме, на южной части г. Орхус.
Праздничные мероприятия организуют муниципалитеты, различные ассоциации, но чаще всего этим занимаются церкви — хранители традиций.
День святого Ханса в Холме организовала церковь Холме (Holem kirke). Праздник начался уже в 17:00 в парковой зоне возле приходского дома (sognegården). Программа праздника была опубликована в местной газете, в соцсетях и на информационной стойке у входа в приходской двор.
В парковой зоне с большим зеленым газоном было сделано место для костра. На верхушке веток разместилось чучело ведьмы.
День святого Ханса в Холме собрал довольно много людей, большинство из которых были местными жителями этого района города.
На праздник люди пришли со своими стульями, пледами и перекусами. Возле приходского дома продавалось пиво, напитки, попкорн и горячие сосиски.
Некоторые участники праздничного мероприятия пришли со своими переносными мини-грилями или составляли мини-печи из кирпичей, а на них поджаривали сосиски, булочки или маршмэллоу — сладость, напоминающая зефир. Маршмэллоу — это английское название растения Алтей лекарственный (дат. lægestokrose, англ. marshmallow, лат. Althaea officinalis). Раньше из корней алтея изготовляли желеобразную массу, из которой делалась сладость. В настоящее время маршмэллоу делается из других ингредиентов, но английское название сохранилось.
Развлекательная часть программы праздника святого Ханса была отведена детям. На праздник был приглашен скульптор и музыкант Сёрен Брюнёльф (Søren Brynjolf) с музыкальной программой «Sørens Safari Show».
Сёрен занимается изготовлением деревянных скульптур. В его развлекательной программе участвовали африканские животные, которых он вырезал из дерева.
Похоже, что дети были в восторге от выступления Сёрена и его деревянных артистов.
После окончания развлекательной части праздника, родители с самыми маленькими детьми уже стали покидать мероприятие. День святого Ханса в Холме попадал на среду, рабочий день.
Перед тем, как разжечь костер, с речью выступила священница церкви Холме. В своей речи она говорила о связи между национализмом и традициями, которые получили наиболее сильное выражение в середине 19 столетия. Не случайно, что некоторые песни, которые датчане в настоящее время поют возле костра, были написаны во времена становление национального самосознания датчан. Упомянула священница и футбол. С середины июня проводился чемпионат Евро-2020. А в Дании, где футбол приравнивается к национальному виду спорта, охватили массовые празднества по этому случаю.
Священница также сказала, что в этом году больше всего хотелось бы сжечь на костре не чучело ведьмы, а маски. Но только это время еще не пришло. Несмотря на то, что правительство Дании недавно смягчило ограничительные меры по защите от эпидемии коронавируса, отменив обязательное использование защитных масок во многих местах, в общественном транспорте, например, пассажиры по-прежнему обязаны носить маски.
В 20:45 наступило время для разжигания костра.
Люди ждали момента, когда будет сожжено чучело ведьмы на костре.
Последнюю живую ведьму в датском королевстве сожгли в 1693 году. Впоследствии преследование ведьм и колдунов не одобрялось королем. Но искоренить веру в колдунов еще очень долго не было возможно. В них по-прежнему верили в некоторых небольших общинах. Последнее известное обвинение ведьмы случилось в 1934 году. Однако обвинение не привело к разоблачению, и дело было закрыто.
Чучело ведьмы на костре в настоящее время — это всего лишь традиция. Уже вряд ли кто верит в то, что на костре отгоняются злые духи и нечисть.
Пока костер горел, участникам мероприятия раздавались листочки с текстами песен.
Песенный репертуар был классическим и включал три самые популярные песни, которые обычно датчане распевают возле горящего костра.
Текст первой песни «Дания — моя родина» («I Danmark er jeg født») написал г. К. Андерсен в 1850 году, будучи под впечатлением от событий трехлетней войны. Песню на стихи Г. К. Андерсена называют неофициальным гимном Дании.
Следующая песня «Мы любим нашу страну» («Vi elsker vort land») тоже относится к репертуару песен середины лета (дат. Midsommervisen). Эта песня была взята из пьесы Хольге Драхман (Holger Drachmann), написанной в 1885 году. Сюжет пьесы немного напоминает сказку Г. К. Андерсена «Свинопас«. В пьесе рассказывалось о том, как принцу удалось унизить различными способами испорченную девочку и превратить ее в настоящую принцессу. В конце концов принц и принцесса поженились в середине лета — в день летнего солнцестояния или день святого Ханса.
Третья и последняя песня называется «Дания в самую белую ночь» («Danmark, nu blunder den lyse nat») или «Датское лето» («Den danske sommer»). Эта песня очень известна в Дании. Она включена в списки 12 основных песен в репертуар народной школы Højskolesangbogen. В 1999 году газета Berlingske Tidende опубликовала результат опроса читателей, которые назвали эту песню песней века. Стихи песни написал в 1914 году Тёгер Ларсен (Thøger Larsen). На стихи было положено множество мелодий, среди которых самая известная была написана Олуфом Рингом (Oluf Ring) в 1922. Песню на эту мелодию пели в день святого Ханса в Холме.
Под песни костер горел и догорал. Чем-то мне эта атмосфера песнопения напоминала пионерское детство в летних лагерях с вечерними кострами.
Костер догорал. Люди не спешили расходиться.
Я уже уходила с праздника, многие люди все еще оставались стоять возле догорающего костра.
Все фотографии и видео сделаны 23 июня 2021 г. Холме (Holme) / Aarhus (Орхус), Дания
Страны Северной Европы всё более манят путешественников, которые ценят не только занимательный туризм, но и интересуются местной культурой. Мне кажется, удивляться этому не стоит, ведь самобытность северных народов, их приверженность старинным традициям, необыкновенные обычаи не оставляют равнодушным никого из гостей этих краёв. Доказывает это Норвегия, страна, народ которой превосходно сочетает современное развитие и преданность древним поверьям.
Культура норвежцев напоминает коктейль, где смешаны обряды викингов, средневековые крестьянские ритуалы, а также оттенки традиций самых разных народов Европы. Почему норвежцы с особым трепетом относятся к природе и искусству? Зачем северные красавицы носят на шее молоточек? Почему жители Норвегии сжигают старые лодки именно 23 июня?
Как развлекаются норвежцы
С чем у вас ассоциируется Норвегия? Мне сразу приходит образ снежной земли и не слишком мягкого климата. Интересно, что именно такие суровые погодные условия повлияли на развитие традиционных ремёсел норвежцев.
Ежедневно будни людей проходили в постоянном труде и борьбе с холодами, а потому совершенно естественным стало желание хоть как-то украсить жизнь. Издавна в Норвегии развивались кузнечное и ювелирное дело, музыка и литература. Особое внимание хочу уделить норвежской поэзии.
Даже сегодня многие авторы занимаются пересказами и своей трактовкой древних легенд и преданий, которые навеки сохранились в норвежском фольклоре. Не меньше вдохновляет жителей Норвегии и музыка. Многие норвежцы отлично играют на скрипке, а своим кумиром считают Эдварда Грига, ведь его музыка, полная таинственности, очень близка сердцу народа северного края.
Почитание природы норвежцами
Несмотря на суровые испытания, что природа преподносила норвежцам, они относятся к ней с уважением и почитанием. По всей видимости, вера предков, что считали стихию священным божеством, и сегодня живёт в сердцах жителей Норвегии – пусть даже неосознанно.
Если сегодня многие норвежцы являются христианами, то в далёком прошлом они долгое время склонялись к языческим верованиям. Грозные скандинавские божества правили людьми, а легенды о них живут и сегодня.
Интересно, что современные норвежские девушки часто надевают на шею маленький молоточек. Он ассоциируется с Тором. Северные красавицы верят, что этот символ древнего бога поможет им обрести любовь и счастье, наделит невероятной красотой и придаст уверенности в своих силах.
Зимние праздники норвежцев: а Дед Мороз – это гном!
Норвежские традиции невозможно представить без обычаев, связанных с главными зимними праздниками – Рождеством и Новым Годом. Накануне этих дней ребятня ждёт прихода Юлениссэна, а точнее – норвежского Деда мороза.
Малыши искренне верят, что он умеет совершать чудеса, ведь даже имя его переводится довольно чудно – «Рождественский гном». Да-да, в понимании норвежцев привычный нам Дедушка Мороз – это небольшой гном, который ведёт свой род от древних пещерных троллей, живших в горах. Честно признаться, мне такого рождественского деда представить сложно.
Если Новый Год в Норвегии отмечают достаточно скромно, то Рождество – это весёлый и яркий праздник. В этот день на стол хозяйки выставляют лучшие блюда национальной кухни, многие из которых очень сытные, ведь сделаны из мяса и жирной рыбы.
Обязательными для рождественского стола считаются семь угощений, среди которых есть любимое лакомство норвежцев. Это – миндальный пирог. Уже много столетий живёт старинное норвежское поверье: кому попадёт кусочек миндаля в пироге – тому улыбнётся удача в наступающем году.
А в новогоднюю ночь норвежцы дарят друг другу подарки, приём особые. Лучшим презентом считаются… спички. Они символизируют тепло и уют. Не менее важным ритуалом Нового Года является зажигание камина, что, согласно поверьям, будет согревать домочадцев целый год.
Коза с чудесными дарами
У многих стран есть свои священные и почитаемые животные. Если в России это медведь, а в Индии слон, то в Норвегии люди с трепетом относятся к козам. Накануне наступления Нового Года дети просят не Деда мороза, а именно козу принести им подарки.
Для того, чтобы рогатая покровительница услышала их, в свои ботинки малыши кладут сухие колосья овса. Наутро происходит чудо, и вместо колосков дети находят сладкие угощения.
О козе сохранилась и старинная легенда. Она рассказывает, что во время одной из своих прогулок король Олаф Второй спас горную козу, не дав упасть ей со скалы. Раненое животное по приказу правителя было доставлено во дворец, где лучшие лекари вылечили козу. Здоровая и свободная, она стала каждую ночь приносить ко дворцу лечебные травы, которые помогали людям бороться с болезнями.
Ночь Святого Ханса
Отмечают в Норвегии и аналог Дня Ивана Купала – Ночь Святого Ханса. Праздник этот ежегодно попадает на самую короткую ночь – 23 июня.
Во время торжества норвежцы стараются сжечь как можно больше ненужных предметов, чтобы кострами разогнать темноту. В огонь летят старые стулья и столы, а также прохудившиеся лодки. В Ночь Святого Ханса принято петь старинные песни и плести венки из душистых трав, которые когда-то норвежцам подарила священная коза.
И пусть погода в Норвегии редко балует теплом, традиции норвежцев отличаются изысканностью и уютом. Эти люди знают цену жизни, ведь когда-то за каждый её день боролись предки. Норвежцы берегут природу родных мест и свою необыкновенную культуру, где есть место причудливым узорам ювелиров, поэтическим рассказам о прошлом и мифам о божествах, интерес к которым со временем лишь возрастает.