«Праздник святого Йоргена» — советский фильм-комедия режиссёра Якова Протазанова по мотивам одноимённого романа Харальда Бергстедта.
Цитаты[править]
- Наместник храма Св. Йоргена, правая рука Господа Бога.
- Утверждаю, что с научной точки зрения главное в профессии вора, как и в профессии святого, — это, конечно, вовремя смыться. Между нами, конечно…
- Истинно сказано в Евангелии от Св. Йоргена: неисповедимы пути Господни, и никто не знает, когда Господь призовёт его.
- Между прочим: птицы небесные не сеют, не жнут, а Отец Небесный их питает. Проверено… мною.
- Безобразие! За гроши пять раз летать заставляют.
- Верующие! Голосуйте за партию национал-демократов во имя св. Йоргена!
- Если вы отдадите нам голоса верующих, то… придя к власти, наша партия отменит налоги на церковные земли.
- Вот люди живут! Небось каждый день руки моют.
- Исцеляйся, дубина, тебе говорят!
- На святых не должны сердиться даже их невесты.
- Пока у святого Йоргена будут такие невесты, он вряд ли вернется на землю…
- Предлагаю сторговаться с этим проходимцем и устроить ему вознесение к отцу небесному.
- С вами, святой отец, в карты играть не садись — разденете.
- Спокойно! Примите ангельскую позу!
- Учитесь, ваше преосвященство, как надо работать без отмычек!
- Человек идет по морю аки по суху, а у вас дачники разъезжают!
- Чудотворный источник св. Йоргена. Подлинное чудо — приносит 1000 процентов дохода.
- — Совершите, пожалуйста, еще одно чудо. Вознеситесь на небо.
— А подъёмные? - Истинное призвание женщины — это любовь. Любовь к жениху. Жениху небесному.
- Отец казначей, известный своим бескорыстием…
- …и, когда Св. Йорген благословил отца-казначея, все сразу поняли: это — он.
- Моя дорогая, бедная мама уронила меня с …надцатого этажа.
- …как трахнет меня… с четырнадцатого этажа…
- Отрок аки былинка — худой и бледный.
- Вчера сдавали заказ нефтяному тресту, сегодня — церковному…
- Поменьше психологии, господин директор, побольше чудес!
- Подбросьте ещё парочку исцелений и заканчивайте!
Динозавр кинематографа
Яков Протазанов — человек с необычной судьбой. Владимир Маяковский, недолюбливающий этого режиссера, метал с трибуны громы и молнии, считая его кинематографическим динозавром: «С этим Протазановым лезут столетние древности кинематографии. Кинематографа не было, а был уже Протазанов!» Поэт был в чем-то прав — Яков начал снимать фильмы еще на заре кинематографа, был успешным режиссером до революции, его немые картины имели огромные кассовые сборы. Самая известная лента Протазанова «эпохи царизма» — «Пиковая дама», в 1918 году он снял фильм «Отец Сергий», который с восторгом приняли не только в России, но и в Европе.
Своим успехом картины режиссера были обязаны в том числе и суперзвезде дореволюционного кинематографа Илье Мозжухину. Но в 1920 году в разгар Гражданской войны и Мозжухин, и Протазанов эмигрируют из России, буквально бегут на утлом суденышке по морю из Ялты — как им тогда казалось, навсегда. Очутившись в Берлине, а потом в Париже, российский режиссер продолжает снимать вполне успешные фильмы с Мозжухиным в главных ролях, благо эра «великого немого» не требовала совершенного владения чужими языками. Там же Протазанов знакомится с другим эмигрантом — Алексеем Толстым.
Как ни удивительно, но режиссер не прогадал, вернувшись на родину. Несмотря на «порочащие» Протазанова факты биографии вроде дореволюционного успеха и эмиграции, советский кинематограф нуждался в таких профессионалах, как он. Осенью 1924 года в Москве публика штурмует кассы, чтобы посмотреть «Аэлиту», снятую Протазановым. После успеха этой картины Луначарский дает ему своеобразный «карт-бланш» — разрешение снимать практически все, что захочет. Режиссер экранизирует Чехова, а потом уходит в жанр комедии, до той поры на советском экране почти отсутствовавший.
Под запретом Папы Римского
Идея экранизировать роман датчанина Гаральда Бергстеда «Праздник святого Йоргена» пришла в голову Протазанову в 1927 году. Роман был написан за десять лет до этого и сразу стал скандально известным — Папа Римский тут же включил его в список запрещенных к прочтению книг. История об обманывающих и обирающих свою паству церковниках, которые сами, в свою очередь, стали жертвами «чудотворца»-проходимца, была признана католической церковью кощунственной и, как следствие, стала очень популярной среди читателей по всему миру. Яков Протазанов взял сюжет романа за основу и в соавторстве с Олегом Леонидовым сел писать сценарий. Дело затянулась на два года, потребовалась помощь еще двух сценаристов. По словам Владимира Швейцера, который тоже участвовал в написании сценария, у Протазанова была «абсолютная монтажная память»: «Он читает литературную запись эпизода, как ноты, слыша уже голоса актеров», — вспоминал Швейцер.
Фильм должен был получиться в духе времени — антирелигиозным и смешным. Что удивительно, Яков Протазанов, по свидетельствам современников, до возвращения в СССР был верующим человеком — в Берлине он обязательно ходил к заутрене в православную церковь, а в своих дореволюционных фильмах не раз поднимал «божественную» тему.
Впрочем, в «Празднике святого Йоргена» высмеивается не православная, а католическая церковь с ее тягой к «спецэффектам» в виде массовых исцелений и прочих чудес. С появлением кинематографа католики изобрели еще один эффективный способ воздействия на паству. Будучи на парижской кинофабрике братьев Пате, Яков Протазанов как-то попал на съемки большой картины о Христе, создававшейся по заказу церковников. Возносящиеся «на небеса» с помощью тросов актеры и курящий во время перерыва «сын божий» произвели на русского режиссера большое впечатление, которое он потом передал в своем фильме «Праздник святого Йоргена», где к празднику в срочном порядке снимался «мировой религиозный боевик».
Трус — Балбес — Бывалый 30-х годов
С исполнителями главных ролей у режиссера проблем не было — еще в предыдущей своей комедии «Процесс о трех миллионах» он сформировал идеальную тройку — Михаил Климов, Анатолий Кторов и Игорь Ильинский. Все три актера блистали в столичных театрах, но впервые на экран их «вывел» именно Яков Протазанов. Трио Климов — Кторов — Ильинский было в те годы настолько же удачным, как и появившиеся 40 лет спустя с легкой руки Леонида Гайдая Трус, Балбес и Бывалый. Поговаривали даже, что идею комической тройки Гайдай подсмотрел как раз в старых фильмах Протазанова. Михаил Климов сыграл роль алчного настоятеля собора, Анатолий Кторов стал элегантным вором-рецидивистом Кукисом, бежавшим из тюрьмы и представшим перед паломниками в виде святого Йоргена, а Игорь Ильинский сыграл его пособника, изобразившего чудесное выздоровление. «Исцеляйся, дубина, тебе говорят!» — шептал ему надевший терновый венок Кукис.
Воронцовский дворец превратили в Йоргенштадт
Съемки проходили в Крыму, в Ялте и Алупке. Естественным антуражем стала Армянская церковь — место сбора почитателей святого Йоргена. В Алупке в Йоргенштадт превратили Воронцовский дворец — площадь перед северным фасадом послужила фоном, мимо которого проходила вереница паломников, готический фонтан на площади превратили в источник святого Йоргена. Съемки шли непросто, хотя крымская погода и благоволила — стояли теплые солнечные дни. С сыгранным ансамблем актеров проблем почти не было, но огромная массовка «верующих» доставляла режиссеру и его помощникам массу хлопот.
— Протазанов стоял перед входом в старую армянскую церковь и задумчиво смотрел вниз на тысячную толпу «богомольцев», кипевшую на огромной лестнице церкви и на площади перед ней, — вспоминал позже Владимир Швейцер. — Одушевить для сложной массовой сцены пеструю толпу статистов, наскоро собранных в Ялте из местных огородниц и осевших в 20-х годах на юге «бывших людей», было делом нелегким. «Богомольцы» должны были требовать от Йоргена (Кторова) «чуда», чтобы окончательно поверить в его воскресение. Но большинство из них проявляло полное равнодушие к судьбе неизвестного святого. Зато обедневшие генеральши и бывшие владельцы частных пансионов вкладывали слишком много религиозного экстаза и подозрительной требовательности в реплику: «Чуда! Мы требуем чуда!». Стоял нестройный гул, ассистенты и помрежи выбивались из сил, переходя от группы к группе и стараясь по частям организовать «массовку».
«Внимание, товарищи! — раздался голос Протазанова, усиленный мегафоном. — Хочу рассказать анекдот…» Толпа затихла. Было наслаждением следить за тем, как овладел Протазанов сначала симпатией тысячной толпы, потом заставил ее заинтересоваться ходом сцены.
В съемочной бригаде режиссера между собой называли «лордом пролетарского кино». Он всегда ходил с тростью, закрытый, немногословный. Игорь Ильинский в шутку даже пародировал Протазанова, темпераментно ломая палку во время съемочного процесса. Кстати, среди местных краеведов до сих пор ходят споры, присутствовал ли на съемках Михаил Булгаков — он отдыхал в это время на даче Красавиных в Алупке, там же жила и неразлучная троица Кторов — Климов — Ильинский. Уже после выхода фильма на экраны критики выясняли, кто из троих актеров сыграл лучше всего. Пальму первенства отдали Игорю Ильинскому в роли нелепого и неуклюжего Шульца. Особенно он был хорош
в сцене, где якобы исцеленный «калека» отбрасывает костыли и начинает танцевать на глазах у восхищенных верующих. После этого успеха Ильинского сравнивали с Паташоном, называли «русским Чарли Чаплином», но сам он, как ни странно, был своей игрой, да и вообще своими немногочисленными на тот момент ролями в кино не очень доволен — позже он сетовал, что «не создал в кино собственной маски».
Любовь Румянцева
Интересные факты
Увековечены в «Золотом теленке»
Поскольку фильм изначально задумывался как немой, то все комические реплики были подписаны в интертитрах. «Учитесь, как надо работать без отмычек!» — говорит Кукис своему напарнику, глядя на продажу слез и волос святого Йоргена. «Всем вам отпускаю грехи бесплатно!» — «Зачем же бесплатно? Это не по-божески!»; «Личность чудотворца установлена»; «Предлагаю нам сторговаться с этим проходимцем и устроить ему вознесение к отцу небесному».
Написанию интертитров уделялось в эру немого кинематографа огромное внимание, поэтому для их создания пригласили уже известных Илью Ильфа и Евгения Петрова. Это был их первый опыт работы в кино. Суета съемочного процесса произвела на Ильфа и Петрова такое впечатление, что они увековечили ее позже в «Золотом теленке»: «На 1-й Черноморской кинофабрике был тот ералаш, какой бывает только на конских ярмарках и именно в ту минуту, когда всем обществом ловят карманника… Люди в синих беретах сталкивались с людьми в рабочих комбинезонах, разбегались по многочисленным лестницам и немедленно по этим же лестницам бежали вниз. В вестибюле они описывали круг, на секунду останавливались, остолбенело глядя перед собой, и снова пускались наверх с такой прытью, будто бы их стегали сзади мокрым линьком. Стремглав проносились ассистенты, консультанты, эксперты, администраторы, режиссеры со своими адъютантшами, осветители, редакторы-монтажеры, пожилые сценаристки, заведующие запятыми и хранители большой чугунной печати… В течение получаса добросовестной рыси Бендер уяснил себе щекотливое положение дел на 1-й Черноморской кинофабрике. Вся щекотливость заключалась в том, что немое кино уже не работало ввиду наступления эры звукового кино, а звуковое еще не работало по причине организационных неполадок, связанных с ликвидацией эры немого кино».
Фильм озвучили спустя пять лет
Через пару лет после выхода «Праздника святого Йоргена» на экраны стало окончательно ясно, что эра немого кино прошла. В 1935 году, чтобы идти в ногу со временем, Яков Протазанов принял решение озвучить свой фильм. Но возникли проблемы — диалоги никак не влезали в скупую артикуляцию актеров немых сцен. Режиссеры придумали новый и нестандартный для того времени ход: они ввели закадровый монолог одного из главных героев — архиепископа, которого играл Михаил Климов. «Елейно-лицемерный комментарий Климова вступал в резкое столкновение с происходящим на экране, и это создавало новую ироническую грань в комедийной игре», — писал позже Владимир Швейцер.
Памятник исцелившемуся больному
Пляска чудесным образом выздоровевшего проходимца Шульца на паперти
перед ликом «святого Йоргена» спустя 70 лет после выхода фильма была отлита в бронзе — в 2001 году памятник исцелившемуся больному появился в Донецке перед областной травматологической больницей. Авторами скульптуры стали Павел Чесноков и Юрий Балдин. Она вмонтирована в верхнюю площадку лестницы у главного входа: мужчина в костюме-тройке, с платочком в нагрудном кармане, спускается с лестницы, держа в руках сломанный за ненадобностью костыль.
Потухший вулкан
Судьба режиссера Якова Протазанова оказалась счастливее, чем можно было бы ожидать в то время и при тех обстоятельствах. Репрессии 1930-х годов, выкосившие часть деятелей театра и кино, обошли Протазанова стороной. Он продолжал снимать фильмы, теперь уже со звуком: так, в 1937 году его «Бесприданница» по Островскому получила золотую медаль на Международной выставке в Париже. Впрочем, на Протазанова строчили доносы недоброжелатели, обвиняя в «неактуальности» — ведь в разгар Великой Отечественной войны он снимал комедию о Ходже Насреддине. Говорили, что «фильм не отвечает задаче поддержания духа бойцов Красной армии». Незадолго до Победы с режиссером встретился его старый друг Игорь Ильинский. И заметил, что Протазанов — словно потухший вулкан. Режиссер умер в августе 1945 года, в возрасте 64 лет, до последнего дня работая над очередной картиной по Островскому «Волки и овцы».
– Утверждаю, что с научной точки зрения главное в профессии вора, как и в профессии святого,-это, конечно, вовремя смыться. Между нами, конечно…
– Совершите, пожалуйста, еще одно чудо. Вознеситесь на небо.
– А подъемные?
– Вот люди живут! Небось каждый день руки моют.
– С вами в карты не садись-разденете!
– Чудотворный источник св. Йоргена. Подлинное чудо-приносит 1000 процентов дохода.
– На святых не должны сердиться даже их невесты.
– Исцеляйся, дубина, тебе говорят!
– Человек идет по морю яко по суху, а у вас дачники разъезжают!
– Пока у святого Йоргена будут такие невесты, он вряд ли вернется на землю…
– Спокойно! Примите ангельскую позу!
– Учитесь, ваше преосвященство, как надо работать без отмычек!
– Предлагаю сторговаться с этим проходимцем и устроить ему вознесение к отцу небесному.
– Между прочим: птицы небесные не сеют, не жнут, а отец небесный питает их. Проверено!
– Верующие! Голосуйте за партию национал-демократов во имя св. Йоргена!
– Безобразие! За гроши пять раз летать заставляют.
-
December 1 2016, 16:32
- Религия
- Cancel
Праздник святого Йоргена
Он переодевается Святым Йоргеном и выходит навстречу толпе, ждущей чудес…
«Йорген, Йорген, гутен морген»*
«Скажи нам, Йорген, нас любя, Что было б с нами без тебя»*
«Чудо!»*
«Яви нам чудо!»*
— Нам необходимо…
— Важно обеспечить…
— Надо отменять инструкции…
— Нужно ускорить внедрение подходов…
— Даю прямое поручение — чётко определить статус…
— Борьба с коррупцией не шоу…
— Мы должны подкрепить деловую активность…
«Исцеляйся, дубина! Арестуют!»*
«Вчера сдавали заказ нефтяному тресту, сегодня — церковному…»*
«Поменьше психологии, господин директор, побольше чудес!»*
— Нужно стимулировать…
— Взять что нам подходит, можно и нужно…
— Всё должно быть нацелено… на факторы…
— Нужно переломить тенденцию…
«Поздно! Как бы он нас самих не арестовал…»*
«Вот люди живут! Небось каждый день руки моют«*
(крики толпы):
«Чуда! Чуда!
«Чу-у-у-да! Чу-у-у-у-уда!
Чудо-о-о! Чудо-о-о!
Чуда!»*
«Утверждаю, что с научной точки зрения главное в профессии вора, как и в профессии святого, — это вовремя смыться! Между нами, конечно…»*
P.S. *Цитаты из фильма «Праздник святого Йоргена»
В сегодняшнем фильме чуда не произошло, а гимн России в кадре из всех присутствующих пела одна дама
-
May 4 2015, 18:08
- Кино
- Cancel
Эти цитаты из любимых фильмов не теряют актуальности с годами. Наоборот — это целая сокровищница метких выражений и искрометного юмора.
‣ А вас, Штирлиц, я попрошу остаться! (17 мгновений весны)
‣ А вдоль дороги мертвые с косами стоят, и тишина! (Неуловимые мстители)
‣ Буду бить аккуратно, но сильно. (Бриллиантовая рука)
‣ В прах разметал семейный очаг! Одни руины! (Покровские ворота)
‣ А идите вы… в бухгалтерию!!! (Служебный роман)
‣ Сначала намечались торжества, потом аресты, потом решили совместить. (Тот самый Мюнхгаузен)
‣ Вы хочете песен? — их есть у меня! (Интервенция)
‣ У вас несчастные случае на стройке были? Не было? Будут! (Операция Ы)
‣ Я не трус, но я боюсь! (Бриллиантовая рука)
‣ Бабу-ягу со стороны брать не будем. Воспитаем в своем коллективе. (Карнавальная ночь)
‣ Ты пошто боярыню обидел, смерд?!!! (Иван Васильевич меняет профессию)
‣ Восток — дело тонкое. (Белое солнце пустыни)
‣ Ну что вы меня всё время роняете! (Ирония судьбы)
‣ Шурик, а может не надо? — Надо, Федя, надо! (Операция Ы)
‣ Абдулла, таможня дает добро! (Белое солнце пустыни)
‣ Аттракцион неслыханной щедрости! (Большая перемена)
‣ Главное – чтобы костюмчик сидел! (Чародеи)
‣ Гуляй, Вася!!! (В бой идут одни «старики»)
‣ Гюльчатай, открой личико! (Белое солнце пустыни)
‣ За державу обидно! (Белое солнце пустыни)
‣ Зачем нам кузнец, нам кузнец не нужен (Формула любви)
‣ Жить хорошо! А хорошо жить — ещё лучше! (Кавказская пленница)
‣ Клиент созрел (Бриллиантовая рука)
‣ Комсомолка, спортсменка и просто красавица! (Кавказская пленница)
‣ Я старый солдат и не знаю слов любви! (Здравствуйте, я ваша тетя!)
‣ Куй железо, не отходя от кассы (Бриллиантовая рука)
‣ Ларису Ивановну хочу (Мимино)
‣ Люсенька, родная, зараза, сдались тебе эти… макароны! (Кин-Дза-Дза!)
‣ Дядя Вова, скрипач не нужен (Кин-Дза-Дза!)
‣ Муля, не нервируй меня! (Подкидыш)
‣ Сыграй что-нить такое, чтобы душа развернулась, а потом обратно завернулась! (Свадьба в Малиновке)
‣ Не виноватая я!.. Он сам пришел! (Бриллиантовая рука)
‣ Не зарывайтесь, Штирлиц! Не зарывайтесь! (17 мгновений весны)
‣ Ну, кто ещё хочет попробовать комиссарского тела? (Оптимистическая трагедия)
‣ Я чувствую, что мы на грани грандиозного шухера. (Свадьба в Малиновке)
‣ О-о, тепленькая пошла! (Ирония судьбы)
‣ Опять власть переменилась! (Свадьба в Малиновке)
‣ Пить надо меньше, меньше надо пить… (Ирония судьбы)
‣ Птичку жалко!!! (Кавказская пленница)
‣ Тебя посОдют, а ты не воруй! (Берегись автомобиля)
‣ Трубка 15, прицел 120 (Свадьба в Малиновке)
‣ Упал, очнулся — гипс (Бриллиантовая рука)
‣ Учись, студент (Операция «Ы» и другие приключения Шурика)
‣ Царь, приятно познакомиться, царь! (Иван Васильевич меняет профессию)
‣ Я вся такая внезапная… противоречивая вся! (Покровские ворота)
‣ Я требую продолжения банкета! (Иван Васильевич меняет профессию)
‣ Ни пожить спокойно не дадут, ни помереть! (Александр Невский)
‣ Моментально… в море (Кавказская пленница)
‣ Ерунда! Негры едят людей! Люди их национальная пища!!! (Неуловимые мстители)
‣ Потерял сознание! Остались только чувства тонкие, едва определимые: хочется то ли цветов и музыки, то ли зарезать кого-нибудь. (Обыкновенное чудо)
«Утверждаю, что с научной точки зрения главное в профессии вора, как и в профессии святого, — это, конечно, вовремя смыться. Между нами, конечно…»
Пожалуй, только отставка Алексея Кудрина, давнего оппонента и мишени Владислава Суркова, наделала столько шума. Казалось, демонов не увольняют. И сами они не уходят. А в фигуре Суркова, злого демона российской политики, были дьявольский магнетизм, умножавшийся притягательностью власти, и обаяние интеллектуала, что-то такое знавшего о человеческой природе, чего не знали другие. И вдруг сухо, по-аппаратному, как простого бюрократа, демиурга Системы, повелителя безмозглых толп молодых и беспринципных персонажей, игрока в бисер, выводят из большой игры, в которой он играл роль ферзя.
Его последнее слово, произнесенное уже тогда, когда было все решено: «Уважаемый Владимир Владимирович! Я бы, честно говоря, может быть, на этом закончил, если вы позволите, потому что всё остальное будет повторением того, что вы сказали. Я хочу только заверить от имени аппарата правительства и всего правительства, что мы совместно с коллегами из администрации сделаем всё, чтобы те недостатки, которые имеются, ликвидировать и справиться с поставленными вами задачами».
Как эти слова не похожи на те, которые он произносил во славу «суверенной демократии», инновационной конструкции, изготовленной из композитных нанополитических материалов, конструкции, которая должна была встать в один ряд с изобретением еще одного демиурга-идеолога, графа Уварова, думавшего по-французски: триадой «православие-самодержавие-народность».
Система, в создании которой он принимал участие, стала тем самым Юпитером, который пожрал своих детей. Его идеология развратила половину интеллектуального класса страны и сонмища молодых людей, доказала народу, что он не достоин свободных выборов, что он должен бояться сам себя. В нагромождении идеологических конструктов системы «приехал жрец», в интеллектуальных спекуляциях, скупках и перепродажах смыслов, напоминавших прихотливый узор восточного ковра, пряталось ядро системы: жесткая, как давно не стираная и стоящая колом портянка, вертикаль. Почему-то просвещенный консерватизм при всей его ломкой декадентской манерности заканчивается банальным охранительством, заигрыванием с люмпенами, паникадилом православного официоза и всевластием сразу нескольких тайных полиций. А также воровством бюджетных потоков, откатами и взятками.
Сурковская команда всегда открещивалась от сравнений с советским прошлым. Они действительно современные люди, способные оценить качество дорогого вина и отличить один альпийский термальный курорт от другого. Они знают толк в европейских брендах и очаровательных кабачках в стороне от туристских троп в европейских столицах. Они, как и вся неглупая высшая бюрократия, знают и цену Путину. Для себя они уже построили суверенную демократию, да так, что никакая национализация элит не поможет. Но почему-то всю остальную страну они хотели забыть, как чеховского Фирса, в совке.
Теперь это Generation «П» уходит, уступая место менее утонченным и более прямолинейным парням. Возглавит ли Сурков остров Утопия имени «Сколково» или поедет за собой, как решили иные, «раздраженные городские слои» — значения не имеет. Велик разбился об машинку. (Если, конечно, роман «Машинка и Велик» написал Сурков.) Система, которую он строил, неэффективна настолько, что в ней не получится ничего. В том числе исполнение указов президента.
Горький
Товарищи, я скажу несколько слов о том, что мне не нравится в борьбе, которая вами начата и которая могла бы идти, по моему мнению, значительно успешнее, дать гораздо больше результатов, если бы приёмы, методы борьбы были несколько изменены. Насколько я знаком с тем, что делается в той области, где вы боретесь, мне кажется, что многие к этой важной и ответственной работе относятся несколько казённо, слишком хладнокровно, как к делу обычному, тогда как это дело совсем не обычное, а глубоко важное: приходится вытравлять из жизни то, что внедрялось в течение 20 веков. В работе вашей чувствуется некоторая казёнщина и этакое хладнокровие, холодок. Это — одна сторона. Но есть и другая — это маленькое хулиганство, которое вторгается в работу. Вместо того, чтобы дать желательные нам результаты для вящего развития масс, мы получаем то, что видим: рост сектантства и прочее. Со стороны врагов действуют эмоции, действует пафос, это — огромная сила. С нашей же стороны пафоса как-будто не чувствуется, а если и чувствуется, то он выражается в формах, которые не столь убеждают, сколь раздражают. Это — плохо. Я знаком с антирелигиозной литературой. Должен сказать, что она меня не удовлетворяет. Мне кажется, что она недостаточно солидна, что с этим оружием, слишком легковесным, нельзя выступать, то есть, конечно, можно выступать с ним, но нельзя надеяться, что победишь столь тяжело вооружённых людей, как попы, людей учёных, хитрых, прекрасно знающих свой материал, материал своей самозащиты — евангелие, библию, богословские науки и т.д. А то, что в наших руках в качестве противоядия всему этому, — это легковесно. Я полагал бы, что следует написать историю происхождения религии более солидную, чем те очерки, которые у нас есть. Они легковесны, а надо дать более серьёзное, научное оружие, надо его хорошо знать, вообще должно быть знакомо то оружие, с которым против вас выступает враг. Ведь одной логикой этих людей не победишь. В них крепко сидит традиция — штучка, которую словами не скоро прошибёшь.
У врага огромнейшее количество всяких текстов в памяти. Когда вы будете им говорить только от себя и Маркса, они вам скажут: «А я верю так», — что вы сделаете против этого?
Против эмоций должна быть выдвинута такая же зарядка, такая же энергия и такая же ненависть, потому что в той любви, которую проповедуют церковники, христиане, — огромнейшее количество ненависти к человеку. Религия давно стала человеконенавистничеством. Хорошо написано в книгах, красиво, но, когда из этих книг переходит в жизнь то, что там написано, вы прекрасно знаете, какие получаются последствия для рабочего народа.
Несомненно, что многие возвращаются к религии по мотивам эстетическим, потому, что в церкви поют хорошо. И действительно, наша русская церковная музыка есть нечто глубоко ценное, это действительно хорошая музыка. Почему-то до сих пор никто не догадался написать к этой музыке хорошие, красивые слова, которые можно было бы слушать не в качестве вечерни, обедни, всенощной, а как и когда угодно. Почему не сделать этого? Ценность музыки несомненна. А что касается слов, то чего другого — слов у нас сколько угодно.
Почему бы не издать библию с критическими комментариями? Против нас действуют от библии. Библия — книга в высокой степени неточная, неверная. И против каждого из тех текстов, которые могут быть выдвинуты противником, можно найти хороший десяток текстов противоречивых. Библию надо знать.
Критическое издание библии с комментариями было бы хорошим орудием в руках безбожников. Дело не в том, чтобы ломать церкви, а в том, чтобы люди забыли о церквах, чтобы туда никто не ходил, — вот чего нужно добиваться. Нужно помнить, что в болезненном процессе устранения из нашей жизни религиозных предрассудков грубыми средствами действовать нельзя. Я думаю, что действительность за меня.
Ведь факт рецидивов в этой области, факт религиозных настроений имеется. Я думаю, что это довольно часто вызывается тою же причиной, которая заставляет больных уходить от неумелого врача к невежественному знахарю. Вот сейчас в президиум поступила записка, в которой сказано: «Горе тому, кто пререкается с создателем». Это написал кто-то из вашей среды. Это, конечно, анекдотическая штука, что из среды безбожников идёт такая записка.
(Голос из зала: «Провокация попов.»)
Может быть, это провокация попов, но она идёт через какого-то человека, сидящего здесь, среди вас. Я не хочу сказать этим, что здесь много людей, которые бы подписались под таким текстом, но один есть.
И вот этот один человек говорит, что пререкаться с создателем — горе. Это один из старых текстов, это от пророка Исайи. Этими словами церковь грозила нам десятка два веков. Но мы спорим против церкви, и спорим фактами. Весь тот быт, который мы создаём сейчас, насквозь антирелигиозный. Во всём, что сейчас делается в нашей стране, что строится маленькими людьми, массами, — во всём этом сказывается ясно антирелигиозная воля, иногда, может быть, достаточно ясно не осознанная. Ясно — религии нет места в том огромнейшем процессе культурного творчества, который с невероятной быстротой развивается в нашей стране. Кто может быть сильнее нашей воли и сильнее нашего разума? Наш разум, наша воля — вот что создаёт чудеса.
Кто создал богов? Мы, наша фантазия, наше воображение. Раз мы их создали, мы имеем право их ниспровергнуть. (Аплодисменты.)
И должны ниспровергнуть. На их место нам не надо никого, кроме человека, его свободного разума. Всё, что мы делаем сейчас, вся Страна Советов является результатом нашей энергии, нашей воли, и это — мы видим — уже создаёт и создаст чудеса. (Бурные аплодисменты.)
Маяковский
Товарищи, Федерация советских писателей поручила мне приветствовать Второй съезд безбожников. Товарищи, я с некоторой неловкостью принял это предложение и охотно бы от него отказался, так как считаю его немножко вегетарианским. Если бы они мне дали две-три антирелигиозных пьесы или если бы они дали мне десять — пятнадцать антирелигиозных романов, то я пришел бы сюда, выложил бы на стол и сказал: вот вам наши приветствия. К сожалению, товарищи, наша антирелигиозная литература еще слаба. У нас были величайшие богоборцы, скажем, как Достоевский, величайшие богоискатели и богостроители, скажем, Толстой, у нас были просто величайшие богодураки, огромное количество мелких лирических подпевал а-ля
Дорогой изумительный боже,
помоги пролить мне любовь,
и из листьев последнее ложе
для раба твоего приготовь…
и т. д.
Мы можем уже безошибочно различать за католической сутаной маузер фашиста. Мы можем уже безошибочно за поповской рясой различать обрез кулака, но тысячи других хитросплетений через искусство опутывают нас той же самой проклятой мистикой. Владимир Ильич в письме к Горькому писал, что католический священник в сутане, растлевающий девушек, не так страшен, как демократический поп без рясы, закручивающий нам головы красивыми словами. Мы обещаем работой ответить на призыв съезда. В наше время мы должны со всей ответственностью сказать, что если еще можно так или иначе понять безмозглых из паствы, вбивающих в себя религиозное чувство в течение целых десятков лет, так называемых верующих, то писателя-религиозника, который работает сознательно и работает все же религиозничая, мы должны квалифицировать или как шарлатана, или как дурака.
Товарищи, обычно дореволюционные ихние собрания и съезды кончались призывом «с богом»,- сегодня съезд кончится словами «на бога». Вот лозунг сегодняшнего писателя.