Михайлов день получил свое название в честь Архангела Михаила. Слово «ангел» означает по-гречески «вестник». Ангелы в христианской традиции – это разумные, добрые существа, населяющие «тонкий» – духовный – мир и часто служащие вестниками Божьей воли. Архангелы – ангелы, призванные Создателем к особому служению, благовествующие о великих событиях, открывающие чистым сердцам тайны мироздания и просвещающие души.
Расскажем немного подробнее об Архангеле Михаиле («Кто как Бог» – таково значение его имени в переводе с древнееврейского). Согласно Священному Писанию и Преданию, Михаил – покровитель человеческого рода, предводитель («архистратиг») небесного воинства в битве со злыми силами. Именно он низринул с небес возгордившегося денницу и других падших духов; это он показался в виде огненного столпа перед бежавшими из Египта израильтянами. Он не раз являлся пророкам и спас от огня трех святых отроков – Ананию, Азарию и Мисаила – брошенных в раскаленную печь за отказ поклониться идолу.
На Руси не было города без храма или придела, посвященного этому Архангелу; стоит Архангельский собор – древняя усыпальница великих князей – и в центре Московского Кремля.
Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных отмечается 21 ноября (по новому стилю). Это дата постоянная, поэтому и в 2023 году православные будут чтить архангела Михаила 21-го числа последнего осеннего месяца.
Также Михайловым днем называют 19 сентября – в этот день отмечают Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех.
История
Праздник был учрежден в 363-м году нашей эры постановлением Лаодикийского собора. В то время год отсчитывался с марта, и неслучайно праздник был определен на девятый месяц. Согласно Преданию, существует девять ангельских чинов:
- Серафимы
- Херувимы
- Престолы
- Господства
- Силы
- Власти
- Начала
- Архангелы
- Ангелы
Чудо в Хонех
Во фригийском городе Колоссы, неподалеку от Иераполя, находился храм, возведенный в честь Архангела. В этом храме в течение шестидесяти лет служил пономарем Архипп Херотопский, который за свою жизнь обратил немало язычников в христианство.
И вот однажды идолопоклонники решили разрушить храм, а заодно и расправиться с Архиппом, причем для этого они выбрали весьма оригинальный способ: соединили русла двух рек в одно и направили получившийся мощный поток на храм. Узнав об этом, пономарь начал усердно молиться, и его молитвы в конце концов были услышаны Михаилом. В итоге Архистратиг спас храм: он открыл своим жезлом в горе расселину, куда и устремились воды двух соединенных горных рек. Город, где происходили эти события, стал называться Хоны («отверстие»).
Традиции
В ноябре на Руси заканчивался сбор урожая, поэтому в Михайлов день накрывали обильные столы – тем более, что через неделю начинался Рождественский (Филипповский) пост.
Архангел Михаил на иконах предстает, как правило, с мечом – одерживающим победу над темными духами и отсекающим от человеческих душ греховные помыслы.
Каждый год 21 ноября верующие почитают память архистратига Божьего Михаила – небесного воина и грозу темных сил. Это последний большой церковный праздник перед Рождественским постом. В народе его называют Михайлов день.
В материале РЕН ТВ расскажем об истории праздника, а также о том, что можно и что не рекомендуется делать в Михайлов день.
Когда празднуют Михайлов день
Весь православный мир отмечает Михайлов день каждый год 21 ноября. Этот праздник также называют Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Верующие также называют Михайловым днем 19 сентября. В этот день отмечают Воспоминание чуда архистратига Михаила, бывшего в Хонех.
История Михайлова дня
Праздник получил свое название в честь Архангела Михаила. По православным канонам, ангелы – это вестники Божьей воли. Архангелами называют ангелов, которых Создатель призвал к особому служению. Нередко они сообщают людям о великих событиях и открывают чистым сердцам тайны мироздания.
В христианской традиции Михаил считается покровителем и защитником человеческого рода. Именно он – предводитель (архистратиг) небесного воинства в борьбе со злыми силами. Архангел Михаил низринул с небес падших духов, обернулся огненным столпом перед бежавшими из Египта израильтянами и спас от верной смерти трех святых – Ананию, Мисаила и Азарию, – брошенных в печь за отказ поклониться идолу.
На Руси особенно почитали архистратига Михаила. Храмы и приделы, посвященные архангелу, стояли почти в каждом городе. Впервые праздник стали отмечать в 363-м году нашей эры по указу Лаодикийского собора.
Фото: © Wikimedia Commons
В чем помогает Архангел Михаил
Считается, что Архангел Михаил защищает всех людей на Земле, спасая от греха. Православные верят, что именно он должен возвестить о наступлении судного дня. Христиане возносят Михаилу молитвы с просьбой уберечь от врагов, зла, войны и стихийных бедствий. Архангела молят о наставлении на праведный путь, а также к нему обращаются люди, с которыми несправедливо обошлись.
Обычаи и традиции на Руси в Михайлов день
В Михайлов день верующие всегда старались посетить службу в храме, помолиться и поставить свечи за здоровье родных и близких. Считалось, что в этот праздник нужно решить свои семейные проблемы и неурядицы, никого не осуждать и ни с кем не ссориться.
К приходу праздника многие крестьяне уже успевали продать свой урожай и получить за него выручку. Поэтому Михайлов день, как правило, отмечали широко и весело: ходили в гости, готовили праздничные блюда, приглашали к себе в дом друзей и родных.
Что не следует делать в праздник
Христиане верят, что в Михайлов день нельзя работать из корыстных побуждений, заниматься подработками для получения быстрых денег. Также в этот праздник не следует ругаться, спорить и повышать голос.
Фото: © Известия/Зураб Джавахадзе
На Руси считалось, что в праздник Архангела Михаила нельзя шить, рубить и пользоваться острыми предметами – верующие опасались навлечь на себя гнев святого. Помимо этого, в народе верили, что в Михайлов день не следует мыть голову, иначе можно «вымыть весь ум».
Что можно делать в Михайлов день
Издавна праздник Архангела Михаила считался прекрасным днем для новых начинаний. Также христиане верили, что этот праздник нужно обязательно провести в кругу родных и накрыть широкий, щедрый стол. В Михайлов день принято звать гостей, варить пиво, готовить блюда из говядины и свинины. На Руси были уверены: чем богаче застолье, тем щедрее и благосклоннее будет к ним Михаил.
По народному календарю 21 ноября 2022 года отмечается Михайлов день, православная церковь чествует ангелов и архангелов и празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил. Праздник установлен в четвертом веке Лаодикийским собором.
Это последний большой православный праздник перед Рождеством Христовым, один из самых веселых и при этом сытых. Его центральная фигура — Святой Михаил — так же, как и Илья-пророк, считается властителем стихий и является грозой злых духов, негатива, нечисти.
Архангел Михаил — один из главных и почитаемых ангелов. В православии его также называют Архистратигом, что означает, что Михаил является главой святого воинства Ангелов и Архангелов. Архангелу Михаилу молятся о покровительстве и заступничестве — от врагов, войн, катаклизмов, несправедливости, о наставлении на праведный путь.
Добрым и позитивным людям, улыбающимся и дарящим всем окружающим радость, жизнь подарит приятный сюрприз или исполнение желания.
Поскольку на Руси в этот день часто случалась оттепель, и дороги оттаивали, его иногда называли Михайловские грязи. Люди говорили: «Если Михайло путь порушил, не жди его до зимнего Николы». Однако, не редкостью в этот день были и михайловские морозы, о которых отзывались иначе: «Михайло мосты мостит».
По погоде на Михайлу судили о предстоящей зиме. Если ложился иней — нужно ждать больших снегов. Если день начинался с тумана — готовились к оттепели.
В деревнях начинались михайловские праздники, знаменующие окончание всех летних и осенних сельских работ. Кроме того, к этому времени крестьяне получали выручку за проданный товар, а работникам выплачивались зарплата. Хозяйки накрывали стол, готовили вкусные блюда — начинались пиры и гуляния. Не зазорным в Михайлов день побывать в гостях, и самому гостей принять.
Угощались на Михайлу обычно домашним пивом, пирогами из свежей муки, медом, жареным мясом. Празднования часто затягивались на целую неделю — до строгого Рождественского поста, который начинается с 28 ноября.
В этот день нельзя заниматься тяжёлой работой, особенно что-то начинать — события будут развиваться непредсказуемо. День больше подходит для обычной рутины, либо для отдыха. Особенно запрет касается корыстной работы, например, когда человек решил на ком-то или на чем-то подзаработать — заработанное впрок не пойдёт.
Не стоит мыть голову, а то мозги тоже смоются. Нельзя тушить, резать, рубить и вообще стоит быть аккуратнее с острыми предметами.
Нельзя отказывать в помощи — в скором времени можно оказаться на месте просящего.
Нельзя ссориться, скандалить, устраивать разборки, выяснение отношений, ругать кого-то, повышать голос — плохая примета, к испорченным отношениям с окружением и неприятным последствиям.
Не рекомендуется заниматься рукоделиями, а также пользоваться режущими и колющими предметами. По этой же причине, хлеб в такой день нужно не резать, а ломать.
Нельзя отказывать гостям, а также отказываться от приглашения прийти в гости (если нет на то веских причин) — общество перестанет понимать.
Нельзя жаловаться на свою судьбу, тяготы и горести — в противном случае жизнь может стать ещё хуже.
Свободным девушкам нельзя плести косу — замуж долго не удастся выйти.
По народным приметам, если 21 ноября ясная погода — к морозной зиме. Дождь — сырость будет продолжаться до 19 декабря. Ветер начался с полудня — до середины декабря будет тепло.
Коричневый закат — к ненастной погоде. Рано рассвет наступил — к морозу. Мокрый снег — к дождливой весне.
В старину задабривали Дворового, которому в хлеву оставляли сытный ужин, говорили ему добрые слова благодарности — чтобы не проказничал, защищал животных и хозяйское добро.
Сон в ночь на 21 ноября может быть вещим, касается личной жизни, отношений и семьи.
Рождённые 21 ноября люди интересуются самыми разными вещами, разносторонние, легко впитывают информацию. У них развито чувство прекрасного. Воспринимают всё новое, любят приключения и постоянно стремятся вперёд.
From Wikipedia, the free encyclopedia
Feast of Saints Michael, Gabriel, Raphael | |
---|---|
Saint Michael the Archangel |
|
Observed by |
|
Date | 29 September (Western Christianity)[2] 8 November (Eastern Christianity)[3] |
Frequency | Annual |
Michaelmas ( MIK-əl-məs; also known as the Feast of Saints Michael, Gabriel, and Raphael, the Feast of the Archangels, or the Feast of Saint Michael and All Angels) is a Christian festival observed in some Western liturgical calendars on 29 September, and on 8 November in the Eastern tradition. Michaelmas has been one of the four quarter days of the English and Irish financial, judicial, and academic year.[4]
In Christian angelology, the Archangel Michael is the greatest of all the angels; he is particularly honored for defeating Lucifer in the war in heaven.[5]
History[edit]
In the fifth century, a basilica near Rome was dedicated in honour of Saint Michael the Archangel on 30 September, beginning with celebrations on the eve of that day. 29 September is now kept in honour of Saint Michael and all Angels throughout some western churches.[6] The name Michaelmas comes from a shortening of «Michael’s Mass», in the same style as Christmas (Christ’s Mass) and Candlemas (Candle Mass, the Mass where traditionally the candles to be used throughout the year would be blessed).[7]
During the Middle Ages, Michaelmas was celebrated as a Holy Day of Obligation, but this tradition was abolished in the 18th century.[8] In medieval England, Michaelmas marked the ending and beginning of the husbandman’s year, George C. Homans observes: «at that time harvest was over, and the bailiff or reeve of the manor would be making out the accounts for the year.»[9]
Because it falls near the equinox, this holy day is associated in the northern hemisphere with the beginning of autumn and the shortening of days. It was also one of the English, Welsh, and Irish quarter days, when accounts had to be settled. On manors, it was the day when a reeve was elected from the peasants.[10] Michaelmas hiring fairs were held at the end of September or beginning of October.[11] The day was also considered a «gale day» in Ireland when rent would be due, as well as a day for the issuing or settling of contracts or other legal transactions.[12]
Celebration[edit]
On the Isle of Skye, Scotland, a procession was held.[8] One of the few flowers left around at this time of year is the Michaelmas daisy (also known as asters). Hence the rhyme: «The Michaelmas daisies, among dead weeds, Bloom for St Michael’s valorous deeds …»[11]
In Ireland, (Irish: Fómhar na nGéanna), pilgrimages to holy wells associated with St Michael took place, with pilgrims taking a drink from the holy water from the well. The greeting «May Michaelmas féinín on you» was traditional. Boys born on this day were often christened Michael or Micheál. In Tramore, County Waterford, a procession with an effigy of St Michael, called the Micilín, was brought through the town to the shore to mark the end of the fishing season. In Irish folklore, clear weather on Michaelmas was a portent of a long winter, «Michaelmas Day be bright and clear there will be two ‘Winters’ in the year.»[12]
Food[edit]
A traditional meal for the day includes goose known as a stubble-goose (one prepared around harvest time)[13] also known as an embling or rucklety goose.[14]
The association of geese with Michaelmas comes from a legend in which the son of an Irish king choked on a goose bone he’d eaten, and was consequently brought back to life by St. Patrick. The king ordered the sacrifice of a goose every Michaelmas in honour of the saint. The Irish Michaelmas goose was slaughtered and eaten on the day; they were also presented as gifts or donated to the poor.
In parts of Ireland sheep were also slaughtered with tradition of the «St. Michael’s portion» donated to the poor. Poultry markets and fairs took place to sell geese as well as mutton pies.[12] In Ulster, it was traditional for tenants to present their landlord with a couple of geese, a tradition dating back to Edward IV. There were differing methods across Ireland for cooking the goose, most generally using a heavy iron pot on an open hearth. In Blacklion, County Cavan, the goose was covered in local blue clay and placed at the centre of the fire until the clay broke, indicating the goose was cooked.[14]
The custom of baking a special bread or cake, called Sruthan Mhìcheil (Scottish Gaelic pronunciation: [ˈs̪t̪ɾu.an ˈviːçal]), St. Michael’s bannock, or Michaelmas bannock, on the eve of the Feast of Saint Michael, the Archangel, probably originated in the Hebrides. The bread was made from equal parts of barley, oats, and rye without using any metal implements.[15]
In remembrance of absent friends or those who had died, special Struans, blessed at an early morning Mass, were given to the poor in their names.[16]
Nuts were traditionally cracked on Michaelmas Eve.[17]
Folklore in the British Isles suggests that Michaelmas day is the last day that blackberries can be picked. It is said that when St. Michael expelled the devil, Lucifer, from heaven, he fell from the skies and landed in a prickly blackberry bush. Satan cursed the fruit, scorched them with his fiery breath, stamped, spat, and urinated on them, so that they would be unfit for eating. As it is considered ill-advised to eat them after 11 October (Old Michaelmas Day according to the Julian Calendar), a Michaelmas pie is made from the last of the season.[13] In Ireland, the soiling of blackberries is also attributed to a púca.[12]
Differences in number of archangels[edit]
In the Roman Catholic Church on 29 September only three Archangels are celebrated: Saint Michael, Saint Gabriel, and Saint Raphael. Their feasts were unified in one common day during the second half of the 20th century. In the time before their feasts were: 29 September (only St Michael), 24 March for St Gabriel,[18] and, lastly, 24 October for St Raphael.[19]
In some denominations a reference to a fourth angel, usually Uriel, is also added.
In Anglican and Episcopal tradition, there are three or four archangels in its calendar for 29 September feast for St. Michael and All Angels: namely Michael, Gabriel and Raphael,[6] and often, Uriel.[20][21][22][23]
Autumn term in universities[edit]
Michaelmas is used in the extended sense of autumn, as the name of the first term of the academic year, which begins at this time, at various educational institutions in the United Kingdom, Ireland and those parts of the Commonwealth in the northern hemisphere.[10] These include the universities of Cambridge, Durham, Lancaster, the London School of Economics, Oxford, Swansea, and Dublin. However, the ancient Scottish universities used the name Martinmas for their autumn term, following the old Scottish term days.[citation needed]
Use by legal profession[edit]
The Inns of Court of the English Bar and the Honorable Society of King’s Inns in Ireland also have a Michaelmas term as one of their dining terms. It begins in September and ends towards the end of December.[24]
The term is also the name of the first of four terms into which the legal year is divided by the courts of Ireland[25] and England and Wales.[26]
In the United Kingdom, the United States and Ireland, a Red Mass is traditionally convened on the Sunday closest to Michaelmas, in honor of and to bless lawyers and judges.[27]
While terms are not used by most courts in the United States, where court calendars are usually continuous and year-round, the U.S. Supreme Court operates on an annual term and roughly follows the English custom by beginning that term on the first Monday in October, a few days after Michaelmas.[citation needed]
Modern observances[edit]
Because Saint Michael is the patron of police officers, Michaelmas may also see a Blue Mass.[28] Lutheran Christians consider it a principal feast of Christ, and the Lutheran Confessor, Philip Melanchthon, wrote a hymn for the day that is still sung in Lutheran churches: «Lord God, We All to Thee Give Praise»[29] (The Lutheran Hymnal 254), which shares its tune with the Old 100th hymn.[30]
Michaelmas is still celebrated in Waldorf schools. Rudolf Steiner considered it the second most important festival after Easter. The celebration of this holiday teaches the importance of facing fears and strengthening resolve. As the first festival of the new school year, it is celebrated with an all-school play, in which each class assumes a role, such as peasants, townspeople, nobles, etc. Students assume a new role as they pass from grade to grade, and it becomes something of a rite of passage.[31]
In the City of London, Michaelmas is the day when the new Lord Mayor of London is elected, in the Common Hall.[32]
In Mifflin County, Pennsylvania, Michaelmas has been observed since 1786 as Goose Day. Local tradition holds that eating goose on 29 September will bring prosperity. The good-luck goose connection comes from Queen Elizabeth I, who was said to be eating goose on Michaelmas in 1588 when she received news that her royal navy defeated the Spanish Armada. The Juniata River Valley began celebrating this version of Michaelmas when a Pennsylvania Dutchman named Andrew Pontius moved his family to neighboring Snyder County to farm. When his farm prospered, he decided to hire a tenant farmer to help. On his way to Lancaster to hire a German immigrant, he stopped in Harrisburg for the night where he met a young Englishman named Archibald Hunter, who was offered the job. The contract that was drawn for employment contained a clause specifying their accounts were to be settled each year on the traditional day to do so, 29 September. When that day came, Hunter appeared at Pontius’ door with his accounts and a goose, explaining that in England, eating a goose on 29 September brought good luck. The tradition spread to nearby Lewistown, Pennsylvania, where it is still honored today with many local restaurants and civics groups offering goose dinners, local festivals, and other county-wide activities. In honor of the holiday, painted fiberglass goose statues can be found throughout the county all year long.[33][34]
Old Michaelmas Day[edit]
Old Michaelmas Day falls on 11 October (10 October according to some sources – the dates are the result of the shift from the Julian to the Gregorian calendar so the gap widens by a day every century except the current one). It is said that the Devil fell out of Heaven on this date, and fell into a blackberry bush, cursing the fruit as he fell. According to an old legend, blackberries should not be picked after this date (see above). In Yorkshire, it is said that the devil spat on them. According to Morrell (1977), this old legend is well known in all parts of Great Britain, even as far north as the Orkney Islands. In Cornwall, a similar legend prevails; however, the saying goes that the devil urinated on them.[11]
See also[edit]
- St Michael and All Angels Church
- Michaelmas Daisy
- Mehregan
References[edit]
- ^ Donald Spence Jones (1898). The Anglican Church. Cassell. p. 290.
- ^ Blackburn, Bonnie; Holford-Strevens, Leofranc (2000). The Oxford Book of Days. Oxford, UK: Oxford University Press. p. 392. ISBN 0-198-662602.
- ^ Blackburn 2000, p. 452.
- ^ Philip’s Encyclopedia. Philip’s. 2008. p. 511. ISBN 978-0-540-09451-6.
- ^ Richard Freeman Johnson (2005), Saint Michael the Archangel in medieval English legend, Boydell Press, p. 105, ISBN 1-84383-128-7, retrieved 11 July 2010
- ^ a b «29 September». Exciting Holiness. Retrieved 29 September 2015.
- ^ «Definition of Michaelmas». www.merriam-webster.com. Retrieved 29 September 2020.
- ^ a b «Catholic Encyclopedia: St. Michael the Archangel». Newadvent.org. 1 October 1911. Retrieved 29 September 2015.
- ^ George C. Homans, English Villagers of the Thirteenth Century, 2nd ed. 1991:354.
- ^ a b Johnson, Ben. «Michaelmas, 29th September, and the customs and traditions associated with Michaelmas Day». Historic-uk.com. Retrieved 29 September 2015.
- ^ a b c Rob Taylor (7 October 2010). «Michaelmas Traditions». Black Country Bugle. Archived from the original on 30 September 2015. Retrieved 29 September 2015.
- ^ a b c d McGarry, Marion (27 September 2019). «Geese, daisies and debts: Michaelmas customs in Ireland of old». RTÉ Brainstorm. Retrieved 29 September 2020.
- ^ a b «Are we ready to embrace the Michaelmas goose once again?». Food. BBC News. 29 September 2012. Archived from the original on 3 October 2012. Retrieved 28 September 2017.
- ^ a b Mahon, Bríd (1998). Land of Milk and Honey : The story of traditional Irish food and drink. Dublin, IE: Mercier Press. pp. 135–137. ISBN 1-85635-210-2. OCLC 39935389.
- ^ Oulton, Randal W. (13 May 2007). «Michaelmas Bannock». Cooksinfo.com. Retrieved 29 September 2015.
- ^
Goldman, Marcy (c. 2014). «Peter Reinhart’s struan: The harvest bread of Michaelmas». BetterBaking.com. Archived from the original on 22 February 2014. Retrieved 13 May 2015.- Also here
Reinhart, Peter (16 May 2017). «Struan: The harvest-bread of Michaelmas». wbtv.com (article & recipe). Charlotte, NC: WBTV.
- ^
Koenig, Chris (21 September 2011). «Merry times at the Michaelmas Feast». The Oxford Times. Oxford, UK. Archived from the original on 27 March 2014. Retrieved 27 March 2014.- Also here
Koenig, Chris (21 September 2011). «Merry times: Michaelmas feast». The Oxford Mail. Oxford, UK. Retrieved 15 October 2022.
{{cite news}}
: CS1 maint: url-status (link) - ^ Butler’s Lives of the saints, vol. 1, edited by Herbert Thurston and Donald Attwater, Christian Classics, 1981 ISBN 9780870610455
- ^ Calendarium Romanum (Libreria Editrice Vaticana, 1969), p. 143)
- ^ «St. Uriel the Archangel». Urielsg.org. Archived from the original on 12 May 2008. Retrieved 29 September 2015. Also here
- ^ Episcopal Church, Standing Liturgical Commission. The proper for the lesser feasts and fasts: together with the fixed holy days, Church Hymnal Corp., 1988, ISBN 978-0-89869-214-3. p. 380
- ^ «Michael and All Angels». Justus.anglican.org. Retrieved 29 September 2015.
- ^ «Saint Michael and All the Angels» (PDF). Christ Episcopal Church Eureka. September 2007. p. 6. Archived from the original (PDF) on 4 October 2008.
- ^ «Innerview Michaelmas Term» (PDF). Inner Temple. pp. 26–27. Retrieved 29 September 2020.
- ^ «High Court Sittings: Law Terms». The Courts Service of Ireland. 8 May 2017. Archived from the original on 7 June 2017. Retrieved 30 March 2018. Also here
- ^ The Supreme Court of the United Kingdom; Judicial Committee of the Privy Council, Judicial Sitting for the Michaelmas Term, Monday 4th October –Tuesday 21st December 2010 (PDF), retrieved 8 November 2010
- ^ «Gabriel the Archangel: March 24». saints-feast-family. Retrieved 29 September 2020.
- ^ «Feast of Sts. Michael, Gabriel, and Raphael, Archangels – September 29, 2014 – Liturgical Calendar». Catholic Culture. Retrieved 29 September 2015.
- ^ «The Lutheran Hymnal 254. Lord God, we all to Thee give praise | Hymnary.org». hymnary.org. Retrieved 5 September 2021.
- ^ «The Lutheran Hymnal | Hymnary.org». hymnary.org. Retrieved 5 September 2021.
- ^ «What Is Michaelmas And Why Do Waldorf Schools Celebrate It?», Waldorf School of New Orleans, September 26, 2019
- ^ «Summons to Common Hall». liverycompanies.info. Retrieved 27 September 2016.
- ^ «Goose Day – Juniata River Valley». Retrieved 29 September 2021.
- ^ «What’s special about Mifflin County on Goose Day?». pennlive. 23 September 2018. Retrieved 29 September 2021.
Further reading[edit]
- Morrell, P. (1977). Festivals and Customs. London: Pan (Piccolo). ISBN 0-330-25215-1
External links[edit]
- Media related to Michaelmas at Wikimedia Commons
- Alice’s Medieval Feasts & Fasts: Michaelmas
- Catholic Encyclopedia: St. Gabriel the Archangel
- Catholic Encyclopedia: St. Raphael the Archangel
- Prayers Dedicated to St. Michael the Archangel
- Michael and All Angels
From Wikipedia, the free encyclopedia
Feast of Saints Michael, Gabriel, Raphael | |
---|---|
Saint Michael the Archangel |
|
Observed by |
|
Date | 29 September (Western Christianity)[2] 8 November (Eastern Christianity)[3] |
Frequency | Annual |
Michaelmas ( MIK-əl-məs; also known as the Feast of Saints Michael, Gabriel, and Raphael, the Feast of the Archangels, or the Feast of Saint Michael and All Angels) is a Christian festival observed in some Western liturgical calendars on 29 September, and on 8 November in the Eastern tradition. Michaelmas has been one of the four quarter days of the English and Irish financial, judicial, and academic year.[4]
In Christian angelology, the Archangel Michael is the greatest of all the angels; he is particularly honored for defeating Lucifer in the war in heaven.[5]
History[edit]
In the fifth century, a basilica near Rome was dedicated in honour of Saint Michael the Archangel on 30 September, beginning with celebrations on the eve of that day. 29 September is now kept in honour of Saint Michael and all Angels throughout some western churches.[6] The name Michaelmas comes from a shortening of «Michael’s Mass», in the same style as Christmas (Christ’s Mass) and Candlemas (Candle Mass, the Mass where traditionally the candles to be used throughout the year would be blessed).[7]
During the Middle Ages, Michaelmas was celebrated as a Holy Day of Obligation, but this tradition was abolished in the 18th century.[8] In medieval England, Michaelmas marked the ending and beginning of the husbandman’s year, George C. Homans observes: «at that time harvest was over, and the bailiff or reeve of the manor would be making out the accounts for the year.»[9]
Because it falls near the equinox, this holy day is associated in the northern hemisphere with the beginning of autumn and the shortening of days. It was also one of the English, Welsh, and Irish quarter days, when accounts had to be settled. On manors, it was the day when a reeve was elected from the peasants.[10] Michaelmas hiring fairs were held at the end of September or beginning of October.[11] The day was also considered a «gale day» in Ireland when rent would be due, as well as a day for the issuing or settling of contracts or other legal transactions.[12]
Celebration[edit]
On the Isle of Skye, Scotland, a procession was held.[8] One of the few flowers left around at this time of year is the Michaelmas daisy (also known as asters). Hence the rhyme: «The Michaelmas daisies, among dead weeds, Bloom for St Michael’s valorous deeds …»[11]
In Ireland, (Irish: Fómhar na nGéanna), pilgrimages to holy wells associated with St Michael took place, with pilgrims taking a drink from the holy water from the well. The greeting «May Michaelmas féinín on you» was traditional. Boys born on this day were often christened Michael or Micheál. In Tramore, County Waterford, a procession with an effigy of St Michael, called the Micilín, was brought through the town to the shore to mark the end of the fishing season. In Irish folklore, clear weather on Michaelmas was a portent of a long winter, «Michaelmas Day be bright and clear there will be two ‘Winters’ in the year.»[12]
Food[edit]
A traditional meal for the day includes goose known as a stubble-goose (one prepared around harvest time)[13] also known as an embling or rucklety goose.[14]
The association of geese with Michaelmas comes from a legend in which the son of an Irish king choked on a goose bone he’d eaten, and was consequently brought back to life by St. Patrick. The king ordered the sacrifice of a goose every Michaelmas in honour of the saint. The Irish Michaelmas goose was slaughtered and eaten on the day; they were also presented as gifts or donated to the poor.
In parts of Ireland sheep were also slaughtered with tradition of the «St. Michael’s portion» donated to the poor. Poultry markets and fairs took place to sell geese as well as mutton pies.[12] In Ulster, it was traditional for tenants to present their landlord with a couple of geese, a tradition dating back to Edward IV. There were differing methods across Ireland for cooking the goose, most generally using a heavy iron pot on an open hearth. In Blacklion, County Cavan, the goose was covered in local blue clay and placed at the centre of the fire until the clay broke, indicating the goose was cooked.[14]
The custom of baking a special bread or cake, called Sruthan Mhìcheil (Scottish Gaelic pronunciation: [ˈs̪t̪ɾu.an ˈviːçal]), St. Michael’s bannock, or Michaelmas bannock, on the eve of the Feast of Saint Michael, the Archangel, probably originated in the Hebrides. The bread was made from equal parts of barley, oats, and rye without using any metal implements.[15]
In remembrance of absent friends or those who had died, special Struans, blessed at an early morning Mass, were given to the poor in their names.[16]
Nuts were traditionally cracked on Michaelmas Eve.[17]
Folklore in the British Isles suggests that Michaelmas day is the last day that blackberries can be picked. It is said that when St. Michael expelled the devil, Lucifer, from heaven, he fell from the skies and landed in a prickly blackberry bush. Satan cursed the fruit, scorched them with his fiery breath, stamped, spat, and urinated on them, so that they would be unfit for eating. As it is considered ill-advised to eat them after 11 October (Old Michaelmas Day according to the Julian Calendar), a Michaelmas pie is made from the last of the season.[13] In Ireland, the soiling of blackberries is also attributed to a púca.[12]
Differences in number of archangels[edit]
In the Roman Catholic Church on 29 September only three Archangels are celebrated: Saint Michael, Saint Gabriel, and Saint Raphael. Their feasts were unified in one common day during the second half of the 20th century. In the time before their feasts were: 29 September (only St Michael), 24 March for St Gabriel,[18] and, lastly, 24 October for St Raphael.[19]
In some denominations a reference to a fourth angel, usually Uriel, is also added.
In Anglican and Episcopal tradition, there are three or four archangels in its calendar for 29 September feast for St. Michael and All Angels: namely Michael, Gabriel and Raphael,[6] and often, Uriel.[20][21][22][23]
Autumn term in universities[edit]
Michaelmas is used in the extended sense of autumn, as the name of the first term of the academic year, which begins at this time, at various educational institutions in the United Kingdom, Ireland and those parts of the Commonwealth in the northern hemisphere.[10] These include the universities of Cambridge, Durham, Lancaster, the London School of Economics, Oxford, Swansea, and Dublin. However, the ancient Scottish universities used the name Martinmas for their autumn term, following the old Scottish term days.[citation needed]
Use by legal profession[edit]
The Inns of Court of the English Bar and the Honorable Society of King’s Inns in Ireland also have a Michaelmas term as one of their dining terms. It begins in September and ends towards the end of December.[24]
The term is also the name of the first of four terms into which the legal year is divided by the courts of Ireland[25] and England and Wales.[26]
In the United Kingdom, the United States and Ireland, a Red Mass is traditionally convened on the Sunday closest to Michaelmas, in honor of and to bless lawyers and judges.[27]
While terms are not used by most courts in the United States, where court calendars are usually continuous and year-round, the U.S. Supreme Court operates on an annual term and roughly follows the English custom by beginning that term on the first Monday in October, a few days after Michaelmas.[citation needed]
Modern observances[edit]
Because Saint Michael is the patron of police officers, Michaelmas may also see a Blue Mass.[28] Lutheran Christians consider it a principal feast of Christ, and the Lutheran Confessor, Philip Melanchthon, wrote a hymn for the day that is still sung in Lutheran churches: «Lord God, We All to Thee Give Praise»[29] (The Lutheran Hymnal 254), which shares its tune with the Old 100th hymn.[30]
Michaelmas is still celebrated in Waldorf schools. Rudolf Steiner considered it the second most important festival after Easter. The celebration of this holiday teaches the importance of facing fears and strengthening resolve. As the first festival of the new school year, it is celebrated with an all-school play, in which each class assumes a role, such as peasants, townspeople, nobles, etc. Students assume a new role as they pass from grade to grade, and it becomes something of a rite of passage.[31]
In the City of London, Michaelmas is the day when the new Lord Mayor of London is elected, in the Common Hall.[32]
In Mifflin County, Pennsylvania, Michaelmas has been observed since 1786 as Goose Day. Local tradition holds that eating goose on 29 September will bring prosperity. The good-luck goose connection comes from Queen Elizabeth I, who was said to be eating goose on Michaelmas in 1588 when she received news that her royal navy defeated the Spanish Armada. The Juniata River Valley began celebrating this version of Michaelmas when a Pennsylvania Dutchman named Andrew Pontius moved his family to neighboring Snyder County to farm. When his farm prospered, he decided to hire a tenant farmer to help. On his way to Lancaster to hire a German immigrant, he stopped in Harrisburg for the night where he met a young Englishman named Archibald Hunter, who was offered the job. The contract that was drawn for employment contained a clause specifying their accounts were to be settled each year on the traditional day to do so, 29 September. When that day came, Hunter appeared at Pontius’ door with his accounts and a goose, explaining that in England, eating a goose on 29 September brought good luck. The tradition spread to nearby Lewistown, Pennsylvania, where it is still honored today with many local restaurants and civics groups offering goose dinners, local festivals, and other county-wide activities. In honor of the holiday, painted fiberglass goose statues can be found throughout the county all year long.[33][34]
Old Michaelmas Day[edit]
Old Michaelmas Day falls on 11 October (10 October according to some sources – the dates are the result of the shift from the Julian to the Gregorian calendar so the gap widens by a day every century except the current one). It is said that the Devil fell out of Heaven on this date, and fell into a blackberry bush, cursing the fruit as he fell. According to an old legend, blackberries should not be picked after this date (see above). In Yorkshire, it is said that the devil spat on them. According to Morrell (1977), this old legend is well known in all parts of Great Britain, even as far north as the Orkney Islands. In Cornwall, a similar legend prevails; however, the saying goes that the devil urinated on them.[11]
See also[edit]
- St Michael and All Angels Church
- Michaelmas Daisy
- Mehregan
References[edit]
- ^ Donald Spence Jones (1898). The Anglican Church. Cassell. p. 290.
- ^ Blackburn, Bonnie; Holford-Strevens, Leofranc (2000). The Oxford Book of Days. Oxford, UK: Oxford University Press. p. 392. ISBN 0-198-662602.
- ^ Blackburn 2000, p. 452.
- ^ Philip’s Encyclopedia. Philip’s. 2008. p. 511. ISBN 978-0-540-09451-6.
- ^ Richard Freeman Johnson (2005), Saint Michael the Archangel in medieval English legend, Boydell Press, p. 105, ISBN 1-84383-128-7, retrieved 11 July 2010
- ^ a b «29 September». Exciting Holiness. Retrieved 29 September 2015.
- ^ «Definition of Michaelmas». www.merriam-webster.com. Retrieved 29 September 2020.
- ^ a b «Catholic Encyclopedia: St. Michael the Archangel». Newadvent.org. 1 October 1911. Retrieved 29 September 2015.
- ^ George C. Homans, English Villagers of the Thirteenth Century, 2nd ed. 1991:354.
- ^ a b Johnson, Ben. «Michaelmas, 29th September, and the customs and traditions associated with Michaelmas Day». Historic-uk.com. Retrieved 29 September 2015.
- ^ a b c Rob Taylor (7 October 2010). «Michaelmas Traditions». Black Country Bugle. Archived from the original on 30 September 2015. Retrieved 29 September 2015.
- ^ a b c d McGarry, Marion (27 September 2019). «Geese, daisies and debts: Michaelmas customs in Ireland of old». RTÉ Brainstorm. Retrieved 29 September 2020.
- ^ a b «Are we ready to embrace the Michaelmas goose once again?». Food. BBC News. 29 September 2012. Archived from the original on 3 October 2012. Retrieved 28 September 2017.
- ^ a b Mahon, Bríd (1998). Land of Milk and Honey : The story of traditional Irish food and drink. Dublin, IE: Mercier Press. pp. 135–137. ISBN 1-85635-210-2. OCLC 39935389.
- ^ Oulton, Randal W. (13 May 2007). «Michaelmas Bannock». Cooksinfo.com. Retrieved 29 September 2015.
- ^
Goldman, Marcy (c. 2014). «Peter Reinhart’s struan: The harvest bread of Michaelmas». BetterBaking.com. Archived from the original on 22 February 2014. Retrieved 13 May 2015.- Also here
Reinhart, Peter (16 May 2017). «Struan: The harvest-bread of Michaelmas». wbtv.com (article & recipe). Charlotte, NC: WBTV.
- ^
Koenig, Chris (21 September 2011). «Merry times at the Michaelmas Feast». The Oxford Times. Oxford, UK. Archived from the original on 27 March 2014. Retrieved 27 March 2014.- Also here
Koenig, Chris (21 September 2011). «Merry times: Michaelmas feast». The Oxford Mail. Oxford, UK. Retrieved 15 October 2022.
{{cite news}}
: CS1 maint: url-status (link) - ^ Butler’s Lives of the saints, vol. 1, edited by Herbert Thurston and Donald Attwater, Christian Classics, 1981 ISBN 9780870610455
- ^ Calendarium Romanum (Libreria Editrice Vaticana, 1969), p. 143)
- ^ «St. Uriel the Archangel». Urielsg.org. Archived from the original on 12 May 2008. Retrieved 29 September 2015. Also here
- ^ Episcopal Church, Standing Liturgical Commission. The proper for the lesser feasts and fasts: together with the fixed holy days, Church Hymnal Corp., 1988, ISBN 978-0-89869-214-3. p. 380
- ^ «Michael and All Angels». Justus.anglican.org. Retrieved 29 September 2015.
- ^ «Saint Michael and All the Angels» (PDF). Christ Episcopal Church Eureka. September 2007. p. 6. Archived from the original (PDF) on 4 October 2008.
- ^ «Innerview Michaelmas Term» (PDF). Inner Temple. pp. 26–27. Retrieved 29 September 2020.
- ^ «High Court Sittings: Law Terms». The Courts Service of Ireland. 8 May 2017. Archived from the original on 7 June 2017. Retrieved 30 March 2018. Also here
- ^ The Supreme Court of the United Kingdom; Judicial Committee of the Privy Council, Judicial Sitting for the Michaelmas Term, Monday 4th October –Tuesday 21st December 2010 (PDF), retrieved 8 November 2010
- ^ «Gabriel the Archangel: March 24». saints-feast-family. Retrieved 29 September 2020.
- ^ «Feast of Sts. Michael, Gabriel, and Raphael, Archangels – September 29, 2014 – Liturgical Calendar». Catholic Culture. Retrieved 29 September 2015.
- ^ «The Lutheran Hymnal 254. Lord God, we all to Thee give praise | Hymnary.org». hymnary.org. Retrieved 5 September 2021.
- ^ «The Lutheran Hymnal | Hymnary.org». hymnary.org. Retrieved 5 September 2021.
- ^ «What Is Michaelmas And Why Do Waldorf Schools Celebrate It?», Waldorf School of New Orleans, September 26, 2019
- ^ «Summons to Common Hall». liverycompanies.info. Retrieved 27 September 2016.
- ^ «Goose Day – Juniata River Valley». Retrieved 29 September 2021.
- ^ «What’s special about Mifflin County on Goose Day?». pennlive. 23 September 2018. Retrieved 29 September 2021.
Further reading[edit]
- Morrell, P. (1977). Festivals and Customs. London: Pan (Piccolo). ISBN 0-330-25215-1
External links[edit]
- Media related to Michaelmas at Wikimedia Commons
- Alice’s Medieval Feasts & Fasts: Michaelmas
- Catholic Encyclopedia: St. Gabriel the Archangel
- Catholic Encyclopedia: St. Raphael the Archangel
- Prayers Dedicated to St. Michael the Archangel
- Michael and All Angels
На Руси к архистратигу Михаилу было особое отношение. Его изображали воином, копьём пронзающим дьявола Бафомета, а в Средние века писали в образе всадника Апокалипсиса, который топтал бесов копытами своего коня. Его изображение было на стяге Ивана Грозного, а на Руси его звали «воеводой грозных сил».
Генералиссимус среди ангелов
По Библии, Михаил возглавил ангелов в битве с отпавшим от Бога Денницей, на сторону которого встала треть небесных духов. Битва началась не сразу. Сначала Михаил призывал отпавших одуматься, но, когда его уговоры отвергли, встал во главе ангелов и сокрушил гордецов. С момента Большого взрыва и основания Вселенной это была первая в мире война. Денница был низвержен на землю. Так кто же он, ангел Михаил, победивший зло, и почему он сумел его победить?
По Писанию, это огненный дух высшего ангельского чина серафимов, один из семи серафимов, стоящих у престола Бога, об этом говорит Книга Иова. В православной иконографии Михаила всегда изображают огненно-красным. В Ветхом Завете пророк Даниил называет его «князем великим», вождём всех вождей, а в Книге Еноха его называют наместником Бога на земле. Да, представьте себе: на самом деле наместник не папа римский, а архангел Михаил. Именно поэтому он побеждает Сатану, потому что он сильнее.
Архангелом Михаила называют, потому что он начальник над всеми другими ангелами. Греческая приставка архео означает «начальство». Поэтому его называют ещё и архистратигом (Ἀρχιστρατηγός), то есть главным командиром, главнокомандующим. Если бы он был человеком, то в России XVII века он был бы генералиссимусом. Он командир, поэтому именно и взялся подавить бунт Денницы и вступил в бой, когда дело не удалось решить миром.
Согласно Ветхому Завету, Михаила видели с мечом. Это случалось, когда он перед битвой за Иерихон явился Иисусу Навину и назвал себя «вождём сил Господа». На самом деле его меч символизирует слово божие. Именно им Михаил поборол дьявола, когда тот предъявил права на почившего пророка Моисея. В ответ Михаил сказал: «Господь да запретит тебе». И этого оказалось достаточно.
Покровитель воинов
В православии Михаил стал главным покровителем воинов. В одном только Константинополе в его честь было создано 19 храмов. От ромеев почитание архангела пришло на Русь, где он с X века стал небесным покровителем князей и дружин.
По преданиям, Михаил являлся князю Ярославу Мудрому и помог победить ему братоубийцу, двоюродного брата Святополка Окаянного. Он являлся монахам Киево-Печерской обители в виде огненного столпа и помогал Владимиру Мономаху победить половцев. Известна так называемая черниговская гривна, монета, чеканившаяся во времена Владимира Мономаха, на которой изображался архангел.
Русский святой Пафнутий Боровский был уверен: Новгород не пострадал от нашествия Батыя именно из-за заступничества архистратига. Об этом Пафнутию рассказывал его дед, монгольский баскак Марти. Историки до сих пор не знают, что заставило Батыя повернуть войско, не дойдя до Новгорода. Дед поведал, что, вернувшись в Киев и увидев на стене разрушенного храма лик Михаила, хан показал на него и сказал: «Это он не дал мне идти дальше».
А осенью 1608 года, когда польско-литовские войска Лжедмитрия осадили Троице-Сергиеву лавру, архангел Михаил явился впавшему в забытьё от усталости архимандриту Иоасафу и предсказал врагам отмщение. Случилось это 8 ноября по старому стилю, 21 ноября — по новому (в Михайлов день, праздник, который в Русской православной церкви именуют Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных). Дела монахов к тому времени были уже совсем плохи, многие погибли, поляки обстреливали монастырь из «Трещеры», огромной пушки. Одно ядро во время службы попало в Троицкий храм, ударило в колокол и влетело в алтарь, обезобразив икону архистратига. Именно после этого огненный дух и явился Иоасафу.
После видения монахи воодушевились и на следующий день сумели не только взорвать пушку, но и малым отрядом сделать вылазку, перебили множество литовцев и захватили оружие и боеприпасы, что решило исход осады. Во время боя многие из них видели прекрасного юношу, который сражался вместе с ними в самых жарких стычках и чудесным образом исчез после боя.
Приметы Михайлова дня
С Михайловым днём в Древней Руси было связано много поверий. Считалось, что в этот день начинается настоящая зима: архангел Михаил заковывал землю в снега и льды. Скот переводили в тёплый хлев. Суеверные крестьяне в ноябре боялись дворового — духа, который обитал на дворе. Поэтому по темноте лишний раз не ходили, духа задабривали, боялись, что убежит, испугавшись грядущего праздника, а на его место придёт другой, более вредный. Как это сочеталось с православием, непонятно.
Чтобы отогнать лихого духа, в деревнях Среднего Поволжья в жертву приносили самого плохонького петуха: рубили ему голову старым топором. Детвора гоняла по двору отрубленную голову и пела считалки, отгонявшие лихого духа и посылавшие его куда подальше — в прорубь.
Считалось, что именно в конце ноября святые кузнецы Косма и Дамиан ковали крепкие цепи, которыми архангел удерживал злых духов подальше от человеческого жилья.
В некоторых странах Восточной Европы ещё в начале XX века в Михайлов день резали ягнят, их кровью мазали детей, прося Михаила защитить их. А у чехов и сербов и сейчас существует обычай, по которому кузнецы в этот день по окончании работы трижды бьют по наковальне молотом. Считается, что так они помогают ковать цепи, которыми дьявол связан в преисподней.
Суеверные женщины на Руси перед праздником читали заговоры, обращённые к архангелу, а старики готовились к встрече с ним, ведь на Руси архистратига почитали как ангела смерти.
Михаил — ангел смерти
На Руси верили, что архангел не оставляет человека и после смерти. Поэтому встречи с ним не искали, считая, что она может добром и не закончиться, но и не убегали от него, зная, что Михаил может сопроводить душу в Царствие Небесное и бесы её не тронут.
В апокрифах и в «Житиях святых» сохранились многочисленные свидетельства, что архангел являлся людям, сопровождал их в загробный мир и показывал им, что их ждёт. Некоторые грешники после такого потрясения становились на путь исправления, подобно грешной Ольге, которая до явления архангела была «женщиной с низкой социальной ответственностью», или подобно монаху-пьянице Михаилу из Соловецкого монастыря, с которым произошло то же самое.
Средневековый русский автор Парфений Уродивый прямо называл Михаила ангелом смерти, который подносит умирающему смертную чашу, извлекает душу из тела и сопровождает его на пути в Царствие Небесное. «Смертию нас назирает и от суеты мира избав[1]ляет, и на суд праведный ко Христу представляет, и от вечных мук избав[1]ляет», — так и написано в каноннике.
Главный экзорцист
Архистратига Михаила почитали и простые люди. Для них он стал первым помощником в борьбе с нечистыми духами, то есть стал на Руси первым экзорцистом. В представлении крестьян архангел ходил по городам и весям и продолжал бороться с дьяволом. Крестьяне верили: если началась гроза — это Михаил сражается с чертями и посылает в них молнии.
Иконки с изображением архангела надевали на младенцев для защиты от чертей и сглаза. Такие же иконки носили воины. В молитвах к архистратигу обращались, когда становилось страшно по ночам, когда грозила опасность от иноверцев, когда обуревала гордыня.
На Руси верили: Бог даёт при крещении каждому человеку своего ангела-хранителя. Архангел Михаил являлся как бы всеобщим ангелом-хранителем русского народа. У него просили защиты на войне, а также от бесов, врагов и преступников.
Если человека подозревали в одержимости, его обязательно приводили к иконе архистратига. Уже в XIV веке в молитвенниках сельских священников были молитвы к архангелу Михаилу с просьбами освободить людей от трясавиц, нежити, недузех, лихих людей и порчи. Позже такие молитвы вошли в официальные требники.
Люди верили: молитва к архистратигу даёт человеку власть над бесом, бесплотный дух становится более телесным, тогда его можно поколотить, допросить или прогнать.
Старец Парфений Киевский, живший в XIX веке, рассказывал, как однажды молитва к архангелу спасла его от чудовищ, наполнивших келью. Стоило ему обратиться к Михаилу, как в келье появилась Богородица в сопровождении архангела и бесы сгинули. А мученику Никите Михаил даже позволил избить искушавшего его демона. Тот схватил ослабшего беса, наступил ногой на шею и побил цепями, после чего учинил допрос, во время которого демон сказал, что его зовут Вельзевул и что его прислал к святому Сатана, чтобы он искусил Никиту, а потом получил бы у дьявола награду.
Комментариев: 1
Для комментирования авторизуйтесь!
https://ria.ru/20221120/trditsiya-1832547534.html
«Не сделаешь этого — жди лиха». Какая русская традиция незаслуженно забыта
«Не сделаешь этого — жди лиха». Какая русская традиция незаслуженно забыта — РИА Новости, 31.01.2023
«Не сделаешь этого — жди лиха». Какая русская традиция незаслуженно забыта
Православные вечером в воскресенье начинают отмечать память архангела Михаила и прочих сил бесплотных. Второе название праздника, который в календаре приходится РИА Новости, 31.01.2023
2022-11-20T08:00
2022-11-20T08:00
2023-01-31T18:56
религия
аналитика — религия и мировоззрение
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0b/12/1832564927_0:74:1912:1150_1920x0_80_0_0_c3a5b73057958302c6f29dd11d267424.jpg
МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости, Никита Бизин. Православные вечером в воскресенье начинают отмечать память архангела Михаила и прочих сил бесплотных. Второе название праздника, который в календаре приходится на 21 ноября, — Михайлов день. В нем удивительно переплелись церковные и народные традиции.Дежурный по небесамСогласно христианскому учению, помимо видимого всем мира, есть еще и невидимый. Его населяют ангелы (в переводе с греческого — «вестники») — посланники божии. И демоны — в русской традиции бесы.Главные же — архангелы, которых в Церкви именуют «высшими чинами». Самый известный — как раз Михаил. О том, как он удостоился столь высокого звания, рассказывает предание.В начале времен Бог сотворил множество ангелов и установил между ними иерархию. Предводительствовал Денница — самый сильный, умный и красивый. Но он возгордился своим положением, перестал выполнять повеления и начал подстрекать остальных к бунту против Творца.Тогда один из ангелов, верных Создателю, громко возгласил: «Кто как Бог?» (по-еврейски «Ми ка Эль?») — и повел за собой остальных, низверг Денницу с небес. С тех пор того называют дьяволом или сатаной. А Михаил стал главнокомандующим святого воинства. По-гречески — архистратиг.Поэтому на иконах его чаще всего изображают либо с копьем, либо с огненным мечом в руке. Но есть и другой вариант: в средневековой живописи нередко можно встретить Михаила, держащего чаши с весами.Этот образ основан на многочисленных раннехристианских апокрифах. В них он предстает не только как победитель лукавого, но и как судья на Страшном суде.Также в церковном предании сохранились свидетельства помощи Михаила простым людям. Самое известное событие произошло в городе Колоссы во Фригии (историческая область на западе Малой Азии). Некогда местный житель воздвиг там храм архистратигу — в благодарность за исцеление дочери в водах источника.В святилище более 60 лет служил пономарем подвижник Архипп Херотопский, обративший в христианство немало язычников. Однако идолопоклонники, питая злобу к святому, решили уничтожить церковь. Соединили две горные реки и направили русло в сторону здания. Архипп начал усиленно молиться Михаилу.И тот появился. Ударив жезлом по горе, открыл в ней широкую расселину. Туда и устремились воды, оставив все невредимым. Город с тех пор стал называться Хоны, что значит отверстие.Приписывали лишнееПопулярность архистратига в христианских общинах была столь велика, что праздник в его честь установили довольно быстро — в начале IV века.Торжество определили на восьмой день по юлианскому календарю девятого месяца. (В григорианском летоисчислении, по которому живет светский мир, дата сдвигается на 13 дней — на 21 ноября). Многие верующие задаются вопросом: «Почему именно так?».»Это неслучайно. В древности новый год начинался в марте, поэтому ноябрь был девятым по счету. А каждый месяц соответствовал одному ангельскому чину. Всего их девять: серафимы, херувимы и так далее», — говорит настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря протоиерей Александр Ильяшенко.А восьмое число месяца, продолжает он, символизирует Собор всех Сил Небесных, который должен состояться в восьмой день Страшного суда.Полюбился праздник и на Руси, где получил второе название — «Всеобщий день ангела». «Поскольку архангел Михаил — предводитель всех бесплотных Небесных сил, то со временем стали отмечать и их память», — объясняет священник.В народе же торжество именовали попросту — Михайлов день. Переиначили простые люди и церковное предание.»Когда Господь воспылал гневом на сатану и его присных, то повелел Михаилу-архангелу свергнуть их с небес в преисподняя земли, что и было исполнено в точности. И попало то воинство на землю в разные места, и пошли с той поры на земле водяные, лешие и домовые», — приводит один из вариантов сказания русский фольклорист Аполлон Коринфский.И добавляет: среди крестьянства архистратиг считался не менее грозным врагом всякой нечисти, чем Илья-пророк. «Грозному победителю дьявола» народное воображение нередко приписывало даже участие в сотворении мира.На широкую ногуКроме того, Михайлов день совпадал по времени с окончанием сельскохозяйственных работ.»Пора эта всегда было особенно веселой, ведь все летние дела завершены. В деревнях устраивали широкие застолья, которые иногда длились неделю. Пекли пироги с медом, варили особое михайловское пиво. Даже поговорка была: «Не мудрено, что пиво сварено. Мудрено, что не выпито», — рассказывает фольклорист Екатерина Дорохова.В некоторых регионах, уточняет эксперт, с языческих времен сохранилась традиция «задабривать Дворового» на праздник. В славянской мифологии его считали младшим братом Домового.Рано утром хозяйки выносили к дверям хлева или гумна большую чашу с пивным суслом, ставили ее у порога и приговаривали: «Суседушка Дворовой! Не ходи со двора, не губи скотину! Не кажи лукавому пути-дороги!»Более смекалистые на всякий случай проводили во дворе дегтярную полосу — чтобы дух не покинул свое обиталище. Люди верили: если Дворового до Михайлова дня не ублажить, то он непременно уйдет, и в доме поселится лихо.Чтобы оградить жилище от бед, в некоторых регионах прибегали и к другому, более кровавому обряду. Он назывался «курьи именины». Совершали его обыкновенно на гумне или в овине, чтобы у нечисти не было возможности проникнуть в дом.Большак — старший в доме — выбирал самого худого и старого петуха. От него «ни утехи курам, ни корысти хозяйству». А потом отрубал ему голову заржавелым зазубрившимся топором и бросал в сторону. Дети, подкидывая ее, припевали: «Чур тебе, лихой! Ты по гумнам не ходи, в огороде не сиди, ко двору не подходи».»Михайлов день был также временем, когда девушки старались поскорее выйти замуж. Ведь через неделю начинался Рождественский пост — время, когда церковь не венчает», — говорит Екатерина Дорохова.Мечтавшие о свадьбе шли в праздник на службу в храм и покупали две свечи. Зажигали дома и трижды произносили: «Архангел Михаил, пошли мне жениха достойного, доброго, благопристойного». Потом тушили, скручивали вместе и клали под подушку. Считалось, что сон в эту ночь будет вещим и явит суженого.
https://ria.ru/20220222/post-1774415801.html
https://ria.ru/20221014/pokrov-1823819162.html
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0b/12/1832564927_172:0:1912:1305_1920x0_80_0_0_407712297ecb782e81e49c2f0de46219.jpg
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
аналитика — религия и мировоззрение
Религия, Аналитика — Религия и мировоззрение
МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости, Никита Бизин. Православные вечером в воскресенье начинают отмечать память архангела Михаила и прочих сил бесплотных. Второе название праздника, который в календаре приходится на 21 ноября, — Михайлов день. В нем удивительно переплелись церковные и народные традиции.
Дежурный по небесам
Согласно христианскому учению, помимо видимого всем мира, есть еще и невидимый. Его населяют ангелы (в переводе с греческого — «вестники») — посланники божии. И демоны — в русской традиции бесы.
Главные же — архангелы, которых в Церкви именуют «высшими чинами». Самый известный — как раз Михаил. О том, как он удостоился столь высокого звания, рассказывает предание.
В начале времен Бог сотворил множество ангелов и установил между ними иерархию. Предводительствовал Денница — самый сильный, умный и красивый. Но он возгордился своим положением, перестал выполнять повеления и начал подстрекать остальных к бунту против Творца.
Тогда один из ангелов, верных Создателю, громко возгласил: «Кто как Бог?» (по-еврейски «Ми ка Эль?») — и повел за собой остальных, низверг Денницу с небес. С тех пор того называют дьяволом или сатаной. А Михаил стал главнокомандующим святого воинства. По-гречески — архистратиг.
Поэтому на иконах его чаще всего изображают либо с копьем, либо с огненным мечом в руке. Но есть и другой вариант: в средневековой живописи нередко можно встретить Михаила, держащего чаши с весами.
Этот образ основан на многочисленных раннехристианских апокрифах. В них он предстает не только как победитель лукавого, но и как судья на Страшном суде.
Также в церковном предании сохранились свидетельства помощи Михаила простым людям. Самое известное событие произошло в городе Колоссы во Фригии (историческая область на западе Малой Азии). Некогда местный житель воздвиг там храм архистратигу — в благодарность за исцеление дочери в водах источника.
В святилище более 60 лет служил пономарем подвижник Архипп Херотопский, обративший в христианство немало язычников. Однако идолопоклонники, питая злобу к святому, решили уничтожить церковь. Соединили две горные реки и направили русло в сторону здания. Архипп начал усиленно молиться Михаилу.
И тот появился. Ударив жезлом по горе, открыл в ней широкую расселину. Туда и устремились воды, оставив все невредимым. Город с тех пор стал называться Хоны, что значит отверстие.
Приписывали лишнее
Популярность архистратига в христианских общинах была столь велика, что праздник в его честь установили довольно быстро — в начале IV века.
Торжество определили на восьмой день по юлианскому календарю девятого месяца. (В григорианском летоисчислении, по которому живет светский мир, дата сдвигается на 13 дней — на 21 ноября). Многие верующие задаются вопросом: «Почему именно так?».
«Это неслучайно. В древности новый год начинался в марте, поэтому ноябрь был девятым по счету. А каждый месяц соответствовал одному ангельскому чину. Всего их девять: серафимы, херувимы и так далее», — говорит настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря протоиерей Александр Ильяшенко.
А восьмое число месяца, продолжает он, символизирует Собор всех Сил Небесных, который должен состояться в восьмой день Страшного суда.
Полюбился праздник и на Руси, где получил второе название — «Всеобщий день ангела». «Поскольку архангел Михаил — предводитель всех бесплотных Небесных сил, то со временем стали отмечать и их память», — объясняет священник.
В народе же торжество именовали попросту — Михайлов день. Переиначили простые люди и церковное предание.
«Когда Господь воспылал гневом на сатану и его присных, то повелел Михаилу-архангелу свергнуть их с небес в преисподняя земли, что и было исполнено в точности. И попало то воинство на землю в разные места, и пошли с той поры на земле водяные, лешие и домовые», — приводит один из вариантов сказания русский фольклорист Аполлон Коринфский.
И добавляет: среди крестьянства архистратиг считался не менее грозным врагом всякой нечисти, чем Илья-пророк. «Грозному победителю дьявола» народное воображение нередко приписывало даже участие в сотворении мира.
На широкую ногу
Кроме того, Михайлов день совпадал по времени с окончанием сельскохозяйственных работ.
«Пора эта всегда было особенно веселой, ведь все летние дела завершены. В деревнях устраивали широкие застолья, которые иногда длились неделю. Пекли пироги с медом, варили особое михайловское пиво. Даже поговорка была: «Не мудрено, что пиво сварено. Мудрено, что не выпито», — рассказывает фольклорист Екатерина Дорохова.
В некоторых регионах, уточняет эксперт, с языческих времен сохранилась традиция «задабривать Дворового» на праздник. В славянской мифологии его считали младшим братом Домового.
Рано утром хозяйки выносили к дверям хлева или гумна большую чашу с пивным суслом, ставили ее у порога и приговаривали: «Суседушка Дворовой! Не ходи со двора, не губи скотину! Не кажи лукавому пути-дороги!»
Более смекалистые на всякий случай проводили во дворе дегтярную полосу — чтобы дух не покинул свое обиталище. Люди верили: если Дворового до Михайлова дня не ублажить, то он непременно уйдет, и в доме поселится лихо.
Чтобы оградить жилище от бед, в некоторых регионах прибегали и к другому, более кровавому обряду. Он назывался «курьи именины». Совершали его обыкновенно на гумне или в овине, чтобы у нечисти не было возможности проникнуть в дом.
Большак — старший в доме — выбирал самого худого и старого петуха. От него «ни утехи курам, ни корысти хозяйству». А потом отрубал ему голову заржавелым зазубрившимся топором и бросал в сторону. Дети, подкидывая ее, припевали: «Чур тебе, лихой! Ты по гумнам не ходи, в огороде не сиди, ко двору не подходи».
«Михайлов день был также временем, когда девушки старались поскорее выйти замуж. Ведь через неделю начинался Рождественский пост — время, когда церковь не венчает», — говорит Екатерина Дорохова.
Мечтавшие о свадьбе шли в праздник на службу в храм и покупали две свечи. Зажигали дома и трижды произносили: «Архангел Михаил, пошли мне жениха достойного, доброго, благопристойного». Потом тушили, скручивали вместе и клали под подушку. Считалось, что сон в эту ночь будет вещим и явит суженого.
Святые с именем Михаил в 2023 году почитаются 92 раза. Одна из этих дат – День Ангела человека, носящего имя Михаил.
Январь
Новомученик, 2000 ?
Новомученик, 2005 ?
Новомученик, 2005 ?
Новомученик, 2002 ?
Новомученик, 2000 ?
Новомученик, 2000 ?
Новомученик, 2000 ?
Новомученик, 2007 ?
Новомученик, 2000 ?
Февраль
Новомученик, 2005 ?
Новомученик, 2002 ?
Новомученик, 2003 ?
Новомученик, 2003 ?
Новомученик, 2000 ?
Март
Новомученик, 2000 ?
Новомученик, 2000 ?
Новомученик, 2005 ?
Новомученик, 2005 ?
Новомученик, 2003 ?
Новомученик, 2002 ?
Новомученик, 2000 ?
Новомученик, 2003 ?
Новомученик, 2000 ?
Апрель
Новомученик, 2006 ?
Новомученик, 2000 ?
Май
Новомученик, 2000 ?
Июнь
Новомученик, 2000 ?
Новомученик, 2000 ?
Новомученик, 2001 ?
Новомученик, 2004 ?
Новомученик, 2006 ?
Новомученик, 2000 ?
Новомученик, 2000 ?
Июль
Август
Новомученик, 2000 ?
Новомученик, 2000 ?
Новомученик, 2000 ?
Новомученик, 2001 ?
Сентябрь
Новомученик, 2000 ?
Новомученик, 2000 ?
Новомученик, 2000 ?
Новомученик, 2000 ?
Новомученик, 2001 ?
Новомученик, 2000 ?
Новомученик, 2003 ?
Октябрь
Новомученик, 2000 ?
Новомученик, 2006 ?
Новомученик, 2000 ?
Новомученик, 2000 ?
Новомученик, 2003 ?
Ноябрь
Новомученик, 2000 ?
Новомученик, 2001 ?
Новомученик, 2000 ?
Новомученик, 2000 ?
Новомученик, 2000 ?
Новомученик, 2000 ?
Новомученик, 2000 ?
Декабрь
Новомученик, 2000 ?
Новомученик, 2000 ?
Новомученик, 2004 ?
Новомученик, 2002 ?
Новомученик, 2000 ?
Новомученик, 2000 ?
Новомученик, 2005 ?