Праздник святого витта

Еженедельное эссе Ильинская Больница о великих эпидемиях В Германии, в Десау, толпа местных крестьян ни с того ни с сего пустилась в пляс и неистовствовала до тех пор, пока некоторые из них не повалились замертво. Те, кому удалось выжить, потом страдали судорогами и подверглись процедуре экзорцизма…

Еженедельное эссе Ильинская Больница о великих эпидемиях

В Германии, в Десау, толпа местных крестьян ни с того ни с сего пустилась в пляс и неистовствовала до тех пор, пока некоторые из них не повалились замертво. Те, кому удалось выжить, потом страдали судорогами и подверглись процедуре экзорцизма (изгнанию беса). Это зафиксировал летописец в 1021 году.

Затем в Голландии произошла известная «Утрехтская пляска на мосту». Толпа танцующих взошла на мост, переброшенный через реку Мозель. Ноги танцоров, топавшие в такт (хотя мелодии никто не напевал и не наигрывал, но все плясали согласно!) вызвали мощные резонансные колебания. Мост рухнул, утопив и завалив обломками более двухсот человек. Произошло это в 1237 году.

А вот знаменитая «Детская пляска» 1370 года. Множество детей, припрыгивая и пританцовывая, делая жесты и кивая, прошло через весь Штейгервельд. Дойдя до города Арюштадта, дети повалились, словно мёртвые. Половина их погибла, остальные продолжали плясать всю жизнь, стоило наступить моменту «Х». И, сколь не лили на них святую воду, ничего не помогало. Вообще, в этот год по всей тогдашней Европе, особенно в немецких и голландских землях, творилось что-то невообразимое. Будто бы местный владыка, подобно небезызвестному товарищу Бунжа в облике царя Ивана Васильевича из великой комедии Гайдая, выкрикнул с балкона своего дворца: «Танцуют все!»

В середине второй половины четырнадцатого века странное помешательство охватило жителей множества прирейнских деревушек. Добропорядочные аккуратные немцы и немки сотнями выходили из своих домов и начинали неистово плясать. Они подпрыгивали, приседали, кружились, выделывая ногами замысловатые танцевальные па, плескали руками, вращались и выкидывали коленца на зависть настоящим акробатам. И всё это они вытворяли без единого звука. Похоже, музыка наигрывала только в головах у пляшущих. Вокруг было слышно лишь тяжкое, с хрипом, дыхание смертельно уставших людей. Иногда кто-нибудь из них падал. Иногда упавший прямо здесь, на истоптанном ногами месте, отдавал Богу душу. Истощенные люди практически ничего не ели и не спали, иногда подолгу. И продолжали плясать, плясать, плясать, пока изувеченные, стертые и истоптанные чуть не до костей нижние конечности не подламывались под ними.

А через некоторое время это дивное явление вдруг резко прекратилось! Как будто кто-то выключил свет или захлопнул крышку сундука. Болезнь или колдовской туман развеялись так же быстро, как и охватили свои жертвы. Особенным отличием этой болезни в тот год стало высокое подбрасывание ног и прыжки, так как не умершие от инсульта или инфаркта с перепляса показывали, что видели под ногами лужи и ручьи из крови, которые старались перескакивать. В 1479-1480 годах по Италии прокатилась эпидемия яростной, сумасшедшей пляски, которую окрестили по имени любимого всеми народного танца — тарантеллы. Болезнь назвали «тарантизм». Любителей кино и футбола просьба не путать с Тарантино и Тарантини.

Ещё одна такая эпидемия охватила чудесный город Страсбург около 1518 года. Местная дама, фрау Троффеа, неожиданно была замечена бесшумно (если не считать пыхтения) танцующей прямо на брусчатке мостовой. Она яростно плясала и плясала, и ничто, казалось, не могло её остановить. В течении нескольких дней к ней присоединились ещё не менее трех дюжин пляшущих человечков, пританцовывающих, припрыгивающих, оборачивающихся вокруг своей оси, притопывающих башмаками, отчаянно и непонятно жестикулирующих…

И, наконец, толпа опупевших от пляски парижан, скакавших и вертевшихся прямо на могильных плитах старинного Сен-Медорского некрополя. Безумцы двигались дикими рывками и вращали глазами на подрагивающих лицах так, что их пляску можно было принять за балет зомби. Оттого в историю это событие вошло как «Бал Конвульсионеров».

Дипломированные неврологи прекрасно осведомлены о хорее Гентингтона — экзотической нервной хвори, довольно редко поражающей человека. Заболевание это наследственное и оттого встречается на практике весьма нечасто. Другое дело явление, которое в течение нескольких столетий Средневековья называли пляской св. Витта. Это странное помешательство интересовало не только врачей и учёных, но и религиозных деятелей, священников и монахов-инквизиторов, некоторые из которых совершенно справедливо (как они полагали) относили это явление к проискам Сатаны и видели его явным фактом вселения бесов в людей. Разумеется, монахи пытались получить наиболее полные данные о действиях нечистого, и инквизиция предоставляла им обширные исследовательские ресурсы.

Знаменитый Чижевский, творец небезызвестной лампы и крупный учёный-гелиолог, совершенно искренне считал, что всё дело тут в фазах солнечной активности, влияющих буквально на всё. В его книге можно прочесть отрывки из средневековых хроник, описывающих эти события. В одной из них и рассказываются вышеприведенные истории о плясках, причем пляшущие описаны как «одержимые Сатаной», и указано, что исцеление к ним пришло благодаря молитвам.

То, что происходило в Страсбурге, заслуживает особенного внимания. Там, как ясно из хроник, чиновники городского магистрата сначала строго воспретили «…дудеть в трубы, бить в барабаны, играть на флейтах и медных тарелках…» Затем отправили затанцевавшую фрау, а за ней и всех остальных танцоров в город Цаберн, где находилась часовня св. Витта. У его статуи, по имевшимся поверьям, можно было ощутить бодрость и обезопаситься от всех хворей на целый год, стоило лишь в его день — 15 июня – сплясать перед статуей.

Вообще в святцах римской церкви такой святой имеется. Он с самых ранних лет лечил народ, радостно обращая выздоровевших язычников — греков и римлян — в христианство. Дело было на Сицилии, острове древнем и имеющим многотысячелетнюю историю. В такой цивилизованной обстановке он и вылечил от бешенства сына знаменитого римского цезаря Диоклетиана, столь известного своей любовью к капусте. Но и человеческая голова для жестокого императора была не дороже капустного кочана, оттого около 303 г. н.э. юного святого умучили жестокие легионеры. Отказаться от веры, как и прочие святые, он, конечно, и не подумал.

Св. Витт считался покровителем больных эпилепсией, различными формами судорог, так как подобные заболевания традиционно считались насылаемыми дьяволом или даже его вселением прямо в тело человека. Считалось, что стесненная бесом душа пытается этому дьявольскому управлению сопротивляться. Оттого и случаются судороги, этот первый признак нападения беса. Кроме того, святой Витт покровительствовал плясунам, артистам, и отчего-то — ремесленникам, но не всем, а лишь медникам и пивоварам. Этот святой хранит путников от нападений волков, медведей и прочих хищников. Кроме того, он служит громоотводом людям, застигнутым грозой, и будильником для тех, кто боится проспать. Коротенькая молитва – и никаких проблем на проходной!

В известной книге Чижевского «Земля в объятиях Солнца» можно прочесть много интересного о подобных вещах. Современная наука не во всем согласна с мнением профессора, считавшего, что солнечная активность и выбросы протуберанцев так важны. Совпадения совпадениями, но мы-то давно тарантон Святого Витта не пляшем, как конвульсионеры безумные. Хотя некоторые на танцполе в клубах и дансингах могут…

Такие массовые психопатические эпидемии, возможно, являются следствиями массовой истерии. Жители средневековых городков, постоянно опасающиеся врагов, уличных грабителей и жадных феодалов, часто находились в состоянии глубочайшего стресса и депрессивных психозов. Религиозная пропаганда, продолжавшаяся с колыбели и до самой смерти человека, заставляла людей видеть бесов за каждым кустом, ощущать уязвимость и бессилие. Причём это не распалённое видеоиграми воображение геймера, а истовая вера в реальность предполагаемого. Достаточно сказать, что любой средневековый священник или аббат, услышав о кознях сатаны, смело возлагал на грудь наперсный крест, наматывал на кисть четки, брал под мышку Библию, а в руку — склянку со святой водой и шёл изгонять самого Сатану. Причём был он твёрдо уверен в результате этой борьбы и нисколько не сомневался в том, что ему придется иметь дело лично с Князем тьмы.

В постоянной череде непрекращающихся войн, неурожаев, падежа скота, общей слабости организмов, скученных в антисанитарных условиях, в страхе и голоде истерия была совершенно обыкновенным делом. Поэтому знаменитый наш психиатр Владимир Бехтерев, а ещё Виктор Кандинский и небезызвестный Карл Ясперс так прямо и писали об этом. Индукция истерии — явление обычное. Истерики могут «заражать» друг друга, заводя механизм идиотских поведенческих моделей. Тут и кликушество, и самоистязания, как у флагеллантов или секты шахсей-вахсей, и неистовые речитативы, вырывающих друг у друга микрофон «счастливых» Свидетелей Иеговы, и массовые самоубийства под колесами колесницы Джаггернаута. Всё это – явления одного порядка. Эпидемии неистового смеха в Танганьике — похоже всё это то же, да одно же.

О болезни Геттингтона мы говорили, но болезнь эта очень редкая. Резко посадить экстрапирамидную систему и базальные ганглии мозга не получится, тут нужно тяжелое наследство. Клиника и названия подобны, но на деле — ничего похожего, как говорил другой булгаковский персонаж — профессор Преображенский. Ещё одна версия — поражение токсинами спорыньи. Симптомы эрготизма вполне себе подходят на эту роль. Тем более, ослабленное население. Есть ещё и угарная версия. Её сторонники полагают, что во время эпидемий оспы, чумы и тифа главной мерой было сожжение как трупов погибших, так и их жилищ. Якобы густые клубы дыма поражали жителей угарным газом, и те, нахлебавшись его, пускались в рок-н-ролл. Ну, эта версия трещит там, где рассказ идет о прибрежных деревушках.

Кстати, святому Витту, жуткой пляски которого боялось пол-Германии, в Люксембурге противопоставили местного чудотворца. Жители Эхтернаха решили, что, если сплясать «противотанец», то получится клин на клин. Местные специалисты-хореографы и балетмейстеры создали танец почище пляски святого Витта — танец святого Виллиброрда. В отличие от бесшумного падеде св. Витта он исполняется под суровую музыку средневековых труб, виол, лютней и тамбуринов. Теперь горожане успешно выкачивают с туристов вожделенные еврики, с гиканьем и залихватскими ужимками исполняя этот танец.

И хотя самая последняя вспышка этого загадочного заболевания была зафиксирована довольно давно — на Мадагаскаре в 1840 году, мы просим наших читателей не насыщать организмы никотином и угарным газом, вести себя умеренно в дансингах и клубах, разумно питаться и снимать стресс занятиями физкультурой и спортом.
Ведь известно, что среди танцоров розовощекие и накачанные рыцари-феодалы замечены не были.

Отсюда


Святой Витт считался покровителем
больных эпилепсией, различными формами судорог, так как подобные заболевания
традиционно объясняли происками дьявола или даже его вселением прямо в тело
человека.

В Германии, в Десау, толпа местных крестьян ни с того ни с сего
пустилась в пляс и неистовствовала до тех пор, пока некоторые из них не
повалились замертво. Те, кому удалось выжить, потом страдали судорогами и
подверглись процедуре экзорцизма (изгнанию беса). Это зафиксировал летописец в
1021 году.

Затем в Голландии произошла известная «Утрехтская пляска на
мосту». Толпа танцующих взошла на мост, переброшенный через реку Мозель. Ноги
танцоров, топавшие в такт (хотя мелодии никто не напевал и не наигрывал, но все
плясали согласно!) вызвали мощные резонансные колебания. Мост рухнул, утопив и
завалив обломками более двухсот человек. Произошло это в 1237 году.

А вот знаменитая «Детская пляска» 1370 года. Множество детей,
припрыгивая и пританцовывая, делая жесты и кивая, прошло через весь
Штейгервельд. Дойдя до города Арюштадта, дети повалились, словно мёртвые.
Половина их погибла, остальные продолжали плясать всю жизнь, стоило наступить
моменту «Х». И, сколь не лили на них святую воду, ничего не помогало. Вообще, в
этот год по всей тогдашней Европе, особенно в немецких и голландских землях,
творилось что-то невообразимое. Будто бы местный владыка, подобно
небезызвестному товарищу Бунжа в облике царя Ивана Васильевича из великой
комедии Гайдая, выкрикнул с балкона своего дворца: «Танцуют все!»

“Святой Витт”. Мастер Теодорих. 14 век.

В середине второй половины четырнадцатого века странное
помешательство охватило жителей множества прирейнских деревушек.
Добропорядочные аккуратные немцы и немки сотнями выходили из своих домов и
начинали неистово плясать. Они подпрыгивали, приседали, кружились, выделывая
ногами замысловатые танцевальные па, плескали руками, вращались и выкидывали
коленца на зависть настоящим акробатам. И всё это они вытворяли без единого
звука. Похоже, музыка наигрывала только в головах у пляшущих. Вокруг было
слышно лишь тяжкое, с хрипом, дыхание смертельно уставших людей. Иногда
кто-нибудь из них падал. Иногда упавший прямо здесь, на истоптанном ногами
месте, отдавал Богу душу. Истощенные люди практически ничего не ели и не спали,
иногда подолгу. И продолжали плясать, плясать, плясать, пока изувеченные,
стертые и истоптанные чуть не до костей нижние конечности не подламывались под
ними.

А через некоторое время это дивное явление вдруг резко
прекратилось! Как будто кто-то выключил свет или захлопнул крышку сундука.
Болезнь или колдовской туман развеялись так же быстро, как и охватили свои
жертвы. Особенным отличием этой болезни в тот год стало высокое подбрасывание
ног и прыжки, так как не умершие от инсульта или инфаркта с перепляса показывали,
что видели под ногами лужи и ручьи из крови, которые старались перескакивать. В
1479-1480 годах по Италии прокатилась эпидемия яростной, сумасшедшей пляски,
которую окрестили по имени любимого всеми народного танца — тарантеллы. Болезнь
назвали «тарантизм». Любителей кино и футбола просьба не путать с Тарантино и
Тарантини.

Ещё одна такая эпидемия охватила чудесный город Страсбург около
1518 года. Местная дама, фрау Троффеа, неожиданно была замечена бесшумно (если
не считать пыхтения) танцующей прямо на брусчатке мостовой. Она яростно плясала
и плясала, и ничто, казалось, не могло её остановить. В течении нескольких дней
к ней присоединились ещё не менее трех дюжин пляшущих человечков,
пританцовывающих, припрыгивающих, оборачивающихся вокруг своей оси,
притопывающих башмаками, отчаянно и непонятно жестикулирующих…

И, наконец, толпа опупевших от пляски парижан, скакавших и
вертевшихся прямо на могильных плитах старинного Сен-Медорского некрополя.
Безумцы двигались дикими рывками и вращали глазами на подрагивающих лицах так,
что их пляску можно было принять за балет зомби. Оттого в историю это событие
вошло как «Бал Конвульсионеров».

Дипломированные неврологи прекрасно осведомлены о хорее
Гентингтона — экзотической нервной хвори, довольно редко поражающей человека.
Заболевание это наследственное и оттого встречается на практике весьма нечасто.
Другое дело явление, которое в течение нескольких столетий Средневековья
называли пляской св. Витта. Это странное помешательство интересовало не только
врачей и учёных, но и религиозных деятелей, священников и монахов-инквизиторов,
некоторые из которых совершенно справедливо (как они полагали) относили это
явление к проискам Сатаны и видели его явным фактом вселения бесов в людей.
Разумеется, монахи пытались получить наиболее полные данные о действиях
нечистого, и инквизиция предоставляла им обширные исследовательские ресурсы.

Знаменитый Чижевский, творец небезызвестной лампы и крупный
учёный-гелиолог, совершенно искренне считал, что всё дело тут в фазах солнечной
активности, влияющих буквально на всё. В его книге можно прочесть отрывки из
средневековых хроник, описывающих эти события. В одной из них и рассказываются
вышеприведенные истории о плясках, причем пляшущие описаны как «одержимые
Сатаной», и указано, что исцеление к ним пришло благодаря молитвам.

То, что происходило в Страсбурге, заслуживает особенного внимания.
Там, как ясно из хроник, чиновники городского магистрата сначала строго
воспретили «…дудеть в трубы, бить в барабаны, играть на флейтах и медных
тарелках…» Затем отправили затанцевавшую фрау, а за ней и всех остальных
танцоров в город Цаберн, где находилась часовня св. Витта. У его статуи, по
имевшимся поверьям, можно было ощутить бодрость и обезопаситься от всех хворей
на целый год, стоило лишь в его день — 15 июня – сплясать перед статуей.

Вообще в святцах римской церкви такой святой имеется. Он с самых
ранних лет лечил народ, радостно обращая выздоровевших язычников — греков и
римлян — в христианство. Дело было на Сицилии, острове древнем и имеющим
многотысячелетнюю историю. В такой цивилизованной обстановке он и вылечил от
бешенства сына знаменитого римского цезаря Диоклетиана, столь известного своей
любовью к капусте. Но и человеческая голова для жестокого императора была не
дороже капустного кочана, оттого около 303 г. н.э. юного святого умучили
жестокие легионеры. Отказаться от веры, как и прочие святые, он, конечно, и не
подумал.

Св. Витт считался покровителем больных эпилепсией, различными
формами судорог, так как подобные заболевания традиционно считались насылаемыми
дьяволом или даже его вселением прямо в тело человека. Считалось, что
стесненная бесом душа пытается этому дьявольскому управлению сопротивляться.
Оттого и случаются судороги, этот первый признак нападения беса. Кроме того,
святой Витт покровительствовал плясунам, артистам, и отчего-то — ремесленникам,
но не всем, а лишь медникам и пивоварам. Этот святой хранит путников от
нападений волков, медведей и прочих хищников. Кроме того, он служит
громоотводом людям, застигнутым грозой, и будильником для тех, кто боится
проспать. Коротенькая молитва – и никаких проблем на проходной!

В известной книге Чижевского «Земля в объятиях Солнца» можно
прочесть много интересного о подобных вещах. Современная наука не во всем
согласна с мнением профессора, считавшего, что солнечная активность и выбросы
протуберанцев так важны. Совпадения совпадениями, но мы-то давно тарантон
Святого Витта не пляшем, как конвульсионеры безумные. Хотя некоторые на
танцполе в клубах и дансингах могут…

Такие массовые психопатические эпидемии, возможно, являются
следствиями массовой истерии. Жители средневековых городков, постоянно
опасающиеся врагов, уличных грабителей и жадных феодалов, часто находились в
состоянии глубочайшего стресса и депрессивных психозов. Религиозная пропаганда,
продолжавшаяся с колыбели и до самой смерти человека, заставляла людей видеть
бесов за каждым кустом, ощущать уязвимость и бессилие. Причём это не
распалённое видеоиграми воображение геймера, а истовая вера в реальность предполагаемого.
Достаточно сказать, что любой средневековый священник или аббат, услышав о
кознях сатаны, смело возлагал на грудь наперсный крест, наматывал на кисть
четки, брал под мышку Библию, а в руку — склянку со святой водой и шёл изгонять
самого Сатану. Причём был он твёрдо уверен в результате этой борьбы и нисколько
не сомневался в том, что ему придется иметь дело лично с Князем тьмы.

В постоянной череде непрекращающихся войн, неурожаев, падежа
скота, общей слабости организмов, скученных в антисанитарных условиях, в страхе
и голоде истерия была совершенно обыкновенным делом. Поэтому знаменитый наш
психиатр Владимир Бехтерев, а ещё Виктор Кандинский и небезызвестный Карл
Ясперс так прямо и писали об этом. Индукция истерии — явление обычное. Истерики
могут «заражать» друг друга, заводя механизм идиотских поведенческих моделей.
Тут и кликушество, и самоистязания, как у флагеллантов или секты шахсей-вахсей,
и неистовые речитативы, вырывающих друг у друга микрофон «счастливых»
Свидетелей Иеговы, и массовые самоубийства под колесами колесницы Джаггернаута.
Всё это – явления одного порядка. Эпидемии неистового смеха в Танганьике —
похоже всё это то же, да одно же.

О болезни Геттингтона мы говорили, но болезнь эта очень редкая.
Резко посадить экстрапирамидную систему и базальные ганглии мозга не получится,
тут нужно тяжелое наследство. Клиника и названия подобны, но на деле — ничего
похожего, как говорил другой булгаковский персонаж — профессор Преображенский.
Ещё одна версия — поражение токсинами спорыньи. Симптомы эрготизма вполне себе
подходят на эту роль. Тем более, ослабленное население. Есть ещё и угарная
версия. Её сторонники полагают, что во время эпидемий оспы, чумы и тифа главной
мерой было сожжение как трупов погибших, так и их жилищ. Якобы густые клубы
дыма поражали жителей угарным газом, и те, нахлебавшись его, пускались в
рок-н-ролл. Ну, эта версия трещит там, где рассказ идет о прибрежных
деревушках.

Кстати, святому Витту, жуткой пляски которого боялось
пол-Германии, в Люксембурге противопоставили местного чудотворца. Жители
Эхтернаха решили, что, если сплясать «противотанец», то получится клин на клин.
Местные специалисты-хореографы и балетмейстеры создали танец почище пляски
святого Витта — танец святого Виллиброрда. В отличие от бесшумного падеде св.
Витта он исполняется под суровую музыку средневековых труб, виол, лютней и
тамбуринов. Теперь горожане успешно выкачивают с туристов вожделенные еврики, с
гиканьем и залихватскими ужимками исполняя этот танец.

И хотя самая последняя вспышка этого загадочного заболевания была
зафиксирована довольно давно — на Мадагаскаре в 1840 году, мы просим наших
читателей не насыщать организмы никотином и угарным газом, вести себя умеренно
в дансингах и клубах, разумно питаться и снимать стресс занятиями физкультурой
и спортом.

Ведь известно, что среди танцоров розовощекие и накачанные
рыцари-феодалы замечены не были.

Это случилось в середине июля 1518 года. Мадам Троффеа вышла из дома и принялась… танцевать.

Никакого празднества в Страсбурге в тот день не было. Но женщина плясала и плясала — без остановки на протяжении шести дней подряд. А на седьмой на узких улочках французского города замысловатые па выделывали уже 34 танцора…

Поначалу городские власти, вспомнив, видимо, о том, что подобное лечится подобным, решили поправить здоровье пляшущих горожан… танцами до упаду. Для чего выделили для нужд недужных самую просторную залу в городском муниципалитете и наняли музыкантов.

«Лекарство» оказалось неэффективным. К концу августа число подпрыгивающих горожан выросло до 400 человек

 В краткие минуты просветления они взывали о помощи, говорили, что вовсе не хотят плясать, но какая-то сила словно заставляет их кружиться. События принимали скверный оборот. Несколько десятков человек скончались от физического переутомления, от сердечных приступов и ударов. Беседы со священниками, показательные молебны также ничего не дали.

В конце концов плясунов пофузили на телеги и вывезли из города с глаз долой. После этого эпидемия в Страсбурге резко пошла на убыль и в начале сентября стихла. Что же касается самих танцоров, то их дальнейшая судьба неизвестна: говорили, будто их отправили в некое «целебное» место, располагавшееся неподалеку от города. Однако, что произошло с ними на самом деле, никто не знает.

ПОЧЕМУ?

Множество сохранившихся документов XVI столетия — записи врачей, тексты проповедей, местные хроники, протоколы заседаний городского совета — не позволяют сомневаться: случившееся в Страсбурге — отнюдь не плод фантазии средневековых летописцев.

«Пляска святого Вита» — этот необычный термин известен многим людям, не имеющим отношения к истории медицины и неврологии. Святой Вит жил на Сицилии и был замучен римлянами в 303 году во времена гонений на христиан, развернутых императором Диоклетианом. Спустя 1 200 лет — с XVI века — его имя стало ассоциироваться с «пляской». Тогда по всей Германии распространилось поверье, что всякий, кто спляшет перед статуей святого Вита в день его памяти (15 июня), будет здоров весь год. Тысячи людей толпились вокруг статуй святого в этот день, и их пляски нередко носили весьма экспансивный, эмоциональный характер. В конце концов пляской святого Вита стали называть заболевание, самым ярким внешним проявлением которого являются непроизвольные движения рук, ног, туловища больных, нередко напоминающие своеобразный танец. В действительности же этот недуг именуется хорея Сиденгама и представляет собой нейродегенеративное наследственное заболевание головного мозга. И увы — ни молитвы святому Биту, ни танцы перед его статуями выздоровления не приносят…

«Танцевальная лихорадка 1518 года» была в действительности. И вот уже почти пятьсот лет она не дает покоя ученым. Исследователей волнует один-единственный вопрос: что именно заставило тогда людей плясать до полного изнеможения?

В частности, Юджин Бакмэн, автор книги «Религиозные танцы в христианстве и популярной медицине» (1952), искал биологические или химические причины танцевальной лихорадки. Вместе с рядом других ученых середины XX века Бакмэн склонялся к тому, что во всем виновата спорынья — плесневый грибок, растущий на стеблях мокрой ржи. Попадая в организм человека вместе, например, с хлебом, она может вызвать конвульсии и галлюцинации.

Однако у этой гипотезы много противников. Да, спорынья действительно вызывает галлюцинации и бред, порой даже конвульсии, но она не дает энергию, необходимую для «танцевального марафона».

Согласно теории Роберта Бартоломью, социолога из австралийского Университета Джеймса Кука, неутомимые плясуны состояли в какой-то еретической секте и исполняли экстатический танец. Но и это объяснение не выдерживает критики. Если верить историческим документам, а не верить им оснований нет, то танцевать несчастные не хотели. Испуганные, отчаявшиеся, они молили о помощи, но — увы — никто не мог облегчить их страдания. К тому же, будь танцоры сектантами, церковь не стала бы с ними церемониться и живенько обвинила в ереси. Однако ничего подобного не произошло.

СВЯТОЙ ВИТ НЕ ВИНОВАТ

«Время танцевать, время умирать»—так называется книга Джона Уоллера, в которой он раскрывает тайну «танцевальной лихорадки в Страсбурге». По его мнению, танцевальная эпидемия в городе вспыхнула неслучайно. Ей предшествовала целая цепь несчастий и катастроф, вызвавших невиданные страдания.
Неожиданные заморозки и сильный град на корню погубили урожай.

В Страсбурге царил голод. Люди умирали десятками. Чтобы выжить, им приходилось забивать всех сельскохозяйственных животных, занимать деньги и в качестве последнего средства — выходить на улицу просить милостыню. Голод сопровождался эпидемиями болезней: оспа, сифилис и проказа гуляли по Эльзасу, унося сотни жизней. Немудрено, что в сердцах людей поселились тревога и страх.

И как всегда бывает в таких ситуациях, очень кстати вспомнилась раннехристианская легенда, гласившая: «Если чем-то рассердить святого Вита, то он нашлет проклятие в виде танца, избавиться от которого можно будет только путем долгих молитв». Впрочем, тот же святой Вит мог, согласно преданиям, принести и крепкое здоровье, как минимум, на год. Для этого нужно было сплясать перед его образом. А раз так, то, выходит, и удивляться появлению танцоров на улицах Страсбурга не приходится…

Профессор Уоллер, впрочем, считает, что святой Вит к танцевальной лихорадке никакого отношения не имеет. Он возлагает вину за случившееся на… феномен, известный под названием массовое психогенное заболевание — так медики называют массовые истерии, которым предшествуют очень сильные стрессы и страдания. Джон Уоллер полагает, что жертвы танцевальной лихорадки против своей воли впадали в состояние транса, а выйти из него не могли.

МАССОВАЯ ИСТЕРИЯ

Танцевальная лихорадка в Страсбурге была далеко не единственным случаем массового психогенного заболевания, но самым задокументированным и поэтому широко известным.

Между тем до 1518 года Европа как минимум 10 раз успела столкнуться с подобными эпидемиями. Например, в 1374 году танцевальная лихорадка охватила множество городов и деревень на северо-востоке Франции, на территории современной Бельгии и Люксембурга. А самая последняя «пляска смерти» была зафиксирована в 1840-х годах на Мадагаскаре. Из описаний врачей известно, что «люди дико плясали в состоянии транса, убежденные, что ими овладели духи».

ЕЩЕ ПСИХОПАТИИ

Самым необычным случаем массового психогенного заболевания является эпидемия смеха в Танганьике, случившаяся в 1962 году.

Все началось с какой-то шутки в женской школе-интернате в деревне Кашаша, расположенной на западном берегу озера Виктория недалеко от границы с Кенией. Эпизодические приступы смеха, продолжавшиеся несколько минут, охватили нескольких школьниц. Но очень быстро эпидемия смеха распространилась на всю школу.

После того как учебное заведение закрыли, «болезнь передалась родителям школьниц, а затем и остальным жителям сначала Кашаши, а через какое-то время и окрестных деревень».

Жертвы, преимущественно женского пола, испытывали от смеха боли, временами теряли сознание, страдали от сыпи, приступов неконтролируемого плача, у них возникали проблемы с дыханием… Но не смеяться не могли! Странная эпидемия смеха закончилась лишь через полтора года.

Самая же «пикантная» истерия известна как эпидемия коро. Как минимум с 300 года до н. э. у мужчин во всех уголках земного шара возникает необъяснимый страх лишиться… гениталий. Им в голову приходят всевозможные ужасы: что их «красу и гордость» украдут, что она усохнет, станет меньше, короче и т. д. и т. п. Особенно часто эпидемии коро отмечались в Африке и Азии. Последняя вспышка коро была зафиксирована в 1967 году в Сингапуре. «Страх потерять гениталии тогда охватил больше тысячи мужчин, которые пытались защитить свое мужское достоинство при помощи «брони» из колышков, зажимов и прочих неудобных и малоэффективных приспособлений.

https://www.liveinternet.ru/users/3780265/post290272975/

Захар РАДОВ

У этого термина существуют и другие значения, см. Вит (значения).

Вит
Vitus
Мастер Теодорих, «Святой Вит»
Родился 290 Мазара
Умер 303(0303) Рим
В лике мучеников
День памяти в Православной церкви 16 мая и 15 июня (по юлианскому календарю), в Католической церкви 15 июня
Покровитель котельщиков, актёров
Медиафайлы на Викискладе

Мученичество святых Вита, Модеста и Крескентии, французская рукопись, XIV век
Свято́й Вит

(лат. Sanctus Vitus) — христианский святой, римский мученик периода раннего христианства. Был убит в 303 году. Память святого Вита совершается в Православной церкви 16 (29) мая и 15 (28) июня, в Католической церкви 15 июня[1].

Жизнеописание[ | ]

Достоверных исторических свидетельств о жизни и мученичестве святого Вита не сохранилось. Согласно церковному преданию, св. Вит был мальчиком семи (по другим источникам, двенадцати) лет, сыном римского сенатора-язычника из Сицилии. Мальчик принял христианство под влиянием своего наставника. Был убит во времена преследования христиан римскими императорами Диоклетианом и Максимианом.

По преданиям, он отправился в Рим, где изгнал бесов из сына императора Диоклетиана. Но когда Вит отказался молиться римским богам, его арестовали снова и бросили ко львам, которые не тронули праведника. Тогда Вита бросили в котёл с кипящим маслом.

История возникновения термина

На данном этапе развития медицины используют три основных названия:

  • пляска святого Витта;
  • малая хорея;
  • болезнь Гентингтона, как основное неврологическое заболевание, для которого характерен данный симптом.

Первый термин известен ещё со средневековых времен и был придуман людьми далекими от медицины и особенностей неврологии.

Святой Витт – это известный всем православным людям исторический персонаж, который жил в период разгрома Римской империи. Святой Витт был юным праведником, который погиб в результате гонений императора Диоклетиана на всех представителей христианской веры. По прошествии более чем тысячелетия имя этого святого начали ассоциировать с «пляской», в результате чего на территории Германии даже появилось некое поверье.

Его суть заключалась в том, что каждый человек, который 15 июня (день его памяти) станцует рядом со статуей святого Витта, получит заряд бодрости на целый год вперёд. Это привело к тому, что каждый год возле каждой статуи святого стояла многокилометровая очередь, а большинство танцев были довольно экспрессивными.

Второй термин появился уже из уст профессиональных неврологов, которые приняли решение назвать не поддающиеся контролю движения хореей.

В свою очередь, третий термин известен людям с 1872 года, когда Джордж Генингтон представил на Медицинском научном обществе, проводимом в штате Огайо, детальное описание всех особенностей данного заболевания.

Литература[ | ]

  • Страдание святых мучеников Вита, Модеста и Крискентии // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. X: Июнь, День 15. — С. 341.
  • Йовчева М.
    Святой Вит в древнеславянской книжности // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2006. № 4 (26). — С. 10—19.
  • Вит, Модест и Крискентия // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2004. — Т. VIII : «Вероучение — Владимиро-Волынская епархия». — С. 574—576. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-014-5.
Четырнадцать святых помощников
  • Акакий
  • Варвара
  • Вит
  • Власий Севастийский
  • Георгий Победоносец
  • Дионисий Парижский
  • Евстафий
  • Екатерина Александрийская
  • Кириак
  • Марина Антиохийская
  • Пантелеимон
  • Христофор
  • Эгидий
  • Эразм

Православные тексты

Христиане помнят святого Вита, сумевшего даже под пытками сохранить веру в Спасителя. Верующие прославляют великомученика, молятся ему, просят спасти их души и излечить телесные недуги.

святой вит

Молитва

Великомученика просят о заступничестве перед Господом. Святого молят упросить Спасителя простить прегрешения людские, даровать людям милость и исцеление от душевных и телесных болезней.

Молитва святому мученику Виту Римскому при эпилепсии

О святый угодниче Божий, мучениче Вите! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

святой вит

Тропарь

Христиане прославляют великомученика, доказавшего силу своей веры в Христа. Святого просят сокрушить врагов и демонов, своими молитвами спасти людские души.

Тропарь святому мученику Виту Римскому, глас 4-й

Мученик Твой, Господи Вите,во страдании своем венец прият нетленный от Тебе Бога нашего имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости того молитвами спаси души наши.

Кондак

Святой Вит, словно яркая звезда, явился миру. Свет духовной веры великомученика озарил многих людей. Святого просят молиться за всех христиан.

Собор святого Вита снаружи

Грандиозность собора святого Вита поистине поражает! С южной стороны находится парадный вход, которым раньше пользовались во время коронаций правителей или же при проведении свадебных церемоний – так называемые Золотые ворота. Над входом красуется великолепная мозаика с изображением Страшного Суда, работы неизвестных венецианских мастеров. Чтобы создать этот шедевр, были использованы около миллиона кусочков цветного стекла! Сами Золотые ворота закрыты интересной решёткой. Она покрыта металлическими фигурками, изображающими средневековые ремёсла – занятия для разных знаков зодиака.

Расположенная левее от этого входа колокольная башня была спроектирована Петром Парлержем, а построена уже его сыновьями. Это одна из старинных частей собора. Купол башни выполнен в барочном стиле, но он прекрасно вписывается в общий готический образ. На башне есть необычные часы – с двумя циферблатами, на каждом из которых всего по одной стрелке. На одном циферблате показываются часы, а на другом – минуты. Восхищает своим изяществом и резная позолоченная решётка. Внутри башни находятся колокола, самый большой из которых весит 18 тонн и носит имя Зигмунд. Другие крупные колокола также имеют свои имена: Вацлав, Иоанн Креститель, Йозеф. Они были водружены на колокольню после крупного пожара 1541 года, уничтожившего старые колокола и повредившего часовой механизм.

С западной стороны собора святого Вита расположены три входных портала, украшенные замечательными барельефами. Над центральным входом изображён процесс строительства храма. Барельефы слева рассказывают о жизни святого Вацлава, а справа – святого Войтеха. Рассматривая фасад, можно увидеть необычные водостоки в виде химер и горгулий.

Над входными порталами возвышаются классические готические башни. Их высота достигает 80 метров. Между ними размещено 10-метровое окно-розетта. Это витраж, созданный в 1921 году. Её автор, живописец Франтишек Кисела, изобразил легенду о создании мира.

Если обходить собор по часовой стрелке, то с северной стороны вы попадёте на достаточно узкую улочку. Восточная часть собора святого Вита – это внешняя стена полукруглого деамбулатория. Выйдя снова на южную сторону, вы увидите крытый коридор, соединяющий собор со старым королевским дворцом.

Болезнь Гентингтона — хореичная пляска на костях медицины

Хорея Гентингтона (второе название) – это наследственный тип болезни, который чаще всего проявляется в возрасте 25-50 лет, случаи более раннего развития заболевания встречаются довольно редко. Гораздо чаще заболеванию подвержены представители мужского пола.

Болезнь характеризуется не только появлением непроизвольных движений, но и значительным снижением интеллекта, вплоть до полной потери личности.

Статья в тему: Противозачаточные таблетки при грудном вскармливании — обзор безопасных препаратов с инструкцией и составом

Развивается недуг постепенно, как правило, уловить появление первых непроизвольных движений довольно сложно. В большинстве случаев они появляются в зоне лица и выглядят как привычные всем двигательные автоматизмы, к примеру, облизывание губ, открытие рта, высовывание кончика языка.

В ходе развития болезни непроизвольные движения могут возникать в руках (периодические подергивания пальцами) и туловище, в последнем случае наблюдаются серьезные изменения походки и общей статики. Далее, хуже – человеку становится трудно говорить, глотать и жевать, он теряет память и не может вспомнить о таких элементарных вещах, как правильно дышать, улыбаться, держать в руке вилку или ложку.

Провоцирующие факторы

Поскольку болезнь Гентингтона относится к наследственным, то основной причиной её возникновения является генетическая патология.

Динамический тип мутации гена провоцирует проблемы в нормальной укладке белка и приобретение ним токсических особенностей. В результате происходит накопление этого белка в отдельных клетках, которые в дальнейшем погибают.

Передача болезни осуществляется с помощью аутосомно-доминантного пути, то есть от больного родителя к ребенку. При этом абсолютно неважно кто именно из родителей болен, вероятность передачи патологии равна 50%.

При этом следует отметить, что передача аномалии возможна только вертикальным путем, то есть от больного родителя к ребенку. Если передачи болезни не произошло, то ребенок и его будущие дети будут уже здоровыми. Болезнь не проявляется через поколение.

Особенности симптоматики

Наиболее яркими симптомами проявления заболевания являются постоянно усиливающиеся непроизвольные движения и гримасы на лице. Больной человек не в состоянии осуществлять контроль над своей двигательной активностью. В процессе речи могут возникать причмокивания, человек начинает часто шмыгать носом, во время ходьбы можно наблюдать незначительные покачивания.

Первичные стадии развития заболевания характеризуются чрезмерной возбудимостью, незначительной забывчивостью, которая по мере прогрессирования болезни усиливается, пока не переходит в форму слабоумия.

Диагностические критерии

Диагностирование заболевания осуществляется на основании обследования у невролога, симптоматики и проявлений такого рода заболевания у родителей.

В процессе осмотра у невролога производится осмотр следующих параметров:

  • состояние слуха;
  • мышечная сила;
  • координация во время ходьбы;
  • рефлексы;
  • способность удерживать равновесие;
  • присутствие неконтролируемых движений.

Кроме того, доктор анализирует способность пациента прослеживать за перемещением предмета одними только глазами, это связано с тем, что при наличии вышеуказанного заболевания данная функция нарушается.

Для того чтобы выявить присутствует ли поражение мозга и какова тяжесть нарушений, используют методы визуализации, а именно магнитно-резонансную и компьютерную томографию.

Статья в тему: Дексаметазон глазные капли, уколы и таблетки — инструкция по применению

Если болезнь присутствует у кого-то из родителей, то не обойтись без прохождения ДНК-диагностики.

Стоит отметить, что на данном этапе времени существует еще и медико-генетическое консультирование, где профессионалы рассматривают случаи проявления заболевания у отдельных людей, помогают им адаптироваться в обществе, указывают на вероятность рождения больного ребенка и методы, которыми можно снизить риск передачи заболевания.

При этом, несмотря на множество современных методов предварительной диагностики, единственный 100% вариант того, чтобы не передать болезнь своим детям – это их отсутствие.

Что предлагает медицина?

Прежде чем приступить к лечению заболевания обязательно следует проконсультироваться с опытным неврологом. Самолечение в этом случае чревато быстрым прогрессированием патологии и окончательной потерей личности.

Следует понять, что полностью вылечиться от хореи Гентингтона не получиться, поскольку патология заложена непосредственно в генах. Но можно замедлить процесс развития болезни с помощью приема ряда лекарственных препаратов, действие которых направлено на снижение активности разрушительного процесса. В число этих лекарственных средств входят Галоперидол, Фенотиазин, Резерпин и другие.

К сожалению, при выявлении данной патологии, не существует благоприятного прогноза, поскольку полностью излечить хорею невозможно.

Но при своевременном обнаружении ранней симптоматики и быстром начале лечения можно замедлить процесс течения разрушительного процесса в нервных клетках.

Сицилийский святой

Святой. Вит
Vitus CXXVr.jpg Святой Витус из Нюрнбергских хроник, 1493 г.
Мученик, Святой Помощник
Родился ок. 290. Сицилия
Умер ок. 303 (возраст 12–13 лет). Лукания, современный Базиликата, Италия
Почитается в Римско-католической церкви. Восточной православной церкви
Праздник 15 июня
Атрибуты , изображенные в котле, с петухом или львом
Покровительство актерами ; комедианты ; Риека, Хорватия ; Чехословакия ; танцоры ; собаки ; эпилепсия ; Мадзара-дель-Валло, Сицилия ; Форио, Искья ; проспал ; Прага, Чешская Республика ; ревматическая хорея (танец Святого Вита); Сербия ; укусы змей ; штормы ; Вача, Германия ; Зевен, Нижняя Саксония ; Het Gooi, Нидерланды ; E Clampus Vitus

Vitus (), согласно христианской легенде, был христианином святой из Сицилии. Он умер мучеником во время преследований христиан со-правителями римскими императорами Диоклетианом и Максимианом в 303. Вит считается одним из Четырнадцати Святых Помощников средневекового римского католицизма. 15 июня отмечается День святого Вита. В местах, где используется юлианский календарь, эта дата совпадает в 20-м и 21-м веках с 28 июня по григорианскому календарю.

в конце средневековья, люди в Германии отмечали праздник Вита, танцуя перед его статуей. Этот танец стал популярным, и название «танец Святого Вита» было дано неврологическому расстройству хореи Сиденхама. Это также привело к тому, что Витуса стали считать покровителем танцоров и артистов в целом.

Витус считается покровителем актеров, комиков, танцоры и эпилептики, как и Генезий Римский. Говорят также, что он защищает от ударов молнии, нападений животных и чрезмерного сна. Витус — покровитель города Риеки в Хорватии ; города Чиминна и Вита в Сицилии, Форио на острове Искья, в Кампания, Италия ; контрада Сан-Вито, в Торелла деи Ломбарди, в Авеллино, Италия ; город Рапоне, Италия ; город Винсхотен и регион Гои в Нидерландах, итальянская колония Сан-Вито в Коста-Рике и город Св. Вит, расположенный в Бельгии.

Различные места в Австрии и Баварии названы Санкт-Файт в его честь.

Содержание

  • 1 Мученичество
  • 2 Почитание
  • 3 Галерея
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Мученичество

Мученичество Витуса, Модеста и Кресценции, из рукописи XIV века

Согласно легенде, Вит, Модест и Кресценция были мучениками при Диоклетиане. Самым ранним свидетельством их почитания является «Martyrologium Hieronymianum » (изд. GB de Rossi — Louis Duchesne, 78: «В Сицилии, Вити, Modesti et Crescentiae »). Тот факт, что записка находится в трех наиболее важных рукописях, указывает на то, что она также была в общем экземпляре из них, который появился в пятом веке. Тот же Martyrologium имеет в тот же день еще одно упоминание Витуса во главе списка из девяти мучеников с указанием места в Эболи, «В Лукании », то есть в римской провинции с таким названием в южной Италии между Тосканским морем и заливом Таранто. Вполне возможно, что в обоих случаях это один и тот же мученик Витус.

Согласно Дж. П. Киршу, свидетельство публичного почитания трех святых в V веке доказывает, что они были историческими мучениками. Тем не менее, нет никаких исторических свидетельств ни о них, ни о времени или подробностях их мученической смерти.

В течение шестого и седьмого веков появилось чисто легендарное повествование об их мученической смерти, которое, по-видимому, основано на других легендах, особенно на легенде о Потите. и украшены рассказами о фантастических чудесах. Согласно этой легенде, не имеющей очевидной исторической ценности, Витус был 7-летним сыном сенатора Лукании (по некоторым версиям ему 12 лет). Он сопротивлялся попыткам отца, которые включали в себя различные формы пыток, заставить его отвернуться от своей веры. Он бежал со своим наставником Модестом и женой Модеста Кресценцией, которая была няней Витуса, в Луканию. Оттуда он был доставлен в Рим, чтобы изгнать демона, который завладел сыном императора Диоклетиана. Он так и сделал, и все же, поскольку он оставался стойким в христианской вере, его мучили вместе со своими наставниками. чудом ангел вернул троих в Луканию, где они умерли от перенесенных им пыток. Три дня спустя Витус явился известной матроне по имени Флоренция, которая затем нашла тела и закопала их на том месте, где они были.

Почитание

Св. Собор Вита — главный храм бывшей столицы империи, Прага.

Почитание мучеников быстро распространилось в южной Италии и на Сицилии, о чем свидетельствует заметка в «Martyrologium Hieronymianum». Папа Григорий Великий упоминает монастырь, посвященный Виту на Сицилии («Послание», I, xlviii, P.L., LXXXVII, 511).

Почитание Витуса, главного святого группы, также очень рано появилось в Риме. Папа Геласий I (492-496) упоминает святыню, посвященную ему (Jaffé, «Reg. Rom. Pont.», 2-е изд., I, 6 79), а в Риме в седьмом веке Ему была посвящена часовня дьякона («Liber Pont.», изд. Duchesne, I, 470 кв.).

В 756 году нашей эры говорится, что мощи святого Вита были принесены в монастырь Сен-Дени аббатом Фульрадом. Позже они были подарены аббату Варину из Корви в Германии, который в 836 году торжественно перенес некоторые из них в это аббатство. Из Корви почитание святого Вита распространилось по всей Вестфалии, а также в округах восточной и северной Германии. Его популярность возросла в Праге, Богемия, когда в 925 году нашей эры король Генрих I Германский подарил кости одной руки святого Вита Вацлаву <68.>, Герцог Богемии. С тех пор эта реликвия является священным сокровищем в Св. Собор Вита в Праге.

Почитание святого Вита стало очень популярным на славянских землях, где его имя (Свети Вид) могло заменить старый культ бога света Световид.

в Сербии его праздник, известный как Видовдан, имеет особое историческое значение. Этот день является частью Косовского мифа — в этот день произошла битва за Косово ; в тот день символически произошло несколько событий, таких как убийство в 1914 году австрийской королевской четы ; Витус был покровителем Королевства Сербия. В Венгрии он почитается как Сент Вид с раннего средневековья. В Болгарии он называется Видовден (Видовден) или Видов ден (Видов ден) и особенно хорошо известен среди шопи в западной части страны. В Хорватии святому Виту посвящено 123 церкви.

В Нидерландах Витус является покровителем Винсхотена, а также региона Т-Гуи, где в каждом из трех крупнейших городов (Хилверсюм, Бюссюм и Наарден) находится главная католическая церковь. посвящен святому Виту.

Витус — один из Четырнадцати мучеников, которые помогают в трудные времена. Он специально призван против хореи, которая называется Танец Святого Вита.

Он представлен как молодой человек с пальмовым листом в котле, иногда с вороном и львом, его иконографический атрибут, потому что, согласно легенде, он был брошен в котел с кипящей смолой и расплавленным свинцом, но чудом остался невредимым.

Имена Святых Модеста и Кресценции были добавлены в 11 веке к римскому календарю, так что с тех пор все три имени отмечались вместе до 1969 года, когда их праздник был удален из Общего римского календаря. Календарь. Витус до сих пор признан святым католической церкви, включен в римский мартиролог 15 июня, и месса может быть проведена в его честь на этом день, где отмечается римский обряд, тогда как Модест и Кресценция, которые в легендах связаны с Витом, были опущены, потому что они кажутся просто вымышленными персонажами.

праздник святого. также является предметом популярного стихотворения о погоде: «Если в день св. Вита будет дождливая погода, то дождь будет вместе тридцать дней». Эта рифма часто встречается в таких публикациях, как альманахи ; его происхождение неизвестно.

Майкл Дж. Тоусенд пишет, что «фраза« Святой покровитель методизма — Святой Вит »с достаточной точностью суммировала впечатления многих людей о методистской церкви. Методисты, несомненно, в высшей степени являются занятые люди, которые всегда спешат, организуют дела и создают комитеты для совершения добрых дел. Как правило, на них можно положиться в проведении Недели христианской помощи, спонсируемой прогулки для местного хосписа или группы протестующих о бездомности, и даже сейчас они известны как активисты профсоюзов и политических партий ».

Галерея

  • Мученичество святого Вита, Германия около 1515 года, святой Вит. церковь, Флейн

  • Образ Святого Вита в Хайлигенштадте, Франкония

  • Мученичество Святого Вита, Германия около 1450 г. Варшавский национальный музей

  • Мученичество святого Вита / Санкт-Файт на гербе Санкт-Файт-им-Понгау, Австрия

  • Церковь Святого Вита, Либедице, Чешская Республика

  • Церковь Святого Вита, Бларикум, Нидерланды

См. Также

  • Список раннехристианских святых
  • Святой Вит, покровитель архива
  • Статуя Вита, Charles Bridge

Примечания

Ссылки

  • Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Herbermann, Charles, ed. (1913). «Святые Вит, Модест и Кресенция ». Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.

Внешние ссылки

  • Святыми Витом, Модестом и Кресценцией в Керли
  • Список Святых Покровителей Профиль Святого Вита
  • Католический Интернет-профиль Святого Вита
  • Информация о Святом Вите, святом, на saintvitus.com
  • (на итальянском языке) Сан-Вито

У этого термина существуют и другие значения, см. Вит (значения).

Вит
Vitus
Мастер Теодорих, «Святой Вит»
Родился 290 Мазара
Умер 303(0303) Рим
В лике мучеников
День памяти в Православной церкви 16 мая и 15 июня (по юлианскому календарю), в Католической церкви 15 июня
Покровитель котельщиков, актёров
Медиафайлы на Викискладе

Мученичество святых Вита, Модеста и Крескентии, французская рукопись, XIV век
Свято́й Вит

(лат. Sanctus Vitus) — христианский святой, римский мученик периода раннего христианства. Был убит в 303 году. Память святого Вита совершается в Православной церкви 16 (29) мая и 15 (28) июня, в Католической церкви 15 июня[1].

Жизнеописание[ | ]

Достоверных исторических свидетельств о жизни и мученичестве святого Вита не сохранилось. Согласно церковному преданию, св. Вит был мальчиком семи (по другим источникам, двенадцати) лет, сыном римского сенатора-язычника из Сицилии. Мальчик принял христианство под влиянием своего наставника. Был убит во времена преследования христиан римскими императорами Диоклетианом и Максимианом.

По преданиям, он отправился в Рим, где изгнал бесов из сына императора Диоклетиана. Но когда Вит отказался молиться римским богам, его арестовали снова и бросили ко львам, которые не тронули праведника. Тогда Вита бросили в котёл с кипящим маслом.

Житие святого мученика Вита

В древние времена в Римской империи жил мальчик, который не побоялся восстать против языческих порядков и принять христианство. Звали его Витом (Vitus). Родился он в 290 году в семье язычника Гиласа, знатного сицилийского вельможи. Благодаря своему праведному учителю Модесту мальчик в раннем детстве узнал о заповедях Христа и решил стать христианином.

Парень изучил Святое Писание и ежедневно молился Спасителю. Господь подарил мальчику дар исцелять людские недуги. Парень лечил больных и рассказывал людям о жизни Господа. Многие исцеленные им язычники обращались в христианство.

Правитель тех мест, Валериан, узнал о деяниях Вита и позвал к себе на разговор его отца. Он посоветовал Гиласу запретить сыну прославлять Христа. Ведь, согласно указу римских императоров Диоклетиана и Максимиана, христиан в те времена подвергали казням и гонениям. За отрицание языческих Богов мог пострадать не только Вит, но и его отец. Гилас вернулся домой и потребовал от сына отречения от Спасителя. Однако мальчик отказался признать языческих богов. Гилас стал избивать непослушного сына, но ничего не помогло.

Тогда правитель Валериан позвал Вита к себе на разговор. Мальчик признался, что верит в Христа, и не захотел принести жертву языческим богам. Парня осудили и приказали избить. Правитель решил усилить мучения Вита, но вдруг почувствовал, что его рука, готовящаяся подписать указ, отсохла. Мальчик помолился Спасителю, и Валериан получил исцеление. Правитель перестал мучить Вита и отдал его отцу. Валериан потребовал, чтобы Гилас отговорил парня от веры в Христа.

Гилас не знал, что и придумать, чтобы заставить сына вернуться к язычеству. Он устроил в доме пышный пир, пригласил красивых девиц. Вит с презрением смотрел на происходящее и только молился Господу. Ему явились ангелы и стали вместе с ним читать молитвы. Гилас вошел в комнату, чтобы посмотреть, что делает его сын. Он увидел ангелов и сразу ослеп. Гилас попросил сына исцелить его недуг, взамен пообещал больше не бить Вита, а еще — отречься от языческих богов и присягнуть на верность Христу.

святой вит

Мальчик вылечил своего отца. Однако Гилас не исполнил данных Виту обещаний. Он возненавидел сына и поклялся его убить. О планах Гиласа узнали воспитатель Модест и любящая кормилица Крискентия. Они тоже были христианами. Модест и Крискентия увели парня из родительского дома. Вместе с мальчиком они пришли к берегу реки, сели в лодку и поплыли в Луканию. В этом месте Вит, Модест и Крискентия нашли убежище. Мальчик стал, как и прежде, исцелять немощных и рассказывать всем жителям Лукании о Христе.

Молва о юном целителе докатилась до римского императора – грозного Диоклетиана. Святого доставили в Рим. Юноша помог правителю и исцелил его бесновавшегося сына. Диоклетиан решил одарить парня всеми благами и почестями, но взамен потребовал отречься от Христа и принести жертву языческим богам.

Святейший Вит отказался. Тогда мальчика вместе с воспитателем Модестом по приказу императора бросили в темницу. Узникам явился сам Спаситель и снял с них оковы. Император рассердился и приказал выпустить на мальчика огромного льва. Парень только перекрестился, и свирепый зверь лег около его ног. По приказу императора мальчика и Модеста повесили на площади на столбе и истязали железными когтями. Среди людей, собравшихся посмотреть на муки христиан, была Крискентия. Она не выдержала издевательств и вышла из толпы, чтобы обвинить императора. Ее схватили и тоже подвергли мучениям. Как только не пытали христиан. Вита по приказу Диоклетиана даже бросили в котел с расплавленным оловом. Однако мальчик стоял в кипятке, словно в холодной воде.

Святой Вит просил Бога спасти его и Модеста с Крискентией. По Божьей воле в городе началось сильное землетрясение. Огромное количество язычников погибло под обломками разрушившихся домов. Однако измученные истязаниями мученики тоже скончались. Произошло это в 303 году. Святой Вит прожил около 13 лет, пострадал за веру в Христа, не отрекся от Господа, за что получил от Бога заверение взять его душу в рай небесный. Тело мальчика похоронили в Лукании. Позже его мощи перенесли в Прагу. Князь Вячеслав Чешский построил в честь святого великомученика храм, где нашли свое пристанище его святейшие останки.

святой вит

Литература[ | ]

  • Страдание святых мучеников Вита, Модеста и Крискентии // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. X: Июнь, День 15. — С. 341.
  • Йовчева М.
    Святой Вит в древнеславянской книжности // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2006. № 4 (26). — С. 10—19.
  • Вит, Модест и Крискентия // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2004. — Т. VIII : «Вероучение — Владимиро-Волынская епархия». — С. 574—576. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-014-5.
Четырнадцать святых помощников
  • Акакий
  • Варвара
  • Вит
  • Власий Севастийский
  • Георгий Победоносец
  • Дионисий Парижский
  • Евстафий
  • Екатерина Александрийская
  • Кириак
  • Марина Антиохийская
  • Пантелеимон
  • Христофор
  • Эгидий
  • Эразм

Значение и почитание в православии

Юный римский мальчик по имени Вит не побоялся грозных язычников и принял христианство. Он присягнул на верность Спасителю в те времена, когда христиан за веру в Христа пытали и убивали. Вит остался преданным Господу слугой, не отрекся от Иисуса даже под пытками. За свой мученический подвиг Вит удостоился жизни вечной в небесном раю.

Святой римский мальчик стал примером для подражания для многих христиан. Миллионы людей восхищаются его стойкостью и преданностью учению Христа. В честь святого установлен праздник в православии (16 (29) мая и 15 (28) июня) и католицизме (15 июня). Вит канонизирован в лике святых мучеников.

История возникновения термина

На данном этапе развития медицины используют три основных названия:

Первый термин известен ещё со средневековых времен и был придуман людьми далекими от медицины и особенностей неврологии.

Святой Витт – это известный всем православным людям исторический персонаж, который жил в период разгрома Римской империи. Святой Витт был юным праведником, который погиб в результате гонений императора Диоклетиана на всех представителей христианской веры. По прошествии более чем тысячелетия имя этого святого начали ассоциировать с «пляской», в результате чего на территории Германии даже появилось некое поверье.

Его суть заключалась в том, что каждый человек, который 15 июня (день его памяти) станцует рядом со статуей святого Витта, получит заряд бодрости на целый год вперёд. Это привело к тому, что каждый год возле каждой статуи святого стояла многокилометровая очередь, а большинство танцев были довольно экспрессивными.

пляска святого витте

Второй термин появился уже из уст профессиональных неврологов, которые приняли решение назвать не поддающиеся контролю движения хореей.

В свою очередь, третий термин известен людям с 1872 года, когда Джордж Генингтон представил на Медицинском научном обществе, проводимом в штате Огайо, детальное описание всех особенностей данного заболевания.

Хорея неврология. Хорея

Хорея (хореический гиперкинез , также известная как «виттова пляска», или «пляска святого Вита »; от греческого χορεία, вид танца) — синдром, характеризующийся беспорядочными, отрывистыми, нерегулярными движениями, сходными с нормальными мимическими движениями и жестами, но различные с ними по амплитуде и интенсивности, то есть более вычурные и гротескные, часто напоминающие танец.

Чаще наблюдается в детском и юношеском возрасте у страдающих ревматизмом . Болезнь может начаться на фоне явных проявлений ревматизма с поражением сердца и суставов в случаях скрытого, вялотекущего ревматизма.

      Во всех случаях обнаруживается поражение базальных ганглиев различной степени тяжести, сопровождающееся повышением активности дофаминэргических структур при неизмененном уровне самого дофамина .

      Не выяснена. Считают, что причиной заболевания могут служить истощение, малокровие, особенно в молодом возрасте, наследственное предрасположение, поражения головного (ганглиев в основании головного мозга, путей ножек мозжечка к подкорковым ганглиям) или спинного мозга.

Хорея или пляска святого витта. Хорея или пляска святого вита

Хорея или пляска святого витта. Хорея или пляска святого вита

В 1518 году случилась очередная вспышка. Женщина по имени фрау Троффеа по неведомым причинам внезапно вышла на улицу города Страсбурга и начала танцевать. Она не могла завершить свой танец несколько дней. За неделю количество танцующих больных увеличилось до 35 человек, а к концу месяца двигались в странном танце уже 400 человек. У десятков людей случались сердечные приступы, инсульты либо изнеможения. От этого они падали замертво. И в этом случае танцевальная чума прекратилась точно так же внезапно.

Многие учёные пытались объяснить эту «танцевальную» загадку. Какое-то время была популярна следующая гипотеза: произошло отравление людей хлебом, поражённым грибком, произрастающим на влажных ржаных стеблях, – спорыньёй. Попадая в организм, он вызывает лихорадку, судороги, бредовые состояния.

Джон Уоллер, профессор истории из Мичиганского университета, считает, что эта версия неправдоподобна, ведь речь движения больных были именно танцами, а не судорогами. Другую популярную теорию – причастность жертв к некому танцевальному культу – профессор тоже отверг.

Уоллером была предложена третья теория: это были психогенные(обусловленные травмой психики) массовые заболевания, которые вызывали страхи и депрессия. Обе вспышки произошли во времена голода, гибели урожая, наводнения – того, что можно было принять за знаки приближения библейской катастрофы. Страх перед сверхъестественным мог спровоцировать состояние своеобразного транса у людей.

Хорея или пляска святого витта. Хорея или пляска святого вита

Кроме того, танцевальную чуму связывают со святым Виттом – христианским мучеником. По поверью, можно было обрести здоровье, танцуя перед статуей святого Вита в день его именин. Для некоторых эти танцы могли быть последним шансом вылечиться от смертельного заболевания, например от бушевавшей в те времена чумы, оспы или холеры. А значит, идея спасительных танцев уже была в подсознании людей. И для начала этого марафона во время эпидемии было достаточно одного человека.

Страсбургская вспышка танцевальной чумы была не последней, нечто подобное в 1840 году можно было наблюдать на Мадагаскаре.

Большая хорея. Разновидности патологии

В неврологии выделяют первичные и вторичные формы болезни.

Первичные формы

К первичным формам относят патологии наследственного характера:

  • Хорею Гентингтона, или дегенеративную хроническую хорею. Это патология, при которой гиперкинезы сопровождаются серьёзными расстройствами психики. Болезнь медленно, но неуклонно прогрессирует, причём манифестация может произойти в период от 20 до 50 лет. Акинетико-регидная форма болезни (вариант Вестфаля) дебютирует намного раньше, в детском возрасте, иногда примерно в 20 лет. Хорея Гентингтона может начинаться психическими и интеллектуальными расстройствами и лишь спустя полтора — два года присоединяются гиперкинезы. Прогноз у болезни неблагоприятный, больные погибают через 10–15 лет от её начала, чаще всего от аспирационной пневмонии.
    Хорея Гентингтона — тяжёлое наследственное прогрессирующее заболевание нервной системы
  • Наследственную доброкачественную хорею. Непрогрессирующее редкое неврологическое заболевание, которое начинается в грудном возрасте или на первом десятилетии жизни. Единственный симптом патологии — генерализованный гиперкинез. Даже при очень длительном течении болезни интеллектуальные и психические нарушения не развиваются, выраженность двигательных расстройств может со временем уменьшаться.
    Доброкачественная хорея дебютирует в раннем возрасте и проявляется гиперкинезом без психических изменений
  • Нейроакантоцитоз, или хореоакантоцитоз. Патология, для которой характерны системные неврологические симптомы и наличие в крови акантоцитов — изменённых эритроцитов с атипичной, шиловидной или звёздчатой поверхностью. При заболевании происходит гибель клеток чёрной субстанции, полосатого тела, бледного шара, в некоторых случаях погибают нейроны коры больших полушарий. Болезнь начинается в молодом возрасте (20–30 лет) и проявляется хореобразными гиперкинезами, которые сначала затрагивают периоральную (вокруг рта) и лицевую мускулатуру, что определяет специфические симптомы: характерные движения ртом, губами, прикусывания языка и внутренней поверхности щёк. На раннем этапе человек ещё может контролировать гиперкинетические проявления (в отличие от больных хореей Гентингтона). Для патологии характерно сочетание гиперкинезов с паркинсонизмом, мышечной слабостью, атаксией (потерей координации движений), парезами (частичными параличами) конечностей, у половины пациентов наблюдаются эпилептические приступы, пигментный ретинит (дистрофия сетчатки, постепенно приводящая к потере зрения), изменения интеллекта.
    Нейроакантоцитоз проявляется сочетанием хореических гиперкинезов и типичными изменениями эритроцитов
  • Болезнь Леша-Найхана. Возникает из-за наследственного дефицита фермента ГГФТ (гипоксантин-гуанинфосфорибозилтрансферазы), что приводит к повышению уровня мочевой кислоты и необратимому поражению нервной системы. Болеют только мужчины, при этом манифестация начинается рано, с рождения наблюдается задержка двигательного развития, затем присоединяется ригидность (напряжение, спазм) конечностей, у годовалых малышей начинаются мимические гримасы и общий гиперкинез. Типичной является склонность к самоповреждению в более старшем возрасте — больные кусают свои руки, губы. Наблюдаются психические отклонения разной степени выраженности.

Like this post? Please share to your friends:
  • Праздник святого варфоломея это
  • Праздник святого архангела михаила открытка
  • Праздник святого антония падуанского
  • Праздник святого амвросия оптинского
  • Праздник святки что это такое