День непорочного зачатия Девы Марии, культ которой очень популярен в католицизме, — один из главных праздников, посвященных Богородице. Имеет высший статус в иерархии католических праздников — торжества. Во всех европейских костелах в этот день совершаются торжественные богослужения.
Непорочное зачатие Девы Марии (лат. Immaculata conceptio) — католический догмат, согласно которому Дева Мария была зачата от обычных родителей, но на Нее не перешел первородный грех. Догмат отвергается православием (непорочное зачатие Марии, но не ее девственность), протестантизмом и другими христианскими течениями.
Библейское обоснование девственности Марии содержалось в ветхозаветном пророчестве Исайи (7:14), которое Евангелие от Матфея отнесло к Марии: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет, и родит Сына…». Но не следует путать Непорочное зачатие Девы Марии с Непорочным зачатием Иисуса Христа. Догмат о Непорочном зачатии Богородицы не утверждает, что она была зачата бессеменным образом, а подчеркивает лишь снятие Божественной волей с Девы Марии первородного греха.
В древней церковной традиции не было версии о зачатии без греха Марии ее матерью Анной. Версия непорочного зачатия была официально закреплена догматом Папы Пия IX 8 декабря 1854 года, хотя еще в 1476 году торжество Непорочного зачатия (8 декабря) ввел папа Сикст IV.
Церковь непорочного зачатия Девы Марии в Вильнюсе (Фото: Bokstaz, по лицензии Shutterstock.com)
Согласно католическому вероучению, Мария, единственная из людей, с момента зачатия была освобождена от первородного греха и, вместе с тем, была защищена от самой возможности грешить.
Православная церковь, как и католическая, тоже учит, что Мария не совершила ни одного греха в своей жизни. Но причину этого она видит в наличии у Марии нравственной чистоты, ума и силы воли. Католическая же церковь учит, что способность не грешить была заложена в нее при зачатии.
Русской Православной церковью День Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы празднуется 22 декабря.
Зачатие прав. Анною Пресвятой Богородицы
Даты
Историческое содержание
22 декабря Русская Православная Церковь вспоминает день чудесного зачатия Пресвятой Девы Марии праведной Анной.
Святая праведная Анна была младшей дочерью священника Матфана, происходившего из колена Левина из рода Ааронова.
Муж ее, святой праведный Иоаким, был родом из колена Иудина, из дома царя Давида. По древнему обетованию из рода Давидова должен был произойти Мессия.
Супруги жили в Назарете Галилейском. Ежегодно они отдавали две трети своих доходов в Иерусалимский храм и бедным. По особому Промыслу Божию святая чета до глубокой старости не имела детей. Супруги сильно скорбели об этом, так как бесчадие у евреев считалось тяжким несчастьем и наказанием Божиим. Святые горячо молились о даровании им потомства.
В один из праздников, когда израильтяне приносили в Иерусалимский храм дары Богу, первосвященник, полагая, что бездетный Иоаким не имел благословения Божия, отказался принять от него дары. Святой Иоаким был глубоко огорчен. Он обратился к родословной двенадцати колен израильских и удостоверился, что все праведные мужи имели потомство, включая столетнего Авраама. Не возвращаясь домой, святой Иоаким ушел в пустыню и провел там сорок дней в строгом посте и молитве, призывая на себя милосердие Божие и омывая горькими слезами свое бесчестие.
Супруга его, святая Анна считала себя главною виновницею постигшего их горя.
Однажды, увидев среди ветвей лаврового дерева гнездо с едва оперившимися птенцами, она слезно молилась о даровании ей младенца, обещая принести в дар Богу рожденное дитя. Как только святая Анна произнесла слова обета, Ангел Божий возвестил ей об исполнении молитвы и открыл, что у нее родится дочь по имени Мария, через Которую благословятся все племена мира. Обрадовавшись, святая Анна поспешила в Иерусалимский храм, чтобы возблагодарить Бога и повторить обет о посвящении Ему ожидаемого младенца.
С тем же благовестием явился Ангел и святому Иоакиму в пустыне и повелел ему идти в Иерусалим. В Иерусалиме святая праведная Анна зачала Благословенное Чадо и родила Пресвятую Деву Марию.
До трехлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия.
См. также: Жития праведных Богоотец Иоакима и Анны.
Развернуть
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь на зачатие Пресвятой Богородицы,
глас 4
Днесь безча́дия у́зы разреша́ются,/ Иоаки́ма бо и А́нну услы́шав Бог,/ па́че наде́жды, роди́ти тем я́ве обещава́ет Богоотрокови́цу,/ из Нея́же Сам роди́ся Неопи́санный, Челове́к быв,/ а́нгелом повеле́в вопи́ти Ей:// ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю.
Перевод:
В сей день узы бездетности расторгнуты, ибо, услышав Иоакима и Анну, Бог ясно уверяет их в рождении сверх ожидания Богоотроковицы, от Которой Сам, Беспредельный родился, став Человеком, когда Ангелу повелел Ей возгласить: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою!»
Кондак на зачатие Пресвятой Богородицы,
глас 4
Пра́зднует днесь вселе́нная А́ннино зача́тие,/ бы́вшее от Бо́га:// и́бо та породи́ па́че сло́ва Сло́во ро́ждшую.
Перевод:
Празднует в сей день вселенная зачатие Анны, бывшее от Бога: ибо родила она Родившую Слово превыше разума!
Развернуть
Каноны и Акафисты
Развернуть
Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты
Случайный тест
Икона святых праведных Иоакима и Анны в храме во имя прмц. Великой княгини Елисаветы Свято-Елисаветинского монастыря г. Минска
22 декабря Русская Православная Церковь празднует Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы. Об этом событии мы знаем из Протоевангелия Иакова. Сам же праздник был установлен не позднее VII века. В этот день мы радуемся вместе с праведными Иоакимом и Анной о том, что Господь даровал им долгожданное чадо, и празднуем начало земной жизни Пресвятой Богородицы.
О празднике
Святые праведные Иоаким и Анна жили в Назарете, были скромны, боголюбивы, воздержанны в быту и ежегодно отдавали две трети своих доходов в Иерусалимский храм и бедным. По Преданию, праведный отец Богородицы был потомком царя Давида, а Ее мать — дочерью священника Матфана.
Как мы знаем из пророчества Исаии, Мессия должен был произойти из рода Давидова: И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия… И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники… (Ис. 11: 1, 2, 10). Иессей — отец святого царя и пророка Давида.
Пятьдесят лет своей брачной жизни Иоаким и Анна терпели поношение из-за бесчадия, так как у иудеев это считалось наказанием Божиим. Но супруги безропотно несли тяжесть этого испытания, уповали на Бога, пребывая в посте и молитве, и поддерживали друг друга взаимной любовью.
Иоаким и Анна. Деталь фрески «Жертвоприношение Иоакима и Анны». Последняя четверть XII в. Церковь святого Георгия, Старая Ладога
Однажды, когда Иоаким по обычаю пришел в храм принести жертву Господу, первосвященник Иссахар отказался принять ее, сказав, что Иоаким, должно быть, очень грешный человек, раз Бог его так наказывает. Не возвращаясь домой, Иоаким в горе ушел в пустыню и провел там 40 дней в строгом посте и молитве.
Анна же, узнав о случившемся, со слезами молилась Богу о даровании ребенка. Вдруг пред нею явился Ангел Господень и сказал: «Анна! Господь услышал молитвы твои, и ты родишь чадо, и в семени твоем благословятся все роды земные. Имя твоей дочери да будет Мария, и Ею дастся спасение всему миру».
Ангел Божий явился и праведному Иоакиму, молящемуся в этот момент в пустыне, и сказал: «Господь принял твои молитвы: жена твоя родит тебе дочь, о которой все будут радоваться. Иди в Иерусалим и там, у Золотых ворот, найдешь жену твою, которой я возвестил это».
Через некоторое время у благочестивых супругов родилась Дочь, и, по иудейскому обычаю, в пятнадцатый день по рождении дано было Ей имя, указанное Ангелом Божиим, — Мария, что по-еврейски означает «госпожа, надежда».
Мария, сделавшись Матерью Творца, явилась Госпожою и Надеждою всего творения Божия.
Икона праздника
Существует множество видов икон праздника Зачатия праведною Анною Пресвятой Богородицы.Но, наверное, самая известная и умилительная из них — та, где праведные Иоаким и Анна представлены обнимающими друг друга после возвращения Иоакима из пустыни. На заднем плане у них Золотые ворота Иерусалима и сам святой град.
Возвышающийся над городом храм знаменует ветхозаветное Иерусалимское святилище, в котором была отвергнута жертва Иоакима и Анны. Здесь находился и камень, на котором спал Иаков, видевший во сне «Лествицу» — прообраз Богоматери.
Эту икону также называют «Встреча у Золотых ворот».
Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека, Рим
Еще на одной иконе праведная Анна изображается с маленькой Марией на левой руке. Поза и выражение праведной Анны сосредоточенны и благоговейны. Лик будущей Богородицы с нежностью обращен к Своей матери.
Иконы праведной Анны с Богородицей работы сестер Свято-Елисаветинского монастыря г. Минска
О почитании святых Богоотец Иоакима и Анны
Святым праведным Иоакиму и Анне молятся бездетные пары о пополнении в семье. Ведь, будучи в преклонных летах, они не оставили своих молитв и с верой и надеждой молили Бога о даровании чада. Господь исполнил их прошение в нужное время.
Своей неизреченной силой дав Анне способность зачать и выносить дитя в том возрасте, когда сама природа затворяет чрево женщины для чадородия (в 74 года), Господь показывает нам, что праведные родители своим смирением, любовью и доверием к Богу дали возможность осуществиться чуду.
Будем же и мы, по примеру праведных Богоотец Иоакима и Анны, усердными и настойчивыми в своих молитвах и прошениях. И, главное, — даже в самых трудных ситуациях не отчаиваться и иметь твердое убеждение, что всё, что нам нужно и полезно, Господь непременно исполнит в свое время.
Святые праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы («Ласкание Младенца Марии»). Греческая икона XVI века. Византийский музей в Кастории, Греция
Молитва праведным Иоакиму и Анне
О, приснославнии Христовы праведницы, святии богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии Небесному Престолу Великого Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от Преблагословенныя Дщере вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему!
К вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенником, прибегаем мы, грешнии и недостойнии. Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Также молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующи, от всяких напастей и бед и внезапные смерти предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и такое в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Ему же, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
20.12.2022
В Церкви есть целых два праздника, посвященных событию зачатия: праздник Зачатия праведною Анною Пресвятой Богородицы, то есть день зачатия Пресвятой Богородицы, — 22 декабря по новому стилю, и праздник Зачатия честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, — таково полное название праздника, отмечаемого 6 октября. И этим, с одной стороны, подчеркивается значимость Божьей Матери и пророка Иоанна Предтечи в истории человечества, а с другой стороны, показывает всем нам, что акт зачатия новой жизнь — событие и таинственное, и отмеченной Божьим благословением.
Пророк Иоанн Претеча, икона с клеймами. Фото: Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма.
Кстати наших предков слово «зачатие» в названиях праздников ничуть не смущало: в Москве оно сохранилось в названиях целых трех переулков, соседствующих со знаменитым монастырем: 1-й Зачатьевский, 2-й Зачатьевский и даже 3-й Зачатьевский переулки!
О сути праздника Зачатия Иоанна Предтечи чуть позже, сначала о том, как Церковь относится к такой животрепещущей теме как любовь? К любви не в абстрактном, небесном понимании, а во вполне земном, плотском? А к самому акту единения? К зачатию, в конце концов?
Церковь руководствуется убежденностью в том, что «зарождение человеческого существа является даром Божиим», — читаем мы в «Основах социальной концепции Русской православной церкви». «Основы социальной концепции РПЦ» — официальный документ, регламентирующий отношения Церкви и государства, Церкви и общества. И вот в нем среди строгих формулировок базовых положений учения Церкви мы видим — не удивляйтесь! — возможно, самые поэтичные строчки на свете!
Царь Давид, «псалмопевец, описывает развитие плода в материнской утробе как творческий акт Бога: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои» (Пс. 138, 13, 15-16). О том же свидетельствует Иов в словах, обращенных к Богу: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом… Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой… Ты вывел меня из чрева» (Иов. 10:8-12, 18). «Я образовал тебя во чреве… и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1, 5-6), — говорит Господь пророку Иеремии».
Русский религиозный философ, автор знаменитого труда «Святые отцы и учителя Церкви» Лев Карсавин писал о единении мужчины и женщины так: «По существу своему и в идеале половой акт — наиболее духовный из актов человека… Здесь человек наиболее причастен Божьему творческому акту, погружаясь в бездну небытия, из коей подъемлется новый человек: здесь возникает новое пространство и новое время рождающегося, преобразуя весь пространственно-временной мир; здесь даже животное приближается к духовности, становясь способным на любовь и жертву».
Можно было бы цитировать и дальше — библейскую «Песнь Песней» или же наших религиозных философов Бердяева, Соловьева, можно было бы рассуждать о природе эроса, но давайте оставим что-нибудь на потом. А пока замечу: отмечаемые Церковью праздники, посвященные зачатию, — праздник зачатия Пресвятой Богородицы во чреве Ее матери праведной Анны или праздник зачатия Иоанна Предтечи в утробе праведной Елизаветы, сигнализируют: зачатие — интимный, сокровенный момент, требующий благословения Божьего! Но это и торжественный момент! Человек еще не родился, но он уже есть, душа его уже живет! Кстати, существуют и иконы этих праздников, они поразительно целомудренны — таково отношение православия к этой величайшей тайне: любви двоих и зарождению жизни — с одной стороны, абсолютно земное, предельно конкретное, с другой — поэтическое, возвышенное.
«Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их некогда в Кане, на браке вкушая пищу плотию и претворяя воду в вино…» — звучит в Великом каноне Андрея Критского, читаемого, заметьте, в первые дни Великого поста.
Православию свойственно возвышенное восприятие всего человека, в том числе его телесности. И предельно буквальное, едва ли не физиологическое и уж точно не ханжеское, обозначение естественных потребностей женщин и мужчин в православии удивительным образом сочетается с целомудрием. С пониманием невозможности вмешательства в интимный мир другого. Думаю, об этом стоит напоминать нам всем в эпоху стремительно стираемых границ между сокровенным, личным и безумно выставляемом на всеобщее обозрение.
Ну а теперь о сути праздника Зачатия пророка Иоанна Предтечи. Иоанн Предтеча — самый чтимый христианский святой после Богородицы. Родился Иоанн Креститель (другое имя пророка) за шесть месяцев до Иисуса в семье священника Захарии. Евангелие от Луки рассказывает, что во времена царя Ирода у священника Захарии и его жены Елисаветы, людей праведных, не было детей, хотя оба они были в летах преклонных. Однажды святой Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме и увидел архангела, стоящего по правую сторону жертвенника. «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их», — читаем у евангелиста Луки. Захария, смущенный происходящим, усомнился: «Я стар, и жена моя в годах преклонных», — оказывается, маловерие случалось и со святыми. Тогда ангел сказал Захарии в ответ: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то́, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время». Так и случилось: маловерие всегда имеет последствия. «После сих дней зачала Елисавета», — сообщает евангелист Лука, и это таинственное, освященное Божьей благодатью событие, мы и празднуем 6 октября. А вот День Рождества Иоанна Предтечи отмечается уже через девять месяцев — 7 июля.
Кстати, в рассказе евангелиста Луки о зачатии пророка Иоанна и его рождении есть такой важный для всех наших современников момент: когда Елисавета, жена праведного Захария, зачала ребенка, она «таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми». Тут нужно пояснить: бездетность в те времена считалась наказанием Божьим. «Снятие бесплодия» — явным знаком милости Божьей, избранничества, знаком того, что Господь «призрел на тебя», то есть обратил Свою Любовь на тебя. Но, обратим внимание, праведная Елисавета «таилась», молчала об этой милости Божьей, случившейся с ней. Зарождение жизни — тайна, требующая не только любви, но и защиты ее хрупкости, Чем не урок для наших безбашенных современниц, готовых выкладывать в соцсети даже то, что стоит от чужих и не всегда добрых глаз скрывать.