Жизнь и труды апостолов – Св. равноапостольная первомученица Фекла
Святая первомученица равноапостольная Фекла родилась в городе Иконии. Она была дочерью знатных и богатых родителей и отличалась необыкновенной красотой. В 18 лет ее обручили знатному юноше. Услышав проповедь святого апостола Павла о Спасителе, святая Фекла всем сердцем возлюбила Господа Иисуса Христа и твердо решила не вступать в брак и посвятить свою жизнь евангельской проповеди. Мать святой Феклы воспротивилась намерению дочери и принуждала ее выйти замуж за обрученного ей жениха. Обручник святой Феклы пожаловался правителю города на апостола Павла, обвиняя его в том, что он отвратил от него невесту. Правитель заключил святого апостола в темницу. Святая Фекла ночью тайно убежала из дома, подкупила тюремных стражей, отдав им все свои золотые украшения, и проникла к узнику в темницу. Три дня она сидела у ног апостола, внимая его отеческим наставлениям. Исчезновение Феклы обнаружилось, и повсюду были разосланы слуги на поиски пропавшей. Наконец ее нашли в тюрьме и насильно привели домой.
Суд приговорил апостола Павла к изгнанию из города. Святую Феклу вновь долго убеждали согласиться на брак, но она не изменила своего решения. Ни слезы матери, ни гнев ее, ни угрозы правителя не смогли отлучить святую Феклу от любви к Небесному Жениху – Господу Иисусу Христу. Ее мать в исступлении потребовала от судьи смертного приговора непокорной дочери, и святая Фекла была приговорена к сожжению. Святая мученица бестрепетно взошла на костер и перекрестилась. В этот момент ей явился Спаситель, благословляя на предстоящий подвиг, и неизреченная радость наполнила ее святую душу. Высоко взвилось пламя костра, ореолом окружило мученицу и не коснулось ее. Грянул гром, и сильный ливень с градом погасил костер. Мучители в страхе разбежались. Святая Фекла, хранимая Господом, покинула город и с помощью одного юноши-христианина отыскала апостола Павла. Святой апостол и его спутники, среди которых был и святой апостол Варнава, укрывались в пещере недалеко от города, усердно молясь, чтобы Господь укрепил святую Феклу в страданиях. Вместе с ними святая Фекла прошла с проповедью Евангелия до Антиохии. В этом городе она подверглась преследованиям некоего сановника Александра, пленившегося ее красотой. Святая Фекла отвергла его предложение вступить в брак и, как христианка, была осуждена на смерть. Дважды на нее выпускали голодных зверей, но они не трогали святую деву, покорно ложились у ее ног и лизали их. Во всех истязаниях святая мученица Промыслом Божиим сохранялась невредимой. Наконец, ее привязали к двум быкам и стали гнать их в разные стороны раскаленными прутьями, но крепкие веревки разорвались, как паутина, и быки разбежались, а святая Фекла осталась невредимой. Народ возопил: «Велик Бог христианский!» Сам правитель устрашился, уразумев наконец, что святую мученицу хранит Всесильный Бог, Которому она служит. Он повелел отпустить Феклу, рабу Божию, на свободу. По благословению апостола Павла Святая Фекла поселилась в пустынных окрестностях Селевкии Исаврийской и прожила там долгие годы, непрестанно проповедуя Слово Божие, исцеляя больных молитвой. Многих язычников святая Фекла обратила ко Христу; Церковь достойно именует ее равноапостольной. Даже языческого жреца, посягнувшего на ее чистоту, она, наказав за дерзость, привела ко Святому Крещению. Не раз враг рода человеческого пытался погубить святую Феклу через ослепленных грехом людей, но сила Божия всегда хранила верную рабу Христову.
Когда святая Фекла была уже 90-летней старицей, на нее ополчились языческие волхвы за то, что она безмездно лечила больных. Они не могли постичь, что святая врачует болезни силой благодати Христовой, и полагали, что ей особо покровительствует богиня-девственница Артемида. Из зависти к святой Фекле они подослали к ней наемников, чтобы осквернить святую. Когда преследователи были уже совсем близко, святая Фекла возопила о помощи ко Христу Спасителю, и расступилась гора, и сокрыла святую деву, невесту Христову. Так предала душу Господу святая Фекла.
Мощи святой Фёклы находились в городе Сисе — столице Киликийской Армении. После захвата Киликийской Армении египетскими мамлюками часть мощей святой Фёклы была вывезена христианами на Кипр, где они до сих пор хранятся в женском монастыре святой Фёклы, расположенном на окраине села Мосфилоти, неподалёку от города Ларнака.
Другая часть мощей святой Фёклы находится в женском православном монастыре, основанном Фёклой в городе Маалула.
Глава святой Фёклы находится в миланском соборе Дуомо в приделе её имени.
Часть десницы святой Фёклы находится в единственном в её честь храме в России, в Успенской Феклиной женской пустыни, село Сенино-Первое, Козельская епархия Русской Православной Церкви.
Святая Церковь прославляет «первострадальную» Феклу как «жен славу, наставницу страдальцев, отверзшую всем мучения пути». Издревле ей посвящалось много храмов, один из которых был построен в Царьграде святым равноапостольным Константином (память 21 мая). Имя святой первомученицы равноапостольной Феклы, молитвенницы о всех подвизающихся, поминается при пострижении женщин в монашество.
См. также: «Житие и страдание святой первомученицы, равноапостольной Феклы» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Эту Божию угодницу почитают первомученицей. То есть первой женщиной, пострадавшей за Искупителя.
Содержание страницы
-
Житие святой Феклы
- Почему равноапостольная?
-
О чём молятся святой Фекле?
- Дни памяти
- Интересные факты о равноапостольной Фекле:
- Иконография
-
Монастыри в честь святой Феклы
- Монастырь в Сирии
- Монастырь святой Феклы на Кипре
- Монастырь в Калужской области
- Молитва
- Тропарь, кондак, величание
- Похожие статьи
Житие святой Феклы
Родилась она в 25-м или в 26 г. в именитом семействе из древнего города Иконии. Получила великолепное домашнее образование, и к 18 годам исполнилась Фекла всякой мирской премудрости. Хорошо знала она историю, философию, труды античных авторов. К тому же была эта девушка необыкновенно красивой и добродетельной, и родители к той поре подыскали для нее такого же высокородного и красивого жениха.
Сохранилось описание облика св. Феклы, оставленное св. Василием Селевкийским, характеризующим ее так:
«Это была стройная, не слишком высокая отроковица с прекрасным лицом. Степенная, приветливая, вся словно озаренная внутренним светом непорочности. Но больше всего другого со всей силой распустился в ней цвет Цвет Целомудрия, украшенный стыдливостью, красотой и сиянием очей. Одевалась она как подобало деве, посвященной Христу, и вся блистала каким-то небесным, божественным светом, — казалось будто Солнце струит свой свет сквозь тонкую пурпурную завесу. В ней словно смешалось естество Ангельское и человеческое».
Римская Империя в тот период была самой могущественной державой, однако разъедал ее изнутри духовный кризис, овладевая все большим числом людских душ. Обязанностью граждан было поклонение не только бесчисленным идольским статуям, чьи капища возведены были по всему государству, но и изображению императора.
В конце 40-х гг. I столетия в Иконии, где жила Фекла, благовествовали апостолы Павел и Варнава. Подобных проповедей девушка никогда не слышала, и потому, затаив дыхание, она внимала этим боговдохновенным глаголам, всею душою уверовав в Искупителя. А еще через некоторое время принесла Фекла Господу обет целомудрия.
Мать и жених Феклы, узнав об этом, разгневались. По их жалобе апостола Павла заключили в темницу. но это не помогло им, напротив, узнав о навете на верного слугу Господа, девушка, подкупив стражу, проникла к нему в заточение, чтобы еще раз услышать проповедника, слова которого были для нее подобны многоценному сокровищу. Павел же, видя ее мужество и стремление к познанию Божественного Учения, благословил девицу и назвал первой своею духовной дочерью.
Правитель Иконии, проведя разбирательство, повелел изгнать Варнаву и Павла из города. С ними отправились и некоторые из преданных им местных христиан. Феклу же долго убеждали вступить в брак, но когда стало понятным, что праведница не сделает этого добровольно, ее, по требованию разгневанной матери, провозгласившей Агницу Божию отступницей, опозорившей семью, приговорили к сожжению.
Когда девушку привели на ристалище, она, сложив руки крестообразно, сама взошла на эшафот. А когда вокруг нее подпалили поленья, и поднялось пламя, горожане весьма удивились, увидев, что огонь, хотя и разгорелся чрезмерно, совершенно не касается праведницы. Он не причиняет ей никакого вреда и даже не вредит ни одному ее волосу. В тот момент Фекла сподобилась зреть среди собравшихся жителей Иконии Самого Господа, явившегося ей в облике апостола Павла, и укрепляющего ее Своею Силой. По Воле Его разразилась сильная буря: град и молнии побили множество горожан, иных в ужасе повергнув в бегство. Огонь же, в центре которого находилась подвижница, полностью угас. Фекла сошла с эшафота и отправилась за город искать своего наставника.
Присоединившись к ап. Павлу и его ученикам, она направилась с ними в Антиохию. Много удивительных чудес и исцелений совершил в этих землях великий проповедник. Много искушений претерпела в этой земле св. Фекла. Местный вельможа Александр, прельстившись красою девушки, стал принуждать ее к супружеству. Когда же угодница во всеуслышание отказалась, открыто провозгласив, что является невестой Одного лишь Христа Спасителя, ее осудили на растерзание дикими зверями.
Но звери не тронули девушку, в ее присутствии они сделались кроткими подобно ягнятам. Многие тогда уверовали в Истинного Творца, среди них была и высокородная римлянка Трифена — сестра императора Клавдия.
Увидев, что дева хранима Невидимой Рукою Всемогущего Бога, Феклу решили отпустить. Павел с радостью встретил свою воспитанницу и, сочтя ее достаточно укрепившейся в вере, благословил на проповеднические труды, передав притом подвижнице часть своей божественной благодатной силы.
Место проповедования праведнице указало ведущее ее облако, остановившееся над селением Селевкия близ находящейся здесь горы, у подножия которой она и поселилась. Вскоре к ней стали приходить жители этих мест, узнавшие, что поселившая в горной пещере дева наделена благодатью врачевать телесные недуги и облегчать душевную боль. Рядом с ее жилищем пробился целебный ручей, водою которого тоже были вылечены многие болезни. А еще через некоторое время сюда стали приходить такие же девы, желавшие устроить себе жилье рядом с пещерной кельей Феклы. Многих язычников обратила она в ту пору к вере. Ее молитвенными трудами были уничтожены капища идолов Зевса, Артемиды и Афины Паллады, а на их месте возвели первые христианские церкви.
Жрецы же тех идолов, видя, что население отворачивается от поклонения истуканам, решили погубить праведницу. Считая, что дивные исцеления Фекла творит силою девственной богини Артемиды, они задумали осквернить ее чистоту. Для этого были подкуплены нечестивые юноши, поспешившие исполнить порученное им злодеяние. Угодница же, увидев их и уразумев, что они собираются сотворить, обратилась в бегство. Но вскоре силы стали ее оставлять, а преследователи все быстрее настигали несчастную. Тогда праведница взмолилась к Создателю, прося Его заступиться и не дать осквернить сохраняемое ею с юности ради Жениха Небесного целомудрие. И Господь услышал Свою угодницу! Скала, возвышавшаяся на пути ее расступилась и пропустила Феклу внутрь каменной глыбы. Здесь подвижница и предала душу свою Господу, к Которому так стремилась долгие годы жизни. Было ей в ту пору 90 лет.
Почему равноапостольная?
Равноапостольными Церковь именует подвижников, которые своими трудами способствовали насаждению и широкому распространению христианства среди народов языческих. Первомученица Фекла чтима в лике равноапостольных потому, что, согласно апокрифическим «Деяниям Павла и Феклы», она привела к вере многих непросвещенных идолопоклонников в Исаврийской Селевкии.
О чём молятся святой Фекле?
И после кончины св. Фекла не оставляет без внимания прошения тех, кто чтит ее память. Известны случаи, когда по молитвенным обращениям к праведной деве прекращались голод и засуха, чудесно останавливалось распространение болезней. Она избавляла города от вражеского вторжения, уберегала путников от разбойников, усмиряла бушующую стихию. Ее считают непримиримой воительницей с ересями, жестоко карающей нечестивцев за кощунство и непочитание догматов Апостольской Церкви.
Св. Феклу просят о вразумлении и даровании способности к учению, памятуя, что подвижница была весьма образованной, умудренной многими науками и знаниями.
По молитвам ей издревле жены возвращали к семейному очагу своих супругов, подверженных блудной страсти, ибо великую силу имеет эта девственная первомученица над демонами блуда.
Многочисленны свидетельства об исцелении всяческих недугов по молитвам угоднице. В народе ее издревле именуют целительницей, ведь, как повествует житие угодницы, именно ее умение лечить различные недуги и навлекло на нее неприязнь со стороны лекарей и волхвов, у которых до появления Феклы лечилось население. Причем, помогала она и христианам, и приверженцам иных религий.
Уже в IV столетии ее считали избавительницей от глазных недугов. По Преданию, чудесный источник, пробившийся рядом с пещерой, где она жила, исцелял даже слепых, — такою благодатью были наполнены его воды, струящиеся в месте многолетних подвигов угодницы.
Также св. Фёклу считают врачевательницей ожогов, кожных недугов, к ней обращаются пострадавшие от травм.
Милосердие праведницы простирается и на животных. Не раз по ее ходатайству прекращался падеж скота.
Чудес по молитвам праведницы всегда подавалось так много, что уже в V столетии св. Василий Селевкийский составил о них целый труд.
Дни памяти
Жизненный подвиг святой Феклы верующие вспоминают 7 октября.
Интересные факты о равноапостольной Фекле:
- в честь угодницы назван астероид 586, открытый в 1906 г.
- ее именем назван 160-тысячный город в Сальвадоре
- в испанском г. Таррагоне в честь нее проводят фестиваль «Санта Текла»
- в польском г. Кельцы статуя угодницы установлена на главной площади. В Польше ей посвящено 16 приходов, 23 населенных пункта названы ее именем
- ее имя носят селения Канады, Португалии, Германии, Франции и Италии.
Иконография
По Преданию первый лик праведной девы изобразил некий живописец, призванный селекийским жрецом, пораженным Божественной Силой после того, как тот хотел причинить Фекле зло. Три дня он лежал недвижимо возле ее пещеры, а, прейдя в себя, всецело уверовал в Искупителя. Образ тот был чудотворный и долгое время пребывал в семействе бывшего жреца, передаваясь из поколения в поколение.
Древнейшая фреска с образом угодницы присутствует в черниговском Преображенском соборе. Это произведение XI в.
Образ подвижницы, выполненный в XV в., запечатлен во внутренней росписи кафедрального собора Барселоны (Испания).
Известнейший чудотворный лик угодницы, вложенный в драгоценный серебряный оклад, пребывает сегодня в кипрской обители св. Феклы. Праведница изображена на нем держащей Евангелие, что напоминает паломникам о ее великой миссии – благовествовании непросвещенным народам. Данный образ выполнен кипрским иконописцем Иоанникисом в 1806 г.
В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» академика Фартусова, изданного в начале прошлого столетия, рекомендовано изображать праведницу так:
«Святая первомученица равноапостольная Фекла: греческаго типа, знатного рода, девица, старица 90 лет, очень красивая, но очень худая, в убогих тунике и плаще с куколем, босая; жила в пустыне. В руке свиток с надписью по подлиннику: «Бог небесный, Бог крепкий, Бог щедрый, яко Того есть Царствие Небесное в бесконечныя веки», или по житию: «Дева, хранящая девство свое ради любви ради Христовой: имать часть со Аггелы, и есть Христу невеста. Христос же есть ей Жених, вводяй ю в чертог Свой небесный».
Монастыри в честь святой Феклы
Монастырь в Сирии
В сирийском городе Маалюле находится обитель, возведенная в честь угодницы Божией Феклы. Это одна из главнейших достопримечательностей этого государства.
Арамейское слово «моулюула» означает «вход». Это священное место, через которое св. Фекла прошла сквозь гору, спасаясь от пытавшихся обесчестить ее дерзостных преследователей. Находится оно в 60 км от Дамаска.
Обитель эта известна с IV столетия. Здесь находится пещера с гробницей праведницы. Это место принято у православных считать местом ее кончины. Неподалеку от пещеры есть целебный источник. В самой пещере растет удивительное персиковое дерево, чудесно выросшее прямо из скалы.
Монастырь святой Феклы на Кипре
Недалеко от кипрского города Ларнака, на окраине селения Мосфилоти, расположена женская обитель св. Феклы, где пребывает часть ее мощей.
К сожалению, долгие годы обитель оставалась пустой. Нынешнее ее возрождение началось лишь в ноябре 1991 г., когда в ней поселились две сестры – монахини Евлогия и Константина. Сегодня же каждый год в день чествования угодницы сюда съезжаются богомольцы со всего острова.
Монастырь в Калужской области
Обитель, называемая Успенская Феклина пустынь, находится в с. Сенино Козельского района. «Это еще одна неугасимая лампада, сияющая перед Господом и освещающая души людей, стремящиеся к Богу» — произнес 28 августа 2016 г. владыка Никита, епископ Козельский, когда новый монастырь отворил свои ворота для богомольцев.
Одиннадцать лет трудились над его возведением сестры во главе с матушкой Виталией. На месте этом было ранее заброшенное колхозное хозяйство.
В обители имеется реликварий с частицами мощей св. Феклы, Крестителя Господня Иоанна, апп. Андрея и Варфоломея, святителей Николая и Спиридона Тримифунтского, вмцц. Варвары и Анастасии, блгвв. кнн. Петра и Февронии, прозорливого старца Аристоклия Афонского (Московского) и многих иных угодников.
Здесь находится чудотворный лик Богоматери «Троеручица», подающий обильные врачевания богомольцам. В 2009 г. совершенно темным этот образ передали сестрам из столичного Болгарского подворья. Тогда невозможно даже было разобраться, что это за лик. Однако уже через полгода краски образа сами собой дивно обновились, и через него стали щедро подаваться верующим чудеса. Сама настоятельница обители получила чудесное врачевание болезни сердца от данного образа и ей не потребовалось вмешательство хирургов.
Еще одна монастырская святыня – лик Богородицы «Утоли моя печали». Этот образ мироточит перед важными событиями, связанными с обителью. Впервые он замироточил 20 января 2010 г.
Также здесь находится мироточивое Распятие Господне, переданное обители из церкви прп. Серафима Саровского в г. Сосенском.
Автор Татьяна Расновская
Молитва
Тропарь, кондак, величание
Похожие статьи
Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.
Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма
Помочь храму
Рекомендуем статьи по теме
Седьмого октября православной церковью совершается празднество в честь святой равноапостольной Феклы Иконийской.
Фекла Иконийская
Единственным источником сведений о жизни равноапостольной Феклы является апокрифические «Деяния Павла и Феклы», написанные во II веке. Согласно писанию, святая родилась в 30-е годы I века в малоазиатском городе Иконии (современный турецкий город Конья) и была родом из богатой и знатной семьи.
Детство Феклы прошло в достатке и любви, родители дали ей хорошее образование. Когда девушка достигла совершеннолетия, ее обручили с юношей по имени Фамирид. Но в это время ее родной город посетил апостол Павел, который нес людям учение об Иисусе Христе и истинном Боге. Услышав проповедь апостола, Фекла решила стать христианкой и не выходить замуж.
Жених не мог принять такого решения и обратился к правителю города с жалобой, оклеветав святого в том, что он советует всем девушкам города отказаться от замужества. В результате апостола Павла бросили в темницу. Фекла Иконийская тайно ночью сбежала из дома и пробралась в темницу. Три дня провела она у ног проповедника, пока ее не нашли.
Суд определил приговор Павлу в виде изгнания, а девушке грозило сожжение на костре. Когда начали казнь, при ясном небе пошел дождь и тушил пламя. Видя такие чудеса, правители города решили также изгнать Феклу из города, тогда она решила последовать за апостолом.
По благословению учеников Христа дева поселилась в Селевкии, где обратила в христианство многих язычников, совершая чудеса и исцеления. Молва о Фекле Иконийской быстро разошлась по окрестностям и вызвала зависть местных врачей и знахарей. Решив отомстить ей, они подкупили развратных юношей, чтобы те осквернили ее девство.
Но Господь и в этот раз не оставил праведную Феклу. Святая на сей раз спаслась бегством. Когда они уже настигали ее, Фекла воззвала к Богу, и тотчас гора перед ней расступилась, приняв святую и сделавшись гробом для 90-летней праведницы.
Над пещерой, где почила святая, возвели монастырь — женский монастырь Святой Феклы в сирийском городе Маалула. В 2014 году в результате нападения боевиков обитель сильно пострадала. Боевики осквернили монастырь, взорвали часовню, построенную 1700 лет назад, но не нашли мощей святой Феклы — они были замурованы в скале. Сегодня обитель постепенно восстанавливается.
Другая часть мощей святой хранится на Кипре в женском монастыре святой Феклы, недалеко от города Ларнака. Ее глава покоится в соборе Дуомо в Милане. А часть правой руки находится в России — в единственном храме в честь святой Феклы в Успенской Феклиной женской пустыни (Козельская епархия РПЦ), пишет utro.ru.
Фекла Заревница — традиции 7 октября
По традиции 7 октября начинались первые хлебные замолотки, с утра до поздней ночи в овинах разводили огонь. Яркие отблески света, исходившего из протапливаемых помещений, на ночном небосклоне напоминали зарево, поэтому святую в народе прозвали Заревницей.
Прежде чем разжечь новый огонь нужно было затушить все ранее горящие в доме источники пламени. Живой огонь добывали путем трения и доверяли это дело исключительно женатым мужчинам. По традиции добытое пламя разносили по дворам, им разжигали печи, окуривали скот для предотвращения мора, могли вносить в храм для зажигания свеч перед проведением молебна об избавлении от бедствия.
В некоторых землях существовал обычай разводить костер под овином и бросать туда необмолоченный сноп — в качестве жертвы огню и чтобы защитить овин. Перед тем, как складывать снопы в овин, требовалось испросить разрешения у овинника и задобрить его, что урожай был в целости и сохранности. Потому и называли динь овинными именинами. В некоторых селениях к этому дню пекли блины из новой муки и относили их в ригу, где обмолачивали и сушили снопы.
Смирнов Владимир / ТАСС
Начинались замолотки (обмолот жита и веяние зерна) в овине. Обычно этот процесс сопровождали песнями. Нередко первым обмолачивали именной сноп — тот что был собран в самом начале жатвы и стоял до сегодняшнего дня в красном углу избы. Из муки с этого снопа пекли особый хлеб, который раздавали каждому в семье и даже скоту — чтобы сохранить здоровье на зиму.
В этот день убирали последнюю свеклу (так и говорили: «Фекла, дергай свеклу»), а еще женщины старались обязательно прясть, потому и называли день Запрядельницей. Делалось это для того, чтобы дальнейшие работы не были в тягость.
Также русские люди верили, что на Феклу Заревницу все, что завяжешь, уже не развязать. Поэтому 7 октября часто играли свадьбы. Считалось, что такой брак будет долгим и счастливым, а разлучить жену с мужем не удастся никому. Святой Фекле молятся не только о даровании счастливого брака и крепкой семьи, но и об исцелении от болезней, особенно глазных и кожных, и от ожогов.
На Феклу незамужние девушки любили гадать о суженом. Для этого они брали калач и несли его овиннику. Руку с калачом, не глядя, просовывали в овинное окошко и просили овинника рассказать о возможном замужестве. Если гадающая не чувствовала никаких прикосновений, это означало, что сидеть ей в девках. Если касался руки холод, то замуж выйдет, но за бедного мужчину. А вот если теплое было касание, то это предвещало состоятельного жениха.
Что нужно делать 7 октября
Традиционно 7 октября женщины брались за прялки, чтобы вместе с нитями прялась и удача. Поэтому Феклу в народе также прозвали Запрядальницей.
7 октября принято ходить в лес за грибами-боровиками и хотя бы слегка наводить порядок в доме. Считается, что в таком случае домашние дела на протяжении следующего года будут даваться с особенной легкостью.
Кроме того, в старину на Заревницу старались играть свадьбы. Люди были уверены, что Фекла Запрядальница поспособствует счастью.
Что нельзя делать 7 октября
Категорически нельзя брать деньги взаймы и отдавать долги. Не нужно ругаться и сквернословить. В народе верили, что в таком случае отрицательная энергия вернется с тройной силой. Также лучше на время отказаться от алкоголя и не посвящать себя труду. Все дела лучше отложить на другой день.
Приметы на Феклу Заревницу
- На Заревницу на дубе много желудей — зима будет теплым, а лето плодородным.
- Гром 7 октября предвещает бесснежную, короткую и мягкую зиму.
- В октябре солнце взошло быстро и светит очень ярко — стоит ждать смену погоды.
- Белка начала линять от головы к хвосту — зимний период будет долгим и слякотным, а если от хвоста к голове — быть зиме снежной.
- Птицы летят низко к земле — зима придет рано и будет холодной.
- Большой урожай рябины — жди больших холодов зимой.
From Wikipedia, the free encyclopedia
Saint Thecla of Iconium |
|
---|---|
«Thecla among the beasts», altar of the cathedral of Tarragona, Spain (12th century) |
|
The first martyrs and the pride of the virgins; The equation for the messengers | |
Born | 30 AD Iconium (now Konya, Turkey) |
Died | 1st century AD |
Venerated in | Catholic Church Oriental Orthodox Church Eastern Orthodox Church Episcopal Church |
Feast |
|
Thecla (Ancient Greek: Θέκλα, Thékla) was a saint of the early Christian Church, and a reported follower of Paul the Apostle. The earliest record of her life comes from the ancient apocryphal Acts of Paul and Thecla.
Church tradition[edit]
The Acts of Paul and Thecla is a 2nd-century text (c. AD 180) which forms part of the Acts of Paul, but was also circulated separately. According to the text, Thecla was a young noble virgin from Iconium who listened to Paul’s «discourse on virginity», espoused his teachings and became estranged from both her fiancé, Thamyris, and her mother. Thecla sat by her window for three days, listening to Paul and his teachings. When her mother and fiancé witnessed this, they became concerned that Thecla would follow Paul’s demand that «one must fear only one God and live in chastity», and turned to the authorities to punish both Paul and Thecla.
Thecla was miraculously saved from burning at the stake by the onset of a storm and traveled with Paul to Antioch of Pisidia. There, a nobleman named Alexander desired Thecla and attempted to rape her. Thecla fought him off, tearing his cloak and knocking his coronet off his head in the process. She was put on trial for assault. She was sentenced to be eaten by wild beasts, but was again saved by a series of miracles, when the female beasts (lionesses in particular) protected her against her male aggressors. While in the arena, she baptized herself by throwing herself into a nearby lake full of aggressive seals.[3][4]
Thecla rejoined Paul in Myra, travelling to preach the word of God and becoming an icon, encouraging women to imitate her by living a life of chastity and following the word of God,[5] and went to live in Seleucia Cilicia. According to some versions of the Acts, Thecla lived in a cave there for 72 years. However, she spent the rest of her life in Maaloula, a village in Syria. She became a healer and performed many miracles, but remained constantly persecuted. The story goes that as her persecutors were about to get her, she called out to God and a new passage was opened in the cave, and the stones closed behind her. The passage and caves are still found in Maaloula which became a very important site for pilgrims. She was able to go to Rome and lie down beside Paul’s tomb.[6]
Traditions and interpretations[edit]
The Church Fathers recount a number of traditions about Thecla. Gregory of Nyssa writes in the 4th century (Homily 14 in Cant) that she undertook the sacrifice of herself, by giving death to the flesh,[7] practicing great austerities, extinguishing in herself all earthly affections, so that nothing seemed to remain living in her but reason and spirit: the whole world seemed dead to her as she was to the world.[8] Macarius Magnes, shortly after AD 300, wrote how the message of Christianity was «the Sword, [Matt 10:34] which cuts relations from each other [Matt:10:35], as it cut Thecla from Theocleia.»[9] Around AD 280, Thecla features as one of the characters in Methodius of Olympus’ Symposium, in which she displays considerable knowledge of profane philosophy, various branches of literature, and eloquent yet modest discourse. Methodius states that she received her instruction in divine and evangelical knowledge from Paul, and was eminent for her skill in sacred science («Logos 8»).
The martyrdom of Thecla is frequently referred to in the earliest Acts of the Martyrs. Eugenius, a martyr of Trebizond under Diocletian (284–305), couples Thecla with David and Daniel in his prayers. The exordium of the Acts of Polyeuctes (died 259) refers to Thecla and Perpetua, and there were certainly many virgin martyrs who drew their first inspiration from the same source. Eugenia of Rome in the reign of Commodus (180–192) is reported in the Acts of her martyrdom to have taken Thecla as her model.
Paul is also an ambiguous figure in the Acts of Paul and Thecla. He is seen as a preacher of asceticism, but one with whom women are besotted. His teachings lead Thecla into trouble, and yet he is never there when the trouble comes. This presentation of Paul as ascetic preacher, discouraging marriage, appears to be very different from that of the Pastoral Epistles. For instance, 1 Timothy 4:1–3 has Paul explicitly condemning anyone who forbids marriage. However, 1 Corinthians 7 is more ambivalent about marriage, saying that «it is well for a man not to touch a woman» (7:1). This text has been interpreted as ideologically closer to Paul and Thecla. In any event, Paul and Thecla indicates one possible understanding of Paul’s legacy in the second century.
Veneration[edit]
St. Thecla Shrine. Latakia, Syria
In the Eastern Orthodox Church, the wide circulation of the Acts of Paul and Thecla is evidence of her veneration. She was called «apostle and protomartyr among women» and «equal-to-apostles in sanctity». She was widely cited as an ascetic role model for women. During the fourth and fifth centuries, Thecla was lauded in literature as an exemplary virgin and martyr by ascetic writers and theologians such as Methodius of Olympus, Gregory of Nyssa, and Gregory of Nazianzus. The Eastern Rites of the Eastern Orthodox Church commemorate her on 24 September in churches following the new Calendar and 7 October for those using the old or Julian Calendar.
Her veneration flourished particularly at Seleucia Cilicia (where she was said to have lived to old age and be buried), Iconium (present day Konya), and Nicomedia. The society[which?] also appeared at least as early as the 4th century in Western Europe. Chamalières in France was believed to hold relics. The obscure saints, Tecla of Aquileia and of Trieste are modeled after her.[10][11] In Bede’s martyrology, Thecla is celebrated on 23 September, which was her feast day in the West, though in 1969 the Roman Catholic Church removed Thecla’s feast day from the Calendar of Saints for lack of historic evidence.[12] The Western Rite Parishes of the Orthodox Churches continue to celebrate her on 23 September (new Calendar Parishes) and 6 October (old Calendar Churches). The Western Rite Monastic Order of Saint Paul the First Hermit celebrates her feast day on 24 September.[13]
A local martyr tradition of Thecla may have inspired an episode connected to Paul the Apostle.[14] «It is otherwise difficult to account for the very great popularity of the cult of St. Thecla, which spread over East and West, and made her the most famous of virgin martyrs,» wrote M. R. James, the editor of this Acta (James 1924).
Tomb of Saint Thecla, Silifke[edit]
The cave-tomb in Seleucia was one of the most celebrated in the Christian world. Gregory of Nazianzus withdrew to the shrine of «the highly praised young maid Thecla»[15] for three years. The site was described by Egeria in the mid-380s. It was restored several times, among others by the Emperor Zeno in the 5th century, and today the ruins of the tomb and sanctuary are called Aya Tekla Church or Meriamlik.[16] A 5th-century anonymous work, The Life and Miracles of Thecla, concentrates on the town.[17]
Tomb of Saint Thecla, Maaloula[edit]
In Maaloula, Syria, a Greek Orthodox nunnery, the Convent of Saint Thecla, was built near her cave tomb, reached by steps in the mountainside, a pilgrimage site with a holy well. The Church tradition is that the mountain opened miraculously to protect Thecla from her persecutors.
On Monday, December 2, 2013, during the Syrian civil war, twelve nuns there were seized by Al-Qaeda radicals of Al-Nusra Front during the bombardment of her shrine[citation needed]. Three months later the nuns were exchanged for relatives of terrorists. In April 2014, the town was liberated by Syrian governmental troops. On May 30, 2018, the rector of the Church, Ilias Ades, announced that the monastery would be entirely restored in a month by the Greek Orthodox Church of Antioch with help from the Russian Orthodox Church.[18] The Monastery is a popular destination for Eastern Orthodox Christians from around the world, including Russia.[19]
Monastery of Saint Tecla, Larnaca[edit]
According to tradition, the Roman empress Helena founded the monastery of Saint Tecla that is located in Mosfiloti near Larnaca. After the Mamluks had taken control of Armenian Kingdom of Cilicia, part of the hallows of Saint Thecla were carried to Cyprus by Christians. The hallows are in this monastery now.[20]
St. Menas in Cyprus[edit]
An inscription in remembrance «of the martyr Thecla» in the church of St. Menas in Cyprus, and dated to the second half of the 1st century, was interpreted in the early twentieth century as evidence for her historical existence.[21] At this pilgrimage site near the Church of St. Menas in Cyprus, women had the option to buy a flask which they could fill with holy water, oil, or even dirt from that stop which many women visited during their pilgrimage. These flasks depict the image of Menas on one side and Thecla on the other side.[22]
Catacomb of Saint Tecla, Rome[edit]
In June 2010, on a wall of the Catacomba di Santa Tecla in Rome, Vatican archaeologists of the Pontifical Commission for Sacred Archaeology, using laser technology to remove layers of clay and lime rind, discovered a frescoed portrait of St Paul the Apostle, «recognizable by his thin face and dark pointed beard… with small eyes and furrowed brow»,[23] which they believe is the oldest image in existence of Paul, dating from the late 4th century.[24]
The Movement of St. Thecla[edit]
St. Thecla, with her dedication and image of a chosen saint, started a following of masses of women across Asia Minor and Egypt. St. Thecla was praised among these women as a sort of patron of empowerment for women: in the Acts of Paul and Thecla, St. Thecla preached to men, and baptized herself, all things that were normally supposed to have only been done by men.[25]
St. Thecla created a culture of imitation in these women. Several of them would live as virgins in households, in tombs (as she was rumored to do), and sometimes in monasteries. These women would travel together as bands of empowered virgins telling stories of Thecla and her grace. Other women in the Movement of St. Thecla would name their daughters after her and engrave her face on their tombs and on their oil lamps. All of these women were empowered by Thecla, a woman who did things that not many women would ever dare to do, and they built a strong community in which they empowered each other.[26]
Patronage[edit]
Thecla is sometimes counted as the patron saint of Tarragona in Catalonia (Spain), where the cathedral has a chapel dedicated to her. Her feast day remains the town’s major local holiday.[citation needed] In Spanish-speaking countries, she is also facetiously counted as the patron saint of computers and Internet, from the homophony with the Spanish and Catalan word tecla («key»).[citation needed] The earliest cathedral in Milan was also dedicated to her; its baptistry and remnants of its structure are still accessible below the present structure. The duomo of the town of Este, Veneto, is dedicated to Santa Tecla. Lebanon has 42 churches dedicated to St. Takla or Taqla. One of the oldest is the St. Taqla Church in Masqa, Matn District, built in 1695. The church boasts an 1870 painting of Thecla by the Italian artist Vincento Lampodico.
In Syria, there is a Greek Orthodox church of St. Thecla in Darayya. In 1849, some people found a cave in Latakia which later became St. Taqla’s Shrine.
In the United States there are three Roman Catholic parishes named for Saint Thecla: in Clinton, Michigan; in Pembroke, Massachusetts; and in Chicago, Illinois.
Several cities and towns are named for her:
- Santa Tecla, formerly Nuevo San Salvador, in La Libertad, El Salvador
- Sainte-Thècle, Quebec, Canada
- The hamlet of Sainte-Thècle in the commune of Peillon, Alpes-Maritimes, France
- Santa Tecla, a quarter (frazione) of Acireale, Italy
- Santa Tecla de Basto, a quarter (freguesia) of Celorico de Basto, Portugal
- The neighbourhood of Leipzig Thekla in Leipzig, Germany
- Deir Taqla (Monastery of Thecla), South Lebanon
See also[edit]
- Aya Tekla Church, an ancient church in Mersin Province, Turkey.
- Leucius Charinus
- Santa Tecla, El Salvador
- Santa Tecla Festival
- Sainte-Thècle, Quebec, in Canada
- List of Christian women of the patristic age
References[edit]
- ^ «Lives of Saints :: Tout 23».
- ^ Domar: the calendrical and liturgical cycle of the Armenian Apostolic Orthodox Church, Armenian Orthodox Theological Research Institute, 2003, 514-15.
- ^ J K Elliott, «Graphic Versions: Did non-biblical stories about Jesus and the saints originate more in art than text?», Times Literary Supplement, 14 December 2018, pp. 15-16.
- ^ Snyder, G. E. (2010). Remembering the acts of Paul. ProQuest Dissertations & Theses Global.
- ^ Osiek, Carolyn. ‘The Cult Of Thecla: A Tradition Of Women’s Piety In Late Antiquity (Review)’. Journal of Early Christian Studies 11.3 (2003): 422-424. Web.
- ^ James Keith Elliott, ed. (1999). The Apocryphal New Testament: a collection of apocryphal Christian literature in an English translation. Oxford: Clarendon Press. pp. 372–374. ISBN 978-0-19-826182-7.
- ^ Galatians 5:24
- ^ Galatians 6:14
- ^ Apocriticus ii.7
- ^ Di Berardino, Angelo; Oden, Thomas C; Elowsky, Joel C; Hoover, James (2014). Encyclopedia of ancient Christianity. Istituto patristico Augustinianum (Rome). IVP. p. 731. ISBN 978-0-8308-2943-9.
- ^ «Church of the Virgins of Aquileia — Church». Arte.it. Retrieved 2015-08-24.
- ^ «ABC News, «Once a Saint, Always a Saint?»«. ABCNEWS.go.com.
- ^ «Saint Thecla». The Australian Province of the Order Of Saint Paul The First Hermit. Retrieved 23 September 2022.
- ^ «The Acts of Paul». Early Christian Writtings. Retrieved 23 September 2022.
- ^ De vita sua, 548–9.
- ^ (Denkschriften der k. Akadem. der Wissenschaft. philos.-histor. Klasse, Vienna, XLIV, 6, 105-08)
- ^ Kazhdan, A. P (1991). The Oxford dictionary of Byzantium. New York: Oxford University Press. pp. 2033–2034. ISBN 978-0-19-504652-6.
- ^ «Ancient Orthodox Monastery of St. Thecla to be Restored in Syrian Maaloula | A Russian Orthodox Church Website».
- ^ «Russian worshipers visit ancient Orthodox monastery in Maaloula, Syria, before Easter». MSN.
- ^ «Монастырь Святой Первомученицы Феклы близ Ларнаки, Святая Елена». troodos.ru.
- ^ Ernst Sittig, Αρχ. Εφ. 1914, mentioned in American Journal of Archaeology, 1915, p. 489
- ^ Davis, Stephen J. The Cult Of Saint Thecla. Oxford: Oxford University Press, 2001. Print.
- ^ Biblical Archaeology Review, Jan/Feb 2010, Vol 36 No 1, p. 18: Found in Vatican: Paul’s Portrait
- ^ «Pope: Scientific analysis done on St. Paul’s bones». guardian.co.uk. 29 June 2009. Retrieved 30 June 2009.
- ^ Dulk, Matthew D. (2012). «I permit no woman to teach except for Thecla: The curious case of the Pastoral Epistles and the «Acts of Paul» reconsidered». Novum Testamentum. 54 (2): 176–203. doi:10.1163/156853612X628142. S2CID 161851719.
- ^ Davis, Stephen J. (2002). «The Cult of St. Thecla: An Introduction into Women’s Piety in Late Antiquity». The Journal of Religion. 82 (4) – via The University of Chicago Press Journals.
Bibliography[edit]
- Barrier, J. W., J. N. Bremmer, T. Niklas, A. Puig I Tàrrech. 2016. Thecla: Paul’s disciple and saint in the East and the West. Bristol, CN: Peeters.
- Eliott, J. K., The Apocryphal New Testament: A Collection of Apocryphal Christian Literature in an English Translation, Oxford: Oxford University Press, 1993.
- Johnson, Scott Fitzgerald, The Life and Miracles of Thekla: A Literary Study, Cambridge, MA: Harvard University Press, 2006.
- MacDonald, D. R., The Legend and the Apostle: The Battle for Paul in Story and Canon, Philadelphia: Westminster Press, 1983.
- Kirsch, J. P., Catholic Encyclopedia: «Sts. Thecla», Volume XIV, New York: Robert Appleton Company, 1912.
- Ehrman, Bart D., Lost Christianities: The Battles for Scripture and the Faiths We Never Knew, Oxford University Press, 2005, ISBN 978-0-19-518249-1.
- Davis, Stephen J. The Cult of Saint Thecla. Oxford: Oxford University Press, 2001. Print.
- Osiek, Carolyn. ‘The Cult of Thecla: a Tradition of Women’s Piety in Late Antiquity (Review)’. Journal of Early Christian Studies; 11.3 (2003): 422–424. Web.
External links[edit]
- Acts of Paul and Thecla: translated probably by Jeremiah Jones, (1693–1724)
- Early Christian Writings: Acts of Paul and Thecla (e-text) ed. M.R. James, 1924.
- Nancy A. Carter, «The Acts of Thecla: a Pauline tradition linked to women»
- Catholic Encyclopedia: Sts. Thecla
- Delehaye, Hippolyte (1911). «Thecla, St» . In Chisholm, Hugh (ed.). Encyclopædia Britannica. Vol. 26 (11th ed.). Cambridge University Press. pp. 742–743.
- St. Thecla Catholic Church & School, Chicago, IL
- Паломничество в монастыри Ставровуни и Святой Феклы, посвященное 135-летию Императорского Православного Палестинского Общества
From Wikipedia, the free encyclopedia
Saint Thecla of Iconium |
|
---|---|
«Thecla among the beasts», altar of the cathedral of Tarragona, Spain (12th century) |
|
The first martyrs and the pride of the virgins; The equation for the messengers | |
Born | 30 AD Iconium (now Konya, Turkey) |
Died | 1st century AD |
Venerated in | Catholic Church Oriental Orthodox Church Eastern Orthodox Church Episcopal Church |
Feast |
|
Thecla (Ancient Greek: Θέκλα, Thékla) was a saint of the early Christian Church, and a reported follower of Paul the Apostle. The earliest record of her life comes from the ancient apocryphal Acts of Paul and Thecla.
Church tradition[edit]
The Acts of Paul and Thecla is a 2nd-century text (c. AD 180) which forms part of the Acts of Paul, but was also circulated separately. According to the text, Thecla was a young noble virgin from Iconium who listened to Paul’s «discourse on virginity», espoused his teachings and became estranged from both her fiancé, Thamyris, and her mother. Thecla sat by her window for three days, listening to Paul and his teachings. When her mother and fiancé witnessed this, they became concerned that Thecla would follow Paul’s demand that «one must fear only one God and live in chastity», and turned to the authorities to punish both Paul and Thecla.
Thecla was miraculously saved from burning at the stake by the onset of a storm and traveled with Paul to Antioch of Pisidia. There, a nobleman named Alexander desired Thecla and attempted to rape her. Thecla fought him off, tearing his cloak and knocking his coronet off his head in the process. She was put on trial for assault. She was sentenced to be eaten by wild beasts, but was again saved by a series of miracles, when the female beasts (lionesses in particular) protected her against her male aggressors. While in the arena, she baptized herself by throwing herself into a nearby lake full of aggressive seals.[3][4]
Thecla rejoined Paul in Myra, travelling to preach the word of God and becoming an icon, encouraging women to imitate her by living a life of chastity and following the word of God,[5] and went to live in Seleucia Cilicia. According to some versions of the Acts, Thecla lived in a cave there for 72 years. However, she spent the rest of her life in Maaloula, a village in Syria. She became a healer and performed many miracles, but remained constantly persecuted. The story goes that as her persecutors were about to get her, she called out to God and a new passage was opened in the cave, and the stones closed behind her. The passage and caves are still found in Maaloula which became a very important site for pilgrims. She was able to go to Rome and lie down beside Paul’s tomb.[6]
Traditions and interpretations[edit]
The Church Fathers recount a number of traditions about Thecla. Gregory of Nyssa writes in the 4th century (Homily 14 in Cant) that she undertook the sacrifice of herself, by giving death to the flesh,[7] practicing great austerities, extinguishing in herself all earthly affections, so that nothing seemed to remain living in her but reason and spirit: the whole world seemed dead to her as she was to the world.[8] Macarius Magnes, shortly after AD 300, wrote how the message of Christianity was «the Sword, [Matt 10:34] which cuts relations from each other [Matt:10:35], as it cut Thecla from Theocleia.»[9] Around AD 280, Thecla features as one of the characters in Methodius of Olympus’ Symposium, in which she displays considerable knowledge of profane philosophy, various branches of literature, and eloquent yet modest discourse. Methodius states that she received her instruction in divine and evangelical knowledge from Paul, and was eminent for her skill in sacred science («Logos 8»).
The martyrdom of Thecla is frequently referred to in the earliest Acts of the Martyrs. Eugenius, a martyr of Trebizond under Diocletian (284–305), couples Thecla with David and Daniel in his prayers. The exordium of the Acts of Polyeuctes (died 259) refers to Thecla and Perpetua, and there were certainly many virgin martyrs who drew their first inspiration from the same source. Eugenia of Rome in the reign of Commodus (180–192) is reported in the Acts of her martyrdom to have taken Thecla as her model.
Paul is also an ambiguous figure in the Acts of Paul and Thecla. He is seen as a preacher of asceticism, but one with whom women are besotted. His teachings lead Thecla into trouble, and yet he is never there when the trouble comes. This presentation of Paul as ascetic preacher, discouraging marriage, appears to be very different from that of the Pastoral Epistles. For instance, 1 Timothy 4:1–3 has Paul explicitly condemning anyone who forbids marriage. However, 1 Corinthians 7 is more ambivalent about marriage, saying that «it is well for a man not to touch a woman» (7:1). This text has been interpreted as ideologically closer to Paul and Thecla. In any event, Paul and Thecla indicates one possible understanding of Paul’s legacy in the second century.
Veneration[edit]
St. Thecla Shrine. Latakia, Syria
In the Eastern Orthodox Church, the wide circulation of the Acts of Paul and Thecla is evidence of her veneration. She was called «apostle and protomartyr among women» and «equal-to-apostles in sanctity». She was widely cited as an ascetic role model for women. During the fourth and fifth centuries, Thecla was lauded in literature as an exemplary virgin and martyr by ascetic writers and theologians such as Methodius of Olympus, Gregory of Nyssa, and Gregory of Nazianzus. The Eastern Rites of the Eastern Orthodox Church commemorate her on 24 September in churches following the new Calendar and 7 October for those using the old or Julian Calendar.
Her veneration flourished particularly at Seleucia Cilicia (where she was said to have lived to old age and be buried), Iconium (present day Konya), and Nicomedia. The society[which?] also appeared at least as early as the 4th century in Western Europe. Chamalières in France was believed to hold relics. The obscure saints, Tecla of Aquileia and of Trieste are modeled after her.[10][11] In Bede’s martyrology, Thecla is celebrated on 23 September, which was her feast day in the West, though in 1969 the Roman Catholic Church removed Thecla’s feast day from the Calendar of Saints for lack of historic evidence.[12] The Western Rite Parishes of the Orthodox Churches continue to celebrate her on 23 September (new Calendar Parishes) and 6 October (old Calendar Churches). The Western Rite Monastic Order of Saint Paul the First Hermit celebrates her feast day on 24 September.[13]
A local martyr tradition of Thecla may have inspired an episode connected to Paul the Apostle.[14] «It is otherwise difficult to account for the very great popularity of the cult of St. Thecla, which spread over East and West, and made her the most famous of virgin martyrs,» wrote M. R. James, the editor of this Acta (James 1924).
Tomb of Saint Thecla, Silifke[edit]
The cave-tomb in Seleucia was one of the most celebrated in the Christian world. Gregory of Nazianzus withdrew to the shrine of «the highly praised young maid Thecla»[15] for three years. The site was described by Egeria in the mid-380s. It was restored several times, among others by the Emperor Zeno in the 5th century, and today the ruins of the tomb and sanctuary are called Aya Tekla Church or Meriamlik.[16] A 5th-century anonymous work, The Life and Miracles of Thecla, concentrates on the town.[17]
Tomb of Saint Thecla, Maaloula[edit]
In Maaloula, Syria, a Greek Orthodox nunnery, the Convent of Saint Thecla, was built near her cave tomb, reached by steps in the mountainside, a pilgrimage site with a holy well. The Church tradition is that the mountain opened miraculously to protect Thecla from her persecutors.
On Monday, December 2, 2013, during the Syrian civil war, twelve nuns there were seized by Al-Qaeda radicals of Al-Nusra Front during the bombardment of her shrine[citation needed]. Three months later the nuns were exchanged for relatives of terrorists. In April 2014, the town was liberated by Syrian governmental troops. On May 30, 2018, the rector of the Church, Ilias Ades, announced that the monastery would be entirely restored in a month by the Greek Orthodox Church of Antioch with help from the Russian Orthodox Church.[18] The Monastery is a popular destination for Eastern Orthodox Christians from around the world, including Russia.[19]
Monastery of Saint Tecla, Larnaca[edit]
According to tradition, the Roman empress Helena founded the monastery of Saint Tecla that is located in Mosfiloti near Larnaca. After the Mamluks had taken control of Armenian Kingdom of Cilicia, part of the hallows of Saint Thecla were carried to Cyprus by Christians. The hallows are in this monastery now.[20]
St. Menas in Cyprus[edit]
An inscription in remembrance «of the martyr Thecla» in the church of St. Menas in Cyprus, and dated to the second half of the 1st century, was interpreted in the early twentieth century as evidence for her historical existence.[21] At this pilgrimage site near the Church of St. Menas in Cyprus, women had the option to buy a flask which they could fill with holy water, oil, or even dirt from that stop which many women visited during their pilgrimage. These flasks depict the image of Menas on one side and Thecla on the other side.[22]
Catacomb of Saint Tecla, Rome[edit]
In June 2010, on a wall of the Catacomba di Santa Tecla in Rome, Vatican archaeologists of the Pontifical Commission for Sacred Archaeology, using laser technology to remove layers of clay and lime rind, discovered a frescoed portrait of St Paul the Apostle, «recognizable by his thin face and dark pointed beard… with small eyes and furrowed brow»,[23] which they believe is the oldest image in existence of Paul, dating from the late 4th century.[24]
The Movement of St. Thecla[edit]
St. Thecla, with her dedication and image of a chosen saint, started a following of masses of women across Asia Minor and Egypt. St. Thecla was praised among these women as a sort of patron of empowerment for women: in the Acts of Paul and Thecla, St. Thecla preached to men, and baptized herself, all things that were normally supposed to have only been done by men.[25]
St. Thecla created a culture of imitation in these women. Several of them would live as virgins in households, in tombs (as she was rumored to do), and sometimes in monasteries. These women would travel together as bands of empowered virgins telling stories of Thecla and her grace. Other women in the Movement of St. Thecla would name their daughters after her and engrave her face on their tombs and on their oil lamps. All of these women were empowered by Thecla, a woman who did things that not many women would ever dare to do, and they built a strong community in which they empowered each other.[26]
Patronage[edit]
Thecla is sometimes counted as the patron saint of Tarragona in Catalonia (Spain), where the cathedral has a chapel dedicated to her. Her feast day remains the town’s major local holiday.[citation needed] In Spanish-speaking countries, she is also facetiously counted as the patron saint of computers and Internet, from the homophony with the Spanish and Catalan word tecla («key»).[citation needed] The earliest cathedral in Milan was also dedicated to her; its baptistry and remnants of its structure are still accessible below the present structure. The duomo of the town of Este, Veneto, is dedicated to Santa Tecla. Lebanon has 42 churches dedicated to St. Takla or Taqla. One of the oldest is the St. Taqla Church in Masqa, Matn District, built in 1695. The church boasts an 1870 painting of Thecla by the Italian artist Vincento Lampodico.
In Syria, there is a Greek Orthodox church of St. Thecla in Darayya. In 1849, some people found a cave in Latakia which later became St. Taqla’s Shrine.
In the United States there are three Roman Catholic parishes named for Saint Thecla: in Clinton, Michigan; in Pembroke, Massachusetts; and in Chicago, Illinois.
Several cities and towns are named for her:
- Santa Tecla, formerly Nuevo San Salvador, in La Libertad, El Salvador
- Sainte-Thècle, Quebec, Canada
- The hamlet of Sainte-Thècle in the commune of Peillon, Alpes-Maritimes, France
- Santa Tecla, a quarter (frazione) of Acireale, Italy
- Santa Tecla de Basto, a quarter (freguesia) of Celorico de Basto, Portugal
- The neighbourhood of Leipzig Thekla in Leipzig, Germany
- Deir Taqla (Monastery of Thecla), South Lebanon
See also[edit]
- Aya Tekla Church, an ancient church in Mersin Province, Turkey.
- Leucius Charinus
- Santa Tecla, El Salvador
- Santa Tecla Festival
- Sainte-Thècle, Quebec, in Canada
- List of Christian women of the patristic age
References[edit]
- ^ «Lives of Saints :: Tout 23».
- ^ Domar: the calendrical and liturgical cycle of the Armenian Apostolic Orthodox Church, Armenian Orthodox Theological Research Institute, 2003, 514-15.
- ^ J K Elliott, «Graphic Versions: Did non-biblical stories about Jesus and the saints originate more in art than text?», Times Literary Supplement, 14 December 2018, pp. 15-16.
- ^ Snyder, G. E. (2010). Remembering the acts of Paul. ProQuest Dissertations & Theses Global.
- ^ Osiek, Carolyn. ‘The Cult Of Thecla: A Tradition Of Women’s Piety In Late Antiquity (Review)’. Journal of Early Christian Studies 11.3 (2003): 422-424. Web.
- ^ James Keith Elliott, ed. (1999). The Apocryphal New Testament: a collection of apocryphal Christian literature in an English translation. Oxford: Clarendon Press. pp. 372–374. ISBN 978-0-19-826182-7.
- ^ Galatians 5:24
- ^ Galatians 6:14
- ^ Apocriticus ii.7
- ^ Di Berardino, Angelo; Oden, Thomas C; Elowsky, Joel C; Hoover, James (2014). Encyclopedia of ancient Christianity. Istituto patristico Augustinianum (Rome). IVP. p. 731. ISBN 978-0-8308-2943-9.
- ^ «Church of the Virgins of Aquileia — Church». Arte.it. Retrieved 2015-08-24.
- ^ «ABC News, «Once a Saint, Always a Saint?»«. ABCNEWS.go.com.
- ^ «Saint Thecla». The Australian Province of the Order Of Saint Paul The First Hermit. Retrieved 23 September 2022.
- ^ «The Acts of Paul». Early Christian Writtings. Retrieved 23 September 2022.
- ^ De vita sua, 548–9.
- ^ (Denkschriften der k. Akadem. der Wissenschaft. philos.-histor. Klasse, Vienna, XLIV, 6, 105-08)
- ^ Kazhdan, A. P (1991). The Oxford dictionary of Byzantium. New York: Oxford University Press. pp. 2033–2034. ISBN 978-0-19-504652-6.
- ^ «Ancient Orthodox Monastery of St. Thecla to be Restored in Syrian Maaloula | A Russian Orthodox Church Website».
- ^ «Russian worshipers visit ancient Orthodox monastery in Maaloula, Syria, before Easter». MSN.
- ^ «Монастырь Святой Первомученицы Феклы близ Ларнаки, Святая Елена». troodos.ru.
- ^ Ernst Sittig, Αρχ. Εφ. 1914, mentioned in American Journal of Archaeology, 1915, p. 489
- ^ Davis, Stephen J. The Cult Of Saint Thecla. Oxford: Oxford University Press, 2001. Print.
- ^ Biblical Archaeology Review, Jan/Feb 2010, Vol 36 No 1, p. 18: Found in Vatican: Paul’s Portrait
- ^ «Pope: Scientific analysis done on St. Paul’s bones». guardian.co.uk. 29 June 2009. Retrieved 30 June 2009.
- ^ Dulk, Matthew D. (2012). «I permit no woman to teach except for Thecla: The curious case of the Pastoral Epistles and the «Acts of Paul» reconsidered». Novum Testamentum. 54 (2): 176–203. doi:10.1163/156853612X628142. S2CID 161851719.
- ^ Davis, Stephen J. (2002). «The Cult of St. Thecla: An Introduction into Women’s Piety in Late Antiquity». The Journal of Religion. 82 (4) – via The University of Chicago Press Journals.
Bibliography[edit]
- Barrier, J. W., J. N. Bremmer, T. Niklas, A. Puig I Tàrrech. 2016. Thecla: Paul’s disciple and saint in the East and the West. Bristol, CN: Peeters.
- Eliott, J. K., The Apocryphal New Testament: A Collection of Apocryphal Christian Literature in an English Translation, Oxford: Oxford University Press, 1993.
- Johnson, Scott Fitzgerald, The Life and Miracles of Thekla: A Literary Study, Cambridge, MA: Harvard University Press, 2006.
- MacDonald, D. R., The Legend and the Apostle: The Battle for Paul in Story and Canon, Philadelphia: Westminster Press, 1983.
- Kirsch, J. P., Catholic Encyclopedia: «Sts. Thecla», Volume XIV, New York: Robert Appleton Company, 1912.
- Ehrman, Bart D., Lost Christianities: The Battles for Scripture and the Faiths We Never Knew, Oxford University Press, 2005, ISBN 978-0-19-518249-1.
- Davis, Stephen J. The Cult of Saint Thecla. Oxford: Oxford University Press, 2001. Print.
- Osiek, Carolyn. ‘The Cult of Thecla: a Tradition of Women’s Piety in Late Antiquity (Review)’. Journal of Early Christian Studies; 11.3 (2003): 422–424. Web.
External links[edit]
- Acts of Paul and Thecla: translated probably by Jeremiah Jones, (1693–1724)
- Early Christian Writings: Acts of Paul and Thecla (e-text) ed. M.R. James, 1924.
- Nancy A. Carter, «The Acts of Thecla: a Pauline tradition linked to women»
- Catholic Encyclopedia: Sts. Thecla
- Delehaye, Hippolyte (1911). «Thecla, St» . In Chisholm, Hugh (ed.). Encyclopædia Britannica. Vol. 26 (11th ed.). Cambridge University Press. pp. 742–743.
- St. Thecla Catholic Church & School, Chicago, IL
- Паломничество в монастыри Ставровуни и Святой Феклы, посвященное 135-летию Императорского Православного Палестинского Общества
Святая первомученица равноапостольная Фекла родилась в городе Иконии. Она была дочерью знатных и богатых родителей и отличалась необыкновенной красотой.
Равноапостольная Фекла Иконийская, Селевкийская, первомученица
В 18 лет ее обручили знатному юноше. Услышав проповедь святого апостола Павла о Спасителе, святая Фекла всем сердцем возлюбила Господа Иисуса Христа и твердо решила не вступать в брак и посвятить свою жизнь евангельской проповеди. Мать святой Феклы воспротивилась намерению дочери и принуждала ее выйти замуж за обрученного ей жениха. Обручник святой Феклы пожаловался правителю города на апостола Павла, обвиняя его в том, что он отвратил от него невесту. Правитель заключил святого апостола в темницу. Святая Фекла ночью тайно убежала из дома, подкупила тюремных стражей, отдав им все свои золотые украшения, и проникла к узнику в темницу. Три дня она сидела у ног апостола, внимая его отеческим наставлениям. Исчезновение Феклы обнаружилось, и повсюду были разосланы слуги на поиски пропавшей. Наконец ее нашли в тюрьме и насильно привели домой.
Суд приговорил апостола Павла к изгнанию из города. Святую Феклу вновь долго убеждали согласиться на брак, но она не изменила своего решения. Ни слезы матери, ни гнев ее, ни угрозы правителя не смогли отлучить святую Феклу от любви к Небесному Жениху – Господу Иисусу Христу. Ее мать в исступлении потребовала от судьи смертного приговора непокорной дочери, и святая Фекла была приговорена к сожжению. Святая мученица бестрепетно взошла на костер и перекрестилась. В этот момент ей явился Спаситель, благословляя на предстоящий подвиг, и неизреченная радость наполнила ее святую душу. Высоко взвилось пламя костра, ореолом окружило мученицу и не коснулось ее. Грянул гром, и сильный ливень с градом погасил костер. Мучители в страхе разбежались. Святая Фекла, хранимая Господом, покинула город и с помощью одного юноши-христианина отыскала апостола Павла. Святой апостол и его спутники, среди которых был и святой апостол Варнава, укрывались в пещере недалеко от города, усердно молясь, чтобы Господь укрепил святую Феклу в страданиях. Вместе с ними святая Фекла прошла с проповедью Евангелия до Антиохии. В этом городе она подверглась преследованиям некоего сановника Александра, пленившегося ее красотой. Святая Фекла отвергла его предложение вступить в брак и, как христианка, была осуждена на смерть. Дважды на нее выпускали голодных зверей, но они не трогали святую деву, покорно ложились у ее ног и лизали их. Во всех истязаниях святая мученица Промыслом Божиим сохранялась невредимой. Наконец, ее привязали к двум быкам и стали гнать их в разные стороны раскаленными прутьями, но крепкие веревки разорвались, как паутина, и быки разбежались, а святая Фекла осталась невредимой. Народ возопил: «Велик Бог христианский!» Сам правитель устрашился, уразумев наконец, что святую мученицу хранит Всесильный Бог, Которому она служит. Он повелел отпустить Феклу, рабу Божию, на свободу. По благословению апостола Павла Святая Фекла поселилась в пустынных окрестностях Селевкии Исаврийской и прожила там долгие годы, непрестанно проповедуя Слово Божие, исцеляя больных молитвой. Многих язычников святая Фекла обратила ко Христу; Церковь достойно именует ее равноапостольной. Даже языческого жреца, посягнувшего на ее чистоту, она, наказав за дерзость, привела ко Святому Крещению. Не раз враг рода человеческого пытался погубить святую Феклу через ослепленных грехом людей, но сила Божия всегда хранила верную рабу Христову.
Когда святая Фекла была уже 90-летней старицей, на нее ополчились языческие волхвы за то, что она безмездно лечила больных. Они не могли постичь, что святая врачует болезни силой благодати Христовой, и полагали, что ей особо покровительствует богиня-девственница Артемида. Из зависти к святой Фекле они подослали к ней наемников, чтобы осквернить святую. Когда преследователи были уже совсем близко, святая Фекла возопила о помощи ко Христу Спасителю, и расступилась гора, и сокрыла святую деву, невесту Христову. Так предала душу Господу святая Фекла.
Святая Церковь прославляет «первострадальную» Феклу как «жен славу, наставницу страдальцев, отверзшую всем мучения пути». Издревле ей посвящалось много храмов, один из которых был построен в Царьграде святым равноапостольным Константином (память 21 мая). Имя святой первомученицы равноапостольной Феклы, молитвенницы о всех подвизающихся, поминается при пострижении женщин в монашество.
Молитвы
Тропарь равноапостольной Феклы Иконийской, первомученицы, глас 4
Словесе́м Па́вловым научи́вшися, богоневе́стная Фе́кло,/ и ве́рою утверди́вшися от Петра́, богозва́нная,/ первому́ченица яви́лася еси́ и первострада́льница в жена́х;/ возшла́ еси́ на пла́мень, я́ко на ме́сто благоцвету́щее,/ зве́ри и юнцы́ устраши́шася тебе́, вооружи́ся бо Кресто́м./ Тем моли́, всехва́льная, Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак равноапостольной Феклы Иконийской, первомученицы, глас 8
Де́вства добро́тою просия́ла еси́,/ и му́ченичества венце́м украси́лася еси́,/ апо́стольству вверя́ешися, де́во, я́ко пресла́вная;/ и огня́ у́бо пла́мень в росу́ преложи́ла еси́,/ юнца́ же я́рость моли́твою твое́ю укроти́ла еси́,// я́ко первострада́льная.
Теги
Опубликовано: чт, 07/10/2021 — 08:59
Статистика
Автор(ы) материала
Популярное за 7 дней
Обновлено 07 октября 2022, 06:25
На 7 октября в календаре народных праздников выпадает Фекла Запрядальница. Название вытекает из дня памяти святой Феклы Иконийской, посвятившей свою жизнь служению Богу и проповедованию христианства.
В старину в этот день хозяйки садились за прялки — это сулило удачу в домашних делах, ведь святую недаром называли Запрядальницей. Мужчины на Феклу тоже не сидели без дела — мололи зерно с раннего утра. Вечером после трудов собирались все работники, ели кашу из зерна свежего урожая, устраивали гулянья с песнями и играми.
Традиции и приметы 7 октября
«Что на Феклу завяжешь, уже не развязать», — говорили в старину и играли в этот день свадьбы. Верили, что брак, заключенный на Феклу, станет счастливым и крепким, никто не сумеет разлучить супругов. Девушки на Феклу Запрядальницу гадали о будущем муже.
С этой поры погода начинала стремительно меняться, дни становились короче, вечера наступали раньше, а ночи были длиннее. «День убегает лошадиным скаком», — подмечали в старину и наблюдали за деревьями. Обилие желудей на дубах сулило мягкую зиму и урожайное лето.
«На Феклу дергай свеклу», — говорили крестьяне, собирали на огороде последний урожай, готовили свекольник и загадывали детям загадки про свеклу: «Красный пан в яму упал», «Лошадь в ограде, хвост на горе». Принято было последний раз этой осенью отправляться за белыми грибами. Их жарили с картошкой, делали пироги.
Что можно делать 7 октября
Следуя старинным обычаям, 7 октября можно отправиться на «тихую охоту» — за грибами. Собранные лесные дары пожарить с картошкой и угостить домочадцев. Вместе с этим поставить на стол свекольник или другие блюда с осенним овощем. День подходит для занятий рукоделием и бракосочетания, молодоженов ждет крепкий семейный союз и покровительство Феклы Запрядальницы.
Чего нельзя делать 7 октября
На Феклу Запрядальницу запрещено заключать любые сделки, кроме брачных. Все прочие договоренности станут неудачными, а планы рухнут. Это касается и денег — не брать и не давать в долг. Нельзя в этот день выходить из дома, оставив беспорядок, чтобы не навлечь на жилище и его владельцев тяжелые времена.
Кто родился 7 октября
- 70 лет исполняется 7 октября президенту России Владимиру Путину, он родился в 1952 году.
- Американская певица в стиле ритм-н-блюз и актриса Тони Брэкстон родилась в этот день в 1967 году.
- 51 год исполнится 7 октября актеру Дмитрию Орлову («Небо. Самолет. Девушка», «Первый после бога»)
- 7 октября отметит 40-летний юбилей актер театра и кино Анатолий Руденко, игравший в фильмах и сериалах «Одно лето и вся жизнь», «Любовницы», «Берега моей мечты» и других.
- Российский фигурист и двукратный олимпийский чемпион Максим Траньков празднует 39-й день рождения.
7 октября православная церковь воспевает святую Феклу Иконийскую, которую почитают как равноапостольную. В народном календаре праздник, который называли и Феклой Запрядальницей, и Феклой Заревницей. В это время наши предки занимались подготовкой к зиме.
Святая Фекла Иконийская, которую 7 октября будут воспевать в молитвах православные христиане, почитается, как равноапостольная.
Фекла Иконийская: история жизни и подвига святой
Согласно писаниям, Фекла родилась в городе Иконии в семье зажиточных язычников. В молодости ее обручили с юношей из знатного рода. Все шло к свадьбе, но однажды Фекла услышала проповедь апостола Павла и поняла, что должна посвятить свою жизнь служению Всевышнему.
Узнав об этом, юноша решил наказать апостола и обратился к правителю с просьбой свести с ним счеты. Фекла после этого тайком посещала проповедника, чтобы послушать его молитвы. Как только это стало известно правителю, он приказал отправить девушку на костер. Но внезапный дождь, обрушившийся на землю, погасил пламя. Фекла осталась жива, а позже она обратила в христианство свою маму. Сама же провела остаток дней в пещере, скрываясь от преследования язычников.
Народный календарь: Фекла Запрядальница
Праздник, посвященный равноапостольной Фекле, в народе называли по-разному. Кто-то именовал Феклой Запрядальницей, кто-то – Феклой Заревницей. Называли и совсем просто, по-свойски: Феклин день, Фекла.
На Руси в это время женщины начинали прясть пряжу. Мужчины занимались молотьбой. Поскольку в этот день отмечали именины овина, как только завершали дела, собирали большие столы, пели, пили наливки и веселились до упада.
Что нужно сделать на Феклу Запрядальницу
На Феклу Запрядальницу полагалось гадать. Занимались этим девушки, мечтающие о замужестве. Чтобы узнать, каким будет жених – бедным или богатым, барышни пекли калачи и относили их в баню. А после ждали, кто прикоснется к руке, окажется она теплой или холодной.
Если у человека рука была холодной, это означало, что жених будет бедным. Если теплой – богатым. Случалось, что никто к девушке не прикасался. Это говорило о том, что близкого замужества ждать не придется.
На Феклу Запрядальницу наши предки в последний раз ходили в лес за белыми грибами. Если «тихая охота» удавалось, устраивали пиршество, главным блюдом которого были жареные грибы.
В этот день хозяйки также старались накормить домочадцев борщом. Считалось, что это блюдо принесет покой в дом. «На Феклу дергай свеклу», – говорили наши предки.
Что нельзя делать на Феклу Запрядальницу
Запреты Феклы, в первую очередь, распространялись на семью, отношения с родственниками. Наши предки в Феклин день боялись повысить голос на старших: это грозило суровым наказанием в виде тяжелых болезней. На Феклу Заревницу также запрещается:
- Принимать в доме гостей, независимо от степени родства. Считалось, что на Феклу они могут стать причиной раздоров в семье.
- Ходить в гости. Легкомысленное поведение в день запретов, касающихся друзей и близких, приведет к разорению.
В день Феклы Запрядальницы запрещалось грустить. Наши предки считали, что это увеличит количество проблем, станет препятствием для новых дел.
Фекла Запрядальница: народные приметы
Одной из главных примет этого дня были деревья. Если на них оставалось много листвы, люди понимали, что морозов еще ждать и ждать. Если в это время слышали гром, это означало, что зимой будет мало снега. Великим счастьем считалось увидеть голубя на своем подоконнике: он гарантировал удачу.
В день Феклы Запрядальницы, 7 октября, именины отмечают: Павел, Василий, Сергей, Фекла, Степан, Андрей, Давид, Виталий, Владислав, Галактион. Это люди, которые не боятся трудностей. Они знают, что только работа может гарантировать успех, поэтому всю жизнь хлопочут, стараясь успеть сделать много полезного.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» рассказало о том, что можно и нельзя делать 6 октября, на Ираиду Спорную. Сообщило о праздновании Успения Пресвятой Богородицы, а также Преображения Господня. В народе это событие называют Яблочным Спасом. Специальная рубрика UG.RU «Народный календарь» посвящена старинным русским традициям, обычаям, праздникам.