Праздник святой параскевы пятницы деревни кривое

Праздник Параскевы Пятницы проводится в д. Кривое Удорского района Республики Коми. Участниками его является население д.Кривое, а также с.Важгорт и ближайших деревень: Выльгорт, Пучкома, Муфтюга, Чупрово, Коптюга. Праздник установлен по случаю обретения иконы св. Параскевы Пятницы на берегу р. Керъю.
  1. Наименование объекта
    Праздник святой Параскевы Пятницы деревни Кривое
  2. Краткое описание

Праздник Параскевы Пятницы проводится в д. Кривое Удорского района Республики Коми. Участниками его является население д.Кривое, а также с.Важгорт и ближайших деревень: Выльгорт, Пучкома, Муфтюга, Чупрово, Коптюга. Праздник установлен по случаю обретения иконы св. Параскевы Пятницы на берегу р. Керъю.   

  1. ОНКН Категория

    Обрядовые комплексы и праздники. Традиционные народные праздники

  2. Этническая принадлежность
    Коми-зыряне
  3. Конфессиональная принадлежность
    Православные христиане
  4. Язык
    Коми-зырянский
  5. Регион

    Республика Коми, Удорский р-он, д. Кривое

  6. Ключевые слова 
    Республика Коми, Удорский район, Праздник Параскевы Пятницы, женский «заветный» день

  7. Сведения об объекте 

Праздник Параскевы Пятницы в д. Кривое является уникальным, исключительным  явлением народной культуры коми, поскольку традиция «завета» предков на этот праздник не прерывалась даже в самые суровые годы религиозных репрессий. По своему происхождению и содержанию праздник представляет собой вариант общероссийской православной традиции празднования Девятой пятницы по Пасхе, посвященной великомученице Параскеве. Оригинальные черты праздника проявляются в особенностях обрядности, характере молитв, отношения к иконам и т.п.   

Праздник Параскевы начинается в 9 часам утра, когда к часовне собираются женщины. С собой они несут бидончики, банки и прочую посуду под освященную Пятницкую воду. У некоторых на руках иконы.  К половине десятого утра входят в часовню. Иконы установлены в ряд на специальных полках напротив входа в часовню. На многих из них висят тканые полотенца, платки, куски ткани. Женщины не спеша зажигают свечи под иконами. В первый ряд проходят староста часовни и те, кто знает и поет молитвы. В руках у них старообрядческие лестовки (лествицы), по которым определяют количество исполненных молитв. Около десяти часов, когда уже зажжены все свечи, староста часовни начинает службу. Служба сегодня представляет собой пение молитв каждому из чинов небесной иерархии, представленных на иконах часовни. После завершения службы женщины выносят иконы на улицу и крестным ходом идут к берегу речки Керью. Дети идут впереди процессии, нередко тоже с иконами в руках, грудных же детей женщины несут на руках. Шествие проходит по пойменному лугу к озеру Кoдж ты (старица р.Вашки) и дальше по мосткам через озеро и болото на сухой берег речки Керъю, где установлен деревянный обетный крест. Иконы ставят к кресту, часть женщин становится на моление, а другие спускаются к воде и совершают омовение икон. Каждую икону по отдельности окунают в воду и моют глухариными крыльями. Вымытые таким образом иконы поднимают на берег и снова ставят к кресту. При этом исполняются молитвы в честь каждого из святых. Последней в воду окунают икону св. Параскевы, и с этого момента вода в реке как бы становится святой. К воде подводят и моют больных, детей, набирают воду в принесенную посуду. Некоторые женщины окунаются в воду, а если погода не позволяет совершить купание, то многие просто заходят в воду и, подняв подолы юбок, приседают в воду. Образ Пятницы как бы «открывает» воду, и с этого момента на Вашке разрешено купаться в реках и озерах.

Служебная информация

  1. Авторы описания:

Лимеров Павел Федорович, доктор филологических наук, ведущий научныйсотрудник сектора фольклора ИЯЛИ ФИЦ КНЦ УрО РАН.

  1. Библиография

Лимеров П.Ф. Народные праздники на Вашке // Родники Пармы, Вып. 3, Сыктывкар, 1993, С.39-44.
Шарапов В.Э. Богородичные праздники у современных коми. Научные доклады. КНЦ УрО РАН, вып.359, Сыктывкар, 1995.
Sharapov V. E. Kansanomainen ortodoksisuus Komissa // Uskonto ja identiteetti. SKS, Helsinki, 1999, S. 55-66.
Шарапов В. Э. Живая традиция: заветные и храмовые праздники у современных сельских коми // Христианство и язычество народа коми. Сыктывкар, 2001, с.148-168.
Панюков А.В. Традиции и современность: культ икон в современной культуре коми // Вестник культуры. Сыктывкар, 2000, №1, С. 43-47.
Бернштам Т.А. Приходская жизнь русской деревни. СПб., 2005. С.257-259.
Панченко А.А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни северо-запада России. СПб., 1998. С.159–175.
Чувьюров А.А. Заветные праздники коми-зырян // Музеи и краеведение. Труды национального музея республики Коми. Вып. 3, 2001, С.183-190;.
Лимеров П.Ф. «Святая Пятница Параскева, моли Бога о нас!..» // Арт (Лад), Сыктывкар, 2005, №3, С.110-121.
Чувьюров А.А. Шарапов В.Э. Местночтимые святыни у современных верхне-вычегодских коми // Живая Старина, №2 – Москва, 2006. – С.23-26.
Лимеров П.Ф. Праздник св. Параскевы Пятницы в д. Кривое как центр духовной культуры удорских коми  // Рябининские чтения – 2007: материалы V научной конференции по изучению Русского Севера. Петрозаводск, 2007. С.68-71

Иллюстративные материалы

Праздник св. Параскевы Пятницы. Д. Кривое, Удорский р-н, 1995 г. Фото П.Ф. Лимерова

В небольшой удорской деревне местные жители издавна почитают и сами восстанавливают древнейшую в Коми деревянную часовню

Популярности этой затерянной среди лесов и болот маленькой деревушки может позавидовать даже крупное село. В деревне Кривое Удорского района проживают всего 82 человека, но жизнь кипит – интересная, самобытная, дружная. Здесь работает школа-сад, ФАП, сельский клуб, пилорама, магазин. В самом сердце деревни, месте, где сходятся все дороги, стоит деревянная часовня. Впервые часовенку здесь построили три столетия назад. Именно ее местные жители считают берегиней и душой деревни.

Необычное место

Первое упоминание о погосте Кривой Наволок относят к 1592 году. Необычное для русского уха название погост, жители которого промышляли охотой и земледелием, получил благодаря ландшафтным особенностям. Дело в том, что несколько столетий назад в этих местах пролегало русло реки Вашки. Водная артерия образовывала замысловатый, кривой изгиб. В те времена участок суши, отделяющий водоемы друг от друга, там, где лодку приходилось тащить волоком, называли «наволоком». Вероятно, по этой причине люди, поселившиеся на левом берегу Вашки, назвали свое селение Кривой Наволок. В разговорном варианте говорили: «Кривое».Такое наименование прижилось и сегодня является официальным названием деревни.
А вот природа оказалась не так постоянна. Спустя столетия река поменяла свое русло и ушла из этих мест. Сегодня Кривое окольцовывают два озера – Важву, Ди-ты – и речка Керъю. Весной, в половодье, когда весенние воды разливаются по всей округе, Кривое превращается в остров.

Святое имя

В XVII веке в деревне построили часовню Святого Прокопия Праведного. Культовое строение на этом месте простояло около века, а потом погибло в пожаре. Тогда же, если верить преданию, на берегу реки Керъю местные жители нашли чудотворную икону Параскевы Пятницы Нареченной (до наших дней икона не сохранилась. Сейчас она заменена работой современных иконописцев). После этого события на месте находки установили обетный крест. На протяжении трех веков и по сей день возле него проходит летняя служба в день освящения воды.

В середине XVIII века в центре деревни местные жители построили новую деревянную часовню. Образ Параскевы Пятницы стал главной ее иконой. В 30-е годы XX века, когда православные церкви подвергались гонению, были попытки распилить часовню на дрова. Но местные жители этого не допускали, саботировали приказы начальства. Не смогли уберечь только колокол, его сбросили с колокольни. Бытует сказание, что человек, чья рука поднялась свергнуть со звонницы колокол, вскоре тяжело заболел и умер.

Но в 1930 году свечи в часовне все-таки погасли, а саму святыню передали под хозяйственные нужды колхоза. На протяжении нескольких десятилетий здесь было овоще-хранилище. И только в 1976 году часовню вернули верующим, местные жители своими силами сделали ремонт, и службы возобновились.Тогда же появилась идея провести первую настоящую реставрацию часовни. Осуществить задуманное удалось лишь спустя четверть века, уже в нынешнем столетии.
«В течение летних сезонов 2000–2004 годов были заменены потерявшие прочность нижние венцы четверика и верхние венцы восьмерика храма, перестелена кровля и заменено гонтовое покрытие (деревянная черепица) шатра, установлен новый крест с лемеховой главкой», – пишет в книге «Объекты культурного наследия Республики Коми» Сергей Павлюшин, под руководством которого осуществлялись реставрационные работы.
По мнению специалиста, часовня в Кривом – это древнейший культовый памятник деревянного народного зодчества на всей территории Республики Коми. Часовня включена в список объектов культурного наследия регионального значения.

Вековой обычай

В последнее годы в Кривое все чаще приезжают люди, которые на этой земле никогда не были: летом гостям любопытно поучаствовать в празднике освящения воды, осенью – научиться готовить капусту по-коми (ее варят в больших чанах на улице). Зимой блогеры специально доехали до удорской деревни, чтобы прокатиться на санках по огромной деревянной горке.
Летом 2021 года сразу две съемочные группы приехали в Кривое. Центр социально-культурной деятельности села Кослан к 100-летию Республики Коми готовил цикл документальных фильмов об истории и традициях старинных селений Удорского района. Первый фильм цикла «Тайны загадочной Удоры» автор проекта Наталья Жаворонкова назвала «Кривонаволоцкая Параскева». Премьера фильма прошла на телеканале «Юрган». В 30-минутном фильме автор рассказала о том, как жители деревни бережно хранят старейшую традицию – проведение в честь святой Параскевы Пятницы обрядового праздника. Все этапы праздника, от подготовки до священного купания, попали в объектив камеры.

Празднование дня Параскевы приходится на девятую пятницу после Пасхи. Связано это с чудесным явлением ее образа на берегу реки Керъю, где первоначально и был установлен обетный крест. Местные жители верят, что в этот день икона святой покровительницы деревни способна принести облегчение страждущим. И в первую очередь исцеляет болезни женщин, покровительствует им.

Накануне праздника церковь подметают свежим березовым веником, а затем все моют. Рано утром в день праздника в Кривое съезжаются гости со всей округи. Старожилы деревни помнят, что в былые времена на праздник приходили женщины из близлежащих вашкинских деревень. Они преодолевали многокилометровый путь своим ходом. Считалось: раз идешь просить здоровья, семейного благополучия у Параскевы, то нужно потрудиться – путь до церкви важно преодолеть пешком. Сегодня большинство добираются до Кривого на машине или лодке.

Чудеса Кривого

Итак, в назначенное время все участники праздника собираются в часовне, зажигают свечи.
Батюшка служит молебен, что, кстати, идет вразрез с исторической традицией. Но, как известно, все течет, все меняется, даже русло реки: народная традиция трансформировалась, но главное, что она жива.
Затем женщины и дети берут иконы, обносят их вокруг часовенки и следуют крестным ходом до реки Керъю. Дети идут впереди процессии. Шествие проходит по пойменному лугу на сухой берег речки. Здесь у деревянного обетного креста происходит кульминация праздника – батюшка читает молитву, а затем глухариным крылышком обмывает все иконы.
– Иконы ставят к кресту, часть женщин становится на моление, а другие спускаются к воде и совершают омовение икон. Омывают их глухариными крылышками. С этого момента вода в реке считается освященной в течение трех дней. Этой водой («вежа ва» или «пекнича ва») умывают лицо, купают в ней детей, набирают в принесенную с собой посуду, — разъяснила жительница Кривого Виктория Яковлева.
Освященную воду из реки нынче набирают в большие бутыли, чаще пластиковые. Эта вода, считают кривонаволокцы, сохраняет лечебные свойства весь год. Из уст в уста селяне передают истории, когда бездетные супруги после омовения святой водой наконец-таки обретали радость родительства.

Подарок к юбилею

Вся Россия узнала о существовании деревни Кривое и ее вековых обычаях из документального фильма «Хозяйки Удоры» телеканала «Культура». Режиссер Анна Коряковцева впервые побывала в этих местах в декабре 2020 года. Съемочная группа остановилась в деревне всего на сутки, но уже тогда поняла, что обязательно вернется в Кривое.
Так и вышло. Летом 2021 года съемочная группа прожила в Кривом несколько недель. Столичных телевизионщиков интересовало буквально все: как местные жительницы пекут хлеб, доят корову, собирают березовые веники и иван-чай, колют дрова, сами ездят на «каракате» – самодельном вездеходе. Через женские судьбы главных героинь картины режиссер показала быт, личные трагедии, счастье деревенского мироустройства. Премьера фильма на федеральном канале состоялась весной и, как отмечают местные жители, стала главным подарком к 430-летию Кривого.
16 июля на кривонаволоцкой земле прошли юбилейные гулянья. В деревню, затерянную среди лесов и болот, съехались гости со всего района.
В преддверии юбилея в деревне навели порядок: разобрали старый дом в центре деревни, а на его месте организовали сцену. Своими силами покрасили деревянную горку, установили арт-объект, у которого можно фотографироваться. Особое внимание уделили часовне. С момента последней реставрации прошло 17 лет. За это время крыша прохудилась и требовала замены. Доски для работ бесплатно предоставил уроженец деревни Валерий Остапов, деньгами помог благотворительный фонд «Возрождение».
В этот раз реставраторы из Сыктывкара не смогли выехать в Кривое. Однако заместитель начальника Управления Коми по охране объектов культурного наследия Сергей Павлюшин и научный сотрудник отдела этнографии Национального музея Коми Евгений Худин ведут консультирование местных жителей по вопросам ремонта. Евгений Анатольевич рассказал, что часовня в Кривом покрыта настоящей тесовой кровлей.
– Со временем верхний слой купола и крыши сгнил. Любое здание требует ухода, а деревянное особенно. Из-за воздействия окружающей среды – холода, солнца – материал разрушается. В юбилейный для деревни год местные жители своими силами начали ремонт. Руководит процессом Михаил Анатольевич Зорин. Он во время работ в начале 2000 годов помогал Сергею Павлюшину в реставрации часовни, поэтому многие работы способен выполнить сам. Мастеру и его помощникам уже удалось отремонтировать купол, восстановить желоб, очистить от мха крест. Работы по ремонту крыши продолжаются, – отметил Евгений Худин.
Часовню Параскевы Пятницы и тот праздник, который ежегодно отмечается в деревне, люди считают оберегом, который хранит древнее селенье от угасания. И правда: большинство деревень, расположенных в нижней долине реки Вашки, – Коптюга, Муфтюга, Верхозерье, Выльгорт, Острово – медленно вымирают. На их фоне Кривое – самая благополучная в этом районе деревня, здесь кипит жизнь, молодежь создает семьи.

Анастасия ПОЗДЕЕВА

Фото Марии Зориной, Юлии Остаповой, Виктории Яковлевой, Марии Худяковой

До наших дней на территории Республики Коми сохранилось совсем немного древних деревянных церквей: часовня Введения во храм Пресвятой Богородицы в д. Средняя Отла Княжпогостского района; часовня во имя Модеста Мученика в д. Сёйты Сыктывдинского района; часовня во имя Николая Чудотворца в д. Тыдор Усть-Вымского района. Три объекта располагаются в Корткеросском районе: церковь во имя Собора Пресвятой Богородицы в с. Важкурья, часовня Покрова Пресвятой Богородицы в д. Четдино, церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в с. Нёбдино. Три церкви сохранились в Удорском районе: это известная нам часовня cвятой Параскевы Пятницы, церковь Михаила Архангела в с. Чернутьево, церковь Успения Пресвятой Богородицы в д. Вендинга. Уже много лет в стенах церкви Рождества Христова сыктывдинского села Лозым функционирует клуб.
За редким исключением памятники деревянной архитектуры в Коми находятся в катастрофическом состоянии. Чтобы выполнить реконструкцию одного такого объекта, требуется от нескольких десятков тысяч до сотен миллионов рублей. Без государственной помощи в этом вопросе не обойтись. Увы, как показывает жизнь, деревянные старожилы часто сгнивают, не дождавшись ремонта.

Большая Духовная Стирка

В далекой северной деревне Кривой наволок сохранился удивительный обычай ежегодного омовения икон в водах реки Кер-ю. Без шуток: священные доски выносят из деревенской часовни, крестным ходом идут с ними к реке и в прямом смысле… стирают.  За несколько веков исполнения обряда с икон изображение смыто, тем не менее считается, что ритуал дарует окрестным деревням жизнь…

На Вашке царит матриархат. Все главы сельских поселений, руководитель единственного на всю Вашку сельхозпредприятия — представительницы слабого пола. Впрочем “слабыми” их не назовешь. Женщины здесь всегда были активны, независимы, а мужики наоборот слишком подчинены власти спиртного, которое отнимает не только волю, но и разум. Не все мужчины опустились, многие из них — охотники и рыбаки; но они настолько свыклись с таежной жизнью, что явления культуры и цивилизации им нисколько не интересны. Кстати всех вашкинских дам, в особенности глав администраций искренне возмущает слово “поселение”, официально введенное новым, 131-м, законом. Дело в том, что здесь, на севере республики Коми, “поселениями” всегда называли поселки системы ГУЛАГ, в которые ссылали неугодных государству. Что же получается: теперь неугодны все?

Как бы то ни было, прозябать здесь не собираются. Совхоз, правление которого находится в столице Вашки селе Важгорт, лет десять живет по принципу “последний год — и кранты”, но все равно не умирает. Есть ферма и в Кривом, пусть маленькая — но есть. Впрочем главная достопримечательность Кривого (другое название деревни — Кривой наволок, а на коми-языке она называется Куодж) — часовня Великомученицы Параскевы, древнейший памятник деревянной архитектуры на территории республики Коми. Перестраивали часовню не единожды, в последней раз реставраторы работали в Кривом несколько лет назад и управились за пять полных сезонов. Вообще, если верить преданию, Часовня Параскевы-Пятницы впервые была поставлена в Кривом еще в начале XIII века и стала первой на Вашке. По традиции установления святынь при слиянии рек построена она была при впадении в Вашку реки Кер-ю (что с коми переводится как “бревно-вода”).

При советской власти часовню пытались разрушить, но ничего у богоборцев не получилось. Старухи помнят, в каких мучениях умирал человек, который бросил с часовни колокола: в течение недели тело его покрылось язвами и он истек кровью. В 30-е годы прошлого века местные комсомольцы скрывались в лесу, когда начальство заставляло их распилить часовню на дрова — такое уважение к святыне внушили им старики. А в 60-е годы часовню спас от разрушения председатель здешнего колхоза А. Остапов.

Кстати святая Параскева (в Кривом ее называют “Параскевьей”) издревле почитается покровительницей женщин и женского труда. Параскева отвечает за семейное благополучие и сурово наказывает за нарушение обычая пятницы: в этот день женщине не дозволяется работать. Но зато в пятницу женщина на Вашке отдыхает. Если женщина бесплодна или у нее умирают дети, считается, она наказана Параскевой за какой-то грех. Его можно отмолить в день Параскевы-Пятницы, совершив паломничество в Кривое и поучаствовав в обряде Омовения. Часовня Великомученицы Параскевы находится в ведении женщин, и праздник Омовения — исключительно женский праздник. Мужчинам не доверяют нести даже иконы. Впрочем мужики частенько проявляют и свой характер, который из-за задиристости часто доводит до драк. Еще в относительно недавнее время здесь отмечался и мужской праздник, “Прокопий Праведный”,  в который с крестным ходом с иконой святого Прокопия ходили исключительно представители сильной половины. Но, видимо из-за того, что сила оной половиной была несколько утеряна, действо отменили. К тому же странным образом пропала икона Прокопия Праведного — самая большая из “мытых” икон.

Их, “мытых” икон, было гораздо больше, причем, несмотря на то, что на древних досках лишь местами остались куски краски и левкаса, женщины прекрасно знают, где Спаситель, где Богородица, а где Параскева. Нынешняя смотрительница часовни Капитолина Михайловна Калинина — женщина простая и слабо разбирающаяся в ценностях. Однажды, года два назад в Кривое приехали некие “дельцы”. Они нашли смотрительницу и сказали: “Бабушка, зачем вас старые иконы? Мы возьмем их на реставрацию…” Поскольку в Кривое вообще редко кто заезжает из чужих, “реставраторам” поверили. Взамен они оставили бумажные иконы. Что интересно, в прошлом году, когда часовню сдавали после капитального подновления настоящие, а не самозваные  реставраторы, из Сыктывкара, они поднесли в дар новонаписанную икону Параскевы. Я пригляделся к ней внимательнее и обнаружил, что написан образ на очень старой доске. Значит, действительно одна икона была отреставрирована, причем очень качественно. Есть надежда, что и другие доски вернутся на Вашку — причем в обновленном виде.

История Вашки (не как реки, а как местности) удивительна. Дело в том, что из за того что Вашка оторвана от внешнего мира из-за значительного — на сотни километров — удаления от больших городов и плохих дорог, здесь веками формировался свой мир, со специфическими жизненными понятиями. Издревле на Вашке живут коми, да и говорят здесь исключительно на коми-языке. Но вот молитвы читают на церковнославянском, причем как молятся, так и поют духовные песни по старообрядческому канону, то есть так, как делали это на Руси до никоновских реформ.

Староверы пришли на Вашку относительно недавно, в конце XVIII века. Тогда, спасаясь от государственной переписи, потянулись в эти дикие места раскольники с Онеги и Двины. Впоследствии они смешались с местным населением, освоили коми-язык, зато привили вашкинцам русскую песенную традицию (до сих пор большинство народных песен здесь на русском языке), а так же церковные традиции. Главным расколоучителем стал все же не пришлый человек, а местный уроженец Петр Бозов. Местные староверы стали именоваться “бозовыми”, хотя на самом деле это согласие беспоповского толка именовалось Филипповским. Это была очень суровая секта, отрицавшая брак,  царскую власть и крест с написанием “пилатова титла”. В сущности бозовское согласие соответствовало характеру местности — малонаселенной, дикой и с народом, руководимым странными представлениями о мироздании. Именно поэтому чуть позже “бозовщины” распространилась по Вашке идеология т.н. бегунов или странников, которых на Вашке прозвали “скрытниками”. Эти люди вообще категорически не принимали мир, в котором, по их мнению, спасение невозможно, ибо антихрист в него уже пришел. Адепты этой секты проживали тайно либо в кельях в лесной глуши, либо в схронах у “странноприимцев”, последователей согласия, живущих в миру и считавшихся “оглашенными”. Гнездом странноприимства считалась деревня Чупрово; там скрытники кормились чуть не в каждом втором доме. В случае болезни странноприимца скрытник крестил его, и если он выживал, он должен был оставить дом, семью, и уйти странствовать. Рассказывают, скрытничество искоренили в 1938 году. Специальные отряды НКВД поотлавливали всех “учителей благочестия” и расстреляли.

Главным центром раскола на Вашке стало село Важгорт. В разных деревнях старообрядцев принимали по-разному, в некоторых до сих пор не позволяют посторонним людям пользоваться  своей посудой, для приезжих держат особую посуду, а так же не приемлют табак. Правда, паспорта и пенсии с недавних пор стали получать — но только из-за того, что жизнь стала слишком тяжела и без внешней поддержки не выжить. Деревни, в которых скрытников не слишком-то принимали, называли “мирскими”. Кривой наволок относился к “мирским”, тем не менее обряд омовения икон, который в позапрошлом веке практиковался в нескольких вашкинских деревнях, ныне сохранился только здесь. В Кривом как бы и приемлют православных священников, а молебны ведут по старообрядческому образцу. Впрочем священники в Кривое ехать почему-то не торопятся.

Одно из местных названий праздника Параскевы-Пятницы (его здесь отмечают в десятую пятницу после Пасхи): “заветной лун висьысьяслон” (заветный день больных). Ведь вода в реке Кер-ю после омовения в ней икон в течение нескольких дней считается не только священной, но и целебной. Когда-то в день Омовения в Кривой наволок приходили паломники не только с Вашки, но и с Мезени, с Печоры и с Пинеги. Причем шли пешком сотни верст, так как путь к Кер-ю считался святым обетом. На берегу реки, аккурат напротив кладбища, установлен обетный крест; именно здесь совершается сам обряд.

Начинается все утром, в часовне, где перед иконами — как старыми, намоленными, так и новоделами — зажигаются свечи. Женщины читают положенные каноны: Спасу Вседержителю, Пресвятой Богородице, Прокопию Праведному, Великомученику Георгию и Параскеве. Кстати, среди новодельных икон есть написанные умельцем из Важгорта  В. Яковлевым по прозвищу “Репин”. Они примитивны, написаны не по канону, тем не менее старухи уважают и эти неказистые образы.

В крестный ход к реке — через деревню и заливной луг — отправляются, как уже говорилось, женщины. Некоторые из икон дозволяют нести маленьким девочкам. Конечно, сзади пристраиваются и мужчины, но в любом случае они стараются держаться в стороне.

“Стирка” икон занимает совсем немного времени, все-таки их стараются беречь, хотя в сущности и беречь-то в нескольких сохранившихся раритетах (из тех, что не взяли на “реставрацию”) нечего. Но ведь иконный ряд постоянно обновляется и в воду попадает ко всему прочему и подновленная Параскева-Пятница. Лик этой святой, как главной виновницы торжества, опускается в воду последней. После обряда омовения в воду дозволяется войти всем лицам женского пола. Одновременно освященной водой наполняются разномастные емкости, которые паломники предусмотрительно берут с собой. После этого у обетного креста совершается молебен и иконы отправляются по месту постоянной “прописки” — в часовню Великомученицы Параскевы.

Позже у деревенского клуба силами работников культуры организуется концерт, обычно заканчивающийся застольем. На столе блюда, приготовленные местными женщинами дома. Ну, и, конечно, сур — национальный напиток коми (что-то типа слегка хмельного кваса).

Поскольку праздник переходящий, он может попасть и на период, когда заливной луг еще под водой (при ранней Пасхе). Однажды, когда вода еще не спала, к обетному кресту шли по пояс в воде. Помнили более ранний случай: не дошли, омыли иконы в озере, в стоячей воде. Такая вода считается “мертвой”. Тут же подул пронзительный северный ветер, налетели свинцовые тучи, потемнело. Пришлось по воде, в холод, идти к реке Кер-ю и купать иконы в положенном месте. Считается, в день Омовения обязательно будет дождь и гром. Когда мне посчастливилось побывать в Кривом, дождь с грозой действительно был — аккурат после обряда. Теплый дождь считается здесь даром Божьим и благодатью: значит Господь замечает старания вашкинцев и пока еще любит их.

Геннадий Михеев

1.

Праздник Святой
Параскевы Пятницы

2.

Деревня Кривое (Кривой Наволок)
расположена на правом берегу р.
Вашки и входит в Важгортский
сельсовет. Первые сведения о погосте
Кривой Наволок относятся к концу
XVI в., известно также, что первая
часовня во имя Прокопия Праведного
была построена в 1646 г., вторая
часовня, во имя св.Параскевы
Пятницы, была построена в начале
XVIII в. на месте первой.
Престольными праздниками д.Кривое
явялются Введение Пресвятой
Богородицы во храм и день
св.Прокопия Праведного. Среди
образов часовенного иконостаса
иконы Богородицы и Прокопия,
наряду с иконой св.Параскевы
Пятницы, входят в число наиболее
почитаемых.

3.

По официальным сведениям,
причиной установления праздника
св.Параскевы в д.Кривое считается
явление ее образа. Судя по всему,
явление иконы произошло на берегу
р.Керью, где и был первоначально
установлен обетный крест. На
местном фольклорном материале
подобная легенда сегодня не
фиксируется, по сведениям
информантов установление праздника
подтверждается легендой о
нарушении женщинами запретов
пятничного дня на производство
домашних работ. Параскева в грязной
одежде будто бы сама являлась в
деревню, запрещала стирать в
пятничный день и наказала
женщинам отмечать праздник в ее
честь ежегодно в девятую пятницу по
Пасхе.

4.

К более поздним по
происхождению текстам
можно отнести рассказы о
явлении Параскевы в
сновидениях местным
женщинам, в которых
Параскева также
утверждает некоторые
запреты, такие, как запрет
прикасаться после
отправления малой нужды
к нательному кресту (надо
вымыть руки), запрет
снимать нательный крест в
бане, тем более оставлять
его там и т.п.

5.

Праздник Параскевы
Пятницы известен как
«заветный» женский день,
главными действующими
лицами которого являются
женщины, дети и больные,
причем, в качестве
последних в празднике
могли принимать участие и
мужчины. Как женский
день праздник был
противопоставлен дню
Прокопия Праведного, как
сугубо мужскому.

6.

Девятая Пятница начинала лето, считалось, что Параскева как бы
открывает летние воды и с этого дня можно купаться, а первое
воскресенье после девятой пятницы называлось Обсевным
праздником (престольный праздник д.Острово), с которого
начинали сев. Напротив, с Прокопия начиналась подготовка к
жатве, этот праздник как бы закрывал лето, а с Ильина дня уже
действовал запрет на купание. На праздник Прокопия из
соседнего с. Важгорт приезжал священник, и к его приезду возле
обетного креста в верхнем конце деревни собирались все мужчины
деревни. Священника встречали с иконой св. Прокопия – самой
большой в иконостасе часовни. Вместе с попом мужики обносили
этой иконой свои земли, освящая каждый крестьянский надел, а
затем шли в часовню на молебен. Сегодня едва ли помнят об этом
сугубо крестьянском и мужском значении дня св. Прокопия, хотя и
отмечают его как один из деревенских престольных праздников.

7.

Праздник Параскевы начинается с того, что к 9
часам утра к часовне начинают подходить
женщины. Молодые и пожилые, кто–то с ребенком
на руках, они несут с собой бидончики, банки и
прочую посуду под освященную Пятницкую воду. У
некоторых на руках иконы – возможно, домашние,
а может быть, и храмовые, взятые в дом на зимнее
хранение. Собираются дети, но нигде не видно
мужчин – праздник-то женский, заветный.

8.

К половине десятого входят в часовню. Иконы
установлены в ряд на специальных полках напротив
входа в часовню. На многих из них висят тканые
полотенца, платки, куски ткани. Женщины не спеша
зажигают свечи под иконами, причем наибольшее
количество зажженных свечей оказывается под
образами Параскевы Пятницы и Николая Чудотворца –
к ним сегодня будет обращено наибольшее количество
молитв. Как правило, часовня полностью заполняется
женщинами и детьми, в первый ряд проходят сама
староста часовни и те, кто знает и поет молитвы. В
руках у них старообрядческие лестовки (лествицы), по
которым определяют количество исполненных молитв.

9.

Около десяти часов, когда уже зажжены все свечи,
староста часовни начинает службу. В прежние годы
службу вели наставники, знавшие церковно–
славянскую грамоту и читавшие старинные
старообрядческие книги. Но традиция эта
прервалась в конце 1980-х гг., и последней
наставницей, которая вела службу по книгам, была
Сорова Лидия Константиновна (Кoстя Ледя).
После нее службу стала вести староста часовни
Дарья Кирилловна Яковлева (Кирша Даро),
которая вела уже службу по тетради, где были
записаны молитвы святым.

10.

Так что служба сегодня, уже при старосте часовни
Капитолине Кирилловне Калининой, представляет
собой простое пение молитв каждому из чинов
небесной иерархии, представленных на иконах
часовни. В последнюю очередь исполняются
молитвы Параскеве Пятнице: «Святая Пякнича
Парасковья, моли Бога о нас!..», и на этом
часовенная часть службы завершается.

11.

. Женщины выносят иконы и становятся так, чтобы
иконы образовали определенную иерархию:
первая – икона Спаса, Воскресения Христова, затем
икона Богородицы, Прокопия, а за ней уже икона
Параскевы Пятницы и дальше все остальные.
Наиболее авторитетными считаются образа
Параскевы и Прокопия, поэтому их стараются
нести по очереди.

12.

Даже в суровые сталинские годы, когда православные праздники
вообще оказались под запретом и участие в них для молодых
колхозниц было предприятием, мягко говоря, небезопасным, они
старались хотя бы по очереди тайком пронести к воде икону
Параскевы Пятницы. Пожилая женщина рассказывала, как это
происходило в конце 1930-х гг.: «Я пальто одела и под ним несла
образ, так мы и пронесли его вчетвером. Я будто бы к амбарам
только и ходила, а сама сбегала к воде с образом и обратно
вернулась. Бежала, думала – душа из груди изойдет, чтоб только
не арестовали. Стахановка, арестуют ведь, раньше ведь так и
было. После мне и говорят: «Ты, Остапова, носила образ,
Параскеву Пятницу». А я отвечаю: «Я не знаю, кто образ носил, у
меня его нет, если бы нашли его у меня – другое дело. А так
арестовывать меня не за что» . Даже и сегодня сквозь
незатейливую браваду рассказа слышен страх этой женщины
перед силами, препятствующими привычному, завещанному
предками духовному деланию.

13.

Иконы несут через все село по направлению к верхнему
концу (катыд пом). Женщины, несущие икону св.
Прокопия, самую большую в иконостасе часовни,
меняются часто, но не только из-за естественного
желания помочь, а еще и потому что считается, будто
тем, кто нес ее на празднике Параскевы Пятницы Бог
списывает семь грехов. Дети идут впереди процессии,
нередко тоже с иконами в руках, грудных же детей
женщины несут на руках. Шествие проходит по
пойменному лугу к озеру Кoдж ты (старица р.Вашки) и
дальше по мосткам через озеро и болото на сухой берег
речки Керъю, где установлен деревянный обетный
крест

14.

Иконы ставят к кресту, часть женщин становится
на моление, а другие спускаются к воде и
совершают омовение икон. Каждую икону по
отдельности окунают в воду и моют глухариными
крыльями. Вымытые таким образом иконы
поднимают на берег и снова ставят к кресту. При
этом исполняются молитвы в честь каждого из
святых. Последней в воду окунают икону св.
Параскевы, и с этого момента вода в реке как бы
становится святой.

15.

. К воде подводят и моют больных, детей, набирают
воду в принесенную посуду. Особенно целительной
считается вода, набранная прямо с иконы Параскевы
Пятницы, поэтому сам образ долго держат в воде,
каждый раз подводя к ней детей и умывая их иконной
водой. Некоторые женщины полностью окунаются в
воду, а если погода не позволяет совершить купание, то
многие просто заходят в воду и, подняв подолы юбок,
приседают в воду. Образ Пятницы как бы «открывает»
воду, и с этого момента на Вашке разрешено купаться в
реках и озерах. Примечательно, что «закрывает» воду, и
в целом купальный сезон праздник св. Прокопия
праведного, как известно, дублирующий Ильин день.

16.

Наконец, все иконы вымыты и установлены возле
креста, сюда же поставлена набранная в бидоны и в
бутыли Пятницкая вода. Женщины становятся в
полукруг к кресту и продолжают моление уже все
вместе. Моление продолжается теперь уже недолго,
женщины берут иконы и возвращаются в часовню.
Иконы ставят на свои места, покрывают их
полотенцами, платками, как прежними, так и вновь
принесенными. Затем все становятся на отходную
молитву, и после ее завершения расходятся по домам.
По обычаю, служба Параскеве Пятнице завершается в
полдень, и в прежние годы вторая половина дня
считалась рабочей.

17.

18.

. 10 ноября в России
отмечают день Святой
Параскевы Пятницы покровительницы
рукодельниц. По
средневековому — «бабья
святая»!
Святая Параскева
Пятница на Руси
почиталась как женская
заступница,
покровительница
рукодельниц.

19.

Кукла «Параскева-
Пятница» считается
берегиней женских
ремёсел.

Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Пётр Иевлев., 
24 ноября 2011

Часовня Параскевы Пятницы — древнейшее культовое сооружение Коми края. Построена между 1757 и 1762 гг на месте сгоревшей часовни Прокопия Устюжского.

Статью добавил(а): А.Токарев, 
28 декабря 2013

Деревня Кривое. Часовня Параскевы Пятницы в д. Кривое Удорского района. Начиная с 1989 года, Министерство культуры РК в лице Научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры (ныне Дирекция по охране памятников истории и культуры) приступает к реставрации объекта. Одним из ценнейших памятников народной архитектуры является часовня Параскевы Пятницы в деревне Кривое Удорского района. Это единственный деревянный храм XVIII века, сохранившийся до наших дней почти без искажений.

Приземистая, казалось бы, безыскусная деревенская часовенка не лишена своеобразного обаяния, которое придают ей восьмериково-шатровое завершение храма и малютка-звонница. С любовью возведенная местными жителями, сбереженная ими в эпоху гонений на церковь, часовня Параскевы Пятницы долгое время была единственным храмом на Удоре, где в советское время теплились церковные свечи и творилась молитва. Усилиями богомольных женщин, на их скудные средства часовню неоднократно «ремонтировали»: то заезжие шабашники кое-как заменят полы, то местные мужики подлатают кровлю. Но эти временные меры не могли предотвратить неминуемого разрушения здания. Требовалось проведение целого комплекса ремонтно-восстановительных работ.

Проект реставрации Пятницкой часовни, составленный московскими специалистами еще в конце 1970-х годов, лишь спустя 20 лет дождался своего часа. Распоряжением Главы Республики Министерству культуры были выделены небольшие средства на первый этап реставрационных работ, который был осуществлен летом 1999 года: здание установлено на новый фундамент, полностью заменено несколько рядов обвязки нижних венцов (за счет этого храм сразу же избавился от приземистости, «постройнел», вырос), внутри часовни настелены полы. К сожалению, венцы колоколенки не выдержали напора времени были настолько ветхи, что пришлось ее разобрать и рубить копию. И хотя работ предстоит еще много — заменить обветшавшую кровлю и шатер, отремонтирован восьмерик храма и завершить ярус звона колокольни — уже сегодня без опаски можно проводить службы.

cbs-sykt.ru

Статью добавил(а): А.Токарев, 
29 декабря 2013

Часовня во имя мученицы Параскевы, нареченной Пятницей. Это самая старая часовня в Республике Коми, сохранившаяся до наших дней. Полное наименование памятника: Часовня во имя мученицы Параскевы, нареченной Пятницей. Исторические сведения. Первое упоминание о часовне в д. Кривое относится к 1646 году, когда в Переписной книге Яренского уезда отмечено существование на погосте Кривой Наволок часовни в честь св. Прокопия Праведного. Эта часовня простояла около века и сгорела в середине XVIII века. Новый храм был построен во второй половине того же века, о чем свидетельствует монета 1757 г., обнаруженная в ходе натурных исследований памятника в истлевшем окладном венце часовни. Вновь отсроенная часовня была посвящена святой Параскеве Пятнице. Более чем через сто лет — в 1889 г. жители деревни после неоднократных ходатайств получают разрешение епархиального начальства на ее ремонт с одновременной пристройкой к храму маленькой звонницы. Часовня, приписанная к Важгортскому Воскресенскому приходу, была закрыта в 1930 г. и передана под хозяйственные нужды образованного в деревне колхоза. К 1976 году освобожденное от склада здание за счет средств верующих было частично отремонтировано (сменена кровля и обит жестью обветшавший крест) и в часовне возобновились службы.

Проект реставрации здания (автор — архитектор Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината Минкультуры СССР И.Шургин) был подготовлен в том же 1976 г., однако реставрационные работы начались лишь 24 года спустя, вследствие чего некоторые проектные решенияустарели. В частности, из-за крайней ветхости звонницы ее решено было демонтировать и воссоздать по старому образцу из нового материала. Работы по реставрации часовни выполняются сотрудниками Коми республиканской государственной дирекции по охране и использованию памятников истории и культуры. К настоящему времени ими завершено воссоздание фундаментов и сруба храма, полностью сменены истлевшие полы часовни, заново срублена ее звонница. Общая оценка художественной значимости памятника: древнейший памятник культового деревянного народного зодчества на территории Республик Коми. Материал предоставлен Дирекцией по охране и использованию недвижимых памятников истории и культуры.

Киселева М. Пятницкая часовня / М. Киселева // Культинформ. – 2004. — №2.- С.75

http://www.cbs-sykt.ru/content/103/sviatini%20zemli%20komi.pdf

Статью добавил(а): Елена Григорьева, 
21 июля 2021

Первое упоминание о часовне в Кривом Наволоке (Кривое) приходится в переписной книге 1646 г., когда здесь была часовня Святого Прокопия Праведного. Простояла она многие годы и сгорела в XVIII в. Селяне своими силами построили новый храм, посвятив её святой Параскеве Пятнице.

По преданию, в часовне хранилась Чудотворная икона Святой Пятницы Параскевой Нареченной (ныне утраченная икона заменена работой современных иконописцев). Возведённая без единого гвоздя, вот уже третье столетие самая старая часовня Республики Коми несёт свои кресты и образы сквозь время.

Немало испытаний досталось и самому зданию часовни. В 1930-е и последующие годы XX в. не раз пытались уничтожить её, но местные жители сумели отстоять свою часовню.

Более 30 лет мирской наставницей и старостой часовни была Дарья Кирилловна Яковлева (1914-1998 г.г.).

Летом 1999 г. бригада из 5 человек за счёт средств республиканского правительства завершила ремонтные работы по восстановлению часовни. На стене обновлённого храма закреплена табличка с надписью: «Памятник архитектуры. Охраняется государством».

«Туристическая Удора»

Ваш комментарий будет первым.

Есть такая деревня- Кривой Наволок в Удорском районе Республики Коми. А прославилась она тем, что тут сохранился обычай- «стирать» или «мыть» иконы в речке Кер-ю, которая впадает в Вашку. Происходит ето всё, на праздник Параскевы Пятницы, девятая пятница после Пасхи, называется тут- «Заветным днём больных» (коми- Заветной лун висьысьяслӧн).После молебна в часовне, проводят крестный ход к поклонному Кресту на речке Кер-ю, где тетки и девчонки омывают храмовые и домашние иконы в водах, освящённых иконой Параскевы Пятницы. Вода считается святой (и целебной) в течение трёх дней после праздника.

Само-собой етот обычай- отголосок языческих традиций коми-зырян.
Фото Геннадия Михеева

Изначально, тут проживали староверы- Филлиповского толка (самое радикальное согласие безпоповства, сейчас ни кого не осталось) Главным наставником был местный уроженец Петр Бозов, местные староверы стали именоваться “бозовыми”…

Филлиповцы- откололись от Феодосеевцев (http://mu-pankratov.livejournal.com/245215.html) не признавая ни какого сотрудничества с властями… и в самом деле, если практикуешь доктрину безпоповства и в Мире воцарился антихрист, то какое может быть сотрудничество? )))
Позже, тут основался большой «куст» бегунов-странников, но 1938 году, НКВДэшники всех изловили и разорили все скиты в лесах.
Нынешние жители деревни, приписывают себя- как бы к староверам… но как я понял- какое согласие не знает ни кто, на службу иногда приезжает даже никонианский поп…и кроме языческих традиций, всё утрачено. В нашей среде называют- «одичавшие староверы».

Часовня Параскевы-Пятницы, построена в начале 18 века, при впадении в Вашку реки Кер-ю (что с коми переводится как “бревно-вода”).

комментарий автора фото: На Вашке царит матриархат. Все главы сельских поселений, руководитель единственного на всю Вашку сельхозпредприятия — представительницы слабого пола. Впрочем “слабыми” их не назовешь. Женщины здесь всегда были активны, независимы, а мужики наоборот слишком подчинены власти спиртного, которое отнимает не только волю, но и разум.

В празднике Параскева-Пятница, переплелись християнские и языческие традиции. В разных местах, праздновался в разное время, но везде ето -«женский праздник».В эти дни не пряли, не стирали и не пахали, чтобы не запылить Параскеву и не засорить ей глаза. Считалось, что в случае нарушения запрета она могла наслать болезни. Осуждению подобных суеверий посвящено одно из постановлений Стоглавого собора (1551):
«…Да по погостам и по селом ходят лживые пророки, мужики и женки, и девки, и старые бабы, наги и босы, и волосы стростив и распустя, трясутся и убиваются. А сказывают, что им являются святае Пятница и святая Анастасия и велят им заповедати хрестияном каноны завечати. Они же заповедают крестьяном в среду и в пятницу ручного дела не делати, и женам не прясти, и платья не мыти, и каменья не разжигати.»

Службу как я понял, ведут сами бабушки, читают Псалтырь, каноны… но по каким книгам? не ведаю… но пишут что по старообрядческим .

Старые иконы, почти не сохранились (дельцы везде успели), несколько «застиранных» осталось, остальные же — новодел. Мало того новодел, так ведь Китайские «наклейки»(бумага на фанерках)… видно и Матронушки и Серафимушки уже стоят… наверное и «Романовы-искупители» появились -(((.

Опосля, народ- крестным ходом, выдвигается к поклонному Кресту.

Комментарий автора фото: Кстати святая Параскева (в Кривом ее называют “Параскевьей”) издревле почитается покровительницей женщин и женского труда. Параскева отвечает за семейное благополучие и сурово наказывает за нарушение обычая пятницы: в этот день женщине не дозволяется работать. Но зато в пятницу женщина на Вашке отдыхает. Если женщина бесплодна или у нее умирают дети, считается, она наказана Параскевой за какой-то грех. Его можно отмолить в день Параскевы-Пятницы, совершив паломничество в Кривое и поучаствовав в обряде Омовения. Часовня Великомученицы Параскевы находится в ведении женщин, и праздник Омовения — исключительно женский праздник. Мужчинам не доверяют нести даже иконы. Впрочем мужики частенько проявляют и свой характер, который из-за задиристости часто доводит до драк. Еще в относительно недавнее время здесь отмечался и мужской праздник, “Прокопий Праведный”, в который с крестным ходом с иконой святого Прокопия ходили исключительно представители сильной половины. Но, видимо из-за того, что сила оной половиной была несколько утеряна, действо отменили. К тому же странным образом пропала икона Прокопия Праведного — самая большая из “мытых” икон.

“Мытых” икон, было гораздо больше, причем, несмотря на то, что на древних досках лишь местами остались куски краски и левкаса, женщины прекрасно знают, где Спаситель, где Богородица, а где Параскева. Нынешняя смотрительница часовни Капитолина Михайловна Калинина — женщина простая и слабо разбирающаяся в ценностях. Однажды, года два назад в Кривое приехали некие “дельцы”. Они нашли смотрительницу и сказали: “Бабушка, зачем вас старые иконы? Мы возьмем их на реставрацию…” Поскольку в Кривое вообще редко кто заезжает из чужих, “реставраторам” поверили. Взамен они оставили бумажные …

Среди новодельных икон есть написанные умельцем из Важгорта — В. Яковлевым, по прозвищу “Репин”. Они примитивны, написаны не по канону, тем не менее старухи уважают и эти неказистые образы.

“Стирка” икон занимает совсем немного времени, все-таки их стараются беречь, хотя в сущности и беречь-то в нескольких сохранившихся раритетах (из тех, что не взяли на “реставрацию”) нечего. Но ведь иконный ряд постоянно обновляется и в воду попадает ко всему прочему и подновленная Параскева-Пятница. Лик этой святой, как главной виновницы торжества, опускается в воду последней. После обряда омовения в воду дозволяется войти всем лицам женского пола. Одновременно освященной водой наполняются разномастные емкости, которые паломники предусмотрительно берут с собой. После этого у обетного креста совершается молебен и иконы отправляются по месту постоянной “прописки” — в часовню Великомученицы Параскевы.

В деревне же, мужики, ждут застолья… если верить очевидцам, то напиваются в усмерть.

Позже у деревенского клуба силами работников культуры организуется концерт, обычно заканчивающийся застольем. На столе блюда, приготовленные местными женщинами дома. Ну, и, конечно, сур — национальный напиток коми (что-то типа слегка хмельного кваса).

фото из газеты «Труд».

Зырянские Параскевы.)))

Низкий поклон за замечательные фото Геннадию Михееву.

невеста…

…и жених. )))

а родителям- весело!

Like this post? Please share to your friends:
  • Праздник святой параскевы когда празднуют
  • Праздник святой ольги открытки
  • Праздник святой ники
  • Праздник святой натальи когда празднуется
  • Праздник святой наталии какого числа