Праздник Святой Троицы – это одно из интереснейших и, пожалуй, самых необычных церковных торжеств. Он, как и Пасха, тоже всегда отмечается в воскресенье – а именно спустя 50 дней после этого дня (Пресвятая Троица еще именуется Пятидесятница).
Когда отмечают Троицу в ближайшие годы? — 4 июня 2023 года, 23 июня 2024 года, 8 июня 2025 года.
При этом в большинстве своем мы гораздо больше знаем о Светлом Воскресении или о Рождестве, чем о дне Пресвятой Троицы. Вот почему интересно будет разобраться, что это за праздник, почему он имеет несколько названий, и каков священный смысл этой даты. А самое главное – как же правильно отмечать Великую Троицу?
Праздник Троица в православии: значение и названия
Прежде всего, разберемся с названиями. Есть простые случаи, когда все понятно: Рождество – это Рождество, а Пасха – это Пасха (или Светлое Воскресение Христово). А вот с Троицей дело обстоит немного по-другому – праздник имеет сразу несколько названий:
- День Троицы (День Святой или Пресвятой Троицы, Троицын день) – т.е. праздник в честь триединого Бога: Отца, Сына и Святого Духа.
- Пятидесятница – это слово имеет точно такое же значение. Просто оно напоминает нам о том, что сошествие Духа произошло на 50 день после Пасхи. Поэтому и празднование всегда выпадает также на воскресенье: 4 июня 2023 и т.д.
- Духов день, или день Святого Духа – этим названием подчеркивается ключевое событие, в честь которого и отмечается праздник.
Все эти названия праздника Троицы можно встретить в различных источниках – например, в Википедии, православных журналах и других. К слову сказать, Духов день выпадает на понедельник, а сама Пятидесятница – на воскресенье.
Но при этом что означают три дня Троицы? Они символизируют один и тот же праздник, просто отмечается он три дня.
Святая Троица: что за праздник
Итак, в чем же смысл этого интересного праздника? Почему он считается одним из великих христианских торжеств наряду с Пасхой, Рождеством, Крещением и другими знаменательными датами? Ответы на эти вопросы можно получить, если кое-что узнать о тех событиях двухтысячелетней давности, которые и положили добрую традицию отмечать эту дату.
История праздника Троицы восходит ко временам последних дней жизни Иисуса на земле. Незадолго до своей кончины он пообещал, что ровно через 50 дней после этого Бог пошлет Утешителя, который будет незримо помогать всем его последователям.
И действительно, по прошествии 40 дней Спаситель вознесся на небо, а еще спустя декаду ученики Христа собрались вместе в одном из домов Иерусалима. И в этот момент в небе послышался очень сильный шум, как будто ураганный ветер пронесся над городом.
Оказалось, что это были не потоки воздуха, а чудесное событие: в тот же момент над головами учеников-апостолов зажглись язычки пламени. Люди начали говорить на всех языках и наречиях, которые использовались в те времена местными народами. Затем святые апостолы-последователи Христа стали учить людей, проповедуя им спасение и Божью любовь.
Однако что значит праздник Троицы для нас – людей, живущих в новое время, 2000 лет спустя? Оказывается, что актуальность тех событий сохранилась в первозданном виде, потому что сошествие Святого Духа имеет прямое отношение ко всем жителям планеты.
Его приход на землю означает наступление благодатного времени, когда мы имеем прямую связь с небесными силами. Каждый человек сегодня может просто помолиться, попросить прощения и получить его.
А в былые времена для этого совершались сложные обряды, приносились жертвоприношения, разжигались костры. Словом, прощение приобреталось весьма дорогой ценой. Теперь же связь со Всевышним налажена так, что к нему может обратиться любой из нас.
Получается, что Дух Святой – это своеобразный канал связи между человеком и Богом. Более того – он и есть сам Бог, его третье лицо. Поэтому православный праздник Троицы символизирует Триединого Господа, который раскрылся во всей своей полноте.
ПОЧЕМУ СВЯТОЙ ДУХ – УТЕШИТЕЛЬ?
Отмотаем события на 20 веков назад и представим такую картину. Господь умер, но воскрес. Радости верующих нет предела – ведь даже сегодня отголоски этого события отдаются радостной волной в сердцах миллиардов верующих, когда они произносят: «Христос воскрес! Воистину воскрес!» А что случилось после?
Спаситель ушел на небо, как и полагается, на 40 день. Наверное, у многих людей на сердце появилось такое чувство, что они будто осиротели или потеряли правое крыло. Но вот – прошло всего 10 суток, и на землю сошел Святой Дух.
Получается, что с тех пор и до сегодняшнего дня сам Бог незримо находится рядом с нами, и в любое мгновение мы можем обратиться за его помощью. Именно для этой цели и был послан Утешитель на нашу планету.
Как православные празднуют Пресвятую Троицу
Среди церковных праздников День Святой Троицы – это, пожалуй, самое красивое мероприятие года. Священники облачаются в зеленые одежды, храмы и иконы Святой Троицы украшаются ветвями березы, полевыми цветами, листьями. Пол в храмах устилается свежей травой.
Зеленый тон служит символом животворящей веры, возрождения природы после долгой зимы, но самое главное – освобождением человеческой души от греха.
Вот почему в этот день принято освящать березовые ветви (березка ведь – это настоящий символ России) и приносить их в дом. Поверье гласит, что этот своеобразный букетик принесет удачу на весь год, если его сохранить до следующей Троицы.
Зеленые ветки других растений — дуба, липы, клена и рябины также используют, чтобы украсить жилище на Троицу. Они призваны оберегать дом от злых духов. Из луговых трав берут васильки, любисток, чабрец, папоротник, мяту, мелису, лопух, плетут из них венки и вешают на дверь, составляют букеты, которые ставят на стол или возле икон.
Накануне в Великую Троицкую субботу служится всенощное бдение. В день праздника Святой Троицы читается Евангелие от Иоанна, совершается праздничная литургия.
Третий день Троицы называется днем Святого Духа. В этот день в церквях принято освящать воду. Люди берут траву и ветки, которыми украшались храмы, и приносят домой. Засушивают их и хранят весь год – они оберегают дом от болезней и бед. Целители рекомендуют собирать в этот день травы — считается, что природа наделяет их особыми чудодейственными свойствами.
Священники не рекомендуют в эти праздничные дни заниматься тяжелой физической работой, посещать кладбище, планировать какие-то глобальные дела (например, уборка дома, работа на даче, крупные покупки и т.п.). Лучше всего найти время для праздничных богослужений — сходить в храм на службу, посетить литургию в честь Пресвятой Троицы, проникнуться духом светлых молитв, настроиться на праздничную волну.
А остаток дня можно провести со своими близкими, помочь родным, навестить старых друзей. Поста в праздник Святой Пятидесятницы нет, поэтому праздничный стол предполагается богатый и обильный, с разнообразными мясными блюдами, пирогами, свежей зеленью.
Также после праздничного обеда устраиваются традиционные народные гулянья — люди стремятся на природу, где совершают обрядовые танцы, поют песни, разжигают костры. А еще можно в такой праздник загадать самое заветное желание – если настроиться на исполнение мечты, она непременно сбудется.
Итак, что это такое – праздник Великая Троица? Это день сошествия Духа Святого, когда Бог проявился во всех трех лицах и явил себя как триединый Всевышний.
А еще это день возрождения человеческой души, когда она может получить бесценный дар спасения, просто раскаявшись в своих прегрешениях и доверив все переживания Господу. Такая вот она – светлая Пресвятая Троица.
День Святой Троицы: что за праздник и как его отмечать
Троицу в 2022 году празднуют в начале лета: православные — 12 июня, у католиков праздник приходится на 5 июня.
Официально праздник был введен в церковный календарь в четвертом веке. Если углубиться в историю, то праздник Троица был утвержден на Вселенском соборе в Константинополе одновременно с принятием догмы о том, что все Божеские лица единосущны. Событие сопряжено с библейскими писаниями. В соответствии с ними, Иисус предвещал сошествие Святого Духа, что и произошло на 50 день после распятия. Святой Дух спустился к апостолам, непрерывно молящимся в горнице со дня Воскресения Христова. Им было дано священное знание, они научились исцелять и стали проповедовать о жизни Господа.
Праздник входит в число 12 самых важных православных праздников и символизирует единство и равенство Святого Духа, Бога-Отца и Бога-Сына. Празднуется он три дня и дает возможность каждому верующему человеку спасти свою бессмертную душу.
Почему Троицу называют Пятидесятницей?
Праздник не привязан к конкретной дате, он отмечается на 50 день после Пасхи. Отсюда и название Пятидесятница. Он всегда приходится на воскресенье и начинается с утренней молитвы. Прихожане в церкви совершают коленопреклоненную молитву, освящают веточки березы и после уносят их домой (они выступают в качестве оберега жилища). То есть Пятидесятница в православии – иное название праздника Троица.
Что такое Пятидесятница в православии?
Это важный день в православном календаре, и еще он считается днем рождения церкви. Поэтому он несет в себе двойной смысл и занимает такое важное место в сердцах верующих.
Ввел традицию отмечать эту дату и почитать Святую Троицу преподобный Сергий Радонежский.
Как отмечают Троицу православные?
У католиков и православных несколько различаются обычаи празднования Пятидесятницы.
Православные отмечают ее три дня (начиная с пятницы). Храмы украшают веточками деревьев (исключение – осина), духовенство меняет облачения на одежду зеленого цвета (это символизирует вечную жизнь). В субботу проводят всенощное бдение, а в воскресенье посещают церковь, приглашают близких на обед. Накануне в домах наводят порядок, пекут хлеб, вспоминают покойных родственников. После воскресной службы, как правило, устраивают посиделки дома, уличные гуляния.
Как празднуют Троицу в России?
Так как в нашей стране достаточно большой процент православных, данный праздник носит массовый характер. В каждой 5-6 семье в России праздник Троица отмечают по всем традициям и обычаям. Накрывают на стол, приглашают близких, проводят гуляния в полях и лесах (если позволяет погода), гадают, плетут венки, собирают целительные травы. Религиозный праздник включает проведение Божественной литургии и Великой вечерни.
Следует иметь в виду, что есть церковные каноны, а есть обычаи и обряды, которые не имеют отношения к православию. Но они настолько прочно вошли в жизнь и привычный уклад славян, что для многих отождествляются с Троицей. Церковь не осуждает отклонение от религиозных догм, при этом советует всё же придерживаться традиционного подхода к празднованию.
Народные приметы и обычаи
Основные приметы и обычаи Троицы:
-
Поцелуй влюбленных под березой – быть свадьбе.
-
Если пойдет дождь, ожидается осенью много грибов (эта примета дает возможность грибникам предугадать будущий урожай).
-
По обычаю, многие устраивали сватовство. Именно сватовство, саму свадьбу в праздник не играют.
-
В этот день поют песни и водят хороводы в кругу близких друзей и родственников. В деревнях эта традиция соблюдается в большей мере, чем в городах.
-
Прежде чем отмечать день святой Троицы, многие украшают жилище веточками березы. А также наряжают сами березы: вешают ленточки, цветы, угощения.
-
Если утром будет роса на траве, можно ожидать ранних заморозков.
-
Если на небе не будет облаков, это сулит ненастное лето.
-
Хороший знак – появление радуги. Это сулит здоровье и благополучие.
Как гадать в день Троицы?
Некоторые обряды, которые девушки проводят в Святой церковный день, церковь не приветствует. В частности, это касается девичьих гаданий. Но они испокон веков проводились на Руси на Троицын день, поэтому даже служители смиренно к ним относятся, не ставя жесткого запрета. Исключение – гадания с использованием крови, волос, ногтей, с нотами «бесовщины» (к примеру, если нужно сооружать соломенные куклы, применяются фотографии людей и др.).
Гадания:
-
Девушки собирали зверобой, выкручивали его, произнося имя любимого человека. Если шел красный сок, то любовь будет взаимной. Если прозрачный – мужчина не испытывает чувств к девушке.
-
Пускание по реке плетеных венков. Та, чей венок проплывет дольше, выйдет раньше всех замуж.
-
«Скажи кукушка». Девушки ходили в лес и кликали кукушку. Сколько она кукует, столько лет еще томиться в отчем доме.
Считается, что эти гадания не имеют под собой никаких «черных» смыслов: их можно проводить не только на Троицу, но и в другие православные праздники, предполагающие уличные гуляния.
Что готовят и едят на Троицу?
Что готовить на стол в святую Троицу? Верующие, согласно обычаям и традициям, собираются узким семейным кругом за домашним столом и проводят время за разговорами.
Праздник должен проходить скромно, блюда должны быть легкими. Можно включить в праздничный обед овощи, фрукты, диетическую рыбу, нежирное мясо, блинчики с начинками, пироги с зеленью, творожные блюда. Разрешается выпить бокал красного или белого вина.
Что нельзя делать в Троицу?
Итак, мы с вами разобрались с тем, что нужно делать в Троицын день. А что нельзя делать в этот праздник?
Основные моменты:
-
Не стоит посещать кладбище. Для памятных мероприятий предусмотрена Троицкая родительская суббота, она отмечена в календаре перед Троицей.
-
Не стоит проводить земельные работы и заниматься сельским хозяйством. Считается, что земля «отдыхает» в этот период (допускается покос травы).
-
Не рекомендуется купание в природных водоемах. Согласно поверьям русалки в период праздника зазывают к себе молодых ребят, в связи с этим повышаются риски утопления и других чрезвычайных ситуаций на воде.
-
Не стоит ссориться с близкими, провоцировать конфликты с окружающими.
Не стоит бурно праздновать Пятидесятницу, предаваться пьянству и обжорству, затевать громкие вечеринки.
- Названия праздника
- Еврейская Пятидесятница
- Что произошло в Иерусалиме?
- Мессианское Царство или Церковь Христова?
- Окончательное прозрение апостолов
- История христианского праздника Пятидестяница
- Как Пятидесятница стала днем Святой Троицы?
- Пятидесятница: особенности праздничного богослужения.
Названия праздника
Христианская Пятидесятница имеет свой ветхозаветный прототип — одноименный иудейский праздник Πεντηκοστή — Пятидесятница. Примечательно, что в канонических ветхозаветных книгах и традиционном иудаизме используется другое наименование — праздник Седмиц (евр. «Шавуот»), связанное с тем, что этот праздник совершали через семь седмиц после Пасхи. Привычное нам «Пятидесятница» употребляется только в грекоязычной иудейской литературе: неканонических книгах (Тов.2:1; 2Мак.12:32), трудах Иосифа Флавия и в Новом Завете (Деян.2:1,20:16; 1Кор.16:8). И библейское, и церковное наименование имеют одинаковое объяснение: праздник получил такое название вследствие того, что всегда приходился на 50-й день после празднования Пасхи. Содержанием Пятидесятницы является воспоминание сошествия Святого Духа на апостолов и таинственное рождение в этот день Церкви Христовой. Кроме этого, христианский праздник имеет еще одно название — День Святой Троицы. Это наименование возникло на достаточно позднем этапе развития праздника (примерно с XIV в.) и связано с тем, что к воспоминанию исторического события — сошествия Святого Духа на апостолов — добавляется еще один аспект — прославление Триединого Божества.
Еврейская Пятидесятница
В Древнем Израиле это был земледельческий праздник, который совпадал по времени с началом жатвы нового урожая пшеницы. В день Пятидесятницы в жертву Богу приносили «начатки» нового урожая.
Почему сошествие Святого Духа промыслом Божиим приурочено к дню Пятидесятницы? Довольно часто в богословской литературе встречается такое объяснение: ветхозаветная Пятидесятница была воспоминанием дарования закона на Синае; поэтому как тогда началась история Израиля как народа Божия, жизнь которого регламентировал письменный закон, так и теперь полагается основание Церкви Божией, в которой вместо ветхого закона действует благодать Духа. В результате как Пасха христианская упразднила Пасху ветхую, аналогично этому новозаветная Пятидесятница заменила собой Пятидесятницу ветхозаветную. Это объяснение столь популярно, что его повторяют в разных вариациях и литургисты, и библеисты.
Между тем оно является в корне ошибочным и надуманным. Это замечает и проф. М.Н. Скабалланович, и выражает удивление: «Странно, что нет нигде упоминания, чтобы этот праздник, падавший как раз на день Синайского законодательства, посвящен был этому столь важному событию, положившему начало ветхозаветной Церкви, теократии и заключавшему столько параллелизма с воспоминанием христианской Пятидесятницы». Естественным разрешением этого недоумения как раз и является вывод, что в апостольское время праздник Седмиц имел исключительно земледельческий характер и не был воспоминанием о заключении Синайского завета.
В апостольское время в иудействе праздник Седмиц никак не был связан с дарованием Закона. Да, в Исх.19:1 говорится, что заключение Завета на Синае случилось в начале третьего месяца (примерно в это же время впоследствии и стали праздновать Пятидесятницу), однако нигде не названа точная дата события, так что нет оснований говорить, что это случилось ровно на 50-й день после исхода из Египта. В то же время нигде в Пятикнижии при описании праздника Седмиц не говорится о возможной связи с Синайским Заветом. В Ветхом Завете говорится об исключительно земледельческой природе этого праздника: в этот день совершали «праздник жатвы первых плодов» (Исх.23:16) и приносили в жертву два пшеничных хлеба, испеченных из муки нового урожая (Лев.23:16-17). Так что именно в этих обрядах заключается идейная связь с новозаветной Пятидесятницей. И эта связь достаточно хорошо просматривается: праздник Седмиц был началом жатвы вещественной, а новозаветная Пятидесятница является началом жатвы духовной. Господь в Евангелии называет апостолов «делателями жатвы» (Лк.10:2), и основание Церкви означает начало проповеди христианства, которая является жатвой в духовном смысле. Именно в этом смысле и объясняет актуальность сошествия Святого Духа в праздник Седмиц святитель Иоанн Златоуст: «Что это за пятидесятница? Это — время, когда нужно было серпом срезывать жатву, когда надобно было собирать плоды. Видел образ? Смотри, в свою очередь, и на саму истину. Когда надобно было пустить в дело серп слова, когда нужно было собирать жатву,— тогда, как изощренный серп, прилетает Дух. Послушай, в самом деле, что говорит Христос: “возведите очи ваши и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже” (Ин.4:35); и еще: “жатва многа, делателей же мало” (Лк.10:2). Итак, Христос Сам первый наложил серп; Он вознес на небеса начатки плодов, восприяв наше естество; потому-то Он и называет это жатвою».
Что произошло в Иерусалиме?
После Вознесения Господа с горы Елеонской апостолы вернулись в Иерусалим. Прошло десять дней, и наступил праздник Пятидесятницы. Ученики и Богоматерь, как и повелел им Иисус Христос, – пишет евангелист Лука в своем продолжении Евангелия, – «были единодушно вместе. И вдруг раздался с неба шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и опустились по одному на каждого из них. И наполнились все Духа Святаго, и начали говорить на других языках» (Деян.2:1-4).
Нужно учесть, что в соответствии с Втор.16:16 праздник Седмиц был одним из трех дней, в которые все правоверные иудеи должны были приходить в центральное святилище (т.е. в Иерусалим). И хотя по «популярности» Пятидесятница уступала двум другим праздникам (Пасхе и празднику Кущей), все же и в этот день в Иерусалиме собиралось много паломников с разных концов земли, где проживали иудеи. Кстати, текст стиха 5-го — «В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом» — допускает двоякое толкование: или имеются в виду иудеи диаспоры, пришедшие из разных стран (но тогда следовало бы сказать «из разных стран», а не «из всякого народа»), или же представители других народов (т.е. этнические неевреи), принявшие иудейство (прозелиты, которые также упоминаются в ст. 10-м). Более вероятно первое толкование (этнические иудеи, жившие среди других народов); тот же факт, что эти иудеи говорят о своей принадлежности к другим этносам (ст. 8: «Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?»), можно истолковать в том смысле, что многие иудеи в культурно-языковом отношении почти ассимилировались с народами, среди которых жили. Кроме того, что факт говорения апостолов на языках народов свидетельствовал о принятии ими дара Божия, а пришедшие в Иерусалим иудеи промыслительно подтвердили это, само присутствие представителей других народов в день рождения Церкви знаменательно. Получается, уже в момент рождения Церкви проповедь о Христе является многоязычной и обращенной ко всем народам; это не замкнутое национально-религиозное сообщество (какой была ветхозаветная еврейская община), но христианской Церкви уже с самого ее становления присущи культурное многообразие и богатый этнический состав.
Мессианское Царство или Церковь Христова?
Настало время исполнения древних пророчеств, – обращается к собравшимся апостол Петр, – Мессианское Царство уже основано, а Иисус из Назарета, распятый «руками беззаконных», воскрес. Именно Он, отвергнутый ослепленной националистическим безумием толпой, и есть обетованный Мессия, – цель и смысл всей ветхозаветной истории ожидания. Дух Божий, излившийся в мир, просветит разум каждого, желающего стать «гражданином» Его Царства. Для этого нужно лишь покаяться и принять крещение «во имя Иисуса Христа», получив при этом «дар Святого Духа» (2:38).
Это Мессианское Царство, смысл которого стал понятен самим апостолам лишь в эти минуты, отныне пребывает в мире в образе Церкви Христовой. Само же слово «Церковь» (по гречески – Экклесиа) означает «Собрание», а чудо понимания апостольской проповеди является знамением ее вселенского призвания, так как слушатели происходят из всей Вселенной (Ойкумены, или Экумены), как называли тогда Римскую империю. Трагическое разделение народов, происшедшее некогда у Вавилонской башни, приходит к концу: Бог «всех призвал к единству», – как поется в кондаке праздника. Прочтем его еще раз (слова в квадратных скобках даны для пояснения).
«Когда сошел Всевышний и смешал языки
[в Вавилонском столпотворении],
то этим Он разделил народы.
Когда же Он раздал огненные языки [в день Пятидесятницы],
то всех призвал к единству;
и мы единогласно славим Всесвятого Духа».
«Когда люди солидарны в дерзновенном зле, они теряют дар коммуникации, дар взаимного понимания. Но этот дар восстанавливается ради истины. Языки символического, духовного огня над головами апостолов означают, что языковые и этнические барьеры прорваны: Истина идет к человеку не как к «эллину», «иудею» или «скифу», но именно как к человеку» (Рашковский Е. «С высоты Востока…», с. 60).
Сила проповеди апостола Петра была ни с чем не сравнима: около трех тысяч человек приняли крещение в день Пятидесятницы. Так родилась Новозаветная Церковь.
Окончательное прозрение апостолов
Что же произошло с учениками Христа? Историки не могут дать на это ответа. Бесспорным является лишь то, что в этот день они наконец стали истинными апостолами («посланниками»). В страхе бежавшие из Гефсимании, а в день Вознесения надеявшиеся на воссоздание земного Израильского царства, они обращаются теперь ко всему миру. Мир будет преследовать их, сажать в тюрьмы, бросать на арены Колизея в лапы диких зверей, – но окажется бессильным перед таинственным Даром, полученным в Пятидесятницу. Пройдет три века, и горделивые римские императоры, именовавшиеся «спасителями отечества» и причислявшиеся Сенатом к «сонму богов», признают себя скромными подданными Царства Галилейского Учителя.
История христианского праздника Пятидестяница
Пятидесятница — самый древний из двунадесятых праздников (Пасха в число двунадесятых праздников не входит). Свидетельства о праздновании Пятидесятницы встречаются в трудах учителей Церкви II–III веков: святителя Иринея Лионского, Тертуллиана и Оригена. При этом в сочинениях указанных авторов Пятидесятница упоминается в двух значениях: как собственно праздник и как 50-дневный послепасхальный период (не всегда эти два понятия удается четко разграничить). Святитель Ириней говорит о Пятидесятнице как дне, в который наряду с Пасхой и воскресеньем запрещаются коленопреклонения. Тертуллиан чаще употребляет термин Пятидесятница в значении периода, но однажды говорит: Пасха и Пятидесятница «одни и есть собственно праздничные дни». Ориген также явно называет Пятидесятницу праздником, ставя ее в один ряд с воскресеньем, пятницей и Пасхой. Следовательно, Пятидесятница возникает как отдельный праздник в конце II века, а в III веке уже вместе с Пасхой и воскресным днем составляет совокупность праздничных дней христианской Церкви.
В IV веке Пятидесятница уже приобретает высочайший статус и торжественное богослужение во всех христианских Поместных Церквах. Историк Евсевий Кесарийский называет Пятидесятницу «великим праздником» и «праздником праздников». Святитель Иоанн Златоуст вспоминает ветхозаветное предписание о трех главных праздниках, когда «весь мужеский пол должен являться пред лице Господа» (Втор.16:16), и говорит о том, что христианские праздники Богоявление, Пасха и Пятидесятница имеют аналогичный статус в Церкви.
В «Постановлениях апостольских» сказано: «Отпраздновав Пятидесятницу, празднуйте одну седмицу»; это значит, что в конце IV века уже возникает традиция праздновать седмицу после Пятидесятницы, то есть появляется период попразднства в зачаточном виде.
Древнейшее описание богослужения Пятидесятницы дается в «Паломничестве» Эгерии, которая описывает иерусалимскую традицию IV века. Служба Пятидесятницы отличалась особой торжественностью и по своей природе была наиболее ярким представителем стационального богослужения (стациональное богослужение – буквально «богослужение с остановками» (от лат. statio — “остановка”); в таком богослужении отдельные его части совершались в разных частях города, а переход между ними совершался в формате богослужебного шествия). Само богослужение состояло из шести частей (последований), начиналось оно рано утром, затем с перерывами совершалось в разных местах города и заканчивалось к полуночи. Из интересных особенностей можно отметить чтение евангельского зачала о вознесении Господа, из чего делается вывод, что в конце IV века в Иерусалиме Вознесение Господне еще праздновали вместе с Пятидесятницей.
В VI веке святой Роман Сладкопевец сочинил кондак Пятидесятницы; в изначальном виде он состоял из проимия и 18 икосов (имел такой же акростих, как и кондак Вознесения Господня: ΤΟΥ ΤΑΠΕΙΝΟΎ ΡΩΜΑΝΟΥ — «смиренного Романа»), сейчас же от него остался только проимий (нынешний кондак) и 1-й икос.
В VIII веке преподобные Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин составили каноны праздника, ныне употребляемые за богослужением. Канон святого Космы — более простой по содержанию и внешнему оформлению; он имеет краткий акростих — Πεντηκοστὴν ἑορτάζομεν («Пятидесятницу празднуем»). Канон преподобного Иоанна Дамаскина написан им в той же манере, что и вторые каноны праздников Рождества Христова и Богоявления; ирмосы и тропари написаны греческим шестистопным ямбом, в тексте используется много сложных (состоящих из двух и даже трех корней) слов, акростих канона составляется из начальных букв строк всех ирмосов и тропарей (в каждом тропаре по пять строк) и тоже представляет собой поэтическую строфу. Из-за поэтического характера греческий текст канона весьма сложен для понимания.
В IX веке появляется практика совершать торжественную вечерню в день Пятидесятницы с чтением трех коленопреклонных молитв.
Как Пятидесятница стала днем Святой Троицы?
Наблюдательный и воцерковленный человек наверняка обратит внимание на следующую странность: в церковном обиходе данный праздник мы называем Днем Святой Троицы и настолько уже привыкли к этому, что другое его наименование — Пятидесятница — воспринимается как второстепенное; во всяком случае, оно известно не столь широкому кругу верующих. В то же время в богослужебных книгах именование «День Святой Троицы» отсутствует вовсе и праздник называется или «Пятидесятницей», или просто «Неделей 8-й». Как объяснить такое расхождение Устава с обиходной традицией? Для ответа на этот вопрос необходимо кратко проследить генезис Дня Святой Троицы, или, другими словами, выяснить, как в процессе истории праздник Пятидесятницы становится днем особого прославления Святой Троицы и где и почему этот мотив в итоге занимает первостепенное положение.
Понятно, что изначально данный праздник был связан исключительно с воспоминанием сошествия Духа на апостолов и рождения Церкви, то есть с событиями новозаветной Пятидесятницы. Однако уже на раннем этапе (с VII в.) к основному воспоминанию добавляется новый мотив — прославление Святой Троицы. Первым признаком такой модификации можно считать употребление песнопения «Видехом Свет истинный…», в котором есть слова: «Нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть». Далее в VIII–IX вв. эта идея получает существенное развитие: появляются многие современные стихиры Пятидесятницы, прославляющие Святую Троицу: «Видехом Свет истинный…», «Троицу Единосущную песнословим…», «Ныне облачатся державою Христовою с высоты апостоли…». В этом же памятнике присутствует и красивейшая стихира «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся…», которая вообще содержит основные тезисы православной триадологии; в современных книгах она приписывается императору Льву VI (886–912), однако наличие данной стихиры в указанном памятнике демонстрирует ошибочность такой атрибуции (причем в Тропологии текст стихиры дается в рубрике, посвященной празднику Богоявления, тогда как в службе Пятидесятницы помещена отсылка к Богоявленской рубрике). Прославление Триипостасного Бога содержится и в отдельных тропарях обоих канонов праздника, которые также написаны представителями палестинской гимнографии.
В константинопольском богослужении эта идея на раннем этапе как бы отступает на второй план: в богослужении самого праздника в константинопольских Уставах почти не было стихир, посвященных исключительно славословию Святой Троицы, однако таких стихир было немало в службе понедельника, а ведь этот день, особенно совершаемая в Неделю великая вечерня, издревле воспринимается как продолжение праздничной службы. Впоследствии все указанные стихиры (вместе с «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся…») были перенесены в службу самого праздника. В итоге идея поклонения Пресвятой Троице стала одной из значимых тем праздничного богослужения, хотя и темой не основной, несамостоятельной. В целом прославление Святой Троицы в богослужении праздника Пятидесятницы подобно наличию этой же темы в службе праздника Богоявления: и при крещении Христа, и в сошествии Святого Духа открывается тайна Святой Троицы, потому естественно, осмысляя событие праздника, мы воспеваем Триипостасного Бога, благоволившего явить эту сокровенную истину (кстати, эта общность выражается в Тропологии тем, что для обоих праздников указано петь стихиру «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся…»).
Греческая богослужебная традиция этим и ограничивается, тогда как на Руси развитие идеи продолжается. Здесь второй день праздника — ныне мы его называем День Святого Духа — в XIV веке среди учеников преподобного Сергия Радонежского получает наименование «Троицын день» и праздничной иконой этого дня становится так называемая «Ветхозаветная Троица» (самый известный образ которой написан преподобным Андреем Рублёвым). Идея понятна: в событии Пятидесятницы произошло откровение Святой Троицы, потому и следующий за праздником день стал днем особого прославления Святой Троицы (наподобие Собора Богородицы 26 декабря или Собора Иоанна Крестителя 7 января). К XVII веку наименование «Троицын день» переходит на сам праздник, тогда как следующий день называется Сошествием Святого Духа.
На заключительном этапе (после сер. XVII в.) появляется традиция икону Святой Троицы класть на сам праздник, который все больше воспринимается в народном сознании как день Святой Троицы. И что интересно: сейчас мы в обиходе действительно сам воскресный день преимущественно называем днем Святой Троицы, хотя богослужение обоих дней посвящено воспоминанию сошествия Святого Духа.
Пятидесятница: особенности праздничного богослужения.
Совершается стандартное для Господских двунадесятых праздников всенощное бдение; воскресные песнопения отменяются.
На великой вечерне на стиховне впервые после 50-дневного перерыва поется «Царю Небесный…» (3-я стихира); на практике обычно поют всем храмом.
На утрене: 2 канона праздника, каждый канон по Уставу поется на 8: ирмосы дважды, тропари на 6. Припев на каноне, употребляемый на практике,— «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе». По каждой песни поется две катавасии.
На 9-й песни канона «Честнейшую…» не поется, но своего мегалинария праздник во время составления Типикона не имел (как и Неделя ваий). Однако в современной практике повсеместно употребляется припев, сконструированный в позднее время: «Апостоли, сошествие Утешителя зрящее, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый».
На литургии используется особый припев 2-го антифона: «Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: аллилуиа». Уникальность его в том, что во всех других припевах содержится обращение к Богу Сыну, тогда как припев на Пятидесятницу — единственный, в котором мы обращаемся к другому Лицу Пресвятой Троицы — Святому Духу.
Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся…» — последний раз в году.
После литургии совершается 9-й час (в некоторых храмах опускается) и великая вечерня с чтением коленопреклонных молитв. Великая вечерня в день праздника – самое характерное и уникальное богослужение Пятидесятницы.
На великой вечерне:
- На мирной ектении добавляются особые прошения (после прошения «О плавающих…», текст прошений находится в Триоди).
- Поется великий прокимен «Кто Бог велий…» (впрочем, как и на почти все двунадесятые праздники);
- Читается семь коленопреклонных молитв. Это — самая заметная и самая известная особенность данного богослужения. Молитв (судя по надписаниям Триоди) всего семь, хотя в реальности их восемь, ибо нынешняя 6-я молитва является соединением двух изначально различных молитв (со слов «Твое бо, яко воистинну…» начинается особая молитва, которая в древности читалась отдельно). Молитвы при чтении соединяются в три группы (2 – 2 – 3). Молитвы в чинопоследование вечерни вставляются следующим образом: 1-я и 2-я — после прокимена «Кто Бог велий…», 3-я и 4-я — после сугубой ектении, 5-я, 6-я и 7-я — после «Сподоби, Господи…».
- Отпуст краткий праздничный с особой вводной фразой «Иже от Отчих и Божественных недр…». Данная вводная фраза употребляется только на этом богослужении, то есть один раз в году и она же — самая пространная из всех существующих!
Почему мы украшаем храмы зеленью?
Обычай украшать храмы и дома в день Пятидесятницы ветками зеленых деревьев, а полы устилать зеленой травой хорошо известен всем верующим. Исследователи (профессор М.Н. Скабалланович, С. Ванюков) видят первое упоминание об этом обычае в следующих словах святителя Иоанна Златоуста: «Станем и мы праздновать сообразно с достоинством дарованных нам благ, не венки возлагая на ворота, но, украшая души, не площадь убирая покровами, но просветляя душу одеждами добродетелей». Однако при объективном рассмотрении создается впечатление, что святитель Иоанн вовсе не говорит в буквальном смысле о том, что его современники имели аналогичную практику, но скорее просто делает акцент на необходимости духовного празднования Пятидесятницы. Потому вряд ли мы имеем право датировать возникновение подобной традиции IV веком, скорее всего, это обычай более поздний.
О его значении высказываются различные мнения. М.Н. Скабалланович пишет: «По закону Моисееву в праздник Пятидесятницы полагалось приносить в храм первые плоды жатвы… И в праздник христианской Пятидесятницы ветви и цветы приносятся как начатки Богу от весны, обновляющейся силою Духа животворящего и указуют на духовное плодоносие Церкви Христовой».
Редактор Новгородского Чиновника (памятник 30-х гг. XVII в.) предлагает такое объяснение: зелень в этот момент (конец мая — июнь) — свежая и красивая, вся тварь обновляется, это — период «новолиствия, ликования весны». Украшая этой зеленью храмы, мы не только создаем благолепную атмосферу, но и вспоминаем о том, что всю красоту мира Господь сотворил для человека, что подвигает нас к благодарению и усердной молитве.
Битбунов Г.С. Святая Пятидесятница. Событие праздника, его эортологическая динамика и этимология названия
Приблизительное время чтения: 4 мин.
В нашей рубрике «Коротко о празднике» мы рассказываем о двунадесятых праздниках Русской Православной Церкви.
Что мы знаем о празднике
Дата (в 2022 году): 12 июня
Статус: двунадесятый праздник
Событие: один из важнейших христианских праздников.
В этот день мы вспоминаем, как на пятидесятый день после Воскресения Христова на апостолов сошел Святой Дух.
На пятидесятый день после Воскресения Христова Богородица и апостолы собрались в Сионской горнице, чтобы отпраздновать иудейский праздник Пятидесятницы. В этот день евреи вспоминали, как на пятидесятый день после Исхода из Египта на горе Синай Бог даровал Моисею Десять заповедей.
Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян 2:2–4). Господь исполнил Свое обещание: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин 14:16–17).
Случившееся привлекло огромную толпу людей. Многие из них не были евреями и прибыли в Иерусалим на праздник. Каково же было всеобщее изумление, когда собравшиеся поняли, что апостолы, вышедшие из Сионской горницы, говорят с ними на самых разных языках и диалектах: И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились (Деян 2:7–8). В тот день около 3000 человек уверовали во Христа и приняли Крещение (Деян 2:41).
В том, что апостолы стали говорить на разных языках, раскрывается особый смысл Пятидесятницы. В Церкви Христовой, которая «родилась» в этот день через Сошествие Святого Духа на общину апостолов, соединяются все народы. В Церкви восстанавливается утраченная людьми после грехопадения связь с Богом и друг с другом.
Праздник Пятидесятницы называют также Днем Святой Троицы, потому что в этот день всему человечеству открылась тайна, что Бог Один, но в Трех Лицах — Отец, Сын и Святой Дух. Поклонение и исповедание Пресвятой Троицы как Триединого Бога является основополагающим догматом христианской веры.
Икона праздника
Христианское богословие запрещает изображение Бога Отца и Бога Духа Святого. Образы Бога Отца в виде старца и Бога Духа Святого в виде голубя являются неканоничными. В современной Церкви считается, что глубже всего тайну Пресвятой Троицы сумел символически выразить преподобный Андрей Рублев. Его «Троица» является каноническим изображением христианской веры в Триединого Бога.
Интересные факты о празднике:
-1—
На Троицу внутреннее пространство православных храмов обычно украшают ветками березы, а пол застилают травой. Эта традиция связана с тем, что во время Сошествия Святого Духа иудеи вспоминали дарование Закона на горе Синай. В этот день в храмах Русской Православной Церкви принято все украшать свежей зеленью и ветками берез.
-2—
После литургии в храмах совершается великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие Святого Духа, а в конце священник читает три коленопреклоненные молитвы: о Церкви, о спасении всех молящихся и об упокоении душ всех усопших, в том числе и «во аде держимых». Во время чтения этих молитв священник и все верующие стоят на коленях. Таким образом, этой вечерней завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не полагается совершать земные поклоны и вставать на колени.
—3-
Во многих странах сложились свои традиции празднования Дня Святой Троицы. Так, например, в Италии в память о Схождении Святого Духа принято разбрасывать лепестки роз из-под куполов храма. Во Франции во время богослужения звучат трубы в память о сильном ветре, который поднялся в Сионской горнице. А в Англии проходят шествия в сопровождении духовых оркестров и хоров.
—4-
На всенощном бдении впервые после пасхального периода поется знаменитая стихира шестого гласа «Царю Небесный». С этого дня и в течение всего года с этой стихиры начинаются все богослужения и домашние молитвы.
—5—
Тринити-колледж в Кембридже — одно из самых престижных учебных заведений в мире — назван в честь Пресвятой Троицы. Выпускниками этого колледжа были Исаак Ньютон, лорд Байрон, Владимир Набоков. За всю историю учебного заведения его сотрудники получили 31 Нобелевскую премию.
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Пятидесятница, День Святой Троицы, или просто Троицын день —одно из важнейших событий в истории Церкви, которое стало праздником.
Икона Святой Троицы
Содержание страницы
- Когда отмечается в 2022 году по православному церковному календарю
- Сколько дней проходит от Пасхи до Троицы
- Что произошло в этот день согласно Евангелию
- В чем смысл этого праздника
- Символы Сошествия Святого Духа по толкованиям святых отцов
- Особенности богослужения в День Святой Троицы
- Икона
- Как проводят этот день христиане
- Проповедь на Пятидесятницу прот. Димитрия Смирнова
- Похожие статьи
Когда отмечается в 2022 году по православному церковному календарю
День Святой Троицы установлен на восьмую неделю (воскресный день) по Пасхе. В этом году Пасха отмечается 24 апреля, а праздник Троицы в 2022 году году выпадает на 12 июня.
Читайте также: Символ Троицы
Сколько дней проходит от Пасхи до Троицы
Двунадесятый праздник был назван Пятидесятницей потому, что событие сошествия Святого Духа произошло в пятидесятый день после Пасхи (при этом сама Пасха считается первым днем).
Читайте также: Пятидесятница — что это за праздник
Что произошло в этот день согласно Евангелию
Христос в течение сорока дней после Воскресения являлся любимым ученикам, говоря им о Царствии Божием. Собрав апостолов в Иерусалиме, Господь сказал им оставаться там, потому что спустя некоторое время они будут крещены Духом Святым.
Троица, как и Пасха, связана с ветхозаветными традициями. У иудеев спустя пятьдесят дней после Песаха начиналась жатва, и первые плоды злаков жертвовали Богу. Недаром Господь Иисус Христос именовал учеников «делателями жатвы», но это совсем другая жатва – духовная, а Троица – день начала апостольского служения — проповеди христианского учения во всем мире.
И еще одна параллель: Моисею на пятидесятый день после Пасхи был дан Богом Закон на горе Синай, это стало фундаментом ветхозаветной церкви. Но человечеству теперь дарован не Закон, но Дух Святой и благодать. В этот день рождается Церковь Нового Завета.
Апостолы пребывали в Иерусалиме, в Сионской горнице, где совершалась Тайная Вечеря, ожидая благой вести. Их было двенадцать – на место предавшего Спасителя Иуды Искариота был избран апостол Матфий.
«…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» ( Деян. 2: 2-4).
Апостолы получили дары:
- проповедовать;
- исцелять больных;
- изгонять бесов;
- разуметь разные языки;
- отпускать грехи.
В тот день в Иерусалиме собралось множество людей из разных мест: из Рима и Египта, Месопотамии и Понта. Праздновали ветхозаветную Пятидесятницу — день, когда Моисей получил скрижали с заповедями. Это случилось на пятидесятый день после того, как Моисей вывел свой народ из египетского пленения.
Люди эти говорили на разных языках. Когда апостолы начали проповедовать на их родных наречиях, люди не могли в это поверить. Они принялись насмехаться и говорить, что апостолы, дескать, пили много сладкого вина. Тогда апостол Петр «возвысил голос» и возвестил, что Иисус Христос, как и было предсказано в пророчествах Ветхого Завета, был распят на кресте, воскрес, на сороковой день вознесся, чему сами ученики были свидетелями, а в этот час ниспослал Дух Святой на своих апостолов. Петр призвал собравшихся к покаянию и крещению.
Читайте также: Святой Петр: история рыбака ставшего апостолом
Сами ученики Христовы заповедали особо отмечать этот день. Христиане соблюдали их наказ с первых веков распространения учения Христа. Еще Тертуллиан (ум. ок. 220-240 г.) свидетельствовал об этом.
«Собери все языческие праздники, расположи их подряд, и они не в состоянии будут наполнить Пятидесятницу». (Тертуллиан)
В 381 году в Константинополе состоялся Второй Вселенский Собор, на котором был принят догмат о единосущии и равенстве всех Лиц Святой Троицы и об исхождении Святого Духа от Отца.
Официальное утверждение празднования Пятидесятницы связано с решениями Второго Вселенского Собора.
В чем смысл этого праздника
Этот праздник – один из главных у христиан. Явление Святого Духа как Третьего Лица Святой Троицы стало рождением Церкви.
По свидетельству Деяний апостолов, 3 000 свидетелей чуда и проповеди апостола Петра были крещены в этот день. И христианство стало распространяться по миру, просвещая все народы.
Этому способствовала проповедь апостолов. До Пятидесятницы они были обычными людьми, хотя и избранными самим Христом. Но все же им были свойственны сомнения, страх, честолюбие. Просвещенные Святым Духом, апостолы без страха несли Истину, возвещая о Христе. Они не страшились мученичества и самой смерти, ведь это была встреча с Господом.
Благодать того дня и до наших дней пребывает в церкви. Апостолы рукополагали епископов, пресвитеров, диаконов для служения. И каждый священнослужитель в самой маленькой и бедной церкви несет в себе ту благодать, и она сохраняется в Таинствах.
Символы Сошествия Святого Духа по толкованиям святых отцов
Святитель Иоанн Златоуст обращает внимание на том, что и ветер, и языки пламени были нематериальны, а лишь подобны ветру и пламени материального мира. Это было проявление благодати, недаром сказано «языки, как бы огненные»- чтобы не думать и не говорить в образах чувственного о Святом Духе.
Златоуст также объясняет, почему за всех апостолов говорит Петр: он служил «устами всех», а остальные апостолы подтверждали его свидетельство.
Блаженный Феофилакт говорит о важности совпадения Пятидесятницы христианской с Пятидесятницей иудейской:
«Так как в день Пятидесятницы сносили снопы новых плодов и разные лица сходились под одно небо (в Иерусалиме): то в этот же день имело быть и то, чтобы начатки от всякого народа всех живущих под небом народов собирались в один сноп благочестия и по слову апостольскому приводились к Богу». (Блаж. Феофилакт Болгарский)
Событие Пятидесятницы – одно из ключевых в христианстве, привлекало умы многих толкователей. Помимо Иоанна Златоуста и блаженного Феофилакта Болгарского свои толкования оставили нам святитель Феофан Затворник, блаженный Феодорит Кирский, святитель Филарет Московский (Дроздов), архиепископ Аверкий (Таушев) и многие другие, в числе которых и современные богословы и священнослужители, например, архимандрит Тихон (Шевкунов), автор книги «Несвятые святые».
Особенности богослужения в День Святой Троицы
Православная церковь – это Церковь не только живущих на земле сегодня, но и усопших. «У Бога нет мертвых», и День Святой Троицы предваряет Троицкая родительская суббота.
Читайте также: Троица это…
В сам праздник Пятидесятницы проходит одна из самых торжественных служб Православной церкви.
Праздник символизирует силу Святого Духа, который животворит все на земле. Поэтому в это день в убранстве храма и облачениях преобладает зеленый цвет — цвет жизни.
«Царю Небесный» — стихира, поющаяся на шестой глас, звучит в первый раз после Великого поста. С этого дня она возвращается в начальные молитвословия как церковных служб, так и домашнего молитвенного правила христианина.
Вечером субботы накануне Троицы совершается Всенощная.
На Великой Вечерне звучат паремии — чтения из книг Ветхого Завета.
Первая, из Книги Чисел, повествует, как на праведников сходил Святой Дух. Затем читаются отрывки из Книги пророка Иоиля и Книги пророка Иезекииля – предзнаменования событий Пятидесятницы.
Служба утрени содержит полиелей и два канона праздника (Косьмы Маюмского и Иоанна Дамаскина).
Звучит Евангелие от Иоанна:
«В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. И Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». (Ин. 20: 19-23)
В раннехристианской церковной традиции оглашенных крестили на Пятидесятницу. Об это традиции напоминает то, что на Литургии вместо Трисвятого поют «Елицы во Христа креститеся».
Прихожане внимают словам апостола и евангелиста Иоанна:
«В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк» (Ин. 7:37-40).
На Великой вечерне прихожане вслед за иереем трижды встают на колени, звучат семь молитв: о Православной Церкви, о спасении души, а также об упокоении всех «прежде почивших православных христиан» и всех усопших, даже тех, кто по грехам, совершенным при жизни, пребывает в аду.
Помимо того, что это двунадесятый праздник и одна из самых торжественных церковных служб в году, в православной Церкви есть удивительная традиция. В этот день храмы украшают молодыми березами, церковный пол выстилают свежей травой. Это напоминание о том, что Господь сотворил мир во всей его красоте, сотворил для человека.
Следующий день именуется Духовым Днем, и его богослужение повторяет в основном службу Пятидесятницы.
Воскресным вечером малое повечерие с чтением канона Святому Духа. Верующие просят просветить их светом истины. В понедельник – торжественная утреня с великим славословием, повторяющая службу Дня Святой Троицы.
Икона
В Книге Бытия Ветхого Завета рассказывается о том, как праведному Аврааму в Мамврийский дубраве явились три странника и возвестили о чудесном рождении сына, Исаака, и о том, что в его потомстве «благословятся… все народы земли». Это восемнадцатая глава Книги Бытия. А в следующей, девятнадцатой, странники прямо названы ангелами. Так что сюжет «Гостеприимство Авраама» — один из первых в иконографии Святой Троицы.
Иконография: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная). Датировки: XVII в. Иконописная школа или художественный центр: Ярославская школа. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 127 см, ширина 109 см. «Ветхозаветная Троица» — наиболее распространенное на Руси изображение Святой Троицы. В основе сюжета иконы лежит библейский рассказ о явлении праведному Аврааму Бога в виде трех прекрасных юношей-ангелов. Инв. № Ж-1345 © Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева
Позднее у ангелов появляются нимбы, а крестообразный нимб одного из трех ангелов позволяет отождествить его с Иисусом Христом.
Существуют также иконописные изображения события Сошествия Святого Духа на апостолов в Сионской горнице. Сверху, с небес, на сидящих учеников сходят разделенные языки пламени. Иногда осенение Святым Духом символизируется потоками света.
Сошествие Святого Духа
На некоторых иконах можно видеть пророка и царя Давида в царской короне. В руках у него полотно, а на нем двенадцать свитков. Апостол Петр в проповеди цитировал пророческие слова пророка о Воскресении Христа.
Иногда фигура царя в короне трактуется как символ всего человечества, к которому будет обращена проповедь апостолов. Царь в плену, в темнице, но через апостолов к ним обратится Христос, который есть «Истина и жизнь».
Если место под Сионской горницей оставлено пустым, это символ гробницы, опустевшей после Воскресения Иисуса Христа.
О незримом присутствии Христа на иконах говорит также незанятое пространство между апостолами Петром и Павлом.
У ранних христиан на икона Пятидесятницы изображает вместе с апостолами Богородицу.
Свитки или книги в руках учеников Христа символизируют научение и просвещение народов.
Иконография: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная). Датировки: XV в. 1425–1427. Иконописная школа или художественный центр: Московская школа. Иконописец: Рублев Андрей. Происхождение: из Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 141,5 см, ширина 114 см. Сцена безмолвного общения трех ангелов гениально раскрыта иконописцем в жестах их рук – левый ангел (Бог Отец) благословляет жертвенную чашу, средний ангел (Бог Сын) готов принять эту чашу, его рука с символическим перстосложением опущена, поза выражает сыновнюю покорность воле Отца и готовность принести себя в жертву, правый ангел (Бог Святой Дух), «заканчивая беседу», утверждает высокий смысл жертвенной, всепрощающей любви. В отличии от многих композиций этой иконографии, на столе представлена только одна чаша с головой тельца; она становится смысловым центром произведения – символом новозаветного жертвенного агнца. Силуэт чаши ритмически повторяется в линиях внутренних контуров левого и правого ангела, образующих большую евхаристическую чашу, в которой помещен центральный ангел – Иисус Христос. Оклад иконы Святая Троица письма Андрея Рублева.Инв. № 13012. © Государственная Третьяковская галерея, Москва. Литература: Иконопись из собрания Третьяковской галереи. М., 2008. С. 114-115
Вероятно, самой известной в мире иконой можно назвать «Троицу» Андрея Рублева, которая являет собой запечатленный в красках законченный богословский трактат.
Как проводят этот день христиане
Этот праздник дает каждому возможность разделить со всей Вселенной чудо схождения животворящего Святого Духа. Поэтому следует побывать в храме, причаститься Святых Христовых Таин.
По русской традиции Троица всегда сопровождалась гуляниями. Причем это были не застолья, а именно прогулки. Люди шли на природу, в леса, рощи, сады, несли букеты цветов. В этот день принято было кататься на лодках, ездить на острова. Празднично одетые люди, свежий воздух, весеннее тепло, множество цветов создавали удивительную атмосферу.
Праздничные трапезы в этот день тоже происходили, но главным была радость, а вот алкоголь не приветствовался.
Цветы, которые держали в руках во время богослужения, приносили домой и бережно хранили весь год. Уходя из храма, старались взять немного травы, устилавшей церковный пол. Трава считалась освященной, ее заваривали и пили во время болезни.
Народная традиция не предписывала в этот день какие-либо мирские труды. Все, что не является жизненно важным, можно перенести на другой день. А День Святой Троицы —для молитвенной радости.
***
Смысл праздника Святого Духа выражен в словах: «Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа».
Это слова праздничного кондака, которые по церковно-славянски звучат так:
«Егда́ снизше́д язы́ки слия́, разделя́ше язы́ки Вы́шний, егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше, в соедине́ние вся призва́, и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха». (Кондак праздника, глас
Марина Рогова
Проповедь на Пятидесятницу прот. Димитрия Смирнова
Похожие статьи
Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.
Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма
Помочь храму
Рекомендуем статьи по теме
Троица: что за праздник, и как его отметить
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Чтобы мотивировать себя после неудачных попыток сотворить какое-либо действие (сдать квартальный отчет, выпросить у любимого денежку на очередную сумочку), говорят: «Бог любит троицу».
Популярное выражение, но суть его туманна. Что такое Троица, некая группа из трех лиц, мистическое число или знаменательное событие, ассоциирующееся с сочной зеленью, хороводами, венками, запахом свежескошенной травы и ладана…
Будем выяснять!
Троица: как ее понимать
Слово «троица» появилось в христианстве с легкой руки святителя Феофила Антиохийского в далеком II веке. Это ключевой термин в богословии, отражающий учение о том, что Бог един и одновременно троичен в Лицах (ипостасях):
- Бог-Отец: не имеет начала (никем не сотворен, не создан, ни от кого не рожден).
- Бог-Сын: рожден от Бога-Отца.
- Бог-Святой Дух: исходит от Бога-Отца.
Каждая из трех Личностей обладает всей полнотой бытия и сама по себе является Богом, а не 1/3 его. При этом все 3 Личности – это один Бог. Вот такая непростая богословская математика!
Церковное учение исключает представление Бога трехглавым. 3 божественные личности соединяются, не существуют один вне другого, но при этом не сливаются.
Единый в 3-х лицах, Бог является вечным, живым, вездесущим бестелесным духом, который невозможно увидеть.
Православие допускает символическое изображение этой непостижимой богословской категории, общепризнанная икона Троицы – образ, созданный иконописцем Андреем Рублевым. Здесь акцент делается на равенстве 3-х фигур, различающихся только лицами и одеждами.
Слово «троица» или что-либо похожее в Библии не встречается. При внимательном прочтении можно найти 2 текста, намекающие на это понятие. Один прячется в Евангелие от Матфея, второй известен как «Иоаннов стих».
Считается, что догмат о Святой Троице не может быть выражен рационально, а потому непостижим для человеческого разума. Понять это невозможно, остается лишь знать и верить.
Праздник Святой Троицы: что означает
От сложных богословских понятий перейдем к категориям более привычным – праздничным.
Ведь прежде всего, Троица – праздник, один из тех, что церковь относит к двунадесятым (12 самых важных после Пасхи). Он ассоциируется с изумрудной зеленью разнотравья, березовыми ветвями, запахом свежескошенной травы.
Троица: что это за праздник для верующих? Отнюдь не банальные веточки-цветочки и шашлычные посиделки в дружеской компании под сенью берез.
Это ежегодное воспоминание о евангельском событии – сошествии Святого Духа.
Как гласит Новый Завет, перед вознесением в Царствие Небесное Иисус дал обещание апостолам, что для завершения дела спасения людей к ним придет Утешитель – Святой Дух, и это произойдет совсем скоро. Иерусалимские апостолы ждали: вместе с Пресвятой Девой Марией и другими верующими они ежедневно собирались для прочтения Святого Писания и молитв.
На 10-й день после Вознесения донесся шум, показались огненные языки (они светили, но при этом не обжигали), опустившиеся на головы учеников. Апостолы обрели способность говорить на иностранных языках и могли теперь проповедовать разным народам. Так христианское учение стало распространяться по миру, и начало этому было положено 12-ю простыми малограмотными работягами.
Произошедшее наглядно показало существование 3-х Лиц Бога, единого по существу, а день сошествия Святого Духа принято считать днем зарождения христианской церкви.
Когда (какого числа) будет Троица
Святая Троица, Сошествие Святого Духа, Пятидесятница – наименования одного и того же религиозного праздника. Исходя из последнего, легко определить, какого числа Троица в интересующем году.
Православное празднование приходится на 50-е сутки после Пасхи, так что подсчет не затруднит даже самого «продвинутого» гуманитария.
День, когда Троица отмечается, всегда приходится на воскресенье. В 2021 году праздник придется на 20 июня.
Католики к вопросу «когда будет Троица» подходят иначе. Празднование Пятидесятницы и непосредственно дня Святой Троицы у них разделено, второе событие отмечается в следующее воскресенье после первого (на 57-й день после Пасхи).
Что делают на Троицу верующие
Православные храмы в этот день наполнены летней зеленью. Полы устилаются свежескошенной травой, в сочетании с ароматом ладана дающей незабываемый аромат. Прихожане приходят на службу с полевыми цветами, березовыми ветвями. Даже цвет облачений у священнослужителей зеленый.
Почему именно растительно-зеленой темой наполнен праздник Троица, что означает береза как его символ?
- Береза – напоминание о дубраве Мамвре, где присутствовал дуб (дерево другой породы, но, тем не менее), под которым Бог под видом 3-х ангелов явился Аврааму.
- Есть еще еврейская, ветхозаветная Пятидесятница, посвященная шествию евреев из Египта. На 50-й день они подошли к Синайской горе, утопающей в цветущих растениях (дело было весной), где Моисею были даны знаменитые 10 заповедей. Так укоренился обычай украшать зеленью храмы и дома, словно переносясь на Синайскую гору в судьбоносный момент. А деликатная зелень березовых ветвей идеально для этого подходит.
- Ветки березы с молодыми листочками символизируют человеческую душу, расцветающую от прикосновения благодати Святого Духа – по аналогии с тем, как пробуждается природа после зимней спячки.
Церковное богослужение на Троицу – одно из наиболее величественных и красивых.
По окончании Литургии (утренней службы), во время которой многие причащаются, совершается Троицкая вечерня с коленопреклонными молитвами. Каждая – просьба, обращенная к Господу о приобщении к благодати Святого Духа и вразумлении – аналогично тому, как были вразумлены апостолы. По сути, это главная молитва на Троицу.
Независимо от того, когда в этом году Троица, в день, следующий за ней, всегда отмечают Духов день – в честь прославления Святого Духа.
Что делать в этот день обычным людям
Помимо церковных ритуалов Пятидесятница наполнена уникальными традициями, не все из которых одобряются священниками.
Издавна в этот день украшали жилище зеленью: березовыми ветвями, травами, цветами. Их располагают у икон, ставят в вазы во всех помещениях. Считается, что так домочадцы будут обеспечены природной защитой.
Приветствуются хлебосольные семейные трапезы: поста нет. Караваи, блины, пироги – выпечка в приоритете, а еще – яичница-глазунья, украшенная веточками зелени. На стол желательно постелить новую скатерть. Если пришли гости, их принимают с почестями. Не стоит забывать, что чревоугодие все-таки остается грехом, да и суть праздника не в еде. В общем, здесь важна мера, особенно это касается алкоголя.
Этот светлый праздник должен быть наполнен добрыми размышлениями и делами, идущими от чистого сердца, он отлично подходит для благотворительности. А вот предаваться унынию, ссориться, сквернословить, замышлять недоброе – это то, что нельзя делать на Троицу.
Что нельзя делать на Троицу
Актуальна тема запретов, как и в случаях с другими великими церковными праздниками. Священники отмечают, что у многих из них народные корни, сродни языческим. К православию это не имеет отношения.
- Многих волнует вопрос, можно ли работать в Троицу.
Церковь отвечает: если так сложились обстоятельства – допустимо, трудовой график зачастую формируется работодателем.
Если есть возможность выбора, стоит отложить дела и прийти в храм, побыть на богослужении, причаститься – так стараются поступать верующие.
В этот день лучше воздержаться от работы, которая не «горит» (например, посвящать время огородничеству, рукоделью). Поступая так, мы показываем Богу свое неуважение, и такой труд часто частенько не приносит результата.
- Работающие по графику «5 через 2» часто интересуются, можно ли убираться в Троицу дома, ведь она приходится на воскресенье – день, на который обычно планируется уборка.
Неотложные бытовые хлопоты не навредят христианину, если он помнит о Боге.
По возможности верующие готовятся к светлому празднику заранее – приводят в порядок, украшают дом, завершают бытовые дела. Но жизненный ритм сегодня таков, что не всегда это возможно.
- Еще одна тема для сомнений: можно ли ходить на кладбище на Троицу?
Мнение священнослужителей – не стоит. Этот день наполнен радостным событием, и поминание усопших здесь не совсем уместно. Посетить кладбище лучше накануне Троицы – в Троицкую родительскую субботу. - Принято считать, что на Пятидесятницу в течение 3-х дней нельзя купаться.
Якобы это время разгула русалок и прочей нечисти, которая так и норовит заманить горе-купальщика на дно. Особенно «осторожные» распространяют запрет на душ и бассейн: видимо, русалочья активность на Троицу зашкаливает.
С точки зрения церкви (да и здравого смысла) этот запрет безоснователен. Для верующего не логично заменять поход в храм на пляжный пикник, а вот отправиться к водоему после службы – можно.
Приметы, традиции и обычаи
С Пятидесятницей связано множество «неофициальных» (с церковной точки зрения) народных традиций, зародившихся в дохристианскую эпоху. Троицын день был одним из главных событием у восточных славян, его суть состояла в праздновании перехода от весны к лету.
В народе Троица издавна считалась девичьим праздником. В этот день девушки плели венки, пускали по воде и наблюдали:
- Венок, оставшийся у берега, намекал, что мечтать о суженом пока рано, в этом году перемен в личной жизни ждать не стоит.
- Нехорошим знаком считался утонувший венок: к предстоящим жизненным испытаниям.
- «Заплыв» против течения обещал крутые перемены, скорее всего – благоприятные.
- Грядущую встречу с любимым и счастливый брак сулил веночек, уверенно плывущий вперед по течению.
С давних времен сохранился ритуал на исполнение заветного желания, совершаемый на Пятидесятницу.
Нужно обнять молодую березку, затем произнести вслух свое желание, заплетая косичку из самых тонких веточек дерева. Главное – не сломать ветви и не повредить листочки. Спустя несколько дней нужно навестить «свое» деревце. Если косичка сохранилась, мечта исполнится.
Сватанье и знакомство в этот день – хороший знак. Если предложили руку и сердце, нужно соглашаться. А назначать свадьбу на Троицу не стоит – ничего хорошего такую семью не ждет.
Вот самые известные приметы на Троицу, сохранившиеся до наших дней.
- Дождь в этот день – к теплому лету, щедрому урожаю грибов и хлеба. Считается, что попасть на Троицу под дождь ведет к исполнению желаний.
- Жаркий день – к засушливому лету.
- Увидевший на Пятидесятницу радугу может рассчитывать на богатство и здоровье в грядущем году.
Травы, заготовленные в этот день, издревле наделялись исцеляющим эффектом и применялись как мощные обереги – равно как и роса, собранная на Троицу.
Сегодня день Святой Троицы отмечается по-разному: кто-то проводит время на богослужении в храме, кто-то водит хороводы, плетет венки, участвует в разнообразных конкурсах и народных гуляниях.
Утверждать, какой из вариантов самым правильный, никто не возьмется, да и есть ли в этом необходимость, если главное – чистые помыслы и внутренняя гармония?