Время на прочтение: 4 минут(ы)
Зимние холода — отличный повод устроить вечеринку с друзьями. Более того, самой хорошей вечеринкой будет сырная. Что может быть лучше, чем сидеть всем вместе у камина или на уютном диване и наслаждаться ломтиком ароматного сыра. Сырная вечеринка: топ-7 удачных решений для вас и ваших друзей.
Сыра разного: твёрдого, полутвердого, с пенициллиновой корочкой или голубой плесенью. И конечно, с вином . У каждого сыра, впрочем, как и у всех нас, свой характер, свои особенности и тонкости употребления.
Итак, давайте подготовим сырную вечеринку, с учетом нескольких нехитрых правил. “Секреты Гастрономии” собрали для вас Правила подготовки и проведения настоящей сырной вечеринки.
Сырная вечеринка: топ-7 удачных решений и простые правила
Сырная вечеринка: топ-7 удачных решений предполагают, что вы будете придерживаться некоторых правил для составления правильного ассортимента сыров. Правила эти просты, но их надо помнить!
О покупке сыра
Для интересной дегустации будет достаточно приобрести всего 5 сортов сыра. Это позволит решить сразу несколько задач. Безусловно, будет ощущение действительно насыщенной сырной программы. И при этом, каждый гость сможет в достаточном количестве распробовать каждый вкус.
А так же подобрать для себя наиболее подходящие вкусовые сочетания. Для этого мы предлагаем собрать на столе дополнительно интересные закуски и напитки.
Особенности сыров
Для подбора сортов стоит помнить, что у каждого сыра есть собственный набор признаков.
Давайте их сейчас обсудим. Самое простое, что можно понять в супермаркете сразу, это география сыров. Страна происхождения и тип сыра обязательно указывается на ценнике и этикетке.
Испания, Уругвай, Италия, Аргентина, Россия и другие “сырные” страны.
Конечно, с учетом санкций, ассортимент стал узкий. В выигрышном положении среди европейских стран сейчас находится Швейцария. Дело в том, что её молочные продукты и сыры не попали под запрет поставок. Тогда по географическому признаку можно выбрать пять сыров, но строго из Швейцарии.
Выбор сыра
Конечно, довольно непростым моментом для новичка будет выбор сыров. Сложность добавляет товароведческая классификация. Ведь когда-то в нашей стране под словом “сыр” всегда понималась только группа полутвердых или твердых сыров желтоватого цвета. Они были с дырками, без ярко выраженной корочки.
Кстати и сейчас, именно эта группа, по-прежнему, является самой популярной и массовой.
Поэтому и мы советуем: для первой сырной вечеринки выбирать пять сыров как раз из этой группы. Вы даже не представляете, как велик выбор среди твердых сыров в той же Швейцарии! Это могут быть: пряный Грюйер с плотным сырным телом; великолепный Эмменталь с огромными дырками, экстра твердый Сбринц, чем-то напоминающий популярный у гурманов Пармезан.
Особую группу составляют сыры пещерной выдержки, но их нужно поискать. При выборе обращайте внимание на плотность и остроту сыров. А касательно молока, из которых они сделаны, то лучше отдавать предпочтение сырам из коровьего молока. Если у вас впереди сырная вечеринка: топ-7 удачных решений, следуйте этим правилам.
Интересные факты о твердых швейцарских сырах
Однако, если Вы — читатель «Секретов Гастрономии», то смело расширяйте сырную тарелку. Ваша информированность позволит включить в неё: сыры с белой корочкой, голубые сыры, сыры из овечьего или козьего молока и другие специалитеты .
Секрет удачной дегустации
Итак, Вы сделали свой выбор. Давайте всё посмотрим. Перед Вами – пять заветных кусков сыра, которые ожидают дегустации. Заранее определитесь, в какой последовательности будете предлагать их гостям.
Секрет удачной дегустации прост. И начинать её следует с более мягких, сливочных сыров. А потом переходить к более пряным. А самые эксклюзивные варианты стоит оставить под конец. К этому времени многие уже поймут свои предпочтения и будут готовы к новым удивительным вкусам.
Хотя, если вы дегустируете швейцарские сыры, то в начале вы, наверняка, предложите гостям полутвёрдые сыры или Эмменталь, за ними последует Сбринц или Свисс Альп. А в самом конце можете удивить всех роскошным Грюйером пещерной выдержки или пряным сыром Марешаль.
Сыр и вино: мы такие разные, но все-таки мы вместе
Подача сыров
Не стоит забывать о грамотной подаче сыров. Бутербродные ломтики, которые так любят россияне, совсем не годятся для дегустации. Больше подойдёт нарезка хлеба кубиками для прямоугольных кусочков . При этом небольшие сегменты допустимы для многих сортов полутвердого и твердого сыра.
Не забывайте следовать рекомендациям от профессионалов. А это значит, что нужно использовать разные ножи при нарезке каждого сыра. Следует избегать наличия на дегустационных блюдах крошек и неудачных сломавшихся кусков. Оставьте их для использования вне сырной вечеринки.
Красивым ходом будет применение разнообразной нарезки для каждого из выбранных сортов. Это ещё и поможет гостям следить за ходом дегустации. И далее они сами, без труда, смогут легко отыскать наиболее понравившийся им сорт.
Кстати, рекомендуем включить в дегустацию уникальный швейцарский сыр Тет-де-Муан. Для него швейцарские мастера создали специальную машинку для нарезки. С помощью такой машинки получаются красивые ломтики в виде розочек. Сырная вечеринка: топ-7 удачных решений. И к ним надо подготовиться заранее.
Один только вид этого ажурного сырного кружева на дегустационным блюде вызывает бурный восторг. Необычный вкус и таящая во рту консистенция этого великолепного сыра прекрасно завершат ритуал дегустации. Итак, логично подать его в самом конце.
Как бреют сырную голову
Важнейшая деталь
Особое внимание уделите корке сыра. У твердых и полутвердых сыров корка несъедобна. Именно поэтому, ее стоит оставить только в большом куске сыра для презентационной сервировки и особого эффекта. Тогда гости смогут увидеть красоту и величие каждого предложенного экземпляра.
А в той части сыра, которую вы предложите на дегустацию, корку нужно срезать. А вот у большинства мягких сыров и сыров с плесенью корка съедобна и является неотделимой частью сыра. Оставьте её при нарезке таких сыров.
И последнее
Основной секрет удачной дегустации – дополнительные продукты. О таком друге сыра, как вино, давно уже написано много статей и книг. Поэтому мы не будем повторяться о сочетаниях сыра и вина.
Однако, следует запастись и другими надёжными спутниками сыров: фрукты и ягоды, орешки и сухофрукты. “Секреты Гастрономии” ранее уже подготовили для Вас подробные рекомендации о них.
Лучшие сочетания фруктов и сыра: как составить идеальную тарелку
Подходят еще различные фруктовые джемы, мёд и вода без газа. Обращаем внимание, что эти продукты — лишь обязательный минимум. Вы вполне можете расширить этот список своими идеями и предпочтениями. Сырная вечеринка: топ-7 удачных решений, но выбираете вы!
Сырная вечеринка: топ-7 удачных решений
Ну и конечно, самое главное для успешной вечеринки — лучшие друзья и хорошее настроение. И пусть путешествие в мир удивительных сыров станет для вас приятным и привычным делом. Ведь сырную вечеринку вам всем точно захочется повторить. И использовать для неё новый набор сыров.
В этом случае ваш сырный сомелье подскажет новые варианты компоновки сыров. И на нашем сайте есть несколько вариантов сырных тарелок.
Приправа для сыра
8 потрясающих коктейлей и пуншей для вечеринок с друзьями
Широкая масленица – сырная неделя!
Ребята, сегодня мы отмечаем замечательный древний народный праздник- Масленица. Это праздник который в календаре разделял зиму и весну, самый веселый, самый разгульный праздник русского народа.
Сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник.
Длится масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, а также рыбу, молочные продукты и др. приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в масленицу славили языческого бога солнца Ярилу, и этот праздник знаменовал приход весны и тепла.
Считалось на Руси, что, если плохо отпраздновать Масленицу, придется жить в горькой нужде.
На Масленицу было принято обжорство, что символизировало сытую жизнь в течение года.
Широкая Масленица – Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
Ребята, так что же является символом весны, солнца в этом празднике? Отгадайте.
Желтый, круглый ароматный
И на вкус такой приятный.
И с вареньем, и с медком
Со сгущенным молочком!
Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные.
Ребята как вы думаете, почему праздник так назван » Масленица?» ( Потому, что русским людям в течении этой недели разрешается есть коровье масло. А после праздника начнется Великий пост, и есть масло можно будет только растительное ( подсолнечное).
Масленица всегда была шумной, веселой с песнями и играми. В народе говорили: » Душа моя Масленица, бумажное житьё, сахарные твои уста , сладкая твоя речь, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, киночка, ясочка, ты же моя перепелочка.»Всю неделю на масленицу веселились , катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Самое главное — это блины. Блин- символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки! Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Особенно популярно было единоборство человека с медведем, как демонстрация силы, ловкости. Вот какая она, русская Масленица!
Ребята средней группы исполнят песню » Пришла к нам масленица»
Каждый день масленицы имеет свои обряды и название. Давайте вспомним какой день начинает неделю? Правильно- понедельник.
1 й день масленицы— понедельник называется встреча масленицы. В этот день встречают масленицу, строят снежные горы. Делали — чучело, масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее с песнями. Первыми были дети. начиная с этого дня дети каждый день катались с гор.
Утро… ПОНЕДЕЛЬНИК… Наступает «ВСТРЕЧА».
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер…
Накатавшись вволю, все блины едят.
( Вносят чучело Масленицы)
Расступись честной народ,
Масленица к нам идет!
Дорогая наша гостья, Масленица!
Авдотья Ивановна!
Дуня белая, Дуня румяная,
Гостья важная!
Долгожданная!
(Ставят Масленицу в центре зала.)
2 й день, вторник.- Заигрыш.
Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни и шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.
«ЗАИГРЫШ» беспечный – ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них – награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!Пришла Масленица к нам,
Это значит быть блинам.
Быть любви и быть добру –
Всем раздайте по блину!
Мы с подружкою гуляли,
Сыром гору налепляли,
Всю блинами устилали,
Сверху маслом поливали!
3 й день- лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня начинали кататься на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами, и другими масленичными яствами.
Тут СРЕДА подходит – «ЛАКОМКОЙ» зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – всё им удаётся.
Пироги и блинчики – всё на стол мечи!
Четверг широкий, разгуляй четверток.
В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера.
Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Катались на конях по деревне, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.
Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Обычно в четверг делали чучело из соломы, одевали его в женский наряд, в руки вкладывали блины. Это чучело » Масленицу» ставили в сани, а около прикрепляли сосновую ветку или еловую, разукрашенную разноцветными лентами и платками.
А в ЧЕТВЕРГ – раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит.
Ледяные крепости, снежные бои…
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек – суженых своих.Давайте поиграем с вами в снежки.
Игра » Снежки»
Раз, два, три, четыре,( Загибают пальчики)
Мы с тобой снежок слепили( Лепят снежок)
Круглый, крепкий, очень гладкий ( показывают руками круг)
( Сжимают руки, гладят ладошки)
И совсем, совсем не сладкий ( грозят указательным пальчиком)
Раз- подбросим,( подбрасывают воображаемый снежок)
Два- поймаем, » Ловят снежок»
Три — уроним, ( Роняют снежок)
И Сломаем! — ( Топчут снежок ногами)
В пятницу » Тещины вечерки». Зятья наши папы, ходили к своим тещам, нашим бабушкам на блины.
В этот день после завтрака чучело вывозили на улицу и устраивали праздничное шествие. Во главе процессии была » Масленица» рядом с которой ставили самую красивую и нарядную девушку. Сани с масленицей волокли три парня, а за санями тянулась длинная вереница провожатых. Процессия начиналась с песни, которую начинала красавица с передних саней все подхватывали песню и шумно шли по улице.» Сударыня- Масленица открывала катание с ледяной горки. А девушки в полдень, выносили миску с блинами на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать- добрая ли хозяйка из нее выйдет Катание продолжалось до самого вечера , после чего » Масленица» водворялась снова в сарай.
ПЯТНИЦА настала – «ВЕЧЕРА у ТЁЩИ»…
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.
Суббота- Золовкины посиделки или » Проводы». В субботу масленицу везли не парни, а лошадь увенчанная бубенцами и колокольчиками, украшенная разноцветными лентами. Рядом с масленицей садились парень и девушка, которые катались по улицам и угощали всех встреченных. Играли в этот день в мяч. Парни сходились на ровное место ( чаще на реку) собирали две группы и назначали места, до которых следовало гнать мяч. Затем бросали мяч ( большой и тяжелый, величиной с арбуз), все кидались к нему и начинали пинать ногами, стараясь загнать на свою сторону. Играли также во взятие снежного городка.
Близится СУББОТА – «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
В воскресенье был прощенный день масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить, у костра масленицу ссаживали с саней, ставили на снег, потом снимали с еловой ветки ленты и платки и делили их между девушками. После прощальных песен масленицу зажигали, а в костре , кроме чучела, сжигали и все остатки блинов, яиц, лепешек и др. сжигали куклу с песнями, пепел от ее сгорания зарывали в снег.
В прощеное воскресенье ходили друг к другу мириться, просили прощения, если обидели раньше.
Говорили: » Прости меня пожалуйста, Бог тебя простит, отвечали на это».Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид все равно, говорили : «Прости меня». Даже когда встречали незнакомого человека, все равно просили у него прощения.
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в «ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ».
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень…
Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!
Мы мороза не боимся,
Нынче Маслену сожжём.
Хорошо повеселимся
С ярким, радужным огнём.
Масленица, прощай!
Через год опять приезжай!
Забрала от нас хворобы
И лихие непогоды
Воспитатель Где песня льётся
Там легче живётся!
Запевайте песню шуточную
Песню шуточную, прибауточную!
Дети старшей группы исполняют песню про Блины.
Вед: Хорошо повеселились, лишь блинком не угостились!
Надо б нам сейчас собраться, да блинками угощаться!
( Приглашает всех на блины)
На улице.
Ну, что ж, пришло время провожать Масленицу со двора, с большим почетом!
А сейчас по традиции мы подожжем масленицу, чтобы ушло все плохое.
( ребенок)
Мы мороза не боимся,
Нынче Маслену сожжём.
Хорошо повеселимся
С ярким, радужным огнём.
( ребенок)
Масленица, прощай!
Через год опять приезжай!
Забрала от нас хворобы
И лихие непогоды
Когда горела Масленица, замечали, как идет дым. Если он поднимался столбом вверх, то предвещал хороший урожай. Если дым стелился по земле – это был признак неурожая.
Сжигали Масленицу под слова:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
В небе птички летят, колокольчики звенят.
Солнышко, посвети, ясное, посвети!
После сжигания.
Ведущий: До свидания масленица, приходи опять!
Через год красавицу снова повстречаем,
Снова будем праздновать, блинами угощать!
Свежий авторский театрализованный сценарий презентации подворья муниципального образования, который был реализован на мероприятии, посвященного 65-летия Липецкой области.
В театрализованный сценарий презентации подворья включены минимум исполнителей, всего 4 персонажа — девица, молодец, барышня и барин. Задача на них возлагается простая — в ярко представить основные бренды родной земли.
Сценарий подворья написан в стихах и служит, как пример, для вашего вдохновения. Вы можете использовать частично текст, или изменить его на свое усмотрение.
Распространять сценарий на других ресурсах, частично или полностью запрещено автором — используйте его только для практического применения.
Вам также можно взять для идеи, чем располагает подворье: реквизит, оформление, атрибутика.
Театрализованный сценарий презентации подворья
- Универсальные сценарии событий
- Бесплатный сценарий праздника
- Сценарии ко Дню Победы
Оформление
На подворье установлены выставочные экспозиции лучших брендов муниципального образования. Представлены следующие экспозиции:
- Шуховская башня;
- Усадьба Нечаевых;
- Сыр, производимый в д. Масловка.
На подворье установлен флаг (или большая многосторонняя вывеска на высокой древке) с гербом и слоганом: «Данковский район – Всё лучшее здесь!» Флаг, или вывеска должны быть видны с любого места праздничной территории.
На подворье имеется самовар, горячие отвары и десерт, например: данковские пряники-подковки, данковские пышки, данковские бублики (баранки), данковский мёд, включая образцы сыра производимого в д. Масловка.
Исполнители:
- Молодец
- Девица
- Барышня
- Барин
Помимо исполнителей работает экскурсовод, готовый в любой момент дополнить стихотворное представление местных брендов.
- Звучат наигрыши гармони
Девица:
Здравствуйте, поближе проходите,
Лучшее подворье посетите.
Молодец:
История земли Данковской нашей,
Которой нет милей для нас и краше,
Уводит нас назад, в век Просвещения…
В ту пору Высочайшего правленья,
Екатерины мудрым повеленьем,
Уезд Данковский образован был,
Что воинской заставой раньше слыл.
Девица:
В юбилей Липецкой области,
Жители Данковского района,
Образцы культурной доблести
Представляют вам с поклоном.
Молодец:
В районе есть башня уникальная
Всем известного Шухова инженера,
Водонапорная и монументальная
Гиперболоидная, супер-экстерьера!
Девица:
Шуховская башня ярко показала,
Высший образец талантливой страны.
И каких высот Россия достигала,
Мастерство большой величины!
Похвальба местной дворянской усадьбы
Барышня:
Знаменитая усадьба есть у нас,
Где великие художники бывали.
Говорим мы искреннее сейчас,
Что в Полибино шедевры создавали:
Бенуа, Коровин, Лев Толстой,
Наслаждались здешней тишиной
Ахматова, Поленов, Васнецов
Здесь вдыхали аромат цветов.
Барин:
На искусство и на вдохновенье,
Тратил меценат свои финансы
И сейчас в нечаевском именье
Мы поем красивые романсы.
Здесь художники бывали,
И полотна рисовали,
Чай душистый попивали,
Сыр данковский поедали.
Похвальба местного сыра
Девица:
На Дону, в деревне русской,
Варят лучший сыр французский.
Варит мастер сырных дел,
Что секрет познать сумел.
Молодец:
Сыр он свой прославил вскоре —
Бизнесмен Владимир Бореев.
Есть у вас хороший случай,
Чтоб узнать, что сыр наш лучший!
Сыром нашим угощаем,
А с морозцу выпить чаю!
Предложение почетным гостям
Девица:
Мы предлагаем сковать вам монету.
С брендом данковским, с горячим приветом!
(Чтец подает молот гостю)
Молодец:
Вот вам и молот, а вот заготовка –
Будьте смелее – получится ковка!
(Гость кует сувенирную монету).
Вот и монета данковской чеканки —
Будут завидовать русские банки!
Деньга на счастье, от всех данковчан —
Будет исполнен ваш жизненный план!
На этом театрализованный сценарий презентации подворья в стихах переходит в гастрономическое русло — хозяева приступают к угощению почетных гостей.
Бюджетное
профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики
«Ижевский
техникум индустрии питания»
Фестиваль национальной кухни
Тема: Пир на весь мир
Авторы:
заместитель руководителя по УМР
Пушина Нина Вячеславовна?
преподаватель междисциплинарных курсов
по профессии Повар, кондитер
Зайцева Елена Аркадьевна
Ижевск, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ……………………………………… ……………..3
Сценарий мероприятия ……………………………………………………..5
Приложение 1 Презентация к фестивалю
Приложение 2 Видеоролик «Мастер-класс
«Пельмени»
Приложение 3 Видеоролик «Готовим перепечи»
Приложение 4 Отрывок из романа М.Петрова
«Вуж Мултан» («Старый Мултан»)
Пояснительная записка
Мы живем на земле, являющейся исторической родиной удмуртского народа.
В
последнее время всё большее внимание стало уделяться сохранению, а во многих
случаях и возрождению народных традиций, обычаев, обрядов. Проверенные веками,
бывшие неотъемлемой частью народного образа жизни, они не должны забываться
нами, потомками. Человек, не знающий прошлого — не имеет будущего.
Самый простой
и приятный путь приобщения к культуре другого народа лежит через его кухню. Данное мероприятие поможет наглядно совершить увлекательное
кулинарно -гастрономическое путешествие по нашей республике. Каждый, кто любит готовить, кому нравиться
пробовать интересные блюда других народов, наверняка заинтересуется чертами кулинарных
традиций людей, живущих по соседству, и характерными продуктами, из которых эти
блюда можно приготовить. Мероприятие также направлено на оказание
дополнительной помощи обучающимся по профессии Повар, кондитер в производственном
обучении. Оно играет важную роль в формировании проектно-исследовательских компетенций,
развитии творческих способностей, повышает инициативу и
предприимчивость. У обучающихся формируются навыки в приготовлении блюд
национальной кухни, их эстетического оформления.
Цель
проведения: содействовать развитию познавательного
интереса к традициям и обычаям наших предков, национальной кухне.
Задачи:
-приобщение обучающихся к традициям и обычаям,
кухне народов, проживающих на территории Удмуртской Республики;
— воспитание толерантного отношения к
народам, живущим по соседству.
—овладение
обучающимися элементами проектно-исследовательских процедур, связанных с
поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением
результатов самостоятельных микроисследований с использованием различных
информационных технологий;
-формирование творческих и
интеллектуальных умений;
— оптимизация условий самореализации обучающихся
Форма
проведения: презентация творческих
проектов обучающихся.
Программно-дидактическое обеспечение: ПК, мультимедийный проектор, аудиозаписи
народных удмуртских татарских, русских мелодий.
Оформление аудитории: географическая карта Удмуртии; выставка литературы и
ученических работ по теме занятия, изделия декоративно-прикладного творчества, элементы
интерьера дома удмуртской, татарской, русской семей.
Рекомендуется для учащихся 9-11
классов общеобразовательных школ или студентов СПО, независимо от профиля
обучения.
Краткое
описание: На подготовительном этапе педагоги делят группу обучающихся на
три микрогруппы по 7-8 человек и предлагают темы для микроисследований
(удмуртская, татарская, русская кухня), источники информации.. В процессе
подготовки педагогами проводятся консультации для обучающихся, оказывается
помощь в анализе и обобщении собранных данных, приготовлении и оформлении блюд
национальной кухни, корректировка информации, даются рекомендации по
презентации проектов. Педагоги выступают на мероприятии в качестве связующего
звена между выступлениями обучающихся. В
результате мини исследования каждая творческая группа обучающихся проводит
презентацию определённой национальной кухни, знакомящее с традициями, обычаями,
кулинарными особенностями удмуртской, татарской, русской кухни. На презентацию
проектов могут быть приглашены обучающиеся других групп, педагоги, родители.
Сценарий в чем-то
тезисный, поэтому в дальнейшем мини-проекты или его отдельные части могут быть
использованы в качестве дополнений к урокам краеведения, быть частью учебного
занятия или выступать в качестве внеклассных мероприятий, могут
корректироваться, расширяться, дополняться.
Сценарий мероприятия
Педагог: Добрый день, дорогие
друзья! Мы приветствовать вас на нашем фестивале национальной кухни «Пир на
весь мир» (слайд 1).
В России множество народов:
Другой язык, другие песни,
Но так уж суждено судьбою,
Всегда они повсюду вместе.
Россия – многонациональное
государство, в котором проживают представители более ста народов. Мы думаем,
что каждому из нас важно знать историю и традиции своего народа, уважать обычаи
людей, живущих рядом.
Нам посчастливилось жить на
Удмуртской земле. Работать и учиться в Ижевском техникуме индустрии питания,
где так же, как и в многонациональной России, гостеприимной Удмуртии, учатся
подростки разных национальностей.
На просторах
родной стороны
Много разных
народов живут.
Все народы
как братья равны:
Украинец,
татарин, удмурт,
Здесь грузин
и башкир,
Русский, грек,
осетин!
Студенты,
педагоги мы-
И мир для нас
един! (слайд 2)
Сегодня мы проводим
фестиваль национальной кухни. На занятиях профессиональных модулей мы знакомились
с особенностями национальных кухонь народов мира, а сегодня на фестивале
представим кухню народов, проживающих в Удмуртском крае. Нашу республику не зря называют многонациональной, т.к. в
ней проживают более 100 национальностей. Сегодня мы собрались здесь, чтобы
представить кулинарные особенности самых многочисленных народов, населяющих
Удмуртию — это русские, удмурты, татары. И начинаем наш праздник с удмуртской
кухни.
Защита творческого
проекта «Удмуртская кухня» (слайд 3)
Обучающийся 1:
Зечбуресь, гажано эшъёс! Наш рассказ об удмуртской кухне мы начнем с выступления
коллектива, покорившего мир, и благодаря которому большое количество людей узнали
об Удмуртии- это «Бурановские бабушки» (слайд 4).
Вы, наверное, обратили внимание, как
красиво выглядят эти достойные женщины, какие яркие, колоритные у них костюмы.
Знайте: национальный удмуртский костюм – это символ трудолюбия и аккуратности.
Чтобы наполнить свой сундук с приданным, девочки, начиная с 6-7 лет, учились
прясть, а главным помощником в этом деле был ткацкий станок. И так, к 16–17
годам они становились мастерицами и умелицами на все руки, они могли изготовить
и повседневное платье, и свадебный наряд. А у любой желающей выйти замуж должны
были быть припасены и подарки для будущего мужа и его родных. В общем, в
сундуке каждой уважающей себя девушки насчитывалось более 40 различных нарядов.
(Слайд 5)Костюм удмуртов – это оберег и защита от нечисти. Костюм северных
удмуртов содержит три цвета: белый, черный и красный. Южные удмурты отличались
костюмами яркими, многоцветными. Сюда входили и белые, и красные, и зеленые, и
коричневые цвета. Одежду и головные уборы украшали бусинами, бисером,
монетками, лентами, вышивкой с фрагментами оберега и национального узора.
Считалось, что от количества клеточек в костюме удмуртки, зависело сколько
детей будет в семье, чем больше – тем лучше. Замужние девушки прятали свои
волосы под платки и расшитые полотенца, а вот девушки украшали свои накосниками
– тесьма, ленты, узкие полосы с монетками. Удмуртки не только знают толк в
шитье, но и хорошие хозяйки.
Обучающийся 2: (слайд
6)Национальная кухня всегда складывается из образа жизни народа.
Удмурты издавна занимались земледелием и подсобным хозяйством. Выращивали овощи,
в лесу собирали ягоды, грибы, орехи, травы. Удмуртский народ создал немало вкусных
кушаний, которые готовились очень просто. В кухне любого народа всегда есть
несколько блюд, которые определяют его национальное лицо. Русские блины и
пироги, украинские вареники и борщ, бухарский плов и белорусские драники и
многие-многие другие блюда. В удмуртской народной кухне также есть блюда, в
одинаковой степени любимые всеми. К ним относятся перепечи, жуко мильым, табань
и пельмени.
Обучающийся 3: (слайд 7)Блюдом номер
один удмуртской национальной кухни стали пельмени. Пельмени с одинаковым удовольствием
едят и русский, и якут, татарин и украинец. Это подлинное украшение
праздничного стола, да и не только праздничного. «Готов упасть я на колени пред
тем, кто выдумал пельмени!»- восклицал «сибиряк» М. Блинов в своих
остроумно-иронических «Песнях про пельмени», изданных еще в 1879г. в Нижнем
Новгороде.
А задумывался ли кто-нибудь, откуда
произошли пельмени, какие кулинары изобрели его?
Отправной точкой наших рассуждений,
естественно, может служить самое название «пельмени». Немецкий лингвист Макс
Расмер в своем многотомном этимологическом словаре возводит происхождение слова
«пельмени» – «хлебное ушко» – к тому периоду (около 1000 лет тому назад), когда
предки удмуртов и коми представляли из себя еще единую, так называемую пермскую
общность: от удмуртского «пель» – означает ухо, «нянь» – хлеб. И в самом деле
пельмени очень напоминают человеческое ухо. Такое блюдо вполне могло возникнуть
именно среди предков удмуртов и коми. К тому времени они занимались уже и
земледелием, и разводили скот, то есть в их хозяйстве можно было найти все
исходные продукты, необходимые для приготовления этого блюда.
(слайд В Ижевске есть даже памятник
Пельменю, который открылся в октябре 2004 года около кафе «Позимь» на
улице Краева, автор А.Шкляев. Памятник выглядит так, как будто большая рука
взяла вилку и наколола на нее пельмень, а после воткнула эту вилку в землю
тупым концом. Размер пельменя в диаметре составляет 1
метр, а высота конструкции месте с вилкой составляет 3
метра.
(слайд 9)Видов фарша для пельменей существует
множество: говядина, свинина, курятина, рыба, картофель, капуста, крапива,
редька и т.д., и т.п.
В современном мире пельмени претерпели
множественные изменения, и сегодня мы покажем вам мастер-класс по приготовлению
необычных пельменей (Приложение 2 Видеоролик «Мастер-класс «Пельмени»). Мы
надеемся, что вам стало понятно, что Удмуртия –пельняньлэн дорез (родина
пельменей). Предлагаем вам их продегустировать!
Обучающийся 4:
(слайд 10)Визитной карточкой удмуртской национальной кухни
являются перепечи, которые изготавливали только для самых дорогих и желанных гостей.
Есть мнение, что название произошло от выражения «перед печкой», т.к. для
приготовления перепечей не нужен сильный жар, ему достаточно температуры перед
горящим огнем. Перепечи – открытая ватрушка с мясной или овощной начинкой.
Начинки для перепечей — самые разнообразные: мясо-силь, капуста-кубиста,
грибы-губи, яйцо-курегпуз, рыба-чорыг, лук-сугон, творог-кузятэм,
картофель-картофка.
Перепечи – старинное и очень
распространенное у народов Поволжья и Приуралья блюдо. Его название везде
звучит примерно одинаково: по-татарски и башкирски – «перемячи», по-марийски –
«премеч», по-русски – «перепеча», по-удмуртски – «перепеч».
(Слайд
11)Слава об
удмуртских перепечах дошла и до Москвы. Удмуртский поэт и литературовед В.М.
Ванюшев, оказавшись как-то в столице, попал в гости к землякам в общежитие.
Отведал приготовленные вдали от Удмуртии перепечи и тут же написал вот такие
восторженные строки.
Перепеч, перепеч!
Кин пыжиз?
Оло пересь?
Кин ке но, оло,
тодэ
Биографизэ
солэсь?…
Выжыез солэн
туж зеч –
Кам дурысь
чук зардонъес
Уйвотын кадь
чебересь
Бамъесаз
солэн шунды,
Жужакуз
льольмыт пыртэм,
Вало дур возь
вылъесысь
Сяська тол
пушказ ыртэм.
Мемиез солэн
– Музъем,
Атаез –
удмурт калык.
Нылпиез тани луэм
Туклячи кадь
асьмелы.
Ваньмес со
пуктэ артэ,
Ваньмес
вын-агай каре.
Кырзалом на
собере:
Перепеч,
перепеч!
Ми шомзэ
валам солэсь,
Коми пи, тува
нылаш,
Кавказъес но
уйгуръес
Юало
порасьмылэсь:
— Перепеч?
— Перепеч!
Чук шунды
бамо комеч!
Чук шунды
кадь утиськод тон
Зеч сямзэс
пересьеслэсь!
Перепечи, перепечи!
Ах, как они
вкусны!
Может быть,
кто-нибудь да знает
Биографию их?
Корни их уж
очень хороши –
Зори на Каме
прекрасны, как сны.
Щечки их
зарумянены солнцем
Во время
восхода.
Их аромат
навеян цветущими
Лугами вдоль
Валы.
Праматерь их
– Земля.
Отец – народ
удмуртский.
Дитя их стало
родным для нас
Всех оно
объединяет,
Сближает, как
братьев.
Друзья!
Угощайтесь!
А потом мы
наши песни споем:
Перепечи,
перепечи!
Юноша из Коми
края,
Девушка из
далекой Тувы,
Кавказцы и
уйгуры!..
Спрашивают у
хозяйки нашей:
— Перепечи?
— Перепечи!
Подрумяненный
восходящим
Солнцем
колобок.
Словно
утреннее солнце, ты
Хранишь
Добрые традиции предков!
Хлебосольством да радушием
Знаменит родной наш край.
Здесь для вас и сказки русские,
И медовый каравай.
Обучающийся 5:
Предлагаем Вам посмотреть процесс приготовления перепечей нашей студенткой
Анастасией (Приложение 3 Видеоролик «Готовим перепечи»)
Пока перепечи «выпекаются», предлагаем Вам
конкурс частушек (можно предложить соревнование по сочинению частушек о
перепечах)
1. Эх, топну ногой,
Да притопну другой.
Устоять я не могу-
Перепечи я хочу.
2. Научите, научите,
Перепечи стряпать,
А то скоро мой миленок
Приедет меня сватать.
3. Перепечи, перепечи,
перепечи я хочу.
Перепечи я хочу,
Только стряпать не могу.
4. Перепечи хоть куда,
И в любые времена
В русской печке испекут
И на стол вам подадут!
Предлагаем
всем для дегустации перепечи!
Обучающийся 6: Другим
праздничным удмуртским блюдом являются табани.
«Всезнающий»
Интернет не оказался таковым по этому вопросу. Он говорит, «что табань — это
толстый дрожжевой блин» или «вотяцкий род толстых блинов» (из словаря В. Даля).
(слайд
12)Табань – удмуртское популярное праздничное хлебное блюдо в виде
лепёшки из кислого теста. Эти кислые лепёшки пекли из всех видов муки,
употреблявшихся в пищу удмуртами: ржаной, пшеничной, овсяной, гречневой,
гороховой. Название «табань» произошло от удмуртского слова «таба» —
«сковорода», т.к. на ней пекут табань.
Табань
пекли не только по праздникам, но и по воскресеньям. Так же, как и для хлеба,
тесто для табаней замешивают накануне с вечера, т.к. у удмуртов принято
готовить табань на завтрак. Утром вся семья садилась за стол, на котором уже
были расставлены тарелки и блюдца с приправами к табаням. В зависимости от
времени года они были наполнены различными приправами: летом – толчёными
ягодами, мёдом, творогом. Осенью и зимой набор приправ богаче и разнообразнее
– это коровье масло, сметана, неснятое мороженое молоко, которое вначале
настругают, а затем, холодное взбивают, холодное жидкое картофельное пюре,
грибы и другие. Табани пекут во всю сковородку перед горящей печью у самого её
устья, где жар наиболее оптимален для их печения; перед едой обязательно
смазывают каким-либо топлёным животным салом, реже – маслом, и затем обмакивают
в приправу.
В
удмуртской традиционной кухне существуют локальные различия в приготовлении
табаней. Удмурты, живущие в юго-западной части республики, издавна ели табани
очень своеобразно – с зыретом (подливой). Для зырета не требуется большего
количества продуктов, достаточно молока, яиц, муки. Но для приготовления
подливы необходимы особая тщательность и внимание. Тогда зырет получается
нежным, мягким, без единого комочка. Северные удмурты едят ещё одну
разновидность лепёшек – «курег пузэн табань», намазывая их сверху взбитым яйцом
с зелёным или репчатым луком и запекая обычным способом.
Табань
– удивительно сытное блюдо. Старики, рассказывая о своём детстве, говорили,
что, поев утром табаней, до вечера были сыты.
Обучающийся
7: Этнографически
точное описание приготовления табаней с зыретом имеется в романе М.Петрова «Вуж
Мултан» («Старый Мултан») (Приложение 4).
Обучающийся
8: С блюдом табань у
удмуртов связано несколько обычаев, уходящих корнями в глубь веков.
«Пукон
табань»-это
празднество справлялось по окончании полевых работ, осенью. Девушки заранее
собирали на стряпню яйца, масло, муку и прочие продукты, затем выбирали
чью-нибудь избу, там стряпали и приглашали гостей. В гости обычно приглашали
вечером. Собиралась молодёжь. По приезду гостей накрывался стол и начинался сам
праздник с играми. На этих вечерах холостые парни присматривали невест, —
«пукылизы» — «пукон» — «посиделки». После ужина играли.
«Чожи
табань». С давних
времён на селе кормилицей семьи считалась корова. Хозяева всегда с нетерпением
ждали отёла коров. Молились, чтобы телёнок родился здоровым, крепким. Сразу
после рождения телёнка молозьево («чожи йол») оставляли для табаней, чтобы
приготовить зырет. Недели через две приглашали близких родственников. Первыми
за стол сажали детей, а взрослые садились по углам стола. Во время угощения
хозяин дома подходил к любому из сидящих детей и стукал деревянной ложкой по
лбу. Это означало: телёнок боднул. Не от обиды, а от неожиданности ребёнок
начинал плакать, но «обида» быстро проходила, все начинали шутить, смеяться.
Гости желали хозяевам, чтобы телёнок был быстроногим, шустрым. После вкусного,
сытного обеда взрослые пели песни, а дети играли.
Обучающийся
1: Удмуртский художник Семён Виноградов любовь к табаням показал в своей
одноимённой картине «Табани» (слайд 13). На
картине наглядно показано деревенское утро за столом, когда вся семья в сборе,
хозяйка угощает любимым блюдом и все радуются новому дню.
Вы знаете удмуртскую песенку про табани?
1.Уй чоже чырсатэмын,
Жуась гурын пыжемын.
Табане, табане,
Туэ ческыт тон, табане.
2. Шунды кадь ик питырес,
Вылаз-волдэм зыретэз.
3.Возьмаськом ми арняез
Гурын пыжем табанез.
Удмурты считали хлеб святыней, величайшим
из всех даров на земле. Переведите, пожалуйста народную мудрость (слайд
14):
-«Нянь зарнилэсь но дуно» — «Хлеб дороже
золота»;
-«Нянь юнматэ» — «Хлеб придает человеку
силы».
Предлагаем вам продегустировать табани!
Обучающийся 2:
Мы с вами познакомились с национальными блюдами, которые нам все известны, а
есть блюда у удмуртов, которые ели повседневно и в настоящее время они забыты (слайд
15).
Во время сенокоса от стара до мала шли на
поле убирать сено, времени для приготовления пищи не оставалось, поэтому
удмурты очень часто приносили на поле квас, молоко, замешивали все с мукой и
так питались. Мы сейчас вам расскажем еще об одном исчезнувшем уже блюде
саламат.
Инсценировка:
Приходит дед домой усталый, голодный и
говорит бабке:
— Бабка, приготовь что-нибудь на скорую
руку.
Бабка: — Что готовить-то? Пельмени долго
готовить, перепечи тоже долго. Приготовлю-ка я тебе, дед, саламат. Саламат
–аналог русского киселя. По-нашему, по-удмуртски, саламат называют Сезьпызь,
другое название этого блюда – Заваруха.
Берём чугунок, ставим его на печку,
наливаем воды, солим и, постоянно помешивая, сыплем муку. После того, как
саламат сварили, посередине делаем лунку и кладём туда сливочное масло. Саламат
готов. Это блюдо можно есть со сметаной, кефиром, вареньем.
Появляются гости: Зечбуресь!
Дед: Заходите, гости дорогие! Проходите к
столу. Вот саламат пробуйте.
Первый гость: Я саламат с маслом попробую.
Бабка: Масло коровье кушай на здоровье!
Второй гость: А я с вареньем попробую.
Варенье клубничное – настроение отличное!
Третий гость: А я с кефиром попробую.
Хозяйке честь, если кефир в доме есть!
Дед: А нынче саламат и с бананом
едят!
Хозяин: Кушай, кушай саламат,
Саламату каждый рад.
Хоть с вареньем, хоть сметаной,
Хоть с кефиром, хоть с бананом.
Кушай, кушай саламат,
Угостить гостей я рад.
Проходите, не стесняйтесь,
Саламатом угощайтесь.
Обучающийся 3:
Удмурты почти чай не пили. В жаркие летние дни жажду утолял сур — деревенское
безалкогольное пиво, которое пили и дети, и взрослые. Готовили его с древних
времен с обязательным добавлением ржаной муки, а также добавляли березовый
лист, анис и другие приправы. В настоящее время удмуртский напиток уходит в
прошлое, но на больших праздниках его ещё можно отведать. Готовят его так: сначала
в чугун на дно крест- на- крест кладем маленькие палочки, потом ржаную солому.
Затем делаем кашицу из кипяченой воды, солода, ржаной муки и стакана песка.
Держим минут 20, пока оно не станет сладким, как кисель. После этого
перемешиваем и кладем ячневую мякню и тщательно мешаем. Потом с ведра выливаем
в гущу и ставим в русскую печь и там оно варится целый день. А вечером
достаем, наливаем кипяченую воду и ночь даем отстояться. А утром пропускаем
через маленькую дырку, добавляем кипяченую воду. Затем, когда ведро остынет,
добавляем сухую закваску в кислую закваску. И ждем! Сур готов!
Самый лучший из напитков,
Его любят чересчур!
Ценят папы, мамы, дети,
Уважают любимый сур!
Газвода — ерунда!
Сур удмуртов — вот это да!
Обучающийся 4: (слайд
16)В 1975 году издательство «Удмуртия»
выпустило в свет книгу опытного повара, мастера своего дела, большого патриота
национальной кухни Германа Ивановича Соковнина «Удмуртская кухня». Национальная
кухня, как считал Герман Иванович, складывается
из образа жизни народа, поэтому в сборнике представлены
простые
рецепты и технология приготовления различных блюд и кулинарных изделий удмуртов.
Защита творческого
проекта «Татарская
кухня» (слайд 17)
Обучающийся 1: (слайд 18) Исэнмесез! Тата́ры
являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. Татары —
очень гостеприимный народ. Всегда ярко, разноцветно, аккуратно одетые, они
сразу привлекают внимание.Традиционная одежда татар шилась из тканей домашнего
производства или покупных. Нижней одеждой мужчин и женщин были рубахи
туникообразного кроя и штаны с широким шагом. Женская рубаха была более
украшена. Верхняя одежда была распашной со сплошной приталенной спинкой. К ней
относился камзол, безрукавный или с коротким рукавом, женский богато украшался.
Женские уборы различались многообразием разнотипно богато украшенные шапочки,
покрывала, полотенцеобразные головные уборы. Женщины носили много украшений —
серьги, подвески к косам, нагрудные украшения, перевязи, браслеты, при
изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты. Традиционными
видами обуви были кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой, нередко
сшитые из цветной кожи.
Обучающийся
2: (слайд 19) Ашларыгыз тэмле булсын! У татар говорят: «Пусть еда будет на
пользу. Приятного аппетита!»
Кулинарное
искусство татарского народа богато своими национальными традициями, изделия
славятся оригинальностью приготовления, вкусовыми качествами и оформлением.
В
больших количествах татарская кухня использует мясо, главным образом баранину,
говядину и конину. Оно служит основой супов и бульонов, а в отварном виде –
самостоятельным вторым блюдом. Татарской кухне известно немало рецептов
приготовления блюд из домашней птицы, которую используют для приготовления
бульонов, вторых блюд, ее варят, жарят, тушат. Особой популярностью пользуются
куры, фаршированные яйцами с молоком (тутырган тавык). Подают его обычно на
торжествах. Фирменное блюдо татар – шулпа (суп). Особенно популярна шулпа с
лапшой. Суп-лапша на мясном бульоне до сих пор остается обязательным блюдом во
время приема гостей. Лапшу по возможности готовят на яйцах. Для лапши тесто
раскатывают очень тонко и обязательно нарезают вручную и желательно очень
тонко.
Обучающийся 3: Еще любимое блюдо у татар — это балиш. Он
готовится из пресного или дрожжевого теста с начинкой из кусочков жирного мяса
с крупой или картофелем. Балиш можно делать большого или малого размера. К этой
же категории кушаний относятся эчпочмак – треугольник.
Очень
своеобразным изделием является губадия, прежде всего характерная для кухни
городских казанских татар. Этот круглый высокий пирог с многослойной начинкой,
включающей рис, сухофрукты, корт (разновидность творога) и многое другое — одно
из обязательных угощений при торжественных приемах.
Особенностью традиционного стола является разнообразие мучных изделий. Тесту
татары всегда придавали большое значение и хорошо его готовили. Разнообразие
начинок – это неповторимое своеобразие татарской выпечки.
Наиболее
простым и древним блюдом является кыстыбый (кузикмек). Праздничным блюдом у
татар является чак- чак — символ гостеприимства и у нас есть уникальная возможность познакомить вас с ним.
Обучающийся 4:
Много яств в татарской кухне,
И напитки тоже есть,
Просто времени не хватит
Все сегодня перечесть!
У татар есть определенные правила поведения за столом. Так
как уважение к старшим имеет большое значение, то все приступают к еде, только
когда за стол сели старшее поколение и почетные гости.
Первым блюдом у татар обычно подают густой суп-лапшу на
курином бульоне. Кстати, порядок подачи блюд так же начинается с более взрослых
людей, присутствующих за столом.
На второе, чаще всего, подают отварной картофель с мясом,
политый сверху зажаркой из лука и моркови. Кроме мясных блюд, у татар на второе
подают балиш.
Балиш ставят на стол в сковороде, вначале срезают верхнюю
корку, разрезают его на порции, раскладывают в тарелку начинку, а потом делят
края и нижнюю корку.
После
второго обычно принято чаевничать и есть пироги. На стол принято ставить
губадию, чак-чак, кыстыбый, эчпочмак, вак-балиш, пирог из яблок или повидла, сметанник,
пирог из тыквы и многое другое.
(слайд 20) «Чайный стол – душа семьи». Чай – непременный
атрибут встречи гостя, причем любого – званного или незваного. Чай пьют
крепким, горячим, нередко разбавляя молоком. Чай татары любят пить из маленьких
чашечек, для того чтобы он не остывал. В чай по желанию гостей добавляют
курагу, изюм, урюк.
Уважительно
татары относятся к еде, поэтому не принято оставлять недоеденные кусочки хлеба
или небольшое количество недоеденной еды в тарелке.
Обучающийся
5: Если
вы попадете в гости к татарам или на какое-то торжество — будьте уверены, что
голодным вы точно не останетесь. Радушие и гостеприимство к гостям считаются
обязательными качествами.
До чего же хороши
у Даныи апа балиши!
Хворост- просто объеденье,
К чаю чем не угощенье!
А чак- чак — какое чудо!
Насладитесь этим блюдом!
Раз попробуешь- полюбишь,
Вкус его ты не забудешь!
Никто не спутает никак
Лакомство татарское чак- чак!
Обучающийся 6: А теперь предлагаем Вам сыграть «В узелки»
В эту игру хорошо играть всем классом.Платок или шарф завязывают в
узелок. Все выбирают водящего и садятся в круг на расстоянии 1,5-2
метра друга от друга. Водящий выходит из круга, а игроки начинают перекидывать
узелок соседу справа или слева. Тот ловит и кидает тоже в любую сторону. Водящий
бегает и старается поймать узелок. Если он даже коснулся узелка, игрок, у
которого он был, начинает водить.Запомни: водящий не может входить в круг!
Нельзя дразнить водящего, «играть в собачки» — нужно сразу, получив
узелок, перекидывать его другому игроку. Нельзя кидать узелок через центр круга.
Приглашаем вас к нашему столу, где вы
можете отведать и чак-чак, и кыстыбей, эчпочмак,
вак-балиш!
Защита творческого
проекта «Русская
кухня» (слайд 21)
Обучающийся
1: Есть
в природе нашего народа
Вечные,
особые черты –
Не
берут ни годы, ни невзгоды,
Ни
капризы ветреной моды,
От
души они, от доброты.
Гость,
войди, традиций не нарушим.
С
ним чайку всегда попьем.
Всем
известно русское радушье:
Хлебосольство
и открытый дом.
(слайд 22)
Здравствуйте, дорогие друзья! Если говорить об особенностях национальной
одежды в России, то хочется отметить следующее: Наряд был многослойным,
особенно у женщин. На рубаху надевали запашную поневу, сверху «запон» или
передник, потом фартук. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и
свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками. Все
костюмы русского народа имели общий обязательный элемент — пояс.Орнаменты на
поясах служили оберегом. Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена
вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от
нечистой силы. По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный
статус, возраст и принадлежность к определенному роду. Народные костюмы шились
из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или
узорными вставками. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды
был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и
весил около 5 килограммов. Каждый человек имел специальную обрядовую одежду,
которая была более богато украшена и вышита. Ее старались не стирать и надевали
несколько раз в году.
Обучающийся
2:
Хлебосольством да радушием
Знаменит родной наш край.
Здесь для вас и сказки русские,
И медовый каравай.
(слайд 23)Старинный
русский обеденный стол состоял обыкновенно из четырех подач: «холодных яств,
горячих, или похлебок, жареного, взваров и пирожных». Первые блюда обычно
подавали в глиняных, деревянных, оловянных, серебряных или медных луженых
тарелках. Напитки приносили в больших ендовах, а подавали в глиняных и
деревянных братинах, или ставцах, на которых были часто развешены маленькие
ковшики – черпальца. Пили из кружек, чаш, кубков или чарок. Вместимость посуды
была довольно большой, Например, ендова вмещала несколько ведер, а братина – по
четверти ведра. Салаты (или «саллери») подавали чаще как гарниры к мясным
блюдам, причем такая подача называлась «ставит в приправу». Очень любили на
Руси и винегреты, особенно заливные, но называли их разсолами, то есть блюдами
из разных соленостей. Приправлялись они различными заправками, взварами,
конопляным и ореховым маслом. Знали русские кулинары и о соусах, только
называли их муковниками.
Обучающийся 3: В конце 17 века ассортимент закусочного стола еще более
расширился – к нему добавили студни (раньше они считались пищей самого бедного
люда, а в царствование Елизаветы Петровны были введены в меню солдатской
кухни), икру различных рыб которую приправляли уксусом, перцем, варили в
маковом молоке, жарили с маслом, а во время поста взбивали с сырыми белками.
Иностранцев особенно поражал прекрасный вкус знаменитой неповторимой ухи. Ее
секрет они так и не могли разгадать и называли ее «колдовской». Щи – также
изобретение русской кухни. Известна слава наших борщей с ватрушками, жареными
карасями, снетками, грибами, ушками. Кроме рассольников и щей мировую кухню
обогатили русские солянки, окрошки, свекольники, ботвиньи и щучина. А супы-пюре
русские повара готовили еще до французов, правда, называли их тогда протертыми
похлебками.
Обучающийся
4:
В 1638 году состоялось первое чаепитие в России. Попробовали этот напиток, и
поняли: «питье доброе и когда привыкнешь – весьма вкусное».
(юноша в русском
костюме
читает стихотворение, сопровождая все действием):
Раз прислал мне
барин чаю
И велел его
сварить,
А я от роду не
знаю,
Как проклятый чай
варить.
Взял тогда, налил
водички.
Всыпал чаю я в
горшок
И приправы перцу,
луку,
И петрушки
корешок.
Разлил варево по
плошкам,
Хорошенько
размешал.
Остудив его
немножко
На господский стол
подал
Гости с барином
плевались,
Сам он ажно
озверел,
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
В 1679 году появились в России самовары. О
чае пошла молва, что он укрепляет дух, смягчает сердце, удаляет усталость,
будит мысль, облегчает и освежает тело.
По русской традиции чай – лучшее завершение праздничного обеда, К нему подают
лимон, варенье, мед, печенье, бублики, пряники.
Обучающийся 5:
В старые времена был такой обычай у русских людей – коротать зимние
долгие вечера вместе на посиделках. Весело было. То песню затянут, то
шуткой перебросятся – и работа спорится. За столом у каждого члена
семьи было свое место. Хозяин дома садился первым во главе стола, за
ним все остальные. Перед обедающими клали ложки, хлеб и одну большую
миску с едой. Куски мяса, рыбы, овощей можно было из общей миски
взять себе ближе. А кто знает, что раньше людям заменяло тарелку за обедом?
(ломоть хлеба).
Правила поведения за
столом были строгие: нельзя было ложкой скрести, громко разговаривать.
За баловство можно было получить по лбу деревянной ложкой. Раньше
никакие праздники и посиделки не обходились без гармони (слайд 24).
На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так пропойте ж под чаек
Чайные частушки!
В пляске не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям,
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам.
Самовар блестит, кипя
Чай в нем пенится.
Погляди-ка на себя —
Ну и отраженьице!
Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Лучше
доктора любого
Лечит скуку и тоску.
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.
Обучающийся
6:
(слайд 25)Русские люди особое почтение, благоговение испытывали
по отношению к хлебу насущному. Отменным хлебом славились московские
булочники. Широкой известностью среди них пользовался Филиппов. Филипповские
булочные прославились пирогами, калачами, сайками, но больше всего чёрным
хлебом превосходного качества. Сам Филиппов любил повторять: «Хлебушко
чёрненький труженику первое питание». Филипповские калачи и сайки отправляли в
Петербург к царскому двору. Обозы с филипповскими изделиями шли даже в Сибирь.
«Их как-то особым способом горячими, прямо из печи замораживали, везли за
тысячи вёрст, перед самой едой оттаивали особым способом, в сырых полотенцах и
ароматные горячие калачи где-нибудь в Иркутске подавались на стол с пылу жару».
А один случай чуть не стоил знаменитому булочнику
потери всего его дела и вместе с тем привёл к появлению нового «филипповского
изделия» — сайки с изюмом:
… В те времена полновластным диктатором Москвы был
генерал-губернатор Закревский. Каждое утро к завтраку подавали горячие сайки от
Филиппова.
—
Что это? Таракан? Подать сюда
булочника Филиппова! – заорал как-то Закревский.
—
Это что? А? – и тычет сайку с
запечённым тараканом.
—
И очень даже просто… — поворачивал
перед собой сайку старик.
—
Что…? Просто…?
—
Это изюминка-с.
И съел кусок с тараканом.
—
Врёшь, мерзавец! Разве сайки с
изюмом бывают? Пошёл вон.
Бегом выбежал Филиппов в пекарню, схватил решето изюма да в саечное тесто
вывалил, к ужасу пекарей. Через час Филиппов угощал Закревского сайками с
изюмом, а через день от покупателей не было отбоя. Мы тоже приготовили булочки
и просим вас их отведать!
Обучающийся 7: (слайд
26) Редкое блюдо в народном застолье могло
сравниться с блинами. В старину блины, как ритуальная пища, сопутствовала
человеку в течение всей жизни от рождения (роженицу кормили блинами) до смерти
(блины входили наряду с кутьей в состав поминальной трапезы). И уж, конечно,
какая может быть масленица без блинов. Как вы думаете, из какой муки пеклись
традиционные русские блины? (Из гречишной. Она придавала им большую
рыхлость и пышность, да ещё слегка кисловатый привкус). Если на масленицу
пекли блины, а на пасху ели куличи, то весну встречали жаворонками – особыми
пряниками, по форме напоминающими птиц. Пряники не имели начинки, но в тесто
добавляли мёд и пряности (отсюда и произошло название «пряники»). На русских
свадьбах существовал обычай. Когда торжество заканчивалось, гостям раздавали
маленькие пряники – разгоняи, прозрачная намёка, что пора по домам. На не
хочется с вами прощаться, но блинов, пряников, жаворонков предлагаем отведать!
Обучающийся 8: Предлагаем викторину по истории русской кухни (слайд
27):
1. Одно из самых древнейших изделий русской кухни — блины
появились ещё в языческие времена. А каково происхождение слова «блин»? ( слово
«блин» — искаженное «млин» от глагола «молоть».
«Мелин», или «млин», означает изделие из намеленного, т.е.
мучное изделие)
2.На Руси
всегда оказывалось предпочтение жидким и полужидким блюдам. Назовите виды
исконно русских супов и первые блюда, заимствованные из других кухонь?
(ассортимент национальных русских супов — щей, затирух, похлебок, ухи,
рассольников, солянок, ботвиней, окрошек, тюрь — продолжал пополняться в
XVIII—XX вв. различными видами западноевропейских супов вроде бульонов,
супов-пюре. Точно так же получили место на современном русском столе и многие
супы народов нашей страны, например украинские борщи и кулеш, белорусские
свекольники и супы с клецками)
3.Начиная с
петровских времен, русская знать всё более и более заимствует
западноевропейские кулинарные обычаи и нравы, но у Петра 1 любимым блюдом было
чисто русское. Какое русское национальное кушанье было любимым у императора
Петра 1? (ячневые каши были любимым кушаньем Петра I).
4.С этим блюдом впервые познакомились
русские первопроходцы, когда они добрались до Приуралья. Там у местного
населения и научились они готовить «хлебное ухо». Что это за блюдо? (пельмени —
изобрели древние кулинары коми – пермяцких племён. На коми – пермятском блюдо
именуется пиль — нянь. Пель – ухо, нянь – хлеб, так что пельмени – это «хлебные
уши»)
5.В XIX в.
русская кулинария была немного подправлена французскими поварами. Какой вклад в
русскую кухню был сделан французскими кулинарами? (французская школа ввела
комбинирование продуктов (винегреты, салаты, гарниры) и точные дозировки в
рецептах блюд, не принятые ранее в русской кухне)
6.Это блюдо
появилось в конце XIX в., и после Второй мировой войны вошло в номенклатуру
международной ресторанной кухни как «русское блюдо»: мелкие кусочки мяса,
обжаренные, под соусом. Как называлось это блюдо? (гуляш)
7.Персонаж известной русской сказки Колобок – хлеб, пирог или
пряник?(Пряник, только шарообразный. Вспомните хорошенько сказку: «на сметане
мешан»)
8. Скажите, что в старину «вторым» хлебом
называли? (репа, крестьяне хранили её очень бережно: через две недели после
снятия урожая обрывали с репы зелень, плоды укладывали в кадку из-под соленых
огурцов или капусты слоями: слой песка, слой репы)
9. Крестьяне любили щи. Про какие щи они
говорили: «Щи хоть кнутом хлещи?» (Конечно, если хлебать пустые щи (без мяса)
весь год, разозлишься по неволе).
10. Кроме хлеба, на Руси всегда любили каши. Их так и называли «хлеба
меньшие братья». А сколько видов каш готовили русские хозяйки в 17-19 вв.?
11. А.С.Пушкин дал герою своей сказки
прозвище « толоконный лоб». Что на Руси называлось толокном? ( толокном на Руси
называлась овсяная крупа особого приготовления).
12. Правда ли, что иностранцы, попавшие в
Россию в 16-17 веках, с восторгом отзывались о русской кухне? (Нет жаловались,
что русская еда без меры сдобрена мукой и чесноком).
13. Правда ли, что известный баснописец
И.А. Крылов был щеголем, аккуратистом во всем, особенно в соблюдении правил
поведения за столом? ( Нет.
Самобытный баснописец имел свои слабости,
любил покушать в постельке и , бывало, целыми днями не вставал с нее. Однажды,
когда его пригласили на бал-карнавал, он стал сокрушаться, что не знает, что же
ему надеть. Но его слуга ему ответил : « Что же это Вы сокрушаетесь, умойтесь,
причешитесь, и Вас никто не узнает»).
14. Какое дерево было первым хлебным растением?
(Дуб, так как по питательным свойствам желуди могут сравниться со злаками).
15. Правда ли, что зимой в дальнюю дорогу
путешественники брали с собой щи?
(Зимой путешественники брали с собой в
дорогу целую кадку замороженных щей, которые по мере надобности на почтовых
станциях разогревали и ели.).
Обучающийся
1:
Как
солнце щедрое в небесной сини
Из
века в век не устает сиять,
Так
согреваешь нас и ты Удмуртия, РОССИЯ,
Для
всех народов ты- родная мать.
Необозримы
светлые просторы
Цветущей,
нестареющей земли.
И
италмас, и родники, и наши реки-
С
тобою вместе счастье обрели.
Ты
раскрываешь нам свои объятья,
Радушия
тебе не занимать,
Мы
все- одна семья, навеки- братья,
С
тобой мы навсегда, РОССИЯ- мать!
Педагог: (слайд 29)
В одном серьезном труде, изданном полтора века назад, -это «Книга русской
опытной хозяйки» — было написано: «Не порицая ни немецкой, ни французской
кухни, мы утверждаем. Что далось опытом, передано от отцов детям. Ведь все это
определяется местностью, климатом и образом жизни. Вкусное, аппетитное
укрепляет человека не только как хлеб насущный, но и как лекарство, как
средство укрепления здоровья, В каждом доме должна быть кулинария своего
Отечества, кулинария родного края, кулинария своего рода и своей семьи».
(слайд 30) Наш
фестиваль национальной кухни подошел к концу. Нам сегодня удалось с вами
познакомиться как с традиционными, так и праздничными блюдами удмуртов,
русских, татар. Мы предлагаем вам создать
кулинарную книгу народов, населяющих нашу республику.
А сейчас приглашаем всех к столу, чтобы вдоволь насладиться блюдами
национальной кухни и устроить пир на весь мир! (звучит «Мы супер удмурты»)
Список
литературы
1.
Верещагин
Г.Е. Вотяки Сарапульского уезда Вотской губернии. – Ижевск: Удмуртия, 1996.
2.
Владыкин
В., Христолюбова Л. Этнография удмуртов. – Ижевск: Удмуртия, 1997.
3.
Петров
М. «Старый Мултан». – Ижевск: Удмуртское книжное издательство, 1957
г.
4.
Поторочина
Р.А. Чожи табань .- «Вордскем кыл», №2, 2008.
5.
Трофимова
Е.Я. Как сложилась народная кухня удмуртов. Блюда удмуртской кухни. — Ижевск:
Удмуртия, 1991.
6.
Семён
Виноградов: Очерк творчества. – Ижевск: Удмуртия, 2000.
7.
Удмуртский
фольклор: Пословицы, афоризмы и поговорки/ Составитель Т.Г.Перевозчикова. –
Устинов: Удмуртия, 1987.
Интернет-ресурсы:
www.liveudm.ru
www.stranamam.ru
www.vorshud.unatlib.org.ru
Приложение 4
Отрывок из романа М.Петрова «Вуж
Мултан» («Старый Мултан»)
«У тётки
Дукъи блины и зырет удались на славу. Чтобы маслить блины, она принесла из
чулана для дорогих гостей новенькие, чистенькие гусиные перья. На двух
раскалённых сковородах пеклись пышные блины. Тётка Дукъя с необычайной для её
возраста бойкостью сбрасывала готовые блины на широкую гладкую дощечку с
ручкой, сделанную из липы для этой цели, и тут же ловко заливала тестом
сковороды. На дощечке уже красовалась порядочная стопка горячих блинов.
— А как
зырет, мама?
— Зырет
удался, сынок, только будут ли они кушать, наверное, никогда и не пробовали.
Намасленные
блины Дукъя намазывала ещё зыретом и прямо на дощечке разрезала на четыре
части.
Короленко
лукаво поглядывал на Баранова, а тот не знал, как подступиться к блинам,
намазанным зыретом.
— Вы,
Александр Николаевич, кажется, вилки ждёте? А вы вот так! – и Короленко поддел
четвертушку блина тремя пальцами…
Видя,
что Баранов очень уж неловко справляется с блинами, Илья Фомич сказал хозяйке
по-удмуртски:
— Ты,
тётя Дукъя, блины зыретом не мажь, а налей его во что-нибудь и поставь перед
каждым…
И
она поставила перед гостями блюдечко с зыретом…»