Национальный армянский праздник Терендез (Трндез, арм. Տրնդեզ), отмечаемый ежегодно 13 февраля, своими народными гуляниями очень напоминает русскую Масленицу, но с элементами католического Дня святого Валентина, поскольку главные действующие лица этого дня — влюбленные.
Изначально Терендез был языческим праздником в ритуале огнепоклонников и назывался Дерендез, что в переводе с армянского значит «сноп сена перед вашим домом» и обозначает пожелание хорошего урожая.
После того, как Армения приняла христианство, изменилось и название праздника, и его суть. Он стал отмечаться в честь Сретения Господня (Тъярнэндарач), а главными участниками Терендеза стали юноши и девушки — молодожены или те, кто только собирается связать свои судьбы узами брака.
А главные участники Терендеза — молодожены (Фото: Banauke, Shutterstock)
После праздничной литургии во всех церквях совершается обряд благословения молодоженов. Важным атрибутом дня остается костер, через который прыгают влюбленные пары. Считается, что если им удастся совершить прыжок, не разнимая рук, то их семья будет крепкой, а любовь — вечной. Следом за молодыми парами через костер прыгают бездетные женщины — в надежде, что пламя поможет им забеременеть. Под конец все берутся за руки и водят вокруг огня хоровод.
Согласно старинным армянским поверьям, праздничный костер в этот день дает благополучие тем, кого он коснется своими языками. Когда огонь гаснет, оставшийся пепел собирают и рассыпают по полям, что должно принести хороший урожай будущей осенью.
В настоящее время костры разжигают не везде, но, в любом случае, юноши и девушки гуляют вечером по улицам, держа в руках стаканчики с зажженными свечами.
Трндез отмечают не только в Армении, но и в некоторых городах России — как правило, в тех, где сильны национальные общины.
https://ru.armeniasputnik.am/20200213/Yazycheskiy-Trndez-v-khristianskoy-Armenii—kto-i-pochemu-otmechaet-ognennyy-prazdnik-22036382.html
Языческий Трндез в христианской Армении — кто и почему отмечает «огненный» праздник
Языческий Трндез в христианской Армении — кто и почему отмечает «огненный» праздник
Истоки праздника Трндез лежат в древнем ритуале огнепоклонников, поскольку в языческой Армении этот праздник связывался с поклонением огню и был посвящен богу… 13.02.2020, Sputnik Армения
2020-02-13T10:37+0400
2020-02-13T10:37+0400
2020-02-13T12:11+0400
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn1.img.armeniasputnik.am/img/1052/68/10526877_0:0:1600:906_1920x0_80_0_0_7058f6e77112062e8b9893a8887b96bb.jpg
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
2020
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
https://cdnn1.img.armeniasputnik.am/img/1052/68/10526877_0:0:1600:1006_1920x0_80_0_0_9b184edb05d355fb768611d33941d61d.jpg
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
общество, армения, праздник
общество, армения, праздник
Языческий Трндез в христианской Армении — кто и почему отмечает «огненный» праздник
10:37 13.02.2020 (обновлено: 12:11 13.02.2020)
Подписаться на
Истоки праздника Трндез лежат в древнем ритуале огнепоклонников, поскольку в языческой Армении этот праздник связывался с поклонением огню и был посвящен богу Михру. Смысл праздника был в том, чтобы усилить тепло солнца, воздействуя на холод с помощью огня.
ЕРЕВАН, 13 фев — Sputnik. Армянская Апостольская Церковь 14 февраля, на сороковой день после Богоявления, отмечает Сретение Господне (Трндез).
В Армении праздник имеет два названия: «тэрн энд дзес» или «теарнэндарач», что означает «Господь с вами!», «Навстречу Господу!».
Согласно церковному уставу, накануне праздника, вечером 13 февраля, по завершении вечернего богослужения совершается Андастан – обряд освящения четырех сторон света, после чего происходит церемония благословения свечи.
Согласно древнейшей традиции, восходящей к дохристианской эпохе, от благословленной свечи разжигается костер, символизирующий спасительный свет Христа.
Распоряжением Католикоса Всех армян Гарегина Второго Сретение Господне провозглашено Днем благословения молодоженов. После праздничной Святой Литургии Теарнэндарача во всех церквях совершается обряд благословения молодоженов.
С особым размахом праздник сегодня вечером отметят в историко-культурном музее-заповеднике «Гарни». В частности, согласно информации ГНКО «Служба по охране исторической среды и историко-культурных музеев-заповедников» министерства культуры Армении, праздничные мероприятия начнутся в церкви «Сурб хач» (Святого Креста) в общине Гарни. По завершении вечернего богослужения от благословленной свечи планируется разжечь костер в историко-культурном музее-заповеднике «Гарни».
Праздник отметят также представители армянской диаспоры ОАЭ, Катара, Грузии и других стран.
Что символизирует Теарнэндарач или Сретение?
Слово «сретение» – старославянское, оно значит «встреча», в частности, встреча Иисуса с праведным Симеоном. На сороковой день после рождения Иисуса Мария и Иосиф принесли Его в храм, чтобы совершить обряд посвящения Богу своего Сына-первенца. В то время жил в Иерусалиме благочестивый человек по имени Симеон.
Именно он переводил книгу пророка Исайи, где значилось: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Как повествует Лука, Симеону было откровение, что он не умрет до тех пор, пока не встретит Христа Спасителя… После этого прошло много лет, и вот однажды он увидел, как к храму приближаются мужчина и женщина с младенцем на руках. Это были Иосиф и Мария, а у них на руках – Иисус. Когда сорокодневнего Иисуса привели в Храм, с заглушающим скрипом и шумом открылись восточные двери, которые никогда не открывались ранее. А люди, с лампами в руках, вышли со своих очагов, направились к церкви, чтоб узнать, что за шум содрогнул землю. Они невольно этим освятили дорогу Иисуса к Храму. Праведный Симеон понял, что это и есть то самое Дитя, встречи с которым он ожидал на протяжении всей своей жизни. Симеон взял Его на руки и начал славословить Бога, благодарить Его за то, что смог увидеть Спасителя….
Языческие традиции
Истоки праздника Трндез лежат в древнем ритуале огнепоклонников, поскольку в языческой Армении этот праздник связывался с поклонением огню и был посвящен богу Михру. Смысл праздника был в том, чтобы усилить тепло солнца, воздействуя на холод с помощью огня.
Основные участники праздника – юноши и девушки, молодожены или те, кто только-только собирается связать себя узами брака. Главный символ праздника – костер, через который прыгают молодые пары. Считается, что нельзя расцеплять руки при прыжке, чтобы союз был крепким. Пока юноши и девушки прыгают, старшие посыпают их семенами пшеницы и конопли. В древности верили, что во время обряда пламя костра обретает особую энергию обновления, новой жизни.
Следом за молодежью должны прыгнуть взрослые или бездетные женщины, надеющиеся обзавестись потомством. Затем все участники, взявшись за руки, объединяются в общем танце вокруг плодоносного огня.
Ежегодно в Армении масштабно отмечается старинный праздник – Терендез. Иностранцы, которым посчастливилось побывать на этом торжестве, говорят, что фестиваль этот одновременно напоминает и славянскую Масленицу, и европейский День Святого Валентина.
Этот день посвящён наступлению весны и самому прекрасному чувству, которое способен испытывать человек, – любви. Примечательно, что Терендез начали праздновать ещё в далёком прошлом, когда племена, населяющие территорию современной Армении, придерживались языческих верований. Шло время, менялась религия, но и сегодня этот праздник остаётся любимым у армян. Вот уж верно – есть вещи, над которыми не властно время! А как отмечают Терендез? И каковы его традиции?
Языческий праздник
Итак, начну свой рассказ об армянском празднике, пожалуй, с самых истоков. Оказывается, много веков тому назад торжество называлось «Дерендез», что переводится как «сноп сена перед домом». Сено действительно становилось главным символом праздника. Его ставили перед домом и поджигали. Огонь символизировал победу над темнотой и холодами. По сути, это очень напоминало традиции известной всем нам Масленицы.
Огонь неслучайно являлся главным «действующим лицом» на празднике. Он отождествлялся с могуществом огненного божества Ваагна. Армянские предания рассказывают, что в далёком прошлом народ не знал, как согреться во время зимних холодов. На помощь людям пришёл отважный Ваагн, который разжёг первый костёр. В дальнейшем, почитая бога, армяне попросили его одолеть дракона, который охранял природные источники воды. Благодаря мужеству и силе Ваагна армянские племена получили воду, а вскоре огненный бог помог всей Армении стать процветающей землёй.
Христианские традиции
Однако шли века, и языческие верования постепенно сменила христианская религия. Армяне, принявшие христианство, уже иначе смотрели на свой праздник. Разумеется, о почитании древнего божества огня теперь не могло быть и речи. Да и у самого праздника появилось новое название – «Тиарн энд дзез», что переводится как «Господь с вами».
Что интересно, христианская вера дала новые символы празднику. Считается, что свет костров символизирует победу света веры над тьмой невежества. Да и день, когда празднуют Терендез, действительно особенный. Приходится он на 15 февраля, когда православная церковь отмечает Сретение Господне.
Согласно поверьям, в этот день встречаются зима и весна, причём в этом противостоянии, конечно, победу одерживает последняя из них. Впрочем, основные традиции торжества практически не изменились, что доказало стойкость и богатство армянской культуры.
Костёр – символ любви
Но как же проходит празднование Терендеза? Если время торжества приходится на Великий Пост, то начинается праздник открытой литургией в церквях. Кроме того, в этот день в церквях Армении благословляют молодожёнов. Именно молодые супружеские пары и влюблённые являются главными людьми на Терендезе.
А в самый разгар праздника можно заметить как раз те самые языческие традиции, о которых я уже упоминала. В центре площади армяне разжигают достаточно крупный костёр. Молодые семейные пары или просто влюблённые должны прыгнуть через огонь, взявшись за руки. Чем выше и успешнее будет прыжок, тем счастливее окажется жизнь молодых.
Разумеется, все очень стараются. Кстати, если у кого-то случайно подгорит одежда – не беда. Это считается крайне благоприятным знаком. Я не сомневаюсь, что такое поверье появилось у армян ещё в древности. Несомненно, обжигая кого-то или ставя свою «метку» на одежде, бог огня таким образом показывал своё благоволение человеку. А чтобы в жизни молодёжи было много радости и успеха, люди старшего возраста, стоящие у костра, осыпают участников действа пшеницей и семенами конопли.
Поверья Терендеза
После молодожёнов к костру отправляются бездетные женщины, желающие обзавестись потомством. Считается, что прыжок через священный костёр Терендеза помогает избавиться от бесплодия и дождаться столь желанного малыша.
После них к костру подходят юные девушки. Они тоже участвуют в праздничных играх. Как гласят поверья, прыгнув через огонь, девушка должна загадать желание. Разумеется, чаще всего мечты связаны с поиском возлюбленного или ответных чувств. Терендез способен исполнить любую мечту, главное – чтобы она была светлая и добрая.
Ну а в конце праздника через костёр разрешается прыгать всем, кто пожелает. Священный огонь Терендеза помогает обрести счастье, исполнить заветное желание, найти любовь или обрести удачу. В старину костры разводили и в больших городах, и в деревнях, причём добрым знаком считалось взяться за руки с соседями и знакомыми и пройти семь кругов вокруг огня.
Сегодня в Армении можно увидеть костры Терендеза далеко не везде. Однако в наши дни появилась новая красивая традиция праздника. В этот день влюблённые, взявшись за руки, гуляют по улицам с зажжёнными свечами, которые символизируют пламя их вечной любви и победу света над всем тёмным и злым.
А ещё в Терендез нередко приносят к кострам старые вещи, поломанную мебель, испорченные бумажные сувениры. Считается, что, сжигая их, человек оставляет все беды и горести в прошлом году. Как видите, в традициях Терендеза можно увидеть обычаи, связанные со многими известными славянскими и европейскими праздниками. Тем не менее это особенный колоритный фестиваль огнепоклонников, который продолжает жить и в наше время.
На обложке: Праздник Терендез / radiovan.fm
Что произойдет, если объединить русскую Масленицу и европейский День Святого Валентина? Спросите об этом у армян! Терендез, а именно так называется этот своеобразный симбиоз, один из самых любимых праздников в Армении. Корни у него хоть и языческие, но на сегодняшний день Терендез – один из главных праздников Армянской апостольской церкви, предшествующий дню Сретения Господня. Он отмечается ежегодно 13 февраля.
Откуда взялся?
Изначально Терендез был языческим праздником, а назывался он «Дерендез», что означало: «сноп сена перед вашим домом». Это был своеобразный ритуал огнепоклонников и символизировал приход весны и проводы зимы – вполне себе характерная Масленица.
В древней Армении этот праздник был связан с поклонением богу Огня – Ваагну. Существует легенда, согласно которой, армянский народ устал от непроходящей холодной зимы и решил зажечь костер, который должен был согреть землю и призвать весну. Из огня родился Ваагн, он и убил дракона, охранявшего природный источник воды. В зимнее время этот дракон давал людям воду в обмен на жертвоприношения, а когда доступ к ней стал неограничен – земля зацвела. Так огонь помог справиться с зимой.
После того, как было принято христианство, название и цель торжества претерпело изменения. Теперь христианская традиция называет этот день «тиарн энд дзез», что означает «Господь с вами».
Традиции
Сейчас главными лицами праздника стали влюбленные. Однако и про огонь тоже не забыли – костры являются основным атрибутом праздника, их разжигают в каждом городе Армении. Согласно традиции, через костер нужно перепрыгнуть влюбленной паре, держась за руки, огонь скрепит их любовь, и она продлится до конца дней. Через костер прыгают и бездетные женщины, и другие участники Терендеза, которые хотят привлечь удачу и деньги. Потом все присутствующие берутся за руки и водят хоровод вокруг костра, а когда огонь погаснет, пепел соберут и рассеют над полями для хорошего урожая.
Но есть и те влюбленные юноши и девушки, которые лишены возможности попрыгать через костер. В этом случае они прогуливаются вечером по улицам городов, держа в руках стаканчики с зажженными свечами.
Терендез и церковь
Терендез тесно связан с Армянской церковью: название «Господь с вами» берется от 40 дня рождения Иисуса. Именно в тот день Богоматерь Мария преступила порог храма, чтобы в честь благодарности Господу прочесть молитву. Навстречу Марии вышел старик Симеон, которому Святым Духом было предсказано, что он должен увидеть Спасителя. Поэтому вечером 13 февраля совершается обряд освящения четырех сторон света – Андастан, а после него – благословения свечи и новобрачных. От огня этой свечи разжигают главный костер в Армении, символизирующий спасительный свет Христа.
Многие молодожены выбирают этот день для того, чтобы связать себя узами брака. Ведь 13 февраля наполнено любовью и благословением.
-
Новости
История и традиции армянского праздника Терендез
13.02.2020
Армянский праздник Терендез ежегодно отмечается 13 февраля. Он появился еще в языческие времена. Согласно многовековой традиции, на праздник Терендез в Армении огнепоклонники, которые отмечали проводы зимы, зажигали костры.
Первоначально он назывался «Дерендез», что в переводе с армянского означает «сноп сена перед вашим домом», а после принятия армянами христианства получил название «Терендез» (от слова «тере» – хозяин, творец).
Христианская церковь нашла армянскому празднику Терендез новое объяснение: свет костров символизирует спасительный свет веры в Христа. В этот день Армянская Апостольская церковь также отмечает Сретение Господне (в русской православной церкви его дата приходится на 15 февраля, у католиков – на 2 февраля).
В переводе на современный русский язык слово «сретение» означает «встреча». В этот день младенца Иисуса Христа впервые принесли в Иерусалимский храм, чтобы почтить закон Моисея. Здесь Иисуса встретили старец Симеон Богоприимец, который, согласно преданию, жил свыше трехсот лет, и пророчица Анна.
Как проходит празднование? Если праздник Терендез в Армении приходится на Великий пост, в церквах служат открытую литургию. После праздничной литургии Тярндарача в армянских храмах совершается обряд благословения молодоженов.
И это неслучайно, ведь народные обряды на армянский праздник Терендез напоминают те, что проводятся на Масленицу и День святого Валентина. Главные действующие лица – молодые супружеские пары и просто влюбленные, которые, взявшись за руки, прыгают через костер.
Считается, что если им удастся прыгнуть, не разомкнув рук, то их совместная жизнь будет долгой и счастливой. Чтобы она была благополучной, люди старшего возраста осыпают молодых семенами пшеницы и конопли.
Затем через огонь прыгают бездетные женщины, желающие иметь детей. Многие убеждены, что эта очистительная процедура помогает избавиться от бесплодия. Потом наступает очередь молодых девушек, которые хотят выйти замуж, а затем через костер прыгают все от мала до велика. Если подол одежды загорается, это рассматривается как благоприятный знак.
В старину в Армении на Терендез родственники или несколько соседей могли разводить один костер. Вокруг него, взявшись за руки, с песнями и танцами нужно было пройти семь кругов.
В огонь бросали старую одежду, чтобы вместе с ней сгорели все беды, случившиеся в прошлом году. Такой костер нельзя было гасить – он должен догореть сам. Пепел от него разбрасывали по полям для обеспечения хорошего урожая.
В наши дни костры на армянский праздник Терендез разжигают не везде. По сложившейся в последние годы традиции юноши и девушки гуляют по улицам, держа в руках стаканчики с зажженными свечами.
Терендез отмечают не только в Армении, но и в некоторых городах России — как правило, в тех, где сильны национальные общины. В эти дни в Самаре и Тольятти тоже пройдут мероприятия, приуроченные к национальному празднику Терендез.
Возврат к списку
11:21 | 13 Февраля 2017
Что такое Трндез или почему надо прыгать через костер?
Трндез или Тъярнэндарач
Армянская Апостольская Церковь 14 февраля отмечает один из самых любимых народных праздников — Трндез или Тъярнэндарач (Сретение Господне). Именно в этот день родители принесли младенца Иисуса Христа в Иерусалимский храм. Случилось это на 40-й день после Рождества. В Иерусалимском Храме Святое Семейство встретил Симеон Богоприимец.
Как «Дрендез» превратился в «Трндез»
Корни этого церковного праздника уходят в далекое дохристианское прошлое, когда предки армян еще были огнепоклонниками. И тогда он назывался «Дрендез», что с армянского дословно переводится как «сноп сена перед вашим домом». Когда Армения в 301 году приняла христианство в качестве государственной религии, название праздника изменилось и «Дрендез» превратился в «Трндез» от армянского слова «тер» (Творец).
Миф Трндеза
Армянский Трндез является, по сути, проводами зимы и встречей весны.
Происхождение этого праздника устное народное творчество связывает с мифом о Ваагне — Боге огня. Устав от суровой зимы, арии зажгли костры, чтобы помочь солнцу и ускорить приход весны. Рожденный из божественного огня утреннего солнца Ваагн убил охраняющего источник воды Вишапа (Дракона), который давал людям воду в обмен на человеческие жертвы. Пришла вода, и зацвела земля. Так, огонь помог победить зиму.
Таинство Трндеза
Сретение Господне считается важнейшим событием в земной жизни Иисуса Христа, которого после 40 дней его мать принесла в храм, чтобы воздать благодарственную молитву Господу и получить благословение от священника. Согласно церковному уставу, накануне праздника — вечером, 13 февраля, по завершении вечернего богослужения совершается Андастан — обряд освящения четырех сторон света, а потом — обряд благословения свечи и молодоженов. Согласно древнейшей традиции, от благословленной свечи разжигается костер, символизирующий спасительный свет Христа.
Как армяне празднуют Трндез?
Главным символом праздника Трндез у армян является костер, через который, взявшись за руки, прыгают влюбленные пары или молодожены, а также, по желанию, другие участники празднества. Праздник считается днем благословения семьи, особенно, если в семье есть новорожденный младенец.
Чудеса Трндеза
Считается, что если влюбленные или молодожены смогут прыгнуть через костер, не разнимая рук, то их семья будет крепкой, а любовь — вечной. В этот день принято осыпать пары семенами пшеницы и конопли в качестве залога счастья и благополучия. Если же молодые люди прыгнули недостаточно высоко, то это тоже не беда: пламя праздничного костра, «лизнув» пятки, передаст им энергию обновления и благополучия.
Верят в могущество Трндеза и прыгающие через костер бездетные женщины, надеющиеся познать радость материнства. Молва гласит, что это случалось даже с теми, кто не верил в чудесную силу огня. Прыгают через костер и другие участники празднества, надеясь отпугнуть и обмануть неудачу. После этого все берутся за руки и водят хоровод вокруг костра. В сельских местностях оставшийся пепел собирают и развеивают по полям, чтобы обеспечить хороший урожай.
Я много лет прожила в Эчмиадзине (Армения), где находится резиденция Католикоса всех армян, и не понимала, какая связь между христианством и огнем костра. А ведь именно в Эчмиадзине, в самом сердце Араратской долины, люди не забывали этот праздник, несмотря на атеизм в годы советской власти.
Миф о Ваагне
Устав от суровой зимы, арии зажгли костры, чтобы помочь солнцу и ускорить приход весны. Арий Ман (Армен — предок армян) раскопал сокровища из недр горы Арагац. Утреннее солнце зажгло тростник. С помощью этого огня Ман из сокровищ выковал меч.
Из божественного огня утреннего солнца родился бог огня Ваагн, который превратил меч Мана в меч-молнию. Ман этим мечом победил Титанов, которые были слугами Вишапа (змея), охранявшего воду. Вишап давал воду лишь за большие человеческие жертвы. Ваагн победил Вишапа. Пришла вода, и зацвела земля.
Фото: Chaojoker, ru.wikipedia.org
Языческий праздник дрндез
Национальный праздник назывался «дрндез» (дур — дверь, дез — стог сена, пер. с арм.), буквально «стог сена у вашей двери» — пожелание благополучия и плодородия. Его всегда праздновали 13 февраля. Как и русская Масленица, дрндез — это проводы зимы.
В старину дрндез был самым любимым праздником. В центре внимания — молодожены: те, кто женат меньше года, и те, кто обручен. Главный атрибут праздника — костер. Люди наряжались в лучшие одежды. Самые близкие родственники шли в гости к молодым: к молодоженам и к обрученной невесте. Обязательно несли подарки молодым и сладости.
Собственно праздник начинался ближе к вечеру, пока светло. Устраивали костер из соломы и сухих веток. Часто несколько соседей устраивали один костер. Вокруг костра, взявшись за руки, с песнями и танцами нужно было пройти семь кругов.
Свекровь осыпала молодых семенами пшеницы и конопли — это символы плодородия и достатка. Как только костер разгорался, через него прыгали. Первыми прыгали молодожены и обрученные, взявшись за руки — считалось, что их брак будет прочным, если им удалось перепрыгнуть не расцепляя рук. За ними прыгали бездетные женщины с надеждой, что огонь костра поможет им забеременеть. Затем девушки — с надеждой на замужество в ближайшем году, и все остальные от мала до велика.
Если подол одежды загорелся — это хорошая примета! Многие специально поджигали его, ведь огонь очищающий: в нем сгорали все неудачи и болезни прошлого года. В огонь бросали старую одежду, чтобы в нем сгорело все плохое: сглаз, недуги.
Пока костер горел, народ танцевал и веселился у костра. Хозяйки угощали всех сладостями. Гасить костер нельзя было ни в коем случае — он должен был сгореть дотла сам. Как только костер потух, каждая хозяйка брала немного золы, несла в свой дом и рассыпала ее внутри дома у порога — для прибавления в семействе. Немного золы рассыпали в хлеву — для приплода. Остальную золу рассыпали по полям — чтобы год был урожайным.
После этого все садились за праздничный стол, который в основном был сладким — чем больше сладостей, тем слаще жизнь в текущем году.
Христианский праздник трндез
В первые годы принятия христианства армянская церковь поняла, что народ не намерен отказываться от своих любимых праздников, и потому главные языческие праздники получили новые христианские звучания и объяснения. Так дрндез стал называться трндез (тер — Господь). Празднику трндез было нелегко дать новое толкование, ведь огонь костра — главный атрибут праздника. Но и здесь церковь нашла объяснение: свет костра символизирует спасительный свет Христа.
Праздник еще называют «тиарн энд дзез» (Господь с вами) или «тиарн энд арач» (навстречу Господу) — это День Сретения Господня: встреча младенца Иисуса Христа с огнем Господа через 40 дней после его рождения. Мария и Иосиф на 40-й день после рождения Иисуса отнесли младенца в храм божий. Им навстречу вышел праведный старец Симеон, который давно ждал этого часа. Как только Симеон увидел пришедших, Святой Дух открыл ему, что младенец и есть ожидаемый Мессия. Симеон принял на свои руки младенца Христа. 40-й день приходится на 14 февраля.
Армянская Апостольская церковь начинает праздновать трндез вечером 13 февраля торжественным Богослужением. Если трндез по времени совпадает с Великим постом, то в церквях открывают завесы алтарей и служат открытую литургию.
Юноши заранее готовят дрова для костров. Во дворе церкви зажигают большой костер от благословленной свечи, которую вынесли из церкви. Затем совершается Андастан — обряд освящения четырех сторон света. Дети несут зажженную от костра свечу в свои дома, чтобы зажечь ею свой костер.
Гости пришли, подарки для молодых принесли — все выходят во двор и зажигают костер свечой, зажженной от костра церкви. Свекровь осыпает молодых зернами пшеницы, чтобы молодые жили в достатке и имели детей. Все, взявшись за руки, с танцами и песнями ходят вокруг костра. Затем прыгают через него. Сначала молодожены и обрученные, взявшись за руки, стараясь не расцеплять рук, чтобы семья была нерушимой. Потом через костер прыгают все остальные участники праздника. Вокруг костра танцуют и веселятся, пока огонь не погаснет — костер должен догореть до конца. После садятся за праздничный стол, на котором много разных сладостей для сладкой жизни молодых.
Сыграть свадьбу в праздник трндез — хорошая примета.
Католикосом всех армян 14 февраля объявлен Днем благословения молодоженов. И в церкви им дарят подарки.
Что интересно: в праздник трндез день теплее, какой бы суровой ни была зима, в воздухе ощущается дыхание весны. У нас даже есть поверье: нужно лишь дождаться 13 февраля — и считай, весна не за горами.
Трндез! Дрндез! Благополучие в ваши дома!
14 февраля Армянская апостольская церковь отмечает Сретение. Это 40-й день после Рождества, когда Мария и Иосиф впервые принесли младенца Христа в Иерусалимский храм.
По законам Моисея, родители должны были посвящать Богу своих первенцев-сыновей, принося их в храм, а также совершая жертвоприношение, именно на 40-й день, когда заканчивался период нечистоты родившей женщины. Иисуса встретил благочестивый старец Симеон Богоприимец, который воплощал в себе образ человечества, встречающегося с богом. Само название праздника так и переводится на современный русский язык — «встреча». Это объясняет и бытующее в армянской церкви название — Тъярнэндарач, т.е. «навстречу господу».
В армянской церкви это праздник молодоженов и молодых пар. После вечернего богослужения происходит благословение молодых — сравнительно новое явление, введенное в церковный обиход действующим католикосом. Это происходит накануне, 13 февраля, когда и принято зажигать костер на церковном дворе. Считается, что если молодая пара перепрыгнет через огонь, не расцепив руки, то их брак будет особенно крепким.
Празднование в Ереване ©Sputnik / Asatur Yesayants | armeniasputnik.am
Среди основных черт этого праздника две остаются неизменными на протяжении столетий: это собственно огонь и особое отношение к молодоженам, молодым парам. В остальном возможны варианты, этнографические описания с середины позапрошлого века до нашего времени позволяют в этом убедиться.
В своей книге 1864 года инспектор и профессор Лазаревского института Никита Эмин так описывал традицию празднования Терендеза:
«Во время вечерней службы на церковном дворе воздвигается костер из легкосгораемого топлива и преимущественно из терновника; костру придается пирамидальный вид; его обыкновенно убирают дикорастущими плодами и в особенности пешатом, вроде кизила. Молодые девицы и вновь вышедшие замуж женщины составляют около него хоровод. Когда один из юношей, густою толпою обступивших хоровод, подложит под костер огонь, хоровод тихо и торжественно начинает кружиться около зажженного огня. По мере того, как пламя более и более охватывает костер, хоровод сильнее продолжает кружиться, усиливая мерное, но слабое вначале топтание ногами. Эта пляска продолжается до тех пор, пока пламя не спадет. Когда хоровод расступается, на сцену выступают молодые люди только что женившиеся, женихи и вообще юноши начинают перепрыгивать через костер с необыкновенной легкостью. Под конец, когда пламя совсем утихает, тот же процесс совершают только что вышедшие замуж женщины <…> Вся эта церемония продолжалась <…> во время вечерни, после которой расходятся по домам» [1].
Как видно, молодые люди разного пола прыгали через огонь порознь, а не держась за руки, что чаще всего встречается в наши дни.
Еще одна черта праздника, которая не упоминается Эмином, но известна по другим источникам — зажигание свечей от костра. Его огонь считался благословенным, поэтому люди старались взять его домой [2].
Среди армян, переселившихся из Персии, когда-то встречалась и такая вариация: «Прихожане, возвратившись из церкви домой, на крышах зажигают костры, через которые потом прыгают каждый на менее семи раз, произнося каждый раз имя Иисуса Христа. После того пускают фейерверки и стреляют из ружья. После ужина едят сухие фрукты и грызут каркат» [3].
В Эчмиадзинском уезде на крышах поджигали сено и следили за направлением дыма: в какую сторону понесет дым, там и будет хороший урожай. А новобрачные трижды обходили огонь, а затем прыгали через него, чтобы жить счастливо «до гробовой доски» [4].
На фейерверки и пальбу из ружья следует обратить внимание, так как эта черта перекликается с другим «огненным» праздником — Чахаршанбе-Сури, которые иранцы-мусульмане унаследовали от доисламской религиозной традиции. Этот праздник отмечается за несколько дней до Ноуруза и маркирует смену сезонов и скорое наступление нового года. На улицах городов зажигают костры, в них летят старые вещи, мебель, а нередко еще и петарды, из-за чего праздник стал самым травмоопасным в году. Люди веселятся и под музыку прыгают через огонь, которому приписывается очищающая сила. Современные зороастрийцы относятся к этому празднику без одобрения: для них прыгать через огонь — все равно что христианам через крест. После установления исламской республики власти периодически пытались запрещать празднование Чахаршанбе-Сури, потому что это не мусульманское явление, которое к тому же оборачивается огромным числом травм, в основном от неудачного запуска фейерверков, а также практически неуправляемыми кострами на улицах и площадях.
Чахаршанбе-Сури | irna.ir
Надо сказать, что среди современных зороастрийцев бытует еще один огненный праздник — Саде. Он отмечается за 50 дней до Ноуруза и маркирует середину зимы. При Ахеменидах он отмечался с особенным размахом. Огонь является «главным героем» этого праздника, он символизировал победу над зимой, холодом, тьмой. После произнесения молитв зороастрийские священнослужители, мобеды, зажигают огромный костер, вокруг которого водят хороводы. Однако, как уже было сказано, никому в голову не придет через него прыгать — для зороастрийцев это осквернение огня.
В дохристианской Армении смысловое содержание Терендеза было схожим: победа над зимой, смена сезонов. А посвящен этот день был змееборцу Ваагну, богу огня и войны.
Когда в 1924 году классик армянской этнографии Степан Лисициан приехал с экспедицией в Карабах, среди прочего он собирался искать следы зороастрийского влияния в этом регионе. В его описании Терендеза, в частности, указано, что прыгать через огонь было непринято:
«Молодожены приносили в церковную ограду по вязанке можжевельника и складывали большой костер, причем в его основании ветки раскладывались крестом, в выше — четырехугольниками. После вечерни священник, выйдя из церкви, читал молитву, хотя официально армянская церковь и не признала этого освящения огня. Молодожены со всех сторон поджигали костер свечами, с которыми они вышли из церкви, старики и старухи благочестиво молились, и все следили за направлением дыма: куда он повернет, на той стороне и быть обильному урожаю. Обыкновенно через костер никто не прыгал» [5].
Как мы видим, зажигание костра служило еще и своеобразным способом спрогнозировать будущий урожай, а прыжки через огонь не были обязательной частью праздника. Причем и сейчас есть случаи, когда люди отказываются от прыжков через огонь под влиянием проповеди церкви, такой случай известен в церкви Аскерана (Арцах).
[1] Эмин Н.О. Очерк религии и верований языческих армян. М., 1864. С. 60-61
[2] Григоров Н. Село Татев Загезурского у. Елизаветпольской губ. // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1892. В.13. С. 119
[3] Зелинский С.П. Этнографические очерки из быта армян-переселенцев из Персии, живущих в Нахичеванском у. Эрив. губ. // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1882. В.2. С. 20-21
[4] Бунатов Г. Из поверий предрассудков и народных примет армян Эчмиадзинского уезда // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1893. В.17. С. 183
[5] Лисициан С.Д. Армяне Нагорного Карабаха. Ереван, 1992. С. 179-180
Терендез: огненный праздник сквозь время
https://sputnik-georgia.ru/20200212/Chto-za-prazdnik-Terendez-v-Armenii-2020-traditsii-istoriya-247718278.html
Что за праздник Терендез в Армении 2020: традиции, история
Что за праздник Терендез в Армении 2020: традиции, история
Древний армянский праздник Терендез или Трндез – один из самых любимых и массовых в Армении, который празднуют 13 февраля 12.02.2020, Sputnik Грузия
2020-02-12T23:54+0400
2020-02-12T23:54+0400
2020-02-12T23:57+0400
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/24430/96/244309610_0:274:3077:2013_1920x0_80_0_0_c5c85277e1174eb58b1cef253fe52f2c.jpg
Sputnik Грузия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
2020
Sputnik Грузия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
Новости
ru_GE
Sputnik Грузия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/24430/96/244309610_0:114:3077:2047_1920x0_80_0_0_ebd2c890f35e3fbdbe19dff7925c5799.jpg
Sputnik Грузия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
справки , религия , новости
справки , религия , новости
23:54 12.02.2020 (обновлено: 23:57 12.02.2020)
Подписаться на
Древний армянский праздник Терендез или Трндез – один из самых любимых и массовых в Армении, который празднуют 13 февраля
Sputnuk Грузия рассказывает, что за праздник Терендез в Армении, а также об истории и традициях этого народного торжества.
Что за праздник Терендез
История возникновения праздника Терендез в Армении восходит к языческим временам — он символизировал проводы зимы и радостное ожидание весны.
Праздник в древней Армении был связан с поклонением богу Огня – громовержцу Ваагну. По легенде, Ваагн, рожденный из божественного огня утреннего Солнца, убил дракона, охраняющего источник воды, который в обмен на человеческие жертвы давал людям воду. С приходом воды земля зацвела. Так огонь помог победить зиму.
В дохристианские времена праздник в Армении отмечали как фестиваль пробуждения природы, поскольку люди считали, что сломать холод зимы и сделать поля плодородными может сила огня. Поэтому на Терендез зажигали костры, чтобы помочь Солнцу и ускорить приход весны.
Люди верили, что после праздника Терендез погода становилась теплее.
Традиции праздника
После принятия христианства Терендез привязали к одному из главных церковных праздников – Сретению Господня.
Армянская апостольская церковь ежегодно празднует Сретение Господне или Тъярнэндарач (встреча с Творцом) на 40-й день после Богоявления – 14 февраля. Богоявление как единый праздник Рождества и Крещения Господня Армянская церковь отмечает 6 января.
По ветхозаветному закону, женщине, родившей мальчика, в течение 40 дней было запрещено входить в Божий храм. По истечении этого времени она приходила в храм с младенцем, чтобы принести благодарственную жертву Господу.
Навстречу Богоматери, переступившей с младенцем на руках порог храма, вышел древний старец — Симеон, которому Духом Святым было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя.
По церковному уставу, накануне праздника, после завершения вечернего богослужения, совершается обряд освящения четырех сторон света — Андастан, а затем — обряд благословения свечи.
По древнейшей традиции, восходящей к дохристианской эпохе, от благословленной свечи разжигают костер, символизирующий спасительный свет Христа, а молодожены и влюбленные, взявшись за руки, прыгают через огонь.
В народе верят, если пары смогут трижды перепрыгнуть через костер, не разнимая рук, их семья будет крепкой, а любовь — вечной. В качестве залога счастья и благополучия молодоженов, по традиции, осыпают семенами пшеницы и конопли.
Через огонь, по традиции, прыгают бездетные женщины в надежде обзавестись потомством, а также другие участники Терендеза, чтобы привлечь удачу и благосостояние. Затем все берутся за руки и водят вокруг костра хороводы.
На Терендез, по традиции, костры разжигают и на улицах, и во дворах домов в городах и селах Армении, через которые прыгают все желающие. Особую радость это традиция доставляет детям и молодым.
На Терендез в Армении можно увидеть необыкновенно романтическое зрелище – поздно вечером юноши и девушки гуляют, держа в руках стаканчики с маленькими свечками.
В сельских местностях собирают пепел, оставшийся от костров, и развеивают по полям, чтобы год был удачным, а урожай хороший.
Праздник Сретения Господня Католикос Всех Армян Гарегин Второй объявил Днем благословения молодоженов. Во всех армянских церквях, по традиции, 14 февраля после праздничной литургии Тъярнэндарача проводится обряд благословения молодых.
Материал подготовлен на основе открытых источников