Тезоименитство: что это
Слово «тезоименитство» произошло от старинного славянского слова «тезка», «соименник». Это — день, когда празднуются именины. В этот день празднуется память Святого, имя которого дается ребенку при Крещении. В наши дни это слово, применимое к именинам другого человека, иногда рассматривается, как устаревшее.
Тезоименитство важно отличать от Дня ангела. День ангела отмечается в день, когда человек был Крещен, а тезоименитство — день памяти того Святого, в честь которого назван человек. В старину существовала традиция — Крестить ребенка на восьмой день после его рождения и давать ему имя по Святцам, в честь того Святого, память которого праздновалась в этот день. Поэтому тогда день тезоименитства и День ангела совпадали.
Сейчас от этой традиции отошли и называют ребенка понравившимся именем, поэтому день тезоименитства может не совпадать с Днем ангела. По Церковному правилу именины будут отмечаться в ближайшую после рождения ребенка дату поминовения его Небесного покровителя с тем же именем.
Тезоименитство для православного христианина
Применение слова тезоименитство в современной Православной Церкви обычно связано с:
- именинами членов Царской семьи;
- Лиц, носящих высокие церковные чины.
При совершении над человеком Таинства Крещения, он получает двух Небесных покровителей:
- Ангела хранителя.
- Святого угодника, в честь которого человек назван.
Эти покровители пребывают с человеком всю его жизнь, побуждая его к совершению добрых дел, служению Господу и, ограждая от зла.
Тезоименитство — важнейший праздник в жизни православного человека, так как он имеет глубокий духовный смысл. Традиция празднования именин и Дня ангела началась на Руси в VII веке. В этот день вся семья шла в Церковь. Они заказывали молебен о здравии того, что празднует тезоименитство, прикладывались к иконе Небесного покровителя именинника, ставили свечи. Дома готовилась праздничная трапеза с именинным пирогом. На торжество приглашались крестные именинника, которые в этот день были окружены особенным почетом, родственники и друзья.
Во времена Советской власти эту традицию пытались искоренить, но это было очень трудно, так как она складывалась веками.
Православные христиане в наши дни все чаще отмечают праздник тезоименитства. В этот день имениннику можно подарить икону, ладанки, духовную литературу и другие подарки, которые способствуют духовной жизни.
Тезоименитство церковнослужителей
При посвящении в сан будущему священнику дается новое имя, в знак полного отречения от прежней жизни и начала новой жизни, жизни Церковной, служения. Новое имя отличается от того имени, что давалось ребенку при Крещении. День посвящения в сан становится днем духовного рождения для церковнослужителя.
Празднуя тезоименитство, приходской священник, совершает в этот день праздничную службу, а прихожане молятся за него, желая ему долголетия. Можно подарить подарок, необременительный для дарителя и, имеющий духовный смысл: икону или духовную утварь.
Патриарх в день своего тезоименитства проводит литургию в главном соборе. Во всех православных храмах страны в этот день проходят праздничные службы.
Читайте также
- Ангелы: День ангелов
- Словарь «Правмира» — Ангелы
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Именины – очень важное событие для верующего человека. Воцерковленные люди отмечают этот праздник наряду с традиционным днем рождения, тем самым почитая святого, по имени которого были крещены. Подробнее о том, что такое тезоименитство в православии, читайте далее.
- 1 Значение имени для христиан
- 2 Что такое тезоименитство
- 2.1 Отличие именин от дня ангела
- 2.2 Дата именин
- 2.3 Имя для крещения
- 3 Видео «День ангела и именины: в чем разница?»
- 4 Празднование именин
- 4.1 Древнерусские традиции
- 4.2 Послереволюционное празднование
- 4.3 Что дарить на именины
- 5 Тезоименитство церковнослужителей
Значение имени для христиан
Традиция нарекать детей, как только они появились на свет, существует не одно тысячелетие. Для наших предков в первую очередь это служило отличительным знаком среди других членов социума. Также имя определяло социальное положение и статус носителя. Сегодня это ярко иллюстрируют церковные имена, которые принимают священнослужители, обретая тот или иной сан.
Нарекая ребенка, его родители как бы предопределяют дальнейшую судьбу малыша. Если имя выбрано правильно, жизненный путь будет легким, а человек проживет свой век рука об руку с божьей благодатью и удачей.
Ранее детей называли только по имени святого, в день которого ребенок родился. Православные христиане придают этой традиции особый сакральный смысл, ведь во время крещения происходит установление связи между душой и Всевышним. Обретая имя небесного тезки, малыш получает некоторые его личностные черты, а также идет по жизни похожим путем.
Что такое тезоименитство
Празднование именин в России начало возрождаться совсем недавно. Сегодня это торжество называют необычным словом «тезоименитство», или день ангела. Подобная традиция очень много значит для христиан, ведь она приближает человека к Богу и напоминает ему о необходимости вести праведную жизнь.
Отличие именин от дня ангела
Хотя многие верующие отождествляют эти два понятия, между ними все же существует разница. Основное различие кроется в первоначальном смысле праздников. Так, тезоименины предполагают почитание святого, по имени которого был назван человек. Отмечают их, как правило, в день памяти Божьего угодника. А вот день ангела является календарной датой, когда ребенок был крещен по церковным обычаям.
В православии именины считаются более весомым событием, чем традиционный день рождения. Малыш, нареченный во время таинства крещения, обретает ангела-хранителя и святого заступника, который до конца жизни будет оберегать своего подопечного, ограждать от зла, а также ходатайствовать перед Всевышним.
Дата именин
На заре становления христианства тезоименитство совпадало с датой крестин. Ничего странного в этом нет, так как ранее принято было совершать таинство крещения на восьмой день после рождения и называть ребенка строго по святцам. Много позже люди стали отходить от этой традиции, нарекая детей без привязки к церковному календарю.
Днем именин считается первая после дня рождения человека дата поминовения святого, в честь которого тот был назван. Если наречение не связано ни с каким Божьим угодником, по церковному календарю просто находят похожего небожителя, чей день памяти находится ближе всего к фактической дате рождения.
Если посмотреть святцы, можно заметить, что у большинства святых несколько дат поминовений в году. Эти дни принято считать малыми именинами и отмечать их наряду с тезоименитством.
Имя для крещения
Чаще всего во время совершения таинства в церковной метрике записывают имя, данное малышу родителями. Однако, если следовать православной традиции, подходящий вариант лучше выбрать из святцев, назвав ребенка во славу Божьего угодника, поминаемого в эту дату. Как правило, для мальчиков выбор больше, а потому девочек нарекают либо схожим мужским именем, либо в честь святой, которую поминают ближе к фактическому дню рождения малышки.
Случается, что имя, данное родителями, отсутствует в святцах. Тогда ребенка называют созвучным церковным аналогом. Некоторые верующие специально нарекают детей разными именами, чтобы защитить их от дурного глаза или порчи. Также дозволяется крестить ребенка именем, если оно христианское, но не православное.
Видео «День ангела и именины: в чем разница?»
В этом видеосюжете священнослужитель рассказывает, чем отличается день ангела от именин.
Празднование именин
Тезоименитство – это не просто праздник, а почитание святого угодника, своего покровителя, во славу которого человек был назван. Именно поэтому к празднованию этого дня с давних времен относились очень серьезно.
Древнерусские традиции
О том, какие традиции были у наших предков, можно увидеть из истории уже крещенной Руси. Первые упоминания о них датируются XVII столетием. Это не были веселые гуляния, так как верующие видели в дне ангела глубокий духовный смысл. Люди понимали, что отмечая именины, они чествуют Божьего угодника и свою связь со Всевышним.
День тезоименин начинался с семейного похода в храм, чтобы перед образом покровителя провести церковную службу о здравии. По окончании молебна все члены семьи прикладывались к иконе святого угодника и ставили свечи. Далее они отправлялись домой, где устраивали праздничный обед. На него принято было приглашать не только ближайших родственников, но также друзей, а иногда даже соседей. Гостей чествовали праздничными блюдами, завершая трапезу подачей именинного пирога.
Бывало, что день ангела выпадал на пост. Тогда торжество переносили на дату, следовавшую за окончанием говения.
Послереволюционное празднование
С приходом коммунистической власти церковь подверглась серьезным гонениям, и православные традиции стали понемногу забываться. В первые десятилетия ХХ столетия даже были попытки заменить тезоименитство на посвящение в октябрята, пионеры или комсомол. Однако истинно верующие христиане даже в эти тяжелые времена не забывали отмечать именины – они дарили друг другу открытки или отправляли поздравления с днем ангела.
После распада Советского Союза церковь начала возрождаться, а вместе с ней и устоявшиеся веками традиции. Сегодня празднованием именин уже никого не удивишь, так как современные люди продолжают активно тянуться к своим истокам.
Что дарить на именины
Лучшим подарком на тезоименитство считаются предметы, помогающие человеку развивать духовность и укреплять веру. Так, в день ангела принято дарить:
- иконы святого угодника, по имени которого был назван именинник;
- Евангелие или Библию;
- молитвенные свечи;
- ладанки.
Хорошим подарком будет поездка к православным святыням или экскурсия по святым местам.
Совет автора
Тезоименитство церковнослужителей
Именинами для священнослужителей считается дата обретения сана или церковного имени. Обычные служители церкви отправляют торжественное богослужение во славу своего небесного покровителя по месту. А вот высшие чины (митрополиты или патриархи) совершают литургию в главном храме города.
Священнослужителям также принято дарить подарки на тезоименитство. Все они должны иметь церковный смысл. Это может быть:
- православная литература;
- святые образы;
- утварь для проведения таинств;
- ткани для риз.
С древних времен имя человека имело огромное значение в его жизни. Данное при рождении, оно накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Именно поэтому к выбору нужно подходить осознанно и нарекать ребенка правильным именем.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Загрузка…
- Значение имени для христиан
- Как следовать примеру небесного покровителя
- Тезоименитство: что это
- Чем отличаются именины от Дня Ангела
- Дата именин
- Имя для крещения
- Празднование именин
- Древнерусские традиции
- Послереволюционная история праздника
- Что дарить на именины
- Тезоименитство церковнослужителей
Современные люди считают главным праздником в своей жизни день рождения. Но православная церковь наиболее значимым событием в жизни человека называет именины или День Ангела. Возрождение традиции их празднования невозможно без понимания сути этих событий.
Значение имени для христиан
Имя имеет для индивида несколько значений:
- Его используют для отличия людей.
- В древние времена имя указывало на социальный статус и положение личности в обществе. Сегодня на особое место в социуме указывают некоторые монашеские имена.
- Сакральное значение имени накладывает отпечаток на всю жизнь человека. Его удачный выбор способствовал процветанию, обеспечивая носителя благодатью и энергией.
Именины — это день памяти святого, чье имя носит православный христианин
Важно! Христианство относится к наречению личным именем во время Таинства Крещения, как к установлению связи между человеческой душой и Господом. Нарекая ребёнка в честь определённого святого угодника, родители и Церковь намечают его жизненный путь, примером в котором будет его небесный тёзка.
Как следовать примеру небесного покровителя
У мирян часто возникает вопрос: как следовать простому человеку путем святых мужей, вся земная жизнь которых была посвящена служению Господу. Отвечая на этот вопрос, Церковь говорит о необходимости следующих действий:
- Изучить житие святого небесного покровителя, чтобы проникнуться святостью и полюбить его.
- Ежедневно обращаться к нему с молитвенной просьбой или словами благодарности. Важно постоянно помнить, что небесный покровитель знает о помыслах и действиях подопечных, и по молитве, обращенной к нему, готов оказать помощь и защитить.
- Стараться следовать христианским заповедям и примеру земной жизни Господа, независимо от личного удобства, как это делали святые мужи.
Тезоименитство: что это
Празднование именин — возрождающаяся старинная традиция, которая возвращает современных мужчин и женщин в лоно Церкви и приближает их к Богу. Сегодня именинами называют два события: тезоименитство и День Ангела.
Читайте о православной вере:
- Гонения на христиан
- «Ударили по одной щеке — подставь другую»
- Что такое духовная пища
Чем отличаются именины от Дня Ангела
Обычные миряне объединяют эти два понятия. Но это не всегда верно. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо определиться в сути этих праздников.
Тезоименитство отмечается в день памяти, того святого угодника, в честь которого назван человек. В этот день он получает небесного помощника и заступника, который будет молиться за всех своих тёзок. День ангела отмечается в день, когда над ребёнком свершилось таинство Крещения.
В этот момент он получил не только церковное имя, но и обрёл Ангела-Хранителя, который ограждает от влияния зла и побуждает совершать добрые дела, угодные Господу. Таким образом, при крещении православные люди получают двух небесных покровителей, которые незримо всё жизнь направляют их по пути добра и служению Богу.
Дата именин
Изначально дата тезоименитства и крестин совпадали. Это объясняется древним обычаем крестить новорожденных детей на восьмой день после физического рождения, называя его в соответствии со святцами, отмечаемыми в этом день. Со временем от традиции наречения по имени определённого святого начали отходить и называть детей в честь родственников, известных личностей или именами, которым симпатизируют родители.
Чтобы определить в какой день отмечаются именины, необходимо знать, в честь какого святого назван человек. Затем в святцах ищут дату ближайшего дня его поминовения, следующую за днём рождения именинника. В этот день и будет отмечаться его тезоименитство.
Если малыша назвали не в честь какого-либо конкретного святого мужа, то в святцах необходимо найти день памяти небожителя с аналогичным именем. Следует учитывать строгое церковное правило, по которому в качестве именин выбирают ближайшую дату после физического рождения.
Интересно: у многих святых в церковном календаре существует несколько дней поминовения. Поэтому, кроме тезоименитства, существуют «малые именины».
Имя для крещения
В современном мире есть несколько способов выбрать святое имя для себя или своего ребёнка:
- Записать в церковной метрике то имя, которым ребёнка нарекли при рождении. Это самый распространённый вариант у православных людей, который позволяет избежать многих проблем в будущем.
- Традиционным способом является выбор крестильного имени в соответствии с церковным календарём. Его дают в честь святого мужа, день памяти которого совпадает с днём рождения или Крестин ребёнка. Так как дни памяти святых жен довольно редки, то можно посмотреть женские имена, отмеченные в святцах немного позднее означенных выше событий.
- Если имени, данного при рождении, нет в православном церковном календаре, то можно дать во время таинства созвучное церковное имя. Существует практика именовать ребёнка в быту мирским именем, выбрав для общения с Господом совершенно новое наименование. Родители считают, что так они защитят своего ребёнка от сглаза и воздействия тёмных сил — это церковное суеверие, не имеющее никакой духовной пользы и смысла.
- Если при рождении ребёнка нарекли христианским, но неправославным именем, то Церковь допускает его сохранение во время таинства крещения.
Празднование именин
Тезоименитство — праздник, имеющий глубоких духовный смысл, так как в этот день человек чествует своего небесного заступника и покровителя. Этим объясняются особенности проведения этого дня.
Древнерусские традиции
Традиция празднования именин и дня ангела сложилась в русских землях в XVII веке. К этому важному дню готовились заранее. В нём не было места разгулу, так как отмечали духовное рождение и установление через небесного тезку связи человека с Господом. День именинника состоял из следующих событий:
- Утром всё его семейство шло в церковь, где заказывался молебен о здравии, проводимый перед иконой небесного покровителя именинника. К его иконе прикладывались все члены семьи, и ставились свечи.
- Целый день велись приготовления к торжественной трапезе, на которую заранее приглашали родных, друзей и соседей.
- Во время торжества особым почетом окружались крестные родители именинника. Гостей угощали разной едой, отводя главную роль именинному пирогу.
- В завершении торжества гостям раздавали пироги и калачи. Считалось, что размер подарка, говорил об отношении хозяев дома к приглашённым людям.
Интересно: если именины выпадали на день поста, то отмечали их в любой день после его окончания.
Послереволюционная история праздника
Во времена советской богоборческой власти традицию празднования тезоименитства пытались заменить «октябринами» — обрядом посвящения в члены советского общества. В ходе него с ребёнка последовательно приветствовали октябренок, пионер, комсомолец, коммунист и почетные родители. Этот процесс был распространён в 20-30 гг. Но забыть о традиции, складывающейся веками трудно.
Даже в советские года в жизни людей оставались напоминания о светлом празднике:
- в день рождения поздравления адресуют имениннику;
- в детских стихах и песенках часто вспоминают этот день: «как на… именины испекли мы каравай», «нынче Муха-цокотуха именинница».
У современных православных народов традиция празднования тезоименитства постепенно возрождается.
Что дарить на именины
Дарить на именины принято подарки, помогающие духовному развитию человека и его обращению к Господу. К ним относятся:
- иконы;
- церковную литературу;
- свечи для молитвы;
- ладанки;
- сертификат на поездку по святым местам.
Тезоименитство церковнослужителей
Церковнослужители отмечают тезоименитство в день получения церковного сана и обретения нового имени, которое отличается от крестильного именования. Особенности празднования именин зависят от положения священника в церковной иерархии. Приходские священники в этот день совершают праздничную службу в честь своего святого покровителя. Тезоименитство митрополитов и патриарха — праздник для православных людей. Патриарх проводит литургию в главном соборе, а в других православных храмах проходят торжественные службы.
Именинные подарки не должны быть обременительными для священнослужителя. К ним относятся:
- книги;
- иконы;
- ткани для облачения;
- церковную утварь.
Тезоименитство — важный праздник в жизни человека. Он наполнен не шальным весельем, а тихой, спокойной радостью.
Как определить и праздновать именины
Тезоименитство: что это?
В православии это день, в который почитается память святого, чье имя было получено человеком при крещении. В каждый день православного календаря поминаются православные деятели и мученики, довольно часто в один день их может быть несколько. Когда младенца приносят на крещение, обычно он получает имя святого, память о котором празднуется в день обряда. Получая имя при крещении, человек получает покровительство своего небесного тезки.
Иногда именины называют «днем ангела», но это не совсем верно. Святой Феодор Эдесский утверждал, что каждому человеку Господь дает двух ангелов. Ангел-хранитель уберегает подопечного от зла и несчастий, помогает совершать добрые поступки и дела. Второго заступника люди получают после крещения – это святой Божий угодник. Он ходатайствует перед Божиим престолом, молится за каждого, кто носит его имя. Святитель Феодор полагал, как, впрочем, и все православные христиане, что молитвы угодников будут услышаны быстрее, чем молитвы земных грешников.
Значение имени для христиан
Имя имеет для индивида несколько значений:
- Его используют для отличия людей.
- В древние времена имя указывало на социальный статус и положение личности в обществе. Сегодня на особое место в социуме указывают некоторые монашеские имена.
- Сакральное значение имени накладывает отпечаток на всю жизнь человека. Его удачный выбор способствовал процветанию, обеспечивая носителя благодатью и энергией.
Важно! Христианство относится к наречению личным именем во время Таинства Крещения, как к установлению связи между человеческой душой и Господом. Нарекая ребёнка в честь определённого святого угодника, родители и Церковь намечают его жизненный путь, примером в котором будет его небесный тёзка.
Как определить имя святого
При выборе имени для крещения священник руководствуется не предпочтениями родителей или своими симпатиями, а церковным православным календарем, еще его называют святцами.
В современных святцах содержится более двух тысяч имен святых, которых церковь в разное время канонизировала. Многие из них имеют одинаковые имена, а дни чествования всегда разные, но сложности все равно есть. Например, святых Иоаннов в святцах упоминается более сотни, но покровителем может быть только один. Поэтому день именин тоже один. Тезоименитство – это единственный день в году, когда поминается память о конкретном святом.
Если при крещении ребенку дали имя в честь мученика Дмитрия Солунского (празднуется 22 (9 по старому стилю) ноября), то только в этот день будет днем именин (тезоименитства, днем ангела).
Сегодня есть много имен, которые не обозначены в святцах, в этом случае при крещении подбирается наиболее близкое по звучанию имя. Например, Анжелика – Ангелина, Алиса – Александра, Дина – Евдокия и т.д. Иногда имена подбираются по принципу значения. Так, Светлана при крещении может получить имя Фотиния (photos (греч.)– свет).
ИМЕНИНЫ
Именины
(или день тезоименитства) — календарный день, поставленный в соответствие одному или нескольким именам.
Имеет религиозное происхождение: у православных и католиков, соблюдающих церковно-бытовые обряды, именины — это день памяти какого-нибудь святого, праздник для человека, который при крещении назван по имени этого святого.
Этимология слова именины восходит к словам «теза» (имеющий такое же имя), «тезоименитство». В России до революции, именины считались для православных жителей более важным праздником, чем день рождения. В настоящее время в связи с уменьшением религиозности общества именины празднуются реже. В Сербии существует день святого всей семьи и всего рода, называемый «Крестная слава». Празднуется как один из самых больших праздников. В православии Празднование именин началось на Руси с XVII века. Православная традиция считает, что при крещении, когда человек приобретает церковное имя, вместе с ним он получает небесного покровителя — святого, по имени которого назвали человека. День памяти данного святого и является датой именин. Народное название именин —
день ангела
(святого небесного покровителя часто называют «ангелом»), хотя именины и день ангела (ангела-хранителя) — разные понятия.
Как определяется день именин
Имена святых занесены в Святцы — список святых, чтимых православной церковью. В Святцах есть много одноименных святых, поэтому при определении дня именин выбирается святой, чья память ближе всего следует за датой рождения человека.
Список имен святых постоянно обновляется, по мере того, как прославляются новые святые. Так, в 2000 году на Архиерейском соборе были прославлены новомученики и исповедники Российские, поэтому если человек был крещен до 2000 года, то имя следует выбрать из изданий святцев до 2000 года. Если же крещение произошло после, то можно выбрать из более широкого списка имен. Например, до 2000 года в лике святых была прославлена только одна Екатерина — святая великомученица, после же прославления новомучеников список имен расширился. Если имени нет в святцах, то человека крестят с наиболее близким по звучанию именем: Дина — Евдокия, Лилия — Лия, Анжелика — Ангелина, Жанна — Иоанна, Милана — Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. В разных православных церквях святцы различаются, так, например, британское имя Эдуард или грузинское Шота не приводятся в святцах Русской Православной церкви, но являются православными именами День ангела
(тезоименитство) — в православии день чествования святого покровителя, имя которого носит человек.
Этот день также называют именинами. Важность дня состоит в праздновании духовного рождения человека, получении им своего духовного покровителя, в соответствии с именем которого и дано имя человеку. День ангела условное название, не имеющее отношения к ангелу-хранителю человека, день которого отмечается в дни всех Небесных сил.
Как узнать дату своих именин
В святцах непосвященному человеку легко запутаться, но все же стоит определиться, какой святой является покровителем. Для этого необходимо найти в церковном календаре ближайшую дату памяти с именем того святого, в честь которого нарекли при крещении. Строгое правило: дата тезоименитства следует после дня рождения.
Со святым покровителем стоит познакомиться, прочитать его житие. При желании почтить святого, обратиться к нему нужно прочитать соответствующие молитвы, акафист, кондак. Существует определенный ритуал и правила почитания. Иногда священники дают при крещении имена, согласуясь с внутрицерковными правилами, и тогда имя в святцах и данное при проведении обряда могут не совпадать.
Древнерусские правила празднования
Традиция отмечать именины началась на Руси в XVII веке. По старинным правилам тезоименитство – это особый день в жизни человека, и готовились к нему с тщанием. Пеклись пироги, караваи по специальному рецепту. В день празднования именинник вместе со всей семьей отправлялся в храм, где заказывался молебен о здравии перед иконой святого, в честь которого назван именинник, ставились свечи, происходило прикладывание к иконе.
К вечеру на торжественный ужин собирались гости, где почетное место отводилось крестным родителям. Главным угощением был именинный пирог, позднее вместо него гвоздем стола стал торт. Свечи в него не ставятся. По окончании праздника каждый гость получал подарок – пирог, калач. Именинник сам одаривал своих гостей. Если день тезоименитства приходился на дни поста, празднование переносилось на любой день по его окончании.
Как следовать примеру небесного покровителя
У мирян часто возникает вопрос: как следовать простому человеку путем святых мужей, вся земная жизнь которых была посвящена служению Господу. Отвечая на этот вопрос, Церковь говорит о необходимости следующих действий:
- Изучить житие святого небесного покровителя, чтобы проникнуться святостью и полюбить его.
- Ежедневно обращаться к нему с молитвенной просьбой или словами благодарности. Важно постоянно помнить, что небесный покровитель знает о помыслах и действиях подопечных, и по молитве, обращенной к нему, готов оказать помощь и защитить.
- Стараться следовать христианским заповедям и примеру земной жизни Господа, независимо от личного удобства, как это делали святые мужи.
Подарки на именины
Тезоименитство – это духовный праздник. В этот день также делаются подарки, но они отличаются от тех, что традиционно дарятся на день рождения. На именины принято преподносить подарки, помогающие человеку обратиться к нематериальному наполнению жизни. Самыми уместными при таком подходе становятся именные иконы, православная литература, аксессуары (сосуды для святой воды, красивые свечи, ладанки и пр.).
Сейчас возрождается обычай дарить «мерную» икону. При рождении ребенка снимаются показания его роста, а затем у мастера заказывают икону такого же размера, как и рост младенца. При этом предварительно выясняется будущее крестное имя, а икона посвящается тому святому, в честь которого нарекут младенца.
Служители церкви и тезоименитство
Для каждого священника день, когда празднуется его тезоименитство, это день его духовного рождения. Посвящение в сан сопровождается определенной процедурой, по правилам которой будущему служителю дается новое имя, отличное от того, которое давали при крещении в младенчестве. Поэтому день рождения для человека, ставшего на путь служения Господу, и вовсе не отмечается. Чем выше священник стоит в церковной иерархии, тем более строги правила празднования. Настоятели храмов в день тезоименитства служат Божественную литургию, праздничную службу в честь своего святого покровителя.
Поздравления с тезоименитством священника могут сопровождаться подарками, молитвами и сердечными пожеланиями долгих лет жизни. В качестве подарка для служителя церкви можно преподнести то, что не будет обременительно для дарящего. Это может быть отрез ткани для облачения, церковная утварь, иконы и более значимые дарения.
Тезоименитство Патриарха – это праздник всего православного мира. В этот день предстоятель православной церкви лично служит литургию в главном кафедральном соборе страны, день его тезоименитства торжественными службами отмечается во всех православных храмах. Это большой праздник для всех мирян и священничества.
Красивые поздравления с Днем Ангела в стихах
Летит по небу Ангел белокрылый, Летит и нежно касается души, Сегодня праздник ты празднуешь красивый, И в честь него прочти эти стихи.
Тебе дарю я эти пожелания, Пусть Ангел рядом будет навсегда, В минуты счастья, печали и отчаяния, В любой момент, чтоб с самого утра
С тобой вставал и всюду ходил следом, И помогал на жизненном пути, Пусть освещает жизнь он белым светом, И помогает исполнять мечты!
С днем Ангела я поздравляю! У каждого он в жизни есть, И тех моментов, что был рядом, Поверь, так много что не счесть! Желаю в жизни путь Душой и сердцем выбирать, Лишь тем, кто верит в чудеса Подсказку Ангел может дать! И если не услышишь ты, Слова, что Ангел скажет, То сердце непременно Тебе как быть подскажет.
С Днем Ангела! Дай Бог тебе Побольше радости в судьбе! Поменьше всяких испытаний, Поменьше горя и страданий. Побольше ласки и весны, Чтоб радужными были сны, Чтоб крепкою была семья, Не забывали, чтоб тебя друзья!
День Ангела – напоминание о том, Что в жизни не один ты на дороге, Что охраняет он тебя своим крылом От неурядиц всех, от боли и тревоги. Не забывай об этом никогда: И в час беды, и в радости годину. Ты знай, что есть защитник у тебя, И вместе вы всегда непобедимы.
В День Ангела желаю Душевной красоты, Терпенья, пониманья, Исполненной мечты, Любви родных и близких, И с Ангелом своим Дружить всем сердцем чистым, И верить в чудо с ним!
Пусть Ангел, взгляд не отводя, Присмотрит за тобою, Пусть всю жизнь хранит тебя, Прикрыв от бед собою. Звезда пусть сон твой бережет, В ночной тиши сияя, А солнце по утрам встает, Мрак ночи разгоняя. Пусть ветер тучи разведет, Что будут над тобою, И в дождик радуга взойдет, Соединив с душою. Пусть будет милостивен Бог, Подарит жизнь такую: Где ты из тысячи дорог Найдешь свою прямую!
Ангел небесный хранит нас на свете. Ангел-хранитель у каждого свой. Он за тебя в этой жизни в ответе, Он охраняет и жизнь, и покой.
Может, ему не всегда удаётся Беды людские рукой отвести. Знай, что сегодня твой праздник начнётся, Значит, сегодня должно повезти.
Живи и помни: за плечами Хранитель-Ангел у тебя Рукой незримо направляет, И за тобой следит всегда.
Пусть День Ангела напомнит Об этой связи неземной. Пусть будет самым осторожным И сильным будет Ангел твой!
День Ангела! Какой волшебный праздник? У имени, что радует теплом. Твой Богом данный, праведный посланник Накроет сердце лаской и добром. Пусть счастья будет столько, сколько хочешь, Любви взаимной – полный океан. От жизни ты бери, чего захочешь И радость пусть взорвется, как вулкан. Чтоб счастья свет тебя согрел в печали, Друзья всегда в проблемах помогли, И чтобы ангелы на крыльях век качали, А на душе твоей подснежники цвели!
С Днем ангела тебя, любимый, Пусть будешь им всегда хранимый, Чтоб ночью, утром или днем, Всегда смогли вы быть вдвоём, А если в путь тебе идти, Его с собой всегда возьми, Тебя он точно сбережет, От бед и горести спасет!
С Днем Ангела любимая моя, Пусть от тебя он никогда не улетает, И если чуть порой раздражена, Пусть эти нервы он собою закрывает, А если так, без шуток поздравлять, То я скажу от сердца, я не скрою, Всего лишь лучшего могу тебя желать, Пусть Ангел будет рядышком с тобою!
В этот день пожелать очень хочется, Чтобы радость и счастье тебя берегли, Чтобы демоны одиночества Никогда в этот дом не пришли. Чтоб крылами своими нежными Добрый ангел тебя укрыл. Чтобы теплым, светлым и солнечным Каждый день твоей жизни был!
С Днем Ангела тебя, со светлым днем. Сегодня славим мы его, и пусть во всем Убережет тебя, спасет от холодов, Пусть будет море счастья и цветов, Улыбок теплых, дней в году погожих, И новостей побольше лишь хороших!
Сегодня небеса Особый день даруют! В день Ангела душа Пускай твоя ликует! Родная, будь всегда Такою же прекрасной! Пусть не затмит слеза Твой взгляд, как небо, ясный.
В день ангела с прекрасными словами Я спешу поздравить и обнять. И тебе, любимой крестной маме, От души всех благ спешу желать! Ласковой, заботливой и милой, Я желаю радости земной. Чтобы небеса благословили, Чтобы ты всегда была со мной!
Крестный – человек прекрасный, Папой стал вторым моим, Водим дружбу не напрасно – Крестный ведь незаменим! Я в день ангела желаю, Чтобы ты не унывал! Всей душою поздравляю, Ты достоин всех похвал!
Поток благодати струится С небесной немой высоты. Твой Ангел-Хранитель приснится, И радость почувствуешь ты. День Ангела — это подарок. Прими его с чистой душой. Родная, пусть день будет ярок, А счастье — навеки с тобой!
Пояснения к определителю именин
Именины сегодня
- Принятие имени при вступлении в христианское общество А.И. Алмазов
Имени́ны – день памяти святого, чьё имя было дано человеку при Крещении. Каждый день церковного календаря посвящен памяти какого-либо святого (чаще всего – не одного). Список дней памяти святых находится в месяцеслове.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.
Обязательно ли называть ребенка именно по календарю?
Церковный устав не содержит строгого предписания называть детей именами только тех святых, чья память совершается в день рождения ребенка.
Подобная практика является делом сугубо личного благочестия родителей. Возможно, она связана с тем, что верующие родители, как правило, знают каких святых вспоминает Церковь в данный день (для этого существует Церковный календарь), соответственно, они знают, кому молятся и в тот день, когда на свет появляется их чадо. Поэтому они особо усердно обращаются именно к этим святым.
Опять же отметим: если родители хотят назвать сына или дочь именем, которое им очень нравится или, например, в честь кого-то из предков, но при этом память святого, носящего такое имя, совершается не в ближайшее время, в этом не будет ничего предосудительного. Главное, чтобы и родители, и в будущем – сам ребенок, не забывали молиться тому небесному покровителю, имя которого они избрали для своего ребенка.
Как определить день именин
В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».
Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8‑й день по рождении ребенка. См. Наречение имени
При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, канонизация как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.
Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших Церковь так же поминает их имена, данные в крещении.
Именины и День Ангела
Иногда именины в просторечии называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину святых покровителей иногда образно называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван.
При Крещении человеку приставляется Богом Ангел-Хранитель. У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.
Почитание и подражание своему святому покровителю
О молитвенной помощи святых преподобный Силуан Афонский писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».
Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный Амвросий Оптинский. Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.
Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:
- Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
- Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
- В‑третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.
По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. агиографический словарь).
Человек, носящий имя исповедника или мученика, вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей, могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.
Имена в честь Ангелов
Также человека могут назвать в честь Архангела (Михаила, Гавриила и др.). Христиане, названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст. стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Если имени нет в святцах
Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В церковных записках пишут только имена, данные в крещении.
Как встретить именины
Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Именинный пирог Наталья Сухинина
Что дарить на именины
В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком имениннику будет то, что сможет способствовать его духовному росту: икона; сосуд для святой воды, ёмкость для освящённого хлеба и молитва на их принятие; чётки; качественные восковые свечи или лампада для домашней молитвы; книги, аудио и видеозаписи духовного содержания; платок и косынку (это головной убор замужних женщин); путёвка в паломническую поездку.
Молитва своему святому
О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем молитвенном правиле есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
Также необходимо знать тропарь и кондак своему святому.
Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь икону своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Рекомендуем молитвы ко святым.
История и символика празднования именин
Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20–30‑х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: “как на … именины испекли мы каравай”. Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.
Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.
Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.
После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: Таинство крещения попытались заменить на “октябрины” и “звездины”. Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, “почетные родители”, иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с “пережитками” доходила до анекдотических крайностей: так, в 20‑х годах цензура запретила “Муху-Цокотуху” К. Чуковского за “пропаганду именин”.
Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день “телесного” рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути.
В первобытном обществе слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения “обманных”, ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.
В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели “малое” имя, известное всем, и “большое”, которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!
Имя могло изменяться с возрастом. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские “молочные” имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Переосмысление этой традиции можно увидеть в монашестве, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.
У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов (“чертыхаться”): таким образом можно было накликать “недобрую силу”. Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве (Иегова) в Ветхом Завете — это “неизреченное Имя”, священная тетраграмма, которую можно перевести как “Я есмь, Который есмь”. По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие “неизреченное Имя”: так через свое личное имя человек связывался с Богом.
Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, “человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово”.
Предназначением христиан является святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже “реализовалось” в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, “помощника”, “молитвенника”. С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один “избранный народ”.
Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православии не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.
Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: “прозвищное” имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские “прозвищные” имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: “нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества”.
Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания “дехристианизации” именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись “красные святцы”, выдумывались новые, “революционные” имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего “социалистического лагеря”) продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20–30‑е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: “имена не придумаешь”, в том смысле, что они “наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев”.
Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но “дехристианизация” и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство “массовых культур” — стремление к усреднению, стандартизации).
***
иеромонах Макарий (Маркиш)
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
В Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.
Цитаты об именинах и христианских именах
«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих».
святитель Феофан, Затворник Вышенский
«Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому».
святитель Филарет, митрополит Московский
«Ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение».
святитель Феофан, Затворник Вышенский
«Мы носим имена святых, которые прожили жизнь и осуществили на земле своё призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Потому что он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни одного или другого человека, святого или даже грешника, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно».
Антоний, митрополит Сурожский
Священник Андрей Чиженко о наших небесных покровителях.
В Неделю 1-ю по Пятидесятнице празднуется день памяти Всех святых (в нынешнем году 27 июня). Этот праздник отмечают как продолжение Дня Святой Троицы, Пятидесятницы, когда миру открылось Третье Лицо Святой Троицы – Дух Святой, Который в виде огненных языков сошел на апостолов и продолжает сходить до сих пор на человечество, соединяя нас с Богом, наполняя нас святостью благодати Божией. И с тех пор, со дня рождения Церкви, Дух Святой прилагает людей к Телу Христову, Которым и есть Церковь, ведя нас ко спасению – в Царствие Небесное. И в воскресенье после Дня Святой Троицы мы вспоминаем и славим всех тех святых людей, которые с Божьей помощью спаслись и соединились с Господом. Мы празднуем этот день, исполненный веры, надежды и любви, потому что Премудрость Божия состоит в том, что и нам надлежит в свое время пополнить ряды святых, что и для нас в раю среди многочисленного сонма блаженных праведников, угодников Божиих приготовлено место, стоит только потрудиться, чтобы войти в него.
В Неделю Всех святых каждый православный христианин празднует именины, или день тезоименитства («соименности» в переводе с церковнословянского языка). Т. е. у каждого из нас есть свой небесный покровитель. Вернее, их два – святой Ангел Хранитель и святой человек, живший когда-то, достигший святости, умерший и вошедший в Царствие Небесное. Теперь этот святой человек, соименный нам, берет за нас перед Богом ответственность защищать нас, оберегать от всякого зла и направлять по жизни на пути духовного развития.
Этот святой особо близок нам. Он наш духовный отец, своего рода учитель и наставник, который оберегает нас на путях нашей жизни и ведет к Богу. Поэтому мы должны всегда знать, что по крайней мере две духовных сущности находятся всегда рядом с нами – наш Ангел Хранитель и святой наш тезка, покровительствующий нам. Мы должны каждодневно молиться им и особо почитать их дни памяти, желательно участвуя в Литургии и причащаясь Тела и Крови Христовых. Можно также отслужить в честь своих небесных покровителей благодарственный молебен, прочитать им акафист, молитву. Мы никогда не должны чувствовать себя оставленными, так как эти святые невидимо, незримо, но ощутимо помогают нам и направляют, ведут по пути духовного развития. Также всё время с нами находится и наша Мать – Пресвятая Богородица, Которая нежно заботится о каждом православном христианине. И, конечно, Сам Господь, Пребывающий с нами неотлучно. И, по выражению святых отцов, находящийся к нам ближе, чем душа к телу.
Так чего или кого нам бояться?! Только греха. Чтобы нам не превратить душу свою в навозную кучу греха, в которую по причине нераскаянности и неисправляемости не войдет благодать Святого Духа и не приблизятся к ней наши небесные покровители. Но если мы неленостно засучим рукава наших рук сердечных и будем трудиться, имея жгучее, горячее желание очиститься и исправиться, то мы тут же почувствуем, что не одни, что небесные покровители наши нам помогают, Пресвятая Богородица нас покрывает Своим омофором, а Господь, как заблудшую некогда, но отыскавшуюся овцу, несет на Своих раменах нас ко спасению под радостные молитвы Всех честных Небесных Сил бесплотных.
Вси святии, молите Бога о нас!
Не всем верующим известно значение слова тезоименитство. Оно звучит довольно необычно и с первого взгляда не совсем понятно, о чём идёт речь. В действительности же тезоименитство – это дата памяти святой личности, именем которой нарекли человека при крещении (иначе именины).
Для православных христиан именины играют намного более важную роль, чем день рождения. Давайте сегодня углубимся в данное понятие, узнаем, как правильно праздновать именины, в чём их отличие от дня ангела, какой подарок станет самым уместным.
Значение церковного имени для христиан
Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака
По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно! Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)
Обряд наречения детей именем при рождении стар как мир. Со временем изменилось только значение имени в жизни человека: в древние времена его основная функция заключалась в отличии индивида от других членов общины. Ещё по нему определяли статус владельца, его социальное положение.
Сегодня многие люди верят в то, что имя оказывает серьёзное влияние на судьбу человека. Если родители были мудрыми, смогли выбрать правильное имя, то вся жизнь обладателя пройдёт легко, ему будет покровительствовать удача, а Господь подарит свою милость.
И если в обычной жизни основной акцент внимания приходится на мирское имя, то верующие христиане, прежде всего, рассматривают имя духовное. То есть то, что было получено в результате именин. Именины – представляют собой дату памяти святой личности, в честь которой назвали человека.
Для православных традиция имянаречения обладает глубинным, сакральным смыслом: они верят, что когда малыша крестят, устанавливается связь между пришедшей в мир душой и Господом. А святой тёзка передаёт ребёнку часть своих личностных особенностей, его судьба будет во многом похожей.
Православная Жизнь
Рассуждает иерей Андрей Чиженко.
Один батюшка праздновал свой день рождения, который совпадал также с именинами. По завершении Божественной литургии в этот день он вышел на солею, где собрались священники-собратья и прихожане поздравить его с личным торжеством. Батюшка с лицом, сияющим радостью, воскликнул пасхальною стихирою: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь»…
И действительно, день рождения человека и именины – это его личная малая Пасха, личное воскресение. И все окружающие, близкие, любящие его люди сорадуются вместе с ним. Ведь родилась целая вселенная, Бог сотворил по неизреченной любви целый микрокосм по образу и подобию Своему.
Иногда задают вопрос: «Зачем Творец создавал грешников, если Он знал, что им все равно предстоят адские муки?» Ответ, мне кажется, такой: адские муки все равно лучше, чем небытие. Что может сравниться с тем, что человеческая душа осознает себя личностью, индивидуальностью и наслаждается бытием?
Потому, конечно же, день рождения – это особенный день, когда мир стал лучше, краше, добрее, потому что в нем появилась еще одна уникальная личность – ТЫ.
Почему самоубийство самый тяжкий грех? Потому что жизнь человеческая – это чудо. Это огромное Божье чудо! И испытывать к ней отвращение, ненависть, желание разрушения и возвращения в небытие – то же самое, например, что испытывать отвращение к мотыльку, к прекрасному малиновому закату или нежно-розовому рассвету. К самому Богу. К любви.
День рождения человека – это как рождение сверхновой сияющей звезды!
В нем выражена огромная Божественная любовь, создавшая из небытия совершенно уникальный организм, которому нет ни одного аналога.
И, конечно же, главное чувство, которое мы должны испытывать в день рождения, – это чувство благодарности к Богу, нашему Творцу, к своим родителям и к жизни.
И лучше всего выразить эту благодарность Богу можно поисповедовавшись и причастившись Святых Христовых Таин на Литургии. Отслужите благодарственный молебен. Его кульминация: когда священник перед престолом Божиим воздевает руки вверх (это всегда один из самых трепетных и в то же время самых напряженных моментов любого богослужения) и торжественно возглашает: «Слава Тебе, Богу, Благодателю нашему, во веки веков». И в этом праздничном, исполненном благоговейной любви возгласе есть что-то бесконечно детское и нежное, обращенное к любимому Отцу небесному. Оно сродни возгласу на утрене: «Слава Тебе, показавшему нам свет». И действительно, Бог показал нам свет.
Можно прочитать специальную молитву, которая называется «Молитва в день рождения». Молитвословие оканчивается прекрасными и нужными словами, в которых именинник просит: «Сам, Господи, благослови начинаемый мною год и все дни жизни моей. Аминь». И если мы от чистого сердца попросим Божьей помощи в нашей жизни, то, конечно, Господь пошлет нам Свою благодать.
Подобным образом можно встречать и день своего тезоименитства, или именины, т. е. день памяти того святого, в честь которого вас назвали перед Таинством Крещения.
Церковнославянизм «тезоименитство» («тезица» – равно, одинаково) обозначает одинаковые имена, или названные одним именем. Этот святой является вашим небесным покровителем, и он вечно ходатайствует и молится у престола Божия за спасение вашей души. А также ведет и помогает вам в земной жизни. Именно потому Церковь рекомендует каждое утро после совершения молитвенного правила молиться также и своему святому хотя бы кратко: «Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей». В именины, мне кажется, полезно прочитать также и акафист своему святому небесному покровителю. Именины часто называют днем Ангела. В церковном богослужебному году есть два дня, когда все православные христиане празднуют свои именины и день Ангела – это Неделя Всех святых, празднуемая в следующее воскресенье после Дня Святой Троицы и 21 ноября (н. ст.) в День Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Также в именинах есть еще один положительный момент – мы вспоминаем день своего духовного рождения – тот день, когда над нами было совершено Таинство Крещения. Ведь молитва наречения имени (в Требнике «Молитва, во еже назнаменати отроча…») читается именно перед ним.
В конечном счете нужно понять, что каждый день нашей жизни Господь несет нас на руках. Он заботится об атмосфере, о хлебе насущном для нас, о нашей безопасности и ограждении от злых духов и многом другом, чего мы даже не понимаем еще.
И счастлив тот человек, жизнь которого станет гимном, хвалебным псалмом-славословием Богу – нашему любящему Отцу. Такой человек, по сути, просит у Господа только одного: чтобы самому по собственному произволу не вырваться и не упасть из Его теплых ладоней, но оставаться в них, полностью предавшись воле Божией. Ведь Господь несет нас в еще большее блаженство – в новый горний град Иерусалим, где не будет ни боли, ни слез, ни отчаяния, но «чистая река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от престола Бога и Агнца» (см. Откр. 22:1).
Потому сотворенные из небытия для вечной жизни начертаем с Божьей помощью в сердцах своих эти великие и прекрасные слова: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь».
И пусть эта воистину пасхальная радость будет зажжена в сердце каждого именинника!
Иерей Андрей Чиженко
Как получать помощь от святого покровителя
Многие люди задаются этим вопросом. Ведь обычному мирянину может быть сложно, а подчас даже нереально идти по пути святого, который всю свою земную жизнь посвятил служению Богу. Священнослужители на этот счёт говорят следующее:
- Займитесь изучением жития святого покровителя – узнайте, какие духовные подвиги он совершил.
- Каждый день молитесь ему или просто произносите благодарные слова. Считается, что святой слышит всё молебны, обращённые к нему от подопечных, и всегда помогает им, дарует свою защиту.
- Соблюдайте десять Заповедей Божьих, старайтесь никогда их не нарушать и жить по примеру святого и Иисуса Христа – Бога на земле. Ставьте веру на первое место в отличие от личных удобств, интересов.
Блестящий подарок для именин
Но здесь возникает новый вопрос – «Что подносить на именины?». Традиционно рекомендуются подарки, которые обеспечивают духовный разрастание виновника события, приближают его к Всевышнему.
Поэтому можете остановить нашенский выбор на:
- иконах;
- свечках для молитв;
- ладанках;
- духовных изданиях;
- сувенирах, привезённых изо святых мест;
- сертификате на поездку по святым местам.
Коли интересна тема – просмотрите дополнительно видео:
Именины, день ангела и день рождения: в чём разница
Для обычных людей все три понятия, как правило, смешиваются. В действительности подобное не является верным. Давайте подробно разберём данный вопрос, чтобы вам стало понятно отличие праздничных дней.
День тезоименитства – отмечают в дату памяти святой личности, имя которой носит мирянин. В этот день за малышом был закреплён небесный помощник, заступник, оберегающий его и помогающий ему по жизни.
День ангела – припадает на дату совершения таинства крещения над новорожденным. При крещении к малышу прикрепляется ангел-хранитель, отводящий от него всякое зло, мотивирующий к праведной, духовной жизни.
Получается, что ритуал крещения дарует православным верующим сразу двух покровителей. Оба будут незримо сопровождать его на протяжение всей жизни, направляя в сторону света.
Теперь рассмотрим различие в праздновании дня рождения и именин (дня ангела):
- День рождения – празднуется в память о приходе в материальный мир физического тела человека. Виновник торжества получает поздравления и подарки от гостей.
- День ангела (именины) – отмечается в честь памяти святой личности, имя которой носит индивид, а также ангельской сущности, помогающей ему по жизни. Верующие в данное торжество ходят в храм, заказывают молитву для своего небесного покровителя. День символизирует начало духовной жизни.
Тезоименитство: что это?
В православии это день, в который почитается память святого, чье имя было получено человеком при крещении. В каждый день православного календаря поминаются православные деятели и мученики, довольно часто в один день их может быть несколько. Когда младенца приносят на крещение, обычно он получает имя святого, память о котором празднуется в день обряда. Получая имя при крещении, человек получает покровительство своего небесного тезки.
Иногда именины называют «днем ангела», но это не совсем верно. Святой Феодор Эдесский утверждал, что каждому человеку Господь дает двух ангелов. Ангел-хранитель уберегает подопечного от зла и несчастий, помогает совершать добрые поступки и дела. Второго заступника люди получают после крещения – это святой Божий угодник. Он ходатайствует перед Божиим престолом, молится за каждого, кто носит его имя. Святитель Феодор полагал, как, впрочем, и все православные христиане, что молитвы угодников будут услышаны быстрее, чем молитвы земных грешников.
Как определить дату именин
По первой дни тезоименитства и крещения приходились на одно и то же число. Поэтому раньше новорожденные малыши крестились на 8 сутки после появления на свет, им давали имя по Святцам – в честь святого, которого вспоминали в ту дату.
С течением времени данный обычай начал понемногу сходить на нет, дети стали получать имена в честь родных, знаменитых персон либо просто те, что нравились родителям.
Если сегодня вы хотите выяснить, как определить дату именин, то нужно знать, в честь какой святой особы вас назвали. Потом откройте Святцы (церковное издание, содержащее имена всех святых) найдите ближайшее число памяти этого святого, но после официального дня рождения. Вот тогда то и можете отмечать тезоименитство.
В случае, когда ваше имя не связано с конкретным святым мужем, то в церковном календаре находится дата почтения небожителя, являющегося вашим тёзкой.
Интересный момент! Многие святые имеют в церковном месяцеслове по нескольку дат памяти. Из-за чего и возникло такое понятие как «малые именины».
Как празднуются именины: история и современность
Ещё с 17 столетия на Руси стали отмечать именины и день ангела. Для верующих людей он представлял огромное значение и предполагал специальную подготовку. Но речь шла не о приготовлении пищи, как перед обычным днём рождения. Ведь именины – символ духовного рождения, установления связи с Богом.
Поэтому они включали в себя такие этапы:
- С утра вся семья отправлялась в храм, там заказывали молитву о здравии (она осуществлялась у иконы небесного заступника именинника). Каждому из членов семейства следовало прикоснуться губами к образу, а также поставить свечку.
- Затем женщины занимались готовкой праздничного обеда, на него созывались крёстные родители, родственники, друзья и соседи.
- Крёстные заслуживали особенного отношения на празднике. На столе было много кушаний, но самым важным из них считался именинный пирог.
- Под конец празднования каждый из гостей получал с собой по пирогу и калачу. По народной примете, чем большего размера была выпечка – тем лучше владельцы дома относились к посетителям.
Интересно! При выпадении именин на дату пост их переносили, отмечали в любое другое число, когда пост завершится.
В 20-30 годы ХХ столетия, когда наступила советская власть, активно боровшаяся с христианством, вместо обычая праздновать тезоименитство внедряли так называемые «октябрины». Их символизм состоял в посвящении в советское общество.
Каждый малыш должен был побывать на одной из следующих стадий: октябрёнком, пионером, комсомольцем, коммунистом и почётным родителем. Однако, истинно верующие люди не позабыли про древний христианский обряд празднования именин.
И даже в атеистические советские годы временами проскальзывали упоминания про светлый праздник:
- человека, празднующего день рождения, называли именинником;
- в детской литературе того периода встречаем такие выражения как «нынче Муха-цокотуха именинница», «как на именины испекли мы каравай».
К счастью, время безбожного Советского Союза безвозвратно кануло в лету. Сегодня многие православные люди постепенно возвращаются к обычаю отмечать тезоименитство.
Значение для верующего
Во время крещения каждый человек приобретает небесных покровителей. Ими становятся Святой, давший имя верующему, а также ангел-хранитель. Они остаются с верующим навсегда. Именно они побуждают нас вести праведную жизнь, совершать благие дела и поступки, служить Всевышнему.
Для православного верующего тезоименитство – важный праздник, в его основе важная духовная суть. В нашей стране издавна было принято отправляться в храм всей семьей, чтобы заказать молебен за здравие человека, празднующего тезоименитство. К иконе его Святого покровителя прикладывались, перед ней ставили свечи.
Вернувшись домой, было принято устраивать праздничный обед, на котором обязательным угощением становился именинный пирог. В торжестве обязательно участвовали крестные, к которым относились с особым почтением. Поощрялось приглашение других гостей. Они поздравляют человека с именинами.
Традиция была настолько сильна, что ее не удалось искоренить даже во времена советской власти, когда велась борьба против религиозных традиций и обычаев. Лучшим подарком на тезоименитство считается икона, все, что имеет отношение к духовной жизни.