Приблизительное время чтения: 11 мин.
Первое воскресенье Великого поста в Церкви называется Торжеством Православия. Праздник установлен в память о победе над ересью иконоборчества в 787 году. Тогда сформулировали главный принцип отношения к иконе: «Честь, оказываемая иконе, воздается не самой иконе, а тому, кто на ней изображен».
В воскресный день 13 марта мы почитаем священномучеников Протерия Александрийского, Нестора Магиддийского, Арсения (Мацеевича) Ростовского и исповедника Феоктирста Медикийского. Также совершается память блаженного Николая Саллоса, Христа ради юродивого, Псковского. Церковь обращается в молитве к преподобным Василию Декаполиту, Кассину Римлянину, преподобным сестрам Марине и Кире и Иоанну Дамасскому.
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам разобраться, что происходит в церкви именно в этот воскресный день, чему посвящено Евангельское чтение праздника «Торжество Православия», заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье — 13 марта.
Воскресенье, 13 марта 2022 года, Торжество Православия
Торжеством Православия Церковь вспоминает завершение полутора столетий иконоборчества — жестоких гонений на верующих, утверждавших возможность изображать Христа, Богородицу и святых, а также молиться перед их образами.
В этот день вспоминается соборная победа Церкви не только над иконоборческой ересью, но и над другими ересями (ересь — учение, которое сознательно противостоит правильной вере). Сам праздник Торжества Православия возник в 843 году — тогда его отмечали в первое великопостное воскресенье. С тех пор в Церкви сохраняется традиция праздновать Торжество Православия в начале Великого поста.
Подробнее о смысле праздника «Торжество Православия» читайте в наших материалах:
• Торжество православия: во что мы верим?
• Протоиерей Александр Степанов: итог личной жизни во Христе
• Анафема — это церковное проклятие?
• Иконы или идолы: почему православные почитают святыни?
Тропарь Нерукотворному образу Спаса
Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже,/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши, яже создал еси, от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:// радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.
Перевод: Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, / пришедший спасти мир!»
Кондак
Неописанное Слово Отчее,/ из Тебе, Богородице, описася воплощаем,/ и оскверншийся образ в древнее вообразив,/ Божественною добротою смеси,/ но исповедающе спасение,// делом и словом сие воображаем.
Перевод: Неизобразимое Слово Отчее при воплощении от Тебя, Богородица, изобразилось, и осквернившийся образ в первоначальном виде воссоздав, с Божественною красотой соединило. И мы, исповедуя наше спасение, делом и словом его изображаем.
День памяти святых
Священномученик Нестор Магиддийский (250)
Епископ города Магиды происходил из Пергии. В гонение на христиан в 250 году был взят в своем доме во время молитвы. О предстоящем ему страдании он был извещен особым откровением — видением агнца, уготованного к закланию. Правитель Магиды отправил его на суд в Пергию. На пути туда святой Нестор укрепился духом — он слышал глас с неба, после чего произошло землетрясение. В Пергии после страшных истязаний священномученик был распят на кресте.
Преподобный Кассиан (Иоанн Кассиан) Римлянин (435)
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин основал в Марселе первые общежительные монастыри — мужской и женский. В 405 году константинопольский клир направил преподобного в Рим к папе Иннокентию I во главе посольства — искать защиты безвинно страдающему святителю Иоанну Златоусту. Автор многих трудов по изложению восточной монашеской традиции для западных христиан. По словам преподобного Иоанна Лествичника, «великий Кассиан рассуждает превосходно и возвышенно».
Подробнее
По месту рождения и языку, на котором писал, принадлежал Западу, но духовной родиной святого всегда был православный Восток. В Вифлеемской обители, расположенной недалеко от того места, где родился Спаситель, Иоанн принял иночество. После двухлетнего пребывания в обители в 390 году преподобный с духовным братом Германом в течение 7 лет путешествовал по Фиваиде и Скитской пустыне, черпая из духовного опыта многочисленных подвижников. Вернувшись в 397 году на короткое время в Вифлеем, духовные братья три года подвизались в полном уединении, а затем отправились в Константинополь, где слушали святого Иоанна Златоуста. В Константинополе преподобный Кассиан принял сан диакона.
В священника преподобный Кассиан был посвящен у себя на родине. По просьбе епископа Аптского Кастора преподобный Кассиан в 417–419 годах написал 12 книг «О постановлениях киновий» палестинских и египетских и 10 бесед с пустынными отцами, чтобы дать соотечественникам образцы общежительных монастырей и познакомить их с духом подвижничества православного Востока.
В последующие годы преподобным Кассианом написано еще 14 бесед: о совершенной любви, о чистоте, о Божией помощи, о разумении Писания, о дарованиях Божиих, о дружбе, об употреблении языка, о четырех родах иноков, о жизни отшельнической и общежительной, о покаянии, о посте, о ночных искушениях, об умерщвлении духовном, дано толкование слов «не еже хощу, сие творю». В 431 году святой Иоанн Кассиан написал свое последнее сочинение против Нестория, в котором собрал против ереси суждения многих восточных и западных учителей.
Святой Иоанн Кассиан Римлянин мирно почил в 435 году.
Свернуть
Преподобные Марина и Кира Сирийские (около 450)
Слушайте краткое житие сестер, оставивших богатство ради строжайшего подвига поста и молитвы, на радио «Вера».
Священномученик Протерий Александрийский (457)
…Святитель Протерий решил оставить Александрию, но в ту же ночь он увидел во сне святого пророка Исаию, который сказал ему: «Возвратись в город, там я буду ждать тебя». Святой понял, что это — предупреждение о мученической кончине, возвратился в Александрию и укрылся от мятежников в крестильне.
Подробнее
Во время патриаршества Диоскора, который был последователем монофизитства, в Александрии жил пресвитер Протерий, который обличал еретиков и исповедовал Православную веру. В 451 году на Халкидонском Вселенском Соборе ересь Евтихия была осуждена. Еретик Диоскор был низложен и изгнан, а на Александрийский патриарший престол был возведен Протерий, отличавшийся строгой и добродетельной жизнью. Однако, в Александрии оставалось много приверженцев Диоскора, которые восстали против избрания Протерия, произвели мятеж и сожгли воинов, присланных для их усмирения.
После смерти благочестивого императора Маркиана еретики опять подняли головы. Пресвитер Тимофей Элур, домогавшийся патриаршего сана, воспользовавшись отсутствием правителя города, выступил во главе мятежников.
Мятежные еретики, воспользовавшись отсутствием в городе правителя, ворвались в это убежище и убили патриарха и еще шесть человек, бывших с ним. Их не остановило даже то, что происходило это в самый канун Пасхи — в Великую Субботу. В ярости своей они дошли до того, что, привязав веревку к телу убитого святителя, вытащили его на улицу, били, терзали и, наконец, сожгли, а прах развеяли по ветру. Это случилось в 457 году.
По кончине священномученика, современные ему четыре епископа фракийские писали: «Святейшего Протерия полагаем в чине и лике святых и просим Бога быть милосердным и милостивым к нам его молитвами.»
Свернуть
Преподобный Иоанн, нареченный Варсонофием, Дамасский (V)
Преподобный Иоанн крестился в 18 лет и вскоре принял иноческий постриг. За свою подвижническую жизнь был рукоположен во епископа города Дамаска. Но любил уединение, оставил епископию и тайно ушел в Александрию, назвав себя Варсонофием. Затем удалился в монастырь в Нитрийской пустыне и просил игумена принять его в обитель, чтобы служить старцам. Это послушание он добросовестно исполнял днем, ночь же проводил в молитве.
Через некоторое время преподобного увидел святой Феодор Нитрийский, знавший о том, что он епископ, тогда святой Иоанн вновь скрылся и ушел в Египет, где подвизался до конца своей жизни.
Исповедник Феоктирист (Феостирикт) Медикийский (VIII)
Известен как духовный писатель и автор канона Божией Матери «Многими одержим напастьми». Хотя святой мирно скончался в глубокой старости, он пострадал в период гонений за иконопочитание — был обожжен кипящей смолой.
Преподобный Василий Декаполит (750)
Краткое житие исповедника Василия, пострадавшего от иконоборцев, слушайте на радио «Вера».
Блаженный Николай Саллос, Христа ради юродивый, Псковский (1576)
«Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови», — так блаженный Николай приветствовал Ивана Грозного. Слушайте житие подробнее на радио «Вера».
Священномученик Арсений (Мацеевич) Ростовского (1697 — 1772)
Рассказ о митрополите-оппозиционере, пострадавшем от светской власти за свои убеждения, слушайте на радио «Вера».
Кипрская (Стромынская) икона Божией Матери
(переходящее празднование в 1-ю Неделю Великого поста)
Список Кипрской иконы Божией Матери стал благословением преподобного Сергия Радонежского при основании не сохранившегося до наших дней Стромынского монастыря. С 1841 года являет свою чудотворную силу икона, находящаяся в Успенской церкви села Стромынь в 65 километрах к северо-востоку от Москвы. По указанию властей в советское время церковь закрыли и из нее вывозили иконы, облачение, священные книги, утварь. Главную святыню храма укрыли у себя местные прихожане — Мартынова Евдокия Николаевна и Юдкина Анна Семёновна.
Особенности православного богослужения
В воскресные дни Четыредесятницы совершается литургия святителя Василия Великого, которая бывает всего лишь десять раз в году (семь из них во время Великого поста). В первую неделю Великого поста к ней присоединяется чин Торжества Православия — особенная служба с чтением Апостола и Евангелия, молитвами, пением тропарей, составленная в IX—Х веках в ознаменование победы истинной веры над еретическими учениями.
Подробнее о литургии Василия Великого и самом святом
Первая неделя Великого поста, посвященная внутреннему сосредоточению и покаянию, завершается. Для многих христиан первое воскресенье поста является наиболее реальной возможностью причаститься. Готовясь к исповеди, стоит учитывать, что многие разделяют ваше желание и тоже собираются приступить к Таинству. Поэтому лучше заранее уточнить в расписании богослужений или у священника вашего храма удобное время для исповеди и прийти вовремя — часто Великим постом исповедь начинается еще до начала богослужения.
Традиции богослужения
В первое воскресенье Великого поста после литургии служится Чин торжества Православия. Это особый молебен, во время которого провозглашается торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и утверждается истинное прославление Бога, согласно учению Церкви.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Иоанна, глава 1, стихи 43 — 51
43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. 44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. 45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. 46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. 47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. 48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. 49 Нафанаил отвечал Ему: Раввѝ! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. 50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: «Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего». 51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Комментирует священник Павел (Великанов)
Апостольское чтение:
Послание святого апостола Павла к Евреям, глава 11, стихи 24 — 26, 32 — 39 — глава 12, стих 2
24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, 25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, 26 и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.
32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, 33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, 2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
Комментирует священник Стефан (Домусчи)
Молитва о восстановлении мира
Святейший Патриарх Кирилл одобрил для богослужебного использования текст молитвы о восстановлении мира. В этой молитве мы сможем вместе обращаться к Богу на литургии. Она будет читаться ежедневно, не только в воскресные дни после сугубой ектении. В будни Великого поста молитва о восстановлении мира может быть возносима в дни совершения Литургии Преждеосвященных Даров — после сугубой ектении, а в иные дни — после утреннего или вечернего богослужения.
Текст молитвы
Владыко Многомилостиве Господи, Иисусе Христе, Боже наш, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых равноапостольных великого князя Владимира и великия княгини Ольги, святых Новомучеников и исповедников Церкви нашея, преподобных и богоносных отец наших Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев, Сергия, игумена Радонежского, Иова Почаевского, Серафима Саровского и всех святых, благоприятну сотвори молитву нашу о Церкви и о всех людех Твоих.
От единыя купели Крещения, еже при святем князе Владимире, мы, чада Твои, благодать восприяхом, — дух братолюбия и мира в сердцах наших навеки утверди!
Иноплеменным же языком, брани хотящим и на Святую Русь ополчающимся, — запрети и замыслы их ниспровергни.
Благодатию Твоею власть предержащих ко всякому благу настави, воинов — в заповедях Твоих утверди, лишенныя крова — в домы введи, голодныя — напитай, недугующая и страждущая — укрепи и исцели, в смятении и печали сущим — надежду благую и утешение подаждь, на брани убиенным — прощение грехов и блаженное упокоение сотвори.
Исполни нас яже в Тя веры, надежды и любве, яко да во всех странах наших единеми усты и единем сердцем исповемыся Тебе, Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, со Безначальным Твоим Отцем, Пресвятым Благим и Животворящим Твоим Духом во веки веков. Аминь.
Свернуть
Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме и поздравляет с Торжеством Православия!
Воскресный
Тропарь воскресный, глас 5
Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови,/ от Де́вы ро́ждшееся на спасе́ние на́ше,/ воспои́м, ве́рнии, и поклони́мся,/ я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на кре́ст,/ и сме́рть претерпе́ти,/ и воскреси́ти уме́ршия// сла́вным воскресе́нием Свои́м.
Перевод:
Слово, безначальное подобно Отцу и Духу, от Девы родившееся для спасения нашего, воспоем, верные, и поклонимся Ему, ибо благоволил Он плотию взойти на Крест, и смерть претерпеть, и воскресить умерших славным воскресением Своим.
Кондак воскресный, глас 5
Ко а́ду, Спа́се мо́й, соше́л еси́,/ и врата́ сокруши́вый я́ко Всеси́лен,/ уме́рших я́ко Созда́тель совоскреси́л еси́,/ и сме́рти жа́ло сокруши́л еси́,/ и Ада́м от кля́твы изба́влен бы́сть,/ Человеколю́бче, те́мже вси́ зове́м:// спаси́ на́с, Го́споди.
Перевод:
Во ад сошел Ты, Спаситель мой, и врата его сокрушив, как Всемогущий, как Творец умерших воскресил с Собою, и жало смерти уничтожил, [Христе,] и Адама от проклятия избавил, Человеколюбец. Потому все мы восклицаем Тебе: «Спаси нас, Господи!»
Преподобному Василию Декаполиту
Тропарь преподобному Василию Декаполиту, глас 1
Пусты́нный жи́тель, и в телеси́ А́нгел,/ и чудотво́рец яви́лся еси́, Богоно́се, о́тче наш Васи́лие,/ посто́м, бде́нием, моли́твою Небе́сная дарова́ния прии́м,/ исцеля́еши неду́жныя и ду́ши ве́рою притека́ющих ти./ Сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.
Перевод:
Житель пустыни – ты и телом подобен Ангелам, и чудотворцем стал, Богоносный отец наш, Василий. Постом, бдением, молитвой приняв Небесные дарования, исцеляешь больных и души приходящих к тебе с верой. Слава Давшему тебе силу, слава Венчавшему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеление.
Кондак преподобному Василию Декаполиту, глас 2
С высоты́ прии́м Боже́ственное открове́ние,/ изше́л еси́, му́дре, от среды́ молв/ и, мона́шествовав преподо́бно,/ чуде́с прия́л еси́ де́йство/ и неду́ги исцеля́ти благода́тию,// Васи́лие всеблаже́нне свяще́ннейший.
Перевод:
С Небес получив Божественное откровение, ты ушел, мудрый, из середины волнений [речь об объявшей Империю иконоборческой ереси], и вел монашескую жизнь, преподобный, ты получил силу творить чудеса и исцелять болезни благодатью, Василий всеблаженный и священнейший.
Священномученику Арсению (Мацеевичу), митрополиту Ростовскому
Молитва священномученику Арсению (Мацеевичу), митрополиту Ростовскому
О, вели́кий уго́дниче Христо́в, многострада́льне святи́телю Арсе́ние! Умилосе́рдися у́бо о мне́ гре́шнем, услы́ши сле́зное мое́ моле́ние. Не возгнуша́йся скве́рных мои́х я́зв грехо́вных. Приими́ недосто́йное мое́ хвале́ние от всего́ се́рдца тебе́ возноси́мое. И ми́лостив сотвори́ся на мои́ проше́ния к тебе́ многомо́щному засту́пнику моему́ пред Го́сподем. Умоли́ Всеблага́го Бо́га моего́ дарова́ти ду́х сокруше́ния о гресе́х мои́х, ду́х смире́ния, кро́тости и незло́бия, еще́ же вся́ за́поведи Его́ неле́ностно исполня́ти, к бли́жнему любо́вь и милосе́рдие вы́ну явля́ти. Наипа́че же и́мя Его́ Сладча́йшее в се́рдце и уме́ содержа́ти и уста́ми безбоя́зненно испове́дати. Да да́рует моли́твами твои́ми Христо́с Бо́г на́ш все́м призыва́ющим и́мя Его́ свято́е вся́ потре́бная ко спасе́нию, дабы́ во вся́кое вре́мя и на вся́цем ме́сте с любо́вию сла́вилось и́мя Всесвяты́я Тро́ицы Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Преподобному Кассиану Римлянину
Тропарь преподобному Кассиану Римлянину, глас 8
Посто́м предочи́стився, прему́дрости пости́гл еси́ разуме́ние,/ от пусты́нных же Богоно́сных оте́ц научи́лся еси́ страсте́й обузда́нию./ Того́ ра́ди пода́ждь нам твои́ми моли́твами/ пло́ти на́шея ду́ху послуша́ние:/ еси́ бо наста́вник, Кассиа́не преподо́бне,// всем пою́щим о Христе́ твою́ па́мять.
Перевод:
Предварительно очистившись постом, ты достиг познания мудрости. От Богоносных отцов, живущих в пустыне, ты научился сдерживанию страстей. Поэтому подай нам твоими молитвами послушание нашего тела нашему духу, потому что ты учитель, преподобный Кассиан, всех воспевающих во Христе твою память.
Кондак преподобному Кассиану Римлянину, глас 4
Преподо́бен быв, Бо́гу возложи́лся еси́,/ и просвеща́я до́брыми ви́ды, Кассиа́не,/ я́ко со́лнце облиста́л еси́/ сия́нием Боже́ственных твои́х уче́ний,/ сердца́ всех чту́щих тя всегда́ просвеща́я./ Но приле́жно моли́ Христа́,// о и́же любо́вию те́пле восхваля́ющих тя.
Перевод:
Будучи преподобным, ты вручил себя Богу и, блистая добрыми идеями, Кассиан, как солнце просиял ты сиянием Божественных твоих учений, сердца всех почитающих тебя всегда просвещая. Настойчиво моли Христа о тех, кто с любовью горячо прославляет тебя.
Молитва преподобному Кассиану Римлянину
Богоблаже́нне и приснопа́мятне о́тче наш Кассиа́не! От ю́ности возлюби́в па́че всего́ Христа́, земна́я и вре́менная презре́л еси́, и, ангелоподо́бным житие́м твои́м ду́шу и те́ло от страсте́й очи́стив, безстра́стия сокро́вище стяжа́л еси́, и, Боже́ственными дара́ми обогати́вся, зако́ны Богому́дрые в наказа́ние и исправле́ние и́ноком написа́л еси́, и усе́рдный де́латель в вертогра́де Христо́ве яви́лся еси́, сам творя́ и ины́х сло́вом и де́лом науча́я, сугу́бое восприя́л еси́ воздая́ние от Бо́га. Ему́же с чинонача́лии А́нгельскими предстоя́, при́зри на нас, обурева́емых жите́йских попече́ний волна́ми, и помози́ нам, да не увлече́т нас бу́ря страсте́й на́ших в бе́здну грехо́вную. Услы́ши нас, гре́шных, святу́ю па́мять твою́ ублажа́ющих, и моли́ся Христу́ Бо́гу о нас, немощны́х, мгло́ю уны́ния омрача́емых и малоду́шием неду́гующих, да Боже́ственною благода́тию свое́ю просвети́т омраче́ние ума́ на́шего и укрепи́т нас на пути́ спасе́ния, и́мже пра́во ходя́ще, вни́дем в Живо́т ве́чный. Виждь, о́тче святы́й, не́мощь на́шу душе́вную, серде́чное озлобле́ние и неду́ги теле́сныя, одержа́щие нас по грехо́м на́шим; виждь, я́ко благи́ми де́лы обнища́хом зело́, виждь и ми́лостива сотвори́ к нам Человеколю́бца Бо́га моли́твами твои́ми, да не возда́ст нам по дело́м на́шим, но да яви́т над на́ми непобеди́мое Свое́ человеколю́бие и милосе́рдие и да́рует нам проще́ние прегреше́ний на́ших. Ты, подви́жник быв и учи́тель и́ноческому житию́, моли́ Подвигополо́жника Христа́, да и нас, немощны́х, укрепи́т благода́тию Свое́ю в по́двигах воздержа́ния, поще́ния, моли́твы, целому́дрия и самоотверже́ния. Тебе́ даде́ся благода́ть плода́ми присноживо́тнаго уче́ния твоего́ насыща́ти и услажда́ти сердца́ рачи́телей благоче́стия, помози́ и нам предста́тельством твои́м терпели́вно и ра́достно восприя́ти и нести́ благо́е и́го Христо́во и до́бре подвиза́тися в исправле́нии и обновле́нии жития́ на́шего. О всеблаже́нне о́тче наш Кассиа́не, чудотво́рней ико́не твое́й покланя́ющеся и свято́е и́мя твое́ в по́мощь призыва́юще, мо́лим тя, я́ко хода́тая и засту́пника на́шего: моли́ Го́спода Бо́га, Спаси́теля ми́ра, да сохрани́т первопресто́льный град сей и святу́ю оби́тель сию́ от вся́кия беды́ и напа́сти, от враго́в ви́димых и неви́димых, да да́рует нам благостоя́ние с преспе́янием в Правосла́вной ве́ре и благоче́стии, земле́ плодоно́сие и изоби́лие, и нас всех, недосто́йных, изба́ви моли́твами твои́ми от належа́щия нам ско́рби и ну́жды. Испроси́ у великодарови́таго Го́спода исполне́ние вся́каго блага́го проше́ния и всего́, я́же к животу́ вре́менному и ве́чному поле́знаго, благода́тию и человеколю́бием Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Ему́же подоба́ет сла́ва, честь и поклоне́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 2-я преподобному Кассиану Римлянину
О, Богоблаже́нне и приснопа́мятне о́тче наш Кассиа́не! Боже́ственных А́нгелов сожи́телю, понесы́й тяготу́ дневну́ю, в нищете́ пожи́вый, Боже́ственными дара́ми обогати́выйся! Ты ны́не с преподо́бных собо́ры водворя́яся, с пра́ведных ли́ки веселя́ся, помяни́ нас, доброде́тельное твое́ житие́ похваля́ющих, и не оста́ви нас безпо́мощны. При́зри на на́ше житие́, волну́емое жите́йскими обурева́нии, да не потопи́т нас грехо́вная бу́ря, ниже́ да пожре́т нас па́губнаго отча́яния глубина́. Услы́ши моли́тву нас гре́шных, моля́щихся, и не пре́зри моле́ния нас немощны́х, уловля́емых диа́вольскими се́тьми, всю́ду злы́ми угнета́емых, вся́каго бла́га лиша́емых, уны́нием омрача́емых и малоду́шием одержи́мых. Виждь, свя́те, я́ко смири́ся в персть душа́ на́ша, и враго́м ненави́дящим нас бы́хом в пора́дование, лука́выми де́лы умерщвля́еми весь день, заблуди́хом бо вои́стину, я́ко о́вцы не иму́щия па́стыря. Ты твои́ми богоприя́тными моли́твами ми́лостива сотвори́ нам Еди́наго Человеколю́бца Бо́га, да не возда́ст нам по злым дело́м на́шим и по нечистоте́ серде́ц на́ших, но да предваря́т ны благи́я Его́ щедро́ты, в ми́ре, единоду́шии и благоче́стии утвержда́юще живо́т наш. Мы, о Богоблаже́нне, на тя по Бо́зе упова́ем, тобо́ю хва́лимся, твое́ свято́е и́мя на по́мощь призыва́ем и, к твоему́ чудотво́рному о́бразу недосто́йнии припа́дающе, тя мо́лим. Моли́, о́тче наш Кассиа́не, Христа́ Бо́га, да, изба́вльшеся от злых на́ших, с тобо́ю ве́чных благ сподо́бимся, благода́тию и щедро́тами Го́спода на́шего Иису́са Христа́, су́ща Благослове́нна со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Блаженному Николаю Саллосу, Христа ради юродивому, Псковскому
Тропарь блаженному Николаю Саллосу, Христа ради юродивому, Псковскому, глас 4
Слове́нска язы́ка, Пско́вския земли́/ пло́тски в юро́дстве быв,/ юро́дства притворе́нием Го́рняго Иерусали́ма граждани́н яви́ся,/ А́нгелом, сла́вне, свесели́шися,/ мироточи́ваго святи́теля Никола́я зва́ние восприи́м,/ с ни́мже всегда́ Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Перевод:
Славянского языка, из Псковской земли, по плоти юродивым был, под обликом юродства стал гражданином Горнего Иерусалима [Царствия Небесного], веселишься, прославленный, вместе с Ангелами, приняв звание мироточивого святителя Николая, с ним же всегда Христа Бога моли даровать нам великое милосердие.
Кондак блаженному Николаю Саллосу, Христа ради юродивому, Псковскому, глас 8
Чудотво́рец яви́ся, Нико́лае,/ ца́рску держа́ву и смы́сла свире́пство на ми́лость обрати́в,/ и сего́ ра́ди своему́ оте́честву тепл моле́бник показа́ся,/ и ны́не мо́лим тя, свя́те,/ пребу́ди в нас еще́, защити́ от кова́рств вра́жиих,// ты бо еси́ гра́ду Пско́ву и всем христолюби́вым лю́дем похвала́ и утвержде́ние.
Перевод:
Чудотворцем обнаружился, Николай, царскую власть и разум от ярости к милости обратив и из-за этого своему Отечеству горячий молитвенник явился, и сейчас молим тебя, святой, пребудь с нами еще, защити от коварства врага, поскольку ты городу Пскову и всем любящим Христа слава и опора.
История возникновения праздника
В VIII веке в православной Византии возникла так называемая ересь иконоборчества, которая продлилась более ста лет. Иконоборцы объявили все изображения идолами, которым Библия поклоняться запрещает. В 730 году император Лев III Исавр официально запретил почитание икон. По всей Византии в православных храмах стали уничтожать иконы и фрески. Сопротивлявшиеся христиане подвергались жестоким мучениям, как когда-то во времена языческих гонений.
Так продолжалось до 787 года, когда при поддержке императрицы Ирины, в Никее был созван VII Вселенский собор, который вошёл в историю как Собор, восстановивший иконопочитание. Осудившие иконоборчество 367 участников собора уточнили, что нужно поклоняются не самой иконе, а тому, кто на ней изображён. Почитать икону православному человеку необходимо, так как она является неким окном в духовный мир. В определении собора (оросе) было написано, что «честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображённого на ней». Был введён даже термин, многое объясняющий: почитаемое поклонение.
Но, к сожалению, вскоре в Византии к власти вновь пришли императоры-иконоборцы, и гонения на православных вспыхнуло с новой силой. Лишь в 843 году при императрице Феодоре решение VII Вселенского собора было одобрено и иконопочитание вернулось в Православную церковь. Тогда же был впервые совершён чин Торжества Православия, на котором совершается вечная память ревнителям православия и провозглашается анафема (отлучение) всем еретикам. С тех пор этот чин совершается ежегодно в первое воскресенье Великого поста.
Икона Торжества Православия
Предавали ли анафеме Льва Толстого?
Из фильма советских времён «Анафема» режиссёра С. Гиппиуса по мотивам одноимённого рассказа А. Куприна известно, как проходит этот чин в храме. Протодиакон громогласно перечисляет еретиков – тех, кто выступает против основных христианских догматов, а хор после провозглашения названия ереси торжественно поёт «Анафема!» В том же фильме рассказывается, как анафеме должен был подвержен писатель Лев Николаевич Толстой. А это уже неправда – никогда в чине Торжества православия Толстой не упоминался и анафему ему не провозглашали, хотя отлучение его от Церкви имело место
За то, что Толстой активно проповедовал своё видение жизни, в корне отличающееся от христианского учения, он был отлучён от Православной церкви. Об этом обществу было объявлено в газетах, где было помещено решение Синода от 20–22 февраля 1901 года, в котором сообщалось, что граф Лев Толстой больше не является членом Православной церкви.
То есть Синод констатировал факт, что великий русский писатель перестал быть членом Церкви, от которой он фактически сам отрёкся. Толстой не признавал ни загробной жизни, ни Боговоплощение, ни Пресвятую Троицу и прочее. Но в любом случае, его никогда публично не анафематствовали. А то, что писатель Куприн по этому поводу написал талантливый, но неправдивый рассказ, говорит о том, что и до революции многие писатели были далеки от церковной жизни.
Можно ли анафему снять?
В истории России встречались случаи, когда при покаянии или при достаточных основаниях отлучение от Церкви или анафема могут быть сняты. Например, накануне казни была снята анафема с Емельяна Пугачева, так как он «с сокрушением сердечным покаялся в своих согрешениях перед Богом». А вот Толстой покаяться не успел, хотя в том же решении Синода, его отлучившего, было сказано, что Толстой может вернуться в Церковь, если принесёт покаяние. Но, когда он умирал на станции Астапово (ныне Лев Толстой), то прибывшего из Оптиной пустыни старца Варсонофия к нему не допустили.
Отлучение от Церкви великого русского писателя до сих пор будоражит умы соотечественников. Официальное отлучение означает, что потомки Толстого и просто почитатели его таланта не могут совершать по нему панихиды, подавать записки за упокой и прочее. Недаром в 2010 году, в год столетия со дня смерти Толстого, президент Российского книжного союза Сергей Степашин обратился с письмом к патриарху Кириллу с просьбой проявить сострадание к великому писателю и что-то предпринять.
На это письмо ответил тогдашний ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит (ныне митрополит) Тихон Шевкунов. В этом ответе он заявил, что «поскольку примирение писателя с Церковью так и не произошло (Толстой публично не отказался от своих трагических духовных заблуждений), отлучение, которым он сам себя отверг от Церкви, снято быть не может».
Вся эта печальная история с великим русским писателем лишний раз подтверждает напоминание православных священников, что заботиться о посмертной участи своей души нужно во время своей земной жизни.
На сегодня эта публикация уже заработала 57,65 рублей за дочитывания
Зарабатывать
Краткое содержание:
- Торжество Православия — история праздника
- Что можно и нельзя делать 13 марта 2022 года
- Приметы на Торжество Православия 13.03.2022
- 13 марта в истории: интересные факты
- Именины 13 марта 2022 года
- Обсуждение
Православные 13 марта 2022 отмечают Торжество Православия. О том, в чем особенность праздника, чем можно и нельзя заниматься 13 марта, каким приметам и традициям следуют в такой день, а также у кого именины, в нашей публикации.
Торжество Православия — история праздника
Торжество Православия верующие традиционно отмечают в первую неделю Великого поста. Праздник установили впервые в IX веке в Византии. Его посвятили победе над иконоборцами. Сторонники и противники икон спорили в течение 100 лет. Дело дошло до настоящей гражданской войны, во время которой православные ставили под угрозу свою жизнь, спасая иконы. Их сажали в темницы и пытали, а статусные деятели Церкви массово отстранялись от служений.
Прошедший в конце XVIII века Вселенский Собор ослабил гонения почитателей икон. Их стали освобождать из заточений, а святители возвращались на прежние должности. Иконоборцев, наоборот, начали отлучать от церковного служения. В 843 году в Константинополе иконоборчество окончательно было объявлено ересью.
Что можно и нельзя делать 13 марта 2022 года
Из дома не выходили без молитвы. Прежде всего помолиться должны были те, кто отправлялись в путешествие или дальний путь.
С утра надевали только чистое и светлое белье, чтобы избавиться от старых проблем и бед.
Особую осторожность нужно было проявлять при обращении с огнем. В него не плевали, не лили воду, не бросали волосы. Запрещалось даже громко разговаривать и ругаться рядом с огнем.
Не проявляли негостеприимность. Рады были даже незваным гостям. На ужин звали не только близких, но и друзей, соседей.
Не жадничали, не проявляли скупость, не отказывали в милостыни и просьбах о помощи. Верили, что щедрые люди привлекут удачу и благополучие.
Женщины не занимались рукоделием. Можно было стирать, убираться и заниматься готовкой.
Долго 13 марта не спали. С раннего утра нужно было уделять время работе. Бездельников, как предполагалось, удача покидала.
Мужчины приступали к земельным работам. Начинали сажать растения, заниматься обрезкой или подкормкой деревьев.
День не подходил для стрижки и наведения красоты.
Супругам запрещалось ссориться. Выяснение отношений им стоило перенести на другие дни. Согласно поверьям, сохранившие в такой день теплые отношения возлюбленные никогда не будут изменять друг другу.
Не следовало одалживать у кого-либо деньги. Если у самого оставался долг, вернуть его нужно было до конца дня.
В дом приносили сосновую веточку, полагая, что она защитит всех от болезней и бед, а также очистит атмосферу в жилище. Некоторые даже готовили из сосновых почек отвары, считая, что они сохранят лечебные свойства до конца года.
От крупных приобретений воздерживались. Свои сбережения старались не трогать.
Предпочтительным блюдом был свежий хлеб, который необходимо было разделить между всеми домочадцами.
Сновидения на 13 марта не считали вещими. Однако в них пытались найти подсказки или знаки для верных решений и правильного выбора в реальной жизни.
Приметы на Торжество Православия 13.03.2022
- Дождливый день – к ненастному лету.
- Снега на крышах больше нет – к оттепели.
- Большое количество облаков на небе – к заморозкам.
- Теплый и солнечный день – к хорошему урожаю летом.
- Под крышами остаются сосульки – к поздней весне.
- Птицы массово возвращаются с юга – снегопада больше не будет.
- Ветреный день – к хорошему улову на рыбалке.
- Слышен щебет воробьев – к улучшению погоды.
13 марта в истории: интересные факты
13 марта 1781 года британскому астроному Вильяму Гершелю удалось с использованием вручную созданного телескопа обнаружить седьмую планету Солнечной системы, прозванную позже Ураном.
В тот же день в 1852 году в одной из нью-йоркских газет впервые в истории было опубликовано изображение дядюшки Сэма.
В 1869 году химик Дмитрий Менделеев объявил о завершении составления Периодической системы химических элементов
В 1988 году открыли самый длинный тоннель под водой – Сэйкан.
13 марта 1913 года появился на свет поэт и драматург Сергей Михалков. В 1937 году был рожден писатель Владимир Маканин, в 1951-м – актриса Ирина Алферова. В 1961 году родилась врач и телеведущая Елена Малышева, в 1981-м – потомок дома Романовых Георгий Романов. 27-летие отмечает ставшая олимпийской чемпионкой гандболистка Анна Вяхирева.
13 марта 1948 года не стало актера и педагога Юрия Юрьева. В тот же день в 1983 году ушел из жизни архитектор Сергей Сперанский, в 2011-м – искусствовед и телеведущий Виталий Вульф. В 2012 году умерла актриса Людмила Шагалова, в 2013-м – дирижер Вольф Горелик. 4 года назад не стало режиссера и сценариста Леонида Квинихидзе.
Именины 13 марта 2022 года
Именины 14 марта можно отмечать среди мужчин Арсениям, Василиям, Несторам, Николаям и Симонам. Среди женщин именины в этот день отмечают Киры и Марины.
Рожденных 14 марта считали мягкими, мечтательными и витающими в облаках личностями, обладающими аналитическим умом и гибкостью. Их сильными сторонами называли динамичность, мягкость, развитое воображение и проницательность, слабыми – обособленность и проявление социофобии
Источник
https://24smi.org/news/298437-13-marta-chto-nelzia-delat-na-torzhestvo-pravoslav.html
В церковнославянском «неделя» значит «воскресенье», а неделя в современном смысле слова называется «седмица». Каждое воскресенье Великого поста имеет особое посвящение.
Каждый год по окончании первой недели Великого поста христиане отмечают праздник Торжество Православия, установленный в память о том дне, когда Святая Церковь в 843 году отвоевала право почитания икон и навсегда покончила с ересью иконоборчества. В 2022 году Торжество Православия отмечается 13 марта.
История установления праздника Торжества Православия
VII Вселенский Собор (787г.) закрепил почитание икон. Но иконоборческая ересь, зародившаяся вскоре в Греции, распространилась по многим странам. Иконоборчество родилось не где-то за пределами христианства, среди язычников, стремящихся к разрушению Церкви, а внутри самой Церкви, в среде православного монашества — духовной и интеллектуальной элиты своего времени.
Иконоборческая эпоха делится на два периода: с 726 по 787 г. (от указа Льва Исавра до VII Вселенского собора, созванного при императрице Ирине) и с 813 по 843 г. (с воцарения императора Льва V Армянина до созыва Константинопольского собора, установившего праздник Торжества Православия).
Первым актом иконоборчества было уничтожение по приказу императора иконы Спаса, висевшей в Константинополе над воротами в императорский дворец. Видя эту кощунственную акцию, возмущенный народ растерзал чиновника, исполнявшего приказ. На это император ответил репрессиями. Борьба из сферы теоретической перешла в открытую войну.
Более 100 лет продолжавшаяся борьба породила новых мучеников, кровь которых теперь была на руках и совести христиан. Это была уже не просто борьба за христианскую веру, как в первые 300 лет до Константина, а борьба за непорочное христианство. В первые три века христиан гнали за то, что они не хотели поклоняться идолам, и решили иконоборцы, что иконы — те же самые идолы. И пошли императоры с патриархами опять гнать верующих. Полились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.
В 825 году на Византийский престол вступил император Феофил. Он был вторым византийским императором и крестным сыном Льва V Армянина. Феофил получил отличное образование под руководством учёного Иоанна Грамматика, известного иконоборца, возведенного при Феофиле на патриарший престол. Супруга Феофила была армянского происхождения. Родители были сторонниками иконопочитания и воспитали свою дочь очень набожной. Император выбрал её женой на смотре самых красивых девушек империи. Вместе с Феодорой в императорской семье появилось тайное иконопочитание. Её супруг продолжал политику своего отца императора Михаила II в области иконоборства. Феодора хоть и пыталась оказывать поддержку своим друзьям, но сама была вынуждена скрывать от мужа и придворных иконы. Она прятала их под одеждой, а также во множестве ларцов в своей половине дворца. Продолжатель Феофана описывает случай, когда Феодору за молитвой перед иконами застал императорский шут Дендрис и без злого умысла проговорился об этом императору: «Царь все понял, воспылал гневом и, как встал из-за стола, сразу отправился к жене, осыпал ее всякой бранью и бесстыдным языком своим обозвал идолопоклонницей и передал слова помешанного. На что она, уняв гнев, сразу ответила: «Не так, совсем не так, царь, понял ты это. Мы со служанками смотрелись в зеркало, а Дендрис увидел отраженные там фигуры, пошел и без всякого смысла донес о том господину и царю». Так удалось ей тогда погасить царский гнев».
Историки обращают внимание на то, что практически всё окружение императора было на стороне иконопочитания, и император об этом знал.
После смерти Феофила в 842 году (в возрасте 29 лет) Феодора стала регентом на время несовершеннолетия юного монарха Михаила (ему тогда было 3 года). Империей в этот период вместе с Феодорой управлял Совет, члены которого были, как и императрица, сторонниками иконопочитания.
Святая царица Феодора
Возобновление иконопочитания было произведено Феодорой сразу после смерти императора Феофила. На 40-й день его кончины в Константинополе для этой цели был созван церковный собор. Для восстановления иконопочитания необходимо было сменить патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика. Иоанн был свергнут церковным собором с кафедры «за попытку самоубийства» и изгнан из церкви.
Новым Константинопольским Патриархом был избран Мефодий, пострадавший от иконоборцев. На соборе была провозглашена необходимость восстановления почитания икон. Собор подтверждал законность постановлений семи вселенских соборов и анафематствовал иконоборчество. Также собор вернул из ссылок всех ранее осуждённых за почитание икон, епископы-иконоборцы были изгнаны с кафедр, на которые возвратились архиереи, пострадавшие при Феофиле.
«Чин Торжества Православия»
Торжество Православия – это победа Церкви над ересями, искажавшими учение христианской веры.
Будучи патриархом Мефодий, установил особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства.
Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Церковнослужители объясняют, что анафема — это факт того, что сам человек выбрал путь, отличный от пути с Церковью, она ни в коем случае не переводит человека в разряд плохого и хорошего. Но для истинных верующих анафема считается страшнейшим наказанием.
При предании анафеме, отлученный ограждается от Святых Таинств и исключается из числа верующих.
В России в разное время были преданы анафеме Е. Пугачёв, И. Мазепа, протопоп Аввакум. В новейшей истории Русской Православной Церкви были анафематствованы: Лев Толстой как проповедующий «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской» (Святейшим Синодом в феврале 1901); «творящие беззакония и гонители веры и Церкви Православной» (1918); несколько священников «публично похуливших Имя Божие» (1959, 1960); те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 году; те, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологии и т. п. (1994). Многие имена из списка позже были исключены. Но вот, например, Л.Н.Толстой до сих пор остается в этом списке потому, что даже перед смертью не отрекся от своих, опасных для Церкви, убеждений.
Предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти. Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971г.
12 анафематствований «Чина Торжества Православия», как они провозглашались до 1917 года:
1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
2. Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
3.Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога: анафема.
4. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
5. Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
7. Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
8. Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
9. Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
10. Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
11. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
12. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.
Особенности богослужения
Субботним вечером начинается праздничное богослужение, переходящее во всенощное бдение. Чин анафематствования Торжества Православия становится частью литургии и обычно читается в конце. По завершении литургии в центре храма устанавливаются две иконы: Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Это два основных символа: человек, точно такой же, как и все остальные, который стал Богом, истребив в себе грех; и человек, который больше всех приблизился к Богу. Изображения святых напоминают о том, что любовь Творца безгранична, что каждый из людей велик и достоин служить Богу, вести праведную жизнь и приблизиться к идеалу.
После того как иконы установлены начинаются молебны и читается чин. Создание этого молебна словно провело черту, и завершился определенный этап развития православной церкви. С того момента не произошло новых нападок еретиков, а иконоборчество получило новое развитие в протестантизме. Таким образом церковь полностью обезопасила себя и получила непоколебимое преимущество, введя анафему.
Основной смысл празднования Торжества Православия
Празднование Торжество Православия в 1-е воскресенье Великого Поста – неслучайно. Вспомним об одном большом церковном историческом событии – победе иконопочитания. Мы вспоминаем его потому, что оно имеет глубочайший догматический смысл. Господь Иисус Христос — Бог Слово принял естество человеческое, и поэтому когда Церковь зовёт поклониться образу Иисуса Христа на иконе, на образе, мы поклоняемся Божественной Его природе и Образу Божию в нас тоже. Образу Божию в человечестве, Образу Божию и человеческому естеству в Иисусе Христе, человеческому естеству, которое так близко к Богу в каждом из нас.
Слово икона – греческое и по-русски означает «образ», «изображение». Священное предание гласит, что сам Иисус Христос первым дал людям Свой видимый образ.
Во время земной жизни Господа Иисуса Христа в сирийском городе Эдесса правил царь Авгарь, он был тяжко болен проказой. Услышав, что в Палестине находится великий «пророк и чудотворец» Иисус, который учит о Царствии Божьем и исцеляет любые болезни, Авгарь уверовал в Него и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу письмо Авгаря с просьбой об исцелении и нарисовал портрет Иисуса. Художник отыскал Иисуса, но сделать «портрет» не смог «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему пришел сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил его к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. Получив этот Святой Образ — первую, Самим Господом сотворённую икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою получил исцеление.
Икона — прежде всего священный предмет. Изображенный на ней лик получает, по правилу Церкви, имя через надписание. Этим икона усвояется тому, кто на ней изображен, восходит к своему первообразу и становится причастной его благодати, так что при недостойном, небрежном обращении с иконой оскорбляется не живопись, а тот, чье имя она получила, ее первообраз.
Икона есть образно выраженная молитва, и понимается она, главным образом, через молитву. Она рассчитана только на молитвенно предстоящего перед ней верующего. Ее назначение — содействовать молитве. В молитвенном созерцании иконы мы имеем общение с Первообразом, не смешивая цель и средство; видимое постигаем через невидимое, земное через небесное. «Никто не будь столь безумен, чтобы истину и тень ее, архетип и изображение его, причину и следствие мыслить по существу тождественными» (св. Федор Студит). Как мы чтим Библию, не поклоняясь «естеству кож и чернил», но Слову Божьему, заключенному в ней, так мы почитаем в иконе не краски и доски, а Того, чей образ написан этими красками на этой доске. Честь, воздаваемая иконе, относится к Первообразу.
Икона «Торжество Православия», как и остальные изображения святых, проста и понята, она способна затронуть сердца даже неверующих людей. Иконы отличаются искренностью и благодатью, поэтому трудно предположить, как у вандалов могли подниматься руки на эти чистые образы. Возможно, изображения святых так глубоки и способны повлиять на человека, потому что они пережили кошмары минувших лет. Во всей простоте икон живет божественный и не всегда сразу очевидный смысл, тайная символика. Сейчас она доступна многим, мы все умеем читать и писать, и можем понять приблизительный смысл надписей на иконах. Но раньше иконы были намного более таинственны с той точки зрения, что понять изображенные на них символы могли только самые образованные и просвещенные люди.
Смысл праздника «Торжество Православия»
Вступив на духовный путь развития, православный христианин чувствует суть праздника не только в исторической борьбе суждений, но и в своей личной вере. С самой первой недели Великого поста начинаются испытания силы духа верующего, который ограничивает себя и больше времени уделяет молитвам. Минуя самый сложный отрезок поста, можно подвести итог и решить, насколько добросовестно христианин следовал канону. Пройти весь пост и дойти до конца, старательно следуя всем предписаниям, стремясь проживать жизнь достойного служителя Бога — и есть настоящее Торжество Православия. Так праздник обретает индивидуальный смысл, отождествляется с опытом человека по собственному духовному воспитанию и становится некоторой опорой, местом, где самое время оглянуться назад и проанализировать свои поступки.
Трудно представить себе весь ужас тяжелого столетия, прожитого христианами без возможности защитить дорогие верующей душе вещи, но празднование победы церкви в войне взглядов и личной победы над слабостями складывается в нечто особенное, объединяющее всех верующих, идущих по истинному пути. Поэтому каждый сам должен понять, что для него Торжество и какую истину стоит из него извлечь.
Смысл этого праздника может быть обобщен до идеи борьбы за победу своей веры, независимо от того, чему она посвящена. Поэтому Торжество Православия почитается и людьми, не имеющими к религии особого отношения.
«Торжество Православия» для детей
Как преподнести смысл праздника для детей и что они должны знать о нем? Торжество Православия говорит нам об окончание самой строгой недели Великого поста. Чтобы выдержать весь пост, необходимо в первую очередь иметь большую уверенность в себе. Для поддержания силы духа можно обращаться за наставлениям к священнику и непрестанно молиться. Если верующий точно следовал канону, то он обязательно испытает радость и воодушевление от того, что преодолел трудности и укрепил свой дух. Став сильнее, воспитав силу воли, человек совершенствуется и понимает это. Но мало просто вести аскетический образ жизни, нужно стараться избегать конфликтов и дарить любовь и заботу родным и близким людям.
Если для ребенка Торжество Православия станет важным и почитаемым праздником, это будет отличным результатом. В наши дни дети лишены обязательных уроков церковного этикета и изучения Библии, но знать о самом главном необходимо для формирования личности и духовных качеств. Если правильно преподнести подрастающему поколению историю возникновения праздника и его смысл, дети обязательно проникнутся духом Торжества Православия и почувствуют себя его частью. Естественно, это возможно в том случае, если ребенок с малых лет движется по пути духовного совершенствования и привязан к церкви и Богу. Тогда в его сердце зародится его собственное Торжество, а христианские принципы жизни укоренятся в сознании.
Этот праздник нужно прочувствовать как детям, так и взрослым, чтобы ощутить себя причастным к общей идее и претворить понимание в молитву. Глубоко верующий человек чувствует себя важной частью мироздания, а его душа находится в гармонии и спокойствии.
Источники: Труд иконописца : [Сборник] / Монахиня Иулиания (М. Н. Соколова); [Вступ. ст. Алдошиной А. Е., Алдошиной Н. Е., с. 5-34]. — Сергиев Посад : Св.-Троиц. Сергиева лавра, 1998. – 158 с.,
Длительное время годом восстановления иконопочитания считался 842 год (Васильев А.А. История Византийской империи Второй период иконоборчества и Восстановление Православия.Разделение церквей в IX веке,
Александр Шмеман, протопресвитер. Исторический путь Православия. Глава 5. Византия, часть 2,
Триодь постная. Неделя Торжества Православия. Православная электронная библиотека. Правмир.ру ,
Сайт: velikij-post.ru
Торжество православия в 2022 г. 13 марта. В этот день: рассуждают о значении религии, читают анафематствования.
Торжество православия — событие, празднуемое в воскресенье первой календарной недели Великого поста. Праздник установлен в честь победы православной церкви над иконоборцами. Власть прекратила гонения верующих и церковнослужителей, разорение храмов, уничтожение святынь.
Посетить Храм. В этот праздник, во время Божественной литургии, в ходе проповеди, затрагиваются для обсуждения моральные аспекты христианства. Следует задуматься о том, что каждый человек – сам себе хозяин. И только ему принимать решение – какой образ жизни вести, поддаваться ли искушениям или расти в вере. Отступившие от Бога люди ошиблись, принесли много бед, заставив страдать христиан. Но в этот день христианская вера восторжествовала, людям вернулась возможность совершать Святые Таинства Литургии, не прячась от властей.
Задумайтесь над значением религии для вас. Пересмотрите церковные каноны. В этот день в церкви совершается чин анафематствования. Анафематствования сейчас — это своего рода предупреждения, в которых Церковь указывает на неправильный путь, тем самым наставляя на истинную тропу веры. Читайте их и сопоставляйте со своим поведением.
Осознайте!
— если вы ведёте праведный образ жизни, то вы является отражением лика Господня. Ощущая благо любви Господа, вы можете чувствовать приподнятое настроение, благодать, умиротворение, Ваша жизнь упорядочится, а поступки будут доброчестивы.
— задумайтесь о том, какой болью для христиан был запрет совершать Богослужения, держать в доме иконы, поклоняться святыням. Ощутите возможности и ценность того, что нас окружает.
* * *
Празднование было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью в 843 году, когда на Константинопольском соборе был принят догмат о почитании икон.
Особую заслугу в этом стоит отдать византийской императрице Феодоре (815— 867 гг.) — жене императора-иконоборца Феофила, регентше (842 — 856 годы) при своём сыне императоре Михаиле III.
История установления праздника Торжества Православия
VII Вселенский Собор (787г.) закрепил почитание икон. Но иконоборческая ересь, появившаяся вскоре в Греции, распространилась по многим странам. Иконоборчество родилось не где-то за пределами христианства, среди язычников, стремящихся к разрушению Церкви, а внутри самой Церкви, в среде православного монашества — духовной и интеллектуальной элиты своего времени.
Иконоборческая эпоха делится на два периода: с 726 по 787 г. (от указа Льва Исавра до VII Вселенского собора, созванного при императрице Ирине) и с 813 по 843 г. (с воцарения императора Льва V Армянина до созыва Константинопольского собора, установившего праздник Торжества Православия).
Миниатюра из Хлудовской псалтири: аллегорическое изображение иконоборчества. «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом». Художник комментирует действия иконоборцев, сопоставляя их с евангельскими событиями. Распятие на горе Голгофе; иконоборцы, замазывающие известью икону Христа. Воин справа подносит Христу губку, напитанную уксусом, другой воин пронзает Христа копьём. У подножия горы иконоборцы Иоанн Грамматик и епископ Антоний Силлейский
Первым актом иконоборчества было уничтожение по приказу императора иконы Спаса, висевшей в Константинополе над воротами в императорский дворец. Видя эту кощунственную акцию, возмущенный народ растерзал чиновника, исполнявшего приказ. На это император ответил репрессиями. Борьба из сферы теоретической перешла в открытую войну.
Более 100 лет продолжавшаяся борьба породила новых мучеников, кровь которых теперь была на руках и совести христиан. Это была уже не просто борьба за христианскую веру, как в первые 300 лет до Константина, а борьба за непорочное христианство. В первые три века христиан гнали за то, что они не хотели поклоняться идолам, и решили иконоборцы, что иконы — те же самые идолы. И пошли императоры с патриархами опять гнать верующих. Полились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.
В 825 году на Византийский престол вступил император Феофил. Он был вторым византийским императором и крестным сыном Льва V Армянина. Феофил получил отличное образование под руководством учёного Иоанна Грамматика, известного иконоборца, возведенного при Феофиле на патриарший престол. Супруга Феофила была армянского происхождения. Родители были сторонниками иконопочитания и воспитали свою дочь очень набожной. Император выбрал её женой на смотре самых красивых девушек империи. Вместе с Феодорой в императорской семье появилось тайное иконопочитание. Её супруг продолжал политику своего отца императора Михаила II в области иконоборства. Феодора хоть и пыталась оказывать поддержку своим друзьям, но сама была вынуждена скрывать от мужа и придворных иконы. Она прятала их под одеждой, а также во множестве ларцов в своей половине дворца. Продолжатель Феофана описывает случай, когда Феодору за молитвой перед иконами застал императорский шут Дендрис и без злого умысла проговорился об этом императору: «Царь все понял, воспылал гневом и, как встал из-за стола, сразу отправился к жене, осыпал ее всякой бранью и бесстыдным языком своим обозвал идолопоклонницей и передал слова помешанного. На что она, уняв гнев, сразу ответила: «Не так, совсем не так, царь, понял ты это. Мы со служанками смотрелись в зеркало, а Дендрис увидел отраженные там фигуры, пошел и без всякого смысла донес о том господину и царю». Так удалось ей тогда погасить царский гнев».
Историки отмечают, что практически всё окружение императора было на стороне иконопочитания, знал об этом и император.
После смерти Феофила в 842 году (в возрасте 29 лет) Феодора стала регентом на время несовершеннолетия юного монарха Михаила (ему тогда было 3 года). Империей в этот период вместе с Феодорой управлял Совет, члены которого были, как и императрица, сторонниками иконопочитания.
Восстановление иконопочитания было произведено Феодорой сразу после смерти императора Феофила. На сороковой день его кончины в Константинополе для этой цели был созван церковный собор. Для восстановления иконопочитания необходимо было сменить патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика. Иоанн был свергнут церковным собором с кафедры «за попытку самоубийства» и изгнан из церкви.
Новым константинопольским патриархом был избран Мефодий, пострадавший от иконоборцев. На соборе была провозглашена необходимость восстановления почитания икон. Собор подтверждал законность постановлений семи вселенских соборов и анафематствовал иконоборчество. Также собор вернул из ссылок всех ранее осуждённых за почитание икон, епископы-иконоборцы были изгнаны с кафедр, на которые возвратились архиереи, пострадавшие при Феофиле.
Чин Торжества Православия
Торжество Православия – это торжество победы Церкви над ересями, искажавшими учение христианской веры. По окончании Литургии в этот день положено совершать особый чин Торжества Православия. В тексте службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, возглашаются главные догматы, ею исповедуемые, утверждаются постановления семи Вселенских соборов. Церковь молится об обращении заблуждающихся и о сохранении чад своих в истинной вере Христовой. Особое место в службе занимает чин анафематствования лиц, совершивших, по мнению Церкви, тяжкие прегрешения перед Православной Церковью или зараженных еретическими заблуждениями.
Церковнослужители объясняют, что анафема — это факт того, что сам человек выбрал путь, отличный от пути с Церковью, она ни в коем случае не переводит человека в разряд плохого и хорошего. Но для истинных верующих анафема считается страшнейшим наказанием.
При предании анафеме, отлученный ограждается от Святых Таинств и исключается из числа верующих.
В России в разное время были преданы анафеме Е. Пугачёв, И. Мазепа, протопоп Аввакум. В новейшей истории Русской Православной Церкви были анафематствованы: Лев Толстой как проповедующий «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской» (Святейшим Синодом в феврале 1901); «творящие беззакония и гонители веры и Церкви Православной» (1918); несколько священников «публично похуливших Имя Божие» (1959, 1960); те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 году; те, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологии и т. п. (1994); монах Филарет (Денисенко), который дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины» (1994); Глеб Павлович Якунин, после неоднократных увещеваний и предупреждений о бесчинном ношении иерейского креста после лишения сана (Архиерейским Собором 1997). Многие имена из списка позже были исключены. Но вот, например, Л.Н.Толстой до сих пор остается в этом списке потому, что даже перед смертью не отрекся от своих, опасных для Церкви, убеждений.
Предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти. Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971 г.
12 анафематствований «Чина Торжества Православия», как они провозглашались до 1917 года:
1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
2. Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
3.Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога: анафема.
4. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
5. Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
7. Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
8. Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
9. Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
10. Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
11. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
12. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.
Основной смысл празднования Торжества Православия
Икона Торжество Православия. (фрагмент — Императрица Феодора и император Михаил III). Византия, первая половина XV века.
Церковь не случайно велела нам праздновать Торжество Православия в 1-е воскресенье Великого Поста, а значит вспоминать об одном большом церковном историческом событии – победе иконопочитания. Мы вспоминаем его потому, что оно имеет глубочайший догматический смысл. Господь Иисус Христос — Бог Слово принял естество человеческое, и поэтому когда Церковь зовёт поклониться образу Иисуса Христа на иконе, на образе, мы поклоняемся Божественной Его природе и Образу Божию в нас тоже. Образу Божию в человечестве, Образу Божию и человеческому естеству в Иисусе Христе, человеческому естеству, которое так близко к Богу в каждом из нас.
Слово икона – греческое и по-русски означает «образ», «изображение». Священное предание гласит, что сам Иисус Христос первым дал людям Свой видимый образ.
Правивший во время земной жизни Господа Иисуса Христа в сирийском городе Эдесса царь Авгарь был тяжко болен проказой. Услышав, что в Палестине находится великий «пророк и чудотворец» Иисус, который учит о Царствии Божьем и исцеляет любые болезни, Авгарь уверовал в Него и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу письмо Авгаря с просьбой о исцелении и нарисовал портрет Иисуса. Художник отыскал Иисуса, Но сделать «портрет» не смог «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему пришел сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил его к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. Получив этот Святой Образ — первую, Самим Господом сотворённую икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою получил исцеление.
Икона — прежде всего священный предмет. Изображенный на ней лик получает, по правилу Церкви, имя через надписание. Этим икона усвояется тому, кто на ней изображен, восходит к своему первообразу и становится причастной его благодати, так что при недостойном, небрежном обращении с иконой оскорбляется не живопись, а тот, чье имя она получила, ее первообраз.
Икона есть образно выраженная молитва, и понимается она, главным образом, через молитву. Она рассчитана только на молитвенно предстоящего перед ней верующего. Ее назначение — содействовать молитве. В молитвенном созерцании иконы мы имеем общение с Первообразом, не смешивая цель и средство; видимое постигаем через невидимое, земное через небесное. «Никто не будь столь безумен, чтобы истину и тень ее, архетип и изображение его, причину и следствие мыслить по существу тождественными» (св. Федор Студит). Как мы чтим Библию, не поклоняясь «естеству кож и чернил», но Слову Божьему, заключенному в ней, так мы почитаем в иконе не краски и доски, а Того, чей образ написан этими красками на этой доске. Честь, воздаваемая иконе, относится к Первообразу.
Материал подготовил Сергей Шуляк
Источник: hram-troicy.prihod.ru
Икона (2012)
Закон Божий. О святых иконах
Мифы и легенды. Торжество Православия (ТК Столица 2009-03-06):
Лекция А.Кураева «Мир иконы»:
Толкования и изречения святых отцов:
Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными.
(Ин. 8, 31-32)
* * *
Божественная Истина вочеловечилась, чтоб спасти Собою нас, погибших от принятия и усвоения убийственной лжи. Если пребудете в слове Моем, — вещает Она, — то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 31-32). Прeбыть верным учению Христову может только тот, кто с решительностью отвергнет и постоянно будет отвергать все учения, придуманные и придумываемые отверженными духами и человеками, враждебные учению Христову, учению Божию, наветующими целость и неприкосновенность его. В неприкосновенной целости хранится откровенное учение Божие единственно и исключительно в лоне Православной Восточной Церкви. Аминь.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
* * *
Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело.
(Святитель Иоанн Златоуст)
«Торжество православия». Иконы.
ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:
- Торжество православия
- Анафемы Торжества Православия
Просмотрено (2271) раз